Недоученные? До трети поступивших не могут учиться в ВУЗах. Если вы оказались не там Очень тяжело учиться в университете что делать
В этой статье я буду с удовольствием вспоминать свои студенческие деньки и делиться опытом пяти долгих лет. Всем студентам посвящается!
Любопытная складывается ситуация – студентов в стране миллионы, большинство из года в год испытывает одни и те же проблемы и затруднения, а информации, как с ними справляться в Сети практически нет. Десяток найденных через Гугл страничек просвещает студентов, как правильно готовиться к экзаменам и убалтывать преподавателя – и все! Как будто студенческая жизнь ограничена экзаменами… Скорее, наоборот – экзамены занимают очень незначительное место в жизни студента: “от сессии до сессии живут студенты весело”.
(Хотя: мне также удалось найти переводную статью другого рода, напичканную благоглупостями про и )
Поэтому написать статью про то, как добиваться успеха в вузе и вообще как сделать, чтобы пять (у кого-то шесть) лет учебы не пошли коту под хвост, просто необходимо.
Приступим-с.
Совет номер ноль . Начинаю с нуля, потому что совет адресован выпускникам школ и абитуриентам. Обычно в конце 11-го класса у школьников начинается натуральная горячка: сдать выпускные экзамены (ну, ЕГЭ), протиснуться в универ… Девизом этих дней служит “лишь бы поступить, все равно куда”.Это крайне вредный и неправильный подход. В 17 лет мало кто задумывается над важностью выбора места учебы – а зря, ведь это неслабо влияет на всю оставшуюся жизнь. Поэтому я предлагаю абитуриентам (буде таковые читают статью) ответить на несколько вопросов:
1. Почему я иду поступать в этот вуз? .Чего я жду от учебы?
2. Чем я буду заниматься после вуза? Как знания или знакомства, которые я получил в этом вузе, помогут мне в моих занятиях?
3. Куда бы я стал поступать, если бы точно знал, что поступлю?
4. Куда все же стоит поступать, учитывая мои ответы на предыдущие три вопроса?
Совет номер один . Итак, вы поступили в вуз, отучились там первую неделю, уже не путаете имена-отчества преподов и осведомлены, где можно перехватить кусок между парами. Прекрасно! А теперь пора остановиться и подумать. Для простоты снова предлагаю вопросы:
1. Что изменилось в моем отношении к этому вузу? Что нового (и важного) я про него узнал?
2. Что этот вуз может дать мне в плане знаний? Как и где устраиваются его выпускники?
3. Что помимо знаний может дать мне этот вуз? Знакомства и связи? Опыт общественной деятельности? Старт научной карьеры?
Важно, чтобы вы как можно раньше ответили на эти вопросы и максимально честно определили главное: как учеба здесь соотносится с вашими . Очень часто студент приходит к пониманию, что он слегка промахнулся, выбирая вуз или факультет. Очень часто понимает, что учеба бесперспективна. Не стоит прятаться от таких мыслей. Всегда нужно полностью отдавать себе отчет в ситуации.
Совет номер два . Ваши дальнейшие действия зависят от ответа на вопросы в предыдущем пункте. Вот несколько наиболее вероятных путей:
Ситуация А: вы понимаете, что учеба в данном вузе действительно может дать вам достаточно практических и теоретических знаний, на старших курсах студенты проходят стажировки и практики в хороших организациях и учиться здесь определенно имеет смысл. Что ж, тогда все просто. Выберите предметы, которые потребуются вам для работы после окончания вуза и разбирайтесь в них как следует. На остальные уделяйте ровно столько внимания, сколько надо, чтобы не было лишних “хвостов”.
Ситуация Б:все с точностью наоборот.
— если потрачено немого времени (вы обнаружили, что вуз вам не подходит на 1 курсе) – поступайте в другой. Лучше потерять год, чем 5.
— если времени ушло порядком, то, возможно, менять место учебы будет не слишком разумно.
Совет номер три . Что же делать, если вуз вам не подходит, а менять его поздно?
Я в свое время (к сожалению, это было уже на 4 курсе…) набросал для себя такую программу действий:
1. Минимизировать потери времени в универе.
2. Выжать из родного вуза все, что только можно, раз уж не получается получить хороших знаний.
3. Забыть о том, что я студент и найти себе другое, более полезное дело, которому и буду посвящать максимум времени и сил.
4. Учебу в универе воспринимать как тренинг сообразительности (сдавать экзамены без подготовки), (уговаривать особо злых преподов отпустить с пары) и (сидеть на обязательных парах).
Все это в принципе, получилось у меня неплохо. Вот несколько примеров.
Минимизация потерь времени:
- в начале семестра я делал рейтинг преподавателей – у кого сколько можно прогуливать без последствий — и прогуливал соответственно;
- чуть-чуть простудившись, я бежал в поликлинику, делал уставшие глаза и жаловался на слабость – и в итоге получал заветную справочку, разрешавшую мне недельку-другую заниматься своими делами;
- в отличие от лекций, семинары я посещал аккуратно и не затыкаясь на них разговаривал – что при некотором навыке довольно просто. У преподавателей в голове щелкал рычажок “активный студент” и нажать на кнопку “поставьте автомат” становилось проще простого;
- на пятом курсе (поздно, поздно…) я слегка занялся, как это сейчас называется, общественной деятельностью – появилась еще одна отличная отмазка на все случаи жизни.
Выжимание из вуза всего, что можно:
- повышенная стипендия – само собой (помогали автоматы и красивая зачетка);
- путевка на юг;
- знакомства и связи.
За последние два курса я также поработал в местах 6-7, отхватил с десяток грамот и дипломов в разных конкурсах вне вуза, успел начать (и провалить, что закономерно) свой как бы бизнес-проект, а также “прокачать” , умение общаться и выступать публично, управлять временем. Единственное, о чем жалею – слишком поздно начал прогуливать и слишком долго был примерным студентом. Вот начать бы курсе на втором! Эх!
В общем, главный совет для студентов, который хотелось бы дать, не блещет оригинальностью, но будет, пожалуй, единственно правильным:
Этот совет: относитесь к учебе осознанно. Всегда ясно понимайте свои долгосрочные цели и следуйте им, даже если это мешает учебе. Свои цели – важнее!
Также могут быть полезны следующие статьи:
p.s. Не заметил, как накатал огромный пост. Тема эффективной, правильной учебы в универе, разумеется, им не исчерпана, так что, возможно, я еще к ней вернусь. Оставайтесь на связи!
Интересно? Полезно? , чтобы быть в курсе! Источник — , при копировании материалов активная индексируемая ссылка обязательна!
Уже не первый год выпуск-ников школ пытаются отвадить массово идти учиться на юристов-экономистов, систематически уменьшая число бюджетных мест на эти специальности. Стране, мол, нужны врачи, учителя и инженеры, а не менеджеры. Это подтвердил новый мониторинг трудоустрой-ства выпускников, проведённый Минобрнауки: почти 40% юристов и около 20% экономистов не находят работу в первый год после окончания вуза. Такого нет ни в одной другой специальности. И «поколение некст» быстро переориентировалось.
Выпускники школ понесли аттестаты и деньги в технические и педагогические вузы. А те, в свою очередь, начали повышать планку. Чтобы поступить в один из ведущих педуниверситетов страны, нужно набрать не менее 240 баллов ЕГЭ в сумме по трём предметам (по итогам 2015 г.). Напомним, что вузы имеют право сами устанавливать минимальные проходные баллы и перечень вступительных испытаний (указывают на сайте). Всего 3-4 предмета (обязательно ЕГЭ по русскому языку, профильному предмету и один-два на выбор вуза либо творческий конкурс (в спорте, музыке, дизайне и т. д.). Меньше возможно только для жителей Крыма на выделенные для них вузом места. «В этом году у нас повысился проходной минимум ЕГЭ по обществознанию - с 42 до 45 баллов, - рассказывает Ольга Князева, ответственный секретарь приёмной комиссии Московского педагогического госуниверситета. - Как всегда, самый большой конкурс на факультете иностранных языков. Резко возросла популярность профессии логопеда, воспитателя, учителя начальной школы, педагога-дефектолога - для них вакансии есть в школах и детсадах, а можно устроиться гувернёром в богатую семью. Вырос спрос на учителей физкультуры».
В инженерных вузах абитуриенты штурмуют модные информационные и нанотехнологии. «В прошлом году самые высокие проходные баллы были на прикладную информатику и математику, электронику и наноэлектронику, на место претендовали до 20 человек, думаю, тенденция сохранится, - делится Алевтина Черникова, ректор НИТУ «МИСиС» . - В этом году минимальный проходной балл вырос с 200 до 210». Однако реальные шансы поступить в хороший технический университет есть у набравших в среднем около 240 баллов ЕГЭ по трём предметам. Чтобы учиться в столичном медвузе, нужно иметь минимум 260 (говоря устаревшим языком, «пятёрки» по всем предметам) - таков был в прошлом году минимальный балл зачисленного во Второй мед - РНИМУ им. Пирогова.
«Несмотря на заявления, что юристов и экономистов выпускается слишком много, конкурс на эти направления всё равно будет высоким. Причём на самых престижных специальностях практически все места могут вновь, как и в прошлые годы, занять льготники и призёры олимпиад. Это юриспруденция, зарубежное регионоведение, международные отношения, - предупреждает Максим Назаров, проректор РАНХиГС . - Кроме того, большой спрос на сложные программы с углублённым изучением языков, математики, экономики и т. д.»
Умников университеты завлекают большими стипендиями. «Для ребят, которые сдали ЕГЭ на высокие баллы, у нас запланированы дополнительные стипендии - до 30 000 рублей в месяц, ведь качественный абитуриент в перспективе повышает признание университета во всём мире», - говорит Владимир Филиппов, ректор РУДН . В «МИСиС» первокурсники с баллом ЕГЭ от 230 и выше будут получать 20 тыс. ежемесячно вдобавок к обычной академической стипендии.
В поисках мозгов
Некоторые вузы поступают хитрее - набирают заведомо больше студентов, чем бюджетных мест, с расчётом на то, что менее умные отсеются в процессе учёбы. Процент отчисленных после 1-го курса может достигать 30%. Потому что баллы ЕГЭ и даже победы в олимпиадах оказываются вовсе не показателем способности выпускника школы учиться в вузе.
«У детей неверные ориентиры: ребёнок учится, чтобы поступить, а не получить образование, - считает Александр Шевкин, учитель математики . - Преподаватель МГУ мне недавно рассказывала историю. Подходят к ней как-то два студента-первокурсника буквально со слезами на глазах и жалуются, что сдали ЕГЭ на 100 баллов, а объяснения профессора не понимают. Школа настроена на то, чтобы натаскивать учеников на ЕГЭ. Дети вместе с родителями опасаются, что не сдадут и не поступят, учителя опасаются, что из-за низких баллов ЕГЭ им уменьшат зарплату. И вместо того чтобы учить как следует математике, самостоятельно думать, учат решать типовые задачи. В результате студент профессора не понимает. И почти весь 1-й курс уходит на доучивание и переучивание того, что было плохо сделано в школе.
Неслучайно ведущие вузы проводят свои дополнительные экзамены. Они хотят отобрать ребят по способности обучения на их профессии. ЕГЭ не отбирает никуда. А потому дети подают документы сразу на несколько профессий - и на стоматолога, и на ветеринара, без разницы, куда возьмут. Это ужасно! Каким же он будет стоматологом, если он был согласен быть и ветеринаром? И каким он будет ветеринаром, если он всю жизнь мечтал быть стоматологом, а приходится тянуть лямку ветеринара?
Наши реформаторы образования берут худшее, что есть на Западе. Там не могут фундаментально обучать детей так, как всегда умели учителя советской школы, и учат узким навыкам, по-модному - компетенциям. Вот и у нас теперь с помощью ЕГЭ довели образование до того, что дети учат только то, что нужно сдавать на госэкзаменах. Надо образование переориентировать на российские интересы, а не на интересы наших «доброжелателей» из-за океана».
Имя : Анастасия
Мне никогда еще не было так плохо. Друзья от меня отвернулись, родители не поддерживают, а только хуже делают. Я одна, в чужом городе, у меня нет здесь друзей, никого. Мне не нравится специальность, которую я выбрала, про свой поток и группу вообще молчу.
Я не собиралась поступать в лучший вуз страны (Киев, КНУ им.Шевченко) меня взяли на бюджет, да я и не думала особо, все об этом только и мечтают, у нас на Украине. Еще и факультет престижный. Но я просто не могу тут учиться. Вот уже третий месяц я каждый день плачу. Мне так паршиво не было никогда. Я одна, в чужом мире, которы ненавижу просто.
Я не знаю что мне делать. Родители кричат на меня. Мол, какая ты дура, учись и все. А я не могу туда ходить! Для меня там ад!
И так плохо, а еще пол года назад все было так хорошо, я умру в этом аду.
Что мне делать?((
Переводиться? Возможно ли это? Я уже на все готова! Хоть в Мак идти на роботу.
«Как ушёл? Почему?!» - эту фразу я слышу каждый раз, когда пытаюсь ответить на вопрос о том, почему я сейчас не в университете. «У тебя, наверное, что-то плохое произошло, из-за чего тебе пришлось уйти, да?» Конечно, ведь просто так никто из университета не уходит, верно? Или нет?
Понимая, что, кроме такой реакции, мой уход больше ничего не вызовет, я стараюсь не отвечать на этот вопрос или уходить от дискуссий, ведь каждый считает своим долгом сказать мне, что я поступил неверно. Со временем я понял, что нет смысла стыдиться своего решения, особенно если я считаю, что поступил на 100% правильно.
Поэтому я хочу рассказать вам, почему университет в его теперешнем состоянии - это не то, что нужно мне, вам и вашим детям.
Мы хотим быть как остальные
Вспомните, что происходит в школах с детьми, которые носят очки или стараются хорошо учиться. В лучшем случае их не примут в компанию «крутых», в худшем - главной целью этой компании станет сделать их жизнь невыносимой. Но, конечно, как там любят говорить? «Они же дети, они не понимают». Ну да, не понимают.
Итак, с самого детства мы хотим быть такими же, как остальные. А что делают «все остальные» после школы? Стараются попасть в университет. Желательно на бюджет. Если это удаётся, цель-максимум выполнена. Если нет, то родителям придётся потратить тысячи долларов на ваше обучение или же выбрать учебное заведение попроще - техникум или модный колледж, который, по сути, является тем же техникумом.
Начинается то время, о котором говорят как о самом лучшем времени в жизни человека, подразумевая под этим, конечно же, не учёбу. А скорее то, что вы будете пить (много), общаться с противоположным полом и иногда ходить на занятия, стараясь высидеть хотя бы половину. Перечитав этот абзац, я понял, что звучит он не так уж плохо.
И большинству этого достаточно. Они забывают о том, сколько времени уходит в пустоту, сколько денег тратится на учёбу, которая не приносит никакой пользы. Я, к примеру, учился не в самом дорогом вузе Украины, и за это время только на учёбу было потрачено 7 000 долларов. Думаю, это самая большая инвестиция моих родителей в меня. Оправдалась ли она? Увы.
Учёба в университете - это не единственный путь
Сколько курсов я мог бы посетить на эти деньги? Курсов настоящих профессионалов, которые посвятили своему делу десятки лет, которые обожают то, что они делают, и готовы делиться полезными знаниями. Сколько книг можно было купить? Буду заканчивать с банальными вопросами, вы и так знаете ответ.
Учёба в университете больше не гарантирует профессионального успеха в будущем.
Одна из причин этого заключается в мотивации. Когда мы делаем то, что нам нравится, мы руководствуемся . То есть нам нравится сам процесс. Деньги, поощрение или похвала отходят на второй план. Ведь, согласитесь, гораздо приятнее заниматься делом и получать удовольствие не только от вознаграждения, но и от самого процесса.
К сожалению, университет идёт совсем другим путём. Учёба подразумевает скуку, монотонность и отсутствие интереса, и всё это ради эфемерной цифры в бумажном журнале. А если эти эфемерные цифры будут хорошими, то через пять лет вы сможете получить эфемерную красную пластиковую бумажку. Для этого стоит жить.
Это сродни тому, когда долго пьёшь колу и забываешь, что жажду можно утолять водой. Или когда долго ездишь на машине и забываешь, что дойти от работы до кафе можно и пешком. Так же и с университетом.
Мы забываем, что сам процесс обучения, а потом и работы может быть приятен.
У меня есть друг, который тоже ушёл из университета. Четыре года обучения в вузе дали возможность понять, что ему хочется чего-то другого. В его случае это дизайн. Всего полгода интенсивного самообучения, несколько неудачных попыток устроиться на работу, и он всё-таки работает веб-дизайнером. Это ещё не компания его мечты, но однозначно одна из ступеней на дороге к ней. Такой пример очень вдохновляет.
Не означает того, что вы должны закрыться в комнате и не контактировать с другими людьми. Семинары, конференции, люди с похожими интересами - у вас есть огромное количество способов общаться с интересными людьми, а главное - учиться. Когда обучаешься не для награды в будущем, а просто потому что это нравится, сам процесс безумно вставляет.
Я наконец смог сформулировать то, что мне больше всего не нравится в университете:
В учёбе в университете нет страсти.
Более того, если ты приходишь туда со своей страстью, у тебя её наверняка отобьют. Университеты в их текущем состоянии убивают желание учиться. Это касается даже медицины, которую так любят приводить в пример защитники стандартного образования. В моём городе медицинский университет уже давно заслужил репутацию самого взяточнического учебного заведения. Вспомните об этом, когда придёте на приём к молодому специалисту.
Разве не будет более логичным самому выбирать интересные предметы? Но нет, финансисту нужно учить философию, медику - историю экономической мысли, а архитектору - химию. Расширяем кругозор - так это называется? Я не хочу расширять свой кругозор бесполезными знаниями, умноженными на субъективизм преподавателя.
Учась самостоятельно, вы можете сами выбирать свой путь.
Хотите выучить английский язык? Можете составить программу, которая будет включать в себя просмотр фильмов в оригинале с субтитрами, чтение английских книг, изучение новых слов из статей в интернете и использование Duolingo. Это гораздо лучше, чем каждый день сидеть с учебником Голицинского, от которого со временем начинают появляться приступы тошноты.
С появлением таких сервисов, как , становится понятно, что в текущей системе образования нужно что-то менять. Самообразование даёт возможность почувствовать, что ваши знания полезны и пригодятся в реальной жизни. Вы не всегда будете идти вперёд, иногда придётся что-то кардинально менять, но это всё равно в тысячу раз лучше.
Получение университетской корочки - это уже давно не безопасный и далеко не самый интересный жизненный путь. Не пытайтесь быть похожим на других, будьте особенным и забудьте о том, что университет - это единственный путь. Есть и другие.
Сегодня мы поговорим о том, что делать, если вы занимаетесь не тем, что вам нравится и ситуация кажется безвыходной.
Мне пришло письмо с таким вопросом:
Представим конкретную ситуацию, все взято из жизни - человек учится в институте и ему это не нравится. Не нравится сам процесс сложной учебы, не нравится, как обращаются унизительно преподаватели и т.д. Не нравится. Но он хочет стать, допустим, предпринимателем. Чтобы попасть на эту волну - придется бросить институт, чтобы полностью в волне быть, заняться любимым делом. Но. Получается, что человек остается без образования и в случае провала в своем любимом деле (банкрот)… что ему остается? Тогда как, допустим, этому человеку поступить? Продолжать учиться ради страховки или же с риском на всю оставшуюся жизнь попробовать то, что он хочет?
Дело в том, что я долго работал преподавателем и подобные вопросы слышал часто, правда, в таком безвыходным варианте еще не слышал. Вопрос сформулирован так, что куда ни кинь, всюду клин. Тупик.
Что делать в тупике
Как только вы оказались в трудной ситуации, правильная формулировка проблемы имеет решающее значение. Это важно! Не думайте, что проблему можно излагать как угодно. Совсем нет.
Правильно поставленный вопрос – это половина ответа.
В этом письме сам вопрос поставлен так, что выхода нет. Как это получается? А вот смотрите, во всех альтернативах выбран худший вариант.
- Учиться жутким наукам.
- Унижаться перед преподавателями.
- Бросить институт и остаться без образования.
- Открыть фирму и обанкротиться.
- Рискнуть и мучиться всю оставшуюся жизнь.
В такой формулировке задача действительно не решаема. Осталось дописать еще одну альтернативу «Повеситься», написать все варианты на бумажках, положить их в шапку и тянуть с закрытыми глазами.
Впрочем, есть более разумный вариант. Переформулировать проблему.
Как формулировать проблемы
Как только вы оказались не там, где вам хочется, то не надо составлять список всех ужасов, которые могут с вами приключиться. Если же список уже готов – сожгите его.
Формулировать проблемы нужно не перечислением того, чего вы боитесь , а перечислением того, что вы хотите . А затем составьте план, как этого достичь.
Произойти в любой момент может очень много разных ужасов. А может и не произойти. Зачем заранее себя пугать?
В частности, какой смысл говорить о «всей оставшейся жизни»? Мало ли что там будет, в этой жизни. Надо говорить о том, что есть сейчас.
Сейчас есть некоторая неприятная ситуация, из которой нужно найти выход, вот и надо его искать.
Этот принцип подходит к любым житейским проблемам. Посмотрим, что можно сделать в предложенной ситуации.
Выход из тупика
Предположим, что вы оказались на месте студента из этого письма. Первое, с чего вам надо начать, определиться с любимым предметом.
Есть ли любимый предмет, ради которого вы пришли в институт? Если есть, то идем по плану A, если нет, то по плану B.
План A . Переходим к практике
К сожалению, ВУЗ дает слишком много лишних знаний, поэтому нужно выбрать свой предмет и своего преподавателя. После чего подойти на кафедру и попросить дать какую-то реальную задачу.
Суть в том, что Вы сразу начинаете заниматься делом, а не распыляться на все предметы подряд. По остальным предметам вы можете получать и тройки, но вот по вашему любимому предмету вы становитесь лучшим. Реально лучшим.
После чего, продолжая оставаться студентом , вы начинаете искать работу по специальности. Студенту это сделать намного легче, чем кому-либо еще. Идете на любую фирму, заходите сразу к директору и говорите:
Я студент, мне нужно сделать диплом (реферат, контрольную и т.п.), можно я у вас поработаю БЕСПЛАТНО ?
После этого волшебного слова вас возьмут куда угодно. Вы же начинаете работать и приглядываться к будущей работе. Причем, ручаюсь, если вы действительно лучший, то очень скоро вам предложат работать уже за деньги. Я знаю много таких случаев.
Если есть стремление к бизнесу, то студенту нужно его создавать, не покидая ВУЗ . Множество моих студентов открывали фирму, еще находясь в ВУЗе. Опять-таки студенту создавать бизнес намного проще, нужно просто подойти к преподавателю, у которого есть свой бизнес, и попроситься работать к нему на условиях частичной занятости .
Преподаватели в курсе студенческих проблем, поэтому соглашаются на то, что студент будет работать в свободное от учебы время. Я сам часто беру студентов на свою фирму, учу их, а потом они уходят и открывают свой бизнес. От этого выигрываю и я, и студенты.
Вы сразу же резко повышаете свой уровень знаний, потому что абстракция вещь хорошая, но только знания, подкрепленные практикой, дают реальную силу.
Преимущество этого подхода еще и в том, что вы одновременно и получаете знания, и учитесь, как зарабатывать на этих знаниях . Это два различных умения. И вот второму умению, к сожалению, в ВУЗе не учат.
План B. Меняем маршрут
Если любимого предмета нет, то продолжать учиться не стоит. Ведь после учебы по нелюбимой специальности необходимо будет и работать по этой специальности. А это уже надолго…
Но заниматься тем, что вам не нравится – это самое бессмысленное, что может делать человек. Ведь все, что человек делает без желания, он делает очень плохо . А за плохую работу никто хороших денег платить не будет.
Но ведь как раз, будучи студентом можно научиться чему угодно. Поэтому нужно поменять вектор обучения. Вариантом много:
- Перевестись на другую специальность
- Перевестись в другой ВУЗ
- Поехать на обучение в Европу, для студентов это бесплатно (сейчас Евросоюз тратит большие деньги на обучение студентов из России)
У меня были студенты, которые выбирали все эти варианты и у них все получалось. Как видим ситуация, описанная в письме достаточно типична и совсем не тупиковая.