Объединение школ в году. Создание образовательных комплексов: плюсы и минусы

МОСКВА, 28 авг — РИА Новости, Артем Бурцев. Второй год в Москве идет процесс объединения школ и детских садов в образовательные центры. Цель создания таких комплексов — повышение уровня образования. Однако среди родительской общественности было немало противников объединения.

Как оценивают перспективы и изменения, уже произошедшие в системе столичного образования, власти, директора московских школ и родители, выяснил корреспондент РИА Новости. Все они сходятся во мнении, что бесспорный плюс объединения — это больше возможностей для развития способностей школьника.

Качество образования растет

Как сообщил РИА Новости врио руководителя столичного департамента образования Исаак Калина, на сегодняшний день в Москве создано 817 многофункциональных образовательных комплексов, в состав которых вошли 2,849 тысячи образовательных учреждений. А всего, с начала 2012 года по сегодняшний день, в департамент образования поступили совместные предложения от 3,555 тысяч государственных образовательных учреждений на создание 1 тысячи многофункциональных комплексов.

"По различным причинам были отклонены предложения от 706 учреждений на создание 183 школ-комплексов. Процесс создания многофункциональных школ продолжается", — сказал Калина.

Он объяснил, что для создания образовательных центров ключевыми условиями являются территориальная доступность всех зданий будущего образовательного комплекса, доступность широкого спектра качественных образовательных услуг, который востребован московскими семьями.

При этом Калина считает, что после объединения показатели результативности работы большинства московских школ качественно изменились, хотя это лишь один из факторов. По оценке чиновника, также положительную роль сыграла новая система финансирования школ.

В пример он привел данные по участию московских школьников в олимпиадах и ЕГЭ.

"В 2013 году команда Москвы на заключительном этапе Всероссийской олимпиады показала лучший результат по количеству победителей за все время существования олимпиады, оторвавшись от других регионов: 84 человека из 52 школ (2012 год — 74 человека из 44 школ)", — отметил собеседник агентства.

А в таких предметах, как география, математика, английский язык, юные москвичи собрали лучшие результаты по всем классам, добавил Калина.

Он также отметил, что в Москве увеличилось и число участников регионального этапа Всероссийской олимпиады — более чем на 25%, с 9,683 тысячи человек в 2012 году до 12,412 тысячи человек в этом году. Победителями и призерами стали 2,761 тысячи школьников из 579 школ города, что почти на четверть больше, чем в прошлом году.

Кроме того, по данным Калины, за три года в Москве выросло количество выпускников, набравших по трем предметам ЕГЭ 220 баллов: если в 2010 году их насчитывалось 6,946 тысяч человек, то в 2013 году — уже 18,893 тысячи. В такой же пропорции увеличилось количество школ, в которых не менее пяти учащихся набрали 220 баллов по трем предметам. Так, в 2010 году их было 359, а в 2013 году — уже 930 школ.

"Но я бы не стал связывать это только с реорганизацией. Создание многофункциональных школ — это лишь один модернизационный механизм, внедренный департаментом. На мой взгляд, основой коренных изменений стало внедрение новой системы финансирования образовательных учреждений, ведь равное финансирование школ, прежде всего, способствовало повышению ответственности педагогических коллективов за качество своего труда. Это не могло не сказаться и на общих результатах", — подчеркнул Калина.

Многопрофильная школа — больше возможностей

По мнению директора центра образования № 548 Ефима Рачевского, благодаря объединению школ, ученики получают больше возможностей для проявления и развития своих способностей.

"Объединение школ дает больше возможностей для детей с различными способностями, это не ставит их в тупик", — считает Рачевский.

Председатель экспертно-консультативного совета родительской общественности при столичном департаменте образования Людмила Мясникова разделяет мнение о том, что в образовательных комплексах у ребенка больше шансов проявить свои способности и склонности к тем или иным предметам, чем в спецшколах, куда стремятся попасть многие, однако это зачастую ошибочно.

"Я не понимаю тех людей, которые говорят, что объединение — это ужасно. Чем? Я вижу от объединения только плюсы. Необходимо четкое понимание, что родители и дети только выигрывают. Необходимо четко понимать — это не поглощение, не захват. Это объединение для того, чтобы дети получили школу", — заявила она.

По ее мнению, понять, к чему у ребенка есть способности, можно только после окончания начальной школы, и не всегда полезно отдавать его в "самую лучшую школу".

Элитная спецшкола — не всегда хорошо

"Обычно у нас как делали — не задумываясь, отдавали в первый класс самой лучшей школы, например, математической. Потом понимали, что ребенку трудно дается эта наука. Что делали? Шли в школу выяснять, в чем дело, брать дополнительные уроки с педагогом. Ребенок начинал очень много внимания уделять именно математике, потому что она ему трудно дается, и, соответственно, меньше времени уделять другим предметам. Самооценка становилась значительно ниже, ведь все успевают, а он нет", — отметила эксперт.

По ее словам, объединение школ дает большое преимущество — многопрофильность.

"Другое дело, если вначале окончить начальную школу, а потом пойти, куда больше тянет — в углубленное изучение конкретных предметов. Ребенок окончит начальную школу, поймет, что в соседнем классе ему предметы больше нравятся, придет, послушает, поучится там полгода и поймет, его это или нет. Объединение — это выбор будущего вашего ребенка. Согласитесь, не хочется, чтобы вы отучились 11 лет и получили образование, которое вам не интересно. Необходимо, чтобы ребенок остался самодостаточным, развитым", — подчеркнула специалист экспертного совета.

По ее мнению, есть четкая взаимосвязь между увеличением числа победителей олимпиад и объединением школ.

"Олимпиадников стало больше, потому что возможностей у детей стало больше. Элитность пропала — и, слава Богу. Да, у педагогов прибавилось работы, ответственности. Но дети не упущены, они все заняты", — заметила Мясникова.

Она добавила, что много зависит от самого педагога. "Ведь часто дети идут не на предмет, а на предмет, который ведет педагог. Если появляется педагог, который его заинтересовал, то появляется интерес к предмету. Вот так и получаются победители олимпиад. 84 победителей-москвичей на всероссийских олимпиадах — это много", — считает эксперт.

Плюсы для дошколят

По мнению Мясниковой, еще одним плюсом объединения школ стало их объединение с детскими садами.

"Дети ходят в детский сад, они ходят на все праздники в школу — ощущают себя частью школы. Они уже все воспринимают по-другому. Они смотрят на школьников, знают, что скоро станут такими же. Это им идет на пользу. Я сама наблюдала за такими детьми. Я отношусь к этому делу очень положительно", — заключила она.

Директор гимназии № 1518 Марина Фирсова также считает плюсом образовательных комплексов преемственность дошкольного и начального образования.

"На данный момент мы еще находимся в стадии реорганизации. К нам присоединяют детский сад. Теперь у нас будет преемственность дошкольного и начального школьного образования. Ребятишки, которые учатся в детском саду, будут переходить в наш первый класс, если этого пожелают родители. К нам в первые классы могут поступить и дети из других школ, по электронной записи", — рассказала Фирсова.

При этом она отметила, что вопрос объединения сегодня очень волнует родителей.

"Свои вопросы они присылают на нашу "горячую линию", задают мне при личной встрече. Мы часто приглашаем родителей на открытые уроки в нашей школе, где они могут пообщаться с руководством школы и самостоятельно оценить качество учебного процесса", — добавила Фирсова.

Родители за объединение

Со своей стороны, представитель родительской общественности, председатель управляющего совета гимназии № 1518, Николай Балашов, администрации и родителям удалось найти общий язык в этом вопросе.

"Мы участвуем в полной мере в процессе объединения. Это очень важно для нас, для всех родителей. Мы очень переживаем за наших детей. У нас было очень много вопросов. Но отмечу, что руководство гимназии было открыто в этом вопросе, всегда шло на обсуждение", — подчеркнул он.

По словам Балашова, родители одобряют процесс объединения и видят его преимущества.

"Ребенок начинает учиться с пеленок. Это позволит создать профильное обучение в дальнейшем. Подобный процесс только плюс всем учащимся. Мы общались со всеми родителями — они приветствуют идею объединения. Сейчас ждем начала учебного года. На этой неделе будет собрание управляющего совета гимназии, потом собрания пройдут во всех классах. Как многодетному папе, мне будет спокойнее и безопаснее за своих детей", — поделился собеседник агентства.

Как изменилась жизнь учеников и педагогов после создания в столице крупных образовательных комплексов, выяснили ученые Института образования НИУ ВШЭ.

Наталья Дербишир , аналитик Центра социально-экономического развития школы Института образования НИУ ВШЭ.

Объединение школ в Москве вызвало горячие споры. Почему хорошая школа должна «тащить на себе» плохую, недоумевали родители. Можно ли обеспечить благоприятный школьный климат в такой сложной и масштабной конструкции, переживали педагоги в «авторских» школах.

Учителя сетовали на огромную нагрузку и вал отчетности. Сейчас, когда объединившиеся школы уже притерлись друг к другу, можно оценить, насколько реализовались цели слияния. Их формула была проста: детям - хорошие знания, учителям - признание, карьера и рост доходов. Ученые НИУ ВШЭ выяснили, что на самом деле произошло в школах с 2012 года, когда начались первые реорганизации.*

Изменения исследовались по семи пунктам: доступность образования, качество обучения (в баллах ЕГЭ), успеваемость детей, кружки в школе, настроения учителей, их профессиональный рост, готовность школы к диалогу с родителями. Количественные изменения - сокращение числа школ с 1572 в 2012 году до менее чем 700 - оставим за скобками.

Доступность качественного образования

Позитивный результат: старшие классы стали более доступными.

  • Школы увеличили набор в десятые классы. 23% директоров образовательных комплексов в 2015 году заявили об открытии дополнительных старших классов (в 2013 году об этом говорили 17% директоров).
  • Доступнее стали профильные классы. Это особенно важно: обучение в них повышает шансы успешно сдать экзамены и поступить в престижный вуз (см. Как повысить результат ЕГЭ). Доля учеников профильных классов выросла с 81% от общего количества московских старшеклассников в 2013 году до 83% в 2015 году. Родители учеников школ, в которых появились такие классы, увидели рост качества обучения: «Нет претензий к преподавателям».
  • Во многих комплексах разделение по профилям происходило открыто. «Нам раздавали... заявления, там были перечислены все направления, которые [есть] в трех подразделениях [комплекса], каждый отмечал свои предрасположенности и вкусы, - рассказал один из учеников. - Потом уже на основе всего этого в подразделениях сформировались определенные классы».

И все же качественное образование стало доступно не всем.

Проблемы: «простым» классам выделяют не лучших педагогов.

  • Во многих школах сохраняется жесткий отбор в лицейские и профильные классы (на основе высоких оценок и солидного портфолио). «В таком случае в наиболее востребованные профильные классы поступают самые сильные ученики, как правило, наиболее мощного подразделения комплекса или перспективные учащиеся из других школ», - прокомментировали исследователи. Эту ситуацию можно назвать эффектом бутылочного горлышка, через которое способны пройти немногие, подчеркнули Бысик, Пинская и Дербишир.
  • Способные ученики, не попавшие в такие классы, оказываются обижены вдвойне. Во-первых, они не прошли отбор. Во-вторых, им достанутся учителя «второго ряда», поскольку лучших педагогов забрал лицейский сегмент. «Я шел сюда изначально, чтобы потом поступать на... факультеты, связанные с программированием, пришел сюда жёстко заниматься каким-то проектом, - рассказал один из таких ребят. - Но программирование здесь очень слабое, к нам пришел нормальный учитель только в конце прошлого года, а сейчас его нет». Распределение лучших учителей по принципу «то густо, то пусто» вряд ли повысит качество образования по всему комплексу.

Качество обучения

Позитивный результат: неудач на экзаменах меньше.

Доля учеников, получивших на единых экзаменах низкие баллы (менее 30), убавилась с 8,4% в 2013 году до 5,3% в 2015 году. При этом доля двоечников уменьшилась с 3,7% до 1,9%.

Проблемы: серьезного роста результатов нет.

Средний бал ЕГЭ по русскому языку и математике в московских школах почти стабилен. По русскому языку он увеличился с 70 до 71 балла, по математике - уменьшился с 57 до 55 баллов.

Достижения учеников

Позитивный результат: некоторые школы подтянули свои слабые подразделения.

Предполагалось, что слияние школ поможет повысить качество образования: сильные структурные подразделения (СП) способны подействовать на более слабые. В ряде школ это произошло. Но это не такая частая практика. Достижения учеников в разных подразделениях (и классах) по-прежнему сильно различаются.

Проблемы: успеваемость не выравнивается, в слабых подразделениях дети по-прежнему покидают школу после девятого класса.

  • Одни подразделения далеко впереди, другие, наоборот, отстали, показало независимое тестирование Московского центра качества образования в 2014/2015 учебном году. Типичен кейс образовательного комплекса, в котором очень велик разброс оценок по математике. В одном СП положительные оценки (все, кроме двоек) в четвертых классах получили 82% учеников. В двух других СП того же комплекса - 96% и 100%. В седьмых классах ситуация еще хуже. В подразделении-аутсайдере - 44% положительных оценок против 78% и 56% в двух других СП.

Тест по химии в девятых классах выявил еще больший разрыв. Доля положительных оценок в слабом подразделении - 50%, из них «4» и «5» получили 17% учеников. В двух других СП написали тест без двоек 83% и 100% девятиклассников; 28% и 65% учащихся получили «4» и «5».

  • Из-за сохраняющегося провала с оценками 40% выпускников девятых классов подразделения-аутсайдера уходят из школы в техникумы и колледжи. В СП-отличнике покидают школу лишь 20% их ровесников.

В некоторых школах, ставших подразделениями комплексов, «отсутствует общее для всех переживание доверия, комфорта, интереса к учёбе», прокомментировали исследователи. Это мешает «создавать культуру общих ценностей для всего комплекса»(см. об этом Как психологический климат в школе влияет на успеваемость).

Кружки и секции в школе

Позитивный результат: дополнительное образование расширилось.

Развитие детских талантов было еще одной задачей реорганизаций. Доля детей, охваченных дополнительным образованием в школе, выросла с 64% до 80%.

Проблемы: кружки доступны не для всех.

Самочувствие и настрой педагогов

Позитивный результат: педагоги считают свои школы более конкурентоспособными с точки зрения заработной платы.

Учителя образовательных комплексов оценивают свои школы выше, чем их коллеги из неукрупненных заведений (таб. 1).

Таблица 1. Оценка школы учителями, в %.

Варианты ответов

Укрупненные школы

Неукрупненные школы

Безусловно неконкурентоспособна

Скорее, неконкурентоспособна

Скорее, конкурентоспособна

Безусловно конкурентоспособна

Источник: исследование Мониторинг экономики образования, 2015 г.

В укрупненных школах учителя реже занимаются репетиторством (14,7% против 25,8% в неукрупненных школах) и другими дополнительными работами (9,8% против 20,6% в неукрупненных школах). Но это не всегда означает, что у них и так высокие доходы.

Проблемы: у учителей остается много поводов для недовольства.

  • Педагоги комплексов реже отмечали рост зарплат.
  • Они чаще говорили о чрезмерной занятости. Так, на увеличение отчетности сетовали 53,9% респондентов из укрупненных школ и 41,6% из неукрупненных. Это влияет на самоощущения учителей.
  • 35% педагогов негативно оценили укрупнение школ. Недовольство вызвали плохой соцпакет (путевки, дополнительное медобслуживание и пр.), низкая зарплата, работа с трудными учениками и сложные отношения с начальством.
  • Учителя считают, что их заслуги часто не признаются. Многие убеждены, что стоит поощрять не только тех, кто обеспечивает высокие достижения у отличников (и тем самым повышает рейтинг школы), но и тех, кто добивается прогресса у сложных учеников. «Мы стали как фабрика, всё для рейтинга, а ученика потеряли, до ребёнка вообще уже нет дела», - заявил один из педагогов.

Профессиональный рост учителей

Позитивный результат: в образовательном комплексе педагоги больше учатся друг у друга, больше профессионально растут.

  • «Учителя делают сопоставление... видят, как работают другие», - отметил один из респондентов-директоров школ. Педагоги перенимают опыт и у сторонних специалистов. «У нас повышают квалификацию порядка 80% учителей», - рассказал еще один школьный администратор.
  • В комплексе, как в более широкой среде, больше возможностей проявить инициативу и продвинуться в карьере. «Учитель из «серой мышки» в школе стала в комплексе председателем межшкольного методического объединения», - рассказал один из директоров. Такое педагогическое лидерство вдохновляет и других учителей.

Проблемы: профессиональный рост сопряжен с ростом неоплачиваемых обязанностей.

Сами учителя описывают картину с профессиональным развитием не столь радужно. Оно сочетается с увеличением обязанностей, которые часто не оплачиваются. «Мы получаем столько же, а делать приходится больше», - подчеркнул один из педагогов.

Диалог с родителями

Позитивный результат: школы стали более открытыми.

Родители лучше информированы о событиях в школе. Больше директоров в 2015 году отметили, что информация для родителей размещается в социальных сетях (12,7%, против 6,4% в 2013 году), рассылается посредством sms и электронной почты. Таким образом, руководители школ заботятся об имидже организации, ее представлении во внешнем сообществе.

Проблемы: директора малодоступны.

  • Время у директоров комплексов расписано по минутам - из-за высокой нагрузки и занятости. Не удивительно, что личные встречи руководителей школ с родителями сократились - 53,2% в 2015 году против 64,1 в 2013 году. Часто директора доступны для родителей по предварительной записи.
  • Директора оторваны и от учителей, подчеркнули исследователи. В крупном комплексе, в котором обучаются тысячи детей и работают сотни учителей, выстраивается управленческая пирамида, которая «не предполагает тесного общения педколлективов, учащихся и родителей с находящимся на вершине директором». Кроме того, в такой образовательной организации «крайне трудно создаются связи между педагогическими коллективами отдельных подразделений», резюмировали авторы исследования.

*Работа опирается на данные нескольких исследований 2013-2016 года, проведенных Институтом образования НИУ ВШЭ. Среди них - Мониторинг экономики образования за 2013 и 2015 годы. Качественное исследование проводилось в пяти московских образовательных комплексах и включало письменные опросы школьного сообщества. Так, были опрошены 600 учащихся восьмых классов и 250 учителей.

На протяжении последних четырех лет московские школы пытались превратить в «многопрофильные образовательные комплексы», включающие в себя и детские сады, и общеобразовательные школы, и лицеи, и даже коррекционные школы. «Объединение школ позволит ученикам получать все образовательные услуги в одном месте», - объяснял в прошлом декабре смысл реформы московский министр образования Исаак Калина. По его словам, ресурсов крупных образовательных комплексов хватит на то, чтобы «подавляющему большинству московских школ преподавать любой предмет на необходимом школьникам уровне, а также вести любую профилизацию».

Первые школы стали объединяться еще в 90-х, но массовые укрупнения начались в 2011 году. Идея пропагандировалась столичным министерством: главный резон был в том, что школы смогут сэкономить на помещениях и на управленческих кадрах. Все к тому и шло, учитывая, что российский бюджет в 2014 году отдает образованию вообще всего 5%, то есть 4465 млрд р., из них среднему образованию положен 181 млрд р. (для сравнения - на национальную оборону и безопасность уходит 33% бюджета, или 31 190 млрд р.). Также слияния школ тесно связаны с изменениями в их бюджетном финансировании.

Дело в том, что в 2011 году московский Департамент образования запустил пилотный проект по развитию общего образования. По действующим тогда правилам, на лицеи, гимназии, коррекционные школы (всего - 15 разных типов учреждений) распространялись повышенные коэффициенты финансирования: денег они получали в разы больше, чем обычные районные школы, которые довольствовались 63 тыс. р. на ученика в год. В марте 2011 года департамент предложил всем школам войти в пилотный проект: школы брали на себя определенные обязательства (например, ввести у себя новую систему оплаты труда, продвигаемую министерством), а взамен получали уже не 63 тыс. р., а от 85 до 123 тыс. р. на ученика в зависимости от его возраста. На такие условия с радостью согласились районные школы, но некоторые гимназии экспериментировать не спешили - им и без того денег хватало. При этом все школы изначально были предупреждены, что к 1 сентября 2014 года все имеющиеся надбавки срежут.

Так и случилось со вступлением в силу нового Закона «Об образовании» - он ликвидировал все типы и виды школ (гимназии, лицеи, коррекционные и вечерние школы и т.д.) и соответствующие надбавки за особый статус для них. Теперь для образовательных учреждений осуществляется «нормативно-подушевое финансирование», то есть деньги выделяются не на школу, а на каждого ребенка. Чем больше в школе детей, тем больше ей выделяют денег. При этом школам, которые успели войти в пилот, оставили норматив в 123 тыс. р., остальным же уменьшили до минимального - 63 тыс. р. Для небольших школ - таких как школа-интернат для одаренных подростков «Интеллектуал», где обучается менее 300 детей, - это стало ударом. Ее финансирование снизилось в 4,5 раза.

Сейчас присоединиться к пилотному проекту уже нельзя - таким образом, для части школ объединение с пилотными школами стало реальным шансом получать больше денег и тем самым спасти себя.

Фотография: shkolaintellektual.wordpress.com

Чем недовольны протестующие против укрупнения школ учителя, школьники и их родители

Хотя еще в 2011 году школы знали, что надбавки ликвидируют, сложившейся ситуацией некоторые учителя остались недовольны. На субботнем митинге преподаватели из «Интеллектуала» потребовали обеспечить «ясное и справедливое» финансирование московских школ, а также приостановить объединение школ. «Я не говорил, что сама идея объединения школ порочна, но этому решению должно предшествовать серьезное обсуждение внутри коллектива и оно должно приниматься в соответствии с законом», - объяснил Всеволод Луховицкий, учитель русского языка в школе «Интеллектуал». Педагоги настаивают на том, что решение о слиянии с соседней гимназией было принято директором «Интеллектуала» под давлением руководства, за один день, и несмотря на то, что управляющий совет школы с ним не согласился, уже через два дня его одобрили в департаменте. По словам Луховицкого, не все учителя и родители считают, что школы для детей с особыми образовательными потребностями выиграют от слияния с другими школами. «Мы работаем с особым контингентом детей, занимаемся в небольших группах по 10-12 человек - для нашей школы атмосфера очень важна», - пояснил учитель.

Кроме потери уникальной атмосферы сотрудники школ опасаются и возможных при слиянии увольнений. Ведь если двум школам нужны два библиотекаря, то в одной, объединенной, библиотекарская ставка всего одна. У родителей своя боль: они боятся, что после объединения школы с более слабой резко упадет уровень образования, а их дети окажутся в одном классе с детьми с отставанием в развитии или вообще с малолетними преступниками. Нервничают и мамы детей-инвалидов и школьников с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) из коррекционных школ - они не верят, что в объединенных школах их детям обеспечат те же особенные условия.


Фотография: cooperation.ru

Какие школы оказались под угрозой исчезновения

Сейчас в Москве открыты около 800 школ (в 2011 году их было около 3 тысяч). Большинство из них изначально вошли в пилот или позже присоединились к пилотным - им город продолжает выделять по 123 тыс. р. на ученика, а остальным финансирование срезали до минимального. Таких школ в Москве чуть больше 20. Среди них есть вышеупомянутая школа-интернат для одаренных подростков «Интеллектуал» (теперь ее объединят с гимназией №1588), школа №1189 при Курчатовском институте (ее собираются соединить с комплексом №2077, в которую уже вошли несколько обычных школ, заведение для подростков с девиантным поведением и коррекционная школа), коррекционная школа-интернат №30, несколько школ надомного обучения и вечерних школ.


Фотография: galima-hr.ru

Кто выигрывает от слияний школ

В Департаменте образования считают, что выигрывают все ученики - теоретически у них должно стать больше возможностей. Ведь если школа с сильной математикой и гимназия с уклоном в иностранные языки объединятся, то школьники в итоге должны одинаково хорошо знать и алгебру, и английский. К тому же, по замыслу чиновников, слабые ученики будут тянуться за сильными - в итоге повысится общий уровень знаний. Как смачно объяснял в 2013 году сам Исаак Калина, «неважно, какой огурец попадет в хороший рассол - маленький, большой, свежий малосольный – происходит усреднение, и все становятся одинаково хорошими солеными огурцами».

Протестующие учителя считают, что не в накладе остается и Департамент образования: для него укрупнение школ - хороший способ сэкономить. «Если объединить 10 школ, то детей можно поместить и в девяти зданиях, а оставшееся потом может оказаться у совершенно других владельцев», - называет не обязательный, но «один из возможных вариантов экономии» Всеволод Луховицкий. Кроме того, по мнению педагогов, на одного директора и давить легче, чем на десятерых. Таким образом, лояльных директоров становится все больше, а управляемость повышается.


Фотография: mgl-ru.livejournal.com

Почему равный подход ко всем школам не всегда уравнивает детей в возможностях

«Школы должны быть разными», - с такими плакатами дежурили учителя «Интеллектуала» у здания московской мэрии во время одиночных пикетов. Они волнуются о том, что присоединение другой школы убьет атмосферу внутри коллектива: одаренные школьники повернуты на учебе. Если они не на уроках, то их стопроцентно можно застать в библиотеке или на дополнительных занятиях, которые в школе всегда были бесплатными - 40% учащихся этой школы происходят из малообеспеченных семей и просто не смогут позволить себе платные кружки, открытые в гимназии, которую собираются присоединить к «Интеллектуалу». Кроме того, слишком умные школьники плохо сходятся со сверстниками, в своих предыдущих школах часто были белыми воронами, поэтому в «Интеллектуале» с ними специально работали психологи. Практика показывает, что учащиеся объединенных школ не всегда находят общий язык. В лефортовском комплексе №415 (в него входят общеобразовательная школа, несколько детских садов, школа с английским уклоном и вечерняя школа) попробовали учить вечерников вместе с обычными ребятами, но от этой идеи пришлось вскоре отказаться: учащиеся вечерней школы были намного старше, некоторые из них уже отслужили в армии. Очевидно, что, как бы ни хотелось Исааку Калине, школьники все-таки не огурцы, и грести их под одну гребенку или загонять под одну вывеску не всегда правильно, а иногда даже вредно. Как сказал учитель русского языка и литературы школы №57 и член общественного совета при Минобрнауки России Сергей Волков, «есть еще помидоры, и кабачки, и картошка, и фрукты, и неорганика всякая - не дай бог, вся бочка скиснет».


Фотография: cooperation.ru

Почему совместное обучение не всегда хорошо для детей с особенностями развития

Инклюзия, то есть совместное обучение здоровых школьников и детей с ОВЗ, - общемировой тренд. Подразумевается, что инклюзия предоставляет равный доступ к образованию для всех детей с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. В Великобритании специальные образовательные заведения посещают всего 1,5% детей, в Европе - 4–6%, остальные ходят в обычные школы. Инклюзивное образование позволяет особенным детям лучше социализироваться, а концентрация большого количество детей с серьезными недостатками в одном специализированном классе, напротив, нередко приводит к деградации. «Отличие в том, что за рубежом у детей, нуждающихся в дополнительном внимании, есть тьютор - он не помогает ребенку в учебе, а в основном работает с учителями-предметниками и родителями, объясняет им, как лучше вести себя с ребенком, самому школьнику он может посоветовать, как распределять свое время или подружиться с одноклассниками, - поясняет директор Института развития образования Ирина Абанкина, - для детей с особенностями развития нужны и особенные условия». О необходимости сохранения специально оборудованных классов и педагогов, умеющих работать с детьми-инвалидами, говорят и родители учеников коррекционной школы-интерната №30 имени Микаэльяна в своем открытом письме Ольге Голодец. «В процессе слияния в коррекционной школе №52 укрупнили классы до 16 человек, в результате упала нагрузка у 15 педагогов, что привело к их увольнению; коррекционная школа №37 прекратила свое существование, в ней сократили часы дефектологии, дефектологи занимаются на мизере дополнительного образования; в коррекционной школе №65 уволено шесть слабослышащих учителей», - приводят авторы письма живые свидетельства последствий укрупнения школ. В сентябре Исаак Калина встречался с родителями детей-инвалидов, однако виновными в проблемах при слиянии коррекционных школ с другими назвал непосредственно школьных управленцев. Министр посоветовал присылать конкретные жалобы на условия в школах на электронную почту департамента.


Фотография: ТАСС

Как власти реагируют на протесты?

В столичном департаменте приостанавливать слияние школ, по которым вынесены соответствующие решения, не собираются. Чиновники никаких процедурных нарушений не заметили. «В департамент были поданы заявления с просьбой об объединении от директоров обеих школ, копии подписанных решений административного и методического советов - министр заявления удовлетворил, поэтому никаких причин для приостановки процесса нет, - сказал «Городу» источник в департаменте, - личное мнение какой-то части учителей не является достаточным фактором». На открытые письма учеников и педагогов в адрес президента и мэра ответов пока не последовало. Сейчас родители нескольких учеников «Интеллектуала» готовят судебные иски.


Фотография: pirogovka.info

Какие последствия повлечет за собой объединение школ

Чиновники от образования рапортуют об улучшении показателей: количество москвичей среди победителей и призеров Всероссийской олимпиады школьников с каждым годом только растет, результаты ЕГЭ повышаются, и если в 2013 году в топ-500 российских школ входило 89 московских, то в этом году - уже 129. Эксперты же считают, что хоть для объединения школ и были объективные показатели (в 2012 году 85 столичных школ не смогли набрать первые классы, потому что родители не хотели отдавать туда детей из-за низкого качества образования), но взятый темп и жесткое администрирование не позволяет оценить риски в каждом конкретном случае. Ни родители, ни дети, ни учителя из-за стремительности и недостаточной информированности не могут объективно оценить недостатки и преимущества от слияния. «Это отлично, если сильные школы транслируют более слабым свои успешные модели - через мастер-классы, через сетевое взаимодействие на договорной основе. Административное же объединение с присоединением зданий и объединением бюджетов - не единственный выход, - считает Ирина Абанкина. - К каждой школе нужен индивидуальный, более мягкий и растянутый подход».


Фотография: Марина Ким

Есть ли выход у школ, которые не желают сливаться

В Департаменте образования удивляются, почему протестующие учителя обвиняют городские власти в принуждении к объединению и в недофинансировании. Ведь любое объединение - формально инициатива самой школы: без заявления от директора департамент не может никого ни с кем слить.

Учителя утверждают, что столичные директора запуганы и пишут заявления на слияния под угрозой увольнения. К тому же объединение - крайняя мера, единственный шанс получить дополнительное финансирование. Однако и с этим нельзя полностью согласиться. В соответствии с приказом Департамента образования, любая школа, которая предоставляет дополнительные услуги (в их число входит и работа с одаренными детьми, и обучение детей-инвалидов), имеет право обратиться к городским властям за дополнительным финансированием - для этого надо просто подать заявку.

Кроме того, школы, которые достигают успехов, имеют право подать заявку на специальный грант. Среди получателей грантов в этом году оказался и «Интеллектуал» - он получил 10 млн р.


Фотография: PhotoXPress

Чем запомнится Исаак Калина

Несмотря на то что Исаак Калина перед началом этого учебного года признавал, что «как и любые организационно-структурные преобразования в системе, слияние школ даст реальные результаты не раньше, чем через 8-12 лет», уже сейчас понятно, что сам он надолго запомнится, как министр, сравнивший школьников с огурцами и объединивший, казалось, необъединяемое.

Калина занял пост руководителя московского Департамента образования в 2010 году. С тех пор вопросы к нему накопились не только у недовольных слияниями школ родителей, но и у родителей дошкольников: хотя официально заявлено, что очередь в столичные детсады ликвидирована, это касается только детей от трех до семи лет, в то время как ясли в столице фактически ликвидированы - детей от полутора до трех лет можно оставить лишь на пару часов несколько дней в неделю. Не могут зарегистрировать своих детей в садики и люди с временной регистрацией.

С этого года большинство столичных школ, по инициативе департамента, перейдет на пятидневку, а школьные каникулы станут едиными для всех. Сейчас Калина активно продвигает модель «предуниверсариев» - это школьные уроки для старшеклассников, которые будут вести преподаватели вузов в стенах университетов. Предполагается, что кроме получения качественного общего образования, это поможет сориентироваться выпускникам и с выбором дальнейшей профессии. Чем обернутся эти нововведения, еще только предстоит узнать.

С 2012 года происходит оптимизация учебных учреждений как дошкольного, так и школьного типа. Оптимизация школ состоит в их объединение, и последующем отделении начальной школы от средней и старшей. Что происходит с реорганизованной школой?

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Понятие

  1. Реорганизация – это прекращение одной формы собственности бизнеса и создание новой, влекущее за собой возникновение отношений правопреемства.
  2. Образовательное учреждение – это учреждение, которое осуществляет процесс обучения, а также несёт ответственность за организацию этого процесса. В рамках своей деятельности реализует одну или несколько образовательных программ.

Законодательство

  1. Любая школа является юридическим лицом, поэтому процесс реорганизации проводится на основании
  2. Но, так как это всё-таки образовательное учреждение, то стоит опираться на нормы

Принимать решение о реорганизации школы имеют право:

  • как органы власти на федеральном уровне;
  • так и на региональном уровне.

С какой целью проводится

  1. Реорганизация школ производится с целью оптимизации процесса обучения детей.
  2. Кроме того, чиновники называют основной целью объединения школ уменьшение расходов на содержание некомплектных школ, а также для совершенствования сети государственных образовательных учреждений.

Как правило, это приводит к снижению эффективности образовательного процесса и снижению качества образования в конкретно взятой школе.

Главная особенность

Особенность реорганизации школы заключается в том, что впоследствии происходит оценка эффективности принятого решения о реорганизации.

Осуществляется проверка:

  • обеспеченности детей школьными принадлежностями;
  • организации учебного процесса, а также досуга школьников;
  • организация питания;
  • эффективность оказания медицинской помощи;
  • организация социальной защиты и социального обслуживания школьников.

Видео: нововведения

Формы

Как любое юридическое лицо, школа может быть реорганизована в следующих формах:

  • слияние – это объединение нескольких действующих предприятий в одно. При этом те юридические лица, которые объединяются, прекращают существовать, а образует новое предприятие;

    Схема слияния: А + Б = В, при этом А и Б прекращают свою деятельность, а В – начинает.

  • присоединение – одно предприятие вливается в другое, и при этом перестаёт существовать;

    Схема: А + Б = А, при этом б прекращает свою деятельность, а А – продолжает, сохраняя прежний ИНН.

  • разделение – на базе одного юридического лица, которое перестаёт существовать, образовываются новые фирмы;

    Схема: А / 3 = Б1, Б2 и Б3, при этом А – прекращает свою деятельность.

  • путем выделения – образование нового юрлица. При этом старое предприятие продолжает существовать и вести хозяйственную деятельность;

    Схема: – А – Б = А и Б, при этом А не прекращает свою деятельность.

  • преобразование – одно предприятие прекращает свою деятельность, а на его базе возникает, как правило, одно предприятие, реже – несколько, с другой формой собственности.

    Схема: А => Б, при этом А прекращает свою деятельность.

Порядок

Реорганизация школы, как и любого юридического лица, проводится по единой схеме, но с учётом некоторых особенностей.

Пошаговая инструкция реорганизации школы путем присоединения следующая:

  • принятие решения о проведении реорганизации.

    Его принимает либо учредитель, либо уполномоченный госорган. Также реорганизация может быть проведена по решению суда;

  • на основании принятого решения издаётся Постановление на том уровне власти, на котором и было принято решение о проведении реорганизации в данном образовательном учреждении;
  • необходимо решить вопрос с персоналом;

    Пути два – либо сокращение штатов, либо изменение условий трудового договора. И в том, и в другом случае, всех работников обеих учреждений необходимо уведомить за 2 месяца до предстоящих изменений. Пример

  • пока кадровая служба решает вопрос с сотрудниками, бухгалтерия занимается созданием разделительного баланса, на основании которого будет составлен передаточный акт;
  • сделать официальное уведомление через СМИ с помощь журнала «Вестник государственной регистрации» ;
  • нужно разослать каждому кредитору и дебитору оповещение о реорганизации;

    Это необходимо для погашения долгов и взыскания дебиторской задолженности. И, хотя школа является государственным учреждением, она также имеет и кредиторов, и дебиторов.

  • когда все документы будут готовы, их нужно сдать в налоговую инспекцию;
  • затем провести регистрацию нового образовательного учреждения (или учреждений), если реорганизация подразумевает их создание.

Решение

Решение о реорганизации школы принимается:

  • либо её учредителем;
  • либо уполномоченным государственным органом.

Этот орган также утверждает первоначальные мероприятия по реорганизации. Они зависят от того, в какой форме будет происходить реорганизация.

Постановление

На основании принятого решения издаётся правовой акт – Постановление на том уровне власти, которое и приняло решение о реорганизации конкретного образовательного учреждения.

В этом документе указывается следующая информация:

  • реквизиты принятого решения;
  • полное и сокращённое наименование реорганизуемого образовательного учреждения;
  • форма реорганизации;
  • назначение ответственного лица либо ответственного органа от лица учредителя или уполномоченного госоргана;
  • поручение о проведении соответствующих мероприятий;
  • поручение о составлении передаточного акта, подготовке необходимых документов.

Если в ходе реорганизации будет создано новое образовательное учреждение (слияние, разделение, выделение или преобразование), то в постановлении также нужно указать следующую информацию:

  • тип, вид и полное наименование вновь создаваемого образовательного учреждения;
  • орган исполнительной власти, в чьём ведении будет находиться новое образовательное учреждение;
  • формирование имущества вновь создаваемого образовательного учреждения.

Уведомление

Необходимо правильно решить вопрос с персоналом реорганизуемой школы.

В зависимости от формы будущих изменений, им «грозит» либо сокращение штатов, либо изменений условий трудового договора.

В любом случае, весь персонал необходимо уведомить на позднее, чем за 2 месяца до начала всех мероприятий по реорганизации.

Уведомление должно быть составлено в письменном виде, и направлено каждому работнику персонально. Кроме того, работник должен расписаться в уведомлении.

Заказать такую экспертизу должен сам учредитель школы, а проводится она по тем нормам, которые устанавливаются властью субъекта самостоятельно.

В состав комиссии, которая и проводит оценку последствий, входят:

  • руководители и специалисты местных органов управления образованием;
  • руководители, экономисты и юристы местных органов власти;
  • представители местного органа самоуправления;
  • представитель того учреждения, которое было реорганизовано.

По результатам проведённой экспертизы, члены комиссии выносят своё заключение, в котором содержится следующая информация:

  • обоснование необходимости проведения реорганизации.
  • прямое указание на то, как будет реализовываться право учеников на получение бесплатного среднего образования;
  • вариант трудоустройства работников, если предстоит сокращение штатов или массовое увольнение;
  • прогнозируемые последствия принятия решения о реорганизации. Что ждёт школу в будущем?

Права работников

При реорганизации школы права всех работников должны быть соблюдены в соответствии с ТК РФ. Если происходит сокращение, то должны быть произведены все выплаты, если происходит изменение условий трудового договора, то они должны быть не хуже, чем в прежнем.

То есть, если происходит изменение окладов, то нельзя допустить, чтобы оклад на новом месте работы был ниже, чем на прежнем, при сохранении того же объёма работ.

В противном случае, не избежать проверок и судебных разбирательств.

Работник имеет право отказаться работать на новое начальство. Это его право! Об этом сказано в

Плюсы и минусы

Реорганизация школ имеет свои за и против. Однако больше минусов, чем плюсов.

К минусам можно отнести:

  • в классах становится более 25 человек , а то и 30 ;
  • страдает учебный процесс;
  • некоторые школы переходят на более «низкий» уровень образования;

    Например, объединили общеобразовательную школу и школу, имеющую статус «гимназии». Те дети, которые учились в «гимназии» потеряли в образовании, так как новая школа была переведена на общеобразовательный уровень.

  • зачастую, учащимся становится добираться до школы сложнее и дальше;

    Особенно это относится к реорганизация сельских малокомплектных школ. Когда, например , объединяют несколько сельских школ для полной комплектации классов и педсостава. Зачастую детям приходится добираться в другие сёла за несколько километров.

  • сокращение педагогического состава;
  • переквалификация учителей. Например, объединение спортивной и обычной школы;
  • увеличение педагогической нагрузки на учителей при той же заработной плате.

В столице не прекращаются скандалы вокруг объединения школ в «образовательные комплексы». Родители учащихся прогимназии № 1651 в московском районе Южное Тушино заявляют об угрозе ее закрытия, возникшей после объединения с еще двумя школами (№ 680 и № 106) и двумя детскими садами.

По их словам, когда в прошлом году решался вопрос об объединении, родителей заверили, что делается это для «улаживания финансовых вопросов», а для учеников реорганизация — не больше чем смена таблички.

Прогимназия № 1651 уже 20 лет обучает детей дошкольного и младшего школьного возраста. Для малышей созданы максимально комфортные условия, обеспечивающие плавный переход от детского сада к начальной школе, рассказывают родители. Здесь сложился прекрасный педколлектив, выпускники поступают в лучшие средние школы Москвы, в том числе в расположенную в округе Курчатовскую школу.

«Никаких фальсификаций, как это рассказывают про другие школы, у нас при объединении не было, — рассказала одна из родительниц . — Нашему директору объяснили, что прогимназии, в которой всего 8 классов и 2 детсадовские группы, в новых условиях самой не выжить. Она поверила сама и смогла уговорить нас (а это стоило больших трудов) согласиться на объединение с двумя посредственными школами.

Но уже в сентябре, после того как документы о слиянии были подписаны, поступило указание — прогимназию расформировать. На первом же собрании директор объявила, что существующие классы будут распределены по другим школам, а новые набираться не будут».

По словам родителей, в особенно тяжелом положении оказались первоклассники — выпускники подготовительной группы прогимназии. Ни в одну приличную школу им уже было не попасть. Обращения родителей во все возможные инстанции вплоть до президента (письмо к Путину было спущено в городской департамент образования и впоследствии зачитано на собрании в школе) сыграли свою роль. Набор в первые классы был открыт, учеников пока оставили доучиваться в прежнем здании, однако не исключили, что заканчивать начальную школу они будут в других учебных заведениях.

«Теперь департамент нашел новую уловку: несоответствие санитарным нормам — правилам, — рассказала Петровская. — Прогимназия располагается в здании, предназначенном под детский сад, в ней нет отдельной столовой, а высота потолка в спортзале вместо положенных 6 метров только 4. И, хотя требования 6-метровых потолков относятся не к нашим малышам, а к старшеклассникам, этого вполне может хватить, чтобы отобрать у прогимназии здание».

Во вторник у здания прогимназии состоялась встреча родителей учащихся с лидером . По словам Митрохина, проходившая мимо директор объединенного комплекса (ранее руководившая школой № 680) подключилась к обсуждению и затем пригласила собравшихся войти в школу, хотя изначально она не соглашалась на проведение встречи в стенах школы. Выслушав претензии родителей, директор согласилась с их требованиями «совместно продумать внешнюю или внутреннюю реорганизацию помещений прогимназии, сделав их соответствующими СанПиНам», что позволило бы сохранить учреждение. Встреча, на которой будет обсуждаться возможная перепланировка или пристройка, позволяющая выделить отдельные помещения для столовой и спортзала, состоится в ближайшую субботу.

«В Москве 35 прогимназий, половина из них располагаются в зданиях детских садов, и ко многим уже сделаны пристройки, — рассказала Петровская. — Я сама конструктор, среди нас есть два архитектора, мы представляем, как это сделать. Но начали мы с того, что разослали письма в различные благотворительные фонды, а также состоятельным людям — Прохорову, Потанину, Дерипаске. Шансов попасть в программу «Столичное образование» с этой пристройкой у нас, конечно, нет».

Письма потенциальным благотворителям были разосланы только сегодня, поэтому ответов от них пока нет.

По мнению Митрохина, «неожиданно вспыхнувшая забота чиновников» о соблюдении СанПиНов — не более чем предлог для реорганизации прогимназии, которая «проводится исключительно в интересах бюрократии и не имеет никакого отношения к повышению качества учебного процесса». «На примере прогимназии № 1651 можно понять абсурдность школьной реформы, проводимой в Москве. Создание школьных холдингов разрушает педагогические коллективы, уничтожаются уникальные учебные учреждения, которые демонстрируют высокое качество образования и вызывают только положительные отзывы у родителей», — считает лидер «Яблока».

Директор школы отказалась сообщить свое мнение по поводу грозящей прогимназии ликвидации и мер по ее спасению. По словам Ильиной, она не будет обсуждать этот вопрос с прессой. «Это внутренние проблемы прогимназии, и я буду обсуждать их с родителями», — заявила она. Возможность присутствия журналиста «Газеты.Ru» на предстоящей в субботу встрече с родителями директор, по ее словам, «должна согласовать со своим руководством».

Между тем это «руководство» — окружное управление департамента образования — накануне удостоилось самых высоких похвал городского правительства. Как сообщил на заседании правительства во вторник руководитель департамента Исаак Калина, в Северо-Западном округе «больше всех воспользовались возможностями постановления № 86 от 22 мая 2011 года» («О проведении пилотного проекта по развитию общего образования в городе Москве»). В СЗАО создано 66 образовательных комплекса, куда вошли 212 учреждений. В них обучаются без малого 76 тыс. детей.

«На территории округа созданы 26% всех образовательных комплексов города», — похвалил окружное управление образования руководитель департамента.

По его данным, в результате объединения школ на 37% сократился административно-управленческий аппарат, а зарплата учителей увеличилась на 41%. К результатам создания образовательных комплексов руководитель департамента отнес также повышение качества образования, «формирование единой культурно-образовательной среды микрорайона, консолидирующей его жителей», «расширение возможностей выбора образовательных услуг и программ» и даже «снижение уровня асоциальных проявлений» со стороны детей и подростков.

Кроме того, по данным департамента, итогом двух последних лет стал «рост уровня удовлетворенности населения оказываемыми образовательными услугами системой образования. (По результатам опроса родителей через систему электронных журналов, удовлетворенность выросла с 47% в 2010 году до 75% в апреле 2012 года.)

«Школа очень сильно изменилась за последние годы, и те люди, которые учились 30—40 лет назад, наверное, в какой-то мере испытывают ностальгию по той школе, в которой учились. И мы в хороших школах учились, но они сегодня не могут удовлетворять тем требованиям, которые мы сегодня предъявляем», — заявил Калина. Вызванное потребностями времени объединение школ необходимо не только для экономии средств, но и для создания нормальной образовательной среды: у учеников появляется больше возможностей выбора разных образовательных профилей и программ, считает Калина.

А по словам а Сергея Собянина, мнение родителей, чьи дети посещают московские школы, отличается от мнения не имеющих сегодня отношения к школе людей.

«Те, кто не сталкивается со школой, тоже высказывают свое мнение. И это мнение значительно хуже, потому что они не знают о тех переменах, которые происходят в школах, и, может быть, судят о том, как это было в то время, когда их дети ходили туда. Потому вообще информировать москвичей о тех переменах, которые происходят в образовании, нужно активнее. Потому что получается большая разница в отношении тех граждан, которые сейчас соприкасаются с системой образования, чьи дети ходят в школы сегодня, и в целом контингента, в целом населения», — заявил мэр.

Член координационного совета при президенте по реализации национальной стратегии действий в интересах детей, исполнительный директор региональной общественной организации «Благотворительный центр «Соучастие в судьбе» считает «недопустимым» объединение в многотысячные «холдинги» школ, тем более тех, что являются разными по своей сути. «Совершенно непонятно, на чем основано происходящее в Москве объединение школ, — говорит эксперт. — Оно не мотивировано интересами детей, мне кажется, что это делается исключительно с точки зрения экономии средств и не более того. Но это как раз тот случай, когда не надо экономить. Эта ситуация не обсуждалась со специалистами, с экспертами. У нас в последнее время принято не слушать возражений и ни с кем не советоваться, начальник принял решение — и на этом все».

Похожие статьи

© 2024 liveps.ru. Домашние задания и готовые задачи по химии и биологии.