Станционный смотритель краткое содержание и анализ. А.С

Гениальный классик русской и мировой литературы был человеком очень разносторонним – писал не только великолепные стихи, но и замечательные прозаические произведения. Один из таких маленьких шедевров, которые создал , – «Станционный смотритель», краткое содержание этой истории будет изложено далее.

Именно так называется прозаический цикл, законченный Пушкиным в 1830 году в течение периода, известного под названием «Болдинской осени», когда он находился в ссылке в своем имении Болдино под Нижним Новгородом.

В него входят пять мини-повестей – «Метель», «Выстрел», «Гробовщик» и «Станционный смотритель».

Все пять произведений, занимающие, несмотря на скромный объем, достаточно заметное место в литературном наследии гения, были созданы Александром Сергеевичем на творческом подъеме, в рекордно короткие сроки – с 9 сентября по 20 октября, из которых непосредственное написание, по собственным воспоминаниям писателя, заняло всего 11 дней.

Каждая из повестей написана в определенном литературном стиле – реализма, водевиля, готики. Повесть, о которой идет речь, имеет черты сентиментализма.

Важно! В «Станционном смотрителе» Пушкин одним из первых в русской литературе поднимает тему «маленького человека», который имеет такие же чувства и так же страдает от боли и обиды, как и люди «благородного звания». Впоследствии идея, высказанная в содержании повести, была подхвачена и развита другими классиками отечественной словесности – Гоголем и Достоевским.

Число главных персонажей «Станционного смотрителя», занимающего четвертую позицию в сборнике «Повестей Белкина», невелико:

  1. Рассказчик – титулярный советник, скрывающийся за инициалами И.П.П., который и поведал эту историю Белкину – «автору» повести.
  2. Самсон Вырин – станционный смотритель, вдовец.
  3. Дуня – его семнадцатилетняя дочь.
  4. Минский – молодой гусарский ротмистр.

Но даже при таком минимуме объема и действующих лиц Пушкину удается создать шедевр, трогающий читателя до глубины души. Это лишний раз подтверждает истину, что у больших писателей не бывает маленьких произведений.

Изложение сюжетной линии

Сюжет повести заключается в кратком пересказе событий упомянутым титулярным советником И.П.П., начинаясь с его рассуждений о тяжелой судьбе станционного смотрителя.

На эту должность назначались лица, занимавшие низшую ступень в табели о рангах, – коллежские регистраторы, обязанности которых состояли в содержании конюшни и небольшого постоялого двора.

В то время передвижение по дорогам осуществлялось исключительно на конной тяге, и станционные служащие вместе с семьями жили при почтовых станциях, где путешественники могли обменять уставших лошадей на свежих, а также перекусить, отдохнуть, при необходимости – переночевать.

Также станционный работник проверял у гостей подорожные – документы, где были указаны данные проезжающего, а также то, куда и откуда он следует. Эта информация переписывалась в специальный журнал. Кратко говоря, почтовая станция была чем-то вроде придорожной гостиницы, а станционный служащий объединял в себе должностное лицо и прислугу.

Зачастую усталые, измотанные долгой и трудной дорогой путники срывали свое недовольство на несчастном коллежском регистраторе. Среди них встречались правительственные курьеры, доставляющие важные сообщения, а также господа высоких чинов и званий.

Каждый требовал от станционного смотрителя обслужить его в первую очередь, как можно быстрее предоставив самую лучшую тройку, и если сталкивались сразу несколько таких требований, бедняге приходилось нелегко.

Первое знакомство И.П.П. со станционным служащим Выриным происходит в 1816 году, когда молодой чиновник ехал через ***скую губернию на перекладных и остановился на той станции, где служил Самсон.

Путнику хотелось отдохнуть и выпить чаю, и в ответ на просьбу, обращенную к смотрителю, тот позвал свою дочку Дуню и велел приготовить самовар.

На зов вышла 14-летняя девочка, поразившая рассказчика своей красотой, и занялась хлопотами. Отец с гордостью сказал, что Дуня, несмотря на юный возраст, отлично справляется с обязанностями хозяйки, ранее исполняемыми умершей матерью.

Важно! Ожидая чаепития, чиновник рассматривал украшавшие стены избы Самсона Вырина нравоучительные картинки с подписями, содержащими в сокращении историю о непокорном блудном сыне, ушедшем от отца и расточившем наследство, но затем раскаявшемся и вернувшемся в отчий дом. Этот краткий пересказ библейской притчи содержит своеобразный намек на грядущее развитие событий.

Вернувшаяся с самоваром Дуня накрыла на стол, и все трое стали пить чай. Девочка спокойно и охотно отвечала на расспросы молодого человека, разговаривая с ним без малейшего смущения и робости, а отец любовался своей Дуней.

Когда чаепитие наконец закончилось и лошади были готовы, дочка Самсона Вырина вышла проводить И.П.П., и гость, попросив разрешения, поцеловал ее на прощанье. Этот поцелуй надолго сохранился в памяти как самое приятное воспоминание.

Спустя несколько лет титулярный советник вновь проезжал той же дорогой и вспомнил про станционного смотрителя и его дочь. Вероятно, думал он, Дуня давно замужем, а Вырин – старик, или, может быть, его уже нет в живых. Войдя в дом, И.П.П. увидел на стене все те же картинки с сюжетом притчи о блудном сыне, а на кровати – смотрителя.

Он очень изменился, сильно постарел, и было видно, что у него большое горе. Гость поинтересовался, узнал ли его станционный смотритель, и, получив утвердительный ответ, спросил, где сейчас Дуня. «А бог ее знает», – нахмурившись, сказал старик Вырин. На вопрос, замужем ли она, тот не пожелал ответить.

Когда И.П.П. решил угостить Самсона стаканом пунша, станционный смотритель разговорился и рассказал ему печальную историю. Вот как она выглядела в сокращении.

Побег Дуни

Три года тому назад через станцию проезжал молодой гусарский ротмистр Минский. Он очень спешил и, едва войдя, стал гневно кричать на Вырина, требуя лошадей и размахивая нагайкой. Но, увидев вошедшую Дуню, Минский сразу успокоился, решив подождать, пока сменят лошадей, и поужинать.

После ужина Минскому неожиданно стало плохо, он разболелся, и Вырин послал за врачом.

Врач осмотрел его, рекомендовал покой и, приняв плату за визит, удалился. Дуня сидела возле больного, подавая ему лимонад. Через день ротмистр совершенно выздоровел и, собравшись уезжать, предложил Дуне, которая собиралась к обедне, довезти ее до церкви.

Обратно девушка уже не вернулась, и только тут Вырин понял, что болезнь гусара была мнимой – Минский просто решил обольстить юную красавицу и увезти Дуню с собой в Петербург.

С горя отец слег, а когда спустя долгое время поправился, взял отпуск на два месяца и приехал в столицу, надеясь отыскать блудную дочь.

Он пришел в дом Минского и стал просить его вернуть Дуню. Но ротмистр отказался, сказав, что с ним она счастлива, а с отцом будет несчастна и никогда не сможет забыть того, что случилось.

Минский предложил отцу денег, но разгневанный Вырин бросил их на землю и ушел. Стоявший поблизости молодой человек с радостью подхватил ассигнации и, сев на извозчика, умчался прочь.

Собравшись вернуться домой на станцию, Вырин решил в последний раз увидеть дочь Дуню. Выследив, к какому дому поехал Минский на своем экипаже, и, подойдя к кучеру, притворился посыльным, которому поручено отнести записку возлюбленной ротмистра, да вот он позабыл, в какой квартире она живет. Кучер назвал адрес.

Позвонив в дверь, станционный смотритель спросил, здесь ли живет Авдотья Самсоновна, и, несмотря на протесты открывшей дверь горничной, вошел в комнату. Там он увидел Минского, расположившегося в кресле, и свою Дуню в роскошном наряде, сидящую на ручке кресла. Увидев отца, дочь упала в обморок, а Минский с криком выгнал его.

Финал истории

Закончив в кратком пересказе эту печальную повесть, старик сказал, что все эти три года думает о судьбе дочери. Скорее всего, Минский прогнал ее, натешившись молодостью и красотой, и теперь Дуня бродит по улицам Петербурга вместе с голью кабацкою.

Уезжая, советник с горечью размышлял об истории Самсона Вырина и его дочери.

Спустя еще некоторое время он вновь вернулся на станцию, но станционного смотрителя Вырина уже не было в живых. В его доме жила семья пивовара, сын которого проводил И.П.П. на кладбище, показал могилу старого смотрителя и сказал, что летом сюда приходила молодая барыня.

Она приехала в экипаже со служанкой и двумя маленькими барчатами, оставила их возле дома и пошла на кладбище, где долго лежала на могиле. А мальчишке дала пятак серебром.

Полезное видео

Подведем итоги

Так заканчивается кратко изложенная история о станционном смотрителе и его дочери Дуне, которую одинаково интересно читать онлайн и в книжном варианте. Пушкин, как истинный гений, до конца сохраняет интригу своей маленькой повести, оставляя читателю право самому ответить на вопрос, как же сложилась судьба дочери смотрителя.

Вконтакте

Повесть А. С. Пушкина «Станционный смотритель» — одна из повестей цикла, рассказанного неким Иваном Петровичем Белкиным под названием «Повести Белкина». Датируется 14 сентября 1830 года. Сюжет ее якобы был услышан и записан автором произведения. История проста и обыкновенна, но рассказана она с особым лиризмом, чем автор и заставляет читателя сочувствовать и сопереживать героям повести.

В произведении поднята проблема «маленького человека», униженного и несчастного. Самсон Вырин – станционный смотритель, у которого одна радость — дочь Дуня. Фамилия выбрана А. С. Пушкиным не случайно, она образована от названия почтовой станции Выра, которую автор хорошо знал.

Центром повести является быт обычного человека, станционного смотрителя, чья работа тяжела и дает средств только на пропитание. Заезжий гусар Минский увлекает за собой Дуню, и она покидает родительский дом без согласия отца. Самсон не может утешиться от горя, ведь дочь для него была всем смыслом жизни. Однажды Самсон Вырин решается поехать к Минскому, чтобы объясниться с ним и увидеть дочь. Но встреча оказалась неприятной. Дуня упала в обморок, и Минский выгоняет Вырина за ворота, всунув ему в карман деньги. Так и ушел ни с чем бедный отец. Читатель узнает, что спустя несколько лет Дуня приезжала к отцу, но уже на его могилу и долго плакала…

Эта житейская история вызывает у читателя жалость к несчастному старику смотрителю, который лишился своей дочери. Богатство Минского не позволяло Дуне общаться с отцом. Смотритель очень переживал, как живет его любимая дочь. И Дуня постоянно думала об отце. «Маленький человек» — Самсон Вырин — хоть и низкого социального сословия, но не лишен разумности и искренних чувств, он не верит в счастье дочери и пытается ее спасти.

Особым предметом в повести выделена обстановка комнаты, где жил Вырин. Стены ее были увешаны картинами, изображающие сцены возвращения блудного сына. Самсон ждал, что дочь одумается и вернется, но чуда не случилось.

Реальность картины подчеркивает доступный язык повести. Автор, он же рассказчик – тоже особенность произведения. Искреннее сочувствие автора сквозит между строк. Рассказчик жалеет Вырина и справляется о его судьбе: «Жив ли старый смотритель?»

Сюжет этой повести печален, но все же у нее счастливый финал – Дуня, несмотря на свое новое положение в обществе, помнит об отце и любит его. Она счастлива в семье, жаль, что отец этого так и узнал.

Повесть «Станционный смотритель» входит в пушкинский цикл рассказов «Повести Белкина», изданный в качестве сборника в 1831 году.

Работа над повестями велась в знаменитую «болдинскую осень» - время, когда Пушкин приехал в родовое имение Болдино побыстрее решить финансовые вопросы, а остался на целую осень из-за разразившейся в окрестностях эпидемии холеры. Писателю казалось, что не будет времени скучнее, но внезапно явилось вдохновение, и повести стали выходить из-под его пера одна за другой. Так, 9 сентября 1830 года завершилась повесть «Гробовщик», уже 14 сентября был готов «Станционный смотритель», а 20 сентября закончил «Барышню-крестьянку». Затем последовал небольшой творческий перерыв, и в новом году повести были изданы. Повести переиздали в 1834 году под подлинным авторством.

Анализ произведения

Жанр, тема, композиция

Исследователи отмечают, что «Станционный смотритель» написан в жанре сентиментализма, но в повести много моментов, демонстрирующих мастерство Пушкина-романтика и реалиста. Писатель сознательно выбрал сентиментальную манеру повествования (точнее, вложил сентиментальные нотки в голос своего героя-рассказчика, Ивана Белкина), в соответствии с содержанием повести.

Тематически «Станционный смотритель» очень многогранен, несмотря на небольшое содержание:

  • тема романтической любви (с побегом из отчего дома и следованием за любимым вопреки родительской воле),
  • тема поиска счастья,
  • тема отцов и детей,
  • тема «маленького человека» - величайшая тема для последователей Пушкина, русских реалистов.

Тематическая многоуровневость произведения позволяет назвать его миниатюрным романом. Повесть гораздо сложнее и выразительнее по смысловой нагрузке, чем типичное сентиментальное произведение. Здесь затронуто много проблем, помимо генеральной темы любви.

Композиционно повесть выстроена в соответствии с остальными повестями - вымышленный автор-рассказчик рассуждает о судьбе станционных смотрителей, людей забитых и состоящих на самых низких должностях, затем рассказывает историю, случившуюся около 10 лет назад, и её продолжение. То, как начинается

«Станционный смотритель» (рассуждение-зачин, в стиле сентиментального путешествия), свидетельствует о принадлежности произведения к сентиментальному жанру, однако позже в конце произведения присутствует суровость реализма.

Белкин сообщает, что станционные служащие - это люди нелегкой доли, с которыми обращаются невежливо, воспринимают как слуг, жалуются и грубят им. Один из смотрителей, Самсон Вырин, был симпатичен Белкину. Это был мирный и добрый человек, с печально сложившейся судьбой - родная дочь, устав жить на станции, убежала с гусаром Минским. Гусар, по мнению отца, мог сделать её только содержанкой, и теперь, спустя 3 года после побега, он не знает, что и думать, ибо страшна судьба у соблазненных молоденьких дурочек. Вырин ездил в Петербург, пытался найти дочь и вернуть её, но не смог - Минский выпроводил его. То, что дочь живет не с Минским, а отдельно, явно указывает на её статус содержанки.

Автор, лично знавший Дуню еще 14-летней девочкой, сопереживает отцу. Вскоре он узнает, что Вырин умер. Еще позднее, посетив станцию, на которой когда-то работал покойный Вырин, он узнает, что дочь приезжала домой с тремя детьми. Долго плакала на могиле отца и уехала, наградив местного мальчишку, указавшего ей дорогу к могиле старика.

Герои произведения

Основных героев повести двое: отец и дочь.

Самсон Вырин - старательный работник и отец, нежно любящий свою дочь, воспитывающий её в одиночку.

Самсон - типичный «маленький человек», не питающий иллюзий как насчет себя (прекрасно осознает свое место в этом мире), так и насчет дочери (таким, как она, не светит ни блистательная партия, ни внезапные улыбки судьбы). Жизненная позиция Самсона - смирение. Его жизнь и жизнь его дочери проходит и должна проходить на скромном уголке земли, станции, отрезанной от остального мира. Здесь не встречаются прекрасные принцы, а если и показываются таковые на горизонте - девушкам они сулят только грехопадение и опасность.

Когда Дуня исчезает, Самсон не может поверить этому. Хотя дела чести и важны для него, любовь к дочери - важнее, поэтому он едет искать её, забрать и вернуть. Ему рисуются страшные картины несчастий, ему кажется, что теперь его Дуня метет где-то улицы, и лучше умереть, чем влачить столь жалкое существование.

Дуня

В противовес своему отцу, Дуня - более решительное и стойкое существо. Внезапное чувство к гусару - это скорее обостренная попытка вырваться из глуши, в которой она прозябала. Дуня решается покинуть отца, пусть даже это шаг дается ей нелегко (поездку якобы в церковь оттягивает, уезжает, по словам свидетелей, заплаканной). Не вполне ясно, как сложилась жизнь Дуни, и в итоге она стала женой Минского или кого-то другого. Старик Вырин видел, что Минский снял для Дуни отдельное жилье, а это явно указывало на её статус содержанки, да и при встрече с отцом Дуня «значительно» и грустно смотрела на Минского, потом упала в обморок. Минский вытолкал Вырина, не дав ему общаться с Дуней - видимо, опасался, что Дуня вернется с отцом и видимо, она была к этому готова. Так или иначе, Дуня добилась счастья - она богата, у неё шестерка лошадей, прислуга и главное, трое «барчат», так что за ее оправдавшийся риск остается только порадоваться. Единственное, чего она никогда себе не простит - это смерть отца, который приблизил свою кончину сильной тоской по дочери. На могиле отца к женщине приходи запоздалое раскаяние.

Характеристика произведения

Повесть пронизана символикой. Само название «станционный смотритель» имело во времена Пушкина такой же оттенок иронии и легкого презрения, какой мы сегодня вкладываем в слова «кондуктор» или «вахтер». Это означает человека маленького, способного выглядеть в глазах окружающих прислугой, работать за копейки, не видя мира.

Таким образом, станционный смотритель - это символ «униженного и оскорбленного» лица, букашка для меркантильных и властных.

Символика повести проявилась в картине, украшающей стену дома - это «Возвращение блудного сына». Станционный смотритель жаждал только одного - воплощения сценария библейской истории, как на этой картине: Дуня могла вернуться к нему в каком угодно статусе и каком угодно виде. Отец простил бы её, смирился бы, как смирялся всю свою жизнь под обстоятельствами судьбы, беспощадной к «маленьким людям».

«Станционный смотритель» предопределил развитие отечественного реализма в направлении произведений, защищающих честь «униженных и оскорбленных». Образ отца-Вырина - глубоко реалистичен, поразительно емок. Это маленький человек с огромным диапазоном чувств и с полным правом на уважение его чести и достоинства.

Произведение «Станционный смотритель» входит в цикл А. С. Пушкина «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Благодаря авторской датировке известна точная дата окончания работы над второй повестью — 14 сентября 1830 г.

Смысл названия

Станционный смотритель — главный герой повести, состоящий в чине коллежского регистратора — самого низшего класса (14-го) в Табели о рангах.

Главная тема произведения — несчастная судьба бедного чиновника

Повесть начинается с пространного авторского отступления, в котором он размышляет об истинном положении многочисленных российских станционных смотрителей. В эпиграфе приводится высказывание князя Вяземского: «Коллежский регистратор», почтовой станции диктатор». Пушкин справедливо опровергает это насмешливое утверждение.

Автор судит на основании своего многолетнего опыта путешествий по бескрайним российским просторам. Он знает, что власть станционного смотрителя очень эфемерна. Каждый проезжающий считает его своим врагом и виновником задержки. За неимением других людей путешественники вымещают на «мученике четырнадцатого класса» всю накопленную за долгий путь злость. Несмотря на свой низкий, но все же официальный чиновничий статус, смотритель даже может подвергнуться побоям влиятельного лица.

Автор заключает, что в отношении станционных смотрителей сложилось совершенно неверное представление. По большей части это «люди мирные, от природы услужливые… скромные в притязаниях… и не слишком сребролюбивые». Общаясь по долгу службы с самыми разными путешественниками, станционные смотрители на месте накапливают огромный жизненный опыт и становятся очень интересными собеседниками.

Ярким примером незавидной участи станционных смотрителей является печальная история одного из таких знакомых автора — Самсона Вырина. Во время первой встречи он произвел на рассказчика очень приятное впечатление: «человек лет пятидесяти, свежий и бодрый» .

Автор явно лукавит. Гораздо больше хозяина ему понравилась верная помощница Самсона — молодая дочка Дуня. Девочка напоминает смотрителю об умершей жене не только внешним видом, но и работоспособностью. Автор с трудом расстается с гостеприимной семьей, оставив о ней самые лучшие воспоминания.

Побывать на этой станции в следующий раз автору удалось лишь спустя несколько лет. Он предчувствует, что эти годы не могли пройти для счастливого отца с дочерью бесследно, но действительность оказалась намного суровей, чем его предположения.

Некогда крепкий и энергичный Самсон превратился в дряхлого старика, хмурого и неразговорчивого. Смотритель жил теперь в одиночестве. Только после предложенного стакана он поведал автору свою печальную историю.

Дуня подрастала и становилась незаменимой помощницей в доме Вырина. Ее расцветающая красота и умелое обхождение успокаивали самых грозных проезжающих, моментально сменявших гнев на милость при виде дочки смотрителя.

Самсон был счастлив и просмотрел надвигающуюся опасность. Один из очередных путешественников (ротмистр Минский) обратил на Дуню особое внимание. Прикинувшись больным, он провел на станции три дня и за это время сумел льстивыми речами покорить простодушную красавицу. Уезжая, Минский уговорил Дуню на прощание прокатиться с ним до церкви. Домой девушка уже не вернулась.

Отчаяние бедного станционного смотрителя было невыносимым. Он серьезно заболел и после выздоровления решил любой ценой вернуть дочку. Самсону удалось отыскать Минского в Петербурге. Однако при первой встрече ротмистр попытался цинично откупиться деньгами, во время второй — грубо выгнал убитого горем отца из дома со словами: «…что ты за мною всюду крадешься, как разбойник? …Пошел вон!» . Самсон покорился судьбе и вернулся домой. Уже на протяжении трех лет он ничего не знает о дочери и боится, что Минский, вволю наигравшись, бросил и обрек Дуню на нищету.

Проблематика

Пушкин поднимает проблему «маленького человека». Самсон Вырин абсолютно беззащитен. Он постоянно подвергается угрозам и оскорблениям каждого вышестоящего чиновника, т. е. любого проезжающего.

Единственной отрадой в жизни для Самсона является любимая дочка, но оказывается, что и этой радости его могут безнаказанно лишить. По сути, Минский просто украл у отца наивную девушку. Он не боится последствий, потому что знатность и богатство повернут закон в его сторону. Самсон даже не пытается жаловаться: все его хлопоты будут напрасны.

Финал повести относительно благоприятен. Дуня разбила сердца отца и будет раскаиваться в этом всю оставшуюся жизнь. Но при этом она все-таки стала законной женой Минского. В реальности рано или поздно ротмистр бросил бы провинциальную девушку, и ее постигла участь городской падшей женщины.

Композиция

Небольшая повесть состоит из четырех частей: авторского вступления и описания его трех посещений станции ***. В ходе этих посещений вырисовывается полная картина несчастной судьбы Самсона Вырина и его дочери.

Чему учит автор

Пушкин обращает внимание читателя на обделенных судьбой людей. Самсон — не просто беззащитный мелкий чиновник. Прежде всего, это живой человек, который испытывает свои радости и страдания. Бездушное отношение Минского становится главной причиной преждевременной смерти станционного смотрителя.

Цикл: Повести покойного Ивана Петровича Белкина

Год издания книги: 1831

Повесть Пушкина «Станционный смотритель» согласно датировки писателя является вторым произведением в цикле «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Четыре из пяти повестей данного цикла входят в учебную программу многих учебных заведений. И повесть «Станционный смотритель» входит в их число. По мотивам повести снято пять фильмов, причем не только в России, но и в Германии и Австрии, а в Ленинградской области даже создан музей по мотивам данной книги.

Далее в повести Пушкина «Станционный смотритель» кратком содержании вы узнаете о том, как Самсон выпрашивает отпуск и отправляется в Петербург. Именно туда согласно подорожной направлялся ротмистр Минский. В городе он находит Минского и заявляется к нему. Тот с трудом узнает его, а узнав дает ему ассигнаций, которые Вырин выкидывает, говорит, что сделает Дуню счастливой и выпроваживает за дверь.

Как и в дальнейшие события разворачиваются возле Литейного моста. Долей случая маленький человек станционный смотритель видит, как Минский подъезжает к трехэтажному дому и заходит. Спросив у кучера Самсон узнает, что здесь живет Дуня. Он поднимается и входит в открытую дверь. Дуня прекрасно одета, но увидев отца падает в обморок. Минский выталкивает Вырина вон и тот возвращается к себе на станцию. С тех пор он нечего не знает о Дуне.

Через несколько лет рассказчик повести «Станционный смотритель» вновь побывал в этих местах. Станции уже не было, а в доме жил сын пивовара. Он рассказал, что станционный смотритель Вырин уже год как помер. Он проводит его к могиле Самсона и рассказывает историю, что летом приезжала барыня с тремя барчатами и долго лежала на могиле маленького человека станционного смотрителя. А барыня была добрая и дала ему пятак серебра.

Повесть Пушкина «Станционный смотритель» читать настолько популярно, что она входит в

Похожие статьи

© 2024 liveps.ru. Домашние задания и готовые задачи по химии и биологии.