Проблемы связанные с обучением в школе. Как школа влияет на настроение ребенка и развитие депрессии

27.08.2018

Трудности в обучении. Что делать? Как обучаться, чтобы жить было интересно? Педагогические рекомендации от психотерапевта.

К сожалению, 1-е сентября для многих становится началом мучения, а не началом интересной жизни. Многие дети и ответственные родители сталкиваются с чем-то неподвластным для себя, пытаясь соответствовать программе и сохранить мотивацию к познанию. Обучение становится тягостным и скучным.

В чем корень проблемы?

Почему порой при всех стараниях результаты обучения не радуют? Почему затраченные усилия у одних родителей окупаются положительными результатами значительно легче, чем у других? Почему ребенку, проявляющему смышленость во внешкольной жизни, порой сложно демонстрировать школьные достижения? Результативным повезло, а всем остальным – нет?
К сожалению, в рамках школьной системы результаты оценивают однобоко. Причина тому – «быстрее нужны результаты». «Мы учимся, увы, для школы, а не для жизни. (Луций Анней Сенека Младший)».

В тренде оказываются:

  • Экставерты. Типы личности, для которых свойственна способность сразу становиться участниками происходящих вокруг событий и сосредоточиваться на окружающем мире людей и объектов, то есть быстрее действовать.

  • Люди с хорошей механической памятью, то есть способностью воспроизводить материал без опоры на логическое и смысловое содержание. (Логическая и ассоциативная память, в отличие от механической, требуют большего жизненного опыта и сопутствующих для их запуска действий, поэтому больше времени.)

  • Психологические типы личности и особенности темперамента, в основе которых нет повышенной реактивности (непроизвольная реакция на внешние раздражители), так как важна способность удерживать внимание в спешке, шуме и часто нетерпимости со стороны учителей (в большинстве случаев таковы условия школьной жизни).

  • Люди, имеющие выдающиеся способности головного мозга к анализу, синтезу, и гибкости мышления.

Не в тренде:

  • Интроверты. Им по природе свойственно в первую очередь осмыслять происходящие вокруг них события и сосредотачиваться на мире мыслей и внутренних переживаний. Такой процесс познания менее заметен окружающим и требует больше времени для образования логических связей и поиска смысла, особенно при недостаточности опыта в силу возраста, поэтому может нарекаться несообразительностью, медлительностью и малоактивностью.

  • Психологические типы личности, в основе которых есть повышенная реактивность. В условиях спешки, шума и нетерпимости люди с такими темпераментами много энергии затрачивают на переживание стресса.

К чему ведет существующая в образовании система оценки результатов (однобокая оценка результатов)?

  • Если ребенок «не в тренде». В таком случае он находятся в условиях отсутствия положительного подкрепления своим усилиям. Это способствует потере мотивации к учебе, повышает риск формирования «выученной беспомощности» и пессимистического жизненного настроя, то есть депрессии и неврозов.

  • Если ребенок «в тренде». В таком случае он имеет положительное подкрепление своим усилиям. Это, конечно, добавляет оптимизма. Но подкрепление, к сожалению, однобокое, поэтому может закрепиться однобокий способ познания. Может, например, закрепиться познание в форме эхолалии (воспроизведение того, что до конца не осознанно) , что препятствует становлению творческой личности, а в будущем – творческого специалиста (специалиста, способного создавать новое). А только творческий подход к работе и жизни приносит радость. Поэтому, чтобы жизнь стала интересной и радостной придется дополнительно поработать и развить в себе дополнительные качества, которые не оказались подкрепляемы в школе.
  • Предлагаю не оставлять хозяйничать естественный отбор, а помочь нашим детям!

    Эффективное обучение – это обучение, ведущее к развитию, к радости от этого развития, к способности к самообучению и формированию познавательного интереса. «Только то обучение является хорошим, которое упреждает развитие и является его источником. Это то обучение, которое опирается на уже пройденное и ориентируется на еще не созревшие функции» (Л.С. Выготский).


    • Учитывайте существование разных каналов восприятия – визуального (зрительного), аудиального (слухового), кинестетического (чувственного) и дигитального (логического). Возможно, вы обнаружите у обучающегося приоритетный для него канал, на который сможете опереться. Однако стоит сконцентрироваться на развитии аудиального и визуального каналов, так как в общеобразовательных заведениях упор идет на них. Развивать эти каналы можно, подобрав соответствующие тренировочные упражнения. При обучении старайтесь обращаться ко всем каналам, тогда мозг «наведет мосты» между явлениями, что будет способствовать приумножению знаний, формированию исследовательской интереса, а, как следствие, и радости от обучения.

    • Учеба должна сопровождаться актуальной для обучающегося практической деятельностью и анализом произошедшей практики. Хочется обратить внимание на существование трех типов мышления – наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление. Умственное развитие не связано с последовательной сменой одних видов мышления другим, они взаимовлияют и взаимообогащаются. Наглядно-действенное мышление – это преобразование действительности в практическом действии методом проб. При этом происходит «открытие» свойств и отношений предметов или явлений и обнаруживаются их скрытые свойства. Между наглядно-действенным, наглядно-образным и словесно-логическим мышлением существует глубокая двусторонняя связь. Они работают над глубоким осознанием предмета только вместе! Существующее образование недоиспользует наглядно-действенное мышление, поэтому знания часто не «цементируются», остаются рыхлыми, выглядят бесполезными, что губит мотивацию к обучению и формирование практики исследовательской деятельности. Для наглядно-действенного мышления может быть не достаточно рисунков яблок в тетрадке, сопровождающих уравнения. Лучше, например, игры в магазин и реальные походы в магазин. Игры в классики, где каждая клетка пронумерована и есть возможность видеть и чувствовать цифры в прыжках. Совершение движений тактами из определенного количества действий… Существующее образование также выделяет недостаточно времени на осознание происходящей практики! Важна практика и осознание практики!

    • Роль учителя – раскрыть суть явления, повторно воспроизводить эту суть, по возможности опираясь на разные каналы восприятия, задавать наводящие вопросы, а также моделировать ситуации для практического видения существующей задачи. Наиболее типичной ситуацией является, когда в случае обнаружения сложностей выполнения заданий у ребенка, учитель предъявляет образец выполнения готового задания. Это может помочь ребенку в решении, однако, не приведет к развитию и пониманию.

    • Обучая ребенка, помните, что ваш способ обучения имеет не только прямое, но и косвенное значение. Если вы срываетесь, прекращаете начатое, предпочитаете количество качеству. Если в случае неготовности ребенка сиюминутно освоить задачу, стараетесь выдать какой-то результат, «чтобы учительница не ругалась». Всем этим подходам к решению сложных задач ребенок тоже учится у вас.

    • Обучение должно происходить в дружественной атмосфере. В конфликтной обстановке обучение тормозится, поскольку часть энергии тратится на переживания стресса. Чтобы хватало терпения, представьте себе, что вы участвуете в образовании новой тропинки, которая будет пригодна для быстрого перемещения по ней, только после того, как будет хорошо утоптана. Если обучающийся еще не может воспроизвести новый навык самостоятельно, значит «тропинка еще не протоптана». «Утаптывайте» её дальше, влияя на разные каналы восприятия (аудиальный, визуальный, кинестетический, дигитальный), и обязательно сопровождайте практической деятельностью.

    • В организации жизни должна быть умеренность, а порой даже ограниченность и недостаточность. Цицерон сказал однажды, что «для того, чтобы стать полностью свободным, человеку необходимо стать рабом своего свода законов». Другими словами, принятие ограничений ведёт к освобождению внутренних ресурсов человека. Вседозволенность и доступность возможностей для быстрого получения удовольствия лишает мотивации к получению радости от познания, так как выход на такое удовольствие более трудоемкий. Кроме того, блага этой жизни на первых порах (в детстве) еще подкрепляемы яркими эмоциями, что мешает ребенку осознать, от чего конкретно в данной ситуации он получил эмоцию – от происходящего развития или от происходящего попутно потребления того или иного источника удовольствия. Не зря для аристократических кругов созданы школы с аскетическими условиями, строгой дисциплиной и порядками. Полезно подумать над созданием определенных жизненных условий, которые будут способствовать развитию вашего ребенка.

    • Важно культивировать такие ценности, как терпение, мастерство, ответственность, самореализация, доброта…! Если значимость этих ценностей сформирована, то проявление этих ценностей в процессе учебы сможет играть вдохновляющую роль на нелегком пути познания!

    Путь познания не должен быть легким, но должен быть вдохновляющим! Не верьте тому, кто скажет «я нашел способ, и сразу стало всё легко». Учение – это труд. Мы готовы помочь вам на этом пути своими знаниями и опытом, чтобы вы не блуждали, а вышли на понятную вам и вдохновляющую дорогу!

Сегодняшняя статья посвящена вопросам обучения персонала, а вернее тем двум главным проблемам, которые делают его неэффективным, а часто и просто бесполезным.

Несколько передохнув и накопив сил, компании снова обучают сотрудников: своими силами и силами внешних провайдеров, на своей территории и вне компании, делают интерактивные программы, кто-то уже делает обучающие программы в формате 3D и много прочих фишек, которые делают обучение увлекательным, красивым, ярким. Проводятся семинары, конференции. Появились даже гастроли наиболее успешных компаний в сфере обучения с мастер-классами. У многих компаний появились корпоративные университеты, у самых продвинутых даже должности директора по обучению. И сейчас на сайтах очень много вакансий, связанных с обучением…

Как будто всё отлично, но очень часто собственники, топ менеджеры, да и сами HR поднимают 3 проблемы обучения:

  • учим не тех;
  • учим не тому;
  • учим не так.

Эти проблемы поднимались вчера, поднимаются сегодня, и боюсь, что будут подниматься завтра. Самим HR не нужно быть сильно умным, чтобы понять, что с обучением действительно не всегда так, как хочется или заявляется. Для этого достаточно быть просто честным по отношению к себе и по отношению к компании.

А чтобы убедиться, что учат действительно не так и не тому, далеко ходить не надо. Нужно зайти в ближайший супермаркет любой крупной сети и на кассе услышать скороговорку произнесенную сквозь зубы, которая должна нести в себе что-то около «спасибо за покупку, приходите еще». Не суть важно набор этих слов, важно то, как именно это произносится, если эти магические слова кассир еще как-то заучил, то излучать доброжелательность у него часто не получается, даже пытаться не собирается, потому и слышим мы эти слова сквозь зубы. Кассир где-то в одном месте, а полученные им знания в другом, и не встретиться им скорее всего никогда. И какая разница, сколько часов потрачено на его обучение и сколько всего он должен знать и уметь и даже не важно на какую оценку он сдал внутренний тест или экзамен. Вам как покупателю абсолютно всё равно, сколько компания затратила ресурсов, чтобы повернуться к вам лицом, вы делаете однозначный вывод – чувствую заботу или не чувствую, приду завтра за покупками или нет. И это только одно доказательство проблем в сфере обучения, на самом деле их намного больше.

Компании всё больше задаются вопросами обучения, вернее сказать, вопросами эффективности обучения, пытаясь, всё время соотносить затраченные средства с полученным эффектом. Если со средствами всё понятно, то с эффектом всё очень печально, так как очень часто сами компании не знают, какой эффект они хотят достичь от обучения и еще меньше компаний пытаются донести этот ожидаемый эффект до персонала.

На мой взгляд, это и есть 2 самые главные проблемы в обучении персонала, решив их, можно сделать обучение эффективным и полезным для компании и для сотрудников.

Итак, проблема первая - зачем мы учим и чего мы ожидаем от обучения. Без понимания компанией этих важных моментов нет смысла двигаться вперёд, без этого время и деньги, потраченные на обучение – потрачены впустую. Учить, потому что все учат или это требование рынка, наши конкуренты прошли (проходят) обучение и еще много причин, почему компания хочет обучать своих сотрудников. Но часто среди этих причин нет главного - привязки к потребностям компании. Если HR не осведомлён о стратегии компании, не знает ближайших планов, не знает компанию и рынок, на котором компания работает, может ли он организовать полезное обучение, направленное на будущее компании? Он может собрать заявки от подразделений и понять, например, что топ менеджеры заинтересованы в тайм-менеджменте, умении вести переговоры или чём-то еще подобном, самые продвинутые топы могут даже сказать фамилию тренера, у которого они хотели бы обучаться. А после проведения обучения все понимают, что результаты компании не улучшаются и компании сейчас более важно не это, а вот то и так бесконечно.

Никто не спорит о том, что обучение очень важно, но оно более важно тогда, когда оно помогает решить проблемы компании сегодня и будет полезно для будущего компании, позволяет достичь какого-то нового рубежа, оторваться от конкурентов и т.п. Вот каким должно быть, на мой взгляд, эффективное обучение.

Если мы говорим о знаниях, то идеальная формула уже придумана – нужные знания, у нужных людей, в нужный момент времени. Это как в библиотеке, если вам нужна книга по кулинарии, вы не будете заказывать книгу по астрономии или какую-то еще другую. Таким образом, обучение должно поддерживать компанию на пути к развитию. Учить наперёд, наверное, можно, но по-моему бесполезно, так как к тому моменту, когда знания понадобятся они могут элементарно устареть, забыться или люди с нужными знаниями уже могут и вовсе покинуть компанию. Или вы думаете, что знания на всю жизнь?

У многих из нас дома есть библиотека и, к сожалению, эта библиотека очень часто демонстрирует, как не нужно поступать со знаниями. Некоторые из книг нашей библиотеки, так и останутся не прочитанными никогда. Почему, да потому что где-то мы поверили автору или обложке, где-то нам уже не нужны ни эта книга, ни эти знания и много других причин, почему эти книги оказались бесполезны для нас. Хотя мы были уверены, что покупали самые нужные книги на свете. Деньги потрачены, а пользы от этого нет. А разве не так происходит в некоторых компаниях. Задача HR- прекратить это безумие, тем более сейчас, в условиях ограниченности ресурсов. К счастью у HR в этом деле есть «помощники», которые помогут ему не потратить лишние деньги. Я думаю вы догадались о ком я.

А вот вторая проблема, на мой взгляд, даже более важная – донесение непосредственно до сотрудников идеи и ожидаемого эффекта от обучения , т.е. «продать» сотруднику обучение. Как бы кому не казалось, но заказчик обучения – компания, а носитель знаний – сотрудник. И если сотрудник не будет эти знания использовать или использовать правильно, то компания не получит того эффекта, которого ждала. И будет ситуация как с кассиром супермаркета, о котором я писал выше. Если говорить проще, то свою часть эффекта от обучения должны получить и компания, и сотрудник. А сделать это можно при условии, что сотрудник увидит эту выгоду для себя и сам захочет научиться чему-то и будет чётко понимать – зачем ему это нужно. Я думаю мы все взрослые люди и не питаем иллюзий по поводу того, что человека можно научить чему угодно. Правильнее скорее другое - человек может всему научиться, но при условии, что это ему нужно и интересно. Разве ваша жизнь – не сплошная иллюстрация этому? Вот почему эта проблема настолько серьезна и настолько трудна в решении, настолько трудна, что многие компании о ней не задумывались и тем более не пытались ёё решать. Они продолжают учить своих сотрудников.

Но давайте всё-таки попытаемся понять, как мы это делаем сейчас и как можем делать. Я намеренно избегаю слова «должны», потому что я уверен в HR не существует универсальных рецептов, есть только решения, зарекомендовавшие себя лучше или хуже при определенных условиях, для конкретных компаний. Думая по-другому, «можно умереть от опечатки» в самой лучшей или модной методике.

Итак, как компании доносят пользу обучения до сотрудников – никак или проверенным веками методом - кнутом и пряником. Кнут позволяет добиться нужного эффекта присутствия, позволяет рапортовать о количестве часов потраченных на обучение. Но всё это, тот случай, когда количество никогда не перейдёт в качество и понятно почему. Еще раз повторю нельзя ничему научить человека без его согласия. Кнут на это согласие, как вы понимаете, влияет не сильно! Можно анкетировать до и после обучения, можно ставить пятерки или десятки во время и по итогам обучения, штрафовать получивших низкие оценки, можно уволить не прошедших обучение и т.п., но всё это не сделает обучение действительно эффективным, а сотрудников заинтересованными…

С пряником как-то тоже не очень складывается иногда пряник – это пятерка или какая-то другая оценка, часто пряник – обещание рассмотреть сотрудника в кадровый резерв когда–нибудь потом, еще пряник – повышение какого-то самостоятельного придуманного ранга или разряда причем, как правило, очень микроскопическое и много подобных способов. Я когда-то лично слышал пряник примерно следующего содержания «новые знания позволят вам повысить свою стоимость на рынке», вдумайтесь за деньги компании пополнять рынок подготовленными специалистами. Компании готовы делиться чем-то, что не представляет особой ценности ни для компании, ни для сотрудников, потому что часто и само обучение носит какой-то абсолютно бесполезный характер, поэтому такое же отношение к нему со стороны персонала.

А если еще учесть страсть HR проводить обучение за счет выходных дней или например начинать его в пятницу вечером и заканчивать в воскресенье после обеда, то здесь тем более без дополнительной «продажи» обучения не обойтись. В противном случае сотрудники будут расценивать «бесполезное» обучение как попытку украсть часть их жизни с соответствующим отношением и соответствующими результатами.

Как может быть? Мне кажется, что самый лучший вариант, при котором сотруднику должна быть четко указана система координат, что будет, если сотрудник пройдет обучение и если не пройдёт, т.е. связать сотрудника с компанией и с обучением. Для индивидуального обучения сотрудника (если такое предусмотрено политикой компании) компании было бы лучше предоставлять оплачиваемые дни не более 3-5 в году и только для тех категорий персонала или конкретных сотрудников, в развитии которых компания заинтересована, давайте перестанем быть щедрыми за чужой счет.

Если связь между обучением и эффектом от него будет восстановлена и объяснена сотрудникам, то результат появится или улучшиться наверняка, и еще можно не стеснятся и спросить самих сотрудников каких именно знаний им не хватает для того, чтобы… Не нужно делать вид, что только один HR знает, что нужно компании и её подразделениям. HR знает рынок обучения, провайдеров, может организовать обучение, но эта другая сфера знаний. И часто без знания «чему учить» превращается в бесполезный набор знаний. И часто получается, что компания обучает сотрудников непонятно чему, с какой целью и что сотрудники с этого будут «иметь» - ненужные знания в неподготовленные головы.

Главное, что может сделать HR уже сегодня – изменить этот подход и заняться эффективным обучением без иллюзий.

  • Обучение, Развитие, Тренинги

Младший школьный возраст ­ очень ответственный период школьного
детства, от полноценного переживания которого зависят уровень интеллекта и
личности, желание и умение учиться, уверенность в своих силах. Это
переходная ступень – уже не дошкольник и еще не школьник.
Новое положение ребенка в обществе, позиция ученика характеризуется
тем, что у него появляется обязательная, общественно значимая, общественно
контролируемая деятельность ­ учебная, он должен подчиняться системе её
правил и нести ответственность за их нарушение.
Существующая школа с её классно – урочной системой и действующими
программами требует от ребенка определенного уровня функциональной
готовности. Новые условия предъявляют более высокие требования к
личностному развитию ребёнка, а также степени сформированности у него
учебных умений и навыков. Однако уровень развития значительного числа
детей едва достигает необходимого предела, а у довольно многочисленной
группы школьников уровень развития явно недостаточен, что вызывает
определённые трудности в обучения.
Педагоги и психологи отмечают, актуальность проблемы трудностей
обучения, и для успешного её решения требуется серьёзная целенаправленная
коррекционно­развивающая работа. Главным условием эффективной помощи
при трудностях обучения является определение точки отсчета, с которой
следует начинать коррекционную работу. А для этого нужно точно
определить зону актуального и ближайшего развития ребенка и здесь на
помощь приходит психологическая диагностика.
Цель диагностики – выявить основные трудности в обучении младших
школьников. Необходимо учитывать, что диагностика должна осуществляться
в самом процессе обучения и проводиться систематически. Только в этом
случае, возможно, будет прослеживать положительные результаты работы с
неуспевающими детьми. Начиная с первого класса, психологи отслеживают
развитие учащихся на всех этапах обучения. Проводят исследования
готовности выпускников детского сада к обучению в школе и выявляют
аспекты школьной зрелости:
­ интеллектуальной;
­ эмоциональной;
­ социальной.
Анализ результатов Московского мониторинга, вызывает тревогу у
воспитателей, специалистов и родителей готовящих детей к обучению в
школе, возникает вопрос, почему ожидаемые результаты, порой не совпадают
с реальными.
Ребенок посещал детский сад и занятия дошкольной
подготовки, выполнял все домашние задания, и казалось, овладел всем
необходимым базисом, но, придя в школу, в какой­то момент перестал
успевать, обучаемость снизилась. Почему?

Одной из ведущих причин является незрелость мотивационной и
эмоционально­волевой сферы, из­за чего ребёнок не способен к длительным
(в течение 30 ­ 35­минутного занятия или урока) волевым усилиям и
сосредоточенности. По клиническим данным, у большинства детей с
трудностями в обучении отмечаются признаки слабо выраженной
органической недостаточности ЦНС.
Главная задача
взрослых постараться скорректировать данные
процессы и довести психологическое развитие ребенка до уровня готовности
к школе. Основной акцент должен быть направлен в первую очередь на
мотивационное развитие ребенка. Мотивационная готовность предполагает
наличие у него желания не просто пойти в школу, но учиться, выполнять
определенные обязанности, связанные с новым статусом, с новой позицией в
системе социальных отношений – позицией школьника. Сформированность
этой внутренней позиции ­ одна из важнейших составляющих мотивационной
«готовности к школе». Без такой готовности ребенок, даже если он умеет
читать и писать, не сможет хорошо учиться, так как обстановка и правила
поведения в школе будут ему в тягость, так как говоря о мотивации, мы
говорим о побуждении к чему­то. В данном случае о побуждении к учебе. А
это значит, что у ребенка должен существовать познавательный интерес, ему
должно быть интересно, узнавать новое. Но поскольку учение в школе
состоит не только из интересных и занимательных занятий, то у ученика
должен быть стимул выполнять и непривлекательные, а порой даже скучные и
утомительные задания. В каком случае это возможно? В том, когда ребенок
понимает, что он ученик, знает обязанности ученика, а также старается
хорошо их выполнять.
Часто на первых порах первоклассник старается быть примерным
учеником, чтобы заслужить похвалу учителя.
Учебная мотивация
складывается у первоклассника при наличии выраженной познавательной
потребности и умении трудиться.
Мотивационно неготовым к систематическому обучению в школьных
условиях может быть признан ребенок, не обнаруживший черт зрелости
мотивов и сформированности «внутренней позиции школьника», что
обнаруживается: в отсутствии стремления ребенка пойти в школу или даже
негативном отношении к школе и учению, в выраженной импульсивности
поведения, в низком уровне осознания своих побуждений.
Поэтому мотивационная готовность имеет не меньшее значение, чем
интеллектуальная, хотя именно о ней часто забывают. Задача взрослого
сначала пробудить у ребенка желание научиться чему­то новому, а уже затем
начинать работу по развитию высших психологических функций.
По мнению многих учёных, устойчивость школьной мотивации,
эмоционально­волевой сферы является одним из важнейших показателей
мотивационной готовности к школе.

Если у ребенка был выявлен высокий уровень мотивационной

вывод, что в целом уровне школьной готовности развит выше среднего,
поскольку, как показано многими учёными­психологами мотивационная
готовность является определяющей. А если у ребенка был выявлен средний

интеллектуальной готовности, его уровень школьной готовности оценивается
как средний. В том случае, если у ребенка был низкий уровень мотивационной
готовности к школе и средний уровень интеллектуальной готовности, делаем
вывод ­ уровень школьной готовности сформирован ниже среднего. Низкий
уровень мотивационной готовности к школе и высокий уровень
интеллектуальной готовности, говорит о среднем уровне школьной зрелости.
Важно понимать, что коррекционная работа психологов и педагогов с
детьми не должна сводиться к «дрессуре» определенных компонентов
психического развития ребенка. А на первом этапе она обязательно должна
включать в себя все необходимые элементы полноценной формирующей
среды: мотивационную, эмоциональную, рефлексивную. Главная задача –
довести психологическое развитие ребенка до уровня готовности к школе.
Основной акцент необходимо делать на мотивационное развитие ребенка, а
именно развитие познавательного интереса и учебной мотивации. Задача
психологов и педагогов сначала пробудить у ребенка желание научится чему ­
то новому, а уже затем начинать работу по развитию высших психологических
функций. При этом важно положительное отношение к учению, способность к
саморегуляции поведения и проявлению волевых усилий для выполнения
поставленных задач:
 умение детей сознательно подчинять свои действия правилам,
обобщенно определяющим способ действия,
 умение ориентироваться на заданную систему требований,
 умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания,
предлагаемые в устной форме,
 умение самостоятельно выполнять требуемое задание по зрительно
воспринимаемому образцу.
Эти параметры развития произвольности являются частью
психологической готовности к школе, на них опирается обучение в первом
классе.
Интеллектуальная готовность к школе также предполагает наличие у
ребенка широкого кругозора, запаса конкретных знаний. Кроме развития
познавательных процессов: восприятия, внимания, воображения, памяти,
мышления, в психологическую готовность к школе входят сформированные
личностных особенностей. К поступлению в школу у ребенка должны быть
развиты самоконтроль, трудовые умения и навыки, умение общаться с
людьми, ролевое поведение.

Для того чтобы ребенок был готов к обучению и усвоению знаний,
необходимо, чтобы каждая из названных характеристик была у него
достаточно развита, в том числе и уровень развития устной речи ребёнка
должен соответствовать возрастной норме. Необходим
определённый
словарный запас и умение грамотно им пользоваться в самостоятельной
речи, важно научить ребёнка излагать свои мысли, пересказывать небольшие
тексты, умению описывать картинки и события.
Количество учащихся с трудностями в обучении за последние годы резко
выросло. На данный момент количество таких детей составляет около 20 –
30% в каждом классе.

Следует отметить, что увеличение числа таких детей отмечается во
всем мире, и проблема трудностей в обучении стала одной из наиболее
актуальных психолого­педагогических проблем.
Неуспеваемость, особенно если она проявляется еще в начальных
классах, существенно затрудняет овладение ребенком обязательной школьной
программы. Именно в начальный период обучения у детей закладывается
фундамент системы знаний, которые пополняются в дальнейшие годы, в это
же время формируются умственные и практические операции, действия и
навыки, без которых невозможно последующее учение и практическая
деятельность. Отсутствие этого фундамента, начальных знаний и умений
приводит к чрезмерным трудностям в усвоении программы.
Психолого­педагогическое изучение учащихся с трудностями в
обучении целесообразно осуществлять по простой общей схеме: выявление
трудностей в обучении, выявление причин, которые обусловливают эти
трудности.
Несмотря на различие причин неуспеваемости у разных школьников,
учащиеся с трудностями в обучении имеют достаточно много одинаковых
черт и особенностей, что позволяет дать им общую психологическую
характеристику.
Категории слабоуспевающих и неуспевающих школьников:
дети с умственной отсталостью;
дети с временной задержкой психического развития;
педагогически запущенные дети;
дети соматически ослабленные;
дети в целом с нормальным психическим развитием, но имеющие
недостаточный уровень сформированности отдельных психических функций
либо по уровню их развития, относящиеся к нижней границе нормы.
Критерии готовности или неготовности к школьному обучению связаны
с психологическим возрастом ребенка, который отсчитывается не по часам
физического времени, а по шкале психологического развития.
Под
психофизической готовностью понимается физическое созревание ребенка, а
также созревание структур мозга, обеспечивающее соответствующих
возрастной норме уровня развития психических процессов.

Психолого ­ педагогическое сопровождение имеет два направления:
­ актуальное, ориентированное на решение уже имеющихся трудностей,
возникших у ребенка;
­ перспективное, ориентированное на профилактику отклонений в обучении и
развитии.
Психолого ­ педагогическое сопровождение – это целостная, системно
организованная деятельность, в процессе которой создаются социально­
психологические и педагогические условия для успешного обучения и
развития каждого ребенка.
Задачи сопровождения:
­ систематическое отслеживание уровня развития и обучения ребенка.
­ создание социально­психологических условий для развития познавательных,
личностных возможностей учащегося и его успешного обучения на занятиях.
­ организация помощи детям, имеющим проблемы в психологическом
развитии и обучении.
Начальная школа является базисом, основой, на которую опирается
дальнейшее обучение школьника. Если запустить механизм непринятия
обучения, не успевания за своими одноклассниками, может привести к
серьезным последствиям не только со стороны овладения знаниями и
умениями, а самое главное, со стороны личностной сферы ребенка:
заниженная самооценка, отсутствие стремления получать знания и т.д.
Помочь ребёнку справиться с его трудностями, встать на его сторону и
создать условия для здорового и гармоничного развития ­ основная задача
психолого­педагогической работы.

Трудности, возникающие в процессе школьного обучения вследствие биологических факторов, в МКБ-10 относят к проблемам овладения школьными навыками и обработки когнитивной информации. Речь идет о нарушениях, связанных с дисграфией, дислексией и дискалькулией.

Характеристики этих отклонений:

  • имеют ранний период возникновения;
  • врожденные (не могут возникнуть как следствие перенесенных травм и инфекций головного мозга);
  • специфические или первичные (не могут быть вызваны особенностями обучения, наличием заболевания или умственной отсталостью).

Большинство нарушений происходит в связи с трудностями сенсорной интеграции ребенка.

Сенсомоторная интеграция как фактор, влияющий на уровень успеваемости

Незначительные нарушения сенсорной интеграции могут вызывать неуспеваемость в школе, впервые проявляются в начале обучения. Понятие сенсорной интеграции подразумевает не только обработку поступающих в мозг сенсорных импульсов, но также их упорядочивание, благодаря чему у человека складывается определенное представление как о себе самом, так и об окружающей среде.

Если процессы сенсорной интеграции незначительно нарушены (неврологи при обследовании признают ребенка полностью здоровым), то ребенок, который не вызывал никаких опасений в своем уровне развития, может столкнуться с трудностями школьного обучения. Новые виды деятельности (такие как чтение и письмо, а также арифметический счет) ставят перед психикой ранее не выполняемые сложные задачи, для успешной реализации которых необходима высокая степень развития сенсорной интеграции.

Стоит понимать, что сбои могут начаться не только в когнитивных процессах, но также и в поведенческой сфере – например, при постоянном нервном перенапряжении от новых социальных правил и требований учебы. В таком случае при отсутствии должной поддержки ребенок может начать пропускать занятия, у него развиваются психосоматические реакции, часто это выражается в снижении самооценки. В дальнейшем ситуация только усугубляется, поскольку возможности быстро восстановить пробелы в знаниях нет.

Основные проблемы, которые замечают родители и педагоги

Трудности в обучении ребенка могут вызвать многие вещи, которые другие люди выполняют автоматически при использовании мышечной и зрительной памяти (чтение и письмо). Поскольку при нарушении интеграции деятельность мозга не упорядочивает полученные сенсорные образы, возникают трудности в своевременном воспоминании мнестически зафиксированных особенностей написания букв и последовательность арифметических действий. Заставлять ученика волевым усилием и постоянным повторением учиться не представляется возможным. Скорее всего, такое обучение только принесет вред, поскольку ограничивает получение самостоятельного сенсомоторного опыта и возможности развития необходимых структур мозга.

Практические трудности, возникающие у детей при обучении в школе:

  • чтение (), письмо (), счет ();
  • интеграция ощущений различных модальностей (записывать услышанные слова, перерабатывать кинестетическую информацию);
  • ориентация в окружающем пространстве (найти необходимый поворот, соотнести скорость своего движения со встречным потоком);
  • соотнесение параметров собственного тела (например, расстояние между тетрадью и доской недоступно для определения, поэтому переписанный текст выходит неравномерным, буквы расположены на разном расстоянии и имеют различный размер);
  • слабость концентрации, проявляющаяся в невозможности довести до конца начатое (уборку или домашнее задание), а также спланировать свое будущее (ребенку тяжело понимать, сколько времени займет та или иная деятельность, а, соответственно, и рассчитать ее начало и окончание);
  • быстрая общая утомляемость из-за заданий, превышающих по своей сложности возможности ребенка.

Проявления и формы в каждом индивидуальном случае будут различными. Случается и так, что в некоторых сферах нарушения практически не заметны, но при этом очень ярко проявляются в других.

Снижение успеваемости вследствие нарушенной сенсорной интеграции — это не психоэмоциональная проблема, поэтому изменение воспитательного подхода не приводит к улучшениям. К сожалению, многие родители и педагоги не учитывают этого момента и вместо того, чтобы помочь, поддержать, заняться развитием необходимых функций, сосредотачивают свое воздействие через воспитательные методы. Это может привести к прямо противоположному результату и еще больше снизить мотивацию к учебе, а также развить неуверенность в себе и снизить самооценку ребенка, ухудшая адаптацию в коллективе (в таких случаях помимо решения основной проблемы необходимо будет помочь ребенку справиться с психологическими трудностями).

Поведенческие проявления нарушений сенсорной интеграции:

  • застенчивость или гиперактивность;
  • неприветливость к окружающим;
  • забывчивость;
  • хулиганство и систематическое нарушение социальных норм;
  • бесцельность действий.

Часто воспитательные методы воздействия не оказывают никакого эффекта, поскольку ребенок просто не может вести себя иначе вследствие биологических особенностей.

Классификация трудностей при обучении

Есть два подхода классификации трудностей, испытываемых ребенком при обучении.

  1. По школьным предметам – сконцентрирован на выделении предмета, сложного для обработки в сравнении с остальными. При этом подходе можно говорить о сложностях с чтением или письмом, математическими операциями. Проблема в данных областях может решаться педагогом, и , причем в некоторых случаях упускаются первопричины, а восстанавливается только следствие.
  2. Второй подход к классификации основан на нейропсихологических особенностях и выяснении, недоразвитие каких функций ведет за собой определенные видимые изменения. Например, один лишь процесс письма построен на регуляции произвольных действий, переработке аудиальной и кинестетической информации, оперировании визуальными образами. За каждый процесс отвечает соответствующий отдел головного мозга, и в зависимости от того, где именно находится проблема, возникает специфическое нарушение письма.

Применяя принципы нейропсихологического подхода, классификация трудностей обучения происходит на основании типологии допускаемых ошибок:

  1. Программирование и контроль действий. Может проявляться:
    • Нарушениями в виде повторных написаний знаков, а также повторений действий при решении математических задач. В письме это заметно при повторном написании букв и слогов или же при их пропуске.
    • Невнимательностью в прочтении условий упражнения или задачи, возникновением трудностей в планировании решения. В работе с текстами это может быть неумение составить план рассказа или выдержать линию повествования.
    • Импульсивностью решений при устном счете, что может привести к ошибкам в простых заданиях, при том, что сложные будут решаться верно. При письме возможно допущение ошибок в простейших правилах, например, ребенок начинает предложение со строчной буквы.
  2. Переработка аудиальной информации (звуковой анализ) – проявляется в том, что ученик путает близкие по звучанию буквы (глухие и звонкие «з-с», «б-п» и пр.). Это может отразиться как на неправильном произношении, так и на наличии ошибок в письме.
  3. Холистическая (правополушарная) стратегия переработки информации (слуховой, визуальной, зрительно-пространственной). Этот тип нарушения связан с недоразвитостью функций правого полушария, отвечающего за формирование целостных визуальных и слуховых образов, а также за ориентацию в пространстве. Наиболее частые проявления:
    • трудности ориентации на рабочей поверхности (найти начало строки в тетради, продолжить запись с необходимого места на доске и пр.);
    • плохой почерк, возникающий вследствие трудностей поддержания определенного размера и наклона букв, также возможны неровные, расширяющиеся книзу поля с левой стороны (за счет суженого поля зрения слева);
    • присутствие ошибок даже в типичных словосочетаниях и словах, таких как «упражнение», «вывод», «классная работа» и пр.;
    • возможно смешение гласных букв, пропуск пробелов между словами.

Все описанные ошибки имеют циклическую природу, что приводит к нестабильной работоспособности ребенка. Чтобы предотвратить когнитивную перегрузку и угасание мотивации учиться, необходимо составлять план обучения с учетом дробной и кратковременной нагрузки.

Методы коррекции

Первоначальным этапом коррекции всегда является диагностика, позволяющая составить оптимальную программу для каждого ребенка. Например, если у ребенка присутствуют нарушения речи, связанные со стереотипностью используемых слов, коротких фраз, а для того, чтобы его окончательно понять, необходимо задавать дополнительные вопросы, то трудности касаются программирования речи. В случае, когда используются предложения различной длины, но при этом присутствует замена конкретных понятий более обобщенными, встречается большое количество местоимений, то есть смысл заняться уровнем переработки слухоречевой информации. Полную диагностику проводит специалист - .

Чтобы школьная успеваемость повысилась, а недостатки поведенческой сферы сгладились, необходимо достаточное развитие сенсомоторного базиса – основных психических функций (мышления, памяти, внимания). Добиться этого невозможно, требуя от ребенка сосредоточения через силу и принуждение, поскольку это не педагогический, а нейрофизиологический аспект. Эффективными будут методы, развивающие исключительно недостающий уровень – это естественные процессы познания мира, такие как игры, бег, прыжки, а также прочие формы активности, расширяющие сенсомоторную сферу.

Вместо репетиторов по всем предметам и различных развивающих ранних программ рекомендуется сосредоточиться на развитии необходимых мозговых структур и нейронных связей. Это возможно с применением метода нейросенсорной слуховой стимуляции .

Кроме этого, для коррекции дислексии и дисграфии необходимы занятия с . Программа Томатис поможет мозговым структурам «дозреть», сформировать и укрепить нейронные связи, а занятия с логопедом закрепят и автоматизируют нужные навыки.

Курс Томатис направлен на то, чтобы:

  1. Созрели нейронные связи между лимбической системой (она дает мозгу энергию в виде мотивации и эмоционального ответа на стимулы, помогая лобным долям принимать решения и осуществлять контроль над поведением), сенсорными зонами коры головного мозга (обрабатывают полученную визуальную, слуховую, кинестетическую и др. информацию) и префронтальной корой (отвечает за программирование и контроль действий, принятие решений, формирует поведение).
  2. Осуществить сенсомоторную интеграцию, помочь различным отделам мозга работать слаженно.
  3. Улучшить внимание, особенно слуховое (т.к. воздействие Томатис происходит через ухо, слуховое внимание начинает тренироваться еще на этапе прохождения звука через среднее ухо; специалисты метода называют этот процесс «фитнес для слуховых мышц»). Tomatis помогает нервной системе научиться выделять в звуковой среде главное и второстепенное, повысить сопротивляемость информационному стрессу, сохранить концентрацию внимания в шумном месте и при повышенных нагрузках.
  4. Посредством воздействия на речевые зоны коры улучшить функции чтения, письма, обработки речевой информации и экспрессивной речи.

Как проходит коррекция нарушения школьных навыков в нашем центре?

В нашем центре первичная консультация проводится в форме : прием ведут сразу несколько специалистов (по желанию клиента). В консультации участвует логопед, нейропсихолог, дефектолог и специалист по Томатис-терапии (клинический психолог). Состав сотрудников может меняться в зависимости от конкретной ситуации (предварительная запись обязательна).

На консилиуме специалисты изучают анамнез ребенка, особенности его личности, нюансы возникающих в обучении проблем. Мы рекомендуем приносить на прием тетради с «типичными» ошибками, это поможет в процессе диагностики. Также желательно принести медицинскую документацию (если она есть): мед. карту, ЭЭГ, допплерографию и другие результаты обследований, которые есть на руках.

Эта арт-терапевтическая техника меньше всего ориентирована на школьников и студентов, которые имеют низкую мотивацию к получению образования и хороших отметок .

Эта арт-терапевтическая техника понимает под понятием «обучение», обучение в самом широком (и добавлю - высоком) смысле и работает так же - широко. Так что, в большей степени эта психотерапевтическая техника касается взрослых людей и их нежелания Учиться, быть Открытыми Урокам Жизни, ну и так далее.

Но не спешите разочаровываться, уважаемые родители сложных детей и педагоги сложных учеников!

Поработав с этой техникой сами, Вы поймёте что-то такое, что даст Вам подход и к Вашим детям, не запоминающим параграф по географии. Ведь речь (повторю) идёт об Учёбе в САМОМ широком смысле этого слова, а значит, раз смысл - широкий, он охватывает и такие узкие вещи, как плохие отметки и нежелание учиться и ходить в университет (в школу).

Нежелание ходить в университет - мелочи, по сравнению с глобальной проблемой (свойственной как взрослым, так и малышам) - проблемой нежелания по-доброму смотреть на окружающий мир и ВИДЕТЬ его .

Итак, приступим. Сначала, как всегда - вводная теоретическая часть, объясняющая позицию психотерапевта, затем - сама арт-терапевтическая техника. А то ведь сразу бывает непонятно: для чего так мудрёно трудиться с карандашами в руках?.. Чего от нас хотят?..

Вот Вам первая идея для размышления

Жизнь человека напоминает график, на котором можно отчётливо увидеть некие постоянные спады. Эти спады - снижение способности к обучению. Если их вовремя не пресечь - «график упадёт», рисуя последующие всплески уже от более низкой отметки, потом упадёт ещё, а потом достигнет нуля - преждевременного маразма.

Психология разобралась с этой проблемой и выяснила главную её причину. Причина не в нехватке витаминов, хотя и в этом, возможно, тоже.

Причина не в неправильном воспитании (эти причины мы разбирали в статье «Дракон Упрямства»), хотя и в этом, разумеется, таится немалое зло.

Причина, которая делает очень простой и понятной проблему снижения с пособности к обучению вот какая:

Учиться - значит отдавать

Это Вам - вторая идея для размышления.

Парадокс? Вы думали, учиться - это способность получать ? Нет! Как только мы поймём истинный смысл этого парадокса, мы поймём и всё остальное.

Итак, как это парадоксально ни звучит,

Учиться - это способность отдавать.

Ибо восприятие нового, неизвестного, трудного и непроверенного требует:

  • способность отдаться в руки более сведующего, чем мы человека - педагога,
  • отдаться течению новых обстоятельств,
  • отдать своё время ,
  • свои силы ,
  • свои заблуждения и прежние мнения ,
  • свою уверенность в том,что мы «уже почти всё поняли в этой жизни» и «многое умеем на «5»»

отдать тем людям, теориям и книгам, кто эти наши Время и Силы начнёт тратить по СВОЕМУ усмотрению, а наши Прежние Убеждения и Уверенность - высмеет, порвёт на тряпочки и покажет, где находится мусорное ведро, куда мы должны будем их отнести с покорностью, нажав ногой вечно заедающую педаль...

Всё это сложное многообразие чувств психология теоретически обобщает и называет одним словом: способность ОТДАВАТЬ .

Вот и думайте после этого, что учёба - это способность «получать »!.. Как бы не так, всё ровно наоборот. Вы теперь согласны?

А теперь зададим себе следующий вопрос: Какой человек способен отдавать?

Вот, что говорят по этому поводу психологи:

«Отдавать способен лишь тот человек, который чувствует, что он уже многое получил ». (Хоть, может быть, на самом деле это выглядит и не так!)

Психологами замечено: человек, который обижен на жизнь и чувствует, то ему чего-то «недодали», будет отклонять любые предложения чему-то научиться как чрезмерные требования!»

Эта огромная армия людей живёт под нехорошим лозунгом:

мир мне должен.

Мы не будем обвинять этих людей, потому что и сами бываем такими. Наше упражнение придумано для того, чтобы смягчить последствия предыдущего негативного опыта, который привёл человека к такой проблеме.

Из «невротиков, обиженных на жизнь», мы (с помощью методик психотерапии) будем делать людей, которые уверены в том, что:

  • мир обходится с ними справедливо, поэтому
  • они могут позволить себе быть заинтересованными и любопытными и
  • радостно учиться чему-то новому.

Ну а теперь, к упражнению.

Вы - Ведущий, должны в простой и понятной форме изложить собравшейся группе (друзей, родственников, детей, учеников) всё, что Вы сейчас прочитали выше, своими словами.

А затем, раздав группе бумагу, ручки и цветные карандаши рассказать следующую «легенду», предваряющую творческое задание, желательно близко к тексту.

Легенда

Для того, чтобы выжить в этом мире, человеку дана готовность к обучению.

Именно это помогает нам и жить, и выживать.

Все мы знаем периоды, когда у нас не было проблем с обучением. И все мы знаем ситуации, вызывающие у нас яростное сопротивление желанию учиться - по книгам, у жизни. У других людей.

Таким образом, каждый из нас пережил «Золотой Век» , когда учиться было легко и приятно. Но Золотые века кончаются и начинается «Кали-юга»...

Я предлагаю всем вам придумать сейчас и записать свой МИФ, который объяснит: как в жизнь человека пришла эта проблема - Нежелание (Неспособность) учиться у мира, учиться вообще.

Этот миф может быть похож на сказки «о происхождении»: «Откуда у ёжика иголки?» «Как черепаха получила свой панцирь?» «Почему у зайца длинные уши?» «Или как в мир пришла смерть»...

Если Вы любили в детстве подобные истории, попытайтесь, отталкиваясь от них, написать что-то своё.

Это может быть рассказ с картинками-иллюстрациями, могут быть просто картинки без текста или просто рассказ без картинок.

Но ваш МИФ должен быть озаглавлен, придумайте ему название».

Времени на эту работу даётся один час.

Начните с себя и обязательно проведите эту арт-терапевтическую технику со своими друзьями.

Вас ждут потрясающие результаты. Ведь каждый выпишет свою обиду на жизнь, а после «выписывания», проблемы, как правило, исчезают...

Эта арт-терапевтическая техника при проблемах с обучением ориентирована не столько на школьников и студентов, которые имеют низкую мотивацию к получению образования и хороших отметок, сколько на взрослых людей и их нежелания Учиться, быть Открытыми Урокам Жизни, ну и так далее.

Елена Назаренко

Похожие статьи

© 2024 liveps.ru. Домашние задания и готовые задачи по химии и биологии.