Основные понятия теории ораторского искусства. Понятие ораторское искусство и риторики

Если в официально-деловом стиле осуществляется функция долженствования, предписания, если язык официальных доку­ментов стандартизован, клиширован, то в произведениях ора­торского искусства речь обращена непосредственно к публике. Она произносится с целью не только сообщить новые сведения но определенной теме, но и оценить их, помочь слушателям ра­зобраться в них и воздействовать на разум и чувства слу­шателей для того, чтобы сформировать у них определенное отно­шение к анализируемым явлениям, событиямГЧтобы речь могла оказывать воздействие, она должна быть ясной, точной, логичной, образной, а говорящему желательно владеть красноречием.

Об этом см. с. 96-101.

[.Человека, произносящего публичную речь, обычно называ­ют оратором, независимо от того, как он говорит: понятно или нет, эмоционально или сухим, стандартным языком^: То есть слово оратор выступает в этом случае как термин. Но у него есть второе значение - главное: «тот, кто обладает даром произносить речь, красноречием». Оратор - это человек, умеющий говорить перед аудиторией, умеющий излагать свои мысли сразу для множества людей.

Умение - это дар или этому можно научиться? М. М. Спе­ранский в учебнике «Правила высшего красноречия» писал: «Обучать красноречию не можно, ибо не можно обучать иметь блистательное воображение и сильный ум. Но можно обучать, как пользоваться этим божественным даром».

Умение - «способность делать что-либо, приобретенная обучением, опытом». Ораторское умение основывается на по­стоянном упорном, целенаправленном труде, оно включает в себя громадный объем знаний из различных областей деятель­ности, искусное владение языком, умение управлять аудитори­ей, отвечать на вопросы. Оно требует постоянных, системати­ческих упражнений. Только в результате этого человек может овладеть секретами публичного выступления, методикой при­влечения внимания слушателей, умением говорить логично, доходчиво, увлекательно и убедительно.

«...Какое у нас с вами в руках бесценное богатство - жи­вое... слово; какими громадными возможностями - психологи­ческими, художественными, информативными - обладает со­временная публичная речь, какая это вообще замечательная штука - выступление...», - пишет украинский писатель, лек­тор, актер и режиссер И. А. Шведов в книге «Искусство убеж­дать» .

Деятельность оратора по подготовке и произнесению пуб­личной речи - это искусство, творческая деятельность, это вы­сокая степень мастерства. «Оратор есть тот, - писал Цице­рон, - кто любой вопрос изложит со знанием дела, стройно и изящно, с достоинством при исполнении».

В теории публичной речи ораторское искусство понимается как комплекс знаний и умений оратора по подготовке и произ­несению публичной речи: это умение формулировать тезис и подбирать материал, искусство построения речи и публичного говорения с целью оказать определенное воздействие на слуша­


телей; это умение доказывать и опровергать, умение убеждать; это речевое мастерство.

В толковых словарях синонимом понятия «ораторское искус­ство» является красноречие, имеющее значения: 1. Способность, умение говорить красиво, убедительно; ораторский талант || Ис­кусная речь, построенная на ораторских приемах; ораторское искусство. 2. Наука, изучающая ораторское искусство; риторика.

Известный судебный оратор А. Ф. Кони различал эти поня­тия. Красноречие он понимал как «дар слова, волнующий и ув­лекающий слушателей красотою форм, яркостью образов и си­лою метких выражений»; ораторское же искусство, по его убе­ждению, «есть умение говорить грамотно, убедительно».

Современные лингвисты определяют красноречие как: 1) природное дарование, способность, талант, искусство дейст­вовать словом; 2) область ораторского искусства, изучающая правила построения искусной монологической речи в разных сферах профессионального общения .


Термин ораторское искусство (лат. oratoria) античного происхождения. Его синонимами являются греческое слово риторика (гр. rhetorike) и русское красноречие. Приведем словарные статьи к ним из семнадцатитомного «Словаря современного русского литературного языка»:
Риторика - 1. Ораторское искусство, теория красноречия // Учебный предмет, изучающий теорию красноречия // Учебная книга, излагающая основы этой теории.
Перен. Эффектность, внешняя красивость речи, напыщенность.
В старину - название младшего класса духовной семинарии.
Красноречие - 1. Способность, умение говорить красиво, убедительно; ораторский талант И Искусная речь, построенная на ораторских приемах; ораторское искусство.
Устар. Наука, изучающая ораторское искусство; риторика.
Выражение ораторское искусство также имеет несколько значений. Под ораторским искусством прежде всего понимается высокая степень мастерства публичного выступления, качественная характеристика ораторской речи, искусное владение живым словом. Ораторское искусство - это искусство постро- ения и публичного произнесения речи с целью оказания желаемого воздействия на аудиторию.
Подобное толкование ораторского искусства было принято еще в античные времена. Например, Аристотель определял риторику как «способность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета» .
В «Частной риторике» Н. Кошанского читаем:
Ораторство, витийство есть искусство даром живого слова действовать на разум, страсти и волю других .
М. Сперанский в «Правилах высшего красноречия» отмечает:
...красноречие есть дар потрясать души, переливая в них свои страсти, и сообщать им образ своих понятий .
Перечень подобных определений можно было бы продолжить.
Ораторским искусством называют также исторически сложившуюся науку о красноречии и учебную дисциплину, излагающую основы ораторского мастерства.
Традиционно красноречие рассматривалось как один из видов искусства. Его часто сравнивали с поэзией и актерским творчеством (Аристотель, Цицерон, М. В. Ломоносов, А. Ф, Мерзляков, В. Г. Белинский, А. Ф. Кони и др.).
Однако, как справедливо отмечает Г. 3. Апресян, понимание красноречия как вида искусства, а нередко и словесности никого не должно вв’одить в заблуждение. Исследователь анализирует, что есть общего и различного в поэзии, драматур- 1 гии, актерском творчестве, с одной стороны, и в ораторском1 искусстве, с другой, и делает вывод, что понятие «искусство» применительно к красноречию, если и не совсем условно, все же требует ряда оговорок принципиального значения ,
Г."З. Апресян подчеркивает тесную связь ораторского не-
кусства с наукой. Он отмечает, что еще античные философы, Платон и Аристотель, рассматривали красноречие в системе знаний как способ познания и толкования сложных явлений. Позднее Ф. Бэкон в работе «Опыты» классифицировал риторику как искусство «сообщения знаний». М. Сперанский в «Правилах высшего красноречия» утверждал, что ораторское искусство должно быть доказательным, рассудительным, нести людям знания.
Что же позволяет, по мнению Г. 3. Апресяна, рассматривать ораторское искусство в связи с наукой?
Во-первых, ораторское искусство пользуется открытиями и достижениями всех наук и вместе с тем широко пропагандирует и популяризует их.
Во-вторых, многие идеи или гипотезы первоначально излагались в устной форме, в публичных речах, лекциях, научных докладах, сообщениях, беседах.
В-третьих, ораторское искусство опирается на категориальную систему соответствующих наук, что обеспечивает механизм аргументации, анализа и суждений, доказательств и обобщений.
Таким образом, в красноречии искусство и научность составляют сложный сплав относительно самостоятельных способов воздействия на людей. Ораторство представляет собой сложное интеллектуально-эмоциональное творчество публичной речи.
Многие современные исследователи рассматривают ораторское искусство как один из специфических видов человеческой деятельности.
Что обусловило появление ораторского искусства? На этот вопрос пытались ответить многие его теоретики.
Объективной основой зарождения ораторского искусства как социального явления стала насущная необходимость публичного обсуждения и решения вопросов, имевших общественную значимость. Чтобы обосновать ту или иную точку зрения, доказать правильность выдвигаемых идей и положений, отстоять свою позицию, нужно было хорошо владеть искусством слова, уметь убедить слушателей и повлиять на их выбор. .
История свидетельствует, что важнейшим условием появления и развития ораторского искусства, свободного обмена мнениями по жизненно важным проблемам, движущей силой
прогрессивных идей, критической мысли являются демократические формы управления, активное участие граждан в политической жизни страны. Неслучайно ораторское искусство называют «духовным детищем демократии».
Это обнаружилось еще в Древней Греции. Наглядным примером служит сравнение двух наиболее значительных городов- государств - Спарты и Афин, имевших различное государственное устройство.
Спарта была типичной олигархической республикой. Она управлялась двумя царями и советом старейшин. Верховным органом власти считалось народное собрание, но фактически никакого значения оно не имело. Плутарх, рассказывая био- - графию Ликурга, легендарного законодателя, повествует о порядке проведения собраний в Спарте. Место, где проходили собрания, не имело ни укрытий, ни каких-либо украшений, так как это, по мнению правителей, не способствует здравости суждений, напротив - причиняет один только вред, занимает ум собравшихся пустяками и вздором, рассеивает их внимание.
Плутарх отмечает любопытную деталь. Когда впоследствии народ «разного рода изъятиями и прибавлениями» стал изменять утверждаемые решения, цари приняли постановление: «Если народ постановит неверно, старейшинам и царям распустить», т. е. решение принятым не считать, а уйти и распустить народ на том основании, что он извращает и переиначивает лучшее и наиболее полезное. Такой порядок ведения государственных дел давал возможность аристократам почти бесконтрольно решать все вопросы и не способствовал широкому участию граждан в управлении.
По-иному складывалась политическая жизнь в Афинах, которые в середине V века до н.э. стали самым крупным экономическим, политическим и культурным центром Древней Греции. Здесь был установлен строй рабовладельческой демократии. Большое значение имели три основных учреждения: народное собрание, совет пятисот и суд.
Главная роль принадлежала народному собранию (эккле- сии), которое юридически обладало полной верховной властью. Через каждые 10 дней афинские граждане собирались на площади своего города и обсуждали важные государственные дела. Только народное собрание могло принять решение об объявлении войны и заключении мира, об избрании высших должное-
тных лиц, об издании различных постановлений и т. д. Народному собранию подчинялись все другие государственные органы.
Между заседаниями народного собрания текущие дела рассматривались советом пятисот (булэ). Члены совета избирались по жребию из числа граждан, имевших не менее 30 лет от роду, по 50 человек от каждого из 10 районов, находившихся на территории полиса.
Судебными делами, а также законодательной деятельностью занимался суд присяжных (гелиэя). Он был довольно многочисленным. В него входило 6 тысяч присяжных заседателей, что исключало опасность подкупа судей. Специальных госу-дарственных обвинителей в Афинах не было. Любой гражданин мог возбуждать и поддерживать обвинение. Не было на суде и защитников. Подсудимый должен был защищаться сам.
Естественно, что при таком свободном демократическом строе в Афинах гражданам часто приходилось выступать в суде или народном собрании, принимать активное участие в делах полиса. При обсуждении вопросов между партиями в народном собрании противоположными сторонами в суде нередко велась ожесточенная борьба. И чтобы успешно вести дело в суде или удачно выступать в народном собрании, надо было уметь хорошо и убедительно говорить, отстаивать свою позицию, опровергать мнепие оппонента, т. е. владение ораторским искусством и умение спорить было первой необходимостью для афинян.
По свидетельству историков, казарменное спартанское государство не оставило ничего достойного своим потомкам, в то время как Афины с их демократическими спорами на площадях, в суде и на народных собраниях в короткий срок выдвинули величайших мыслителей, ученых, поэтов, создали бессмертные произведения культуры.
Как подчеркивают исследователи, наиболее активно ораторское искусство развивается в переломные эпохи в жизни общества. Оно широко применяется, когда возникает историческая потребность участия народных масс в решении важных государственных вопросов. Ораторское искусство помогает сплачивать людей вокруг общего дела, убеждая, воодушевляя и направляя их. Доказательством этого является расцвет краено- речия в эпоху Возрождения, в периоды социальных революций, когда в общественное движение вовлекаются миллионные массы трудящихся. Новый всплеск общественного интереса к ораторскому искусству наблюдается в настоящее время в связи с демократическими процессами, происходящими в нашей стране.
На протяжении многовековой истории своего развития ораторское искусство использовалось в различных сферах жизни общества: духовной, идеологической, социально-политической. Наиболее широкое применение оно всегда находило в политической деятельности.
Начиная с Древней Греции, ораторство и политика были неразрывны. Так, все знаменитые ораторы Древней Греции были крупными политическими деятелями. Например, Перикл, который в течение 15 лет правил Афинами. С его именем связаны законодательные мероприятия, приведшие к дальнейшей демократизации афинского государства. По данным исследо-вателей, высочайший внутренний расцвет Греции совпадает с эпохой Перикла. Про Перикла говорили, что «на его устах почивала богиня убеждения», что «он пускал стрелы-молнии в души своих слушателей».
Крупным политическим деятелем был и самый замечательный оратор Древней Греции Демосфен. Древнегреческий исто-рик Плутарх писал о нем:
Демосфен сперва обратился к искусству речи, чтоб поправить собственные дела, а впоследствии, достигши мастерства и силы, стал первым уже в состязаниях на государственном поприще и превзошел всех своих сограждан, поднимавшихся на ораторское возвышение .
Демосфен был защитником афинской рабовладельческой демократии. В течение 30 лет с гневом и изумительным упорством произносил он речи против македонского царя Филиппа, главного врага Афин, призывая граждан прекратить между со-бой все раздоры и объединиться против Македонии. Речи Демосфена производили огромное впечатление на слушателей. Рассказывают, что когда Филипп получил доставленную речь Демосфена, он сказал, что если бы он сам слышал эту речь, то, вероятно, голосовал бы за войну против себя.
Демосфен, упорнейшим трудом подготовивший себя к об-щественной деятельности (из его биографии известно, что он страдал многими физическими недостатками) и посвятивший все свое ораторское мастерство служению родине, сумел верно определить социальную природу ораторской речи* В знаменитой речи «О венхе», в которой он выступил против представителя промакедонской партии Эсхина, Демосфен подчеркнул связь ораторского искусства с политикой:
Не слова, Эсхин, и не звук голоса составляют славу оратору, но направление его политики.
Крупной политической силой ораторское искусство было и в Древнем Риме.
Умение убеждать аудиторию высоко ценилось людьми, которые готовились к политической карьере и видели себя в будущем правителями государства. Не случайно, когда в середине II века до н.э. в Риме появились греческие риторы и открыли там первые риторские школы, в них устремилась молодежь. Но греческие риторские школы были доступны не каждому: уроки риторов обходились недешево и учиться в них можно было, только в совершенстве зная греческий язык. Практически посещать греческие школы могли только дети аристократов, которые должны были потом встать во главе государства. Поэтому правительство не чинило препятствий греческим риторам и благосклонно относилось к их школам. Но когда в I веке до н.э. открылась школа с преподаванием риторики на латинском языке, сенат заволновался* Нельзя было допустить, чтобы оружие, владеть которым до сих пор учились их сыновья, взяли в руки представители других классов* И в 92 г* издается эдикт «О запрещении латинских риторских школ». Там было записано:
Нам сообщено, что есть люди, которые ввели новый вид препон давания и к которым в школу собирается молодежь; они дали себе имя латинских риторов; юноши сидят у них целыми днями. Предки наши установили, чему учить своих детей и в какие школы желательно им ходить. Эти новшества, установленные вопреки обычаям я нравам предков, нам не угодны и кажутся неправильными .
Ораторская карьера в Древнем Риме была и почетной, и доходной* Один из римских историков писал;
Чье искусство по славе своей сравнится с ораторским? чьи имена родители втолковывают своим детям, кого простая не-вежественная толпа знает по имени, на кого указывает пальцем? - на ораторов, конечно .
Знаменитые ораторы Древнего Рима, как и древнегреческие, были известными политическими деятелями. Так, одним из первых римских ораторов являлся государственный деятель Рима III-II веков до н.э. Марк Катон Старший. Непримиримый враг Карфагена, Катон каждую речь в Сенате заканчивал фразой, которая стала крылатой: «И все же, я полагаю, Карфаген должен быть разрушен». Это выражение употребляется как призыв к упорной борьбе с врагом или каким-либо препятствием.
Выдающимися ораторами более позднего периода были известные государственные деятели и сторонники проведения аграрной реформы - Тиберий и Кай Гракхи. Видное место среди римских ораторов занимал и Марк Антоний, римский политический деятель и полководец.
Но самым крупным политическим деятелем того времени был Марк Туллий Цицерон.
Есть два искусства, - писал Цицерон, - которые могут вознести человека на самую высшую ступень почета: одно - это искусство хорошего полководца, другое - искусство хорошего оратора.
Это изречение раскрывает взгляд Цицерона на сущность ораторства. Ораторство - это функция политики.
Как свидетельствует история, и в последующие периоды крупными ораторами становились видные политические деятели.
Следует иметь в виду, что ораторское искусство всегда обслуживало и обслуживает интересы определенных социальных классов, групп, отдельных личностей. Оно одинаково может служить как правде, так и лжи, быть использовано как в нравственных, так и в безнравственных целях.
Кому и как служит ораторское искусство - вот основной вопрос, который решался на протяжении всей истории ораторского искусства, начиная с Древней Греции. И в зависимости от решения этого вопроса определялось отношение к ораторе- кому искусству, к науке об ораторском искусстве и к самому оратору*
Нравственная позиция оратора - это, пожалуй, самое главное в ораторском искусстве. Она важна не только для полити-ческого деятеля, но и для любого оратора, чье слово может оказать влияние на судьбу людей, помочь принять правильное решение*
Отметим еще одну особенность ораторского искусства. Оно имеет сложный синтетический характер* Философия, логика, психология, педагогика, языкознание, этика, эстетика - вот науки, на которые опирается ораторское искусство. Специалистов разного профиля интересуют различные проблемы красноречия* Например, лингвисты разрабатывают теорию культуры устной речи, дают рекомендации ораторам, как пользоваться богатствами родного языка. Психологи изучают вопросы восприятия и воздействия речевого сообщения, занимаются проблемами устойчивости внимания во время публичного выступления, исследуют психологию личности оратора, психологию аудитории как социально-психологической общности людей. Логика учит оратора последовательно и стройно излагать свои мысли, правильно строить выступление, доказывать истинность выдвигаемых положений я опровергать ложные утверждения противников.
Ораторское искусство никогда не было однородным* Исторически в зависимости от сферы применения оно подразделялось на различные роды и виды* В отечественных риториках выделяются следующие основные роды красноречия: социально-политическое, академическое, судебное, социально-бытовое, духовное (богословско-церковное)* Каждый род объединяет определенные виды речи с учетом функции, которую выполняет речь с социальной точки зрения, а также ситуации выступ-ления, его темы и цели*
К социально-политическому красноречию относят выступления, посвященные вопросам государственного строительства, экономики, права, этики, культуры, продуцируемые в парламенте, на митингах, общественных собраниях, заседаниях и т. д.;
к академическому - учебную лекцию, научный доклад, обзор, сообщение;
к судебному - речи, произносимые участниками судебного процесса - прокурором, адвокатом, обвиняемым и др.;
к социально-бытовому- приветственные, юбилейные, застольные, поминальные речи и т.п.;
к богословско-церковному - проповеди, речи на соборе.

Многие профессии людей, что связаны с постоянным произношением речей, не могут обойтись без знания особого вида науки, как искусство красноречия. Можно смело утверждать, что ораторство наиважнейший рычаг культуры. Зная основы ораторского искусства, добиваются успеха в построении своей карьеры.

Публичное выступление сегодня рассматривают как своеобразное направление в науке и искусстве, ведь оно способно воздействовать как на ощущения, так и на мысли человека, менять его мировоззрение.

Такое понятие, как ораторское искусство признают направлением творческой деятельности публичного выступления, в котором наилучшим образом сочетаются, как риторика, так и приемы актерского мастерства и психологические техники, способствующие убеждению.

Каждый попадал в ситуации, когда для убеждения в своей позиции только слов недостаточно. Основы красноречия в таких ситуациях играют важную роль при достижении цели или доказательстве правильности своей позиции. Сегодня искусство убеждения играет важную роль.

Под ораторским искусством понимают вид диалога, который обращается к группе слушателей с четкой целью убедить и дать определенное понятие указанной проблемы. Сперанский писал: «красноречие есть дар потрясать души, переливать в них страсти и сообщать им образ своих понятий».

Факты о зарождении ораторства

Первое внимание искусству ораторства начали уделять еще в античной Древней Греции. История ораторского искусства возникла намного раньше. Но именно жители Эллады придавали такому искусству значение и определенное понятие. Чтобы добиться правильной и интересной для собеседника постановки речи многие философы использовали различные приемы.

Например, Демосфен набил полный рот камней и репетировал на берегу моря, пытаясь говорить громче прибоя. В основу этой науки положены принципы убеждения и эффективности речи.

Среди известных трудов Аристотеля, есть работа под названием «риторика», которая посвящена именно искусству красноречия.

Все достижения в искусстве ораторства древности переняли маститые теоретики средневековья. Для завоевания внимания и любви публики они использовали различные приемы, среди которых:

  • расположение;
  • нахождение;
  • запоминание.

Среди великих ораторов этого времени значатся Мартин Лютера, Фома Аквинский, Пьер Абеляра. Их цитаты и высказывания остались в истории и актуальны и сегодня.

История ораторского искусства имеет особые черты в каждом из государств. Иногда красноречие было направлено на достижение особых целей, убеждение. Ораторское искусство в России имело еще одно дополнительное назначение: используя красноречие, можно привести человека к добру.

Риторика и ораторство сегодня

В основе современного ораторского искусства лежат дисциплины. Это философия, психология, лингвистика, эстетика, риторика, этика. Они между собой тесно связаны. Четкая связь прослеживается в трио риторика-грамматика-логика:

  • знание риторики дает связность и последовательность мыслей в речи;
  • грамматика проявляется в правильном использовании слов и их форм;
  • логика обеспечивает основательность и смысловую связность речи.

С давних времен основой успеха считалась правильная речь. Подтверждали такие мысли и известные философы и ученые, например, Аристотель утверждал: «красноречие есть работница убеждения». Это утверждение справедливо и сейчас. Ведь достижения в построении карьеры во многих сферах деятельности зависит от способности уговаривать и убеждать своих покупателей, коллег и клиентов. Сегодня, как и раньше, ораторы уделяют значение следующим умениям:

  • моделировать интонации и тембр голоса в соответствии со сложившейся ситуацией;
  • правильность интонаций при произношении фраз;
  • улучшение культуры речи в целом.

При выборе профессии всегда стоит помнить, что ораторы не рождались с заложенным талантом, умение говорить и произносить убедительные речи следует постоянно тренировать и изучать существенные моменты и основные правила.

Риторика – наука, которая располагается на равных с химией или физикой, и, приложив усилия, можно ее освоить каждому человеку. Осилить основы ораторского искусства может каждый человек, а вот применять их на практике, вставляя нужные слова и цитаты, наверное, только целеустремленный и талантливый. Такая наука по силам всем.

Виды ораторства

Ораторское искусство и культура никогда не отличалось своей однородностью. В различные времена в зависимости от профессии и эпохи оно имело разные формы ораторства.

Современное учение ораторского искусства воспринимается как отдельная наука и классифицирует ее по признакам и подразумевает проявления и формы. Некоторые разделяют устные речи на монологические и диалогические речи, а некоторые подразделяют такое искусство на эмоциональные и рациональные выступления.

Существует классификация на роды и виды ораторского искусства в зависимости от сфер деятельности, в которой оно применяется. Каждая такая категория объединяет разные стили и виды речи, в зависимости в какой сфере жизни оно будет использовано. Одно понятно, что для общества важно ораторское искусство, как социальное явление.

Красноречие подразделяется на:

  • Социально-политическое красноречие, которое включает политические и дипломатические речи, доклады, что связаны с политикой, экономикой и социальной жизнью общества.
  • Академическое красноречие. В эту группу входят лекции, доклады и сообщения, которые разработаны для донесения слушателям познавательной и научной информации. Презентация научных работ выдерживается в определенном стиле.
  • Судебное красноречие представляет обвинительную и судебную речь. Такого типа ораторское искусство юриста залог его карьеры.
  • Социально-бытовое ораторское искусство включает поздравительные, юбилейные или поминальные речи.
  • Богословно - церковное искусство представлено проповедями в соборах и церквях.

Данная классификация отражает в полной мере искусство ораторства существующего мира, но это далеко не полная классификация. Роды и виды ораторского искусства в обществе представлены существенным списком.

Среди самых востребованных современных групп ораторства можно выделить красноречие, которое используется на радио и телевидении, рекламу, выступления политиков и дипломатов, ответы на пресс-конференциях и так далее. Не зная правила и понятие каждой группы, невозможно составить эффективное выступление. Культура и умение ведения разговора в таких случаях очень важны. В их основе всегда лежит риторика и культура разговора.

Ораторство и карьера

Как уже отмечалось, владение теорией ораторского искусства, играет роль в построении карьеры и продвижении по служебной лестнице. Знать такие правила полезно для любого человека, который работает в современных компаниях. Начиная от менеджера и заканчивая генеральным директором. Человек должен при деловом общении правильно и грамотно говорить, на это масса причин.

Менеджер компаний тратит массу времени на деловые переговоры с клиентами, а также с работниками других компаний и коллегами. Почему уходит столько времени?. Человек не может правильно, четко и лаконично донести нужную мысль и тратит много времени на объяснения. А ведь, зная основы ораторского искусства, можно быстро и четко донести мысль, и не нарушить взаимопонимания в коллективе из-за простого недопонимания.

Также стоит отметить, что у молодых руководителей иногда не складываются отношения с подчиненными по простой причине. Он не владеет основами этики и эстетики общения, вызывая шквал недовольств среди работников. Ораторское искусство, культура ведения диалога и риторика им обязательно для организации работы в коллективе подчиненных. Простые правила необходимы.

Существует масса ситуаций, с которыми сталкивается каждый работник офисов в течение рабочего дня, когда важно владение красноречием:

  • Выступление на заседаниях руководства с отчетом о проделанной работе или докладом. Графическая презентация результатов поддерживается понятной речью и объяснением. От произведенного впечатления зависит успех конкретной фирмы.
  • Доклад на совещании среди своих работников. От того, как хорошо работники умеют озвучивать задачи и формулировать мысли, зависит продуктивность работы и скорость принятия целесообразных решений. Презентация и доклад должны быть понятными и четкими.
  • Спонтанное деловое общение. Человеку на протяжении рабочего дня предстоят постоянные деловые беседы, кроме запланированных мероприятий. Разговоры стоит вести, как с клиентами компании, так и с работниками внутри коллектива. Культура и умение ведения таких бесед всегда сказывается на карьере. Руководители любят коммуникабельных, образованных и умеющих грамотно общаться работников, а не владея такими навыками можно с легкостью потерять работу.
  • Собеседование. При трудоустройстве огромную роль играет первое впечатление, а его важной составляющей считается умение говорить о себе, и культура речи.

Как видно, рядовые ситуации, которые связаны с деловым общением, требует от человека навыков правильной и грамотной реи, и красноречия. Но ведь огромное число профессий без ораторского искусства не существуют, и успех людей, выбравших такие специальности, зависит от владения ораторскими навыками.

Не владея ораторским искусством, успеха не добьется ни один юрист. Для него очень важно обладать умениями и навыками, которые помогут правильно, грамотно и лаконично излагать свою позицию, особенно во время судебной дискуссии. Значение имеет правильный эмоциональный окрас. Ораторское искусство юриста считается залогом его карьеры.

Хитрости и тонкости ораторского искусства

Все знают, что риторика предлагает секреты ораторского искусства, которые помогаю лучше воздействовать на аудиторию, чтобы добиться поставленных целей перед выступлением.

  • Выступление перед аудиторией не следует делать длительным и утомительным (это не касается лекций и других научных докладов). Информацию излагают четко и кратко. В среднем длина речи должна не превышать 20 минут.
  • Удержать и привлечь внимание помогает несложная хитрость из риторики, которая заключается в создании некоторой интриги. В начале выступления можно привлечь внимание словами «как-то раз я…» или «у меня как-то случилось так». Такие цитаты вызовут в глазах аудитории интерес к выступлению и оратору. Это наука. Неудивительно, что ораторы считались интриганами.
  • Несмотря на серьезность предстоящего выступления, научные термины или точные факты стоит всегда разбавлять легким юмором. Здесь важно знать меру, такие шутки не стоит делать плоскими или вульгарными, перед ними стоит цель поднять настроение слушателям.
  • Основополагающим моментом в выступлении считается эмоциональность. Риторика и культура разговора выделяет ей особую роль. Правильное ее применение это сложная наука, ведь если проявления эмоций покажутся слушателям наигранными и неестественными, то аудитория такому доклад не поверит, и человек не будет им внушать доверие.
  • Большое значения в выступлении играет молчание в нужный момент, пауза после высказанной полностью мысли. Такие моменты помогают слушателю включить мышление и задуматься над полученной информацией. Такой хитростью пользуются в моменты, когда сбился, чтобы собраться с мыслями и продолжить. Наука о красноречии рассказывает о таких моментах, и значимости их применения.
  • Полученная теория ораторского искусства и риторики всегда подкрепляется практическими навыками. При желании стать востребованным оратором и научиться произносить убедительные и грамотные речи. Не стоит отказываться от ситуации выступать публично даже, если слушателями являются родственники и гости за столом.

В заключение следует отметить, что ораторское искусство и риторика важны для каждого человека, как наука. Культура речи, ее правильность и грамотность помогают не только в работе, но и постоянном общении.

Термин риторика имеет греческое происхождение, его синонимами выступают античный термин ораторское искусство (латинское oratoria) и русское слово красноре-чие. Что же означают все эти понятия? Под ораторским искусством прежде всего понимается высокая степень мастерства публичного выступления, качественная харак-теристика ораторской речи, искусное владение живым словом. Ораторское искусство – это искусство построе-ния и публичного произнесения речи с целью оказания желаемого воздействия на аудиторию

Подобное толкование ораторского искусства было принято еще в античные времена. Например, Аристотель определял риторику как «способность находить возмож-ные способы убеждения относительно каждого данного предмета». Блез Паскаль писал: «красноречие – это жи-вописное изображение мысли, если, выразив мысль, ора-тор добавляет к ней еще и какие-то черточки, он создает не портрет, а картину». Эта традиция была продолжена и в русской риторической науке. Так, Ломоносов в «Крат-ком руководстве к красноречию» пишет: «красноречие есть искусство о всякой данной материи красно говорить и тем преклонять других к своему об оной мнению». М.Сперанский в «Правилах высшего красноречия» отме-чает, что «красноречие есть дар потрясать души, перели-вая в них свои страсти, и сообщать им образ своих поня-тий». Ораторским искусством называют также историче-ски сложившуюся науку о красноречии и учебную дис-циплину, излагающую основы ораторского мастерства. Как предмет систематического преподавания, ораторское искусство сложилось прежде других филологических дисциплин. Грамматика, поэтика, лексикография, тексто-логия, история литературы, стилистика возникли позже риторики и в течении долгого времени развивались как предметы вспомогательные или подготовительные для изучения риторики

Риторика представляет собой особый род человече-ской деятельности, обращенный одновременно и к науке, и к искусству. Что же роднит риторику с искусством? Прежде все-го, это творческая деятельность. Ораторское искусство – вид словесного творчества, подобно поэзии или драма-тургии. Кроме того, их объединяет высокая эмоциональ-ность, передающаяся от оратора к аудитории, способ-ность воздействовать как на одного, так и на множество слушателей. И, наконец, общей является эстетическая со-ставляющая: красота речи, выступления, которая воздей-ствует подобно произведению искусства

А что роднит риторику с наукой? Она пользуется открытиями и достижениями всех наук и вместе с тем широко пропагандирует их и популяризирует. Многие идеи и гипотезы первоначально излагались в устной фор-ме, в публичных речах, лекциях, научных докладах и т.п. Ораторское искусство опирается на категориальную сис-тему соответствующих наук, что обеспечивает механизм аргументации, анализа и суждений, доказательств и обобщений

Таким образом, в красноречии искусство и науч-ность составляют сложный сплав относительно самостоя-тельных способов воздействия на людей. Ораторское ис-кусство представляет собой сложное интеллектуально-эмоциональное творчество публичной речи, особый вид человеческой деятельности

Ораторское искусство носит сложный синтетиче-ский характер, оно неразрывно связано со многими науч-ными дисциплинами и отраслями знаний

Философия помогает познать ораторское искусство как форму общественной деятельности. Это ремесло – деятельность, овладеть которой может любой, тем более грамотный человек. А овладеть в высшей степени – вот это будет уже искусство. Философия помогает понять ри-торику как составную часть духовной культуры, как сред-ство речевой деятельности, без которой не обходится ни одно государство

Логика дает ключ к раскрытию структуру красноре-чия, системности и стиля. Рационально – логическое красноречие есть один из стилей мышления оратора и индивидуальности оратора. Логика помогает установить связь рационального с эмоциональным, обосновать суж-дения и доказательства. По законам логики выстраивают-ся логика мысли, логика действенного слова (задача и цель) логика действия и поведения оратора

Лингвистика помогает использовать богатство род-ного языка, обеспечивает культуру устной речи и разра-батывает теорию речевого воздействия

Речевое общение со слушателями строится по зако-нам психологии, всех чувственных начал: зрения, слуха, обоняния, осязания...Истинный оратор немыслим без вдохновения, воображения и фантазии. Один из принци-пов речевого мастерства – принцип обратной связи – не может обойтись без внимания и эмоционально-психологического воздействия на аудиторию. По законам психологии выстраиваются эмоциональные всплески и спады, ритмический и темповый строй речи, обоснован-ные психологические паузы

Этика связана прежде всего с вопросом «как». Как вести себя перед аудиторией? Как держаться? Как обра-щаться и как отвечать на вопросы?.

А эстетические начала должны быть заложены в чувствах, чтобы вдохновлять слушателей; в одежде, что-бы выглядеть красиво, в мелодике и напевности.слова, в звуках и в речи в целом, чтобы волновать души

Художественное чтение и публичная речь строятся по законам речевого мастерства, включающим вырази-тельные средства: эпитеты, восклицания, жесты, мимику, пантомимику и т. д. И непременно по законам техники речи: дыхания, голоса, дикции..

Художественное чтение и ораторство дополняют друг друга. Именно чтецы становятся ораторами. У чтеца – «задача», у оратора– единое действенное слово и еди-ные способы работы над логикой текста

Красноречие – такой же живой процесс, как искус-ство театра. Зритель и слушатель становятся соучастни-ками действия, которое совершают актер и оратор. И чем больше зал, тем лучше отдача

20. Понятие ораторского искусства

Выражение «ораторское искусство» имеетнесколько значений. Под ораторским искусством прежде всего понимается высокая степень мастерства публичного выступления, качественная характеристика ораторской речи, искусное владение живым убеждающим словом. Это искусство построения, а также публичного произнесения речи с целью оказания желаемого воздействия на аудиторию. Ораторским искусством называют также исторически сложившуюся науку о красноречии и учебную дисциплину, излагающую основы ораторского мастерства.

Многие современные исследователи рассматривают ораторское искусство как один из специфических видов человеческой деятельности, овладеть которым должен каждый, кто профессионально связан с устным словом.

Термин «ораторское искусство» имеет латинские корни. Его синонимами являются греческие слова:риторика, красноречие. На протяжении многовековойистории ораторское искусство использовалось в различных сферах жизни общества. Наиболее широкое применение оно всегда находило в юриспруденции,в политической деятельности. Многие юристы и политики были известными ораторами.

Необходимо иметь в виду, что ораторское искусство всегда обслуживало и обслуживает интересы определенных социальных групп, классов, отдельных личностей. Оно одинаково может служить как правде, так и лжи, быть использовано в нравственных либо безнравственных целях. Кому и как служит ораторское искусство – основной вопрос, который решается напротяжении всей истории развития науки, начиная с Древней Греции. Поэтому в ораторском искусстве очень важна нравственность оратора, его моральная ответственность за содержание речи.

Ораторское искусство – явление историческое. Каждая эпоха предъявляет свои требования к ораторам, возлагает определенные обязанности, имеет свой риторический идеал. Однако в целом ораторскому искусству присущи конкретные особенности :

1) сложный синтетический характер. Философия, логика, педагогика, языкознание, эстетика, этика – науки, на которые опирается ораторское искусство;

2) неоднородность. Исторически в зависимости от сферы применения оно подразделялось на различные виды и роды. В отечественной риторике выделяют следующие основные роды красноречия: социально-политическое, академическое, судебное, социально-бытовое, духовное. Каждый род объединяет определенные виды речи с учетом ее функций, а также ситуации, цели и темы.

История свидетельствует, что важным условием появления и развития ораторского искусства, свободного обмена мнениями по жизненно важным проблемам являются демократические формы управления, активное участие граждан в политической жизни страны. Отсюда название ораторского искусства как «духовного детища демократии». Неудивительно, что сегодня в связи с демократическими процессами, происходящими в стране, наблюдается новый всплеск интереса к риторике.

Из книги Музы и грации. Афоризмы автора Душенко Константин Васильевич

ЦЕНИТЕЛИ ИСКУССТВА Только ведущий аукциона способен одинаково и беспристрастно восхищаться всеми школами искусства.Оскар Уайльд (1854–1900), английский писатель* * *Тому, кто способен создавать произведения искусства, нет нужды коллекционировать их.Ралф Эмерсон (1803–1882),

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ИС) автора БСЭ

ПРОИЗВЕДЕНИЕ ИСКУССТВА Произведение - это испорченный замысел.Альфред Шнитке (1934–1998), композитор* * *Произведение - посмертная маска замысла.Вальтер Беньямин (1892–1940), немецкий эссеист и критик* * *Произведение искусства что-то воспроизводит - однако не только что-то

Из книги Большая Советская Энциклопедия (МИ) автора БСЭ

Искусства пластические Искусства пластические, также искусства пространственные, понятие, объединяющее виды искусства, произведения которых существуют в пространстве, не изменяясь и не развиваясь во времени, и воспринимаются зрением. Произведения И. п. имеют

Из книги Большая Советская Энциклопедия (НА) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ПР) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЦИ) автора БСЭ

Из книги Шпаргалка по философии: ответы на экзаменационные билеты автора Жаворонкова Александра Сергеевна

Из книги Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений автора Серов Вадим Васильевич

Цирк (вид искусства) Цирк. Как вид искусства Ц. сложился на основе трудовых процессов, народных празднеств, спортивных, главным образом конных, состязаний, деятельности школ верховой езды. В основе цирковых выступлений - преодоление сложнейших физических препятствий, а

Из книги Право интелектуальной собственности: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Из книги Средневековая Франция автора Поло де Болье Мари-Анн

Из книги Новейший философский словарь автора Грицанов Александр Алексеевич

29. ПОНЯТИЕ И УСЛОВИЯ ПАТЕНТОСПОСОБНОСТИ ПОЛЕЗНОЙ МОДЕЛИ. ПОНЯТИЕ И УСЛОВИЯ ПАТЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОМЫШЛЕННОГО ОБРАЗЦА Полезной моделью считается техническое решение, относящееся к устройству. Под устройством обычно понимается совокупность элементов, расположенных в

Из книги Катастрофы сознания [Самоубийства религиозные, ритуальные, бытовые, способы самоубийств] автора Ревяко Татьяна Ивановна

Из книги Дерзкая книга для девочек автора Фетисова Мария Сергеевна

Из книги автора

ЯЗЫК ИСКУССТВА - одно из важнейших проблемных полей современной философии искусства, конституированное в контексте характерного для постмодерна радикального поворота от центральной для классической традиции проблематики творчества к актуализирующейся в современной

Из книги автора

Воздействие искусства Эпидемию самоубийств, особенно в молодежной среде, может породить талантливое произведение искусства. Доказано, что появление в 1774 г «Страданий юного Вертера» Гете (1749–1832), гениального описания жизни и смерти юноши от несчастной любви, вызвало

Из книги автора

Виды искусства 1. Живопись и графика Отличить одно от другого весьма просто. Если картина цветная, выполнена красками на холсте - это живопись. А если рисунок сделан на бумаге чёрным углем или цветными карандашами - это графика.Впрочем, иногда рисунки делаются и

Похожие статьи

© 2024 liveps.ru. Домашние задания и готовые задачи по химии и биологии.