Расчёт предельно допустимых выбросов (ПДВ). Проект нормативов ПДВ (Проект предельно-допустимых выбросов) Виды пдв


Норматив ПДВ (он же предельно допустимый выброс) – показатель допустимого вредного вещества в атмосферном воздухе. Определяется как максимальные объем или масса химических и прочих веществ и микроорганизмов, которые допустимы для выброса в атмосферу стационарными источниками, чтобы не нарушать экологические и гигиенические нормативы качества воздуха. Если значение норматива ПДВ соблюдается, значит, соблюдаются требования в области охраны атмосферного воздуха. В общем смысле понятие норматива означает ряд действий, которые требуется обязательно выполнить, чтобы они привели к ожидаемому результату.

Напомним, что стационарным источником выбросов является источник выброса, который можно передвинуть с места с помощью транспортного средства или его местоположение определено в государственной системе координат (в настоящее время Местная система координат, с 2017 года ЕГСК – Единая государственная система координат).

Существует вполне исчерпывающее определение экологического норматива качества атмосферного воздуха. Экологический норматив – это установленная величина пользования природными ресурсами или воздействия машин и оборудования на некую территорию, при которой функция и структура этой территории находится в рамках естественных изменений.

Нормативы, в том числе экологические, устанавливаются на уровне Правительства страны.

Нормирование качества окружающей природной среды

Нормативы, относящиеся к качеству окружающей природной среды, делятся на три области:
  • санитарно-гигиенические (выражаются в таких значениях, как ПДК химических веществ, ПДВ физических воздействий, ОБУВ, нормы санитарно-защитных зон…)
  • экологические (выражаются в нормативах выбросов и сбросов, нормативах шума и вибрации, нормативах биологических загрязнений…),
  • вспомогательные (выражаются в нормативах терминологии, организационных нормативах, правовых нормативах). Как видите, нормативы ПДВ относятся к экологическим нормативам.

Рис. Схема нормативов качества окружающей среды

Проект нормативов предельно допустимых выбросов – платформа для разработки нормативов

Установление нормативов является правовым предупредительным административным методом регулирования экологической безопасности в стране. Цель использования метода в создании экологической безопасности для граждан своей страны и других живых организмов.

Масса вредных веществ измеряется в граммах, концентрация вредных веществ – в миллиграммах на кубометр, концентрация на выходе из источника - в граммах на кубометр.

Помимо предупредительного метода регулирования экобезопасности в нашей стране практикуются еще два: информационный и принудительный. Административный метод регулирования делится еще на две ветви: правовые методы и контрольные методы.

Как мы видим, установление нормативов ПДВ относится к сфере разработки правовых норм, стандартов и разрешений. Нормативы рассчитываются и предлагаются к установлению инженером-экологом и входят в проект нормативов предельно допустимых выбросов.

Для чего требуется соблюдать экобезопасность

Несоблюдение экологической безопасности приводит к чрезмерному загрязнению окружающей среды. Загрязнение окружающей среды грозит:
  • разрушением озонового слоя;
  • изменением климата;
  • ухудшением качества продукции;
  • снижением урожайности;
  • гибелью флоры и фауны;
  • ускорением разрешения объектов;
  • истощением и утратой природных ресурсов;
  • разрушением и видоизменением ландшафтов и пейзажей.

Все перечисленные последствия приводят к ухудшению здоровья и социально-экономического благополучия населения. К самым распространенным загрязняющим атмосферный воздух веществам относятся:

  • Оксиды азота (источники возникновения: транспорт, производство энергии, промышленность);
  • Диоксид серы (угольные электростанции, промышленность);
  • Диоксид углерода (углекислый газ) (промышленность);
  • Железа оксид;
  • Меди оксид;
  • Бензин.

Целью установления нормативов является предотвращение негативного воздействия на окружающую среду юридическими и физическими лицами. За превышение нормативов они несут административную и в некоторых случаях уголовную ответственность.

Нормативы выбросов устанавливаются как для стационарных источников, так и для передвижных на основании допустимой нагрузки на окружающую среду, технологических нормативов и нормативов качества окружающей среды (ПДК, шума и т.д). Технологические нормативы, в свою очередь, устанавливаются на основании использования наилучших доступных технологий. Когда природопользователь не способен соблюсти в ходе своей деятельности нормативы выбросов, для него на государственном уровне устанавливаются разрешенные лимиты на выбросы (временно согласованные выбросы). Лимиты могут установить только лишь в том случае, если у организации-природопользователя есть разработанный и утвержденный госорганами план снижения выбросов, который обязательно должен быть внедрен. Лимиты на выбросы действуют только в период внедрения плана снижения выбросов.

Лимиты и планы снижения выбросов и разрешения на выбросы в нашей стране выдаются Росприроднадзором, наделенным государственной исполнительной властью.

После внедрения плана природопользователь с помощью замеров воздуха и шума должен доказать Росприроднадзору факт снижения объема выбросов. При недостижении показателей план пересматривается, и продолжают вводиться мероприятия по снижению выбросов. Процесс продолжается, пока выбросы не достигнут нормативов.

Полномочия в области охраны атмосферного воздуха Росприроднадзора

Область полномочий Росприроднадзора (Федеральной службы в сфере природопользования) достаточно широка – более 30 функций. Выделим основные и наиболее важные:
  • принятие законов и других нормативных правовых актов, их корректировка и дополнение;
  • участие в организации, финансирование и проведение мониторинга атмосферного воздуха;
  • учреждение порядка разработки нормативов;
  • ввод порядка выдачи разрешений на выбросы;
  • утверждение нормативов ПДВ;
  • введение целевых показателей объема и массы выбросов на территории страны и сроков их снижения.

ПДВ устанавливаются для каждого стационарного источника выбросов и по организации в целом. Нормативы выбросов и способы их определения пересматриваются и модернизируются по мере развития науки и техники. В случае, когда выбросы загрязняющих веществ соответствуют нормативам ПДВ, необходимо контролировать их непосредственно на источниках. Проект нормативов ПДВ включает в себя разработанный раздел плана-графика контроля, где указываются все нормируемые источники выбросов предприятия, периодичность и способы их замеров. Существует два метода замеров источников выбросов – инструментальный (с привлечением лаборатории) и расчетный (с использованием программного обеспечения).

Проект нормативов ПДВ и нормативы только проверяют надзорные органы, сам же расчет и предложения по установлению нормативов готовит инженер-эколог в рамках проекта.

Правила установления нормативов допустимых выбросов и методы определения нормативов описаны в “ГОСТ 17.2.3.02-2014. Межгосударственный стандарт. Правила установления допустимых выбросов промышленными предприятиями”. Документ создан для унифицированного подхода и оформления проекта выбросов на промышленных предприятиях.

Установление нормативов выбросов

В ГОСТе говорится о том, что нормирование выбросов предусматривает учет гигиенических и экологических нормативов качества воздуха.

Не все загрязняющие вещества есть смысл нормировать, потому как их вклад в общий объем загрязнения ничтожно мал. И даже для определения тех загрязняющих веществ, которые обязательны к нормированию в российском экологическом законодательстве, есть описанная методика. Она описана в Приказе №579 от 31.12.2010 "О Порядке установления источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, подлежащих государственному учету и нормированию...".

Согласно этому Приказу, помимо представленного перечня ЗВ, подлежащих нормированию, ему подлежат вещества, соответствующие двум критериям:

  1. Показатель опасности выбросов больше или равен 0,1.
  2. Приземные концентрации выбросов превышают 5% от экологического норматива качества атмосферного воздуха.
В общем смысле принцип установления нормативов ПДВ на конкретном предприятии несложен.
  1. Проводится инвентаризация для определения источников выбросов и ингредиентов загрязняющих веществ от них.
  2. Вычисляется объем выбросов загрязняющих веществ расчетным способом (используя специализированную программу) или с привлечением лаборатории.
  3. Рассчитываются максимальные концентрации каждого загрязняющего вещества от каждого источника выбросов организации (расчеты рассеивания).
  4. Сравниваются рассчитанные значения концентраций с установленными Правительством гигиеническими нормативами качества атмосферного воздуха (ОБУВ, ПДК).
  5. Делается вывод о превышении/непревышении максимальных концентраций загрязняющих веществ предприятия от значений нормативов ПДВ и ОБУВ.
  6. Убедившись, что фактические гигиенические нормативы в организации соблюдены, инженер-эколог предлагает их в качестве нормативов выбросов для организации.


Рис. Обязательное приложение к нормативам выбросов вредных (загрязняющих) веществ

    Существует два метода определения нормативов ПДВ:
  • Метод расчета рассеивания выбросов (наиболее популярный).
  • Метод сводных расчетов (на базе инвентаризации выбросов и квот концентраций, выданными территориальными органами).
По методу расчета рассеивания выбросов нормативы определяются с учетом нормальной производственной деятельности предприятия с учетом перспективы его развития.

Устанавливаемые нормативы выражаются в двух величинах: максимальном разовом значении выбросов и валовом (годовом) значении выбросов.

Максимальное разовое значение – наибольшая допустимая масса выброса загрязняющего вещества в секунду. Для определения этого значения источник загрязнения замеряется в течение 20 минут. Показатель выражается в граммах на секунду. Для определения максимального разового значения по всему предприятию выбросы замеряются одновременно ото всех источников в течение 20 минут.

Валовое (годовое) значение подразумевает наибольшую допустимую суммарную годовую массу выброса от одного источника с учетом соблюдения всех технологических ограничений на источники выделения (агрегаты, устройства и т.д.). Выражается в тоннах в год.

Для всего предприятия суммируется валовое значение выбросов ото всех источников, которые есть у него на балансе.

Предельно допустимые выбросы для каждого конкретного стационарного источника устанавливают территориальные органы Росприроднадзора. Например, в Москве – Центральный аппарат Росприродназора. В Санкт-Петербургу – по Росприроднадзор Северо-Западному федеральному округу. Потому как следует учитывать фоновое загрязнение воздуха, источники выбросов и технические нормативы в каждом конкретном округе отдельно. Организации, подлежащие региональному контролю, проходят еще одну стадию согласования - в Комитете по природопользованию.

Максимальное и валовое значения выбросов от каждого источника выбросов определяются в программе “Эколог”. В зависимости от вида источника выбросов используются ее вариации, такие как "АТП-Эколог" (расчет выбросов от автотранспорта), "Котельные", "Аккумуляторные работы", "Сварка" и многие другие. Программы разработаны на основании ряда действующих методических документов:

  1. Методика проведения инвентаризации выбросов для автотранспортных предприятий (расчетным методом).
  2. Методика проведения инвентаризации выбросов для авторемонтных предприятий (расчетным методом).
  3. Методика проведения инвентаризации выбросов для дорожной техники (расчетным методом).
  4. Дополнения к вышеперечисленным методикам.
  5. Методическое пособие по расчету, нормированию и контролю выбросов.
  6. ОНД-86 Методика расчета концентраций в атмосферном воздухе предельных выбросов для предприятий.
Метод расчета рассеивания выбросов в наши дни осуществляются экологом с использованием специализированной программы “УПЗРА-Эколог” (разработана НПО “Интеграл”). Программа создана на базе документа “ОНД-86: Методика расчета концентраций в атмосферном воздухе вредных веществ... в выбросах предприятий”.

Метод сводных расчетов выбросов используется крайне редко, обычно к нему обращаются администрации городов с целью оценки загрязнения атмосферы ряда предприятий и городского транспорта.

В общих чертах метод сводных расчетов выбросов происходит следующим образом: 1) выполняется инвентаризация выбросов; 2) для каждого из них проектируются тома проектов ПДВ; 3) вычисляются параметры выбросов транспортных средств; 4) выполняются общие (сводные) расчеты наибольших приземных концентраций вредных веществ на территории города от определенных предприятий; осуществляется анализ результатов; 5) оценивается степень значимости влияния определенных ранее вредных веществ на загрязнение городского воздуха; выделение значимых вредных ЗВ; 5) определяются предельно допустимые поля загрязняющих веществ от работы предприятий; 6) предприятия в ходе обсуждения распределяют между собой квоты загрязняющих веществ; 7) разрабатываются мероприятия и рекомендации по снижению уровня загрязнения атмосферы города; 8) экологические надзорные органы согласовывают нормативы рассчитанных выбросов, документально подтверждая этот факт.

Подробная методика использования метода сводных расчетов выбросов изложена в "Методическом пособии по выполнению сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха выбросами промышленных предприятий..." (1999 г.).

Несложно понять, что весь цикл определения сводных расчетов выбросов для города требует высокой профессиональной подготовки исполнителей и займет несколько лет.

К способам уменьшения загрязнения атмосферы до положенных нормативов относятся:

  • озеленение территории объекта;
  • строительство подземных парковок;
  • смена состава топлива автотранспорта;
  • перевод транспорта на электропитание;
  • установление фильтров и вытяжек на оборудовании;
  • перепланировка территории предприятия;
  • увеличение скорости выбросов из организованных источников;
  • другие.
Ноябрь 2016

Остались вопросы по статье?

Задать вопрос, который не раскрыт в статье, или получить коммерческое предложение на услугу можно обратившись по почте office@сайт или по номеру 8-800-500-81-25.

Предприятия, имеющие источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, обязаны проводить инвентаризацию выбросов и разрабатывать проект ПДВ. ПДВ – это предельно допустимый выброс, то есть количество выбросов, не превышающее гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха. Проект ПДВ включает такие разделы как «Общие сведения о предприятии», «Характеристика предприятия как источника загрязнения атмосферы», «Параметры выбросов загрязняющих веществ в атмосферу», «Расчёты загрязнения атмосферы и предложения по нормативам предельно допустимых выбросов», «Мероприятия по регулированию выбросов при неблагоприятных метеорологических условиях», «Контроль за соблюдением нормативов на предприятии». Раньше срок действия нормативов ПДВ соответствовал сроку действия проектной документации и составлял 5 лет. (согласно п.12 Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по установлению предельно допустимых выбросов и временно согласованных выбросов, утвержденного Приказом Минприроды РФ от 29.09.2015 г. N 414 и п.1.7 Инструкции по инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, 1991 г)

Предприятиям, не спешащим получить разрешение на выброс вредных веществ в атмосферный воздух грозят штрафы. Для должностных лиц штраф составляет от 40 до 50 тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей – от 30 до 50 тысяч рублей или приостановление деятельности на срок до 90 суток, для юридических лиц – от 180 до 250 тысяч рублей или приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Вывоз, переработка и утилизация отходов с 1 по 5 класс опасности

Работаем со всеми регионами России. Действующая лицензия. Полный комплект закрывающих документов. Индивидуальный подход к клиенту и гибкая ценовая политика.

С помощью данной формы вы можете оставить заявку на оказание услуг, запросить коммерческое предложение или получить бесплатную консультацию наших специалистов.

Отправить

Рост и развитие промышленности в конце 20 – начале 21 века поставили перед службами экологического контроля новые задачи. Так как множество производственных комплексов сбрасывает отработанные продукты горения в атмосферу, необходимо сохранить благоприятную экологическую обстановку с учетом новых промышленных мощностей. Для того чтобы следить за уровнем загрязнение было введено понятие предельно допустимые выбросы.

В каждой стране с развитой тяжелой промышленностью есть свои нормативные документы по оценке качества воздуха, с требованиями и рекомендациями по контролю над загрязнением и очищением атмосферного воздуха примесями антропогенной природы. Для России допустимые нормы загрязнений – это ПДВ. За несоблюдение нормативов, указанных в ПДВ следует штраф или административная ответственность вплоть до остановки работы предприятия на неопределенный срок.

Что это такое

Аббревиатура ПДВ обозначает предельно допустимый выброс. Расшифровка простая – понятно, что это некоторый норматив в экологии, который устанавливается для экологического контроля объема вредных веществ. Соответственно, ПДВ норматив указывает максимально допустимый уровень для каждого источника загрязнения атмосферы. Это необходимо потому, что неконтролируемый объем выбросов загрязняющих веществ может сказаться не только на экологической обстановке в целом, но также на развитии агрономии, сельского хозяйства и на здоровье населения промышленных зон.

Кроме ПДВ не существует других имеющих юридическую силу проектов относительно выбросов загрязняющих веществ в атмосферу.

Нормативы ПДВ базируются на источниках – то есть для каждого типа источника свои параметры. Точно также нормативы предельно допустимых выбросов зависят от места расположения источника, окружающей его инфраструктуры и от типа загрязняющего вещества.

Выбросы ПДВ рассчитываются индивидуально для каждого региона. На данный момент ответственность за создание нормативной базы лежит на территориальных органах исполнительной власти. В действующей базе выбросы ПДВ рассчитаны для более чем 600 элементов. Указаны суточные и разовые максимальные значения, есть указание на класс опасности. Так, в перечень веществ входят пестициды, тяжелые металлы, летучие углеводородные соединения.

Кроме веществ, которые можно выбрасывать в атмосферу в определенной концентрации, нормативами устанавливаются списки веществ, категорически запрещенный к выбросу. На данный момент в списке 38 веществ. Необходимо ежегодно сверяться с нормами, в мелочах они меняются довольно часто. Серьезные изменения происходят не чаще, чем раз в пять лет. Так, более 5 лет назад устанавливались другие списки запрещенных веществ.

Измерение ПДВ

Предельно допустимые выбросы – это показатель экологической обстановки. Чистота воздуха важна и для населения, и для некоторых областей сельского хозяйства. Нормативы допустимых выбросов разработаны с учетом оптимального состояния атмосферы. При расчетах экологи учитывают, что некоторые вещества имеют тенденцию накапливаться за определенный срок. Такой свод правил по контролю и учету ПДВ позволяет избежать серьезного загрязнения и во многих промышленных зонах позволяет предотвратить экологическую катастрофу.

Кроме того, контроль ПДВ позволяет оценить динамику загрязнения воздуха для отдельных регионов и предсказать возможные превышения допустимого предела. Расчет выброса осуществляется на основе специальных формул.

При составлении формулы учитывают:

  • Возможность ограничения рабочих мощностей предприятия.
  • Наличие аналогичных производств с более экологичным подходом.
  • Предельно допустимые выбросы в атмосферу для данной группы веществ.
  • Соответствие нормативов ПДВ промышленным реалиям – важно, чтобы установленные нормы не нарушали работу предприятия.
  • Срок работы предприятий с данным типом выбросов, способность вещества накапливаться в атмосфере.
  • Физические и химические свойства вещества: срок сгорания, срок распада и полураспада.
  • Биогенную опасность, уровень токсичности.

Концентрацию и объемы выброса измеряют непосредственно на каждом предприятии. Для этого используют комплекс инструментальных и лабораторных исследований.

Как правило, производится определение таких параметров:

  • Скорость движения частиц выбрасываемой смеси.
  • Высоту сброса.
  • Учитывают атмосферные осадки – они влияют на физические параметры движения и распределения выброса.
  • Температура вещества.

Затем пересчитывают концентрацию и сверяют соответствие полученных данных и нормативов ПДВ.

Измерения проводятся с учетом таких метеорологических условий:

  • Скорость ветра.
  • Температура воздуха, ее колебания.
  • Наличие осадков.
  • Влажность воздуха.

Таким образом, расчет и сверка нормативов ПДВ требует работы квалифицированного персонала и наличия специального оборудования. Несмотря на сложность и дороговизну мониторинга, за отсутствие экологического учета предусмотрен штраф. Ставка штрафования серьезная, могут быть применены другие административные меры.

Единица измерения ПДВ – это граммы в секунду. То есть масса вредных веществ, которая поступает в атмосферу за минимальный промежуток времени. Чтобы удобнее мониторить годовые показатели, ПДВ обычно пересчитывают в тоннах – тогда определяют размер всех выбросов в течение календарного года.

Для удобства работы предприятий, на каждое рассчитываются квоты – максимально допустимые пределы.

Законодательное регулирование

Главный российский законодательный акт, определяющий необходимость мониторинга качества воздуха – это закон под названием «Об охране атмосферного воздуха». Он содержит данные по нормативам ПДК, в частности – ПДВ, а также нормативы временно согласованных выбросов. Это такие сбросы которые предприятие может совершать в течение определенного времени и в строго оговоренном объеме. Обычно их разрешают, если польза от работы предприятия заведомо превышает возможный вред.

Для руководителей предприятий важный документ – это специальная форма статистической отчетности под называнием №2ТП- воздух. Данные формы используют при вычислении нормативов, туда же заносят все требуемые показатели по выбросам на предприятии.

На основании этой формы рассчитываются объемы фискальных санкций – в частности платежей за сброс вредных веществ.

Предельные допустимые выбросы в атмосферу также обсуждаются в международном сообществе. К сожалению, единого регулирующего документа нет. На крупнейших экологических конференциях выпускают рекомендации, но они не имеют никакой силы. Тем временем экологи считают, что необходимо продолжать ужесточать меры по контролю над содержанием вредных веществ в атмосферном воздухе. Так как атмосфера не самоочищается об большого количества примесей, а значит, высокое загрязнение может привести к неблагоприятным климатическим последствиям.

Действующие мероприятия по охране чистоты атмосферы:

  • Для каждого предприятия существует проект с квотами по ПДК и средними расчетными концентрациями.
  • Проводятся мероприятия по утилизации отходов, которые могут попасть в атмосферу.
  • Предусмотрена процедура создания экологических паспортов предприятий.
  • Введены административные меры для нарушающих правила: штраф, ставка которого весьма ощутима для предприятия.
  • Ежегодно проводятся геологические, химические и экологические исследования опасных в плане загрязнения атмосферы районов.

В настоящее время введен жесткий контроль над количеством вредных веществ в атмосферном воздухе. Российское экологическое законодательство стабильно и серьезных изменений в ближайшие годы не предвидится. Современному экологическому законодательству удалось установить рациональный баланс между развитием промышленности и сохранением чистоты окружающей среды.

Нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в целях государственного регулирования воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, гарантирующего сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности.

Согласно п. 2 ст. 19 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 25.06.2012) нормирование в области охраны окружающей среды заключается в установлении нормативов качества окружающей среды, нормативов допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, иных нормативов в области охраны окружающей среды, а также нормативных документов в области охраны окружающей среды.

Одним из видов нормативов допустимого воздействия, устанавливаемых для природопользователей, являются нормативы предельно допустимых выбросов (ПДВ).

В соответствии с п. 1 ст. 14 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (в ред. от 25.06.2012; далее — Федеральный закон № 96-ФЗ) выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (далее — выброс) стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

Следует учесть, что утверждение нормативов ПДВ и выдача разрешений на выбросы — это две разные административные процедуры, требующие временных затрат .

Согласно п. 10 Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (за исключением радиоактивных веществ), утвержденного Приказом Минприроды России от 25.07.2011 № 650 (далее — Административный регламент), для того чтобы получить разрешение на выбросы в территориальном органе Росприроднадзора, к заявлению необходимо приложить в том числе утвержденные в установленном порядке и действующие нормативы ПДВ и временно согласованных выбросов (ВСВ) для каждого конкретного стационарного источника выбросов и хозяйствующего субъекта в целом (включая его отдельные производственные территории) или по отдельным производственным территориям.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что если предприятие имеет стационарные (организованные и неорганизованные) источники выбросов, оно обязано получить разрешение на выброс. А получить это разрешение предприятие может только на основании утвержденных нормативов ПДВ.

Обязанности юридических лиц, имеющих стационарные источники выбросов, перечислены в ст. 30 Федерального закона № 96-ФЗ. Одной из таких обязанностей является обеспечение проведения инвентаризации выбросов и разработка ПДВ.

ПДВ устанавливаются территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды для конкретного стационарного источника выбросов и их совокупности (организации в целом).

Согласно п. 4 ст. 12 Федерального закона № 96-ФЗ в случае невозможности соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, имеющими источники выбросов, ПДВ территориальные органы федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды могут устанавливать для таких источников ВСВ по согласованию с территориальными органами других федеральных органов исполнительной власти.

Наш словарь. Предельно допустимый выброс (ПДВ) — норматив предельно допустимого выброса, который устанавливается для стационарного источника загрязнения атмосферного воздуха с учетом технических нормативов выбросов и фонового загрязнения атмосферного воздуха при условии непревышения данным источником гигиенических и экологических нормативов качества атмосферного воздуха, предельно допустимых (критических) нагрузок на экологические системы, других экологических нормативов.

Временно согласованный выброс (ВСВ) — временный лимит выброса, который устанавливается для действующих стационарных источников выбросов с учетом качества атмосферного воздуха и социально-экономических условий развития соответствующей территории в целях поэтапного достижения установленного предельно допустимого выброса.

Следовательно, для того, чтобы выяснить, обязано ли предприятие исполнять обязанности, установленные ст. 30 Федерального закона № 96-ФЗ, необходимо определить, имеются ли на предприятии источники выбросов, являющиеся стационарными объектами негативного воздействия.

В пунктах 3, 4 Порядка ведения территориальными органами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (приложение к Приказу Ростехнадзора от 24.11.2005 № 867) даны следующие определения стационарного и передвижных объектов негативного воздействия:

  • стационарный объект негативного воздействия — объект, от которого осуществляется выброс (сброс) в окружающую среду загрязняющих веществ, прочно связанный с землей, т.е. объект, перемещение которого без несоразмерного ущерба его назначению невозможно, объект размещения отходов производства и потребления, а также взрыв;
  • передвижные объекты негативного воздействия — транспортные средства, воздушные, морские суда, суда внутреннего плавания, оборудованные двигателями, работающими на бензине, дизельном топливе, керосине, сжиженном (сжатом) нефтяном или природном газе.

На сегодняшний день государственный учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, имеющих источники выбросов, и количества и состава выбросов (далее — государственный учет) осуществляет Росприроднадзор в соответствии с Порядком государственного учета юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, имеющих источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также количества и состава выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, утвержденным Приказом Минприроды России от 26.10.2011 № 863 (далее — Порядок учета). Следует отметить, что в Порядке учета нет определений передвижного и стационарного источников выбросов.

В то же время в подп. «б» п. 7 Порядка учета перечислены сведения (данные) об источниках выбросов, которые необходимо указать при постановке на государственный учет. Так, при представлении сведений о передвижном источнике выбросов необходимо указать:

  • тип передвижного источника выбросов (авиационный транспорт, водный транспорт, железнодорожный транспорт, автомобильный транспорт);
  • регистрационный номер передвижного источника;
  • экологический класс транспортного средства;
  • вид и расход топлива (по видам) передвижным источником (авиационный транспорт, водный транспорт, железнодорожный транспорт, автомобильный транспорт).

Таким образом, основным критерием для определения передвижного объекта на сегодняшний день является работа на определенном виде топлива, а расчет платы за выбросы передвижных объектов производится по объему использованного топлива. К передвижным источникам выбросов относятся различные транспортные средства. Мобильные установки, используемые на территории предприятия, в основном относят к стационарным источникам выбросов.

После определения наличия на территории предприятия эксплуатируемых стационарных источников выбросов необходимо выяснить, подлежат ли эти источники государственному учету и нормированию.

Приказом Минприроды России от 31.12.2010 № 579 утверждены Порядок установления источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, подлежащих государственному учету и нормированию (далее — Порядок) и Перечень вредных (загрязняющих) веществ, подлежащих государственному учету и нормированию (далее — Перечень).

К источникам выбросов, подлежащим государственному учету и нормированию , относятся источники выбросов, из которых в атмосферный воздух выбрасываются вредные (загрязняющие) вещества, подлежащие государственному учету и нормированию. В свою очередь, государственному учету и нормированию подлежат вредные (загрязняющие) вещества, указанные в Перечне, а также не включенные в Перечень вредные (загрязняющие) вещества, соответствующие одному из критериев:

  • показатель опасности выбросов, установленный в соответствии с приложением 1 к Порядку, больше или равен 0,1;
  • приземные концентрации выбросов превышают 5 % от гигиенического (экологического) норматива качества атмосферного воздуха.

Итак, если в выбросах от стационарных источников предприятия присутствуют вещества, указанные в Перечне или соответствующие одному из вышеуказанных критериев, т.е. подлежащие государственному учету и нормированию, то в этом случае необходимы разработка проекта ПДВ, утверждение нормативов ПДВ (ВСВ) и получение разрешения на выбросы.

В рамках данной статьи не будет рассматриваться вопрос разработки проекта ПДВ. Не менее интересен вопрос о действиях предприятия после разработки данного проекта.

После того как проект ПДВ разработан, его необходимо согласовать, установить нормативы ПДВ (ВСВ), получить разрешение на выбросы. Предприятие должно иметь представление о том, в какие сроки могут вылиться согласования и на основании чего предприятию могут отказать.

На сегодняшний день нормативными правовыми актами не регламентирован порядок установления нормативов ПДВ . Таким образом, срок утверждения и основания для отказа в утверждении проекта ПДВ также не установлены.

В соответствии с п. 6 Положения о нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 02.03.2000 № 183 (в ред. от 04.09.2012), предельно допустимые выбросы для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и юридического лица в целом или его отдельных производственных территорий с учетом всех источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух данного юридического лица или его отдельных производственных территорий, фонового загрязнения атмосферного воздуха и технических нормативов выбросов устанавливаются территориальными органами Росприроднадзора (за исключением радиоактивных веществ) при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии этих предельно допустимых выбросов санитарным правилам.

Согласно п. 6 Порядка организации и проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз, обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок, утвержденного Приказом Роспотребнадзора от 19.07.2007 № 224 (в ред. от 12.08.2010), срок проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз по заявлению гражданина, индивидуального предпринимателя, юридического лица определяется в зависимости от вида и объема исследований конкретного вида продукции, вида деятельности, работ, услуг и не может превышать двух месяцев .

Далее на основании экспертного заключения территориальный орган Роспотребнадзора выдает санитарно-эпидемиологическое заключение. Срок выдачи санитарно-эпидемиологического заключения также не регламентирован. Следовательно, согласно Типовому регламенту внутренней организации федеральных органов исполнительной власти, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 28.07.2005 № 452 (в ред. от 27.12.2012), срок выдачи санитарно-эпидемиологического заключения — 30 дней.

Нормативы ПДВ и ВСВ устанавливаются территориальными органами Росприроднадзора (за исключением радиоактивных веществ) для конкретного стационарного источника выбросов и их совокупности (организации в целом).

Согласно п. 8.13 Регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, утвержденного Приказом Росприроднадзора от 29.06.2007 № 191 (в ред. от 15.10.2009), ответ заявителю направляется руководителем (заместителем руководителя) территориального органа Росприроднадзора в течение 30 дней с даты регистрации обращения в Росприроднадзоре, если в поручении не установлен иной срок. При необходимости срок рассмотрения обращения может быть продлен руководителем территориального органа Росприроднадзора, но не более чем на 30 дней, с одновременным информированием заявителя и указанием причин продления.

Таким образом, по общему регламенту обращения по вопросам, касающимся деятельности Росприроднадзора, срок утверждения нормативов ПДВ — 30 дней (может быть продлен руководителем Росприроднадзора на 30 дней).

На заметку. Проект ПДВ разрабатывается в соответствии с Методикой расчета концентраций в атмосферном воздухе вредных веществ, содержащихся в выбросах предприятий (ОНД-86) (утв. Госкомгидрометом СССР 04.08.1986 № 192), ГОСТ 17.2.3.02-78 «Охрана природы. Атмосфера. Правила установления допустимых выбросов вредных веществ промышленными предприятиями», Рекомендациями по оформлению и содержанию проекта нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферу (ПДВ) для предприятия (утв. Госкомгидрометом СССР 28.08.1987) и другими нормативно-правовыми и методическими документами.

Поскольку законодательством не установлены основания для отказа в утверждении проекта ПДВ, значит если проект ПДВ выполнен в соответствии с требованиями перечисленных выше документов и получил санитарно-эпидемиологическое заключение, то отказ в установлении ПДВ неправомерен.

После получения санитарно-эпидемиологического заключения на проект ПДВ, утверждения нормативов ПДВ (ВСВ) предприятие обращается в территориальный орган Росприроднадзора или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации для получения разрешения на выбросы.

В соответствии с Административным регламентом территориальный орган Росприроднадзора принимает решение о выдаче или об отказе в выдаче разрешения на выбросы в срок, не превышающий 30 рабочих дней.

Основанием для отказа в выдаче разрешений на выбросы является наличие в составе материалов заявителя искаженных сведений или недостоверной информации. Иных оснований для отказа в выдаче разрешений на выбросы не установлено.

В заключение отвечаю на вопрос, который природопользователи задают чаще всего: «А что нам грозит, если мы не будем разрабатывать проект ПДВ и не получим разрешение на выбросы?» При отсутствии разрешений выбросы могут быть ограничены, приостановлены или прекращены в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. К тому же согласно ст. 31 Федерального закона № 96-ФЗ лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха, несут уголовную, административную и иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Так, согласно ст. 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения влечет наложение административного штрафа :

  • на граждан — от 2000 до 2500 руб.;
  • на должностных лиц — от 4000 до 5000 руб.;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 4000 до 5000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  • на юридических лиц — от 40 000 до 50 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Е.Н. Колчина, эколог-эксперт ГК «Браво Софт»

Для регулирования качества всей окружающей среды возможен только один путь - введение ПДВ (предельно допустимый выброс) для источников загрязнения и строгий контроль за выполнением этих норм. Согласно ПДВ установлены условия, при которых содержание в приземном воздушном слое загрязняющих веществ от совокупности источников не должно быть выше нормативов качества, которые нужны для населения, а также флоры и фауны данной местности.

Установка ПДВ и контроль

Конкретно для каждого источника, способного загрязнить атмосферу, устанавливается предельно допустимый выброс. Условие таково, чтобы выброс загрязняющего вещества с учётом рассеивания и взаимодействий с другими компонентами не создавал концентраций, влияющих на качество воздуха и превышающих установленную норму. Это касается и отдельных предприятий, и всей совокупности источников, загрязняющих воздух населённого пункта. К тому же обязательно учитываются все перспективы развития предприятий.

России разветвлена, чтобы обеспечивать государственный контроль над всеми загрязнениями, оценивать качество атмосферного воздуха и управлять процессами его очистки путём установления нормы ПДВ. Какие бывают предельно допустимые выбросы? Об этом мы говорим в статье.

Документы

В нашей стране сегодня работает нормативный документ - в атмосфере вредных веществ для населённых мест", в котором перечислены 628 вредных веществ, максимальные, разовые и среднесуточние значения ПДК, класс опасности каждого вещества, лимит показателя вредности. Также есть запретительный раздел для выброса веществ "Б" из-за их чрезвычайной биологической активности. Таких запрещённых веществ тридцать восемь.

При повышенной температуре предельно допустимый выброс вредных веществ в атмосферу из одиночного источника, обеспечиваемый концентрацией в приземном воздухе, но который не превышает ПДК, рассчитывается по специальным формулам. Регулирует качество окружающей среды и находится под контролем ПДВ, являющемся технормой, которая научно обоснована. Предельно допустимые выбросы (ПДВ) вредных веществ в атмосферу из промышленных источников определяются на основе установления и изучения их различных параметров, а также свойств вредных веществ, которые выбрасываются в атмосферу, и атмосферных условий данного момента.

Расчёт допустимых концентраций

Чтобы осуществлять предупредительный санитарный надзор и своевременно предъявлять обоснованные требования ко всем оздоровительным мероприятиям, чтобы точно определять предельно допустимые выбросы (ПДВ), относящиеся к промышленным предприятиям, используются специальные данные расчёта концентраций посторонних веществ атмосфере.

Установлена нормативная величина, чтобы обеспечить охрану воздушной среды от выбрасываемых в атмосферу экологически вредных веществ - это предельно допустимый выброс: объём загрязняющего вещества за единицу времени (каждого отдельного источника загрязнения). Превышение этой нормативной величины и есть превышение ПДК в среде, которая окружает источник загрязнения, что ведёт к самым неблагоприятным последствиям и для окружающей местности, и для здоровья населения, там проживающего.

Законодательство

В томе "Охрана атмосферы" оформляются результаты работы, которую выполняют головные ведомственные организации, там же вносятся предложения по поводу того, каким должен быть предельно допустимый выброс загрязняющих веществ в атмосферу (ПДВ), а также ВСВ - временно согласованный выброс - для предприятия. Во "Временной методике нормирования" содержится структура этого тома.

Все промышленно развитые страны имеют природоохранные законодательства, преследующие цели ограничения загрязнений атмосферы и окружающей среды. В России принят Закон "Об охране атмосферного воздуха", где представлены нормативные показатели ПДВ, ПДК и ВСВ (временно согласованные) вредных веществ. Разработка планов мероприятий, охраняющих воздушный бассейн, основываются на результатах измерений.

Затем последние отражаются в статистической отчётности (форма №2-тп - воздух), используются при вычислении нормативов, где отображается предельно допустимый выброс вредных веществ. Это является неотъемлемой частью обеспечения работы производства и гарантирует объективность фискальных санкций - платежей за выбросы. К тому же необходимы достаточные и рациональные инвестиционные затраты, чтобы соблюдать экологические требования в дальнейшем, учитывая социальные и финансовые цели производства.

Действующие мероприятия по охране чистоты атмосферы

Для каждого действующего предприятия разрабатывается проект предельно допустимых выбросов в атмосферу загрязняющих веществ. Это обуславливает необходимость мероприятий, гарантирующих утилизацию нефтеотходов, проведение экологической паспортизации предприятий, а также комплексные геоэкологические исследования территории нефтедобычи и всех зон воздействия предприятий нефтедобычи.

Когда проектируются новые и реконструируются действующие предприятия, для каждого из них разрабатывается проект предельно допустимых выбросов в атмосферу вредных веществ. Понятие ПДК в этих нормах выражается в среднегодовых допустимых концентрациях (СДК), которые и позволяют обосновать объемы предельно допустимых выбросов радиоактивных изотопов, например, во внешнюю среду.

ПДК в почвах

Предельно допустимые выбросы загрязняющих веществ в почвах весьма трудно установить. Среда почвенного покрова менее подвижна, чем воды поверхности и атмосфера, поэтому аккумуляция химических соединений, поступающих в почву, происходит долго.

По этой причине основной фактор, определяющий ПДВ для предприятия или группы предприятий, касается времени работы, требующегося для накопления выбросов до уровня ПДК. Тем не менее, почва постоянно находится в активном микробиологическом процессе, там протекают физические и химические процессы, которые трансформируют посторонние вещества, поступающие в почву, и глубина и направление здесь не определяются однозначно.

Разный подход

Что касается проекта предельно допустимых выбросов (ПДВ), то с его помощью можно контролировать только организованные выбросы вредных веществ, и составляется он так, чтобы соответствовать данной местности. Деление выбросов на организованные и неорганизованные требует разного подхода к учёту и контролю.

Например, внедрённые новые системы газового обогрева и даже замена уже существующих систем, работающих на горячей воде или паре, тоже экологически небезопасны. Сжигание природного газа даёт оксиды азота и монооксид углерода. Даже на сжигание газообразного топлива повсеместно существуют нормативы предельно допустимых выбросов.

А, например, на химических предприятиях зачастую не удаётся соблюсти концентрацию вредных веществ выброса. Тогда вводится снижение выбросов поэтапно, на каждом обязательно устанавливаются временно согласованные (ВСВ). Число этих выбросов должно соответствовать нормативным показателям, принятым для предприятий с аналогичными мощностями.

Результаты контроля фигурируют в каждом квартальном и годовом отчёте. Кем устанавливаются предельно допустимые выбросы? Есть такая организация - Госкомгидромет, которая и составляет все графики по нормам содержания вредных веществ в выбросах предприятий. 

На страже народного здоровья

Нормальные санитарно-гигиенические условия в производственных помещениях и на всей территории предприятия, а также в населённых пунктах допускают содержание вредных веществ, что не превышает нормативов предельно допустимых выбросов. Для безусловного соблюдения ПДК и делается проект предельно допустимых выбросов для каждого предприятия и каждого вещества.

Существуют Законы РФ: "Охрана окружающей природной среды", "Эпидемиологическое и санитарное благополучие населения" и "Охрана атмосферного воздуха", согласно которым сброс и выброс вредных соединений, захоронение отходов производится только на основе разрешения, которое выдают специальные уполномоченные государственные органы. Разрешение учитывает все нормативы ПДВ и ПДС (выбросов и сбросов), а также множество других условий для бережного отношения к окружающей среде и здоровью человека.

Условия составления проекта

Любое предприятие, имеющее даже единственный источник вредоносных выбросов, должно иметь прект нормативов ПДВ. Если на маленьком заводике есть хоть одна слабо дымящаяся труба, этот документ для функционирования завода обязателен. Природоохранное законодательство РФ регламентирует необходимость разработки такого проекта.

Предельно допустимый выброс пересматривается один раз в 5 лет, и проект действует строго в течение этого времени. Особые условия могут продиктовать более ранний пересмотр ПДВ. Например:

  • экологическая обстановка на территории поменялась;
  • количество источников выбросов изменилось: появились новые или убраны существующие;
  • сменена предприятия и применяемые на нём технологии изменились.

Если не соблюдены установленные нормативы, предприятию придётся оплачивать всё, что превосходит предельно допустимые выбросы. Разработку проекта ПДВ, эту сложную и ответственную задачу, всегда выполняют профессионалы.

Разработка ПДВ

Основополагающие моменты следующие:

  • Все имеющиеся в составе объекта источники вредных выбросов подвергаются инвентаризации. Составляются списки всех источников и выбрасываемых ими загрязняющих веществ.
  • Согласовывается стоимость и сроки выполнения работ. Оформляется договор относительно разработки и согласования ПДВ.
  • Проект ПДВ проходит согласование в государственных инстанциях.
  • Получение предприятием разрешения на предельно допустимые выбросы в атмосферу.

Мероприятие это не только сложное, но и очень ответственное. В случае невыполнения или неправильного выполнения разработки тома ПДВ, предприятие подпадает под строгую административную ответственность: ему грозят высокие штрафы и даже приостановка работы до девяноста дней.

Инвентаризация источников выброса (первый основополагающий момент) преследует следующие цели:

  • выявление и достоверный учёт всех источников загрязнения окружающей среды в зоне расположения предприятия;
  • установление местонахождения источников, объемов и состава выбросов;
  • учёт поступлений вредных (загрязняющих) веществ в окружающую среду.
  1. Аннотация.
  2. Введение.
  3. Сведения о данном предприятии.
  4. Характеристика данного предприятия с точки зрения источника атмосферы.
  5. Произведение расчётов и определение основных нормативов ПДВ.
  6. Список мероприятий по регулированию выбросов, если неблагоприятны.
  7. Установление контроля за исполнением всех нормативов на предприятии.

Необходимая документация для разработки проекта ПДВ:

  • Кратко подаётся информация о производстве, структуре и штатах предприятия, описывается назначение и характеристики всех объектов (как производственных, так и коммерческих подразделений, цехов, участков, бригад, отделов, офисов, сооружений, зданий и так далее).
  • Подробные реквизиты предприятия. Схема-карта предприятия, а также ситуационная схема-карта расположения.
  • Свидетельство о регистрации государством юридического лица.
  • Свидетельство собственности на землю, помещения, здания, сооружения или договор аренды на всё это.
  • Расходная справка о сырье и материалах за год.
  • Список технологического оборудования.
  • Подробное описание всего технологического процесса.
  • Информация о наличии ПГУ (пылегазоочистного оборудования), копия паспорта на ПГУ, на его производительность и так далее.
  • Схема системы вентиляции и кондиционирования с точными данными о диаметрах и высоте труб, марках вентиляторов и их производительности, количество часов их работы в сутки и так далее.
  • Справка относительно транспортных средств, находящихся на балансе данного предприятия, с указанием количества, марки, а также мест их стоянки или хранения, мест их технического обслуживания и ремонта.
  • Квалификационные аттестаты экологического образования ответственных за экологию данного предприятия.
  • Предшествующий проект выбросов вредных веществ (если предприятие не новообразованное).

Расчёт нормативов ПДВ

Для расчёта ПДВ существуют соответствующие общепринятые формулы. Для понимания того, как устанавливаются нормативы ПДВ, нужно знать основные факторы, которые характеризуют рассеивание выбросов:

  • климат и особенности атмосферы;
  • местоположение источников загрязняющих выбросов;
  • ландшафт и его особенности;
  • физико-химические характеристики выбросов;
  • диаметр устьев труб;
  • расстояние устьев труб от земли.

Контроль нормативов

Контроль соблюдения данным предприятием всех нормативов ПДВ - один из самых важных разделов проекта. Этот раздел можно подразделить на две части: контролирование непосредственно источников загрязнений по нормативам ПДВ и контролирование границы с близлежащей жилой зоной.

Составляют проект нормативов ПДВ высококлассные специалисты с опытом работы на предприятиях различного профиля, которые учтут все установленные регламенты и составят все разделы проекта правильно.

Таким образом, производится контроль неблагоприятного воздействия деятельности - хозяйственной или иной - физических и юридических лиц на территории, прилегающие к данному предприятию, а также атмосферу и водные запасы, в том числе и грунтовые. Предельно допустимые нормы выбросов здесь, конечно, не одинаковы, и проект учитывает это.

Контроль за соблюдением и достижением выработанных для проекта нормативов предельно допустимых выбросов может производиться и самим предприятием, имеющим собственный производственных контроль, но чаще всего надёжнее поручить это Департаменту Росприроднадзора, который осуществляет государственный контроль.

Согласование проекта

Согласовывать составленный проект предстоит в Роспотребнадзоре и многих других инстанциях. Этапы этого пути следующие:

  • обязательное получение экспертного заключения на проект ПДВ в соответственных государственных инстанциях;
  • получение санитарного и эпидемиологического заключения в Роспотребнадзоре;
  • экспертиза и согласование в Росприроднадзоре проекта ПДВ.

Таким образом будут соблюдены нормативы предельно допустимых выбросов вредных веществ в почвы, воды и воздух. Каждое предприятие - стационарный источник такого загрязнения. Проект ПДВ будет работать правильно только в том случае, если будут учтены все технические нормы, а также фоновое загрязнение, не будут превышены экологические и не будут допущены критические нагрузки на всю экологическую систему данной территории.

Похожие статьи

© 2024 liveps.ru. Домашние задания и готовые задачи по химии и биологии.