Внешние анализаторы. Дистантные анализаторы К внешним анализаторам относится

Анализатор – совокупность трех отделов нервной системы: периферического, проводникового и центрального.

Периферический отдел анализатора представлен рецепторами, воспринимающими внешние и внутренние раздражения.

Все рецепторы делятся на две группы: дистантные и контактные. Дистантные рецепторы способны воспринимать раздражения, источник которых находится на значительном расстоянии от организма (зрительные, слуховые, обонятельные рецепторы). Контактные рецепторы возбуждаются при непосредственном соприкосновении с источником раздражения. К ним относятся тактильные, температурные, вкусовые рецепторы.

Рецепторы трансформируют энергию раздражения в энергию нервного импульса. Причиной возникновения возбуждения в рецепторе является деполяризация его поверхностной мембраны в результате воздействия раздражителя. Эту деполяризацию называют рецепторным, или регенераторным, потенциалом.

Адаптация - приспособление к силе раздражителя. Происходит снижение чувствительности рецепторов к постоянно действующему раздражителю. Проприорецепторы не способны к адаптации.

Проводниковый отдел анализатора представлен нервными путями, проводящими нервные импульсы в центральный отдел анализатора.

Центральный, или мозговой, отдел анализатора - определенные области коры большого мозга. В клетках коры большого мозга нервные импульсы являются основой для возникновения ощущения. На базе ощущений возникают более сложные психические акты - восприятие, представление и абстрактное мышление.

Павлов И.П. Мозговой конец анализатора состоит из двух частей: ядра и периферических рассеянных нервных элементов, располагающихся по всей поверхности коры головного мозга.

Центральная часть анализатора (ядро) состоит из высокодифференцированных в функциональном отношении нейронов, которые осуществляют высший анализ и синтез информации, поступающей к ним. Рассеянные элементы мозгового конца анализатора представлены менее дифференцированными нейронами, способными к выполнению простейших функций.

Все анализаторы делятся на внешние и внутренние. К внешним анализаторам относят зрительный, слуховой, вкусовой, обонятельный и кожный. К внутренним анализаторам - двигательный, вестибулярный и анализатор внутренних органов (интерорецептивный анализатор).

Внешние анализаторы.

Зрительный анализатор. Периферический отдел зрительного анализатора - фоторецепторы, расположенные на сетчатой оболочке глаза. Нервные импульсы по зрительному нерву (проводниковый отдел) поступают в затылочную область - мозговой отдел анализатора. В нейронах затылочной области коры большого мозга возникают многообразные и различные зрительные ощущения.

Глаз состоит из глазного яблока и вспомогательного аппарата. Стенку глазного яблока образуют три оболочки: роговица, склера, или белочная, и сосудистая. Внутренняя (сосудистая) оболочка состоит из сетчатки, на которой расположены фоторецепторы (палочки и колбочки), и ее кровеносных сосудов.

В состав глаза входят рецепторный аппарат, находящийся в сетчатке, и оптическая система. Оптическая система глаза представлена передней и задней поверхностью роговой оболочки, хрусталиком и стекловидным телом. Для ясного видения предмета необходимо, чтобы лучи от всех его точек падали на сетчатку. Приспособление глаза к ясному видению разноудаленных предметов называют аккомодацией . Аккомодация осуществляется путем изменения кривизны хрусталика.Рефракция – преломление света в оптических средах глаза.

Существуют две главные аномалии преломления лучей в глазу: дальнозоркость и близорукость.

Поле зрения - угловое пространство, видимое глазом при фиксированном взгляде и неподвижной голове.

На сетчатке расположены фоторецепторы: палочки (с пигментом родопсин) и колбочки (с пигментом йодопсин). Колбочки обеспечивают дневное зрение и восприятие цвета, палочки – сумеречное, ночное зрение.

Человек обладает способностью различать большое количество цветов. Механизм цветовосприятия по общепринятой, но уже устаревшей трехкомпонентной теории заключается в том, что в зрительной системе имеются три датчика, чувствительных к трем основным цветам: красному, желтому и синему. Поэтому нормальное цветовосприятие называется трихромазией. При определенном смешении трех основных цветов возникает ощущение белого цвета. При нарушении работы одного или двух датчиков основных цветов правильного смешения цветов не наблюдается и возникают нарушения цветовосприятия.

Различают врожденную и приобретенную формы цветоаномалии. При врожденной цветоаномалии чаще наблюдается снижение чувствительности к синему цвету, а при приобретенной - к зеленому. Цветоаномалия Дальтона (дальтонизм) заключается в снижении чувствительности к оттенкам красного и зеленого цветов. Этим заболеванием страдают около 10 % мужчин и 0,5 % женщин.

Процесс восприятия цвета не ограничивается реакцией сетчатки, а существенно зависит от обработки полученных сигналов мозгом .

Лекция № 11 Физиология анализаторов

Анализатор – совокупность трех отделов нервной системы: периферического, проводникового и центрального.

Периферический отдел анализатора представлен рецепторами, воспринимающими внешние и внутренние раздражения.

Все рецепторы делятся на две группы: дистантные и контактные. Дистантные рецепторы способны воспринимать раздражения, источник которых находится на значительном расстоянии от организма (зрительные, слуховые, обонятельные рецепторы). Контактные рецепторы возбуждаются при непосредственном соприкосновении с источником раздражения. К ним относятся тактильные, температурные, вкусовые рецепторы.

Рецепторы трансформируют энергию раздражения в энергию нервного импульса. Причиной возникновения возбуждения в рецепторе является деполяризация его поверхностной мембраны в результате воздействия раздражителя. Эту деполяризацию называют рецепторным, или регенераторным, потенциалом.

Адаптация - приспособление к силе раздражителя. Происходит снижение чувствительности рецепторов к постоянно действующему раздражителю. Проприорецепторы не способны к адаптации.

Проводниковый отдел анализатора представлен нервными путями, проводящими нервные импульсы в центральный отдел анализатора.

Центральный, или мозговой, отдел анализатора - определенные области коры большого мозга. В клетках коры большого мозга нервные импульсы являются основой для возникновения ощущения. На базе ощущений возникают более сложные психические акты - восприятие, представление и абстрактное мышление.

Павлов И.П. Мозговой конец анализатора состоит из двух частей: ядра и периферических рассеянных нервных элементов, располагающихся по всей поверхности коры головного мозга.

Центральная часть анализатора (ядро) состоит из высокодифференцированных в функциональном отношении нейронов, которые осуществляют высший анализ и синтез информации, поступающей к ним. Рассеянные элементы мозгового конца анализатора представлены менее дифференцированными нейронами, способными к выполнению простейших функций.

Все анализаторы делятся на внешние и внутренние. К внешним анализаторам относят зрительный, слуховой, вкусовой, обонятельный и кожный. К внутренним анализаторам - двигательный, вестибулярный и анализатор внутренних органов (интерорецептивный анализатор).

Зрительный анализатор. Периферический отдел зрительного анализатора - фоторецепторы, расположенные на сетчатой оболочке глаза. Нервные импульсы по зрительному нерву (проводниковый отдел) поступают в затылочную область - мозговой отдел анализатора. В нейронах затылочной области коры большого мозга возникают многообразные и различные зрительные ощущения.



Глаз состоит из глазного яблока и вспомогательного аппарата. Стенку глазного яблока образуют три оболочки: роговица, склера, или белочная, и сосудистая. Внутренняя (сосудистая) оболочка состоит из сетчатки, на которой расположены фоторецепторы (палочки и колбочки), и ее кровеносных сосудов.

В состав глаза входят рецепторный аппарат, находящийся в сетчатке, и оптическая система. Оптическая система глаза представлена передней и задней поверхностью роговой оболочки, хрусталиком и стекловидным телом. Для ясного видения предмета необходимо, чтобы лучи от всех его точек падали на сетчатку. Приспособление глаза к ясному видению разноудаленных предметов называют аккомодацией . Аккомодация осуществляется путем изменения кривизны хрусталика. Рефракция – преломление света в оптических средах глаза.

Существуют две главные аномалии преломления лучей в глазу: дальнозоркость и близорукость.

Поле зрения - угловое пространство, видимое глазом при фиксированном взгляде и неподвижной голове.

На сетчатке расположены фоторецепторы: палочки (с пигментом родопсин) и колбочки (с пигментом йодопсин). Колбочки обеспечивают дневное зрение и восприятие цвета, палочки – сумеречное, ночное зрение.

Человек обладает способностью различать большое количество цветов. Механизм цветовосприятия по общепринятой, но уже устаревшей трехкомпонентной теории заключается в том, что в зрительной системе имеются три датчика, чувствительных к трем основным цветам: красному, желтому и синему. Поэтому нормальное цветовосприятие называется трихромазией. При определенном смешении трех основных цветов возникает ощущение белого цвета. При нарушении работы одного или двух датчиков основных цветов правильного смешения цветов не наблюдается и возникают нарушения цветовосприятия.

Различают врожденную и приобретенную формы цветоаномалии. При врожденной цветоаномалии чаще наблюдается снижение чувствительности к синему цвету, а при приобретенной - к зеленому. Цветоаномалия Дальтона (дальтонизм) заключается в снижении чувствительности к оттенкам красного и зеленого цветов. Этим заболеванием страдают около 10 % мужчин и 0,5 % женщин.

Процесс восприятия цвета не ограничивается реакцией сетчатки, а существенно зависит от обработки полученных сигналов мозгом .

1. Понятие об анализаторах и общие свойства рецепторов.

2. Строение глаза.

3. Физиология зрения, аномалии зрения.

4. Патология органа зрения.

ЦЕЛЬ: Представлять роль анализаторов в познании окружающей действительности, составные части анализаторов, общие свойства рецепторов.

Знать схему строения глаза, его составные части, физиологию зрения,

основные аномалии зрения. Представлять проводящие пути зрительного

анализатора и патологию органа зрения.

Уметь показывать на плакатах, муляжах и планшетах составные части органа зрения.

1. Анализатор (греч. analysis - разложение, расчленение) - совокупность

образований, деятельность которых обеспечивает разложение и анализ в

нервной системе раздражителей, воздействующих на организм. Каждый

анализатор состоит из трех частей:

1) периферического воспринимающего прибора, содержащего рецепторы, 2) проводящих путей и центров мозга;

3) высших корковых центров головного мозга, куда проецируется импульсация.

В научной литературе анализаторы называют сенсорными системами

(лат. sensus - чувство, ощущение).С помощью анализаторов осуществляется

познание окружающей нас действительности, а информация, передаваемая в ЦНС от рецепторов внутренних органов, служит основой процессов саморегуляции. При воздействии того или иного фактора среды (света, звука) в рецепторе возникает процесс возбуждения. Это возбуждение в виде потока импульса передается в нервные центры, распололоженные в спинном мозге, мозговом стволе и промежуточном мозге, а отсюда в центральную часть анализатора - кору. Элементарный, «низший» анализ воздействия среды происходит уже в рецепторном отделе и промежуточных центрах анализатора. Высший тончайший анализ и синтез совершаются в центральном отделе анализатора - в коре большого мозга.

Деятельность анализаторов дает возможность животным приспосабливаться к условиям среды, а человек не только приспосабливается, но и активно изменяет внешнюю среду соответственно своим потребностям. Аналитико-синтетическая деятельность у животных ограничивается лишь I сигнальной системой, т.е. чувственными впечатлениями от непосредственно воспринятых предметов, явлении и событий внешнего мира. У человека анализ и синтез протекает на более высоком, качественно ином уровне вследствие того, что он обладает II сигнальной системой, т.е. присущей только ему системой обобщенного отражения окружающей действительности в виде понятий, содержание которых фиксируется в словах, символах, образах.Человек способен к отвлеченным формам анализа и синтеза, к созданию понятий, к абстрактному мышлению.

Все анализаторы делятся на две группы: внешние и внутренние. К внешним анализаторам относятся: зрительный, слуховой, вкусовой, обонятельный и кожный (тактильный, болевой, температурный). К внутренним анализаторам относятся: двигательный, вестибулярный и висцероцептивныи. Функция

двигательного (проприоцептивного) анализатора свойственна в основном ске-

летным мышцам. Рецепторы внешних анализаторов называются экстерорецепторами, внутренних анализаторов - интерорецепторами. К интерорецепторам относятся: хеморецепторы, осморецепторы, волюмрецепторы, проприорецепторы, вестибулорецепторы, висцерорецепторы. Кроме того, все рецепторы внешних анализаторов делятся на две большие группы: дистантные (зрительные - фоторецегтгоры, слуховые, обонятельные) и контактные (тактильные, температурные, вкусовые, болевые).

Рецепторы обладают рядом общих свойств.

1) Все они имеют очень высокую возбудимость. Порог раздражения рецепторов, т.е. количество энергии, которое необходимо для возникновения возбуждения, чрезвычайно низок.

2) С увеличением силы раздражения возрастает интенсивность ощущения

3) Почти все рецепторы обладают свойством адаптации, т.е. приспособления к силе действующего раздражителя (например, к шуму, запаху,давлению). Свойства адаптации нет у вестибуло- и проприорецепторов.

4) Энергия внешнего раздражения в рецепторах трансформируется в нервные импульсы. В этом заключается основная функция рецепторов:кодировать любой вид энергии (химическую, световую, механическую) в нервные импульсы. По афферентным путям импульсы проводятся к соответствующим чувствительным зонам коры, где формируются специфические ощущения. Таким образом, энергия внешнего раздражения после многократного ее преобразования, высшего анализа и синтеза переходит в ощущение и сознание. После этого происходит выбор или разработка программы ответной реакции организма.

2. Орган зрения - глаз (лат. oculus, греч. ophthalmos) - является периферической рецепторной частью зрительного анализатора, обеспечивающего восприятие и анализ светового излучения окружающей среды и формирующего зрительные ощущения и образы. Воспринимает более 90% информации внешнего мира. Глаз тесно связан с головным мозгом, из которого он развивается.

Глаз располагается в глазнице и состоит из глазного яблока и вспомогательного аппарата.

ГЛАЗНОЕ ЯБЛОКО ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ

Внутреннее ядро - Защитные приспособления

1. Хрусталик - Слезный аппарат

2. Стекловидное тело - Двигательный аппарат

3. Водянистая влага

передней и задней камер

Окружающие его 3 оболочки

1. Наружная - фиброзная

2. Средняя - сосудистая

3. Внутренняя - сетчатка

Глазное яблоко имеет округлую форму с выступающим передним отделом. В нем выделяют два полюса: передний (соответствует наиболее выступающей точке роговицы) и задний (находится латеральнее места выхода из глазного яблока зрительного нерва). Линия, соединяющая эти точки, называется наружной осью глаза (24 мм). Расстояние от задней поверхности роговицы до сетчатки называется внутренней осью глазного яблока (22 мм).Масса глазного яблока 7-8 г. Глазное яблоко состоит из трех оболочек и ядра.

1) Наружная - фиброзная оболочка самая плотная, выполняет защитную и светопроводящую функцию. Передняя меньшая ее часть прозрачная и называется роговицей (диаметр12 мм, толщина – 1 мм). Роговица богата нервными

окончаниями, но не содержит сосудов, активно участвует в преломлении

световых лучей (сила ее преломления 40 диоптрий).Задняя большая часть фиброзной оболочки имеет белесоватый цвет, непрозрачная и называется склерой. На склере прикрепляются глазодвигательные мышцы.

2) Средняя - сосудистая оболочка глазного яблока содержит большое количество кровеносных сосудов, обеспечивает питание сетчатки глаза и выделение водянистой влаги. Она регулирует интенсивность светового потока и кривизну хрусталика. В сосудистой оболочке выделяют три части: переднюю - радужку, среднюю - ресничное тело, заднюю - собственно сосудистую оболочку. Радужка по форме напоминает диск, в центре которого имеется круглое отверстие - зрачок. Диаметр зрачка непостоянный: зрачок суживается при сильном освещении и расширяется в темноте, выполняя роль диафрагмы глазного яблока (от 1 до 8 мм, средняя величина зрачка - 3 мм). Радужка имеет две мышцы: сфинктер, суживающий зрачок, и дилататор, обусловливающий его расширение. Она содержит много пигментных клеток, определяющих цвет глаз (голубой, зеленовато-серый или коричневый). Кзади от радужки находится ресничное, или цилиарное, тело - круговой валик шириной около 8 мм, в толще которого находится ресничная, или аккомодационная, мышца. Сокращение ресничной мышцы передается через специальную (циннову) связку на хрусталик, и он меняет свою кривизну. Помимо участия в аккомодации глаза, ресничное тело

продуцирует водянистую влагу передней и задней камер глаза и регулирует ее обмен. Собственно сосудистая оболочка, или хориоидея, составляет большую часть сосудистой оболочки и выстилает изнутри заднюю часть склеры. Она образована сосудами и соединительной тканью с пигментными клетками.

3) Внутренняя (чувствительная) оболочка глазного яблока - сетчаткаа (ретина) плотно прилежит к сосудистой оболочке. В сетчатке различают заднюю зрительную часть и меньшую переднюю – «слепую». Зрительная сетчатка состоит из наружной пигментной части и внутренней нервной. В последней выделяют до 10 слоев нервных клеток. Важнейшими из них являются фоторецепторы сетчатки: палочки - 130 млн. и колбочки - 7 млн., контактирующие с биполярными нейронами, а те в свою очередь - с ганглиозными. Отростки ганглиозных клеток образуют зрительный нерв, место выхода которого называется диском зрительного нерва («слепое» пятно), световоспринимающие клетки здесь отсутствуют. Латеральнее диска зрительного нерва расположено желтоватого цвета пятно с небольшим углублением - центральной ямкой. Оно соответствует заднему полюсу глаза и является местом наилучшего видения за счет скопления здесь большого количества колбочек; палочки в этом месте отсутствуют. Палочки более чувствительны к свету; они являются аппаратом сумеречного зрения, находятся в основном на периферии сетчатки. Колбочки менее чувствительны к свету (в 500 раз); они являются аппаратом дневного и цветового видения.

Внутреннее ядро глаза состоит из прозрачных светопреломляющих сред: стекловидного тела, хрусталика и водянистой влаги, наполняющей глазные камеры. Вместе эти среды составляют оптическую систему, благодаря которой попадающие в глаза лучи света фокусируются на сетчатке: на ней получается четкое изображение предметов (в уменьшенном обратном виде). Водянистая влага передней и задней камер участвует в питании роговицы и поддерживает определенное внутриглазное давление (16-26 мм рт.ст.). Передняя камера ограничена спереди роговицей, а сзади - радужкой и хрусталиком, задняя - спереди радужкой, а сзади - хрусталиком, ресничным пояском (цинковой связкой) и ресничным телом. Через отверстие зрачка обе камеры сообщаются между собой. Хрусталик представляет собой прозрачную двояковыпуклую линзу, расположен между радужкой и стекловидным телом.Сила преломления 18 диоптрий. Состоит из ядра, коры и капсулы. К последней прикрепляется ресничный поясок (циннова связка). При сокращении ресничной мышцы хрусталик увеличивает свою кривизну, при расслаблении - уплощается. Стекловидное тело представляет собой прозрачное желеобразное вещество, покрытое мембраной. Как и хрусталик, сосудов и нервов оно не содержит. Показатель преломления стекловидного тела, как и влаги камер, составляет примерно 1,3.

К вспомогательному аппарату глаза относятся:

1) защитные приспособления: брови, ресницы, веки;

2) слезный аппарат, включающий слезную железу и слезоотводящие пути (слезные канальцы, слезный мешок и носослезный проток);

3) двигательный аппарат включает 7 мышц: 4 прямые - верхнюю, нижнюю, латеральную и медиальную; 2 косые - верхнюю и нижнюю; мышцу, подниимающую верхнее веко. Все они поперечнополосатые, сокращаются

произвольно.

3. Глаз принимает объекты внешнего мира посредством улавливания отражаемого или излучаемого объектами света. У человека световые колебания в диапазоне длин волн 390-760 нм (нанометр - одна миллиардная доля метра) воспринимаются фоторецепторами глаза. Нервное возбуждение поступает в высший корковый отдел - затылочную долю большого мозга, где возникает зрительное ощущение.

Для хорошего зрения необходимо прежде всего четкое изображение

(фокусирование) рассматриваемого предмета на сетчатке. Способность глаз к ясному видению разноудаленных предметов называется аккомодацией. Она осуществляется путем изменения кривизны хрусталика и его преломляющей способности. Механизм аккомодации глаза связан с сокращением ресничной мышцы, которая изменяет выпуклость хрусталика. Преломление света в оптической системе глаза называется рефракцией. Клиническую рефракцию характеризует положение главного фокуса по отношению к сетчатке. Если главный фокус совпадает с сетчаткой, такая рефракция называется соразмерной - эмметропией (греч. emmetros - соразмерный и ops - глаз). Если главный фокус не совпадает с сетчаткой, то клиническая рефракция несоразмерная - аметропия. Существует две главные аномалии рефракции, которые связаны, как правило, не с недостаточностью преломляющих сред, а с ненормальной длиной глазного яблока.

Аномалия рефракции, при которой световые лучи вследствие удлинения глазного яблока фокусируются впереди сетчатки, называется близорукостью - миопией (греч. myo - закрывать, смыкать и ops - глаз). Отдаленные предметы при этом видны неотчетливо. Для исправления близорукости необходимо использовать двояковогнутые линзы.

Аномалия рефракции, при которой световые лучи вследствие укорочения глазного яблока фокусируются позади сетчатки, называется дальнозоркостью - гиперметропией (греч. hypermetros - чрезмерный и ops - глаз). Для коррекции дальнозоркости требуются двояковыпуклые линзы. С возрастом эластичность хрусталика уменьшается, он отвердевает и утрачивает способность менять свою кривизну при сокращении ресничной мышцы. Такая старческая дальнозоркость, развивающаяся у людей после 40-45 лет, называется пресбиопией (греч. presbys - старый, ops - глаз,взгляд). Сочетание в одном глазу различных видов рефракций или разных степеней одного вида рефракции называется астигматизмом (греч. а - отрицание, stigma - точка). При астигматизме лучи, вышедшие из одной точки объекта, не собираются вновь в одной точке, и изображение получается расплывчатым. Для исправления астигматизма используют собирательные и рассеивающие цилиндрические линзы.

Под воздействием световой энергии в фоторецепторах сетчатки глаза

происходит сложный фотохимический процесс, который способствует транс-

формации этой энергии в нервные импульсы. В палочках содержится зрительный пигмент родопсин, в колбочках - йодопсин. Под влиянием света родопсин разрушается, в темноте он восстанавливается. Для этого необходим витамин А. При отсутствии или недостатке витамина А образование родопсина нарушается и наступает гемералопия (греч. hemera - день, alaos - слепой,ops - глаз), или куриная слепота, т.е. неспособность видеть при слабом свете или в темноте. Йодопсин под влиянием света также разрушается, но медленнее родопсина (примерно в 4 раза). В темноте он тоже восстанавливается.

Уменьшение чувствительности фоторецепторов глаза к свету называется адаптацией. Адаптация глаз при выходе из темного помещения на яркий свет (световая адаптация) происходит за 4-5 минут. Полная адаптация глаз при выходе из светлого помещения в более темное (темновая адаптация) осуществляется за 40-50 минут. Чувствительность палочек при этом возрастает в 200000-400000 раз.

Восприятие цвета предметов обеспечивается колбочками. В сумерках,

когда функционируют только палочки, цвета не различаются. Существует 7

видов колбочек, реагирующих на лучи различной длины и вызывающие

ощущение различных цветов. В анализе двета участвуют не только фоторе-

цепторы, но и ЦНС. Врожденное нарушение цветового зрения называется

дальтонизмом, им страдают примерно 8% мужчин и 0,5% женщин.

Рассматривание предметов обоими глазами называют бинокулярным зрением.

Остротой зрения называют способность глаза воспринимать раздельно точки, расположенные друг от друга на минимальном расстоянии. За нормальную остроту зрения, равную единице (visus = 1), принята обратнаая величина угла зрения 1 угловой минуты. Если этот угол будет больше (например, 5"), то острота зрения уменьшается (1/5 = 0,2), а если он меньше (например, 0,5"), то острота зрения увеличивается вдвое (visus = 2,0) и т.д.

Фармацевтический факультет

Кафедра нормальной физиологии ВолГМУ

ЛЕКЦИЯ 15

ФИЗИОЛОГИЯ СЕНСОРНЫХ СИСТЕМ

1. Сенсорные системы. Общие принципы строения анализаторов. Основные функции и свойства. Классификация сенсорных сигналов.

2. Слуховой анализатор.

3. Зрительный анализатор.

4. Болевой анализатор. Ноци- и антиноцицептивная системы.

5. Пути коррекции болевой чувствительности.

Сенсорные системы. Общие принципы строения анализаторов. Основные функции и свойства. Классификация сенсорных сигналов.

СЕНСОРНАЯ СИСТЕМА – это совокупность специализированных нервных образований, обеспечивающих кодирование и декодирование физических характеристик сенсорных сигналов

Учение об анализаторах было создано И.П.Павловым, который рассматривал АНАЛИЗАТОР как единую систему, включающую ТРИ ОТДЕЛА, функционально и анатомически связанных друг с другом:

· периферический или рецепторный (включает рецепторный аппарат);

· проводниковый (представлен афферентным и промежуточными нейронами);

· центральный или корковый (представлен участками коры больших полушарий, воспринимающие афферентные сигналы).

Основными функциями анализаторов являются следующие.

1. Рецепция и преобразование (трансформация) рецепторного сигнала.

2. Кодирование информации и ее передача в виде кода к сенсорным ядрам ЦНС.

3. Анализ, идентификация свойств и опознание сигнала.

К основным свойствам анализаторов относятся следующие.

1. Специфичность – способность избирательно воспринимать раздражители определенной модальности, к которым анализаторы обладают особо высокой чувствительностью.

2. Адаптация (привыкание) проявляется в снижении чувствительности (повышение порога раздражения) к длительно действующему раздражителю постоянной силы и может происходить на уровне всех трех отделов анализаторов (рецепторном, проводниковом, корковом).

Поскольку пусковым фактором для деятельности сенсорных систем являются сенсорные сигналы , то их можно разделить по модальности (специфичности) и по адекватности (соответствию).

Под модальностью понимают вид энергии (тепловой, световой, звуковой), действующей на организм. Модальность закодирована в специализации рецепторов и соответствующих сенсорных зон коры.

Адекватный сигнал – это сигнал, к восприятию которого приспособлены рецепторы и структуры сенсорной коры.

Например:

· звук – для рецепторов уха и слуховой зоны коры;

· свет – для рецепторов глаза и зрительной зоны коры.

Критерием адекватности является порог ощущения , который для адекватного сигнала ниже.

Все анализаторы делятся на две группы: внешние и внутренние.

К внешним анализаторам относятся зрительный, слуховой, обонятельный, кожный.

За счет их деятельности человек познает окружающий и материальный мир.

К внутренним анализаторам относят двигательный, вестибулярный, анализатор внутренних органов (интерорецептивный анализатор).

С их помощью головной мозг получает информацию о состоянии внутренних органов, двигательного аппарата, расположении отдельных частей тела по отношению друг к другу и в пространстве.

Субъективным отражением свойств раздражителя является ОЩУЩЕНИЕ.

Оно осуществляется на высших уровнях сенсорных систем и определяется чувствительностью.

АБСОЛЮТНАЯ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ – способность анализатора формировать ощущение под действием раздражителя.

Её мерой является АБСОЛЮТНЫЙ порог ощущения – это раздражение минимальной интенсивности, при котором возникает минимальное ощущение.

ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ – это способность анализаторов к различению сигналов по силе, в пространстве и во времени.

Слуховой анализатор.

СЛУХ является результатом субъективного восприятия механической энергии колебаний воздуха. Его обеспечивает СЛУХОВОЙ АНАЛИЗАТОР.

ОРГАН СЛУХА включает звукоулавливающий, звукопроводящий и рецепторный аппарат.

Он состоит из 3 частей (НАРУЖНОГО, СРЕДНЕГО и ВНУТРЕННЕГО уха).

НАРУЖНОЕ УХО включает:

1. Ушную раковину выполняет функцию звукоулавливателя.

2. Наружный слуховой проход обеспечивает проведение звуковых колебаний к барабанной перепонке и выполняет роль резонатора с собственной частотой колебаний 3000 Гц.

3. Барабанную перепонку, которая представляет собой мало податливую и слабо растяжимую мембрану, связанную со средним ухом через рукоятку молоточка.

СРЕДНЕЕ УХОвключает цепь , соединенных между собой косточек : молоточек, наковальню и стремечко (связано через свое основание с овальным окном, а через него с внутренним ухом).

Содержит специальный МЕХАНИЗМ, предохраняющий внутреннее ухо от повреждений при чрезмерных воздействиях.

ВНУТРЕННЕЕ УХО содержит рецепторный аппарат вестибулярного анализатора (преддверие и полукружные каналы) и слухового анализатора (улитка с кортиевым органом).

Внутреннее ухо представлено улиткой.

Это костная структура в виде спирали длиной около 35 мм, что составляет 2,5 завитка.

Улитка разделена двумя мембранами (вестибулярной и основной) на три канала:

верхний (вестибулярная лестница), средний (улиточный ход) и нижний (тимпаническая лестница).

Верхний и нижний каналы связаны с помощью ГЕЛИКОТРЕМЫ у верхушки улитки и заканчиваются круглым окном.

Они заполнены перилимфой , которая по химическому составу приближается к плазме крови и церебральной жидкости (преобладает содержание натрия).

Средний канал заполнен эндолимфой , которая по химическому составу приближается к внутриклеточной жидкости (высокое содержание калия).

Он содержит (на основной мембране) рецепторный аппарат – КОРТИЕВ ОРГАН, который образован механорецепторами (содержат 4 ряда ВОЛОСКОВЫХ клеток).

Они прикрыты ТЕКТОРИАЛЬНОЙ (покровной) мембраной.

Она имеет свободный край и при передаче звука сгибает волоски рецепторных клеток, что преобразует акустические сигналы в потенциалы нервной системы.

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ПРОЦЕССОВ ТРАНСФОРМАЦИИ АКУСТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ в ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ осуществляется следующим образом.

1. Механическая (звуковая) волна, воздействуя на систему слуховых косточек среднего уха, вызывает колебательное движение мембраны овального окна.

2. Волнообразное перемещение перилимфы верхнего и нижнего каналов приводит к смещению базальной мембраны.

3. Возникающий наклон волосков вызывает физико-химические изменения в микроструктурах рецепторных клеток.

4. Следствием является возбуждение волокон слухового нерва.

ПРОВЕДЕНИЕ ВОЗБУЖДЕНИЯ В НЕРВНЫЕ ЦЕНТРЫ осуществляется через Спиральный ганглий улитки , где расположены нейроны первого порядка.

Его отростки образуют Слуховой или кохлеарный нерв , который направляется в Кохлеарные ядра продолговатого мозга , где расположены нейроны второго порядка.

По их отросткам возбуждение направляется к Верхней оливе , где происходит первый перекрест слуховых путей.

Далее возбуждение поступает в Задние бугры четверохолмия (второй перекрест слуховых путей), к Внутренним коленчатым телам и Слуховой коре , которая расположена в верхней части височной доли и где происходит третий перекрест слуховых путей.

ОТДЕЛЬНЫЕ ЧАСТИ СЛУХОВОЙ ПРОВОДЯЩЕЙ СИСТЕМЫ обеспечивают определенные ФУНКЦИИ

СЛУХОВОЙ НЕРВ – восприятие звуков на высоких и низких частотах

НИЖНИЕ БУГРЫ ЧЕТВЕРОХОЛМИЯ – воспроизведение ориентировочного рефлекса на звуковые раздражители (поворот головы на звук).

СЛУХОВАЯ КОРА – анализ коротких звуковых сигналов, дифференцировку звуков, фиксацию начала звука, различение длительности звука, пространственную локализацию звука, комплексное представление о звуковом сигнале, поступающем в оба уха одновременно.

Зрительный анализатор.

ЗРИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗАТОР – это совокупность защитных, оптических, рецепторных и нервных структур, воспринимающих и анализирующих световые раздражители.

Световые раздражители представляют собой электромагнитное излучение с различными длинами волн – от коротких (красная часть спектра) до длинных (синяя часть спектра) и характеризуются.

Частотой (определяет окраску цвета) и Интенсивностью (яркость)

Зрительный анализатор обеспечивает получение более 80% информации о внешнем мире за счёт:

· пространственной разрешающей способности (острота зрения);

· временной разрешающей способности (время суммации и критическая частота мельканий);

· порога чувствительности, адаптации, способности к восприятию цветов , стереоскопии (восприятие глубины и объема).

ОРГАН ЗРЕНИЯ включает ОПТИЧЕСКУЮ систему глаза и РЕЦЕПТОРНЫЙ аппарат сетчатки.

Оптическая система включает радужную оболочку, роговицу, глазные среды и хрусталик.

РАДУЖНАЯ ОБОЛОЧКА – определяет количество попадающего в глаз света (парасимпатические влияния суживают, а симпатические - расширяют зрачок).

РОГОВИЦА, ГЛАЗНЫЕ СРЕДЫ и ХРУСТАЛИК образуют эффективную систему фокусировки, создающую изображение на светочувствительной сетчатке ХОД ЛУЧЕЙ через оптическую систему глаза определяется:

· радиусом преломляющих поверхностей и показателем преломления сред глаза. Преломляющая СИЛА тем больше , чем короче ФОКУСНОЕ РАСТОЯНИЕ (расстояние от оптического центра системы до той точки, в которой сходятся преломленные лучи);

· приспособление глаза к четкому видению различно удаленных предметов или фокусирование глаза осуществляется при помощи механизмов АККОМОДАЦИИ, которые обеспечиваются нейрональными элементами подкорковых и корковых зрительных центров, чувствительных к четкости контуров изображения и регулируются за счет изменения тонуса ЦИЛЛИАРНОЙ мышцы.

При рассмотрении ДАЛЕКИХ предметов реснитчатая мышца расслаблена , циннова связка натянута , в результате чего происходит сдавливание (спереди назад) и растягивание хрусталика.

В результате ЛУЧИ ФОКУСИРУЮТСЯ на СЕТЧАТКУ.

при рассмотрении БЛИЗКИХ предметов происходят обратные процессы.

В нормальном глазе (ЭММЕТРОПИЧЕСКИЙ глаз) при полностью расслабленной аккомодации изображение достаточно удаленных предметов фокусируется на сетчатке, что обеспечивает их четкое видение.

Недостатки оптики человеческого глаза (анатомические или функциональные) приводят к нечеткости изображения на сетчатке, что является следствием АНОМАЛИИ ПРЕЛОМЛЕНИЯ ЛУЧЕЙ или РЕФРАКЦИИ. К нарушениям рефракции относятся:

1. МИОПИЯ (близорукость) – возникает в удлиненном глазе, когда главный фокус располагается перед сетчаткой.

2. ГИПЕРМЕТРОПИЯ (дальнозоркость) – возникает в коротком глазе. При этом зона четкого изображения располагается за сетчаткой.

3. СФЕРИЧЕСКАЯ АБЕРРАЦИЯ – возникает, когда лучи, проходящие через периферическую часть хрусталика, преломляются сильнее. Следствием является искажение изображения.

4. ХРОМАТИЧЕСКАЯ АБЕРРАЦИЯ – возникает, когда хрусталик неодинаково преломляет свет различной длины.

5. АСТИГМАТИЗМ – дефект светопреломляющих сред глаз, связанный с неодинаковой кривизной их преломляющих поверхностей.

6. ПРЕСБИОПИЯ (старческая дальнозоркость) – возникает в результате постепенной утраты (в течение жизни) хрусталиком своих основных свойств (прозрачности и эластичности). При этом сила аккомодации уменьшается, и точка ближнего ясного видения отодвигается вдаль.

7. КАТАРАКТА – это помутнение и потеря эластичности хрусталика в результате дегенераации его внутренних слоев, которые находятся (с точки зрения обмена веществ) в наиболее неблагоприятных условиях.

Рецепторная система представлена в СЕТЧАТКЕ, где происходит первичная обработка зрительной информации и преобразование оптических сигналов в биоэлектрические реакции.

Сетчатка имеет многослойное строение и содержит ФОТОРЕЦЕПТОРЫ (включающие палочки и колбочки, которые обеспечивают синтез зрительных пигментов и поглощение световых лучей) и несколько слоев нейронов (передающих рецепторный потенциал на волокна зрительного нерва).

ФОТОХИМИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС ЗРИТЕЛЬНЫХ ПИГМЕНТОВ запускается поглощением одного кванта света одной молекулой пигмента ПАЛОЧКИ (120 млн.) – содержат зрительный пигмент РОДОПСИН и обеспечивают НОЧНОЕ зрение.

КОЛБОЧКИ (6 млн.) – содержат зрительный пигмент ИОДОПСИН. Они обеспечивают ДНЕВНОЕ зрение и восприятие ЦВЕТА.

В результате распада пигментов (родопсина в палочках и родопсина в колбочках) через ряд химических превращений образуются белок ОПСИН и витамин А.

ВОССТАНОВЛЕНИЕ (РЕСИНТЕЗ) ПИГМЕНТОВ происходит в темноте в результате цепи химических реакций, протекающих с поглощением энергии с обязательным участием цис-изомера витамина А.

ПРИ ПОСТОЯННОМ ОСВЕЩЕНИИ фотохимический распад пигментов уравновешен с ресинтезом пигментов.

НЕРВНАЯ ПЕРЕДАЧА в СЕТЧАТКЕ осуществляется следующим образом Световые лучи проходят слои сетчатки и поглощаются в наружных сегментах рецепторных клеток, в результате чего запускается фотохимический процесс зрительных пигментов.

В результате формируется рецепторный потенциал в фоторецепторах, который приводит к генерации потенциала действия в волокнах зрительного нерва.

ПРОВЕДЕНИЕ ВОЗБУЖДЕНИЯ В НЕРВНЫЕ ЦЕНТРЫ осуществляется по зрительному нерву в продолговатый мозг (мигательный защитный рефлекс).

В передних буграх четверохолмия среднего мозга находятся первичные зрительные центры, который обеспечивают зрительные ориентировочные рефлексы, рефлекторные движения глаз, зрачковый рефлекс, аккомодацию глаз, сведение зрительных осей.

В задней долемозжечка находятся центры, отвечающие за движения глаз.

В зрительных буграхгипоталамуса находятся ядра, отвечающие за расширение (задние ядра) зрачков и глазных щелей и сужение (передние ядра) зрачков и глазных щелей.

В таламусе (латеральное коленчатое тело) находится переключающее ядро зрительных сигналов.

В затылочной доле коры головного мозга находится зрительная зона , где осуществляется проекция сетчатки глаз.

Болевой анализатор. Ноци- и антиноцицептивная системы.

БОЛЬ является интегративной функцией организма, которая мобилизует организм и его разнообразные функциональные системы на защиту от воздействующих вредящих факторов и включает такие компоненты, как сознание, ощущение, память, мотивации, вегетативные, соматические, поведенческие реакции, эмоции.

При этом внешние или внутренние повреждающие воздействия изменяют НОРМАЛЬНУЮ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНОВ и ТКАНЕЙ организма.

Возникающее раздражение ноцицепторов вызывает афферентную импульсацию к различным структурам ЦНС, где формируется болевое ощущение.

Следствием являются эффекторные влияния , направленные на устранение вредоносного фактора, щажение больного органа, компенсаторную мобилизацию защитных сил организма.

I. По эволюционному механизму боль подразделяется на:

· ОСТРУЮ («эпикритическая» боль). Она имеет более поздний и совершенный эволюционный механизм, быстро осознается, легко детерминируется и локализуется, к ней быстро развивается адаптация;

· ТУПУЮ («протопатическая» боль). Имеет более древний и несовершенный эволюционный механизм, осознается медленно, плохо локализуется, сохраняется длительно и не сопровождается развитием адаптации.

II. По месту возникновения боль делят на соматическую и висцеральную :

· СОМАТИЧЕСКАЯ боль может быть поверхностной (возникает при поражении кожи, она остро проявляется и легко локализуется) и глубокой (возникает при поражении мышц, костей, суставов соединительной ткани);

· ВИСЦЕРАЛЬНАЯ боль возникает при повреждении внутренних органов (по проявлению она сходна с глубокой болью, плохо локализуется, иррадиирует и сопровождается вегетативными реакциями).

III. По времени формирования боль делят на раннюю и позднюю :

· РАННЯЯ боль быстро возникает (латентный период 0,2 с.) и быстро исчезает (с прекращением стимуляции), имеет поверхностное происхождение (кожа);

· ПОЗДНЯЯ боль возникает при высокой интенсивности раздражения с латентным периодом 0,5-1 с., медленно исчезает, имеет проявления глубокой боли.

IV. К особым формам боли относятся:

· ПРОЕЦИРУЕМАЯ боль – состояние, при котором место, на которое действует повреждающий стимул, не совпадает с тем, где эта боль ощущается. Возникает при чрезмерном раздражении афферентных нервных волокон. Например, при пережатии спинальных нервов в местах их вхождения в спинной мозг (невралгия);

· ОТРАЖЕННАЯ боль – болевое ощущение, вызываемое повреждающими раздражениями внутренних органов, которое локализуется не только в данном органе, но и в отдаленных поверхностных участках. Её вызывают раздражения рецептивных окончаний. Например, боль, возникающая в сердце, но ощущаемая в плече и в узкой полоске на медиальной поверхности руки;

· ГИПЕРПАТИЯ - гиперчувствительность кожи, которая возникает в результате конвергенции ноцицептивных афферентов от дерматомов и внутренних органов на одни и те же вставочные нейроны при солнечном ожоге, а также при повреждениях кожи нагреванием, охлаждением, рентгеновскими лучами, механической травмой.

ОЩУЩЕНИЕ боли является отрицательной биологической потребностью организма, связанной с нарушением целостности защитных покровных оболочек и изменением уровня кислородного дыхания тканей

БОЛЕВЫЕ рецепторы или НОЦИЦЕПТОРЫ являются высокопороговыми рецепторами. Они представляют свободные окончания немиелинизированных волокон, образующие плексиморфные сплетения в тканях кожи, мышц и некоторых органов.

Подразделяются на МЕХАНОНОЦИЦЕПТОРЫ и ХЕМОНОЦИЦЕПТОРЫ, которые возбуждаются при воздействии сильных повреждающих раздражителей в результате механического смещения мембраны или действия химических веществ.

Механоноцицепторы преимущественно расположены на поверхностных оболочках организма, а

Хемоноцицепторы – во внутренних органах, коже, мышцах, соединительной ткани, наружных оболочках артерий

Механоноцицепторы обеспечивают сохранность защитных оболочек организма, изолирующих внутреннюю среду от внешнего мира, и реагируют на уколы, сжатие, скручивание, давление, сгибание, температуру.

Хемоноцицепторы обеспечивают контроль тканевого дыхания и реагируют на повреждение тканей, развитие воспаления (нарушение метаболизма, сопровождающееся выделением гистамина, простагландинов, хининов, всех веществ, подавляющих окислительные процессы), а также на прекращение доступа кислорода к тканям (ишемия).

АФФЕРЕНТНЫЕ НОЦИЦЕПТИВНЫЕ ВОЛОКНА включают:

А-дельта волокна (от механоноцицепторов) – толстые, миелиновые, проводят возбуждение со скоростью 4-30 м/сек, высокопороговые.

Их активация формирует первую боль С-волокна (от хемоноцицепторов) – тонкие, безмиелиновые, со скоростью проведения возбуждения 0,5-2 м/сек, низкопороговые.

Их активация формирует вторую боль и тонические сокращения мышц.

Возбуждение по ним поступает в ЗАДНИЕ РОГА СПИННОГО МОЗГА, средний мозг, Гипоталамус, Таламус, Лимбические структуры переднего мозга, сенсорные и Ассоциативные зоны коры.

Возбуждение центральных структур формирует основные КОМПОНЕНТЫ СИСТЕМНОЙ БОЛЕВОЙ РЕАКЦИИ:

1. ПЕРЦЕПТУАЛЬНЫЙ компонент – собственно ОЩУЩЕНИЕ боли, возникающее на основе возбуждения механо- и хемоноцицепторов.

2. ДВИГАТЕЛЬНЫЙ компонент – рефлекторные защитные двигательные реакция на уровне спинного мозга.

3. ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ компонент – ОТРИЦАТЕЛЬНУЮ эмоцию в виде страха или агрессии, формирующаяся на основе возбуждения гипоталамо-лимбико-ретикулярных образований мозга.

4. МОТИВАЦИОННЫЙ компонент – мотивацию УСТРАНЕНИЯ болевых ощущений, формирующуюся на основе активации лобных и теменных областей коры мозга и приводящую к формированию поведения, направленному на лечение ран или ликвидацию болевого ощущения.

5. ВЕГЕТАТИВНЫЙ компонент - рефлекторные реакции, направленные на ликвидацию повреждений: ускорение свертывания крови, возрастание выработки антител, лейкоцитоз, повышение фагоцитарной активности лейкоцитов, реакции, улучшающие окислительные процессы поврежденных тканей (местное расширение кровеносных сосудов, усиление функций сердечно-сосудистой, дыхательной системы, увеличение эритроцитов в периферической крови, изменение активности гормонов, обмена веществ.

6. ПАМЯТЬ – активация механизмов памяти, связанная с извлечением из опыта по устранению болевых ощущений, т.е. избегания повреждающего фактора или сведения до минимума его действия, и опыта лечения ран.

К механизмам КОНТРОЛЯ БОЛЕВОЙ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ относятся:

1. ОПИАТНЫЙ механизм обеспечивается при помощи ОПИАТНЫХ РЕЦЕПТОРОВ, которые располагаются по ходу ноцицептивной проводящей системы и обладают избирательной специфичностью к опиатным пептидам.

ОПИАТНЫЕ ПЕПТИДЫ – это эндогенные морфиноподобные вещества, которые вырабатываются в гипоталамусе и гипофизе.

Их представителями являются: ЭНДОРФИНЫ и ЭНКЕФАЛИНЫ Антагонистом является НАЛОКСОН (блокирует опиатные пептиды)

при БОЛИ их содержание СНИЖАЕТСЯ. При АНАЛГЕЗИИ содержание УВЕЛИЧИВАЕТСЯ.

Количество опиатных РЕЦЕПТОРОВ и опиатных ПЕПТИДОВ определяет порог БОЛЕВОЙ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ (понижение опиатных пептидов вызывает повышение болевой чувствительности – состояние ГИПЕРАЛГЕЗИИ).

2. СЕРОТОНИНЕРГИЧЕСКИЙ механизм является самостоятельным нервным механизмом.

Серотонин выделяется некоторыми нейронами ствола мозга , которые оказывают нисходящие влияния на пути болевой чувствительности.

При БОЛИ выделение серотонина УМЕНЬШАЕТСЯ. При АНАЛЬГЕЗИИ его содержание УВЕЛИЧИВАЕТСЯ. УМЕНЬШЕНИЕ выделения серотонина ПОВЫШАЕТ болевую чувствительность.

3. КАТЕХОЛАМИННЫЙ механизм является самостоятельным эндогенным механизмом, который реализуется через эмоциогенные зоны гипоталамуса (позитивные и негативные) и ретикулярной формации ствола мозга.

Прямые проекции от гипоталамуса к нейронам заднего рога спинного мозга имеют катехоламиновую природу.

Катехоламины в большой концентрации УГНЕТАЮТ ноцицептивную импульсацию.

При отсутствии болевого раздражителя.

НОЦИЦЕПТИВНАЯ И АНТИНОЦИЦЕПТИВНАЯ СИСТЕМЫ находятся в равновесии. НОЦИЦЕПТИВНАЯ СИСТЕМА формирует болевое ощущение.

АНТИНОЦИЦЕПТИВНАЯ СИСТЕМА подавляет болевое ощущение, тормозит активность ноцицептивной системы и определяет ПОРОГИ возбудимости НОЦИЦЕПТОРОВ.

К НОЦИЦЕПТИВНЫМ СТРУКТУРАМ относятся задний Рог спинного мозга, таламус.

Они продуцируют НОЦИЦЕПТИВНЫЕ ВЕЩЕСТВА: вещество «Р», брадикинин, гистамин, соматостатин.

К АНТИНОЦИЦЕПТИВНЫМ СТРУКТУРАМ относятся: центральное серое околоводопроводное вещество, ядра шва, дорсомедиальный гипоталамус.

Там выделяются АНТИНОЦИЦЕПТИВНЫЕ ВЕЩЕСТВА: катехоламины, эндорфины, энкефалины, серотонин, ацетилхолин, окситоцин, глицин, нейротензин.

НОЦИЦЕПТИВНЫЙ РАЗДРАЖИТЕЛЬ вызывает торможение АНТИНОЦИЦЕПТИВНОЙ СИСТЕМЫ и активацию НОЦИЦЕПТИВНОЙ СИСТЕМЫ. Следствием является БОЛЕВОЕ ОЩУЩЕНИЕ.


Похожая информация.


ГПОУ «Краснокаменский медицинский колледж»

Специальность 31.02.01 Лечебное дело

углубленная подготовка

очная форма обучения

Учебная дисциплина ОП.03. Анатомия и физиология человека

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

теоретического занятия № 49

Тема: Строение человеческого тела: органы чувств

для преподавателя

Составил:

Преподаватель

1. Тема занятия: «Орган зрения. Зрительный анализатор».

2. Тип занятия: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности.

3. Форма организации учебного занятия: лекция.

4. Вид лекции: традиционная.

5. Тип лекции: информационная - виртуальная экскурсия в музей.

6. Продолжительность: 90 мин.

7. Формируемые компетенции:

- общие :

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.

8. Цели занятия:

Методическая: создание условий для восприятия, осмысления и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности, развития познавательной активности и самостоятельности обучающихся при освоении блока информации по теме – «Орган зрения. Зрительный анализатор».

Учебная: формирование знаний об анатомии и физиологии органа зрения; умений использовать знания об органе зрения и зрительном анализаторе для обследования пациента, постановки предварительного диагноза

- развивающие: развитие навыков конспектирования и организации собственной деятельности; логического мышления, умения правильно обобщить данные и сделать вывод, развитие познавательного интереса, коммуникативных навыков.

- воспитательные : формирование у обучающихся интереса к избранной профессии, чувство ответственности, исполнительности, аккуратности.

9. Методы обучения: словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный.

10. Оборудование (оснащение) занятия:

Информационное (методическая разработка занятия для преподавателя);

Наглядное (муляж «Орган зрения»);

Технические средства обучения: персональный компьютер, мультимедиа;

Электронные ресурсы: мультимедийная презентация.

11. Межпредметные связи:

ОП.05. Генетика человека с основами медицинской генетики;

ОП.07.Основы латинского языка с медицинской терминологией;

ПМ.01 Диагностическая деятельность;

ПМ. 02 Лечебная деятельность

ПМ. 07 Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными

12. Внутрипредметные связи:

Тема 4. Анатомия и физиология аппарата движения;

Тема 11. Анатомия и физиология нервной системы.

Описание хода занятия (оформляется в соответствии с таблицей 1).

Таблица 1 - Описание хода лекции

Этапы занятия

Коды формируемых

компетенций

Ориентиро-вочное время

Методические указания

Организационный момент

Формирование ОК 2, ОК 6, ОК 12

Цель: организовать обучающихся на деятельность для достижения поставленной цели, создать у них положительный эмоциональный настрой

Проверка присутствующих, наличие формы, готовность обучающихся к занятию, оснащение рабочего места.

Целевая установка. Мотивация учебной деятельности

Формирование ОК 1

Цель: активизировать познавательную деятельность обучающихся, показать значимость темы для будущей профессии специалиста

Сообщение темы, цели и задач занятия.

Формирование мотивации

(Приложение А)

Актуализация исходного уровня знаний

Формирование ОК 4

Цель: выявить уровень теоретических знаний по предыдущему занятию

Индивидуальный устный опрос с целью определения ориентации в основных вопросах по данной теме (Приложение Б)

Изучение нового материала

Формирование ОК 2,ОК 6, ОК 11

Цель: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности по теме

Изложение основного содержания лекции (Приложение В) в соответствии с предложенным планом.

План лекции:

1. Строение глаза:

- оболочки глазного яблока;

- внутреннее ядро глаза;

- вспомогательный аппарат глаза

2. Физиология зрения, аномалии зрения

Физкульт - пауза

Формирование ОК 13

Цель: снятие напряжения с мышц шеи, верхних конечностей и глаз

Выполнение обучающимися комплекса физических упражнений

(Приложение Г).

Физкультурные паузы проводятся во время изложения нового материала.

Осмысление и систематизация полученных знаний и их реализация

Формирование ОК 2, ОК 4;

Цель: систематизация и закрепление полученных знаний, повышение уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания студентами

Закрепление материала методом выполнения индивидуального задания по вариантам («немой» рисунок).

Способ проверки: взаимопроверка.

Подведение итогов

Цель: подвести итоги индивидуальной работы студентов и работы группы в целом, соотнести полученные результаты с целями, оценить деятельность студентов на занятии

Преподаватель совместно со обучающимися обсуждают итоги работы на занятии, обращаясь к поставленным целям занятия, делают выводы об их достижении.

Задание на дом

Цель: организация обучающихся для поиска дополнительной информации

Выдача и разъяснение домашнего задания.

Домашнее задание

Зарисовать схему органа зрения

УМП Тема 21

Контроль на П-21

13. Список основной и дополнительной литературы для преподавателя и обучающихся по тематике лекции:

1. Самусев анатомии человека. /. – М.: ЭКСПО, 2013.-536 с.

2. Самусев человека / , .- М.: Мир, 2012.- 478 с.

3. Сапин человека: учеб. пособ. для студ. сред. проф. образования / , .- М.: Мир, 2012.- 476 с.

4. Федюкович и физиология /. - Минск: Полифакт, 2014.-415 с.

14. Приложения.

Приложение А

Мотивация

Приложение Б

Актуализация опорных знаний

Орган осязания – кожа

Орган вкуса – язык

Орган обоняния – нос

Орган зрения – глаз

Приложение В

Виртуальная экскурсия в музей «Органы чувств»

Добрый день! Присаживайтесь, пожалуйста. Дежурные, кто у нас отсутствует и по какой причине?

Итак, мы начинаем занятие, тему которого я хочу, чтобы вы озвучили сами.

Этот орган можно сравнить с окном в окружающий мир.

Примерно 80% всей информации мы получаем с его помощью.

Ещё Г. Гельмгольц считал, что его моделью является фотокамера.

Как вы думаете, какой орган мы будем изучать сегодня на занятии?

Тема занятия «Орган зрения. Зрительный анализатор».

Какую цель мы сегодня с вами поставим перед собой?

Цель нашего занятия: формирование знаний об анатомии и физиологии органа зрения; умений использовать знания об органе зрения и зрительном анализаторе для обследования пациента, постановки предварительного диагноза.

Обратите внимание на задачи:

Описывать строение органа зрения: глазное яблоко, положение, оболочки, внутреннее ядро глаза;

Определять вспомогательный аппарат органа зрения: защитный, двигательный и слезный аппараты;

Знать физиологию зрения, аномалии зрения.

Скажите, пожалуйста, так ли важна для будущего медицинского работника наша сегодняшняя тема.

- Мотивация

Орган зрения – глаз, важнейший из органов чувств. Он воспринимает до 80% всей поступающей в организм информации. Зрение дает человеку возможность точно ориентироваться, овладевать грамотой, наукой и искусством, совершать трудовые операции. Для того чтобы понять, что происходит с органом зрения при различных заболеваниях, нужно знать строение и функции глаза. Организм человека - это целостная система, где все взаимосвязано, и нередко истоки болезней глаз кроются в других органах и системах. Например, при сахарном диабете появляются тяжелые осложнения со стороны глаз; при нарушениях обмена веществ может возникать помутнение хрусталика (катаракта); заболевания сердечно-сосудистой системы отражаются на снабжении кровью сетчатки и зрительного нерва; заболевания нервной, сосудистой и эндокринной систем могут привести к возникновению глаукомы.

Сохранение зрения является одним из важнейших условий активной деятельности человека. Важность изучения темы объясняется тем, что уровень глазной патологии и слабовидения довольно высок. Слабовидение и слепота в значительной мере ограничивают возможности человека, отражаются на его психоэмоциональном состоянии, особенно в тех случаях, когда потеря зрения возникла в раннем возрасте и носит выраженный характер. Все сказанное диктует необходимость постоянной заботы всех медицинских работников о сохранении зрения, умения оказывать первичную медицинскую помощь при заболеваниях и повреждениях глаза, активно осуществлять профилактику глазной патологии и реабилитацию.

Для изучения темы я предлагаю совершить вам виртуальную экскурсию в музей «Органы чувств».

Устали все от скучных лекций,

Опросов и от этих тем.

И хочется чего-то больше.

Чем ждать коротких перемен.

И посему, собравшись духом,

Решила сделать вам сюрприз,

И приглашаю всех сегодня

В сей замечательный круиз.

В музей мы сходим виртуальный

Он вам подарит много знаний,

А также честных испытаний

А может даже состязаний.

Желаю вам приятного просмотра,

И вас прошу активность проявить,

Участвовать дружнее в состязаньях,

Уменья и смекалку применить.

Сегодня мы посетим с Вами одну галерею, которая называется «С помощью глаза, а не глазом смотреть на мир умеет разум». Чтобы посетить музей необходимо приобрести абонемент, для этого нужно выполнить задания.

Кто ответ к вопросу знает – быстро руку поднимает.

Кто с анатомией знаком, мои вопросы нипочем.

Сейчас я буду задавать по порядку вам вопросы, а вы давать мне правильные ответы (выдается абонемент на посещение музея ).

Актуализация опорных знаний
Задание 1: (индивидуальный опрос – проверяет директор музея – 7 -10 минут)

1. Дайте определение «анализатор».

Анализатор – совокупность образований, деятельность которых обеспечивает разложение и анализ в нервной системе раздражителей, воздействующих на организм.

2. Какие части имеет каждый анализатор?

Каждый анализатор состоит из трех частей:

1) периферического воспринимающего прибора, содержащего рецепторы

2) проводящих путей и центров мозга

3) высших корковых центров головного мозга.

3. Дайте определение «рецептор».

Рецептор – это специальные образования, преобразующие энергию внешнего раздражения в специфическую энергию нервного импульса.

4. На какие группы делятся анализаторы?

Все анализаторы делятся на две группы: внешние и внутренние.

5. Что относится к внешним анализаторам?

К внешним анализаторам относятся: зрительный, слуховой, вкусовой, обонятельный и кожный (тактильный, болевой, температурный).

6. Что относится к внутренним анализаторам?

К внутренним анализаторам относятся: двигательный, вестибулярный и висцероцептивный.

7. Как называются рецепторы внешних анализаторов?

Рецепторы внешних анализаторов называются экстерорецепторами.

8. Как называются рецепторы внутренних анализаторов?

Рецепторы внутренних анализаторов – интерорецепторы.

9. Какие рецепторы относятся к интерорецепторам?

К интерорецепторам относятся: хеморецепторы, осморецепторы, волюмрецепторы, проприорецепторы, вестибулорецепторы, висцерорецепторы.

10. Перечислите рецепторы внешних анализаторов?

Все рецепторы внешних анализаторов делятся на две большие группы: дистантные (зрительные – фоторецепторы, слуховые, обонятельные) и контактные (тактильные, температурные, вкусовые, болевые).

11. Перечислите физиологические аппараты, воспринимающие информацию из внешней и внутренней среды.

Орган осязания – кожа

Орган вкуса – язык

Орган обоняния – нос

Орган зрения – глаз

Орган слуха и равновесия – ухо

12. Какими общими свойствами обладают рецепторы?

Рецепторы обладают рядом общих свойств.

1) Все они имеют очень высокую возбудимость.

2) С увеличением силы раздражения возрастает интенсивность ощущения

3) Почти все рецепторы обладают свойством адаптации, т. е. приспособления к силе действующего раздражителя (например, к шуму, запаху, давлению). Свойства адаптации нет у вестибуло - и проприорецепторов.

4) Энергия внешнего раздражения в рецепторах трансформируется в нервные импульсы.

Молодцы, Вы все получили абонемент на одно посещение нашего музея.

Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности по теме. (Рассказ с элементами беседы)

Орган зрения – глаз

Орган зрения - глаз (лат. oculus, греч. ophthalmos) - является периферической рецепторной частью зрительного анализатора, обеспечивающего восприятие и анализ светового излучения окружающей среды и формирующего зрительные ощущения и образы.

Глаз тесно связан с головным мозгом, из которого он развивается.

Глаз располагается в глазнице и состоит из глазного яблока и вспомогательного аппарата.

ГЛАЗНОЕ ЯБЛОКО ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ

Внутреннее ядро - Защитные приспособления

1. Хрусталик - Слезный аппарат

2. Стекловидное тело - Двигательный аппарат

3. Водянистая влага

передней и задней камер

Окружающие его 3 оболочки

1. Наружная - фиброзная

2. Средняя - сосудистая

3. Внутренняя - сетчатка

Глазное яблоко имеет округлую форму с выступающим передним отделом. Масса глазного яблока 7-8 г. Глазное яблоко состоит из трех оболочек и ядра.

1) Наружная - фиброзная оболочка самая плотная, выполняет защитную и светопроводящую функцию. Она состоит из 2-х частей: роговица и склера.

Передняя меньшая ее часть прозрачная и называется роговицей (диаметр 12 мм, толщина – 1 мм) . Роговица богата нервными окончаниями, но не содержит сосудов, активно участвует в преломлении световых лучей (сила ее преломления 40 диоптрий).

Задняя большая часть фиброзной оболочки имеет белесоватый цвет, непрозрачная и называется склерой. На склере прикрепляются глазодвигательные мышцы.

Человек - единственное существо, имеющее белесоватую склеру глаз! Даже у обезьян глаза совершенно чёрные. Это делает возможность определять по глазам чужие намерения и эмоции исключительно человеческой привилегией. По глазам обезьяны совершенно невозможно понять не только её чувства, но даже и направление её взгляда.

2) Средняя - сосудистая оболочка глазного яблока содержит большое количество кровеносных сосудов, обеспечивает питание сетчатки глаза и выделение водянистой влаги. Она регулирует интенсивность светового потока и кривизну хрусталика. В сосудистой оболочке выделяют три части: переднюю - радужку, среднюю - ресничное тело, заднюю - собственно сосудистую оболочку.

Радужка по форме напоминает диск, в центре которого имеется круглое отверстие - зрачок. Как вы думаете? Диаметр зрачка имеет постоянный размер? Диаметр зрачка непостоянный: зрачок суживается при сильном освещении и расширяется в темноте, выполняя роль диафрагмы глазного яблока (от 1 до 8 мм, средняя величина зрачка - 3 мм). Радужка имеет две мышцы: сфинктер, суживающий зрачок, и дилататор, обусловливающий его расширение. Она содержит много пигментных клеток, определяющих цвет глаз.

Наш цвет глаз даёт информацию о наследственности. Например, голубой цвет глаз встречается чаще в северных регионах, коричневый - в местах с умеренным климатом, а черный - в районе экватора.

Кзади от радужки находится ресничное, или цилиарное, тело - круговой валик шириной около 8 мм, в толще которого находится ресничная, или аккомодационная, мышца. Сокращение ресничной мышцы передается через специальную (циннову) связку на хрусталик, и он меняет свою кривизну. Кроме этого, ресничное тело продуцирует водянистую влагу передней и задней камер глаза и регулирует ее обмен.

Собственно сосудистая оболочка, или хориоидея, составляет большую часть сосудистой оболочки и выстилает изнутри заднюю часть склеры. Она образована сосудами и соединительной тканью с пигментными клетками.

3) Внутренняя (чувствительная) оболочка глазного яблока - сетчатка (ретина) плотно прилежит к сосудистой оболочке. В сетчатке различают зрительную часть и «слепую» часть. В зрительной сетчатке выделяют до 10 слоев нервных клеток. Важнейшими из них являются фоторецепторы сетчатки: палочки - 130 млн. и колбочки - 7 млн., контактирующие с биполярными нейронами, а те в свою очередь - с ганглиозными. Отростки ганглиозных клеток образуют зрительный нерв, место выхода которого называется диском зрительного нерва («слепое» пятно), световоспринимающие клетки здесь отсутствуют. Латеральнее диска зрительного нерва расположено желтое пятно с небольшим углублением - центральной ямкой. Оно является местом наилучшего видения за счет скопления здесь большого количества колбочек. Палочки более чувствительны к свету; они являются аппаратом сумеречного зрения, находятся в основном на периферии сетчатки. Колбочки менее чувствительны к свету (в 500 раз); они являются аппаратом дневного и цветового видения.

Внутреннее ядро глаза состоит из прозрачных светопреломляющих сред: стекловидного тела, хрусталика и водянистой влаги, наполняющей глазные камеры. Вместе эти среды составляют оптическую систему, благодаря которой попадающие в глаза лучи света фокусируются на сетчатке: на ней получается четкое изображение предметов (в уменьшенном обратном виде). Водянистая влага передней и задней камер участвует в питании роговицы и поддерживает определенное внутриглазное давление (16-26 мм рт. ст.). Передняя камера ограничена спереди роговицей, а сзади - радужкой и хрусталиком, задняя - спереди радужкой, а сзади - хрусталиком, ресничным пояском (цинковой связкой) и ресничным телом. Через отверстие зрачка обе камеры сообщаются между собой. Хрусталик представляет собой прозрачную двояковыпуклую линзу, расположен между радужкой и стекловидным телом. Сила преломления 18 диоптрий. Состоит из ядра, коры и капсулы. При сокращении ресничной мышцы хрусталик увеличивает свою кривизну, при расслаблении - уплощается.

Стекловидное тело представляет собой прозрачное желеобразное вещество, покрытое мембраной. Как и хрусталик, сосудов и нервов оно не содержит. Показатель преломления стекловидного тела, как и влаги камер, составляет примерно 1,3.

К вспомогательному аппарату глаза относятся:

1) защитные приспособления: брови, ресницы, веки;

Ресницы есть только у млекопитающих. Ресница человека «живет» около 90 дней. На верхнем веке находится около 200 ресниц, на нижнем - около 100. Ресницы начинают развиваются между 7-ой и 8-ой неделей внутриутробного развития.

2) слезный аппарат, включающий слезную железу и слезоотводящие пути (слезные канальцы, слезный мешок и носослезный проток).

В атмосфере полным-полно микроорганизмов. Почему же они до сих пор не повредили глаза?

Запомните, что в состав слез входит фермент лизоцим, способный убивать многих микробов.

3) двигательный аппарат включает 7 мышц: 4 прямые - верхнюю, нижнюю, латеральную и медиальную; 2 косые - верхнюю и нижнюю; мышцу, поднимающую верхнее веко. Все они поперечнополосатые, сокращаются произвольно.

Обычно человек моргает в среднем 25 раз в минуту, и каждый раз глаза остаются закрытыми две десятые доли секунды. Если человек в течение десяти часов ведет машину со скоростью 40 километров в час, то в общей сложности 33 километра он сидит за рулем с закрытыми глазами. Однако благодаря быстрым движениям век моргание не ухудшает зрения, оно приносит лишь пользу, так как предохраняет открытую часть глазного яблока от высыхания и помогает защищать ее от инородных тел.

3. Физиология зрения, аномалии зрения

Зрительный путь.

Зрительные нервы, проходя через зрительный канал в полость черепа, пересекаются частично, образуя зрительный перекрест - хиазму. В хиазме перекрест совершают только те волокна зрительных нервов, которые передают импульсы от внутренних половин сетчатки. После перекреста зрительные волокна, образуют зрительный тракт, следующий до первичных центров зрения (в наружном коленчатом теле и в верхних буграх четверохолмия). Далее нервные импульсы поступают по волокнам зрительного нерва в зрительную кору головного мозга – затылочную долю.

Для хорошего зрения необходимо, прежде всего, четкое изображение (фокусирование) рассматриваемого предмета на сетчатке.

Остротой зрения называют способность глаза воспринимать раздельно точки, расположенные друг от друга на минимальном расстоянии.

Внимательно приглядитесь к Большой Медведице. Если около звезды, в ручке ковша вы отчетливо увидите маленькую звездочку, значит, ваш глаз обладает нормальной остротой. Такой способ проверки зрения был принят у древних арабов.

Рассматривание предметов обоими глазами называют бинокулярным зрением.

Способность глаз к ясному видению разноудаленных предметов называется аккомодацией. Она осуществляется путем изменения кривизны хрусталика и его преломляющей способности.

Преломление света в оптической системе глаза называется рефракцией. Вспомните, что относится к оптической системе глаза?

Клиническую рефракцию характеризует положение главного фокуса по отношению к сетчатке. Если главный фокус совпадает с сетчаткой, такая рефракция называется соразмерной - эмметропией. Если главный фокус не совпадает с сетчаткой, то клиническая рефракция несоразмерная - аметропия.

Существует две главные аномалии рефракции.

Аномалия рефракции, при которой световые лучи вследствие удлинения глазного яблока фокусируются впереди сетчатки, называется близорукостью - миопией. Отдаленные предметы при этом видны неотчетливо. Для исправления близорукости необходимо использовать двояковогнутые линзы.

Аномалия рефракции, при которой световые лучи вследствие укорочения глазного яблока фокусируются позади сетчатки, называется дальнозоркостью - гиперметропией. Для коррекции дальнозоркости требуются двояковыпуклые линзы.

С возрастом эластичность хрусталика уменьшается, он утрачивает способность менять свою кривизну при сокращении ресничной мышцы. Такая старческая дальнозоркость, развивающаяся у людей после 40-45 лет, называется пресбиопией. Сочетание в одном глазу различных видов рефракций или разных степеней одного вида рефракции называется астигматизмом. При астигматизме лучи, вышедшие из одной точки объекта, не собираются вновь в одной точке, и изображение получается расплывчатым. Для исправления астигматизма используют собирательные и рассеивающие цилиндрические линзы.

Изменение чувствительности фоторецепторов глаза к свету называется адаптацией. Адаптация глаз при выходе из темного помещения на яркий свет (световая адаптация) происходит за 4-5 минут. Полная адаптация глаз при выходе из светлого помещения в более темное (темновая адаптация) осуществляется за 40-50 минут.

Восприятие цвета предметов обеспечивается колбочками. В сумерках, когда функционируют только палочки, цвета не различаются. В анализе света участвуют не только фоторецепторы, но и ЦНС.

Человек различает почти бесконечное количество цветов и оттенков. Самая распространенная теория цветоощущения, основные положения которой впервые были высказаны, а в дальнейшем развиты английским ученым Томасом Юнгом и Г. Гельмгольцем, состоит в следующем. Все многообразие цветов воспринимается благодаря существованию в сетчатке колбочек трех типов. Одни из них возбуждаются красными лучами, другие - зелеными, а третьи - сине-фиолетовыми, благодаря чему мы различаем три этих цвета. Если одновременно и в одинаковой степени возбуждаются все виды колбочек, мы видим белый цвет, если же возбуждение колбочек разных типов выражено неодинаково, возникает ощущение других цветов.

Опыты показывают, что любой цвет, воспринимаемый глазом человека, можно получить, комбинируя красный, зеленый и сине-фиолетовый цвета разной насыщенности. Например, смесь красного с желтым дает оранжевый цвет, синего с зеленым - голубой и т. д.

Врожденное нарушение цветового зрения называется дальтонизмом, им страдают примерно 8% мужчин и 0,5% женщин.

Заканчивается наша экскурсия в музей органов чувств. Но прежде чем покинуть наш музей, я вам предлагаю выполнить небольшое тестовое задание. Закрываем все записи, и открываем свои тетради для проверочных работ . Вам необходимо описать «немой» рисунок, согласно вашему варианту. Время на выполнение задания 3 минуты.

Теперь поменяемся тетрадями и проверим правильность выполнения задания друг у друга. Поставьте оценку, обращая внимание на критерии. По списку выставить оценки.

Запишите домашнее задание.

Лекция № 48

Федюкович и физиология

Зарисовать схему органа зрения

Контроль на П-21

Заканчивается наше занятие. Я желаю, чтобы ваши глаза помогали вам познавать красоту окружающего мира даже в то непростое время, которое мы живем. А девизом пусть станут слова Максимилиана Волошина:

Все видеть, все понять, все знать, все пережить,
Все формы, все цвета вобрать в себя глазами,
Пройти по всей земле горящими ступнями,
Все воспринять и снова воплотить.

Спасибо за внимание!

Приложение Г

Физкультурная пауза

Одолела нас дремота,

Шевельнуться неохота.

Ну-ка, делайте со мною

Упражнение такое:

Вверх и вниз потянись,

Окончательно прогнись.

Из-за парты дружно встали

И на месте зашагали,

На носочках потянулись,

А теперь вперед прогнулись,

Как пружинки мы присели,

А потом тихонько сели.

А теперь я Вас приглашаю в комнату отдыха и предлагаю немного отвлечься, не отходя от темы. Мы с вами разгадаем несколько загадок.

Предлагаю вам, ребятки, интересные загадки.

Кто ответ к загадке знает – быстро руку поднимает.

Кто с анатомией знаком, тому загадки нипочем.

Кто загадку отгадает, тот жетончик получает.

Пять жетонов соберешь – приз с собою заберешь.

Есть в глазу такое место –

На котором есть секрет,

Если вы в него попали –

То вы сразу же пропали.

Снова вижу всех я вас

Что за чудо этот глаз?!

Вопрос: Объясните, что это за место?

Ответ: «Слепое пятно» - место выхода зрительного нерва из сетчатки.

Светофоры мне враги –

Каждый день мне врут они,

Не показывают свет,

Хоть бы раз за столько лет.

Из-за них я вечно еду

Не туда, куда хочу,

То на красный цвет проеду

Сам не знаю почему?

Вопрос: Какая патология заключена в стихотворении?

Ответ: Дальтонизм.

День закончился, затих.

Ты легла, закрыла их

И легонечко зевнула,

И тихонечко заснула.

Ответ: Глаза

Живут через дорожку, а друг друга не видят. Ответ: Глаза

Похожие статьи

© 2024 liveps.ru. Домашние задания и готовые задачи по химии и биологии.