Краткая история анатомии. История анатомии

До начала V века до н. э., в ионийский период, в Древней Греции знания о строении человека и животных находились примерно на уровне знаний народов Востока. Древние греки черпали знания из знакомства с анатомией животных, а, кроме того, им, вероятно, разрешалось вскрывать преступников. Эврипид описал воротную вену, Анаксагор - боковые желудочки мозга, Аристофан-две оболочки мозга, Эмпедокл - ушной лабиринт, Алкмеон - зрительный нерв и слуховую трубу, Диоген - аорту, сонную артерию, яремную вену, левый желудочек сердца. В VIII-VI веках до н. э. основоположниками греческой философии - Фалесом, Анаксимандром, Анаксименом и Гераклитом - была выдвинута идея естественного саморазвития мира. По Фалесу, источником жизни является вода, по Анаксимандру - влага, земля и тепло солнца, по Анаксимену - воздух, по Гераклиту - огонь. Гераклит указывал, что всякое изменение в мире есть результат борьбы. Хотя эти философы и заложили основы диалектического понимания развития природы, но понять эволюцию живого они не могли. Учение об эволюции было сформировано только в XIX веке.

Основоположником анатомии и физиологии в Греции считается Алкмеон Кротонский, первым написавший книгу по анатомии в конце VI - начале V века до н. э. Он вскрывал трупы животных и указал, что головной мозг является средоточием ощущений и мышления, уяснил значение нервов для органов чувств, первый создал теорию ощущений и показал, что животные обладают ощущениями, а человек не только ощущает, но и мыслит. Эта особенность отличает человека от животных. По мнению Алкмеона, болезнь заключается в нарушении равновесия влажного или сухого, теплого или холодного, горького или сладкого и т. д. Признавая материальность живого, он верил в материальность души.

Основы стихийного материализма, заложенные в философии ионийскими натурфилософами, были развиты в Древней Греции Левкиппом (V век до н. э.), Анаксагором (500-428 гг. до н. э.) и Эмпедоклом (492-432 гг. до н. э.). Они рассматривали строение и происхождение мира с позиций античной атомической теории, которая строилась на том, что из мелких частиц «семян» состоят все растения и животные. Например, Анаксагор не различал животных и растения по их строению и функциям. Он считал, что растения и животные способны думать, ощущать, огорчаться, радоваться и мыслить; человек отличается тем, что у него есть руки. В процессе пищеварения, по мнению Анаксагора, частицы мышц соединяются с мышцами, крови - с кровью, сердца - с сердцем и т. д. Учение атомистов сыграло определенную роль в создании идеи о естественном происхождении живых существ, что было весьма прогрессивным и противоположным религиозным учениям о божественном происхождении человека. Это учение было продолжено Демокритом (460-370 гг. до н. э.), считавшим, что атомы вечны и неизменяемы, никем не созданы и не могут быть уничтожены, жизнь - соединение атомов, смерть-разъединение. По Демокриту, все живые существа произошли из ила, который в результате гниения под действием солнца дал начало живым существам. Зародыш развивается из семени, содержащего частицы всех частей тела. Это противоречило сложившемуся мнению, что семя (половые клетки) является продуктом мозга.

Гиппократ (460-377 до н.э.)

Современником Демокрита был Гиппократ (460-377 гг. до н. э.), величайший врач античного мира, основные идеи которого находят применение и в современной медицине. Гиппократ был сыном врача (в те времена профессия врача передавалась по наследству). Уже в 20 лет Гиппократ был знаменит как врач. О вкладе Гиппократа в медицину мы можем судить по книгам, объединенным через 100 лет после его смерти в так называемый Гиппократов сборник. Этот сборник представляет свод медицинских знаний доаристотелевского периода и назван медициной гиппократиков. Гиппократ был практический врач, и его материализм выражался в том, что, отвергая вмешательство сверхъестественных сил в возникновение и развитие болезни, он признавал наблюдение и опыт. Гиппократ придавал значение в развитии болезни факторам внешней среды, учитывая возраст и образ жизни больного.

Принцип гиппократиков состоял в том, что надо лечить не болезнь, а больного. Философия жизни, по Гиппократу, строилась на огне, воде, воздухе, земле и их свойствах (теплый, холодный, влажный, сухой). Он создал учение о жидкостях, которые входят в определенных пропорциях в состав организма. Гиппократ считал, что если кровь, слизь, желтая желчь и черная желчь количественно и качественно смешиваются правильно, то организм будет здоров. Это учение было весьма прогрессивным для того времени.

Будучи прекрасным врачом, Гиппократ естественно стремился познать строение человека. Он и его ученики имели большее представление об анатомии, чем врачи стран Древнего Востока, но несомненно и то, что Гиппократ сам недостаточно знал анатомию. В книгах времен Гиппократа лучше всего излагалось строение костей, вероятно, потому, что их часто находили выветренными на поверхности почвы. Довольно подробно были описаны кости черепа, позвонки и ребра. Первый позвонок еще не был известен. Мало знали они и о мышцах, которые обобщались понятием «мясо». Во времена Гиппократа многие сухожилия и нервы не идентифицировались, но различали слуховой, зрительный, тройничный и блуждающий головные нервы, плечевой, межреберные и седалищный спинномозговые нервы. Из внутренних органов были известны желудок и кишечник (как один орган), печень и желчный пузырь, селезенка, почка, мочевой пузырь, лимфатические и молочные железы. Головной мозг принимали за железу, вырабатывающую жидкость и семя, но уже были догадки, что мозг выполняет и психические функции.

Гиппократики считали, что в сердце имеются желудочки, предсердия, клапаны и сосуды. Вдыхаемый воздух служит для охлаждения сердца. О движении крови были смутные представления. В глазном яблоке описывались три оболочки, кроме сетчатой. Стекловидное тело принималось за зрительную жидкость. Если в сборнике Гиппократа и встречаются точные анатомические данные, то они были получены не Гиппократом, а другими авторами. Есть предположения, что даже присяга врача относится к более древнему периоду, чем жизнь Гиппократа. Представление об эмбриональном развитии человека и животных основывалось на воззрениях Демокрита.

В IV-III веках до н. э. в противоположность материалистическим представлениям Демокрита и Гиппократа возникло идеалистическое учение Платона (429-347 гг. до н. э.), объясняющее материальный мир несовершенным отражением постигаемых разумом идей. Жизнь на Земле возникла с появлением человека, сотворенного богом. Многообразие животного мира - результат отклонения от обычного развития людей. По мнению Платона, мозг является вместилищем бессмертной части души, а в сердце и животе обитают ее смертные части. Учение о трех душах оказало определенное влияние на взгляды Аристотеля (384-322 гг. до н. э.), который был учеником Платона на протяжении 20 лет.

Аристотель - крупный ученый Древней Греции, воспитатель Александра Македонского, создатель огромного труда «История животных». Из его 400 работ, посвященных различным отраслям знаний, 4 больших и 11 малых трактатов содержали систематические данные того времени по зоологии и ботанике. Аристотель более подробно, чем в период гиппократиков, описал нервы головного мозга. В своих философских суждениях он путал материалистические и идеалистические представления о мире. Например, пассивная материя содержит активную форму, имеющую божественное начало. Аристотель, как и его учитель Платон, выделял душу трех видов. Растения имеют только питающую душу, животные наделены питающей и чувствующей душами, а человек, кроме двух, обладает собственной разумной душой. В отношении анатомических данных у него была уверенность, что человек имеет внутренние органы, подобные животным. Аристотель не был согласен с теми учеными, которые считали диафрагму центром мышления, и приписывал ей роль перегородки между грудью и животом. Описанные им анатомические данные были получены при вскрытии животных или заимствованы у других авторов, а подчас приводились и фантастические измышления, особенно при объяснении назначения органов. В труде «Лестница природы» Аристотелем предпринята попытка сопоставить различных животных и установить не только их различия, но и сходство. Им был сделан важный материалистический вывод, что всякое животное происходит от животного.

Первые этапы развития анатомии предусматривали описание органов человеческого тела, которые наблюдали при вскрытии трупов.

I этап Описательная анатомия – этот метод господствовал вплоть до xx столетия.

II этап Систематическая анатомия – организм человека стали изучать по системам органов, объединенных общей функцией, строением и развитием.

III этап Топографическая анатомия (или хирургическая эпоха) – при хирургических вмешательствах хирурги должны были точно определять место положения органа в человеческом теле.

IV этап Пластическая анатомия – формы и выпуклости человеческого тела.

V этап Функциональная анатомия – связана с систематической.

VI этап Возрастная анатомия – изучает человека в разные периоды жизни.

VII этап Сравнительная анатомия – сравнивает тело человека с разными животными.

VIII этап Археологическая анатомия – изучает человека в разные эпохи жизни.

5. Древние ученые анатомы:

Врачевание возникло раньше, чем появились сведения о строении и функции органов тела животных и человека.

Вскрытие тела животных проводились при жертвоприношениях и приготовлении пищи, человека – при бальзамировании.

Гиппократ – 460л. до н.э. – время зарождения анатомии.

Открыл 4 вида жидкости – кровь, слизь, желчь, черная желчь.

Ошибки – артерии содержат воздух, мозг вырабатывает семя.

Платон – (427-347 до н.э.) выявил, что головной мозг позвоночных животных развивается в передних отдела спинного мозга.

Ошибки – 3 души (мозг, печень, сердце – здесь находится 3 души).

Аристотель – главным органом в организме является сердце. Открыл сухожилие и нервы.

XVI век описал 7 пар черепных нервов. Написал труды «О частях тела человеческого».

Авиценна – написал книгу «Канон врачебной науки».

Андрас Везалий – 1514-1564 написал труд в 7 книгах «О строении человеческого тела».

Гарвей – (1578-1657) большой круг кровообращения, анастомозы – места соединения крупных сосудов.

Сервет - (1511-1553) малый круг кровообращения.

Азелли - (1591-1626) описал лимфатические сосуды брыжейки тонкой кишки.

В 1725г – была открыта академия наук в Петербурге.

В 1795г. – Университет в Москве.

Ломоносов – открыл закон сохранения материи, сформулировал трехкомпонентную теорию цветного зрения, дал первую классификацию вкусовых ощущений.

Шванн - (1810-1882) открыл клетку, в 1839г. создал клеточную теорию строения организмов.

Пирогов – был военно-полевой врач, вскрыл 12 тысяч трупов. Применил наркоз, шины, открыл фасции.

Лесгафт – применил метод рентгенографии, основоположник физического развития.

Воробьев – создал атлас, применения бальзамирования (труп Ленина).

Сеченов – открыл рефлексы головного мозга.

Павлов – пищеварительная система, нервная система, 2-я сигнальная система (роль слова).

6. Анатомическая номенклатура:

Смотри приложение №1.

Анатомия человека - это наука о происхождении и развитии, формах и строении человеческого организма. Анатомия изучает внешние формы и пропорции тела человека и его частей, отдельные органы, их конструкцию, микроскопическое строение. В задачи анатомии входит исследование основных этапов развития человека в процессе эволюции, особенностей строения тела и отдельных органов в различные возрастные периоды, формирования человеческого организма в условиях внешней среды.

Строение тела человека современная наука рассматривает с позиций диалектического материализма. Изучать анатомию человека следует с учетом функций каждого органа и системы органов. «...Форма и функция обусловливают взаимно друг друга»". Особенности формы, строения тела человека невозможно понять без анализа функций, равно как нельзя представить себе особенности функции любого органа без понимания его строения. Человеческий организм состоит из большого числа органов, огромного количества клеток, но это не сумма отдельных частей, а единый слаженный живой организм. Поэтому нельзя рассматривать органы без взаимосвязи друг с другом, без объединяющей роли нервной и сосудистой систем.

Знание анатомии в системе медицинского образования неоспоримо. Профессор Московского университета Е. О. Мухин (1766-1850) писал, что «врач не анатом не только не полезен но и вреден». Плохо зная строение тела человека, врач вместо пользы может нанести вред больному. Вот почему, прежде чем начать постигать клинические дисциплины, необходимо изучить анатомию. Анатомия и физиология составляют фундамент медицинского образования, медицинской науки. «Без анатомии нет ни терапии, ни хирургии, а одни лишь приметы да предрассуд. ки», - писал известный акушер-гинеколог А. П. Губарев (1855-1931).

2. Исторические этапы развития анатомии.

Этапы развития анатомии как науки

Для понимания состояния и перспектив развития любой науки, в том числе анатомии, необходимо знать основные этапы ее становления. История анатомии, являющаяся частью истории медицины, - это история борьбы материалистических представлений о строении тела человека с идеалистическими и догматическими. Стремление получить новые, более точные сведения о строении тела человека, познать «самого себя» в течение многих веков встречало сопротивление со стороны реакционных светских властей и церкви.

История развития анатомии в 5-ти периодах:

1) Начальный: охватываетVстолетие до н.э. Учёные: Гераклит. Гиппократ (20 томов).

2) Научного развития: вбирает отIVстолетия до н.э. и доXVстолетия н.э. УчёныеIVвека: Аристотель (Система органов. Теория развития организма). ВоIIвеке до н.э.: Гален. (Утверждает, что сердце, мозг, печень - главные органы).

3) Период возрождения:XVIвек - и первая половинаXVIIвека. Учёные: Гарвей - учение о кровообращении. Фаллопий - изучает строение половых органов. Евстахий - органы дыхания и слуховой аппарат. Леонардо Да Винчи - образы животных и человека.

4) Микроскопический период: вторая половинаXVIIиXVIIIвеков. Учёные: Мальпигий - учение о кровеносных сосудах.

5) Сравнительно-эмбриональный период:XIX-XXвв. - сегодняшнее время. Учёные: Кювье - теория эмбрионального развития.

Создан: 2013-11-19 Обновлён: 0000-00-00

Введение в анатомию. Исторический очерк развития анатомии.
Определения, предмет и значение анатомии. Разновидности анатомии. История анатомии. Древняя анатомия. Краткий исторический очерк развития анатомии. Основные моменты в истории анатомии. Развитие анатомии у древних египтян, греков, римлян, в странах Востока и Средней Азии, в эпоху возрождения, в России


Развитие анатомии в эпоху возрождения

Во втором тысячелетии развитие городов, торговли, культуры послужило новым толчком к развитию медицины. Появляются медицинские школы. Одной из первых была открыта школа в Салерно, близ Неаполя, где раз в 5 лет разрешалось производить вскрытие трупов человека. Открываются первые университеты. Начиная с XIII в., в университетах выделяются медицинские факультеты. В XIV–XV вв. в них для демонстрации студентам стали вскрывать 1-2 трупа в год. В XVI–XVII вв. производились публичные вскрытия трупов человека, для чего создавались специальные помещения - анатомические театры (например, в Падуе, 1594 г., Болонье, 1637 г.).

(1452 – 1519), вскрыв 30 трупов, сделал многочисленные зарисовки костей, мышц, сердца и других органов и составил письменные пояснения к этим рисункам. Он изучил формы и пропорции тела человека, предложил классификацию мышц, объяснил их функцию с точки зрения законов механики. Является основоположником пластической анатомии.


(1514 – 1564), на основании собственных наблюдений, сделанных при вскрытии трупов, написал труд "О строении человеческого тела " (De Humani corporis fabrica ), изданный в Базеле в 1543 г. Где Везалий систематически и довольно точно описал анатомию человека, указал на анатомические ошибки Галена. Исследования и новаторский труд Везалия предопределили дальнейшее прогрессивное развитие анатомии. Его учениками и последователями в XVI – XVII вв. было сделано немало анатомических открытий, уточнений, исправлений; были обстоятельно описаны многие органы тела человека.

(1578 – 1657), в 1628 г. вышла книга "Анатомическое исследование о движении сердца и крови у животных ", в которой он привел доказательства движения крови по сосудам большого круга кровообращения (кровь движется по замкнутому кругу сосудов, проходя из артерий в вены через мельчайшие трубочки).


(1638 – 1731), голландский анатом усовершенствовал метод бальзамирования трупов, инъекцию цветных масс в кровеносные сосуды, создал большую для того времени коллекцию анатомических препаратов, в том числе препаратов, демонстрирующим пороки развития и аномалии. Петр I во время одного из посещений Голландии приобрел у Ф. Рюиша более 1500 препаратов для знаменитой петербургской Кунсткамеры.

(1628 – 1694), (фото Мальпиги) открыл в 1661 г. с помощью микроскопа кровеносные капилляры (анастомозы).

Развитие анатомии в России

(1748 – 1795), изучал строение почек, доказал отсутствие "промежуточных пространств" и наличие прямой связи между артериальными и венозными капиллярами. Таким образом, Шумлянский впервые доказал, что кровеносная система замкнута.

(1810-1881). Занимает особое место в истории анатомии и хирургии. Начав свою медицинскую деятельность в стенах Московского университета, он продолжал занятия анатомией и хирургией в Дерптском (ныне Тартуский) университете. По инициативе Н. И. Пирогова при Медико-хирургической академии был создан анатомический институт, усовершенствована система анатомической подготовки врачей. Н. И. Пирогов придавал большое значение точным знаниям анатомии. Большая заслуга Н. И. Пирогова как анатома – открытие и разработка оригинального метода исследования тела человека на распилах замороженных трупов с целью изучения взаимоотношений органов друг с другом и со скелетом. Результаты многолетних трудов Н. И. Пирогов обобщил в книге "Топографическая анатомия, иллюстрированная разрезами, проведенными через замороженное тело человека в трех направлениях " (1852 - 1859). Н. И. Пирогов изучил фасции и клетчаточные пространства в теле человека, опубликовал труд "Хирургическая анатомия артериальных стволов и фасций " (1838). Ему принадлежат "Полный курс прикладной анатомии человеческого тела " (1843 – 1848) и многие другие исследования по анатомии и хирургии. Именем Н. И. Пирогова названы язычный треугольник – участок верхнебокового отдела шеи, апоневроз двуглавой мышцы плеча (фасция Пирогова), лимфатический узел, расположенный в глубоком кольце бедренного канала, и другие анатомические образования.

(1837 – 1909). Выдающийся исследователь в области функциональной анатомии и теории физического воспитания. Автор фундаментального труда "Основы теоретической анатомии ". П. Ф. Лесгафт является основоположником теоретической анатомии в России. Он описал закономерности перестройки костного вещества под влиянием мышечной тяги, сформулировал принципы развития кровеносных сосудов и их взаимоотношений в зависимости от строения и функции органов, показал значение анастомозов между артериями в кровоснабжении органов и частей тела.

(1834 – 1894). Известный представитель Киевской анатомической школы, изучавший строение мозгового вещества надпочечников, а также коры головного мозга и описавший большой пирамидный нейрон (клетка Беца).


(1872 – 1954), основатель Ленинградской школы анатомов в области экспериментальной анатомии. Придавая большое значение эксперименту, он исследовал коллатеральное кровообращение, пластичность кровеносных сосудов при различных условиям существования, кровоснабжение нервов, первым (в 1896 г.) использовал рентгеновское излучение для изучения скелета.

(1876 – 1937). Выдающийся представитель харьковской школы анатомов. Исследователь вегетативной нервной системы, автор методов изучения нервов. Б. П. Воробьев описал нервные сплетения сердца и желудка у человека, одним из первым начал изучение иннервации методом электростимуляции нервов у животных. Он создал пятитомный "Атлас анатомии человека".

(1908 – 1971), внес большой вклад в изучение функциональной анатомии лимфатической системы человека и животных.

Первые анатомические знания зародились еще в древности, то есть задолго до появления письменности (об этом свидетельствуют рисунки человека пещерного периода). Первые письменные источники, такие как китайская книга "Нейцзин" и индийская книга "Аюрвсда", датируются XI-IX вв. до н.э.

Современная медицина базируется на европейской медицинской традиции, своими корнями уходит Древней Греции. В период развития античной культуры греческие ученые вскрывали трупы и таким образом (апаtemno - рубите, отсюда слово "анатомия") знакомились с органами и системами человеческого тела, но знания эти были отрывочные и систематизированы. Первое произведение, посвященный анатомии, приписывают греческому философу и врачу Алкмеону, который жил в первой половине V в. до н.э. Он родился в Южной Италии, учился у Пифагора, был одним из основателей Кротонский медицинской школы. в Древней Греции вскрытия человеческих тел по религиозным соображениям были запрещены, поэтому Алкмсоп Кротонский первый начал анатомировать животных для изучения строения органов для потребностей медицины.

Выдающимся ученым Древней Греции был Гиппократ (460-377 pp. До н.э.). За огромный вклад в искусство врачевания, в анатомию и физиологию Гиппократа еще при жизни назвали "отцом медицины". Врач в те времена был больше философом, чем натуралистом, поэтому основу учения Гиппократа составило достаточно умозорове обобщения анатомических фактов, накопленных трудом многих ученых, и материалистические взгляды на причины возникновения болезней. Ученый создал "гуморальный" теорию, согласно которой в состав организма человека входят жизненно важные жидкости - кровь, слизь, желтая и черная желчь. Согласно теории Гиппократа, конституция и темперамент человека - соответственно сангвиник, флегматик, холерик и меланхолик - определяются различными соотношениями этих жидкостей. Когда они смешаны в теле гармонично, человек здоров. Если нарушается соотношение жидкостей, присущее человеку определенного характера, то наступает болезнь или смерть.

Ученик Платона, великий философ и энциклопедист древнего мира Аристотель (384-322 pp. До н.э.) систематизировал и развил почти все известные в то время научные теории и факты в области философии, логики, астрономии, истории, психологии, естествознания. В отличие от идеалиста Платона (427-347 pp. До н.э.), Аристотель считал, что окружающий мир существует реально, значит его надо изучать с помощью органов чувств, наблюдений и исследований. Аристотель считается основателем сравнительной анатомии и эмбриологии, поскольку он исследовал анатомию тела животных и их зародышей. Ученый пришел к выводу, что в эмбриогенезе органы возникают не сразу, а постепенно, один за другим, с бесструктурной массы. Эту теорию, в дальнейшем, выдающийся английский анатом, физиолог и эмбриолог Гарвей назвал теорией эпигенеза.

(460-377 pp. До н.э.)

(384-322 pp. До н.э.)

Самым выдающимся ученым-медиком древнего мира после Гиппократа и отцом анатомии считают Клавдия Галена (131-200 гг. Н.э.), который родился в Пергаме и жил большую часть жизни в Риме. Авторитет Галена был настолько большим, что целые поколения врачей в течение тринадцати веков учились на его произведениях по медицине и анатомии. Гален проводил анатомические опыты на животных. Полученные сведения он переносил на человека, что негативно сказалось на развитии анатомии. Интересно, что известный анатом XV века Я. Сильвий (1478-1555), не находя соответствия между наблюдаемыми анатомическими фактами и данными Галена, склонен был больше верить тому, что за тринадцать веков изменилось строение человека, а не потому, что Гален мог ошибиться.

Значительный вклад в медицинскую науку внес выдающийся врач и философ Абу Али Ибн-Сина (980-1037), больше известный в Европе как Авиценна. Абу Али Ибн-Сина написал знаменитую книгу "Канон врачебной науки", в которой был раздел "Введение в анатомии и физиологии". По этой книге учились врачи Востока и Запада до XVII в. включительно.

В средние века медицинская наука была полностью подчинена религии - касаться мертвых, кроме ритуальных целей, не разрешалось. Деятельность многих ученых-медиков сводилась к комментированию и переписывание трудов Аристотеля и Галена, потому что их анатомические достижения считались безошибочными и непревзойденными.

Началом научного изучения анатомии человека стала эпоха Возрождения, когда три большие анатомы-реформаторы Леонардо да Винчи, А. Везалий и У. Гарвей, осознавая важность знания строения тела для лечебного дела, проверили на трупах людей анатомические описания древних греков, римлян, арабов, персов и отметили грубые ошибки, которые в них попадались. Именно с этого периода до XXI в., Открытие в морфологии стали уходить один за другим, и анатомы - они же и врачи - стали выполнять огромную работу, описывая новые, еще неизвестные анатомические образования, исправляя устаревшие данные, входя все глубже в описание деталей строения систем и отдельных органов.

Вклад великого итальянского ученого и художника Леонардо да Винчи (1452-1519) в развитие науки о строении человеческого тела трудно переоценить. Он не обращал внимания на авторитеты, осознав бесплодность средневековой схоластики. Леонардо да Винчи одним из первых начал вскрывать трупы людей и стал настоящим новатором в исследовании строения тела. "Кто спорит, ссылаясь на авторитет, принимает не свой ум, а скорее память", - любил повторять великий ученый. На своих рисунках Леонардо да Винчи достиг чрезвычайной точности в изображениях различных органов человеческого тела, благодаря чему внес значительный вклад в развитие анатомии, а также стал основателем пластической художественной анатомии.

Большой фламандский (бельгийский) ученый Андрей Везалий (1514-1564) совершил революцию в анатомии - создал систему анатомических знаний, которые базировались на многочисленных разрезах человеческого тела, и исправил ошибочные представления Клавдия Галена об анатомии человека, царила в медицине на протяжении 13-ти веков. Осознавая, что медицина может выйти из средневекового застоя, освященного

(1514-1564)

(1578-1657)

неприкосновенным авторитетом Галена, лепное в условиях прогресса анатомии как науки о строении и функции органов человеческого тела, Везалий посвятил свою жизнь исследовательской деле. Результатом напряженной самоотверженного труда ученого стал выпуск в Базеле в июне 1543 7 книг "О строении человеческого тела", которые были прекрасно иллюстрированные гравюрами Стефана ван Калькара. Эта книга Везалия стала первым научным изданием, содержащее систематизированные анатомические данные, проверенные или впервые установлены во время препарирования умерших людей, а не животных.

С момента печати трактата Везалия началось бурное развитие анатомии и медицины в целом. Возникли более ясные представления о морфологическое основание многих клинических дисциплин, которые были обусловлены появлением первых подробных описаний анатомических структур. Работа Везалия имела и имеет и сегодня большое научное и образовательное значение, учит смело отходить от всего устаревшего и реакционного в науке и жизни, вдохновенно идти вперед к настоящему знание, опирающееся на наблюдение и опыт.

Выдающийся английский физиолог, анатом и эмбриолог (1578-1657) открыл важнейшую функцию организма - кровообращение - и своими научными трудами создал целую эпоху в естествознании. У. Гарвей изучал явления живой природы, непосредственно наблюдая физиологические процессы и экспериментально исследуя их на основе материалистических естественных законов. Свое выдающееся открытие - функции кровообращения - он опубликовал в книге "Анатомическое исследование о движении сердца и крови у животных» (1628), где окончательно разрушил идею и авторитет виталистических) учение Галена, царившее в средневековье. Прогрессивное учения В. Гарвея о кровообращении быстро завоевало всеобщее признание и осуществило благоприятное влияние па дальнейшее развитие медицины.

Годом ранее, чем У. Гарвей исследовал функцию кровообращения, итальянский анатом Каспар Азелли описал лимфатические сосуды (1627). Чуть позже итальянский ученый Марчелло малинный открыл под микроскопом кровеносные капилляры (1661), существование которых предусматривал В. Гарвей. Но следует отметить, что еще в 1553 году Сервет описал малый (легочный) круг кровообращения и объяснил физиологический смысл кровообращения в этой системе. За такие "еретические" взгляды он был сожжен инквизицией. Итак, во второй половине XVII века окончательно сформулировано понятие о строении и функции большого и малого круга кровообращения

Похожие статьи

© 2024 liveps.ru. Домашние задания и готовые задачи по химии и биологии.