Космический корабль союз т 13. Когда стало ясно, что «Салют» можно спасти

Этот день в истории:

Орбитальная космическая станция «Cалют-7» перестала отвечать на сигналы из ЦУПа. 11 февраля 1985 года в 9 часов 23 минуты по московскому времени станция, на которой к тому времени уже полгода не было людей, вышла из-под контроля и постепенно приближалась к Земле. Под угрозой были человеческие жизни и репутация советской космонавтики.

На «Салют-7» было решено отправить экипаж в составе Владимира Джанибекова и Виктора Савиных – самых опытных на тот момент действующих космонавтов, на кандидатуре которых настоял лично Алексей Леонов.

Владимир Джанибеков родился в 1942 году в селе Искандер Казахской ССР (ныне Узбекистан). Джан, как называли его друзья, - самый опытный советский летчик-космонавт, совершивший с 1978 по 1985 год четыре полета в космос в качестве командира корабля и имевший опыт ручной стыковки. На момент полета к «Салюту-7» ему было уже дважды присвоено звание Героя СССР. Из своего четвертого полета Джанибеков вернулся в июле 1984-го, поэтому в начале 1985-го у него имелись медицинские ограничения на продолжительность нового полета.

Виктор Савиных родился в 1940 году в деревне Березкины Кировской области. К 1985 году участвовал в одном космическом полете под командованием Джанибекова в качестве бортинженера, было присвоено звание Героя СССР.

Экипаж космического корабля "Союз Т-13" Владимир Джанибеков (слева) и Виктор Савиных (справа) перед стартом.

Руководивший полетом с Земли космонавт Валерий Рюмин очень точно описал сложившуюся ситуацию: космонавтам на корабле «Союз-Т» нужно было состыковаться фактически с 20-тонным булыжником, который «Салют-7» представлял собой на тот момент.

Ничего подобного история космонавтики еще не знала. Было также неизвестно, что именно произошло на станции и в каком она состоянии - можно ли ее восстановить или хотя бы сдвинуть с орбиты, чтобы управлять падением.

В Советском Союзе о ситуации с «Салютом-7» знали только специалисты. А мировые СМИ в феврале сообщили о том, что над головой землян крутится огромная неуправляемая советская станция, которая в любой момент может упасть где угодно - в Америке, Европе или Японии. Подобный прецедент уже был: в 1979 году из-за ошибок в управлении на Землю упала американская орбитальная станция «Скайлэб». Часть обломков позже нашли в Западной Австралии.

«Вместе нам предстояло шагнуть в неизвестность», - Виктор Савиных, «Записки с мертвой станции».

«Мы начали усиленные тренировки. Оттачивалась техника пилотирования, чтобы достичь поистине ювелирной точности. Режим за режимом, стыковка за стыковкой. Инструкторы придумывали все новые и новые трудности, изобретали отказы различных приборов и систем, вводя различные угловые скорости вращения станции по всем осям. Раз в две недели мы летали на космодром «Байконур» и работали на доработанном под эту программу тренажере «бивни», прилетали в Москву, выполняли тренировки в гидробассейне, отрабатывали выход в открытый космос для установки дополнительных солнечных батарей. Поначалу были ошибки. Потом их становилось все меньше и меньше. Мы научились летать на тренажерах с новыми приборами, по новой методике, в новых условиях. Когда стало ясно, что наши навыки и знания позволят осуществить намеченное, было принято решение о старте», - Виктор Савиных, «Записки с мертвой станции».

Особенная экспедиция требовала и специальной подготовки космического корабля «Союз-Т»: освободили вес, убрав ненужное оборудование, добавили емкости для воды и продовольствия, а также для горючего, которое позволит осуществлять маневры ручной стыковки. На иллюминатор был установлен прибор ночного видения и лазерный дальномер, чтобы космонавты могли сами отслеживать подход к станции.

Космонавты Владимир Джанибеков (справа) и Виктор Савиных (слева) тренируются на модели корабля "Союз-Т"

У советских космонавтов на подготовку было всего три месяца. Шестого июня 1985 года экспедиция стартовала с космодрома Байконур под «несчастливым» номером 13.

«В соответствии с программой исследования космического пространства 6 июня 1985 года в 10 часов 40 минут московского времени в Советском Союзе осуществлен запуск космического корабля «Союз Т-13». Программой полета корабля предусматривается проведение совместных работ с орбитальной станцией «Салют-7». В настоящее время станция, находящаяся на околоземной орбите более трех лет, совершает полет в законсервированном состоянии. Бортовые системы корабля работают нормально, самочувствие экипажа хорошее. Космонавты В. Джанибеков и В. Савиных приступили к выполнению программы полета».

Проблемы начались практически сразу. Из-за ошибки на Земле вместо блока очистки атмосферы был подключен блок, вырабатывающий кислород. В результате давление в корабле стало расти, возникла угроза пожара. К счастью, космонавты смогли вовремя заметить ошибку и переподключить блоки. Восьмого июня в 11 часов по московскому времени Джанибеков и Савиных увидели «Салют-7» в иллюминаторе.

Запись в бортовом журнале:

В. Джанибеков: «Станция очень яркая. Сначала ее не было видно, но потом она начала разгораться. Красная-красная, в десяток раз ярче, чем Юпитер. Она отходит в сторону, дальность 7,2 км, скорость 12,8 м/сек... Дальность 4,4 км, скорость 7,8 м/сек... Расхождение полтора километра».
В. Савиных: «Мы идем не в графике... Станция уже в стороне, далеко... Нам надо переходить в ручной режим...».

«С виду спокойнее, чем на тренировках, Володя действовал ручками управления корабля. Наша задача - идти в графике движения, который позволит догнать станцию и не врезаться в нее. Командир каждые тридцать секунд по дальномеру должен замерять расстояние до станции, а я делал расчет скорости, сравнивая с графиком. В руке - секундомер, перед глазами - панель управления, контроль расхода топлива. Очень хочется посмотреть на станцию, но ее заслоняет в иллюминаторе плечо Володи. Станция ориентирована на нас боком. Очень ярко высвечена, как будто она высечена из алюминия с желтой добавкой. Панели крутятся? Подойдем поближе, посмотрим.
Дальность 3,170 км, скорость 4,5 м/сек... Сближение идет устойчиво... Все время видим Солнце сбоку... Расстояние 2240 метров, скорость 6 м/сек. Идем в графике. Какая же она яркая!.. Расстояние 1865 метров, 1640 метров. Цвет станции до сих пор остается серебряным... 1280 метров. Пока трудно сказать по панелям, вращаются они или нет, потому что Солнце все время подсвечивает с нашей стороны. Идем на сближение. 980 метров, скорость 5 м/сек. В этот момент я не выдержал: “Начинай, гаси скорость”. В. Джанибеков спокойно передает на Землю: “Гашу скорость”. Нетерпение нарастает. И я, словно не слыша его ответ, продолжаю твердить: “Гаси, гаси скорость”», - Виктор Савиных, «Записки с мертвой станции».

В этот момент космонавты поняли, что станция развернута к кораблю нерабочим стыковочным узлом. Нужно было совершить облет станции. Вручную. Маневр просчитывал Савиных, Земля помогала с координатами.

Из бортового журнала:

В. Джанибеков: «Расстояние 200 метров, включаем двигатели на разгон. Сближение идет с небольшой скоростью, в пределах 1,5 м/сек. Скорость вращения станции в пределах нормы, она практически застабилизировалась. Вот мы зависаем над ней, разворачиваемся... Ну вот, сейчас мы будем немножко мучиться потому, что по солнышку у нас не все хорошо... Вот изображение улучшилось. Кресты совмещены. Рассогласование корабля и станции в допуске... Нормально идет управление, гашу скорость... ждем касания...»
В. Савиных: «Есть касание. Есть мехзахват».

«Мы могли посмотреть друг на друга. Не радовались, потому что этому чувству в наших душах уже не было места. Напряжение, усталость, боязнь сделать что-то не так, когда уже ничего нельзя исправить - все смешалось. Мы молча сидели в своих креслах, а соленый пот стекал по разгоряченным лицам», - Виктор Савиных, «Записки с мертвой станции».

«А чего там сложного? Я умею это делать, это мое ремесло. Вот мне сложно уголь добывать: я когда в шахту спустился - однажды меня погрузили ребята в Луганской области - мне страшно там стало. Здесь герои настоящие работают, вкалывают! А я к этому всю жизнь шел, я об этом мечтал!» - Владимир Джанибеков.

Восьмое июня 1985 года вошло в историю пилотируемой космонавтики. Однако для экипажа экспедиции основная работа только начиналась. Самое страшное, что могло случиться с «Салютом» - его разгерметизация. Кислорода, который был в распоряжении «Союза», не хватило бы на всю станцию, и работа на ней была бы невозможна. После нескольких волнительных минут открывания люков выяснилось, что станция герметична.

Из бортового журнала:

Земля: «Первое ощущение? Температура какая?»
В. Джанибеков: «Колотун, братцы!»

Система ориентации солнечных батарей на «Салюте-7» оказалась неисправна, станция была полностью обесточена. Температура воздуха была ниже минус пяти. Замерзшая вода разорвала трубы, стены были покрыты инеем.

«Подплыл к столу, там нас ждали приклеенные липкой лентой сухарики в пакете и при них - таблетки с солевыми добавками. Это хлеб-соль от предыдущих хозяев. Согреваясь резкими движениями, стал изучать обстановку», - Виктор Савиных, «Записки с мертвой станции».

«Я представил себе глубокий погреб где-то в пустыне Каракум ночью: сухо, холодно. Я из тех краев и знаю, что такое сухой холод. И абсолютная гробовая тишина. До того тихо, что слышно, как кровь струится по жилам», - Владимир Джанибеков.

Из сообщения Телеграфного агентства Советского Союза:

«Сегодня, 8 июня 1985 года, в 12 часов 50 минут московского времени осуществлена стыковка космического корабля “Союз Т-13” с орбитальной станцией “Салют-7”. После проверки герметичности стыковочного узла космонавты Владимир Джанибеков и Виктор Савиных перешли в помещение станции. В соответствии с программой полета экипаж проводит проверку состояния бортовых систем и оборудования станции. Самочувствие Джанибекова и Савиных хорошее».

Первым делом космонавты открыли иллюминаторы на станции и развернули ее к Солнцу с помощью двигателей «Союза». Земля разрешила космонавтам работать на «Салюте» не больше восьми часов в сутки с перерывами и только по одному: другой должен был оставаться на корабле и оттуда контролировать напарника. Разогреть еду на станции не представлялось возможным: чай и кофе сначала грели под мышкой, затем - под лампой освещения на корабле. Воду приходилось экономить, о душе - только мечтать.

Из бортового журнала:

Земля: «Володя, а вот если плюнуть, замерзнет или нет?»
В. Джанибеков: «Немедленно делаю. Плюнул. И замерзло. В течение трех секунд».
Земля: «Это ты прямо на иллюминатор или куда?»
В. Джанибеков: «Нет, на термоплату. Вот тут резина замерзла. Она стал как камень твердая».
Земля: «Это нас не воодушевляет».
В. Джанибеков: «А нас - тем более...»

Десятого июня космонавты вышли в телеэфир. В ЦУПе предусмотрительно попросили их «дыхнуть» и остались довольны - пара изо рта не было видно.

На время эфира Савиных и Джанибекову пришлось снять теплые полосатые шапочки, взятые из дома. На Земле по-прежнему сообщалось, что полет проходит в штатном режиме.

В этот же день космонавты смогли подключить аккумуляторы станции, соединив их напрямую с солнечными батареями: голыми руками скручивали электрические провода и обматывали их изолентой. И так 16 раз. На следующий день включили часть освещения, подключили регенераторы воздуха, разогрели консервы и хлеб. Станция начала оживать. Лед растаял, что принесло космонавтам новые проблемы: что делать с водой?

«Я как-то раз засунул руку за панель и замер: рука по локоть в воде!.. Пошли в ход тряпки. А где их взять? Начали раздирать одежду: сначала белье, потом костюмы. Достаю упаковку Светланы Евгеньевны Савицкой (Вторая женщина-космонавт работала на станции в 1982 году. – Прим. РИА). Светочка, извини, пожалуйста! Я бы вернул тебе вот этот красивый наряд, но вынужден был использовать его не по назначению. Когда пришел «грузовик» с огромным количеством вафельных полотенец, это был большой подарок!» - Владимир Джанибеков.

Летчики-космонавты СССР Виктор Петрович Савиных (слева) и Владимир Александрович Джанибеков во время тренировки в Центре подготовки космонавтов имени Ю.А. Гагарина в Звездном городке.

«Грузовик» - корабль «Прогресс-24» - пристыковался 23 июня. Привез оборудование, запасы воды и топлива, а также несколько номеров газеты «Правда». О ресурсах можно было больше не беспокоиться. Космонавты начали готовиться к выходу в открытый космос и установке дополнительных секций солнечных батарей: те, что были на станции, за годы нахождения на орбите потеряли свою эффективность под ударами микрометеоритов. Второго августа Владимир Джанибеков и Виктор Савиных осуществили эту операцию. При этом снова не обошлось без проблем: при развертывании батарей заел трос.

«Начал откидывать лебедку, она не снимается с фиксатора. Нужно было выдернуть шпильку, которая крепит фиксатор. Шпилька не выдергивается. Подошел Володя, тоже подергал за веревку, которая привязана к фиксатору. Затем эта веревка оборвалась. Земля посоветовала резким откидыванием лебедки срезать шпильку. В бассейне это получалось. Здесь после двух ударов с основной солнечной батареи посыпались элементы. Не помогла и «кочерга». Решили работать без фиксации, раскрыли ручки, но лебедка не вращается. Володя занял мое место, попробовал, но безрезультатно. В это время у нас уплыла «кочерга» и дополнительный поручень. Видимо, пока менялись местами, они расфиксировались. Ситуация сложная. Возвращаться назад нельзя-нужна наращенная батарея. Поняли, что дело не в лебедке - трос приварился к лиркам, в которых он был уложен. Володя отошел подальше к люку с наконечником в руке, а я остался у лебедки. Он резко дергал, а я пытался сдвинуть трос с места. После нескольких рывков трос пошел. Ура!» - Виктор Савиных, «Записки с мертвой станции».

Помимо восстановления станции, космонавты занимались на «Салюте» и научной работой: проводили эксперименты, вели наблюдения, выращивали хлопок и перец. Так прошло 100 суток, которые врачи отвели Владимиру Джанибекову на экспедицию. 18 сентября к станции причалил «Союз Т-14» с Георгием Гречко, Владимиром Васютиным и Александром Волковым на борту.

26 сентября Владимир Джанибеков и Георгий Гречко вернулись на Землю. Савиных, Васютин и Волков продолжили работу на орбите.

На Земле, уже после возвращения Савиных, месяц решали: наградить космонавтов или наказать - те не всегда действовали строго по инструкции и в соответствии с командами ЦУПа. Но в итоге Виктору Савиных вручили вторую звезду Героя, а Джанибекову присвоили звание генерал-майора авиации. Расследование инцидента установило, что связь с «Салютом-7» была потеряна из-за несовершенства системы энергообеспечения станции.

Настоящие космонавты назвали блокбастер неуёмной фантастикой с кучей технических неточностей

Прокат фильма «Салют-7. История одного подвига», трейлеры которого крутят сейчас по телевизору, стартует 12 октября. В основе сюжета - подлинная история: 8 июня 1985 года космонавты Владимир ДЖАНИБЕКОВ и Виктор САВИНЫХ совершили невероятное: состыковались в ручном режиме с вышедшей из-под управления орбитальной станцией.

Станция «Салют-7» находилась в режиме автоматического полета, то есть летала без космонавтов, с октября 1984 года. В феврале 1985-го она перестала выходить на связь. Пока в ЦУПе ломали голову, что с ней делать, американский шаттл «Челленджер», стоящий на старте на мысе Канаверал, получил задание доставить станцию на Землю. Сегодня эта идея выглядит бредом, но тогда обсуждалась на полном серьезе. «Челленджер», совершив разведывательный полет к «Салюту», вселил в американцев уверенность: взять русскую станцию на абордаж реально. В состав экипажа был включен француз Патрик Бодри . Его дублер Жан-Лу Кретьен летал на «Салют-7» в 1982-м - Бодри тогда был его дублером. Оба знали станцию досконально.

Но ни отдавать «Салют», ни бросать его на орбите не входило в планы советского руководства. Было принято решение отправить к станции пилотируемый корабль. На подготовку космонавтов отвели всего три месяца. Опытный Владимир Джанибеков был назначен командиром, в напарники себе он взял бортинженера Виктора Савиных . Оба приступили к тренировкам.

Космонавты моделировали нештатные ситуации, осваивали приборы, отрабатывали переход с корабля на станцию в бассейне и на тренажерах. Но что ждет их на орбите, было неизвестно.

То, что сделали в 1985 году ДЖАНИБЕКОВ (справа) и САВИНЫХ на борту станции «Салют-7», до сих пор называют самой сложной технической операцией, проведённой в космосе. Фото пресс-службы «Роскосмоса»

Стартовали 6 июня 1985 года на корабле «Союз Т-13». Обнаружили в безвоздушном пространстве «Салют-7», виртуозно состыковались, проникли внутрь. Наладили работу солнечных батарей, запустили все системы. Станция была спасена.

Это если в двух словах. На деле воспоминаний хватило на целую книгу - «Записки с мертвой станции» Виктора Савиных и сегодня читаются как увлекательный триллер.

Джанибеков же рассказывает о произошедшем со сдержанной невозмутимостью. Мы встретились в Музее космонавтики, когда фильм, отсылающий к событиям 1985 года, был еще в работе.

- Страшно было, Владимир Александрович?

Никто не говорил о смертельной опасности - у нас был запас возможностей вернуться на Землю. Хотя всякое могло произойти. Алексей Архипович Леонов как-то сказал: ребята сделали невозможное. Для нас это была самая высокая оценка.

Было любопытно разобраться, что же произошло на станции. Для меня тот полет был пятым. В третьем полете, на «Союзе Т-6», из-за сбоя автоматики уже приходилось переходить на ручное управление при стыковке. В этот раз тоже не хотелось осрамиться.

Конечно, объем работы на станции был большой. Там только кабелей три с половиной тонны. Все было заморожено, покрыто слоем конденсата, а когда стало оттаивать, оказалось под слоем влаги. Мы, как уборщицы, с тряпками по всей станции носились. Но их не хватало. Запасы белья, которые хранились на «Салюте», скафандры - все пустили в ход. Даже тренировочный костюм Светланы Савицкой оприходовали.

Ремонтировали, убирали, чинили - ничего сверхъестественного. Проблемы были с циркуляцией воздуха. Скопившийся углекислый газ не давал долго работать. Приходилось прерываться, делать искусственную вентиляцию - для этого просто размахивали вокруг себя чем-нибудь.


Президент России Владимир ПУТИН посмотрел картину «Салют-7. История одного подвига» вместе с дважды Героями Советского Союза Владимиром ДЖАНИБЕКОВЫМ и Виктором САВИНЫХ и исполнителями главных ролей Павлом ДЕРЕВЯНКО и Владимиром ВДОВИЧЕНКОВЫМ. Фото: © РИА «Новости» ()

- Перед вами ставили задачу: во что бы то ни стало восстановить станцию?

В ЦУПе были сомнения, что с ней делать. Думали, если не получится с ремонтом, столкнем «Салют» с орбиты. Мы своим кораблем могли бы это сделать. Через два-три дня по расчетной траектории станция ушла бы в Индийский или Тихий океан. Это был бы управляемый процесс.

- Когда стало ясно, что «Салют» можно спасти?

Когда поняли, что он герметичен и там есть воздух, а значит, можно обитать. Мы провели инвентаризацию запаса продуктов - на пару месяцев хватило бы. Хоть нам и сказали все выбросить, мы решили, что в холоде продукты не испортились, поэтому ничего, кроме туб с творогом, выбрасывать не стали.

На станции, когда мы открыли люк, было минус семь - пуховые шапки, которыми перед полетом нас снабдила жена Виктора, очень пригодились. Когда распахнули иллюминаторы, стало теплее. Помучились, налаживая работу регенератора воздуха. На станции было уже плюс десять, а нужно было 15, чтобы запустилась реакция. По очереди грели телами химические патроны, засовывали в спальный мешок, дули на них. В голове уже круги - а ты дуешь, дуешь. Вспомнилось тогда, как в 1984-м после выхода в открытый космос Светланы Савицкой отогревали ей ноги чайными пакетами.


- Были ситуации, о которых вы не докладывали в ЦУП?

Мы не говорили о причинах периодического падения напряжения батарей. Чтобы греть тубы с питанием, мы использовали фотолампу. В кофр набивали банки, пакеты с чаем или кофе, втыкали лампу - вентиляторы сразу садились, лампочки тускнели. Не надолго - на 5 минут. Земля фиксировала эти всплески, но ни разу не поинтересовалась: ребята, как вы там вопрос с подогревом питания-то решаете.

- А что вы думаете об идее американцев похитить станцию?

Меня это мало интересовало. Из этой истории сначала сделали детектив «Битва за «Салют» (телефильм 2011 года. - Н. П.). Теперь вот блокбастер сняли. Но это кино не про нас. Слишком много неуемной фантастики и куча технических ляпов.

- Ваш труд достойно был вознагражден?

По советским временам вполне. «Волгу» подарили, 10 тысяч рублей и звание генерала авиации дали.

- Пенсия у вас достойная? Примерно 60 тысяч получаете?

Гораздо больше. Но в период перестройки были моменты, когда на бензин не хватало. Космонавты-ветераны пожаловались - и в Звездный городок прислали комиссию. Пенсию откорректировали и выплатили долги за прошлые годы.

Справка

  • Владимир Александрович ДЖАНИБЕКОВ родился 13 мая 1942 г. в пос. Искандер Казахской ССР. Совершил пять космических полетов, причем все - в качестве командира корабля, поставив мировой рекорд. Профессор-консультант кафедры космической физики и экологии радиофизического факультета Томского госуниверситета. Генерал-майор авиации. Член Союза художников СССР.
  • Виктор Петрович САВИНЫХ родился 7 марта 1940 г. в дер. Березкины Кировской области. Трижды побывал в космосе. Доктор технических наук, профессор, член-корреспондент РАН. Президент Московского государственного университета геодезии и картографии. Главный редактор журнала «Российский космос».

Побережнее к космонавтике

Виктор Петрович Савиных , которому я дозвонилась, чтобы поздравить с премьерой фильма «Салют-7. История одного подвига», тоже от него не в восторге:

Во время съемок мы с руководителем Центра управления полетами высказали массу замечаний. Хотели, чтобы к космонавтике побережнее относились - чтобы не было такого, что кувалдой стенку разбивают. Сценарий, как я понимаю, создан по книге «Записки с мертвой станции». Я не говорю, что надо делать так, как я написал, может быть, для фильма допустимо что-то и приукрасить. Но не так грубо и неправдоподобно.


Виктор Петрович САВИНЫХ

Жизнь после смерти

  • Спасенная станция «Салют-7» проработала на орбите еще шесть лет. К ней летали 11 пилотируемых кораблей «Союз Т», 12 грузовых кораблей «Прогресс» и три грузовых корабля серии «Космос». Из станции было осуществлено 13 выходов в открытый космос. Потом ее забросили на очень большую высоту для проверки различных систем.
  • 7 февраля 1991 г. «Салют-7» был затоплен. Планировалось вывести на орбиту станцию «Салют-8», но ее переименовали в «Мир». Виктор Савиных работал на нем в 1988 году. А Владимир Джанибеков после экспедиции на «Салют-7» в космос больше не летал.

Звездная болезнь

19 сентября 1985 г. на возрожденный «Салют-7» прибыл очередной экипаж. Но он был вынужден втрое сократить программу исследований. Причина - обострение простатита у командира Владимира Васютина . Космонавта пытались лечить на борту с помощью препаратов, а когда о проблеме доложили на Землю, на сеанс связи пригласили экстрасенса. Все оказалось бесполезно. 21 ноября 1985 г. космонавты вернулись на Землю. Из-за этого не состоялась экспедиция «Союза Т-15C» с первым в мире полностью женским экипажем, в который входили Светлана Савицкая , Екатерина Иванова и Елена Доброквашина .

Теперь в план медицинского обследования космонавтов входит обязательный анализ секрета предстательной железы - «проба Васютина».

Много рассказывать про тот полет не буду - получится пересказ отличного документального фильма телестудии Роскосмоса "Битва за Салют. Космический детектив." Очень-очень рекомендую посмотреть - не пожалеете, что потратили на это свои 44 минуты.

Немного про станцию "Салют-7" - в девичестве это орбитальные станции военного назначения "Алмаз" КБ Челомея. Может когда-нибудь соберусь и сделаю для Вас рассказ об этом выдающемся конструкторе, и про проект "Алмаз", и про тысячу МБР УР-100, реально сбалансировавшие ядерное противостояние СССР и США, и про УР-500, ставшие потом РН "Протон", и про крылатые ракеты его КБ, и про проект ЛКС "Легкого-космического самолета", и про «Транспортный корабль снабжения» (ТКС) . По каждому из этих проектов впору писать отдельную статью.

Но стараниями его "злого гения" Дмитрия Устинова, было сделано все, чтобы забыть про конструктора Челомея. Многие ли сейчас помнят это имя, на фоне других конструкторов космической техники? А ведь его Протоны летают до сих пор. И его "сотки" сейчас (скорее всего) также стоят на дежурстве: "Серийное производство УР-100Н УТТХ (SS-19 mod.2 Stiletto) продолжалось до 1985 года. Срок службы продлён до 33 лет." О как!

Что-то я ушел в сторону. Вернемся к Союзу-Т13 - немного фактов про ту экспедицию на Союзе-Т13 и станцию Салют-7:

В ходе первой экспедиции посещения («Союз Т-6») в конце июня-начале июля 1982 года впервые на советском космическом корабле и орбитальной станции работал космонавт из Западной Европы (Франции): Жан-Лу Кретьен вместе с Владимиром Джанибековым и Иванченковым, в состав дублирующего экипажа входил космонавт-исследователь корабля - Бодри, Патрик Пьер Роже (Baudry Patrick Pierre Roger) (Франция) (запомним это имя).

Экипаж "Союза Т-6" перед стартом

11 февраля 1985 года, после полугодового отсутствия на станции людей (последний полет на станцию состоялся в июле 1984 года на Союзе-Т12), связь с ней прервалась.

Полеты Space Shuttle весны и начала лета 1985 года:
12 April 1985 STS-51-D Discovery
29 April 1985 STS-51-B Challenger
17 June 1985 STS-51-G Discovery: в составе команды "Payload Specialist 1 - France, Patrick Baudry, CNES"

6 июня 1985 года к станции была направлена экспедиция на переоборудованном под цели спасения станции "Салют-7" космическом корабле «Союз Т-13» во главе с самым опытным советским космонавтом Владимиром Джанибековым и бортинженером Виктором Савиных.


Джанибеков и Савиных перед полетом


Сообщение ТАСС: «В соответствии с программой исследования космического пространства 6 июня 1985 года в 10 часов 40 минут московского времени в Советском Союзе осуществлен запуск космического корабля «Союз Т-13». Программой полета корабля предусматривается проведение совместных работ с орбитальной станцией «Салют-7». В настоящее время станция, находящаяся на околоземной орбите более трех лет, совершает полет в законсервированном состоянии. Бортовые системы корабля работают нормально, самочувствие экипажа хорошее. Космонавты В. Джанибеков и В. Савиных приступили к выполнению программы полета».

8 июня 1985 года «Союз Т-13» пристыковался к мертвой станции (температура внутри станции была ниже 0, станция была полностью обесточена).

18 сентября к станции пристыковался «Союз Т-14», сменивший миссию «Союз Т-13». Владимир Джанибеков работал на станции 110 дней. Виктор Савиных проработал в космосе 168 дней и вернулся на Землю в космическом корабле «Союз Т-14».


Снимок по прибытии экспедиции Союза-Т14 на станцию «Салют-7». Встреча: В. Васютин, Г. Гречко, В. Савиных, А. Волков, В. Джанибеков


4-6 мая 1986 года экипаж «Союз Т-15» в составе Леонида Кизима и Владимира Соловьёва впервые в мире перелетел с одной станции на другую. Их корабль отстыковался от станции «Мир», преодолел 2500 км за 29 часов и состыковался с «Салютом-7». Законсервировав комплекс «Салют-7» - «Космос-1686», 25-26 июня они возвратились на борт «Мира» с грузом из результатов экспериментов, образцов материалов и 20 приборов общей массой 350-400 кг. Для станции «Мир» это была первая экспедиция, для «Салюта-7» - последняя.


"Схема полета Союза Т-15"


В ночь с 6 на 7 февраля 1991 года, в 22:44 (EST) комплекс «Салют-7» - «Космос-1686» вошёл в атмосферу на скорости свыше 30 000 километров в час. Несгоревшие фрагменты упали в малонаселённых районах Чили и Аргентины.

Но из всей этой информации стоит обратить внимание на то, как часто в период апреля-июня 1985 года стали запускаться Шаттлы, и то, что в составе STS-51-G, который полетел 17 июня 1985 года (а готовился запуск той миссии полететь и в начале мая 1985), входил Патрик Бодри - дублирущий космонавт-исследователь на «Союз Т-6», который отлично знал устройство "Салют-7". Включение его в состав той экспедиции Шаттла, пожалуй единственный факт, подтверждающий проект американцев снять мертвую станцию "Салют-7" Шаттлом и доставить её на землю. Существует еще одна фотография мертвой станции Салют-7 (вроде как вот она - видно, что солнечные панели ориентированы по-разному), но кем она сделана, с борта Союз-Т13, или с Шаттла - не известно.

Плюс (пусть и косвенный) к версии о возможном снятии американцами нашей станции с орбиты говорит и то, что в феврале-марте 1985 года в американских СМИ, как по команде, поднялся дикий вой о том, что скоро "Салют-7 упадет на головы американцев, и с этим надо что-то делать". Возможно, что этим готовилось общественное мнение. Времена те были очень напряженными в отношениях СССР и США. 23 марта 1983 года Рейганом была объявлена программа СОИ (Стратегическая оборонная инициатива), прозванная "программой звездных войн". Так что возможно было всякое... Вплоть до серьезного противостояния, покруче Карибского кризиса...

Материалов про тот полет и спасение станции написано очень много:

Материал из первых рук - книга Виктора Савиных «Записки с мертвой станции»

UPD: полная книга Виктора Савиных "Вятка Байконур Космос" (с иллюстрациями)

UPD: документальный фильм осени 1985 года

«Союз Т-13» - советский пилотируемый космический корабль, главной целью полёта которого являлось восстановление работоспособности станции «Салют-7 ».

Союз Т-13
Общие сведения
Страна
Организация Космическая программа СССР
Полётные данные корабля
Название корабля Союз Т-13
Ракета-носитель Союз-У2
Стартовая площадка Байконур Пл. 1
Запуск 6 июня 06:39:52 UTC
Стыковка 8 июня 08:50 UTC
Место стыковки Салют-7 , ПхО ББ
Расстыковка 25 сентября 03:58 UTC
Посадка корабля 26 сентября 09:52:00 UTC
Место посадки 220 км северо-восточнее города Джезказгана
Длительность полёта 112 суток 03 часа 12 минут
Количество витков 1774
Пройденное расстояние 111,7 млн км
Апогей 222 км
Перигей 198 км
Наклонение 51,6°
Период обращения 88,7 мин
Масса 6,85 т
NSSDC ID 1985-043A
SCN
Полётные данные экипажа
Членов экипажа 2
Позывной «Памир»
Посадка Джанибеков - Союз Т-13
Савиных - Союз Т-14 21 ноября 1985 10:31:00 UTC
Место посадки 180 км юго-восточнее города Джезказгана
Длительность полёта Джанибеков - 112 суток 3 часа 12 минут
Савиных - 168 суток 3 часа 51 минута
Количество витков Джанибеков - 1770
Савиных - 2645
Связанные экспедиции

Данный полёт является одной из сложнейших в техническом отношении успешных космических экспедиций, когда-либо проводившихся советскими и российскими участниками космической программы - впервые были на практике отработаны методы наведения, сближения и стыковки с неуправляемым космическим объектом, реактивация вышедшей из строя космической станции в экстремальных для человека условиях.

Параметры полёта

Экипаж старта

Дублирующий экипаж

Экипаж возвращения

Потеря связи со станцией «Салют-7»

Станция «Салют-7» с момента посещения экспедиции «Союз Т-12 » в октябре 1984 года находилась в состоянии автономного полёта. 11 февраля 1985 года (по воспоминаниям Виктора Савиных - 12 февраля ) при очередном сеансе связи телеметрия сообщила, что из-за перепада тока в бортовом электрооборудовании сработала защита, отключившая первый, основной, радиопередатчик системы дальней радиосвязи. В ожидании специалистов было принято решение работать на запасном передатчике. Однако руководитель новой дежурной смены ЦУПа в нарушение установленного порядка дал команду подключить первый передатчик - он предположил, что если там действительно неисправность, защита сработает снова. После прохождения очередного витка, при следующем сеансе связи станция уже не отвечала. Как было записано в заключении по итогам расследования, попытка включить явно неисправный передатчик привела «к лавинообразному развитию процесса короткого замыкания, в результате которого возникли необратимые нарушения целостности схемы питания обоих передатчиков и прекратилось функционирование дешифраторов» .

Без корректировки орбиты по сигналам, подаваемым с Земли, станция начала снижаться, что могло привести к сходу с орбиты и неконтролируемому падению её частей на поверхность Земли. Было решено направить спасательную экспедицию для восстановления работы станции.

Как выяснилось позднее, причиной стал выход из строя датчика системы электропитания, контролирующего заряд химических батарей и отвечавшего за их отключение от солнечных батарей при достижении номинального напряжения 34 вольта. В течение витка вокруг Земли бортовой компьютер станции подавал команду на подключение солнечных батарей, однако неисправный датчик тут же их отключал. В условиях отсутствия подзарядки бортовые батареи начали медленно разряжаться. Выход из строя основной командной радиолинии только усугубил проблему .

Описание полёта

Для спасения станции был специально переоборудован космический корабль «Союз Т-13»: демонтированы кресло третьего космонавта и система автоматического сближения, на боковой иллюминатор установлен лазерный дальномер типа ЛПР-1 . За счёт освободившегося места были увеличены запасы топлива и воды, а также установлены дополнительные регенераторы очистки воздуха, позволявшие продлить автономный полёт.

Командиром был назначен самый опытный советский космонавт Владимир Джанибеков , уже летавший на «Салют-7», имевший опыт ручной стыковки и выхода в открытый космос . Для него это был пятый космический полёт, ограниченный Главной медицинской комиссией сроком 100 суток . Для бортинженера Виктора Савиных это был второй полёт. Оба космонавта проходили усиленные тренировки по отработке сближения и стыковке к станции в ручном режиме.

После открытия люка и выравнивания давления выяснилось, что температура внутри станции упала примерно до 3-5 °С . Ещё при подлёте космонавты обнаружили, что солнечные батареи станции не развёрнуты к Солнцу. Это говорило о неработоспособности системы ориентации батарей и отключении всей системы электропитания станции. Запасы воды, оставшиеся на станции, замёрзли. Первой задачей космонавтов стала реактивация системы электропитания и восстановление системы водоснабжения «Родник», от которых зависела судьба спасательной экспедиции. Работать приходилось в тяжёлых условиях, в целях безопасности в первые дни на станции мог работать только один космонавт, другой его страховал и контролировал обстановку. Температура была настолько низкой, что приходилось надевать тёплые комбинезоны, шерстяные шапки и варежки . Иногда космонавтам приходилось отогреваться саморазогревающимися консервами.

На четвёртый день полёта, 10 июня, космонавты с помощью двигателей «Союза» развернули солнечные батареи к Солнцу, проверили восемь химических батарей и начали их зарядку. К следующему дню удалось зарядить пять блоков из работоспособных шести и подключить к ним часть электрооборудования станции. Системы станции начали постепенно оживать - к заряженным батареям были подключены системы освещения, регенерации атмосферы, ориентации солнечных батарей, передачи телеметрии, обогрева.

12 июня удалось отогреть один из баков «Родника». В этот же день был проведён телерепортаж для выпуска новостей, ради которого космонавтов попросили снять шерстяные шапки на время записи. Весь следующий день заняли замена вышедшего из строя передатчика командной радиолинии и проверка системы ориентации аппаратуры сближения и двигательной установки. К концу дня удалось восстановить командную радиолинию с Землёй.

К 14 июня удалось восстановить все жизненно важные системы станции, благодаря чему стал возможным приём автоматического корабля снабжения «Прогресс-24» (старт состоялся 21 июня, стыковка - 23 июня). Грузовик доставил дополнительные запасы воды и топлива, оборудование для замены вышедшего из строя и для предстоящего выхода в космос. В течение последующего месяца космонавты проводили ремонт и замену узлов остальных систем станции, а также занимались научными экспериментами. 21 июля к станции пристыковался грузовик «Космос-1669 », доставивший, среди прочего, модернизированные скафандры «Орлан-ДМ» .

2 августа Владимир Джанибеков и Виктор Савиных осуществили выход в открытый космос продолжительностью 5 часов, во время которого были установлены дополнительные солнечные батареи и оборудование для проведения экспериментов.

18 сентября к станции пристыковался «Союз Т-14 », сменивший миссию «Союз Т-13». Владимир Джанибеков, проработав на станции 110 дней, 26 сентября возвратился на Землю в спускаемом аппарате «Союза Т-13» вместе с Георгием Гречко. Виктор Савиных проработал в космосе 168 дней и 21 ноября вернулся на Землю в спускаемом аппарате «Союза Т-14».

После полёта

За этот полёт Савиных получил вторую звезду Героя , а Джанибекову было присвоено звание генерал-майора авиации.

История экспедиции «Союз Т-13» была освещена в нескольких документальных фильмах - «За строкой сообщения ТАСС» (1986), «Битва за „Салют“. Космический детектив» (2011).

Литература

Фильм Клима Шипенко — смесь голливудской и советской героики (в духе «Аполлона-13» про лунную миссию или «Укрощения огня», где впервые была приоткрыта завеса над суперсекретной ракетно-космической сферой).

Фильм про подвиг двух выдающихся космонавтов, про историю спасения станции «Салют-7». Владимир Джанибеков и Виктор Савиных в 1985 году полетели к мертвой оледеневшей станции, смогли пристыковаться и оживить ее. В истории освоения космоса эта страница — одна из наиболее ярких и фантастичных.

Сценарий «Салюта-7» Наташа Меркулова и Алексей Чупов написали после встречи с журналистом Самолетовым, рассказавшим им о захватывающем дух экстремальном путешествии в космос. Среди источников вдохновения книга Виктора Савиных «Записки с мертвой станции».

Кадр из фильма

…Космическая гонка набирает обороты, если не оживить впавшую в кому станцию, она может свалиться на землю (обломки гигантской американской станции «Скайлэб» долетели аж до Австралии) или ее могут забрать американцы и узнать наши секретные секреты. Поэтому отправление космонавтов ведется в спешке. Вы скажете, в космической сфере так не бывает? А вам ответят: у нас бывает все и во всех сферах. Даже в секретных и сверхточных: и авралы, и пятилетка в четыре года, и «как бы доложить наверх… чтобы не влетело». На околоземную орбиту отправляется космический корабль «Союз Т-13» с экипажем из опытных космонавтов — командиром корабля Владимиром Федоровым (прототип — Владимир Джанибеков) и бортинженером Виктором Алехиным (прототип — Виктор Савиных). Двадцатитонная станция не просто мертва (замерзла система подачи кислорода, горячей воды и т.д.) — превратилась в дом изо льда.

На протяжении всего действия космонавтам приходится не только решать нерешаемые проблемы, рисковать жизнью, спасать и поддерживать друг друга, но и делать сложный нравственный выбор. Космонавты экзамен выдержат. На земле не все…


Кадр из фильма

Среди напряженных моментов — сама стыковка без лазерного дальномера, вручную, со станцией, которая вертится с огромной скоростью. Космонавт Валерий Рюмин, который был на связи с экипажем в ЦУПе, потом скажет: «Стыковка «Союза Т-13» со станцией «Салют-7» — то же самое, что стыковаться с булыжником».А еще охлаждение температуры на станции до минусовой температуры (замерзшая вода разорвала трубы), возвращение к жизни покрытой инеем станции и даже пожар.

Что в этом кино хорошо. Изображение.

Оно сконструировано с помощью сложных устройств замечательным оператором Сергеем Астаховым, отрисовано компьютерщиками так точно, что многие профессионалы уверены, что часть съемок проводилась в космосе.

Из смысловых вещей понравилась оппозиция «земля—небо». Если внизу в ЦУПе альтернативе «репутация» или «человеческая жизнь» выбирают честь державы (а нехорошие военные еще и требуют взорвать станцию вместе с людьми, чтобы не досталась врагу), то в небе побеждает человечность. И вот еще. Когда техника отказывает — космос осваивается вручную: руками откручивают, замерзшими пальцами связывают, стыкуют, собирают тряпками воду после того, как станция оттаяла. (Это рассказывал и Савиных, как «голыми руками скручивали электрические провода и обматывали их изолентой. И так 16 раз».)

И если есть превосходство нашей космонавтики перед американской, оно прежде всего в его в человеческом факторе. Как и в реальности, пилоты «Союза» с несчастливым номером «13» в экстремальной ситуации едва ли не все делают вопреки приказу ЦУПа. Им сверху виднее. На Земле, уже после возвращения Савиных, месяц решали: наградить космонавтов или наказать — те не всегда действовали по инструкции и в соответствии с командами ЦУПа.


Кадр из фильма

На реальной станции пожара не было, не было еще целого ряда чисто киношных подробностей. Например, кувалды, которой бьют по кожуху датчика системы ориентации, мешающего «оживить» электропитание станции (вроде бы космонавты возражали против этого эпизода, но кинематографисты сделали по-своему). В реальности застряла лебедка — не снималась с фиксатора, нельзя было вернуть к жизни солнечную батарею (об этом писал Виктор Савиных в своих «Записках с мертвой станции»). Не было, конечно, и сигареты, да и глупо закуривать сразу после пожара. Кстати, о пожаре, так возмутившем некоторых критиков. На «Салюте» его не было, а вот на «Союзе ТМ-25» он случился в 1997-м из-за бракованной кислородной шашки. Да и американцы, как рассказал в одном из интервью Савиных, подлетали к нашей станции.

Но «Салют-7» — не документальное кино, не реконструкция, а зрелищный блокбастер, вольная фантазия на тему реального космического полета. Авторы жертвовали точностью ради экшена. Поэтому фамилии космонавтов изменены. Джанибеков стал Федоровым (его роль исполнил Владимир Вдовиченков), Савиных — Алехиным (Павел Деревянко). Именно зрелищность, образность, эмоциональность — сильные стороны фильма, за которые прощаешь не только неточности (и в «Аполлоне-13» астронавты обнаружили море ошибок, а Джим Ловелл заявил, что его персонаж «неправдоподобен»), но и слабость «женской линии» (не прописана она была и в фильме-конкуренте «Времени первых»), некоторые эпизоды, в которых режиссер не сумел быть убедительным.

«В нашем повествовании исторические факты переплетены с элементами вымысла», — говорит один из авторов Алексей Чупов. Безусловно, не было кувалды в космосе, но зато сразу возникают смысловые рифмы с эпохальными фильмами «Коммунист» или «Как закалялась сталь». Не случайно для героя Вдовиченкова в его шкале ценностей: жена и дочка, футбол и… строительство коммунизма. «Я знаю, ты настоящий коммунист», — говорят летчику-испытателю Астахову в «Чистом небе». Это кино про забытое сегодня превосходство «должен» над «могу». В фильме Шипенко первое, что увидели космонавты, когда отогрели станцию, — фото Гагарина, проявившееся под инеем. Вымысел ли, правда — не знаю. Но красиво.

Думаю, если бы фильм назвали просто «Салют», и претензий бы не было, и название для космического триллера отличное.

А про спорные моменты мы решили спросить у авторов и самих космонавтов — самых строгих экспертов.

Виктор Савиных

космонавт, дважды герой СССР, участник космической экспедиции «Салют-7»

— Фильм хороший, зрелищный, народу точно понравится. Особенно хочу отметить замечательное качество изображения космоса, невесомости: компьютерная грамматика воссоздает размах и красоту неба. Что касается неточностей, ну да, они есть. Вопрос, сбивать ли станцию, вообще не стоял. Вместо кувалды у нас была просто монтировка, ею мы пытались ликвидировать совсем другую неисправность. Мы не курили, не горели. Хотя в космосе действительно было несколько пожаров. Но по существу вранья нет. Поэтому в целом фильм пришелся по душе. А если бы я не работал в космосе, понравился бы еще больше. Трудно смотреть на придуманное на экране, когда знаешь, как все было на самом деле. К примеру, моя жена не рожала во время нашего полета, моей дочке было уже 16. Вот на днях покажут документальный фильм «Салют-7. История одного подвига», в котором мы с Джанибековым, Рюминым и Соловьевым расскажем, как все было на самом деле». Это будет история от первого лица.

Юрий Батурин

космонавт

— Наверное, спрашивать мое мнение о художественном кино про космонавтов неправильно, потому что человек, занятый в любой сфере профессионально, смотрит и видит иначе, чем обычный зритель. Нас цепляют неточности, мешают восприятию.

Продюсеры Юлия Мишкинене и Бакур Бакурадзе:

— Перед съемками была большая подготовительная работа. Мы общались со специалистами из Центра подготовки космонавтов, РКК «Энергия», Музея космонавтики, корпорации «Роскосмос». Консультанты из НПП «Звезда» помогали в производстве скафандров. Режиссер, оператор, специалисты по спецэффектам ездили на Байконур, присутствовали при запуске космического корабля. Благодаря этому художники-постановщики точно воссоздали детали и Центра подготовки полетов, и космического корабля, и станции. Виктор Благов, главный специалист РКК «Энергия», бывший руководителем полетов, смотрел фильм на стадии монтажа и попросил показать сцены из ЦУПа еще раз — не мог поверить, что все это воспроизведено в декорациях. На подготовительном этапе много встреч было и с участниками событий — с Владимиром Джанибековым и Виктором Савиных. Их рассказы, книги, архив фотографий очень помогли в прописывании деталей экспедиции по спасению космической станции.

Про детали.

Мы старались основываться на реальных фактах, происходивших в космосе. Станция «Салют-7» действительно потеряла контроль, было оледенение, потом затопление, с которым справлялись подручными средствами: пошли вход даже личные вещи космонавтов. Из-за обилия воды возникла угроза короткого замыкания и пожара.

Часть деталей взяли из других космических экспедиций. Так, пожар возник на орбитальной станции «Мир» в 1997 году. На орбитальной станции «Салют-4» жила муха Нюрка, которую космонавты очень берегли. Была и специальная исследовательская программа с запуском в космос 54 тараканов.

Надо сказать, что в советское время да и сейчас все, что касается космоса, было под грифом секретности, можно было найти только официальную информацию. Поэтому не будем ни на кого конкретно ссылаться, но из личных разговоров знаем, что проносили космонавты с собой в космос и водку, и сигареты. Правда, курить там довольно сложно.

Теперь про кувалду. Много у нас было разговоров и споров с Виктором Петровичем по поводу кувалды. Но раз кувалда на космическом корабле есть, значит, ею пользуются. В самой же экспедиции действительно застряла солнечная батарея. Пришлось выйти в открытый космос, натянуть трос. Потом применить физическую силу… Это была борьба человека с железом в экстремальных условиях. Мы заменили трос на кувалду, так как зрительно это понятнее. Все-таки мы снимали не документальное кино, а жанровое. Это космическая катастрофа. И конечно, здесь возможен символизм, метафоричность и некоторые преувеличения для визуальной выразительности. Мне кажется, наши друзья-космонавты больше нас понимают, что жизнь, в том числе космическая, гораздо шире наших самых смелых представлений о ней.

Похожие статьи

© 2024 liveps.ru. Домашние задания и готовые задачи по химии и биологии.