Модель внимания бродбента и ее экспериментальная проверка. Дональд Трамп-младший, Эрик Трамп

(1993-04-10 ) (66 лет)

Экспериментальное подтверждение модели ранней селекции

Проводившийся Франколини (Francolini) и Эгетом (Egeth) в 1980 году эксперимент, представлявший собой разновидность теста на эффект Струпа (Stroop effect), подтвердил модель ранней селекции . Участникам теста были даны символы двух разных цветов, концентрировать внимание они должны были на символах одного цвета, а символы другого цвета - игнорировать. При этом на первом этапе символы другого цвета не имели никакой корреляции с символами, на которые обращалось внимание, во втором случае символы другого цвета коррелировали, накладывались своим смыслом на символы другого цвета, но содержали неверную информацию, например, содержали цифру, близкую, но не соответствующую количеству символов первого цвета (например, пять красных букв и синяя цифра 6). Таким образом, символы другого цвета (синяя цифра 6), вероятно, должны были формировать у испытуемых склонность ответить неверно на вопрос о числе символов контролируемого цвета, назвав ту цифру, которая была среди символов игнорируемого цвет (синяя цифра 6). Как показали тесты, ошибок, связанных с наложением символов другого цвета, не было. Это говорит о том, что испытуемые не обладали знанием о ряде игнорируемого цвета. Результаты этого эксперимента противоречат модели поздней селекции.

Критика и развитие идей Бродбента

Дальнейшие исследования показали, что символы, на которые не производится концентрация внимания, не игнорируются в ходе теста полностью, они создают негативное фиксирование установки для символов ряда контрольного цвета.

Невилл Морей (Neville Moray) предположил, что некоторые стимулы настолько сильны, что способны преодолевать механизмы селективного фильтра, достигая уровня перцептивной обработки. Так, в опытах с дихотическим прослушиванием часть информации (например, имя человека), поступавшей на ухо, не связанное с перцептивной обработкой, всё же распознавалась человеком .

Напишите отзыв о статье "Бродбент, Дональд"

Примечания

Ссылки

  • Dianne Berry (англ.) // The Independent . - 16 апреля 1993.

Отрывок, характеризующий Бродбент, Дональд

Кроме грабителей, народ самый разнообразный, влекомый – кто любопытством, кто долгом службы, кто расчетом, – домовладельцы, духовенство, высшие и низшие чиновники, торговцы, ремесленники, мужики – с разных сторон, как кровь к сердцу, – приливали к Москве.
Через неделю уже мужики, приезжавшие с пустыми подводами, для того чтоб увозить вещи, были останавливаемы начальством и принуждаемы к тому, чтобы вывозить мертвые тела из города. Другие мужики, прослышав про неудачу товарищей, приезжали в город с хлебом, овсом, сеном, сбивая цену друг другу до цены ниже прежней. Артели плотников, надеясь на дорогие заработки, каждый день входили в Москву, и со всех сторон рубились новые, чинились погорелые дома. Купцы в балаганах открывали торговлю. Харчевни, постоялые дворы устраивались в обгорелых домах. Духовенство возобновило службу во многих не погоревших церквах. Жертвователи приносили разграбленные церковные вещи. Чиновники прилаживали свои столы с сукном и шкафы с бумагами в маленьких комнатах. Высшее начальство и полиция распоряжались раздачею оставшегося после французов добра. Хозяева тех домов, в которых было много оставлено свезенных из других домов вещей, жаловались на несправедливость своза всех вещей в Грановитую палату; другие настаивали на том, что французы из разных домов свезли вещи в одно место, и оттого несправедливо отдавать хозяину дома те вещи, которые у него найдены. Бранили полицию; подкупали ее; писали вдесятеро сметы на погоревшие казенные вещи; требовали вспомоществований. Граф Растопчин писал свои прокламации.

В конце января Пьер приехал в Москву и поселился в уцелевшем флигеле. Он съездил к графу Растопчину, к некоторым знакомым, вернувшимся в Москву, и собирался на третий день ехать в Петербург. Все торжествовали победу; все кипело жизнью в разоренной и оживающей столице. Пьеру все были рады; все желали видеть его, и все расспрашивали его про то, что он видел. Пьер чувствовал себя особенно дружелюбно расположенным ко всем людям, которых он встречал; но невольно теперь он держал себя со всеми людьми настороже, так, чтобы не связать себя чем нибудь. Он на все вопросы, которые ему делали, – важные или самые ничтожные, – отвечал одинаково неопределенно; спрашивали ли у него: где он будет жить? будет ли он строиться? когда он едет в Петербург и возьмется ли свезти ящичек? – он отвечал: да, может быть, я думаю, и т. д.
О Ростовых он слышал, что они в Костроме, и мысль о Наташе редко приходила ему. Ежели она и приходила, то только как приятное воспоминание давно прошедшего. Он чувствовал себя не только свободным от житейских условий, но и от этого чувства, которое он, как ему казалось, умышленно напустил на себя.
На третий день своего приезда в Москву он узнал от Друбецких, что княжна Марья в Москве. Смерть, страдания, последние дни князя Андрея часто занимали Пьера и теперь с новой живостью пришли ему в голову. Узнав за обедом, что княжна Марья в Москве и живет в своем не сгоревшем доме на Вздвиженке, он в тот же вечер поехал к ней.
Дорогой к княжне Марье Пьер не переставая думал о князе Андрее, о своей дружбе с ним, о различных с ним встречах и в особенности о последней в Бородине.
«Неужели он умер в том злобном настроении, в котором он был тогда? Неужели не открылось ему перед смертью объяснение жизни?» – думал Пьер. Он вспомнил о Каратаеве, о его смерти и невольно стал сравнивать этих двух людей, столь различных и вместе с тем столь похожих по любви, которую он имел к обоим, и потому, что оба жили и оба умерли.
В самом серьезном расположении духа Пьер подъехал к дому старого князя. Дом этот уцелел. В нем видны были следы разрушения, но характер дома был тот же. Встретивший Пьера старый официант с строгим лицом, как будто желая дать почувствовать гостю, что отсутствие князя не нарушает порядка дома, сказал, что княжна изволили пройти в свои комнаты и принимают по воскресеньям.
– Доложи; может быть, примут, – сказал Пьер.
– Слушаю с, – отвечал официант, – пожалуйте в портретную.
Через несколько минут к Пьеру вышли официант и Десаль. Десаль от имени княжны передал Пьеру, что она очень рада видеть его и просит, если он извинит ее за бесцеремонность, войти наверх, в ее комнаты.
В невысокой комнатке, освещенной одной свечой, сидела княжна и еще кто то с нею, в черном платье. Пьер помнил, что при княжне всегда были компаньонки. Кто такие и какие они, эти компаньонки, Пьер не знал и не помнил. «Это одна из компаньонок», – подумал он, взглянув на даму в черном платье.
Княжна быстро встала ему навстречу и протянула руку.
– Да, – сказала она, всматриваясь в его изменившееся лицо, после того как он поцеловал ее руку, – вот как мы с вами встречаемся. Он и последнее время часто говорил про вас, – сказала она, переводя свои глаза с Пьера на компаньонку с застенчивостью, которая на мгновение поразила Пьера.
– Я так была рада, узнав о вашем спасенье. Это было единственное радостное известие, которое мы получили с давнего времени. – Опять еще беспокойнее княжна оглянулась на компаньонку и хотела что то сказать; но Пьер перебил ее.
– Вы можете себе представить, что я ничего не знал про него, – сказал он. – Я считал его убитым. Все, что я узнал, я узнал от других, через третьи руки. Я знаю только, что он попал к Ростовым… Какая судьба!
Пьер говорил быстро, оживленно. Он взглянул раз на лицо компаньонки, увидал внимательно ласково любопытный взгляд, устремленный на него, и, как это часто бывает во время разговора, он почему то почувствовал, что эта компаньонка в черном платье – милое, доброе, славное существо, которое не помешает его задушевному разговору с княжной Марьей.

Одну из первых моделей внимания, ставшую отправной точкой для всех дру­гих, предложил Д.Е. Бродбент (Broadbent, 1958). В дальнейшем она полу­чила название модели фильтра. При ее создании автор опирался на теорию К. Шеннона и У. Вивера, считавших, что обработка информации в цент­ральной нервной системе ограничена только одним каналом, пропускная способность которого и определяет объем внимания.

Д.Е. Бродбент предположил, что нервная система, имея большое количе­ство сенсорных входов, в процессе коммуникации может пользоваться лишь одним каналом. На входах канала устанавливаются фильтры, отбирающие наиболее значимые в данный момент сигналы. Невостребованная информа­ция некоторое время хранится в кратковременной памяти перед фильтром и


МОЖеТ noimcib в ivummj. 1ж,„„„-_

канал только в том случае, если про­изойдет сдвиг внимания.

Рис. 10.3. Возможный механизм внимания (Broadbent, 1958).

Согласно Бродбенту, сообщения, проходящие по отдельному нерву, различаются как по количеству им­пульсов, так и по качеству передава­емой информации. При возбужде­нии нескольких нервов одновремен­но мозг может принять все сообще­ния, которые затем обрабатываются параллельными сенсорными канала­ми (рис. 10.3). В каждом канале име­ется свой нервный код, по которому отбираются сигналы для переработ­ки. Если в дальнейшем на эту ин­формацию обращается внимание, то она передается в канал с ограничен­ной пропускной способностью, где происходит ее дальнейшая обработ­ка. Отличительной особенностью представлений Бродбента является то, что отбор материала производится не по его содержанию, а по физическим ха­рактеристикам

воспринимаемого сигнала.

В подтверждение своей гипотезы он ссылается на наблюдение Джона / Вебстера, согласно которому авиадиспетчеры могут идентифицировать од-/ новременно сигналы вызова двух самолетов, хотя понимают только одно и:? этих сообщений. Бродбент объясняет эту способность тем, что одно сооб­щение понимается, поскольку диспетчер его предвидел, а другое не пони­мается, поскольку он не знал, что ему хотят сообщить.



Однако теория Бродбента не объясняет, почему происходит смена вни­мания, если человек не знает, какая информация находится перед фильт­ром. Кроме этого, проведенные эксперименты продемонстрировали частич­ную обработку информации, на которую не обращается активное внимание. В одном из таких исследований оказалось, что при достаточно вниматель­ном отслеживании одних сигналов испытуемый может дать и некоторые све­дения об информации, которую нужно было игнорировать. Человек, дихоти-чески воспринимающий неодинаковую информацию при наличии инструк­ции, требующей внимания к каким-то конкретным стимулам на одном кана­ле, будет подробно давать ответы по ним на этом канале. В то же время он смо­жет определить, мужским или женским оказался голос по игнорируемому ка­налу и звучал ли он вообще, заметить какие-то особенности сигнала. Однако испытуемый не сможет вспомнить конкретное содержание информации или сообщить о том, изменялся ли голос в течение времени, на каком языке шло сообщение, отличить связную речь от бессмыслицы (Линдсей, Норман, 1975). Для проверки гипотезы Д.Е. Бродбента предпринято большое количество исследований. С. Черри (Cherry, 1953) предложил экспериментальную про­цедуру, названную затенением. Испытуемому в устной форме предъявлял- ся некоторый текст, который следовало точно повторить. Оказалось, что. если сообщение произносилось быстро, испытуемый не успевал воспроиз­вести его полностью.

В дальнейшем эксперимент С. Черри усложнили: одновременно на каж­дое ухо подавалась разная информация. Хотя оба текста зачитывал один и тот же диктор, испытуемые легко справлялись с заданием, воспроизводя со­общение только из того уха, в которое, согласно инструкции, поступала зна­чимая информация. Игнорируемое сообщение запоминалось хуже, хотя ис­пытуемые могли вспомнить, была ли по этому каналу речь или нет, но не могли заметить момент, когда английский язык сменялся немецким. Тем не менее в случаях, когда на игнорируемом канале произносилось имя испы­туемого, он запоминал информацию, следовавшую за именем (Могеу, 1959). Подобные результаты получены и в эксперименте по восприятию зри­тельной информации. Испытуемым предъявляли текст, в котором переме­жались два сообщения, набранные различным цветом. Участники экспери­мента легко прочитывали информацию нужного цвета, не запоминая текст, напечатанный другим. В то же время все испытуемые воспринимали напе­чатанное игнорируемым цветом собственное имя (Neisser, 1976).

Аналогичные результаты продемонстрировали и для образной информа­ции (Neisser, Besclen, 1975). Испытуемым предъявляли фильм, состоявший из наложенных друг на друга кадров двух разных фильмов (рис. 10.4), и про­сили проследить значимые события лишь одного из них. Так же, как и в дру-


Рис. 10.4 Наложение кадров двух фильмов в эксперименте по исследованию механизмов вни­мания. А - кадр из фильма “Игра рук”, Б - кадр из фильма “Баскетбол”, В - результирую­щий кадр, созданный наложением друг на друга двух предыдущих (Neisser, Becklen, 1975). гих экспериментах, испытуемые ничего не могли рассказать о том, что про­исходило в игнорируемом фильме.

Несмотря на все эти результаты, гипотеза Д.Е. Бродбента была постав­лена под сомнение экспериментом Дж.А. Грея и А.А. Веддербурна (Gray, Wedderburn, 1960). Эти авторы дихотически предъявляли фразу таким об­разом, что отдельные ее части направлялись в разные уши, и составить все предложение можно было, лишь прослушав всю информацию. Например:

Т Информация, поданная

!___________ Джейн___________ .___________________

Все испытуемые без труда воспроизводили предложение полностью, хотя для его составления необходима была информация из игнорируемого кана­ла. Надо отметить, что, стремясь понять смысл, участники эксперимента, конечно же, быстро переключали внимание с одного уха на другое. Это и было зацепкой для Д.Е. Бродбента, который опроверг возможность провер­ки собственной гипотезы с помощью этого эксперимента.

В некоторых исследованиях отдельные слова-метки, подаваемые на не­контролируемое ухо, сопровождались ударом электрического тока. При по­вторном их предъявлении испытуемому в потоке других слов именно на них обнаруживалась большая величина КГР, что также свидетельствовало о воз­можности смысловой обработки информации, на которую не обращалось внимание (а не только ее физических свойств, как постулировал Бродбент) (Moray, 1970). Было выявлено, что изменения амплитуды КГР происходи­ли даже при предъявлении синонима того слова, которое в предыдущем эк­сперименте подкреплялось электрическим током.

Доказательством существования смысловой обработки информации, не попадающей в круг внимания, является и эффект прайминга. Прайминг - воздействие неосознаваемого стимула на когнитивную деятельность, про­изводимую на осознанном уровне (Schacter e. а., 1993) (см. гл. 11). Все это вместе свидетельствует о том, что модель Д.Е. Бродбента не может охватить все данные, связанные с проблемой внимания.



Другие модели внимани

Имеющиеся данные позволяют утверждать, что хотя анализ игнорируемо/! информации и прекращается на довольно ранних стадиях, в той или иной стте-пени он все же осуществляется. В связи с этим возникло предположение, что обработку проходят все сигналы, которые затем поступают в мозг, однако одни (на которые обращается внимание) достигают центральной нервной си­стемы полностью, другие предварительно ослабляются. Такая гипотеза была выдвинута А.М. Трейсманом (Treisman, 1964). Он предположил, что все сен­сорные стимулы поступают в структуру - логический анализатор, где проис­ходит их обработка. Некоторые сигналы имеют низкий порог осознания, по­этому даже в ослабленном виде способны активировать вход (Treisman, 1964).

Для подтверждения этой концепции эксперимент был усовершенствован. Ис­пытуемым предлагали следить за сообщением, которое поступало на одно ухо, тогда как смысловая часть поступала то на это же, то на другое ухо. В данной ситуации испытуемые предпочитали следить за смыслом, а не за стороной предъявления.

По модели A.M. Трейсмана, до начала подробного анализа сигнала возни­кает решение о необходимости обрабатывать его характеристики. При этом сначала анализ информации происходит на основе общих физических свойств явлений, а позднее обрабатывается и смысл. Фильтр может располагаться в двух возможных местах (рис. 10.5).

Дж. и Д. Дойч (Deutch, Deutch, 1963) предположили, что практически все сигналы достигают логического ана­лизатора, где они в соответствии с предыдущим опытом испытуемого распределяются по значимости вне зависимости от силы их воздействия в настоящий момент. Таким обра­зом, анализ сигналов происходит на неосознанном уровне, тогда как его результат осознается.

Впоследствии эта модель была пе­ресмотрена Д.А. Норманом (Norman, 1968; 1976). Согласно его представле­ниям, все сигналы поступают на неко­торый переключатель внимания, т. е. не происходит предварительной се­лекции информации на уровне вос­приятия. Норман полагал, что пере­ключатель внимания в данном случае работает как аттенюатор - прибор, уменьшающий количество информа­ции, но не отключающий ее полнос­тью. Обработка же информации про­исходит на уровне кратковременной памяти (рис. 10.6,10.7).


Рис. 10.7. Модель, включающая кратковременную память в анализ сенсорных признаков (Линдсей, Норман, 1974).

Эта модель была названа моделью процесса активного синтеза. В ней зна­чительный акцент ставится на контексте и синтаксисе, которые могут пред­уведомить механизмы восприятия информации относительно ожидаемых сигналов и позволяют выбрать правильный сигнал, когда он появится, даже

В то же время экспериментальные данные свидетельствуют о том, что если информация значима для чело­века, она обрабатывается в любом случае. С точки зрения Нормана, ог­раничения есть только для активно­го синтеза, поскольку он требует со­знательного восприятия. Пассивные процессы являются автоматически­ми и, возможно, могут сопровож­даться непрерывным анализом сиг­налов. Пассивная часть анализа не способна устранить отклонения и искажения сигнала и извлекать зак­люченный в нем сложный смысл. Из сигналов, получаемых по нерабочим

~*^ттг,иа_

каналам, проходят лишь те, призна-

ки которых соответствуют ожидани­ям активного синтеза. Для полного анализа этих сигналов необходима информация, поставляемая актив­ным механизмом (рис. 10.9).

И в моделях Нормана, и в моде­ли Бродбента признается ограни­ченная способность мозга к обра­ботке информации. Однако они расходятся относительно того, где находится фильтр, отсекающий зна­чимую информацию от незначимой (рис. 10.10).

У.А. Джонстон и Дж. Уилсон (Johnston, Wilson, 1980) предложи­ли более сложную модель, предус­матривающую несколько уровней анализа и начало первичной обра­ботки сразу же после поступления сигнала.

Была предпринята попытка про­
верить эффективность сразу нес­
кольких теорий (Johnston, Heinz,
1978). Испытуемому в процессе вое- *



приятия информации предлагали реагировать на определенные слова, на­званные целевыми. В одной экспериментальной серии оба набора дихоти-чески предъявляемых слов читал один и тот же диктор-мужчина, в другой -, все нецелевые слова читал мужчина, целевые - женщина. Результаты по­казали, что в первом случае выявление целевых слов было более трудным.: Степень обработки нецелевых стимулов менялась в зависимости от задач, поставленных перед испытуемыми, что в большей мере соответствовало мо­дели А.М. Трейсмана, предполагающей некоторый анализ всех без исклю­чения сигналов.

Donald Eric Broadbent (May 6, 1926 - April 10, 1993) was an influential British experimental psychologist , most famous for his work on attention . Broadbent helped nurture what was then the infant field of psychology in England, becoming famous worldwide for his groundbreaking theories and experimental work. His 1958 publication Perception and Communication was radical in its approach, taking the new field of information processing to model unobservable mental processes in a time when Behaviorism was dominant. His career and research work bridged the gap between the pre-Second World War approach of Sir Frederic Bartlett and its wartime development into applied psychology, and what from the late 1960s became known as cognitive psychology.

Broadbent"s influence continues not just through his theories, which as he expected have been modified greatly through further research, but through his influence on numerous students and colleagues. His philosophy, scientific rigor, and good character impressed and inspired many to work towards the solution to real human problems even when they appear intractable. Broadbent joins the ranks of those who have contributed to better understanding of human nature.

Contents

Life

Donald Broadbent was born on May 6, 1926 in Birmingham, England . His family was quite well off financially. However, this changed when he was 13 and his parents divorced and his home moved to Wales. He won a scholarship to the prestigious Winchester College, an English independent school and completed his schooling there.

As a boy he was fascinated by flying, and at age 17 he volunteered to join the Royal Air Force (RAF). During his time in the RAF, he observed communication difficulties often arose from psychological , not physical, causes. In particular, he noticed that inefficient processes of attention , perception , and memory led to problems, rather than failures of technical equipment. An anecdote he often told to illustrate the importance of psychological processes in practice was recounted by his long-time colleague, Dianne Berry:

The AT6 planes had two identical levers under the seat, one to pull up the flaps and one to pull up the wheels. Donald told of the monotonous regularity with which his colleagues would pull the wrong lever while taking off and crash land an expensive aeroplane in the middle of a field (Berry 2002).

Having made this observation, Broadbent"s interests began to zero in on psychology , rather than his previous interest in the physical sciences. Psychology had the "concrete" quality of the physical sciences but it could also shed light on human problems.

Broadbent spent a short time after the war working in the personnel selection branch of the RAF before beginning his studies at Cambridge "s psychology department. Due to its natural sciences orientation and emphasis on practical application, Broadbent found Cambridge ideal. The department was headed by Sir Frederick Bartlett and was eager to apply newfound cybernetic ideals towards understanding human behavior, especially in terms of control systems, practical problems, and psychological theory in general. Broadbent found his place in the Applied Psychology Unit (APU) which had been set up there in 1944, by the UK Medical Research Council (MRC) on Bartlett"s persuasion.

In 1958, Broadbent became director of the Unit, a position he held for 16 years. Although much of the work of the APU was directed at practical issues of military or industrial significance, Broadbent rapidly became well known for his theoretical work. His theories of selective attention and short-term memory were developed as digital computers were beginning to become available to the academic community, and were among the first to use computer analogies to make a serious contribution to the analysis of human cognition. His 1958 book, became one of the classic texts of cognitive psychology.

In 1974, Broadbent became a fellow of Wolfson College, Oxford University and returned to applied problems. There, together with his colleague Dianne Berry, he developed new ideas about implicit learning from consideration of human performance in complex industrial processes (Berry 2002). He continued this work until his retirement in 1991.

Donald Broadbent died on April 10, 1993.

Work

Donald Broadbent is best known for his contribution to the development of cognitive psychology. His 1958 book, Perception and Communication, has been rated "the single most influential book in the history of cognitive psychology" (Parasuraman 1996). Broadbent was the first person to bring together the work on information processing with the problem of attention , a radical move at a time when Behaviorism was the dominant paradigm in psychology . Broadbent used data from behavioral experiments and inferred (unobservable) functional stages of processing and their order of occurrence from these data. In so doing, he invented the modern study of attention (Berry 2002).

In all his work, Broadbent never abandoned practical problems. For example, he studied problems caused by communication with gunnery and air control systems, in which many channels of communication were delivered at one time. His work effectively bridged the gap between the laboratory and the field, constantly working on topics that had significance for people and society.

Broadbent contributed both experimental methods and theory to the world of psychology. His best known, and still widely used, method is the dichotic listening experiment, and his filter model of attention is his best known theory. Both were developed during his time at the Applied Psychology Unit in Cambridge University .

Dichotic listening experiments

Although most people spend their lives surrounded by many different types of stimuli, they cannot respond to or describe the majority of them. A practical example of this is found in the "cocktail party effect," described by Colin Cherry (1953) as the ability to focus one"s listening attention on a single talker among a mixture of conversations and background noises, ignoring other conversations. Cherry conducted experiments in which subjects were asked to listen to two different messages from a single loudspeaker at the same time and try to separate them, repeating one but not the other, known as a "shadowing" task. His work revealed that our ability to separate sounds from background noise is based on the characteristics of the sounds, such as the gender of the speaker, the direction from which the sound is coming, the pitch, or the speaking speed. When the messages were similar in these characteristics subjects were unable to complete the task successfully.

Broadbent extended this work by devising what is known as the "dichotic listening" experiment. In these studies, subjects were asked to listen to and separate different speech signals presented to each ear simultaneously (using headphones). For example, in one experimental setup, three pairs of different digits were presented simultaneously, three digits in one ear and three in the other. Most participants in the study recalled the digits ear by ear, rather than pair by pair. Thus, if 496 were presented to one ear and 852 to the other, the recall would be 496-852 rather than 48-95-62.

From the results of such experiments, Broadbent suggested that "our mind can be conceived as a radio receiving many channels at once." The brain separates incoming sound into channels based on physical characteristics (such as location).

Other experiments were concerned with the subject"s ability to answer one of two questions posed at the same time. Subjects with advance knowledge of which question they should attend to scored around 48 percent accuracy. Those informed after the questions had been given had almost no success:

The present case is an instance of selection in perception (attention). Since the visual cue to the correct voice is useless when it arrives towards the ends of the message, it is clear that process of discarding part of the information contained in the mixed voices has already taken place…It seems possible that one of the two voices is selected for response without reference to its correctness, and that the other is ignored… If one of the two voices is selected (attended to) in the resulting mixture there is no guarantee that it will be the correct one, and both call signs cannot be perceived at once any more than both messages can be received and stored till a visual cue indicates the one to be answered (Broadbent 1952).

Filter model of attention

Broadbent developed his theory of selective attention based on his and other researchers" experimental findings using the information processing model. The major points of his filter theory can be summarized as follows:

  • Stimuli presented at the same time are held in a short-term sensory buffer. Information can be retained there for a short period before being processed; after that it disappears from the processing system.
  • A filter selects one of the inputs on the basis of its physical characteristics, passing it through a limited capacity channel for further processing.
  • The input selected by the filter is analyzed for semantic content (meaning) and comes into conscious awareness.
  • Any stimuli not selected by the filter do not receive this semantic analysis and never reach conscious awareness.

This theory provides an explanation of the "cocktail party" phenomenon, since the voice that a person is attending to has different physical characteristics from those of other people in the room. No semantic analysis is necessary to differentiate them. It also explains both Cherry"s and Broadbent"s experimental findings-unattended messages are rejected by the filter and thus receive very little processing.

Later findings, however, raised problems for this "all-or-nothing" filter model. In terms of the cocktail party, hearing one"s name spoken by anyone in the room leads to a switching of attention to that speaker. This implies that the content of the message was analyzed prior to the filtering, which was supposed to occur before such analysis. This paradox did not deter Broadbent, and he accepted such data as reason to revise his theory (Craik and Baddeley 1995). His second book on the topic, Decision and Stress (1971) began with his filter model and was modified "to accommodate new findings that the model itself had stimulated" (Massaro 1996). This was typical of Broadbent"s approach to scientific research-he regarded all theories as temporary accounts of the current information, likely to need revision and improvement when new data emerged.

Legacy

A lecture in Broadbent"s honor is given every year at the annual conference of the British Psychological Society. Broadbent gave the inaugural lecture in 1991. After his death in 1993, tributes and biographical acknowledgments were written in his honor. A special issue of Applied Cognitive Psychology, edited by his long time colleague, Dianne Berry, was written to commemorate his contributions (Berry 1995).

Broadbent is credited with being a major force in the development of cognitive psychology, particularly the study of attention . His 1958 book, Perception and Communication, is a classic that continues to inform the area today.

Broadbent’s contributions to experimental psychology were noteworthy not only for research on attention, but because they also contributed to belief in the need for societal relevance in research-that is, practical application. He believed wholeheartedly that research should not be driven solely by theory but should be guided by important practical problems, and conversely that experimental results should be used to modify theories (Parasuraman 1996). In addition, his informal speaking style and use of commonplace analogies to represent complicated ideas made him memorable to society as a whole, allowing people of all walks of life access to his theories. As noted by Craik and Baddeley (1995), Broadbent’s "psychology was intended for society and its problems, not merely for the dwellers in ivory towers."

His influence continues not just through his work but through the influence he had on numerous students and colleagues. He is remembered for the unmistakable image that he projected of himself, as “the man, the scholar, the scientist, the philosopher of science, and of his commitments to empirical psychology, to explicit models or theories, and to the application of psychological knowledge to real-word problems” (Massaro 1996). Unfailingly polite, helpful, and tolerant of the most naive questions posed by students, Broadbent was always approachable and generous with his time (Berry 2002). Yet he made a powerful impression on those who knew him, inspiring in them the conviction that good science would lead to solutions to real human problems.

Major works

  • Broadbent, Donald E. 1952. Listening to one of two synchronous messages. Journal of Experimental Psychology 44: 51-55.
  • Broadbent, Donald E. 1958. Perception and Communication. Elsevier Science Ltd. ISBN 0080090907 .
  • Broadbent, Donald E. 1961. Behavior. Basic Books. ISBN 0465005993 .
  • Broadbent, Donald E. 1962. Attention and the perception of speech Scientific American 206: 143-51.
  • Broadbent, Donald E. 1971. Decision and Stress . Academic Press. ISBN 978-0121355500
  • Broadbent, Donald E. 1973. In Defense of Empirical Psychology . Methuen young books. ISBN 041676780X .
  • Broadbent, Donald E. 1993. The Simulation of Human Intelligence (Wolfson College Lectures) . Blackwell. ISBN 0631185879 .
  • Broadbent, Donald E., and James T. Reason (eds.). 1990. Human Factors in Hazardous Situations . Oxford University Press. ISBN 019852191X .
  • Pribram, Karl H., and Donald E. Broadbent (eds.). 1970. Biology of Memory . Academic Press, 1970. ISBN 0125643500 .

References

  • Baddeley, Alan, and Lawrence Weiskrantz (eds.). 1995. Attention: Selection, Awareness and Control. A Tribute to Donald Broadbent . Oxford University Press. ISBN 0198523742 .
  • Berry, Dianne C. (ed.). 1995. Special Issue: Donald Broadbent and Applied Cognitive Psychology. Applied Cognitive Psychology 9(7): S1-S215.
  • Berry, Dianne. 2002. Donald Broadbent. The Psychologist (15)(8) (August 2002): 402-405. Retrieved October 20, 2008.
  • Cherry, Colin E. 1953. Some experiments on the recognition of speech with one and two ears. Journal of the Acoustical Society of America 25: 975-979.
  • Craik, Fergus I. M. 2000. Broadbent, Donald E. Encyclopaedia of Psychology 1: 476-477.
  • Craik, Fergus I. M., and Alan Baddeley. 1995. Donald E. Broadbent (1926-1993). American Psychologist 50(4): 302-303.
  • Hothersall, David. 2003. History of Psychology . McGraw-Hill. ISBN 0072849657 .
  • Massaro, D. W. 1996. Attention: Yesterday, Today and Tomorrow. 109(1): 139-150.
  • Moray, N. 1995. Donald E. Broadbent: 1926-1993. American Journal of Psychology 108: 117-121.
  • Parasuraman, Raja. 1996. Profiles in Psychology: Donald Broadbent. C S L Notes 20. Retrieved September 8, 2008.

Credits

New World Encyclopedia writers and editors rewrote and completed the Wikipedia article in accordance with New World Encyclopedia standards . This article abides by terms of the Creative Commons CC-by-sa 3.0 License (CC-by-sa), which may be used and disseminated with proper attribution. Credit is due under the terms of this license that can reference both the New World Encyclopedia contributors and the selfless volunteer contributors of the Wikimedia Foundation. To cite this article for a list of acceptable citing formats.The history of earlier contributions by wikipedians is accessible to researchers here:

  • Donald_Broadbent history

The history of this article since it was imported to New World Encyclopedia :

Note: Some restrictions may apply to use of individual images which are separately licensed.

Целостную теорию внимания первым разработал английский психолог Д. Бродбент . Он основывался на так называемой «одноканальной » теории и положении о том, что обработка информации ограничена пропускной способностью канала, согласно теории обработки информации К. Шеннона и У. Вивера .

В книге «Восприятие и коммуникация » Д. Бродбент следующим образом изложил основы своей теории:

  • во-первых, обработка информации на уровне сознания ограничена пропускной возможностью канала;
  • во-вторых, существует фильтр, который обеспечивает селекцию и предохраняет канал от перегрузки.

Д. Бродбент утверждает, что сообщения, проходящие по отдельному нерву, могут различаться в зависимости от того, какое из нервных волокон они стимулируют или какое количество нервных импульсов они воспроизводят. Так, если несколько нервов возбуждаются одновременно, в мозг одновременно могут идти несколько сенсорных сообщений.

В модели Д. Бродбента такие сообщения обрабатываются несколькими параллельными сенсорными каналами. Дальнейшая обработка информации возможна после того, как на этот сигнал будет направлено внимание и он будет передан через избирательный фильтр в «канал с ограниченной пропускной способностью ».

Д. Бродбент считал, что для исключения перегрузки системы избирательный фильтр можно переключить на какой-нибудь другой сенсорный канал или пройти озонотерапию . Если селекция ведется на основе физических характеристик сигнала, как поначалу полагал Д. Бродбент , то переключение внимания не должно быть связано с содержанием сообщения.

Для проверки этого предположения он использовал методику дихотического слушания . В одно ухо испытуемого он предъявлял три цифры, а в другое ухо в то же самое время – три другие цифры. Испытуемый, таким образом, мог слышать, например, правым ухом – 4, 9, 3; левым ухом – 6, 2, 7 . В одном случае испытуемых просили воспроизвести цифры, воспринимаемые через какое-либо одно ухо: 493 или 627 .

В другом случае их просили воспроизвести цифры в порядке их предъявления. Поскольку предъявлялось по две цифры одновременно, испытуемые могли воспроизвести одну из цифр первой пары, но им приходилось назвать их обе, прежде чем продолжать последовательность. Отчет испытуемого выглядел так: «4, 6… 2, 9… 3, 7 ».

С учетом количества воспроизводимой информации (шесть единиц ) и скорости предъявления (две в секунду ) Д. Бродбент ожидал, что точность воспроизведения будет около 95 % . Однако в обоих экспериментах испытуемые воспроизводили меньше ожидаемого результата: в первом случае – 65 % , во втором – 20 %. Ученый объяснил эту разницу необходимостью испытуемого при проведении второго эксперимента более часто переключать внимание с одного источника информации на другой.

Однако в 1960 г . выпускники Оксфорда Дж. Грей и А. Ведденберн провели эксперимент, результаты которого поставили теорию селекции Д. Бродбента под сомнение. Они предъявляли через левое и правое ухо слоги, составляющие вместе одно слово, и случайные цифры так, что, когда одно ухо слышало слог, другое слышало цифру.

Если теория Д. Бродбента , основанная на физической природе слуховых сигналов, верна, то испытуемые, когда их просили повторить то, что они слышали через один канал, должны были бы произнести нечто невнятное, а именно: «объ-два-тив » или «шесть-ек-девять ». Вместо этого они произносили слово «объектив », демонстрируя способность быстрого переключения с одного канала на другой.

Во втором эксперименте ученые использовали ту же процедуру, только вместо отдельных слогов предъявляли целые фразы (иногда эту задачу называют «Дорогая тетя Джейн» или «Какого черта» ). Как и в эксперименте с цифрами и разделенными словами, испытуемые склонны были слышать целую фразу, т.е., как констатировали Дж. Грей и А. Ведденберн , испытуемые в этой ситуации действовали разумно.

По утверждению Р. Солсо , авторы исследования «играли не вполне честно »: стремление понять смысл разделенного слова или фразы заставляло испытуемых быстро переключаться с канала на канал, что не характерно для обычного восприятия информации. Как бы то ни было, теория ранней фильтрации, основанная на принципе «все или ничего », потребовала дальнейших доказательств или опровержений.

В книге «Восприятие и коммуникация » Д. Бродбент следующим образом изложил основы своей теории:

· во-первых, обработка информации на уровне сознания ограничена пропускной возможностью канала;

· во-вторых, существует фильтр, который обеспечивает селекцию и предохраняет канал от перегрузки.

Э. Трейсман предположила, что каждое знакомое слово хранится в системе долговременной памяти в виде словарной единицы. Вероятности перехода от какого-то слова к другим словам неодинаковы и отражают грамматические и семантические связи, характерные для данного языка. Опознание данного слова в стимульном материале, происходящее по ходу его переработки после фильтра, приводит к активации, то есть возбуждению определенной словарной единицы. В том случае, если сигнал не ослаблен фильтром, ее возбуждение достигает порогового уровня, и эта словарная единица как бы вспыхивает, временно понижая пороги других единиц, с нею связанных. Таким образом происходит предвосхищающая настройка единиц словаря, соответствующая контексту уже воспринятого сообщения. Без такой настройки восприятие и понимание речи будет нарушено. Например, если при разговоре с иностранцем на русском языке, вы неожиданно перейдете на его родной язык, то на какой-то момент приведете его в полное замешательство.

Модели ранней селекции (Бродбент, Трейсман):

1. Бродбент (1957): модель системы переработки информации в нервной системе человека – дана в виде механических устройств. Суть: ЦНС – это канал передачи информации, с ограниченной пропускной способностью! (емкостью). Т.е. возможности человека ограничены! - порядка 10 бит/сек (ед-ца информации) Пре­вышение этого предела - резкое увеличение ошибок. Итак, модель передачи информации у человека: 1 вариант включает 2 стадии переноса информации. Стимуляция от многих источников, поступает на первую стадию переработки (S). Все поступающие сообщения проходят ее одно­временно и беспрепятственно. Вторая, более поздняя стадия Р (Perception - восприятие) может в данный момент пропустить без ошибок и потерь только одно сообщение. Здесь возможна лишь последователь­ная, поочередная переработка других, одновременно поступающих сообщений. Т.о., эф­фективная работа системы в целом предполагает от­бор одного сообщения или канала информации среди многих других в пункте перехода от первой стадиико второй (канал – это проводник или путь пе­реноса сенсорных сообщений такого класса, кото­рый может быть отвергнут или отобран для дальней­шей переработки). В ранней модели Д.Бродбента ка­налы образуются на стадии сенсорной параллельной переработки. Т.е. S - стадия сенсорной, параллельной переработ­ки -–там и существует селекция на основе физических признаков (т.е. в слуховой модальности есть каналы мужского и женского го­лосов; каналы информации, идущей слева или спра­ва; каналы тихой и громкой речи, в зрительной модальности - кана­лы восприятия, направления и удаленности источника стиму­ляции, цвета, яркости и т.д.), дальнейшая переработка идет в системе Р.

Окончательный вариант модели: На первом этапе одновременно перерабатывается и хранится (око­ло 2 сек.) вся входная информация - выделяются физические признаки, разли­чающие отдельные каналы поступ­ления информации. Потом идет фильтр , за ним буферный блок крат­ковременного хранения сырых сен­сорных данных (он соответствует каналу ограниченной про­пускной способности в ранней модели) Опознание объектов или анализ значения вербального мате­риала происходит на второй стадии , то есть в систе­ме Р с ограниченной пропускной способностью. Фильтр защищает эту систему от перегрузки, пере­крывая входы всех, кроме одного, релевантного, ка­налов стимуляции.

Итак, внимание, по Д.Бродбенту, выполняет функцию селекции и представляет собой специаль­ный механизм (фильтр), расположенный на ранней стадии приема и переработки информации. Поэтому данную теорию внимания называют моделью ран­ней селекции.

2. Модель ранней селекции Трейсман : разрабатывая теорию фильтра она открыла, что временная емкость сис­тем хранения информации на сенсорной (предвнимательной) и перцептивной стадиях различна! Трейсман дихотически предъявляла один и тот же текст, но со сдвигом в несколько секунд. Испы­туемых просили внимательно отслеживать, то есть вторить, сообщение, идущее по релевантному кана­лу. Если вторимое сообщение опережало нерелевантное более чем на 10 с, то испытуемый ничего не мог сказать о характере нерелевантного текста. При постепенном уменьшении интервала запаздывания нерелевантного текста относительно релевантного до 5-6 с он вне­запно останавливался, восклицая: "Они же одина­ковые!". Если же испытуемый вторил текст, идущий позади нерелевантного, то также замечал их иден­тичность, но при сдвиге в 1-2 с.

Трейсман пересмот­рела кон­цепцию ранней селекции Бродбента. По Трейсман, пос­ле анализа всей поступающей стимуляции на пер­вой сенсорной стадии оба сообщения поступают на фильтр. Основываясь на определенном физическом признаке, фильтр ослабляет интен­сивность нерелевантных сигналов (а не блокирует, как у Бродбента!) и свободно пропускает сигналы релевантного канала. Т.о., нерелевантная стимуляция может быть переработа­на и в большей степени, а в исключительных случаях и полностью, но только в той ее части, которая соответствует настройкам ряда механизмов опозна­ния.

Несмотря на указанные отличия, модель Э. Трейсман идеи Д. Бродбента относительно функции, места и механизма отбора: селек­ция нужна для предотвращения перегрузки системы восприятия, она происходит на ран­ней стадии переработки стимуляции и осуществля­ется путем фильтрации.

22. Теории поздней селекции по Д. Бродбенту (не уверена в правильности!)

ТЕОРИИ ПОЗДНЕЙ СЕЛЕКЦИИ

Параллельно и в полемике с теориями раннего отбора в когнитивной психологии возникает и разрабатывается альтернативный взгляд на место селекции в последовательности процессов переработки информации. Кроме того, расширяется представление о процессе селекции в целом. Дополнительно к фильтрации вводятся процессы классификации и категоризации. Процесс классификации происходит на выходе канала ограниченной емкости. Он заключается в настройке системы в пользу определенных ответов. Третий, и последний, процесс селекции Д. Бродбент называет категоризацией. Он включает в себя как настройку входа системы, так и ее выхода. Настройка выхода, подобно процессу классификации, означает увеличение склонности к ответу или группе ответов определенного вида. Настройка входа заключается в сокращении количества различаемых признаков. Экономия, то есть разгрузка канала ограниченной емкости, получается при действии любого из трех указанных механизмов селекции. Более всего эффективна стратегия фильтрации. Процессы же классификации и особенно категоризации менее эффективны, но зато чаще используются в повседневных ситуациях. Общая стратегия переработки информации может включать в себя комбинацию фильтрации и, например, классификации. Данные исследований, противоречащие его ранним представлениям, Д. Бродбент объясняет важным, но ранее не учитываемым различием экспериментальных инструкций

Похожие статьи

© 2024 liveps.ru. Домашние задания и готовые задачи по химии и биологии.