В каком городе судили лейтенанта шмидта. Подлинная история лейтенанта шмидта

Начальное художественное образование Валентин Серов получил под руководством И. Е. Репина. Он учился у него так, как когда-то учились художники Возрождения, работая рядом с мастером - часто над одной моделью. И. Е. Репин передал юному ученику свое жизнелюбие и страсть к живописи, и они упали на благодатную почву.

Валентин Серов. Девочка с персиками

Потом в жизни Валентина Серова была Академия художеств с чистяковской системой преподавания, сочетавшей лучшие традиции академической школы и новое, реалистическое восприятие и изображение натуры. А завершилось все знакомством с классическим искусством в европейских музеях, которые В. Серов посещал еще ребенком, живя с матерью в Париже и Мюнхене. В 1885-1887 годы он осматривал их уже взрослым человеком, профессионально понимающим живопись. Восхищенный и очарованный Венецией, Валентин Серов все же писал в одном из писем невесте: "В нынешнем веке пишут все тяжелое, ничего отрадного. Я хочу, хочу отрадного и буду писать только отрадное".

Таким "отрадным" произведением искусства, произведением молодого счастья и светлого восприятия мира и является "Портрет B. C. Мамонтовой". Молодой художник написал его летом 1887 года в Абрамцеве, в имении известного мецената Саввы Ивановича Мамонтова, куда заглянул после Италии.

Валентин Серов жил в Абрамцеве, как у себя дома, он был почти членом мамонтовской семьи. Его знали и любили здесь с самых ранних юношеских лет, он жил здесь веселой и привольной жизнью. Так и в этот раз быстро уехать отсюда ему не удалось, хотя он и стремился навестить своих родных.

Художник жадно вглядывался в знакомые пейзажи. Частенько он удирал один, с утра, даже не позавтракав. Он шел - и вдруг надолго останавливался при виде солнечного луча, упавшего на цветок, при виде тени, опустившейся на траву из облака. Он приглядывался к тому, каким делается воздух в непогоду, как меняются его свойства, когда он пронизан светом, как меняется его затемнение и какие оттенки у лежащих рядом теней... Художником постепенно и всецело овладевала одна мысль: "Написать так, как я вижу, забыв обо всем, чему учили. И, конечно, писать в первую очередь портрет, а не пейзаж".

Но взрослым было некогда позировать. Мальчики Мамонтовы тоже выросли, стали молодыми людьми - непоседливыми, говорливыми. Их сидеть не заставишь... Не раз попадалась на глаза В. Серову и подросшая Верочка Мамонтова, которую он знал с рождения. Она тоже превратилась в веселого, самостоятельного человечка, очаровательного своей юной свежестью.

Она по-прежнему любила пошалить, задирала своего друга-художника, любила с ним прокатиться верхом или на лодке, и В. Серов не раз заговаривал о ее портрете. Уж очень была красочной эта милая девочка-подросток: яркие губы, темные волосы, темные, как спелая смородина, глаза с синеватыми белками. А кожа нежная, чуть-чуть еще пушистая по-детски, и сейчас, под летним загаром, совсем персиковая...

И В. Серов, которого в Абрамцеве все называли Антоном, стал уговаривать Верочку: "Ну, посиди, сделай милость... Я такой портрет напишу, сама себя не узнаешь. Красавицей будешь!". А она, мило и лукаво капризничая, отвечала: "Ты же замучишь меня... Скучно сидеть, лето...".

Здесь, в Абрамцеве, В. Серов и написал один из самых молодых портретов в русской живописи. Не только потому, что на ней изображена 12-летняя девочка и что молодым был писавший ее художник. Главное заключалось в том, что детское счастье Верочки Мамонтовой и ее безоблачность совпали со счастьем самого художника. Писал он ежедневно, около трех месяцев, но его "муки творчества" зрителю незаметны, так и кажется, что картина создана в едином порыве счастливого вдохновения.

Нет, наверное, сейчас человека, который бы не знал этого живописно произведения. Портрет В. Мамонтовой стал чем-то гораздо большим, чем просто этюд с натуры, недаром за ним прочно закрепилось название "Девочка с персиками". Это была именно картина, а не портрет, так как полотно это переросло всякие представления о портрете.

"Все помнят, - пишет искусствовед В. Смирнова-Ракитина, - угол большой комнаты, залитой серебристым дневным светом: за столом сидит смуглая, черноволосая девочка в розовой кофточке с черным в белую горошину бантом. В руках у девочки персик, такой же смугло-розовый, как ее лицо. На ослепительно белой скатерти лежат вянущие листья клена, персики и серебряный нож. За окном светлый-светлый летний день, в стекла тянутся ветки деревьев, а солнце, пробравшись сквозь их листву, освещает и тихую комнату, и девочку, и старинную мебель красного дерева...".

Портрет Верочки Мамонтовой чарует зрителя своей необыкновенной жизненностью и идеальностью художественного образа. Эта работа молодого художника поразила сразу многих современников свежестью светлого, сияющего колорита, тонкой передачей света и воздуха. Савва Иванович Мамонтов и все приезжавшие в Абрамцево только ахали перед картиной. Покрякивал и Константин Коровин, до глубины души пронзило его красочное мастерство Валентина Серова.

Все в этой картине естественно и непринужденно, каждая деталь связана одна с другой, а все вместе они создают цельное произведение. Прелесть девичьего лица, поэзия жизненного образа, светонасыщенная красочная живопись - все в этом произведении казалось новым. Недаром для наиболее проницательных критиков стало ясно, что в лице 22-летнего художника русская живопись приобрела мастера европейского масштаба.

В этой небольшой по размерам картине, сохранившей всю прелесть и свежесть этюда, органически соединились две тенденции, две силы, образовавшие единую форму живописного видения. Каждая деталь в "Девочке с персиками" на своем месте, написаны все стулья зимней столовой, подсвечники на окне, даже фигурка игрушечного солдатика в глубине комнаты, на стене - фарфоровая тарелка, за окном сад в дни позднего лета. Ничего нельзя убрать или сдвинуть без того, чтобы не нарушить внутреннего равновесия всего полотна.

Все кажется таким простым и естественным, но сколько в этой простоте глубины и цельности! Как во всех этих, будто бы "случайностях", сквозит неповторимая радость жизни! С предельной выразительностью В. Серов передал свет, льющийся серебристым потоком из окна и наполняющий комнату. Свет этот сияет на стене и на фарфоровой тарелке, бликами отражается на спинках стульев, мягко ложится на скатерть, скользит по лицу и рукам девочки. А белый цвет скатерти, белый цвет стены, белый цвет тарелки вдруг оказываются совершенно различными, и также по-разному падают на них тени, зеленый отблеск листвы и розоватые рельефы кофточки.

Девочка сидит за столом и ничем не занята, словно действительно на миг присела, машинально взяла в руки персик и держит его, глядя на вас просто и откровенно. Но покой этот только минутный, и через него проглядывает страсть к резвому движению. Даже бант, как бабочка, кажется готов вот-вот улететь. И как бабочка выглядит сама девочка: вспорхнула в дом на миг, с солнцем и теплым ветром, присела на краешек стула, озарив комнату улыбкой, и сейчас же улетит обратно - на улицу, где вовсю сияет летний день.

Да и в самой комнате кажется все так и хочет нарушить тишину и успокоенность. "Побежал" в глубину стол, увлекая за собой взгляд зрителя. Льются звонкие лучи солнца, принося с собой аромат сада, открыта дверь в соседнее помещение...

Вот, казалось бы, и все, что изобразил на своей картине Валентин Серов. А вместе с тем это целый роман о людях, которым принадлежит дом, сад, все эти вещи; это история девочки, рассказ о ее характере, о ее переживаниях - чистых, ясных и юных. Внутренний мир героини интересовал художника не сложными противоречиями, не глубокими психологическими нюансами, а именно своей естественной простотой и целомудрием. В ее мягком, но умном и энергичном личике В. Серов предугадал прозрение в будущее. Может быть, сам того не сознавая, художник рассказал в этом полотне все, что он знал о Мамонтовых, показал все, что любил в них - в их семье и в их доме.

Картина "Девочка с персиками" долгое время находилась в Абрамцеве, в той же комнате, где и была написана. А потом ее передали в Третьяковскую галерею, в Абрамцеве же в настоящее время висит копия этого произведения.

"Сто великих картин" Н. A. Иoнина, издательство "Вече", 2002 г.

nearyou.ru

Валентин Александрович Серо́в (7 (19) января 1865, Санкт-Петербург — 22 ноября 1911, Москва) — русский живописец и график, мастер портрета.

Иногда лучше не знать историю жизни прототипов персонажей известных произведений. Девочка с персиками в реальности прожила всего 32 года (умерла от пневмонии), ее муж больше не женился, остались трое детей. Будущее в глазах героини картины Валентина Серова не считывается. По ней даже не видно, что она дочь богатого промышленника

1. Девочка . Озорной характер Веры Мамонтовой читается и в ее лукавом взгляде, и в складке губ - того и гляди рассмеется. Растрепанные волосы, румянец во все лицо, пылающая мочка уха указывают на то, что она только что носилась по двору. А через минуту вскочит и побежит дальше. Тем не менее это был ее первый опыт продолжительного позирования. Искусствовед Элеонора Пастон говорит: «Считается, что ее внешние черты Врубель придал «Снегурочке», «Египтянке», Тамаре на иллюстрациях к «Демону». Веру Саввишну со временем прозвали «абрамцевской богиней». Ее портреты также писал Васнецов («Девушка с кленовой веткой», «Боярышня»).

2. Блузка . На Вере повседневная одежда, хоть и украшенная ярким бантом. Просторная блуза кажется несколько мешковатой и слишком детской для 11-летней девочки. То, что она не переодевается специально для позирования, подчеркивает спонтанность ситуации и простоту отношений. Розовая блузка становится самым ярким и праздничным акцентом картины, и создается впечатление, что свет исходит не только из окна, но и от героини.

3. Комната . Место действия - столовая Мамонтовых в усадьбе Абрамцево, одна из анфиладных комнат.

4. Стол . За большим раздвижным столом всегда собиралось много народу - члены семьи и друзья. Элеонора Пастон рассказывает, что Серов часто работал здесь.

5. Персики выращены в оранжерее Мамонтовых. Деревья для нее семья купила в имениях Артемово и Жилкино в 1871 году. Выращивал персики артемовский садовник, которого Мамонтовы пригласили к себе после того, как он продал им деревья.

6. Кленовые листья . Серов заканчивал работу над портретом в сентябре. Желтеющая листва за окном и на столе - свидетельство долгого терпения девочки. Кроме того, осенние кленовые листья рядом с летними персиками будто напоминают: жизнь быстротечна, и надо радоваться, пока ты юн и светит солнце.

7. Гренадер . Игрушечный деревянный солдат в левом углу - изделие сергиево-посадских кустарей. По словам заместителя директора по науке музея-заповедника «Абрамцево» Елены Митрофановой, Мамонтовы купили игрушку в Троице-Сергиевой лавре в 1884 году. Фигурка была некрашеная, расписывал ее Серов. В Абрамцевском музее есть даже выполненный художником эскиз росписи. Гренадер до сих пор стоит на тумбочке в том же самом углу.

8. Красная гостиная . Соседняя комната, часть которой видна слева, - так называемая Красная гостиная, где собирались писатели и художники, друзья Мамонтовых. Там они читали по ролям произведения Пушкина, Гоголя, Тургенева, музицировали, дискутировали.

9. Стулья . Добротные стулья из красного дерева достались Мамонтовым от Аксаковых вместе с традицией художественных посиделок. Те два, что стоят у окна, - со спинками в виде лиры - были очень модными в начале XIX века, а в конце его уже превратились в антиквариат. В Красной гостиной виден стул в стиле жакоб. Подобная мебель строгих прямых очертаний, с вставками из золоченой латуни, появилась в России еще при Екатерине II. В Абрамцеве сохранились и стулья-лиры, и жакоб, который по-прежнему стоит в Красной гостиной.

10. Окно столовой, как и терраса, примыкающая к Красной гостиной, выходит в Абрамцевский парк, на аллею, названную Гоголевской в честь писателя, любившего здесь гулять. Видно, что оконные рамы далеко не новые, краска на них кое-где облупилась. Это добавляет картине естественности и ощущения того уюта, которое можно испытывать только в «родных стенах».

11. Тарелка . Савва Мамонтов увлекался прикладным искусством. В 1889 году он даже открыл при усадьбе гончарную мастерскую, в которой создавались изделия из керамики в технике майолика. В частности, этим занимался Врубель. Судьба тарелки, изображенной Серовым за два года до открытия мастерской, неизвестна, но она настолько гармонично вписана в интерьер, что позже на той же стенке появилась другая майоликовая тарелка, уже из мастерской Мамонтовых. Она и сейчас висит в столовой на этом месте.

Августовским днем 1887 года 11-летняя Вера Мамонтова, отвлекшись от уличных игр, вбежала в дом и присела за стол, схватив персик . Ее жизнерадостный вид так впечатлил Валентина Серова, что он предложил девочке позировать. Художник знал модель с младенчества. Он часто бывал и даже подолгу жил в имении Мамонтовых Абрамцево, которое те купили у дочери писателя Сергея Аксакова в 1870 году. Еще при Аксаковых усадьба была центром русской культурной жизни. При Мамонтовых традиции продолжились. Здесь гостили Тургенев, Репин, Врубель, Антокольский... Абрамцево было и «домом творчества», и местом, где в атмосфере домашнего уюта собирались друзья.

Впервые Серова привезла в Абрамцево мать-композитор в 1875 году. Он рос вместе со старшими детьми Мамонтовых, постоянно терпя их проказы. Младшая Вера тоже подшучивала над юным Серовым. Все изменилось в 1887 году, когда 22-летний художник вернулся из Италии, вдохновленный солнечными пейзажами и шедеврами Ренессанса. Тогда у Серова, по его воспоминаниям, был дурман в голове и желание «писать только отрадное». Еще недавно художник был невольным участником Вериных игр, а теперь та, которую до сих пор никто не мог заставить усидеть на месте, часами позировала ему каждый день почти два месяца. Со стороны девочки это была дань по-родственному близким отношениям. А картина явилась «своеобразной благодарностью Серова теплу и уюту дома Мамонтовых, ставших для художника второй семьей», - считает доктор искусствоведения, старший научный сотрудник Третьяковской галереи Элеонора Пастон.

«Бывают создания человеческого духа, перерастающие во много раз намерения их творцов… К таким… надо отнести и тот удивительный серовский портрет. Из этюда «девочки в розовом»... он вырос в одно из самых замечательных произведений русской живописи» , - писал о картине художник Игорь Грабарь.

Валентин Серов подарил картину матери Веры, Елизавете Мамонтовой, и долгое время портрет находился в Абрамцеве, в той же комнате, где был написан. Теперь там висит копия, а оригинал выставлен в Третьяковской галерее.

ХУДОЖНИК
Валентин Александрович Серов

1865 - Родился в Петербурге.
1874 - Начал брать уроки живописи у Репина в Париже.
1880 - Поступил в Академию художеств.
1887 - Ездил в Вену и Италию. Написал «Девочку с персиками».
1894 - Стал членом Товарищества передвижников.
1900 - Вступил в объединение «Мир искусства».
1903 - Избран действительным членом Академии художеств.
1905 - Вышел из состава Академии в знак протеста против расстрела демонстрации 9 января, обвинив в его организации президента Академии (и одновременно командующего войсками Петербургского военного округа).
1908 - Избран действительным членом венского Сецессиона.
1911 - Умер в Москве от сердечного приступа.

Выражение «сын лейтенанта Шмидта» прочно закрепилось в русском языке как синоним афериста и мошенника благодаря роману Ильфа и Петрова «Золотой телёнок».

А вот о человеке, за сыновей которого выдавали себя ушлые мошенники во времена создания романа, сегодня знают куда меньше.

Прославленный как герой первой русской революции, спустя десятилетия Пётр Петрович Шмидт оказался где-то на периферии внимания историков, не говоря уже о простых обывателях.

Те же, кто помнят о Шмидте, в своих оценках расходятся кардинально — для одних он идеалист, мечтавший о создании в России общества справедливости, для других — психически нездоровый субъект, патологический лживый, падкий на деньги, за высокими речами скрывавший эгоистические устремления.

Как правило, оценка Шмидта зависит от отношения людей к революционным событиям в России в целом. Те, кто считает революцию трагедией, склонны к негативному отношению к лейтенанту, те, кто полагает крушение монархии неизбежностью, относятся к Шмидту как к герою.

Женитьба с целью перевоспитания

Пётр Петрович Шмидт родился 5 (17) февраля 1867 года в Одессе. Практически все мужчины рода Шмидтов посвятили себя службе на флоте. Отец и полный тёзка будущего революционера Пётр Петрович Шмидт дослужился до звания контр-адмирала, был градоначальником Бердянска и Бердянского порта. Дядя, Владимир Петрович Шмидт , носил чин полного адмирала, являлся кавалером всех российских орденов, был старшим флагманом Балтийского флота.

Пётр Шмидт в 1886 году окончил Петербургское морское училище, был произведён в мичманы и назначен на Балтийский флот.

Среди своих сослуживцев Пётр Шмидт выделялся неординарностью мышления, разносторонними интересами, любовью к музыке и поэзии. Молодой моряк был идеалистом — ему претили жёсткие нравы, царившие в ту пору на царском флоте. Избиения низших чинов, «палочная» дисциплина казались Петру Шмидту чудовищными. Сам он в отношениях с подчинёнными быстро обрёл славу либерала.

Но дело не только в особенностях службы, Шмидту казались неправильными и несправедливыми устои царской России в целом. Офицеру флота предписывалось чрезвычайно тщательно выбирать спутницу жизни. А Шмидт влюбился буквально на улице, в молодую девушку, которую звали Доминика Павлова . Проблема заключалась в том, что возлюбленная моряка оказалась… проституткой.

Шмидта это не остановило. Возможно, сказалось его увлечение Достоевским , но он решил, что женится на Доминике и перевоспитает её.

Они обвенчались сразу после того, как Пётр окончил училище. Этот смелый шаг лишал Шмидта надежд на большую карьеру, но это его не испугало. В 1889 году у пары родился сын, которого назвали Евгением .

Добиться исправления своей возлюбленной Шмидту не удалось, хотя брак их продлился больше полутора десятилетий. После развода сын остался с отцом.

Капитан торгового флота

Отец Петра Шмидта брак сына принять и понять не смог, вскоре скончавшись. Пётр уволился со службы по болезни в чине лейтенанта, отправился с семьёй в путешествие в Европу, где увлёкся воздухоплаванием, пытался зарабатывать с помощью показательных полётов, но в одном из них получил травму при приземлении и вынужден был оставить это увлечение.

В 1892 году он восстановился на службе во флоте, однако характер и взгляды приводили к постоянным конфликтам с консервативно настроенными сослуживцами.

В 1889 году, увольняясь со службы, Шмидт сослался на «нервное заболевание». Впоследствии при каждом новом конфликте его оппоненты будут намекать на психические проблемы офицера.

В 1898 году Пётр Шмидт снова уволен с военного флота, но получил право служить на флоте коммерческом.

Период с 1898 по 1904 годы в его жизни стал, пожалуй, самым счастливым. Служба на кораблях Российского общества пароходства и торговли (РОПиТ) была трудной, но хорошо оплачиваемой, профессиональными навыками Шмидта работодатели были довольны, а «палочной» дисциплины, претившей ему, тут не было и в помине.

Однако в 1904 году Петра Шмидта вновь призывают на службу как офицера запаса флота в связи с началом русско-японской войны.

Любовь за 40 минут

Лейтенант был назначен старшим офицером на угольный транспорт «Иртыш», приписанный к 2-й Тихоокеанской эскадре, который в декабре 1904 года с грузом угля и обмундирования вышел вдогонку эскадре.

2-ю Тихоокеанскую эскадру ждала трагическая судьба — она была разгромлена в Цусимском сражении. Но сам лейтенант Шмидт в Цусиме не участвовал. В январе 1905 года в Порт-Саиде он был списан с корабля из-за обострения болезни почек. Проблемы с почками у Шмидта начались как раз после травмы, полученной во время увлечения воздухоплаванием.

Лейтенант возвращается на Родину, где уже гремят первые залпы первой русской революции. Шмидт переведён на Черноморский флот и назначен командиром миноносца № 253, базирующегося в Измаиле.

В июле 1904 года лейтенант, не получая разрешения у командования, выехал в Керчь, чтобы помочь сестре, у которой возникли серьёзные семейные проблемы. Ехал Шмидт на поезде, проездом остановившись в Киеве. Там на Киевском ипподроме Пётр познакомился с Зинаидой Ивановной Ризберг . Она же вскоре оказалась его попутчицей в поезде Киев - Керчь. Ехали вместе 40 минут, 40 минут говорили. И Шмидт, идеалист и романтик, влюбился. У них возник роман в письмах — именно о нём вспоминает герой Вячеслава Тихонова в фильме «Доживём до понедельника».

Этот роман протекал на фоне всё более разгорающихся событий, которые докатились и до главной базы Черноморского флота в Севастополе.

Клятва над могилой

Пётр Шмидт не участвовал ни в каких революционных комитетах, но с энтузиазмом встретил царский манифест от 17 октября 1905 года, гарантирующий «незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов».

Офицер в восторге — его мечты о новом, более справедливом устройстве русского общества начинают реализовываться. Он оказывается в Севастополе и участвует в митинге, на котором призывает освободить политических заключённых, томящихся в местной тюрьме.

Толпа идёт к тюрьме и попадает под огонь правительственных войск. 8 человек убито, более полусотни ранено.

Для Шмидта это становится глубоким потрясением. В день похорон убитых, которые вылились в манифестацию с участием 40 тысяч человек, у могилы Пётр Шмидт произносит речь, которая буквально за пару дней делает его знаменитым на всю Россию: «У гроба подобает творить одни молитвы. Но да уподобятся молитве слова любви и святой клятвы, которую я хочу произнести здесь вместе с вами. Души усопших смотрят на нас и вопрошают безмолвно: «Что же вы сделаете с этим благом, которого мы лишены навсегда? Как вы воспользуетесь свободой? Можете ли вы обещать нам, что мы последние жертвы произвола?» И мы должны успокоить смятенные души усопших, мы должны поклясться им в этом. Клянёмся им в том, что мы никогда не уступим ни одной пяди завоёванных нами человеческих прав. Клянусь! Клянёмся им в том, что всю работу, всю душу, самую жизнь мы положим на сохранение нашей свободы. Клянусь! Клянёмся им в том, что свою общественную работу мы всю отдадим на благо рабочего неимущего люда. Клянёмся им в том, что между нами не будет ни еврея, ни армянина, ни поляка, ни татарина, а что все мы отныне будем равные и свободные братья великой свободной России. Клянёмся им в том, что мы доведём их дело до конца и добьёмся всеобщего избирательного права. Клянусь!»

Лидер восстания

За эту речь Шмидт был немедленно арестован. Предавать его суду власти не собирались — за крамольные речи офицера намеревались отправить в отставку.

Но в городе в тот момент уже фактически началось восстание. Власти всеми силами пытались подавить недовольство.

В ночь на 12 ноября был избран первый Севастопольский Совет матросских, солдатских и рабочих депутатов. На следующее утро началась всеобщая забастовка. Вечером 13 ноября депутатская комиссия, состоявшая из матросов и солдат, делегированных от разных родов оружия, в том числе от семи судов, пришла к Шмидту, освобождённому и ждавшему отставки, с просьбой возглавить восстание.

К этой роли Пётр Шмидт был не готов, однако, прибыв на крейсер «Очаков», чья команда стала ядром восставших, он оказывается увлечён настроениями моряков. И лейтенант принимает главное решение в своей жизни — он становится военным руководителем восстания.

14 ноября Шмидт объявил себя командующим Черноморским флотом, дав сигнал: «Командую флотом. Шмидт». В тот же день он отправил телеграмму Николаю II : «Славный Черноморский флот, свято храня верность своему народу, требует от Вас, государь, немедленного созыва Учредительного собрания и не повинуется более Вашим министрам. Командующий флотом П. Шмидт». На корабль к отцу прибывает и его 16-летний сын Евгений, который участвует в восстании вместе с отцом.

Команде «Очакова» удаётся освободить часть ранее арестованных матросов с броненосца «Потёмкин». Власти тем временем блокируют мятежный «Очаков», призывая восставших сдаться.

15 ноября над «Очаковом» поднято красное знамя, и революционный крейсер принимает свой первый и последний бой.

На других кораблях флота восставшим не удалось взять ситуацию под свой контроль. После полуторачасового сражения восстание было подавлено, а Шмидт и другие его руководители арестованы.

От расстрела до почестей

Суд над Петром Шмидтом проходил в Очакове с 7 по 18 февраля 1906 года в закрытом режиме. Лейтенанта, присоединившегося к восставшим матросам, обвиняли в том, что он готовил мятеж, находясь на действительной военной службе.

20 февраля 1906 года Пётр Шмидт, а также трое зачинщиков восстания на «Очакове» — Антоненко , Гладков , Частник — были приговорены к смертной казни.

6 марта 1906 года приговор был приведён в исполнение на острове Березань. Командовал расстрелом сокурсник Шмидта по училищу, друг его детства Михаил Ставраки . Самого Ставраки спустя 17 лет, уже при советской власти, нашли, судили и тоже расстреляли.

После Февральской революции останки Петра Петровича Шмидта были перезахоронены с воинскими почестями. Приказ о перезахоронении отдал будущий Верховный правитель России адмирал Александр Колчак . В мае 1917 года военный и морской министр Александр Керенский возложил на могильную плиту Шмидта офицерский Георгиевский крест.

Беспартийность Шмидта сыграла на руку его посмертной славе. После Октябрьской революции он остался среди самых почитаемых героев революционного движения, что, собственно, и стало причиной появления людей, выдававших себя за сыновей лейтенанта Шмидта.

Настоящий сын Шмидта воевал в армии Врангеля

Единственный реальный сын Петра Шмидта, Евгений Шмидт, в 1906 году был освобождён из тюрьмы как несовершеннолетний. Уже после Февральской революции Евгений Шмидт подал прошение Временному правительству о разрешении присоединить к носимой им фамилии слово «Очаковский». Молодой человек пояснил, что это желание вызвано стремлением сохранить в своём потомстве воспоминание об имени и трагической смерти его отца-революционера. В мае 1917 года такое разрешение сыну лейтенанта Шмидта было дано.

Октябрьскую революцию Шмидт-Очаковский не принял. Более того, он воевал в Белой армии, в ударных частях барона Врангеля , и покинул Россию после окончательного поражения Белого движения. Он скитался по разным странам; прибыл в Чехословакию, где в 1926 году выпустил книгу «Лейтенант Шмидт. Воспоминания сына», полную разочарования в идеалах революции. Книга, однако, успеха не имела. В среде эмиграции к сыну лейтенанта Шмидта относились даже не с подозрением, его просто не замечали. В 1930 году он перебрался в Париж, и последние двадцать лет его жизни ничем примечательным отмечены не были. Он жил в бедности и умер в Париже в декабре 1951 года.

Последняя возлюбленная лейтенанта, Зинаида Ризберг, в отличие от его сына, осталась в Советской России и даже получала от властей персональную пенсию. На основе сохранённой ей переписки с Петром Шмидтом были созданы несколько книг, и даже снят фильм.

Но лучше всего имя лейтенанта Шмидта сохранилось в истории благодаря сатирическому роману Ильфа и Петрова. Удивительная ирония судьбы…


Петр Шмидт родился в семье уважаемого и заслуженного ветерана первой Севастопольской обороны. По отцу и по матери он был русским немцем.

Мать будущего «красного» лейтенанта Е. фон Вагнер познакомилась с будущем мужем Петром Шмидтом в осажденном Севастополе, где она работала в госпитале сестрой милосердия. Брат П.Шмидта, Владимир, был младшим флагманом у адмирала Бутакова, командовал Тихоокенской эскадрой, вошел в состав адмиралтейств-совета, стал адмиралом и кавалером всех бывших в то время орденов, потом и сенатором. Дядя относился к своему племяннику, как к собственному сыну и никогда не оставлял его без внимания и заботы. К тому же он был и крестным отцом будущего лейтенанта. Поэтому карьера молодого героя была уже обеспечена. Он легко поступил в Морской корпус, но хороших отношений с сокурсниками у него не сложилось, его подозревали в воровстве, с ним никто не дружил, его считали психом и не отчислили только благодаря связям.

После окончания обучения Петра Шмидта направляют мичманом служить на Балтийском флоте. Но служба вначале не заладилась. Амбициозность Петра вызвало отторжение со стороны корабельного коллектива.

Следующий поступок Шмидта привел в шок всю его семью. Он женился на уличной проститутке с целью ее перевоспитания. Ее звали Доменика Павлова. Поступок Шмидта был демонстративным вызовом. Мичмано грозило изгнание из флота. В это время умирает отец Петра и у него из козырей остается только дядя-сенатор. Во избежании огласки этого дела, дядя отправляет племянника в Тихоокеанскую эскадру и отдает его на поруки контр-адмиралу Чухину. Дядя думал, что романтика морской службы исправит Петра Шмидта, но случилось обратное, он сразу зарекомендовал себя как неуживчивый человек, за 1.5 года службы его изгнали чуть ли не со всех кают-компаний эскадры.

Вскоре у Шмидта начались психические припадки и его помещают в соответствующую клинику в Нагасаки. После этого дядя решает забрать племянника в Петербург.

Жена Шмидта, когда узнала, что тот спятил, ушла снова на панель при этом оставила сына Шмидту. В это время в период психического расстройства его посещает идея построить воздушный шар и полететь с бомбами на Францию, почему именно Париж возненавидел Шмидт, неизвестно.

Далее дядя устраивает Петра на престижную службу в Добровольный флот. Несколько лет Шмидт плавает старшим офицером на пароходе «Кострома», затем и капитаном на пароходе «Диана». Его здоровье заметно улучшается.

В 1904 году начинается русско-японская война и Шмидта, как военнообязанного, призывают на действующий флот и назначают старшим офицером военного транспорта «Иртыш». Корабль вошел в состав Второй Тихоокеанской эскадры. Эскадра начала свой переход через три океана. «Иртыш» направляют по кротчайшему пути через Красное море и Суэцкий канал. Впереди была опасность - встреча с японским флотом. Хорошая возможность проявить себя для Шмидта но в Суэце он сходит с корабля. Причину его поступка трудно установить сейчас, историки говорят, что он сошел с корабля из-за какой-то болезни, которую он подхватил в тропических широтах или же его снова одолели психические припадки.

Петр Шмидт понимал, что у Второй эскадры нет шансов, она просто обречена на гибель, но это знали все моряки, но они остались на корабле и не сошли, как это сделал Петр. Героем здесь его не назовешь… В Цусимском сражении героически гибнет и весь экипаж военного транспорта «Иртыш». Большая часть эскадры была укомплектован гражданскими, их вообще нельзя было заставить идти на смерть, но люди сражались за свое отечество, в отличии от Шмидта, они были героями.

Дядя переводит Шмидта на Черноморский флот, который не участвовал в войне с Японией. Тогда командующим флота был назначен Чухин. Вновь встретились начальник и подчиненный. Чтобы Петру было легче служить, Чухин назначает его командиром небольшого миноносца. Несмотря на то, что Черноморский флот не участвовал в сражениях, он всё же оставался в полной боевой готовности.

Некий загадочный комитет образуется в 1905 году, его целью было образовать республику на юге России. Комитетчики назначают Шмидта в роли протектора Южно-Русской республики. Восстание в Одессе началось утром 13 июня 1905 года. Во время восстания Шмидт был в Одессе, но ничем себя не проявил. События развернулись столь стремительно, что он принял решение вернуться в Измаил. И далее события принимают более крутой оборот.

Шмидт похищает деньги вверенного ему миноносного отряда (почти 2500 золотыми) и дезертирует. Причиной такого поступка вероятно был страх на фоне одесских событий. Но тут уже не психушка плакала за ним, а трибунал.

Шмидт начал колесить от Керчи до Киева, прогуливая казенные деньги. В Киеве на конных бегах на офицера обращает внимание дама Зинаида Ризберг. Ей показалось очень странным увидеть офицера на скачках, когда идет война, да еще и с крупной суммой денег. У них завертелся роман, но так же стремительно и завершился, поскольку у Шмидта попросту закончились деньги. После этого дама быстро исчезла. Шмидт узнает, что он остался незамеченным в одесских событиях и отвечать ему придется только за дезертирство и хищение государственных денег. С началом осени резко активизировалась деятельность одесских комитетчиков в Севастополе, и лейтенант должен был именно там и появиться. Поэтому Шмидту ничего не оставалось, как ехать и сдаваться. Но в данном случае он поступает весьма грамотно. Он не едет в Измаил, а направляется в Севастополь и телеграфирует дяде о помощи. Касаемо дезертирства он придумывает версию, по которой он вынужден был уехать из-за семейных проблем у сестры, чтобы ей помочь. У Шмидта были хорошие отношения с сестрой и она могла помочь ему в организации себе алиби. Насчет денег он заявляет, что его обокрали в поезде. Но позже ему приходится сознаться под давлением фактов.

Дядя со своего кармана погашает долги племянника. Шмидта увольняют после ходатайства дяди и не сажают в тюрьму. В это время ведутся мирные переговоры с Японией. Дядя обеспечивает племяннику возможность возвращения капитаном в коммерческий флот. Сразу после приказа об увольнении Шмидт начинает активно выступать на митингах в Севастополе. Делает это он экспансивно и не жалеет себя. После очередного митинга Шмидта арестовывают. Чухин в этом бессилен, так как Петром занялась жандармерия. Отставного лейтенанта сажают в тюрьму. Теперь он не просто лейтенант в отставке, а мученик за свободу! Эсеры за это выбирают его пожизненны депутатом Севастопольского городского совета. Чтобы не нагнетать обстановку в городе Шмидта освобождают из тюрьмы под обещание, что тот уедет из Севастополя. Шмидт, конечно обещает, но выйдя за ворота забывает про это обещание. И спустя несколько дней он объявляется во главе восстания на крейсере «Очаков».

К моменту появления Шмидта на «Очакове» ничего еще не было решено о мятеже. Никто еще не знал, за кем пойдут экипажи кораблей Севастопольской эскадры и солдаты гарнизона. Шансы на успех были высокими. К восставшему «Очакову» уже присоединились несколько кораблей, да и на остальных команды волновались. То, что не удалось переманить большую часть флота на свою сторону, вина прежде всего самого Шмидта. Психическое состоянии Шмидта оставляло желать лучшего. Восстание было в разгаре и по «Очакову» еще не было сделано ни одного выстрела. По словам очевидцам, Шмидт упустил много возможностей напасть, пока командование колебалось.

Утром ни один из броненосцев не присоединились к Шмидту. Наконец он понял, что нужно что-то делать. Он надел на себя погоны капитана 2 ранга и поднял на миноносце сигнал: «Командую флотом. Шмидт!» - и обошел корабли эскадры, агитируя матросов примкнуть к нему. Обойдя эскадру и выкрикивая лозунги с призывом борьбы за свободу, он ни с чем вернулся к мятежному крейсеру. Когда было ясно, что помощи от «Очакова» ожидать больше не приходится, резко угас революционный энтузиазм на кораблях эскадры. Возможность переломить ситуацию в свою сторону была полностью утрачена.

Чухин быстро оценил ситуацию и тут же навел порядок своей «железной» рукой. У Шмидта в это время случилась очередная истерика. «Очакову» предстоял артиллерийский бой. Несмотря на то, что «Очаков» стоял на выходе из бухты, отплыть он не мог - не было угля. Когда Шмидт осознал, что никто не поможет ему, он опять впал в истерику. Он собирает матросов и говорит о их поражении, хотя бой еще даже и не начался.

Чухин посылает парламентера к Шмидту, с предложением сдаться. На что Шмидт отвечает, что будет разговаривать только со своими однокурсниками по Морскому корпусу. К Шмидту тут же посылают несколько офицеров, с которыми он учился. Но едва ступив на палубу, Шмидт берет их в плен. Шмидт заявляет Чухину, что после каждого выстрела по крейсеру он будет вешать на реях по одному офицеру. Чухин не смотря на требования выдвигает ультиматум, о том, чтобы «Очаков» сдался в течении часа. В 16:00 срок ультиматума истекает. Корабли эскадры делают несколько выстрелов по кораблю-мятежнику.

Чтобы отсрочить поражение Шмидт пытается атаковать торпедами корабли правительства. Он также подводит к борту «Очакова» минный транспорт «Буг», который на тот момент был загружен 300-ми мин, а это 1200 пудов пироксилина. Шмидт делает это с целью шантажа Чухина и таким способом он хочет обезопасить себя от обстрела. Лейтенант Шмидт хотел взять в заложники весь Севастополь. Взорвавшись, «Буг» унес бы тысячи жизней. Но команда «Буга» успела затопить свое судно и лишило «козыря» Шмидта.

Черноморский флот не собирался уничтожать свой новейший крейсер, задачей Чухина было заставить мятежников прекратить огонь и сдаться. Когда мятежники сдались, командование прекратило обстрел «Очакова». По официальным данным было сделано всего 6 залпов по крейсеру. Во время залпов, командир Шмидт проявил себя полным ничтожеством, вероятно у него началась очередная истерика, это подтвердили участники восстания на «Очакове».

Шмидт поступает так же, как и при командовании «Иртышом» и дезертирует с «Очакова», он первым покинул корабль вместе со своим сыном сразу после начала обстрела. В последствии Шмидт оправдывал свой поступок тем, что он покинул корабль после пожара, когда делать там уже было нечего. На полном ходу Шмидт на миноносце направился к выходу с бухты. Есть мнение, что он хотел бежать в Турцию. После того, как «красный лейтенант» в очередной раз отказался сдаться, по его миноносцу ударили несколькими точными залпами и корабль был схвачен. При первичном осмотре судно его не обнаружили, нашли его уже позже. Он самым постыдным образом прятался под обломками, на нем была матросская роба и он пытался выдать себя за кочегара. Но несмотря на его хитрости он был опознан.

Затем был громкий суд и расстрел лейтенанта на острове Березань. Шмидт свое дело сделал и теперь должен был уйти. Он добился своего - после смерти о нем заговорил весь мир.

Наступил 1917 год и имя Шмидта вновь стало популярным. Тот факт, что мало кто знал о его подвигах, послужило толчком для создания различных легенд и эксплуатации его имени всеми, кто имел в этом необходимость.

Нужно так же сказать, что так никто и не знает истинных политических взглядов Петра Шмидта. Известно только то, что он был активным сторонником созыва Учредительного собрания. Вызывает сомнение и культивируемый романтический образ Шмидта, как борца-одиночки, способного отдать свою жизнь. Неоднократные дезертирства убеждают в обратном.

Лейтенант Шмидт не состоял ни в одной партии. Но когда в Севастополе закипели страсти, он сразу примкнул к оппозиции и стал ее активистом. Он был неплохим оратором и участвовал в антиправительственных митингах, говорил резко и энергично, за что и был взят под арест. Его психические припадки на митингах оценивались публикой, как революционная одержимость за общую идею.

Между тем, после расстрела Шмидта, революционные страсти в стране продолжали кипеть. На митингах стали появляться молодые люди, которые называли себя «детьми лейтенанта Шмидта», которые выступали от имени погибшего за свободу отца. Они призывали мстить за смерть их отца-героя, бороться против царского режима. Дети лейтенанта Шмидта делали хорошие сборы на митингах, многие не жалели пожертвовать деньги на помощью революции. Сыновей лейтенанта развелось по всей России, мало того, начали появляться и дочери лейтенанта. Так как до той поры настоящий сын лейтенанта Шмидта был неизвестен и неоткуда было взять точных данных, газетчики по своему его описывали. Таким образом каждая газета родила своего сына лейтенанта Шмидта.

Дальше начали плодиться сыновья лейтенанта Шмидта, которые не имели никакого отношения к партии. Газетчики чуть ли не каждый день писали о поимке очередного сына лейтенанта. Около года дети лейтенанта Шмидта процветали, а потом, когда со спадом революционных настроений кончились митинги, на которых можно было обходить толпу с шапкой, на развитие революции, они куда-то исчезли, сменили репертуар.

В советское время дети лейтенанта Шмидта зародились в 20-е годы, точно совпадая с хронологией романа Ильфа и Петрова «Золотой теленок». В 25-м году, отмечая двадцатую годовщину революции, ветераны обнаружили, что почти ничего не известно о ее героях в стране. Партийная пресса отреагировала мгновенно и имена контрреволюционеров начали возрождаться на страницах газет. Рекордсменом стал лейтенант Петр Шмидт, это и родило новых детей лейтенанта, которые разбрелись по всему Советскому союзу.

Подлинная же история сына лейтенанта Евгения в том, что в 1917-м он примкнул к «белым» и сражался против «красных». Потом он бежал в Прагу, а позже переехал в Париж, где и умер в 1951 году. Но делая из лейтенанта героя революции, партия проглядела эти биографические сведения о его сыне. Таким образом был создан герой и на этой почве зародились тысячи детей лейтенанта Шмидта.

В самый разгар бала, во время передышки в танцах, старший офицер транспорта «Анадырь», лейтенант Муравьёв, танцевавший с голубоглазой, белокурой красоткой - баронессой Крюденер, сидел и разговаривал со своей дамой. В это время, старший офицер транспорта «Иртыш» - лейтенант Шмидт, бывший на другом конце зала, подошел вплотную к Муравьёву и, не говоря ни слова, закатил ему пощёчину. Баронесса Крюденер вскрикнула и упала в обморок; к ней бросились несколько человек из близ сидевших, а лейтенанты сцепились в мертвой схватке и, нанося друг другу удары, свалились на пол, продолжая драться. Из под них, как из под дерущихся собак, летели бумажки, конфети, окурки. Картина была отвратительная. Первым кинулся к дерущимся 178-го пехотного полка штабс-капитан Зенов, его примеру последовали другие офицеры, которые силою растащили дерущихся. Тотчас же они были арестованы и отправлены в порт. Когда их вывели в прихожую, большие окна хрустального стекла которой выходили на кургаузский проспект, где стояли в очереди сотни извозчиков, то лейт. Шмидт схватил тяжелый желтый стул и запустил им в стекла.

По предположению Рерберга, этот инцидент Шмидт устроил специально для того, чтобы его выгнали со службы.

Во время похода эскадры Шмидт неоднократно подвергался взысканиям, на стоянке в Порт-Саиде, у входа в Суэцкий канал , лейтенанта Шмидта «по болезни» списали с «Иртыша» и отправили в Россию. Назначен командиром миноносца № 253, базировавшегося в Измаиле для патрулирования на Дунае.

В начале Революции 1905 года организовал в Севастополе «Союз офицеров - друзей народа», затем участвовал в создании «Одесского общества взаимопомощи моряков торгового флота». Ведя пропаганду среди матросов и офицеров, Шмидт называл себя внепартийным социалистом.

18(31) октября Шмидт возглавил толпу народа, окружившую городскую тюрьму, требуя освободить заключённых.

20 октября (2 ноября) 1905 года на похоронах восьми человек, погибших в ходе беспорядков, произнёс речь, ставшую известной как «клятва Шмидта»: «Клянёмся в том, что мы никогда не уступим никому ни одной пяди завоеванных нами человеческих прав». В тот же день Шмидт был арестован. 7(20) ноября Шмидт был отправлен в отставку в чине капитана 2-го ранга.

14(27) ноября возглавил мятеж на крейсере «Очаков» и других судах Черноморского флота. На корабле был поднят красный флаг. Шмидт объявил себя командующим Черноморским флотом, дав сигнал: «Командую флотом. Шмидт». В тот же день он отправил телеграмму Николаю II: «Славный Черноморский флот, свято храня верность своему народу, требует от Вас, государь, немедленного созыва Учредительного собрания и не повинуется более Вашим министрам. Командующий флотом П. Шмидт».

На следующий день мятеж был подавлен.

Приговорён военно-морским трибуналом к смертной казни . Расстрелян 6 (19) марта 1906 года на острове Березань . Кроме него были расстреляны Н. Г. Антоненко (член революционного судового комитета), машинист А. Гладков и старший баталёр С. Частник.

В мае 1917 года Шмидт был торжественно перезахоронен на Кладбище коммунаров в Севастополе. Военный и морской министр А. Ф. Керенский , совершая поездку на Юго-западный фронт и посетив Севастополь 17 мая, торжественно возложил в соборе на гроб лейтенанта Шмидта венок и Георгиевский крест.

Пётр Шмидт был единственным офицером русского флота, примкнувшим к революции 1905-1907 года, поэтому его имя широко использовалось советской пропагандой. Его сводный брат, герой обороны Порт-Артура Владимир Петрович Шмидт из-за позора, обрушившегося на семью, изменил фамилию на Шмитт.

Его именем названы

  • Улица Шмидта в Нижнем Тагиле .
  • Набережная в городе Великие Луки
  • Улица в Мурманске .
  • Улица и парк в Бердянске .
  • Улица Лейтенанта Шмидта в Одессе .
  • Улица Шмидта в Казани
  • Набережная Лейтенанта Шмидта в Санкт-Петербурге .
  • Благовещенский мост в Санкт-Петербурге носил имя «Лейтенанта Шмидта» в период с по 14 августа 2007 года .
  • Улица в городе Севастополе.
  • Кировоград .(Украина)
  • Улица Лейтенанта Шмидта в городе Самаре .
  • Улица Лейтенанта Шмидта в городе Гатчина.
  • Бульвар Лейтенанта Шмидта в городе Твери .
  • Улица Лейтенанта Шмидта в городе Ейск .
  • Завод имени Лейтенанта Шмидта в городе Баку (Азербайджан)

Лейтентант Шмидт в культуре

  • Константин Паустовский - «Мужество».
  • Поэму «Лейтенант Шмидт» написал Борис Пастернак .
  • В романе Ильфа и Петрова «Золотой телёнок » упоминаются «тридцать сыновей и четыре дочери лейтенанта Шмидта» - самозванцы и мошенники, «работающие» по взаимной договорённости в разных регионах СССР. Реальный сын Шмидта - Евгений, который участвовал в мятеже 1905 года вместе с отцом, во время Гражданской войны служил в белой армии, а затем эмигрировал за границу.
  • В фильме «Доживём до понедельника» судьба П. П. Шмидта становится предметом обсуждения на уроке истории, который ведёт один из главных героев картины - учитель Илья Семенович Мельников (Вячеслав Тихонов).
  • Одна из самых известных команд КВН, называется «Дети Лейтенанта Шмидта».

Примечания

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Лейтенант П. П. Шмидт
  • Лейтер

Смотреть что такое "Лейтенант Шмидт" в других словарях:

    ЛЕЙТЕНАНТ ШМИДТ - Военный моряк, лейтенант Черноморского флота, руководитель восстания на крейсере «Очаков» во время Революции 1905–ЛЕЙТЕНА/НТ ШМИДТ1907 гг. Петр Петрович Шмидт родился в 1867 г. в семье морского офицера. Окончил Морское училище в Петербурге*,… … Лингвострановедческий словарь

    Лейтенант Шмидт (значения) - Лейтенант Шмидт: Шмидт, Пётр Петрович российский морской офицер и революционный деятель. Лейтенант Шмидт ледокол. Лейтенант Шмидт (яхта) … Википедия

    Лейтенант Шмидт (яхта) - У этого термина существуют и другие значения, см. Лейтенант Шмидт (значения). Яхта «Лейтенант Шмидт» (спр … Википедия

    Яхта «Лейтенант Шмидт» - «Лейтенант Шмидт» историческое парусное судно, яхта. Была построена в 1910 году в Англии по проекту Альфреда Милна (англ.). Парусное вооружение после постройки тендер. До Октябрьской революции яхта носила имя «Маяна» (англ. Mayana) и… … Википедия

    Лейтенант П. П. Шмидт

    Шмидт, Пётр - Лейтенант Шмидт Пётр Петрович Шмидт (лейтенант Шмидт) (5 февраля (17 февраля) 1867(18670217) 6 марта (19 марта) 1906) один из руководителей Севастопольского восстания 1905 года. Содержание … Википедия

    Шмидт, Петр Петрович - Лейтенант Шмидт Пётр Петрович Шмидт (лейтенант Шмидт) (5 февраля (17 февраля) 1867(18670217) 6 марта (19 марта) 1906) один из руководителей Севастопольского восстания 1905 года. Содержание … Википедия

    Шмидт, Петр - Лейтенант Шмидт Пётр Петрович Шмидт (лейтенант Шмидт) (5 февраля (17 февраля) 1867(18670217) 6 марта (19 марта) 1906) один из руководителей Севастопольского восстания 1905 года. Содержание … Википедия

Похожие статьи

© 2024 liveps.ru. Домашние задания и готовые задачи по химии и биологии.