Поэты группы обэриу. Поэзия обэриутов (Д.Хармс, Ю.Д.Владимиров, А

Ч. 1
Урок внеклассного чтения

во 2 классе
«Всё наоборот». Весёлые стихи Ю. Мориц, Д. Хармса,

Ю. Владимирова, Г. Сапгира.

Учитель: Кудряшова Н.А.


(2009 – 2010 уч. год)


Тема урока: «Всё наоборот». Весёлые стихи Ю.Мориц, Д.Хармса, Ю. Владимирова, Г. Сапгира.

Цель урока : познакомить с творчеством поэтов – обериутов, обратить внимание на словотворчество поэтов; развивать наблюдательность, фантазию, воображение; воспитывать интерес к поэзии, поэтическому творчеству.

Оборудование: портреты поэтов – обериутов, выставка книг с поэзией для детей, записи песен на стихи поэтов и мультфильмов.

Ход урока


  1. Организационный момент.
Кому – то сказки надоели, а кто- то сказками пленён.

Но сейчас урок особый: стихам весёлым посвящён.


  1. Актуализация знаний.
Ребята, я знаю, что вы все любите читать. А какие произведения вам больше нравятся: весёлые или грустные? Давайте сегодня мы поговорим о весёлом в детской литературе.

На уроках классного и внеклассного чтения вы узнали, что начало творческого пути многих поэтов связано с изучением фольклора. К.И. Чуковский писал: «Поэзия для детей – это такой жанр, что к овладению им нужно готовиться многие годы» По признанию многих детских поэтов компасом на их пути была народная поэзия. Считалки, потешки, дразнилки, частушки теперь можно прочитать в поэзии детских писателей. Чуковский изучал речь детей для того, чтобы ответить на вопрос: «Как надо писать хорошие детские стихи?» Оказалось, что дети любят придумывать новые слова, сочинять считалки, играть словами. К. И. Чуковский написал книгу «От двух до пяти», это сборник высказываний детей от 2 до 5 лет. Эта книга очень помогла поэтам, которые писали детские стихи.

Послушайте, как говорят дети: - Трудился, трудился и вытрудил пароходик! - Никак не могу распознать, что нарисовано на этой картинке. – Я помнил, помнил, а потом отпомнил. – Мама сердится, но быстро удобряется.


  1. Постановка цели урока.
- Посмотрите на выставку книг. Назовите фамилии поэтов, стихи которых вы видите на нашей выставке.

Какие стихи этих поэтов вы читали?

Чем интересны эти стихи?

Сегодня мы познакомимся с весёлыми стихами детских поэтов, в произведениях которых происходят невероятные превращения слов.

4. Изучение нового материала.

а) Почти 90 лет тому назад в городе Ленинграде (ныне Санкт – Петербурге) несколько талантливых поэтов объединились в группу, которую назвали ОБЭРИУ. Это расшифровывается так: общество реального (невыдуманного) искусства.

Какая буква осталась нерасшифрованной? (у) На вопрос «Почему У?» участники этой группы отвечали: «Потому что кончается на У. Для веселья». Вот такими же весёлыми, без фантазии, но иногда непонятными были стихи поэтов – обериутов. В эту группу вошли Д. Хармс, А. Введенский, Ю. Владимиров, Н. Заболоцкий. Они придумывали новые слова, звукосочетания, создавали из необычного реальное. Они считали, что стихи для детей должны быть весёлыми, похожими на игру. Сегодня на уроке мы понаблюдаем, как играют словами поэты, как они меняют значение слов. Многие стихотворения помнят ваши бабушки дедушки, ваши родители. Давайте послушаем, какие стихи вы прочитали. К сегодняшнему уроку некоторые ребята выучили стихи наизусть и нарисовали рисунок к своему стихотворению.

1. Юринова Зоя: А. Введенский «О рыбаке и чудаке»

Яруткина Валерия Ю. Владимиров «Ниночкины покупки»

Это стихи поэтов – обериутов. Детям в то время больше всего нравились стихи Д. Хармса. Послушайте стих. Д.Хармса « Как Володя быстро под гору летел.»

На какой жанр устного народного творчества похожи эти стихи?

Какие интересные слова вам запомнились? Понравились? Какие нереальные события стали в стихах реальными?

б) Многие современные детские поэты тоже используют в своих стихах игры со словами. Давайте послушаем стихи некоторых поэтов:

Юнны Мориц:

Брумм Кристина: «Крыша ехала домой»

Коротяева Алина «Ленивая кошка»

Дементьева Екатерина «Хохотальная путаница»

Сафонов Дмитрий «Баллада о фокусах шоколада»

Дементьева Екатерина «Повар»

Г. Сапгира:

Борзихина Полина «Людоед и принцесса или всё наоборот»

Коклюхин Александр и Пучко Вадим: «Небылицы»


  1. Закрепление.
а) Литературная игра. Подберите рифму к стихам:

А завтра старушке придётся опять

По реке плывёт кораблик, он плывёт издалека ,

На кораблике четыре очень храбрых …. (моряка)

А вы знаете, что У, а вы знаете, что Па

А вы знаете, что ПЫ? Что у папы моего было сорок….(сыновей)

Жили в квартире сорок четыре,

Сорок четыре весёлых ….(чижа)

Лошадку похвалили, купили ей сухарь,

А после подарили тетрадку и ….(букварь)

б) чтение стихов детьми (по книгам, подобранным самостоятельно)

5. Итог урока

Наше знакомство с поэзией для детей не заканчивается. На уроках чтения мы узнаем более подробно об их творчестве, познакомимся с новыми стихами и более подробно побеседуем по их содержанию.

6. Задание на дом: стихи Маршака, Барто, Михалкова, Заходера и др. поэтов.

Вы сегодня много читали, и мне тоже хочется прочитать вам стихотворение поэта Тима Собакина, который тоже может писать весело и играя. Стихотворение

«Сетный як»:

Чтобы наши мысли не постиг

Соперник неприятный,

Давай придумаем язык,

Лишь нам двоим понятный.

Мы буквы в середине слов

Отбросим незаметно-

И будет через день готов

Язык вполне секретный.
Вот мы хотим сказать ПЕЛЬМЕНЬ,

Но сократим вначале.

И будем знать, что слово ПЕНЬ

ПЕЛЬМЕНЬ обозначает.

Слова не трудно сократить!

Запомним непременно:

ВЫТЬ – значит ВЫХОДИТЬ,

А ПЕНА - ПЕРЕМЕНА.

Компот, пожалуй будет КОТ,

А НОС – насос хороший!

Никто на свете не поймёт,

Что КАША есть калоша.

Мы начинаем говорить

Друг с другом постепенно:

« Из класса нужно быстро ВЫТЬ,

Когда большая ПЕНА»

Накачивает НОС мячи…

В стакане КОТ из дыни…

А КАША сохнет на печи…

А ПЕНЬ в тарелке стынет…

Что значит КОТ? Что значит ПЕНЬ?

Соображаем туго!..

И я боюсь, что через день

Мы не поймём друг друга.


- Что значит «Сетный як»?

Расшифруйте предложение: Вы УДИТЕ ОТДАТЬ. (вы уходите отдыхать)


Спасибо вам, ребята, за урок. Вы сегодня были не просто моими помощниками, а моими коллегами. Наши художники получают награду – «палитру», а чтецы – фото «мудрой Совы.»
ч. 1

На рубеже 20- 30-х годов XX века в поэзию приходят новые имена, возникает все больший интерес и к современности и по­искам новых путей для разговора с детьми средствами поэзии. Два журнала «Еж» и «Чиж» в своей работе усилили то, что открыли Чуковский и Маршак, - значение яркого поэтического слова, содержащего в себе огромные возможности в шутке, переверты­ше, нонсенсе, анекдоте. Веселая реклама, чуть ли не на каждой странице загадки, шарады, участие замечательных поэтов и ху­дожников, десятки хитроумных приемов для того, чтобы нельзя было пропустить ни одного номера журнала, - все это сделало «Еж» и «Чиж» необычайно популярными среди детской аудито­рии. Но самое главное заключалось в стремлении редакции ни о чем не говорить поучительно и назидательно, не повторять уже известные вещи. Здесь превыше всего ценились оригинальность, находка, юмор, талант. И тогда разговор на самую важную совре­менную тему становился увлекательным и интересным. Редакто­ром этих журналов был Николай Макарович Олейников (1898 - 1942), а для своих публикаций он выбрал псевдоним «Макар Сви­репый». Каждой своей публикацией он подавал пример шутке и розыгрышу:

Мы считаем, что «Еж»

Потому и хорош,

Все рассказы прочтешь

И еще раз прочтешь,

А потом перечтешь их опять...

Именно с этими журналами оказалась связанной работа моло­дых поэтов, вошедших в литературу под названием обэриуты . В кон­це 20-х годов несколько молодых людей решили создать новое литературное «Объединение реального искусства», или сокращенно ОБЭРИУ. То было время, как вспоминает современник тех лет И. Рахтанов, множества литературных группировок и направле­ний. «Если сходились три, четыре, пять одинаково думающих и настроенных людей, они образовывали содружество, выпускали манифест, по большей части ниспровергавший все и вся, суще­ствовавшее до них». Обэриуты, или чинари , как они сами себя называли, устраивали литературные вечера, читали на них непо­нятные для многих заумные стихи, и часто их выступления кон­чались скандалами. На одном выступлении обэриутов присутство­вал Маршак. С его тонким удивительным поэтическим чутьем он увидел в их стихах не только много чуть ли не тарабарщины, сум­бурного, а также желания удивить слушателей, но и какие-то эле­менты фантазии, чудачества и решил привлечь их к работе для детей.

Маршак не ошибся: со всей полнотой и щедростью обэриуты принесли в детскую литературу шутку, чудачество, игру словом, эксцентрику. И хотя они - Ю.Д. Владимиров, Д. И. Хармс, А. А. Вве­денский - были совершенно разными, их работа в литературе для детей сложилась в определенную систему, стала стилем их поэзии. Сразу скажем, что работа для детей была лишь очень небольшой частью их огромного творчества, которое стало известно лишь спу­стя долгие десятилетия благодаря многим публикациям в конце XX века в зарубежных изданиях и новым публикациям в России.

Самым молодым и рано ушедшим из жизни был Юрий Дмит­риевич Владимиров (1909- 1931). Он начал печататься в журналах «Еж» и «Чиж», когда ему было 18 лет. Он родился в Петербурге, был потомком художника Карла Брюллова. Кроме литературы ув­лекался морем, у него была спортивная яхта, он водил ее в Фин­ском заливе и называл себя моряком-капитаном. Полнее всего поэт выразил себя и, может быть, целое направление, в стихо­творении «Чудаки». Чудачество ведь может проявляться по-разно­му, и если у героя Маршака оно было следствием невероятной рассеянности, то у героев Владимирова их чудачество проявляет­ся в излишней, приводящей к смешному результату, готовности выполнять какое-то указание буквально, не думая о здравом смысле. Приведем стихотворение «Чудаки»:

Я послал на базар чудаков,

Дал чудакам пятаков.

Один пятак -

на кушак,

Другой пятак -

на колпак,

А третий пятак -

По пути на базар чудаки

Перепутали все пятаки:

Который пятак

на кушак,

Который пятак

на колпак,

А который пятак

Только ночью пришли чудаки,

Принесли мне назад пятаки.

Извините,

но с нами беда:

Мы забыли -

который куда:

Который пятак

на кушак,

Который пятак

на колпак,

А который пятак

Не меньшей чудачкой выглядит Ниночка («Ниночкины покуп­ки»). Посланная мамой в магазин в запомнившая как будто очень точно, что надо там купить, она перепутывает все на свете:

Наконец очередь Нинки.

Спичечный песок,

Нина твердит без запинки:

Сахарный коробок,

Дайте фунт кваса,

Масло и компот,

Бутылку мяса,

Деньги - вот.

Конечно, автор посмеивается над своими чудаками. Абсурдной выглядит попытка разбудить мальчика («Евсей»), на которого не действуют ни «двадцать пожарных частей», ни сто силачей, ни сто скрипачей, ни рота красноармейцев. Но лишь стоило спросить маме: «Хочешь, Евсеюшка, мятного пряника?»:

Как проснулся Евсей,

Потянулся Евсей,

Гаркнул Евсей

Грудью всей «Давай!».

В этом стихотворении особенно ощущается близость к народ­ной поэзии. Гипербола в «Евсее» доведена до абсурда, а дополни­тельный эффект достигается сочетанием абсолютного вымысла с абсолютно конкретными реалиями: пожарная команда, скрипа­чи, рота красноармейцев, Фонтанка, Нева. В том-то и заключает­ся чудачество, эксцентрика, абсурд, что рядом стоят совершенно реальные вещи и несоответствующие им «перевернутые» действия. Кроме названных стихотворений Владимиров успел написать еще только несколько («Оркестр», «Барабан», «Самолет»), и все они были полны самыми разными находками - сюжетными, ритми­ческими, игровыми.

Наибольшее количество публикаций в «Еже» и «Чиже» связа­но с именем Даниила Ивановича Хармса (1905-1942); был ре­прессирован, умер в тюрьме. Это псевдоним поэта, настоящая его фамилия Ювачев, а Хармсом он стал еще тогда, когда учился в Петершуле - школе, находящейся в Санкт-Петербурге и по сей день, в которой дети учатся на немецком языке, - и так подпи­сал свои стихи. Вообще, псевдонимов у него было много, но этот пришелся ему по вкусу больше всего, потому что в переводе с французского и английского слово charm означает «колдовство», «чары», и молодому литератору показалось, что «чары», «очаро­вание» как раз соответствуют назначению литературы.

Уже в первом стихотворении Хармса «Иван Иваныч Самовар» проявились существенные особенности его поэзии для детей. Од­ним из излюбленных его приемов были повторы, но в том-то и заключалось мастерство поэта, что всякий раз одно и то же слово приобретало совершенно иное звучание благодаря прибавлению к нему нового словечка или при прочтении с другой интонацией.

Получалось повторение с вариациями, и сказанное слово приоб­ретало более объемное, более зримое значение, открывающее совершенно по-новому какой-то предмет или действие. Так, ис­пользуя повторения с вариациями, Хармс обыгрывает предметы, будто поворачивая их к читателю то одним, то другим боком:

Иван Иваныч Самовар

был пузатый самовар,

трехведерный самовар.

В нем качался кипяток,

пыхал паром кипяток,

разъяренный кипяток,

Лился в чашку через кран,

через дырку прямо в кран,

прямо в чашку через кран.

Сюжет стихотворения совсем прост: рано утром большая семья должна напиться чаю. Однако члены этой семьи ведут себя по-разному: кто-то приходит совсем рано, кто-то попозже, но все уважительно относятся к самовару. Но вот: «Вдруг девчонка при­бежала, // к самовару прибежала - // это внучка прибежала. // - Наливайте! - говорит, - // мне послаще, - говорит». Но еще развязнее ведет себя Сережа: «неумытый приходил, / всех он поз­же приходил», да еще «- Подавайте! - говорит». И тут снова проявляется характер Ивана Иваныча, который не хочет давать чаю опоздавшему и лежебоке. Возникает новый образ самовара:

Наклоняли, наклоняли,

наклоняли самовар,

но оттуда выбивался

только пар, пар, пар,

Наклоняли самовар,

будто шкап, шкап, шкап,

но оттуда выходило

только кап-кап-кап.

Какая же забавная трансформация происходит с Иван Иванычем!

Необычайно интересна предыстория стихотворения «Иван Топорышкин». На страницах «Ежа» герой стихотворения существовал как изобретатель, столяр, сотрудник журнала, а всем своим ви­дом, одеждой и манерами в дружеском шарже был очень похож на Хармса: носил шляпу-колпак с короткими полями, брюки-гольф, короткую куртку, большие ботинки на толстой подошве. Вместе с Макаром Свирепым (Олейниковым) он участвовал во множестве затей и изобретений. Читатели «Ежа» часто в письмах просили рассказать о его приключениях. И Хармс откликнулся стихотворением о том, как Топорышкин отправился со своим пу­делем на охоту (и то, что слово «топор» будет звучать много раз, только усиливает шутку). Это стихотворение-скороговорка: если читать его быстро-быстро, то все слова, а заодно и действия на­чинают путаться и меняться местами:

С ним пудель пошел, перепрыгнув забор.

Иван, как бревно, провалился в болото,

А пудель в реке утонул, как топор.

Иван Топорышкин пошел на охоту,

С ним пудель вприпрыжку пошел, как топор...

И хотя в конце этой несусветной путаницы «пудель вприпрыжку попал на топор», этот словесный перевертыш, шутка, игра словом не вызывала никаких сомнений в дальнейших приключениях «провалившегося в болото» Топорышкина, и читатели ждали даль­нейших историй о нем.

Как дать детям представление о таком огромном сборище ре­бят, которое составляет целый миллион? В стихотворении «Мил­лион» проявилась одна из особенностей поэзии обэриутов - уди­вительно ритмичное построение текста. Как весело обыгрывает |поэт числа, начиная всего с сорока:

Шел по улице отряд -

сорок мальчиков подряд:

и четырежды

на четыре,

и еще потом четыре.

Путем остроумных и легко проделываемых умножений и при­бавлений Хармс приходит к конечной цели: участников стало

и не сорок,

и не сотня,

а почти что

Самой активной жизнью живут его мальчишки в стихотворе­нии «Игра» : каждый из них выбирает свою роль: Петька теперь автомобиль, Васька - почтовый пароход, Мишка - советский самолет. Чтобы сыграть свою роль, каждый по-особенному дви­гался вдоль дороги, каждый по-своему кричал (один - «Га-ра-рар!», другой - «Ду-ду-ду!», третий - «Жу-жу-жу!»). И здесь, как всегда, Хармс выстраивает смешной эпизод: на этой фантасти­ческой игровой площадке вдруг появляется настоящая корова, «с настоящими рогами / шла навстречу по дороге, / всю дорогу за­няла...». Еще больше смешного в том, что корова, словно поняв игру разгоряченных мальчишек, уходит с их «пути», с их вообра­жаемого пространства. Игра оказывается сильнее действительности.

Похоже на кумулятивную сказку (сказку, в которой сюжет по­вторяется каждый раз с новым героем или новыми обстоятель­ствами) стихотворение «Как Володя быстро под гору летел». Во время его полета под горку салазочки налетают по очереди на охотника, собачку, лисичку, зайца. Но когда этот «теремок» нале­тел на медведя, Володя «с той поры / Не катается с горы». Огром­ную известность приобрела история с кошкой, которая порезала лапу («Удивительная кошка»). Невероятным, фантастическим ока­зывается способ вылечить кошкину лапу: оказывается, для этого всего-навсего «воздушные шарики надо купить!». Уже давно стали афоризмом последние строчки стихотворения «А кошка отчасти идет по дороге, // Отчасти по воздуху плавно летит!». Так кошка тоже попадает в разряд обэриутовых чудаков .

В стихотворениях Хармса собралось много чудаков - это и ге­рой стихотворения «Врун», и музыкант Амадей Фарадон, кото­рый умел играть на всех инструментах, но почему-то обращался со своей музыкой то к лягушкам, и лягушки плясали «турлим / тю-лю-лю...», то к собакам, и собаки плясали «фарлай // ту-ру-ру...», или к цыплятам, и тогда раздавалось «тундрум // динь // ди-ринь...». Не забыл Хармс еще одного чудака. Так и кажется, что стихотво­рение «Из дома вышел человек» о нем самом. Это он сам «в даль­ний путь отправился пешком». И это он сам неожиданно исчез в темном лесу. Не могут не вызвать у нас особенного чувства, осо­бенной реакции последние строчки:

Но если как-нибудь его

Случится встретить вам,

Тогда скорей,

Тогда скорей,

Скорей скажите нам.

Хармс написал также множество сказок и занимательных ис­торий: и про лису и зайца, которые друг друга думали перехит­рить, и про храброго ежа, который один из всех зверей не испу­гался и загрыз змею. Но самое забавное - это то, как он закричал потом, наверное от радости. А как он закричал? Писатель предла­гает несколько вариантов: может быть, «Кукареку!» Вряд ли. Мо­жет быть «Ав-ав-ав» - опять не так, может быть, «Мяу-мяу-мяу!». Тоже не получается. И тогда автору остается только обратиться с вопросом к детям: «Кто знает, как ежи кричат?». Какую бы ни рассказывал историю писатель, всегда она у него с подвохом.

Особенно занятно он рассказал «О том, как Колька Панкин летал в Бразилию, а Петька Ершов ничему не верил» . Убежденный фантазер Колька все равно будет уверен, что перед ним бизон, а закоренелый скептик Петька резонно спросит: «А это не корова была?». В результате небольшого путешествия так все и останется: одному будут мерещиться туземцы, кондоры, битвы, а другой каж­дый раз будет разубеждать товарища. Но, вероятно, писателю боль­ше нравится Колька: ведь благодаря ему ребята совершили, пусть даже в воображении мальчика, такое увлекательное путешествие.

Другая не менее занятная история называется «О том, как ста­рушка чернила покупала». Все у этой старушки, как у многих дру­гих: сын взрослый уехал, муж умер, старушка осталась одна. Но почему-то, хотя она жила мирно и тихо, говорили, «что она с луны свалилась». Вероятно, это говорили потому, что она очень редко выходила из дома, а когда выходила и видела что-то новое, страшно удивлялась, и невольно ей говорили «да что вы, гражда­ночка... с луны что ли, свалились?». В поисках чернил (у нее рань­ше были, да кончились) старушка обходит целый большой го­род, и, конечно, благодаря изумляющейся всему старушке чита­тель тоже смотрит на все изменения и происшествия ее удивлен­ными глазами. Забавно звучит конец рассказа: долгие поиски ста­рушки кончаются тем, что она попадает на шестой этаж (в шкафу приехала) дома, где размещались журналы «Еж» и «Чиж». Весело посмеиваясь над старушкой (а мы даже узнаём, с кем она разгова­ривала) и тоже убеждаясь, что старушка «прямо как с луны свали­лась», слушая рассказ старушки о том, как она чернила покупала, автор создает этот настоящий обэриугский рассказ.

В детской литературе Александр Иванович Введенский (1904 - 1941; был репрессирован, погиб) открылся как поэт лирический, хотя, конечно, он был и настоящим обэриутским поэтом. Окон­чил гимназию в Петербурге и поступил в 1921 году на юридиче­ский факультет Петроградского университета, затем перешел на китайское отделение восточного факультета, но не окончил его. Увлекался искусством современных художников - П.Филонова, В.Татлина. Уже в первом стихотворении «Кто?» о каком-то неиз­вестном озорнике, который «на пол уронил / Банку, полную чер­нил, / И оставил на столе / Деревянный пистолет, / Жестяную дудочку / И складную удочку», а заодно сбросил со стола «Три тарелки, два котла /Ив кастрюлю с молоком / Кинул клещи с молотком», - проявилось его самое настоящее обэриутское на­чало.

Самое смешное, что в этих поступках всерьез обвиняются и серый кот, и черный пес, и толстый индюк. Конечно, находится подлинный виновник - мальчик Петя Бородин, но само предпо­ложение о том, что банку, полную чернил, мог уронить на тет­радку индюк, и он же побросал в кастрюлю тарелки, а всякие другие действия могли совершить куры или пес, сразу же делает это стихотворение полным нонсенса и всяких чудачеств.

Как построенное на анекдоте звучит стихотворение «Лошадка». Начинается оно как будто с самого обыкновенного описания ло­шади:

Жила-была лошадка,

Жила-была лошадка,

Жила-была лошадка,

А у лошадки хвост.

Но именно эта лошадка спасает двух едущих старушек от опас­ности, потому что она сумела прочесть важное объявление. Конечно, старушки удивились, лошадку похвалили: «А после по­дарили / тетрадку и букварь». Многие стихотворения Введенско­го, игровые, веселые, полные происшествий, рассчитаны на чи­тателя-ребенка, как, например, маленькая поэма «Щенок и ко­тенок» . Жизнь героев начинается на одном маленьком коврике, из одной оловянной чашки получают они «сладкую манную каш­ку», они приветливы друг к другу, но идет время, и чем дальше, тем больше они начинают отличаться друг от друга: то, что страшно и неудобно одному, очень удобно другому, чего боится один, тому радуется другой. То они по-прежнему дружны, а то полный разлад. Да и как они оба меняются! Прошли лишь лето и осень, и вместо маленького щенка появляется:

На себя не похожий:

Мохнатые уши,

Огромный рост,

Длинный и черный

Лохматый Хвост.

А вместо крошечного котенка

Огромный,

Пушистый

Себе живот.

Сколько здесь случается происшествий, сколько происходит событий, сколько страха и радости!

С большой любовью и вниманием Введенский заглянул в мир детских чувств и переживаний, вошел в детскую комнату и по­смотрел на все предметы, находящиеся там, добрым взглядом: и на куклу, и на лошадку, и на щенка и котенка. Когда в «Колыбель­ной» он обращается к ребенку со словами «Я сейчас начну счи­тать: / Раз, два, три, четыре, пять» и приглашает к каждому сон - это я не условное, поэт сливается с миром детства, становится его действующим лицом, участником детских проказ. «Колыбель­ная» Введенского - одна из самых лирических песен для детей, хотя в ней как будто все знакомо и привычно: сон, дрема, кот. Но все окрашено и организовано каким-то особенно проникновен­ным чувством взрослого к ребенку, к миру детской комнаты с ее куклами и медведями. И вплотную к пределам детской подступает дружественный мир природы. Подстать «Колыбельной» «Люсина книжка»: в ней описан один день - от пробуждения Люси, которой снится удивительный сон, до ждущего ее нового сна. Каким радостным идет навстречу девочке каждый предмет:

С добрым утром, синий таз,

Мыться буду я сейчас.

С добрым утром, гребешок,

Щетка, губка, порошок.

Целый мир открывается в представлении Люси, и все в этом мире разные: одним не надо надевать на себя ни туфель, ни чулочков, другие не хотят есть ни бутерброда, ни груши, но все они уживаются между собой в воображении Люси, и поэтому таким добрым оказывается ее новый сон:

Не бросается медведь,

Не кусается медведь,

С медвежатами медведь

Начинает песни петь...

Излюбленным жанром Введенского в поэзии для детей стали песенки: поет свою песенку машинист (стихотворение «Песенка про машиниста»):

Спят ли волки?

Спят. Спят.

Спят ли пчелки?

Спят. Спят.

Спит весь мир, только не спит он, машинист:

Мы не спим,

Мы не спим,

И летит до самых

К небу дым,

К небу дым.

Поют свою песенку у Введенского дождь, грибы, лошадка, ступеньки дома. Неслучайно Л.Чуковская считала, что основой творчества Введенского была лирика, что он «прирожденный ли­рик», который умел радостными словами говорить с детьми о звездах и птицах, о просторе наших лесов, морей, небес: «Чис­тый и удивительно легкий стих А. Введенского вводит ребенка не только в мир родной природы, но и в мир русского класси­ческого стиха».

Вопросы и задания

1. Что вы знаете о журналах «Еж» и «Чиж»?

2. Как расшифровывается аббревиатура «ОБЭРИУ» и как она возникла?

3. Почему С. Я. Маршак считал нужным привлечь к детской литерату­ре «заумных» и непопулярных поэтов?

4. Кто был редактором журналов «Еж» и «Чиж» и какой псевдоним он себе выбрал? Знаете ли вы его стихи?

5. Какие черты характера определяют понятие «чудак»?

6. Что объединяет и что отличает друг от друга поэзию Ю. Д. Владими­рова, Д.И.Хармса, А.И.Введенского?

7. Найдите характерные для поэзии обэриутов художественные при­емы нонсенса, перевертыша, анекдота, гиперболы и т.д.

8. Что нового внесла в литературу 30-х годов XX века поэзия обэриу­тов?

9. Назовите стихотворения, в которых наиболее ярко проявились осо­бенности поэзии обэриутов.

Предмет литературное чтение

Тема урока «Опрос стихотворения Д.Хармс «Очень-очень вкусный пирог». Юмор в произведении А.И.Введенского «Учёный Петя», Ю.Д.Владимирова «Чудаки».

Класс 2

Цель: познакомить учащихся с творчеством А. Введенского и Ю. Владимирова.

Задачи с учётом ФГОС:

*Предметные компетентости: обобщить знания учащихся об учёных и чудаках, учить отличать журнал от книги, соотносить автора, название и героев прочитанных произведений, воспринимать на слух стихотворения в исполнении учителя, уметь определять главную мысль, читать выразительно.

*Метапредметные компетентности:

Личностные УУД:

    проявлять интерес к изучению творчества авторов, называть любимых авторов, обосновывать свой выбор.

    включаться в литературно-творческую деятельность на уроке по собственному желанию, осознавать её необходимость для развития собственных способностей, эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

    понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

Регулятивные УУД:

    формулировать вместе с учителем учебную задачу урока в соответствии с целями темы; принимать учебную задачу урока. Читать в соответствии с целью чтения (выразительно, целыми словами, без искажений и пр.);

    оценивать результаты своих действий и результаты работы сверстников по совместно выработанным критериям;

    анализировать причины успеха

Познавательные УУД:

    находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

    делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

    понимать переносное значение образного слова.

Коммуникативные УУД:

    прислушиваться к партнёру по общению (деятельности), фиксировать его основные мысли и идеи, аргументы, запоминать их, приводить свои. Не конфликтовать, осознавать конструктивность диалога, использовать вежливые слова.

    аргументировать свою точку зрения в процессе размышлений над поступками литературных героев, оценивать поступок героя, учитывая его мотив, используя речевые оценочные средства (вежливо/невежливо, достойно/недостойно, искренне/лживо, нравственно/ безнравственно и др.).

Оборудование:

    Климанова Л.Ф. литературное чтение.2 класс;

    Компьютер, проектор, презентация, электронное приложение к учебнику, дидактические карточки, сказочные персонажи (Незнайка, Баба-Яга,Мальвина, Иван Царевич, Буратино, Клоун), портреты писателей, картинка зяблика, копии обложек журналов « Чиж» и «Ёж».

План урока:

1.Организационный момент.

2. Речевая разминка.

А) Чтение скороговорки.

Б) Выразительное чтение стихотворения по рядам.

3. Проверка домашнего задания.(Чтение наизусть)

4.Введение в тему урока.

Физкультминутка.

6.Работа по теме урока.

2) Рассказ учителя.

3) Стихотворение « Чудаки»

4) Словарная работа.

5) Первичное восприятие текста.

6)Анализ прочитанного.

7)Повторное чтение детьми парами по цепочке по 1 строчке.

7 Физкультминутка

1)Рассказ подготовленного ученика

2)Словарная работа.

3) Чтение стихотворения “Ученый Петя” учителем.

4) Первичное чтение детьми.

5) Анализ прочитанного.

9 Итог урок.

10. Рефлексия.

11.Домашнее задание

Ход урока:

этапа

Название слайда

Содержание урока

Время

(в мин.)

Титульный лист

1.Организационный момент .

Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку.

Приветствие гостей.

Уч-ль: Что такое, что случилось?

Почему звенит звонок?

Дети: Мы готовы, стол в порядке,

Начинается урок.

Слайд 1

(Карточки лежат на партах)

Слайд 2

2. Речевая разминка.

А) Хоровое чтение скороговорки.

- Ребята прочитайте вслух скороговорку сначала медленно, затем быстрее.

Расскажите про покупки. Про какие про покупки? Про покупки, про покупки, про покупочки мои.

Какие звуки часто произносятся? Для чего нам нужны скороговорки?

А покупки были следующие. Это были калоши.

Что такое калоши?

Б) Выразительное чтение стихотворения по рядам .(Карточки лежат на партах)

- Сейчас мы с вами прочитаем стихотворение про лошадь. Возьмите розовую карточку. Она у вас находится на партах. Положите его на середину парты, потому что мы будем работать парами.

В)Словарная работа.

В этом произведении вам встретятся фразы, значения которых я бы хотела уточнить.

Калоши-резиновая обувь.

Калоши поплоше- похуже.

Погожий денёк –отличный, ясный, без осадков.

По улице сплошь-везде, повсюду.

(1 ряд. Вопросительно)

Лошадь купила четыре калоши - Пару хороших и пару поплоше

(2 ряд. Утвердительно)

Если денёк выдается погожий, Лошадь гуляет в калошах хороших. (3 ряд. Сердито)

Стоит просыпаться первой пороше - выходит в калошах поплоше.

(Все Весело)

Если же лужи по улице сплошь, Лошадь гуляет совсем без калош. Что же ты, лошадь, жалеешь калоши? Разве здоровье тебе не дороже?

Молодцы. Как вы считаете, правильно ли себя ведёт лошадь? Что вы ей посоветуете.

3. Проверка домашнего задания.

Чтение наизусть стихотворения « Очень-очень вкусный пирог»

Как нужно рассказать стихотворение? (Громко, без искажений, выразительно).

3-4 чел.

Подготовленный ученик играет на флейте.

4.Введение в тему урока.

Физкультминутка.

Дети с закрытыми глазами слушают мелодию. (Тихую спокойную и весёлую мелодии на флейте играет подготовленный ученик).

Какое настроение вызывает 1 мелодия? (Грустную..)

2-ая?

Запись на доске

5. Сообщение темы и цели урока.

- Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с весёлыми и смешными стихотворениями талантливых поэтов. Они зашифрованы. Вам предстоит их отгадать.

(Ю. Владимиров « Чудаки» и А. Введенский «Учёный Петя».

А) ZЮ . Q В Ld лади w миро f в « J Чу R д Y аки r ».

Б) А. V В s ве r д f ен wq ски g й «У dz чёный П gg ет sz я g ».

Тема нашего урока следующая «Юмор в произведении А.И.Введенского «Учёный Петя», Ю.Д.Владимирова «Чудаки».

Слайд 3

6.Работа по теме урока.

1) Рассказ подготовленного ученика о Юрии Дмитриевиче Владимирове сопровождается с показом книг. (Полина Б.)

Юрий Дмитриевич Владимиров - русский поэт, автор многих детских книг. Родился в Петербурге в дворянской семье в 1909 (тысяча девятьсот девятом) году. Его мать, Лидия Павловна Брюллова, была редактором журнала, работала в Театре юного зрителя, поэтому мальчик часто бывал в театре и водил туда своих друзей.

Стихи он начал сочинять очень рано, когда ещё не умел писать.

Первую книгу Юрия Владимирова « Ниночкины покупки» напечатали в 1928 году, когда ему было 18 лет, затем вышли в свет «Оркестр», «Евсей».

Выставка книг.

На доске фото

Писателей (Д. Хармс,

А. И. Введенский

надпись ОБЭРИУ,

копии образцов обложек журналов

« Чиж» и «Ёж»

2) Рассказ учителя.

Позже он стал тесно сотрудничать с группой ОБЭРИУтов. В неё входили Д. Хармс, Н.А. Заболоцкий, А. И. Введенский. На вопрос, что такое ОБЭРИУ, они отвечали: «Объединение реального искусства». А на вопрос:

« Почему У в конце?» , отвечали: « Потому что, потому всё кончается на «У». « У» здесь только для красоты». Они трудились в Петербурге над изданием детских журналов « Чиж» и «Ёж».

Как вы думаете, что обозначает слово «Чиж» (чрезвычайно интересный журнал), а «Ёж» (ежемесячный журнал)?

Рассказывают, что однажды Юрий Дмитриевич Владимиров дал ехавшему в Москву Д.Хармсу две пятирублёвые бумажки и попросил ему купить на одну пятёрку книг, а на другую пятёрку- рыболовных принадлежностей. Хармс, любивший розыгрыши, вернулся без покупок и сказал, что ничего не купил, потому что забыл, какая купюра на что. Юрий не обиделся,хотя и закричал: « Я придумаю такую месть!» Вскоре он написал такие стихи « Я на рынок послал чудаков».

Выставка детских рисунков.

Слайд 4

Картинка клоуна, Буратино

Картинка Ивана Царевича

3) Стихотворение « Чудаки»

Сегодня мы прочитаем стихотворение «Чудаки» (с.176). Я вас попросила нарисовать чудаков. Кто же они?

4) Словарная работа.

Чудак - странный, чудной человек. (Выставка рисунков)

Колпак - мягкий конусообразный головной убор. (Ночной, шутовской ) (Показ Буратино)

-Кто обычно носит такой головной убор?(Картинка клоуна)

- В тексте вам встретятся такие слова: «пятак» и «кушак». Что они обозначают?

Пятак - монета в 5 копеек.

Кушак- широкий и длинный матерчатый пояс .(Картинка Ивана царевича)

Слайд 5

Работа по учебнику

с. 176.

5)Первичное восприятие текста.

Посмотрите на слайд и послушайте, как читает это стихотворение народный артист РФ Вениамин Смехов. (Слушают запись и следят по учебнику.)

Анализ прочитанного. -Определите, соответствует ли название стихотворения его содержанию?

Ребята, обратите внимание на людей на этом слайде. Как они одеты? Как вы считаете, они похожи на чудаков? Почему? (По внешней одежде).

6) Первичное чтение детьми шёпотом.

-Какое настроение вызывает это стихотворение?

7) Чтение сильными учениками по отрывкам. (Лера, Арина, Оля)

Какая беда произошла на базаре с чудаками? Найдите в тексте и прочитайте.

Посмотрите на иллюстрацию в книге. Обратите внимание на выражения лиц людей. Что могут передать эти мимики и жесты?

Как вы думаете, ситуация, о которой рассказывает

Клоун мобиле.

7. Физкультминутка.

Молодцы, вы хорошо поработали. А сейчас весёлый клоун приглашает вас на зарядку.

Исполнение клоунской зарядки « Ножками потопали раз, два, три…»

Выставка книг.

Показ собственной книги Оли Б.

На доске журналы

« Чиж» и «Ёж», портреты писателей.

Толковый словарь

Картинка «Зяблик»

8. Продолжение работы по теме урока.

- Посмотрите в учебнике с. 177.

Знаете ли вы что- нибудь о нём?

1) Рассказ подготовленного ученика. (Оля Бузенкова)

Александр Иванович Введенский родился 1904 (тысяча девятьсот четвёртом) году. Его папа был экономистом. Он изучал литературу, иностранные языки в Петроградском университете. Введенский написал более 40 книг для детей дошкольного и школьного возраста. Переводил с английского и немецкого. (Рассказ о собственной книге)

Рассказ учителя.

В своем творчестве он использовал элементы русского народного творчество: небылицы и заклички. Самуил Яковлевич Маршак пригласил Введенского и Хармса для сотрудничества в детских журналах «Чиж» и «Еж». Введенский печатался почти во всех номерах журналов, по просьбе Маршака, перевел для детских изданий некоторые сказки братьев Гримм и Шарля Перро.

Посмотрите на иллюстрацию и предположите о чем или о ком это стихотворение? (Об учёном)

2) Словарная работа.

Кто такой учёный?

В толковом словаре об учёном сказано: что это высококвалифицировнный специалист в области какой-нибудь науки. Человек, получивший какие-либо специальные или разносторонние знания, грамотный, образованный.

Кто такой зяблик?

Д.з.

Сказочные персонажи: Незнайка Сова, Мальвина

Пословицы на карточках.

Работа с текстом.

3) Первичное чтение стихотворения “Ученый Петя” учителем. (Дети следят по учебнику)

4) Проверка понимания прочитанного.

Понравилось ли вам стихотворение?

Какое настроение оно создает?

5) Первичное чтение стихотворения детьми вслух по цепочке.(Порядок чтения определяет учитель)

Над выразительным чтением стихотворения мы будем работать на следующем уроке.

Откройте дневники и запишите д.з.

Домашнее задание.

С. 176-180, выразительное чтение.

Ответить на вопросы теста и вклеить в тетрадь.

(Посмотрите внимательно на парту. У вас есть индивидуальные карточки.)

6) Анализ прочитанного.

Какое название вы бы придумали для этого стихотворения?

Какие персонажи действуют в стихотворении? (Петя, дети)

Как вы считаете, как можно назвать Петю?(Фантазёр)

Давайте попробуем доказать, на самом деле Петя ученый или нет и почему.

Давайте представим себе, что о себе думал мальчик, за какие качества автор хотел посмеяться над ним?

Что же действительно нужно делать, чтобы стать ученым?

Какого сказочного героя напоминает нам Петя, давайте выберем.(Незнайка, Знайка, Айболит)

Какая из пословиц больше подходит Пете?

Знай больше, а говори меньше.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

-Почему?

9. Итог урока.

С творчеством каких поэтов мы познакомились? Какое настроение они передают? (Весёлое, смешное).

Как назывались детские журналы, над выпуском которых трудились А. Введенский и Ю. Владимиров? (« Чиж» и « Ёж»)

Что нового вы узнали для себя?

1 0. Рефлексия .

Оценочный лист (Имя фамилия)

Результаты моей деятельности

Самооценка

Оценка учителя

Умею слушать стихи

Умею отвечать на вопросы

Работал весь урок

Итого 45 минут.

Ленинградская литературно-философская группа «Объедине­ние реального искусства» вошла в историю авангарда под сокра­щенным названием ОБЭРИУ. Эта аббревиатура, по мнению авто­ров, должна восприниматься читателем как знак бессмыслицы и нелепицы. Так в названии группы выразилась ее концептуальная идея - «познание мира вне искажающих реальность логических категорий и механизмов сознания» 1 . В своем манифесте от 24 ян­варя 1928 года обэриуты заявили, что они «люди реальные и кон­кретные до мозга костей», что необходимо отказаться от обиход­но-литературного понимания действительности ради «нового ощу­щения жизни и ее предметов»; они размежевались с поэтами-«за-умниками» и футуристами и поставили своей задачей создать «ре­ализм необычайного». Исходной точкой провозглашалось детское видение мира: «Ребенок мудр, потому что он не знает условных, привнесенных в жизнь порядков, он первый сказал, что король гол, и тем самым открыл всем глаза». По идее обэриутов, искус­ство вовсе не отражает жизнь, оно само по себе, оно живет по своим законам. Их привлекало искусство неофициальное, близ­кое к традициям скоморохов, народного театра.

Философская база кружка в целом представляла собой синтез идей «Критики чистого разума» И.Канта, философии интуити­визма и реального сознания (А.Бергсон и Н.О.Лосский), фено­менологии Г. Шпета и «техники поведения» древнекитайского муд­реца Лао-цзы.

В группу «чинарей», как еще они себя называли, в разное вре­мя входили писатели И.Бахтерев, А.Введенский, Ю.Владимиров, Н.Заболоцкий, Н.Олейников, Даниил Хармс, К.Вагинов, Д.Ле­вин, философы Я. Друскин и Л. Липавский. «Наше общество мож­но вернее всего назвать обществом малограмотных ученых», - говорил Хармс 2 . В этом кружке ценились оригинальный интеллект и широкое образование, дающие право вырабатывать новую кон­цепцию культуры молодого века.

Выработкой подобных концепций были заняты едва ли не все группы писателей и художников первой трети века, начиная с символистов, собиравшихся на «Башне» у Вячеслава Иванова. Отличие обэриутов состояло в том, что они отказались от поис­ков в сферах мистико-религиозных, этико-философских или иде-олого-эстетических мыслей. Их молодые умы обратились к мате­матике, геометрии, физике, логике, астрономии и естественным дисциплинам. Отвергли они поначалу и аристотелевскую теорию отражения, активно претворяя свои взгляды в реальной жизни. Так, Хармс придумал совершенный, по его мнению, подарок - «деревянную палочку, на одном конце которой находится ша­рик, а на другом кубик». Такой предмет можно держать в руках, а если его положить, «то все равно куда». Подарок, идея которого навеяна геометрическими игрушками для годовалых младенцев, не имеет ничего общего с отражением реальности и вместе с тем несет радость, является результатом творческого озарения.

«Это единственное, чем я горжусь: вряд ли кто чувствует гар­моничность в человеке, как я», - говорил Хармс, при этом он еретически «поверял алгеброй гармонию». Однако и алгебра его была ересью, потому что он не верил в науку, имеющую утили­тарный практический характер. Что может сказать наука о челове­ке? -

Человек устроен из трёх частей,

Из трёх частей,

Из трёх частей.

Хэу ля ля,

Дрюм дрюм ту ту!

Из трёх частей человек.

(1931)

Арестованный Хармс на допросе 13 января 1932 года так пояс­нял следователю замысел стихотворения «Миллион» (1930): «В "Миллионе" тема пионерского движения подменена мною про­стой маршировкой, которая передана мною и в ритме самого сти­ха, с другой стороны, внимание детского читателя переключает­ся на комбинации цифр» 1:

Раз, два, три, четыре, полтораста

и четырежды на четыре,

четыре, двести тысяч

сто четыре на четыре,

на четыре, и еще потом четыре!

Пересчитывать объекты - занятие нелепое, объекты от этого теряют «лица» (вместо живых лиц пионеров читателю начинают мерещиться безглазые нули). Заниматься же абсолютной, «чистой» математикой хорошо, так постигаются особенности каждого чис­ла (например, четыре), а также разница между обычным количе­ственным числом (4) и числом-понятием, означающим беско­нечное множество, свойства порядка и хаоса.

В мартовском номере «Чиж» за 1941 год публикует стихотворе­ние «Цирк Принтинпрам», в котором Хармс продолжает отстаи­вать право чисел, так сказать, на самоопределение: «невероятное представление» состоит из «удивительных номеров» (слово «но­мер» в данном случае имеет дополнительное значение числа). Кло­уны, силачи, ученые ласточки и комары, тигры и бобры не про­сто актерствуют, но представляют математические игры:

Четыре тысячи петухов И четыре тысячи индюков

Выскочат Из четырёх сундуков.

Бесстрастно и педантично анализировали обэриуты реальные или ими же вымышленные «случай». Может быть, поэтому их твор­чество оценивалось читателем, воспитанным в консервативных традициях, как «жестокое» или находящееся вне этики.

Действительно, содержание «детского» стихотворения Хармса «О том, как папа застрелил мне хорька» (1929) или многих его произведений для взрослых на первый взгляд аморально. Однако если сопоставить это стихотворение со старой песенкой на слова Ф.Б.Миллера о том, как умирает зайчик мой, сраженный выстре­лом охотника, на фоне бытования в современном детском фоль­клоре жанра «черных» стихов, то легко понять чувства детей-дош­кольников, которым Хармс читал это стихотворение: они «сразу усваивали, что никакая это не охота всерьез, и ружьишко-то не взаправдашнее, и хорек - скорее всего тряпичная игрушка» 1 .

Обэриуты по-своему решили весьма трудную в детской лите­ратуре проблему иронии (известно, что из всех видов комиче­ского дети позднее всего воспринимают именно иронию): в час­тности, Хармс позволил себе смеяться над нравственно-дидак­тическими штампами детской литературы, над педагогикой в кар­тинках. Он якобы «серьезно» воспроизвел модель нравоучитель­ного детского рассказика: «Бабушка уронила иголку. Как отыс­кать ее в куче песка? Бабушка очень огорчилась. Но Маша уже бежала из дома с магнитом в руке. Она быстро провела магнитом раз-другой по песку. - Возьми свою иголку, бабушка! - сказала Маша» («Умная Маша и ее бабушка»). Папа с ружьем, бегущий за хорьком с ужасным намерением, Маша, исполненная ума и добродетели, бегущая с магнитом в руке, - оба героя в равной степени абсурдны сами по себе, несмотря на логичность их по­ступков. Да и сами истории рассказаны столь значительным то­ном, что не могут не вызвать веселья. Хармс, обратившись к дет­ской литературе, вероятно, почувствовал ее пародийную приро­ду-в ничтожном поводе для написания значительного текста (сравним шекспировский размах в «Мойдодыре» Чуковского для утверждения гигиенического лозунга с хитроумностями харм-совской Маши).

Может быть, обэриуты и не нуждались в категориях Добра и Зла, чтобы создать свою модель мира и человека, однако и они, подобно тургеневскому нигилисту Базарову, пережили крах идей при столкновении с реальностью. Им суждено было исчезнуть (ко­нечно, не без участия внешних сил, «органов») из поля внима­ния читателей на долгие десятилетия, как исчез загадочный пер­сонаж стихотворения Хармса «Из дома вышел человек...».

Творчество Николая Заболоцкого не во всем совпадало с обэ-риутской концепцией поэзии. Поэт увлекался натурфилософски­ми идеями Лейбница, Тимирязева, Циолковского, народной аст­рономией, он верил в разум, свойственный всей живой и нежи­вой природе. В его стихах звери и растения - уже не литературные олицетворения и аллегории, а мыслящие существа, поэтому можно по-детски сказать: «Корова мне кашу варила, / Дерево мне сказку читало», - можно увидеть «лицо коня» или как цветок машет «маленькой ручкой». Сама Вселенная разгадывает детскую загадку в «Песенке о времени»:

Лёгкий ток из чаши А Тихо льётся в чашу Бе, Вяжет девка кружева, Пляшут звёзды на трубе.

(«Время», 1933)

Н.Заболоцкий - единственный среди обэриутов имел педаго­гическое образование (в 1928 году он окончил Ленинградский педагогический институт имени А. И. Герцена). Стихи поэта, на­писанные для детских изданий, показывают его понимание детс­кой психологии, знакомство с педагогикой (например, он не чуж­дался дидактических сентенций - см. стихотворение «Сказка о кривом человечке»), но они слишком привязаны ко времени и потому звучали в полную силу только для детей той эпохи. Поко­лению детей и подростков 60 -80-х годов Заболоцкий больше был знаком по «взрослым» стихам («Некрасивая девочка», 1955; «Не позволяй душе лениться», 1958), по стихотворному переложению «Слова о полку Игореве» (1938, 1945), вошедшему в школьную программу, по «детским» переложениям романов Ф.Рабле «Гар-гантюа и Пантагрюэль» (1934) и Ш. де Костера «Тиль Уленшпи­гель», по обработанному для юношества переводу поэмы Ш.Рус­тавели «Витязь в тигровой шкуре».

Сегодня с уверенностью можно считать сбывшимся предсказа­ние К.Чуковского, сделанное в письме к поэту от 5 июня 1957 года: «Пишу Вам с той почтительной робостью, с какой писал бы Тютчеву или Державину. Для меня нет никакого сомнения, что автор "Журавлей", "Лебедя", "Уступи мне, скворец, уголок", "Неудачника", "Актрисы", "Человеческих лиц", "Утра", "Лес­ного озера", "Слепого", "В кино", "Ходоков", "Некрасивой де­вочки", "Я не ищу гармонии в природе" - подлинно великий поэт, творчеством которого рано или поздно советской культуре (может быть, даже против воли) придется гордиться, как одним из величайших своих достижений. Кое-кому из нынешних эти мои строки покажутся опрометчивой и грубой ошибкой, но я отвечаю за них всем своим семидесятилетним читательским опытом» 1 .

В новом веке руководителям детского чтения следовало бы шире знакомить юное поколение со стихами Заболоцкого. В особенности они пригодились бы подросткам, задумывающимся об основах мироздания. Помимо высокого нравственного смысла в них есть выражение величия Космоса, Природы и Человека, что чрезвы­чайно актуально в нашу эпоху.

К созданию своего стиля обэриуты шли от «реального» пони­мания таких феноменов, как движение, мышление, память, во­ображение, речь, зрение и слух. В каждом явлении они обна­руживали некий сдвиг, неточность, ускользание от «правиль­ности», т.е. реальность открывалась обэриутам как царство аб­сурда.

Александр Введенский говорил о противоречиях в показани­ях свидетелей: «Это не случайные ошибки. Сомнительность, не-укладываемость в наши логические рамки есть в самой жизни. И мне непонятно, как могли возникнуть фантастические, име­ющие точные законы, миры, совсем не похожие на настоящую жизнь. Например, заседание. Или, скажем, роман» 2 . К таким же фантастическим мирам относятся праздники, игры, марши и парады, вранье, обеды, цирк и еще многое подобное при вни­мательном рассмотрении оказывается «обыкновенным» чудом. Игра и праздник мыслились обэриутами как творение жизни людьми, чудо - как творение жизни самою жизнью, а искусст­во и жизнь были одним.

«Новая человеческая мысль двинулась и потекла. Она стала те­кучей. Старая человеческая мысль говорит про новую, что она "тронулась". Вот почему для кого-то большевики сумасшедшие», - писал Даниил Хармс («Одиннадцать утверждений Даниила Ива­новича Хармса»). Как представлялось обэриутам, «реальное ис­кусство» дает свободу «текучим» словам и образам; нужно прекра­тить погоню за точным смыслом частностей ради точной переда­чи главного содержания. В их стихах часто звучат мотивы реки, кораблика, лодки, челнока, возникают образы рыб, матросов, рыбаков; эти иероглифы передают течение «реальной» жизни и «реальной» мысли. Например, в стихотворении А.Введенского «Река» (1940) текучее движение провозглашается единственно объективной данностью:

Пусть стужа зимняя крепка И страшен вьюг полёт, - Уйдёт широкая река Под синий плотный лёд.

И, скрытая от глаз людских, Закутанная в снег, Ни на секунду, ни на миг Не прекратит свой бег.

Кошка, порезавшая лапу, «отчасти идет по дороге, / Отчасти по воздуху плавно летит»: так с помощью воздушных шариков, привязанных к кошке, восстановлено текучее состояние мира (Хармс, «Удивительная кошка», 1937). Вся жизнь «бежит, летит и скачет» (Хармс), если и обнаруживая смысл, то после осознания бессмыслицы и не в том, что выдавало себя за смысл поначалу. Отсюда - стихия скоморошеского комизма в прозаических и сти­хотворных текстах «чинарей», срывающая предметы и понятия с мест.

В стихах Хармса крутится забавный абсурдный мир, где все наоборот:

кашу не ели, а пили, шли задом наперёд, а непонятное нечто «чирикало любезно, но зато немного скучно, и как будто бы назад».

Спутаны связи слов, разлажен механизм речи, сюжет транс­формирован, мораль исчезла, - казалось бы, поэт глумится над самим Словом. Однако эстетическое значение стихов - в мощ­ном напоре праздничного настроения, в карнавальной отмене условностей и попрании погибающего старого «нечто». Фольк­лорный детский перевертыш в исполнении обэриута выступает в качестве манифеста нового отношения к Слову и действитель­ности. /

Юрий Владимиров продемонстрировал чудеса стихотворства в небольшом стихотворении «Барабан», употребив сорок пять од-нокоренных слов. Текст буквально громыхает барабанным громом. Цель виртуоза - передать текучесть звуков, образующих речь.

Стихи обэриутов, в особенности детские, представляют собой разные игры. В журналах «Чиж» и «Ёж» появлялись их рисунки, шарады, загадки, игра выплескивалась за пределы вербального мышления и требовала включения визуально-абстрактного мыш­ления детей. Например, одна из игр заключается в том, что мир интуитивно «рассыпается» в подвижных нелепицах и логически «собирается» в неподвижное целое, и наоборот - как в детской игре «Замри! - Отомри!»:

Добежали, добежали до скамейки у ворот

пароход с автомобилем

и советский

с автомобилем

Петька прыгнул на скамейку, Васька прыгнул на скамейку, Мишка прыгнул на скамейку, на скамейку у ворот.

Я приехал! - крикнул Петька.

Стал на якорь! - крикнул Васька.

Сел на землю! - крикнул Мишка.

И уселись отдохнуть.

и почтовый пароход.

Воображение, казалось бы, искажает, сдвигает мир, обессмыс­ливает его, но оно развивается по неким законам, и действие этих законов приводит мир к неожиданному «чистому» смыслу. Рассмотрим «работу» воображения на примере стихотворения Хар-мса «Врун» (1930).

Почему утверждение вруна, что «у папы моего было сорок сы­новей», вызывает недоверие оппонентов? Чем двадцать или трид­цать правдоподобнее сорока? Наседка не считает своих цыплят, но точно знает, все ли на месте, т.е. число воспринимается пти­цей или человеком не количественно, а качественно, при этом качественные различия определяются внелогическим путем, ин­туитивно. Так, между вымыслом и предполагаемой правдой ста­вится знак равенства.

Совершенной фигурой Хармс считал круг: своим образовани­ем круг обязан воображению, рисующему кривую вокруг четырех радиусов - креста. Так возникает важнейший для Хармса иерог­лиф, связанный с понятиями чистоты и воды, - колесо. То самое золотое колесо, которое скоро будет вместо солнца. «Ну, тарелка, / Ну, лепешка, / Ну, еще туда-сюда, / А уж если колесо - / Это просто ерунда!» - сомневаются оппоненты, не замечая работы воображения, объединяющего солнце, колесо, тарелку, лепешку в тождественное множество.

Живая речь, в особенности поэтическая, издавна привычна к фантазиям и вымыслу. Так, собаки-пустолайки «научилися летать», а также нырять еще в 1856 году в стихотворении А.Н.Майкова «Сенокос», где использованы обычные метафоры:

А в 1928 году метафора была употреблена Н.Заболоцким в сти­хотворении «Игра в снежки»: «В снегу кипит большая драка. / Как легкий бог, летит собака».

Только жучка удалая В рыхлом сене, как в волнах, То взлетая, то ныряя, Скачет, лая впопыхах.

Существование часового с ружьем, стоящего под морем-океа­ном, оправдано в письме, разосланном всем членам американ­ского конгресса в 1818 году бывшим пехотным капитаном К.Сайм-нсом, где говорилось: «ВСЕМУ МИРУ. Я заявляю, что земля по­лая и населена внутри». Эта теория, несмотря на вздор разгуляв­шегося воображения, имела официальный успех в Третьем рейхе вплоть до 1943 года 1 .

И даже заявление вруна, что «до носа не достать», нельзя оп­ровергнуть, если задаться вопросом: а какой нос имеется в виду?

Излюбленный мотив «чинарей» - путаница (можно сравнить «Путаницу» Чуковского с «Ниночкиными покупками» и « Чудака­ми» Юрия Владимирова). Поводом для последнего стихотворения послужил розыгрыш, устроенный Хармсом. Перед его поездкой в Москву Владимиров дал ему две пятерки с просьбой купить крюч­ки, леску и книги. Вернувшись, Хармс отдал деньги обратно, объяснив, что забыл, какая пятерка на что предназначалась. «Месть моя будет ужасна!» - рассмеялся Владимиров и вскоре написал одно из лучших своих стихотворений.

Обэриуты нашли новые способы диалога с читателем, «заимст­вованные» из детских правил общения: веселый подвох, розыг­рыш, провокация. Особенно много таких примеров у Хармса (на­пример, «Храбрый ёж», «Ты был в зоологическом саду?», «При­ключения ежа», «Семь кошек», «Бульдог и таксик» и др.).

В 20 -30-х годах поэты нередко соревновались с маленькими детьми - сочинителями стихов. Однажды Александр Введенский прочитал свои стихи поэту-футуристу А. Кручёных, а тот в от­вет - стихотворение пятилетней девочки; когда общество разош­лось, Введенский сказал приятелю: «А ведь ее стихи были луч­ше...»

Чуковский, Маршак, Барто, Михалков стали мастерами дет­ской поэзии во многом благодаря учебе у детей, обэриуты же пошли дальше всех, вовсе отвергнув классические жанры лирики, зато признав все жанры народной детской поэзии: считалки, за­гадки, небылицы, перевертыши, игровые припевки. Чаще других размеров использовался «детский» хорей с его акцентированны­ми ударениями, сжатой пружиной ритма. Слова, синтаксические конструкции повторяются, варьируются, как в игре, восходящей к фольклорному обряду. Часто стихотворения обэриутов напоми­нают запись балаганного представления, комические диалоги не­лепых персонажей. Слова будто случайно попадают в строку, не­ожиданно рифмуются. При этом привычный, стертый их смысл смывается и обнажаются нерастворимые ядра слов. В этой бес­смыслице начинает устанавливаться новая логика, возникают не­ожиданные ассоциативные связи. Как, например, начало взрос­лого «Ответа богов» Введенского мало чем отличается от образцов детского стихотворчества:

жили были в Ангаре три девицы на горе звали первую светло а вторую помело третьей прозвище Татьяна так как дочка капитана жили были а потом я из них построил дом

Н.Олейников в «Разговорах», записанных Л.Липавским в на­чале 30-х годов, говоря об «удивительной легенде о поклонении волхвов», заявил, что «высшая мудрость - поклонение младен­цу» 1 . Н.Заболоцкий в одном из программных своих стихотворений «Школа жуков» (1931) аллегорически представил смысл эволю­ции Земли как передачу разума младенцам, чтобы те продолжили взращивание «таинственного разума» в растениях, животных, насекомых. Женщины рожают младенцев, плотники строят для них колыбели, живописцы рисуют для них «фигурки зверей и сцены из жизни растений», каменщики ваяют статуи мудрецов, у ног которых будут играть «маленькие граждане мира», набираясь ума. Иными словами, жук объявлен поэтом ключевой фигурой эволюции земной природы, а младенец - ключевой фигурой ис­тории человеческой цивилизации.

Приход поэтов группы ОБЭРИУ в детскую литературу не был случайным. Помимо житейской необходимости причина лежала в сближении их исканий с алогизмом детской жизни, которая вся - сдвиг и неточность. Свои произведения обэриуты печатали в ос­новном в детских журналах. Они тесно сотрудничали с «акаде­мией» Маршака. Самый значительный след в русской литературе для детей оставил Хармс, несмотря на его неоднократные при­знания, что детей он не любит - за нахальство. Особенное значе­ние для истории русской детской литературы имеет то, что Хармс и Введенский являются мировыми основоположниками литера­туры абсурда. Данное обстоятельство доказывает, что детская ли­тература может быть полигоном для самых смелых эксперимен­тов, что она в иных случаях может опережать генеральное движе­ние литературы для взрослых.

Судьба поэтов-шутов трагична. С 1929 года Хармс попал в при­цел критики, в его защиту выступили С. Маршак, С. Михалков, К. Чуковский. С начала 30-х годов критика игровой детской лите­ратуры становится все более агрессивной, падают тиражи изда­ний, в которых печатались обэриуты, в середине 30-х их публи­кации прекратились совсем. Круг обэриутов начал редеть, и все же оставшиеся участники группы продолжали общение и твор­ческую работу. В 1931 году были арестованы и высланы Введен­ский и Хармс, погиб случайной смертью молодой Юрий Влади­миров (род. в 1909 г.). В 1938 году арестован Заболоцкий (1903 - 1958), он вышел на свободу только в 1945 году. В 1937 году Хармс (1905-1942) и Введенский (1904-1941) были снова арестова­ны, после третьего ареста в августе 1941 года Хармс был направ­лен из тюрьмы в психиатрическую больницу, где скончался, а Введенский погиб в заключении. Архив Введенского и Хармса сохранил в ленинградскую блокаду философ Я.Друскин.

Несмотря на короткую историю группы (строгие рамки - 1927- 1930), обэриуты успели революционизировать язык современной поэзии, да так, что и на рубеже XIX-XX века их влияние наряду с влиянием Вел. Хлебникова невозможно не заметить. В эксцент­рике, игре, интеллектуализме, в игнорировании этических и по­литических тем видим мы приметы «обэриутского стиля» стихо­творной детской книги.

Похожие статьи

© 2024 liveps.ru. Домашние задания и готовые задачи по химии и биологии.