В невесомости дверь ногой не выбьешь.

Сам Фаркаш - первый венгерский космонавт, в 1980 году совершивший международный космический полет. Он имеет давние дружеские связи с нашей страной. Сейчас он вплотную занялся вопросом об установлении побратимских отношений между Обнинском и одним из венгерских университетских городов. Понятно, что официальные связи такого характера не появляются на пустом месте, а вырастают из неформальных встреч - таких, например, что состоялась на прошлой неделе в 11-й школе, где Фаркаш выступил перед старшеклассниками.

Дети хотят в космос

Конечно, разговор в первую очередь шел о космических полетах. Не каждый день можно встретить настоящего космонавта и из первых рук получить ответы на вопросы о том, как, собственно, ими становятся. А это многим интересно. Как показали недавние исследования, более 60% опрошенных школьников хотели бы связать свою жизнь с этой отраслью науки и техники. А в 11-й школе таких оказалось даже больше: на вопрос Фаркаша , хотят ли собравшиеся в зале подростки полететь к звездам, поднялся лес рук. Даже делая скидку, что некоторые могли сказать «да» из вежливости, все равно картина впечатлила.

В невесомости дверь ногой не выбьешь

Одна из девочек поинтересовалась, были ли во время полета «Союза-36» нештатные ситуации, и как с ними справились. Фаркаш рассказал, как после стыковки корабля и орбитальной станции космонавты не могли попасть внутрь: прикипела резина, а выбить дверь плечом или ногой в условиях невесомости невозможно… Дети спрашивали о сильных впечатлениях от полета. И ответ был очень романтичный: самое красивое, что видел Фаркаш - это космический восход солнца. Ребята притихли. Космонавт рассказал, что впервые взглянув в иллюминатор на станции и увидев поверхность Земли, он тут же стал искать Венгрию: «Моя страна очень маленькая, но она окружена со всех сторон Карпатскими горами, поэтому я ее сразу нашел!»

Программы нет

Сейчас у Венгрии своей космической программы нет. Конечно, это вызывает у космонавта горечь - ведь в 80-м, во время его полета, часть экспериментов на орбитальной станции была венгерской: испытывались приборы, которые выпускались в этой стране, медикаменты. С развалом СССР закончились многие международные программы. Сегодня у Венгрии денег на полеты в космос нет. «У вас в Звездном городке сейчас американцы в очередь на полеты стоят», - с горечью сказал Фаркаш . И поделился планами об установлении побратимских отношений с Обнинском. Потому что не все в нашей истории следует забыть и перечеркнуть - сейчас многие хотят вспомнить о том хорошем, что было в прошлом.

26 мая 1980 года в космос запустили корабль «Союз-36». Его пилотировал международный экипаж: командир, дважды Герой Советского Союза, летчик-космонавт СССР Валерий Кубасов и космонавт-исследователь, гражданин Венгерской Народной Республики Берталан Фаркаш . Космический корабль «Союз-36» состыковался с орбитальным комплексом «Салют-6», где работали Леонид Попов и Валерий Рюмин . Космонавты провели 7-дневные исследования, затем «Союз-36» вернулся на Землю.



Ф аркаш Берталан (Farkas Bertalan) - космонавт-исследователь космического корабля "Союз-36" ("Союз-35") и орбитального комплекса "Салют-6" - "Союз-35" - "Союз-36"; первый космонавт Венгерской Народной Республики.

Родился 2 августа 1949 года в селе Дьюлахаза на востоке Венгрии в семье сапожника. Венгр. Когда учился в школе поступил в клуб Венгерского оборонного союза (аналог советского ДОСААФ), где летал на планере, прыгал с парашютом. В 1967 году закончил среднюю школу в городе Кишварда и поступил в авиационно-техническое училище имени Дьердя Килиана.

После второго курса продолжил обучение в Советском Союзе в военном авиационном училище лётчиков, которое окончил в 1972 году. После училища служил в истребительной авиации ПВО Венгрии. В 1976 году получил квалификацию военного летчика 1-го класса. В 1978 году вместе с другим венгерским лётчиком Бела Мадьяри был отобран для подготовки к полету в космос на советском космическом корабле по программе "Интеркосмос".

В марте 1978 года приступил к тренировкам в Центре подготовки космонавтов имени Ю.А. Гагарина. Прошёл ускоренный курс подготовки к полётам на космическом корабле типа "Союз" и орбитальной станции "Салют-6".

26 мая 1980 года вместе с советским космонавтом Валерием Николаевичем Кубасовым начал полёт в качестве космонавта-исследователя космического корабля "Союз-36". В течение семи дней космонавты работали на борту орбитального комплекса "Салют-6" - "Союз-35" - "Союз-36" вместе с космонавтами Леонидом Ивановичем Поповым и Валерием Викторовичем Рюминым . Возвратился на Землю 3 июня 1980 года на борту космического корабля "Союз-35".

У казом Президиума Верховного Совета СССР от 3 июня 1980 года гражданину Венгерской Народной Республики Фаркашу Берталану присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда".

Возвратившись на родину, первый венгерский космонавт продолжил службу в Венгерской народной армии.

После смены политического режима в конце 1980-х годов о космонавте забыли. Из небытия космонавта вернули социалисты, возвратившиеся к власти в 1994 году. Для начала ему присвоили генеральское звание, а затем направили на должность военно-воздушного атташе в посольство Венгрии в США. Однако через три месяца местная полиция лишила Фаркаша водительских прав за управление автомобилем в нетрезвом состоянии. Космонавт был немедленно отозван в Венгрию для "официального разбирательства" и в США уже не вернулся. В 1997 году уволен из армии на пенсию.

В 1999 году Берталан Фаркаш работал в Военном Университете исследователем, занимался проблемами охраны окружающей среды. Он - президент совместного российско-венгерского АО «Паннон Бартер», которое занимается налаживанием торговых связей между Венгрией и странами СНГ; председатель наблюдательного совета и совладелец венгерской авиакомпании «Atlant-Hungary Airlines»; президент компании ОАО «Airlines Service and Trade» (в 2003 году).

Награждён орденом Ленина (03.06.1980), российской медалью "За заслуги в освоении космоса" (12.04.2011), венгерскими орденами и медалями. Герой Венгерской Народной Республики.

/ от

ЗНАМЕНИТЫЕ ВЕНГРЫ

12 апреля 2009 года исполняется 48 лет со дня полёта в космос первого человека, которым стал советский майор Ю. А. Гагарин. В преддверие Всемирного дня авиации и космонавтики, празднущегося в этот день, я встретилась в первым венгерским космонавтом, героем Советского Союза, героем Венгерской Народной Республики, генералом Берталаном Фаркашем (Farkas Bertalan).

– Среди моряков бытует мнение, что те из них, кто проплавал меньше 5 лет, могут вернуться к жизни на земле, а те, кто больше – плавают до тех пор, пока позволяет здоровье. А легко ли лётчикам и космонавтам возвращаться с небес на землю?

У нас очень строгие требования по состоянию здоровья, поэтому и я вот уже 11 лет, как списан. Да и после полёта в космос мне уже не очень-то разрешали летать, говорили, мол, ты – народное достояние (смеётся – прим. автора). Но, конечно, летать очень хочется, даже в качестве пассажира.

– В вашей биографии указано, что, подростком, вы занимались в Клубе венгерского оборонного союза (какcоветский ДОСААФ). Именно тогда ваша судьба стала связана с небом?

Н ачать надо с того, что в детстве я никогда не хотел стать ни лётчиком, ни космонавтом – я мечтал быть футболистом! Но сосед по парте, мечтавший стать лётчиком-истребителем, уговорил меня попробовать вместе с ним поступать в Авиационный институт. Для этого необходимо было пройти отборочные медосмотры, первый из которых был в Ньиредьхазе. Его мы оба прошли успешно, а вот второй, в Кечкемете, более строгий, друг, к сожалению, не прошёл, а я – да. Конечно, для меня, тогда 16-летнего, это было что-то фантастическое, ведь самолёт до этого я видел только по телевидению! После этого нас, человек 25-30 со всей Венгрии, прошедших отбор, пригласили в Бекешчаба, рядом с которым был маленький спортивный аэродром. Там начались курсы, для начала – по теории управления, навигации и т.п. И смешно получилось – прав на вождение автомобиля у меня ещё не было, но на управление самолётом – уже да!

После окончания курсов нашу группу ожидал ещё один отбор, после которого оставшиеся в ней 12 человек стали курсантами Авиационного института в Солноке. Здесь я проучился 2 года, после чего продолжил учёбу в Советском Союзе.

– Всю вашу группу послали туда или был какой-то специальный отбор?

Н ет, нас отбирали, учёбу в Краснодаре продолжили 10 человек, которые через 3 года, после окончания авиаучилища, получили специальность лётчиков-истребителей и вернулись в Венгрию, в город Папа. Там я служил в рядах венгерской армии 6 лет.

– Меня всегда занимал вопрос о том, есть ли у людей, профессии которых связаны с огромным риском, чувство страха?

Я считаю, что у каждого нормального человека должно быть чувство страха. Но к нему привыкаешь. Любой лётчик на время полёта должен выбросить из головы все глупости и сконцентрироваться на полёте. Со мной, слава Богу, никогда ничего серьёзного в плане ошибок управления приборами, не было. И катапультировался я, в основном, во время тренировок на земле. Вообще, у лётчиков есть нелюбовь к прыжкам с парашютом, они считают, что пока двигатель работает, самолётом нужно управлять.

– Вы прекрасно владеете русским языком. А умели ли вы разговаривать тогда, когда вас впервые направили в СССР?

К онечно, я немного разговаривал, но бегло начал говорить через несколько месяцев, ведь это знание приходит с практикой. У нас здорово получилось: мы познакомились с русскими девушками, которые научили нас красивому языку. Ведь это совсем не тот язык, который был в учебниках.

– Многие венгры после учёбы или работы в Советском Союзе привозили оттуда русских жён.

Я вернулся один, хотя любовь была, мы с этой девушкой одно время переписывались, но потом я встретил здесь свою будущую жену Анико и всё прекратилось.

– Когда вы приняли такое серьёзное решение как участие в объявленном наборе кандидатов в космонавты на совместный советско-венгерский полёт, у вас уже была семья?

Д а, и с этим связана интересная история. В Венгрии тогда было 200-250 лётчиков-истребителей (участвовать могли только они), из которых заявок подали больше 100, после отбора нас осталось 30. Конкурс объявили в июне 77 года, а в мае у меня родилась дочь. Вечером, после подачи заявки, я пришёл домой и спросил жену: «А нет ли у нас бутылочки шампанского?». «Есть» – ответила она. «Давай откроем». «Давай». Выпили по бокалу. Жена насторожилась и спросила, куда я собираюсь, ведь военный лётчик – профессия непростая, могут послать куда угодно. «Расскажу, но сначала давай выпьем ещё по бокальчику». Выпили, и тогда я рассказал. Жена молча взяла меня за руку, завела в соседнюю комнату, указала на спящую малышку и сказала: «Этой девочке нужен отец, а не какой-то там космонавт!». В общем, был семейный скандал, но я всё время уверял жену, что это просто попытка, что всё равно меня не возьмут.

– А вы сами верили?

С кажу лишь, что всем, кто подал заявки, этого очень хотелось! Было несколько медкомиссий, каждый раз, по возвращению, жена с надеждой спрашивала: «Ну что, списали?»… Даже когда нас, претендентов, осталось четверо, и мы получили приглашение ехать в Звёздный городок, я всё ещё уговаривал её не переживать, что мне надо идти до конца, но я останусь на земле. Но итоге основной парой стали мы с Валерием Кубасовым, а нашими дублёрами – Мадьяри и Джанибеков.

Мы с Кубасовым очень подружились. Он был опытным космонавтом, не первый раз летавшим в космос, и характер у него крутой, поэтому для меня наибольшей похвалой из его уст стали слова о том, что со мной он бы полетел ещё раз! Это дорого стоит! Не меньше, чем звание Героя Советского Союза! Мы и сегодня поддерживаем отношения.

– Конечно, о вашем полёте c 26 мая по 3 июня 1980 года, работе на орбитальной станции «Салют-6» вместе с Поповым и Рюминым, о возвращении, когда во время приземления у «Союз-35» произошел отказ двигателей мягкой посадки, можно найти данные. А я хочу спросить о ваших ощущениях, размышлениях, которые посещали вас тогда, там…

К огда смотришь на Землю из космоса, то чувствуешь себя чуть ли не богом, гордишься человечеством, которое создало возможность быть и жить там, где это казалось невозможным. Но потом, когда смотришь в другую сторону, во Вселенную, в Галактику, чувствуешь себя мизером, точечкой. Всё-таки Вселенная – очень-очень сложная штука, вызывает множество вопросов. И чем больше знает человек, тем больше вопросов возникает. Но эти знания могут дать решение глобальных вопросов по охране окружающей среды. Ведь полученные из космоса данные о Земле очень точны и ценны!

– Я читала, что вы занимались этими вопросами.

Д а, я получил ещё одно образование, окончил Политехнический университет, занимался вопросами обработки как раз таких данных для охраны окружающей среды.

К сожалению, люди, бегущие только за деньгами, делают слишком много ошибок, причём и на уровне правительств. Но ведь если так же стремительно будут развиваться климатические изменения, то будет абсолютно всё-равно то, сколько денег у кого на счету. Я полностью согласен с теми, кто любыми способами хочеть сберечь нашу планету. Она очень хрупкая, чувствительная, надо сделать всё, чтобы и через 500 лет на ней могли жить люди. Именно поэтому я создал международный фонд «Космос ради будущего Земли», единственный в своём роде!

Из устава Международного Фонда подготовки научных кадров и руководителей органов государственного управления «Космос ради будущего Земли»:

«[…]1. Путём создания Международного института подготовки научных кадров и руководителей[…] создать научную систему нового типа (с центром в Венгрии, но охватывающего научно-исследовательские институты других стран).

2. Обеспечить молодёжи Европейского Союза возможность для […] учебной подготовки в странах, не входящих в ЕС, а молодёжи из других стран – в ЕС. Создать систему подготовки топ-менеджеров высшего и среднего звена органов государственного управления.

3. Создать тесно связанную с высшим образованием мультипредметную исследовательскую работу – в области международного права, политики, безопасности, экологии, энергетической и экономической политики, а также глобальных рисков и вызовов, высоких технологий (с поддержкой конкурсов и дригих стипендий).
4. […] Создать Международный научный информационный банк. […]»

Раньше люди старались сделать всё для того, чтобы выйти в космос. А теперь, думаю, надо применить все те преимущества, которые может дать нам космос, для того, чтобы сохранить будущее Земли!

Журналист: Элина Ковач
Архив: журнал “Венгрия”- апрель 2009

https://www..jpg 513 720 hungarus https://www..jpg hungarus 2015-01-22 13:02:09 2018-07-23 16:12:03 БЕРТАЛАН ФАРКАШ

26 мая 1980 года в 21 час 21 минуту московского времени в Советском Союзе был осуществлен запуск космического корабля «Союз-36».

Космический корабль пилотировал международный экипаж: коман-дир, дважды Герой Советского Союза, летчик-космонавт СССР Валерий Кубасов и космонавт-исследователь, гражданин Венгерской Народной Республики Берталан Фаркаш.

Фаркаш Берталан (Farkas Bertalan) - венгерский космонавт, кандидат технических наук, бригадный генерал ВВС (с 1995 года), Герой Советского Союза (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 3 июня 1980 года), родился 2 августа 1949 года в селе Дьюлахаза на востоке Венгрии. Его отец всю жизнь проработал сапожником в местном кооперативе, мать вела домашнее хозяйство. В школьные годы Берталан был очень увлечён футболом, причём достиг в этом спорте серьёзных успехов.

Но в старших классах Берталан заинтересовался авиацией. Он поступил в клуб Венгерского оборонного союза (аналог советского ДОСААФ), где летал на планере, прыгал с парашютом. В 1967 году Берталан закончил среднюю школу в городе Кишварда и поступил в авиационно-техническое училище имени Дьёрдья Килиана. После второго курса он продолжил обучение в Советском Союзе, в военном авиационном училище летчиков. После окончания училища в 1972 году служил в истребительной авиации ПВО Венгрии. Врожденные способности и страсть к полетам очень быстро выдвинули его в число лучших пилотов части. В 1976 году Берталан Фаркаш получил квалификацию военного летчика 1-го класса.

Для такой небольшой страны, как Венгрия, участие в программе "Интеркосмос" было замечательной возможностью. Из 20 летчиков, отобранных командованием венгерской армии в сентябре 1977 г., в СССР было отправлено четыре кандидата: капитан Имре Буцко, капитан Ласло Элек, капитан Берталан Фаркаш и капитан Бела Мадьяри. Выбор руководителей советской космонавтики пал на Берталана Фаркаша и Белу Мадьяри. После окончания общекосмической подготовки были сформированы два экипажа: Валерий Кубасов - Берталан Фаркаш и Владимир Джанибеков - Бела Мадьяри, которые с 20 ноября 1978 г. приступили к непосредственной подготовке к космическому полету в Центре подготовки космонавтов имени Ю.А.Гагарина а также прошли ускоренный курс подготовки к полетам на космическом корабле типа "Союз" и орбитальной станции "Салют-6". 11 мая 1980 года Межведомственная комиссия назачила основной и дублирующий экипажи. Основным экипажем стал экипаж Кубасова-Фаркаша.


Берталан очень скоро стал своим в космическом отряде. Сказались добрый нрав и отзывчивость, ду-шевная простота и непосредст-венность. Но прежде всего венгерский лётчик привлёк к себе новых друзей неодолимым стремлением овладеть всеми тонкостями космической техники и новой для себя специ-альности. Коллеги говорили про Берталана, что он заряжен оптимиз-мом на две жизни вперед.
26 мая 1980 года Кубасов и Фаркаш начали полет в качестве космонавтов-исследователей космического корабля "Союз-36". На следующий день бы ла произведена стыковка космического корабля "Союз-36" с орбитальным комплексом "Салют-6" - "Союз-35".
В течение семи дней космонавты работали на борту орбитального комплекса вместе с Леонидом Поповым и Валерием Рюминым.

В разработанную совместно учеными Советского Союза и ВНР недельную научную программу международного экипажа "Салюта-6" было включено несколько венгерских опытов, например, исследование образования белка интерферона в организме человека в условиях космоса. При помощи миниатюрного прибора "Пилле", созданного в Будапештском Центральном институте физических исследований для измерения радиации, исследовалась доза облучения космонавтов, а с помощью специального прибора "Балатон", созданного венгерской фирмой "Медикор" - умственные нагрузки космонавтов. На корабль космонавты взяли и продукты венгерского производства.


На "Салюте-6" космонавты проводили уникальные эксперименты по программе "Этвёш", разработанной венгерскими учеными. Программу назвали в честь венгерского физика Лоранда Этвёша, который за сто лет до полета "Союза-36" сформулировал зависимость силы поверхностного натяжения от температуры. Он занимался актуальными для покорителей космоса проблемами физики - изучал земной магнетизм и гравитацию.

Полёт космонавтов получил высокую оценку. Валерий Кубасов был награжден орденом Ленина, а Берталану Фаркашу присвоено почетное звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" и почетное звание "Летчик-космонавт ВНР".

Обоим космонавтам присвоено почетное звание Героя Венгерской Народной Республики с вручением "Золотой Звезды".
Орденом Знамени Венгерской Народной Республики с лавровым венком награжден руководитель полета А. С. Елисеев.

Вернувшись на родину, Берталан Фаркаш продолжил службу в венгерской народной армии.
Имя первого венгерского космонавта активно использовалось коммунистическим руководством для пропаганды "достижений социализма". Фаркаш превратился в "свадебного генерала", неизменно восседая в высоких президиумах на всех без исключения национальных торжествах и празднествах.

В октябре 1985 года был одним из учредителей Ассоциации участников космических полетов (АУКП) на конгрессе под Парижем. Организовал второй конгресс АУКП (в 1986 году) в Венгрии, в котором приняли участие 38 астронавтов-космонавтов из 16-и стран.

В 1986 году закончил факльтет транспортного машиностроения Политехнического Университета в Будапеште. Специальность - обработка поступающие со летательных и космических аппаратов информации. Кандидат технических наук (диссертация была посвящена охране природы).


После смены политического режима в конце 80-х годов о космонавте забыли.
Из небытия космонавта вытащили социалисты, в 1994 году возвратившиеся к власти. Для начала ему присвоили воинское звание генерала, а затем направили на должность военно-воздушного атташе в посольство Венгрии в США. Однако через три месяца
(по другим сведениям - через год) местная полиция лишила Фаркаша водительских прав за управление автомобилем в нетрезвом состоянии. Космонавт был немедленно отозван в Венгрию для "официального разбирательства" и в США уже не вернулся.

В 1997 году уволен из армии на пенсию.

В 1999 году работал в Военном Университете исследователем, занимался проблемами охраны окружающей среды.

Берталан Фаркаш основал фонд «Космос - Земле». В задачи этого фонда входит передача самых современных технологий, а также помощь студентам аэрокосмических и технических специальностей в академической мобильности. К фонду присоединились 19 космонавтов и 12 стран мира.

Похожие статьи

© 2024 liveps.ru. Домашние задания и готовые задачи по химии и биологии.