К какой теме относится царская дорога. Персидская держава: история возникновения, быт и культура

3 Ноя
2013

Древние персы: бесстрашные, решительные, непреклонные. Они создали империю, которая веками была символом величия и богатства.

Создание такое огромной империи, как Персидская, невозможно без военного превосходства.

Империя всевластных, честолюбивых царей раскинулась от северной Африки до центральной Азии. был одним из немногих, кого по праву можно назвать великим. Персы создавали удивительные, невиданные до той поры инженерные сооружения — роскошные дворцы посреди бесплодной пустыни, дороги, мосты и каналы. О Суэцком канале слышал каждый, а кто о канале Дария ?

Но на горизонте сгущались тучи. Извечная борьба с Грецией вылилась в столкновение, которое повернуло ход истории и определила лик западного мира на тысячелетия вперед.

Переброска воды

330 год до н.э.

Пока они кочевали, им было не до захвата территории, но с переходом к земледелию их стали интересовать плодородные земли и, естественно, вода.

Древние персы и оставили бы в истории и следа, не сумей они найти источники и главное – способа переброски воды на свои поля. Мы восторгаемся их инженерным гением, поскольку воду они брали не из рек и озер, а в самом неожиданном месте – в горах .

Персия возникали из ничего исключительно благодаря упорству человека.

Три тысячи лет назад по Иранскому нагорью кочевали древние персы. Источники воды попадались редко. Маханди – инженеры, геологи и одновременно – придумали, как дать народу воду.

Примитивными орудиями маханди заложили первый камень в основу Персидской империи – систему подземных каналов , так называемых канатов . Они использовали земное притяжение и естественный уклон местности от к .

Сначала копали вертикальную шахту и прокладывали небольшой участок тоннеля, затем следующую примерно в километре от первой и вели тоннель дальше.

До источника воды могло быть и 20 и 40 километров. Проложить тоннель с постоянным уклоном, чтобы она поступала в гор непрерывно, не обладая знаниями и навыками, невозможно.

Угол уклона был постоянным на всем протяжении тоннеля и не слишком большим, иначе вода размывала бы основание, и естественно, не слишком малым, чтобы вода не застаивалась.

За 2 тысячи лет до легендарных римских акведуков персы перебрасывали огромные массы воды на значительные расстояния в сухом жарком климате с минимальными потерями из-за испарения.

– основателя династии. Эта династия достигла расцвета при царе .

Чтобы создать империю, Киру потребовались таланты не только полководца, но и политика: он знал, как завоевать расположение народа. Историки зовут его гуманистом, евреи звали Машиахом – помазанником, народ звал его отцом, а покоренные и – справедливым правителем и благодетелем.

Кир Великий пришел к власти в 559 году до н.э. При нем династия становится великой.

История меняет курс, а в архитектуре появляется новый стиль. Среди правителей, оказавших наибольшее влияние не ход истории, Кир Великий был одним из немногих, кто заслуживает этого эпитета: он достоин называться Великим .

Империя, которую создал Кир, была самой большой империей Древнего мира , если не самой большой в истории человечества.

К 554 году до н.э. Кир сокрушил всех соперников и стал единоличным правителем Персии . Оставалось покорить весь мир.

Но великому императору прежде всего подобает иметь блистательную столицу. В 550 году до н.э. Кир приступает к осуществлению проекта, равного которому Древний мир еще не знал: строит первую столицу Персидской империи на территории нынешнего Ирана.

Кир был строителем-новатором и весьма талантливым. В своих проектах он умело применял опыт, накопленный во время завоевательных походов.

Как и позднее римляне, персы заимствовали идеи у покоренных народов и на их основе создавали собственные новые технологии. В Пасаргадах мы встречаем мотивы, присущие культурам , и .

Каменотесов, плотников, кирпичных и рельефных дел мастеров свозили в столицу со всех концов империи. Сегодня, через две с половиной тысячи лет, древние руины – это все, что осталось от первой великолепной столицы Персии.

Два дворца в центре Пасаргад окружали цветущие сады и обширные регулярные парки. Именно здесь возникли «парадизии» – парки с прямоугольной планировкой. В садах были проложены каналы общей длиной в тысячу метров, облицованные камнем. Через каждые пятнадцать метров располагались бассейны. Две тысячи лет лучшие парки в мире создавали по образцу «парадизий» Пасаргад.

В Пасаргадах впервые появляются парки с геометрически правильными прямоугольными участками, с цветами, кипарисами, луговыми травами и прочей растительностью, как в нынешних парках.

Пока строились Пасаргады, Кир присоединял одно царство за другим. Но Кир был не таким, как прочие цари: он не обращал побежденных в рабство . По меркам Древнего мира – дело неслыханное.

Он признавал за побежденными право на собственную веру и не препятствовал их религиозным обрядам.

В 539-м году до нашей эры Кир взял Вавилон , но не как захватчик, а как освободитель, вызволивший народ из-под ига тирана. Он совершил неслыханное – освободил евреев из плена, в котором они пребывали с тех пор, как разрушил . Кир их освободил. Говоря сегодняшним языком, Киру было нужно буферное государство между его империей и его врагом – Египтом. Ну и что? Главное – что подобного никто не делал до него, и очень немногие после. Не зря же в Библии он единственный из не евреев назван Машиахом – .

Как сказал один видный ученый из Оксфорда: «Пресса хорошо отзывалась о Кире».

Но, не успев превратить Персию в единственную сверхдержаву Древнего мира, в 530-м году до нашей эры Кир Великий погибает в бою .

Он прожил слишком мало и не успел проявить себя в мирных условиях. То же случилось с , тот тоже победил врагов, но тоже был убит, не успев консолидировать империю.

К моменту гибели Кира у Персии было три столицы: , и . Но похоронили его в Пасаргадах , в гробнице под стать его характеру.

Кир не гнался за почестями, он ими пренебрегал. Его гробница не имеет вычурных украшений: очень проста, но изящна.

Гробница Кира построена по той же технологии, которую применяли на Западе. С помощью канатов и насыпей тесанные блоки из камня укладывали один на другой. Ее высота – 11 метров.

– очень простой, нарочито скромный памятник создателю крупнейшей для своего времени империи. Прекрасно сохранился, если учесть, что построен он 25 веков назад.

Персеполь — памятник величия и славы Персии

Три десятилетия никто и ничто не могло противостоять Киру Великому. Когда же трон опустел, вакуум власти поверг Древний мир в хаос.

В 530-м году до нашей эры Кир Великий, архитектор величайшей империи Древнего мира, погибает. Будущее Персии окутано мраком неизвестности. Начинается ожесточенная борьба между претендентами.

В конце концов, к власти приходит дальний родственник Кира , выдающийся полководец. Он железной рукой восстанавливает в Персидской империи закон и порядок. Его зовут . Он станет самым великим царем Персии и одним из величайших строителей всех времен.

Он тут же берется за дело и перестраивает старую столицу Сузы . Строит дворцы, облицованные глазурованной плиткой. Великолепие Суз упоминается даже в Библии.

Но новому царю была нужна новая официальная столица. 518-й год до нашей эры Дарий приступает к воплощению самого грандиозного проекта Древнего Мира. Неподалеку от нынешнего он строит , что по-гречески означает «Город персов» . Все дворцы сооружаются на единой платформой из камня, чтобы подчеркнуть незыблемость империи.

Гигантская площадь в сто двадцать пять тысяч квадратных метров. Ему пришлось менять рельеф местности: срывать возвышения и возводить подпорные стенки. Он хотел, чтобы город был виден издалека, потому и поставил его на платформе. Она придала городу уникальный величественный облик.

Персеполь – уникальное инженерное сооружение со стенами длиной 18 и толщиной 10 метров и залами с причудливыми колоннами.

Рабочих свозили изо всех уголков империи. Большинство древних империй строились на рабском труде, но Дарий, как и Кир, предпочитал платить тем, кто строит дворцы.

Рабочим устанавливали нормы выработки , здесь работали и женщины. Норму устанавливали в зависимости от сил и квалификации, и платили соответственно.

Он потратился не напрасно: Персеполь стал памятником величия и славы Персии .

Нельзя забывать о происхождении персов: их предки были кочевниками и жили в шатрах. Уходя со стоянки, они забирали шатры с собой. Шатры прочно вошли в традицию.

Дворцы Персеполя – это шатры, обличенные в камень. Абадана – это не что иное, как каменный шатер. Абаданой называется парадный зал Дария.

Монументальные каменные колонны навеяны воспоминанием о деревянных шестах, которые поддерживали полотняную кровлю шатров. Но здесь вместо полотна мы видим изысканный кедр. Кочевническое прошлое оказало влияние на архитектуру персов, но не только оно.

Дворцы были украшены золотом и серебром, коврами и глазурованной плиткой. Стены покрывали рельефы , на них мы видим мирные процессии покоренных стран.

Но инженерные сооружения Персеполя не ограничивались пределами города. В нем была система водоснабжения и канализации, первая в Древнем мире .

Инженеры Дария начали с того, что создали систему дренажа , уложили канализационные трубы и лишь потом возвели платформу. Чистая вода поступала по канатам, а сточные воды уходили через канализацию. Вся система была подземной и снаружи не видна.

«Царский путь» и канал Дария

Осуществление грандиозных проектов во славу империи не мешали Дарию раздвигать ее границы. При Дарии Персидская империя достигла умопомрачительных размеров: Иран и Пакистан, Армения, Афганистан, Турция, Египет, Сирия, Ливан, Палестина, Иордания, Центральная Азия до самой Индии.

Два проекта Дария сделали империю единой : один, протяженностью в две с половиной тысячи километров, связал отдаленные провинции, второй – Красное море со Средиземным.

При Дарии Великом Персидская империя достигла огромных размеров . Он решил укрепить ее единство, связав дальние провинции между собой.

515 год до н.э. Дарий повелевает построить дорогу , которая пройдет через всю империю от Египта до Индии. Дорогу протяженностью в две с половиной тысячи километров назвали .

Выдающееся инженерное сооружение: дорога через горы, леса и пустыни строилась на века. Асфальта у них не было, но утрамбовывать гравий и щебень они умели.

Твердое покрытие особенно важно там, где грунтовые воды залегают не глубоко. Чтобы ноги не скользили, а повозки не вязли в грязи, дорогу прокладывали по насыпи.

Сначала укладывали «подушку», которая либо впитывала, либо отводила грунтовые воды от дороги.

На «Царском пути» было 111 застав через каждые 30 километров, где путешественники могли отдохнуть и сменить лошадей. На всем протяжении дорога охранялась.

Но это еще не все. Дарию требовалось держать под контролем такую отдаленную территорию, как северная Африка, он решил проложить путь и туда. Его инженеры разработали проект канала между Средиземным и Красным морями .

Строители Дария, знатоки гидрологии, с помощью орудий из бронзы и железа сначала прорыли канал, затем очистили от песка и выложили камнем. Путь судам был открыт.

Строительство канала продолжалось 7 лет, и строили его в основном египетские землекопы и каменщики.

Местами канал между Нилом и Красным морем был, собственно, не водным путем, а мощеной дорогой: через возвышенности корабли перетаскивали волоком, а когда рельеф местности понижался, их снова спускали на воду.

Известны слова Дария: «Я, Дарий, Царь Царей, покоритель Египта, построил этот канал». Он соединил Красное море с Нилом и с гордостью заявил: «По моему каналу пошли корабли».

К началу пятого века до нашей эры Персия стала величайшей империей в истории. Величием она превосходила Римскую в период расцвета на четыре века поздней . Персия была непобедима, ее экспансия вызывала тревогу у молодой культуры, вступившей в фазу подъема, – греческих городов–государств.

Черное море. Пролив – это узкая полоска воды, он соединяет Черное море со Средиземным. С одной стороны берега — Азия, а с другой – Европа. В 494 году до н.э. на турецком берегу вспыхнуло восстание . Повстанцев поддержали Афины, и Дарий решил преподать им урок – пойти на них войной. Но как? Афины за морем…

Он сооружает через пролив понтонный мост . пишет, что по этому мосту в Грецию вошли 70 тысяч воинов. Фантастика!

Персидские инженеры поставили поперек Босфора бок о бок множество лодок, они стали основой моста. А затем проложили поверху дорогу и соединили Азию с Европой .

Вероятно, для надежности под настилом из досок был уложен слой утрамбованной земли и даже, возможно, бревна. Чтобы лодки не качало на волнах и не унесло, они удерживались якорями строго определенного веса.

Настил был сплошным, иначе он не выдержал бы веса множества воинов и ударов волн. Поразительное сооружение для эпохи, когда не было компьютеров!

Дарий Великий

В августе 490 год до н.э. Дарий захватил Македонию и подошел к Марафону , где его встретило объединенное войско и под командованием .

Персидской войско насчитывало 60, 140 либо 250 тысяч человек – смотря кому верить. В любом случае греков было в 10 раз меньше, им требовалось подкрепление.

Легендарный гонец пробежал расстояние от Марафона до за 2 дня. Вы слышали про ?

Два войска стояли лицом к лицу на широкой равнине. В открытой схватке превосходящие по численности персы просто смяли бы греков. Таким было начало персидских войн.

Часть греческих войск пошла в атаку на персов, разбить их персам не составляло труда. Но основное войско греков разделилось на два отряда: они атаковали персов с флангов .

Персы попали в мясорубку . Понеся тяжелые потери, они отступили. Для греков это была великая победа, для персов – лишь досадный ухаб на пути к мировому господству.

Дарий решил вернуться домой в свою любимую столицу Персеполь, но так и не вернулся: в 486 году до н.э. в походе на Египет Дарий умирает .

Он оставил наследником империю, изменившую понятие о том, что такое слава и величие. Он предотвратил хаос, заблаговременно назвав преемника – своего сына .

Ксеркс – последний из династии Ахеменидов

Встать вровень с новатором Киром и экспансионистом Дарием – задача непростая. Но Ксеркс обладал замечательным качеством: он умел выжидать . Он подавил одно восстание в Вавилоне, другое в Египте, и лишь потом пошел на Грецию. Греки стояли у него костью в горле.

Одни историки говорят, что он нанес превентивный удар, другие, – что он хотел завершить дело, начатое отцом. Как бы то ни было, после Марафонской битвы греки уже не испытывали страха перед персами. Поэтому заручился поддержкой , это в нынешнем , и решил атаковать греков с моря .

480-й год до нашей эры. Персидская империя на пике славы, она огромна, сильна и невероятно богата. С тех пор, как греки нанесли поражение Дарию Великому при Марафоне, прошло десять лет. Власть в руках сына Дария – Ксеркса – последнего великого монарха из династии Ахеменидов.

Ксеркс жаждет реванша. Греция становится серьезным противником. Союз городов-государств непрочен: они слишком разные – от демократии до тирании. Но их объединяет одно – ненависть к Персии. Древний мир на пороге Второй Персидской войны . Ее исход заложит основу современного мира.

Греки традиционно называли всех, кроме себя, варварами . Соперничество между Востоком и Западом началось с противостояния Персии и Греции.

В нашествии Персии на Грецию как никогда раньше в военной истории для решения стратегической задачи использовалось инженерное искусство . Операция, сочетавшая сухопутные действия с морскими, потребовала новых инженерных решений.

Ксеркс решил войти в Грецию по перешейку у горы Атос . Но море было слишком бурным, и Ксеркс повелел построить канал через перешеек . Благодаря немалому опыту и резервам рабочей силы канал был построен всего за 6 месяцев.

И по сей день их решение остается в военной истории одним из самых выдающихся инженерных проектов . Воспользовавшись опытом отца, Ксеркс повелел построить понтонный мост через Геллеспонт. Этот инженерный проект был намного крупнее, чем мост, построенный Дарием на Босфоре.

В качестве понтонов были использованы 674 корабля. Как обеспечить надежность конструкции? Сложная инженерная задача! Босфор – не тихая гавань, волнение там бывает весьма сильным.

Корабли удерживались на месте при помощи специальной системы канатов. Два самых длинных каната тянулись от Европы до самой Азии. При этом нельзя забывать, что по мосту должно было пройти множество воинов, может быть, до 240 тысяч.

Канаты делали конструкцию достаточно гибкой, что необходимо при волнении. Каждая секция моста состояла из двух кораблей, соединенных помостом. Такой мост удерживал удары волн и гасил их энергию.

Персидские инженеры соединяли корабли помостом, а саму дорогу укладывали уже поверх него. Постепенно, доска за доской, через Геллеспонт вырастала надежная дорога на опорах из боевых кораблей.

Не следует забывать, что дорога выдерживала вес не только пеших воинов, но и десятков тысяч всадников, в том числе, тяжелой кавалерии. Надежность плавучей конструкции позволяла Ксерксу перебрасывать войска в Европу и обратно по мере необходимости: мост не разобрали.

Некоторое время Европа и Азия составляли одно целое.

Через 10 дней мост был готов. Ксеркс вошел в Европу . По мосту прошло огромное количество пеших воинов и тяжелой кавалерии. Он выдержал не только вес армии, но и напор волн Босфора.

Замысел Ксеркса был прост: использовать численное превосходство на суше и на море.

И снова войско греков возглавил Фемистокл . Он понимал, что на суше ему персов не одолеть, и он решил заманить персидский флот в ловушку .

Скрытно от персов Фемистокл отвел основные силы, оставив для прикрытия отряд в 6 тысяч спартанцев.

В августе 480 года до н.э. противники сошлись в , настолько узком, что в нем не могли разъехаться две колесницы.

Огромная армия персов застряла в ущелье на несколько дней, на это и рассчитывали греки. Они перехитрили Ксеркса , как раньше его отца.

Ценой огромных потерь персы прорвались через Фермопилы , уничтожив спартанцев, которыми пожертвовал Фемистокл, и пошли на Афины .

Но когда Ксеркс вошел в Афины, город был пуст . Ксеркс понял, что его провели, и решил отомстить афинянам.

Веками милость к побежденным была отличительной чертой персидских царей. Но не на этот раз: совсем не по-персидски он сжег Афины дотла . И тут же раскаялся .

На следующий день он повелел отстроить Афины заново . Но поздно: что сделано, то сделано. Через два столетия его гнев принес беду самой Персии.

Но на этом война была не окончена. Фемистокл готовил персам новую ловушку : он заманил персидский флот в узкий залив у и внезапно атаковал персов .

Многочисленные корабли персов мешали друг другу и не могли маневрировать. Тяжелые греческие таранили легкие персов одну за другой.

Это сражение решило исход войны : разгромленный Ксеркс отступил . Отныне Персидская империя уже не была непобедимой.

Он решил возродить «золотые дни» Персии . Он вернулся к проекту, начатому дедом – Дарием. Спустя четыре десятилетия после основания, Персеполь все еще не был достроен. Артаксеркс лично руководил строительством последнего выдающегося инженерного проекта Персидской империи. Сегодня мы его называем «Залом ста колонн» .

Зал, размером шестьдесят на шестьдесят метров представлял в плане почти идеальный квадрат . Самое удивительное в колоннах Персеполя то, что если мысленно продолжить их вверх, то они уйдут на десятки и сотни метров в небо. Они идеальны, ни малейшего отклонения от вертикали. А у них в распоряжении были только примитивные инструменты: каменные молотки и бронзовые зубила. И все! Между тем колонны Персеполя идеальны . Над ними работали настоящие мастера своего дела. Каждая колонна состоит из семи–восьми барабанов, поставленных один на другой. У колонны возводили леса, а барабаны поднимали с помощью деревянного крана наподобие колодезного журавля».

Любой сатрап, любой посол данной страны, да и вообще любой человек приходил в восхищение перед видом леса колонн, уходящих в даль насколько доступно взору».

Неслыханной по меркам Древнего мира инженерные сооружения строили по все империи.

В 353 году до н.э. жена правителя одной из провинций начала строительство гробницы умирающему мужу. Ее творение стало не только чудом инженерного искусства , но и одним из Семи чудес света Древнего мира . , мавзолей.

Высота величественного мраморного сооружения превышала 40 метров. По пирамидальной кровле поднимались лестницы – ступени «к небесам».

Через две с половиной тысячи лет по образцу этого мавзолея в Нью-Йорке построили .

Падение Персидской империи

К 4-му веку до н.э. лучшими инженерами в мире оставались персы . Но фундамент под идеальными колоннами и роскошными дворцами зашатался: враги империи были у порога .

Афины поддерживают восстание в Египте . Греки входят в Мемфис . Артаксеркс начинает войну , выбрасывает греков из Мемфиса и восстанавливает в Египте власть персов.


Это была последняя крупная победа Персидской империи . В 424-м году до нашей эры Артаксеркс умирает . Безвластие в стране продолжается ни много ни мало восемь десятков лет.

Пока Персия занята интригами и междоусобицами, юный царь Македонии изучает Геродота и хроники правления героя Персии – Кира Великого. Уже тогда у него зарождается мечта покорить весь мир . Зовут его .

В 336-м году до нашей эры к власти приходит дальний родственник Артаксеркса и принимает царственное имя . Его назовут Царем, Потерявшим Империю.

В последующие четыре года Александр и Дарий Третий не раз встречались в жестоких битвах. Войска Дария шаг за шагом отступали.

В 330-м году до нашей эры Александр подошел к жемчужине в имперской короне Персии – Персеполю.

Александр воспринял от персов политику милости к побежденному : он запрещал своим воинам грабить завоеванные страны. Но как удержать их после победы над самой великой империей в мире? Может они слишком распалились, может проявили неповиновение, а может помнили о том, как персы сожгли Афины?

Как бы то ни было, в Персеполе они повели себя иначе: они праздновали победу , а какой праздник без грабежа?

Торжества закончились самым известным в истории поджогом: Персеполь был сожжен .

Александр не был разрушителем. Возможно сожжение Персеполя было символическим актом: он сжег город как символ, а не ради самого уничтожения.

В домах было много драпировок и ковров, пожар мог начаться случайно. Зачем человеку, объявившему себя Ахеменидом, сжигать Персеполь? Пожарных машин в то время не было, пожар быстро распространился по городу и погасить его было невозможно.

Дарию Третьему удалось бежать, но летом 330-го года до нашей эры он был убит одним из союзников. Династия Ахеменидов прервалась .

Александр устроил Дарию Третьему пышные похороны и позднее взял в жены его дочь .

Александр провозгласил себя Ахеменидом – царем персов и вписал последнюю главу в историю гигантской империи, просуществовавшей 2700 лет.

Александр разыскал убийц Дария и собственноручно предал из смерти. Он считал, что убивать царя имеет право только царь. Но убил бы он Дария? Может и нет, ведь Александр не создал империю, а захватил ту, что уже была. А создал ее Кир Великий.

Александр мог сделать своей империю, которая существовала задолго до его рождения. А после его смерти культурные и инженерные достижения Персии стали бы достоянием всего человечества.

Территория Персии до образования самостоятельного государства представляла собой часть Ассирийской империи. VI в. до н.э. стал периодом расцвета древней цивилизации, который начался с царства правителя Персии Кира II Великого . Ему удалось победить царя по имени Крез богатейшей страны древности Лидия. Оно вошло в историю, как первое государственное образование, в котором стали чеканить серебряные и золотые монеты в истории мира. Произошло это в VII в. до н.э.

При персидском царе Кире границы государства были значительно расширены и в них были включены территории павшей Ассирийской империи и могущественного . К окончанию периода царствования Кира и его наследника Персия, получившая статус империи, занимала площадь от земель Древнего Египта до Индии. Завоеватель чтил традиции и обычаи завоеванных народов и принимал титул и корону царя захваченных государств.

Гибель царя Персии Кира II

В древности персидский император Кир считался одним из самых сильных правителей, под умелым руководством которого были совершены многочисленные успешные военные походы. Однако судьба его закончилась бесславно: великий Кир пал от рук женщины. Рядом с северо-восточной границей Персидской империи проживали массагеты . Небольшие племена были очень подкованы в военных делах. Управляла ими царица Томирис. На предложение Кира о браке она ответила решительным отказом, чем крайне разозлила императора и он предпринял военную кампанию по захвату кочевых народов. В схватке погиб сын царицы, и она пообещала заставить царя древней цивилизации пить кровь. Сражение закончилось поражением персидских войск. Голову императора принесли царице в кожаном мехе, наполненном кровью. Так закончилось время деспотичного правления и завоеваний царя Персии Кира II Великого.

Приход к власти Дария

После гибели могущественного Кира к власти пришел его прямой наследник Камбис . В государстве началось ополчение. В результате борьбы императором Персии стал Дарий I. Сведения о годах его правления дошли до наших дней благодаря Бехистунской надписи , которая содержит исторические данные на древнеперсидском, аккадском и эламском языках. Найден камень был офицером Великобритании Г. Роулинсоном в 1835. Надпись свидетельствует о том, что в период правления дальнего родственника Кира II Великого Дария Персия превратилась в восточную деспотию.

Государство было разделено на 20 административных единиц, которыми управляли сатрапы . Регионы назывались сатрапами. Чиновники ведали управлением и в их обязанности входил контроль за сбором налогов в основную казну государства. Деньги шли на развитие инфраструктуры, в частности, были построены дороги, соединяющие районы по всей империи. Были учреждены почтовые посты для донесения сообщений царю. В период его правления отмечено обширное строительство городов и развитие ремесленного искусства. В денежных обиход вводят золотые монеты – «дарики».


Центры Персидской империи

Одна из четырех столиц древней цивилизации Персия находилась на территории бывшей Лидии в городе Сузы. Другой центр общественной и политической жизни находился в Пасаргады, учрежденном Киром Великим. Резиденция персидских располагалась и в завоеванном Вавилонском царстве. Император Дарий I был посажен на престол в специально учрежденном как столица Персии городе Персеполе . Богатство и архитектура его поражали правителей и послов иноземных стран, которые пребывали в империю для принесения даров царю. Каменные стены дворца Дария в Персеполе украшены рисунками, изображающими бессмертную армию персов и историю существования «шести народов», проживающих в составе древней цивилизации.

Религиозные представления персов

В древности в Персии существовало многобожие . Принятие единой религии пришло с учением о борьбе бога добра и порождением зла. Звали пророка Заратустра (Зороастр) . В традиции персов, в отличие от сильного в религиозном отношении Древнего Египта, не было обычая возведения храмовых комплексов и алтарей для совершения духовных обрядов. Жертвы приносились на возвышенностях, где были обустроены алтари. Бог света и добра Ахура-Мазда изображался в зороастризме в виде солнечного диска, украшенного крыльями. Он считался покровителем царей древней цивилизации Персия.

Персидское государство находилось на территории современного Ирана, где сохранились древние памятники архитектуры империи.

Видео о создании и падении Персидской империи

Дарий I - персидский царь, правивший в 522-486 г. до н.э. При нем Персидская империя еще больше раздвинула свои границы и достигла наивысшего могущества. Она объединяла множество стран и народов. Персидскую империю называли «страна стран», а ее правителя шахиншах - «царь царей». Ему беспрекословно подчинялись все подданные - от знатных персов, занимавших самые высокие посты в государстве, до последнего раба.

Он создал эффективную, но весьма деспотичную систему управления страной, которую разделил на 20 провинций - сатрапий, предоставив правителям неограниченные полномочия. Но они отвечали за порядок во вверенной территории своей головой. По всей территории Персидской империи специальные чиновники собирали налоги в царскую казну. Всех уклоняющихся ждала суровая кара. Никто не мог укрыться от уплаты налогов. Дороги достигали самых удаленных уголков Персидской империи. Для того чтобы приказы царя быстрее и надежнее доходили до провинции, Дарий учредил государственную почту. Особая «царская» дорога соединяла важнейшие города Персидской империи. На ней были установлены специальные посты. По ней можно было ездить только по государственным делам. Дарий обновил денежную систему. При нем стали чеканиться золотые монеты, которые назвались «дарики». В Персидской империи процветала торговля, велось грандиозное строительство, развивались ремесла. Подверглись стандартизации меры и веса; функцию единого торгового языка начал выполнять арамейский; строились дороги и каналы, в частности, великий царский путь от Сард, в западной части Малой Азии, до Суз, к востоку от Тигра, и возобновил работу канал, соединивший Нил с Красным морем. Дарий I построил новую столицу Персеполь. Он был возведен на искусственной платформе. В царском дворце находился огромный тронный зал, где царь принимал послов.

Дарий I расширил свои владения, включив в них северо-запад Индии, Армению, Фракию. Участие балканских греков в делах своих сородичей из Малой Азии, захваченной персами, заставило Дария решиться на завоевание Греции. Дважды поход Дария на греков заканчивался неудачно: первый раз шторм разметал корабли персов (490 г. до н.э.), второй раз они потерпели поражение в Марафонской битве (486 г. до н.э.). Умер Дарий в преклонном возрасте, не успев завершить завоевание, в возрасте шестидесяти четырех лет, его преемником стал сын - Ксеркс I.

План
Введение
1 Описание
2 Протяжённость
3 Царская дорога как метафора

Введение

Ца́рская доро́га - известная из сочинений Геродота мощёная дорога, сооружённая персидским царём Дарием I в V веке до н.э..

1. Описание

В пятой и восьмой книгах «Истории» Геродота описывается протяжённость дороги, связывавшей отдалённые части державы Ахеменидов. Указывая, через какие города она проходила, историк восхищённо описывает устройство персидской почтовой службы и скорость, с которой перемещались гонцы Дария:

Нет на свете ничего быстрее этих гонцов: так умно у персов устроена почтовая служба! Рассказывают, что на протяжении всего пути у них расставлены лошади и люди, так что на каждый день пути приходится особая лошадь и человек. Ни снег, ни ливень, ни зной, ни даже ночная пора не могут помешать каждому всаднику проскакать во весь опор назначенный отрезок пути. Первый гонец передаёт известие второму, а тот третьему. И так весть переходит из рук в руки, пока не достигнет цели, подобно факелам на празднике у эллинов в честь Гефеста. Эту конную почту персы называют «ангарейон».

2. Протяжённость

Протяжённость Царской дороги реконструируется по Геродоту, другим историческим свидетельствам и археологическим данным. Она начиналась в Сардах (около 90 км к востоку от современного города Измир в Турции) и шла на восток к ассирийской столице Ниневии (нынешний Мосул в Ираке). Затем, как считается, она разделялась на две части: одна вела на восток, через Экбатаны к Шёлковому пути, другая - на юг и юго-восток, к Сузам и Персеполю.

Так как Царская дорога не была проложена по самому удобному маршруту, который мог бы связать крупнейшие персидские города, историки считают, что при строительстве использовались участки дорог, проложенных ещё ассирийскими царями. На востоке она практически сливается с Шёлковым путём.

Качество проложенной дороги было столь высоким, что она продолжала использоваться по крайней мере до римской эпохи; в турецком городе Диярбакыр сохранился перестроенный римлянами мост, бывший частью Царской дороги. Её строительство способствовало расцвету персидской торговли, достигшему пика во времена Александра Македонского.

3. Царская дорога как метафора

Выражение «царская дорога» или «царский путь» ещё в античности стало крылатым, обозначавшим наиболее быстрый, лёгкий и разумный способ добиться чего-либо. Знаменита фраза Евклида, обращённая к желавшему обучиться наукам египетскому царю Птолемею: «Царских дорог в геометрии нет!». Фрейд говорил о снах как о «царской дороге в бессознательное».

В христианском богословии выражение «царский путь» использовалось как метафора умеренности. Отрывок из статьи иеромонаха Серафима Роуза:

«Учение об этом «царском пути» поясняет святой Василий Великий: «Правый сердцем тот, чья мысль не уклоняется ни в излишество, ни в недостаток, но направляется только к середине добродетели». Но, возможно, это учение яснее всего изложил великий православный отец V века святой Иоанн Кассиан. Он столкнулся с задачей, сходной с той, какая ныне стоит перед православием: изложить чистое учение восточных отцов народам Запада, которые тогда были духовно незрелы и еще не понимали глубины и тонкости духовного учения православного Востока. Применяя это учение к жизни, они были склонны или к расслабленности, или к излишней строгости. Святой Кассиан излагает православное учение о «царском пути» в своем собеседовании «О трезвении»: «Изо всех сил и со всем напряжением должны мы стремиться к тому, чтобы посредством смирения стяжать благой дар трезвения, который может сохранить нас неповрежденными от чрезмерности с обеих сторон. Ибо, как говорят отцы, крайности существуют с обеих сторон - справа есть опасность быть обманутым излишним воздержанием, а слева - увлечься в беззаботность и расслабленность». А искушение «справа» даже еще более опасно, чем «слева». «Чрезмерное воздержание вреднее насыщения, потому что посредством покаяния от последнего можно перейти к правильному пониманию, а от первого - нет» (то есть потому, что гордость своей «добродетельностью» стоит поперек пути покаянного смирения, которое и может послужить делу спасения).»

Иоанн Кассиан говорит в учении о царском пути о сверхнапряжённом сохранении себя от излишнего воздержания и расслабленности, однако потом царский путь стал означать у православных умеренность, которую с трудом можно отличить от теплохладности.

Мы сейчас знаем самую первую дорогу в истории человечества. Не тропинку, а именно дорогу, пусть и довольно узкую (в некоторых местах всего около 30 см).

Так называемая «Дорога Суита» была построена предположительно около 5800-6000 лет назад. Ее нашли в 70-х годах прошлого века, когда рабочий Раймонд Суит во время торфоразработок наткнулся на доску из твердого дерева. Потом еще на одну, и еще... В результате археологических раскопок оказалось, что в торфе была скрыта дорога длиной около 2 километров, и она соединяла два острова в болотистой местности недалеко от Стоунхенджа (кстати, его знаменитые «камни» были поставлены гораздо позже).

Причем «Дорога Суита» представляла собой не просто брошенные на землю куски дерева. Она была построена из досок и имела некое подобие фундамента. Мало того, некоторые ее участки проходили над открытой водой - то есть речь идет и о первых в истории человечества мостах!

В настоящий момент британские ученые исследовали около 900 метров этой дороги. И они успели сделать массу открытий. Например, стало ясно, что проживающие на острове люди уже в те времена имели весьма приличные инструменты для обработки дерева, они знали различные ремесла, обладали хорошими строительными навыками и даже были знакомы с лесоводством - на строительство дороги шли определенные сорта деревьев примерно одного и того же возраста. Мало того, было установлено, что и климат раньше в Англии был немного иным - зимой температура воздуха была на 2-3 градуса ниже, а лето было, наоборот, жарче. И, возможно, «Дорога Суита» еще преподнесёт нам немало сюрпризов.

Царская дорога и царица дорог

Жители древней Греции, Рима и Египта не знали, что они «древние». Однако это не помешало им строить приличные дороги. Одной из самых старых мощеных дорог в истории человечества считается 12-километровая прямая в Египте, которая была построена для транспортировки блоков базальта к Гизе (из этих камней в итоге и были построены знаменитые пирамиды). Впечатляла и так называемая Царская дорога в Персии, про которую рассказал Геродот. По его словам, это была прекрасная мощеная трасса, которая была сооружена царём Дарием I в V веке до н.э. Эта дорога не просто связывала многие города Персии. Благодаря ей Дарию I удалось создать самую совершенную в те времена почтовую службу.

Вот что о ней пишет Геродот: «Нет на свете ничего быстрее этих гонцов: так умно у персов устроена почтовая служба! Рассказывают, что на протяжении всего пути у них расставлены лошади и люди, так что на каждый день пути приходится особая лошадь и человек. Ни снег, ни ливень, ни зной, ни даже ночная пора не могут помешать каждому всаднику проскакать во весь опор назначенный отрезок пути. Первый гонец передаёт известие второму, а тот третьему. И так весть переходит из рук в руки, пока не достигнет цели, подобно факелам на празднике у эллинов в честь Гефеста. Эту конную почту персы называют «ангарейон». Детище Дария I было очень знаменито в Древнем мире, а слова «царская дорога» часто употребляли для обозначения самого легкого пути для достижения цели. Даже Евклид как-то сказал египетскому царю Птолемею: «Царской дороги в геометрии нет!».

И все же в список самых великих дорог мира мы включим другую трассу, которая получила название Аппиева. Это самая важная, самая красивая и самая впечатляющая из всех дорог античного Рима. Она была проложена в 312 году до н.э. при цензоре Апии Клавдии Цеке и проходила из Рима в Капую (позднее была проведена до Брундизия). Именно через эту дорогу осуществлялась связь могучего Рима с Грецией, Египтом и Малой Азией. Эта трасса впечатляла всех жителей того времени. И это не удивительно. Ведь она практически вся была вымощена тесанными камнями, причем последние укладывали на многослойную подушку, которая состояла из плоских камней, слоя щебня и известняка, и слоя из песка, гравия и извести. Ширина дороги была огромная по тем временам - 4 метра. Это позволяло свободно разъезжаться двум конным экипажам, по бокам имелись тротуары и даже канавы для стока воды. А чтобы дорога была максимально ровной строители срывали некоторые холмы и закапывали низины.

Создание этой магистрали (а по-другому и не скажешь) обошлось Аппию в огромную сумму - на нее ушла практически вся казна. Но и результат был соответствующим. Аппиеву дорогу стали называть «царица дорог», жить рядом с ней стало очень престижно, вдоль нее стали появляться шикарные памятники и гробницы. А теперь самое интересное - Аппиева дорога существует до сих пор! По некоторым участкам этой трассы можно даже проехать на автомобиле.

Еще до Германии

Принято считать, что автобаны появились в Германии. Однако это не совсем так. Кто-то считает, что их начали строить в США, но чаще всего самой первой автострадой называют дорогу в... Италии. Она была торжественно открыта 21 сентября 1924 года и соединяла города Милан и Варезе.

Главным строителем магистрали стал Пьетро Пуричелли, однако он все же использовал немецкий опыт - многие идеи для своей автострады он взял у трассы на юго-западной окраине Берлина, которая была закончена в 1921 году. Однако ту дорогу длиной порядка 8 километров нельзя назвать полноценным автобаном. Это была скорее гоночная трасса, которая так и называлась - AVUS (Automobil-Verkehrs- und Übungs-Straße или Автомобильно-транспортная и тренировочная улица).

Первый же немецкий автобан был построен только в 1932 году - он соединял города Кёльн и Бонн. Но его строительству предшествовала очень большая работа - первый план создания сети скоростных трасс был разработан в Германии еще в 1909 году. А в 1926 году было образовано общество по строительству скоростной дороги Гамбург-Франкфурт-на-Майне-Базель, которое начало работы по планированию нескольких автобанов. То есть вопреки стереотипам, их придумал вовсе не Гитлер, хотя такая легенда усиленно распространялась во времена Третьего Рейха - согласно нацистской пропаганде, идея автобанов пришла Гитлеру во сне, в котором он увидел, как Германия вся покрыта сетью скоростных магистралей. На самом же деле, когда Гитлер пришел к власти, он взял 60 томов строительных планов, которые уже были нарисованы, и сделал их основой своей программы «Дороги фюрера» (уже в 1933 году прокладка автобанов была объявлена государственной задачей).

Но что же вообще такое автобан? Это не просто прямая дорога. Это целая философия. Ведь здесь всё подчинено одной единственной цели - пропустить как можно больше автомобилей на как можно большее расстояние. Именно поэтому современные скоростные магистрали не имеют перекрестков и резких поворотов, встречные потоки обязательно разделены, каждое направлением имеет минимум по две полосы движения. Кроме того, остановка на скоростных трассах строжайше запрещена, ни в коем случае нельзя обгонять справа (да и вообще запрещено двигаться в левых рядах при свободных правых), плюс есть ограничение не только по максимальной, но и по минимальной скорости.

Больше уже не будет

Самой большой и, возможно, самой сложной дорогой в современном мире является так называемое Панамериканское шоссе или P an-American highway . Очень противоречивое, надо сказать, шоссе. Сами посудите - с одной стороны, оно объединяет Северную и Южную Америку, но с другой стороны, вы не сможете проехать по нему из одного континента до другого. Длина этой дороги составляет то ли 24 тысячи километров, то ли 48 тысяч. Где она начинается и заканчивается никто толком не знает.

Все началось еще в 1889 году, когда на Первой Панамериканской конференции было решено построить дорогу, которая позволит соединить обе Америки. Но тогда речь шла о железнодорожном пути. Не сложилось... Однако в 1923 году этот вопрос вновь оказался на повестке дня. И после долгих споров было решено делать большое шоссе, которое позволит связать страны Южной, Центральной и Северной Америки. Тогда договорились, что каждая страна будет сама заниматься строительством. И, видимо, это было стратегической ошибкой... В итоге мы имеем то что имеем - фактически Панамериканское шоссе представляет собой некий набор дорог разного качества, которые просто соединены между собой.

Хотя не совсем соединены... Главной проблемой Панамериканского шоссе сейчас является так называемая Дарьенская дыра (иногда ее называют более культурным словом «пробел»). Это участок длиной 87 километров на территории Панамы и Колумбии, где дороги просто-напросто нет. Вместо нее имеется национальный парк Дарьен в Панаме и парк Лос Катиос в Колумбии. И прокладывать магистраль там до сих пор не планируют. Говорят, в этом случае она рассечет на две части тропические леса и нанесет огромный вред экологии (в парке Дарьен есть огромное число редких животных и растений, мало того, там до сих пор проживают аборигены). Говорят, есть и другая причина отказа от строительства шоссе - если вместо леса появится автобан, то по нему может хлынуть поток наркотиков из Колумбии в Северную Америку. Как бы то ни было, но сейчас водители вынуждены переправляться на пароме из Панамы в город Ла-Гуайра в Венесуэле или в город Буэнавентура в Колумбии.

Считается, что «большое» Панамериканское шоссе начинается на Аляске в городе Прудо-Бей (ни США, ни Канада официально не входят в координационный Конгресс Панамериканского шоссе). А заканчивается оно то ли в Пуэрто-Монтт, то ли в Кельон на юге Чили. А может и в аргентинском Ушуайа. Таким образом, дорога проходит по территории сразу 14 стран: США, Канада, Мексика, Гватемала, Сальвадор, Гондурас, Никарагуа, Коста-Рика, Панама, Колумбия, Эквадор, Перу, Чили, Аргентина. Кроме того, благодаря ответвлениям в эту систему дорог можно смело включать Боливию, Бразилию, Парагвай, Уругвай и Венесуэлу.

Маленькая дорога для автомобиля, но великая дорога для человечества

Да, это не дорога в общепринятом смысле этого слова. У нее нет обочины и разметки, отсутствуют светофоры и, о, ужас, нет постов полиции. Мало того, у нее еще и большие проблемы с покрытием, да и автомобили по ней сейчас не ездят. Но все же это одна из самых великих дорог за всю историю человечества. И чтобы это понять, выйдете ночью на улицу и поднимите голову вверх. Там, на Луне, находится маленькая дорога, которую «построил» «Луноход-1». Наш луноход.

Следует признать, что «гонку за Луной» мы проиграли - «Луноход-1» стал лишь пятым так называемым «подвижным образованием» на спутнике Земли - ранее по ней уже успели прогуляться американцы Армстронг, Олдрин, Конрад и Бин. И все же именно «Луноход-1» был первым управляемым транспортным средством.

«Луноход-1» появился на Луне 17 ноября 1970 года. Изначально предполагалось, что он будет ездить по планете лишь трое-четверо суток, однако он смог проработать 11 суток. Всего 11? Да, всего. Но не забывайте, что речь идет о лунных сутках, которые равны 13,66 земным. За это время он смог преодолеть 10 540 метров, дважды написать цифру 8 в Международный женский день и сделать массу исследований.

Дмитрий Гайдукевич

Похожие статьи

© 2024 liveps.ru. Домашние задания и готовые задачи по химии и биологии.