Создание «Рейнского союза. Создание «Рейнского союза Рейнская конфедерация

Рейнский союз - I. Первый союз носивший это имя был заключен между тремя духовными курфюрстами, епископом мюнстерским, королем шведским (как князем бременским), Пфальц-Нейбургом, Брауншвейг-Люнебургом и Гессен-Касселем во Франкфурте на Майне 14 августа 1658 г.; к этому союзу примкнула, 15 августа, и Франция. Целью союза была взаимная защита, а также охрана немецких владений Швеции от императора и Бранденбурга. Р. союз распался после мюнстерской войны 1667 г.

Ср. Joachim, "Die Entwickelung des Rheinbundes vom J. 1658" (Лейпциг, 1886).

II. Второй Р. союз относится к началу XIX в. Давно уже Франция старалась уничтожить влияние на западную Германию со стороны Австрии и Пруссии. К этой цели стремился и Наполеон I, учреждая Р. союз. 12 июля 1806 г. был подписан в Париже договор между Наполеоном и германскими государями (Бавария, Вюртемберг, Баден, Дармштадт, Клеве-Берг, Нассау, Гогенцоллерн, Лихтенштейн и др.). Этим актом Наполеон признавался протектором коалиции, принимавшей имя Р. союза. В основе организации союза лежали безусловная покорность Франции во внешней политике и военных делах и увеличение власти государей над подданными в делах внутреннего управления. Князья обратились в вассалов Наполеона, обязывавшись держать для него наготове войско в 63000 человек и участвовать вместе с Францией во всех ее войнах. Чтобы уничтожить воспоминание о "священной римской империи", город Регенсбург - прежнее место собраний имперского сейма - в 1810 г. был присоединен к новому баварскому королевству. В Р. союзе числилось в 15 раз меньше государств, чем их было в империи; число жителей достигало 8 миллионов. Образованию союза много содействовал архиепископ майнцский, Карл фон Дальберг, получивший город Франкфурт на Майне и звание князя-примаса. Он был назначен наместником Наполеона в Р. союзе. Организация армии союза и укрепление границ были в руках французских офицеров и инженеров; договора по делам союза заключались в Париже. Имперские законы, суд и сейм были упразднены, равно как и старинные конституционные формы, стеснявшие абсолютизм (например, вюртембергские земские чины). Во многих странах была сделана общеобязательной военная служба. В администрации и сборе податей введено больше порядка, устранены отжившие судебные процессы, введен кодекс Наполеона (Баден, Вестфалия). Новый режим, установленный в некоторых государствах Р. союза, очень близко подходил к просвещенному абсолютизму: то же недоверие к общественным силам, то же полновластие администрации. Распространение кодекса Наполеона имело огромное значение: объявляя гражданское равенство, он приводил к необходимости освобождения личности крестьянина. Под давлением Наполеона члены Р. союза стали издавать законы, отменявшие крепостную зависимость крестьян. Сам Наполеон в 1807 г. уничтожил крепостное состояние в Вестфалии, в 1808 г. - в герцогстве Бергском, в Эрфурте, Байрейте и др. В состав Р. союза вошли также медиатизированные имперские чины - множество мелких князей, утратившие свои феодальные права и поглощенные крупными соседями. После решительной победы над Пруссией (1807) Наполеон включил в состав Р. союза Саксонию, Вестфалию, курфюршество Вюрцбургское, герцогства Мекленбургское и Ольденбургское, княжества Шварцбург, Ангальт и Вальдек. В центре Р. союза Наполеону принадлежал город Эрфурт. Отношение Наполеона к странам Р. союза было вполне деспотичное; всякая оппозиция немедленно подавлялась; книгопродавца Пальма, по приказанию Наполеона, расстреляли за то, что он не назвал автора брошюры: "Германия в своем глубочайшем унижении". Хотя члены союза боялись, да и не хотели разорвать с Наполеоном, но его деспотизм вызвал всеобщую оппозицию. Взрыв национального чувства, охвативший Пруссию, отразился и в других немецких землях (1813). После лейпцигской битвы и отступления разбитой французской армии за Рейн началось быстрое разложение Р. союза. В ноябре 1813 г. были заключены Австрией договора с Вюртембергом, Баденом, Гессен-Дармштадтом, Нассау, Кобургом и др. Владетельные князья, при Наполеоне лишенные престола, вернулись в свои владения. За бывшими членами Р. союза сохранены были все верховные их права и территориальные приобретения. Королевство Вестфальское пало, в Ганновере восстановлено было владычество короля английского. Реставрированные князья вернулись к "доброму старому времени", и в Германии началась реакция.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. - С.-Пб. Брокгауз-Ефрон.

Проблема становления и оформления германских государств в начале XIX века, исключая Австрию и Пруссию, практически не изучена в отечественной историографии и мало отражена в зарубежной исторической литературе. Тем не менее, наполеоновский период сыграл важную роль в истории Германии и представляется чрезвычайно важным для изучения и понимания всей европейской истории XIX века.
Во время правления Наполеона члены Рейнского Союза вступили на путь ускоренной модернизации государства и общества. Для всей Германии это был период крупных реформ. При этом в государствах Рейнского Союза приоритет перед любыми реформами имели непосредственные интересы французской политики. Тем не менее, помимо внешнего толчка в государствах Рейнского Союза имелись и внутренние движущие силы реформ.
Члены Рейнского Союза после секуляризации и медиатизации были вынуждены интегрировать государство из ядра своей земли и новых приобретений, состоящих из ряда владений с совершенно разными политическими, правовыми и конфессиональными традициями. Проблема правовой и административной организации приобретенных областей могла вызвать сильное сопротивление. Реформаторам представлялось менее болезненным полное переустройство и упразднение существующего порядка. В этом смысле реформы в значительной степени имели рационально-конструктивный характер.
Передовым в реформах Союза было принятие урезанных идей Французской революции, намерение создать новое государство на основе эмансипации равноправных и свободных собственников в обществе граждан. При этом интеграция управления, централизация власти имели преимущество перед мобилизацией нации и ее участием в государстве.
В конечном счете, реформы в Южной и Западной Германии были реформами чиновничества, и в этом отношении, этапом борьбы чиновников с феодализмом. При этом особую роль играли буржуазные чиновники, нередко позднее становившиеся дворянами. Но, в отличие от Пруссии, реформаторы должны были часто сами создавать корпус эффективной бюрократии. В этой связи важнейшей частью реформ стала организация нового унифицированного и эффективного управления. Были организованы новые искусственно созданные административные округа. Между общинами и министерскими учреждениями существовали низшие и средние уровни. «Руководители средних органов власти назывались в Бадене окружными директорами, в Баварии – генеральными комиссарами, в Вюртемберге – наместниками» . Управление стало единым, конкурирующие органы власти – упразднены, компетенции – рационально и четко разграничены. Зависимость от указаний и четкая ответственность определяли каждую должность. Органы власти среднего звена подчинялись относительно самостоятельным чиновникам с властью французских префектов.
Низшие органы власти стали в большей степени исполняющими органами. В отличие от Пруссии, здесь не существовало коллегиальных органов, господствовал бюрократически-директориальный принцип решения одного человека. Сословно-корпоративное управление в коммунах было упразднено, общинное управление – огосударствлено, бургомистры назначались государством. Новое управление прекратило изобилие феодальных, церковных, коммунальных, корпоративных, территориальных управлений и привилегий. Вместо этого осуществлялись единое государственное регулирование и надзор за всеми общественными делами, такими как заключение браков, иммиграция, школа, налогообложение и т.д. Как никогда раньше государство непосредственно и без промежуточных органов вмешивалось во все сферы жизни.
Реформа образования была направлена на огосударствление, однако пыла и энергии здесь было меньше, чем в Пруссии. Политико-социальная функция образования преимущественно понималась в духе позднего Просвещения, идеалистическая новогуманистическая концепция образования звучала редко, например, при реформе баварских гимназий, а организация некоторых университетов – Хайдельберг, Вюрцбург, Ландсхут – осталась только преддверием научной концепции Гумбольдта.
Военная организация, в конечном счете, ориентировалась на французский пример и продолжала правила 18 века: конскрипция и длительный срок службы, с одной стороны, возможность буржуазному образованному слою свободно откупиться от службы за счет «заместителя», с другой. В отличие от Пруссии, здесь от системы и ее руководителей не исходило никаких толчков к всеобъемлющей реформе .
К реформе управления далее относилась реформа судоустройства, рациональная организация судов и прохождения инстанций. Юстиция и управление были, по меньшей мере, на уровне высших и средних органов, отделены друг от друга. Юстиция стала «независимой» (по крайней мере, теоретически), соединение с законом и несменяемость судей вошли в норму нового правового государства. В некоторых землях было унифицировано и реформировано само право путем принятия кодекса Наполеона (Вестфалия, Берг) или его адаптированной редакции (Баден, Франкфурт). В других землях сохранилось свое право, как, например, в Баварии. Государство через управление и правотворчество проводило свой полный суверенитет, через господство чиновничества организовало единство страны и населения. Возник единый правовой союз подданных государства. Огосударствление всех общественных сфер через подчинение государству высвободило значительную часть индивидуальной свободы. Это имело большое значение и стало не просто заменой одной власти другой по двум причинам. Во-первых, новое государственное и правовое устройство в реформированных государствах Рейнского Союза увязало действия государства с законами и правовыми процессами. Во-вторых, равенство подданных перед законом, равенство налогообложения, равенство при получении должностей, гарантии безопасности и собственности должны были, в принципе, действовать для каждого.
В ходе реформы правительства хаос высших органов власти и расплывчатых компетенций был заменен министерствами по сферам деятельности с четкой ответственностью. Права и обязанности нового государства, чиновников были четко установлены, включая образование, экзамен и жалованье (нагляднее всего в 1805 г. в Баварии так называемой «Служебной прагматикой»). До коллегиальных правительств, конечно, дело не дошло. «В Баварии и Бадене можно говорить скорее о министерском абсолютизме Монтгеласа и Райценштейна» . В результате преобразования структуры правительства изменилось взаимоотношение правительства и монарха: кабинетная система была упразднена, роль безответственных советников монарха существенно ограничена. Государство стало государством посуществу.
В сферах финансов и собственности (кроме Вюртемберга) были проведены различия между династией и государством. С этого времени можно говорить о главенстве государства над князем; монарх становится функционером монархии.
Чрезвычайно важны реформы религиозного и церковного устройства. Новые государства теперь имели подданных различных конфессий: «в Бадене и Вюртемберге б;льшая часть католического населения попала в протестантскую монархию (и протестантское чиновничество), в Бадене – большинство в две трети, в Баварии протестантские имперские города вошли в состав государства католических традиций» . Во многом появилось равноправие, паритет конфессий при получении должностей, право организации протестантских церквей в католических городах и наоборот. Государство стремилось огосударствить те учреждения, где доминировала церковь, такие как школы, гимназии и университеты, благотворительность и социальное обеспечение, хотя многое в сфере даже народной школы так и не было реализовано. Церкви в качестве сил, определяющих социальную жизнь, были вынуждены подчиниться основам нового государства. Повсюду жестко устанавливался надзор за церковью, особые права духовенства в смысле всеобщего равноправия были упразднены. Государство имело значительное влияние на занятие церковных должностей (например, в католической сфере – епископских), причем духовенство могло апеллировать к государству по поводу решений церкви. В области бракосочетаний помимо церковного было частью введено светское заключение браков, прежде всего, для заключения смешанных по вероисповеданию союзов, закрепления вероисповедания детей и осуществления разводов. Образование духовенства стало также делом государства, финансы церкви определялись государством, предписания церкви должны были получить одобрение государства. Таким образом, церковь перестала быть самостоятельной в своем управлении, а управлялась государством через собственную церковную администрацию и назначенного министра. Государство стремилось поставить церковь в церковных делах себе на службу. Церковь была институтом народного образования, и в этом смысле духовенство, «религиозные народные учителя» стали государственными служащими. В интересах мира радикальные конфессиональные позиции – мистицизм и фанатизм – были исключены. Таким образом, церковь подчинялась политически главенствующему государственному интересу и стала инструментом для создания единого государственного общества.
Очень важен широкий процесс секуляризации. В 1803 г. церковные области были секуляризированы новыми государствами, причем отчуждались не только их права, но и церковное имущество. Одновременно государства Рейнского Союза уполномочили себя секуляризировать имущественные ценности церковных институтов, которые не были подчинены империи непосредственно. Это касалось прежде всего монастырей и духовных
фондов. Мотивом таких решений стали острый финансовый кризис государств, стремление к политической интеграции и враждебность позднего Просвещения к монастырям и монашеству. Наиболее радикально внутригосударственная секуляризация, исключая области левого берега Рейна, была проведена в Баварии. В других землях (например, в Вюртемберге), где династии были протестантскими, процесс проходил более осторожно. Уже в 1803 г. в Баварии б;льшая часть монастырских земель (монастыри владели более чем половиной всех земель, им подчинялось 56 % крестьянских усадеб) была секуляризирована и продана, библиотеки и художественные ценности – конфискованы. С монастырями на юге и западе был уничтожен самый сильный прежний негосударственный бастион власти. Отмена таких автономных учреждений с их собственными правами и привилегиями усилила государство в борьбе против абсолютизма. Этот процесс имел примечательные последствия и для самой церкви. С одной стороны, государство должно было теперь финансировать учреждение и персонал церкви. С другой стороны, церковь перестала быть частью феодальной системы власти, что дало ей возможность вновь стать чисто духовным институтом: с секуляризации начинается новая спиритуализация церкви. Наконец, секуляризация начала обширное перераспределение владений и в этом отношении имела значительные социальные воздействия. Здания, предприятия и собственная земля монастырей были, за исключением лесов, проданы. В Баварии земля была продана небольшими участками мелким бюргерам, ремесленникам и ранее прямо зависимым от монастырей людям. Перераспределение в пользу состоятельных групп здесь не состоялось. Монастырские крестьяне переподчинялись верховной государственной собственности. От этих продаж государство (участки быстро выбрасывались на рынок и продавались во много раз ниже стоимости) получило ограниченную и кратковременную выгоду. По-другому этот процесс происходил в областях левого берега Рейна. Здесь продажа крупных владений пошла на пользу городской буржуазии и принесла за счет спекуляций прибыли и образование капитала. Однако и здесь земля при дальнейших продажах большей частью попала в руки крестьян или нарождающегося крестьянско-буржуазного слоя землевладельцев .
В процессе реформирования в новом монархически-бюрократическом государстве помимо церкви проблему представляло собой дворянство. Оно утратило целый ряд своих привилегий: монополию на занятие определенных должностей и офицерских мест, особую подсудность, хотя в Баварии и Бадене дворянство, чиновники и образованные сохраняли определенное особое положение. В целом дворянство подпадало под всеобщую обязанность платить налоги, правда, фактически с ограничениями. Подсудность землевладельцев и их местные полицейские функции в некоторых государствах были отменены. В других, однако, они остались (Бавария), но были взяты под контроль государства. Приведение дворянства под принцип равенства перед законом осталось незавершенным. После медиатизации непосредственно имперских дворян и рыцарей кон- ституция рейха до 1806 г. и Наполеоновская конституция Рейнского Союза гарантировали им особые права. Поэтому полная интеграция дворянства в общество правового государства была отложена. Это было связано еще и с тем, что крупные общественные реформы фактически остановились. Программа Наполеона состояла в преобразовании феодального общества в общество свободных собственников, прежде всего, в упразднении землевладельческого господства. С общественно-политической точки зрения это был смысл нового права, кодекса Наполеона. Однако кодекс гарантировал возмещение собственности медиатизированным. Более того, благодаря политике Наполеона в отношении военных дворян, никакие реформы не могли повредить доходам от землевладения французского военного дворянства, что фактически блокировало радикальную реформу. Основы аграрной реформы закладывались с ограничениями, а на практике и половинчатые законы не работали. Конечно, везде отменили крепостничество, но на западе и юге Рейнского Союза это не имело большого значения. Крестьяне были привязаны к своему доходу: они не могли себя финансировать, а государство не могло поддержать их кредитами. С другой стороны, государство не могло отказаться от своих доходов как землевладелец доменов. Таким образом, освобождение крестьян не прошло без сложностей. Но поскольку на юге и западе Рейнского Союза доминировало землевладение, основанное на ренте, это не привело к приобретению дворянством экономической власти. Только на левом берегу Рейна освобождение крестьян было успешным, хотя финансовое давление господ и сменилось государственным налоговым давлением.
В реформируемых государствах Рейнского Союза определенную роль сыграла идея конституции. Существующие сословные органы были упразднены. Наряду с этим имела место идея национального представительства (Монтгелас, 1796), убеждение, что наряду с административно-властной интеграцией в национальном духе должна укрепляться связь нации и государства. Юристы-реформаторы (например, Ансельм Фейербах) подчеркивали, что правовое преобразование общества и формирование гражданской свободы, в конце концов, обусловливают конституционную монархию, участие граждан в
законодательстве. Однако среди авторитетных политиков такие идеи были быстро отброшены. Только две конституции удалось реализовать, Вестфальскую (1807) и Баварскую (1808). Они предусматривали национальное представительство, избираемое узким кругом выборщиков на основе налогового ценза, а не сословного. Собрание могло принимать решения только в отношении законов и бюджета в рамках, предложенных правительством. Ядро монархического суверенитета, определявшее государственные действия и применение права, осталось неприкосновенным. В этом отношении можно говорить о видимом конституционализме. Личная безопасность, собственность, господство закона, равенство всех перед законом и независимость юстиции – фактические
основы новых государств – гарантировались. Но эти конституции не работали. «Палата Вестфалии была созвана только дважды, Баварская – никогда» . Имеющие право голоса (фактически в значительной мере – дворянство) противились реформе. Конституции предполагали наличие образованной и состоятельной буржуазии, которой еще не было. Реформа представлялась возможной только в чиновничьем смысле, не в конституционном, до тех пор пока народ еще был настроен и организован по сословным принципам.
Реформы преодолели недееспособный режим и поставили на его место централизованное, единое, секуляризованное и бюрократическое государство. Реформы впервые установили личную и непосредственную связь индивида с государством и одновременно основали широкую и определяющую жизнь власть нового государства. Новое управление обеспечивало существование государства и регулировало общественную жизнь. Под давлением Наполеона и частью по собственной необходимости государства Рейнского Союза развили также основные черты полицейского государства. Тем не менее, одновременно это подчиняющее себе государство освободило индивида от корпоративных связей, княжеских вольностей, устранило партикуляризацию общества, бесконечные неравенства. В той мере, в какой оно подчинило всех государству, оно одновременно сделало граждан равными и основало меру частной свободы. В этом состоит диалектика реформы: становление реформированного государства с властью бюрократии освобождает индивида так, что он сильнее подчиняется государственной власти. Теоретически такое модернизированное государство является государством закона; безопасность, собственность и равенство перед законом, в принципе, гарантируются. Общество не совершило революционного переворота: принцип равенства перед законом был больше программой, имел только относительное значение, но сословное социальное устройство и его иерархия были существенно ослаблены, хотя аристократическая олигархия все еще оставалась сильной и бюрократия еще долго боролась за господство в стране. Основанное на равенстве общество и старые, и новые олигархические структуры господства еще граничили друг с другом.
Процесс реформирования в государствах Рейнского Союза шел по-разному, здесь следует различать три направления. Средне- и северогерманских государств реформы почти не коснулись. В Саксонии и Мекленбурге оставалось прежнее устройство государства и общества. Наполеоновские искусственные государства Вестфалия и Берг, в определенной степени также Франкфурт, должны были стать государствами-«моделями» решительных реформ. Французские достижения, переустройство права и закона играли здесь особую роль. Однако во многом эти реформы потерпели неудачу. Иностранное господство оставалось таковым: император мог постоянно вмешиваться во внутренние дела, французский язык стал государственным, контрибуции, военная обязанность и завышенное налоговое бремя высасывали все из страны. Б;льшая часть доменов стала наградой французскому военному дворянству, что привело, например, Вестфалию на грань банкротства и препятствовало процессу освобождения крестьян. Таким образом, обещание либерального правового государства осталось не только не выполненным, но и находилось в резком расхождении с системой иностранной эксплуатации, что, тем самым, через цензуру, политическую полицию и всевластие администрации способствовало именно в Вестфалии широкой тенденции к диктаторскому государству. В Берге все было несколько умереннее и доброжелательнее, но и здесь дилемму нельзя было преодолеть. В конце концов, это привело к гибели этих государств в 1813, 1815 гг., так что реформы имели здесь малое воздействие. Наиболее обширно и компетентно реформы были организованы в южно-германских государствах. В Баварии реформа в течение всего периода тесно связана с ведущим министром Монтгеласом (и его помощником Зентнером), наиболее унифицирована и проведена с наибольшей энергией, правда, в результате, в определенной степени, лихорадочно и с бюрократической сверхцентрализацией. В Бадене осторожный Брауэр и энергичный Райценштейн, в Нассау – Гагерн и Маршалл в целом успешно провели реформу. Исключением стал Вюртемберг, где движущей силой реформы был новый король Фридрих. Закономерно, что реформы здесь стали абсолютистскими, направленными на укрепление собственного господства монарха и жестко против сословий, дворянства, народных сил и идей свободы. Особую роль играли области левого берега Рейна, которые с 1801 по 1814 гг. были отделены от германских государств Францией. Здесь имела место особо старомодная феодально-сословная система, здесь переворот модернизации был острее всего, реформа – радикальнее всех. Церковь и дворянство были отчуждены, введена жесткая рациональная и эффективная французская система управления, пр;ва и судопроизводства, которая касалась свободы индивида и собственности, социальной мобильности и равенства перед законом, для чего имелись суды чести и общественный публичный процесс. Эта правовая революция в связи с хорошей конъюнктурой в рамках французской военной экономики особенно благоприятствовала подъему буржуазного общества собственников. Рейнские области в социальном отношении по сравнению с остальной Германией были далеко впереди.
Реформы в Рейнском Союзе долгое время находились в тени прусских, считаясь продуктами иностранного господства. Также считалось, что они стали возможными именно потому, что происходили против прусских. Обе точки зрения являются односторонними, и их можно уверенно отбросить. И прусские реформы, и реформы Рейнского Союза самостоятельны и равно важны, оба типа реформ имеют свою собственную новизну. Идея мобилизации народных сил, участия нации, определявшая прусскую реформу в государствах Рейнского Союза, не играла существенной роли. Здесь во главе угла стояло государство, а не государство и нация. Реформы Рейнского Союза были не такими решительными, как прусские, в плане освобождения либерального, экономического и общественно-политического индивидуализма и конкуренции, а важнейшая общественная реформа – аграрная – была остановлена в самом начале. С другой стороны, реформы Рейнского Союза, по крайней мере, в идее, отвергали сословное общество, отстаивая революционный принцип равенства.
В южной Германии проводником и двигателем реформ было государство. Это, в первую очередь, привело к чрезвычайному усилению монархии: она после конца абсолютизма и при покровительстве Наполеона по-новому укрепилась и получила авторитет и престиж в общественном мнении. Для прогрессирующей буржуазии государство и монархия стали партнерами для продолжения реформ – это создало южно-германский либерализм. Одновременно реформы наполнили буржуазное движение духом французского права и идеей общества свободных и равных собственников. Откат назад аграрной реформы сделал излишней такую сильную реставрацию власти дворянства, как это произошло в Пруссии, и поэтому не воздействовал на общество так отрицательно. Результат реформ поэтому другой, нежели идеи и их первоначальный характер: если в Пруссии возникает либеральное, социальное и динамичное экономическое общество, то на месте Рейнского Союза происходит политическая модернизация прежних конституций, а вследствие отсутствия крупного землевладельческого дворянства в дальнейшем общество в государствах Рейнского Союза смогло сильнее обуржуазиться.

Примечания

1. Созданный в 1806 г. Наполеоном Рейнский Союз из 36 германских государств просуществовал до 1813 г. и обеспечил Франции надежного союзника в противостоянии с Австрией и Пруссией.
2. Медиатизация подразумевала прекращение собственной власти над владением с тем, чтобы передать свои властные полномочия и территорию в руки другому государству (сравнимо с секуляризацией).
3. См. Aretin K. O. v. Vom Deutschen Reich zum Deutschen Bund, in: Moeller, Bernd, u.a., Deutsche Geschichte, Bd. 2 – Fruehe Neuzeit, Goettingen, 1985. S. 208.
4. Это вполне понятно, ведь военные преобразования зависимых государств находились под жестким контролем Наполеона.
5. См. Weis E. (Hg.). Reformen im rheinbuendischen Deutschland, Muenchen, Wien, 1984. S. 368.
6. См. Wehler H.-U. Deutsche Gesellschaftsgeschichte. Bd. I. Vom Feudalismus des Alten Reiches bis zur Defensiven Modernisierung der Reform;ra 1700-1815. S. 139.
7. См. Severin B. Modellstaatspolitik im rheinbuendnischen Deutschland. Berg, Westfalen und Frankfurt im Vergleich, in: Francia. Forlesungen zur westeuropaeischen Geschichte, Bd. 24/2, Sigmaringen, 1998. S. 87.
8. См. Nipperdey T. Deutsche Geschichte 1800-1866. Buergerwelt und starker Staat. 1983. S. 102.

Под ударами войск Наполеона была ликвидирована Священная Римская империя германской нации. Французский император, перекроивший карту Германии, склонил монархов ряда германских государств, прежде всего южной части страны, к созданию в июле 1806 г. Рейнского союза. Акт об образовании этого союза подписали пра­вители 16 государств, затем к документу присоединились еще 20 государств. С точки зрения международного права Рейнский союз являлся объединением суверенных держав, функции совместного органа которого выполняло Федеральное Собрание во Франкфурте-на-Майне - бундестаг. Это была новая веха в становлении германского федерализма.

Согласно Акту (Конституции) Рейнского союза 16 германских государств объявляли о своем суверенитете и попадали под протекторат Франции. Центральным положением акта о Рейнском союзе было создание наступательно-оборонительного альянса, в соответствии с которым Наполеон мог использовать в своих боевых действиях войска союза. В августе 1806 г. государства Рейнского союза заявили о выходе из состава Священной Римской империи германской нации. Это привело к отречению императора Священной Римской империи Франца II, сохранившего титул императора Австрии. По мере продвижения наполеоновских войск к Рейнскому союзу присоединились Саксония и Вестфальское королевство.

Главным, однако, была не смена внешнеполитических ориентиров, а модернизация германских государств, вошедших в Рейнский союз, получившая название "революции сверху". Создание Рейнского союза ликвидировало более 112 мелких государственных единиц, что привело к значительному уменьшению политической раздробленности Германии и явилось крупным шагом вперед на пути радикальных преобразований в южной и западной частях страны. Хотя Рейнский союз осложнял решение проблемы создания единого государства, тем не менее он прокладывал путь от старой империи к новым политическим формам отношений между государствами на федеративных началах. Его деятельность обогатила историю конституционного права Германии, явилась важным этапом на пути формирования следующего государственного образования - Германского союза, создатели которого использовали опыт прежней конструкции, в частности, организационный принцип Акта (Конституции) Рейнского союза. Были проведены реформы в области конституционного права, управления, экономики, финансов. Монархи южногерманских и некоторых центральногерманских государств допустили принятие конституций, которые были призваны стимулировать

30 Ibid., S. 32-33. 36


Граждан поддерживать свои государства. В конституциях некоторых государств, например, Баварии, были зафиксированы даже основные права человека.



Конституционные традиции в имеющей богатую 1000-летнюю историю Баварии начали складываться в начале XIV в. Так еще в 1300 г. создавались "земельные сословия" из помещиков, духовенства, а также граждан городов. Ставшая в 1806 г. королевством, Бавария в конституции от 25 мая 1808 г. определила принципы взаимодействия между администрацией и юстицией. На основе "эдикта о сословном собрании" от 26 мая 1816 г. "конституционная грамота королевства Бавария" 8 июля 1818 г. вводит принцип представительства в "сословном собрании", в результате чего монарх участвует в законодательстве. Сословное собрание состояло из двух палат: "Аристократической палаты", куда входили назначенные королем имперские совет­ники, и "демократической" - депутаты, избираемые народом. Благодаря этому конституционно было закреплено участие народа в законодательстве и делах прави­тельства. Можно сказать, что принятая в 1818 г. конституция, где впервые закреп­лялись равенство всех граждан перед законом, неприкосновенность личности и имущества, свобода совести и независимость судей, положила начало парламентской демократии в Баварии.

Проведенные в Пруссии в 1807-1808 гг. по инициативе главы правительства Г. Штейна реформы конституционного права и городского управления способство­вали расширению полномочий демократически избранных органов самоуправления.

Роспуск Рейнского союза произошел в конце наполеоновской эпохи. Большинство участников Союза во главе с Баварией в октябре 1813 г. присоединились к коалиции Пруссии, России и Австрии и вступили в борьбу против французского императора.



ГЕРМАНСКИЙ СОЮЗ

После разгрома Наполеона победители приступили к созданию нового междуна­родного порядка, включавшего проблемы урегулирования отношений между гер­манскими государствами. Эти темы стояли на повестке дня Венского конгресса (ноябрь 1814 - июнь 1815 гг.). В соответствии с решениями первого Парижского мира (30 мая 1814 г.), германские государства должны были быть независимы и объединены на федеративных началах. Правительства германских государств в июне 1815 г. приняли конституционный документ - "Союзный акт", в котором Союз государств характеризовался как "нерасторжимый". Он состоял из 39 государств -35 княжеств и 4 вольных города 31 . Наибольшим влиянием в Союзе обладали Австрия и Пруссия, соперничество которых за гегемонию в германских государствах заняло впоследствии более полувека.

Германский "Союзный акт" был дополнен Венским заключительным актом от 15 мая 1820 г., на основе которого был принят Основной закон Германского союза. Согласно Венскому заключительному акту, с точки зрения международного права Германский союз был "объединением германских суверенных княжеств и вольных городов". Основными задачами Союза являлись: сохранение внутренней и внешней безопасности Германии, а также обеспечение независимости и нерушимости границ германских государств.

Конституционным органом Союза являлось Федеральное собрание-бундестаг. Мес­том этого единственного общегерманского органа стал один из четырех вольных городов - Франкфурт-на-Майне. Участники Союза имели право заключать союзы с иностранными государствами, если они не были направлены против безопасности Германского союза или его членов. В состав бундестага, заседания которого прохо­дили под председательством Австрии, входили полномочные представители всех государств Союза. Таким образом, бундестаг представлял Германский союз в его полном объеме, являлся постоянным конституционным органом его воли и действия.

31 Гилкин НС. Создание Германской империи. 1815-1871. М., 1986.


По Венскому заключительному акту пленарные заседания бундестага проводились только для голосования, причем каждый из участников Союза обладал как минимум одним голосом, а крупные государства имели до 4 голосов. Предварительное решение готовилось на заседаниях так называемого "узкого совета", в котором только 11 самых крупных государств имели право полного голосования, а малые страны обладали лишь 6 голосами.

Полномочия бундестага были ограничены: он как конституционный орган Союза не мог принимать законы прямого действия для участников Германского союза и граждан входящих в это объединение государств. Принятые на пленарных заседаниях законы бундестаг мог только рекомендовать союзным государствам для их рассмот­рения и возможной реализации. Важным решением Венского конгресса было включение в "Союзный акт" статьи, которая предусматривала введение в государст­вах Союза "сословно-представительных конституций".

Закрепление конституционных элементов проходило параллельно с развитием капиталистических отношений в Германии, что способствовало становлению единого внутреннего рынка, создавало предпосылки для более тесного политического взаимо­действия германских государств в поисках пути создания единого национального госу­дарства на принципах федерализма.

Рейнский союз - I. Первый союз носивший это имя был заключен между тремя духовными курфюрстами, епископом мюнстерским, королем шведским (как князем бременским), Пфальц-Нейбургом, Брауншвейг-Люнебургом и Гессен-Касселем во Франкфурте на Майне 14 августа 1658 г. ; к этому союзу примкнула, 15 августа, и Франция. Целью союза была взаимная защита, а также охрана немецких владений Швеции от императора и Бранденбурга.

Р. союз распался после мюнстерской войны 1667 г. Ср. Joachim, "Die Entwickelung des Rheinbundes vom J. 1658" (Лейпциг, 1886). II. Второй Р. союз относится к началу XIX в. Давно уже Франция старалась уничтожить влияние на западную Германию со стороны Австрии и Пруссии.

К этой цели стремился и Наполеон I, учреждая Р. союз. 12 июля 1806 г. был подписан в Париже договор между Наполеоном и германскими государями (Бавария, Вюртемберг, Баден, Дармштадт, Клеве-Берг, Нассау, Гогенцоллерн, Лихтенштейн и др.). Этим актом Наполеон признавался протектором коалиции, принимавшей имя Р. союза. В основе организации союза лежали безусловная покорность Франции во внешней политике и военных делах и увеличение власти государей над подданными в делах внутреннего управления.

Князья обратились в вассалов Наполеона, обязывавшись держать для него наготове войско в 63000 человек и участвовать вместе с Францией во всех ее войнах. Чтобы уничтожить воспоминание о "священной римской империи", город Регенсбург - прежнее место собраний имперского сейма - в 1810 г. был присоединен к новому баварскому королевству. В Р. союзе числилось в 15 раз меньше государств, чем их было в империи; число жителей достигало 8 миллионов.

Образованию союза много содействовал архиепископ майнцский, Карл фон Дальберг, получивший город Франкфурт на Майне и звание князя-примаса . Он был назначен наместником Наполеона в Р. союзе. Организация армии союза и укрепление границ были в руках французских офицеров и инженеров; договора по делам союза заключались в Париже.

Имперские законы, суд и сейм были упразднены, равно как и старинные конституционные формы, стеснявшие абсолютизм (например, вюртембергские земские чины). Во многих странах была сделана общеобязательной военная служба. В администрации и сборе податей введено больше порядка, устранены отжившие судебные процессы, введен кодекс Наполеона (Баден, Вестфалия).

Новый режим, установленный в некоторых государствах Р. союза, очень близко подходил к просвещенному абсолютизму: то же недоверие к общественным силам, то же полновластие администрации. Распространение кодекса Наполеона имело огромное значение: объявляя гражданское равенство, он приводил к необходимости освобождения личности крестьянина. Под давлением Наполеона члены Р. союза стали издавать законы, отменявшие крепостную зависимость крестьян.

Сам Наполеон в 1807 г . уничтожил крепостное состояние в Вестфалии, в 1808 г. - в герцогстве Бергском, в Эрфурте, Байрейте и др. В состав Р. союза вошли также медиатизированные имперские чины - множество мелких князей, утратившие свои феодальные права и поглощенные крупными соседями.

После решительной победы над Пруссией (1807) Наполеон включил в состав Р. союза Саксонию, Вестфалию, курфюршество Вюрцбургское, герцогства Мекленбургское и Ольденбургское, княжества Шварцбург, Ангальт и Вальдек. В центре Р. союза Наполеону принадлежал город Эрфурт.

Отношение Наполеона к странам Р . союза было вполне деспотичное; всякая оппозиция немедленно подавлялась; книгопродавца Пальма, по приказанию Наполеона, расстреляли за то, что он не назвал автора брошюры: "Германия в своем глубочайшем унижении". Хотя члены союза боялись, да и не хотели разорвать с Наполеоном, но его деспотизм вызвал всеобщую оппозицию. Взрыв национального чувства, охвативший Пруссию, отразился и в других немецких землях (1813).

После лейпцигской битвы и отступления разбитой французской армии за Рейн началось быстрое разложение Р . союза. В ноябре 1813 г. были заключены Австрией договора с Вюртембергом, Баденом, Гессен-Дармштадтом, Нассау, Кобургом и др. Владетельные князья, при Наполеоне лишенные престола, вернулись в свои владения. За бывшими членами Р. союза сохранены были все верховные их права и территориальные приобретения.

Королевство Вестфальское пало, в Ганновере восстановлено было владычество короля английского . Реставрированные князья вернулись к "доброму старому времени", и в Германии началась реакция. П. К-ий.

  • БЕРНАДОТ - БЕРНАДОТ (Bernadotte) Жан Батист (26.1. 1763, По,- 8.3.1844, Стокгольм), маршал Франции (1804), в 1818-44 король Швеции под именем Карла XIV Юхана, основатель швед, династии Бернадотов. До 1789 служил...
  • БЕРТЬЕ - БЕРТЬЕ (Berthier) Луи Александр (20.11. 1753- 1.6.1815), военный деятель наполеоновской эпохи, маршал Франции (1804), участник войны за независимость в Сев. Америке (1775- 1783). Род. в Версале. С 179...
  • БОГАРНЁ - БОГАРНЁ (Beauharnais) Эжен, в некоторых изд.- Евгений (3.9.1781, Париж, -21.2.1824, Мюнхен), франц. генерал, пасынок Наполеона I Бонапарта. Участвовал в Итальянском походе Наполеона 1796-97, Египетско...
  • БУЛОНСКИЙ ЛАГЕРЬ - БУЛОНСКИЙ ЛАГЕРЬ (экспедиция), база, созданная Наполеоном в районе Булони, где он в 1801-05 готовил десант для переброски через Ла-Манш в Англию. К авг. 1805 в лагере было сосредоточено 130 тыс. войск...
  • Бертье Александр - Бертье Александр (Berthier) - князь и герцог Нефшательский, князь Вагpамский - французский маршал, род. в 1753 г., службу начал в инженерных войсках и, отправившись с Лафайетом в Америку, сражался там...
  • Бородино - Бородино - село Московской губ., Можайского уезда, приобрело громкую известность вследствие сражения 26 авг. 1812 г. между русскими под начальством кн. Кутузова и французами под предводительством Напо...
  • Будберги - Будберги (Budberg), называемые собственно Бённингаузенами (Boenninghausen) - дворянский род, происходящий из Бённикгузена (Bennichusen) в Вестфалии и переселившийся в XIII веке в Лифляндию, был при шв...
  • Наполеондор - Наполеондор (Napolon d"or) - французская золотая монета в 20 франков, чеканившаяся с 1808 г. императором Наполеоном I; по величине и весу равна прежним луи (см.) или луидорам. На лицевой ее стороне по...
  • Коалиция - Коалиция - союз, в особенности союз государств для мирного или военного противодействия одному какому-либо государству; таковы были, например, К. против Людовика XIV или против первой французской респ...
  • Коленкур - Коленкур (Арман-Огюст-Луи de Caulaincourt, 1772 - 1821) - герцог Виченцы, французский дипломат, принимал участие в походе 1792 г., но, как аристократ, был заключен в тюрьму. Когда сзывалось всенародно...
  • Протектор - Протектор - защитник, покровитель; титул, принятый Кромвелем (см.). Протектор рейнского союза - титул, принятый Наполеоном I в качестве главы рейнского союза.
  • Левенбунд - Левенбунд (общество льва) - союз рыцарей, основанный в 1379 г. в Висбадене для поддержания мира и для взаимной помощи; члены его назывались рыцарями льва. Впоследствии он соединился с обществами св. В...

Рейнский союз (Confederation of the Rhine) (1806- 13), объединение ряда гос-в Центр, и Юж. Германии. После победы под Аустерлицем (1805) Наполеон, аннексировавший весь левый берег Рейна, провозгласил создание Р.с. под своим протекторатом. Входившие в него мелкие герм, княжества должны были отречься от "Священной Римской империи", к-рая объявлялась распущенной. После разгрома Пруссии под Йеной (1806) еще неск. княжеств и городов присоединились к Р.с., так что Наполеон постепенно расширил свои владения до р. Эльба. Немцы приветствовали создание Р.с., считая его шагом на пути к объединению, однако на самом деле Наполеону просто необходимо было поставить заслон против Пруссии и Австрии. Когда же в рез-те континентальной блокады начались эконом, трудности, идея Р.с. стала менее популярной, тем более что его членам вменялось поставлять рекрутов в армию Наполеона во время кампании 1813г. После поражения Наполеона под Лейпцигом Р.с. распался: его членыодин за др. стали заключать мир и переходить на сторону Четверного альянса в составе Пруссии, Англии, России и Австрии. Венский конгресс закрепил раздробленность Германии, создав Германский союз.

Похожие статьи

© 2024 liveps.ru. Домашние задания и готовые задачи по химии и биологии.