В и истомин. День России: Владимир Иванович Истомин

Один из создателей русского военного флота, сподвижник Петра I, генерал-адмирал, первый президент Адмиралтейств-коллегии. Карьера Федора Матвеевича Апраксина началась в 1682 году, когда стал стольником Петра, участвовал в создании «потешного войска» и флотилии Переславского озера. В 1693–96 гг. он был назначен двинским воеводой и губернатором Архангельска, под его бдительным оком строится заложенный самим Петром I 24-пушечный фрегат «Святой Апостол Павел», город обрастает новыми укреплениями, расширяется Соломбальская верфь. Именно Апраксин заложил основы коммерческого и военного судостроения, впервые снарядил за границу русские суда с товарами. В 1697 году Апраксин контролировал судостроение и в Воронеже, где в срочном порядке создавался флот для Азовского моря. С 1700 года Ф.М. Апраксин – главный начальник Адмиралтейского приказа и Азовский губернатор, главный распорядитель всеми делами по устройству и снабжению адмиралтейств и судов, заходивших в Азовское и Балтийское моря. Он ведал делами снабжения, отвечал за строительство верфи в устье Воронежа, открытие пушечного завода в Липицах, выход в открытое море судов, постройку гавани и укреплений в Таганроге, углубление мелководных устьев Дона, исследовательские работы в море.
В 1707 году Федор Матвеевич пожалован в адмиралы и президенты адмиралтейств, получил личное командование над флотом на Балтийском море, а также часто командовал и сухопутными войсками. В 1708 он возглавил корпус, действующий в Ингерманландии, который отразил нападение шведов на Кроншлот, Котлин и Петербург: 28 сентября у Ракобора был разбит корпус Штромберга, а 16 октября – корпус Либекера в Капорском заливе (эти два корпуса по плану действия шведов шли с двух сторон и должны были в итоге объединиться). За победу Федор Матвеевич получил статус действительного тайного советника и графский титул. За заслуги Апраксина перед Отечеством и проявленное им военное искусство царь Петр наградил его специальной именной серебряной медалью, на одной стороне которой был изображен сам Апраксин и выгравирована надпись: «Царского Величества Адмирал Ф.М. Апраксин», а на другой – четыре военных парусных корабля на фоне сражения; вверху – две руки, простертые из облаков, держат лавровый венок – символ победы. По окружности – надпись: «Храня сие не спит; лучше смерть, а не неверность».


Александр Меншиков

Правая рука Петра Великого, Алексашка, харизматичная личность которого проявилась на многих поприщах, в том числе и в морском деле. Почти все инструкции и директивы, которые государь направлял в войска, проходили через руки Александра Даниловича. Нередко Петр подавал какую-либо мысль, а Меншиков находил для нее наилучшее воплощение. Он имел много чинов и регалий, в том числе в 1726 году он стал полным адмиралом. В день подписания Ништадтского мира, который завершил многолетнюю войну со шведами, Меншиков получил чин вице-адмирала. После этого он сосредоточился на вопросах внутреннего устройства российского флота, а с 1718 года отвечал за обустройство всех вооруженных сил России. Его правнук Александр Сергеевич Меншиков также был выдающимся адмиралом, командовавшим флотом в Крымской войне.


Иван Крузенштерн

Российский мореплаватель, адмирал. Он отличился не только в сражениях за Северное море, но и прославился как исследователь новых земель. Иван Крузенштерн вместе с Юрием Лисянским совершил первую русскую кругосветную экспедицию. Он открыл для России новые торговые пути в Ост-Индию и Китай. Он сумел доказать, что морское направление более выгодное. В период кругосветной экспедиции были исследованы такие острова Тихого океана, как Курилы, Камчатка и Сахалин. В 1827 году Крузенштерн назначен директором морского кадетского корпуса и членом адмиралтейств-совета. 16-летняя деятельность на посту директора ознаменована введением в курсы морского корпуса новых предметов преподавания, обогащением библиотеки и музеев его многими учебными пособиями, учреждением офицерского класса и другими улучшениями.


Павел Нахимов

Знаменитый русский адмирал, пожалуй, смог впервые проявить свой талант во время Крымской войны, когда черноморская эскадра под его командованием в штормовую погоду обнаружила и заблокировала главные силы турецкого флота в Синопе. В результате турецкий флот был уничтожен за считаные часы. За эту победу Нахимов получил Высочайшую грамоту Его Императорского Величества Николая со словами: «Истребление турецкой эскадры вы украсили летопись Русского флота новой победой». Нахимов также руководил оборонойСевастополя с 1855 года. Приняв непростое решение о затоплении русского флота, он перекрыл вражеским судам путь в бухту. Солдаты и матросы, защищавшие под его руководством южную часть Севастополя, называли адмирала «отцом-благодетелем».


Федор Ушаков

Адмирал Ушаков командовал Черноморским флотом, участвовал в Русско-турецкой войне, в ходе которой внес огромный вклад в развитие тактического ведения войны парусным флотом. Первую награду получил в 1783 году за успешную победу над чумой, свирепствовавшей в Херсоне. Действия Ушакова отличались необычайной отвагой и решительностью. Он смело выдвигал свой корабль на первые позиции, выбирая одно из опаснейших положений и тем самым показывая превосходный пример мужества своим командирам. Трезвая оценка обстановки, точный стратегический расчет с учетом всех факторов успеха и стремительная атака – вот что позволяло адмиралу выходить победителем во многих сражениях. Ушакова также по праву можно назвать основателем русской школы тактического боя в военно-морском искусстве. За ратные подвиги он был причислен Русской православной церковью к лику святых.


Владимир Шмидт

Предки адмирала Шмидта были выписаны в XVII веке Петром Великим в качестве корабельных мастеров из Франкфурта-на-Майне. Шмидт участвовал в Крымской войне, оборонял Севастополь и руководил морскими операциями в Русско-турецкую войну. За проявленную доблесть в боях был награжден золотым палашом «За храбрость» и орденом Святого Георгия IV степени. Только в одном 1855 году был четырежды ранен: в правую часть головы и грудь, осколком бомбы в левую сторону лба, в указательный палец левой руки и в левую ногу. К 1898 году стал полным адмиралом и кавалером всех существовавших на то время в России орденов. Его именем назван Мыс Шмидта на острове Русский.


Александр Колчак

Кроме того, что адмирал Колчак был вождем Белого движения и Верховным правителем России, он был еще и выдающимся ученым-океанографом, одним из крупнейших полярных исследователей, участником трех полярных экспедиций, а также автором монографии «Какой нужен России флот». Адмирал разработал теоретические основы подготовки и проведения совместных армейских операций на суше и в море. В 1908 году он читал лекции в Морской академии. Участвовал в Русско-японской войне, в том числе в самом продолжительном ее сражении – обороне Порт-Артура. В Первую мировую войну командовал дивизией миноносных кораблей Балтийского флота, а с 16-17-х годов – Черноморским флотом.


Владимир Истомин

Контр-адмирал русского флота, герой Севастопольской обороны. По окончании Морского корпуса в 1827 году простым гардемарином на линейном корабле «Азов» отправился в далекое плавание из Кронштадта в Портсмут, к берегам Греции. Там отличился в Наваринском сражении и получил Знак Отличия Военного ордена Святого Георгия и звание мичмана. В 1827-1832 годах В. Истомин бороздил Средиземное море, совершенствуя свое морское образование в серьезной военной обстановке, созданной продолжительными крейсерствами в Архипелаге и участием в блокаде Дарданелл и высадке на Босфоре. В 1830 году был награжден орденом Святой Анны 3-й степени. Впоследствии служил на Балтийском флоте, потом - на Черном море. В 1837 году был произведен в лейтенанты и назначен командиром парохода «Северная Звезда», на котором в том же году совершили плавание по портам Черного моря император Николай I с императрицей. Истомин награжден орденом Святого Владимира 4-й степени и бриллиантовым перстнем. В 1843 году он получил орден Святого Станислава 2-й степени. До 1850 года находился в распоряжении наместника на Кавказе князя Воронцова, принимая деятельное участие в совместных операциях армии и флота, направленных к покорению Кавказа. В 1846 году был награжден орденом Святой Анны 2-й степени, а в следующем году за действия против горцев произведен в капитаны 2 ранга. В 1849-м становится капитаном 1 ранга. В 1850 году он командир линейногокорабля «Париж». В 1852 году был представлен к ордену Святого Владимира 3-й степени. Отличился в Синопской битве 18 ноября 1853 года, за чтополучил звание контр-адмирала. В донесении императору адмирал П.С.Нахимов особенно отмечал действия линейного корабля «Париж» в Синопском бою: «Нельзя было довольно налюбоваться прекрасными и хладнокровно рассчитанными действиями корабля „Париж“». В 1854 году, когда началась осада Севастополя, Истомин был назначен командиром 4-й оборонительной дистанции Малахова кургана, а затем стал начальником штаба при вице-адмирале В. Корнилове. 20 ноября 1854 года Истомин был награжден орденом Святого Георгия3-й степени. Истомин был одним из деятельнейших и храбрейших участников в организации этой изумительной обороны. После смерти Корнилова он буквально ни на один день не покидал своих позиций; он и жил на Камчатском редуте, в землянке. 7 марта 1855 года 45-летнему В. И. Истомину ядром оторвало голову, когда он выходил из своей землянки. Истомин был погребен в севастопольском соборе Святого Владимира, в одном склепе с адмиралами М.П. Лазаревым, В.А. Корниловым, П.С. Нахимовым. В.И. Истомин имел четырех братьев, и все они служили во флоте; Константин и Павел дослужились до адмиральских чинов.


Владимир Корнилов

Знаменитый российский флотоводец был воспитанником Морского кадетского корпуса. В 1823 году поступил на военно-морскую службу, был первым капитаном «Двенадцати апостолов». Отличился в Наваринском сражении 1827 года, будучи мичманом на флагмане «Азов». С 1849 года – начальник штаба Черноморского флота. Корнилов фактически является основоположником парового флота России. В 1853 году участвовал в первом историческом бое паровых судов: 10-пушечный парофрегат «Владимир» под его флагом начальника штаба Черноморского флота вступил в бой с 10-пушечным турецко-египетским пароходом «Перваз-Бахри». После 3-часового боя «Перваз-Бахри» вынужден был спустить флаг. Во время начавшейся войны с Англией и Францией фактически командовал Черноморским флотом, до своей героической гибели был непосредственным начальником П.С. Нахимова и В.И. Истомина. После высадки англо-французских войск в Евпатории и поражения русских войск на Альме Корнилов получил приказ от главнокомандующего в Крыму князя Меншикова затопить корабли флота на рейде, чтобы использовать матросов для обороны Севастополя с суши. Корнилов собрал на совет флагманов и капитанов, где сказал им, что, поскольку из-за наступления вражеской армии положение Севастополя практически безнадежно, флотдолжен атаковать противника на море, невзирая на огромный численный итехнический перевес врага. Пользуясь беспорядком в расположении английских и французских кораблей у мыса Улюкола, русский флот должен был напасть первым, навязав противнику абордажный бой, взрывая, если потребуется, свои корабли вместе с кораблями противника. Это бы позволило нанести вражескому флоту такие потери, что дальнейшие его операции были бы сорваны. Отдав приказ готовиться к выходу в море, Корнилов отправился к князю Меншикову и объявил тому свое решение дать бой. В ответ князь повторил отданное приказание - затопить корабли. Корнилов отказался повиноваться приказу. Тогда Меншиков распорядился отправить Корнилова в Николаев, а командование передать вице-адмиралу М.Н. Станюковичу. Однако раздосадованный Корнилов сумел дать достойный ответ: «Остановитесь! Это самоубийство… то, к чему вы меня принуждаете… но чтобы я оставил Севастополь, окруженный неприятелем - невозможно! Я готов повиноваться вам». В.А. Корнилов организовал оборону Севастополя, где особо ярко проявился его талант как военного руководителя. Командуя гарнизоном в 7 000 человек, он показал пример умелой организации активной обороны. Корнилов по праву считается основоположником позиционных методов ведения войны (непрерывные вылазки обороняющихся, ночные поиски, минная война, тесное огневое взаимодействие кораблей и крепостной артиллерии). В.А. Корнилов погиб на Малаховом кургане 5(17) октября 1854 года во время первой бомбардировки города англо-французскими войсками. Был погребен в севастопольском соборе Святого Владимира, в одном склепе с адмиралами М.П. Лазаревым, П.С. Нахимовым и В.И. Истоминым.


Всеволод Руднев

Герой Русско-японской войны, контр-адмирал Российского Императорского флота, командир легендарного крейсера «Варяг». В начале морской карьеры участвовал в кругосветном путешествии. Он одним из первых привез из Франции специально построенный для России паровой военный корабль. C 1889 года В.Ф. Руднев находился в заграничном плавании на крейсере «Адмирал Корнилов», снова под командованием капитана 1-го ранга Е.И. Алексеева. На «Адмирале Корнилове» Руднев участвовал в маневрах Тихоокеанского флота, стал старшим офицером корабля. В 1890-м возвращается в Кронштадт. С 1891-го он командует кораблями и продвигается по служебной лестнице. В 1900-м в Порт-Артуре проводились дноуглубительные работы на внутреннем рейде, перестроен и расширен сухой док, порт был электрифицирован, была укреплена береговая оборона. Руднев становится старшим помощником командира порта в Порт-Артуре. В то время Порт-Артур был базой 1-й Тихоокеанской эскадры, основы силы Русского флота на Дальнем Востоке. Руднев не был рад своему назначению, но, тем не менее, он взялся за работу с энтузиазмом. В декабре 1901 года он получил звание капитана 1-го ранга. В декабре 1902-го вышел приказ по Морскому министерству, которым Всеволод Фёдорович Руднев был назначен командиром крейсера «Варяг». На «Варяг» он пришел уже опытным морским офицером, прошедшим службу на семнадцати кораблях и командовавший девятью, будучи участником трех кругосветных путешествий, одно из которых проделал будучи командиром судна.
Обстановка на Дальнем Востоке России ухудшалась. Япония форсировала усилия по подготовке к войне. Японцы сумели добиться немалого превосходства в силах над дальневосточной группировкой войск Российской империи. Накануне войны «Варяг» распоряжением царского наместника наДальнем Востоке генерал-адъютанта адмирала Е.И. Алексеева был направлен в нейтральный корейский порт Чемульпо, в котором «Варяг» должен был охранять русскую миссию и нести обязанности старшего стационера на рейде.26 января (7февраля) 1904-го японская эскадра остановилась на внешнемрейде залива. На внутреннем рейде были русские - крейсер «Варяг» и канонерская лодка «Кореец», а также иностранные военные корабли. Утром 27 января (9 февраля) 1904 года Руднев получил ультиматум контр-адмирала Сотокити Уриу, объявлявший о том, что Япония и Россия находятся в состоянии войны. Японцы требовали от русских покинуть рейд до полудня, угрожая в противном случае открыть по ним огонь. Подобные действия в нейтральном порту явились бы нарушением международного права.
В.Ф. Руднев принял решение прорываться из залива. Перед строем офицеров и матросов крейсера он сообщил им об ультиматуме японцев и о своем решении. Японская эскадра преградила путь в открытое море. Эскадра противника открыла огонь». «Варяжцы» ответили, дав достойный отпор врагу, боролись с пробоинами и пожарами под мощным огнем противника. По сообщениям из разных источников, огнем с «Варяга» были повреждены японские крейсеры «Асама», «Чиода», «Такачихо» и потоплен один миноносец. «Варяг» вернулся в порт, имея сильный крен на один борт. Машины вышли из строя, порядка 40 орудий разбиты. Было принято решение: снять команды с кораблей, крейсер затопить, канонерскую лодку взорвать, чтобы они не достались врагу. Решение было незамедлительно исполнено. Раненный в голову и контуженный Руднев последним покинул борт корабля. Капитан 1-го ранга В.Ф. Руднев был награжден орденом Святого Георгия 4-й степени, получил чин флигель-адъютанта и стал командиром эскадренного броненосца «Андрей Первозванный». В ноябре 1905-го Руднев отказался принять дисциплинарные меры против революционно настроенных матросов своего экипажа. Последствием этого было увольнение его в отставку с производством в контр-адмиралы. В 1907 году японский император Муцухито в знак признания героизма русских моряков направил В.Ф. Рудневу орден Восходящего солнца II степени. Руднев, хотя и принял орден, никогда его не надевал.

Контр-адмирал русского флота (1853), герой Севастопольской обороны 1854-1855 годов.

Владимир Иванович Истомин родился в 1809 году в селе Мокшанского уезда Пензенской губернии (ныне в ) в дворянской семье. Его детство прошло в Эстляндии, где его отец, коллежский секретарь Иван Андреевич Истомин, был чиновником губернского камерального суда.

Получив дома начальное образование, в марте 1823 года В. И. Истомин поступил в Морской кадетский корпус в , который окончил в мае 1827 года гардемарином, так как «по недостижении законного числа лет не мог быть произведен в мичмана». Его назначили на линейный корабль «Азов» под начальство капитана 1-го ранга . 8 (20) октября 1827 года «Азов» принял участие в Наваринском сражении, за отличие в котором гардемарин Истомин был награжден знаком отличия Военного ордена Святого Георгия и произведен в мичманы.

В 1827-1832 годах В. И. Истомин служил на «Азове» в Средиземном море. В 1832 году мичман Истомин был переведен на корабль «Память Азова» и служил на Балтике, в 1833 году был произведен в лейтенанты.

В 1835 году по ходатайству вице-адмирала , ставшего Главным командиром Черноморского флота, В. И. Истомин был переведен на Черное море. Он служил на корабле «Варшава», участвовал в крейсерствах у берегов Кавказа. В 1837 году лейтенант Истомин стал командиром парохода «Северная Звезда». В конце августа того же года в Вознесенске, небольшом городе-пристани на Южном Буге, «Северная Звезда» приняла на борт императора , императрицу Александру Федоровну, цесаревича Александра Николаевича и великую княгиню Марию Николаевну, совершивших на этом пароходе переход в Севастополь, а затем к Кавказским берегам. По окончании плавания В. И. Истомин получил в подарок два перстня с бриллиантами и был награжден орденом Святого Владимира 4-й степени.

В 1838 году В. И. Истомин был назначен командиром шхуны «Ласточка», которая участвовала в крейсерствах, перевозках десантных войск и плаваниях в Средиземном море. В июле 1840 года он был произведен в капитан-лейтенанты, в 1842 году получил в командование корвет «Андромаха», на котором крейсировал у абхазских берегов.

В 1843 году В. И. Истомина назначили командиром фрегата «Кагул», который благодаря ему стал одним из лучших судов на Черноморском флоте. В 1845-1850 годах В. И. Истмин состоял в должности офицера по морской части при наместнике на Кавказе князе М. С. Воронцове, участвовал в совместных операциях Черноморского флота и армии против горцев, в т. ч. в осадах укреплений Гергебиль и Салты. За отличие в боевых действиях в 1847 году капитан-лейтенант Истомин был произведен в капитаны 2-го ранга, в 1849 году досрочно получил чин капитана 1-го ранга.

В 1850 году В. И. Истомин стал командиром 35-го флотского экипажа и линейного корабля «Париж». В 1851 году он сопровождал тяжело больного на лечение в Вену, а после смерти адмирала сопровождал его прах в Севастополь.

В 1852 году «за усердно-отличную службу» В. И. Истомин был награжден орденом Святого Владимира 3-й степени. В сентябре 1853 года, незадолго до начала Крымской войны, «Париж» участвовал в переброске войск 13-й пехотной дивизии из Севастополя на Кавказ, а в ноябре присоединился к блокировавшей турецкую крепость Синоп эскадре адмирала П. С. Нахимова. 18 (30) ноября 1853 года в Синопском сражении линейный корабль «Париж» был головным в левой колонне русской эскадры. За участие в бою при Синопе В. И. Истомин был произведен в контр-адмиралы.

После высадки англо-французских войск в Крыму В. И. Истомин в должности командира 3-й бригады 4-й флотский дивизии командовал морскими батальонами, находившимися в Северном укреплении, и Пароходным отрядом, предназначенным для перевозки войск через Севастопольскую бухту.

С 13 (25) сентября 1854 года контр-адмирал Истомин состоял в гарнизоне Севастополя командующим 4-й дистанции оборонительной линии, включавшей Малахов курган, 1-й и 2-й бастионы, т. е. большую часть укреплений Корабельной стороны города. Под его руководством дистанция отразила 1-ю бомбардировку Севастополя 5 (17) октября 1854 года. Храбрость и самоотверженность В. И. Истомина были вознаграждены орденом Святого Георгия 3-й степени.

7 (19) марта 1855 года, возвращаясь на Малахов курган после осмотра работ в строящемся Камчатском люнете, контр-адмирал В. И. Истомин был убит прямым попаданием французского ядра в голову. Он был похоронен в адмиральской усыпальнице Морского собора Святого Владимира в Севастополе.

Будущий контр-адмирал русского флота Владимир Иванович Истомин родился в 1809 году в семье судейского чиновника. Азы наук постигал дома, позже окончил Морской кадетский корпус в звании гардемарина, поскольку был еще слишком юн, чтобы получить офицерский чин.

Свое первое назначение Истомин получил на линейный корабль «Азов» — на «сослужение к своим братьям», под командование капитана I-го ранга . Эта встреча сыграла в жизни молодого гардемарина, без преувеличения, грандиозную роль.

Первый же поход «Азова» ознаменовался участием в Наваринском сражении (тогда у берегов Греции соединенная эскадра России, Англии и Франции нанесла поражение турецкому флоту). Истомину эта битва принесла мичманское звание и первую награду. Потом «Азов» участвовал в блокаде Дарданелл и высадке на Босфоре, так что свое военно-морское образование Владимир Иванович постоянно совершенствовал на практике.

В 1834 году Лазарев, ставший к тому времени главнокомандующим Черноморским флотом и собиравший вокруг себя самых грамотных, надежных и деятельных офицеров, перевел Истомина в Севастополь. Владимир Иванович у него был на особом счету: не случайно же именно ему доверили высокую честь командовать пароходом «Северная звезда», на котором император Николай I путешествовал вместе с императрицей по черноморским портам. За это плавание царь отметил командира корабля орденом святого Владимира 4-ой степени, парой бриллиантовых перстней и премией в размере годового жалования.

Потом Истомин снова воевал: М.П. Лазарев отправил его на Кавказ «для разработки местных морских вопросов», а уже после смерти Лазарева Владимир Иванович на корабле «Париж» участвовал в Синопской битве. «За приведение корабля в превосходный боевой порядок... примерную неустрашимость и твердость духа, благоразумие, искусные и быстрые распоряжения» Истомин получил чин контр-адмирала.

В 1854 году, во время осады Севастополя, В. И. Истомину поручили укрепление одной из оборонительных дистанций Малахова кургана — той самой, что приняла на себя и отразила первую бомбардировку. Очевидцы рассказывали, что адмирал находился в самых опасных местах кургана, добавляя, что «презрение к смерти было в нем развито до фанатизма». Истомин ни на один день не покидал бастион и буквально жил в своей землянке, отлучившись лишь однажды — чтобы проститься с умирающим . Своего товарища он пережил всего на четыре месяца — в марте 1855 года, возвращаясь с очередного осмотра позиций, контр-адмирал был убит французским снарядом.

Героическую оборону Севастополя во время Крымской войны возглавлял вице-адмирал Владимир Алексеевич Корнилов. Его ближайшим помощником являлся вице-адмирал Павел Степанович Нахимов, руководивший Южной обороной города. Но командование самым важным участком обороны, ключевой позицией левого фланга - Малаховым курганом, Нахимов доверил контр-адмиралу Владимиру Ивановичу Истомину.


Будущий герой Крымской войны Владимир Истомин был родом из дворян Псковской губернии. Его отец, коллежский секретарь, имел пятерых сыновей. Все они впоследствии посвятили себя морскому делу. Начальное образование Владимир получил дома, после поступил в Морской кадетский корпус. Закончил его в 1827 году гардемарином, за свои выдающиеся способности и трудолюбие мог быть произведен в мичманы, но не подошел по возрасту.

Первые годы морской службы Истомина проходили на знаменитом линейном корабле «Азов» под начальством капитана 1-го ранга Михаила Лазарева – первооткрывателя Антарктиды, будущего знаменитого адмирала. Говорят, что у Лазарева было «чутье» на талантливых молодых моряков, поэтому не случайно на том же судне служили Нахимов и Корнилов.

Вскоре 74-пушечный «Азов» принимает участие в Наваринском сражении. Заслуги Истомина в этой битве были лично отмечены командующим эскадрой графом Гейденом в рапорте о награждении орденом святого Георгия 4-й степени. За храбрость и отличие в бою 18-летнему гардемарину было присвоено звание мичмана.

Последующие пять лет Владимир Истомин служил на «Азове». Совершенствование его морского образования проходило во время русско-турецкой войны, было связанно с охраной Греческого архипелага, участием в блокаде Дарданелл и Константинополя. Свободное время молодой мичман посвящал изучению военно-морской , как отечественной, так и зарубежной, устройству иностранных кораблей, наукам. Такую тягу к знаниям Истомин сохранял на протяжении всей своей жизни, не зря его считали одним из образованнейших и опытных моряков. В 1832 году Владимира перевели на судно «Память Азова», дальнейшую службу он продолжил на Балтийском флоте, через год получил звание лейтенанта.

В 1834 году командующим Черноморским флотом был назначен Михаил Петрович Лазарев, который с первых же дней стал собирать вокруг себя грамотных, деятельных офицеров, преданных морскому делу. Именно по его ходатайству Истомин был переведен на Черное море, где служил на корабле «Варшава», участвовал в крейсерстве у берегов Кавказа.

В 1837 году лейтенант Истомин принимает командование пароходом «Северная звезда». В августе того же года, на борт судна для совершения плавания поднялся император Николай I с супругой. За отличную организацию путешествия император наградил капитана корабля двумя перстнями с бриллиантами, орденом святого Владимира 4-й степени, приказал выдать годовой оклад жалования.

Позже Владимир Иванович, командовавший шхуной «Ласточка», получил очередное звание капитан-лейтенанта. В 1840 году стал командовать корветом «Андромаха», в 1843 году – фрегатом «Кагул». Этот фрегат по праву стал называться тогда лучшим из судов на Черноморском флоте.

Через несколько лет Истомина, снова по рекомендации Лазарева, перевели в распоряжение князя Воронцова, который нуждался опытном и знающем офицере «для разработки местных морских вопросов». За пять лет службы капитан-лейтенант завоевал уважение и доверие Воронцова, многие его советы были неоценимы при организации сухопутных и морских операций на территории Кавказа. В 1847 году участвовал в дагестанском походе, во взятии Гергебиль и Сальты. За выдающиеся заслуги в боевых действиях Истомина произвели сначала в капитаны 2-го ранга, а в 1849 году он досрочно получил чин капитана 1-го ранга.

В 1850 году молодой капитан уже командует 35-м флотским экипажем, под его командованием 120-пушечный линейный корабль «Париж». Дальнейшая служба была связана с продолжением крейсерства у кавказского побережья. В 1852 году награжден орденом святого Владимира 3-й степени «за отличную службу». В 1853 году участвовал в Синопском морском сражении. В своем рапорте начальнику Главного морского штаба князю Меньшикову командир эскадры Нахимов сообщил о блестящем руководстве Истомина «Парижем» во время битвы с турками, его превосходных и эффективных действиях, неустрашимости и твердости духа. Именно за Синопское сражение Владимир Иванович произведен в контр-адмиралы. Эполеты адмирала вручали Истомину офицеры «Парижа». Растроганный их вниманием, командир корабля пообещал не снимать их никогда, с ними он будет потом похоронен.

Началом Крымской войны послужила высадка англо-французских войск в Крыму. Большая часть Черноморского флота была затоплена в Севастопольской бухте. Пришлось морякам принять участие в сухопутной обороне южной твердыни России. Кроме защиты Малахова кургана, Истомин по указанию Нахимова, держал оборону 2-го бастиона, Селенгинского и Волынского редута.

Всегда на передовой, без отдыха и сна, Владимир Иванович, как утверждали очевидцы, представлял собой образец бесстрашия, удивительного спокойствия. Даже в самые тяжелые и критические моменты не терял бодрости духа и ясность мысли. Во время защиты Малахова кургана Истомин был ранен, контужен, каждый день подвергался смертельной опасности, многие офицеры восхищались его мужеством. Контр-адмирал всегда лично руководил установкой орудий и оборудованием батарей.

Во время одного из интенсивных обстрелов русских позиций неприятелем, Владимир Иванович погиб, сраженный в голову ядром. Это случилось 7 марта 1855 года. Его смерть стала большой потерей не только для защитников Севастополя, но и для всего Русского флота.

К:Википедия:Статьи без изображений (тип: не указан)

«Адмирал Истомин»
Служба: Россия Россия
Класс и тип судна Сторожевые корабли проекта 11356
Порт приписки Севастополь
Организация Черноморский флот ВМФ России
Изготовитель ССЗ «Янтарь» , Калининград
Строительство начато 2013 год
Спущен на воду нет
Статус Строится
Основные характеристики
Водоизмещение 3620 тонн (стандартное) 4035 тонн (полное)
Длина 124,8 м (наибольшая)
Ширина 15,2 м
Осадка 4,2 м (габаритная – 7,5)
Двигатели Дизель-газотурбинная энергетическая установка
Мощность 2х30450 л.с., ГТА М7Н1 (8450 л.с. маршевая ГТУ, 22000 л.с. форсажная ГТУ), 4 ДГ WCM-800 по 800 кВт
Скорость хода 30 узлов
Дальность плавания 4850 миль морских миль на скорости 14 узлов.
Автономность плавания 30 суток
Экипаж 180 (18 офицеров), 20 морских пехотинцев
Вооружение
Радиолокационное вооружение БИУС «Требование-М» или «Сигма»

РЛС общего обнаружения «Фрегат-М2М», РЛС общего обнаружения «Позитив-М1.2» (зав.№01354-01356), НРЛС МР-212/201-1 «Вайгач-У»

Радиоэлектронное вооружение Комплекс РЭБ ПК-10 «Смелый» (4 ПУ КТ-216), СУ 5П-10 «Пума», СУ МР-123-02 «Вымпел», ПУТС «Пурга-11356»
Тактическое ударное вооружение УКСК «Калибр-НК»
Артиллерия 1x1-100мм АУ А-190
Зенитная артиллерия 2х6-30мм АУ АК-630М
Ракетное вооружение 8 противокорабельных ракет ЗМ55 «Оникс» или 3М54 (семейства «Калибр-НКЭ»)
УВП ЗС90Э.1 ЗРК «Штиль-1» ,

8х1 ПУ ЗРК «Игла-1»

Противолодочное вооружение 8 противолодочных ракет 91РЭ1 (семейства «Калибр-НК») ,
1х12 ПУ РБУ-6000 РПК-8 (48 ПЛУР 90Р или РГБ-60)
Минно-торпедное вооружение 2х2 533мм ДТА-53-956 (торпеды СЭТ-65, 53-65К)
Авиационная группа 1 вертолёт Ка-27ПЛ или Ка-31

«Адмирал Истомин» - пятый сторожевой корабль проекта 11356 , который планируется принять на вооружение Черноморского флота России . Назван в честь контр-адмирала Российского императорского флота Владимира Ивановича Истомина .

История постройки корабля

Заложен 15 ноября 2013 года на стапеле ССЗ «Янтарь» в Калининграде (заводской номер № 01361).

Испытания

Командиры

Напишите отзыв о статье "Адмирал Истомин (сторожевой корабль)"

Примечания

Отрывок, характеризующий Адмирал Истомин (сторожевой корабль)

Полк князя Андрея был в резервах, которые до второго часа стояли позади Семеновского в бездействии, под сильным огнем артиллерии. Во втором часу полк, потерявший уже более двухсот человек, был двинут вперед на стоптанное овсяное поле, на тот промежуток между Семеновским и курганной батареей, на котором в этот день были побиты тысячи людей и на который во втором часу дня был направлен усиленно сосредоточенный огонь из нескольких сот неприятельских орудий.
Не сходя с этого места и не выпустив ни одного заряда, полк потерял здесь еще третью часть своих людей. Спереди и в особенности с правой стороны, в нерасходившемся дыму, бубухали пушки и из таинственной области дыма, застилавшей всю местность впереди, не переставая, с шипящим быстрым свистом, вылетали ядра и медлительно свистевшие гранаты. Иногда, как бы давая отдых, проходило четверть часа, во время которых все ядра и гранаты перелетали, но иногда в продолжение минуты несколько человек вырывало из полка, и беспрестанно оттаскивали убитых и уносили раненых.
С каждым новым ударом все меньше и меньше случайностей жизни оставалось для тех, которые еще не были убиты. Полк стоял в батальонных колоннах на расстоянии трехсот шагов, но, несмотря на то, все люди полка находились под влиянием одного и того же настроения. Все люди полка одинаково были молчаливы и мрачны. Редко слышался между рядами говор, но говор этот замолкал всякий раз, как слышался попавший удар и крик: «Носилки!» Большую часть времени люди полка по приказанию начальства сидели на земле. Кто, сняв кивер, старательно распускал и опять собирал сборки; кто сухой глиной, распорошив ее в ладонях, начищал штык; кто разминал ремень и перетягивал пряжку перевязи; кто старательно расправлял и перегибал по новому подвертки и переобувался. Некоторые строили домики из калмыжек пашни или плели плетеночки из соломы жнивья. Все казались вполне погружены в эти занятия. Когда ранило и убивало людей, когда тянулись носилки, когда наши возвращались назад, когда виднелись сквозь дым большие массы неприятелей, никто не обращал никакого внимания на эти обстоятельства. Когда же вперед проезжала артиллерия, кавалерия, виднелись движения нашей пехоты, одобрительные замечания слышались со всех сторон. Но самое большое внимание заслуживали события совершенно посторонние, не имевшие никакого отношения к сражению. Как будто внимание этих нравственно измученных людей отдыхало на этих обычных, житейских событиях. Батарея артиллерии прошла пред фронтом полка. В одном из артиллерийских ящиков пристяжная заступила постромку. «Эй, пристяжную то!.. Выправь! Упадет… Эх, не видят!.. – по всему полку одинаково кричали из рядов. В другой раз общее внимание обратила небольшая коричневая собачонка с твердо поднятым хвостом, которая, бог знает откуда взявшись, озабоченной рысцой выбежала перед ряды и вдруг от близко ударившего ядра взвизгнула и, поджав хвост, бросилась в сторону. По всему полку раздалось гоготанье и взвизги. Но развлечения такого рода продолжались минуты, а люди уже более восьми часов стояли без еды и без дела под непроходящим ужасом смерти, и бледные и нахмуренные лица все более бледнели и хмурились.

Похожие статьи

© 2024 liveps.ru. Домашние задания и готовые задачи по химии и биологии.