Муромский спасо-преображенский мужской монастырь - христианство - религии - каталог статей - роза мира. Спасо-преображенский краснослободский мужской монастырь Часовня великомученника Георгия Победоносца

Гуслицкий Спасо-Преображенский мужской монастырь основан в 1858 году по благословению святителя Филарета (Дроздова), митрополита Московского. По мысли святителя, обитель должна была сочетать традиционное монашеское делание с миссионерством и обучением детей. Первым строителем и настоятелем Спасо-Преображенского монастыря стал игумен Парфений (Агеев). Выбирая место для будущей обители, игумен Парфений обратил внимание на деревянную Преображенскую церковь, основанную еще митрополитом Московским Фотием в XV веке. Местные жители поведали строителю и миссионеру старинное предание о монастыре, который до татарского нашествия находился на противоположном берегу реки Нерской. Именно здесь игумен Парфений и начал возведение обители.

На месте древней Спасо-Преображенской церкви был построен новый двухэтажный храм. Вскоре в северной части монастыря возвели прекрасный девятиглавый Спасо-Преображенский собор, а территорию обители обнесли деревянной оградой. Первоначально все здания монастыря, за исключением братского корпуса со Скорбященской церковью и бани, были деревянные.

Спасо-Преображенский Гуслицкий монастырь выделялся своим строгим уставом; на его территорию женщин не пускали. Духовное устроение и развитие монастыря происходило под наблюдением митрополита Филарета, который много общался с императором Александром II и при устройстве этого монастыря учитывал желание царя о его режиме, характере духовной жизни и хозяйственной деятельности.

Вокруг монастыря были разбиты фруктовые сады. Монастырское хозяйство называли образцовым.

Архитектурно-художественный облик Спасо-Преображенского Гуслицкого монастыря в основном сложился к концу 1880-х гг. Монастырь обнесли кирпичной стеной с башнями; в надвратной колокольне устроили церковь во имя святителя Фотия. В монастыре были три каменных храма: большой каменный (летний) Спасо-Преображенский собор с приделами святого Николая Чудотворца, святого великомученика Георгия Победоносца и преподобных отцов Киево-Печерских; храм Воскресения; храм в честь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость», а также деревянный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы.

Именно в Спасо-Преображенском храме и пребывал чтимый чудотворным образ Спаса Нерукотворного. Четыре раза в год в монастыре совершались крестные ходы, привлекавшие в него много богомольцев.

70-90-е годы ХIХ века – период наивысшего расцвета обители. В 1879-1886 годах были построены каменные пятиглавый Преображенский собор, трапезный храм в честь Воскресения Словущего и величественная колокольня. При Спасо-Преображенском Гуслицком монастыре существовала монастырская школа – старейшая из церковно-приходских школ как Гуслицкого края, так и всей Московской епархии. В октябре 1913 года при школе был освящен храм во имя святителя Алексия, митрополита Московского – небесного покровителя наследника престола, цесаревича Алексея Николаевича.

В обители была собрана прекрасная библиотека старопечатных и рукописных книг и большая коллекция древних икон. Все это было вывезено из монастыря после его закрытия в 1922 году. Уцелевшая часть этих книг ныне хранится в Отделе рукописей Государственного Исторического Музея.

За время существования обители ее посетили святитель Филарет (Дроздов), святитель Иннокентий (Вениаминов), святитель Макарий (Невский), священномученик Владимир (Богоявленский). В Гуслицком монастыре, в свою бытность благочинным монастырей Московской епархии, регулярно бывал также прославленный ныне в лике святых архимандрит Николо-Угрешского монастыря Пимен. С самого начала существования обители ей покровительствовала царская семья.

В 1918-1920 годах здесь была размещена колония для малолетних преступников. В 1922 году в Преображенском соборе был устроен склад реквизированного имущества и столовая лесхоза. В том же 1922 году монастырь закрыли, однако в обители оставались жить монахи, деля территорию с расположившимся здесь домом инвалидов. У них была устроена домовая церковь в бывшей монастырской бане. Затем большинство насельников было репрессировано. Трое монахов из братии Гуслицкого монастыря сейчас прославлены в лике святых Новомученников Российских. Это преподобномученик Иоасаф (Крымзин), преподобномученик Петр (Мамонтов) и Преподобномученик Серафим (Булашов). Некоторые из них пополнили число Новомучеников и Исповедников Российских и теперь молятся в обителях небесных за земную свою обитель. Поледние три монаха были вынуждены уйти из монастыря в 1928 г., когда монастырь окончательно закрыли и монахам велели освободить все помещения. После Великой Отечественной войны в монастыре открыли большой Дом инвалидов; затем здесь разместились психиатрический диспансер и интернат. Располагались здесь и некоторые другие светские организации. Все они, заботясь о своих интересах, мало думали о сохранности архитектурного комплекса монастыря, который год от года приходил все в больший и больший упадок. Казалось, что обитель погибла безвозвратно

В 1994 г. при бывшем монастыре была создана православная община. Ей было передано здание монастырской трапезной, где был устроен храм в честь Преображения Господня. Постройки были переданы в таком состоянии, что сегодня без слез не взглянешь на фотографии тех лет. Семь десятилетий безбожной власти привели монастырь в полное запустение. То, что не уничтожили люди, разрушило время. Казалось, что обитель погибла безвозвратно. Но Господь судил иначе.

9 июля 1998 года Святейшим Синодом во главе с патриархом Московским и всея Руси Алексием II было принято решение о восстановлении монастыря; настоятелем монастыря поставлен игумен Георгий (Хлебников). В стенах обители восстанавливается монашеская жизнь, расширяется поле хозяйственной деятельности, ведутся строительные и реставрационные работы. Большую часть территории по-прежнему занимает психоневрологический интернат, крупнейший в Подмосковье. Владыка митрополит Ювеналий посещал его в 2004 году на Преображение. Конечно, никто из ныне живущих не виноват в том, что теперь собор со всех сторон плотно окружен больничными корпусами. Похожие ситуации во многих обителях нашей страны. Эти раны лечатся медленно, иногда очень медленно. Но иначе нельзя. Церковь умеет терпеть и, конечно, сострадает больным.

А в день Преображения Господня 2009 года, благочинный монастырей Московской епархии епископ Роман Серпуховской на праздничной Божественной литургии представил прихожанам нового настоятеля монастыря – игумена Стефана (Макарова), до того времени занимавшего должность настоятеля церкви Новомучеников и Исповедников Российских на бывшем расстрельном полигоне НКВД «Коммунарка» Ленинского района Подмосковья – подворья Екатерининского монастыря.

По мере сил Спасо-Преображенский монастырь старается осуществлять просветительскую деятельность. С 2010 года среди местных жителей бесплатно распространяется ежемесячная газета «Преображение». В январе того же года открылась монастырская лавка, где можно купить духовную литературу и предметы церковного обихода. Регулярно устраиваются православные ярмарки. С июня 2010 года в обители действует воскресная школа для взрослых.

В монастыре с 2010 года открыта воскресная школа для детей. При помощи иерея Игоря создана православная подростковая организация «Гуслицкое братство», на занятиях которой немалое место отводится не только духовному, но и физическому развитию детей.

Город Куровское тоже не остаётся в стороне от жизни обители. Многие образовательные, культурные и социальные учреждения города и окрестностей стали поистине её добрыми друзьями. В декабре 2009 года была освящена школа № 6. По договоренности с руководством школ священник Алексий регулярно проводит уроки по основам православной веры в перовой школе и гимназии. Театральная студия «Цветик-Семицветик» районного Центра детского творчества готовит православные спектакли – на Рождество, Пасху, Преображение Господне. Православные праздники стали радостными событиями для жителей города Куровское и поселения Давыдово. Детские выступления, ярмарки, совместные игры, соревнования, подарки – всё это делает эти дни поистине незабываемыми.

В июне 2010 года по благословению настоятеля монастыря игумена Стефана создана служба милосердия «Преображение».

Была проведена полная реконструкция корпуса трапезной: усилен фундамент всего здания, заменены перекрытия, укреплены стены, сделан усиливающий пояс из монолитного железобетона, сделана новая крыша. В здании был устроен храм Царственных Страстотерпцев, расписаны стены, написаны иконы для иконостаса, изготовлен и установлен иконостас. . Он освящен 17 августа 2013 года митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием. На первом этаже этого здания устроена постоянно действующая фотогалерея, посвященная семье русского Императора Николая II и жизни российского общества в дореволюционное время.

В 2015 году митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием на должность настоятеля (с возведением в сан игумена) назначен иеромонах Серафим (Голованов).

Спасо-Преображенский мужской монастырь расположен в городе Муром (ул.Лакина, д.1), на высоком берегу Оки. Это один из самых древних монастырей на Святой Руси (после Киево-Печерской Лавры), ведь история этой муромской обители началась почти 1000 лет назад.

По преданию, монастырь был основан в 1096 году святым благоверным князем страстотерпцем Глебом (первым русским святым, сыном Крестителя Руси равноапостольного великого Киевского князя Владимира). Получив в удел Муром, святой князь не смог поселиться в самом городе среди язычников и основал княжеский двор выше по Оке, на крутом, поросшем лесами берегу.

Здесь князь Глеб Муромский устроил первый храм во имя Всемилостивого Спаса и затем монашескую обитель для просвещения Муромской земли светом Христовой веры.

Еще одна страница истории связана с царем Иваном Грозным. В 1552 году царь пошел на Казань. И один из путей его многочисленной рати лежал через Муром. В те времена Иван Грозный дал обет: если возьмет Казань — поставит в Муроме каменный храм. И сдержал слово.

По его указу в 1555 году в городе был воздвигнут Спасский собор монастыря. В новый храм Государь даровал церковную утварь, облачения, иконы и книги.

Так выглядел монастырь до революции. В 20 веке он был закрыт. Здесь разместилась воинская часть.

Начало возрождения обители

В 1995 году, накануне 900-летия Спасской обители прославленный академик, хранитель русской истории Д.С. Лихачев обратился к Патриарху Всея Руси Алексию II с ходатайством о возрождении древнейшей Святыни. Его слова были услышаны. Было принято решение о выселении воинской части. После ее выезда, хаос и разорение святыни имели еще более вопиющий вид. Вот фотографии того, что было в 1996 году и начало возрождения монастыря в 1997 году.

Молодому монаху, а затем игумену монастыря о.Кириллу (Епифанову) тогда было дано благословение на строительство монастыря. По сути надо было строить обитель заново. Не было ни людей, ни денег. Но главное был Божий промысел. Чудо свершилось. И это удивительно, ведь в самом начале все это поднималось стараниями очень немногих людей. Вот видео-репортаж от 26.04.1997 года и интервью о.Кирилла, где видно, из каких руин поднимался монастырь.

За 10 лет обитель возродилась и стала являть миру красоту Божественную, необычайную. Находясь сегодня на территории восстановленного монастыря невозможно даже представить, из каких руин была вновь она воссоздана.

Давайте «пройдемся» по всей территории этого удивительного монастыря, прикоснемся к его многочисленным святыням.

В настоящее время на территории монастыря находится 2 больших храма, ризница, колокольня, купальня, часовни, братский корпус, паломническая гостиница и трапезная, учебный корпус. Все это расположено на очень ухоженной территории.

При входе на территорию монастыря сквозь ворота в крепостной стене мы оказываемся в сказке.

Перед нашим взором открывается просторная территория с многочисленными храмами и часовенками, красивейших пруд с распускающимися лотосами, а в воздухе витает невероятный аромат хлеба и сдобы из местной монастырской пекарни. Но начнем свой обзор, конечно же с храмов.

Спасо-Преображенский собор

Это самый древний храм на территории монастыря, именно с него начиналась обитель. В храме находятся мощи 30 святых угодников Божьих и чудотворцев.

Икона святителя Спиридона, епископа Тримифунтского, чудотворца, освященная на его мощах в г.Керкира (Греция). Эта святая обитель располагается на греческом острове Корфу.

В Киоте с иконой находится часть башмачка владыки, которые меняются каждый год на его нетленных мощах. А происходит это потому, что он изнашивает их, посещая страждущих людей.

Деревянная глава святой великомученицы Варвары с частицей ее мощей. Ей молятся об избавлении от внезапной смерти.

Покровский собор

Двухэтажная Покровская церковь с трапезной была возведена на средства муромского уроженца митрополита Сарского и Подонского Варсонофия (Черткова) в 1691 году. Храм был теплым, его отапливали три печи.

В 1757 году к Покровской церкви пристроили с запада трехъярусную шатровую колокольню, деньги на ее возведение дал муромский купец П. П. Самарин; он же тогда пожертвовал монастырю колокол в 120 пудов весом.

Несмотря на то, что Покровская церковь из-за перестроек потеряла первоначальный облик, утратила некоторые архитектурные детали, она и сейчас вместе со Спасо-Преображенским собором и Настоятельским кор­пусом играет важную роль в ансамбле Спасского монастыря.

Внутри находится несколько алтарей, в каждом из котором расположено огромное множество святынь со всех уголков мира.

Верхний храм

В верхнем храме Покровской церкви находится чудотворная икона Божьей Матери «Скоропослушница».

Она была привезена со Святой горы Афон в 1878 году. С тех пор «Скоропослушница» стала главной Святыней обители. Этот образ прославился многочисленными исцелениями.


И в сегодняшние дни тысячи богомольцев со всей России прибегают к «Скоропослушнице», получая у Царицы Небесной скорую помощь в болезнях и скорбях. В благодарность и свидетельство о получении помощи от Пресвятой Богородицы, люди приносят свои теплые молитвы и пожертвования.

Еще совсем недавно на этом образе можно было видеть огромное количество золотых украшений, которые люди приносили в дар за чудесное исцеление и скорое услышание молитвы. Но летом 2013 года мы этих подарков не увидели. Местные служители говорят, что их увез на Украину один из настоятелей монастыря, которые за последние несколько лет меняются очень часто.

Здесь же установлен Мироточивый Крест с частицей Животворящего Древа Честнаго Креста Господня.
Множество паломников выстраиваются к нему в очередь, чтобы поставить свечу и помолиться о близких и родных людях и получить помощь в трудных жизненных обстоятельствах.

А рядом находится Икона святого праведного с частицей его ризы.

Она была освящена на гробнице Всероссийского пастыря в Свято-Иоановском женском монастыре, который находится на Карповке в Санкт-Петербурге.

Икона и ковчег с частицей мощей святых благоверных князей , Муромских Чудотворцев, помощников и благоустроителей семейной жизни. Святой князь Петр принял монашеский постриг и скончался в Спасо-Преображенском монастыре.

В настоящее время рака с мощами святых князей Петра и Февронии находится в г.Муром.

Икона святого великомученика и целителя Пантелеимона. Она была написана на святой горе Афон и освящена в Русском Пантелеимоновом монастыре на его Честной главе. В иконе имеется мощевик великомученика Пантелеимона.

Икона святых Царственных страстотерпцев с камнем, который был привезен от стены подвала . Именно в этом месте в Екатеренбурге 1918 гду была расстреляна Августейшая семья последнего русского царя Николая II.


Икона преподобного Серафима Саровского, написанная инокинями Серафимо-Дивеевской обители и освященная на раке со святыми мощами Преподобного.

В наперсный крест на ризе иконы вставлены мощи святого старца Серафима.

Нижний храм

В нижнем храме Всех Святых слева возле алтаря находится Гробница преподобного .

Скульптурный образ (вырезанный из дерева) святого богатыря, защитника земли Русской, воссоздан по его нетленным мощам, почивающим в Киево-Печерской Лавре. В серебряном ковчеге находится часть левой руки преподобного.

Удивительная икона святителя Луки, архиепископа Крымского с частицей мощей. Священноисповедника и врача от Бога, прославленного многими исцелениями от гнойных ран.

Здесь же находятся чтимая икона 19 века святого благоверного князя Александра Невского с частицей его мощей.

И рядом икона святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, Чудотворца — покровителя путешествующих, страждущих от клеветы и неправедного осуждения.

Возле каждой из них есть молящиеся люди. И это неслучайно. Ведь в этом удивительном месте, в окружении такого количества святынь молитва творится очень легко, и помощь от святых Божьих Угодников приходит быстро.

Надвратный храм Кирилла Белозерского

Церковь преподобного Кирилла Белозерского существовала в Спасо-Преображенском монастыре с 17 столетия. До 19 века она находилась в другом месте: на северном участке ограды (тогда - деревянной), где располагались в то время ворота.

На рубеже 18-19 столетий церковь была упразднена за ветхостью - ее престол перенесли в нижний этаж теплого Покровского храма, а на месте ее алтаря поставили памятную часовню.

В 1807 году в монастыре начали строить каменную ограду. При этом Святые врата было решено устроить на западном ее участке (на нынешнем месте). Они появились в 1810 году, но дело с возведением новой надвратной церкви преподобного Кирилла Белозерского затянулось на десятилетия.

Средств не хватало (равно как, судя по всему, и достойных мотивировок этих трудов), и его так и не окончили до 1917 года, когда грянула революция и всякое монастырское строительство вообще надолго прекратилось. Памятную часовню, стоящую на месте алтаря первого храма, разрушили в 1930-е годы.

В новейшие времена храм преподобного Кирилла Белозерского восстановили. 22 июня 2005 года, в день памяти преподобного Кирилла, он был освящен.

Надвратная церковь Сергия Радонежского

После освящения восстановленного надвратного храма во имя преподобного Кирилла Белозерского на противоположном (восточном) участке монастырской ограды, выходящем к Оке, был заложен еще один надвратный храм - во имя преподобного Сергия Радонежского.

Эту скромную как размерами, так и архитектурой церковь построили очень быстро - уже 26 октября 2005 года архиепископ Владимирский и Суздальский Евлогий совершил чин освящения храма.

В этот же день попечители доставили в монастырь икону преподобного Сергия Радонежского, которую перед тем освятили в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре на мощах «игумена земли Русской».

На звоннице находятся била-колокола, отлитые по древней традиции. В них позволяется звонить каждому посетившему храм. Как это делается, можно почитать и посмотреть .

Отсюда открывается восхитительный вид на реку Оку и бескрайние русские просторы.

Часовня-костница

Часовня-костница была возведена на месте монастырского кладбища, на котором около 900 лет хоронили князей, представителей духовенства и городской знати.

После закрытия монастыря, при размещении здесь воинской части, на месте кладбища были построены 2 казармы и размещен платц.

В 1998-2005 годах, при благоустройстве территории монастыря были обнаружены многочисленные останки людей из поруганных захоронений. Для их погребения по афонскому образцу была устроена часовня-костница.

Внутри в небольшом углублении за стеклом можно увидеть черепа и кости погребенных здесь когда-то людей. Можно спуститься по лестнице поближе. Зрелище, прямо скажем, не для слабонервных.

А сверху над останками располагается надпись, которая заставляет задуматься о Вечном всех сюда входящих:

«Помни всякий брат: мы были как Вы, Вы будете как мы » .

Водосвятная часовня с купелью «Живоносный источник»

В часовне можно набрать освященной воды и совершить омовение в купели, где находится камень из реки Иордан. Женщинам благословляется купаться в рубашке.

Часовня великомученника Георгия Победоносца

Часовня была воздвигнута в честь погибших на поле брани российских воинов. Воины и их сродники почитают образ святого великомученника Георгия Победоносца. В часовне находится его икона, можно зажечь свечи, помолиться.

Особо почитается и имеющаяся у монастыря икона святого великомученика Георгия Победоносца с житием. В нижней части иконы в нее вмонтирован древний мощевик с частицей мощей святого.

Святой Георгий — покровитель православного воинства. В дореволюционной России Георгиевский Крест считался высшей наградой за мужество. В Великую Отечественную войну его аналогом стал Орден Славы. Повторяющая его цвета Георгиевская лента сегодня является одним из символов Победы.

Часовня Николая Чудотворца и Илии Пророка

Николо-Ильинская часовня в западной угловой башне монастырской ограды существовала до революции, но с иным, неизвестным именем. Была построена в 1889 году.


Возобновлена в 2001. Башня кирпичная, восьмиугольная, с шатровым верхом, получила современный облик во второй половине 19 века.

Палаты настоятеля и братский корпус

В 1687 году при митрополите Варсонофии были выстроены палаты настоятеля (на фото справа) – старейшее в Муроме сохранившееся каменное гражданское здание 17 века.

Оно было построено в 1687 году в исключительно скромных архитектурных формах. В корпусе была устроена домовая церковь в честь св. Василия Рязанского. Конечно, в таком огромном здании жил не только настоятель монастыря. Нижний этаж занимали четыре кладовые, а верхний – пять келий. Кроме каменных, настоятелю принадлежали четыре деревянных кельи, где, по всей видимости, в основном и жили, так как каменные помещения считались сырыми и нездоровыми.

Братский корпус был деревянным. Новый каменный корпус выстроен в 19 веке. Монастырь не был многолюдным – в разные времена в нем подвизались от 10 до 30 монахов. Фундаментальная реконструкция настоятельского корпуса была проведена в новейшие времена, после передачи монастыря Церкви.

Уже 22 июня 1996 года архиепископ Владимирский и Суздальский Евлогий освятил на втором этаже настоятельского корпуса новую домовую церковь во имя святителя Василия, епископа Рязанского.

Монастырь всегда славился своей библиотекой с собранием древних памятников письменности. В начале 19 века он был обнесен новой оградой (тогда же перенесли надвратную Кирилловскую церковь), заново отреставрирован. В 1891 году строится последнее большое здание монастыря – трехэтажный братский корпус (на фото — слева).

В 1911 году в нем была освящена домовая церковь во имя Семи мучеников Херсонесских. С 29 сентября 2003 года в этом здании действует Духовное училище имени Святейшего Патриарха Пимена, который в 1945-46 годах, в сане иеромонаха, служил в Муромском . При училище открыт и мемориальный музей Патриарха Пимена.

Паломнический центр

Для паломников и путешествующих людей паломнический центр Спасо-Преображенского монастыря предоставляет жилье и питание. Он рассчитан как на людей с малым достатком, так и на более обеспеченных туристов.


Паломническая гостиница предоставляет несколько вариантов размещения:

  • общий номер (в женском номере 14 мест, в мужском 12 мест). Удобства (душ, туалет) на этаже. Стоимость 300 руб. с человека.
  • комфортабельные 2-х, 3-х и 4-х местных номера со всеми удобствами. Стоимость 1000 руб. с человека.
  • Возможен прием VIP-гостей (правительственный уровень).

На первом этаже располагается паломническая трапезная. Работает с 11.30 до 18.00, где можно купить обед и/или ужин. Стоимость 95 руб.

Забронировать места в паломническом центре можно по телефону 8-49234-3-14-76. Более подробная информация по телефону 8-920-921-89-83, Елена Михайловна, директор Паломнического центра.

Приведены цены лета 2013 года.

Если по каким-то причинам вам неудобно жить на территории монастыря, то рекомендую в городе забронировать квартиру, комнату или гостиницу на одну или несколько ночей. Посуточное жилье с лёгкостью можно снять в Муроме на сервисе , или же через забронировать отель.

Территория монастыря

Территория монастыря очень ухожена. Вокруг красивые и аккуратные газоны, по периметру высажены разнообразные цветы. В центре, почти напротив главного входа устроен пруд, в котором растут разноцветные лотосы. Вокруг оборудована площадка в восточном стиле с многочисленными цветами, камнями, лавочками.

Ранее на территории монастыря был устроен мини-зоопарк с курами, утками, павлинами, лошадками и другой живностью. К сожалению, летом 2013 года это стало частью истории, о которой с восхищением пишут паломники и туристы, заставшие это. Очень хочется надеяться, что в будущем парк с животными вновь возродится.

Некоторые исторические материалы в этой статье были взяты с сайта Спасо-Преображенского монастыря www.svyto.ru.

Более подробные впечатления от посещения монастыря и проживания на его территории, а также фотографии находятся .

О других достопримечательностях Мурома и его окрестностей, где мне удалось побывать, можно прочитать . Они все отображены на этой на карте.

Если вы окажетесь в Муроме, обязательно воспользуйтесь необычными экскурсиями от творческих жителей этого города. Вы сможете узнать очень много всего интересного!

Спасо-Преображенский Краснослободский мужской монастырь

Расположен Спасо-Преображенский мужской общежительный монастырь в 5 км от города Краснослободска, на правом берегу реки Мокши. Первым в этих местах появился "черный старец" иеромонах Дионисий, который основал "пустыньку". Скоро в Москву отправляются челобитчики просить Патриарха Никона о разрешении «...около Дионисевой пустыньки лес ранить и воздвигнуть вновь церковь». Грамота была подписана Патриархом в августе 1655 года (до 1930 года она хранилась в Спасо-Преображенском монастыре, затем в краеведческом музее, где и пропала в начале 70-х годов XX века).

Уже через год после благословения Патриарха была поставлена деревянная Спасская церковь с двумя приделами - Предтеченским и Казанским. Первые полтора столетия монастырь развивался медленно и напоминал скорее скит (в это время обитель называется Спасова пустынь, что рядом с Красной Слободой). Во второй половине XVIII из четырех Краснослободских монастырей только один Спасо-Преображенский оставлен монастырем, да и то нештатным; прочие закрыты. В 1764 году в обители был один игумен, 4 иеромонаха и 2 монаха. В XIX веке, в 1820 году в обители проживало уже 19 насельников, в 1850 - 64, а в 1860 году - уже 73. В конце XIX века было 55 человек, а перед революцией - 61 человек.

В конце ХVIII начале ХIХ века монастырь был перестроен. В это время построен каменный Преображенский собор (1799 г.), от которого сегодня остался только фундамент, братские корпуса и высокая трехъярусная колокольня (1855). В 1816 году была построена Александро-Невская церковь с больницей. В монастыре находилась чудотворная Казанская икона Божьей Матери. В особом склепе под соборным храмом покоился бывший настоятель обители подвижник иеросхимонах Герасим (скончался около 1700 г).
Окруженный с севера и востока красивым сосновым бором, монастырь обращен главным фасадом на широкую пойму реки Мокши с бескрайними заливными лугами. Его пространственная композиция - каре, образованное одноэтажными келейными корпусами, двухэтажным настоятельским (в настоящее время надстроен) и тремя угловыми корпусами. Монастырь был закрыт в 1928 году, в 1994 г. возобновлен как женский, с 1995 г. мужской.

ОДИН ДЕНЬ В ОБИТЕЛИ ИНОКА ГЕРАСИМА

"Встречаются в жизни дни, часы и даже минуты, воспоминание о которых наполняет душу радостным и благоговейным чувством. Такой благодатный день, исполненный живых, умиляющих душу, впечатлений, довелось мне в текущем году провести в обители «инока Герасима» - краснослободском Спасо-Преображенском монастыре.

Краснослободский Спасо-Преображенский монастырь - обитель незнатная и неособенно даже богатая; я храмы не блистают драгоценными окладами на иконах. И не изумляют взоров архитектурными эффектами и художественностью живописных изображений, - ея богослужения не отличаются особенною торжественностью, а ея жизнь, огражденная от мира сыпучими песками окружающей местности, и заслоненная от людскага глаза высокою стеною дремучего бора, наипаче же смирением иноческим, протекает в тишине и неизвестности, чуждая всякой «славы человеческой». Кроме престольных монастырских праздников, привлекающих в обитель большую массу местнаго населения, богомольцы, вообще, редко заглядывают в обитель, которая к тому же и не посылает от себя сборщиков, а живет, при помощи Божией, собственными трудами, - кормится и существует послушаниями иноческими. Стало-быть и вестей об обители разносить некому… Тем не менее монастырь краснослободский, насчитывающий более двух столетий своего существования, вполне заслуживает внимания богомольцев, как со своей древности, так и потому, главным образом, что в его стенах почитывают под спудом, - нетленные, по всеобщему убеждению, - останки дивнаго подвижника иеросхимонаха Герасима, от гроба которого неоднократно истекали исцеления долящим, как это видно из монастырских записей.

Похожие статьи

© 2024 liveps.ru. Домашние задания и готовые задачи по химии и биологии.