Кто был после годунова царем. Правление бориса годунова

Борис Годунов (1552-1605) был выходцем из костромских нетитулованных бояр. Он стал заметной фигурой в Москве после своей женитьбы на дочери Малюты Скуратова – любимца Ивана Грозного. Современники характеризовали Бориса как умного образованного политика и талантливого военачальника. Он 13 лет возглавлял правительство во времена правления царя Фёдора Иоанновича. Сам Фёдор был женат на сестре Годунова. Это в немалой мере поспособствовало восхождению Бориса на престол после кончины Фёдора 7 января 1598 г.

Правление нового самодержца продолжалось вплоть до 13 апреля 1605 года, а смерть Бориса Годунова положила начало обострению политической обстановки на русской земле. Можно сказать, что после этого Смутное время (1598-1613) перешло из пассивной фазы в активную.

Со смертью царя Фёдора возник вопрос – кого ставить на престол? И тогда патриарх Иов указал на Бориса, охарактеризовав его как человека самого достойного. Годунов 2 раза отказывался, но духовенство и народ упрашивали, и он согласился. Принимая благословение патриарха, сказал: «Бог свидетель, что не будет в моём царстве нищих, последнюю рубашку разделю с народом…»

В первые годы своего правления царь установил льготы для переселенцев в Сибирь. Приглашал в Московское царство иностранных специалистов, а молодёжь отправлял учиться за границу. В Москве затеял грандиозное строительство, дав возможность заработать бедному люду. В Московском кремле была построена колокольня Ивана Великого. Это сооружение стало самым высоким в стране.

Царь планировал открыть школы с преподаванием иностранных языков. Он думал об экономическом развитии России, а для этого нужно было налаживать контакты с заграницей, но не хватало переводчиков и образованных людей. Однако этот план и многие другие сорвали недоброжелатели. Недовольных новой политикой оказалось очень много.

Авторитет Бориса Годунова подорвал небывалый голод 1601-1603 годов. Причиной его стал неурожай, а цены на хлеб подскочили в 100 раз. Эта тяжёлая ситуация настроила против царя все слои населения. По приказу самодержца голодающим начали в Москве раздавать деньги и хлеб. Привело это к тому, что со всех концов России в столицу потянулись сотни тысяч людей.

Вскоре их в Москве насчитывалось в несколько раз больше, чем коренных жителей. Такой наплыв пришлого народа привёл к грабежам, убийствам и эпидемиям. А денег и хлеба не хватало всё больше и больше. Появились случаи людоедства.

О количестве умерших в Москве за период с 1601 по 1603 годы сообщал известный церковный и политический деятель Авраамий Палицын. Он утверждал, что только в столице Московского царства за 2 года и 4 месяца по повелению царя было погребено 127 тыс. человек. Но гораздо больше народа умерло в других городах и сёлах.

Положение дел в Московском царстве усугубила напряжённая внешнеполитическая ситуация. Польские паны решили воспользоваться неблагоприятной экономической обстановкой, сложившейся на русской земле. Они выдвинули на политическую арену Лжедмитрия I . Было объявлено, что он является сыном Ивана Грозного цесаревичем Дмитрием, официально умершем в возрасте 8 лет.

Вокруг самозванца собрались авантюристы всех мастей, и эта воинская рать вторглась на территорию Русского государства. В 1604 году войско Лжедмитрия форсировало Днепр и двинулось вглубь Руси. Народ приветствовал самозванца, так как отождествлял царствование Бориса Годунова с правлением Ивана Грозного и опричниной . Но царь оказал противодействие захватчикам и добился кратковременного успеха, который не смог переломить ситуацию. Войска самозванца двинулись на Москву.

В соответствии с летописью смерть Бориса Годунова наступила 13 апреля 1605 года. Утром этого дня царь проснулся в хорошем настроении. Он отобедал и поднялся на вышку, с которой любил любоваться на Москву. Когда сошёл с неё, то объявил, что чувствует себя плохо. У него появились головная боль, звон в ушах, тошнота, резь в желудке. Позвали лекаря, но когда тот появился, у царя из носа и ушей хлынула кровь, и самодержец умер.

По этому поводу русский историк и археолог Иван Егорович Забелин (1820-1908) в «Истории города Москвы», высказался следующим образом: «Измена царю с каждым днём распространялась повсюду. Все его благодеяния народу и добрые попечения исчезли из памяти людей. Сохранилась лишь ненависть к властителю… Царь Борис, отобедав, внезапно заболел и через 2 часа умер. Говорили, что отравил сам себя. Но можно полагать, что был отравлен угодниками самозванца, если не умер апоплексией, как свидетельствует Маржерет. Однако по свидетельству Массы, доктора, находившегося при дворе, все узнали, что умер он от яда».

Некоторые современники в смерти Бориса Годунова открыто обвинили приверженцев Лжедмитрия, которые в огромном количестве наводнили Москву. А почившего государя похоронили без царских почестей в Архангельском соборе. Новым царём стал сын Бориса цесаревич Фёдор. Это был очень умный и образованный юноша. К 15-ти годам он изучил военное дело, фортификацию, математику, философию, архитектуру, знал несколько иностранных языков. Принимал участие в составлении географических карт России.

Дмитрий Самозванец тем временем послал в столицу князей Василия Мосальского и Василия Голицына во главе других своих сподвижников. Цель у них была одна – убрать неугодных людей. Первыми в этом списки значились патриарх Иов, царь Фёдор и его родные.

Предатели поставленную перед ними задачу выполнили успешно. Со сторонниками 16-летнего царя разделались они быстро. Одних задушили, а других щедрыми обещаниями склонили к измене. Самого Фёдора, его мать царицу Марию Бельскую и сестру царя царевну Ксению предатели схватили. Их посадили на водовозную телегу и доставили на старый Борисовский двор.

Стрельцы под предводительством князей Мосальского и Голицына задушили Фёдора и Марию, а Ксению передали Лжедмитрию. По его указанию её постригли в монахини. А народ, который ещё совсем недавно поклонялся Годунову, теперь ликовал. Лишь один юродивый крикнул: «Посмотрите друг на друга! Были вы до сего дня скотами тайными, а теперь стали скотами явными. Из всех вас через 6 лет будет только один по земле ходить, да и то недолго!»

Лжедмитрий I 20 июня 1605 года при общем народном ликовании торжественно въехал в Москву. Он тут же приказал тело Годунова вынести из Архангельского собора и вместе с прахом сына и жены похоронить в Варсонофьевском монастыре, что возле Лубянки.

При Василии Шуйском останки Бориса, жены Марии и Фёдора перенесли в Троицкий монастырь под Москвой. Там же похоронили и Ксению (в иночестве Ольгу), умершую в 1622 году. В 1782 году над гробницами соорудили усыпальницу.

Во времена советской власти захоронение разграбили, а черепа пришли в полную негодность. Когда в 1945 году антрополог М. М. Герасимов захотел восстановить лица этой семьи, то не смог этого сделать. Так смерть Бориса Годунова стёрла из памяти людей не только его благие деяния, но и внешний облик, оставив о нём лишь описания современников.

Алексей Стариков

Учреждение московской патриархии

Из внутренних мер царствования Федора Иоанновича главнейшим было учреждение русского патриаршества .

Хотя с середины XV века русская церковь была самостоятельной, митрополиты ее выбирались из среды русского духовенства и не ездили на утверждение к цареградскому патриарху, однако в Москве тяготились и номинальной зависимостью своей церкви от патриарха, ставшего рабом турецкого султана. Москва считала себя Третьим Римом, в чистоте сохранявшим древнее православие, и желала, чтобы её архипастырь сравнялся со старейшими греческими иерархами.

Греческие духовные лица часто приезжали в Россию для сбора милостыни; но в числе их еще не было ни одного патриарха. И вот в начале правления за царя Федора Бориса Годунова прибыл в Москву (1586) патриарх Иоаким Антиохийский. Царь принял его торжественно. Потом гостя проводили в Успенский собор к митрополиту Дионисию. Сей последний, стоявший в полном облачении посреди собора, первый благословил патриарха, а потом принял от него благословение. Иоаким слегка заметил, что пригоже было митрополиту сначала благословиться у патриарха. Но Дионисий так поступил не одной собственной волей, а по согласию с государем, в чем ясно сказывалась задняя мысль правительства Годунова. Затем государь отправил шурина своего Бориса к Иоакиму просить, чтобы он посоветовался с другими патриархами о том, как бы устроить в Московском государстве российского патриарха. Иоаким обещал. Он уехал из Москвы щедро одаренный. Другие патриархи, узнав о желании правительства Бориса Годунова и Федора, не спешили его исполнением, и дело могло затянуться, если бы случайно, через два года, в Москву не прибыл лично сам цареградский патриарх Иеремия, который был несколько раз свергаем и возводим на свою кафедру султаном. Так как его патриаршая церковь была обращена в мечеть, он намеревался строить новую и для сбора средств приехал через Литву в Московское государство.

Патриарха со свитой поместили на Рязанском подворье и снабжали обильными кормами, однако приставы не пускали к нему посторонних. Так обыкновенно поступали у нас с иноземными посольствами. Торжественный царский прием гостей состоялся 21 июля 1588 года. Потом патриарха отвели в Малую Ответную палату, где он беседовал с правителем Борисом Годуновым, рассказав ему о бывших своих цареградских злоключениях и о своем путешествии чрез литовские земли. Но, по-видимому, об учреждении русского патриаршества тут не было речи. Только спустя несколько месяцев, постепенно, правительство Годунова вовлекло Иеремию в переговоры об этом. Он не вдруг дал согласие на учреждение русского патриаршества; потом согласился, но под условием самому остаться для сего в России. Тогда только открыты были официальные переговоры, которые взял на себя Борис Годунов.

Правительство Бориса Годунова желало возвести в сан патриарха своего человека, митрополита Иова, а никак не приезжего грека. Оно поступило с обычной дипломатической ловкостью: Иеремии предложили быть русским патриархом и жить в древнем стольном Владимире-Залесском. Иеремия говорил, что патриарх должен жить при государе, в Москве. Борис Годунов отвечал ему, что царь не хочет обидеть своего богомольца митрополита Иова, удаляя его из Москвы. После долгих переговоров, щедрых даров и обещаний, Иеремия отказался от намерения остаться в России и согласился поставить для нее патриарха из русских. Созвали духовный собор, который избрал трех кандидатов на сие достоинство, митрополита Иова, архиепископов новгородского Александра и ростовского Варлаама, предоставляя окончательный выбор государю. Но этот выбор был известен заранее: государь и Борис Годунов указали на Иова. Торжественное посвящение его в патриарха происходило 26 января 1589 года в Успенском соборе; оно совершено было Иеремией в сослужении с русскими архиереями. После того происходил пир в государевом дворце. Во время обеда Иов встал из-за стола и отправился на осляти вокруг Кремля; потом того воротился во дворец. На другой день была торжественная трапеза у патриарха Иова. Тут он снова вышел из-за стола, и, сев на осля, объехал вокруг Белого города, только что построенного; часть пути его осля вел за повод сам правитель Борис Годунов.

Иов, первый патриарх московский. Миниатюра из царского титулярника

Спутник Иеремии, архиепископ елассонский Арсений, описал роскошь и великолепие Московского двора. С особым восторгом он рассказывает о приеме обоих патриархов 27 января у государя, а потом в покоях сестры Бориса Годунова, царицы Ирины. Он восхищается ее красотой, говорит о ее жемчужной короне с 12 зубцами, в ознаменование 12 апостолов, и унизанной жемчугом бархатной одежде. Она вручила Иеремии, кроме других подарков, драгоценную чашу, обильно жемчугом и самоцветными камнями, и просила молить Бога о даровании ей наследника Русской державы. Правительству Бориса Годунова недешево обошлось исполнение давнего желания Москвы относительно русского патриаршества.

Возвышение Московского архипастыря принадлежало к числу важнейших дел правления Бориса Годунова. Оно повело за собой и возвышение некоторых других архиереев. Четыре архиепископии были возведены в достоинство митрополий: Новгородская, Казанская, Ростовская и Крутицкая; а шесть епископов получили титул архиепископский: Вологодский, Суздальский, Нижегородский, Смоленский, Рязанский и Тверской. Кроме того, установлено быть семи или восьми епископиям, большая часть которых вновь учреждена, каковы: Псковская, Ржевская, Устюжская, Белозерская, Коломенская, Брянская, Дмитровская. Вселенский патриарх уехал, осыпанный щедрыми подарками. В мае 1591 года, в Москву прибыл тырновский митрополит Дионисий за милостыней и с грамотой, которой патриархи Антиохийский и Иерусалимский, совместно с Цареградским, подтверждали учреждение Русского патриарха. Ему назначено было пятое место, т. е. после четырех восточных патриархов, Москва была не очень довольна последним условием, ибо желала получить третье место на том основании, что считала себя Третьим Римом .

Таким образом, со времени правления Бориса Годунова русская церковь сделалась вполне самостоятельной и независимым от Царьграда патриархатом, чем возвысилась и в собственных глазах, и во мнении других христианских народов. Изменились и церковные отношения между Москвой и Западной Русью. Прежде возобновление в середине XV века особой Киевской митрополии разделило Русскую церковь надвое. Но после учреждения при Борисе Годунове московского патриархата, западнорусские митрополиты уже не могли считать себя равными с московскими архипастырями, и если не de facto, то de jure восстановлялось до некоторой степени русское церковное единство. Возвышение титула сопровождалось и новыми преимуществами в обряде и облачении: московский патриарх носил теперь митру с крестом наверху, бархатную мантию зеленого или багряного цвета; его церковный амвон, вместо прежних восьми ступеней, возвышался на двенадцати.

Учреждением патриаршества правитель Борис Годунов исполнил давнее желание русских людей и лично приобрел крепкую поддержку во главе Русской церкви: впатриархе Иове, всем ему обязанном, и в других архиереях, им возвышенных. Имея опору в духовенстве, Борис Федорович старался расположить в свою пользу и военное сословие. Поэтому он усердно радел о его поместьях и вотчинах. По этой причине ко времени правления Бориса Годунова приписывают также начало прикрепления крестьян к земле , а следовательно, начало крепостного права в России.

Годунов расчищает себе дорогу к престолу

Самым важным по своим последствиям событием начала правления Бориса Годунова оказалась внезапная смерть девятилетнего царевича Дмитрия , которого отправили с матерью и родственниками Нагими в его удельный город Углич. Следствие по делу царевича объявило, что Дмитрий сам убил себя в припадке падучей болезни, но это современники не верили этому. В народе упорно держался слух, что царевича убили по приказу правителя Годунова, который расчищал самому себе дорогу к трону после смерти бездетного царя Федора.

В народе распространялись подозрительность и недоверие к действиям Бориса Годунова, доходившие до нелепости. В июне 1591 года в Москве произошел большой пожар, сильно пострадал Белый город. В народе пошла молва, что это правитель Годунов велел поджечь город, чтобы отклонить царя Федора Ивановича от поездки в Углич, куда он будто бы собирался для личного расследования о смерти царевича Дмитрия. А когда Борис стал щедро помогать погорельцам, это истолковали в смысле заискивания перед народом по причине все того же преступления. В июле месяце совершился известный набег на Москву Казы-Гирея , и нашлись люди, которые стали обвинять Годунова, будто он подвел хана, чтобы отвлечь общее внимание от смерти царевича Дмитрия. Правительство Бориса старалось щедротами приобретать народное расположение; царские милости обыкновенно связывались с именем Годунова, раздавались как бы по его ходатайству; а немилости являлись «по совету» с боярской думой. Злая клевета сильно раздражила правителя. Начались розыски; оговоренных пытали, резали им языки, морили в темницах. В 1592 году жена царя Федора и сестра Бориса, Ирина Федоровна, разрешилась от бремени дочерью, но в следующем году маленькая царевна Феодосия скончалась. И тут обвиняли Бориса Годунова в ее смерти. Любопытно, однако, как быстро исчезло потомство царя Ивана III. В занятой поляками Риге проживала вдова титулярного ливонского короля Магнуса , Марья Владимировна, с маленькой дочерью Евдокией. Годунов обещанием разных благ убедил ее воротиться в Москву. Но тут ее заставили постричься, а ее дочь вскоре умерла, и смерть эту также приписали ненасытному честолюбию Бориса Годунова, который, стоя во главе правления, расчищал себе путь к престолу устранением всех возможных конкурентов. Крещеный касимовский хан Симеон Бекбулатович, которого Иван Грозный когда-то шутя поставил царем над земщиной, после смерти царевича Дмитрия лишился зрения – и в этом молва обвиняла правителя Годунова!

Стремление Бориса Годунова к престолу выражалось и в его обращении к ведунам, которых он призывал и спрашивал о будущем. Волхвы будто бы предсказали Годунову, что он действительно будет царствовать, но не более семи лет, а Борис на сие воскликнул: «хотя бы и семь дней, но только царствовать!» Подозрительность в отношении к нему достигла до того, что некоторые сказания приписывают ему отравление самого Федора Ивановича. После его смерти Борису оставалось только два исхода: или достижение трона, или падение, которое привело бы его в монастырь или на плаху. Конечно, он выбрал первый исход.

Избрание Бориса Годунова на царство

Болезненный Федор Иванович достиг только сорокалетнего возраста. Он скончался 7 января 1598 года. С ним прекращался царствовавший род, и все ожидали, какое распоряжение он сделает относительно престолонаследия. На этот счет существуют различные известия. По одним, перед смертью на вопросы патриарха и бояр, кому приказывает царство и царицу, он отвечал: «в сем моем царстве и в вас волен создавший нас Бог; как Ему угодно, так и будет». Но прощаясь наедине с Ириной, он, по тому же сказанию, «не велел ей царствовать, а повелел иноческий образ принять». По другим, более достоверным известиям, наоборот, он завещал престол Ирине, а исполнителями своей духовной назначил патриарха Иова, двоюродного брата своего Федора Никитича Романова-Юрьева и стоявшего во главе правления шурина – Бориса Годунова. При вести о кончине Федора, народ толпами устремился в Кремлевский дворец, чтобы проститься с усопшим государем. Народная горесть была вполне искренняя; давно уже Россия не испытывала такого сравнительно тихого и благополучного времени, как царствование Федора Ивановича. Федор за свою набожность и целомудренную жизнь был почитаем народом почти за святого человека. Русских людей удручали опасения за будущее.

Бояре, чиновники и граждане беспрекословно присягнули Ирине; она могла не только править государством подобно Елене Глинской, но и прямо царствовать. Но, весьма набожная и чуждая властолюбия, она привыкла руководствоваться советами своего брата Бориса, и теперь, по-видимому, имела одно намерение: добиться, чтобы Бориса избрали на царство. Из правителя-регента Борис Годунов должен был сделаться настоящим государём. На девятый день по кончине супруга Ирина удалилась в московский Новодевичий монастырь и там вскоре постриглась под именем Александры, предоставляя духовенству, боярам и народу избрать себе нового царя. Управление государством перешло в руки патриарха Иова и боярской думы; но душой правительства оставался Борис Годунов, которому Иов был предан всем сердцем. Правительственные грамоты продолжали выдаваться «по указу» царицы Ирины.

Жена Федора Иоанновича, царица Ирина Годунова, сестра Бориса, жена царя Федора Ивановича

Между знатнейшими боярами находилось немало потомков Владимира Великого, которые помнили о своих удельно-княжеских предках и считали себя вправе занять московский трон. Но никто из них не имел надежной опоры в народе. В последнее время ближе всех стояли к трону две боярские фамилии: Шуйские, или Суздальские, ведшие свой род от Александра Невского, и Романовы-Юрьевы, близкие родственники последних государей с женской стороны, двоюродные братья Федора Ивановича. Однако их время еще не наступило. Законной царицей почиталась Ирина, а у нее был родной брат Борис; на его стороне были все обстоятельства. Борис Годунов уже не менее десяти лет руководил всеми делами правления. В его пользу действовали два самых могущественных союзника: патриарх Иов и царица-инокиня Александра. Говорят, что первый разослал по России надежных монахов, которые внушали духовенству и народу о необходимости избрать Бориса Годунова на царство; а вторая тайно призывала к себе военных сотников и пятидесятников и раздавала им деньги, чтобы склоняли к тому же своих подчиненных. Еще сильнее в пользу Бориса Годунова говорило его прежнее умное правление: народ привык к нему; а наместники и чиновники, лично им поставленные тянули общество в его сторону. Нет оснований отвергать следующий рассказ иностранцев. Когда Ирина удалилась в монастырь, дьяк Василий Щелкалов вышел в Кремле к народу и предложил присягнуть боярской думе. «Не знаем ни князей, ни бояр – ответила толпа – знаем только царицу, которой присягали; она и в черницах мать России». На возражение дьяка, что царица отказалась от правления, толпа воскликнула: «да здравствует (или да царствует) брат ее Борис Федорович!» Тогда патриарх с духовенством, боярами и народной толпой отправился в Новодевичий монастырь, куда, вслед за сестрой, часто стал удаляться и ее брат. Там патриарх просил царицу, чтобы она благословила брата на царство; просил Бориса принять это царство. Но последний отвечал отказом и уверениями, что ему и на ум не приходило помыслить о царском престоле. Первое открытое предложение короны было отклонено Борисом. Это просто объяснить тем, что избрание царя должно было совершиться великой земской думой из выборных людей всей Русской земли, и правитель Борис Годунов только от нее мог принять избрание в монархи.

В феврале съехались в Москву выборные из городов и вместе с московскими чинами составили Земский собор . Число его членов простиралось свыше 450; большинство принадлежало духовному и военно-служилому сословию, которое было предано давно стоявшему во главе правления Годунову; самые выборы производились по распоряжению патриарха Иова и под надзором преданных Годунову чиновников. Следовательно, заранее можно было предвидеть, на ком остановится соборное избрание на царство. 17 февраля патриарх открыл заседание великой земской думы, и в речи своей прямо указал на правителя Бориса Годунова. Все собрание постановило «неотложно бить челом Борису Федоровичу и кроме него никого на государство не искать». Два дня сряду в Успенском соборе служили молебны о том, чтобы Господь Бог даровал им государем Бориса Федоровича. А 20 числа патриарх и духовенство с народом отправились в Новодевичий монастырь, где пребывал тогда Борис Годунов, и со слезами молили его принять избрание. Но и на сей раз получили решительный отказ. Тогда патриарх Иов прибегает к крайним мерам. На следующий день, 21 февраля, после торжественных молебнов по всем церквам столицы он поднимает хоругви и иконы и идет крестным ходом в Новодевичий монастырь, призывая туда же не только граждан, но и их жен с грудными младенцами. Патриарх и все архиереи уговорились, что если и на сей раз царица и брат ее откажутся исполнить народную волю, то отлучить Бориса от церкви, а самим сложить с себя архиерейские ризы, одеться в простое монашеское платье и запретить везде церковную службу.

Из монастыря вышел Борис Годунов; пал ниц перед иконой Владимирской Богородицы и со слезами говорил патриарху, зачем он воздвигнул чудотворные иконы. Патриарх со своей стороны укорял его в противлении воле Божией. Иов, духовенство и бояре вошли в келию царицы и со слезами били ей челом; народ, толпившийся около монастыря, с плачем и рыданием падал на землю и также молил царицу дать брата на царство. Наконец, инокиня Александра объявляет согласие и приказывает брату исполнить желание народа. Тогда и Борис, как бы поневоле, со слезами произносит: «Буди, Господи, святая Твоя воля!» После того все отправились в церковь, и там патриарх благословил Бориса Годунова на царство.

Трудно сказать, сколько в этих действиях было искренности и сколько лицемерия. Однако, можно предположить, что все делалось по тайному руководству Бориса Годунова, в чьих руках находились все нити управления. Есть известия, что приставы почти насильно сгоняли народ к Новодевичьему монастырю и принуждали его плакать и вопить; прибавляют, что клевреты, вошедшие с духовенством в келью царицы, когда сия последняя подходила к окну, из-за нее давали знак приставам, а те приказывали народу падать на колени, толкая непокорных в шею. Говорят, что многие желавшие изображать плач, слюной мазали себе глаза. Со стороны Бориса Годунова неоднократные отказы объясняются ожиданием избрания от великой земской думы и желанием придать своему согласию вид подчинения настойчивой всенародной воле, а наконец и русским обычаем, который требовал, чтобы даже простое угощение принималось не вдруг, а только после усиленных просьб. Рассказывают, что Шуйские едва не испортили дела: после отказа 20 февраля они стали говорить, что далее упрашивать Бориса Годунова не подобает и что надо избрать другого царя. Но патриарх отклонил их предложение и устроил крестный ход на следующий же день. Рассказывают также, что бояре хотели избрать Годунова на условиях, ограничивающих его власть, и готовили грамоту, на которой он должен был присягнуть. Узнав о том, Борис Годунов тем долее отказывался, чтобы при всенародных мольбах всякие ограничивающие условия сделались неуместными.

Собственное правление Бориса Годунова

Весь Великий пост и Пасху Борис провел подле сестры в Новодевичьем монастыре и лишь после того водворился в царском дворце с женой Марией Григорьевной, дочерью Ксенией и сыном Федором; это было обставлено торжественными церковными церемониями и роскошным пиром. Далее правление Бориса Годунова велось уже от его собственного имени. Борис хорошо понимал, что прочность его на престоле зависит от поддержки военно-служилого сословия, и старался приобрести его расположение.

Из Крыма пришли слухи, что хан Казы-Гирей готовится к новому набегу на Москву. Неизвестно, были ли эти слухи основательные или намеренно пущенные, но Борис ловко ими воспользовался. Он велел ратным людям спешить на сборные места и двинуть полки к Серпухову, куда и сам прибыл в начале мая с блестящим двором. Тут он лично устраивал собравшуюся огромную рать. Говорят, будто она простиралась до полумиллиона, будто никогда еще Россия не выставляла такого многочисленного войска. Дворяне и дети боярские, старались показать усердие перед новым царем Борисом Годуновым и почти все явились с полным числом вооруженных людей, а бояре на время отложили свои местнические счеты. Несколько недель царь провел в стане под Серпуховом, и осыпая ратных людей разными милостями. Наконец пришло известие, что хан, услыхав о царских приготовлениях, отменил свой поход; от него явились послы с мирными предложениями. Их провели к царю сквозь многолюдный лагерь, в котором раздавалась стрельба из орудий; послы татарские уехали, напуганные видом Русского могущества. Борис Годунов воротился в Москву, распустив ратников по домам и оставив необходимые для сторожевой службы отряды. Служилые люди были весьма довольны новым царем и ждали от него и впредь таких же милостей. Годунов въехал в столицу с торжеством, как после великой победы.

Только 1 сентября 1598 совершилось венчание Бориса Годунова на царство. Царь и патриарх говорили друг другу приветственное слово. Но что было вне обычая и поразило современников – это следующий обет, неожиданно и громко произнесенный Борисом в ответ на патриаршее благословение: «Отче великий, патриарх Иов! Бог свидетель, что не будет в моем царстве нищего и сирого»! Взяв себя за ворот сорочки, он прибавил: «и последнюю рубашку разделю с ними!» Иностранцы прибавляют, что Борис Годунов сверх того дал обет первые 5 лет своего собственного правления никого из преступников не казнить смертью, а только ссылать. Однако рядом с подобными обетами составлена была крестоцеловальная запись, которая слишком отзывалась недоверием царя к своим подданным, обличая его подозрительность и суеверие. Присягавшие по этой записи, кроме обещания помимо царя Бориса Годунова и его детей никого другого на Московское государство не искать, клялись также никакого лиха над государем и его семьёй не учинять ни в еде, ни в питье, ни в платье, лихого зелья или коренья не давать, ведунов и ведьм на государское лихо не добывать, по ветру никакого лиха государю не посылать, а если узнает о чьих-либо таковых замыслах, о том доносит без всякой хитрости.

Царское венчание Бориса Годунова сопровождалось роскошными пирами, угощением народа и многими милостями: пожалованиями в бояре, окольничие, выдачей служилым людям двойного годового жалованья, льготами торговым людям в платеже пошлин, а крестьянам и инородцам в податях и оброках. Из многочисленных родственников Годунова Дмитрий Иванович Годунов был пожалован на конюшие, а Степан Васильевич – в дворецкие. Борис старался примирить со своим избранием и старые боярские фамилии, которые считали за собой больше прав на сие избрание. Он породнился с Шуйскими и с Романовыми: брат Василия Ивановича Шуйского Дмитрий был женат на царской свояченице (младшей дочери Малюты Скуратова) Екатерине, а Иван Годунов женился на сестре Романовых Ирине.

Первые годы собственного правления Бориса Годунова были как бы продолжением времени Федора Ивановича. Внутри государства опытный и деятельный правитель Годунов много трудился над поддержанием гражданского порядка и правосудия и действительно показывал заботу о низших классах населения. Он сокращал число кабаков, вновь дозволил некоторые случаи перехода крестьян от одного помещика к другому, строго наказывал воров и разбойников.

Внешняя политика периода собственного правления Бориса Годунова ставила задачи сближения России с Европой и упрочения новой династии на троне путём брачных союзов с правящими родами Запада . Годунов любил своих детей и заботился об их будущности. Свою дочь Ксению он пытался выдать замуж за одного из европейских принцев, а сына, Федора, воспитывал с особым тщанием, старался дать ему лучшее образование и, чтобы возбудить к нему любовь народа, выставлял заступником и миротворцем. Борис не только сажал Федора рядом с собой на торжественных приемах, но и поручал ему иногда принимать иностранных послов. Борис давал сыну значение соправителя – обычай не новый в Московском государстве, шедший еще от Византии.

Подозрительность Годунова и его гонение на бояр

Но все старания Бориса о прочности своей династии оказались тщетными. Годунову недоставало любезных народу открытого, мужественного характера и великодушия. (Этими качествами обладал его современник Генрих IV , родоначальник Бурбонской династии во Франции.) Вместо того чтобы показывать более доверия и уметь прощать, в годы своего собственного правления Борис Годунов все более обнаруживал мелочную завистливость и подозрительность. Клятвенными записями он думал оградить себя и свое семейство от покушений. Нечто подобное повторяется и в его указе о заздравной чаше. Прежде чем выпить эту чашу, надобно было теперь произносить особую молитву о здоровье и счастье царского величества и его семейства, о нескончаемости его потомства на «Российском царствии» и т. п. Опасаясь козней от знатнейших бояр, Борис Годунов тщательно следил за ними, поощрял шпионство и доносы. Последние скоро настроили его к таким действиям, которые окончательно лишили его народного расположения.

В числе бояр, пострадавших в правление Бориса Годунова от его подозрительности, находился Богдан Бельский, когда-то его приятель, удаленный из Москвы в начале царствования Федора Иоанновича и потом возвращенный из ссылки. Озабоченный постройкой крепостей на южной украйне против крымцев, Годунов в начале своего собственного правления послал Бельского строить там город Борисов. Но царю донесли, что Бельский щедро награждает ратных людей, а бедных оделяет деньгами и платьем; за что те и другие его прославляют. Доносили также о следующей его похвальбе: «Борис царем в Москве, а я в Борисове». Годунов распалился гневом на Бельского, приказал его схватить и посадить в тюрьму в дальнем городе. Один иностранец (Бруссов) прибавляет, будто Годунов велел своему иноземному медику выщипать у Бельского его густую бороду, вероятно в отместку за то, что он не любил иноземцев и был ревнителем старых русских обычаев. Пострадали и дворяне, находившиеся вместе с Бельским при постройке города.

В правление Бориса Годунова свирепствовали опалы и на других знатных бояр, большей частью по доносам их слуг и холопей. Слуга князя Шестунова донес на своего хозяина. Хотя обвинение оказалось неважным, и Шестунова оставили в покое, но доносчик был щедро награжден: на площади перед всем народом объявили, что царь жалует ему поместье и зачисляет в сословие детей боярских. После такого поощрения доносов слуги бояр начали часто взводить на своих господ разные обвинения. Доносы умножились до такой степени, что жены начали доносить на мужей, дети на отцов. Обвиняемых пытали и томили в тюрьмах. Печаль и уныние распространились по всему государству. Тех боярских слуг, которые не подтверждали на суде взводимые на их хозяев обвинения, подвергали жгли огнем и резали им языки, пока не вымучивали из них желаемых показаний.

Начав править самостоятельно, Борис добирался до Романовых-Юрьевых (родоначальников следующей царствующей династии), которые казались ему опасными по своей близости к последним царям Владимирова дома и по народному к ним расположению. Клевретам Годунова удалось подговорить Бартенева, дворового человека одного из пяти братьев «Никитичей», Александра. Семен Годунов дал Бартеневу мешки с разными кореньями; тот подбросил их в кладовую Александра Никитича, а потом явился с доносом, говоря, что его господин припас какое-то отравное зелье. При обыске подброшенные мешки были обнаружены. Делу постарались придать огласку: мешки привезли на двор к самому патриарху. Братьев Романовых взяли под стражу; взяли и их родственников князей Черкасских, Репниных, Сицких и др. Их слуг по приказу Годунова подвергли пыткам, стараясь вымучить от них нужные показания. В июле 1601 года последовал приговор. Старшего из братьев Романовых Федора Никитича , самого даровитого и предприимчивого, постригли под именем Филарета и сослали в Антониев Сийский монастырь, в Холмогорском краю. Жену его Ксению Ивановну, урожденную Шестову, постригли, под именем Марфы, и сослали в Заонежье. Александра Никитича сослали в Усолье-Луду около Белого моря, Михаила Никитича в Пермский край, Ивана Никитича в Пелым, Василия Никитича в Яренск. Трое из братьев не выдержали суровой ссылки и скончались, не дожив до конца правления Бориса Годунова. Остались в живых Филарет и Иван. Иван был возвращен Годуновым в Москву. Но Филарет Никитич оставался в заточении; шпионы доносили обо всех его речах. Филарет вначале был осторожен, и пристав Воейков сообщал: «Только, когда жену вспомянет и детей, то говорит: Малые мои детки! кому их кормить и поить? А жена моя бедная! жива-ли? Чай она туда завезена, куда и слух никакой не зайдет. Как их вспомнишь, так точно рогатиной в сердце толкнет. Много они мне мешают; дай Бог слышать, чтобы их ранее Бог прибрал». Спустя три года (в 1605) пристав Воейков уже жалуется на сийского игумена Иону за то, что он делает разные послабления старцу Филарету. А о последнем доносит, что он «живет не по монастырскому чину, смеется неведомо чему и говорит про мирское житье, про ловчих и про собак, как он в мире жил, и к старцам жесток, бранит их и бить хочет, и говорит им: увидите, каков я впредь буду». Эта перемена в поведении Филарета произошла после того, как и на отдаленный север достигли слухи об успехах самозванца и ожидания близкого падения Годуновых.

Бедствия конца правления Бориса Годунова

К унынию, распространенному опалами и казнями (вопреки обещанию Бориса во время царского венчания), прибавились и физические бедствия. Последние годы правления Бориса Годунова оказались для России очень тяжкими. В 1601 году настал страшный голод вследствие чрезвычайно дождливого лета, которое не дало хлебу созреть, и раннего мороза, который его окончательно побил. Люди щипали траву, подобно скоту; тайком ели даже человеческое мясо и во множестве умирали. Борис Годунов хотел милостями привлечь народ и велел раздавать деньги бедным людям. Но эта мера вызвала еще большее зло: в Москву двинулись жители окрестных областей и гибли голодной смертью на улицах и по дорогам. К голоду присоединилась моровая язва. В одной Москве, говорят, погибло около полумиллиона. Только хороший урожай 1604 года прекратил бедствие. Около этого времени, чтобы дать работу черным людям, Борис Годунов велел сломать деревянный дворец Грозного и на его месте возвел новые каменные палаты в Кремле. (В 1600 была окончена им знаменитая колокольня Ивана Великого.)

В связи с голодом и мором умножились и страшные разбои. Начиналось Смутное время . Многие бояре и дворяне, не имея чем кормить слуг, распустили своих холопей; от других холопы разбегались сами. Эти голодные, бродячие толпы составляли многочисленные разбойничьи шайки, которые особенно свирепствовали на Северской Украйне. Они появились под самою Москвою, под начальством удалого атамана Хлопки Косолапа. Борис Годунов выслал против них значительное войско с воеводой Иваном Басмановым. Только после упорного боя царское войско рассеяло разбойников, потеряв при этом своего воеводу. Хлопко был взят в плен и повешен (1604).

Недовольство царской подозрительностью и бедствия последних лет правления Бориса Годунова подкопали прочность его престола и подготовили умы к

Борис Федорович Годунов (краткая биография)
Годы жизни: 1552-1605
Годы правления: 1598-1605
Боярин, шурин царя , в 1587-1598 гг. фактический правитель государства, с 17 февраля 1598 года - царь России.
Сын Федора Никитича Годунова, представителя рода татарского князя Чета (по легенде), а по государеву родословцу 1555 г. Годуновы вели своё происхождение от Дмитрия Зёрна.

Краткая Биография Бориса Годунова

Родился в худородной дворянской семье вяземского помещика. После смерти отца воспитывался дядей . Он был грамотен, начал придворную службу при под началом дяди который был одним из самых доверенных лиц Грозного царя. и вместе с ним был удостоен боярского звания. Упрочению положения Бориса Годунова при дворе способствовала в 1569 г. женитьба на дочери , царского любимца.

С начала 1570-х началось возвышение Годуновых. В конце 1570-х - начале 1580-х годов они выиграли несколько местнических дел, тем самым заняв прочное положение среди московской знати.

Борис Годунов был умным и осторожным человеком и старался до поры до времени держаться в тени. На его сестре Ирине Годуновой был женат сын царя, . После смерти Ивана, сына Грозного, в 1581 году наследником престола стал Фёдор.

В последний год жизни царя Борис Годунов приобрёл большое влияние при дворе. Вместе с Б.Я.Бельским они стали приближенными людьми . До сих пор остается не ясной их роль в истории смерти царя Ивана Грозного. По свидетельству Д.Горсея, 18 марта 1584 г. Грозный был «удушен», и именно Годунов и Бельский находились рядом с ним в последние минуты его жизни.

  • (1589-10.06.1605г.);
  • (1582-1622г.).

Трагическая судьба Бориса и его семьи привлекли к нему внимание многих исследователей, историков, литераторов, среди которых Н.Карамзин, В.Ключевский, С.Соловьев, С.Платонов, А.С.Пушкин.

Трудно сказать, как сложилась бы судьба России, если бы онпрожил дольше. Возможно, победив самозванца, он смог бы укрепить власть и обуздать смуту. Но возможно и то, что судьба до конца была милостива к нему, и он умер как раз вовремя, чтобы не видеть крушения всех начинаний и идей, которые он создавал и воплощал в течение жизни.

Борису Годунову выпало управлять страной в один из самых тяжелейших этапов в истории России. Прерывание династии Рюриковичей сильно сказалось на авторитете монарха, и самому Годунову приходилось регулярно бороться с самозванцами и восстаниями. Несмотря на всю сложность внутриполитической ситуации, Годунов провел несколько важных реформ, оказавших воздействие на дальнейшую историю страны. К тому же, новый правитель пытался ликвидировать ужасающие последствия неразумного правления своего предшественника, но все эти меры тонули в омуте народного недовольства.

В 1598 г., с кончиной царя Федора Ивановича, прервалась царская династия Рюриковичей, исчез обруч, стягивавший воедино все враждующие группы знати, все недовольные слои населения. Сразу же обнажились глубокие противоречия общества - внутри самой знати, между закрепощаемым народом и властью, между бывшими опричниками и их жертвами, между элитой общества, князьями и боярами, и средним и мелким дворянством.

Именно в это тяжелейшее переходное время на русский трон был избран боярин Борис Годунов, который попытался уже на рубеже XVI - XVII вв. основать в России новую династию.

Борьбу за власть молодой боярин начал сразу же после смерти Грозного. Поначалу он был на вторых ролях - лишь наблюдал, как схватились между собой два клана - Романовы и Милославские. В решающий момент чувствуя силу бояр Романовых, Годунов вступил в союз с ними и нанес удар сначала по князьям Милославским, добившись от царя опалы для Ивана Федоровича Милославского, которого насильственно постригли в монахи и сослали в дальний северный монастырь, потом - по боярам Шуйским.

Годунов не прибегал к массовым казням, но беспощадно убирал соперников, а потом тайно организовывал их убийства. За ним стал тянуться шлейф страшных слухов. Ссылки, тайные расправы - все это связывали с именем ненавистного Годунова. С его же именем отождествляли рост налогов, которые увеличились в 1580-е гг. в 1,5 раза.

С 1588 г. началось десятилетие фактического правления Бориса. Царь Федор Иванович пожаловал ему небывалый до той поры на Руси титул правителя. Борис получил право самостоятельного сношения с иностранными государствами, которое использовал, чтобы завоевать популярность в Европе. При его покровительстве английские и другие иностранные купцы приобрели большие льготы в России.

В 1589 г. Годунов помог своему ставленнику, митрополиту Иову овладеть титулом Патриарха. Усилившаяся Русская Православная Церковь стала его прочной опорой.

Но будто злой рок преследовал всемогущего боярина. И указ об урочных летах, сковавший свободу крестьян, и законы 1597 г., отягчившие участь холопов, народ, как и прежние беды, все чаще связывал с именем всесильного фаворита. К тому же народная молва обвинила Бориса Годунова в убийстве царевича Дмитрия, единственного оставшегося в живых, кроме угасавшего Федора, сына Ивана Грозного.

Люди подметили, каким образом Борис убирал своих врагов, - сначала высылал их из Москвы, а потом уничтожал при помощи подручных.

Со смертью Федора Ивановича в январе 1598 г. противоречия между верхушкой боярства и Годуновым обострились.

Борис стремился поначалу передать трон своей сестре - царице Ирине. Это не удалось, и тогда Борис Годунов начал открытую борьбу за царский престол. Кто были его противники? На царскую корону мог претендовать старший из братьев Романовых - Федор Никитич и дальний родственник Ивана III - Федор Иванович Мстиславский, но они не стали выдвигать свои кандидатуры.

Сложилось положение, когда пресечение династии Рю­риковичей открывало возможность перейти от самодержавного правления страной к коллективному управлению. Бояре решили, что власть в стране следует передать Боярской думе. Ради этого жертвовали своими претензиями на трон Романовы, Мстиславские, Голицыны и другие славные русские боярские и княжеские роды.

Совещание бояр в Кремле потребовало, чтобы народ присягнул Боярской думе. Борис Годунов стоял за старый порядок. Он мечтал о царском венце, о том, чтобы его сын Федор наследовал ему и продолжил династию Годуновых.

Поэтому одновременно с заседанием Боярской думы Патриарх Иов созвал в своих палатах другое совещание - Собор, который предложил в цари Годунова. Это предложение было восторженно принято.

По существу, в стране образовалось две власти - Боярская дума и Собор. Это вело к расколу страны.

Политические страсти накалялись.

Тогда Патриарх организовал народное шествие с иконами к Новодевичьему монастырю, куда удалился Годунов, которое слезно просило Годунова занять трон. Но Борис притворно отказался.

Последовало второе шествие, и Борис дал согласие. Здесь же, в соборе Новодевичьего монастыря, Патриарх нарек Годунова русским царем. В Успенском соборе Московского Кремля Патриарх вторично объявил Годунова царем. Но бояре отказались присягнуть ему. Лишь через два месяца началась общая присяга Годунову, которая продолжалась все лето. Годунова в третий раз торжественно провозгласили царем.

Политика Бориса Годунова

В первые же дни царствования Борис Годунов поклялся, что будет править справедливо и милостиво: «Бог свидетель сему, никто не будет в моем царствии нищ или беден. Не раз в беседах с людьми он касался ворота сорочки и заявлял: И сию последнюю разделю со всеми».

Стремясь привлечь на свою сторону дворян, Борис Годунов устроил раздачу им жалованья, задержанного прежде. Многих повысил в чинах. Для облегчения участи простых людей новый царь отменил все недоимки по налогам, облегчил налоговое бремя. Годунов всячески поощрял торговлю, одарил льготами купечество, податными привилегиями - Церковь.

Годунов стремился поддержать хозяйство среднего служилого класса дворян, возвышал незнатных, но способных людей, противопоставляя их родовитому боярству.

Это был первый русский царь, который, обрушившись на взяточничество, поднял руку на бесчестных чиновников и продажных судей. Уличенного во взятках дьяка возили по всему городу и секли плетью, а на его грудь вешали мешок со взяткой, будь то деньги, меха, какой-нибудь товар. В лице приказного дьячества Годунов также обрел злейших противников.

Борис Годунов был страстным поборником просвещения, высоко ценил западную культуру. При нем расцвела немецкая слобода в Москве - Кокуй, где была построена протестантская кирха.

Он содействовал развитию в стране книгопечатания, строительству типографий, мечтал о создании школ и даже об открытии университета. Первым из русских царей Борис Годунов стал посылать дворянских детей за границу для обучения.

Особой страстью нового царя было строительство. По его повелению были возведены первые в Москве каменные торговые лавки и каменный мост через реку Неглинку. С его именем связана постройка колокольни Ивана Великого, на которой и сейчас красуется надпись с именем ее создателя - Бориса Годунова. Заботился царь о благоустройстве столицы. При нем прокладывали новые мостовые. В Кремле впервые был устроен водопровод.

Страна постепенно стала возрождаться, настроение на­рода, особенно его средних слоев, менялось в пользу нового царя. Этому способствовала и его манера обхождения с людьми. Он был всегда ровен, приветлив, дружелюбен. Но за этой мягкостью скрывались огромная воля, честолюбие и неутолимая жажда власти. Добрые начала и по­мыслы постоянно боролись в его душе с темными страстями. Чувствуя вражду боярства и дьячества, Годунов стал чрезвычайно подозрителен. Вскоре жертвами этой подозрительности оказались бояре Романовы.

Борис стремился убрать со своей дороги этих очень бо­гатых и популярных в народе бояр. Федора Никитича по­стригли в монахи под именем Филарета, его маленьких детей, Михаила и Татьяну, бросили в тюрьму.

Таблица: плюсы и минусы Бориса Годунова

Плюсы Минусы

Личные качества

Крупный государственный деятель, талантливый политик, осторожность и настойчивость. Знал несколько иностранных языков, имел прекрасную библиотеку. Был чужд косности и предрассудков. Надеялся установить мир и процветание. Стремился ликвидировать культурное отставание России от Запада, чутко реагировал на многие новые веяния эпохи. Стремился быть «идеальным царем», заботившимся о стабильности общества в целом, об интересах государства.

Выдвинулся как фаворит Ивана IV, ловкий царедворец. Его политические воззрения несли на себе явный отпечаток опричных и после опричных времен. Он поощрял доносы, затевал интриги, часто прибегал к репрессиям. Ссылка и насильственное пострижение в монахи – излюбленные приемы. Главный аргумент – ссылка на традицию (средневековое общество мало восприимчиво к нововведениям). Оказался невостребованным. Упорные слухи о причастности к убийству царевича Дмитрия

Его погубила изматывающая борьба за сохранение и укрепление собственной власти:

Утрата фаворитом своего высокого положения означало в те времена, скорее всего не только гибель его самого, но и тяжкие испытания, бесчестие для всей его многочисленной родни.

«Худородный» Годунов проявил незаурядное искусство интриги стремление единолично властвовать вопреки всему. Истребление кланов Шуйских и Бельских.

Внутренняя политика

    Отказ от политики массового террора;

    Стремление консолидировать весь класс землевладельцев;

    Меры во время голода:

    1. Разрешение перехода крестьян от одного владельца к другому

      Освобождение холопов, которых землевладелец не мог прокормить

      Бесплатная раздача хлеба

      Организация работ, оплачиваемых хлебом

      Твердые цены, наказание спекулянтов

    Поддерживал посадское население, облегчал положение тех, кто занимался ремеслом и торговлей. Делал все возможное для оживления катастрофически упавших ремесел и торговли.

    Широкое строительство городов в Поволжье

    Поддержал освобождение православной церкви от формальной зависимости от Константинополя; 1589 – учреждение патриаршества.

    Использование репрессий в политических целях;

    Дальнейшее закрепощение крестьянства. Была усилена зависимость холопов. Кабальные холопы потеряли право получить свободу, уплатив долг, и оставались в зависимости до смерти господина. Свободный человек, поступивший на работу по найму, после полугода службы превращался в настоящего холопа;

    1601-1603 – голод. Только в Москве погибли 127 тыс.человек. Всего вымерло около 1/3 населения;

    Не добился массовой поддержки, постоянно ощущал непрочность положения;

    Переоценил возможности аппарата и недооценил силу пассивного сопротивления аристократии любым сомнительным или вредным с ее точки зрения нововведениям.

Внешняя политика

Укреплял и расширял границы страны. Улучшил оборонительные сооружения Москвы и Смоленска. Соловецкий монастырь стал неприступной крепостью. Возрос международный авторитет России. Избегал войн с соседями (15-летнее перемирие с Польшей). Россия получила Ивангород, Ям, Копорье, выход к балтийскому морю. Расширение международных связей.

Репрессии:

Мучительное и позорное публичное наказание (по волоску вырывали бороду). Затем сослали. Ссылка 5 братьев Романовых (в живых остался только Филарет).

Прозорливая и осторожная политика, направленная на возрождение экономики, повышение международного престижа России, позволила отодвинуть конфликт, но не предотвратить его.

Ему досталась тяжелейшая задача – преодоление страшных последствий опричнины (экономический кризис, разобщенность населения).

Беспрецедентный шаг – отправка за границу 18 дворянских детей на учебу. Широко раскрыл двери иностранным специалистам (первая попытка модернизации).

Стремление единолично властвовать вопреки всему не позволило Б. Годунову вовремя избежать кризиса.

Он не оправдал возложенных на него надежд. Разочарование быстро переросло в ненависть.

Царь Борис Годунов – яркая и неоднозначная личность эпохи Смуты. Его относительно долгое правление стало началом одного из самых драматичных периодов российской истории. Сильному и хитрому правителю не удалось полностью устранить последствия династического кризиса. Добившись важных успехов во внутренней и внешней политике, он тем не менее не смог побороть создать себе авторитет, необходимый самодержцу Руси. Недоверие к «низкородному» царю не позволило Годуновым надолго закрепиться на русском престоле и стало одной из причин дальнейшего гражданского противостояния в Московском царстве.

14-04-2017, 08:26 |

Борис Годунов личность в рамках истории России весьма незаметная. Да, мы знаем о том, что он правил после в 1598-1604 гг. Но мало кто знает, как он оказался у власти, что он был за человек. Правление Бориса Годунова практически всегда рассматривается в рамках . В данной статье же хочется уделить внимание именно самой личности Годунова и его политике.

Как же все-таки человек, не имеющий никаких прав на престол, оказался во главе государства. Конечно же, это произошло в силу сложившихся обстоятельств, но не только. Россия еще при стала государством с самодержавной властью. А после смерти первого царя на престол взошел его сын Федор, который был слаб здоровьем. Борис Годунов был братом его жены Ирины и после кончины бездетного Федора выбор пал именно на него.

Предыстория правления Бориса Годунова


Боярская Дума стала после иметь более высокий статус. Основная масса титулованной и не титулованной знати были представлены разными боярскими родами. Постепенно устанавливается традиция представительства определённого рода в Боярской Думе. Так случилось, что к концу XVI в. складывается определенная система. повлияла на существующий порядок. Это событие повлияло на развитие фамилии Годунова, ибо представительства их в Думе раньше не было.

Годуновы однородцы Сабуровых и Вельяминовых. До середины XV в. они не были так широко известны в политических кругах. Сам Борис родился приблизительно 1550-1552 гг. В источниках в 1567 г. Годунова упоминают в качестве стряпчего - это разряд опричного войска, там ему около 15 лет. Стряпчие обслуживали царскую семью и их хозяйство, то есть выполняли управленческие функции. Возраст их был разным, некоторые были очень молодые, потом двигались по службе, а некоторые оставались там служить гораздо дольше. Родовое происхождение их тоже разнится, но, как правило, это бы старомосковские бояре или высшее дворянство.

  1. У Бориса рано умер отец (около 9 лет), над ним и сестрой Ириной взял опеку дядя Дмитрий Годунов, он был постельничим Иваном Грозного, то есть находился очень близко к государю;
  2. Около 1570 г. Борис женится на Марии Григорьевне Бельской. Мария была дочерью Малюты Скуратова, который тоже был близким человеком к .

Малюта Скуратов оказался тем человеком, который смог бы обеспечить и обеспечил карьеру Годунова. Затем начинаются массовые казни опричников, она была отменена. Но потом возникает особый двор . Он предполагал тоже изменение территориального строения страны. Так в середине 1570-х гг. Борис благодаря своему браку и браку его сестры Ирины с царевичем Федором окончательно закрепил свои позиции в ближайшем окружении Ивана Грозного.

Борис Годунов после окончания правления Ивана IV

1575 г. дали вотчину в Старицком уезде, это говорит о его положении в окружении царя. 1577 г. Борис становится кравчим, ответственным за питье на пирах. Отвечал за сохранность, производство и закупку питья. Должность очень важная, она предполагала регулярное общение Годунова с царем, в 1580 г. он, наконец, стал боярином.

Март 1584 г. - , умер он очень скоропостижно. Встает вопрос о том, что делать дальше. Боярская Дума была разделена на земскую (6 чел) и дворовую (5 бояр). В Дворовой Думе было 11 думных дворян. В этом плане она превосходила земскую. В ночь же смерти Ивана из Кремля выслали всех Нагих, кроме царицы и царевича Дмитрия. Позже их направили в дальние города - Сибири и Поволжья.

Б.Я. Бельский был самым близким человеком к . Бельский получил на некоторое время от царя чин боярина. В декабре и января он отвечал за переговоры с английским послом о женитьбе царя на королеве или ее родственницы. Бельский был руководителем партии Думных дворян. В апреле начались восстания в Москве, из-за того что у власти мог оказаться Бельский. В это время происходит объединение дворян дворовой и земской Думы. Им удалось сослать Бельского в Нижний Новгород, он оказался в опале.

Правление Федора и Борис Годунов

Затем Федор решением Собора был наречен царем. Следовало создать представительный орган управления, чтобы подтвердить кандидатуру Федора. В этом же году в Углич отправляется маленький царевич Дмитрий и его мать. Борис стал конюший и боярином, это тоже продвижение по службе. И дядя его тоже двигался по карьерной лестнице. В итоге получилось, что главные места были у клана Годуновых.

Решающим фактором в победе Годуновых стал союз между Годуновыми и Захарьиными. Годуновы к тому же стали авторитетными лицами в государстве, у них стало очень много единомышленников. Например, казначеем был ближайший ставленник Бориса Годунова. Любой политической силе нужно опереться на какую-то другую силу - служилое дворянство или духовенство, например. Борис взял чин для себя конюшего дворянства. Этот институт он сам восстановил. Эта должность фактически руководит Боярской Думой. Так восстановлен был институт привычный для политических классов.

Интересно, что последним конюшим был Иван Федоров, который был человеком неподкупным. С его деятельностью и связан как раз таки рост авторитета этой должности. Кроме того конюший часто общается с отцом. Борис очень сильно ценил эту должность. Он употреблял ее часто во время правление Федора, писал ее на чащах, например. Но в документах он никогда не называл этот чин.

В 1584 г. Борис Годунов отдает в Волоколамский монастырь село Неверово в Старицком уезде, которое он получил ранее. Он попросил внести в помянник монастыря имя Б.Д. Тулупова, которого казнили при его непосредственном участии в 1575 г. Этот частный акт сообщал, что бывший не одобряет таких расправ , и он готов восполнить память. Он готов сделать так, чтобы об этих жертвах помнили еще долгое время.

Движение к власти Бориса Годунова во время правления Федора


С 1586 г. Годунов добавил себе еще титул дворового воеводы, то есть воеводы царского полка. Воеводы во время похода постоянно общались лично с правителем и с составом царского полка. В полку были только знатные люди. Борис до 1586 г. никогда не участвовал в качестве командира ни в одном походе. Это значит, что это прямой путь для завоевания авторитета в среде служилого дворянства, Годунов отвечал за все приказы и документы внутри полка. При этом он мог влиять на военные назначения и другие приказы.

В 1591 г. был совершен набег крымского хана, этот год оказался для Годунова тяжелым. Борису удалось при массовой артиллерийской атаке отбить крымскую армию. После этого он стал воеводой второго большого полка. Годунов вернулся в Москву победителем, был награжден. Царь ему пожаловал свою цепь и кубок. А также получил от царя звание слуги, это звание очень почетное, что таковых слуг ранее было только трое.

Если смотреть на личность Бориса Годунова, то есть несколько моментов, в которых можно увидеть его как человека умного, тонкого и расчетливого:

  1. В середине 1580-х гг. П. Шуйский и митрополит Дионисий заговорили о разводе царя Федора и Ирины, так как она была бездетна. Митрополит был смещен, новым стал Иов. А затем постепенно все Шуйские были сосланы, и вообще отдалены максимально от власти.
  2. Следующий момент это дело о смерти царевича Дмитрия, так называемая Углическая драма. Царевич умер По поводу его смерти были толки. В. Шуйский был в комиссии по расследованию смерти мальчика. Картина смерти ясна. Царевич был подвержен приступам эпилепсии, он играл с ножичками и поранил себя.В Угличе было восстание, некоторые бояре были убиты. Мария Нагая была пострижена в монахини. Доклад о расследовании был представлен Собору, и он его принял. В итоге были казни, а значительная часть Углича была сослана в Сибирь.
  3. Пожар в Москве. Пространство между Китай-городом и Кремлем была уничтожена пожаром. Позже было определено, что это были поджоги. Организовал это Афанасий Нагой, его отправили в ссылку, тех, кто поджигал, нашли и казнили. В ближайшее время город восстановили.

Внешняя политика в Бориса Годунова


После 1581 и до 1598 г. никаких значимых событий во внутренне политике не произошло. А во внешней политике были некоторые значимые сдвиги:

  1. Рост торговых связей;
  2. Заключено перемирие на 12 лет с Речью Посполитой. Основное поражение в было от Речи Посполитой, в Москве очень боялись возобновления войны с Польшей;
  3. Усилились связи с Ираном;
  4. Заключено перемирие в 1593 г. с Крымом.

Борис Федорович был фактическим правителем в годы правления Федора. Это было, потому что сам царь не мог самостоятельно осуществлять правление. К началу 1590-х гг. возросли международные позиции России, еще было учреждено патриаршество. Это самое значимое событие в духовном плане.

В январе 1589 г. в Москву прибыл Константинопольский патриарх, было еще получено согласие остальных патриархов. Была дана специальная грамота, которая давала статус патриарха. В этом тоже важную роль сыграл Годунов. Борису удалось создать для Росси благоприятную и спокойную обстановку на международной арене. При Борисе Федоровиче было возведено несколько десятков городов, например Воронеж и Елец. В это же время начинается восстановление России после и Ливонской войны.

Борис Годунов был большим ценителем архитектуры, живописи, драгоценных вещей. Он много вещей даровал Ипатевскому монастырю, там сейчас очень большая коллекция. Эти миниатюры дарованные имели идеологическое значение. В их надписях говорится, что богобоязненный, богом хранимый град Москва - это третий Рим. Политического значения это не имело, а лишь только идеологическое. Вся семья Годуновых отметилась в разных сферах искусства и ремесла в качестве заказчиков или благотворителей. Кто-то говорит об определенном стиле архитектуры сложившимся при Годунове.

Внутренне правление при Борисе Годунове


Процент запустения в России на рубеже 1580-х гг. достигал 80 %, при Годунове этот процент уменьшился. Ему удалось при помощи реформ поправить экономическое и социальное положение страны.

  1. Произошло обеление личной запашки дворян, служилых людей по прибору (стрельцы и казаки);
  2. Уже в это время издавались указы с запретом выхода крестьян в Юрьев день с уплатой пожилого;
  3. 1595 г. - срок сыска беглый крестьян составил 5 лет, сыск крестьян был делом негосударственным, их искали лично господа;
  4. Урегулировано было положение холопства;

Подробнее о слое холопов. Холопы ходили в поход с дворянами. На смену полному холопству пришло кабальное - люди продавали себя в холопы (кабальная грамота), их положение обязательно фиксировали в книгах. Кабальный холоп обязан служить до смерти господина. То есть он не имел права выплатить ему деньги и уйти. Так создавалась определенная стабильность в статусе этих холопов.

В 1598 г. умер Федор Иванович, наследников у него не было. Назревал династический кризис, который потом станет одной из . Встал вопрос, что делать дальше, как искать нового царя. Правитель в России есть - Борис Годунов, но никаких прав у него на престол нет. Борис стал первым выбранным правителем в истории страны.

Борис Годунов и начала официального правления


Какое-то время правила Ирина, жена Федора. На 9 день она уехала в Новодевичий монастырь, она стала инокиней Александрой. Но, тем не менее, продолжает давать указание. Она меняла воевод, многие ей присягнули, не зная, что она уже стала инокиней. Но к середине февраля собрался Земский Собор. Решение Собора было следующим - царем стал Борис Годунов.

Особую роль в выборе Бориса играла Ирина, к ней приходила процессия с просьбой благословить на царство брата. В сентябре 1598 г. было венчание, еще раньше он уже въехал в Кремль. Затем состоялся серпуховской поход, были розданы жалованья местным чиновникам. Приход на царство Бориса - это пик его власти, он достиг того чего хотел.

1599-1600 гг. - это период обострения внутренней политической борьбе. В опале оказались Романовы, их подозревали в том, что они хотят отравить царя. Еще в опале оказались приближенные Романовых. Федора Никитича постригли насильно, позже он станет патриархом Филаретом. Но с 1602 г. лиц, бывших в опале стали помаленьку возвращать ко двору. В 1601-1604 гг. наступил голод, было 4 неурожайных года. Началось восстание Хлопка. Сама страна в принципе хорошо стояла на ногах, но голод такой продолжительный сделал свое дело. Начинается экономический и социальный кризис - начинается .

Что произошло впоследствии, мы все знаем. Борис скончался в 1605 г., в то время уже появился царевич . Вскоре он взойдет в Москве на престол, однако его правление не будет долгим.

Правление Бориса Годунова видео

Похожие статьи

© 2024 liveps.ru. Домашние задания и готовые задачи по химии и биологии.