Сравнительная таблица возраста юность зрелость старение. Детство, подростковость, юность, зрелость, старость

«Иисус, начиная Свое служение, был лет тридцати», – говорит евангелист Лука (Лк. 3: 23). 30 лет – это возраст Солнца в зените. Это уже не восход созревающей юности и не начавшийся закат, где в зрелости уже угадывается грядущая старость.

Старость Христу не угрожала. Старик Христос невозможен. Он – Агнец, приносимый в жертву, а Агнец по определению не должен быть ни стар, ни хром, ни болен. Поэтому Он молод, совершенен, красив и безгрешен.

«Ты прекраснее сынов человеческих; благодать излилась из уст Твоих» (Пс. 44: 3).

Но младенчество, детство, отрочество и юность в свой черед были прожиты Иисусом Христом. А раз прожиты, то и освящены были эти возрасты человеческой жизни жизнью Богочеловека. До Христа мудростью хвалилась в основном седина и многоопытная старость. Детство казалось невинным, но бесполезным. Юность была шумна, дерзка и похотлива. Зрелость склонялась к житейскому прагматизму. Она говорила, что закон Господень хорош, однако шепотом добавляла: «Мы считаем надменных счастливыми: лучше устраивают себя делающие беззакония, и хотя искушают Бога, но остаются целы» (Мал. 3: 15).

Мы до сих пор болеем всеми этими болезнями, потому что не хотим лечиться во Христе и Христом. Врач пришел, и кто хочет, может идти за исцелением. А у кого огрубело сердце, кто ушами с трудом слышит и очи свои сомкнул, те, говорит Господь, «не уразумеют сердцем и не обратятся, чтобы Я исцелил их» (Ис. 6: 10).

Детству свойственна немощь ума, неведение. В отношении предметов Божественных человек может оставаться совершенным ребенком даже до глубокой старости. Но при правильном развитии детство должно перейти в отрочество, и у этого отрочества в руках должна быть Книга.

В 13 лет по иудейской традиции мальчик становится «сыном завета». В присутствии взрослых и – обязательно – родителей он читает отрывок из Книги закона. С этого момента он считается взрослым и обязанным исполнять все заповеди. Детство – и вместе с ним неведение – кончились.

Мы как раз и видим отрока Иисуса в Иерусалимском храме в возрасте 12 лет, то есть меньше чем за год до совершеннолетия. Еще Господь ничего не проповедует, потому что по возрасту не имеет на это права. Но Он «сидит посреди учителей, слушающий их и спрашивающий их» (Лк. 2: 46). Он – Слово, пришедшее в мир для избавления нас от бессловесия. Пока плотский возраст Его требует молчания, Он молчит. Но Он и молча врачует человеческую природу. Иисус был младенцем, значит, возможна младенческая святость. Он был отроком, значит, стала возможной святость отроческая, а вслед за ней и юношеская, и зрелая.

Юность горяча и страстна. «Юношеских похотей убегай», – говорит Павел Тимофею (2 Тим. 2: 22). Юношеские похоти – это все то, что рождает избыток силы в цветущей плоти. Избыток силы при жизненной неопытности.

Во Христе похоти нет. И не потому, что Он обуздал плоть воздержанием, а потому, что Его безгрешие коренится в Его Божественной природе. Он для того и стал нашим Братом и усыновил нас Своему Отцу, чтобы свойства Свои: мудрость, кротость, непорочность – сообщились через веру и благодать нам – Его многочисленным родственникам.

Христос жил в маленьком и незначительном Назарете, слыша о котором, люди посвистывали: «Из Назарета может ли быть что доброе?» Это был тот самый маленький населенный пункт, называемый «городом», но более похожий на село, где все всех знали. В селах стены домов прозрачны. Люди живут друг у друга на глазах. И никто не мог сказать об Иисусе Христе хоть что-либо предосудительное. Весь мир молчал, как немой, когда Христос спрашивал: «Кто из вас обличит Меня в грехе?» На этот вопрос всегда будет звучать молчание, потому что «Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его» (1 Пет. 2: 22).

После детства с его неразумием и юности с ее ошибками поджидает человека взрослая жизнь со своими заботами и проблемами. В притче о сеятеле это называется «заботы века сего, обольщение богатством и другие пожелания» (Мк. 4: 19). Они, входя в сердце, «заглушают слово».

Человек в этом возрасте теоретически знает, что «не хлебом единым будет жив», но «глаголы, исходящие из уст Божиих», он отодвигает на потом, а сам хлопочет вокруг хлеба и того, что к хлебу. Начинается то, что И.А. Гончаров в литературе изобразил под названием «Обыкновенной истории». Это – прощание с идеалами и превращение человека в скептика и материалиста, а иногда – в циника, считающего себя знатоком жизни и человеком опытным. В зрелые годы таковых большинство.

Христос и здесь врачует наши души. Он показывает человеку перспективу иной – вечной – жизни, в свете которой теряет свою ценность любое богатство. Именно эта перспектива иной реальности рождала в христианской истории добровольную бедность подвижников и щедрую милостыню благочестивых богачей. Одним Он говорит: «Раздай все и иди за Мной». Другим (фарисеям): «Давайте милостыню из того, что есть». Он смотрит на богатство иными глазами, в которых две лепты вдовицы стоят дороже богатых пожертвований. Он приносит нам истинную свободу от чванства, зависти и тщеславных предрассудков. Теперь в Нем и с Ним можно по-настоящему обогатиться без тех внешних атрибутов богатства, что давят к земле и раздражают чужую зависть.

От трех болезней: неразумия, похоти, стяжательства – нужно лечиться всю жизнь. Они не проходят с возрастом, как детские болезни или мечты юности. Хотя каждой из них свой возраст соответствует. И Христос, вполне здоровый и душой, и телом, неразлучный от Отца и свободный от всякого греха, именно пришел, чтобы сообщить нам, больным, Свое здоровье. И на Крест Он идет не ранее, чем пройдя все человеческие возрасты, предшествующие зрелости.

Он играл в детстве и трудился в юности; Он пил воду и вдыхал воздух; Он чувствовал голод и мышечную усталость. Он вобрал в Себя всю человеческую жизнь и прожил ее, не совершив ничего того, что прогневляет Отца и разлучает с Ним, то есть без греха.

Ему не надо дожидаться старости, да и она в отношении Его вряд ли возможна. По Божеству – Он совечен Отцу и «ветхий днями». А по человечеству – «Иисус, начиная Свое служение, был лет тридцати».

Первые попытки описания психического развития относятся к очень давним временам. Возрастную периодизацию развития предлагали Пифагор, Гиппократ и Аристотель, философы Китая и Индии. В результате многочисленных попыток создания возрастной периодизации появилось множество различных классификаций, но и на сегодняшний день единой классификации, к сожалению, так и не существует. Вместе с тем можно отметить и наличие общих тенденций в различных возрастных периодизациях, а также близость некоторых из них между собой.
Ниже приведены наиболее распространенные из современных классификаций возрастных периодов.

Периодизация, принятая Международным симпозиумом по возрастной периодизации в Москве (1965 г.):
Новорожденный до 10 дней.
Грудной возраст 10 дней – 1 год.
Раннее детство 1–2 года.
Первый период детства 3–7 лет.
Второй период детства 8-12 лет для мальчиков, 8-11 – для девочек.
Подростковый возраст 13–16 лет для мальчиков, 12–15 – для девочек.
Юношеский возраст 17–21 год для юношей (мужчин), 16–20 – для девушек (женщин).
Средний (зрелый) возраст:
первый период 22–35 лет для мужчин, 21–35 – для женщин.
второй период 36–60 лет для мужчин, 36–55 – для женщин.
Пожилой возраст
61-74 года для мужчин, 56–74 – для женщин.
Старческий возраст 75–90 лет для мужчин и женщин.
Долгожители старше 90 лет.

Периодизация Дж. Биррена (Birren, 1980):
Первая фаза младенчество, до двух лет.
Вторая фаза дошкольный возраст, 2–5 лет.
Третья фаза детство, 5-12 лет.
Четвертая фаза юность, 12–17 лет.
Пятая фаза ранняя взрослость, 17–25 лет.
Шестая фаза зрелость, 25–50 лет.
Седьмая фаза поздняя зрелость, 50–75 лет.
Восьмая фаза старость, от 75 лет и далее.

Периодизация Д. Бромлей (Bromley, 1966) выделяет пять циклов развития: утробный, детство, юность, взрослость, старость. При этом каждый цикл в свою очередь подразделяется на несколько стадий.
Так, цикл «утробный» состоит из четырех стадий:
зигота, эмбрион, плод, момент рождения.

Цикл «детство» состоит из трех стадий:
младенчество (от рождения до 1 8 месяцев),
дошкольное детство (18 месяцев – 5 лет),
раннее школьное детство (5-11–13 лет).

Цикл «юность» состоит из двух стадий: старшее школьное детство (11–15 лет), поздняя юность (15–21 год).

Цикл «взрослость» состоит из четырех стадий:
ранняя взрослость (21–25 лет),
средняя взрослость (25–40 лет),
поздняя взрослость (40–55 лет),
предпенсионный возраст (55–65 лет).

Цикл «старость» начинается в 65 лет и включает в себя три стадии:
отставка (65–70 лет),
старый возраст (70 лет и старше),
«финиш», включающий в себя период старческих болезней и умирания.

Стадии развития личности по Э. Эриксону (1996):
раннее младенчество от рождения до одного года;
позднее младенчество 1–3 года;
раннее детство 3–5 лет;
среднее детство 5-11 лет; половая зрелость,
подростковость и юность 11–20 лет;
ранняя взрослость 20–40-45 лет;
средняя взрослость 40–45 – 60 лет;
поздняя взрослость свыше 60 лет.

Международная классификация (Квинн, 2000):
младенческий возраст от рождения до трех лет;
раннее детство 3–6 лет;
детство 6-12 лет;
подростковый (юношеский) возраст 12–18 лет;
молодость 18–40 лет;
зрелый возраст 40–65 лет;
пожилой возраст от 65 лет и далее.

Периодизация Г. Крайг (Крайг, 2003):
младенческий возраст от рождения до двух лет;
раннее детство 2–6 лет;
среднее детство 6-12 лет;
подростковый и юношеский возраст 12–19 лет;
ранняя взрослость 20–40 лет;
средняя взрослость 40–60 лет;
поздняя взрослость от 60 лет и далее.

В данном справочнике за основу принята следующая периодизация жизненного цикла, в соответствии с которой написаны соответствующие главы:
детство;
отрочество;
зрелость (взрослое состояние);
поздняя взрослость, пожилой возраст, старость.

В свою очередь каждый из периодов состоит из нескольких стадий, имеющих ряд характерных особенностей (Столяренко, 1999; Реан, 2003).

Детство включает четыре стадии:
1. новорожденность и младенчество от рождения до одного года;
2. раннее, или «первое», детство 1–3 года;
3. дошкольное, или «второе», детство 3–6 лет;
4. младшее школьное, или «третье», детство 6-11–12 лет.

Отрочество (подростковый) подразделяется на два периода:
1. младший подростковый (пубертатный) 11–12-14-15 лет;
2. юношеский (ювенильный) 16–20 лет.

Зрелость (взрослость) подразделяется на два периода:
1. ранняя взрослость 20–40 лет;
2. средняя взрослость 40–60 лет.

Поздняя взрослость (пожилой возраст) 60 лет и более.

Три возраста, которые стоят в названии этого раздела, составляют, по существу, всю сознательную жизнь человека. Окинем их быстрым взглядом, выявим наиболее существенные черты этих важных этапов, среди которых зрелость – самый длинный, он охватывает львиную долю отпущенного нам срока.

Юности отводится не такое уж большое время – от 14 до 20-22 лет. Это переходный период от зависимого детства к ответственной и самостоятельной взрослости. Черты детства и зрелости нередко сплавляются в периоде юности, составляют затейливую амальгаму, например, тогда, когда 18-летние папа и мамы нянчат своих детей, в то время как сами еще пребывают в статусе учащихся и полностью находятся на попечении своих родителей. Во многих примитивных обществах юности как особого социокультурного периода вообще не существует, потому что ко взрослости люди переходят через ритуал инициаций и, пройдя испытания, в течение нескольких дней радикально меняют «возрастное качество».

Юность – это время, когда человек, с одной стороны, ищет свою «референтную группу», тех людей, с которыми он себя идентифицирует, а с другой – пытается обрести свое собственное лицо, понять, «Кто Я?» В подростковом и юношеском возрасте происходит открытие своего внутреннего мира – человек впервые оборачивается на себя самого, его начинают занимать состояния собственной души, он понимает, что уникален, неповторим, отличается от всех остальных. Правда, в ранней юности это отличие в чисто внешнем выражении не всегда бывает радостным: юный человек телесно меняется, порой становится непропорционален, у него портится кожа, «плывут» и меняются черты лиц:. впору рассказывать ему сказку про «гадкого утёнка», который потом непременно станет лебедем. Но «лебединая пора» еще не настала, и юноши, переживающие разлад внешнего и внутреннего, нередко испытывают чувство одиночества: меня никто не понимает!

В юности происходит осознание предстоящей временной перспективы, и начинает волновать вопрос, какое оно, мое будущее? Ребенок не думает о будущем, он живет сегодняшним днем и ничего не планирует дольше, чем на неделю вперед. В юности же возникают долговременные жизненные планы, связанные с выбором профессии, заработком, созданием семьи. Конечно, когда взрослые спрашивают маленького ребенка « Кем ты будешь, когда вырастешь?»- а они частенько задают подобные вопросы – дети им отвечают то, что те хотят услышать, но в юности мы не ждем таких вопросов от старших, а задаем их сами себе.

Кроме того, юность нередко не просто планирует банальное обыденное будущее, но грезит о своем величии, о подвигах, приключениях и открытиях. Это, несомненно, противоречивая позиция, но тут ничего не поделаешь: здравые планы и мечты идет здесь рука об руку, и без честолюбивых фантазий юности не могла бы состояться ни одна успешная карьера.



Поскольку юный человек нередко быстро входит во «взрослый мир», степень его ответственности резко повышается. Кстати, в периоды трудных испытаний, например, войн, дети взрослеют гораздо раньше, потому что начинают нести полноту ответственности за свою жизнь и жизнь своих близких.

Юность – это глубоко философский возраст. Дети, как правило, мало интересуются философскими вопросами, если старшие не подталкивают их к этому, но уже в подростковом возрасте человек начинает спрашивать себя: «Есть ли в самом деле Бог? Где было мое Я, пока я еще не родился, неужели вообще не существовало? Есть ли у человечества высшее предназначение?» В юности человек открывает для себя, что он смертен, что смерть будет его уделом также, как и у всех других людей, и не хочет с этим смириться. Юные часто играют со смертью, бравируют перед ней, желая доказать: «Я сильнее тебя, костлявая!» Юность ищет смысл жизни – своей и вообще человеческой. Но ответом на этот вопрос юности служит то, что бывает с человеком дальше – годы и судьба дают каждому свой ответ.

Зрелый возраст простирается от 22-х до 65-70 лет, где время после 60-ти называют «пожилой возраст», а самые деятельные и активные зрелые годы именуют «акмэ». В зрелости человек активно и всесторонне включен в социальную жизнь: он трудится, создает семью и воспитывает детей, занимается общественными делами, увлекается творчеством, имеет различные «хобби». В период акмэ люди устанавливают многообразные связи с миром, дружат и любят, получают максимум впечатлений, полноценно реализуют свои способности. Это время, когда человек максимально адаптирован к миру, самостоятелен и обладает всеми правами.

Зрелость отличает ставший, сформировавшийся образ Я. В детстве человек занят внешним миром, в юности он только ищет себя, а в зрелости же он, как правило, уже «себя нашел» - знает свои плюсы и минусы, не мечется от тоски к восторгу по поводу собственной персоны, умеет и успокоить себя и, если нужно, простимулировать к активности - обладает высоким уровень саморегуляции.

Зрелость – возраст прагматический. Теперь человек должен обеспечивать себя и свою семью, заботиться о детях, а, возможно и внуках, помогать престарелым родителям, поэтому он активно ставит практические цели, реализует их, бьется за хорошие материальные условия, проявляет изобретательность в вопросах обустройства хозяйства и выстраивания успешной карьеры. Романтические мечты и иллюзии оставлены в юности, жизнь перешла на утилитарные рельсы: взрослый уже знает запреты, которые ставит перед ним общество, и не склонен придавать таинственность ни мимолетной улыбке, ни туманным словам, ни луне на небе, ни красивой мелодии.

Эмоциональность зрелого человека обычно снижена по сравнению с юностью, зато проявлены и обострены логические способности, широка эрудиция, наработаны профессиональные умения. Зрелые люди отчасти теряют способность к игре. Я имею в виду детскую игру самоценную и бескорыстную, в которую играют исключительно ради удовольствия. Зато азартные игры, имеющие возможность выигрыша, вполне присущи зрелости. Искусство в это время тоже отходит на второй план – на художественные галереи и театры у замотанного работой и домом человека порой просто не хватает времени.

Зрелость – самый нефилософский возраст. Людям некогда задумываться о судьбах мироздания, они слишком захвачены отношениями с ним. О смерти зрелый человек тоже вспоминает мало – лишь тогда, когда нужно хоронить умерших родственников, но и тогда на первый план выдвигаются организационные хлопоты и юридические формальности.

Мне не хотелось бы, конечно, чтобы читатели решили, что любой зрелый человек – это такой холодный утилитарный монстр. Все люди – разные, и многие сохраняют во всей своей взрослой жизни лучшие черты детства и юности: есть вечные мечтатели, вечные философы, вечные сказочники, мы лишь выделяем и описываем те характерные черты, которые время и обстоятельства сообщают человеку в ходе его личной темпоральной истории.

Стоит заметить, что, проживая свой зрелый период, лет эдак после сорока, человек нередко начинает скучать и видеть действительность в серых красках. Окружающее примелькалось ему, и он не ждет уже от судьбы никаких ярких позитивных впечатлений. Психотерапевты рекомендуют в этом случае немножко помедитировать – вспомнить какой-нибудь красивый яркий день своей юности или детства и как бы прожить его заново. Это обновляет восприятие и помогает вновь замечать вокруг себя красоту и загадочность мироздания.

В зрелом возрасте – как и в любых других возрастах – далеко не все люди вполне приспособлены к жизни. И дело не только в экономической бедности, а еще и в психологических установках. Фигура невротика, скованного внутренне и трудного во внешнем общении, отнюдь не является выдумкой психотерапевтов. Это довольно большая часть населения любой развитой страны, где люди вечно спешат, соревнуются за место на вершине социальной пирамиды, бояться потерять работу и деньги, придерживаются эгоистических позиций. Невротики чувствуют себя не понятыми и не оцененными миром, находятся в состоянии постоянной тревоги, не умеют любить, действуют по навязчивым схемам. Таким образом, сам по себе зрелый возраст не избавляет от всех проблем, хотя разумному и здравому человеку он дает шанс самостоятельно искать и находить способы максимальной гармонизации своей жизни.

Старость наступает после шестидесяти пяти и становится последним этапом, в рамках которого человек продолжает свое существование вплоть до кончины. Старость – это единственный способ жить долго, другого человечество пока не придумало. Главное, что происходит в старости – это затухание функций организма, постепенное ухудшение здоровья, которое приводит к неспособности трудиться, и изменение внешности.

В истории человечества общество очень по разному относилось к старикам. В примитивных и бедных обществах, где рождается много детей, которых надо поднять на ноги, а средств на всех не хватает, старики оказываются балластом. Тогда их уничтожают или они сами добровольно расстаются сначала с семьей, а потом и с жизнью. Именно такой уход от жизни и от мира мы видим в традиционном образе индийского саньясина - патриарха семейства, который, увидев, что не может быть полезен, по собственной воле уходит в лес – чтобы не мешать молодым.

А в тех архаических обществах, где особо важен опыт, передаваемый из поколения в поколение, старики, напротив, рассматриваются как «золотой фонд» рода или племени, который надо охранять и к которому прислушиваться. Так у большинства горских народов старики в почете – они знаю все тайны гор.

В современном социуме статус старого человека зависит прежде всего от его материальной обеспеченности. Если старик слаб и беден, он оценивается как «выпавший из жизненных бегов», как аутсайдер, и жизнь его чаще всего незавидна. Если же старый человек богат или просто хорошо обеспечен, то он, напротив, может быть оценен как «свободный от жизненных бегов», как тот, кто наконец-то может заняться не заработками, а тем, чем он хочет: рисовать, писать романы, ездить в путешествия по миру. Если в обеспеченной старости сохранять здоровье, она может принести еще много разнообразных радостей и удовольствий, о которых, возможно, даже не приходилось мечтать в молодости.

Старость характеризуется свершенностью судьбы, воплощенной в результатах труда. Как правило к этому времени человек уже, образно говоря, «построил дом, посадил дерево и родил сына», то есть реализовал свои силы и способности в разных областях. Это вызывает спокойствие и удовлетворение, ощущение выполненного долга. Кроме того в субъективной форме накоплен опыт, который старые люди стремятся передать новым поколениям – детям и внукам. Поскольку в старости человек чаще всего становится немощен, он отходит от активной профессиональной и социальной деятельности. Пенсионные законы разных стран по-разному определяют время, когда граждане выходит на пенсию, но в большинстве случаев при хорошем самочувствии старики могут продолжать в разных формах участвовать в общественной жизни. Большие возможности самореализации сохраняют в старости люди творческих профессий – писатели, художники, ученые-теоретики, чье творчество не зависит от большого количества превходящих условий.

Весьма печальным переживанием старости является понимание сужения временной перспективы: действительно старый человек понимает, что может прожить еще 5-10 лет, но дольше – вряд ли. В старости нет того чувства «бесконечных горизонтов», которое так вдохновляет молодость.

Разные люди очень по-разному переживают состояние старости. Здесь могут наблюдаться крайности. Так одни старики увлечены прошлым, настоящее их совсем не интересует, другие, напротив – живут сегодняшним днем и по-прежнему строят планы; одни легко принимают свой новый облик, полагая, что морщины и седина – это нормально, это просто знаки возраста, другие стремятся непременно сохранить молодой облик, и порой прибегают при этом к самым разным средствам - от обычной гимнастики до косметических операций. Наверное, золотой серединой оказывается мудрый подход, при котором человек стремится не стареть ни телом, ни душой, но в то же время не молодится искусственно, не играет «под девочку» или «под мальчика», вызывая смешки младших поколений. Почти все приходится привыкать к болезням как к норме, приспосабливаться пить много лекарств и постоянно поддерживать здоровье. Некоторые люди находят реальные плюсы в состоянии старости: это умение разбираться в жизни, свободное время, обнаружение красоты природы, которая проявилась тогда, когда страстные искания молодости отошли в прошлое. В старости люди пишут мемуары, читают книги, гуляют – делают то, что прежде откладывали «на потом». У старости есть только один фундаментальный минус – она тоже кончается.

Детство

Длится первые тринадцать лет жизни человека. Ни одно живое существо не имеет такого долгого этапа созревания. Человеческий ребенок рождается более беспомощным по сравнению с детенышами животных, кроме того, жить ему приходится в крайне сложной и меняющейся среде -- обществе, отсюда и такой длительный срок развития. В детстве примерно до 5 лет личность формируется на 70%. Стоит запоздать с социализацией, как начнутся необратимые процессы.

Юность

Начинается с 13 лет. В этот период происходят важные физиологические изменения и психические сдвиги -- склонность к противоположному полу, усиление агрессивности, склонности к риску, стремление к независимости, самостоятельности. Если дети послушны, оценивают мир глазами родителей, учителей, то подростки стремятся к созданию собственной системы ценностей. В юности завершается создание социального "Я", формируется мировоззрение. Главная трудность -- ролевой конфликт. В правовом отношении подростки рассматриваются как дети, в психологическом -- уже созрели для принятия важных решений. Ролевое бесправие и отсутствие опыта толкают юных к экстремальным формам поведения: преступности, наркомании, половой свободе и т. д.

Зрелость

Признаками наступления зрелости служат экономическая, политическая и социальная самостоятельность человека. Очень важным показателем является вступление в брак, потому что впервые молодой человек из объекта социализации превращается в ее агента -- сначала по отношению к супруге /супругу/, затем -- к ребенку.

Социализация взрослых людей имеет свою специфику. Американский социолог О.Брим-младший показал, что она выражается, главным образом, в изменении их внешнего поведения, а в ходе социализации детей происходит формирование ценностных ориентаций. Социализация взрослых людей имеет своей целью помочь человеку овладеть определенными навыками и проходит в форме переобучения. А.И.Кравченко утверждает, что данный процесс распадается на два этапа: I этап -- десоциализацию -- отучение от старых норм, ценностей, ролей; II этап -- ресоциализацию -- обучение новым нормам, ценностям, ролям. Иногда человек попадает в столь экстремальные условия, что десоциализация заходит слишком глубоко, разрушая нравственные основы личности, а ресоциализация не может ни восстановить утраченное, ни дать чего-то нового. Такое происходит с людьми, попавшими в тюрьмы, колонии, концлагеря, психиатрические больницы, иногда -- в армии.

Старость

Приспособление к старости не обязательно представляет собой процесс роста. Развитие личности может прекратиться или даже повернуться вспять из-за ослабления физических и психологических возможностей человека, что часто происходит в старости. С уходом на пенсию меняется статус -- от работника и кормильца к потребителю. В современном обществе даже роли пожилых людей четко не определены. Вдова уже больше не жена, чиновник, ушедший на пенсию уже не вице-президент. Если в традиционном обществе старики выступают в роли советников, мудрецов, наставников, то в современном обществе они не пользуются особым престижем или почетом. У них растет чувство изолированности, зависимости от других, исчезают жизненные планы. Годам к семидесяти человек, как правило, начинает социализацию к смерти -- подготовку моральную и материальную - к окончанию жизни.

Агенты социализации

Поскольку социализация делится на два вида -- первичную и вторичную, постольку ее агенты делятся на первичных и вторичных.

Агенты первичной социализации -- родители, сверстники, родственники, любимые учителя, личные тренеры, семейные врачи, лидеры молодежных группировок.

Агенты вторичной социализации -- администрация школы, вуза, предприятия, армии, полиции, церкви, государства, сотрудники средств массовой информации (СМИ), лидеры партий и т. д. Их называют еще институтами социализации.

Агенты первичной социализации наиболее сильно влияют на человека в первой половине жизни, хотя по убывающей их воздействие сохраняется и во второй. Институты социализации преобладают во второй половине жизни человека. Первые выполняют каждый множество функций (мать-опекун, администратор, воспитательница, учительница, подруга и т. д.), вторые -- одну, две (СМИ -- информация, идеологическая обработка).

Среди агентов первичной социализации в превосходящей позиции находятся родители и сверстники - друзья. Родители желают, чтобы их ребенок стремился походить на взрослых, а у ровесников он учится быть ребенком. Родители наказывают его за ошибочные решения, за двойки, за нарушение нравственных принципов, норм; ровесники к его ошибкам либо равнодушны, либо их одобряют. Ровесники выполняют важную функцию -- облегчают переход от состояния детской зависимости к взрослости, учат быть лидером, добиваться господства над другими -- чему родители явно научить не могут. Поэтому родители часто смотрят на сверстников детей как на конкурентов в борьбе за влияние.

Функции агентов первичной социализации взаимозаменяемы, институтов - нет. Объясняется это тем, что первые универсальны, а вторые -- нет. Так, взаимозаменяемы функции родителей и родственников, но директор школы не сможет заменить премьер-министра. Кроме того, социализаторская деятельность первичных агентов не оплачивается в отличие от вторых.

Начальная (первичная) социализация -- область межличностных отношений и предписанных статусов - является базисной в процессе становления, обучения и адаптации социального "Я". Вторичная продолженная социализация -- область формальных социальных отношений и достигаемых статусов.

При мыслях о том, что такое юность, сразу же приходят на ум романтичные песни, стихи поэтов, свидания под луной, большие надежды и неограниченные возможности. Тем не менее это всего лишь внешняя оболочка. Юность является достаточно интересным и сложным периодом для изучения психологами.

Что такое юность: определение

Юность представляет собой этап физического созревания человека, а также развития личности, который лежит между детством и взрослым возрастом. С точки зрения психологии это переход от зависимости, присущей ребенку, к самостоятельности и ответственности, присущим сформировавшимся людям. С точки зрения физиологии в этот момент завершается физическое и половое созревание. Также достижением характеризуется такое понятие, как "юность" или "молодежь" . Возрастные границы определяются промежутком с 14 до 18 лет, если речь идет об отечественной психологии. Зарубежные же специалисты считают, что юность начинается с 16 лет.

Подходы к проблеме юности

С учетом необходимости приобретения профессии юный возраст сопровождается непрерывным обучением. При этом оно становится более углубленным и осознанным, чем в более раннем возрасте. Оно характеризуется следующими особенностями:

  • широкое и глубокое восприятие учебного материала, направленное на формирование будущих профессиональных знаний;
  • помимо пассивного восприятия информации, индивид прибегает к активному и самостоятельному ее поиску.

Социальные мотивы юношеского возраста

Детство, юность, зрелость - каждый из периодов жизни человека характеризуется определенными мотивами, которые определяют его деятельность. Молодые люди полны стремлений и надежд на будущее. В связи с этим они руководствуются следующими факторами:

  • убежденность в необходимости непрерывного развития, которое достигается за счет продолжения обучения;
  • профессиональное самоопределение, вызванное необходимостью подготовки к дальнейшей самостоятельной жизни;
  • социальная мотивация, вызванная желанием приносить пользу окружающим.

Факторы выбора будущей профессии

Учитывая, что молодой человек в юности должен выбрать будущий род деятельности, огромное внимание психологи уделяют мотивам. Так, основными факторами выбора являются следующие:

  • социальные - престижность и возможность занять достойное место в обществе;
  • личностные - наличие качеств и черт характера, необходимых для той или иной профессии;
  • материальные - возможность обеспечить себе и своей семье достойное существование.

Основные проблемы

Массой жизнеполагающих проблем характеризуется такой период, как юность. Годы жизни молодого человека складываются из множества ключевых вопросов, основными из которых считаются следующие:

  • предварительный выбор будущей профессии, который складывается из жизненной позиции, способностей и приоритетной области знаний;
  • приверженность ценностям, которые определяют общественное сознание, а также межличностные отношения;
  • рост социальной активности, который заключается не в банальной заинтересованности, а в желании принимать непосредственное участие в событиях;
  • формирование мировоззрения по фундаментальным вопросам;
  • расширение сферы интересов, а также жизненных запросов, что приводит к потребности в большем количестве материальных ресурсов;
  • социальная ориентация личности, которая подразумевает поиск своего места в обществе;
  • поиск ответа на вопрос о смысле жизни и предназначении человека в ней.

Формирование личности юноши

Молодой человек в определенный момент становится на путь становления самосознания, которое неразрывно связано с формированием так называемого "Я". Оно происходит по следующим направлениям:

  • формирование иного отношения к эмоциональной сфере (чувства становятся не просто реакцией на внешние события, а личными особенностями);
  • осознание необратимого течения времени (этот факт заставляет молодого человека более серьезно задумываться о своем будущем и составлении индивидуального жизненного плана);
  • формирование целостного представления не только о своем теле и внутреннем устройстве, но также моральных, волевых и интеллектуальных качествах.

Межличностные взаимоотношения

В период юности молодой человек начинает пересматривать отношения с окружающими, в частности со сверстниками. Так, они делятся на две категории - друзья и товарищи. Первые являются наиболее приближенными, теми, что заслужили преданность и уважение. Со всеми же остальными сверстниками молодые люди выстраивают товарищеские отношения, которые подразумевают вежливое обращение, взаимоуважение и взаимопомощь.

Тактика общения и построение взаимоотношений со сверстниками выстраивается, во многом исходя из будущего благополучия (как психологического, так и физического). В кругу общения остаются наиболее интересные и "полезные" люди. Остальные же оказываются в своего рода эмоциональной изоляции. Тем не менее нередко юношеская дружба является идеализированной и иллюзорной.

Также для юного возраста характерно возникновение такого глубокого чувства, как любовь. Это связано не только с завершением полового созревания, но также с желанием иметь рядом близкого человека, с которым можно разделить проблемы и радостные события. Возлюбленный человек является своего рода идеалом как в плане личных, так и в плане внешних качеств.

Юность в современном мире

Что такое динамическая категория, которая не является постоянной. С течением времени, с развитием общества она существенно изменяется. Так, в связи со стремительно растущей акселерацией юность наступает намного раньше. А вот социальная зрелость приходит несколько позже. Это в некоторой мере связано с тем, что современные родители опекают детей намного дольше.

Как и в любое другое время, молодежь стремится к труду с целью самостоятельно обеспечивать себя денежными средствами. Тем не менее современная тенденция такова, что юноши не хотят выполнять "грязную работу", которая приносит небольшие доходы и определяет низкий социальный статус. Намечается тенденция к желанию получить все и сразу.

Выводы

Юность - это самая прекрасная пора в жизни человека. Она связана не только с романтическими чувствами и мечтаниями, но также с большими возможностями в плане организации своего будущего. Исследования и рекомендации психологов помогают направить деятельность молодых людей в нужное русло и подтолкнуть их к принятию правильных решений.

Похожие статьи

© 2024 liveps.ru. Домашние задания и готовые задачи по химии и биологии.