Уходим от стереотипов. "Боковое мышление"
Материал из Википедии - свободной энциклопедии
Латеральное мышление
Латеральное мышление (от англ. lateral thinking - боковой, поперечный, направленный в сторону) - это умение мыслить нестандартно, нешаблонно, используя максимальное количество подходов к решению задачи, которые довольно часто игнорируются человеческим логическим мышлением. Термин, описывающий принцип целой научной концепции, был предложен в 1967 г. Эдвардом де Боно , а в 1970 г. была опубликована его книга «Lateral Thinking: Creativity Step by Step» (1970). Эдвард де Боно является на сегодняшний день одним из самых авторитетных в мире экспертов в сфере креативности.
Наш ум предпочитает обычные и предсказуемые решения проблем. В большинстве случаев мы мыслим «вертикально» (логически), то есть выбирая самый многообещающий подход к решению вопроса, который подразумевает последовательные шаги, каждый из которых должен быть обоснован. Латеральное мышление помогает решать трудные задачи с помощью необычных методов, или использования элементов, которые игнорируются обычным логическим мышлением.
"В другой раз в попытках подобрать сетку для удаления пены в пузырьковом оксигенаторе я собрал следующую коллекцию предметов: щетка для мытья, мочалка для посуды, пластмассовая решетка для цветочного горшка, бигуди, кружевные трусы и, наконец, нейлоновые чулки, в последний момент позаимствованные у секретарши. Лучше всего подошла мочалка для посуды."
Творческое мышление - это не талант, это навык, который можно изучить и развить. Это позволяет усилить естественные способности человека творить и создавать новое - и соответственно, привести к большей продуктивности и успешности .
Творческие способности и инновации - основные источники длительного и глобального успеха в современном изменяющемся мире. Методы латерального мышления также опубликованы в книге Эдварда де Боно «The Mechanism of the Mind » (1969).
Критика
Латеральный маркетинг - система нетрадиционных методов продвижения товаров и услуг, позволяющая успешно бороться с конкуренцией; это взгляд сбоку на проблему, находясь как бы вне проблемы и поиск нестандартного ее решения. Позволяет разрабатывать новые продукты, находить новые рыночные ниши и в конечном итоге совершать прорыв в бизнесе. Эта методика показывает, как инерционное движение по заданному плану в вертикальном маркетинге сегодня пора разбавить чем-то более современным. В основе латерального маркетинга – латеральное мышление.
Латеральный маркетинг является противоположностью к вертикальному маркетингу. Он подразумевает творческий подход для поиска новых маркетинговых идей, отличающийся от используемого вертикального маркетинга (т.е. сегментирования). Вертикальный маркетинг работает в рамках определенного рынка, тогда как латеральный маркетинг, напротив, представляет товар в новом контексте. Латеральный маркетинг предполагает поиск новых возможностей, фокусируясь на нестандартных подходах к коммуникации, способах и методах продаж, выявления неучтенных желаниях потребителей.
Польза и необходимость использования латерального мышления в современном маркетинге , а также предпосылки возникновения самого латерального маркетинга Ф. Котлер и Ф. Триас де Бес описали в своей книге "Латеральный маркетинг: Технология поиска революционных идей" .
Анализируя эволюцию рынков, развитие конкуренции, сокращение жизненного цикла продуктов (товаров, услуг), революцию, произведенную переходом к цифровым технологиям и снижение воздействия на сознание потребителя, авторам удается выявить сильные и слабые стороны традиционного маркетингового мышления.
Принципы латерального маркетинга:
- Провести анализ неудовлетворенности потребителей и выявить объект для изменений: товар, услуга, способы коммуникации.
- Сфокусироваться на объекте изменения, которые мы намерены трансформировать в нечто принципиально другое.
- Произвести “латеральное замещение” – это прерывание обычного течения логической мысли, распространенной, обычной цепочки суждений, чтобы создать стимул, подстегивающий наши мыслительные креативные способности.
- Создать новое соединение, новую связь, в результате которой будет трансформирован объект изменения.
Цели латерального маркетинга :
- выявление новых потребностей, которые может удовлетворять товар, если его модифицировать;
- расширение существующих сегментов рынка за счет изменения характеристик и атрибутов товара;
- выявление дополнительных потребностей у существующих потребителей;
- анализ и выявление дополнительных ситуаций использования товара при его модификации;
- генерирование идей для модификации товаров на основе существующего товара;
- анализ товаров-субститутов для атаки на существующий товар.
Для того, чтобы мыслить нестандартно и воплощать в жизнь что-то новое, необходимо знать, как можно прийти к новой идее путем отказа от старых шаблонов. Нешаблонное мышление можно назвать глобальной интуицией, внезапно нахлынувшим вдохновением или аутогенным состоянием человека. Однако, латеральное мышление – это не хаос в сознании. Человек может им управлять.
Латеральное мышление – что это такое?
Речь идет о способе поиска решения проблем посредством необычных методов, игнорируемых логикой. Автором этого понятия является врач из Британии Эдвард де Боно и сегодня его труды берут за основу авторитетные эксперты в сфере менеджмента и креативности. Он утверждает, что при логическом мышлении разумом управляет логика, тогда как в процессе креативного познания ее роль второстепенна. Латеральный тип мышления или боковой находит идею, а логика ее развивает. Это все равно что выбираться из тупика задним ходом автомобиля, хотя это и не обязательно.
Как развить латеральное мышление?
Чтобы мыслить шире, игнорируя шаблоны и стандарты, рекомендуется так работать над собой:
- Бороться с собственной логикой. Она первая подсказывает поиск выхода из тупика, но на привычные вещи нужно постараться взглянуть «нелогично». Стереотипы «замыливают глаз» и не дают найти просто и удачное решение, лежащее на поверхности.
- Развитие латерального мышления предусматривает восприятие вещей «чужими глазами». Необходимо забыть о своем опыте и взглянуть на вещь так, как будто раньше слышать о ней и использовать не приходилось.
- Отслеживать собственные «логичные мысли». Реализуя латеральное сознание на практике, человек, прежде всего, учится принимать во внимание свои «логичные» мысли. Как только он понимает, что снова берет за основу шаблон или стандарт, он идет от противного и действует наперекор логике.
Методы латерального мышления
К самым популярным методикам относят:
- Мозговой штурм . Его автором является Алекс Осборн. При этом над решением проблемы трудится сразу несколько участников, которые могут высказывать самые разные варианты, в том числе и фантастические.
- Решение изобретательских задач . Латеральное мышление де Бона завоевало множество последователей, среди которых и Генрих Альтшуллер. Этот разработал метод, который разительно отличается от предыдущего, так как преследует цель найти алгоритмический подход к решению проблемы или модифицировать старый.
- Метод Дельфи . При этом проводятся опросы, интервью, . Все участники ищут решение проблемы по отдельности. Не связанные друг с другом эксперты оценивают их работу, прогнозируют результат, а созданная организационная группа сводит их мнения воедино.
Упражнения для развития латерального мышления
Выработать фантазию и воображение помогают следующие способы:
- Игра в «Данетки». Ведущий придумывает необычную ситуацию, а все остальные должны ее разгадать, но на все их уточняющие вопросы управляющий может ответить только «да» или «нет».
- Развивают латеральное мышление упражнения по поиску решения логических загадок и головоломок. Например, «Каких камней не бывает в море?», «Как бросить шарик от пинг-понга так, чтобы он сбил стоящий на земле предмет и угодил в противоположную стену?» и т.д.
- Нарисовать на бумаге 9 точек и соединить их четырьмя линиями, не отрывая ручки от бумаги и не проходя через одну точку дважды. Похожее упражнение: найти 9 вариантов деления квадрата на 4 равные части.
- Придумать максимум вариантов применения какой-либо вещи, например, пластиковой бутылки, торшера, колесной шины и т.д.
Латеральное мышление – задачи
Существует огромное количество заданий и обучающих методик, которые также призваны и творческое воображение:
- Взять два одинаковых стакана, налив в один воду, а в другой компот. Из стакана с компотом набрать ложку жидкости и вылить в сосуд с водой. Теперь из стакана с водой набрать ложку и вылить в сосуд с компотом. Повторить эти действия еще раз и определить, чего больше: воды в сосуде с компотом или компота в сосуде с водой.
- Задачи на латеральное мышление предусматривают и работу с картинками, историями, описаниями. Ведущий может раздать всем участникам картинки с двумя связанными между собой изображениями, но одно закрывает. Задача участников – догадаться, что изображено на второй половине. Например, видя нарисованного человечка на дереве, они высказывают предположение, что он: «полез снимать котенка», «собирает урожай», «собирается спилить ветки» и т.д.
Edward de Bono. Lateral Thinking. Creativity Step By Step
Эта книга, безусловно, a must для каждого, кто интересуется креативностью. Эдвард де Боно - один из ведущих международных авторитетов в этой области. Книга интересна все еще свежим подходом (что, правда, свидетельствует скорее о фантастической ригидности общественного сознания, так как написана она 35 лет назад), практичностью, британской четкостью. Минусы: читается она не очень легко, однако по-моему, это усилие оправдывается.
Наверно, стоит здесь дать краткое изложение вводной части — постараюсь пересказать более-менее близко к тексту.
Самый эффективный метод создания новых идей — это инсайт, производящий реструктурирование уже имеющейся информации. В качестве инструмента, целенаправленно способствующего инсайту, автор предлагает то, что называет далее латеральным мышлением. (Lateral - боковой, поперечный, направленный в сторону.) Кстати, понятие «латеральное мышление» (lateral thinking) с подачи де Боно прочно вошло в английский язык и уже заняло место в словарях.
Память является особой средой, в которой информация организуется в . Это самоорганизующаяся, растущая, невероятно эффективная система, однако обратной стороной ее эффективности являются определенные ограничения, поскольку паттерны с трудом поддаются перестройке.
Латеральное мышление имеет ту же основу, что и инсайт, креативность и юмор, но в отличие от них может применяться столь же намеренно, как и логическое мышление. Латеральное мышление включает реструктурирование паттернов, уход от сдерживающих паттернов и создание новых паттернов.
Латеральное мышление совершенно отлично от традиционного вертикального мышления (логика, математика), где движение происходит последовательными шагами, каждый из которых должен быть обоснован. Вертикальное мышление работает методом исключения. При этом, хотя шаги в вертикальном мышлении могут быть абсолютно корректными, исходная точка пути может быть выбрана, основываясь на восприятии, обусловленном используемыми паттернами. Однако, как образно замечает автор, вы не сможете сделать дырку в другом месте, углубляя уже существующую дырку.
Латеральное мышление — способ мышления, привычка, расположение ума. Существуют специальные практические техники, которые позволяют развить навыки латерального мышления и одновременно имеют практическое применение. Разбору этих техник и посвящена основная часть книги.
В принципе описываемые далее техники не являются изобретением де Боно. Некоторые из них, например случайный стимул, использовались тысячелетиями. Де Боно принадлежит скорее специфическое видение этих техник, помогающее понять механизмы их работы.
О собственных техниках, самая известная из которых — , де Боно рассказывает в других, более поздних книгах.
Заметки по теме
Рецензия на книгу Серьезное творческое мышление на nomagic.ru
Комментировать (уже 6)
[…] Сегодня я на неделю уезжаю в Оксфорд на курс Эдварда де Боно, крестного отца креативности и автора интересной системы эффективного мышления, об одной из книг которого я рассказывал на сайт. Курс будет состоять из двух частей: CoRT (Cognitive Research Trust) и Six Thinking Hats. По возвращении я подробно расскажу о нем. […]
[…] CoRT - это базовый курс де Боно по обучению навыкам мышления. (Вдумайтесь в эти слова. Сама мысль о том, что можно всерьез учить кого-то думать, вначале кажется абсурдной.) Кто такой Эдвард де Боно, в двух словах рассказать не получится — придется отослать любознательных читателей к его биографии. Скажу только, что это человек невероятной продуктивности, способный написать такую книгу, как Латеральное мышление, в самолете за время перелета из одной страны в другую. […]
«…Один из способов избежать жесткости слов заключается в том, чтобы мыслить на основе наглядных образов, не пользуясь словами вообще. Опираясь на эти образы, человек вполне способен мыслить последовательно. Трудности возникают лишь тогда, когда мысль нужно выразить словами. К сожалению, мало людей способны мыслить визуально, да и не все ситуации могут быть проанализированы посредством зрительных образов. Тем не менее привычку к визуализации мышления стоило бы приобрести, ибо зрительные образы обладают такой подвижностью и пластичностью, какой не обладают слова.
Визуальное мышление означает не просто использование первичных зрительных образов в качестве материала мышления. Это было бы слишком примитивно. Визуальный язык мышления использует линии, диаграммы, ответа, графики и массу других средств для того, чтобы проиллюстрировать те соотношения, которые было бы весьма затруднительно описать обычным языком. Подобные зрительные образы легко меняются под влиянием динамических процессов и, кроме того, дают возможность показать одновременно прошедшие, настоящие и будущие результаты влияния любого процесса…»
Эдвард де Боно «Латеральное мышление» гл.5
[…] Таким образом, становится понятным, что для преодоления издержек механизма работы сознания нужен особый тип мышления, который бы сознательно стремился не только использовать его преимущества, но и компенсировать его недостатки. Эдвард де Боно, чтобы избежать путаницы, придумал для него свое название — латеральное мышление. О том, что это такое, можно прочитать в его одноименной книге, о которой я уже писал. А можно подойти к этому вопросу креативнее и вначале попробовать самим описать его свойства […]
[…] Многие открытия в науке и технике были сделаны именно посредством «прыжков». Иногда гипотеза даже исходила из неверных предпосылок, однако, когда она подтверждалась, для нее находились другие основания. О прыжках пишет, в частности, Эдвард де Боно в «Латеральном мышлении«, сравнивая особенности вертикального и латерального мышления. […]
при написании этой книги у него и был этот самый инсайт, раз столько внимания и есть спрос это направление достойно внимания, тем более оно позволяет моментально реализовывать мысли не анализируя, что можно делать после, если не самому, то кто то точно найдется… интересно найти и почитать ее…
Латеральное мышление
Эдвард де Боно
(СПб.:Питер Паблишинг, 1997. – 320с.)
Введение
Латеральное мышление тесно связано с интуицией, творческими способностями и чувством юмора. Все они имеют одну и ту же основу. Но в то время как обладание интуицией, творческими задатками и чувством юмора скорее дело случая, овладение латеральным мышлением - процесс, во многом зависящий от нас. Латеральное мышление, так же как и мышление логическое, - это вполне конкретный способ применения собственного мыслительного аппарата. Однако два эти способа имеют коренные отличия.
Цель культуры - внедрение в жизнь идей. Цель образования - обмен этими воспринятыми идеями. Цель обоих - такое совершенствование идей, чтобы они постоянно шли в ногу со временем. Единственно возможный способ изменения идей - конфликт, который может протекать в двух направлениях.
В одном случае это лобовая конфронтация между идеями-соперницами. Одна идея добивается господства над другой, которая подавляется, но не изменяется. Во втором случае происходит конфликт между новыми данными и старыми представлениями. В результате подобного конфликта устаревшая идея должна быть изменена.
Таков метод науки, ибо она постоянно стремится выискать какие-то новые данные, чтобы низвергнуть старые идеи и поднять на щит новые. Но этим методом пользуется не только наука - таков метод человеческого познания в целом.
Образование основывается на испытанном временем допущении, что человеку нужно лишь накапливать как
можно больше информации, такой багаж сам собой претворится в плодотворные идеи. Мы создали целый набор средств для обработки этой информации: математику - для расширения ее границ, логическое мышление - для ее просеивания.
Метод конфликта при изменении идей действенен там, где информация может быть оценена строго объективно. Но он совершенно перестает работать, когда новые данные оцениваются лишь через призму старых идей. Вместо того чтобы подвергаться изменениям, старые представления только усиливают свои позиции и становятся еще более неподатливыми.
Наиболее эффективный метод изменения идей - это действовать не извне, конфликтным путем, а изнутри, прибегая к интуитивной перегруппировке доступной информации. Интуиция - единственный продуктивный способ преобразования идей в неопределенной ситуации - когда информацию невозможно оценить объективно.
Но даже когда это можно сделать, как, например, в науке, интуитивная перегруппировка данных позволяет совершить подлинный скачок вперед. Образование в идеале имеет дело не только со сбором информации, но и с наилучшим использованием уже накопленных сведений.
Когда идеи идут впереди информации, а не плетутся вслед за ней, прогресс не заставит себя ждать. Однако мы пока еще не создали практических средств для развития интуиции. Мы можем лишь накапливать сведения, надеясь, что рано или поздно она даст о себе знать. Латеральное мышление способно стать средством совершенствования самой интуиции.
Интуиция, творческие способности и чувство юмора трудноуловимы именно из-за того, что наш мыслительный аппарат высокоэффективен. Функционируя, он преобразует все, что его окружает, в некие стереотипы или модели. Как только эти модели созданы, уже можно их распознавать, на них реагировать, к ним прибегать. А ког-
да их используют постоянно, они внедряются в наше сознание еще глубже.
Система моделей - очень эффективный способ обработки информации. Стоит создать такие модели, и они становятся своего рода кодом. Вот в чем преимущество системы кодирования: вместо того чтобы набирать всю информацию, человек собирает ее лишь столько, сколько необходимо для определения закодированной модели, к которой он затем и обращается. Это подобно тому, как с помощью каталожного шифра мы находим в библиотеке книги по нужной тематике.
Удобно говорить о нашем мыслительном механизме как о некой машине по обработке информации - напоминающей скорее компьютер. Однако наш мыслительный аппарат - не машина, а особая среда, позволяющая поступающей информации выстраиваться в виде стереотипов. Эта «запоминающая» система, способная самоорганизовываться, самоукрупняться, действует очень надежно, создавая набор стереотипов, - именно в таком процессе и заключается эффективность нашего обычного мышления.
Но огромная продуктивность системы создания моделей или стереотипов влечет за собой и ряд недостатков. Пользуясь ею, легко располагать стереотипы в различном сочетании и увеличивать их число, но крайне трудно перестроить их самих, чтобы иметь возможность на них влиять. И интуиция, и чувство юмора связаны с изменением стереотипов.
Творчество также связано с подобной перестройкой, но здесь больший упор делается на решительный уход от ограничивающих нас стереотипов. Латеральное мышление включает в себя перестройку привычных представлений и создает условия для появления новых моделей.
Латеральное мышление тесно связано с творчеством. Но итог творчества - это, как правило, лишь описание конечного результата, а латеральное мышление - это описание процесса. Результатом можно только восхищаться, а процесс возможно научиться применять на практике.
В творчестве мы привыкли видеть загадочное сочетание таланта и чего-то этакого, неуловимого. Такая оценка может быть оправдана для мира искусства, где творческие способности зависят от развития в человеке чувства прекрасного, эмоционального отклика и дара самовыражения. Но такая оценка неприемлема вне этого мира. Все чаще и чаще творчество начинают рассматривать как существенный компонент, который способствует преобразованию и прогрессу.
Способность творить начинают ценить выше знаний и умений, поскольку и те и другие в наши дни становятся все более и более доступными. Чтобы научиться давать толчок своим творческим способностям, необходимо лишить их ореола таинственности и рассматривать как один из методов применения своего мыслительного аппарата - метод обработки информации. Именно это и входит в задачу латерального мышления.
Цель латерального мышления - генерация идей. Существует расхожее мнение, будто появление новых идей имеет непосредственное отношение к разработке технических новинок. Это не совсем так. Новые идеи - движущая сила преобразований и прогресса во всех сферах человеческой деятельности: от науки до искусства, от политики до устройства собственной судьбы.
Еще одна задача латерального мышления - высвобождение из оков старых представлений, что в свою очередь помогает изменить отношение к происходящему и позволяет взглянуть на многие привычные вещи по-иному. Избавление от старых идей и генерирование новых - вот две родственные грани латерального мышления.
Латеральное мышление во многом отличается от вертикального - традиционного типа мыслительной деятельности. При вертикальном мышлении человек продвигается вперед, делая последовательные шаги, каждый из которых должен быть оправдан.
При латеральном же мышлении человек использует поступающую информацию не ради нее самой, а ради ре-
зультата, который она может принести. При этом типе мышления вполне допустимо ошибиться на каком-то этапе, но в итоге все же прийти к правильному решению. При вертикальном мышлении (в логике или математике) такое исключено: ошибка на любом этапе чувствительно скажется на итоге.
При латеральном мышлении намеренно изыскивают постороннюю информацию. При вертикальном мышлении выбирают только то, что имеет прямое отношение к делу.
Латеральное мышление не подменяет вертикальное. Необходимы оба. Они дополняют друг друга. Для латерального мышления характерна созидательность, для вертикального -■ избирательность.
При вертикальном мышлении можно прийти к определенному заключению, сделав ряд обоснованных шагов. Поскольку эти шаги выглядят разумными, человек полностью уверен в правильности своего вывода.
Но каким бы верным ни был сам путь, его отправная точка всегда обусловлена тем или иным зависящим от нашего восприятия (перцепционным) выбором, который накладывает отпечаток на используемые нами устоявшиеся понятия. К примеру, перцепционный выбор способствует созданию резких разграничений и противопоставлений, после чего вертикальное мышление начинает работать с организованными в таком ключе концептуальными понятиями.
Латеральное мышление требуется как раз для того, чтобы контролировать обусловленный восприятием выбор, который находится вне досягаемости вертикального мышления. Латеральное мышление также заставляет усомниться в любом строгом выводе, каким бы оправданным и обоснованным он ни казался.
Латеральное мышление расширяет возможности вертикального мышления. Вертикальное мышление развивает идеи, рожденные при латеральном мышлении. Нельзя вырыть яму в каком-то ином месте, если только углуб-
лять уже существующую. Вертикальное мышление используют для углубления уже имеющейся ямы. С помощью латерального мышления яму роют на новом месте.
Из-за того что в прошлом особый упор делался исключительно на вертикальное мышление, обучение латеральному мышлению приобретает теперь особую актуальность. И вовсе не потому, что для достижения прогресса одного вертикального мышления недостаточно, - пребывая в одиночестве, оно может стать опасным.
Подобно вертикальному мышлению, латеральное - это определенный метод использования нашего мыслительного аппарата, то есть его привычных действий и установок. Точно так же, как существует специальная техника вертикального мышления, имеются и особые приемы латерального мышления, к которым можно всегда прибегнуть.
В настоящей книге на подобных приемах внимание акцентируется не оттого, что они составляют некую особо важную часть латерального мышления, а потому, что обладают немалой практической ценностью. Для развития навыков латерального мышления одних благих намерений и побуждений недостаточно. Требуется соответствующая обстановка, в какой удобно попрактиковаться, и набор действенных приемов, которые можно было бы взять на вооружение. Если хорошо осмыслить эти приемы и приобрести сноровку при их использовании, латеральное мышление становится установкой сознания. Кроме того, эти приемы можно применять и в самых разнообразных практических целях.
Латеральное мышление - вовсе не какое-то новое чудодейственное средство. Можно найти немало примеров, как кто-то когда-то прибегал к такому мышлению для достижения определенных результатов. Всегда находились люди, от природы склонные мыслить подобным образом.
Цель книги: показать, что латеральное мышление - основополагающая часть мышления и что каждый может овладеть его навыками. Вместо того чтобы просто упо-
вать на свою интуицию и творческие задатки, человек может прибегать к приемам латерального мышления вполне продуманно и осознанно.
Задача мышления - собирать информацию и использовать ее как можно лучше. Благодаря особенности нашего мыслительного аппарата, который способен создавать модели устойчивых понятий, мы можем извлечь максимальную пользу из новой информации, только если располагаем набором средств для преобразования старых моделей и их модернизации.
Традиционные методы мышления учат нас, как подвергать такие модели проверке, определяя их действенность. Но мы так и не сумеем воспользоваться доступной информацией наилучшим образом, если не будем знать, как создавать новые модели и избавляться от диктата старых.
Вертикальное мышление занимается или выявлением надежности концептуальных моделей, или их использованием. Латеральное мышление связано с перестройкой таких моделей (интуиция) и созданием условий для появления новых (творчество). Латеральное и вертикальное мышления взаимно дополняют друг друга. Необходимо владеть навыками и того, и другого. Однако в системе общественного образования упор неизменно делается только на вертикальное мышление.
Потребность в латеральном мышлении вызвана теми ограничениями, с которыми связана работа мыслительного аппарата, когда он действует как самоукрупняющаяся запоминающая система.
Как пользоваться этой книгой
Цель этой книги отнюдь не желание познакомить читателя с какой-то новой темой. Книга должна стать своего рода практическим пособием. Причем ею может пользоваться обычный читатель - для своего собственного совершенствования, а еще лучше учитель - для блага своих учеников.
Раскрытые в этой книге мыслительные процессы носят универсальный характер. Они присущи людям любого возраста и образования. Я демонстрировал действие самых элементарных из этих процессов во время занятий с группами, состоящими из бесспорных интеллектуалов, таких как опытные программисты, и, по их отзывам, учеба прошла для них не без пользы. Чем более подготовлены ученики, тем легче им абстрагироваться и отделять суть процесса от конкретной формы наглядного примера.
И если ученики более юного возраста получают удовольствие от самого упражнения, те, что постарше, стараются осмыслить, что же за этим упражнением стоит. Простые примеры можно приводить, работая с группами всех возрастов. Более сложные следует предлагать только ученикам старшего возраста. В группах младшего возраста визуальная форма упражнений намного более эффективна, чем устное объяснение, поскольку ребенок постоянно
стремится выразить все зрительно и, что важнее, понять представленное тоже с помощью зрительных образов.
Латеральное мышление начинает занимать важное место в жизни ребенка после семи лет и будет сопровождать его вплоть до завершения им университетского образования. Может показаться, что возрастной диапазон слишком широк, но латеральные мыслительные процессы столь же неотъемлемы для человека, как и логическое мышление, и, разумеется, их нельзя соотносить с каким-то определенным возрастом. Кроме того, такое мышление помогает разобраться во всех тонкостях той или иной учебной дисциплины даже лучше, чем математика.
Приемы латерального мышления уместны при изучении и точных наук, и истории, и иностранных языков. Благодаря такой универсальной пригодности приведенный в этой книге материал не требует привязки к какому-то конкретному учебному предмету.
Нужно стремиться, чтобы по крайней мере начиная с семи лет у ребенка развивалась привычка мыслить «латерально». К какой возрастной группе будут конкретно применены предложенные в этой книге идеи, будет зависеть от того, насколько преподаватель способен изложить рекомендуемый материал в доступной форме. Здесь могут встретиться две ошибки:
Допущение, что латеральное мышление вполне естественно и свойственно буквально всем людям.
Допущение, что оно - нечто исключительное и многим недоступно, учи их или не учи.
Практическая сторона книги будет принимать все более и более универсальный характер по мере того, как читатель станет продвигаться от страницы к странице (исключение составляет лишь дополнительный материал, предназначенный для педагогов).
В целом, первая часть практических упражнений может быть применена на занятиях с детьми семилетнего возраста, а все последующие разделы годятся для людей
любого возраста. Однако это вовсе не означает, что первая часть пригодна только для маленьких детей, а последующие - для взрослых. Знакомить с приемами латерального мышления можно любые возрастные группы.
Форма изложения
Подобно логическому, латеральное мышление ■- это общие установки для нашего ума, которые позволяют нам в необходимых случаях прибегать к тому или иному набору приемов. Однако эти мыслительные установки легче всего привить на специальных занятиях, где используются конкретные упражнения и примеры, которые должны способствовать развитию навыков латерального мышления. Без таких упорядоченных занятий человек оказывается всего лишь сторонним наблюдателем проявлений латерального мышления, что никак не сможет помочь ему превратить такие мыслительные операции в привычку.
Намного полезней отвести определенный период времени для обучения латеральному мышлению, чем пытаться незаметно вводить его принципы в учебный процесс при изучении других предметов.
Если педагогу нужно обучить учеников приемам этого мышления одновременно с каким-то другим предметом, тогда он должен отвести в учебной программе немного времени исключительно на их освоение (при этом упражнения могут быть проделаны на том же материале, что изучается по основному предмету).
Одного часа еженедельно на протяжении всего учебного цикла будет вполне достаточно, чтобы познакомить учеников с приемами латерального мышления - или приемами развития творческих, способностей, если вам больше нравится такое определение.
Части книги, носящие практический характер, поделены на несколько разделов. Я бы не советовал посвящать какому-либо из них всего одно занятие, а затем переходить к следующему. Это принесет мало пользы.
Ученику следует прорабатывать каждый раздел снова и снова, пока он хорошенько не усвоит его содержание. Можно посвятить его изучению целый ряд занятий, даже на протяжении нескольких месяцев. При этом основной материал может все время меняться, но отрабатываемый прием латерального мышления должен оставаться неизменным.
Важно практическое применение техники латерального мышления, а не теоретические знания, которые могут быть приобретены в ходе занятий. Ученик одинаково легко может научиться латеральному мышлению и когда станет тщательно осваивать какой-либо один прием, и когда будет недолго упражняться в выполнении ряда приемов по отдельности. В технике упражнений нет ничего замысловатого. Важна та установка, которая за ними стоит.
Но одного увещевания и благих побуждений здесь недостаточно. Если вы решили освоить какой-то навык, то должны пройти курс формального обучения, чтобы иметь возможность попрактиковаться - и овладеть необходимым инструментарием, то есть набором приемов. Лучший способ обрести навык латерального мышления - научиться пользоваться этим набором приемов, прибегая к каждому из которых вы сможете добиваться одного и того же желаемого результата.
Учебные материалы
Многие из помещенных в этой книге примеров могут показаться тривиальными и надуманными. Да они, по существу, таковы и есть. Примеры приводятся лишь для того, чтобы прояснить сам процесс мышления. Их задача
не научить чему-то читателя, а помочь понять естественные механизмы, которые определяют работу его мысли. Подобно тому как содержание притч или сказок куда менее значимо, чем заложенная в них мораль, так и наши примеры могут выглядеть тривиальными, но они помогут привлечь ваше внимание к самой сути.
К несчастью, в нашем сознании отсутствует переключатель, который позволял бы переходить от решения более важных вопросов к вопросам менее значительным. Какова бы ни была значимость той или иной проблемы, наш мыслительный аппарат действует в одном и том же ключе - так, как подсказывает ему природа. Вдобавок при решении первостепенных вопросов на работу всей системы могут нежелательно повлиять собственные эмоциональные всплески, которые обычно не мешают, когда мы занимаемся рассмотрением каких-нибудь мелочей. В результате организм действует хуже, чем способен по своим возможностям.
Таким образом, изъяны в функциях мыслительного аппарата, когда он занимается разрешением тривиальных вопросов, носят во многом тот же характер, что и сбои, которые происходят в его работе, когда мы имеем дело с серьезными проблемами.
Нам важен сам процесс, а не то, что его окружает. Тривиальные и нарочитые примеры помогают раскрыть процесс мышления в его чистом виде. И мы получаем как бы его квинтэссенцию. Это сходно с тем, когда мы отделяем выраженные алгебраической формулой жизненные отношения от обозначающих их символов.
Многие примеры даны в зрительных образах, в том числе и в геометрических формах. Сделано это намеренно, потому что если бы мы ограничились только устными объяснениями, это увело бы нас в сторону от проблемы. Слова уже содержат в себе направленную информацию, и при обсуждении процесса мышления приходится невольно возвращаться к самой ситуации, так как выбор выражений
при описании чего-то - это показатель определенной точки зрения, влияющей на мыслительный процесс.
Для наших целей лучше всего подходит какая-то простейшая ситуация, та, что еще не успела подвергнуться нашему осмыслению. И ее лучше всего представить в зрительных образах, причем наиболее предпочтительны геометрические - конкретные и четкие, - мысленная обработка их легче поддается изучению.
Когда мы имеем дело со словесными описаниями, кроме выбора точки зрения и подбора слов, нам также мешают и определенные смысловые нюансы, которые могут стать причиной недопонимания. А при зримом изображении оттенки смысла не играют роли. Определенная картинка одинаково выглядит для всех, хотя каждый может дать ей собственное истолкование.
После того как будут поняты принципы, стоящие за тривиальными примерами, и ученики достаточно напрактикуются в предложенных приемах мышления, можно перейти к более жизненным ситуациям. Это аналогично тому, когда мы, изучая математику, делаем поначалу незамысловатые и отвлеченные вычисления, а затем применяем тот же алгоритм действий при решении более серьезных задач.
Диапазон представленных в книге учебных материалов, несомненно, узок. Они приведены просто как образец. Человек, обучающий латеральному мышлению - либо учеников, либо родных детей, - должен дополнять представленные на этих страницах примеры своими собственными.
НАГЛЯДНЫЙ МАТЕРИАЛ. Прежде всего нужно обратить
внимание на следующее:
1. В разделе, где дается упражнение с последовательной перестановкой фигур из картона, можно воспользоваться предложенными образцами, а также вырезать фигуры иной формы, которые иллюстрировали бы тот же принцип. Кроме того, неплохо
было бы попросить самих учеников придумать новые фигуры.
Фотографии и картинки можно взять из газет или журналов. Они особенно полезны в разделе, где говорится о том, как следует смотреть на определенную ситуацию с разных точек зрения и как давать ей различное толкование. Естественно, к таким иллюстрациям не должно быть никаких сопроводительных надписей. Картинки для удобства можно наклеить на картон. Если в журнале найдется целый ряд подходящих иллюстраций, следует приобрести несколько его экземпляров и использовать их как постоянное учебное пособие.
Рисунки с изображением каких-то сценок или людей могут придумать сами ученики. Такой зрительный материал вполне пригоден и для всех остальных в группе. Не имеет значения, будет ли такой набросок сложным или не очень аккуратным, - важно лишь, как на него будут реагировать Другие.
В разделах, где требуется выполнить проект в виде рисунка, представленного материала вполне достаточно для занятий с несколькими потоками учеников.
СЛОВЕСНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ. В этом случае упражнения можно представлять в письменной и устной форме или записанными на пленку. Письменный материал:
Можно выбрать из газет и журналов.
Не возбраняется написать самому преподавателю, осветившему какую-то тему под определенным (пусть условным) углом зрения.
Его могут предоставить сами ученики - надо попросить их написать короткий рассказ на какую-то конкретную тему.
Устный материал:
Можно взять из радиопередач, записав их на магнитофон, или запечатлеть на пленке чью-то речь, произнесенную от имени любого вымышленного лица.
Его могут создать сами ученики: одного из них надо попросить сымпровизировать несколько фраз на заданную тему.
ПРОБЛЕМНЫЙ МАТЕРИАЛ. Обсуждение какой-нибудь проблемы полезно тем, что оно вызывает напряженную работу мысли. Тему для обсуждения лучше выбрать заранее. Рассматриваемые проблемы могут быть самыми разнообразными.
Общемировые проблемы, например нехватка продуктов питания. Разговор здесь может быть самым свободным.
Вопросы более частного характера, например регулирование движения транспорта в городе. С подобными проблемами ученикам самим приходилось сталкиваться в жизни.
Насущные проблемы. Они касаются взаимоотношений, которые складываются в повседневной жизни любого учебного заведения. Если кого-то беспокоят вопросы личного характера, разумней подойти к их решению, рассматривая их как бы со стороны, словно они относятся к какому-то третьему лицу.
Проблемы, встречающиеся при проектировании или усовершенствовании чего-либо. Задача здесь должна состоять в том, чтобы разрешение проблемы дало определенный положительный эффект. Подобные проблемы обычно привязаны к конкретным объектам, но могут быть и более общими, например как лучше организовать работу детского сада или торговлю в супермаркете.
Узкие проблемы. К ним относится все, что имеет вполне определенное житейское решение. Суще-
ствует некий способ что-то сделать, и когда его находят - рассматривают, насколько он хорош. Такие задачи могут носить чисто прикладной (к примеру, как повесить бельевую веревку) или отвлеченный характер (как проделать в открытке отверстие, в которое можно просунуть голову). Подобные задачи можно заимствовать из самых разнообразных источников. Просмотрев любую газету, можно выбрать какие-то общемировые или менее масштабные проблемы (например, забастовки).
Их подсказывает и повседневная жизнь (скажем, как более эффективно организовать движение поездов).
Их называют и сами ученики по просьбе преподавателя, который делает подборку названных ими примеров.
Проблемы, связанные с конструированием чего-либо, могут быть отнесены к любому объекту (автомобиль, стол, учебная парта); учеников просят подумать о том, как его усовершенствовать. Можно предложить им более сложное задание: скажем, придумать автоматический способ изготовления чего-то, требующего ручного труда, например какое-то замысловатое устройство. Или попросить учеников поразмышлять, как сделать ту же операцию с меньшей затратой сил.
Традиционные подходы, шаблонные решения, накатанные пути — хорошо это или плохо? На самом деле, хорошо — потому что привычный тип мышления дает нам возможность, не задумываясь, делать многие вещи, не тратить время на автоматически отработанные действия.
И, на самом деле, плохо — потому что, будучи единственно возможным образом мыслей, стандартный подход лишает нас массы альтернатив, свежих идей, прорывов, открытий, возможности развития и изменений.
Предисловие автора.
Почему деятельность одних людей всегда богата новыми идеями, в то время как у других, ничуть не менее образованных, она в этом отношении бесплодна?
Еще со времен Аристотеля логическое мышление превозносится в качестве единственно эффективного способа использования разума. Однако крайняя неуловимость новых идей показывает, что они совсем не обязательно рождаются в результате логического процесса мышления. Некоторым людям свойствен другой вид мышления, который наиболее просто определяется тем, что приводит к созданию самых элементарных идей. Последние становятся очевидными только после того, как уже найдены. В данной книге предпринимается попытка исследовать этот вид мышления, показать его отличие от обычного логического мышления и его большую действенность при получении новых идей. В ходе изложения материала мы назвали этот вид мышления нешаблонное в отличие от обычного, логического мышления, которое названо шаблонное мышление.
Слово нешаблонное более понятно, чем слово латеральное как указывается в первоисточнике. При чтении можно использовать вместо русского варианта нешаблонное авторское слово латеральное без каких-либо проблем.
Для того чтобы лучше понять, что происходит в человеческом мозгу в процессе мышления, необходимо всю его деятельность представить в виде определенных паттернов возбуждений, происходящих в нервной сети мозга.
Вполне возможно предложить общую концепцию его функциональной организации. Так же как можно разобраться в схеме электрической сети жилого дома, не зная детально схемы каждой отдельной проводки или конструкции каждого выключателя, так и процесс мышления можно понять, исследуя внешние проявления разума, показывающие, какие системы лежат в его основе.
С помощью такого рода системного анализа можно было бы, например, исследовать эффект сложного взаимодействия положительной и отрицательной обратной связи.
Однако подобный взгляд на функционирование мозга может служить только более или менее удобной моделью для развития понятия нешаблонного мышления. Но в этом случае полезность нешаблонного мышления ни в коей мере не зависит от того, соответствует ли эта модель действительности или нет. Даже если она соответствует действительности, это совершенно не отразится на умении пользоваться нешаблонным мышлением, как не сказывается знание техники на умении шофера водить машину. Ведь никому же в голову не придет предположить, что правильное использование логического мышления зависит от всестороннего понимания деятельности мозга.
Следовательно, идеи, высказанные в этой книге, основаны на наблюдении и на определенном понимании функциональной организации мозга. На страницах книги использованы такие привычные термины, как мысли, идеи, восприятия. Они несут наибольшую смысловую нагрузку при разработке понятия нешаблонного мышления.
Нешаблонное мышление не является какой-то повой магической формулой, а всего лишь иным и более творческим способом использования разума. Так, новые способы преподавания математики используют нешаблонное мышление соответствующим образом, в то время как в психоделическом культе оно явно искажено.
Ссылка на новые способы преподавания математики является в данном случае наиболее уместной, поскольку традиционные методы подхода к математике заменяются методом непосредственного развития ученика, представляющим ему возможность самому испытать чувство удовлетворения своими достижениями. Это в значительной степени развивает гибкость ума, ибо активно стимулирует ученика на рассмотрение той или иной проблемы с самых различных точек зрения и показывает, что существует множество путей получения правильного результата. Со временем те же принципы обучения, которые связаны с всеобщей основой нешаблонного мышления, могут быть распространены и на другие виды обучения.
Прочтя эту книгу, некоторые читатели узнают нешаблонное мышление, поскольку нечто подобное время от времени мелькало и в их сознании, и, вероятно, вспомнят случаи, когда на основе этих мимолетных ощущений были достигнуты блестящие результаты. Невозможно составить учебник по нешаблонному мышлению, однако на последующих страницах книги мы попытаемся показать, как можно сознательно использовать определенные технические приемы для того, чтобы помочь освободиться от сковывающего воздействия логического мышления. Основная идея книги — показать, что представляет собой нешаблонное мышление, как оно действует, а затем побудить читателя развить в себе свои собственные задатки к мышлению такого рода.
ГЛАВА 1
ШАБЛОННОЕ И НЕШАБЛОННОЕ МЫШЛЕНИЕ
Много лет назад, когда человека, задолжавшего кому-либо деньги, могли бросить в долговую тюрьму, жил в Лондоне один купец, имевший несчастье задолжать большую сумму денег некоему ростовщику. Последний — старый и уродливый — влюбился в юную дочь купца и предложил такого рода сделку: он простит долг, если купец отдаст за него свою дочь.
Несчастный отец пришел в ужас от подобного предложения. Тогда коварный ростовщик предложил бросить жребии: положить в пустую сумку два камешка, черный и белый, и пусть девушка вытащит один из них. Если она вытащит черный камень, то станет его женой, если же белый, то останется с отцом. В обоих случаях долг будет считаться погашенным. Если же девушка откажется тянуть жребий, то ее отца бросят в долговую тюрьму, а сама она станет пищей и умрет с голоду.
Неохотно, очень неохотно согласились купец и его дочь на это предложение. Этот разговор происходил в саду, на усыпанной гравием дорожке. Когда ростовщик наклонился, чтобы найти камешки для жребия, дочь купца заметила, что тот положил в сумку два черных камня. Затем он попросил девушку вытащить один из них, чтобы решить таким образом ее участь и участь ее отца.
Теперь представьте себе, что это вы стоите на садовой дорожке и вам надо тянуть жребий. Что бы вы стали делать, оказавшись на месте этой несчастной девушки? Или же что бы вы ей посоветовали?
Какой тип мышления вы бы использовали для решения этой задачи? Вы вправе утверждать, что тщательный логический анализ должен помочь девушке найти оптимальное решение, если таковое существует. Такой тип мышления представляет собой шаблонное мышление. Но есть другой вид мышления — нешаблонный.
В данной ситуации шаблонно мыслящие люди вряд ли смогут чем-либо помочь девушке, так как, по-видимому, метод, которым они могли бы решить эту проблему, имеет три возможных варианта:
1) девушке следует отказаться тащить камешек;
2) девушка должна дать попять, что ей известна хитрость ростовщика, и выставить его таким образом мошенником;
3) девушке остается вытащить черный камешек и пожертвовать собой ради спасения отца.
Все предложенные варианты в равной степени беспомощны, ибо, если девушка откажется от жребия, отца бросят в тюрьму, если же она вытащит камешек, ей придется выйти замуж за ненавистного ростовщика.
Эта история показывает различие шаблонного и нешаблонного мышления. Шаблонно мыслящие люди в этой ситуации сосредоточили бы внимание главным образом на камешке, который девушка должна вытащить. Однако люди, мыслящие нешаблонно, по-видимому, направили бы внимание на тот камешек, который останется в сумке. Шаблонно мыслящие люди избирают с их точки зрения самую разумную позицию, а затем, развивая ее логически, пытаются разрешить проблему. Что же касается тех, кто мыслит нешаблонно, то они предпочитают по-новому взглянуть на проблему и исследовать ее с разных точек зрения, вместо того чтобы придерживаться раз избранной позиции.