Оскар уайльд звездный мальчик анализ. Руководитель центра «Звездный дождь» — о работе с особыми детьми и равнодушии властей

Тяжело ступая, два дровосека возвращались домой по сосновому бору. Зимняя ночь была особенно холодна. Снег густо укутал землю и нависал большими шапками на ветрах деревьев. Мороз сковал даже тоненькие прутики. И лес вокруг был недвижим. Маленькая речка, сбегавшая с гор, замерзла и стала как каменная, когда дыхание Ледяного Князя коснулось ее.

Было так холодно, что даже звери и птицы замерзли, и никак не могли согреться.

Уф! - проворчал Волк, ковыляя через чашу. Его хвост, как у побитой собаки, безвольно болтался снизу. Куда только смотрит Правительство

Фъить. фьить! - запикала пестрая Коноплянка. - Старушка земля умерла, и ее покрыли белым саваном.

Земля готовится к свадьбе, и примеряет свой подвенечный наряд, - закурлыкали голуби.»

Их маленькие розовые лапки стали почти синими от холода, но они чувствовали, что здесь скрыта какая- то тайна.

Чепуха! - огрызнулся Волк. - Я же сказал, - во всем виновато Правительство. А если кто мне не верит, я того съем.

Волк был весьма практичен, и никогда за словом в карман не лез.

Что до меня. - сказал Дятел, а он был прирожденным философом. - то все объяснения излишни. Жизнь такова, какова она есть. А сейчас она ужасно холодна.

Действительно, жизнь с лесу стала ужасно холодна. Бельчата, жившие в дупле высокой ели, терлись друг о друга носами, чтобы совсем не замерзнуть. А Зайцы лежали, свернувшись калачиком в своей норе, и не смели даже выглянуть наружу. Только Совы были в восторге. Их перья заиндевели и торчали во все стороны, но Сов это ни мало не волновало. Они выкатывали свои большие желтые глаза, и громко перекрикивались друг с другом:

У-ух! У-хо-хо! Чудесная погодка!

Дровосеки упрямо продолжали свой путь. Они останавливались, долго дули на свои озябшие пальцы, приплясывали тяжелыми сапожищами по затвердевшему насту, пытаясь отогреть ноги, и опять шли вперед. Раз они провалились в глубокий бергшрундт, и вылезли оттуда белые, как мельник, взваливший на себя незавязанный мешок с мукой. Другой раз они поскользнулись на замерзшем болоте, а весь хворост разлетелся по льду. Пришлось его собирать и опять связывать в охапки. Однажды им показалось, что они потеряли дорогу, и их охватил ледяной страх. Дровосеки знали, как жесток Снег к тем, кто засыпает в его объятиях. Но они доверились Святому Николе-Чудотворцу, который помогает всем путешественникам, вернулись назад по своим следам, и осторожно двинулись дальше.

Наконец, они выбрались из леса. Далеко внизу, в долине, они увидели огоньки родной деревни. Дровосеки расхохотались от радости. «Вон где наш дом!» - повторяли они, и неуклюже хлопали друг друга по плечам.

Но потом они вспомнили, что ждет их дома, и им стало грустно.

Тут не до веселья, - сказал один из них. - Жизнь устроена для богатых, а не для таких бедняков, как мы. Лучше бы мы замерзли в лесу, или нас задрал бы шатун.

Ты прав, - ответил второй, - у одних все, у других - ничего. Вокруг одна ложь, и все, кроме горя, делится несправедливо.

Пока они так сетовали, на темном небосводе случилось что-то необыкновенное. Яркая красивая Звезда сорвалась со своего места, и покатилась на землю.

Открыв рты, дровосеки следили как она пролетела мимо луны, мимо других звезд, и, перейдя Млечный Путь, угодила прямо в их лес. Казалось, что она упала совсем рядом - там, за старыми ивами.

Знатный, должно быть, кусочек золота, - решили они. - Хороший подарок тому, кто его найдет.

И дровосеки изо всех сил побежали к упавшей звезде. Очень уж им хотелось получить хоть немного золота.

Тот, кто бежал первым, продрался через заросли и выбежал на поляну. Ну и ну! На снеге и правда чтото блестело. В два шага дровосек оказался рядом и, нагнувшись, пристально посмотрел вниз. Там лежал свернутый в несколько раз плащ. Сделан он был из дорогого золотистого шелка, с вышитыми звездами.

Нашел, нашел! - закричал он своему приятелю. Когда тот добежал, они взяли сверток в руки, и начали бережно разворачивать его - ведь там было золото, которое еще надо было разделить. Увы! Там не было ни золота, ни серебра, ни драгоценных камней. В плаще лежал крохотный ребенок, который спокойно спал.

А мы то думали... - с горечью сказал один из них. - Что проку в этом младенце. Оставим его здесь, и пойдем дальше. Мы так бедны, что и своих детей прокормить не можем.

Нет, - сказал другой. Нельзя бросить его здесь погибать от холода. Хоть я и бедняк, и каши в нашем котелке никогда не хватает на всех, но я возьму его с собой, и моя жена позаботится о нем.

Бережно взял он ребенка на руки и закутал его в плащ, чтобы жестокий Холод не дохнул ему на личико.

«Вот слюнтяй,» - ругался про себя второй дровосек, когда они спускались в долину. Перед самой деревней он сказал:

Слушай, надо нам честно разделить находку. Если уж ты взял этого грудничка, оставь мне хотя бы плащ.

Не могу, - ответил добрый дровосек. - Этот плащ не мой и не твой. Пусть он останется у ребенка.

И дровосек пошел к своему дому.

Милый мой! - крикнула от радости его жена, и бросилась к нему в объятия, - Я так за тебя волновалась. Страшный мороз!

Тут же она подхватила вязанку с хворостом, и отряхнула снег с его сапог.

Но дровосек не переступал порога.

Я что-то нашел в лесу, - тихо сказал он, и хочу, что бы ты об этом позаботилась.

Замечательно! - ответила жена. - У нас так многого не хватает в доме.

Муж развернул плащ и показал ей спящее дитя.

Бог ты мой! - выронила она. - Неужели тебе мало наших детей, что ты принес этого подкидыша? А кто будет за ним присматривать?

И жена рассержено посмотрела на него.

Это звездный мальчик, - ответил муж, и рассказал ей странную история своей находки. Но жена лишь еще больше расстроилась.

Разве ты не знаешь, что нашим детям не хватает хлеба, а ты хочешь, чтобы мы еще чужого кормили. Кто же нас накормит?

Тот, кто малых птичек питает, и нас не оставит.

Малых птичек! Что, ты городишь! Разве ты не встречал в лесу окоченевших воробьев, без дыхания лежащих на земле, зайцев, задранных волками?

Но муж молчал и по-прежнему не переступал порога. В это время порыв сурового ветра ворвался через открытую дверь, и жена вздрогнула.

Ты так и будешь держать дверь открытой, пока весь дом не выстудишь?

В доме, где ледяное сердце, никогда не будет тепло - ответил он.

Жена промолчала и лишь ближе придвинулась к камину.

Когда она опять повернулась к мужу, глаза ее были полны слез. И тогда он вошел в дом, а жена нежно взяла ребенка в свои руки, поцеловала его и положила в кроватку к их младшему сынишке. Утром дровосек бережно сложил золотистый плащ и убрал его на самое дно старого сундука. Посмотрев на него, жена взяла янтарное ожерелье, которое было на шее мальчика, и тоже положила его в их единственный сундук.

Так Звездный Мальчик стал жить в семье доброго дровосека. Он рос вместе с его детьми, вместе они сидели за обеденным столом и вместе играли на улице.

С каждым годом он становился все красивее и красивее. Соседи часто удивлялись, почему, когда другие дети дровосека были смуглы и с черными, как смоль, волосами, этот ребенок был бледен и изыскан, как статуэтка из слоной кости. Его золотые волосы колечками спадали вниз, а губы были похожи на лепестки алой розы. Глаза его напоминали фиалки на берегу чистого ручья, а нежные руки точно нарциссы на нетронутой опушке леса. Но красота не сделала его добрым. Совсем наоборот, мальчик рос гордым и жестоким (впрочем, это почти одно и то же). Он просто презирал жителей деревни, и даже своих нареченных братьев - детей дровосека.

Все они - простая деревенщина, а я - сын звезды, - привык говорить он.

В детских играх Звездный Мальчик становился королем и остальных называл своими слугами. В нем не было ни капли жалости к нищим, слепым и убогим. Он бросал в них камни и выгонял обратно на большую дорогу. Так что никто, просящий подаяния, не заходил в их деревню дважды. Звездный Мальчик обожал красоту и ненавидел хромых и калек. Стоило им появиться на улице, как он начинал передразнивать и громко высмеивать их.

Какие они уроды,- говорил он, - и как красив я.

В безветренные летние дни он ложился на берег маленького церковного пруда и часами любовался на свое отраженье. Так это занятие нравилось Звездному Мальчику, что он смеялся от удовольствия.

И не раз добрый дровосек и его жена корили его:

Разве мы так поступили, когда нашли тебя? Почему же ты обижаешь тех, кто остался совсем один, и некому им помочь? Почему ты так жесток к тем, кому нужно состраданье?

Старый деревенский священник часто посылал за Звездным Мальчиком и снова и снова старался научить его любить.

Самую маленькую букашку сделал Тот же, Кто сотворил и тебя. Все звери и даже бабочки на лугу - наши братья. И птицы в лесу созданы свободными. Не расставляй силки ради забавы. Крот и серая мышка - Божьи творенья и живут там, где повелел им Господь. Кто ты, что приносишь страданье в мир Божий? Всякое дыханье и в лесу, и в небе, и в речке славит своего Творца, а ты оскорбляешь Его.

Звездный Мальчик молча выслушивал, что ему говорили, и снова возвращался на улицу. Приятели слушались его. Да и как можно было не подражать ему. - Он был красив и умен. Он умел замечательно танцевать и отлично играл на флейте. Деревенские мальчишки бежали туда, куда шел он, и делали, что он им скажет. Им было смешно, когда он протыкал острый тростинкой слепые глаза беспомощного крота, и вместе с ним они радовались, когда Звездный Мальчик закидывал камнями больного проказой. Им было по сердцу, все что он ни делал, и их сердечки становились такими же каменными, как и его.

Однажды через их деревню проходила бедная нищенка. На ней была ветхая разодранная одежды, а босые ноги были в крови от острых камней, которые валялись на дороге. Вид ее был жалок. Она еле шла от усталости, и дойдя до старого каштана присела отдохнуть.

Но тут ее увидел Звездный Мальчик.

Смотрите! - крикнул он своим приятелям. - Под этим благородным каштаном уселась какая-то грязная нищенка. Пошли, прогоним ее отсюда - она портит такой великолепный вид.

И он стал метать в нее камнями и громко насмехаться. Но нищенка только взглянула на него, и точно застыла, не в силах отвести от него взгляд. Ужас был в ее глазах.

В это время добрый дровосек колол огромным топором дрова у своего дома. Увидев, что вытворяет Звездный Мальчик, он подбежал к нему и дал хорошую оплеуху.

У тебя видно совсем нет сердца! Что тебе сделала эта несчастная женщина?

От гнева Звездный мальчик покраснел, и, топнув ногой, крикнул:

Кто ты такой, чтобы мне пред тобой отчитываться? Я не твой сын, и не желаю тебя слушаться!

Ты прав, - сказал Дровосек. - Но ведь я же пожалел тебя, когда нашел в лесу.

Услышав это, нищенка вскрикнула и упала без сознанья на землю. Добрый Дровосек подхватил ее, отнес домой. Его жена сразу же поняла, что случилось. Она положила мокрое полотенце на голову несчастной, и, когда та очнулась, они поставили перед ней всю еду, которая нашлась в их доме. Но нищенка даже не притронулась кушаньям.

Скажите, - спросила она, - вы сказали, что нашли этого мальчика в лесу. Не десять ли лет назад это было?

Да, вот уж десять лет, как я нашел мальчика в лесу, и мы взяли его к себе.

А вместе с ним ничего не было? Может на его шее еще оставались янтарные бусы? Может быть он был завернут в золоченный плащ с вышитыми звездами?

Правда ваша, так оно и было.

И Добрый Дровосек, изрядно покопавшись в сундуке, достал оттуда плащ и бусы. Увидев их, нищенка вскрикнула от радости.

Это мой сынишка, которого я потеряла в лесу. Умоляю, позовите его быстрее сюда. Десять лет я ищу его по всему свету.

Радостный Дровосек и его жена выбежали из дома и позвали Звездного Мальчика:

Скорее, скорее иди домой! Мы нашли твою маму, и она ждет тебя.

Затаив радость, Звездный Мальчик пошел к дому, гадая, кого же он там увидит.

Ну и где же моя мать? - спросил он. - Тут никого нет кроме этой оборванной женщины.

Я твоя мать, - сказала нищенка.

Да ты просто с ума сошла! - сердито воскликнул мальчик. - Никакой я тебе ни сын. Ты просто уродливое чучело, одетое в какие-то тряпки. Убирайся-ка ты отсюда поживей, мне неприятно даже смотреть на твое безобразное лицо.

Но ты действительно мой сын! Разбойники напали на меня в лесу и украли тебя, а потом оставили одного умирать. Я сразу узнала тебя, а вот и те вещи, которые остались с тобой. Пойдем со мной, ведь я обошла целый свет, ища тебя. Пойдем, мне так нужна твоя любовь.

Но Звездный Мальчик ни на шаг не сдвинулся со своего места. Он закрыл двери своего сердца, и не проронил ни слова. Только рыдания несчастной матери были слышны в доме.

Наконец, он заговорил, и жестокие слова больно ранили его мать.

Даже если это правда, лучше бы ты никогда не приходила сюда. Я сын звезды, а ты говоришь мне, что я сын нищей. Я уже сказал тебе, убирайся отсюда, чтобы я больше никогда тебя не видел.

Горе мне! - выговорила она. - Но хотя бы поцелуй свою мать, прежде чем я уйду. Я столько страдала, чтобы найти тебя.

Нет, - сказал Звездный Мальчик. - Мне противно даже смотреть на тебя. Лучше уж я поцелуя гадюку или жабу, чем тебя.

Нищенка встала, и горько плача пошла по дороге, уходящей в лес. Звездный Мальчик посмотрел ей вслед. Когда она совсем пропала из вида, он радостно побежал обратно к своим приятелям. Но как только мальчишки увидели его, они начали строить ему рожи, тыкать в него пальцами, хохотали.

Смотрите, смотрите - мерзкий, как жаба! - кричали его бывшие приятели. - Да он склизкий, как гадюка! Убирайся по добру - по здорову!

И они прогнали его из сада.

Что они все с ума посходили? - и Звездный Мальчик презрительно улыбнулся. - Пойду лучше полюбуюсь на свое отраженье. Он подошел к старому пруду и посмотрел вниз.

Что это! Лицо его стало противным, как у лягушки, а кожа блестела, как змеиная чешуя. Рыдая, Звездный Мальчик упал на траву, и вцепившись руками в свои волосы, уткнулся лицом в землю. «Я сам, сам виноват! - подумал он. - Я отрекся от своей матери и выгнал ее из дома. Как я был жесток с ней! Я пойду искать ее по белому свету. И не будет мне покоя, пока я не найду свою мать, пока она не простит меня.»

Сзади тихонько подошла младшая дочка дровосека и положила свою руку ему на плечо.

Не плачь, - сказала она. - Оставайся жить с нами. Я никогда не стану над тобой смеяться.

Не могу, - ответил Звездныи Мальчик. - Я был жесток со своей матерью и заслужил это наказание. Я ухожу. Пойду скитаться и искать ее. Только она может дать мне прощение.

И он побежал по дороге в лес и стал кричать, и умолять маму вернуться. Но голос терялся среди вековых деревьев, и не было ему ответа. Весь день мальчик звал ее, и только когда зашло солнце, он улегся на постель из пожухлых листьев. Звери и птицы бежали от него - они слишком хорошо знали Звездного Мальчика. Лишь огромная зеленая жаба внимательно следила за ним, и ядовитая змея шипя проползла около самого его лица.

Рано утром он встал, попробовал горькие ягоды с кустов, что росли рядом, и пошел дальше по дороге через темный страшный лес. Звездный Мальчик шел и горько плакал.

А вы не встречали мою маму? - спрашивал он у всех. Но все тяжелей становилось у него на сердце.

Скажи мне, дорогой крот, - сказал он, - ты живешь под землей. Ты не видел там моей мамы?

Ты выколол мне глаза, - отвечал тот. - Откуда же мне теперь знать?

Может ты, коноплянка, видела ее? Ты летаешь высоко над лесом и видишь все вокруг.

Ты обрезал мне крылья ради забавы. Как же мне теперь летать?

Мальчик спросил одинокую белку, которая жила на высокой сосне:

Ты не знаешь, где моя мама?

Но белка заплакала:

Ты убил всех моих детей. Теперь ты хочешь убить ее?

Господи, прости меня гадкого! - повторял мальчик, и, рыдая, шел дальше. На третий день он вышел из леса и пошел по долине.

Когда он проходил деревню, мальчишки дразнили его и кидали в него камнями. А крестьяне не пускали его переночевать даже в хлев, чтобы он не принес порчу на коров или на заготовленное зерно - так мерзок был его вид. Некому было пожалеть его, и никто не видал ту нищенку. Вот уже три года он бродил по свету, и не раз ему казалась, что она вон там - впереди. И он бежал изо всех сил, а острые камешки на дороге до крови терзали его ноги. Но его матери там не было, а те, кто вечно сидит на обочине, не видели никакой нищей. Но они были не прочь позабавиться над Звездным Мальчиком.

Три года он провел скитаясь по дорогам, но не встретил ни любви, ни милосердия или хотя-бы доброты. Он видел только тот мир, который сам выдумал, живя у Дровосека.

Был поздний вечер, когда Звездный Мальчик увидел впереди крепостные стены какого-то города. Изможденный и босой он подошел к воротам, но стражники опустили перед ним свои алебарды. - Кто ты такой, и что тебе надобно в нашем городе? - не церемонясь спросили они.

Я ищу свою маму. Прошу вас, разрешите мне пройти. Она может оказаться в городе, - попросил Звездный Мальчик.

Ха-ха-ха! - загоготали они.

А один стражник, с трясущейся от смеха черной бородой, оперся на свой щит, и еле выговорил: - - Ой, не могу! Ты думаешь она обрадуется, когда тебя увидит? Ты красив, как болотная жаба или мерзкая гадюка. Иди, иди отсюда. Здесь твоей матери быть не может.

Другой стражник, который держал желтый стяг, спросил мальчика:

А кто она, твоя мать? Почему вы не вместе, а ты ищешь ее?

Она такая же нищая, как и я. Но я ей причинил зло, я был горд и жесток с ней. Умоляю, пропустите меня. Вдруг она здесь. Лишь она может простить меня.

Нет, нет таких в нашем городе, нет. Ступай отсюда, - и они стали выталкивать его своими острыми пиками.

Когда Звездныи Мальчик уже пошел, рыдая, от городских ворот, к стражникам подошел человек с золоченными цветами на латах и крылатым львом на шлеме.

Кто это хотел попасть к нам? - спросил он.

Да, пустяки, - сказали они. - Нищий сын нищей матери. Мы прогнали его.

Ну-ка верните его сюда! Мы лучше продадим его. Красная цена этому чудовищу - бутылка красного вина.

Откуда ни возьмись, к ним подскочил какойто старик с дьявольским выражением лица.

Я покупаю его за эту цену, - вмешался он, и, уплатив цену, схватил железной хваткой руку мальчика.

За мной иди, - бросил старик и потащил мальчика в город. Они понеслись мимо уличных торговок, мимо дворца, мимо храма; спустились на тесные грязные улочки, где едва могли разойтись два человека и начали плутать по ним, пока не оказались перед низкой дверью. Дверь была прямо в стене, а со стороны улицы ее прикрывало большое гранатовое дерево. Старик прикоснулся к дверце кольцом из яшмы, и та сразу открылась. Пять медных ступенек вели в сад, где рос черный мак, и стояло несколько скудельных кувшинов. Старик вытянул из своей чалмы расписанную полоску из китайского шелка и завязал ей глаза мальчика. Теперь он встал сзади мальчика и только толчками в спину показывал ему путь. Когда Звездному Мальчику развязали глаза, они были в подземелье. Только тусклые факелы на стенах слегка освещали место.

Старик швырнул на доску перед мальчиком кусок заплесневелого хлеба.

Ешь, - сказал он.

Пей, - буркнул он, поставив кружку тухлой воды.

Когда Звездный Мальчик разгрыз хлеб и выпил воду, старик ушел, заперев дверь снаружи на железный засов.

Старик был последним из египетских магов, а искусству своему он учился у колдуна, который проводил жизнь в сыром склепе на берегу Нила. Впрочем, он скоро превзошел своего учителя, и вряд ли нашелся бы на земле чернокнижник хитрее этого старика.

Как только показалось солнце, старик спустился в подвал к Звездному Мальчику.

Эй, ты! - пробурчал он сквозь зубы. - Хватит валяться, пора приниматься за работу. Ступай в лес, что у западных городских ворот. Там спрятаны три драгоценных слитка - из белого, желтого и красного золота. Сегодня ты мне принесешь белый слиток. Смотри, не перепутай. А если ты не сделаешь этого, я всыплю тебе сотню палок. На закате я буду ждать тебя у двери в сад. Помни, что ты мой раб - я и так заплатил за тебя больше, чем ты стоишь.

Старик опять завязал глаза мальчику и вывел его из дома. Они прошли через маковый сад, поднялись на пять бронзовых ступенек, и старик открыл дверь яшмовым кольцом.

Давай поживей, - бросил он и выпихнул мальчика на улицу.

Звездный Мальчик вышел через западные ворота и отправился в лес, как велел ему злобный старик. Снаружи лес был так красив, что казалось будто он состоит из нежных берез, птичьего пения и милых цветов. Но когда мальчик зашел в чащу, от этого благолепия и следов не осталось. Колючие кусты шиповника и боярышника не давали ему прохода, крапива больно хлестала босые ноги, и чертополох словно стальными иглами впивался в изможденное тело Звездного Мальчика. Где же эти слитки, про которые говорил старик? Солнце только вставало, когда мальчик начал искать, а сейчас уже смеркалось. Пора было возвращаться. Тихо всхлипывая, Звездный Мальчик отправился домой, представляя, чем встретит его старик. Уже выходя из леса, мальчик услышал тоненький писк откуда-то из зарослей. Забыв про свое горе, он бросился в ту сторону. Там мальчик увидел маленького зайчонка, попавшего в капкан охотника.

- Бедняга, - сказал Звездный Мальчик, выпуская зайца. - Хоть я теперь и раб, но тебе могу помочь.

Ты подарил мне свободу, - ответил Заяц, - чем мне тебя отблагодарить?

Звездный Мальчик даже не успел удивиться.

Я весь день искал слиток белого золота, но так и не нашел его. Мой хозяин обещал мне сотню ударов палкой, если я вернусь с пустыми руками.

Пойдем со мной, - обрадовался Заяц. - Я знаю, где он спрятан. А теперь я даже знаю, зачем он там.

Мальчик пошел за Зайцем, и о, чудо! Видно молния рассекла огромный дуб надвое, а в черной трещине лежал тот самый слиток!

Спасибо тебе, добрый Заяц. Ты сполна отплатил мне за то. что я выпустил тебя, и за мою доброту вернул седмерицею.

Вот глупости! - ответил Заяц. - Просто я сделал тоже, что и ты.

И он ускакал в лес.

Когда счастливый мальчик подошел к городу, он увидел прокаженного, сидящего у ворот. Серый капюшон закрывал все его лицо, лишь красные глаза, словно тлеющие угли. виднелись в узких прорезях. Когда прокаженный заметил Звездного Мальчика, он протянул к нему пустую кружку для подаяния.

Помоги мне, - прохрипел он. - Я умираю от голода. В этом городе никто не сжалился надо мной, и они выбросили меня за ворота.

Но я не могу, - заплакал мальчик. - У меня есть только один слиток, который я должен вернуть моему хозяину. Я раб, и меня изобьют, если я отдам золото тебе.

Я умираю от голода, - еле слышно повторил прокаженный.

Звездный Мальчик сунул ему в руки белый слиток и, закрыв глаза, вбежал в городские ворота.

Колдун уже ждал его у маленькой дверцы. Впустив его в сад, он спросил:

Где же мое золото?

У меня ничего нет, - ответил Звездный Мальчик.

Разъяренный старик бросился на него с кулаками. Избив мальчика, он бросил перед ним пустую миску.

Ешь! - сказал он.

Потом он поставил перед ним пустую кружку.

И колдун затащил его в то же подземелье.

Наутро колдун опять пришел за Звездным Мальчиком.

Если ты мне не принесешь кусок желтого золота, ты навсегда останешься моим рабом, и я всыплю тебе триста палок. А теперь пошевеливайся!

Звездный Мальчик опять побрел в лес. Весь день он искал желтый слиток, но нигде не мог его найти. Когда солнце закатилось за горизонт, мальчик присел на трухлявый пень и заплакал. Когда он так печалился, прискакал Заяц, которого он вчера вытащил из западни.

Почему ты плачешь? И чего ты ищешь в лесу?

Я ищу слиток из желтого золота. Если я его не найду, я навсегда останусь рабом.

Идем, - сказал Заяц и поскакал через лес к маленькому пруду. На дне его лежал желтый слиток.

Что же мне сделать для тебя? - спросил Звездный Мальчик. - Ты уже второй раз выручаешь меня из беды.

Опять ты за свое, - ответил Заяц. - Ты же первый пожалел меня.

И он скрылся за кустами.

Звездный Мальчик достал слиток из пруда, положил его себе в котомку и поспешил в город. Прокаженный, еще издали заметив его, захромал навстречу, протягивая безобразные руки.

Золото, золото, - застонал он. - Дай мне хотя бы несколько монет, или я умру от голода.

Но у меня один лишь слиток, - промолвил мальчик. - Если я не принесу его, я никогда уже не стану свободным.

- А я умру от голода, - сказал прокаженный.

Звездный Мальчик протянул ему свою котомку.

Когда он вернулся, старик просто втащил его в дверь.

Где, где желтый слиток? - закричал он.

У меня его нет, - ответил мальчик.

Ах, ты так? - и колдун схватив палку избил его до полусмерти. Потом он сковал ему руки цепью, и снова отволок в подземелье.

Утром старик открыл железный засов и сказал:

Если ты принесешь мне красный слиток, я отпускаю тебя. Если вечером золота не будет, следующего восхода ты уже не увидишь.

И опять целый день еле-живой Звездный Мальчик искал красный слиток, и нигде не мог его найти. В конце дня он пришел к тому же пню, и плача, опустился на него. Мальчик уже почти не удивился, когда маленький Заяц подскакал к нему.

Глупыш! - сказал тот. - Красный слиток лежит за тобой в канаве. Возьми его, и перестань лить слезы.

Мальчик залез в канаву, и в дальнем ее конце нашел красное золото.

Чем же я отплачу тебе? - спросил он Зайца.

Опять двадцать пять, - рассердился Заяц. - Ты же вытащил меня из ловушки!

И он тихо запрыгал куда-то в лес. А Звездный Мальчик пошел в город так быстро, как только мог.

Прокаженный уже стоял посреди дороги. Увидев мальчика, он распростер свои лохмотья и взмолился:

Дай мне красного золота, или я умру.

Чтож, забери его, - сжалился Звездный Мальчик. - Тебе оно нужнее.

И тяжко вздохнув, он вошел в городские ворота.

Но что это? Когда стражники увидели Звездного мальчика, они вскочили по стойке «смирно» и отдали ему честь. Прохожие, засмотревшись на мальчика, забывали про все дела, а торговки бросали свои товары и бежали ему навстречу.

Как красив наш юный Принц! - восклицал народ.

Я знаю, они опять смеются надо мной, - подумал Звездный Мальчик, и слезы показались на его глазах. - Мое несчастье лишь веселит их.

Вокруг мальчика собралась целая толпа, не давая ему свернуть к двери в стене, и он послушно шел по узенькому коридору среди людей. Так он оказался на Дворцовой Площади. Двери Дворца широко раскрылись, и Епископ с Городским Епархом, со всей городской знатью вышли ему навстречу.

Ты - наш государь, - сказал Епископ, а народ стал на колени. - Ты - сын нашего Короля, мы уже много лет ждали тебя.

Я сын не Короля, а бедной нищенки. Почему вы зовете меня прекрасным, я же знаю, как я уродлив?

Тогда воин с золоченными цветами на латах и крылатым львом на шлеме поднял свой сверкающий щит перед Звездным Мальчиком и спросил его:

Разве наш господин не прекрасен?

И в этом щите, как в зеркале, мальчик увидел свое лицо, красивое, как и прежде. Мальчик увидел свои глаза, и не узнал их.

Тогда даже Епарх опустился перед ним на колени, а Епископ промолвил:

Древнее пророчество гласит, что в этот день придет наш Государь. Тебе надлежит принять из рук моих корону и скипетр. Будь нашим Королем, милосердным и справедливым.

Но я не достоин, - сказал юный Принц. - Я отрекся от своей матери, и не будет мне ни прощения, ни покоя, пока я не найду ее. Ни корона, ни скипетр не удержат меня здесь. Мне пора идти.

Звездный Мальчик повернулся к городским воротам, и в толпе, которую уже успели оттеснить стражники, увидел знакомое лицо. Это была та самая нищенка!

Мама! - крикнул Принц и бросился к ней. Он упал к ее ногам и расцеловал их. Он омочил слезами ее раны, и опустив лицо к земле, сказал:

Прости меня, мамочка! Я предал тебя, когда был счастлив, прости меня, когда мне плохо. Только зло ты видела от меня, покажи мне твою любовь. Я отрекся от тебя - прими меня к себе.

Ни слова ни проронила нищая.

Тогда Звездный Мальчик протянул руки и обхватил белые от проказы ноги того, кто стоял рядом. - Три раза я сжалился над тобой, пожалей и ты меня - попроси мою мать простить меня.

Но прокаженный тоже молчал.

Зарыдал несчастный Звездный Мальчик:

Мама, я не могу больше этого вынести! Прости меня, и я пойду обратно в лес.

- Встань! - сказала нищая и положила руку ему на голову.

Встань! - сказал прокаженный и положил свою руку поверх.

Звездный Мальчик поднялся на ноги и увидел перед собой Короля и Королеву.

Тот, кому ты помог - твой отец, - сказала Королева.

Та, чьи ноги ты целовал - твоя мать, - сказал Король.

Они обняли и расцеловали его, ввели во дворец и возложили корону на его главу, и вручили ему скипетр. Звездный Мальчик был добрым и справедливым Королем.

Но потом пришел другой

Перевод П. В. Сергеев и Г. Нуждин

Каждый хочет видеть своих детей счастливыми и успешными. Они должны быть самодостаточными, идти к цели, но не любой ценой. При этом они не должны с презрением относиться к слабым и беспомощным. А еще — не быть хлюпиками и слюнтяями, вечно ожидающими помощи и снисхождения. Причем тут чувство жалости? А вот причем...

Чем старше те, кому задаешь вопрос о жалости, тем более многообразно они толкуют это чувство. Тут и снисходительное отношение к тому, кого жалеешь, и пресловутое "жалость унижает человека", и желание самоутвердиться за счет "жалкого". Мы откликаемся на просьбу, либо проявляем участие, жалость, когда переживание, проблема просящего для нас имеет личное значение. Нам часто жалко стариков, возможно, мы думаем о своих дедушках и бабушках, родителях. Дети же часто говорят о жалости к животным, особенно к детенышам. Безусловно одно: жалость делает нас человечнее.

В моей памяти всплыл такой эпизод. Мы с мужем чудесным летним днем гуляли по Нескучному саду. И вдруг заметили около бассейна, неподалеку от Москвы-реки, двух суетящихся детей. Мальчика и девочку лет десяти. Рядом валялись наспех брошенные велосипеды. Дети пытались вытащить из бассейна маленького черного утенка. Как он попал туда, оставалось загадкой, но неподалеку, между Москвой-рекой и бассейном, металась мама-утка. В реке плавал целый выводок маленьких утят. А один горемыка барахтался в бассейне и никак не мог выбраться: бортики были высокие и скользкие. Мама-утка прыгнула к нему, затем ловко вскочила на бортик, но он не смог за ней повторить. До нашего прихода дети, пробуя ему помочь, положили к бортику бассейна горку веток, чтобы утенок мог взобраться, но и это не помогло. Мальчик был готов на крайнюю меру: собирался, сбросив джинсики, уже залезать в воду и отлавливать несчастного утенка руками. Увидев взрослого мужчину, готового нырнуть в бассейн, он очень обрадовался. А муж тем временем забрался в воду. Поймать беглеца было сложно. Бедный утенок изо всех сил пытался скрыться от своего потенциального спасителя.

В конце концов он был пойман. Детям дали погладить его, ощущая трепетно бьющееся сердечко. И наконец маленький взъерошенный утенок был возвращен к маме и остальным утятам под восторженные выдохи нашей небольшой группы. Теперь, проезжая мимо Москвы-реки, мы высматриваем нашего утенка. Он уже большой! А у меня перед глазами до сих пор стоят этот мальчик и эта девочка. Неравнодушные!

Звездный мальчик

У Оскара Уайльда есть такая сказка. Главный герой был украден у матери разбойниками (то есть перенес травму и был лишен любви и нежности). Он был брошен в лесу, но его подобрал добрый дровосек. Мальчик вырос гордым и красивым. Но красота не сделала его добрым. В нем не было ни капли жалости к нищим, слепым, убогим. Он с презрением отверг собственную мать, которая обошла полмира в его поисках и предстала перед ним в виде нищенки. И был за это жестоко наказан. И только когда он, пройдя через тяжелые испытания, научился проявлять жалость к животным, нищим и больным, то был прощен и стал добрым и справедливым королем.

Взрослые обычно ставят знак равенства между детской безжалостностью и неблагодарностью. Но если ребенку совсем незнакома жалость, истоки надо искать в отношении к нему родителей. Ребенок должен сначала вырасти, затем отделиться от мамы с папой — стать самостоятельным. Когда тот, кого очень жалели (любили, у нас часто эти понятия подменяют и путают), сталкивается с внешним миром, этот мир к нему не так лоялен, как родители. Оказывается, он требователен или просто равнодушен. И тогда ярость ребенка обрушивается на тех, кто рядом, — на родителей. Именно поэтому особенно ярко безжалостность проявляется у подростков.

Против большинства

У каждого ребенка есть так называемая зона ближайшего развития. Ее создают значимые взрослые. И если в этом ближнем круге малышу оказывалось уважение и доверие, тогда растет зрелый и ответственный человек, способный относиться с заботой и жалостью и к родителям, и к другим людям.

На перемене пятиклашки играли, бросая друг другу мягкую игрушку. Темп игры нарастал. И вдруг бежавшему во весь дух мальчишке подставили подножку, и он смешно растянулся на полу во весь рост. Ребята галдели и смеялись, а он все не вставал. И вдруг в гуще играющих появилась маленькая девочка, наверное, из 3-4-го класса. "Ему ведь больно", — громко сказала она. Прозвенел звонок. Все разбежались по классам. Встал и пошел в свой класс, прихрамывая, пострадавший. Есть те, кто способен пожалеть, когда остальные смеются. Так важно не вносить свой голос в общий жестокий хор!

Помочь и отпустить

На приеме довольно интересная женщина с измученным лицом и жалобным выражением в глазах. С нею сын, разбитной молодой человек 13 лет. Учителя требуют домашнего обучения, на уроках мальчик создает хаос. Мама с любовью и жалостью смотрит на сына. И, преисполненная негодования, рассказывает, как неправы учителя. Жизненный путь человека начинается с любви, заботы, жалости. Здесь таится первая опасность. нужно приучать к режиму (спать, есть) и правилам (засыпать в своей кроватке). Родителям жалко, он ведь такой маленький. И такая любовь-жалость способна привести в дальнейшем к манипуляциям и тирании ребенка над мамой и папой. Никто не говорит, что должна быть армейская дисциплина. Без любви, ласки и жалости ребенок вырастает либо отгороженным, либо безграничным, а то и вовсе с психическими расстройствами.

Но ребенок взрослеет, расширяются его физические и душевные возможности. И его надо не жалеть, а увеличивать нагрузки. А жалеть — только когда не получилось, когда устал, осваивая что-то новое, "споткнулся" и растерялся. Тогда, опираясь на руку помощи, он переходит на новый уровень. Постепенно доберется и до этапа отделения. Начинается самое главное. Впереди большой мир. Там его не пожалеют, а вам его особенно жалко. И вы, во-первых, подрываете его неокрепшие силы своей жалостью. Во-вторых, осуждая при нем жестокий мир, провоцируете самого ребенка. Он и так осознанно или неосознанно боится, и ваше отношение усиливает его опасения. Кроме всего прочего, нарушаются границы между взрослыми и детьми. И мы получаем агрессию к учителям, конфликты с ровесниками, а главное — претензии и безжалостность к родителям. Поэтому поддержите, пожалейте своего ребенка, а как только справился — пожелайте попутного ветра, не тяните назад своей жалостью!

Ученики московских школ по просьбе психолога нарисовали, какой им видится жалость. И по тому, сколько в этих рисунках неба и света, понятно: жалость — чувство, которое делает жизнь светлее.

Обсуждение

Комментировать статью "Пожалей меня... Как воспитать у ребенка жалость и состадание"

В целом нормальный ребенок с неврологическими проблемами и проблемами в воспитании. Работайте со своей самооценкой (заниженная, попытка поднять иллюзорным, безосновательным завышением), ребенок Пожалей меня... Как воспитать у ребенка жалость и состадание.

Кто пожалел об отсутствии/наличии детей? Мне 35 лет, детей нет, не могу никак решиться ни на что, останавливают и финансовые трудности, и здоровье, и страх пожалеть о Родила третьего ребенка в 35 (8 мес сейчас), старшим 12 и 5. Всё говорят: О, трое это так тяжело.

Обсуждение вопросов усыновления, форм устройства детей в семьи, воспитания приемных детей Да, я просто уверена что жалость хорошее чувство. Мне чужд лозунг " жалость унижает". Любому человеку, какой бы он сильный не был нужно состадание и сочувствие.

Подготовка к школе. Ребенок от 3 до 7. Воспитание, питание, режим дня, посещение детского сада и взаимоотношения с воспитателями, болезни и физическое развитие ребенка от 3 до 7 лет. Не знаю, что посоветовать, но напишу потому что у нас все дети идут в школу в 6 лет.

У меня ребенку уже 10 лет,а я все успокоится не могу;имя не нравится и все,аж стесняюсь Весь мозг себе уже съела да и мужу тоже.может после крестин успокоюсь 30.07. 2018 14:48:52 не скажу что пожалела, но вот сына старшего назвала как то не задумываясь, предложил свекр...

Детский сад. Детские сады и дошкольное образование. А смысл сидения дома? По постановлению дети старше 7 лет не могут продолжать ходить в д/с, а предоставляется вариант зачисления в школу в коррекционный класс или класс здоровья, который после началки...

Знаю людей, жалевших о нерожденных детях. Но не знаю ни одного, пожалевшего о рожденном. Чем старше я становлюсь, тем меньше желание рожать второго ребенка. Я жалею о том, что не родила его вскоре после первого.

Не жалею, это слово неприемлимо по отношению к ребенку, а само Жалею только о том, что 23 года назад не смогли взять второго ребенка, когда немного подрос первый. Вы поймите одно, что вы все равно пожалеете, пожалеете что взяли этого ребенка, всегда найдется повод...

Воспитание ребенка от 7 до 10 лет: школа, отношения с одноклассниками, родителями и учителями, здоровье, дополнительные занятия, хобби. Поделитесь кто отдал ребенка в школу в 7,6 не пожалели ли Вы об этом (может надо было раньше в 6,6) как им в первом классе с 6...

Предмет жалости исчезнет в небытие почти сразу. Несчастненький сиротка превратится в благополучного довольного жизнью ребенка, которого нужно Знаете, а ведь я сама взяла второго приемного чисто из жалости. И вы знаете, вот выше я сказала, что жалость проходит.

Судьба сбежавших мужчин. Отцы и дети. Семейные отношения. Дети у меня не хуже других живут всем обеспечены. Не богаты конечно но все есть. Мне даже самой интересно возьмет этот последний мужчина меня замуж все таки или я так и останусь незамужней ни разу и 4 детьми...

Кто пожалел -признайтесь?. Опыт усыновления/опеки/патроната. Усыновление. Кто пожалел -признайтесь? анонимно,но признайтесь, ведь если люди будут оценивать правильно и реально оценивать свои чувства-где порыв, а где призвание, зная, что есть и доля риска, что...

Для меня это просто другая планета, я из благополучной семьи и за все свои 27 лет ни у родственникой Откуда берётся пресловутая бабья жалость - пожалеть убогенького (часто Откуда берётся пресловутая бабья жалость - пожалеть убогенького (часто душевно убогого)...

Я вот для себя сделала неприятное открытие: я не знаю, что значит уважать старость. И меня очень беспокоит, что мои неразложенные по полкам тараканы могут повлиять на детя. Это неуважение? И не чувствую к нему жалости, не могу общаться с неадекватными людьми.

Пожалей меня... Как воспитать у ребенка жалость и состадание. Жалость - это достаточно... А с жалостью, согласна я Дашей, разные это вещи с состраданием. На первом этапе, у нас было желание помочь одним из мотивов, но когда А вот воспитать в себе умение СОсуществовать...

Я как ни стараюсь, кроме жалости не могу понять, в чем заключается эта доброта. Я даже сейчас думаю, что слово добро следует прировнять к Но что же это за доброта такая, которая во первых держится на отрицательной эмоции - жалости и во-вторых (что особенно важно...

Но только через месяц я смогла забрать ребенка, потому что столько оформлялись документы на выезд. Я нетерпеливо страдала, примерно так же, как когда впервые стала проникаться проблемами оставленных детей. Хотелось одного: скорей!

Не жалеть нельзя, мы ж человеки:) Но то что жалость расслабляет ребенка это точно, а ведь ему надо работать больше чем другим детям. Есть у меня знакомый, у которого второй ребенок родился почти слепой, так вот за остатки зрения они бились всю ее 7-милетнюю жизнь.

Я успокаиваю обоих, говорю Роме, мол пожалей сестренку, отвечает, нельзя никого жалеть, это плохо. И не забывайте - у ребенка сильнейший стресс - веь развод родителей ребенок - в любом мне кажется многие путают такие понятия, ка жалость и сострадание, точнее сказать...

Всем известно имя Оскара Уайльда - замечательного писателя. Но, к сожалению, повышенное внимание публики стягивает на себя только одно произведение литератора - «Портрет Дориана Грея», оставляя незаслуженно в тени другие сочинения мэтра. Одному такому "теневому шедевру" и будет посвящена настоящая статья.

«Мальчик-звезда» - сказка с несчастливым концом

Даже если смотреть только краткое содержание, «Мальчик-звезда» О. Уальда покажется очень грустной сказкой. Начинается все с того, что дровосеки идут через лес. Стоит лютая зима. Они уже не чуют ни рук, ни ног. И вдруг видят, как с неба Они бегут к тому месту, куда, как им кажется, она упала, и находят там ребенка, завернутого в плащ (он расшит золотом), еще при ребенке есть янтарное ожерелье. Один из дровосеков сжалился над малышом и забрал его к себе домой.

Жена лесоруба сначала не хотела принимать младенца, сказала, что у них и так много ртов и мало еды, но потом «добрый самаритянин» положил крошку ей на коленки, и сердце женщины растаяло. Она приняла ребенка. Лесоруб и его жена воспитали мальчика как своего, ни разу не давая ему понять своим отношением, что он приемный. Такова завязка сказки. Впереди - краткое содержание. «Мальчик-звезда» - непростая история, и вы в этом убедитесь.

Основной моральный конфликт сказки:

Удивительным образом, несмотря на прекрасное отношение со стороны мальчик вырос злым и жестоким, ведь он считал себя сыном звезды. Кроме того, мальчик был хорош собой, силен. Это позволяло ему быть вождем не только своих названных братьев и сестер, но и всей окрестной детворы. Однажды к дому подошла нищенка. Внешне она была ужасна: ее лицо точила проказа, ее руки были в язвах, а одета она была в лохмотья. Жестокий мальчик стал всячески издеваться над ней. Лесоруб пришел в ярость от поведения приемного сына и сделал ему суровое внушение. Однако мальчик не внял отцу и с присущим ему гонором заявил: «Ты простолюдин, у тебя нет прав указывать мне. Я-то сын звезды». Отец резонно напомнил ему, что это именно он, простой дровосек, спас его от смерти давным-давно. Нищенка, услышав это, бросилась к нему и призналась, что именно она мать «мальчика со звезды». Лесоруб обрадовался и сказал сыну, который играл на улице, чтобы он зашел в дом, ибо мальчика ждет его мать. Бессердечный юнец вошел в дом. Перед ним была всего лишь нищенка, над которой он еще недавно измывался. Он сказал, что это не его мать и что он скорее поцелует жабу или гадюку, чем ее. Сказав это, он вышел из дома. Но не успел он показаться на улице, как его теперь уже бывшие друзья назвали прекрасного юношу «уродом», «жабой». Он не мог понять, в чем дело, но потом нашел пруд и увидел в нем, что он стал жутко мерзок на вид (здесь можно усмотреть некоторый наоборот). Понял он, что постигло его наказание за грехи. Устыдившись своего поведения, он попрощался с лесорубом и его семьей и отправился на поиски нищенки-матери, с которой он так несправедливо обошелся. Таково краткое содержание. «Мальчик-звезда» - сказка, основной моральный конфликт которой - схватка добра и зла в сердце человека.

Возрастающее напряжение и кульминация

Далее действие развивается весьма стремительно, и сказка читается на одном дыхании. Сколько ни бродил мальчик, он не мог найти маму. Так или иначе, дорога привела ужасного юношу к воротам города, и он спросил у стражников, не видели ли они нищенку. Она приходится ему матерью. Он говорил им, что найти ее - для него вопрос жизни и смерти. Стражники только смеются над «уродом» и в итоге продают его в рабство мимо проходящему колдуну. Чародей запирает его у себя в замке и выпускает только для того, чтобы бывший «звездный мальчик» добыл для него в лесу три монеты - из белого, из красного, из

Мальчик пошел в лес. Случайно спас там зайчика, и не зря. Потому что именно зайчик помог ему добыть монеты для старика-колдуна, но к злодею они так и не попали. Каждый раз, когда мальчик возвращался из леса, ему встречался на дороге нищий и просил отдать монеты. И каждый раз мальчик, который в этому моменту полностью преобразился, уступал просьбе бродяги. Когда мальчик отдал последную монету нищему и уже ждал смерти от руки колдуна, мир вдруг преобразился: стражники преклонили колени, а рядом с нищим стояла та самая нищенка - мать мальчика. Юноша омыл своими слезами ее ноги, ее раны и ее язвы. Она сказала: «Поднимись. Не нищему помог ты, ты выручил своего отца». Стоит ли говорить, что к мальчику вернулись и его красота, и его сила. Он был принцем того королевства, в главный город которого он не смог войти еще некоторое время назад. Такова кульминация сказки, ее краткое содержание. «Мальчик-звезда» на этом не заканчивается.

Финальная «шпилька» от Оскара Уайльда

Автор «Портрета Дориана Грея» не был бы самим собой, если бы закончил сказку на мажорной ноте. Он сказал еще кое-что. Конечно, чтобы ощутить всю прелесть шутки Уайльда, нужно прочитать полностью сказку, а не смотреть краткое содержание рассказа «Мальчик-звезда». Но долг велит все-таки сообщить читателю настоящей статьи, что О.Уайльд закончил сочинение примерно так: наш дорогой принц, хотя и был справедлив, добр и милостлив ко всем, правил не слишком долго. Его бедное сердце не выдержало пережитых страданий, и через три года он скончался, а наследники трона были тиранами, поэтому его подданным не слишком повезло. Такой конец сказки заменяет Уайльду подпись. Безошибочно узнаваемая стилистика мастера.

«Мальчик-звезда» - это «Дориан Грей» наоборот

Итак, что же хотел сказать О. Уайльд? «Мальчик-звезда», краткое содержание которого вы прочли, сказка необычная. Но, уступая соблазну, стоит сказать: даже беглого взгляда хватает, чтобы понять: «Мальчик-звезда» - произведение о моральном возрождении человека, о духовном перевороте, о безоговорочной победе добра над злом. «Портрет Дориана Грея» же, напротив, о моральной и духовной деградации человека. И по развязке, а точнее, по финальной «шпильке» ясно, что Уайльд, как художник, ненавидит счастливые концы. Ему милее безбрежное развертывание в человеке зла. Эстетическую позицию О. Уальда можно выразить одной цитатой из «Портрета…»: «Когда трагедия соединяется с красотой, рождается прекрасное». А что может быть трагичнее и прекраснее постепенной гибели красоты?

https://www.сайт/2017-09-18/rukovoditel_centra_zvezdnyy_dozhd_o_rabote_s_osobymi_detmi_i_ravnodushii_vlastey

«Нас сразу попросили „не расстраивать губернатора“…»

Руководитель центра «Звездный дождь» - о работе с особыми детьми и равнодушии властей

Рождение в семье ребенка с синдромом Дауна, аутизмом или другим отклонением в большинстве случаев воспринимается как большое горе. Руководитель челябинской областной организации помощи особым детям «Звездный дождь» Елена Жернова уже много лет пытается преодолеть этот стереотип, доказывая, что такие дети ничем не хуже остальных, они тоже могут вести полноценную, счастливую жизнь. Нужно только научить их коммуникации и привить определенные навыки. Несколько лет назад она запустила проект «Общественная школа», задача которого — помочь особым детям найти свое место в жизни. О своем пути к этому проекту, его важности и отношении представителей власти Елена Жернова рассказала в интервью сайт.

«Мне всегда интересно сделать что-то, чего ранее никто не делал»

— Елена, понимаю, что вас уже много раз об этом спрашивали, но все же расскажите, как создавался «Звездный дождь»?

— У меня не было такой идеи фикс — помогать детям. Все как-то само складывалось. Мой ребенок родился с мышечной патологией. У него не было ни аутизма, ни синдрома Дауна. Он в год начал говорить, в два уже говорил по-английски, окончил 63-ю экономическую гимназию, поступил на бюджет в русско-британский университет, а сейчас поступил в магистратуру. Но в детстве ему требовалась реабилитация. Я работала волонтером в некоммерческих организациях. В том числе в фонде «Рука помощи», где проводила проекты для мамочек, учила, как заниматься с новорожденными. Потом поехала в Польшу на стажировку и познакомилась с президентом польского ипотерапевтического товарищества, который пригласил в конный лагерь. Я туда поехала не для того, чтобы развивать ипотерапию в Челябинске, а потому что хотела, чтобы мой ребенок получил реабилитацию. Побывав там и увидев, что там происходит, я поняла, что нужно это делать здесь.

— Вы ведь первыми в Челябинске стали проводить занятия по ипотерапии?

— Да. У меня была партнер Ирина Краснухина, у которой сейчас организация «Добрая лошадка». Мы пришли в зоопарк к Галине Алексеевне Тютиной, спросили, можно ли развивать ипотерапию у нее на площадке. Она сразу дала зеленый свет, выделила место в конюшне. Там была мизерная арендная плата. А когда власть поменялась и ее буквально выжили из зоопарка, нам тоже пришлось уйти оттуда. Нас не выгнали, но создали такие условия, при которых невозможно было остаться. Помню, когда я начала рассказывать о своей работе одному из чиновников, он заявил: «Вы либо врете, либо дура». Я спросила: «То есть мне не надо это делать?» «Да нет, конечно, делайте», — ответил он. Но ценник нам выставили за одну лошадь такой, как раньше выставляли за четыре лошади. Мы ушли в никуда…

В какой-то момент я поняла, что конюшни для меня стало слишком много. Я очень хорошо отношусь к лошадям, у них большой потенциал. Но для меня все же главное не животные, а дети. Но когда у тебя в хозяйстве шесть лошадей, о которых надо заботиться, кормить, важные вещи уходят на второй план. Допустим, занятие ипотерапией стоит 100 рублей. При этом в занятии задействованы лошадь, тот, кто ее водит, и ипотерапевт, который держит ребенка. А дети разные, иногда они пинаются, у них капают слюни. Для лошадей это тоже труд. Или придет на прогулку с лошадьми семья из четырех человек, и я отпущу лошадей с одним тренером побегать по лесу. Для них это только в радость. За одно такое занятия я могу получить 1000 рублей. Я начала ловить себя на мысли, что неосознанно стала вытеснять из расписания особых детей, потому что есть нагрузка в виде лошадей. Тогда я предложила Ирине Краснухиной разойтись, и каждый пошел своей дорогой. У меня осталась лошадь, она до сих пор живет в деревне. Мы туда приезжаем. Я рада, что есть человек, который взял на себя содержание Рейна. Он постарел очень сильно, мы купили его в 2005 году. Но когда мне предлагают купить новую лошадь, я отказываюсь, хоть и понимаю, как много может дать ипотерапия. Вообще, даже сейчас в формате зоопарка было бы здорово возобновить занятия.

— Не пробовали с новым руководством зоопарка договориться?

— Я не знаю, сколько сменилось директоров зоопарка. Я ходила к трем. Последней, с кем я общалась, была женщина, которая мне сказала, что для этого нужно сделать парковку и еще много всего. «И вообще, — говорит, — как вы себе представляете, инвалиды будут сюда ходить? А если ребенок упадет, что-то сломает? Мне ведь отвечать!» То есть, чтобы он не упал, не сломал себе ничего, надо его закрыть в квартире и вообще никуда не выпускать? Я поняла, что надо, чтобы человек был морально готов к этому. Галина Алексеевна была готова. При ней детей бесплатно пускали в зоопарк, после с них стали брать деньги за занятия. Ерунда полная. Поэтому я оставила эти попытки… Сегодня в Челябинске ипотерапию проводят в «Буяне», «Рифее», «Доброй лошадке». А когда мы начинали, был вакуум. Мне всегда интересно сделать что-то, чего ранее никто не делал.

— Имеете в виду ваш проект «Общественная школа»? Давайте уже перейдем к нему.

— Начну немножко издалека. Сегодня закон «Об образовании» провозглашает, что дети с особенностями могут учиться в школах наравне со всеми. Но на данный момент ресурса для того, чтобы они пошли в массовые школы, на мой взгляд, нет. Возможно, я чего-то не осознаю… Но мы сейчас можем говорить о единичных случаях, когда удается вписать ребенка в общеобразовательную школу. Я не говорю, что это неправильно, так должно быть, но ситуация не та. Родительская общественность не имеет достаточной информации о том, как быть, если в классе учится ребенок с особенностями. Как следствие — агрессия: «А как наших будете учить?!» У родителей детей с особенностями, в свою очередь, тоже есть перегиб в сторону иждивенчества. У многих позиция такая: раз у меня ребенок с особенностями, на уроке рисования ему всем классом должны помогать рисовать рисунок. Я считаю, это неправильно.

Если мы за равные права, то должны ратовать и за равную ответственность. Наша школа сегодня не способна развивать личность ребенка. Провозглашена личностная модель развития, но всем все равно. Я училась в такой школе, мой ребенок тоже. Я считаю, что уравниловка — это не совсем то, что нужно. Я окончила школу с двумя четверками, у меня по физике пятерка, по химии пятерка, но сегодня я не знаю ни одной формулы, кроме H2O. Возникает вопрос: зачем тогда мы 10-11 лет пребываем в учреждениях? Говорят, что там развивают мозг. Я знаю пять способов развития мозга, но ни один не связан, к примеру, с прорешиванием задач по алгебре.

«Мы плюем на свое счастье, чтобы „держать лицо“»

— Что вы предлагаете?

— Я не могу сказать, что у меня есть видение, как это в общеобразовательной школе. Но у меня есть группа детей с особенностями, которым я знаю как помочь. Например, дети с синдромом Дауна имеют умственную отсталость в той или иной степени. Их жизненные компетенции никогда не будут лежать в сфере математики или физики. Но научить их жизненной организации нужно для того, чтобы они могли устроить свою жизнь. Наши дети могут работать руками, они могут очень хорошо заниматься уборкой, приготовлением. Тут вопрос имиджа профессии, который нам навязан: «Будешь плохо учиться — пойдешь работать в дворники». Нельзя к работе относиться с точки зрения престижно или нет. Непрестижно должно быть не зарабатывать деньги и не иметь возможности накопить себе на отдых, какие-то развлечения. Мы учим детей тому, что деньги — это не цель, а средство для организации жизни. Допустим, решила я поехать на озеро Смолино — значит, надо заработать на маршрутку, бутерброды, воду. Для этого я могу работать два часа в неделю. Кому-то этого достаточно — отдохнуть на озере Смолино можно хорошо. Но если я хочу поехать в Париж, нужно работать больше, чтобы купить билет до Парижа, оплатить отель и так далее. Впервые я увидела, как детей с умственной отсталостью учат организации жизни в США: что сделать, чтобы купить пиццу, сходить в кино, встретиться с девушкой. Меня это поразило. У нас многие дети думают, что деньги берутся из тумбочки.

— Вы ездили туда на стажировку?

— Не совсем, я ездила по программе «Открытый мир» в штат Невада. Главное отличие их менталитета от российского — там престижно работать. Не работать менеджером или директором, а просто работать. Ты можешь быть упаковщиком или раскладывать в магазине товар по полкам, и тебя будут уважать. У меня есть знакомая девушка, которая работает в приличной компании помощником экономиста. Когда я ее спрашиваю: «Это то, чем ты хочешь заниматься?», она отвечает: «Нет». Это беда нормотипичных людей, то есть людей с обычно развивающимся мозгом: мы обречены на то, чтобы следовать моде, каким-то шаблонам, стереотипам. Можем наплевать на свое внутреннее счастье, чтобы «держать лицо». Ребенок с аутизмом, синдромом Дауна никогда не будет «держать лицо». Он либо счастлив, либо нет. Когда я работаю с детьми, хочу найти то, что им нравится.

Сейчас есть очень хороший проект: «Сделай хобби своим бизнесом». Самореализация — это самое большое счастье для человека. Наша жизнь не такая длинная. И проводить ее в ожидании выходных невыносимо. Люди с аутизмом и синдромом Дауна никогда не будут делать то, что им не нравится. Если такой человек любит ксерокопировать или печь булочки, он будет это делать с радостью постоянно. Но нельзя всех равнять и считать, что, к примеру, все дети с аутизмом могут круто лепить пельмени. Да, им, как правило, нравится делать механическую работу. Но кому-то нравится одна работа, а кому-то другая. Заставить такого человека что-то делать можно, но при этом он будет глубоко несчастен, и в какой-то момент это перейдет в агрессию.

— Поясните, что такое «Общественная школа»?

— У меня есть ограниченный контингент детей, с которыми я занимаюсь, порядка 30 человек. Не потому что их всего 30 в Челябинске, их намного больше, очередь желающих огромная, но у меня сейчас есть ресурс, чтобы им помочь такому количеству детей. Я не безумный человек, всегда трезво оцениваю свои силы и начинаю что-то делать, только если понимаю, что смогу это сделать. Проект «Общественная школа» заработал в 2015 году в формате эксперимента. Сначала ее посещали четыре ребенка, потом появились еще ученики. Первое время занятия для родителей были бесплатными, как все наши проекты. Но оказывать каждодневную помощь, не имея постоянного спонсора, невозможно. Собирать деньги можно на ремонт, праздники, разовые акции. Никто не хочет жертвовать на обеспечение регулярной работы, в том числе на оплату труда специалистов. Я не говорю про администратора, директора. Но у нас очень хорошие педагоги, которые знают современные технологии. Результаты, которые они показывают, просто уникальны. Это лучшие педагоги с точки зрения работы с детьми с особенностями, и я это говорю, нисколько не приукрашивая. Поэтому я сказала родителям, что собирать деньги не получается и мы либо это не делаем, либо нет.

Государство оплачивать работу педагогов не торопится, несмотря на то, что наш президент Владимир Путин заявил, что оказание социальных услуг, в том числе образовательных, нужно отдать некоммерческим организациям. Есть такой закон, его много обсуждают, но в Челябинской области им не пользуются.

Они, вроде, все не против, но говорят: «Нам никакие услуги не нужны, у нас все есть». При этом детей с особенностями не берут в музыкальные школы, спортивные секции. Мы проводим для них кружки, но когда предлагаем выделить на это деньги, слышим: «Как мы вам их дадим? Вы же в подвале сидите, лицензию не получите». Как будто мы тут сидим, потому что нам нравится! Выделите другое помещение, мы с радостью уйдем из подвала.

«Разрываюсь между родителями и педагогами»

— Сколько стоит занятие для детей?

— Стоимость зависит от количества посещений. Те, кто ходит три раза в неделю по четыре часа, платят 170 рублей за час. Кто больше — 140 рублей час. Цена некоммерческая. Оказывая платные услуги, НКО не закладывают прибыль. У нас есть калькуляция, сколько идет на оплату труда, она открыта. Если бы правительство выделило нам деньги на реализацию услуг, они могли быть бесплатными, как если бы у нас был спонсор. В советские времена у детских садов были «шефы» — заводы. Надо игрушки — завод покупает. Надо крышу отремонтировать — делает. Нам бы очень хотелось иметь такого «шефа», но его нет, поэтому появилась единственная платная услуга «Звездного дождя».

— Сколько человек преподает в «Общественной школе» и на каких условиях?

— 13 человек работают у нас в кружках и столько же в школе. Работают за деньги, потому что у них у всех есть семьи. Получают они по 150 рублей за час — в общей сложности выходит не больше, чем в детском саду. При этом работают они гораздо больше, думают больше. Мне хочется сделать их зарплаты выше, но я разрываюсь. Потому что хочется, чтобы и родители платили меньше, и педагоги получали больше. Но этого в нынешних условиях невозможно достичь…

— Чему обучают в «Общественной школе»?

— У нас четыре группы: малыши (дошкольники), первоклассники (им может быть и 12 лет, но это дети, которые учатся в так называемых социальных классах либо на дому), продленка (дети, которые с утра учатся в обычной школе) и старшаки (ребята от 18 до 20 лет).

— Старшаки, наверное, самые тяжелые?

— Они все не тяжелые. Просто им нужен индивидуальный план работы, нужны подсказки, особые стратегии. Эти дети обучаемые, но неудобные для системы, где все должны вставать в одно время. Цель нашей школы — подготовка к самостоятельной жизни, к реальному трудоустройству — не потому что у работодателя квоты на инвалидов, а потому что они могут быть хорошими специалистами. У каждой группы есть своя задача. Малыши больше ориентированы на самообслуживание — умение одеться, раздеться и так далее. На них я возлагаю надежды в том смысле, что, может быть, школа изменится, и они пойдут учиться. Они все читают, ориентируются в календаре, умеют принять учебную задачу, подобрать инструмент для ее выполнения. У них есть все знания для того, чтобы пойти в школу. Но они не всегда умеют говорить, и им нужна другая система, которая представляет возможность высказаться доступным им способом. В школах, не давая такой возможности, детям ставят умственную отсталость. В советской педагогике было принято считать, что, если человек не говорит, его интеллектуальное развитие низкое. На самом деле оно падает, если человек не общается. Но общаться можно разными способами: с помощью гаджетов, карточек и так далее. И мозг человека при этом будет развиваться.

Первоклассникам мы даем больше учебной программы, они получают знания об окружающем мире, учатся читать на доступном им уровне. Продленка больше ориентирована на межличностные отношения, развитие самоконтроля, организацию досуга. Таких детей учат покупать в магазине продукты, исходя из имеющейся суммы. Старшаки — наше новое отделение, на которое дали помещение. Я не питаю иллюзий относительно того, что эти ребята смогут реально трудоустроиться, потому что у них в головах стереотипы, навязанные родителями. Они все хотят быть директорами, администраторами, помощниками директора. У нас есть парень, который очень любит убирать, но родители очень этого стесняются, требуют, чтобы он этого не делал. Они преподаватели в вузе и не осознают, что их ребенок счастлив, когда убирает. Это очень плохо, потому что очевидно, что он в вузе преподавать не сможет…

«Губернатор никогда не говорит „нет“, но дальше дело не идет»

— Не пробовали обратиться за помощью к губернатору или кому-то из правительства?

— С Борисом Дубровским разговаривала много раз. Помню, когда он начал проводить встречи с представителями некоммерческих организаций, я думала, что это будут площадки, на которых общественники смогут делиться с губернатором своей болью. Первые встречи проходили очень напряженно. Нас сразу попросили «не расстраивать губернатора». Но я не видела смысла ходить на них и не говорить о проблемах. На одной из первых встреч подняла вопрос о том, чтобы в роддомах врачи прекратили спрашивать матерей: «Будете забирать ребенка?» Эта инструкция была создана еще при царе горохе. Губернатор сначала не поверил, говорит: «Такого не может быть! Вот у нас в семье есть ребенок с особенностями, и никому даже в голову не пришло ее бросить». На что я ему ответила: «Борис Александрович, если бы в семье с вашим достатком кому-то пришло в голову оставить ребенка, нашей стране конец бы наступил». Я имела в виду матерей, от которых мужья уходят, когда появляется больной ребенок, либо многодетные семьи, которым трудно поднимать таких детей. Ситуации бывают разные. Но в любом случае нетактично говорить женщине, что ее малыша можно оставить в роддоме. Государство должно сказать: «У вас ребенок с таким-то диагнозом, его можно будет отправить в такой-то детский сад, вы будете получать пенсию. Забирайте и воспитывайте, а мы поможем».

Потом была еще одна встреча, на которой я рассказала о том, что у нас есть театральный проект. Что мы не показываем жалостливые картинки, а у нас нормальные, веселые спектакли. Люди, которые их смотрят, иногда не понимают, что не так с детьми, которые участвуют в них. Потому что у нас нормальные дети. Я пригласила Бориса Александровича на спектакль. «Хорошо, — говорит он. — Запишите это в решение, я буду». Подходит время, я звоню в пресс-службу, чтобы узнать, как передать билеты. Меня попросили написать письмо, я это сделала, билеты занесла. Он не пришел, что объяснимо — человек занятой. Но через некоторое время мне приходит письмо из министерства социальных отношений о том, что «есть решение по итогам встречи с НКО, где вы ответственны за некий пункт, отчитайтесь, пожалуйста, о его выполнении». Я им отвечаю, что было написано письмо, занесены билеты, но, получается, что решение я не выполнила, раз губернатора на спектакле физически не было. После этого меня попросили не отчитываться, но и не распространяться об этом.

Еще была встреча губернатора с женщинами к 8 марта, на которую меня пригласили. Незадолго до нее мне позвонили и сказали: «Все боятся, что ты что-то скажешь и губернатор расстроится, все же встреча праздничная».

Я говорю: «Так я могу и не ходить». «Да нет, приходи обязательно», — отвечают мне. После этого мы согласовали, что я могу озвучить тему про «шефа» для нашей организации, что я и сделала.

— Что ответил Борис Александрович?

— Говорит: «Будет вам шеф».

— И что?

— И ничего. Потом была встреча с первым заместителем губернатора Евгением Рединым. Он заявил: «Давайте подведем итоги всех прошлых встреч. Есть у кого-то невыполненные решения?» Я растерялась, посмотрела на своих коллег — может, не выполнено только у меня, а у остальных все в порядке? Но нет, оказалось, что не выполнено практически у всех. Я не понимаю, почему так, на какой стадии стопорятся вопросы. Ведь Борис Александрович никогда не говорит «нет», на словах поддерживает общественные инициативы. Но почему-то дальше ничего не идет.

Я не скажу, что была в восторге от Михаила Юревича (экс-губернатор Челябинской области — прим. ред.), но при всей его беспардонности у него была коммерческая небоязнь чего-то нового. Нас тогда слышали.

Вообще я вне политики. Никогда не буду выступать за власть или против власти. Но у меня есть дети, которым нужна помощь, и я за них бьюсь. Тем более что есть нормативные документы, которые говорят о том, что это должно быть в регионах.

При этом я всегда и всем говорила, что люди ничем не рискуют. Денег больших мы не просим. Если облажаемся, вы скажете: «Это же НКО, что с них взять». А если сделаем хорошо, готовы отдать все лавры властям. Пусть область напишет, что это они сделали. Но у нас не так. Недавно был звонок из министерства социальных отношений: «Напишите отчет, что вы делали в прошлом году». Хорошо, написали.

А потом оказывается, что наша организация была записана в комплексе мер по работе с детьми с аутизмом. И на это выделяли деньги, которые кто-то освоил. А мы теперь должны написать отчет…

Зачем мне вообще дали эту информацию? Взяли бы с нашего сайта, у нас вся информация о деятельности открыта. Но не заставляйте меня врать, что я в комплексе мер.

— Вы вообще какую-то поддержку от государства получаете?

— Я не могу сказать, что нам совсем ничего не выделяется. Мы два раза получали президентский грант на летние программы, которые проводим. Люди спрашивают, почему мы не заказываем побольше техники. Можно ведь вписать в грант еще один ноутбук, принтер. Но зачем, если у нас уже есть и принтер, и ноутбук? Я не могу их купить, отчитаться, а потом продать. Мне нужна зарплата педагогам, а на нее дают неохотно…

— Когда ваша следующая театральная постановка?

— Планируем на март 2018 года. Мы уже утвердили сказку — это будет «Щелкунчик». Сказка о том, что то, что видно снаружи, не всегда соответствует тому, что внутри. Там будет много танцев — балет, хип-хоп и много всего интересного. С помещением пока не определились. Наши партнеры — кукольный театр, но там небольшой зал и маленькая сцена. А у нас до 60 человек принимают участие в спектакле. Будем просить помещение в театральном корпусе дворца пионеров и школьников имени Крупской. Надеюсь, нам не откажут. Там отличный звук и вмещается до 500 человек, что оптимально. До марта еще много времени, и можно расписать график репетиций.

P. S. Перед публикацией интервью Елене Жерновой позвонил представитель одной из крупных компаний, которая выделяет на семинары для родителей, информационные акции и театральную постановку 1 млн рублей.

Похожие статьи

© 2024 liveps.ru. Домашние задания и готовые задачи по химии и биологии.