Социально-психологическая рефлексия и перцепция: понятие и методы исследования. Социальная рефлексия Рефлексия в социальной психологии

Рефлексия в социальной психологии

В социальной психологии термин "рефлексия" принимается условно. Как пишет Г. М. Андреева "в социальной психологии под рефлексией понимается осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению" . Рефлексия - это не просто знание или понимание субъектом самого себя, но и выяснение того, как другие знают и понимают "рефлектирующего", его личностные особенности, эмоциональные реакции и когнитивные представления. Рефлексия здесь - процесс удвоенного, зеркального взаимоотражения субъектами друг другом, содержанием которого выступает воспроизведение, воссоздание особенностей друг друга.

Рефлексия как механизм процесса саморегуляции

Проблемой саморегуляции на протяжении длительного времени занималась Зейгарник Б.Ф.. Механизмом саморегуляции Блюма Вульфовна считала рефлексию. Рефлексия является важнейшим механизмом процесса саморегуляции, ибо позволяет человеку выйти во внешнюю позицию по отношению к себе, своим действиям, что и делает возможной их сознательную регуляцию.

Рефлексия в таком подходе рассматривается как обращенность субъекта на себя и свою деятельность. "Рефлексия останавливает (фиксирует) процесс деятельности, отчуждает и объективирует его, что и делает возможным осознанное воздействие на этот процесс" .

В определении рефлексии Зейгарник опирается на С.Л. Рубинштейна, говорившего о том, что "рефлексия как бы приостанавливает, прерывает непрерывный процесс жизни и выводит человека мысленно за ее пределы. Человек как бы занимает позицию вне ее".

Роль рефлексии в процессе саморегуляции заключается в осознании неверной модели решения и в ее перестройке.

Способность к рефлексии

Итак, мы рассмотрели основные теоретические положения в изучении рефлексии. Нами было замечено, что практически каждый из исследователей, занимающийся проблематикой рефлексии, говорит об остановке деятельности, как о формальном признаке перехода на рефлексивный уровень движения мысли, о конструктивной функции рефлексии, заключающейся в осознании, осмыслении, переосмыслении неверных способов действий с целью их коррекции для успешного функционирования. Но в то же время, каждый исследователь в определение рефлексии закладывает разную предметность.

Для того чтобы оценить применимость того или иного способа изучения рефлексии, важно, в первую очередь, фиксировать, в каком контексте рассматривается рефлексия.

Многими авторами отмечается, что изучать рефлексию в непосредственном, чистом виде невозможно. Обращение к рефлексии как к рефлексии вообще накладывает некоторые ограничения на эффективность ее исследования. Поэтому часто с целью более эффективного измерения рефлексии вводится и изучается такая категория как способность к рефлексии.

Для начала рассмотрим понятие "способность". В отечественной психологии ведущим остается определение Б.М. Теплова, который выделил в основе способностей индивидуально психологические особенности, отличающие одного человека от другого. Имеются в виду только те особенности, которые имеют отношение к успешности выполнения деятельности, и не сводятся к наличным знаниям, умениям, навыкам, но которые могут объяснять легкость и быстроту их приобретения.

Отмечается, что "способность - сложное, синтетическое образование, которое включает в себя целый ряд данных и свойств, вырабатывающихся в специально организованной деятельности, без которых человек не был бы способен к какой-либо конкретной деятельности" (С.Л. Рубинштейн).

Возможность развития способностей признается в деятельности. "От природы способностей не может быть, ведь способы необходимо каждому человеку выработать, приобрести каким-то образом в деятельности", - пишет В.С. Юркевич, понимая под способностями способы выполнения деятельности.

Что касается способности к рефлексии, то она, как и любая другая способность, развивается в контексте определенной деятельности.

Так, способности к рефлексии представляются внутри какой-либо структуры (например, в структуре мышления, коммуникации).

В нашей работе мы будем исследовать способности к рефлексии в контексте мышления, в процессе решения человеком творческой задачи. На основе анализа литературы, посвященной исследованию феномена рефлексии, было обнаружено, что именно при решении творческой задачи человек предстает как целостная личность (в такой ситуации более всего корректно исследование способности к рефлексии).

Рабочим определением рефлексии для нас выступит определение, данное С.Ю. Степановым. Способным к рефлексии мы будем называть человека, могущего в поисках выхода из проблемной ситуации, успешного решения задачи, переосмыслить "интеллектуальные и личностные содержания своего индивидуального сознания".

Социальная рефлексия - это внутреннее представительство другого во внутреннем мире человека. Вот что пишет об этом Е. Мелибруда: «Человек, который является объектом моего восприятия, не просто источник сигналов, которые я получаю и обрабатываю. Я воспринимаю его также как субъекта, воспринимающего меня, думающего обо мне, оценивающего, понимающего меня... Я не только ввожу его в свой внутренний мир... но и делаю эту личность как бы присутствующей во мне в качестве кого-то, кто в свою очередь вводит меня в свой внутренний мир». Представление о том, что думают обо мне другие, - важный момент социального познания. Это и познание другого через то, что он (как я думаю) думает обо мне, и познание себя гипотетическими глазами другого.

Чем шире круг общения, чем больше разнообразных представлений о том, как он воспринимается другими, тем больше в конечном счете человек знает о себе и других. Включение партнера в свой внутренний мир - самый эффективный источник самопознания в процессе общения.

Пояснить этот тезис можно на примере знаменитого «окна Йогари».

Каждая личность есть совокупность четырех психологических пространств.

В начале общения можно следующим образом изобразить объем каждого из названных личностных пространств:

Таким образом, раскрывая другим в процессе общения своей внутренний мир, мы сами получаем доступ к богатствам собственной души.

Аттракция

В данном контексте этот термин означает механизм понимания партнера по общению на основе глубокого чувства к нему. Причем не важно, какого знака это чувство: легче понять друга и врага, чем чужого и чуждого вам человека. Аттракция не гарантирует формирования «объективного» взгляда на человека, она дает понимание его чувств, состояний, представлений о жизни. Хотя, с точки зрения А. Маслоу, аттракция - это путь к объективности: «... восприятие любящего человека... позволяет любящему так тонко чувствовать объект своей любви, так полно познать его, как никогда не сможет тот, кто не любит». Источник таких богатых познавательных возможностей аттракции А. Маслоу видит в том, что любящий человек менее склонен к управлению, манипулированию, «улучшению» объекта любви. Если принимаешь человека таким, какой он есть, считает замечательный психолог-гуманист, значит, ты объективен в своих оценках.

Каузальная атрибуция

Наконец, обратимся к третьей ситуации социального познания - механизму каузальной атрибуции. Ситуация совместной деятельности предполагает понимание партнерами друг друга. Без этого она просто не может быть успешной, а то и совсем состояться. Но не только необходимость объединить усилия запускает механизм причинного приписывания. Судя по многочисленным исследованиям, «познавать» причины поступков других людей и отвечать на вопрос: «Что за этим стоит?» - стойкое человеческое пристрастие.

«Меня не любят вещи. Мебель норовит подставить мне ножку. Какой-то лакированный угол однажды буквально укусил меня. С одеялом у меня всегда сложные взаимоотношения. Суп, поданный мне, никогда не остывает. Если какая-нибудь дрянь - монета или запонка - падает со стола, то обычно закатывается она под трудно отодвигаемую мебель. Я ползаю по полу и, поднимая голову, вижу, как буфет смеется» (Ю. Олеша, «Зависть»). Наверное, каждый из нас вспомнит не один эпизод из собственной жизни, когда вещи воспринимались одушевленно, по образу и подобию людей, то есть наделенными намерениями и смыслами. Но если в отношении неживых предметов такое восприятие и такая оценка их «действий», скорее, исключение, то при взаимодействии с настоящими людьми - это норма, правило, социально-психологическая закономерность. Данная удивительная способность толкования поведения присуща каждому человеку, она составляет багаж его житейской психологии. В любом общении мы каким-то образом, даже не задаваясь специальными вопросами, получаем представление о том, «почему» и «зачем» человек что-то сделал. Можно сказать, что человеку дано одновременно с восприятием поступка другого человека воспринимать и его «настоящую» причину.

В социальной психологии существует целый раздел, посвященный изучению закономерностей восприятия причин поступков, - каузальная атрибуция, по-простому - причинное приписывание. В этом разделе четко выделяются теоретическая и экспериментальная линии изучения процесса каузальной атрибуции. Теория пытается возвести в ранг научного анализа те неосознаваемые когнитивные процессы, которые происходят в голове у «наивного испытуемого», занимающегося причинным приписыванием. Наиболее известны схемы каузального анализа, созданные Э. Джонсом и К. Дэвисом, а также Г. Келли. Они отвечают на вопрос, как человек это делает и на основе чего.

Однако наиболее интересный и практически значимый раздел данной дисциплины - это изучение истинности совершаемых нами приписываний, происхождение закономерных ошибок и искажений.

Мысленно проведем небольшой эксперимент. Вы договорились с друзьями встретиться в метро в конкретном месте. Все собрались, нет только одного. Так или иначе общий разговор и мысли каждого возвращаются к причинам его отсутствия. Один думает: «Саша вечно опаздывает, никак не усвоит привычку выходить заранее». Другой размышляет: «Что-то задержало Сашу, видимо, транспорт подвел (или другая внешняя причина)». Наконец, тому, кто договаривался, может прийти в голову и такое объяснение: «Я неправильно указал Саше место встречи, он ждет нас в другом». Знакомые рассуждения? Какое из них пришло в голову первым лично вам? В различных тематических вариациях данные утверждения составляют три основные причинные схемы.

Иначе говоря - три привычных способа интерпретации причин поведения другого. Первая схема - приписывание причин случившегося себе (я договаривался) или автору ситуации (он договаривался, он и сказал неправильно). Это личностная атрибуция. Склонные к данной схеме люди всегда знают «автора» произошедшего события. Вторая схема - объектная атрибуция, приписывание ответственности тому, с кем нечто произошло. В нашем случае - опаздывающему. Наконец, третья схема - ситуационная атрибуция. «Виноватыми» оказываются обстоятельства.

В жизни мы время от времени пользуемся всеми тремя схемами, но тяготеем, испытываем личную симпатию к одной-двум. Причем что очень важно: используемая схема представляется нам самим не субъективным психологическим пристрастием, а отражением объективной реальности, так сказать, истиной в последней инстанции: именно так и есть, я же знаю. Увы, «...люди склонны думать, что их реакции на реальные вещи основаны на точном восприятии этих вещей. Вместо того, чтобы скромно считать свои впечатления о мире всего лишь его интерпретациями, мы рассматриваем их в качестве объяснений мира или правильных представлений о нем» (Э. Пайнс, К. Маслач). Часто наши дети, наши ученики и воспитанники становятся заложниками каузальных схем взрослых. Ведь одну и ту же поведенческую реакцию взрослый может расценить как «нечто, сделанное назло», «спровоцированное обстоятельствами», «непосредственную детскую реакцию на неудачный комментарий» и др.

Конечно, наши атрибуции не могут быть сплошь ошибочны. Психика, среди прочего, - адаптивный инструмент и, естественно, порождаемые ею сентенции должны соотноситься с реальностью. Но в мире социальных отношений не стоит уповать на безошибочность наших психических построений. Мир этот настолько сложен, перегружен случайностями, индивидуальными смыслами различных людей, что применение любых интуитивных или неосознаваемых шаблонных схем чревато смешными и трагическими ошибками. Пример тому - ошибки каузальной атрибуции.

Под рефлексией понимается навык, который позволяет не только контролировать направленность внимания, но и осознавать собственные мысли, ощущение и общее состояние. Благодаря рефлексии человек имеет возможность наблюдать за собой со стороны и видеть себя глазами людей, которые его окружают. Рефлексия в психологии подразумевает любые поползновения личности, направленные на самоанализ. Они могут проявляться в оценке своих поступков, мыслей и происходящих событий. От того, насколько человек образован и умеет себя контролировать, будет зависеть глубина рефлексии.

Психологическое содержание

Рефлексия в психологии занимает важное место в интегральной структуре личности, о чем свидетельствует широкий спектр признаков и ее многофункциональность. Подобные процессы протекают практически в каждой сфере психологической деятельности.

Рефлексия в мышлении является доказательством того, что человек может контролировать свои мысли и поступки, а его мыслительная деятельность продуктивна.

Философский аспект

Многие философы уверены, что рефлексия в психологии - это один из источников познания. Его предметом становится непосредственно сама мысль. Чтобы механизм работал эффективно, обязательно должна присутствовать объективация. Она необходима для сравнения результатов со способами и процессом рефлексивного представления.

Роль данного явления

Рефлексия необходима для того, чтобы человек имел возможность устанавливать и регулировать адекватные требования к себе, которые базируются на основании критериев, устанавливающихся извне, и специфики самого объекта. Понятие рефлексии в психологии дает возможность совершать самонаблюдение, самоанализ и саморазмышление.

Виды рефлексии

Из-за того что специалисты не могут прийти к единому подходу в изучении данного феномена, существует несколько видов и классификаций:

  • Кооперативная. В этом случае под рефлексией понимается «освобождение» субъекта и его «выход» в новую позицию по отношению к прошлым деятельностям. Акцент ставится на результаты, а не на процессуальные тонкости механизма.
  • Коммуникативная. Рефлексия выступает важнейшей составляющей гармоничного развития общения и межличностного восприятия. Этот показатель чаще всего используется для решения вопросов, которые связаны с проблемами перцепции и эмпатии в общении между людьми. Функции феномена в этом случае следующие: регулятивная, познавательная и развития. Они выражаются в смене представлений об объекте на более адекватные в данной ситуации.
  • Личностная. Дает возможность изучать собственные поступки, анализировать образы и внутреннее «Я». Используется в тех случаях, когда имеет место самораспад личности, требуется коррекция самосознания и построение нового «Я».
  • Интеллектуальная. Объектом выступают знания, касающиеся определенного предмета, и способы взаимодействия с ним. Этот вид рефлексии используется в инженерной и
  • Экзистенциональная. Объектом являются глубинные смыслы личности.
  • Саногенная. Основной функцией считается регулирование эмоциональных состояний и уменьшение страданий и переживаний.
  • Рефлексия в Подразумевается сложная система отношений, которые возникают в процессе взаимодействия личностей.

Формы феномена

Принято рассматривать рефлексию в трех основных формах, которые отличаются в зависимости от тех функций, которые выполняются:

  • Ситуативная. Она обеспечивает вовлеченность субъекта в происходящее и побуждает его анализировать и осмысливать «здесь и сейчас».
  • Ретроспективная. Используется для оценки тех действий и событий, которые уже произошли. Эта форма необходима для структурирования и лучшего усвоения опыта, осознания собственных ошибок и слабых мест. Применяя ретроспективную рефлексию, можно выявить причины своих неудач и поражений.
  • Перспективная. Используется для обдумывания будущей деятельности, подразумевает планирование и определение конструктивных способов воздействия.

Чем полезна рефлексия

Специалисты уверены, что именно рефлексия в психологии считается генератором новых идей. Она позволяет выстраивать реалистичную картинку и обрабатывать получаемую информацию. В результате самоанализа человек меняется и самосовершенствуется. Рефлексивный механизм позволяет преобразовать неявные мысли в явные и получить более глубокие знания.

Данный феномен касается всех сфер жизни человека, включая профессиональную. Понятие рефлексии в психологии необходимо для того, чтобы научиться брать собственную жизнь под контроль и не плыть по течению. Люди, не знакомые с данным феноменом, не умеют организовывать свои действия и четко осознавать, куда необходимо двигаться дальше.

Очень важно не путать рефлексию с самосознанием. Оно подразумевает ориентацию на самого себя. Рефлексия концентрирует внимание на том, что уже происходило. Она необходима каждому человеку, особенно тем людям, которые занимаются интеллектуальной работой и имеют межличностный контакт и групповое взаимоотношение.

Как тренировать и развивать рефлексию

Давно не секрет, что очень важна рефлексия в которые помогают ее развивать, необходимо проделывать регулярно, только тогда они принесут результат. Это поможет измениться в лучшую сторону и научиться адекватно воспринимать собственные поступки и мысли.

  • Анализ действий. После принятия решений или тяжелых ситуаций необходимо обдумывать свои поступки и смотреть на себя со стороны. Необходимо подумать, возможно, был еще один выход, более удачный при сложившихся обстоятельствах. Также нужно проанализировать, какие выводы можно сделать и какие ошибки не стоить повторять в следующий раз. Это поможет разобраться, что такое рефлексия в психологии. Примеры могут быть различные, но цель упражнений одна: осознать факт собственной уникальности и уметь контролировать свои действия.
  • Оценка прошедшего дня. Человек должен взять за привычку в конце каждого дня анализировать все события и мысленно «прогонять» в памяти произошедшие эпизоды. Концентрироваться следует на тех, которые вызывают чувство неудовлетворенности. Стоит посмотреть на них глазами незаинтересованного наблюдателя, возможно, это поможет выявить собственные недочеты.
  • Общение с людьми. Социальная рефлексия в психологии подразумевает общение с людьми и постоянное улучшение собственных Периодически необходимо сверять мнение о человеке, которое сложилось, с реальностью. Для открытых людей это не станет проблемой, а вот замкнутому человеку придется больше работать над собой.

Стоит расширить круг знакомых и пообщаться с людьми, которые имеют отдельную и кардинально непохожую точку зрения. Попытки понять такого человека заставляют рефлексию активизироваться. Это делает ум более гибким, а виденье - широким. В результате такого упражнения человек научится принимать взвешенные и обоснованные решения, а также видеть различные способы решения проблемы.

Социальная рефлексия в психологии является довольно мощным оружием, которое помогает лучше понимать себя и других людей. Со временем появляется способность предугадывать чужие мысли и прогнозировать поступки.

Признаки рефлексии

Психологи выделяют несколько основополагающих признаков такого явления, как рефлексия:

  • Глубина. Она характеризуется степенью проникновения во внутренний мир человека, который уже содержит миры других людей.
  • Обширность. Этот показатель отражает количество людей, чьи миры рассматриваются.

С какими процессами связана рефлексия

Умение регулировать, контролировать и управлять своим мышлением невозможно без таких процессов, как оценка.

С помощью анализа можно разбить всю информацию на блоки и структурировать ее. Не менее важным является определение главного и установления взаимосвязи с второстепенным. Синтез помогает комбинировать все элементы и получать цельный новый объект. Оценка дает возможность определить важность материала и самой цели. Критерии могут отличаться, они определяются в зависимости от сложившейся ситуации.

Виды слушанья

Не каждый человек знает, в чем заключается главный смысл и что таит в себе это определение. Рефлексия в психологии - это умение управлять собой. Помочь развить этот навык помогает слушанье:

  • заключается в активном молчании. Техника подразумевает ободряющие фразы и жесты, а также те, которые будут побуждать человека открыться.
  • Рефлексивное слушанье - это обратная связь с тем, кто говорит. Добиться ее можно с помощью таких приемов: выяснения, перефразирования, отражения чувств и резюмирования.

– способ познания самого себя, применяющийся в таких научных сферах как психология, философия и педагогика. Этот метод позволяет человеку обратить внимание на свои мысли, чувства, на знания и умения, на отношения с другими людьми.

В медитации можно отлично познать себя

Определение рефлексии

Термин «рефлексия» происходит от позднелатинского слова «reflexio», что переводится как «обращение назад». Это состояние, во время которого человек обращает внимание на собственное сознание, глубоко анализирует и переосмысляет себя самого.

– это способ осознания результатов деятельности человека. В процессе рефлексирования человек внимательно изучает свои мысли и идеи, рассматривает накопленные знания и полученные умения, обдумывает совершенные и планируемые действия. Это позволяет лучше узнать и понять самого себя.

Способность делать выводы на основе саморефлексии – уникальная черта, отличающая человека от животных. Этот метод помогает избежать многих ошибок, возникающих при повторении одних и тех же действий с ожиданием разного результата.

Понятие рефлексии были сформировано в философии, но сейчас оно широко распространено в педагогической практике, науковедении, разных областях психологии, физике и военном деле.

Формы рефлексии

В зависимости от времени, взятого за основу во время рефлексирования, оно может проявляться в 3 основных формах:

  1. Ретроспективная форма. Характеризуется анализом прошедших событий.
  2. Ситуативная форма. Выражается реакцией на события, происходящие с человеком в прямо сейчас.
  3. Проспективная форма. Рефлексии подвергаются события будущего, пока не произошедшие. Это мечты, планы и цели человека.

Ретроспективный анализ прошлого в жизни человека

Наиболее распространённой считается ретроспективная рефлексия. Она применяется в педагогике, при закреплении материала учениками, и в психологии, при анализе событий прошлого для решения психологических проблем.

Виды рефлексии

Рефлексивная позиция разделяется на несколько основных групп, в зависимости от объекта рефлексирования:

  • личностная, включающая в себя самоанализ и изучение собственного «Я», достижение ;
  • коммуникативная, анализирующая отношения с другими людьми;
  • кооперативная, осмысляющая совместную деятельность для достижения цели;
  • интеллектуальная, обращающая внимание на знания, умения и навыки человека, а также на сферы и способы их применения;
  • социальная рефлексия, познающая внутреннее состояние человека через то, как его воспринимают и что о нём думают другие люди;
  • профессиональная, помогающая проанализировать движение по карьерной лестнице;
  • учебная, позволяющая лучше усвоить материал, полученный на уроке;
  • научная, обращённая к осмыслению знаний и умений человека, связанных с наукой;
  • экзистенциональная, обдумывающая смысл жизни и другие глубокие вопросы;
  • саногенная, направленная на контроль эмоционального состояния личности.

Профессиональная рефлексия позволит понять к чему вы пришли и куда дальше идти по карьере

Развитие рефлексии

Научиться рефлексии способен любой человек. Чтобы запустить процесс, стоит больше практиковаться, выполняя простые психологические упражнения. Они приучат человека анализировать всё, что вокруг него происходит, и проживать свою жизнь осмысленно.

Взаимодействие с миром

Рефлексирование – это всегда реакция на внешнее воздействие. Всё, чем наполнено сознание человека, пришло к нему извне. Поэтому лучшей тренировкой рефлексии станет взаимодействие с миром вокруг него: с чужим мнением, критикой, конфликтами, сомнениями и другими сложностями.

Контакты с раздражителями, поступающими извне, расширяют диапазон рефлексивности человека. Общаясь с другими людьми, человек учится понимать их, и это позволяет ему легче и проще понимать самого себя.

Нужно постоянно выходить из своей зоны комфорта, иначе мы не развиваемся

Пообщайтесь с человеком, имеющим отличную от вашей точку зрения на важные вопросы, или с живущим противоположным образом жизни. Начните необычную для вас книгу в жанре, который вы прежде не пробовали читать, послушайте музыку, с которой прежде не были знакомы, и вы удивитесь, как много нового и необычного есть вокруг вас.

Анализ одной вещи

Нейробиологи считают, что большой объём информации, получаемый в современном темпе жизни, плохо сказывается на мыслительных функциях и памяти человека. При обилии ненужных знаний новая информация плохо усваивается, создаёт помехи в процессе мышления. Поэтому важно анализировать вещи и отношения, занимающие мысли человека.

В процессе этой тренировки нужно выбрать один предмет и детально его проанализировать. Рассмотрению может подвергаться новая интересная книга, любимый сериал, понравившаяся песня или, скажем, общение с новым знакомым.

Анализируя вещи нужно задавать себе ряд определенных вопросов

Думая о предмете анализа, задайте себе следующие вопросы:

  1. Полезен ли этот предмет для меня?
  2. Узнал ли я что-то новое благодаря ему?
  3. Могу ли я использовать эти знания?
  4. Какие чувства у меня вызывает этот предмет?
  5. Хочу ли я изучать его дальше, интересно ли мне?

Эти вопросы помогут избавиться от ненужных вещей в жизни. Они освободят полезное место для более важного и интересного, а также научат сосредотачиваться и отсеивать все лишнее самостоятельно, в автоматическом режиме.

Волнующие вопросы

Чтобы узнать себя лучше, запишите на лист бумаги вопросы, которые волнуют вас. Это могут быть вопросы, возникшие только вчера, или интересующие вас на протяжении долгих годов. Составьте подробный список, а после разделите его по категориям.

Это могут быть вопросы:

  • о прошедших событиях;
  • о грядущем;
  • о взаимоотношениях с людьми;
  • о чувствах и эмоциях;
  • о материальных предметах;
  • о научных знаниях;
  • о духовных материях;
  • о смысле жизни, сущего.

Задавая вопросы самому себе сделайте их волнующими и важными

Какая группа собрала большую часть ответов? Подумайте, почему получилось именно так. Это отличная тренировка, помогающая раскрыть человеку информацию, о которой он мог и не подозревать.

Как перестать рефлексировать?

Многие люди считают, что склонность рефлексировать на постоянной основе вредна, что она негативно влияет на человека, но это естественный компонент жизни любого человека.

Обращение человека к себе, к своим внутренним мотивам и желаниям только укрепляет волю, улучшает результат и эффективность любой деятельности. Однако важно, чтобы рефлексирующий человек эту деятельность совершал: осмысление без действий не принесёт плодов.

Не стоит путать рефлексию с обычным самокопанием: в отличие от последнего, рефлексирование – созидающее, а не деструктивное занятие.

Если саморазвитие доходит до абсурда и вы чувствуете, что далеки от реальности – нужно от него избавиться:

  • чтение книг о саморазвитии не должно быть просто хобби;
  • меньше посещайте тренинги и больше общайтесь с людьми, гуляйте, общайтесь;
  • если изученные техники и методики не приносят результатов – не зацикливайтесь на них;
  • большинство методик – это бизнес, которые разработаны ради заработка;
  • при достижении своих целей, оставьте идею усовершенствовать их.

Примеры рефлексии

В педагогике

Примером учебной рефлексивности в педагогической практике может стать любое школьное занятие. По ФГОС, в конце урока учитель должен обязательно провести небольшой опрос в символической, устной или письменной форме. Он содержит в себе рефлексивные вопросы, направленные на закрепление материала, на оценку эмоций либо на анализ того, зачем ученику нужна эта информация.

В психологии

Ретроспективная рефлексия активно применяется в психологической практике. Примером может стать консультация психотерапевта, когда он задает пациенту наводящие вопросы и помогает ему провести анализ событий прошлого. Эта методика позволяет справиться с проблемами и заболеваниями, вызванными травмирующими воспоминаниями.

Анализ взаимоотношений с родственниками, друзьями или второй половинкой. Рефлексирующий человек вспоминает события и ситуации, связанные с близким человеком, анализирует свои чувства по отношению к этому. Это помогает понять, в правильном ли направлении идут отношения, и что стоит изменить.

Коммуникативная рефлексия необходима чтобы проанализировать отношения с близкими

– способ анализа сознания человека, позволяющий лучше узнать самого себя. Это умение отличает людей от животных. Для развития рефлексии можно использовать интересные методы: взаимодействие с миром, поиск новой информации, отличной от интересов человека, подробный анализ одной вещи и составление списка вопросов, которые волнуют человека больше всего.

РЕФЛЕКСИЯ - понятие философского дискурса, характеризующее форму теоретической деятельности человека, которая направлена на осмысление своих собственных действий, культуры и ее оснований; деятельность самопознания, раскрывающая специфику душевно-духовного мира человека. Рефлексия в конечном итоге есть осознание практики, мира культуры и ее модусов - науки, искусства, религии и самой философии. В этом смысле рефлексия есть способ определения и метод философии, а философия - рефлексия разума. Рефлексия мышления над предельными основаниями знания и жизнедеятельности человека составляет собственно предмет философии. Изменение предмета философии выражалось и в изменении трактовки рефлексии. Рефлексия имеет два смысла - размышления, объективирующегося в языке и произведениях культуры, и собственно рефлексии, размышляющей об актах и содержании чувств, представлений и мысли.

Одной из проблем, поставленной в связи с процедурами рефлексии, была возможность существования дорефлективного и в принципе нерефлектируемого опыта. Если классический рационализм не допускал существования до- и внерефлективного опыта, постепенно расширяя сферу действия рефлексии от восприятия до воли, коль скоро рефлексия предполагает усилия мысли и воли, то иррационализм подчеркивал нередуцируемость непосредственного опыта, его изначальность и неподвластность рефлексии. Нередко рефлексия отождествляется с процессами самосознания, самопознания, самопонимания и понимания Другого, хотя уже давно в истории философии акты самосознания относились к антропологии и психологии, а акты рефлексии - к способам организации и обоснования мышления, ориентированного на постижение истины, и тем самым к внеличностному, божественному или трансцендентальному знанию. Выдвижение идеи рефлексии и ее приложение к познавательным актам было связано с метафизикой света и с трактовкой знания как «естественного» или «божественного» света разума.

Особенностями рефлексии являются:

1) ретроспективность, предполагающая, что мысль поворачивает назад, к опытно-постигающему субъекту,

2) делает объектом размышления его акты и их содержание,

3) противостоит созиданию и предметно-практической деятельности,

4) продуцируя свою субъективность

5) и проводя отстраненную дистанцию между тем, что рефлектируется, и субъектом рефлексии.

Метафизика субъективности, рассматривавшая рефлексию как мышление о мышлении, противопоставляется в современной философии онтологической интерпретации актов понимания, неотторжимых от той действительности, с которой они сопряжены и которую они выражают. Мышление трактуется как мышление-в-потоке жизни, а дистанцирование, с которым связан акцент на рефлексивной трактовке мышления, рассматривается как ограниченное и требующее деконструкции.


Проблема рефлексии впервые была поставлена Сократом , согласно которому предметом знания может быть лишь то, что уже освоено, а т.к. наиболее подвластна человеку деятельность его собственной души, самопознание есть наиболее важная задача человека. Платон раскрывает важность самопознания в связи с такой добродетелью, как благоразумие, которое и есть знание самого себя; существует единое познание, которое не имеет другого предмета, кроме себя самого и прочих познаний. Теоретическое умозрение, философская рефлексия, оценивается как высшая добродетель. У Аристотеля рефлексия рассматривается как атрибут божественного разума, который в своей чистой теоретической деятельности полагает себя в качестве предмета и тем самым обнаруживает единство предмета знания и знания, мыслимого и мысли, их тождество.

Различие между предметом мысли и мыслью, по Аристотелю, присуще человеческому разуму, для божественного разума характерно тождество мысли и предмета мысли: «разум мыслит самого себя, раз мы в нем имеем наилучшее, и мысль его есть мышление о мышлении». В философии Плотина самопознание было методом построения метафизики; различив в душе ощущение и рассудок, он полагал самопознание атрибутом только последнего: только ум может мыслить тождество самого себя и мыслимого, ибо здесь едины мысль и мысль о мысли, т.к. мыслимое есть живая и мыслящая активность, т.е. сама активная мысль.

Самопознание есть единственная функция ума, рефлексия связана с самосозерцанием софийной мудрости, с переносом объекта внутрь субъекта и созерцанием его как нечто единого, в таком случае процесс созерцания аналогичен процессу самосозерцания. Лишь погрузившись в недра собственного духа, человек может слиться воедино и с объектом созерцания, и с «приблизившимся в тиши божеством», его душа становится самодушой, а ум - самоумом, который порождает из недр собственного духа и внешние предметы. Античную философию интересовали прежде всего пути приобщения человека к миру идей (эйдосов). Самосознание личности, обоснование морального решения в самом субъекте предполагает не просто моральную суверенность личности, но обоснование всех норм и регулятивов самим субъектом с помощью его размышления. Добродетель для античной философии совпадала со знанием, а эйдетический дискурс совпадал с этико-аксиологическим.

В средневековой философии рефлексия рассматривалась прежде всего как способ существования божественного разума и как способ существования духа на пути к вере: дух познает истину постольку, поскольку возвращается к самому себе. Августин полагал, что наиболее достоверное знание - это знание человека о собственном бытии и сознании. Углубляясь в свое сознание, человек достигает истины, заключенной в душе, а тем самым приходит к Богу. Согласно Иоанну Скоту Эриугене , созерцание своей сущности Богом и есть акт творения. Фома Аквинский отмечал необходимость рефлексии над актами мышления: «Познается истина интеллектом согласно тому, что интеллект обращается к своим действиям и... познает сами свои действия». Рефлексия трактуется им как специфическая способность ума, которая позволяет постичь универсальное и благодаря которой человек достигает понимания формы. Мыслители Возрождения , выдвигая идею человека как микрокосма, в котором в концентрированной форме выражаются все силы макрокосма, исходили из того, что познание природных сил есть вместе с тем и самопознание человека, и наоборот.

Изменения в трактовке рефлексии в философии Нового времени связаны с выдвижением на первый план проблем обоснования знания и с поиском оснований знания в субъекте. Автономность рефлексии как способа организации знания и была впервые осмыслена в метафизике субъективности. В «Метафизических размышлениях» Декарта рассуждение основывалось на методическом сомнении: достоверным и не поддающимся сомнению является лишь одно - мое собственное сомнение и мышление, а тем самым и мое существование. Добытое с помощью рефлексии сознание о самом себе - единственно достоверное положение - является основанием для последующих заключений о существовании Бога, физических тел и т.д. Локк, отвергая концепцию врожденных идей Декарта, проводит мысль об опытном происхождении знания и в этой связи различает два вида опыта - чувственный опыт и рефлексию (внутренний опыт).

Последняя есть «...наблюдение, которому ум подвергает свою деятельность и способы ее проявления, вследствие чего в разуме возникают идеи этой деятельности». Обладая самостоятельностью по отношению к внешнему опыту, рефлексия тем не менее основывается на нем. Из рефлексии о появлении в нашем уме различных идей возникают идеи времени - последовательности и продолжительности, мышления, активной силы и др. Локк расширяет область рефлексии, полагая, что и чувства могут послужить ее источником. Объектом рефлексии могут стать не только операции нашего ума, но и восприятие, сомнение, вера, рассуждение, познание, желание - «все различные действия нашего ума» (там же). Л.Вовенарг определил рефлексию как «дар, позволяющий нам сосредотачиваться на своих идеях, оценивать их, видоизменять и разными способами сочетать». В рефлексии он видел «исходную точку суждения, оценки и т.д.».

Лейбниц, критикуя различение внешнего и внутреннего опыта у Локка , определял рефлексию как «внимание, направленное на то, что заключается в нас» и подчеркивал существование в душе изменений, которые происходят без сознания и рефлексии. Проведя различие между отчетливыми и неотчетливыми идеями, он связывает первые с рефлексией духа, рефлектирующего над самим собой, а вторые - с истинами, коренящимися в чувствах. В рефлексии он усматривал способность, которой нет у животных, и проводил различие между восприятием-перцепцией и апперцепцией-сознанием, или рефлективным познанием внутреннего состояния монады.

В самосознании и рефлексии он усматривал источник морального тождества личности, переход которой на следующую ступень своего развития всегда сопровождается рефлексией. Лейбниц обратил внимание на трудность, которая возникает при допущении, что будто в душе нет ничего, чего бы она не сознавала, т.е. при исключении бессознательных процессов: «Для нас невозможно рефлектировать постоянно и явным образом над всеми нашими мыслями, в противном случае наш разум рефлектировал бы над каждой рефлексией до бесконечности, никогда не будучи в состоянии перейти к какой-нибудь новой мысли». Он полемизирует с Локком относительно того, что благодаря рефлексии создаются простые идеи. В концепции Лейбница рефлексия становится самостоятельным актом мысли, определяющим его специфику, и выступает как способность монад к апперцепции, к осознанию мыслью своих актов и их содержания.

Кант рассматривал рефлексию в связи с исследованием оснований познавательной способности, априорных условий знания и толковал ее как неотъемлемое свойство «рефлектирующей способности суждения». Если определяющая способность суждения выступает, когда под общее подводится частное, то рефлектирующая способность нужна в том случае, если дано только частное, а общее еще надо найти. Именно благодаря рефлексии производится образование понятий. Рефлексия «не имеет дела с самими предметами, чтобы получать понятия прямо от них», она есть «...осознание отношения данных представлений к различным нашим источникам познания, и только благодаря ей отношение их друг к другу может быть правильно определено».

Кант различал логическую рефлексию, при которой представления просто сравниваются друг с другом, и трансцендентальную рефлексию, при которой сравниваемые представления связываются с той или иной познавательной способностью - с чувственностью или рассудком. Именно трансцендентальная рефлексия «содержит основание возможности объективного сравнения представлений друг с другом». Отношения между представлениями или понятиями фиксируются в «рефлективных понятиях» (тождество и различие, совместимость и противоречие, внутреннее и внешнее, определяемое и определение), в которых каждый из членов пары рефлектирует другой член и вместе с тем рефлектирован им. Рассудочное знание, основывающееся на рефлективных понятиях, приводит к амфиболиям - двусмысленностям в применении понятий к объектам, если не произвести его методологического анализа, не выявить его формы и границы. Такой анализ и совершается в трансцендентальной рефлексии, связывающей понятия с априорными формами чувственности и рассудка и конструирующей объект науки.

У Фихте рефлексия совпадает с философией, трактуемой как наукоучение, т.е. как рефлексия научного знания о самом себе. Рефлексия, подчиняющаяся определенным законам, принадлежит к необходимым способам действий ума. «Наукоучение предполагает известными и значимыми правила рефлексии и абстракции». Шеллинг противопоставляет созидание и рефлексию. Он делает акцент на непосредственном постижении сущности, интеллектуальной интуиции. Вместе с тем рефлексия характеризует третью эпоху в развитии философии как истории самосознания. В высшем акте рефлексии ум размышляет одновременно и об объекте, и о самом себе, «будучи одновременно идеальной и реальной деятельностью». В отличие от Фихте, стремившегося ограничить рефлексию мышлением о самом мышлении, Шеллинг говорил о бессознательном существовании рефлексии в природе, которая в человеке приходит к осознанию и актуализации своих потенций. Природа, становясь объектом рефлексии, «впервые полностью возвращается в саму себя, вследствие чего обнаруживается с очевидностью, что она изначально тождественна тому, что постигается в нас как разумное и сознательное».

В философии Гегеля рефлексия представляет собой движущую силу развития духа. Рассматривая рассудочную рефлексию как необходимый момент познавательного процесса и критикуя в этой связи романтиков, Гегель вместе с тем выявляет ее ограниченность: фиксируя абстрактные определения, рефлексия рассудка не в состоянии выявить их единство, однако претендует на окончательное, абсолютное знание. В «Феноменологии духа» рефлексия духа о самом себе выступает как форма саморазвертывания духа, как основание, позволяющее переходить от одной формы духа к другой. Гегель прослеживает здесь специфику движения рефлексии на каждой из трех ступеней развития духа. Логические формы рефлексии соответствуют историческим формам самосознания, развитие которых завершается в «несчастном сознании», раздвоенном внутри себя и потому фиксирующем абстрактные моменты действительности в их обособленности друг от друга.

Гегель полагал, что в предмете воплощается дух, который обнаруживает в нем самого себя (по выражению Гегеля, сам предмет рефлектирует в самого себя). Существо рефлексии в логически обобщенной форме рассматривается Гегелем в «Науке логики» в связи с анализом сущности и видимости; в отличие от категорий бытия, для которых характерен переход от одного к другому, и от категорий понятия, где речь идет об их развитии, в учении о сущности фиксируется взаимоотношение парных категорий, каждая из которых рефлектируется - отражается, светится в другой.

Гегель выделяет три типа рефлексии:

1) полагающую, которая соответствует описательным наукам,

2) внешнюю, или сравнивающую, которая отражает господство в науке метода сравнения, и

3) определяющую.

Последняя фиксирует моменты сущности в их самостоятельности и обособленности друг от друга. В целом гегелевское учение о рефлексии раскрывает категориальную структуру той науки, которая фиксирует тождество, различие и противоположность, но не постигает противоречия, науки, которая противопоставляет субъекту вещь как свой предмет и не вскрывает их единства, выражаемого в жизни абсолютного духа. Восхождение от абстрактного к конкретному предстает у Гегеля как само-рефлектирующее взаимное отсвечивание абстрактных моментов и схватывание в спекулятивном мышлении их целостности. Рефлексия оказывается у Гегеля способом взаимного отображения и единения противоположностей, формой самосознающего продуцирования духа.

Философии немецкого идеализма, делавшей акцент на рефлексивные механизмы деятельности мышления и отношения мысли к действительности, противостояла другая линия, подчеркивавшая значимость нерефлексивных процессов (философия чувства и веры Ф.Г. Якоби, антропология Л. Фейербаха , философия воли А. Шопенгауэра , философия бессознательного Э. фон Гартмана и др.). С. Кьеркегор , подчеркивая, что единичный индивидуум суть сокрытое, провел различие между объективным и субъективным мышлением. Объективное мышление «безразлично к мыслящему субъекту и его экзистенции, рассчитывает во всем на результат и способствует тому, чтобы человечество обманывалось», субъективное мышление имеет другой тип рефлексии, а именно «вид внутреннего, вид обладания, вследствие чего оно принадлежит именно этому субъекту и никакому другому».

Субъективная рефлексия - двойная рефлексия, которая мыслит всеобщее и одновременно то внутреннее, которым субъективность обладает. Анализ Кьеркегором двойной субъективной рефлексии позволяет ему обратить внимание на проблематичность сообщения, существующего в диалоге, - с одной стороны, внутренне изолированная субъективность «хочет сообщить себя», а с другой - стремится остаться «во внутренности ее субъективной экзистенции». Экзистенциальное сообщение представлено в диалоге, предмет которого находится в сфере междубытийной, в общей территории между бытием вопрошающего и отвечающего. Действительность экзистенции сообщить нельзя, и она выражается лишь в стиле. Кьеркегор обратил внимание не только на принципиальные различия между формами рефлексии, но и на значение диалога как двойной рефлексии, где Я и Другой находятся в отношении двойного отображения, а внутренняя субъективность изолированного мыслителя обретает всеобщую форму и, не растворяясь в Другом, светится его отображенным, рефлективным светом.

В марксизме рефлексия трактовалась как способ обоснования метафизической, рассудочной философии. Негативное отношение к рефлексии как к специфически рассудочному способу выявления особенностей не предмета, а обыденного сознания и его предрассудков предполагало обращение к осмыслению актов мышления-в-истории, которое не противопоставляло бы себя исследуемому объекту, а было бы включено в исторический процесс как его необходимый компонент. Уже в «Святом семействе» К. Маркс и Ф. Энгельс показали, что идеализм сводит реального, действительного человека к самосознанию, а его практические деяния - к мыслительной критике своего собственного идеологического сознания. Критикуя рассудочную рефлексию, противопоставляющую себя практике, Маркс и Энгельс показывают, что в действительности рефлектирующие индивиды никогда не возвышаются над рефлексией.

Принципиальная ограниченность рассудочной рефлексии, ее неспособность проникнуть в существо исследуемого предмета проанализирована Марксом в связи с критикой вульгарной политэкономии, которая закоснела в рефлективных определениях и потому была не способна схватить буржуазное производство как целое. Рассудочную рефлексию Маркс и Энгельс связывали со спецификой развития человека в условиях разделения труда и отчуждения, когда человек превращается в частичного человека, а одностороннее развитие его способностей приводит к тому, что частичная социальная функция становится его жизненным призванием. Именно в таких условиях рефлексия мышления о самом себе становится призванием философа и противопоставляется практике.

Рефлексия становится центральным понятием в европейской философии конца 19 - начала 20 в., выявляя своеобразие предмета философии в системе наук и специфику философского метода. Поскольку философия всегда истолковывалась как рефлексия о знании, как мышление о мышлении, акцент на проблеме рефлексии у современных философов выражает стремление отстоять автономность философии, понять ее предмет как самосознание актов познания и его содержания. Эта линия проводилась в неокантианстве (Коген, Наторп, Нельсон и др.). Вместе с тем Нельсон специально выделяет психологическую рефлексию как средство осознания непосредственного знания (разновидность этой рефлексии - самонаблюдение - явилась главным методом интроспективной психологии).

Гуссерль специально выделяет рефлексию среди всеобщих особенностей чистой сферы переживания, связывая с рефлексией возможность рефлективного поворота взгляда, когда акты мысли становятся предметом внутреннего восприятия, оценивания, одобрения или неодобрения. Рефлексия - это «общая рубрика для всех тех актов, в каких становится очевидно схватываемым и анализируемым поток переживания со всем многообразно встречающемся в нем». Он придает рефлексии универсальную методологическую функцию. Сама возможность феноменологии обосновывается с помощью рефлексии: реализация феноменологии опирается на «продуктивную способность» рефлексии. Рефлексия есть название метода в познании сознания вообще. Феноменология призвана расчленять различные виды рефлексии и анализировать их в различном порядке. Сообразно с общим расчленением феноменологии Гуссерль выделяет две формы рефлексии - естественную и феноменологическую, или трансцендентальную.

«В повседневной естественной рефлексии, а также в рефлексии, осуществляемой в психологической науке. мы стоим на почве мира, предданого в качестве сущего. В трансцендентально-феноменологической рефлексии мы покидаем эту почву благодаря универсальному?ποχ? в отношении бытия или небытия мира». С трансцендентальной рефлексией Гуссерль связывает формирование позиции незаинтересованного наблюдения. Феноменология и есть метод возвращения взгляда от естественной установки к трансцендентальной жизни сознания и его ноэтически-ноэматическим переживаниям, в которых конституируются объекты, которые являются коррелятами сознания. Поздний Гуссерль обратился к понятию «жизненный мир», который трактуется как совокупность до- и внерефлективных установок, практических и дотеоретических позиций, что привело к изменению его отношения к рефлексии. М.Хайдеггер, используя феноменологический метод, истолковывает его онтологически, как путь от сущего к бытию, который позволяет осуществить разрушение метафизики.

Он подвергает критике прежнюю метафизику, отождествлявшую бытие с сущим, рефлексию с репрезентацией (пред-ставлением). «Субъектность, предмет и рефлексия взаимосвязаны. По своей сути repraesentatio опирается на reflexio». «Путем субъективной рефлексии над мышлением, уже учредившим себя в качестве субъективности», невозможно достичь бытия. В прежней метафизике субъективности «бытие объясняется и уточняется из отношения к мышлению. Объяснение и уточнение имеют характер рефлексии, которая дает о себе знать как мышление о мышлении. Мышление как рефлексия означает горизонт, мышление как рефлексия рефлексии означает орудие истолкования бытия сущего». В противовес рефлексии, неразрывно связанной с трактовкой бытия как сущего и мышления как репрезентации, Хайдеггер апеллирует к процедурам герменевтического истолкования и актам понимания, которые и позволяют осмыслить априорные структуры человеческого здесь-бытия (Dasein), и прежде всего заботу.

Экзистенция человека может быть выявлена только тогда, когда он остается один на один с безмолвным голосом своей совести, в страхе перед ничто. Современный постмодернизм, продолжая эту линию деконструкции прежней метафизики, столь же негативно относится к понятию рефлексии и делает следующий шаг, подчеркивая невыразимость внутреннего опыта личности и неподвластность его и рефлексивному анализу - и пониманию. Так, М.Фуко, противопоставляя феноменологию и постмодернистское понимание внутреннего опыта, писал: «В сущности, опыт феноменологии сводится к некоей манере положить рефлексивный взор на какой-то объект из пережитого, на какую-то преходящую форму повседневности - дабы уловить их значения. Для Ницше, Батая, Бланшо, напротив, опыт выливается в попытку достичь такой точки зрения, которая была бы как можно ближе к непереживаемому. Для чего требуется максимум напряжения и в то же время - максимум невозможности». Внутренний опыт оказывается сопряжен с переживаниями в пограничных ситуациях, а рефлексия имеет дело с языком и письмом, которые задним числом фиксируют и передают пережитое.

Вместе с тем в современной философии ряд направлений сохраняют интерес к проблемам рефлексии как способу организации философского и научного знания. Так, неотомисты, различая психологический и трансцендентальный виды рефлексии, обосновывают с ее помощью различные формы знания. Психологическая рефлексия, ориентированная на область стремлений и чувств, определяет возможность антропологии и психологии. Трансцендентальная рефлексия в свою очередь подразделяется на логическую (абстрактно-дискурсивное познание) и онтологическую (направленность на бытие), с помощью которой обосновывается возможность собственно философии, излагаемой по всем канонам докантовской метафизики. В философии науки, постигающей основания и методы научного знания, были предложены различные исследовательские программы. Так, в философии математики в 20 в. были построены не только различные концепции метаматематики, но и различные исследовательские программы обоснования математики - от логицизма до интуиционизма.

В неопозитивизме понятие рефлексии фактически (но без употребления термина) используется при различении вещного языка и метаязыка, т.к. предмет философского и логического анализа ограничивается лишь реальностью языка. В русской религиозной философии живое, универсальное знание, непосредственная интуиция конкретного всеединства, вера противопоставлялись знанию, имеющему своим источником понятийное мышление. Поэтому рефлексия воспринималась как своеобразие западной отвлеченной философии, которому чужда русская мысль. Так, Н.А. Бердяев , считая любые формы объективации грехопадением духа, подчеркивает, что категории, над которыми рефлектирует гносеология, имеют своим источником грех, а «познающий субъект сам есть бытие, а не только противостоит бытию, как своему объекту». А. Белый, развивая антропософский подход к духу, попытался понять историю культуры мысли как историю становления самосознающей души.

В отечественной философии 20 в., особенно в 70-е гг., проблема рефлексии стала предметом философско-методологических исследований. С ее помощью выявлены уровни методологического анализа (В.А. Лекторский, В.С. Швырев), показана специфика методологии как исследования средств и техники работы, как способа организации методологического мышления и деятельности, который «приобщает индивидуальное мышление и индивидуальную деятельность к социальному, общечеловеческому». К началу 80-х гг. произошла не только зафиксированная многими философами «девальвация рефлексии», но и появились различные варианты построения ряда научных дисциплин на базе понятия рефлексии, прежде всего психологии, психотерапии, педагогики. Уже С.Л. Рубинштейн отмечал, что «возникновение сознания связано с выделением из жизни и непосредственного переживания рефлексии на окружающий мир и на самого себя». А.Н. Леонтьев определял сознание как «рефлексию субъектом действительности, своей деятельности, самого себя». Б.В. Зейгарник, объясняя мотивационные нарушения при шизофрении, связывала их с патологическими процессами, происходящими с самосознанием человека, с его самооценкой, с возможностью рефлексии.

В отечественной философии 70-80-х гт. выделены различные уровни философской рефлексии:

1) рефлексии о содержании знания, данного в различных формах культуры (языке, науке и др.), и 2) рефлексии об актах и процессах мышления - анализ способов формирования этических норм, логических оснований и методов образования категориального аппарата науки. По своему существу рефлексия критична, ибо она, формируя новые ценности, «разламывает» сложившиеся нормы поведения и знания. Позитивный смысл рефлексии заключается в том, что с ее помощью достигается освоение мира культуры, продуктивных способностей человека. Мышление может сделать себя предметом теоретического анализа только в том случае, если оно опредмечено в реальных, предметных формах, вынесено вовне и может относиться к самому себе опосредованно. Рефлексия тем самым является формой опосредствованного знания.

Похожие статьи

© 2024 liveps.ru. Домашние задания и готовые задачи по химии и биологии.