Немецкая колония гражданка. Панорама Гражданка (исторический район)

Гражданка

Сегодня Гражданкой принято называть обширный район новостроек, простирающийся от проспекта Непокоренных к северу до Суздальского проспекта. Однако исторически Гражданка занимала гораздо меньшую территорию, причем существовало несколько поселений, которые располагались рядом и плавно перетекали друг в друга – Дорога в Гражданку, Колония Гражданка (она же Немецкая Гражданка) и Русская Гражданка. Бок о бок здесь многие десятилетия жили люди самых разных национальностей, главным образом – русские и немцы.

Территориально все три поселения – Дорога в Гражданку, Колония Гражданка (Немецкая Гражданка) и Русская Гражданка – располагались вдоль теперешнего Гражданского проспекта. На картах Петербурга начала ХХ в. и последующих десятилетий эта трасса обозначалась под названием «Гражданская дорога». В некоторых справочниках 1950-х – начала 1960-х гг. всю Гражданскую дорогу делили на несколько участков по тем поселениям, которые находились вдоль дороги. От нынешнего проспекта Непокоренных примерно до улицы Фаворского трасса звалась «Дорога в Гражданку», примерно от улицы Фаворского до улицы Гидротехников – «Колония Гражданка», а от улицы Гидротехников примерно до дома № 80 по Гражданскому проспекту – «улица Русская Гражданка».

Таким образом, точные границы поселений вдоль нынешнего Гражданского проспекта определить довольно сложно, поэтому мы можем лишь условно обозначить их, тем более что различные историки и краеведы порой противоречат друг другу.

Исторически название «Гражданка» было связано с близостью к городу и часто звучало как «Горожанка». По некоторым данным, поселение под названием «Горожанка» возникло еще в конце XVIII в. на дороге, которая вела из Петербурга к Мурино. Основал деревню Горожанку на землях своего обширного муринского имения Александр Романович Воронцов, переселив сюда русских крепостных крестьян с северных и центральных регионов России. Эта деревня указывалась на картах 1817 и 1834 гг. Впоследствии, когда рядом возникла Колония Гражданка, или Немецкая Гражданка, деревня Горожанка стала Русской Гражданкой. Согласно статистическим данным 1786 г., в деревне Гражданке, входившей в состав муринского имения Воронцовых, насчитывалось 6 дворов, 28 душ мужского пола и 15 душ женского пола.

Немецкие колонисты обосновались в этих местах в 1820-х гг., создав Колонию Гражданку – одно из многочисленных поселений немцев в предместьях Петербурга. Поселение основали немцы, переехавшие из других колоний, где земли уже не хватало. В 1827 г. братья Вализеры из Ново-Саратовки купили большой участок земли на территории между деревней Мурино и Спасской мызой. Впоследствии именно этот год, 1827-й, считался годом основания Колонии Гражданка. Уже к июлю 1829 г. колонисты построили здесь пятнадцать домов.

Затем к братьям Вализерам присоединились немцы из других колоний, и Гражданка стала расширяться. Здесь обосновалось несколько старинных немецких родов – Аманы, Фогельгезанги, Шеферы, Бичи, Бауэры, Вализеры, Эйдемиллеры, Эргардты, Юнги. Невдалеке от Гражданки, за деревней Ручьи, возникло небольшое селение немецких колонистов, название которого шло от немецкой фамилии Бич. Его называли «деревня Бичи» или «хутор Бич» (о нем уже упоминали выше).

К северу от Колонии Гражданка выросло русское село – Русская Гражданка, а позже вблизи дороги, связывавшей Гражданку с Петербургом, возникло еще одно поселение, где жили русские, финны и немцы – называлось оно Дорога в Гражданку. Как уже говорилось, территориально все три поселения располагались вдоль теперешнего Гражданского проспекта.

В 1838 г. в Колонии Гражданке насчитывалось 90 душ, из них 43 – мужского пола и 47 – женского. По данным 1856 г., в колонии было 15 дворов и 44 мужчины, а к 1930 г., по воспоминаниям старожилов, – до 50 дворов, численность населения составляла около 200 человек.

Прежнюю Гражданку можно полным правом назвать «территорией веротерпимости», или, как сегодня принято говорить, толерантности. Очень важно, что для Петербурга, который с самого своего основания являлся многонациональным и многоконфессиональным городом, подобное мирное сосуществование людей различных национальностей не являлось чем-то из ряда вон выходящим.

Современники уважительно отзывались о немецких колонистах, подчеркивали их трудолюбие и выносливость, отмечали образцовую чистоту и порядок на мощеных улицах. Немецкие колонисты занимались сельским хозяйством, ведя его с немецкой педантичностью и тщательностью. Их поселения славились картофелем, молочными продуктами и овощами. Занимались также колонисты садоводством, разводили клубнику. Кроме того, они занимались «питомническим промыслом», принимая на воспитание «незаконнорожденных детей», попавших в петербургский Воспитательный дом.

Летом Гражданка превращалась в недорогое дачное место. Правда, здесь было немало минусов – отсутствие воды для купания, не совсем удобное сообщение с Петербургом, беспрестанная езда по дороге окрестных крестьян, доставляющих свои сельские продукты в Петербург. А самое главное – устойчивый завоз навоза с колонистских полей, поскольку немцы вывозили в качестве удобрения на поля отходы из петербургских выгребных ям. В остальном – просто благодать: обилие свежих молочных продуктов и – никаких пьяных драк.

Попадая в Гражданку, петербуржец оказывался как будто совсем в другом мире. «Колонист тщательно выбрит, одежда у него немецкого покроя, а колонистки являются в город, на рынок, в неизбежных чепчиках… – писал в 1903 г. знаток столичного быта журналист Анатолий Бахтиаров. – Фасон чепчика, вывезенного некогда из своего отечества, колонистка строго сохраняет и передает из поколения в поколение…» А вот как описывал Анатолий Бахтиаров Гражданку: «Дома довольно большие, в два этажа; обшиты тесом; впереди небольшой садик, в котором разбиты клумбы с цветами. Все дома построены по одному типу с неизбежными двумя балконами по фасаду. Заборы и палисадники, выкрашенные белой краской, стоят прямо, ровно, точно вытянулись в струнку».

С давних пор петербургские немцы всегда справляли ночь на Ивана Купалу. Проходил такой праздник и в Гражданке. «Все гуляние состояло в том, что на небольшой площади собиралась толпа местных обывателей-колонистов и под звуки гармоники отплясывали разные кадрили и польки, – не без иронии описывал в июне 1886 г. праздник в Гражданке репортер „Петербургского листка“, – в другом месте ходил хоровод из русских, в котором принимали участие кухарки, дворники и кучера дачников; дальше играли в горелки местные дачники, студенты и т. п. Все эти увеселения окружала толпа милых дачниц и их кавалеры, которые приехали к 12 часам ночи, чтобы встретить по народному день Ивана Купала. В окружности стояло несколько торговцев с орехами, пряниками и мороженым… Вот и все гуляние, и вся прелесть. Никаких бочек смоляных, никаких исканий папоротника!»

В религиозном отношении Колония Гражданка относилась к Ново-Саратовскому приходу, здесь находилась лютеранская кирха Св. Николая. Ее построили в 1900 г. на пожертвования прихожан-колонистов в честь тезоименитства императора Николая II. Кирха имела адрес «Колония Гражданка, 28» и находилась на земле колонистов Шеферов («шеферской земле») – на углу центральной улицы и Шеферского переулка. В современных координатах – недалеко от пересечения нынешних Гражданского проспекта и улицы Гидротехников, немного южнее того места, где сейчас расположено здание телефонной станции. Еще точнее – на месте северной части дома № 24 по Гражданскому проспекту.

Лютеранская кирха Св. Николая на Гражданке. Фото начала ХХ в. из архива Н.Я. Фогельгезанга

Церковь закрыли в декабре 1935 г. Акт передачи здания церкви Выборгскому районному жилотделу датирован 13 января 1936 г. Чуть раньше, 5 января, оформили акт передачи имущества церкви райсовету и в Музейный фонд, куда отдали два флага XIX в. и Библию 1670 г. 16 января 1936 г. датировался акт приемки церковных книг Ленинградским отделом Государственной книжной палаты.

После того как кирху закрыли, в ней устроили общежитие. Бывшее церковное помещение разделили на два этажа, устроили комнатную систему. Прекрасный орган, стоявший в кирхе, безжалостно разбили. По словам старожилов, возле бывшей кирхи дети еще долго находили трубочки от органа, с которыми родители им строго запрещали играть. Здание бывшей кирхи простояло долго, до самой реконструкции Гражданки. Лишенное башенки со шпилем, крыльца и всех церковных атрибутов, оно выглядело просто как большой двухэтажный бревенчатый жилой дом. Его разрушили вместе со всей старой застройкой в 1967 – 1968 гг.

Среди местных достопримечательностей была легендарная могила Карла и Эмилии, находившаяся неподалеку от Колонии Гражданки, у пересечения Костромской улицы (ныне – ул. Гидротехников) и проспекта Бенуа (ныне – Тихорецкий пр.). Как известно, согласно старинной легенде, родители не позволяли страстно любившим друг друга молодым людям жениться, и тогда влюбленные, отчаявшись добиться родительского согласия, покончили с собой. В основе легенды о Карле и Эмилии лежала реальная история, произошедшая в августе 1855 г., героями которой стали молодые влюбленные из немецкой Колонии Гражданка.

Своеобразный отпечаток на жизнь Гражданки наложил расположенный по соседству Политехнический институт – своего рода «Петербургский Кембридж». Он был центром, вокруг которого группировалась интеллигенция, селились студенты и преподаватели. Нередко студенты снимали жилье и на Гражданке.

Могила Карла и Эмилии, открытка начала ХХ в.

С Политехническим институтом связана и таинственная история, произошедшая вблизи Гражданки вскоре после Февральской революции. Выполняя специальное распоряжение Временного правительства, в лесу пытались сжечь извлеченные из могилы в Царском Селе останки Григория Распутина, дабы лишить приверженцев монархии одного из символов старого режима. Действо в лесу не принесло результата, и останки «старца» сожгли в котельной Политехнического института, о чем был составлен акт, который ныне находится в Музее политической истории России.

Соседнее с Гражданкой Лесное являлось в начале ХХ в. крупнейшим под Петербургом центром заведений благотворительности и милосердия. Немало приютов находилось и на Гражданке.

Центром православной жизни на Гражданке, кроме церкви Федора Стратилата, служили церкви подворья Лютикова Свято-Троицкого мужского монастыря Калужской епархии, находившиеся недалеко от пересечения Дороги в Гражданку и Большой Спасской улицы (ныне это пересечение Гражданского проспекта и проспекта Непокоренных).

Свой необычный немецко-русский колорит Гражданка сохраняла вплоть до начала Великой Отечественной войны. Хотя немецкая «идиллия» на Гражданке завершилась после начала Первой мировой войны, и на питерских немцев стали коситься как на соплеменников «злейших врагов России». Затем – первое послереволюционное раскулачивание. Тем не менее любопытный образ Колонии Гражданка, «до наших дней сохранившей свой язык, обычаи и несколько замкнутый образ жизни», можно найти даже в путеводителе по Ленинграду 1940 г.

Жители Гражданки на празднике 100-летия Колонии. Из семейного архива Т.В. Баймлер

Интересно, что немецкое население Гражданки не отличалось однородностью: как всегда и везде, существовало имущественное расслоение на более бедных и более обеспеченных. По воспоминаниям старожилов, к более-менее зажиточным семействам относились Фогельгезанги. Самыми богатыми домами в Колонии Гражданка считались № 3 (Фогельгезанги), № 4 и № 35 (Эргардты). Другие роды считались не такими обеспеченными, но от этого они не были менее уважаемыми. К примеру, про Аманов в Гражданке говорили, что они «богаты не были, но уважаемы были».

Как известно, жители деревень кроме имен и фамилий нередко носят меткие прозвища, порой накрепко «приклеивающиеся» к человеку. Существовало такое и в Гражданке. По воспоминаниям старожилов, хотя большинство немецких колонистов занимались земледелием, за их фамилиями закрепились прозвища, которые шли с очень давних времен. В них не присутствовало ничего обидного и уничижительного. К примеру, Вализеров называли «сапожниками», а Аманов – «музыкантами»…

В августе 1927 г. на Гражданке необычайно торжественно отмечался столетний юбилей колонии. Вся колония украсилась флажками, перетянутыми через дорогу, а на обоих концах колонии поставили арки с надписями «1827 – 1927».

По воспоминаниям старожилов Гражданки, немецкая Гражданка жила полнокровной жизнью. В доме № 9 находился клуб. В нем действовали драмкружок и театр под руководством знаменитого режиссера А.А. Брянцева – основателя ТЮЗа. В Колонии существовал духовой оркестр, состоявший из нескольких оркестров различных возрастов – юношеский, среднего возраста и ветеранов. После того как в клубе случился пожар, спектакли, танцы и собрания происходили в помещении пожарной команды – «пожарки» (Дорога в Гражданку, дом № 31).

Школа № 111. Фото конца 1930-х гг. Из личного архива Н.Б. Колосовой

Важнейшие вопросы жизни Колонии решались ее управлением – старостой, заседателями и десятскими, а также общими сходами. По воспоминаниям старожилов, у многих потомков колонистов сохранилась в памяти система оповещения о сходах «из дома в дом», для которой использовались дети. Сходы и собрания проводились в «пожарке», она также служила культурным центром Гражданки.

В 1937 г. на Гражданке открылась школа-семилетка (под № 111) по адресу: Дорога в Гражданку, 7. Четырехэтажное каменное здание школы построили по типовому проекту, разработанному в архитектурной мастерской, возглавлявшейся архитектором А.И. Гегелло. Сегодня бывшее школьное здание является единственной уцелевшей постройкой довоенной Гражданки.

В 1938 г. неподалеку появилась еще одна школа – на Большой Спасской улице, под № 121 (впоследствии – № 514). Автором проекта стал уже известный нам архитектор А.С. Никольский. Современный адрес – пр. Непокоренных, 12. Торжественное открытие школы состоялось 3 ноября 1938 г., за несколько дней до 21-й годовщины Октябрьской революции.

Борьба с религией в годы «воинствующего безбожия», к сожалению, не обошли стороной Гражданку и ее окрестности. Жертвами этой борьбы пали и лютеранская церковь на Гражданке, и почти все православные храмы в ближайших окрестностях. Весной 1934 г. закрыли Тихвинский храм возле пересечения нынешних Гражданского проспекта и проспекта Непокоренных. Осталась действующей лишь деревянная Троицкая церковь.

Не обошли Гражданку стороной и времена сталинского беззакония и произвола. С начала 1930-х гг. прошлась по Гражданке и соседним Ручьям коллективизация. «Черными воронками» запомнился жителям зловещий 1937 год. Жертвами сталинских репрессий стали жители Гражданки всех национальностей. Сгинули в сталинских лагерях и многие из священнослужителей лютеранской кирхи Гражданки.

Страшным испытанием стала Великая Отечественная война. Жители Гражданки в полной мере разделили все страшные тяготы ленинградской блокады – бомбежки, обстрелы, страшную первую блокадную голодную зиму.

Во время войны на Гражданке разместилось несколько важных для обороны Ленинграда военных объектов. С осени 1941 г. появился военный аэродром. Дело в том, что после начала блокады авиация Балтийского флота оказалась лишенной большинства своих аэродромов, поэтому срочно требовались новые площадки, пригодные для посадки боевых самолетов. Одну из таких площадок подготовили на месте опытного поля совхоза «Ручьи». Во время блокады она стала главной авиабазой Балтийской ударной авиации. Отсюда взлетали самолеты, защищавшие небо над Дорогой жизни.

По воспоминаниям старожила деревни Ручьи Валентина Андреевича Трофимова, «три взлетно-посадочные полосы аэродрома „Гражданка“ проходили вдоль лесопарковой границы и нынешней улицы Бутлерова. Были построены ангары для самолетов, располагавшиеся в шахматном порядке вдоль нынешнего Северного проспекта. На склонах южного берега ручья были вырыты окопы и построены дзоты, которые использовались как мастерские для мелкого ремонта самолетов. Других строений на аэродроме не было. Серьезные ремонты самолетов производились в ремонтной мастерской на территории номерного завода у нынешней площади Мужества».

Во время войны погибших летчиков-балтийцев, вылетавших на боевые задания с аэродрома «Гражданка», хоронили на кладбище в соседнем поселке Мурино. Однако поиск имен погибших летчиков, защищавших Ленинград, начался только в 1960 – 1970-х гг. В 1971 г. здесь воздвигли первый обелиск с именами погибших. С годами число обелисков с найденными именами увеличивалось. В 1981 г. разрозненные обелиски объединили в единый мемориал.

В школе № 111 на Дороге в Гражданку, 7, осенью 1941 г. разместился 3-й отдельный учебный танковый батальон. Он входил в состав 12-го учебного танкового полка, сформированного 29 июня 1941 г. Полк выполнял задачи ускоренной подготовки танкистов для восполнения боевых потерь в танковых частях. За годы войны полк подготовил более 22 тысяч танкистов, сформировал 13 маршевых батальонов, 2 танковых полка и одну танковую бригаду. В танковой школе на Гражданке нашли приют несколько осиротевших ребят, которые стали «сынами полка».

На первом и втором этажах школы размещались учебные классы танковой школы, на третьем этаже жили танкисты, а на четвертом поместили госпиталь для легкораненых воинов Ленинградского фронта. После выздоровления они становились курсантами танкового батальона. Кроме того, в самые тяжелые месяцы блокады в этот госпиталь поступали люди, больные дистрофией, ослабевшие от голода.

Важную роль на Гражданке в годы блокады играла Троицкая церковь на углу Большой Спасской улицы (пр. Непокоренных) и Дороги в Гражданку (Гражданский пр.). С середины 1930-х гг. она являлась практически единственным действующим храмом на севере Ленинграда – все остальные были закрыты. Действовала она и во время войны (и даже стала инициатором сбора средств на танковую колонну), так что ее по праву можно было бы считать настоящей блокадной реликвией. Церковь снесли в 1966 г. в связи с расширением проспекта Непокоренных – так с 1964 г. именовалась Большая Спасская улица…

Немецкие жители Гражданки во время войны разделили судьбы репрессированных в сталинское время народов. Сразу же после начала Великой Отечественной войны «советские немцы» оказались меж двух огней. Власть рассматривала их как пресловутую «пятую колонну» и делала все, чтобы ликвидировать остатки национальных автономий и выселить немцев подальше от фронта: в Сибирь, Казахстан, на Урал.

Троицкая церковь, фото Кирилла Владимировича Овчинникова, 1964 г.

Принудительное выселение немецкого населения в Гражданке началось в августе 1941 г. Тех немцев, кого не успели депортировать до начала блокады, выслали в ходе специальной операции войск НКВД в марте 1942 г. Местами расселения немцев Гражданки, оказавшихся на положении «спецпереселенцев», стали главным образом Сургут и Красноярск.

Старожилы тех мест и сегодня могут рассказать о трудолюбивых, выносливых и педантично аккуратных ленинградских немцах, оказавшихся в этих краях. После войны выселение немцев объявили вечным, возвращаться им запретили. Лишь немногим удалось вернуться после начала хрущевской «оттепели». Многие гражданские немцы остались жить в Сибири, обзавелись там семьями. В Сургуте и Красноярске и сегодня живут потомки колонистов с Гражданки.

После войны власти сделали все, чтобы стереть память о немецком прошлом Гражданки. Буквально камня на камня не было оставлено от старого лютеранского кладбища (восточнее нынешней улицы Бутлерова), на котором покоились поколения немецких колонистов, живших в Гражданке.

Сегодня на Гражданке и в ее ближайших окрестностях имеются несколько сооружений, напоминающих о трагических днях ленинградской блокады. О существовании аэродрома на Гражданке напоминает памятник. Надпись на нем гласит: «Здесь в 1941 – 1943 годах находился аэродром „Гражданка“, с которого летчики Краснознаменной Балтики защищали ленинградское небо». Еще два мемориальных знака носят условные названия «блокадные колодцы». Один из них в виде барельефа на стене здания находится на бывшей Большой Спасской улице – недалеко от пересечения нынешних Гражданского проспекта и проспекта Непокоренных.

Вид нечетной стороны Колонии Гражданка. Фото конца 1940-х гг. Из архива Н.Я. Фогельгезанга

И, конечно, говоря о блокаде, нельзя не обойти тему блокадных захоронений. Жителей Гражданки и ближайших окрестных мест, умерших и погибших во время блокады, хоронили на Пискаревском и Богословском кладбищах…

Еще двадцать лет после войны просуществовала старая Гражданка, пока не начались реконструкция и превращение ее в безликий и заурядный «спальный район» новостроек. Тогда еще стояли на Гражданке одно– и двухэтажные деревянные дома, украшенные резьбой. Жизнь тут была тихая и размеренная, а сама Гражданка походила больше на полусельский-полугородской пригород.

После войны по соседству со старой деревенской Гражданкой стал возникать своего рода «ленинградский Академгородок», начало которому было положено еще в первые десятилетия ХХ в. появлением в этих местах Политехнического института и Физико-технического института. Этот процесс продолжался в 1930-х гг. и с новой силой развернулся после войны и особенно в 1950-е гг. Здесь разместились ВНИИ Телевидения, Агрофизический институт, Институт гидротехники им. Б.Е. Веденеева, Институт постоянного тока. И потом на Гражданке не переставали появляться самые различные научные и научно-исследовательские учреждения. На Политехнической улице появились Котлотурбинный институт им. И.И. Ползунова и Институт хирургии туберкулеза.

На рубеже 1950 – 1960-х гг. на Гражданке стали появляться первые дома новостроек. На углу Гражданского проспекта и проспекта Науки появился городок из небольших малоэтажных домов, который окрестные жители окрестили «самстроем» (ему посвящен отдельный очерк в этой книге).

При массовом жилищном строительстве 1960-х гг. деревенская застройка Гражданки срезалась «под нож». Тогда не возникало сомнения, что все происходит правильно: на месте «ветхих» деревянных лачуг и огородов строятся новые районы, тысячи людей переселяются из коммуналок в маленькие, но все-таки отдельные и довольно комфортные квартиры. Тоска, ностальгия по исчезнувшей, дорогой и милой сердцу «малой Родине» пришла гораздо позже.

Почти все старые улицы Гражданки исчезли: иные совсем «растворились» в новостройках, другие стали просто внутриквартальными проездами. Названия новых магистралей на Гражданке были связаны с академическим характером северного пригорода: здесь появился проспект Науки, а улицы, пересекающие его, получили имена выдающихся ученых.

Возникший новый «спальный район» новостроек Гражданки не отличался однородностью. Символической границей стал Муринский ручей. Он разделил новостройки Гражданки на две части, которые жители окрестили как «ГДР» и «ФРГ», по аналогии с двумя государствами – советским и капиталистическим, существовавшими в те времени на территории Германии. Новостройки севернее Муринского ручья называли «ГДР», что расшифровывалось как «Гражданка Дальше Ручья», а территория от проспекта Непокоренных получила название «ФРГ» – «Фешенебельный Район Гражданки». В этом противопоставлении заключался известный смысл, и сегодня это уже тоже часть истории Гражданки…

В 1970-х гг. на Гражданке появились станции метро «Академическая» (1975 г.) и «Гражданский проспект» (1978 г.), а у пересечения Гражданского проспекта с проспектом Науки и улицы Бутлерова с проспектом Науки стал возникать новый общественный центр района. В его состав вошел, в частности, кинотеатр «Современник», открытый еще в 1969 г. С 1998 г. в здании бывшего кинотеатра размещается казино «Goodwin».

С 1970-х гг. Гражданка стала одним из спортивных центров Ленинграда. На улице Бутлерова, у кромки Пискаревского лесопарка, в 1974 – 1976 гг. построили Дворец спортивных игр «Зенит» (ул. Бутлерова, 9), спроектированный под руководством архитектора Г.П. Морозова и инженера О.А. Курбатова. А недалеко от Дворца, на улице Верности, находится детская футбольная школа «Смена» (дом № 21). Здание школы возвели в 1977 г. по проекту архитектора С.П. Одновалова.

…Сегодня новостройки Гражданки – это престижный и комфортный для проживания «спальный район», в нем обитают десятки тысяч петербуржцев. Центром района служит, безусловно, Гражданский проспект практически на всем его протяжении, а ядро составляют торгово-развлекательные «зоны» у станций метро «Академическая» и «Гражданский проспект». На берегу Муринского ручья, на пересечении Гражданского проспекта и проспекта Луначарского, вырос красивый храм Сретения Господня.

На протяжении последних десяти лет на Гражданке появилось немало новых жилых зданий. Некоторые из них своим внешним видом выгодно отличаются от типовой застройки 1960 – 1970-х гг. и, возможно, смогут стать новыми достопримечательностями Гражданки.

В 2005 г. муниципальный совет округа «Гражданка» стал первым в Петербурге органом местного самоуправления, который приобрел собственные геральдические символы. В том году флаг и герб Гражданки были зарегистрированы в Геральдическом совете при президенте России (№ 1978).

24 мая 2007 г. впервые в истории состоялось торжественное присуждение звания «Почетный житель Гражданки». Его удостоились три человека: Михаил Амосов – доцент Санкт-Петербургского государственного университета, депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга 1-го, 2-го и 3-го созывов от Гражданки; Валентин Муравский – руководитель группы «Поиск» общества «Мемориал», открывший для россиян захоронение жертв репрессий «Левашовская пустошь»; Светлана Рожнова – учитель 473-й школы, отличник народного просвещения.

ГРАЖДАНКА «Гражданкой» сегодня называют обширный район новостроек, простирающийся от проспекта Непокоренных к северу – до Суздальского проспекта. Однако исторически Гражданка занимала гораздо меньшую территорию, причем существовало несколько поселений, они

Гражда́нка - исторический район в Калининском районе Санкт-Петербурга. Располагается между улицами Верности, Бутлерова, Фаворского, Гжатской, проспектом Науки, улицей Вавиловых, Северным, Светлановским проспектами, Окружной и Приозерской железнодорожными линиями. На западе к Гражданке примыкают Шувалово-Озерки, на юго-западе - Сосновка, на юге - Пискарёвка, на востоке - Ручьи, на северо-востоке - посёлок Мурино Всеволожского района Ленинградской области.

Получил название от одноимённой деревни. От этого названия также произошли названия Гражданского проспекта (ранее Гражданская дорога), являющегося центральной магистралью района, и муниципального округа Гражданка.

Деревня Гражданка была основана в 1782 году (XVIII век) графом А. Р. Воронцовым, в окрестности принадлежавшей ему деревни Мурино. В ревизских сказках за 1795 год написано: «после 4 ревизии вновь заведено в 1782 году селение при оном же селе Мурино под названием „Гражданка деревня“». Граф Воронцов, основав поселение, заселил его купленными крепостными крестьянами - русскими и эстляндцами-лютеранами, число которых в последующие годы снижается, и потом упоминания о них исчезают. Упоминается в 1786 году в деле о постройке церкви Св. Екатерины в Мурино: «деревня Городня, в оной 6 дворов, число душ мужеска 28, женска 15, от Самусония в 6-ти, а от мызы [Мурино] в 4-х верстах». Просторечное название Городня может происходить от слова «ограда, огороженная земля», и быть связано с более поздним названием Горожанка, под которым деревня упомянута на карте 1817 года. В 1827 году рядом с деревней Гражданка, на старой Муринской дороге (на участке между нынешними улицами Фаворского и Гидротехников), возникла немецкая Колония Гражданка. К северу от этой колонии, в свою очередь, образовалось село Русская Гражданка, которое за нынешним проспектом Науки плавно перетекало в деревню Ручьи (располагавшуюся по обеим сторонам Муринского ручья), а к югу от колонии, вблизи нынешнего проспекта Непокорённых - поселение со смешанным национальным составом (русские, финны, немцы) под названием Дорога в Гражданку. В 1960-е годы происходила активная застройка южной части района (от проспекта Непокорённых до Муринского ручья). В 1970-е годы, при активной застройке северной части района, эти две части, по аналогии с двумя частями Германии, получили в народе шутливые названия «ФРГ» и «ГДР». «ФРГ, Фешенебельный Район Гражданки» - благоустроенная южная часть с уже развитой к тому времени инфраструктурой и более удобным транспортным сообщением, «ГДР, Гражданка Дальше (Муринского) Ручья» - часть района с менее благоприятными для жизни условиями, застроенная по проекту Г. Н. Булдакова.

Упоминания в поп-культуре

Район упоминается в одноименной песне группы «ДДТ» с альбома «Метель августа», в композиции уроженца Санкт-Петербурга Ивана Жука (Наеховичи) «Солнце встаёт над Гражданкой», в песне группы группы Пилот «Dead Мороз!», в песне группы «Бивни» «Мешки».

История Гражданки началась в конце XVIII века, когда по дороге из Петербурга в деревню Мурино появилась деревня «Горожанка». Основателем Горожанки стал граф Александр Романович Воронцов, переселивший сюда своих крепостных из северных и центральных регионов России. На 1786 год в Горожанке насчитывалось шесть дворов, где проживало 28 душ мужского поля и 15 душ женского поля.

В 1820-хх годах неподалеку от русской деревни появилась немецкое поселение - Колония Гражданка. Ее жителями стали русские немцы, отъехавшие из других колоний, где уже не хватало земли. Первыми жителями Гражданки стали братья Вализеры из Новой Саратовки, поселившиеся тут в 1827 году. Затем, к ним подселились еще несколько представителей старых русско-немецких фамилий - Аманы, Фогельгазанги, Бауэры, Бичи и другие. Видимо под влиянием названия немецкой колонии, близлежащую деревню Горожанку тоже стали называть Гражданкой. Таким образом, первоначально, Гражданки было две - Русская и Немецкая. Позднее, к ним добавилась еще деревня Дорога в Гражданку. В ней было смешенное население, состоявшее из русских, финнов и немцев.

Разумеется, лучше всего была задокументирована жизнь Немецкой Гражданки, жители которой выращивали картофель, овощи и изготовляли различные молочные продукты. Еще одним источником доходов немцев был «питомнический промысел». Колонисты принимали на воспитание «незаконнорожденных детей» из петербургского воспитательного дома.

Стоит ли говорить о том, что в Немецкой Гражданке царил исключительный порядок? «Дома довольно большие, в два этаж; обшиты тесом; впереди небольшой садик в котором разбиты клумбы с цветами. Все дома построены по одному типу с неизбежными двумя балконами по фасаду. Заборы и палисадники выкрашены белой краской, стоят прямо, ровно, точно вытянулись в струнку». «Колонист, тщательно выбрит, одежда у него немецкого покроя, а колонистки являются в город на рынок, в неизбежных чепчиках… Фасон чепчика некогда вывезенный из своего отечества, колонистка строго сохраняет и передает из поколения в поколение…»

Летом в Гражданку любили приезжать дачники. Хотя в колонии была проблема с купанием, а так же присутствовал постоянный запах навоза, с полей колонистов, на практике эти недостатки искупались обилием молочных продуктов и отсутствием пьяных драк.

Известной местной достопримечательностью была могила Карла и Эмилии. По легенде, возлюбленные, отчаялись получить родительское благословение на брак и утопились. Их захоронение находилось на пересечение ул. Гидротехников и Тихорецкого проспекта.

Немецкая Гражданская продолжала существовать до Второй мировой войны. В августе 1927 года колония торжественно отметила свое столетие. В честь этого события была даже воздвигнута триумфальная арка с надписью «1827-1927». А в 1937 году в Немецкой Гражданке была построена каменная школа-семилетка по типовому проекту А. Гегелло. На сегодняшний день, это единственное уцелевшее здание довоенной Гражданки.

С началом Блокады Ленинграда, население Немецкой Гражданки было выселено в Сургут, а в самом районе появилось несколько военных объектов. Так на Дороге в Гражданку разместился 3-ий отдельный учебный танковый батальон. Здесь же был построен военный аэродром авиации Балтийского флота. По воспоминаниям местных жителей: «три взлетно-посадочные полосы аэродрома «Гражданка» проходили вдоль лесопарковой границы и нынешней улицы Бутлерова. Были построены ангары для самолетов, располагавшиеся в шахматном порядке вдоль нынешнего Северного проспекта. На склонах южного берега ручья были вырыты окопы и построены дзоты, которые использовались как мастерские для мелкого ремонта самолетов. Других строений на аэродроме не было. Серьезные ремонты самолетов производились на территории номерного завода у нынешней площади Мужества». В 1981 году на месте бывшего аэродрома был установлен мемориал.

После войны, старая Гражданка просуществовала еще 20 лет. В начале 1960-хх годов старые деревянные дома стали сносить, а на их месте появились новые жилые районы. Исчезли и почти все старые улицы Русской Гражданки, Немецкой Гражданки и Дороги в Гражданку. На их месте пролегли проспекты названные главным образом именами ученных, - ведь недалеко располагался и Институт Йоффе.

В советское время территория Гражданки делилась на две части, которые в народе называли «ГДР» и «ФРГ». К «ГДР» относились новостройки севернее Муринского ручья, а сокращение расшифровывалось как «Гражданка дальше Ручья». Территория от Муринского ручья до проспекта Непокоренных принадлежала ФРГ или «Фешенебельному району Гражданки».

В 1975-ом году на Гражданском проспекте появилась станция метро «Академическая», а в 1978-ом году - «Гражданский проспект». В то же десятилетие Гражданский проспект стал одним из спортивных центров Ленинграда. Здесь были построены Дворец спортивных игр «Зенит» и детская футбольная школа «Смена».
Сегодня, Гражданка это престижный спальный район Петербурга, центром которого является Гражданский проспект, ось, на которой некогда стояли три деревни…

Гражданкой называется историческая часть территории современного Калининского района Санкт-Петербурга, которая ранее состояла из расположенных рядом нескольких поселений – Дорога в Гражданку, Немецкая Гражданка и Русская Гражданка. Название «Гражданка» связано непосредственной близостью к Санкт-Петербургу и также ранее употреблялось как «Горожанка».

Впервые поселение деревня Горожанка (Гражданка) возникло в конце XVIII века на дороге из Мурино в Санкт-Петербург. Основал поселение граф А.Р.Воронцов на землях своего имения. В начале XIX века рядом с деревней Гражданкой появилась Колония Гражданка или Немецкая Гражданка, которая была заселена большей частью переселенцами из княжеств тогдашней разделенной Германии. Немцы-переселенцы называли свои поселения колониями, откуда и пошло название «колонисты». Колонисты не ассимилировались, жили замкнуто и обособленно, с немецкой педантичностью сохраняя свои религиозные верования, обычаи и быт вплоть до мелочей, в связи с этим их поселение выглядело своеобразным «уголком Германии», однако они всегда уважали местные традиции России, куда переселились в поисках лучшей доли, и никогда не конфликтовали со своими русскими соседями. В 1827 году зажиточные колонисты выкупили часть земли Муринского имения графа Воронцова, которая заняла значительную часть территории современной Гражданки, в силу чего именно этот год принято условно считать годом образования Гражданки.

Севернее Немецкой Гражданки в XIX веке очень быстро выросло русское поселение, вскоре названное «Русская Гражданка». Впоследствии рядом с дорогой, связывавшей Гражданку с Санкт-Петербургом, возникло еще одно поселение, которое было по тогдашним меркам интернациональным и толерантным, где в мире, согласии и добрососедстве жили русские, финны и немцы. Это поселение тоже получило свое название – «Дорога в Гражданку».

На территории Санкт-Петербурга все три вышеперечисленных поселения располагались вдоль современного Гражданского проспекта, который на картах того времени именовался «дорога Гражданская».

С точки зрения современной топографии следует отметить, что прежние поселения на территориях от современного проспекта Непокоренных до улицы Фаворского, часть тогдашней дороги Гражданской называлась «Дорога в Гражданку», от современной улицы Фаворского до улицы Гидротехников – «Колония Гражданка», а далее от современной улицы Гидротехников – «Русская Гражданка» примерно до современного проспекта Науки. Однако точные границы тогдашних поселений сейчас возможно обозначить только ориентировочно и то со значительной степенью условности. Улицы и переулки Гражданки дореволюционного периода назывались, как правило, по именам или фамилиям своих первых застройщиков и сейчас эти названия сохранились только на картах и планах старого Санкт-Петербурга.

Заслуживает внимание и упоминание о так называемой «китайской Гражданке» — в районе современной улицы Гидротехников проживали этнические китайцы, которые занимались огородничеством и выращивали морковь и лук.

После Великой Октябрьской революции административная принадлежность Гражданки менялась постоянно. Гражданка входила в Муринскую волость, Токсовскую волость, Парголовскую волость Петроградской губернии, а затем в Парголовский район Ленинградской области. С 1930 года Гражданка была включена в Выборгский район Ленинграда, а после образования Калининского района Гражданка стала его неотъемлемой частью. Население дореволюционной и довоенной Гражданки в основном занималось сельских хозяйством — производством молока и картофеля для жителей города. Среди промыслов были распространены лесные заготовки, торговля дровами, дрань коры и лыка, вязание веников, а после стро­ительства железной дороги «Ленинград – Васкелово» население деревни Гражданка к вышеуказанным занятиям добавило рыболовство.

Национальный состав населения Гражданки не менялся до самого начала Великой Отечественной войны, когда в силу тяжелого положения на фронте, опасаясь появления «пятой колонны» в ближнем тылу Красной Армии, Советское Правительство приняло решение о депортации немецкого населения в восточные регионы СССР. В послевоенные годы немецкая колония на Гражданке уже не возродилась.

В начале Великой Отечественной войны на берегу Муринского ручья трудом ленинградцев (в основном женщин и подростков) были созданы оборонительные сооружения, остатки которых можно было наблюдать еще в 80-е годы ХХ века. Мирные жители, оставшиеся на Гражданке, в полной мере пережили все тяготы блокады и далеко не все дожили до Победы.

В начале войны на Гражданке появился военный аэродром, который использовался тяжелыми самолетами и являлся главным аэродромом ударной авиации Краснознаменного Балтийского Флота. Он отличался от других аэродромов своими значительными размерами, качеством взлетно-посадочной полосы и рулежных дорожек, радиооборудованием и др. всевозможным техническим оснащением по последнему слову тогдашней военной техники. Когда в сентябре 1941 года вокруг Ленин­града замкнулось вражеское кольцо блокады, военно-воздушные силы флота лишились большинства своих действовавших аэродромов, тогда возникла острая необходимость в новых площадках, пригодных для взлета и посадки боевых самолетов. Один из таких аэродромов в блокадном Ле­нинграде построен на месте бывшего опытного поля совхоза «Ручьи» и назван «Гражданкой», так как расположился в непосредственной близости с деревней Гражданка.

Взлетно-посадочная полоса аэродрома Гражданка пролегала по нынешнему проспекту Науки от современного Гражданского проспекта в направлении железнодорожной станции «Ручьи». Слева от взлетно-посадочной полосы (район современных улиц Софьи Ковалевской и Карпинского, а также Северного прос­пекта) находились укрытия для боевых самолетов. Южная часть аэродрома Гражданка располагалась вдоль нынешней улице Верности, где была построена одноколейная железная дорога для доставки грузов на аэродром. Эта железная дорога была разобрана в 80-х годах XX века.

С аэродрома Гражданка днем и ночью поднимались в воздух боевые самолеты. Летчики-балтийцы мужественно защищали Ленинград и советские корабли, оказывали поддержку с воздуха наземным войскам Красной Армии.

Неоценимы заслуги морских летчиков Гражданки в борьбе против фашистских войск, блокировавших Ленинград, в контрбатарейной борьбе, в защите ледовой «Дороги жизни» через Ладогу, в прорыве и снятии блокады, а также в полном разгроме вражеских войск под Ленинградом. В качестве фронтового аэродром Гражданка просуществовал с октября 1941 года по сентябрь 1944 года.

В здании школы по дороге в Гражданку (ныне – здание СДЮШОР по Гражданскому пр., д.7/1) находился учебный танковый батальон, где готовились танкисты для Ленинградского фронта. За школой был танковый полигон. В том же школьном здании размещался госпиталь для легкораненых красноармейцев, которые после излечения становились курсантами учебного танкового батальона. В качестве обслуживающего персонала госпиталя в основном работали уцелевшие жители довоенной Гражданки, для которых эта работа давала самое главное – возможность выжить.

Хотя в холодные блокадные зимы многие деревянные дома были разобраны на дрова, послевоенная Гражданка в основном сохраняла свой довоенный внешний вид до самого начала 60-х годов ХХ века, когда началось массовое жилищное строительство и создание «спальных» районов Ленинграда. Улицы и переулки старой Гражданки полностью исчезли или стали внутридворовыми проездами, а вновь созданные улицы получили названия, связанные с научными учреждениями севера Ленинграда и именами выдающихся ученых – проспект Науки, улица Карпинского, улица Софьи Ковалевской, улица Бутлерова, улица Фаворского. Дорога в Гражданку была продолжена до современного Суздальского проспекта и получила название Гражданского проспекта. Малоэтажные дома уступили место благоустроенным домам массовых серий 60-х – 70-х годов. Так Гражданка превратилась в современный «спальный» район. Метро пришло на Гражданку только в 1975 году с открытием станции «Академическая». Строительство нового жилья на Гражданке продолжается до настоящего времени.

Муниципальное образование Муниципального округа № 18 в качестве территориальной единицы Санкт-Петербурга было образовано впервые на территории части исторической Гражданки в Калининском районе Санкт-Петербурга согласно Закону Санкт-Петербурга от 23 июня 1997 г. № 112-36 «О внесении изменений в Законы Санкт-Петербурга «Об административно-территориальном устройстве Санкт-Петербурга» и «О структуре Администрации Санкт-Петербурга». Законом Санкт-Петербурга от 5 февраля 1999 г. № 18-4 «О внесении дополнений в Закон Санкт-Петербурга «О наименованиях муниципальных образований Санкт-Петербурга» Муниципальному образованию Муниципального округа № 18 было присвоено наименование «Гражданка», так историческое название вновь получило официальный статус. В соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 25 июля 2005 г. № 411-68 «О территориальном устройстве Санкт-Петербурга» Муниципальное образование является внутригородским муниципальным образованием Санкт-Петербурга и имеет наименование «Муниципальное образование Муниципальный округ Гражданка».

В феврале 1998 года впервые избран представительный орган Муниципального образования – Муниципальный совет первого созыва. В дальнейшем выборы в Муниципальный совет новых созывов проходили в 2000 году (второй созыв), в 2004 году (третий созыв), в 2009 году (четвертый созыв). В связи с изменениями законодательства о местном самоуправлении в 2006 году впервые был образован исполнительно-распорядительный орган Муниципального образования – Местная администрация.

В Муниципальном образовании в 1999 году учреждено муниципальное средство массовой информации – газета «Муниципальная Гражданка», которая регулярно освещает актуальные вопросы социально-экономического развития Муниципального образования и публикует нормативные правовые акты органов местного самоуправления.

Основными направлениями работы органов Местного самоуправления Муниципального образования является деятельность по решению установленных законом вопросов местного значения и исполнению отдельных государственных полномочий, с которой они в настоящее время успешно справляются. При этом главную роль играют благоустройство внутридворовых территорий, а также опека и попечительство.

За успехи в работе органы местного самоуправления Муниципального образования неоднократно награждались Почетными грамотами исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга.

Современный Гражданский проспект проходит от проспекта Непокорённых до Суздальского проспекта. Его трасса сложилась ещё в начале XVIII века, когда здесь прошла дорога к деревне Мурино. В этой деревне были поселены крестьяне из посёлков Муромского уезда. Направление Муринской дороги совпадало с направлением Гражданского проспекта на его участке от проспекта Непокорённых до Муринского ручья. Далее Муринская дорога поворачивала вправо, шла прямым лучом вплоть до Мурино.

В 1712 году деревня Мурино была подарена Петром I барону П. П. Шафирову. В 1723 году, после отправления Шафирова в ссылку, эта земля была отобрана в казну, затем отдана генералу-майору И. Д. Дмитриеву-Мамонову. В 1749 году дочь генерала продала деревню Роману Илларионовичу Воронцову. С тех пор и до 1917 года имением владел род Воронцовых.

Александром Романовичем Воронцовым в окрестных землях было основано несколько деревень, сюда он переселял своих крепостных крестьян. Среди этих деревень - Горожанка, основанная в конце XVIII века. Позже название Горожанка в обиходе превратилось в Гражданку, стало официальным.

В 1820 годах севернее этой деревни возникло поселение немецких колонистов - Колония Гражданка. В 1827 году здесь была куплена земля братьями Вализерами, после чего рядом с ними стали селиться и другие немцы. Переселялись они в основном из другой немецкой колонии - Ново-Саратовки. Севернее Колонии Гражданки находилась ещё одна деревня - Дорога в Гражданку. Здесь поселились русские, финны и немцы. Близ Муринского ручья располагалась деревня Ручьи.

Улицы пересекающие нынешний Гражданский проспект назывались по именам местных землевладельцев. Здесь существовали улицы Лавровая, Федосеевская, Платоновская, Петровская, Щигринская, Шикановская. Вдоль улиц строились в основном деревянные двухэтажные дома. На участках разбивались сады и огороды.

В 1900 году в Колонии Гражданка (на углу современной улицы Гидротехников) на пожертвования колонистов построили деревянную церковь. За её зданием в отдельном корпусе начала работу приходская школа. На месте дома №24 находился колодец с "серебряной" водой. Перед Муринским ручьём в начале 1900-х годов был построен двухэтажный каменный особняк зажиточного крестьянина, старосты Муринской церкви Святой Екатерины Андрея Семёновича Горячева. Этот дом был им построен из остатков стройматериалов котельной Политехнического института. За ручьём по левой стороне дороги стояла деревянная часовня, построенная в память императора Александра III.

После 1917 года А. С. Горячева "раскулачили" и отправили в ссылку. В его доме открыли школу и сельский магазин. В октябре 1930 года район Гражданки был включён в состав Выборгского района Ленинграда. 5 января 1935 года немецкая церковь была закрыта, в её здании открыли общежитие.

В августе 1941 года в Гражданке началось принудительное переселение потомков немецких колонистов. Планировалось их расселить в Казахской ССР. Переселение было осуществлено лишь частично. До 8 сентября, когда было замкнуто кольцо блокады, всех немцев вывезти из Ленинграда не успели.

Во время Великой Отечественной войны на пересечении современных проспектов Науки и Гражданского был организован военный аэродром. До того времени эту землю занимало опытное поле совхоза "Ручьи". Во время блокады Ленинграда аэродром "Гражданка" стал базой Балтийской авиации. Отсюда взлетали самолёты, защищавшие "Дорогу Жизни". После окончания Великой Отечественной войны немецкими военнопленными здесь было построено несколько жилых зданий.

Во время блокады Ленинграда часовня у Муринского ручья была разобрана на дрова, так же как и многие другие деревянные постройки.

В конце 1950=х - начале 1960=х годов архитекторами института "Ленпроекта" был разработан план массовой застройки территории от нынешнего проспекта Непокорённых до Муринского ручья. К концу 1960-х годов - от Муринского ручья до Суздальского проспекта. Первый из этих районов местные жители прозвали "ФРГ", второй - "ГДР". Расшифровывались эти аббревиатуры "Фешенебельный Район Гражданки" и "Гражданка Дальше Ручья" соответственно. В "ФРГ" строились в основном пятиэтажные "хрущёвки" и девятиэтажные панельные здания. В этом районе сразу появилась развитая инфраструктура, он стал достаточно престижным. Здесь селились большей частью инженеры, врачи, учёные. Здесь появились первые в городе ЖСК (жилищно-строительные кооперативы), кодовые замки на дверях. Район "ГДР" застраивался крупнопанельными 9- и 12-этажными зданиями. Здесь давали квартиры без учёта происхождения и профессии человека. Застройка этого района началась в 1969, окончена к 1978 году.

12 ноября 1962 года участок трассы от Большой Спасской улицы (с 1964 года - проспект Непокорённых) до Северного проспекта стал именоваться Гражданским проспектом. 27 июля 1970 года в связи с расширением района новостроек трассу продлили до Суздальского проспекта.

В 1975 году была открыта станция метрополитена "Академическая", в 1978 году - "Гражданский проспект". Во второй половине 1970-х годов по проекту В. В. Попова были построены многоэтажные жилые дома на углу Гражданского и Северного проспектов. В 1985 году построено административное здание НПО "Электронмаш" (дом №111/1). На углу с улицей Фаворского в 1986 году закончилось строительство комплекса института "Гипроникель".

В 1993 году Гражданский проспект стал соединён с проспектом Маршала Блюхера Кушелевским путепроводом. У Муринского ручья, на месте часовни Александра III, возводится новый храм - церковь Сретения Господня. В настоящее время планируется строительство подземного пешеходного перехода на углу проспектов Науки и Гражданского.

Похожие статьи

© 2024 liveps.ru. Домашние задания и готовые задачи по химии и биологии.