Максим горький мальва краткое содержание. Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

В сборнике «Приключения Шерлока Холмса» много рассказов очень известных, таких «на слуху», но вот этот к ним не относится. И зря, так как, по-моему, данный рассказ гораздо сильнее, нежели «Тайна Боскомской долины», подтверждает уже не раз сказанные Холмсом слова: там, где всё кажется очевидным, на самом деле всё может оказаться более запутанным и сложным. Тут, как и в «Тайне Боскомской долины», Холмсу придётся раскрыть уже раскрытое дело, но здесь виновность человека помещенного под стражу выглядит даже более очевидным! Хотя, опять-таки именно эта очевидность и застит глаза, заставляя упускать из виду явные нестыковки – а глаза великого сыщика такие вещи не упускают! Это дело выглядит проще, а в действительности оказывается сложнее. И тут, наконец-то, автор идёт на то чтобы обмануть читателя – всё-таки раньше, если человек в рассказах о Холмсе выглядел неприятно или подозрительно, то он и оказывался «плохим», а девушки в этих рассказах всегда были очаровательны и невинны (даже Ирэн Адлер по-своему невинна и уж точно очаровательна). А тут раз – и всё пошло иначе.

Спойлер (раскрытие сюжета)

Артур, который своим отцом был описан не очень-то приятно (иначе он бы и не подумал, что Артур способен на преступление), оказался вполне благородным и честным человеком, а милая и добрая племянница Мэри оказалась к преступлению причастна. Впрочем, этот неожиданный обман ожиданий был в пропорции 2 к 1 – всё-таки выглядевший по описанию весьма скользким и умеющим манипулировать другими сэр Бэрнвелл действительно оказался главным негодяем.

Надо сказать, что здесь не было каких-то очень удивительных событий, дело не изобилует чем-то таким уж таинственным, но при этом всём вот так вот без помощи Холмса самому догадаться и раскрыть его не получается. Да и сама работа Холмса тут не выглядит чем-то невероятным, не выглядит такой феерией логических заключений, но при этом кажется чем-то таким профессиональным, классическим, такая чёткая сыскная работа – и это как-то удивительно жизненно, приятно. Ещё стоит сказать, что рассказ не лишился уже замеченных мной закономерностей – удивительных закономерностей.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

Так, например, преступник тут тоже остался безнаказанным и даже получил за своё преступление деньги! Нет, может быть, автор просто оставил эту историю недосказанной, и сэр Бэрнвелл всё-таки отправился позже в тюрьму, но мы-то этого так и не увидели! И это в который уже раз, преступник остаётся безнаказанным – такое ощущение, что главным тут было выпустить из тюрьмы невиновного, а не наказать негодяя совершившего преступление… Как-то это весьма странно, даже в чём-то неприятно. А во-вторых, да концовка рассказа выглядит позитивно по эмоциям, но и преступник оказался без наказания (и даже в плюсе, получив ещё и деньги!), и что самое интересное, вот одна из величайших драгоценностей Англии найдена, но как банкир теперь будет объяснять своему высокородному занимателю, что она испорчена? – а ведь она испорчена! И чего это теперь будет ему стоить?

Вот так – вроде бы и позитивно всё закончилось, но стоит отойти от эмоций – и возникают весьма нерадостные вопросы.

Да и, кстати, именно тут, кажется, впервые звучит известная фраза Холмса: «Если ты устранишь все невозможное, то независимо от того, что останется, это будет правдой». Вот она откуда…

Оценка: 7

Один из тех рассказов, который очень сильно впечатлил в детстве, так что даже по прошествии многих лет хорошо помнятся детали. А как же было не запомнить? Загадочное название «берилл» (конечно, оно звучит намного элегантней, чем «изумруд»). Любовь, да еще склонная к самопожертвованию, да еще со стороны мужчины, семейная трагедия... Такое впечатлительному девичьему сердцу не запомнить невозможно.

Оценка: 10

Очень тяжелые испытания иногда выпадают на одного человека. Вот и в этом рассказе на банкира свалилось целых два несчастья, а потом добавилось еще и третье: поломали диадему, поругался с сыном, думая, что тот хотел ее украсть, да еще и племянница, ставшая старику как дочь, сбежала.

Оценка: 10

Чем хороши рассказы о Шерлоке Холмсе помимо замечательного образа великого сыщика и остроумных запутанных сюжетов? А хороши они созданием атмосферы викторианской Англии, что и неудивительно, ведь автор описывал современные для себя события. И дело тут не в кэбах, пабах и газовых фонарях. Люди и их поступки - вот то, что определяет эпоху. «Берилловая диадема» показывает нам людей, которых уже не встретишь. Банкир, унесший домой залог, его сын, готовый взять на себя чужую вину, племянница банкира, явно не познавшая совместного обучения в школе и оттого первозданно наивная.

Сам по себе детективный сюжет довольно прост и просчитывается современным читателем легко, это не Пёстрая лента». Но раз уж мы о ней вспомнили, то вызывает удивление тот факт, что Холмс не смог порвать диадему на мелкие кусочки, ведь он смог в своё время разогнуть кочергу, а это должно быть посложнее.

Почитал отзывы, хочу сказать пару слов в защиту берилловой диадемы. Она вполне могла быть не изумрудной, но стоить дорого. Во-первых, мы не знаем стоимости драгоценных камней в то время. Во-вторых, диадема могла представлять художественную ценность, что явно выше стоимости материалов. Никто ведь не считает цену «Давида», исходя из цены пошедшего на его изготовление мрамора. В-третьих, судя по статусу заложившего корону лица, она вполне могла быть вещью с историей, что в свою очередь может многократно увеличить стоимость.

Ну и уж точно у банкира не должно было возникнуть сложностей с возвращением диадемы, если уж он нашёл сыщика, то ювелира в Лондоне конца позапрошлого века не найти просто не мог.

Оценка: 9

Название рассказа (или сложившаяся традиция перевода) вызывает крайнее раздражение. Берилл имеет не менее 11 разновидностей; цена большинства из них - три копейки в базарный день. Я бы на месте Холдера ни пенса бы не дал под залог этой бижутерии; а Холмс ведь не занимается поисками потерянных булавок? Только изумруд и аквамарин относятся к драгоценным камням I категории; при этом, каждый изумруд является бериллом, но не каждый берилл - изумрудом. В чем проблема - назвать или перевести как «изумрудная диадема»? - я не понимаю, просто каждый раз перечитывая, начинаю с негатива.

Февраль месяц; год не указан. В «Полной хронологии...» утверждается, что 1882; но мотивировка крайне слабая. Якобы, Уотсон «удивился» приглашению Холмса взять его с собой = рассказ ранний. Однако, в российском переводе ничего такого нет; есть одна строка - и в ней никакого «удивления». Так что, год неизвестен (В википедии, кстати, указан 1886; почему - совершенно непонятно). Я вижу только одно - Уотсон еще не съехал с Бейкер-стрит; свадьбы с Мэри Морстен - не было; действие происходит до «Знака четырех», точно датируемого 1888 годом - читатель может сам выбрать 1882 или 1886, или любой другой год до указанного.

Завязка вполне классическая, с любопытным изменением - клиент к Холмсу не приходит, а прибегает, с дикой скоростью; излагает свою историю; вызывает интерес Холмса и Великий детектив, вместе со своим летописцем, прибывают к месту действия. Сюжет излагать не буду совсем - он любопытен; рассказ короток; так что - читайте, кто еще не читал. Я изложу те моменты, согласно которым я рассказ оцениваю.

Я узнал, что из окна дома по Бейкер-стрит 221Б видна станция метро; ни в одном ином рассказе этом момент не отмечается. Это - плюс.

Холмс изучает следы и улики, а не просто рассуждает - это много плюсов. Вообще, Холмс здесь, как обычно, блестящ; так что придраться не к чему.

Но вот есть субъективные минусы.

1. Злодей избег заслуженного наказания. Мало того, он еще и обогатился за счет потерпевшего. Но и этого мало! Он еще и громадный моральный ущерб Александру Холдеру нанес, заставил его страдать. Большой минус; я это не люблю. И, в особенности, что никакой приписки нет; то есть возмездие злодея не настигло никогда.

2. Члены семьи Холдера ведут себя исключительно ослоподобно - что Артур, что Мэри. Я едва могу поверить в то, что такое поведение возможно; только с поправкой на то, что дело было в XIX веке - когда все было иначе, чем сейчас.

Так что, рассказ отличный! Ранний! Холмс превосходен! Уотсон неплох. Насчитал у себя два минуса, так что - 8 баллов.

Оценка: 8

Сюжет конечно прост и действия предсказуемы героев предсказуемы.

Опять таки в рассказе замешана любовь, семейные ссоры, раздоры. Это все конечно интересно, но не очень интригующе. С особым интересом читал погоню за преступником в конце, когда Холмс разъяснял все детали дела, не ожидал... и как и у многих у меня возник вопрос относительно ломаной диадемы, как то Холдера это не особенно волновало. Мало того она была ее и погнута, я под сомнение, что настолько драгоценную вещь можно выровнять без всяких видимых дефектов, а про отломанную часть я вообще молчу...

Оценка: 8

Снова Конан Дойл демонстрирует крепкий читабельный детектив среднего уровня. Все в общем-то предсказуемо. Согласитесь: если у человека были все основания украсть диадему и его взяли практически с поличным, то совершенно понятна его невиновность. Иначе зачем было бы огород городить и Шерлока Холмса звать? Интересно задуман образ настоящего преступника, но он так и не появляется (только в рассказах других персонажей).

Оценка: 7

Семейная драма весьма проникновенна, хотя читая в свое время уж слишком упрямо благородным казался мне сынок банкира. Мог бы все раскрыть ведь, но аристакратическая честь, видите ли, да еще девичья. Теперь уже не каждый такое поймёт.

Оценка: 8

Иногда создается впечатление, что действие рассказов о Холмсе происходит в мире....скажем так, не совсем умных людей. Начнем с того, что

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

Артур Конан Дойль

Берилловая диадема

Посмотрите-ка, Холмс, - сказал я. - Какой-то сумасшедший бежит. Не понимаю, как родные отпускают такого без присмотра.

Я стоял у сводчатого окна нашей комнаты и глядел вниз, на Бейкер-стрит.

Холмс лениво поднялся с кресла, встал у меня за спиной и, засунув руки в карманы халата, взглянул в окно.

Было ясное февральское утро. Выпавший вчера снег лежал плотным слоем, сверкая в лучах зимнего солнца. На середине улицы снег превратился в бурую грязную массу, но по обочинам он оставался белым, как будто только что выпал. Хотя тротуары уже очистили, было все же очень скользко, и пешеходов на улице было меньше, чем обычно. Сейчас на улице на всем протяжении от станции подземки до нашего дома находился только один человек. Его эксцентричное поведение и привлекло мое внимание.

Это был мужчина лет пятидесяти, высокий, солидный, с широким энергичным лицом и представительной фигурой. Одет он был богато, но не броско: блестящий цилиндр, темный сюртук из дорогого материала, хорошо сшитые светло-серые брюки и коричневые гетры. Однако все его поведение решительно не соответствовало его внешности и одежде. Он бежал, то и дело подскакивая, как человек, не привыкший к физическим упражнениям, размахивал руками, вертел головой, лицо его искажалось гримасами.

Что с ним? - недоумевал я. - Он, кажется, ищет какой-то дом.

Я думаю, что он спешит сюда, - сказал Холмс, потирая руки.

Да. Полагаю, ему нужно посоветоваться со мной. Все признаки налицо. Ну, прав я был или нет?

В это время незнакомец, тяжело дыша, кинулся к нашей двери и принялся судорожно дергать колокольчик, огласив звоном весь дом.

Через минуту он вбежал в комнату, едва переводя дух и жестикулируя. В глазах у него затаилось такое горе и отчаяние, что наши улыбки погасли и насмешка уступила место глубокому сочувствию и жалости. Сначала он не мог вымолвить ни слова, только раскачивался взад и вперед и хватал себя за голову, как человек, доведенный до грани сумасшествия. Вдруг он бросился к стене и ударился о нее головой. Мы кинулись к нашему посетителю и оттащили его на середину комнаты. Холмс усадил несчастного в кресло, сам сел напротив и, похлопав его по руке, заговорил так мягко и успокаивающе, как никто, кроме него, не умел.

Вы пришли ко мне, чтобы рассказать, что с вами случилось? - сказал он. - Вы утомились от быстрой ходьбы. Успокойтесь, придите в себя, и я с радостью выслушаю вас, что вы имеете сказать.

Незнакомцу потребовалась минута или больше того, чтобы отдышаться и побороть волнение. Наконец он провел платком по лбу, решительно сжал губы и повернулся к нам.

Вы, конечно, сочли меня за сумасшедшего? - спросил он.

Нет, но я вижу, что с вами стряслась беда, - ответил Холмс.

Да, видит Бог! Беда такая неожиданная и страшная, что можно сойти с ума. Я вынес бы бесчестье, хотя на моей совести нет ни единого пятнышка. Личное несчастье - это случается с каждым. Но одновременно и то и другое, да еще в такой ужасной форме! Кроме того, это касается не только меня. Если не будет немедленно найден выход из моего бедственного положения, может пострадать одна из знатнейших персон нашей страны.

Успокойтесь, сэр, прошу вас, - сказал Холмс. - Расскажите, кто вы и что с вами случилось.

Мое имя, возможно, известно вам, - проговорил посетитель. - Я Александр Холдер из банкирского дома «Холдер и Стивенсон» на Треднидл-стрит.

Действительно, имя было хорошо знакомо нам; оно принадлежало старшему компаньону второй по значению банкирской фирмы в Лондоне. Что же привело в такое жалкое состояние одного из виднейших граждан столицы? Мы с нетерпением ждали ответа на этот вопрос. Огромным усилием воли Холдер взял себя в руки и приступил к рассказу.

Я понимаю, что нельзя терять ни минуты. Как только полицейский инспектор порекомендовал мне обратиться к вам, я немедленно поспешил сюда. Я добрался до Бейкер-стрит подземкой и всю дорогу от станции бежал: по такому снегу кэбы движутся очень медленно. Я вообще мало двигаюсь и потому так запыхался. Но сейчас мне стало лучше, и я постараюсь изложить все факты как можно короче и яснее.

Вам, конечно, известно, что в банковском деле очень многое зависит от умения удачно вкладывать средства и в то же время расширять клиентуру. Один из наиболее выгодных способов инвестирования средств - выдача ссуд под солидное обеспечение. За последние годы мы немало успели в этом отношении. Мы ссужаем крупными суммами знатные семейства под обеспечение картинами, фамильными библиотеками, сервизами.

В рассказе М. Горького «Мальва» говорится о мужчине, который уехал работать смотрителем морской косы для того, чтобы заработать на жизнь. Этого мужчину зовут Василий. Автор представляет его читателю, как здорового и бодрого «деревенского» мужика, который обленился от того, что работа смотрителя за морской косой не представляет особых трудностей и тяжб, которые испытывают деревенские люди.

Василий настолько освоился на косе, что завел себе любовницу по имени Мальва. М. Горький описывает эту женщину, как крепкую, интересную женщину высокого роста с вьющимися волосами. То ли от ненапряженной работы, то ли действительно это является так, но Василий полюбил Мальву. У них был свой день – воскресенье. В этот день они пили водку, отдыхали и ели баранки с чаем.

Но вся «идеальная» жизнь Василия на морской косе летит в тартарары тогда, когда к нему приезжает сын. Между сыном и отцом возникает спор, кому достанется Мальва, так как она понравилась сыну Василия – Яшке.

Мужчины обдумывают все это: поведение, речи и взгляды. Как же поступает женщина в сложившейся ситуации? Мальва решает «натравить» отца на сына. В итоге у нее это получается и мужчины вступают в драку.

Итог всего рассказа в следующем: Василий уезжает с косы, Яшка остается на ней. Но Мальва не остается с сыном Василия, а выбирает Сережку – местного пьющего мужика.

Прочитав данный рассказ, в голове возникает очень много мыслей. Например, почему Василий и Яшка решили спор о женщине, которая нравится обоим именно так? Почему Мальва так поступила? И, в конце концов, почему Яшка не уехал за отцом?

На мой взгляд, автор специально оставляет такие вопросы читателю. Для того, чтобы он мог порассуждать, подумать, как бы сам поступил в такой ситуации. Я считаю, что конец рассказа очень интересен и поучителен. Здесь подходит отличная поговорка: «За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь». Так и Василий. Он хотел, чтобы и семья была сыта и вдалеке, и чтобы любовница была под боком и подчинялась ему. Но в жизни, увы, не бывает все и сразу. Очень часто человеку приходится делать выбор. И не всегда этот выбор приносит удовлетворение.

Этот рассказ может научить читателя тому, что любому человеку приходится делать выбор. Будь то не особо значимы или самый важный, но выбор всегда приходится делать. И нести ответственность за принятое решение очень сложно, но нужно. Именно ситуация выбора делает человека ответственным и самостоятельным как личность.

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение Лужин и Свидригайлов в романе Преступление и наказание Достоевского

    Одними из ярких второстепенных персонажей произведения являются представители собственных теорий Лужин и Свидригайлов, схожих по своей сути с теорией главного героя романа Раскольникова.

  • Сочинение Идеалы семьи Простаковых - Скотининых в комедии Недоросль

    Все события комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» происходят в имении Простаковых. Главная в доме и семье госпожа Простакова. У нее склочный, крутой характер. Она способна даже ударить

  • Отзыв о рассказе Муму Тургенева (5 класс)

    Недавно я прочитала удивительное произведение, автором которого является И. С. Тургенев. Называется оно «Муму». По жанру это рассказ. В нем поднимается много очень важных вопросов, волнующих людей.

  • Сочинение эссе Человек и закон

    Современное общество невозможно без существования законов. Законы ограничивают преступность человека, ставят его в определенные морально-ценностные рамки. Ведь что было бы с нашим обществом, если бы вокруг процветало беззаконие и анархия

  • Тема свободы в поэме Мцыри сочинение

    Приемник знаменитого русского писателя Пушкина Александра Сергеевича, который сам смог добиться значительных успехов в данном деле, и так же стать знаменитым и не менее великим, Лермонтов Михаил Юрьевич очень часто не соглашался

План

  1. Описание ночлежки и ее жителей: Василиса, ее муж Кос-тылев — содержатели ночлежки; Наталья, сестра Васили-сы; Васька Пепел, вор; Клещ, слесарь; Анна, его жена, при смерти; Настя, проститутка; Актер и Сатин, картеж-ники, пьяницы; Бубнов, Барон, странник Лука и другие.
  2. Васька Пепел — любовник Василисы, влюблен в Наталью, ее сестру. Из ревности Василиса бьет сестру нещадно. В ночлежке появляется Лука, странник.
  3. Лука жалеет людей, вселяет в них надежду через «правед-ную ложь». Многие под его влиянием начинают изменяться.
  4. Василиса старается подговорить Пепла убить ее мужа, чтобы владеть ночлежкой самой. Но Васька сватается к Наталье. Этот разговор слышит Василиса.
  5. Василиса ошпаривает кипятком ноги Наталье. В создавшей-ся сумятице убивают Костылева. Наталья проклинает и се-стру, и Пепла. Лука бесследно исчезает.
  6. Толки о старичке идут еще долго. Он оказал огромное вли-яние на обитателей ночлежки, многие из них задумывают-ся о смысле жизни. И только для Актера такие рассужде-ния и его обманутые надежды оказываются губительны. Он кончает жизнь самоубийством.

Краткое содержание

Акт 1

Герои пьесы — обитатели ночлежки. Это мрачный подвал, внеш-не похожий на пещеру. Вдоль стен выстроены нары, дополняют убранство большой стол, табурет и две скамьи. Все это некраше-ное, грязное. У самовара хлопочет Квашня, у стола — Барон, жующий черный хлеб, и Настя. Она читает растрепанную книгу.

Слышно, как кашляет больная Анна. На нарах Бубнов выкраивает шапку. Не скрывая издевки, Барон спорит с Настей, которая пы-тается доказать, что она свободная женщина и не пойдет замуж. К их разговору присоединяется Клещ, вспыхивает ссора. Анна просит их остановиться, дав ей перед смертью покоя. Квашня не может без жалости смотреть на ее муки. Проснувшийся Сатин выясняет, кто его вчера бил. Бубнов ему рассказывает, что это произошло во время карточной игры. Никому не хочется наво-дить порядок в помещении ночлежки, обитатели начинают спо-рить по этому поводу. Жалуясь на то, как ему вредно дышать пылью, с печи спускается Актер. Он говорит, что его «организм отравлен алкоголем». Сатин бормочет что-то непонятное. Это час-то с ним происходит. Из-за любви к редко произносимым словам он слывет образованным человеком. К ним он пристрастился, ког-да в детстве служил на телеграфе, читал много книг. Актер, под-держивая разговор, говорит, что «…образование — чепуха, глав-ное — талант». Он тоже пускается в воспоминания. В прошлом он играл могильщика в «Гамлете» Шекспира, знал многих талантли-вых артистов. Сочувствуя Анне, Актер выводит ее в сени поды-шать свежим воздухом, в дверях он встречает Костылева, подо-зрительно осматривающего ночлежку в поисках жены. Слышно, как он напевает «что-то божественное». Придравшись к Клещу, Коростылев укоряет его, что тот занимает слишком много места, и хорошо бы ему побольше платить за проживание. Так же он ставит в вину Клещу то, что это он во многом поспособствовал болезни Анны.

Воздавая должное возвратившемуся Актеру за участие к боль-ной женщине, он говорит, что это зачтется на том свете. В то же время на этом свете Костылев не собирается скостить ему даже половины долга. Остановившись у двери Васьки Пепла, он сту-чится. Из-за двери слышится голос Пепла, который интересуется судьбой денег за проданные часы. Услышав, что Костылев их не принес, Васька прогоняет его. Зная, что у Васьки роман с женой Костылева Василисой, Сатин предлагает ему убить Коростылева, а самому взять ее в жены. Беззлобно огрызаясь в ответ на это предложение, Пепел по просьбе Актера дает ему денег взаймы. Тот собирается с Сатиным пьянствовать. Пепел — вор, и деньги даются ему легко. Пепел, разговаривая с Клещом, пеняет ему, что он «зря скрипит». Но Клещ горд тем, что он рабочий чело-век, он верит в возможность того, что после смерти жены он покинет ночлежку. Он говорит, что ему неприятны люди без чес-ти и совести, но у Пепла на этот счет есть свои возражения. Он уверен, что только тем, у кого есть власть и сила, нужны честь и совесть. И Бубнов поддерживает его, говоря, что он беден, а потому и совести у него нет. Входит новый постоялец — Лука, его приводит Наташа. Наташа призывает Клеща уделять поболь-ше внимания умирающей жене, напоминает о необходимости за-ботиться о ней. Пепел, явно симпатизируя Наташе, говорит, что не боится смерти, просит Наташу ударить его в грудь ножом, ведь умрет он с радостью в сердце, «потому что от чистой руки». Разговаривая с Наташей, Пепел рискует навлечь на себя гнев Ва-силисы, хотя обитатели ночлежки не раз предупреждали его о ревности хозяйки.

Слышен голос пьяного Алешки. Он обижен, что все его прого-няют. Войдя, он говорит, что не желает, чтобы им командовали, а также не хочет ничего, в том числе и денег. Появляется Васи-лиса… Она раздражена, ведет себя по-хозяйски; угрожает Бубно-ву выселением, если Алешка еще раз появится. Наконец, выго-няет последнего. Поинтересовавшись паспортом Луки, она направ-ляется к двери в комнату Пепла. По пути она выказывает обита-телям свое недовольство по поводу грязи в ночлежке. Поинтере-совавшись, заходила ли в ночлежку Наташа и разговаривала ли с Пеплом, Василиса уходит. Настя перестает читать книгу о не-счастливой любви. У нее возникает желание напиться, что не-пременно закончится слезами. Выясняется, Василиса сердится на Алешку за то, что он всем рассказывает о заинтересованности Пепла Наташкой и его намерении в скором времени бросить Васи-лису. Вошедший Медведев делает вид, что ему интересен этот разговор. Одновременно Медведев пытается добиться расположе-ния Квашни, намекая на то, что он крепкий кавалер и у него есть деньги. Квашне не безразлично его внимание, она поддер-живает разговор с ним. Входят Лука и Анна, которую все забыли в сенях. Он помогает ей добраться до кровати. Снаружи слышен шум драки, глухие крики. Медведев спешит разнимать.

Акт 2

В помещении ночлежки собралось большинство ее обитателей. Идет карточная игра. Звучит заунывное негромкое пение. По- прежнему страдающая Анна жалуется Луке, что даже на том свете ей не будет покоя.

Добрый старик пытается уговорить ее смириться с судьбой, произносит слова утешения. Он уверяет ее, что в жизни ее ниче-го хорошего не ждет, а после смерти она попадет в рай. Ко всем обитателям ночлежки Лука относится с участием, для всех нахо-дится доброе слово. Он утешает Актера, который сетует на то, что утратил свои способности, даже стихи читать не в состоя-нии, забывает текст. Кается он, что пропил свой талант. Лука говорит ему о возможности лечиться от пьянства в больнице, а пока самому воздерживаться. Пепла он уговаривает уехать в Си-бирь, на что тот отвечает, что у него есть возможность попасть туда за казенный счет. Пепел возмущен известием, что Василиса из ревности избила Наташу, грозится донести на нее в полицию. Костылевы незаконно занимаются скупкой краденого. Васили-са, желая избавиться от своего мужа, пытается уговорить Пеп-ла, освободить ее от мужа. Она обещает, отказавшись от Своих притязаний к Пеплу, сосватать ему Наташу и дать денег. Лука, слышавший их разговор, не советует ему связываться с Васи-лисой.

Тихо, не привлекая ничьего внимания, умирает Анна. Ее смерть не трогает никого, даже мужа, которому не на что похоронить женщину. Со страхом смотрит Наташа на покойницу, один вид которой внушает ей ужас. Лука же советует ей бояться живых.

Желая, по совету Луки, отправиться на лечение, пьяный Актер расспрашивает, где найти тот город, в котором его бес-платно вылечат. На что, следуя своей привычке выражаться непо-нятными для окружающих словами, Сатин говорит ему: «Фата- Моргана! Наврал тебе старик: ничего нет! Нет городов, нет лю-дей… ничего нет!»

Акт 3

Герои пьесы — на пустыре за ночлежкой Костылевых. Все слушают рассказ Наташи о ее прошлом романе. Она мечтательна, ждет от жизни чего-то необыкновенного и хочет, чтобы расска-занное произошло с ней. Никто, кроме Луки, не верит ей, да и он делает это из жалости. Она утверждает, что ложь приятней правды, потому что всем плохо жить. На что Клещ возражает ей, что это не так, возмущаясь: «Ведь если бы всем было плохо жить, тогда было бы не так обидно». Будучи зол на весь свет, он спрашивает, зачем ему правда, если у него нет ни работы, ни силы, нет пристанища. «Жить — дьявол — жить нельзя… вот она — правда!..» Лука же, утверждая, что «…не всегда правдой душу вылечишь…», рассказывает, что жил человек, который верил в существование «праведной земли». Там живут люди, ува-жающие друг друга, помогающие ближнему. Пытался он найти ту землю, даже ученого спрашивал. Но не смог ученый помочь ему, «нет нигде праведной земли». Выходит, зря терпел он, зря верил, что сможет найти ее. Не в силах вынести такой правды, человек повесился.

Пепел предлагает Наташе уйти с ним. Он собирается начать но-вую жизнь, в которой смог бы уважать себя, перестать воровать и найти работу. Он верит, что Наташа поможет ему стать другим: «…ты девица строгая… хорошая… надежный человек…». Наташа в сомнении… «когда любят — плохого в любимом не видят… а я нижу…». Лука ее уговаривает согласиться, советуя только почаще говорить ему, что он хороший человек.

Услышав о Наташином согласии, Костылев и Василиса заяв-ляют свои права на Наташу. Василиса, имея свой интерес, пыта-ется вызвать ссору между Пеплом и мужем. Отослав Наташу за-ниматься хозяйством, Костылев читает нравоучения Луке. По его мнению, человек не должен бродяжничать, а должен жить на одном месте, «не путаться зря на земле», быть полезным. А если он по-настоящему странник, странный человек, то дол-жен и жить по-другому… Зная свою правду, жить в лесах, нико-му не мешая и никого не осуждая. В конце концов Костылев прогоняет Луку, угрожая своим родственником — полицейским. Лука собирается уходить. «Вовремя уйти всегда лучше…», — го-ворит Бубнов, которого однажды своевременный уход спас от каторги. Он собирался убить жену, которая связалась с масте-ром из его мастерской, да вовремя спохватился и передумал. Правда, с тех пор он остался ни с чем… Уйдя, пришлось оста-вить мастерскую жене. Появляется опечаленный Клещ, он тоже остался ни с чем. Чтобы похоронить жену, ему пришлось продать инструменты. Материал с сайта

Слышна ссора… Костылевы издеваются над Наташей. За нее вступается привлеченный криками Пепел. В пылу драки Василий убивает Костылева. Он долго не верит в случившееся, потом же, в отчаянии, пеняет Василисе: «…она этого хотела… Она меня под-говаривала мужа убить… подговаривала!..» Наташа, как бы про-зрев, приходит к выводу, что они были в сговоре.

Акт 4

Выясняется, что «во время суматохи», пропал Лука. Обитате-ли ночлежки вспоминают его добрым словом. «Любопытный», «жалостливый», «закон душе имел»… — так отзываются о нем. Сатин говорит, что хотя и врал он, но из жалости. А ложь нужна тем, кто слаб душой. «Одних она поддерживает, другие — при-крываются ею…». «Ложь — религия рабов и хозяев… Правда — бог свободного человека!» В разговоре выясняется, что Наташа уже «вышла из больницы и пропала! Нигде ее нет…». Пеплу гро-зит каторга, а «Василиса — вывернется! Она — хитрая». Вспыхи-вает ссора. Настя в отчаянии говорит, что ей все опротивело, «вся жизнь… все люди!..». Будь ее воля — «всех бы вас… в каторгу… смести бы вас, как сор… куда-нибудь в яму!». Актер, в подавлен-ном настроении, произносит монологи из пьес, цитирует стихи, в которых говорится о смерти, могильной яме, о предстоящем уходе. Постепенно он все больше мрачнеет. Сатин пытается всех помирить, выпив, он всегда становится добрым, его тянет на «ум-ные» разговоры. Он говорит, что человек волен жить, как хочет… он — «свободен… он за все платит сам: за веру, за неверие, за любовь, за ум… Это звучит гордо! Че-ло-век!». И не надо его унижать жалостью, «уважать надо!». Появляются остальные… Ус-тало переговариваясь, разбредаются по ночлежке. Только Буб-нов, Алешка и еще некоторые никак не успокоятся. Возбужден-ные вином, они собираются петь всю ночь. Запевают: «Со-олнце всходит и захо-оди-ит… А в тюрьме моей темно-о!» Бубнов вбегает с известием, что на пустыре «…Актер… удавился!», Потрясен-ные, все замолкают. И только Сатин негромко произносит: «Эх… испортил песню… дур-рак!».

Похожие статьи

© 2024 liveps.ru. Домашние задания и готовые задачи по химии и биологии.