Система международных отношений на рубеже 20 21. Международные отношения на рубеже XX–XXI веков

На рубеже XIX-XX вв. человечество вступило в новую для своего развития эпоху - эпоху империализма. Развитие капитализма, укрупнение и поиск новых рынков для сбыта продукции и выкачивания ресурсов заставили человека по-новому взглянуть на окружающий его мир. Развитие науки и техники, появление новых средств связи и передвижения - всё это способствовало индустриальному скачку вперёд, выдвигая на первые позиции одни страны и оставляя позади другие. Взаимоотношениям между странами на рубеже веков и их характеристике посвящён данный урок.

Международные отношения в начале ХХ века

В первые годы XX века продолжилось нарастание противоречий между ведущими мировыми державами, которое в конце концов привело к Первой мировой войне.

Предыстория

Причины кризиса в международных отношениях

Во второй половине XIX века значительно меняется политическая карта мира. Появляются единая Италия и единая Германия, стремящиеся участвовать в колониальном разделе мира. Продолжается распад Османской империи, в результате чего независимость получают Болгария, Румыния и Сербия.

К началу XX века крупнейшие мировые державы поделили большую часть Африки и Азии, либо превратив эти территории в свои колонии, либо поставив их в экономическую и политическую зависимость от себя. Колониальные конфликты и споры приводили к обострению международных отношений.

Рост национализма. На Балканах продолжалось формирование национальных государств; ему противодействовали многонациональные империи - Османская и Австро-Венгерская.

В странах Европы чувствовалось приближение войны; государства стремились найти себе союзников в будущей войне. К концу XIX века оформился Тройственный союз , в который вошли Германия, Австро-Венгрия и Италия.

События

1891 г. - Русско-французский союз.

1904 г. - создание союза между Францией и Англией, получившего название Антанта .

1907 г. - к Антанте присоединяется Россия. Окончательно оформились два мощных военно-политических блока - Антанта и Тройственный союз.

Заключение

С каждым годом противоречия между государствами становились все сильнее. Во многом это связано с появлением единой Германии - милитаристского государства, стремившегося переделать колониальную систему: потеснить ведущие колониальные державы (Великобританию и Францию). Германская угроза стала стимулом к созданию Антанты, во многом носившей характер оборонительного союза.

На обострение ситуации влияли также интересы экономических элит крупнейших государств, имевших рычаги давления на власть. Они были заинтересованы в расширении рынков сбыта и экономической экспансии, что означало столкновение с интересами государств-конкурентов. Война в то время по-прежнему считалась нормальным способом разрешения подобных противоречий.

Правительства предвидели скорую войну. Они тратили значительные средства на развитие армии, увеличение ее численного состава и создание новых вооружений.

Конспект

К 1900 году в мировой политической системе стали выделяться несколько стран, которые играли ведущую роль в разных сферах жизни общества - политической, экономической, социальной и духовной. Такими государствами являлись: в Европе - Великобритания, Франция, Германия и Российская империя; в Азии - Япония; в западном полушарии - США. Если ранее влияние этих стран ограничивалось только их местоположением, их региональностью, то с развитием колониальной системы и наступлением эпохи империализма влияние этих держав стало распространяться на весь мир, в зависимости от т. н. «зон влияния» (см. Рис. 1). По сути, вышеперечисленные государства стали теми двигателями прогресса, которые в дальнейшем определили ход мировой истории.

Как известно, политика и экономика тесно взаимодействуют друг с другом. К началу ХХ века крупные торгово-промышленные компании начинают преобразовываться в компании-гиганты, в транснациональные монополии, которым становится тесно в условиях внутреннего рынка и которые стремятся продвинуться за пределы не только государственных границ своей страны, но и за пределы континентов. Такие компании, имеющие огромные капиталы, постепенно становились монополистами, диктовавшими свои условия более слабым странам и более слабым правительствам, тем самым являясь во многом неофициальными проводниками внешней политики своего государства. По сути, в начале ХХ века происходит слияние крупной капиталистической буржуазии с высшим чиновным государственным аппаратом, который влиял на внутреннюю и внешнюю политику государства.

Как уже было сказано выше, у передовых стран мира в начале ХХ века существовали свои зоны влияния. Такими «зонами» могли быть колонии, как у Великобритании и Франции, разбросанные по всему миру или экономически зависимые территории, как у США в Латинской Америке и России в Монголии, Северо-восточном Китае и Северном Иране. Только две из всё более набирающих силу и мощь ведущих держав - Германия и Япония - не имели своих зон влияния и колоний. Связано это было с тем, что именно эти две страны поздно встали на путь капиталистического развития, поздно «открылись» миру, и поэтому опоздали к разделу Земного шара. Крупная национальная буржуазия этих государств не могла смириться с таким положением вещей, и поэтому, наращивая изо дня в день военно-технический потенциал, всё громче и чаще стала заявлять о своих правах на разные уголки мира, стремилась к его новому переделу, что необратимо вело к новой, полномасштабной войне.

Исходя из складывающейся ситуации, ведущие державы стали объединяться в военно-политические блоки и союзы (см. Рис. 2). Конечно, такая практика существовала ещё в конце XIX столетия, но особую силу приобрела теперь. В Европе набирающая силу Германия объединилась в Тройственный союз с Австро-Венгрией, Италией, а затем и с Турцией. В свою очередь, в 1907 году окончательно оформился военно-политический блок - Антанта («согласие»), в который входили Великобритания, Франция и Россия.

На Дальнем Востоке захватническая политика Японии привела к Русско-японской войне 1904-1905 гг. , которую Россия проиграла, и к захвату Корейского полуострова, а также части Китая, чем поставила под угрозу территориальные притязания европейских держав в азиатском регионе.

В Новом Свете Соединённые штаты, жившие с 1820 года в некоторой изоляции от внешнего мира, пользуясь т.н. «Доктриной Монро», к началу века стали всё больше и больше проникать в Восточное полушарие, играя если не первую, то одну из главных ролей, тем более, что сращивание крупного бизнеса и политической элиты происходило именно там довольно ускоренными темпами.

Региональные кризисы - Англо-бурская война 1899-1902 гг., Русско-японская война 1904-1905 гг., экономические конфликты в Азии и Африке, Боснийский кризис 1908-1909 гг., две Балканские войны 1912-1913 и 1913 гг. - были своего рода генеральной репетицией ко всемирному вооружённому конфликту.

Экономические и политические противоречия ведущих держав мира, борьба за новые рынки и обострившаяся конкуренция крупных компаний, борьба за новые зоны влияния, столкновение интересов в различных регионах мира, складывание военно-политических блоков - всё это не могло не привести к крупному военному конфликту между этими странами.

Список литературы

  1. Шубин А.В. Всеобщая история. Новейшая история. 9 кл.: учеб. Для общеобразоват. учреждений. - М.: Московские учебники, 2010.
  2. Сороко-Цюпа О.С., Сороко-Цюпа А.О. Всеобщая история. Новейшая история, 9 класс. - М.: Просвещение, 2010.
  3. Сергеев Е.Ю. Всеобщая история. Новейшая история. 9 класс. - М.: Просвещение, 2011.

Домашнее задание

  1. Прочитайте §1 учебника Шубина А.В. и дайте ответы на вопросы 2 и 3 на с. 15.
  2. Каковы были причины нового передела мира?
  3. Были ли региональные конфликты предвестниками Первой мировой войны?
  1. Интернет-портал Lib2.podelise.ru ().
  2. Интернет-портал Likt590.ru ().
  3. Интернет-портал Nado.znate.ru ().

Речь уже шла о начале «холодной войны», послевоенном урегулировании в Европе и германской проблеме, конфликтах и войнах в Юго-Восточной Азии, ближневосточном и Карибском кризисах и др. На основе этих событий можно составить представление о том, кто и как осуществлял международную политику, какую роль в ней играли политические лидеры и доктрины, почему возникали и чем завершились те или иные конфликты и т. д.

«Холодная война» разгорается

Вместе с тем важно рассмотреть вопросы международных отношений второй половины XX в. в целом, так как это позволяет увидеть общую картину мировой политики данного периода: расстановку сил и характер отношений между отдельными государствами и группами стран; изменения международного климата - от обострения к «потеплению» отношений, и наоборот; деятельность международных организаций и движений и т. д.

Итак, вспомним об уже известных событиях международной жизни и попытаемся подняться на более высокую ступень их осмысления.

К середине 1950-х годов на международной арене сложились два блока государств - «восточный» и «западный». Расхождение бывших союзников по антигитлеровской коалиции - СССР и западных держав - началось ещё при решении проблем послевоенного устройства Европы. Его основы определялись итогами Ялтинской и Потсдамской конференций (1945), а также подготовленными на Парижской мирной конференции (1946) мирными договорами с бывшими союзниками Германии - Болгарией, Венгрией, Италией, Румынией и Финляндией. Договоры были подписаны в феврале 1947 г. «Пробным камнем» урегулирования в Европе стала судьба Германии. Углубление противоречий между СССР и западными державами привело к расколу Германии на два государства с различным общественным строем. К концу 1940-х годов организационно оформился раскол Европы. В 1949 г. были созданы военно-политический блок НАТО и экономическая организация восточноевропейских государств - Совет экономической взаимопомощи (СЭВ); в 1955 г. появилась Организация Варшавского договора.

США и СССР, возглавлявшие эти военно-политические группировки, обладали атомным оружием. В 1950-е годы учёные и конструкторы создали также термоядерное оружие, а позже и межконтинентальные баллистические ракеты, способные доставить его в любую точку земного шара. Сверхдержавы развернули гонку вооружений. Наращивание военной мощи сопровождалось формированием в противостоявших друг другу странах общественного настроения, которое основывалось на ощущении постоянной внешней угрозы и запугивании силой противника. В СССР в послевоенные годы утвердилась концепция существования в Европе и мире в целом двух лагерей. В США доктрина президента Трумэна строилась на исходном тезисе о «коммунистической опасности». Один из идеологов «холодной войны» Дж. Даллес (бывший тогда государственным секретарём США) говорил: «Чтобы заставить страну нести бремя, с которым связано содержание мощных вооружённых сил, необходимо создать эмоциональную атмосферу, родственную психологической обстановке военного времени. Надо создать представление об угрозе извне».

Стремление ведущих держав укрепить свои позиции на мировой арене привело к созданию военно-политических блоков в разных регионах.

Даты и события:

  • 1949 г. - создан блок НАТО (США, Великобритания, Франция, Италия, Канада, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Португалия, Норвегия, Дания, Исландия; в 1952 г. присоединились Греция и Турция, в 1955 г. - ФРГ, в 1981 г. - Испания, в 1999 г. - Польша, Венгрия, Чехия).
  • 1951 г. - образован блок АНЗЮС (Австралия, Новая Зеландия, США).
  • 1954 г. - создан блок СЕАТО (США, Великобритания, Франция, Австралия, Новая Зеландия, Пакистан, Таиланд, Филиппины).
  • 1955 г. - заключён Багдадский пакт (Великобритания, Турция, Ирак, Пакистан, Иран). После выхода Ирака организация получила название СЕНТО. 1955 г. - образована Организация Варшавского договора (СССР, Албания, Болгария, Венгрия, ГДР, Польша, Румыния, Чехословакия. С 1962 г. Албания перестала участвовать в деятельности ОВД).

Противостояние, начавшееся в Европе, развернулось в более широких масштабах и жёстких формах в тех регионах мира, где народы, освобождавшиеся от колониальной и полуколониальной зависимости, становились на путь самостоятельного развития. Это страны Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока. В конфликтах и войнах в Корее, Вьетнаме одну из сторон поддерживали СССР, Китай и государства «восточного блока», а другую - США и их партнёры по военно-политическим блокам.

Даты и события

Военные события в странах Восточной и Юго-Восточной Азии:

  • 1950-1953 гг. - Корейская война.
  • 1946-1954 гг. - война вьетнамского народа против французских колонизаторов.
  • 1960-1975 гг. - гражданская война в Южном Вьетнаме.
  • 1964-1973 гг. - участие США в войне во Вьетнаме.

Начавшийся в 1948 г. ближневосточный конфликт также привлёк внимание великих держав: СССР поддержал арабские страны, США встали на сторону Израиля.

В 1962 г. столкновение интересов СССР и США в отношении Кубы привело к Карибскому кризису, поставившему мир на грань ядерной войны.

Цифры и факты

  • За период с 1945 по 1985 г. в локальных войнах и вооружённых конфликтах в мире участвовали свыше 12 млн солдат и офицеров. В результате погибли, включая мирное население, 20-22 млн человек.
  • По оценкам специалистов, на средства, затрачиваемые на производство одного самолёта «Торнадо», можно построить первоклассный отель на 300 мест со всем комплексом услуг, конференц-залами, плавательным бассейном и т. д. Стоимость военной техники в сопоставлении с мирными расходами: один истребитель F-14 равен стоимости строительства 9 школ; одна атомная подводная лодка «Трайдент» - стоимости обучения в течение года 16 млн детей.

За мир и безопасность

Люди поколений, прошедших войну, не хотели её повторения. По мере того как разворачивалась гонка вооружений и возникали новые военные конфликты в разных частях света, усиливалось стремление защитить мир. В 1949 г. в Париже и Праге проводился Всемирный конгресс сторонников мира. Большинство организаторов данного движения были людьми левых убеждений, коммунистами. В обстановке международного противостояния это вызывало настороженное отношение к ним в странах Запада. Базой движения стали государства социалистического блока.

В 1955 г. в Бандунге (Индонезия) состоялась конференция 29 стран Азии и Африки, принявшая Декларацию содействия всеобщему миру и сотрудничеству. В 1961 г.освободившиеся страны основали Движение неприсоединения, в которое включились около 100 государств.

В Бандунгской декларации были предложены принципы, по которым должны строиться международные отношения в современном мире:

  • уважение основных прав человека, а также целей и принципов Устава ООН;
  • уважение территориальной целостности всех стран;
  • признание равенства всех рас и наций, больших и малых;
  • воздержание от интервенции и вмешательства во внутренние дела другого государства;
  • уважение права каждой страны на индивидуальную или коллективную оборону в соответствии с Уставом ООН;
  • отказ от использования договорённости о коллективной обороне в частных интересах какой-либо из великих держав;
  • воздержание любой страны от оказания нажима на другие государства;
  • воздержание от актов или угроз агрессии либо применения силы против территориальной целостности, политической независимости другой страны;
  • урегулирование всех международных споров мирными средствами, такими как переговоры, примирение, арбитраж, или в судебном порядке, а также другими мирными средствами по выбору стран в соответствии с Уставом ООН;
  • содействие взаимным интересам и сотрудничеству;
  • уважение справедливости и международных обязательств.

Организации, выступающие за мир и разоружение:

  • Всемирный Совет Мира (создан в 1950 г. на Всемирном конгрессе сторонников мира),
  • Пагуошское движение (международное движение учёных за мир и разрядку; основано в 1957 г. на созванной по инициативе известных учёных - А. Эйнштейна, Ф. Жолио-Кюри, Б. Рассела и других - конференции в местечке Пагуош в Канаде),
  • Врачи мира за предотвращение ядерной войны (движение образовано в 1981 г. по инициативе советских и американских медиков),
  • Азиатская буддийская конференция за мир,
  • «Паке Кристи» - международное католическое движение за мир,
  • Христианская мирная конференция.

Здесь перечислена лишь часть движений и организаций, специально созданных для защиты мира и безопасности народов. Эти задачи решают и другие международные организации, например ООН, а также профсоюзные, женские, молодёжные, религиозные организации и комитеты.

В 1970-е годы антивоенная деятельность получила новое развитие в Европе в рамках движения «зелёных». Оно возникло как движение гражданских инициатив в защиту окружающей среды. Защищая природу и человека от угрозы уничтожения, «зелёные» включились в антиядерную борьбу, участвовали в выступлениях против гонки вооружений, конфликтов и войн.

Проблемы разоружения

В 1959 г. СССР выступил с программой поэтапного всеобщего и полного разоружения. Важность проблемы разоружения признавалась в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН. Был создан международный Комитет по разоружению. Но практическое решение поставленных задач оказалось делом сложным. Одним из достижений на этом пути стало подписание 5 августа 1963 г. в Москве Советским Союзом, США и Великобританией Договора о прекращении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой. Его назвали «первой трещиной в вечной мерзлоте “холодной войны”». Позже к договору присоединились свыше 100 государств.

Летом 1968 г. был открыт для подписания, а в марте 1970 г. вступил в силу Договор о нераспространении ядерного оружия. Подписавшие его государства, имеющие такое оружие, обязывались не передавать ядерное оружие или взрывные устройства другим странам, а государства, не имеющие этого оружия, обещали не принимать и не приобретать его. К началу 1990-х годов договор подписали более 135 стран.

В 1972 г. началось подписание международной конвенции о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) оружия и токсинов и их уничтожении.

Поворот к разрядке международной напряжённости

Разрядка международной напряжённости началась там же, где эта напряжённость возникла, - в Европе. Отправным пунктом разрядки стало урегулирование отношений вокруг Германии. Следующим важным шагом явилась серия советско-американских переговоров на высшем уровне, состоявшихся в 1972-1974 гг. Их возглавили Л. И. Брежнев и Р. Никсон. В итоге переговоров был принят документ об основах взаимоотношений между СССР и США. Два государства заключили также Договор об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО) и Временное соглашение о некоторых мерах в области ограничения стратегических наступательных вооружений (ОСВ-1). Чтобы прийти к названным соглашениям, каждой из сторон потребовалось приложить серьёзные усилия, преодолеть политические и психологические барьеры. Это придавало особую значимость достигнутому.

Г. Киссинджер (в те годы государственный секретарь США, глава Государственного департамента, отвечающего за внешнюю политику, первый советник президента страны по внешнеполитическим вопросам) впоследствии писал в своих воспоминаниях: «Важно напомнить, чем была и чем не была разрядка. Ричард Никсон пришёл к власти с честно заслуженной репутацией антикоммуниста на протяжении всей своей жизни... Никсон никогда не доверял Советскому Союзу, он твёрдо верил в проведение переговоров с позиций силы. Коротко говоря, он был классическим воителем “холодной войны”. Тем не менее после четырёх бурных лет у власти именно он, так не похожий на миролюбца в расхожем понимании интеллектуалов, как ни парадоксально, впервые за 25 лет вёл переговоры с СССР по такому широкому кругу вопросов, касавшихся отношений между Западом и Востоком... Парадокс, однако, не по существу, а внешне. Мы не считали ослабление напряжения уступкой СССР. У нас для этого были свои причины. Мы не отказывались от идеологической борьбы, а, как это ни было трудно, соразмеряли её с национальными интересами».

Договорённости по столь важным вопросам, как германская проблема и советско-американские отношения, явились предпосылкой для развития общеевропейского сотрудничества.

30 июля - 1 августа 1975 г. в Хельсинки состоялось Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ). В заключительном акте совещания, подписанном руководителями 33 европейских государств, США и Канады, были сформулированы положения о принципах взаимоотношений, содержании и формах сотрудничества между участниками СБСЕ. Так начался хельсинкский процесс, встречи руководителей государств - участников СБСЕ стали проводиться регулярно.

10 принципов межгосударственных отношений, принятых в Заключительном акте СБСЕ (Хельсинки, 1975 г.):

  1. суверенное равенство и уважение прав, присущих суверенитету, включая право свободно выбирать и развивать свои политические, экономические и культурные системы;
  2. неприменение силы или угрозы силой;
  3. нерушимость границ;
  4. территориальная целостность государств;
  5. мирное урегулирование споров;
  6. невмешательство во внутренние дела;
  7. уважение прав человека и основных свобод;
  8. равноправие и право народов распоряжаться своей судьбой;
  9. сотрудничество между государствами;
  10. добросовестное выполнение обязательств по международному праву.

Во второй половине 1970-х годов установился мир во Вьетнаме. Прекратили своё существование военно-политические блоки СЕАТО (1977) и СЕНТО (1979). Разрядка приносила свои плоды.

Старое и новое политическое мышление

На рубеже 1970-1980-х годов международная обстановка вновь обострилась. В ответ на замену Советским Союзом ядерных ракет средней дальности более совершенными США и НАТО приняли решение разместить на территории ряда западноевропейских государств американские ядерные ракеты, нацеленные на СССР и его союзников по ОВД. Резко отрицательную реакцию во многих странах вызвал ввод советских войск в Афганистан. Пришедшие к власти в странах Запада консервативные лидеры были сторонниками ужесточения отношений с «восточным блоком». В 1983 г. президент США Р. Рейган выступил со стратегической оборонной инициативой (СОИ), которая предусматривала развёртывание мощной противоракетной обороны США с элементами космического базирования. СОИ не без основания назвали программой «космических войн». С конца 1970-х годов значительно возросло военное присутствие США во многих регионах мира. Объектами американского вмешательства стали государства Ближнего Востока и Центральной Америки.

Цифры и факты

В 1982 г. военные расходы на душу населения составили:

  • в мире в целом -145 долл.;
  • в странах Северной Америки - 797 долл.,
  • Европы - 265 долл.,
  • Латинской Америки -34 долл.,
  • Азии - 25 долл.,
  • Африки - 22 долл.

Перемены в международном климате начались в середине 1980-х годов, после прихода к руководству в СССР М. С. Горбачёва. Он предложил концепцию нового политического мышления в международных отношениях. Её создатели считали, что глобальной в современном мире является проблема выживания человечества, это и должно определять характер международных отношений.

Из книги М. С. Горбачёва «Перестройка и новое мышление для нашей страны и для всего мира», изданной в 1988 г. в СССР и США:

«Образ мысли и образ действия, основанные на применении силы в мировой политике, формировались веками, даже тысячелетиями. Они укоренились в качестве, казалось бы, незыблемых аксиом. Теперь же они утратили всякое разумное основание. Бывшая для своего времени классической формула Клаузевица, что война есть продолжение политики, только другими средствами, - безнадёжно устарела. Ей место в библиотеках. Впервые в истории жизненной потребностью стало положить в основу международной политики общечеловеческие морально-этические нормы, очеловечить, гуманизировать межгосударственные отношения.

Из невозможного военного, ядерного разрешения международных противоречий следует новая диалектика силы и безопасности. Безопасность не может быть ныне обеспечена военными средствами - ни применением оружия, ни устрашением, ни постоянным совершенствованием «меча» и «щита»... Единственный путь к безопасности - это путь политических решений, путь разоружения. Подлинная, равная безопасность в наш век гарантируется всё более низким уровнем стратегического баланса, из которого необходимо полностью исключить ядерное и другие виды оружия массового уничтожения...

Новое политическое мышление требует признания ещё одной простой аксиомы: безопасность - неделима. Она может быть только равной для всех, или же её не будет вовсе».

Вслед за выдвижением теоретической концепции советский руководитель сумел наладить контакты с ведущими лидерами западного мира. Поворотную роль в советско-американских отношениях сыграли встречи и переговоры на высшем уровне (М. С. Горбачёв, Р. Рейган, Дж. Буш), проведённые в 1985-1991 гг. Они завершились подписанием двусторонних договоров о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (1987) и об ограничении и сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ-1).

Значительный круг международных проблем возник в Европе в результате событий конца 1980-х - начала 1990-х годов. В центре внимания вновь оказался германский вопрос. На этот раз речь шла об объединении двух государств. Договор об окончательном урегулировании данного вопроса был подписан 12 сентября 1990 г. в Москве представителями двух германских государств, а также Великобритании, СССР, США и Франции. СССР вывел свои войска и согласился на вхождение объединённого германского государства в НАТО.

Провозглашение новых восточноевропейских государств сопровождалось обострением национальных противоречий, в ряде случаев - возникновением межгосударственных конфликтов. Мирное урегулирование на Балканах стало одной из главных задач международной дипломатии в 1990-е годы.

В последнее десятилетие XX - начале XXI в. многие политические деятели и общественные движения наряду с обсуждением и решением региональных проблем обратились к идеям установленного нового мирового порядка, основанного на международной безопасности и сотрудничестве. На первый план были выдвинуты следующие задачи:

  • создание экологически, экономически и социально ответственного порядка, предусматривающего равноправие всех поддерживающих его государств;
  • защита международного порядка от непродуманной, опасной политики отдельных государств;
  • поиск действенных механизмов предотвращения международных конфликтов;
  • охрана жизненно важных для человечества достояния и ценностей: атмосферы, климата, почвы, водных ресурсов Земли, её обитателей, созданной людьми материальной и духовной культуры.

Использованная литература:
Алексашкина Л. Н. / Всеобщая история. XX - начало XXI века.

Пока в научных кругах шли споры о структуре новой системы международных отношений ряд событий, произошедших на рубеже веков, фактически сами расставили все точки над «i».

Можно выделить несколько этапов:

1. 1991 - 2000 гг. - этот этап можно определить как период кризиса всей международной системы и период кризиса в России. В это время в мировой политике безапелляционно доминировала идея однополярности во главе с США, а Россию воспринимали как «бывшую сверхдержаву», как «проигравшую сторону» в Холодной войне, некоторые исследователи даже пишут о возможном распаде РФ в ближайшем будущем (например, З. Бжезинский). В результате в этот период наблюдался некий диктат в отношении действий РФ со стороны мирового сообщества.

Во многом это было связано с тем, что внешняя политика РФ начала 90-х ХХ века имела четкий «проамериканский вектор». Иные тенденции внешней политики проявились примерно после 1996 года, благодаря замене на посту министра иностранных дел западника А. Козырева государственником Е. Примаковым. Разница в позициях этих деятелей обусловила не только смену вектора российской политики -- она становится более самостоятельной, но многие аналитики заговорили о преобразовании модели российской внешней политики. Изменения, привнесенные Е.М. Примаковым, вполне могут быть названы последовательной "доктриной Примакова". «Ее суть: взаимодействовать с основными мировыми актерами, ни к кому жестко не примыкая». По мнению российского исследователя Пушкова А., «это «третий путь», позволяющий избежать крайностей «доктрины Козырева» («положение младшего и на все или почти на все согласного партнера Америки») и националистической доктрины («дистанцироваться от Европы, США и западных институтов -- НАТО, МВФ, Всемирного банка»), попытаться превратиться в самостоятельный центр притяжения для всех тех, у кого не сложились отношения с Западом, от боснийских сербов до иранцев».

После отставки Е. Примакова с поста премьер-министра в 1999 году определенная им геостратегия в основном была продолжена -- по сути ей не было иной альтернативы и она отвечала геополитическим амбициям России. Таким образом, наконец, России удалось сформулировать собственную геостратегию, концептуально вполне обоснованную и довольно практичную. Вполне естественно, что Запад ее не принял, так как она имела амбициозный характер: Россия по-прежнему намерена играть роль мировой державы и не собирается соглашаться с понижением ее глобального статуса.

2. 2000-2008 гг. - начало второго этапа без сомнения было знаменовано в большей степени событиями 11 сентября 2001 г., в результате чего в мире фактически происходит крах идеи однополярности. В политических и научных кругах США постепенно начинают говорить об отходе от гегемонистской политики и необходимости установления мирового лидерства США, поддерживаемого ближайшими соратниками из развитого мира.

Кроме того, в начале XXI века происходит смена политических лидеров практически во всех ведущих странах. В России к власти приходит новый президент В. Путин и ситуация начинает меняется.

В Путин окончательно утверждает идею многополярного мира в качестве базовой во внешнеполитической стратегии России. В такой многополярной структуре Россия претендует на роль одного из главных игроков, наряду с Китаем, Францией, Германией, Бразилией и Индией. Однако США не хотят уступать свое лидерство. В результате разыгрывается настоящая геополитическая война, а основные баталии разыгрываются на постсоветском пространстве (например, «цветные революции», газовые конфликты, проблема расширения НАТО за счет ряда стран на постсоветском пространстве и т.д.).

Второй этап некоторые исследователи определяют как «постамериканский»: «Мы живем в постамериканский период мировой истории. Это на самом деле многополярный мир, опирающийся на 8 - 10 столпов. Они не равно сильные, но имеют достаточно автономии. Это США, Западная Европа, Китай, Россия, Япония, но и Иран, и Южная Америка, где ведущая роль у Бразилии. ЮАР на Африканском континенте и другие столпы - центры силы». Тем не менее, это не «мир после США» и тем более без США. Это мир, где вследствие подъема других глобальных «центров силы» и усиления их влияния сокращается относительное значение роли Америки, что на протяжении последних десятилетий наблюдается в глобальной экономике и торговле. Происходит настоящее «глобальное политическое пробуждение», как пишет З. Бжезинский в своей последней книге . Это «глобальное пробуждение» определяется такими разнонаправленными силами, как экономический успех, национальное достоинство, повышение уровня образования, информационная «вооруженность», историческая память народов. Отсюда, в частности, возникает неприятие американской версии мировой истории .

3. 2008 год - настоящее время - третий этап, прежде всего, был ознаменован приходом к власти в России нового президента - Д.А.Медведева. В целом, внешняя политика времен В.Путина была продолжена.

Кроме того, события в Грузии в августе 2008 года сыграли ключевую роль на этом этапе:

во-первых, война в Грузии стала свидетельством того, что «переходный» период трансформации международной системы завершился;

во-вторых, произошла окончательная расстановка сил на межгосударственном уровне: стало очевидно, что новая система имеет абсолютно иные основания и Россия здесь сможет сыграть ключевую роль, разработав некую глобальную концепцию, базирующуюся на идее многополярности.

«После 2008 года Россия перешла на позицию последовательной критики глобальной деятельности Соединенных Штатов, защищая прерогативы ООН, незыблемость суверенитета и необходимость укрепления нормативной базы в сфере безопасности. Соединенные Штаты, напротив, выказывают пренебрежение к ООН, способствуя «перехвату» ряда ее функций другими организациями - НАТО прежде всего. Американские политики выдвигают идею создания новых международных организаций по политико-идеологическому принципу - на основе соответствия их будущих членов демократическим идеалам. Американская дипломатия стимулирует антироссийские тенденции в политике стран Восточной и Юго-Восточной Европы и пытается создавать на пространстве СНГ региональные объединения без участия России» - пишет российский исследователь Т.Шаклеина.

Россия вместе с США пытаются сформировать некую адекватную модель российско-американского взаимодействия «в условиях ослабления общей управляемости (governance) мировой системы». Существующая до этого модель была приспособлена к учету интересов США, так как Россия долгое время была занята восстановлением собственных сил и во многом зависела от отношений с США.

Сегодня Россию многие упрекают в амбициозности и намерении соперничать с США. Американский исследователь А. Коэн пишет: «…Россия заметно ужесточила свою международную политику и в достижении целей все более полагается на силу, а не на международное право… Москва усилила антиамериканскую политику и риторику и готова бросить вызов интересам США, где и когда это возможно, включая Крайний Север».

Подобные высказывания формируют сегодняшний контекст высказываний об участии России в мировой политике. Стремления российского руководства ограничить диктат США во всех международных делах очевидно, но благодаря этому наблюдается рост конкурентности международной среды. Тем не менее, «снижение накала противоречий возможно, если все страны, а не только Россия, осознают важность взаимовыгодной кооперации и взаимных уступок» . Необходима выработка новой глобальной парадигмы дальнейшего развития мирового сообщества, основанной на идее многовекторности и полицентричности.

Международные отношения возникают с появлением первых государств, с установлением контактов между странами Ближнего и Дальнего Востока, Древней Греции и Рима. В Европе международные отношения устанавливаются в эпоху Средневековья одновременно с созданием централизованных государств.

Область международных отношений давно уже составляет объект исследований разных научных дисциплин: истории (важное место занимают такие понятия, как «время» и «географическое место»), международного права (концентрирует свое внимание на изучении форм и принципов, регулирующих систему международных отношений), философии, социологии, географии, экономической науки, демографии, военных наук и др. Каждая из них выделяет свой аспект и объект исследования. В политологии исследование международных отношений – одно из важнейших направлений. Цель его – проанализировать основные параметры и критерии определения международных отношений как единой системы со своими особыми системообразующими характеристиками, структурными составляющими и функциями.

Начиная с Платона и Аристотеля, философы пытались создать систему понятий, категорий и принципов, которые позволили бы исследовать и анализировать такую сложную сферу человеческого общения, как международные отношения.

Большой вклад в разработку этой проблематики внес И. Кант. Осуждая грабительскую, захватническую войну, он ратовал за соблюдение международных договоров и соглашений, невмешательство во внутренние дела государства. Кант выдвигал проект установления «вечного мира» путем всеохватывающей федерации самостоятельных равноправных государств, построенных по республиканскому типу.

По его убеждению, образование такого космополитического союза в конце концов неминуемо. Залогом тому должны были явиться просвещение и добрая воля правителей, а также экономические, коммерческие потребности наций.

В наше время проблематикой международных отношений занимались и занимаются такие крупные ученые, как Г. Кан, Р. Арон, Г. Моргентау и др.



Существует несколько теорий внешней политики.

1. Теория политического реализма во внешней политике была разработана в середине ХХ в. Признанным авторитетом данного направления является Г. Моргентау.

Международная политика понимается «реалистами» как борьба сил, ведущаяся суверенным государством в погоне за превосходством и властью. При этом власть – это взаимоотношения двух субъектов мировой политики, когда один из них может влиять на другого (вплоть до полного уничтожения). Из борьбы за власть выводится «политический детерминизм» мировых процессов.

Реалисты считают, что если политика всегда выражает общезначимые или групповые интересы, то в международной политике – выражаются преимущественно национальные интересы.

Конкретно национальные интересы – это:

- «интересы национальной безопасности» (оборона страны);

- «национальные экономические интересы» (сохранение связей с партнерами, наращивание экспортного потенциала и заграничных инвестиций, защита внутреннего рынка);

Интересы поддержания мирового порядка (упрочнение международного авторитета и позиций государства).

«Международная политика, как и всякая другая, - подчеркивает Г. Моргентау, - это борьба за власть…Цели внешней политики должны определятся в терминах национального интереса и поддерживаться соответствующей силой».

2. Модернистские теории, созданные в противовес традиционной теории реализма, иначе подходят к рассмотрению внешней политики государства. Если реалисты рассматривали государства как цельные единицы, определяющие свой курс на основе национальных интересов, то модернисты рассматривают государство как системы, подверженные различным факторам, влияниям извне и изнутри (индивидуальные факторы, ролевые и др.).

По мнению Дж. Розенау, центральной задачей внешней политики является «политическое (на уровне государственной власти) усиление возможностей национального общества по поддержанию постоянного контроля над его внешним противником».

Если с традиционной точки зрения угроза силой – наиболее эффективное средство внешней политики, то модернисты делают упор на стимулирование или препятствование развитию процессов взаимовыгодного сотрудничества.

3. Введение в научный оборот самого термина «геополитика » связывают с именем шведского ученого и политического деятеля Р. Челлена. Он характеризовал геополитику как «науку, которая рассматривает государство как географический организм или феномен в пространстве».

Центральное место в детерминации международных отношений того или иного государства в геополитике отводится его географическому положению. Смысл геополитики виделся в выдвижении на передний план пространственного, территориального начала.

Значение географических факторов для исторических судеб народов отмечается практически всеми исследователями международной политики.

Предмет исследования геополитики – глобальные и национальные интересы, их соотношения, приоритеты и методы внешней политики государств как субъектов международных отношений и мировой политики, территориальные и демографические императивы, а также силовой потенциал различных стран.

Недостаток этой и других моделей – абсолютизация какого-то одного из разнообразных компонентов.

Как видим, большинство ученых трактуют международные отношения как какие-либо практические отношения государств и других участников международной жизни, т.е. это любая активность за пределами государств.

Международные отношения , следовательно, - это система политических, экономических, культурных, военных, дипломатических и других взаимосвязей между государствами и народами. В более узком смысле международные отношения сводятся, прежде всего, к сфере политических связей, которые именуются мировой политикой.

Таким образом, мировая политика – это совокупная деятельность государств на мировой арене.

В основе человеческой деятельности лежат интересы и потребности. Внешняя политика в этом отношении не является исключением. Ее основой являются национальные интересы как интегральное выражение интересов всех членов общества. Эти интересы реализуются через политическую систему и внешнюю политику.

В политологии различают два уровня политических интересов: уровень главных или стратегических интересов и уровень специфических или тактических интересов. Первый уровень охватывает интересы в области внешней политики, которые связаны с обеспечением безопасности и целостности страны как определенной социально-экономической, политической, национально-исторической и культурной общности, с защитой экономической и политической независимости страны, утверждением и укреплением ее суверенитета в системе международных отношений. И поскольку интересы на этом уровне связаны с самим существованием государства, то они обеспечиваются и защищаются государством на международной арене всеми средствами – дипломатическими, экономическими, идеологическими, военными.

Уровень специфических интересов охватывает отдельные, частичные интересы государства в системе международных отношений. Это, например, может быть стремление государства закрепить свое влияние в тех или иных международных организациях, принять участие в разрешении региональных конфликтов, развивать культурные связи с другими государствами и т.д.

На основе внешнеполитических интересов определяются цели внешней политики. Среди них главными являются:

Обеспечение национальной безопасности страны;

Наращивание силовой мощи государства;

Рост престижа и укрепление международной позиции государства.

Внешняя политика выполняет три основных функции: охранную, представительно-информационную, переговорно-организационную. По сути эти функции внешней политики являются конкретизацией внешних функций государства: оборонной, дипломатической и сотрудничества.

Различие интересов и потребностей современных государств (а это уже почти 200 стран) неизбежно приводит к международным спорам и конфликтам. Поэтому в проблематике международных отношений этот вопрос занимает чрезвычайно важное место.

Практика международных отношений показывает, что разрешение споров и конфликтов может происходить как военным путем, так и при помощи мирных средств. Что касается войны, то здесь не требуются особые пояснения, а вот мирные средства включают в себя:

Систему переговоров, посредничества (но эта форма не носит обязательного характера),

Международный арбитраж (обязательный характер),

Деятельность различных негосударственных организаций.

Характер разрешения международных споров и конфликтов можно классифицировать и по-другому. Он может носить юридический аспект (т.е. спор разрешается с помощью международного права) или политический (а здесь возникает такое понятие как «сила»).

В системе международных отношений понятие «сила» рассматривается в трех аспектах.

Военная сила (т.е. военная мощь). Иногда достаточно только «поиграть военными мускулами», т.е. послать свои военные корабли к берегам некой державы, и она станет куда сговорчивей.

Экономическая сила (уровень экономического развития, финансовая стабильность). Спорить сейчас Украине с США – это все равно, что выйти на ринг спортстменам разной весовой категории. (Бюджет Украины – это бюджет Нью-Йорка).

Рассматривая «силу» в широком смысле слова, Г. Моргентау в числе основных компонентов называет: географическое положение страны, природные ресурсы, промышленный потенциал, численность населения и даже национальный характер, силу национального духа, которая особенно зримо проявляется в условиях войны (к примеру, в СССР во второй мировой).

Система межгосударственных отношений включает разнообразные формы отношений государств и межгосударственных объединений: коалиции союзов, межправительственные организации и др. На региональном уровне они представлены, к примеру, Лигой арабских стран, на глобальном – ООН. Будучи уникальным инструментом мировой политики, Организация Объединенных Наций, созданная в 1945 году, внесла и вносит существенный вклад в укрепление международного мира и безопасности. Правда, в последнее время ООН не в полной мере выполняет свою миротворческую миссию, тем более в условиях, когда на политической сцене оказалась одна сверхдержава – США. Пользуясь своим экономическим и военным весом, этот монстр может вообще не считаться с ООН.

Среди других специализированных учреждений и вспомогательных органов ООН наиболее авторитетной является комиссия по вопросам образования, науки и культуры – ЮНЕСКО (создана в 1946 г.). Из международных межправительственных организаций следует выделить международный валютный фонд, а из неправительственных объединений и организаций международного уровня можно назвать широко известный Римский клуб.

Хотя международные отношения возникли в глубокой древности, на протяжении истории они были по сути отношениями между государствами, а не между народами. И только в наше время, когда народы все более зримо становятся субъектами истории, эти отношения приобретают свой изначальный смысл, т.е. становятся отношениями не только между государствами, но и прежде всего отношениями между народами.

Нынешние международные отношения в определенной мере являются продуктом того соотношения сил, которое сложилось после второй мировой войны (господство и подчинение, сотрудничество и поддержка, наличие «двойных стандартов» и др.).

После второй мировой войны в мире сложилось геополитическое разделение всемирного сообщества на три большие группы стран, которые обозначили соответственно числами: первый, второй и третий мир.

Первый мир составляли страны Западной Европы, Северной Америки и Австралия. Это страны демократического режима и рыночной экономики.

Второй мир составляли СССР, Китай, страны Восточной Европы и некоторые страны северо-восточной Азии, а также Куба – господство коммунистического политического режима и централизованной плановой экономики. Противостояние между первым и вторым миром вошло в мировую историю под названием «холодной войны».

В третий мир вошли развивающиеся страны Азии, Африки и Латинской Америки, которые оказались на геополитической периферии (в основном поставщики сырья и дешевой рабочей силы).

Эту глобальную геополитическую систему часто называли биполярной, двухполюсной, так как в ней существовало два центра силы, две сверхдержавы (США и СССР), соответственно два военно-политических блока: НАТО и Варшавский договор (куда, кроме СССР, входили страны центральной Европы «социалистического образца»: Польша, Венгрия, Чехословакия, Румыния, Болгария).

Это противостояние и балансирование на грани войны продолжалось несколько десятилетий. С распадом Советского Союза в мире возник новый расклад сил: по сути осталась одна сверхдержава – США и военно-политический блок НАТО, куда уже входят не только бывшие члены Варшавского договора, но и бывшие республики Советского Союза (Прибалтика).

Существенные изменения переживает и третий мир. В нем выделились «новые индустриальные страны» (Южная Корея, Сингапур, Тайвань др.), которые по своему экономическому уровню приближаются к наиболее развитым странам. Менее развитые страны третьего мира (некоторые государства Центральной Африки и Азии) получили название «четвертого мира».

Таким образом, можно сделать вывод, что в начале XXI столетия мировая геополитическая структура существенно трансформируется. По оценкам многих специалистов, мировое сообщество движется к созданию многополюсного мира. Эту идею активно поддерживают Россия, Китай, Индия. Геополитики в числе будущих центров силы называют: США, объединенную Европу, а также Китай и Японию, в числе таких центров называют Россию и Индию (демографический гигант наступившего столетия).

Положение единственной сверхдержавы, обладающей огромным экономическим и военным потенциалом, не могло не порождать у США желания диктовать свои условия другими странам. Так были осуществлены бомбежки (в том числе и с обедненным ураном) Югославии даже без санкции ООН. Так поступили с Ираком.

Не может не беспокоить и тот факт, что мировые расходы на вооружение снова возрастают после 10 лет их сокращения в период и после окончания «холодной войны». Эти расходы во многом превосходят помощь бедным странам. Примерно 40% от общемировых военных расходов приходится на США.

В этих геополитических условиях большое значение для определения внешней политики Украины приобретает понимание ее национальных интересов и сфер влияния, адекватное реалиям современного мира.

Основные цели и приоритеты внешней политики Украины сформулированы в Акте независимости Украины от 24 августа 1991 года и в обращении Верховной Рады Украины к парламентариям и народам мира от 5 декабря 1991 года. Магистральные векторы современной украинской внешней политики определены также Конституцией Украины и рядом документов, принятых Верховной Радой. На практике это означает стратегическое партнерство с Россией, сотрудничество со странами Центральной и Восточной Европы.

За прошедшие годы Украина стала важным субъектом мировой политики; как независимое государство она признана более чем 150 странами. Украина является членом многих международных, региональных и др. организаций. Она принимает участие в работе ООН, ЮНЕСКО, Совета Европы, Парламентской Ассамблеи ОБСЕ, Международного валютного фонда и др.

Становление нового независимого государства Украины ознаменовано было установлением внеблокового статуса и безъядерной державы. Это открыло перед нашей страной широкие возможности налаживания дружеских отношений со всеми странами мира, и в первую очередь, конечно с ближайшими соседями: странами Европы и теми, кто образовал СНГ.

Причем один внешнеполитический вектор отнюдь не предполагает ухудшения отношений в другом направлении. Вхождение Украины в европейское экономическое и политическое пространство не противоречит укреплению отношений с Россией. Более того, освоение этого пространства будет идти тем успешнее, чем больше будет совместных проектов, в которых будут задействованы и Украина, и Россия, и европейские страны, и те страны СНГ, которые создают сейчас единое экономическое пространство.

Европа заинтересована видеть рядом процветающую демократическую Украину, что отвечает и нашим интересам. И для такого успешного развития Украина обладает наряду с другими факторами (плодородные земли, трудолюбивый народ, интеллектуальный потенциал и т.д.) и геополитическими возможностями – на магистральном пути между Западом и Востоком.

2. Политическая глобалистика: основное содержание

Похожие статьи

© 2024 liveps.ru. Домашние задания и готовые задачи по химии и биологии.