Понятие «стертая дизартрия» в отечественной логопедии. Стертая дизартрия у детей

Нарушение при произношении слов из-за проблем с иннервацией речевого аппарата сегодня встречается довольно часто. Ограниченность в движении губ, мягкого неба и языка приводит к затруднению речи или дизартрии .

Причины возникновения болезни разнообразны. Поэтому необходимо при первых же признаках провести диагностику, начать лечение.

Формы дизартрии

Формы этой детской патологии зависят от того, какое место подверглось поражению:

  • Бульбарная — подъязычный, тройничный, лицевой, блуждающий и языкоглоточный нерв парализован. В результате этого происходит поражение мышц, отвечающих за артикуляцию. Сопутствующим фактором этой формы становится проблема с глотанием.
  • Псевдобульбарная – нарушение в работе корко-ядерных проводящих путей. Главным признаком аномалии становится монотонная речь. Псевдобульбарная дизартрия имеет три степени – легкая, средняя, тяжелая.
  • Мозжечковая – поражение малого мозга или мозжечка делает речь тягучей с меняющейся громкостью.
  • Корковая – из-за повреждения коры головного мозга нарушается работа мышц, участвующих в произношении слов. При этой форме болезни структура слов остается без изменений, но произношение слогов изменяется.
  • Подкорковая или экстрапирамидная возникает в связи с нарушением в подкорковых узлах. Смазанная, невнятная речь с назализацией относится к главным симптомам.
  • Стертая дизартрия выражается нарушением произношения свистящих и шипящих звуков. Является патологией, связанной с микрооргоническим поражением головного мозга невыраженной этимологии.
  • Холодовая проявляется при нервно-мышечном (миастеническом синдроме). Речевые проблемы проявляются у ребенка в момент, если он находится в месте, где температура, повышенная или пониженная.
  • Паркинсоническая дизартрия развивается у больных паркинсонизмом. Речь становится невнятной, замедленной.

Задай вопрос врачу о своей ситуации

Степени

Помимо неврологической классификации патологии, есть еще логопедическая .

Она основывается на понимании речи ребенка окружающими и имеет несколько степеней:

  • К I степени относится стертая форма дизартрии. Дефекты могут быть выявлены только путем специального исследования.
  • При II степени речь остается понятной, но ее дефекты заметны всем.
  • Речь детей с III степенью понятна только родителям, знакомым. Посторонние понимают частично, то, о чем говорит малыш.
  • При IV степени речь ребенка полностью отсутствует или ее не могут понять даже родители.

Важно! Разные формы дизартрии начинают проявляться по-разному. Поэтому каждый конкретный случай требует индивидуальное лечение и подход.

Диагностика дизартрии

Все главные формы дизартрии имеют очаговое поражение мозга с неврологическими признаками.

Для правильного диагноза необходимо провести специальное неврологическое обследование:

  • Электроэнцефалографию;
  • Электромиографию;
  • Электронейрографию;
  • Магнитную стимуляцию трансканальную;

Страдающий дизартрией ребенок имеет нарушение техники речи, а не ее праксические функции. Это значит, что малыш, несмотря на дефекты, логически выражает свои мысли, понимает услышанное или написанное.

При дизартрии проводится дифференциальный диагноз .

Основан он на общем обследовании с учетом:

  • нарушений речевых или неречевых;
  • психоневрологического состояния и возраста ребенка.

Важно! На сегодняшний день созданы способы для определения дизартрии на ранних сроках.

Дизартрия чаще всего проявляется наличием псевдобульбарных симптомов. Признаки заметны даже у новорожденного.

Симптоматика этого вида проявляется:

  • Слабым криком или его отсутствием.
  • Сосательный рефлекс нарушен – младенец захлебывается, из носа может вытекать молоко.
  • Малыш плохо сглатывает или вообще не может глотать, синеет.

При тяжелой форме болезни ребенок не берет грудь. Его кормление осуществляется при помощи зонда.

С возрастом у детей, страдающих дизартрией, наблюдается:

  • Частичная артикуляция, стабильный дефект произношения.
  • Язык в ротовой полости расположен неправильно.
  • Проблемы с речевым дыханием и задержка в развитии речи.

По этим признакам специалисты могут поставить диагноз. Для проведения дифференциальной диагностики были выделены основные признаки.

К ним относятся:

  • Проблемы с артикуляцией — тремор языка, неполное загибание кончика языка вверх;
  • Присутствие синкинезии – при движении языка происходит движение пальцев на руках;
  • Просодические расстройства;
  • Произношение замедленно;
  • Проблемы с удержанием артикуляции;
  • В переключении произношения возникают трудности;
  • Устойчивые нарушения с произношением звуков и в автоматизации поставленных звуков.

Для вынесения правильного диагноза прибегают к функциональным пробам . Логопед может попросить малыша открыть рот и высунуть. Его следует неподвижно удержать посередине рта.

Вместе с этим, ребенку демонстрируют разные передвигаемые предметы в боковом направлении. Он должен следить за ними, не забывая удерживать язык в нужном положении. Если язык малыша совершает движение одновременно с глазами, то это говорит о наличии дизартрии .

Во время обследования специалист:

  • Уделяет внимание произношению в момент покоя, при общих движениях и в момент мимики.
  • Также учитывается объем движения, темп, наличие рефлекторных содружественных движений конечностей.
  • А также точность , плавность и соразмерность при переключении.

При диагностике письменной речи выполняются задания:

  • по списыванию текста;
  • по написанию диктанта;
  • чтению отрывков и понимания прочитанного.

Важно! При вынесении диагноза следует проводить разграничение дизартрии от моторной алалии, афазии и дислалии.

Лечение

Главное направление в лечении дизартрии – это развить у малыша правильную речь, которая не будет мешать общению и обучению в дальнейшем навыкам чтения и письма.

Для терапии дизартрии специалист назначает комплексное лечение . Оно сочетает в себе медикаменты, занятия с логопедом и реабилитацию.

Медикаментозное лечение

Медикаментозное лечение проводится с применением ноотропов. Они специфически влияют на функции мозга, умственную деятельность, улучшают память. Стимулируют интеллектуальную деятельность и познавательные функции ребенка.

К таким лекарствам относятся:

  • Гопантеновая кислота или пантогам;
  • Энцефабол;
  • Церебролизин;
  • Глицин;
  • Семакс;
  • Фенибутс;
  • Кортексин.

Логопедическая работа с дизартрией и методы коррекции

Логопедическое лечение строится на специально подобранных занятиях. Специалистом составляется речевая карта, в которой содержатся данные диагностики, план коррекции, описание упражнений.

Логопеды при работе с такими детьми обращают внимание на всестороннее развитие речи ребенка:

  • грамматический строй;
  • фонетический слух;
  • словарный запас.

Специалистами, при занятиях, используются компьютерные тренажеры, программы, способные справиться с проблемой.

Важно! Логопедические занятия осуществляются в группе или индивидуально. Есть специализированные группы, детские сады, школы.

Реабилитация при дизартрии включает в себя:

  • акупрессуры;
  • точечный и сегментарно-рефлекторный массаж;
  • гирудотерапию;
  • иглоукалывание;

На занятиях по коррекции дефекта проводится развитие:

  • мелкой моторики – гимнастика для пальчиков;
  • моторика речевого аппарата – артикуляционная гимнастика и логопедический массаж;
  • дыхательная гимнастика;
  • голосовые упражнения;
  • исправление и закрепление нарушенного звукопроизношения;
  • развитие речевой коммуникации и выразительной речи.

В зависимости от степени тяжести и вида дизартрии различаются способы работы по коррекции.

Основные этапы работы:

  • развитие мышечного тонуса речевого аппарата при помощи массажа;
  • формирование правильного произношения путем специальных упражнений;
  • при помощи уже поставленных звуков проводится обучение правильной артикуляции.

Важно! Нетрадиционные формы лечения дизартрии – дельфинотерапия, пескотерапия, изотерапия имеют положительные результаты.

Упражнения

При лечении заболевания нужно тренировать дыхательную систему. Для этого можно делать упражнения по методу А. Стрельниковой . Они представляют собой резкие вздохи при наклоне и выдохи при выпрямлении.

Хороший результат дают самостоятельные занятия. После консультации у специалистов, можно проводить лечение в домашних условиях.

Несложные упражнения по коррекции и развитие речи можно делать поочередно:


  1. Щеки и губы надуть;
  2. Поочередно раздувать щеки;
  3. Втягивать щеки между зубов;
  4. Имитировать сосательные движения;
  5. Делать вибрацию губами.
  • Гимнастика для нижней челюсти:
  1. Щелкая зубами открывать и закрывать рот;
  2. Взрослый пытается вытащить изо рта ребенка, зажатый в зубах бинт. Можно использовать леденец на палочке. Чем меньше он станет в размере, тем сложнее будет выполнить задание.
  • Упражнение для языка:
  1. Положить кусковой сахар за щеку малыша и попросить его рассосать;
  2. Облизывание губ.

Скороговорки, потешки помогают развить звукопроизношение.

Прогноз дизартрии

Своевременная диагностика и вовремя начатая терапия по коррекции дизартрии может дать хорошие результаты. Немаловажно в борьбе с недугом усердие самого пациента и его близких. Особенно эффективно это при стертой дизартрии .

Детям с тяжелой формой заболевания можно слегка улучшить речевые функции.

Профилактика расстройства произношения у детей с перинатальными поражениями заключается в медико-педагогической работе на ранних стадиях. Также следует ограждать малыша от травм, токсических воздействий и нейроинфекций.

Поддержка ребенка больного дизартрией родными и близкими людьми имеет немаловажное значение. Малышу необходимо сформировать стимул для самостоятельных упражнений и занятий. Для этого его необходимо хвалить при любых результатах. Это придаст ребенку уверенность в себе.

Важно! Ребенок должен всегда чувствовать любовь от родных людей, не зависимо ни от чего.

ДИЗАРТРИЯ - нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточной работой нервов, обеспечивающих связь речевого аппарата с центральной нервной системой, то есть недостаточной иннервацией.

Основные проявления дизартрии: расстройство артикуляции звуков (речь нечеткая, смазанная) , нарушение голосообразования, изменение темпа и ритма речи, изменение интонации.

Проявления дизартрии проявляются в разной степени и в различных комбинациях в зависимости от локализации поражения в центральной или периферической нервной системе, от тяжести нарушения, от времени возникновения дефекта.

СТЕРТАЯ ФОРМА ДИЗАРТРИИ

Основные жалобы при стертой дизартрии: невнятная невыразительная речь, плохая дикция, искажение и замена звуков в сложных по слоговой структуре слов. Дети, имеющие стертую дизартрию, нуждаются в длительной, систематической индивидуальной логопедической помощи. Стертая дизартрия по своим проявлениям очень похожа на сложную дислалию.

Чаще всего стертая дизартрия диагностируется после пяти лет. Детям, чья симптоматика соответствует стертой дизартрии, необходимо проконсультироваться у у невролога для уточнения или подтверждения диагноза и для назначения адекватного лечения, т.к. при стертой дизартрии методика коррекционной работы должна быть комплексной и включать в себя: медицинское воздействие, психолого-педагогическую помощь, логопедическую работу.

Причинами возникновения стертой дизартрии могут быть: отклонения во внутриутробном развитии (токсикозы, гипертония (повышенное давление) нефропатия во время беременности и др; инфекционные заболевания (ОРВИ, Грипп, и пр) перенесенные во время беременности; асфиксия новорожденных; стремительные или затяжные роды; длительный безводный период; механическое родовспоможение (щипцы, вакуум). В первый год жизни такие дети наблюдаются у невролога, им назначаются медикаментозное лечение и массаж. В диагнозе до года стоит ПЭП (перинатальная энцефалопатия). А после года диагноз либо снимают, либо ставят ММД (минимальная мозговая дисфункция). Развитие после года, как правило, у всех бывает благополучным, невропатологи больше не наблюдают этих детей, и ребенок считается здоровым.

При обследовании детей 5-6 лет со стертой дизартрией выявляются следующие симптомы:

Общая моторика: дети неловкие, ограничен объем активных движений, быстро утомляемость при нагрузках. Неустойчиво стоят на одной ноге. Плохо подражают при имитации движений: как идет солдат, как летит птица, как режут хлеб и т.д. Особенно заметна моторная несостоятельность на физкультурных и музыкальных занятиях, где дети отстают в темпе, ритме движений, а так же при переключаемости движений.

Мелкая моторика рук: Дети со стертой дизартрией поздно и с трудом овладевают навыками самообслуживания: не могут застегнуть пуговицу, развязать шарф и т.д. На занятиях по рисованию плохо держат карандаш, руки бывают напряжены. Многие не любят рисовать. Особенно заметна моторная неловкость рук на занятиях по аппликации и с пластилином. В работах по аппликации прослеживаются трудности пространственного расположения элементов. Многие дети до 5-6 лет не интересуются играми с конструктором, не умеют играть с мелкими игрушками, не собирают пазлы.

У детей школьного возраста в первом классе отмечаются трудности при овладении графическими навыками:: плохой подчерк, медленный темп письма, «зеркальное» письмо, замены букв).

Особенности артикуляторного аппарата:

Паретичность мышц органов артикуляции проявляются в следующем: вялые губы, углы рта опущены, во время речи губы остаются вялыми. Язык при паретичности тонкий, находиться на дне рта, вялый, кончик языка мало активный. При нагрузках (логопедической гимнастике) мышечная слабость увеличивается.

Спастичность мышц проявляется в следующем: лицо амимично, мышцы лица на ощупь твердые, напряженные. Губы в полуулыбке: верхняя губа прижимается к деснам. Многие дети не могут сделать трубочку из губ. Язык при спастическом симптоме чаще изменен по форме: толстый, без выраженного кончика, малоподвижный.

Гиперкинезы при стертой дизартрии проявляются в виде дрожания языка и голосовых связок. Дрожание проявляется при нагрузках. Например, при удержании широкого языка на нижней губе под счет 5-10 язык не может сохранить состояние покоя, появляется дрожание и легкое посинение кончика языка, а в некоторых случаях по языку прокатываются волны в продольном или поперечном направлении. В этом случае ребенок не может удержать язык вне полости рта. Гиперкинезы чаще сочетаются с повышенным тонусом мышц артикуляторного аппарата.

Апраксия проявляется в невозможности выполнения определенных движений артикуляторного аппарата или переключении от одного движения к другому. У некоторых детей отмечается кинестетическая апраксия, когда ребенок производит хаотичные движения, «нащупывая» нужную артикуляционную позу. Наблюдается «девиация» языка при логоп. гимнастике, гиперсаливация.

Дети со ст. дизарт. по заданию выполняют все движения из логопед. гимнастики, но качество этих движений страдает: смазанность, нечеткость движений, слабость напряжения мышц, аритмичность, снижение амплитуды движений, быстрая утомляемость мышц и др. Это и приводит во время речи к искажению звуков, смешению их и ухудшению в целом просодической стороны речи.

Звукопроизношение характеризуется: смешением, искажением, заменой и отсутствием звуков, долго не автоматизируются и не вводятся речь. Наиболее распространенным дефектом звукопроизношения являются нарушения свистящих и шипящих. Достаточно часто отмечается межзубное произнесение, боковые призвуки. Дети испытывают трудности при произношении слов со сложной слоговой структурой, упрощают звуконаполняемость, опуская некоторые звуки при стечении согласных.

Просодика. Интонационно-выразительная окраска речи детей со ст. дизартрией резко снижена. Страдает голос, голосовые модуляции по высоте, силе, ослаблен речевой выдох. Нарушается тембр речи и появляется носовой оттенок. Темп речи чаще ускорен. При рассказывании стихотворений речь ребенка монотонна, постепенно становится мене разборчива, голос угасает. Голос детей во время речи тихий, не удаются модуляции по высоте, по силе голоса (ребенок не может по подражанию менять высоту голоса, имитируя голоса животных: коровы, собаки и пр.) У некоторых детей речевой выдох укорочен, и они говорят на вдохе.

Логопедическая работа при стертой дизартрии предусматривает обязательное включение родителей в коррекционную работу с ребенком. На начальных этапах предусматривается работ по нормализации моторики артикуляторного аппарата - логопедический массаж., логопедическая гимнастика. Обязательна работа по укреплению голоса и дыхания.

Дизартрия – это нарушение речи, вызванное изменением нервной регуляции речевого аппарата при котором страдает произношение. Учитывая то, что в последние годы увеличивается доля патологических беременностей, снижается общий уровень здоровья матерей и их детей, проблема нарушений речи становится все актуальнее.

Причины

Причинами дизартрии являются:

  • внутриутробные инфекции;
  • тяжелые токсикозы в период беременности у матери;
  • родовая травма;
  • перенесенные инфекции центральной нервной системы (менингиты , энцефалиты);
  • пороки развития нервной системы;
  • тяжелые наследственные заболевания.

Классификация

Логопеды определяют виды дизартрии по степени выраженности симптомов:

  • тяжелой степени (анартрия) - больные не разговаривают вообще и при этом наблюдается полная обездвиженность речевой мускулатуры.
  • средней степени тяжести, когда сохраняется подвижность некоторых мышечных групп и артикуляция отдельных звуков.
  • стёртая дизартрия (лёгкая степень). В этом случае наблюдается смазанность речи, дети говорят в нос, нечёткое звукопроизношение.

Неврологи классифицируют дизартрию по локализации очага поражения в головном мозге. При этом существуют 5 форм:

  • Корковая - нарушается развитие письма и чтения, затруднено развитие словарного запаса. Хорошо произносятся отдельные звуки, но возникают трудности в речевом потоке – замена одних звуков на другие. При ускорении темпа речи начинаются запинки, напоминающие заикание.
  • Псевдобульбарная форма - изменяются произвольные движения, к примеру, затруднено поднятие кончика языка кверху, а непроизвольные сохраняются – вытягивание губ трубочкой, причмокивание, высовывание языка, облизывание, громкий плач и смех. Дети не могут по просьбе открыть рот, произнести звук, в то же время зевание, чихание, плач, кашель сохраняются. Произношение звуков глухое, но в некоторых случаях глухие могут быть звонкими. Провисание нёба приводит к носовому оттенку речи. Страдает мелкая моторика рук – не получается самостоятельно завязать шнурки, застегнуть пуговицы. Дети не умеют лепить и рисовать.Как правило, ребёнок слышит свои дефекты и старается с ними бороться, что может приводить к ещё большему проявлению нарушений за счет повышения тонуса мышц из-за волнений.
  • Бульбарная - приводит к парезу или параличу мышц языка, нёба, нарушается жевание и глотание. Голос у таких детей слабый, произношение в нос. Речь невнятная, нечёткая, неразборчивая. При осмотре можно увидеть атрофию мышц языка и глотки, атонию, лицо амимично.

  • Подкорковая дизартрия проявляется нарушением интонации и темпа речи. Чаще становится заметно при волнении и эмоциях. Особенностями этой формы являются гиперкинезы как в речевой мускулатуре, так и в мышцах тела. Больной может правильно говорить слова и фразы с близкими и в состоянии эмоционального комфорта, а через мгновение – не произнести ни звука. Голос прерывается, могут быть спонтанные выкрики, гортанные звуки. Характерным является нарушение темпа, ритма, интонации. Проявления изменчивы в зависимости от состояния больного и это отражается на способности к общению и поддержанию разговора. Иногда сопутствующим может быть снижение слуха, что осложняет речевые дефекты.

Симптомы

При дизартрии страдает произношение как согласных, так и гласных звуков. Нарушения могут проявляться в виде отсутствия звуков, замены их на другие, искажения и смешения их. Изменяется моторика мышц, ответственных за образование речи - нарушается их тонус, который проявляется как в повышенной спастичности мышц языка, лица, губ, шеи, так и гипотонией (снижением тонуса).

Дистония проявляется тем, что в покое тонус мышц снижен, при попытке разговора (речи, произнесения слов) – резко повышается. Могут быть ограничения подвижности мышц за счет изменений тонуса и гиперкинезов (непроизвольных движений), тремора (дрожи).

Нарушения речевого дыхания проявляются изменением тонуса дыхательных мышц, нарушениями движения, изменяется голос, мелодика, интонации. Может страдать сила голоса, который становится слабым, тихим, будто иссякают силы. Тембр глухой, тусклый, возникают трудности в смене тона.

Дизартрия часто сопровождается симптомами, не связанными с речью – это могут быть нарушения жевания, глотания, сосания, изменения эмоционально-волевой сферы, отсутствие интереса к окружающему миру и получению новых знаний.

Стёртая дизартрия

Это наиболее часто встречающийся вид. Дети говорят в нос, может нарушаться интонация. При разговоре артикуляция не выражена, движения губ минимальны. Проблемой является сложить трубочку из губ. У больных плохая дикция, нечеткая, невнятная и смазанная речь, замена или искажение звуков в многосложных словах. Стихотворения рассказывают монотонно, голос постепенно угасает. При просьбе изобразить звуки животных попытки неудачные.

В общем развитии можно отметить неловкость в движениях, такие дети позже здоровых хватают и удерживают предметы, неуклюже ходят, бегают, для них затруднены прыжки на одной или двух ногах. Ребёнок тяжело учится кататься на коньках и лыжах, ездить на велосипеде. По причине нарушения мелкой моторики пальцев он плохо лепит, рисует, складывает мозаику, не любит мелкие игрушки и не играют в конструкторы. У детей со стёртой формой дизартрии письмо и чтение затруднено, плохой почерк.

Установить диагноз дизартрии можно по нескольким симптомам или синдромам. Это может быть изменение тонуса мышц, ответственных за произношение и образование речи – амимичность лица, вялость или спастичность языка, дрожание в языке, невозможность выполнить такие движения, как сворачивание губ трубочкой, поднятие языка вверх – вниз. Наблюдается носовой оттенок речи, слюнотечение.

Характерным является затруднение в произношении не одного, а нескольких звуков, затухание и замедление речи к концу фразы, становится неразборчиво произношение. Изменяется интонация, которая становится неестественная. Дети говорят монотонно и медленно.

Важным является оценка анамнеза – наличие перенесенной внутриутробной патологии или осложнений в родах, неврологическое и электрофизиологическое обследование (электронейрография, электроэнцефалография).

Коррекция

Обязательно лечение у невролога – медикаментозное и восстановительное, которое назначается после установления точного диагноза и вида заболевания. В дополнение к медикаментам используют рефлексотерапию, массаж, физиотерапевтические методы, психотерапию. Широко применяют нетрадиционные формы воздействия – дельфинотерапию, игротерапию.

Работа с логопедом

Дети с дизартрией нуждаются в постоянной работе с логопедом.

Специалист делит занятия с детьми на своеобразные блоки. Вначале проводится логопедический массаж, который призван нормализовать тонус речевых мышц. Далее занятия артикуляционной гимнастикой, тренировка дыхания, интонаций. Детей обучают самоконтролю своего произношения. Упражнения усложняются по мере освоения.

Обязательны занятия, направленные на развитие мелкой моторики рук, поскольку мышцы, ответственные за точные мелкие движения связаны с артикуляционным аппаратом.

В тяжелых случаях показано обучение в специальных школах для коррекции речи.

Профилактика

Дети, имеющие повышенный риск развития дизартрии (патология внутриутробного развития, травмы в родах, перенесенные нейроинфекции) нуждаются в постоянном внимании с акцентом на психофизиологическое развитие. Необходимо следить за режимом, не допускать влияния неблагоприятных физических и психологических факторов.

Эти дети нуждаются в постоянном общении, разговоре, нужно поддерживать гуление в раннем возрасте, стимулировать лепет. Уделяется внимание развитию хватательных движений, поощрению исследования игрушек разнообразной формы и поверхности.

Прогноз

При максимально раннем начале коррекции и реабилитации в случае стёртой формы дизартрии прогноз благоприятный. Успех зависит от усердия самого пациента, благоприятного психосоциального фона, поддержки родителей и близких.

В случае тяжелых форм при своевременном лечении, активной работе с логопедом, помещении детей в специальные школы можно добиться значительного улучшения речи.

В видео учитель-логопед рассказывает об играх и приемах, которые могут использовать родители для развития речи своих детей:

Стертая форма дизартрии – одно из самых распространенных и трудно поддающихся коррекции нарушений произносительной стороны речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста. При минимальных дизартрических расстройствах наблюдается недостаточная подвижность отдельных мышечных групп речевого аппарата (губ, мягкого неба, языка), общая слабость всего периферического речевого аппарата вследствие поражения тех или иных отделов нервной системы. Сегодня можно считать доказанным, что помимо специфических нарушений устной речи имеются отклонения в развитии ряда высших психических функции и процессов, отвечающих за становление письменной речи, а также ослабление общей и мелкой моторики.

Изучая анамнез детей со стертой дизартрией, выявляются факторы неблагоприятного течения беременности и родов, асфиксия, низкий оценочный балл по шкале Апгар при рождении, наличие у подавляющего большинства детей в первый год жизни диагноза ПЭП – перинатальной энцефалопатии.

При знакомстве с ранним развитием ребенка отмечается задержка локомоторных функций. Такие дети часто отказываются от грудного вскармливания, отмечается диспропорциональность развития: стоять начинают раньше, чем сидеть, ходьба опережает ползание, ползают назад или вбок, испытывают моторную неловкость при ходьбе, быстро утомляются при выполнении отдельных движений, не умеют прыгать, переступать по ступенькам лестницы, схватывать и удерживать мяч. Отмечается позднее появление пальцевого захвата мелких предметов, длительное сохранение тенденции захватывать мелкие предметы всей кистью.

Дети со стертой дизартрией имеют некоторые характерные особенности. В раннем детстве они нечетко говорят и плохо едят. Обычно они не любят мясо, морковь, твердое яблоко, так как им трудно жевать. Немного пожевав, ребенок может держать пищу за щекой, пока взрослые не сделают ему замечание. Труднее у таких детей воспитываются культурно-гигиенические навыки, требующие точных движений различных групп мышц. Ребенок не может самостоятельно полоскать рот, т.к. у него слабо развиты мышцы языка и щек. Дети с дизартрией не любят и не хотят застегивать сами пуговицы, шнуровать ботинки, засучивать рукава. Они испытывают затруднения и в изобразительной деятельности: не могут правильно держать карандаш, пользоваться ножницами, регулировать силу нажима на карандаш и кисточку. Для таких детей характерны также затруднения при выполнении физических упражнений и в танцах. Им нелегко научиться соотносить свои движения с началом и концом музыкальной фразы, менять характер движений по ударному такту. Про таких детей говорят, что они неуклюжие, потому что они не могут четко, точно выполнять различные двигательные упражнения. Им трудно удерживать равновесие, стоя на одной ноге, часто они не умеют прыгать на левой или на правой ноге.

Исследования неврологического статуса детей со стертой дизартрией выявляет мозаичность нарушений иннервации лицевого, языкоглоточного или подъязычного нервов. Волокна подъязычного нерва иннервируют мышцы языка. Эти нервные волокна идут в виде веера вверх и вперед, прикрепляясь к слизистой оболочке спинки языка, что придает языку подвижность и гибкость, а также умение осаживать язык книзу.

В случаях нарушения функций подъязычного нерва отмечается отклонение кончика языка в сторону пареза (девиация), ограничивается подвижность в средней части языка. При подъеме кончика языка зазубно средняя часть его быстро опускается на сторону пареза, обуславливая возникновение боковой струи воздуха. При поражениях подъязычного нерва затруднены движения нижней челюсти, отмечается повышенная саливация, нарушения функции глотания.

Языкоглоточный нерв иннервирует язык, глотку, среднее ухо, околоушную железу. У детей с преобладанием нарушения функции языкоглоточного нерва, ведущими в симптоматике являются изменения мышечного тонуса корня языка и мягкого неба, что приводит к расстройствам фонации, появлению назализации, искажению или отсутствию заднеязычных звуков [К ] [ Г] [Х]. Существенно страдает голос, он становится хриплым, напряженным или же, наоборот, очень тихим, слабым. Таким образом, неразборчивая речь при дизартрии обусловлена не только расстройством собственно артикуляции, но и нарушением окраски речи, ее мелодико-интонационной стороны, невыразительностью речи, монотонностью, т.е. нарушением просодики.

Исследования Лопатиной Л.В. и других авторов выявили у детей со стертой дизартрией нарушения иннервации мимической мускулатуры: наличие сглаженности носогубных складок, нарушения мышечного тонуса губ и их асимметрия, сниженный объем движений губ, наблюдаются трудности растягивания губ, подъема бровей, зажмуривания глаз.

Наряду с этим выделяются характерные для детей со стертой дизартрией симптомы: трудности переключения с одного движения на другое. При выполнении упражнений для языка отмечается избирательная слабость некоторых мышц языка, неточность движений, трудности распластывания языка, подъема и удержания языка наверху, тремор кончика языка; у части детей – замедление темпа движений при повторном выполнении задания, синюшность части языка при увеличении нагрузки. У многих детей отмечается: быстрое утомление, наличие гиперкинезов мышц лица и язычной мускулатуры.

Особенности мимической мускулатуры и артикуляционной моторики у детей со стертой дизартрией свидетельствуют о неврологической микросимптоматике. Эти нарушения чаще всего не выявляются первично неврологом и могут быть установлены только в процессе тщательного логопедического обследования и динамического наблюдения в ходе коррекционно-логопедической работы. Таким образом, характер речевых расстройств зависит от состояния нервно-мышечного аппарата органов артикуляции.

Многими авторами: Левиной Р.Е., Киселевой В.А., Лопатиной Л.В. – установлена взаимосвязь между самим нарушением произносительной стороны и формированием фонематических и грамматических обобщений. Как указывает Р.Е.Левина, нарушение речевых кинестезий при морфологических и двигательных поражениях органов речи оказывает влияние на слуховое восприятие всей звуковой системы языка. Смазанная, невнятная речь этих детей не дает возможности для формирования четкого слухового восприятия и самоконтроля. Это приводит к тому, что у детей со стертой дизартрией имеется недоразвитие фонематического восприятия, что еще более усугубляет нарушение звукопроизношения. У таких детей неразличение собственного неправильного произношения затормаживает процесс “подлаживания” артикуляции с целью достижения определенного акустического эффекта. В свою очередь, нарушение фонематического восприятия приводит к вторичному недоразвитию грамматического строя речи, которое проявляется как незначительные задержки в формировании морфологической и синтаксической системах языка, так и выраженных аграмматизмов. Основным механизмом несформированности грамматического строя речи у детей со стертой формой дизартрии является нарушение дифференциации фонем. Это нарушение вызывает у детей трудности различения грамматических форм слов из-за нечеткости слухового и кинестетического образа слова и особенно окончаний.

Лопатина Л.В. выделяет три группы детей со стертой дизартрией, ознакомление с которыми позволит нам более точно диагностировать логопедическое нарушение. В первой группе детей основным нарушением является искажение или отсутствие звуков. Нарушения звукопроизношения выражаются во множественных искажениях и отсутствии звуков. Фонематический слух полностью сформирован. Слоговая структура не нарушена. Дети успешно овладевают навыками словоизменения и словообразования. Связная монологическая речь формируется в соответствии с возрастными нормами. Если рассматривать детей со стертой дизартрией в рамках психолого-педагогической классификации Р.Е. Левиной, то можно отнести их к группе с фонетическим недоразвитием. (ФН). По данным Архиповой Е.Ф. количество детей с со стертой степенью дизартрии с первоначальным заключением “сложная дислалия” составляет 10%.

Во второй группе детей нарушение звукопроизношения носит характер множественный замен, искажений.В большей или меньшей степени нарушен фонематический слух. При обучении их звуковому анализу возникают трудности. При воспроизведении слов сложной слоговой структуры – перестановки и другие ошибки. Активный и пассивный словарь отстает от нормы. Отмечаются ошибки при грамматическом оформлении речи. Связная монологическая речь характеризуется употреблением двусложных, нераспространенных предложений. По классификации Левиной – это дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. (ФФН), по данным Архиповой Е. Ф. они составляют примерно 30–40 % от всей группы с ФФН.

В третьей группе детей – экспрессивная речь сформирована неудовлетворительно. Отмечаются трудности понимания сложных логико-грамматических конструкций предложений. Нарушения звукопроизношения носит полиморфный характер. Выраженное нарушение фонематического слуха: недостаточно сформированы слуховая и произносительная дифференциация звуков, что не позволяет овладеть звуковым анализом. Более выражено нарушение слоговой структуры слов. Активный и пассивный словарь значительно отстает от возрастных нормативов, а лексико-грамматические ошибки носят множественный и стойкий характер. Эта группа детей со стертой дизартрией не овладевает связной речью.

По классификации Р.Е. Левиной третья группа детей соотносится с общим недоразвитием речи. (ОНР). В этой группе стертая степень дизартрии может быть у 50 до 80 % детей.

При стертой дизартрии расстройства произношения звуков вызваны нарушениями фонетических операций, поэтому важнейшим направлением коррекционно-логопедической работы становится развитие артикуляционной моторики. Эту работу осуществляют по двум направлениям:

  1. формирование кинестетической основы движения: ощущение положения органов артикуляции;
  2. формирование кинетической основы движения: сами движения языка и артикуляционных органов.

Определяющим моментом при постановке звука, является формирование статико-динамических ощущений, четких артикуляционных кинестезий и кинестетического образа движений артикуляционных мышц. Работу необходимо проводить с максимальным подключением всех анализаторов. Шаховская С.Н. рекомендовала использовать на логопедических занятиях все анализаторы. Одно и тоже следует проговорить, изобразить, посмотреть, т.е. пропустить через “ворота” всех органов чувств. Успех работы над звуком определяется возможностью формирования у детей осознаваемых кинестетических опор. Важно, чтобы ребенок мог ощутить в момент артикуляции положение и движения артикуляторных органов (например подъем спинки языка при произнесении [ к ], [ г ]). Необходим учет разнообразных осязательных ощущений (прежде всего тактильно-вибрационных и температурных) например, ощущение рукой вибрации в области гортани или темени при произнесении звонких согласных, длительность и плавность выдыхаемой струи при произнесении щелевых звуков [Ф], [В], [Х], краткость артикуляции, ощущение толчка воздуха при произнесении смычных согласных [П], [Б], [Т], [Д], [Г], [К], ощущение узкой струи воздуха [С], [З], [Ф], широкой [Т], [К], температурные [С] – холодная струя, [Ш ] – теплая.

При постановке звуков важно, чтобы дети знали артикуляционный уклад звука, умели рассказать и показать в каком положении находятся губы, зубы, язык, вибрируют или нет голосовые складки, какова сила и направленность выдыхаемого воздуха, характер выдыхаемой струи. Полезно сравнение речевых звуков с неречевыми. Такое осознанное овладение правильной артикуляцией имеет большое значение для формирования правильного артикуляционного образа звука его произнесения и, что немало важно, его различения с другими звуками.

При формировании кинетической основы артикуляторных движений основное внимание нужно уделять упражнениям, направленным на выработку необходимого качества движений: объема, подвижности органов артикуляторного аппарата, силы, точности движений, на воспитание умения удерживать артикуляторные органы в заданном положении. Широко используются традиционные артикуляционные упражнения для развития динамической координации движений, однако хороший положительный результат дают и специальные комплексы упражнений с учетом специфики нарушения.

Для детей с легкой степенью дизартрии с повышенным мышечным тонусом в артикуляционной мускулатуре предлагаются упражнения на расслабление напряженных мышц языка, губ.

Для расслабления языка:

  • высунуть кончик языка. Помять его губами, произнося слоги па-па-па-па – после этого оставить рот приоткрытым, зафиксировав широкий язык и удерживая его в таком положении под счет от 1 до 5–7;
  • высунуть кончик языка между зубами, прикусывать его зубами, произнося слоги та-та-та-та, оставив на последнем слоге рот приоткрытым, фиксируя широкий язык и удерживая его в таком положении под счет от 1 до 5-7 и вернуть в исходное положение;
  • открыть рот, положить кончик языка на нижнюю губу, зафиксировать такое положение, удерживая его под счет от 1 до 5–7, вернуть в исходное состояние;
  • беззвучно произносить звук И, одновременно нажимая боковыми зубами на боковые края языка (это упражнение также является своеобразным приемом массажа при паретичном состоянии мышц боковых краев языка)

Для опускания напряженного корня языка предлагается упражнения, связанные с высовыванием языка.

Расслабление напряженных губ достигается легким похлопыванием верхней губы о нижнюю губу.

В случае пониженного мышечного тонуса дошкольникам с легкой степенью дизартрии предлагаются задания на активизацию, укрепление паретичных мышц:
– почесывание кончиком языка о верхние резцы;
– пересчитывание зубов, упираясь кончиком в каждый;
– поглаживание кончиком языка щеки, с силой надавливая на ее внутреннюю сторону;
– удержание языком круглой конфетки у альвеол.

Не плотно смыкающиеся, вялые губы тренируют, используя такие задания:
– растянуть губы в улыбку, обнажив при этом верхние и нижние резцы, удерживая под счет от 1 до 5–7 вернуть в исходное положение;
– растянуть в улыбке только правый, левый уголок губы, обнажив при этом верхние и нижние резцы, удерживать под счет от 1 до 5–7, вернуть в исходное положение;
– удерживать губами кусочки сухарика, трубочки разного диаметра, полоски бумаги;
– плотное смыкание губ.

В процессе коррекции звукопроизношения у детей с легкой степенью дизартрии закрепление большинства вновь сформированных звуков, предлагается начинать со структуры слогов типа СГ, а затем переходить к структуре “гласный-согласный”. При формировании [С], [Р] допускается введение звука прежде в слог ГС. Поскольку фрикативный [ Р] (а в конце слов он фрикативный) часто усваивается лучше, чем дрожащий. От фрикативного [ Р] успешно переходят к произнесению их основных дрожащих вариантов. Той же последовательности придерживаются в работе со звуками [С], так как произнесение этого согласного в конце слов способствует формированию у детей осознаваемых ими кинестетических опор.

Однако, если ребенок будет работать только со специально подобранным материалом, то он не научится использовать звук в самостоятельной речи, возникает эффект “кабинетной речи”. Организующим фактором логопедической работы должно выступать коммуникативное обучение, создание модели процесса общения, представляющей собой ряд сменяющих друг друга ситуаций. Для этого используются сюжетные игры, игры-драматизации, побуждающие ребенка к речевому высказыванию. Проектная деятельность может быть широко включена в процесс закрепление того или иного звука, его введения в свободную речь. Проектная деятельность в логопедической практике может стать важной формой работы по автоматизации звукопроизношения, так как относится к коммуникативному типу обучения и создает модель процесса общения, приближает детей к живой ситуативной обстановке. Такая организация логопедом этапа автоматизации звука еще и привлечет дополнительное внимание родителей к коррекционной работе.

Таким образом, для осуществления успешной коррекционной работы с детьми со стертой степенью дизартрии необходимо выделить основные аспекты:

Для выявления точного логопедического заключения необходимо тщательное психолого-медико-педагогическое обследование с изучением медицинской карты ребенка, ознакомление с анамнестическими данными, заключением врача. Следует поддерживать тесную взаимосвязь с родителями, не только с целью получения информации о раннем развитии ребенка, но с целью разъяснения особенностей данного нарушения.

Осуществления дифференцированного подхода в преодолении дизартрии, с повышенным или пониженным мышечным тонусе.

Важным фактором в работе с детьми со стертой степенью дизартрии является формирование четких статико-динамических ощущений артикуляционных мышц.

Системность в работе по формированию фонематических операций, развитию мелодико-интонационной стороны речи, процессов дыхания, голосообразования, артикуляции.

Коммуникативная направленность обучения – использование сюжетных, дидактических игр, проектной деятельности в процессе автоматизации звукопроизношения.

Литература:

  1. Архипова Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии.– М., 2008 .
  2. Киселева В.А. Диагностика и коррекция стертой формы дизартрии.– М., 2007.
  3. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников.– СПб., 2001.
  4. Федосова О.Ю. Условия создания прочного навыка звукопроизношения у детей с легкой степенью дизартрии.– Логопед в детском саду № 2, 2005.

Очень часто у современных детей встречается патологии в произношении определенных слов. Проблема этого кроется в нарушениях нервного обеспечения речевого аппарата. При не полном (ограниченном) движении губ, языка и мягкого неба развивается затруднение в речи.

Это явление называется дизартрия. Причины дизартрии у детей могут быть очень различными, а сама патология конечно лучше поддается коррекции при первых ее проявлениях.

Дизартрия имеет несколько форм, которые отличаются друг от друга локализацией поражения:

  • Мозжечковая . У ребенка наблюдается изменение в громкости речи, он может тянуть слова. Причина – поражение мозжечка или мозга.
  • Бульбарная . Наблюдается нарушение речи и проблемы с глотанием. Причиной может быть поражение мышц, которые несут ответственность за артикуляцию. Возможен паралич языкоглоточного, подъязычного, лицевого, тройничного или блуждающего нерва.
  • Псевдобульбарная . Речь без эмоциональной окраски, причина – неправильная работа корко-ядерных путей.
  • Холодовая . Проблемы с речью возникают только в те моменты, когда температура воздуха повышается или понижается. Ее провоцирует нервно-мышечный синдром.
  • Корковая . Ребенок не меняет структуру слов, однако, слоги произносит неправильно. Возможной причиной является нарушение функциональности коры головного мозга, которое приводит к проблемам в работе мышц, принимающих участие в произношении слов.
  • Экстрапирамидная (подкорковая) . Речь невнятная, большинство звуков произносится назально. Проблема в подкорковых узлах.
  • Паркинсоническая . Замедленная, не совсем понятная речь. Наблюдается у больных паркинсонизмом.
  • Стертая . Ребенок не может произносить шипящие и свистящие звуки.

Это неврологическая классификация патологии. По выраженности дизартрия тоже имеет классификацию, она называется логопедической:

  • 1 степень – дефекты выявляются только при специализированном исследовании. Стертая форма дизартрии относится именно к этой степени.
  • 2 степень – речь понять можно, однако, все слышат ее дефекты.
  • 3 степень – только родители и близкие знакомые могут понять что говорит ребенок, все остальные понимают речь ребенка частично.
  • 4 степень – речь не может понять никто, либо она отсутствует вовсе.

Причины стертой дизартрии

Стертая дизартрия у детей – это барьерный момент при развитии какой-то конкретной патологии неврологического характера. Как правило, ее позиционируют как самую легкую форму псевдобульбарной. Если патология диагностируется и лечится на ранних этапах, то есть гарантия полного излечения от этого недуга.

Причины, которые могут вызвать данную патологию появляются у ребенка еще внутриутробно или при рождении, заключаются они в следующем:

  • гипоксия плода;
  • серьезные гестозы и токсикозы у матери;
  • почечные поражения или невропатия;
  • мать переболела вирусным заболеванием в начале беременности;
  • чрезмерная активность или, наоборот, слабость родовой деятельности;
  • родовая травма;
  • различные нейроинфекции.

Очень важно начать лечить патологию до 5 лет, так как только до этого возраста ее можно полностью устранить и обеспечить ребенку нормальное произношение всех слов. Лечение после 5 лет будет осложняться не только сформированным восприятием ребенка, но и нарушениями психического характера. В зрелом возрасте лечение патологии осложняется тем, что тело уже сформировано и активная стадия роста уже закончилась.

Клиническая картина

Симптомы стертой дизартрии развиваются на трех уровнях – артикуляционном, мелкой моторики и общей моторики. Ее можно распознать по следующим признакам:

  1. Ребенок быстро утомляется, активность, как правило снижена, движения ограничены. Малыш не может балансировать на одной ноге, плохо имитирует движения, практически не способен повторять элементарные физкультурные упражнения.
  2. Могут наблюдаться проблемы с обучением навыков самообслуживания, ребенок испытывает сложности в рисовании, а также в работе с мелкими предметами. В некоторых случаях может проявляться трудность в определении пространственного расположения предметов.
  3. Речь вялая, при этом язык и губы малоактивны, может наблюдаться парез мышц. Артикуляционные упражнения также даются ребенку с большим трудом. Кроме того, патология сопровождается изменением языка и его дрожанием – по этому признаку можно определить, что дизартрия стертая. Дизартрия может сопровождаться дрожанием голоса, такое явление наблюдается при условии, что мышцы лица напряжены. Нередко проявляется апраксия – затруднения при движении артикуляционного аппарата, при выполнении логопедических упражнений могут искривляться губы. Если у ребенка отмечается повышенное слюноотделение, то это указывает на слабый тонус мышц и проблемы с их управлением.

Перечисленные симптомы могут иметь сходство с другой патологией – дислалией – проблемы с произношением звуков. Но главным отличием этих патологий является правильное произношение отдельных звуков. При стертой дизартрии свистящие и шипящие или совсем не произносятся, или произносятся неправильно.

Врачи условно делят детей, у который имеется стертая дизартрия, на три группы:

  1. Дети с проблемами отличия звуков. Речевой аппарат в этом случае развит хорошо, а патология проявляется в том, что ребенку трудно произносить предлоги.
  2. На фоне патологии развивается расстройство фонематического слуха, при этом в речи ребенка имеются как грамматические, так и лексические ошибки.
  3. Недоразвитие фонематического восприятия, слоговые структуры строятся с трудом.

В связи с тем, что при стертой дизартрии детям сложно выражать свои мысли, у них может возникнуть расстройство восприятия, что может привести к различным психическим отклонениям.

Диагностика проблемы

Обследование пациентов со стертой дизартрии осуществляется не только логопедом, но и неврологом. Неврологическое обследование напрямую зависит от того какой клинический диагноз имеется у пациента. Очень важным и информационным обследованием является электрофизиологическое исследование – электронейрография, электроэнецефалография и прочие. Также показано МРТ головного мозга.

При логопедическом обследовании проводится оценка нарушения речи. Кроме того, специалист изучает строение артикуляционного аппарата и прочих показателей.

Если исследование проводится в уже зрелом возрасте, то проводят исследование письменной речи – переписывание текста, чтение, написание текстов под диктовку и прочие.

При диагностике очень важно дифференцировать патологию от дислалии, моторной алалии и от моторной афазии. Много информации по поводу дифференциации и диагностики патологии имеется в книге Архипова Е. Ф. «Стертая дизартрия у детей».

Коррекция патологии

Так как дизартрия не является отдельным заболеванием и часто наблюдается при патологиях нервной системы, все лечебные мероприятия должны иметь четкую схему. В нее должны входить как лечение основной патологии, так и логопедическая коррекция дизартрии. При этом обязательно должно учитываться состояние пациента и его возраст.

Методы лечения недуга комплексные, как правило, они состоят из следующих пунктов:

  • коррекция логопедического характера;
  • медикаментозные средства;
  • массаж;
  • гимнастика для дыхательных центров.

Все медикаментозные средства назначаются психоневрологом, однако, каких-то специализированных средств для лечения дизартрии не существует, поэтом специалист назначает препараты, которые способны лишь устранить симптоматику и облегчить состояние пациента. Чаще всего прописываются:

  • Магне В6;
  • препараты, снимающие сосудистые спазмы – Пантогам.

В особо тяжелых случаях назначаются:

  • препараты для сосудов – Циннаризин, Инстенон, Кавинтон и прочие;
  • ноотропные средства – Энцефабол, Пантокальцин;
  • средства для метаболизма – Актовегин, Церебролизин;
  • успокоительные – Тенотен, Персен.

Неплохой эффект дают Церебркурин, Пирацетам.

Что касается логопедической коррекции, то она основана на всестороннем развитии речи – это и фонематический слух, и словарь, и грамматическое построение.

Чтобы лучше развивать восприятие на слух, улучшить память и внимание, а также благотворно повлиять на дыхание, общую моторику и артикуляцию применяется специальная гимнастика. Она очень важна, так как дети с диагнозом дизартрия обычно испытывают большие затруднения в освоении навыков письменной речи. Речь идет о дыхательной гимнастике Стрельниковой, которая отлично регулирует речевое дыхание и помогает сделать речь более плавной.

Дыхательные упражнения побираются для каждого пациента разные, в зависимости от степени и типа дизартрии, но суть гимнастки состоит в резком дыхании носом, именно на этом будет акцентироваться внимание пациента. Носовые вдохи делаются естественно и без определенного ритма, таким образом гимнастика охватывает все части тела и провоцирует усиленную потребность организма в кислороде.

Лечение дизартрии начинают проводить в стационаре, а затем пациент может долечиваться амбулаторно. Целью лечения является устранение первопричины, которая вызвала патологию, курс лечения обычно составляет около полугода.

Лечебная физкультура имеет большое значение, так как все виды упражнений в этом случае направлены на общую моторику. Показан массаж, который должен проводиться осторожно, чтобы не спровоцировать дополнительный мышечный спазм.

Последствия, прогнозы, профилактика

Каких-то ярких и серьезных последствий и осложнений дизартрия не имеет. С прогрессированием патологии может развиться анартрия, в результате которой больной не сможет вообще произносить звуки. К тому же патология сопровождается сильным психологическим дискомфортом, который может отрицательно сказаться на психологическом состоянии пациента.

Что касается прогнозов, то принимая во внимание полиморфичность заболевания, то лучше всего подается логопедической коррекции именно стертая форма недуга. Если говорить о формах, которые провоцируют мозговые нарушения, то как правило, такие патологии лечению практически не поддаются и остаются на всю жизнь. Прогноз целиком и полностью зависит от формы заболевания, степени ее развития, возраста пациента, терпения и соблюдения всех врачебных рекомендаций.

Профилактических мероприятий по поводу дизартрии конечно нет. Однако, если при вынашивании ребенка, мать переболела инфекционными заболеваниями, были родовые травмы или прочие проблемы, которые могут спровоцировать дизартрию, необходимо более внимательно следить за психофизиологическим развитием ребенка. Кроме того, желательно не допускать патологического влияния психологических или физических факторов.

С детьми, которые имеют высокий риск развития дизартрии необходимо больше разговаривать, отвечать на их гуление, стимулировать лепет. Очень важно в раннем возрасте развивать хватательные движения, давать детям игрушки разной формы – в общем стараться развивать мелкую моторику.

Похожие статьи

© 2024 liveps.ru. Домашние задания и готовые задачи по химии и биологии.