Стена в голове: восточные немцы тоскуют по советскому прошлому. Немцы восточные и западные: есть ли отличия? Чем восточные немцы отличаются от западных

МОСКВА, 4 дек — РИА Новости, Анна Михайлова. С падением Берлинской стены и объединением Восточной и Западной Германии казалось, что история ГДР закончилась. Однако даже спустя почти 30 лет жители бывшей Германской Демократической Республики ностальгируют по стране, которой больше нет. Они покупают в интернете товары тех лет, смотрят тематические передачи по телевидению и даже устраивают вечеринки в стиле ГДР. У этого явления есть официальный термин — "остальгия" (от немецкого Ost — восток).

Феномен тоски восточных немцев по прошлому стал предметом исследований. Корреспондент РИА Новости пообщалась с авторами таких книг, а также с восточными немцами и узнала, чего не хватает жителям бывшей ГДР в современной Германии.

Жили — не тужили

Воссоединение Германии после окончания холодной войны принято подавать как историю успеха. В первую очередь потому, что оно было бескровным. Несмотря на то что смена власти в 1989-1990 годах прошла мирно, для восточных немцев это означало глубокие потрясения и потери. С надеждами на лучшую жизнь на них обрушились безработица, неуверенность в завтрашнем дне, отсутствие внятного представительства в политической и общественной жизни страны и общее состояние потерянности, — рассказывает Томас Гроссбёльтинг, составитель-редактор книги "ГДР: миролюбивое государство, читающая страна, спортивная нация?".

"К новой жизни в объединенной Германии восточным жителям пришлось приспосабливаться, переучиваться. Нужно было страховать свою жизнь по-другому, иначе вести себя на рабочем месте, система образования стала другой. Людям не хватало социальной близости, отсутствовал привычный путь, по которому граждане ГДР шли с детства", — говорит эксперт.

Как западный немец, выросший в Вестфалии, Гроссбёльтинг долгое время воспринимал ГДР как совершенно чуждое образование. Для его поколения жизнь восточных немцев была источником домыслов и мифов, опровержение которым он и пытался найти, работая над книгой.

"Меня интересовали такие вопросы, как: было ли больше социальных гарантий у ГДР, была ли эмансипация женщин более прогрессивной, чем в ФРГ, почему спортсмены и спортсменки ГДР были такими успешными? Все эти вещи в 90-е годы были предметом дискуссий и споров, затрагивающих вопрос идентичности. Западногерманский взгляд был таков, что граждане ГДР были "освобождены", поэтому должны быть благодарны за это. Но параллельно возникла вот эта волна остальгии, когда жители той части Германии находили определенные качества и моменты в истории ГДР, которые они хотели бы отстоять и сохранить", — объясняет Гроссбёльтинг.

"Я — не немец, я — восточный немец"

Автор книги "Опыт восточных немцев после объединения Германии" Томас Абэ на книжной ярмарке Non/fiction

"Период трансформации был достаточно жесткий и болезненный. Каждый второй работник (то есть 50% трудоспособного населения) потерял свою работу. При этом восточные немцы не были никак представлены в обществе, ими управляла западногерманская элита. В бизнесе, экономике, политических ассоциациях, профсоюзах, университетах, науке, органах управлениях это были в основном западные немцы. У осси не было своего голоса", — говорит Абэ.

© Фото предоставлено Фондом Фридриха Науманна


© Фото предоставлено Фондом Фридриха Науманна

Спад эйфории от изобилия "западных" товаров и продуктов у восточных немцев начался довольно быстро, уже через два года после объединения страны. И в той или иной степени продолжается до сих пор, считает Абэ.

"В марте 1990-го был проведен опрос общественного мнения. Людей спросили: "Вы ощущаете себя немцами, восточными немцами или гражданами ГДР?" Две трети опрошенных тогда сказали: "Я — немец". Тот же вопрос мы задали восточным немцам в декабре 1992 года, то есть спустя два года после объединения. Результаты получились обратными. Две трети опрошенных ответили: "Я — восточный немец" и только одна треть: "Я — немец", — объясняет Томас Абэ.

"Моя ГДР — великолепная страна!"

Еще один выходец с "востока" — Михаэль Майен, специалист по теории коммуникации, профессор Мюнхенского университета имени Людвига и Максимилиана, добавляет, что осси испытывают ностальгию по временам, "когда никто не подвергал сомнениям их личные жизненные достижения". По его словам, одним из ключевых элементов остальгии стало пренебрежительное отношение западных немцев к тем, кто жил в ГДР, отчего последние ощущают потерю идентичности.

"У людей отняли возможность вспоминать собственное прошлое и позитивно или, по крайней мере, избирательно оценивать часть их жизни, проведенную в ГДР. Потому что "единая" немецкая общественность, СМИ, школа, музеи — все оценивают ГДР только как господство диктатуры. И поэтому практически каждому бывшему гэдээровцу приходится объяснять другим, чем он в те времена занимался — и почему. А западным немцам этого делать не нужно", — уверен Майен.

Это ощущение играет для многих восточных немцев важную роль. Среди прочего, родители не могут помочь своим взрослым детям сделать карьеру, что было возможно в бывшей Восточной Германии, считает Майен. Среди других утраченных ценностей ученый отмечает "социальные гарантии, отношения на работе, социальную справедливость и ощущение, что в центре внимания политиков находятся в первую очередь люди".

"Потеря статуса и необходимость оправдываться за свое прошлое сближает восточных немцев", — подтверждает Томас Абэ.

"Та стилистика, которая превалирует в современной Германии в отношении восточных немцев и ГДР, — несправедливая и односторонняя. Ученые говорят: в ГДР была диктатура. Но обычные восточные немцы мыслят другими категориями. Они говорят: "Я не могу представить, что было так плохо в то время. Моя ГДР была великолепная страна!" То же самое со Штази. Когда в Германии стали много писать о репрессиях этой правоохранительной системы, простые осси не хотели в это верить", — подчеркивает эксперт.

Примечательно, что вопрос идентификации остается актуальным и для молодого поколения восточных немцев, которые не застали ГДР. Согласно опросам последним лет, около 40% детей осси считают, что родина их родителей была более демократичным и справедливым государством, чем нынешняя Германия.

Почему иммигранты предпочитают западные земли / Особые восточногерманские ценности? / Ритуал знакомства как символ происхождения.

Многие из тех, кто собирается переселиться в Германию, например, в качестве поздних переселенцев или еврейских иммигрантов, не хотели бы попасть в восточные земли Германии, то есть на территорию бывшей ГДР. Говорят, там к иностранцам отношение хуже, чем на западе страны, да и уровень жизни несколько ниже. А знают ли потенциальные переселенцы и иммигранты о том, что до сих пор между многими восточными и западными немцами существует невидимая стена отчуждения? Их различает не только уровень и образ жизни, но и менталитет. Так что переселенец из Восточной Европы может как раз на западе почувствовать себя не в своей тарелке, оказаться изолированным и одиноким.

Где девушки красивее?

Восточногерманская дача

"Знатокам давно известно, что девушки на востоке красивее, а мужчины лучше целуются. Что здешний народ быстрее соображает, да и вообще здесь все лучше, чем на западе", - пел популярный восточногерманский певец Кай Ниман (Kai Niemann). Разумеется, песня не пользуется популярностью на западе ФРГ, в то время как радиостанции на востоке Германии ее часто крутят. Но является ли этот факт проявлением восточногерманского самосознания? Или, скорее, это попытка убедить самих себя в наличии каких-то особых восточногерманских ценностей?

Если не принимать в расчет чувство собственного превосходства, которое довольно явно читается между строк этой песни, текст ее полон расхожих предрассудков о так называемых "осси" и "весси", на которых по-прежнему делятся жители объединенной Германии. "Осси", то есть жители бывшей ГДР, ленивы, боятся трудностей, они слишком эмоциональны и привыкли жить по команде. Такими видят их "весси", то есть западные немцы. В то же время на востоке Германии считается, что жители запада ФРГ не умеют показывать свои чувства, высокомерны, склонны к преувеличениям, что интересуют их исключительно деньги.

Стоит ли в такой ситуации удивляться тем недоразумениям, которые постоянно возникают между восточными и западными немцами? Вот лишь некоторые примеры:

Консультант из Западной Германии воспринимается надменным, высокомерным, если он не готов обсуждать на работе проблемы личной жизни.

Участница семинара из Восточной Германии удивляется, что ее западные коллеги, критикуя семинар, высказывают одни и те же упреки, вместо того, чтобы ограничиться еще не упомянутыми и важными для всех моментами.

Инженер из Восточной Германии, который хочет получить работу на западной фирме, практически ничего не говорит о своих способностях. И лишь в самом конце разговора с потенциальным работодателем выясняется, что он детально разбирается в важных компьютерных программах.

Сотрудницы с востока Германии часто бывают не уверены, касается ли критика со стороны западного шефа их работы или она направлена против них лично.

Молодая женщина из Западной Германии чувствует себя неуютно, поскольку восточный коллега постоянно касается ее руки при разговоре.

Все вместе друг против друга

Обложка книги

Например, существуют различные ритуалы знакомства. На западе принято сначала указать собеседнику на свой статус, поскольку это важнейший критерий, на основании которого вообще принимается решение, стоит ли продолжать разговор. На востоке знакомство начинается на личном уровне. Исходная информация о себе не содержит данных о социальном статусе. Сначала идет выяснение личной совместимости, после чего собеседники переходят к вопросам статуса. Это означает, что и восточная, и западная культура коммуникации придают большое значение обоим аспектам, но в разной последовательности. Сближение, дистанция, конфликт присутствуют в обоих случаях, но по-разному.

Олаф Георг Кляйн родился в Восточном Берлине в 1955 году, учился на факультетах евангелической теологии, психологии и на философском. Сегодня он - автор многочисленных публикаций и психолог-консультант. После объединения Германии тема взаимоотношений востока и запада играет в его консалтинговой деятельности все более важную роль.

Различия культурных наследий

В свое время Олаф Кляйн провел 6 месяцев в США, где ему бросились в глаза необычные отношения между американцами и англичанами. Различия культурных наследий являются источником недоразумений и взаимной неприязни, несмотря на то, что обе нации говорят на одном языке. Подобный феномен наблюдается сегодня между востоком и западом ФРГ.

"Как восточный немец я замечаю в общении с западными немцами постоянное присутствие конкурентной борьбы под девизом: "Все вместе друг против друга!" Люди постоянно начеку, постоянно ждут какого-то подвоха", отмечает он.

Переговоры, флирт, дискуссия или частный разговор... Когда "осси" вступают в контакт с "весси", у обоих нередко остается неприятный осадок от этого общения. Ощущение, будто что-то не так. Распространено убеждение, что общий язык подразумевает единые правила коммуникации. Но так ли это?

"Всем известно, восток это - восход, а запад - закат. С востока ветер свежее, чем с запада. Даже Мартин Лютер был "осси"! И вообще, на востоке все лучше, чем на западе", - вот как пел Кай Ниман.

На востоке и на западе время идет по-разному

Кляйн убежден: разница уровней доходов между востоком и западом Германии играет, скорее, второстепенную роль. Причина недоразумений в разной культуре общения. Поэтому для успешной коммуникации необходимо учитывать эти различия. И решающую роль играет не содержание, а формы коммуникации. Кроме того, нельзя забывать о мимике и жестах, сопровождающих слова.

Как долго следует смотреть в глаза собеседнику? Можно ли спонтанно коснуться его руки? В каком темпе следует вести беседу? "Для "весси"типично то, что они сразу берут быка за рога. Я не хочу сказать, что мы, восточные немцы, медленнее соображаем. Мы просто подходим ко всему спокойнее, взвешиваем каждое слово. Это, наверное, осталось еще со старых времен, когда нужно было все время держать ухо востро и думать о том, кто тебя слушает и кому доложит о том, что ты говорил",- отмечает психолог.

Восточные и западные немцы по-разному подходят к таким важным аспектам как дружба или время. Эти различия сложились под влиянием исторических факторов. После окончания Второй мировой войны развитие западной части сегодняшней ФРГ было ориентировано на Америку, в то время как культура общения на востоке Германии складывалась под влиянием восточно-европейских традиций.

Преимущества и недостатки

Но торопиться с выводами здесь не стоит, подчеркивает Олаф Георг Кляйн: "Преимущества и недостатки есть в каждой из этих культур. Поэтому совершенно бессмысленно было бы утверждать, что одна из них лучше, а другая хуже. К примеру, восточноевропейская культура коммуникации высоко ценит компромисс, в то время как западная культура склонна принимать решения, выгодные большинству. Поэтому в случае разногласий на востоке долгое время пытаются найти устраивающий всех компромисс, в то время как на западе дискуссия прекращается, как только становится ясно, что найдено решение, устраивающее большинство".

По мнению писателя, восточная культура общения избегает открытых конфликтов. То есть дискуссия долгое время ограничивается спектром вопросов, по которым у сторон нет серьезных разногласий. Затем осуществляется переход к конфликту, формулируется его суть, после чего дискуссия снова возвращается к достигнутому ранее консенсусу.

Такое обсуждение, при котором постоянно подчеркиваются общие взгляды на проблему, не приводит к эскалации конфликта. Западная культура коммуникации склонна провоцировать конфликт как путь к выяснению различных точек зрения. Подобное различие взглядов часто приводит обе стороны к взаимному раздражению и упрекам в непрофессионализме.

Понимание всех этих различий необходимо для успешного диалога между востоком и западом. Необходимо чутко прислушивается к реакции собеседника, контролировать не только слова, но мимику и жесты.

"Ты - другой, и это превосходно!", - пишет Олаф Георг Кляйн в своей книге и считает, что нужно стремиться не изменять друг друга, а учитывать различия в культурах общения.

Контекст

Где ты, единство?

"Народ - это мы!" С этим лозунгом сотни тысяч немцев осенью 1989 года выходили на демонстрации против коммунистического режима в ГДР. Но довольно быстро лозунг изменился и стал звучать: "Мы - один народ".

Различия между восточными и западными немцами все больше исчезают (часть 1)

Перерезан бетонной стеной на две части Берлин — это символично. Это язык холодной войны, когда через один город, одну страну проходит граница миров. Напомню, что Берлин — столица объединенной Германии, созданной Отто фон Бисмарком в 1871 году, и что он был таким до 1945-го. С 1701-го этот город был столицей Пруссии, а затем целой Германии.

Как по мне, интереснее деление не на Восточную и Западную Германию, а на Южную и Северную, католическую и лютеранскую. Действительно, речь идет о важных культурных различиях. Сейчас возвращается старая линия разделения на Север и Юг — это демаркационная линия, которая имеет очень глубокие исторические корни, которые уходят во времена Реформации в Европе.

Отличие ФРГ и ГДР

Главное отличие в том, что Западная Германия была капиталистической страной, включенной в западноевропейское культурное общество. Также по многим параметрам она была значительно американизированной, что касается политики и культуры.

Восточные немцы и дальше жили в условиях тоталитаризма, хотя это был совсем другой тоталитаризм. Они были ограничены в своих культурных и туристических возможностях, не знали мира. Социалистическая плановая экономика определяла повседневную жизнь.

Также четко видно различие между классической прусской и франкофильской частями Германии. Там внутренний настрой людей другой. Прусская традиция — это дисциплина, работа, порядок, а франкофильская подталкивает к наслаждению жизнью.

Бавария – «свободное государство»

Внутри восточной и западной частей Германии также есть ряд разделов. Саксония, Бавария — это очень специфические федеральные земли (так называемые свободные государства), а их жители идентифицируют себя с ними. Не стоит забывать о сложных отношениях с Австрией и Швейцарией. Германия значительно разнообразнее, чем многие думают. Для южных немцев север их страны во многом кажется другой страной. Однако политически Германия объединенная и единая.

Объединение Германии

Вопрос об объединении Германии всегда был на повестке дня после 1945 года. Даже в гимне ГДР была строка о том, что она должна объединиться. Долгое время Западная Германия не признавала восточногерманского государства.

Большую роль после объединения в 1990-м году, играл экономический фактор. Восточная Германия присоединилась к Западной (т.е. ГДР к ФРГ). Многие забывают, что демографически западная Германия гораздо больше восточной части, то есть 65 млн. против более 16 млн. человек.

Поэтому Восточная Германия — это лишь маленький кусочек целой Германии. Восточные немцы хотели от объединения экономической выгоды, а также свободы передвижения и демократических свобод и прав.

Западные немцы в основном положительно относились к факту объединения. Для некоторых это было очень важным, а для многих понятным, естественным и потому нейтральным. Есть немцы из западной части страны, которые до сих пор ни разу не были в восточной.

Штази — восточногерманское «КГБ»

Несколько слов о Штази , своеобразное «восточногерманское КГБ». Это учреждение было менее кровавым, чем российский аналог, но глубже проникалось в общество. Слежка в ГДР велась значительно бдительнее, чем в СССР. Большой процент населения восточной Германии принимал участие в работе этой спецслужбы как «доносчики». Меньшинство — по убеждению, большинство — через давление и принуждение.

Министерство государственной безопасности ГДР

Речь идет о цифре от десятков до сотен тысяч. От этой деятельности многие пострадали: кого-то бросили за решетку, но в основном разрушали карьеры и семьи. Люстрация была серьезной и подробной, но не трагической: те, кто через нее потерял работу, становились пенсионерами. Пенсии достойные, такие, что человек может позволить себе раз в год отдохнуть в Испании.
Продолжение следует…

Двадцать восемь лет назад, 9 ноября 1989 года, пала Берлинская стена. Границу между Восточным и Западным Берлином официально закрыли уже в 1951 году. Однако в первое время сбежать было не так уж и сложно, и восточную часть покинули 2,6 млн человек. Тогда власти ГДР решились на радикальные меры. Основное заграждение было построено за одну ночь на 15 августа 1961 года, но укрепляли стену вплоть до ее падения.

С тех пор прошло ровно столько, сколько простояла Берлинская стена. Но немцы до сих пор негласно поделены на “осси” (восточных) и “весси” (западных). Некоторые “осси” все еще предаются ностальгии по социалистическому прошлому. В Германии для обозначения этого чувства даже придумали специальный термин – “остальгия”. Мы собрали воспоминания восточных немцев, которые могут разделить большинство из тех, кто вырос в Советском Союзе.

Школьная система образования и учеба по субботам

Как и в ряде стран Советского Союза, в школах восточной Германии была “шестидневка”. Общих критериев субботней учебы не было: где-то школьники сидели четыре урока, где-то шесть. Школу по субботам отменили только в 1990 году, когда страна вновь объединилась. Вместо занятий школьники с родителями стали ездить в западную часть, чтобы получить “приветственные деньги” (Begrüßungsgeld). Это материальная помощь, которую ФРГ выплачивала каждому восточному немцу при въезде на западную сторону.

Дагмар: “После 9 ноября мы, учителя, часто стояли перед полупустыми классами. Большинство учеников по субботам уезжали в западную Германию, чтобы получить денежную помощь. И да, “восточные” дети были более образованными. После объединения страны общий уровень образования откатился назад”.

Йоахим: “К счастью, в субботу я должен был идти в школу. Жаль, что только до обеда. Моей маме в это день почему-то всегда приходила в голову идея делать уборку. Поверьте, я был рад, что мне нужно учиться. Но если серьезно, никому из нас это не повредило. Жаль только учителей, которые и так всю неделю были перегружены”.

Другие не так оптимистично вспоминают школьные годы, но признаются, что польза от субботней учебы была несомненной.

Хайке: “Я ненавидела учебу по субботам, но, по крайней мере, вреда мне это не нанесло. Было бы неплохо ввести то же самое сегодня. Дети занимались бы чем-то полезным в жизни, а не пялились все выходные в смартфон”.

Гоа: “Я даже в техникуме ходила по субботам на учебу - два часа русский, два часа марксизм-ленинизм. Вот это было настоящее удовольствие!”

Михаэль: “В те времена был порядок и мы, дети, уважали взрослых. Сегодня только и слышишь от них на улице: “Эй, чувак”… Каждый делает в школе что захочет. У учителя не осталось никаких прав. Раньше, бывало, и тряпка по классу летала… Все-таки учеба по субботам – однозначно неплохая идея”.

Детские сады полного дня

Это сейчас почти половина немцев уверена, что ребенок страдает из-за отсутствия матери, которая вынуждена работать. В ГДР такой вопрос не стоял. Чтобы строить социалистическое будущее, женщины после родов должны были как можно раньше возвращаться к работе. Варианта “домохозяйка” не существовало в принципе. В Конституции ГДР была напрямую прописана обязанность женщины трудиться: “Социально полезная деятельность - почетная обязанность каждого трудоспособного гражданина”. При этом домашний труд работой не считался.

Для мотивации женщин власти позаботились о 100%-й обеспеченности детей местами в детских садах. Учреждения работали с шести утра до семи вечера, многие проводили в них ежедневно по десять часов и дольше. Нередки были недельные сады, когда ребенка приводили в понедельник утром и забирали в пятницу вечером.

Ингрид: “Наши детские сады были прекрасны. Можно было не бояться забрать ребенка на полчаса позже. Через восемь недель после родов я уже вышла на работу”.


Райнард: “В ГДР все дети были желанными, их появление приветствовалось обществом, чего нельзя сказать сегодня. Благополучие детей было общественной заботой. На ребенка выплачивалось пособие в двадцать марок, сегодня сумма намного больше, но можно ли что-то сделать для детей без любви?”

В сегодняшней Германии лишь 70% матерей работают, причем только треть из них - полный день. Современное немецкое общество теперь приравнивает ведение домашнего хозяйства к неоплачиваемой работе. Неработающие матери, имеющие хотя бы одного ребенка дошкольного возраста - обычное явление. Социум относится к этому если не с одобрением, то с пониманием точно.

Пионерская организация

В ГДР, как и в Советском Союзе, была своя пионерская организация. Только она носила имя не Ленина, а Эрнста Тельмана - видного немецкого коммуниста, уничтоженного фашистами, а галстуки пионеров были не красные, а синие. Впрочем, вскоре их тоже заменили на красные. Пионерия просуществовала вплоть до падения стены. Формально прием в организацию был добровольным, но фактически ее членами были почти все школьники с первого по седьмой класс.

Клятвы пионеров-тельмановцев и пионеров-ленинцев звучали почти идентично: “…клянусь жить, учиться и бороться так, как учил нас Эрнст Тельман”, “…горячо любить и беречь свою Родину, жить, как завещал великий Ленин”. Ну и, разумеется, “будь готов – всегда готов”. С пятого класса каждый “восточный” пионер начинал в обязательном порядке учить русский. Для языковой практики школы организовывали переписку с советскими школьниками. Иногда она длилась годами, перерастая в настоящую дружбу. Многие немцы до сих пор хранят в шкафу те письма.

Габриела: “У меня был синий галстук. Я переписывалась с русской девочкой, и она прислала мне свой красный галстук. После этого наша переписка оборвалась. Жаль…”.


Сибилле: “Красный галстук до сих пор храню дома, я очень гордилась, что ношу его. Вместе с галстуком нам прививали ценности: будь вежлив и готов помочь, уступай места пожилым людям, уважай родителей. Куда все это ушло?”

Онлайн-магазины активно пользуются ностальгией по пионерии. Синие и красные галстуки можно купить практически на каждом сайте, торгующим “восточногерманскими” товарами. Правда, там они будут “made in Сhina”. Тому, кто хочет оригинальный продукт, прямая дорога на ebay – цены на подержанный пионерский символ начинаются от восьми евро.

Коллективная уборка урожая

Почти каждый, кто вырос в Советском Союзе, наверняка помнит добровольно-принудительные поездки на уборку урожая. Ради этого осенью на две недели даже отменялись уроки. Денег за это не получали на сами ученики, ни школа (во всяком случае, детям об этом не говорили). Самое большее, что можно было получить за свой труд - незаметно вывезенное с поля ведро картошки.

Несколько иначе было в ГДР. Школьники так же проходили “отработку”, а осенние каникулы так и назывались – “картофельные каникулы” (‘Kartoffelferien’). Но за каждый собранный ящик овощей детям платили небольшую сумму – от 10 пфеннингов. Бывшие “осси” вспоминают, что за каникулы можно было неплохо подкопить карманных денег.

Хорст: “Ребенок понимал, что деньги можно заработать. Понимает ли это кто-то из сегодняшних детей? Сомневаюсь! Зато сейчас всякие умники называют это принудительным трудом в социалистическом лагере!”

Ангела: “Мы ездили убирать картошку всем классом. А деньги потом шли на классную поездку. От того, как хорошо мы работали, зависело, сколько родители должны доплатить”.


Сабине: “Во время каникул мы с братом ездили собирать картошку. Заработанные деньги тратили на мороженое и кино, а остальное откладывали. Мой внук сейчас просто не может поверить, когда я ему об этом рассказываю”.

Свен: “Я тоже ездил на поле, но при этом о добровольности говорить не приходилось. Нас никто не спрашивал, хотим ли мы. И нет, я не получал от этого удовольствия. Но работать точно научился”.

Еще в ГДР был лагерь труда и отдыха - что-то типа советских пионерских лагерей. Школьники до обеда работали, а после культурно отдыхали. Часто туда приезжали дети из других стран соцлагеря.

Катрин: “В лагере мы собирали яблоки. Вместе с нами работали ровесники из Польши, мы соревновались друг с другом. Тогда никто не знал слов “иностранцы” и, несмотря на языковый барьер, нам всем было очень весело. Не было ссор, никто не старался уничтожить другого. Детский труд? Смешно..”

Эвелин: “Мы ездили собирать клубнику и вишню. На дерево разрешали залезать только тем, кому уже четырнадцать, остальные должны были обрывать ягоды с веток. Но мы все им завидовали и хотели наверх”.

Мультфильм “Ну, погоди!”

Культовый мультфильм советских детей, который можно смотреть бесконечно, был не менее популярен в ГДР. Только в прокате он шел под названием “Заяц и волк” (‘Hase und Wolf’), а реплики персонажей переводить не стали, что, собственно, немецким детям никак не мешало. Многие “осси” до сих пор считают, что это лучшее, что пришло в страну из Советского Союза. Мультфильм показывали по телевизору, в кинотеатрах и детских садах.

“Я всегда с восторгом смотрела этот мультфильм, там волк говорил ‘nubaggadi"”, – вспоминает Рамона.

Спустя годы человеку многое кажется иным, чем было на самом деле. Улицы чище, конфеты вкуснее, а люди вежливее. Психологи считают, что прошлое, воспринимаемое позитивно, помогает человеку жить полноценно и строить планы на будущее. Конечно, никто из бывших “осси”, самозабвенно предающихся воспоминаниям, не хочет снова жить за стеной. Но большинство из них с удовольствием “остальгируют”. Просто потому, что их жизнь в ГДР - это в первую очередь семья, дом и друзья.

Ральф: “Я считаю, что у нас была прекрасная жизнь в ГДР, но не благодаря соцстрою, а вопреки ему. Своим беззаботным детством я обязан родителям и родственникам, которые жили в западной части. От заботы социализма в то время я бы с удовольствием отказался. В следующий раз, когда кто-нибудь соберется строить стену, пусть предупредит заранее, чтобы было время исчезнуть”.

Фото: pixabay.com, кадр из фильма Вольфанга Беккера “Гуд бай, Ленин!”

МОСКВА, 6 окт — РИА Новости, Ксения Мельникова. Восточные и западные немцы отмечают 28-летие объединения Германии. Долгие годы, пока жили по разные стороны Берлинской стены, они мечтали о восстановлении единства нации. Но когда это наконец произошло, выяснилось, что их по-прежнему разделяет стена — в традициях, менталитете, воспитании, доходах и даже языке. Восточные немцы признаются, что с исчезновением ГДР они лишились родины, и с теплотой вспоминают социалистическое прошлое, зачастую сильно его идеализируя.

Баба-яга и шпревальдские огурцы

"Этим летом я ходила на очередную встречу выпускников нашей школы. Мы видимся каждые пять лет. Сейчас я живу в Голландии, но ради этого приезжаю в Германию", — говорит Хайди Кулен. Помимо школьных альбомов с фотографиями, бывшие одноклассники приносят шоколад, шампанское "Красная Шапочка", знаменитые шпревальдские огурцы, лечо, горчицу из саксонского Баутцена и аналог американской колы — популярный в ГДР лимонад ClubCola. Все вместе вспоминают, как ходили на УПК (Unterrichtstag in der Produktion), собирали картофель, и смеются над тем, как их изображают "весси".

В современной Германии очень востребованы вещи и предметы, связанные с социалистическим прошлым: кухонная утварь, люстры, зубные щетки, фарфоровые статуэтки, сделанные в ГДР. Отмотать время назад и вернуться на несколько десятилетий в прошлое восточным немцам помогают магазины и рестораны ретропродуктов, которых с каждым годом открывается все больше. Есть журналы, книги и фильмы о жизни в ГДР.

"Я с большим удовольствием пересматриваю советские фильмы-сказки. Баба-яга и избушка на курьих ножках просто вне конкуренции. Сейчас такого не найдешь", — признается 40-летняя Сандра Доган. По ее словам, в наши дни не хватает многого из того, что было в ГДР. "Тогда каждому ребенку гарантировали место в детском саду, можно было с легкостью поступить в университет, медицина — бесплатная, никакой безработицы, люди были душевнее. Все, что мы делали, ценилось, ничто не оставляли без внимания", — перечисляет она РИА Новости.

С ней согласна и фрау Герт, которой уже за восемьдесят: "Раньше был порядок. Мы жили дружно, работали, были уверены в завтрашнем дне. В деревне соседи помогали друг другу, все были как одна семья". Пожилая женщина сетует, что теперь каждый сам по себе, "за своим забором".

"В то время было множество молодежных организаций, а нынешние подростки просто не знают, чем себя занять: либо сидят, уткнувшись в сотовые телефоны, либо залипают перед мониторами. Да и школьная программа была намного эффективнее", — сожалеет житель Франкфурта-на-Одере Хольгер Ренитц.

Особенно остро стоит вопрос пенсий. Ангела Меркель обещала к 2025 году их выравнять, однако пока разница ощутима. Иногда разрыв достигает 450 евро, пишет Spiegel. "Я с детства живу в Тюрингии, всю жизнь проработал водителем автобуса, а моя пенсия меньше, чем у многих других немцев", — жалуется в разговоре с РИА Новости Ральф Швидер (попросил изменить свое настоящее имя).

В положении униженных

ГДР и Западный Берлин вошли в состав ФРГ в 1990 году, однако по сути это была аннексия. На территории бывшего социалистического государства вводилась в действие Конституция ФРГ 1949 года, менялись денежные знаки, а военные, чиновники и офицеры спецслужб подверглись люстрации.

Символ холодной войны: Берлинская стена 25 лет назад пала Берлинская стена – укрепленная граница ГДР с Западным Берлином. По данным российских историков, при попытке ее пересечь погибли 192 человека, около 200 были ранены, более 3 тысяч – арестованы.

Различия в менталитете "осси" и "весси", как они иронично друг друга называли, не стерлись до сих пор. "Стена у нас в головах", — говорят сами немцы. "В элиту обычно попадают западные немцы, налицо настоящий культурный колониализм, причем речь и об органах власти в самих восточных землях", — считает Томас Крюгер, глава Федерального агентства по гражданскому воспитанию. Он один из немногих "осси", пробившихся во власть. Тот факт, что высший пост в стране занимает родившаяся в ГДР Ангела Меркель, лишь немного сглаживает ситуацию.

На востоке признаются, что зачастую чувствуют себя неполноценными гражданами, считают, что в результате объединения "была опорочена их родина", а сами они оказались "в положении униженных". Неудивительно — они дорого заплатили за объединение.

Условия диктует ФРГ

Сразу после падения Берлинской стены власти ФРГ заявили своим обретенным соотечественникам, что их технологии отстали лет на десять, а экономика неконкурентоспособна. Все крупные предприятия бывшей ГДР решили закрыть: миллионы остались без работы. Такая участь постигла Бранденбургский металлургический завод, крупнейший в восточных землях. Еще в 1970-е он выплавлял 2,3 миллиона тонн стали в год, трудоустроив десять тысяч человек. Объединенной стране эта сталь оказалась не нужна, и в 1992-м на территории завода открыли Бранденбургский промышленный музей.

Лишившиеся работы "осси" в поисках лучшей жизни отправились на запад. Те, кто раньше руководил целыми предприятиями, стали мести улицы и развозить товары.

В настоящее время на промышленность восточных земель приходится не более десяти процентов экономики Германии. Уровень доходов семей примерно на 20 процентов ниже. Да и средняя стоимость одного часа рабочего времени на семь евро меньше. Многие предпочитают работать на западе, приезжая домой только на выходные. Из-за сильного оттока населения и низкой рождаемости на территории бывшей ГДР возникли демографические проблемы.

Проведенные в стране опросы общественного мнения неоднократно показывали, что "осси" склонны к ностальгии по прежнему образу жизни. Почти половина населения Восточной Германии уверена, что "в ГДР было больше хорошего, чем плохого, проблемы имелись, но с ними можно было жить", а "народ и вовсе жил счастливее и благополучнее, чем в Германии после объединения". С этим не согласна молодежь: новому поколению нравится жить в объединенной стране, и о стене они знают лишь по рассказам близких или из уроков по истории.

Федеральное правительство вынуждено вкладывать немалые деньги в развитие востока, в частности, в улучшение социального обеспечения. В экономику бывшей ГДР закачали уже несколько триллионов долларов. Некоторые восточные земли расходуют бюджетных средств больше, чем зарабатывают.

Стереть различия в менталитете восточных и западных немцев после раскола, продолжавшегося более сорока лет, за четверть века не удалось. Впрочем, на помощь приходят культура и спорт. Немцы признаются, что по-настоящему едиными чувствуют себя во время Олимпийских игр, а также чемпионатов мира и Европы по футболу.

Похожие статьи

© 2024 liveps.ru. Домашние задания и готовые задачи по химии и биологии.