Методическая лаборатория географии миоо. География - методическая лаборатория географии

Три аспекта работы с текстом Гуманитарный аспект – понимание текста – понимание мира, познание мира. Гуманитарный аспект – понимание текста – понимание мира, познание мира. Дидактический аспект – умение работать с информацией в условиях избытка ее в современном обществе и с развитием компьютерных технологий. Дидактический аспект – умение работать с информацией в условиях избытка ее в современном обществе и с развитием компьютерных технологий. Научить учащихся работать с текстом, т.е. извлекать информацию, подлежащую усвоению – одна из ключевых компетентностей, которой должен владеть ученик!!! Развивающий аспект – развитие мыслительных операций на основе осмысленного восприятия и манипуляций с текстом Развивающий аспект – развитие мыслительных операций на основе осмысленного восприятия и манипуляций с текстом


Работа с текстом как форма организации учебной деятельности учащихся Учебный текст в процессе обучения является одним из основных источников информации. Учебный текст в процессе обучения является одним из основных источников информации. Для активизации процесса учебного познания необходима активизация работы с текстом учебника, поиск эффективных способов усвоения знаний. Для активизации процесса учебного познания необходима активизация работы с текстом учебника, поиск эффективных способов усвоения знаний.


Работа с текстом Работа с опорными словами Опорные слова – это слова, которые несут основную смысловую нагрузку текста. (Выписывать лучше в том же числе и падеже, что и в тексте.) (Выписывать лучше в том же числе и падеже, что и в тексте.) Тема: Океания, 7 класс: Тема: Океания, 7 класс:Острова вулканического, кораллового, вулканического, кораллового, выступающие выступающие вечное лето, вечное лето, леса леса видовой состав беден видовой состав беден вырублены, вырублены, завезли, завезли, коренное, переселенцы… коренное, переселенцы…


Работа с текстом Лесной комплекс (9 класс) Лесной комплекс (9 класс)Лесная старейших отраслей старейших отраслей огромными запасами огромными запасами валютных поступлений валютных поступлений лесоизбыточных районах лесоизбыточных районах отсутствие, удаленность отсутствие, удаленность катастрофическому сокращению катастрофическому сокращению лесовосстановительные лесовосстановительные деревообрабатывающая деревообрабатывающая целлюлозно-бумажная целлюлозно-бумажная материалоемкостью, водоемкостью, материалоемкостью, водоемкостью, энергоемкостью энергоемкостью утилизировать. утилизировать. ЛПК, полное использование ЛПК, полное использование продуктивности лесов продуктивности лесов


Составление плана и тезисов Составление простого и сложного плана по тексту; Тезис (греч. Thesis) – утверждаю – положение, кратко излагающее одну из основных положений сочинения, текста, доклада... Тезис (греч. Thesis) – утверждаю – положение, кратко излагающее одну из основных положений сочинения, текста, доклада... Технология выполнения: Технология выполнения: План учебного текста - Тезисы, утверждающие План учебного текста - Тезисы, утверждающие каждый пункт плана каждый пункт плана


Тезисы Развитие старейшей отрасли России лесной индустрии, важной статьи валютных поступлений, определяется огромными запасами древесины и широчайшим использованием ее во всех областях народного хозяйства. Развитие старейшей отрасли России лесной индустрии, важной статьи валютных поступлений, определяется огромными запасами древесины и широчайшим использованием ее во всех областях народного хозяйства. Большая часть лесов сосредоточена в лесоизбыточных районах Сибири и Дальнего Востока, которые пока используются меньше из-за удаленности и отсутствия транспортных путей, а основным лесозаготовительным районом является Европейский Север, где интенсивная рубка приводит к истощению лесных ресурсов. Большая часть лесов сосредоточена в лесоизбыточных районах Сибири и Дальнего Востока, которые пока используются меньше из-за удаленности и отсутствия транспортных путей, а основным лесозаготовительным районом является Европейский Север, где интенсивная рубка приводит к истощению лесных ресурсов. В состав лесного комплекса входят: лесозаготовка, которая базируется в лесоизбыточных районах, предприятия деревообрабатывающей промышленности, располагающиеся как в районах лесозаготовки, так и близ потребителя и целлюлозно- бумажной промышленности, размещение которых зависит от материалоемкости, водоемкости и энергоемкости производства. В состав лесного комплекса входят: лесозаготовка, которая базируется в лесоизбыточных районах, предприятия деревообрабатывающей промышленности, располагающиеся как в районах лесозаготовки, так и близ потребителя и целлюлозно- бумажной промышленности, размещение которых зависит от материалоемкости, водоемкости и энергоемкости производства.


Лесной комплекс Предприятия лесного комплекса связанные между собой последовательной переработкой сырья и отходов, а также совместным использованием транспорта, источников энергии образуют ЛПК – лесопромышленный комплекс. Предприятия лесного комплекса связанные между собой последовательной переработкой сырья и отходов, а также совместным использованием транспорта, источников энергии образуют ЛПК – лесопромышленный комплекс. Полное безотходное использование ресурсов, экспорт продукции глубокой переработки древесины, восстановление лесов и повышение их продуктивности – это важнейшие задачи развития лесного комплекса. Полное безотходное использование ресурсов, экспорт продукции глубокой переработки древесины, восстановление лесов и повышение их продуктивности – это важнейшие задачи развития лесного комплекса.


Графический конспект - схема Логический (опорный) конспект – схема, Логический (опорный) конспект – схема, Передает: Передает: - основное содержание текста; - основное содержание текста; - показывает логическую взаимосвязь и взаимозависимость всех его содержательных компонентов; - показывает логическую взаимосвязь и взаимозависимость всех его содержательных компонентов; -выделяет главные и вспомогательные или второстепенные компоненты текста;




РЕЗЮМЕ Резюме (франц. Resume) - краткое изложение сути сказанного, прочитанного, написанного. Заключительный итог. Резюме (франц. Resume) - краткое изложение сути сказанного, прочитанного, написанного. Заключительный итог. Технология исполнения: Технология исполнения: - прочитать текст, - прочитать текст, - выделить (карандашом) главные - выделить (карандашом) главные положения текста (основные мысли), положения текста (основные мысли), - составить резюме (1 – 2 предложения, - составить резюме (1 – 2 предложения, сложно-сочиненных с подчинением). сложно-сочиненных с подчинением).


Резюме Лесная индустрия, являющаяся старейшей отраслью хозяйства России благодаря огромным запасам леса (важной статьи валютных поступлений), представлена всеми отраслями, начиная от лесозаготовительной, базирующейся как на Европейском Севере, так в Сибири и на ДВ, где сосредоточены главные запасы лесных ресурсов, и деревообрабатывающей отрасли, к которой относятся лесопиление, производство фанеры, сборных домов, мебели и т.д. Лесная индустрия, являющаяся старейшей отраслью хозяйства России благодаря огромным запасам леса (важной статьи валютных поступлений), представлена всеми отраслями, начиная от лесозаготовительной, базирующейся как на Европейском Севере, так в Сибири и на ДВ, где сосредоточены главные запасы лесных ресурсов, и деревообрабатывающей отрасли, к которой относятся лесопиление, производство фанеры, сборных домов, мебели и т.д.


Резюме Важнейшей современной отраслью является целлюлозно-бумажная, отличающаяся водоемкостью и энергоемкостью, а также материалоемкостью, так как использует не только древесину, но и отходы от деревообработки и лесопиления. Важнейшей современной отраслью является целлюлозно-бумажная, отличающаяся водоемкостью и энергоемкостью, а также материалоемкостью, так как использует не только древесину, но и отходы от деревообработки и лесопиления. Все отрасли лесного комплекса благодаря тесным производственным взаимосвязям и совместному использованию транспорта, источников сырья и энергии могут объединяться в лесопромышленные комплексы (ЛПК). Все отрасли лесного комплекса благодаря тесным производственным взаимосвязям и совместному использованию транспорта, источников сырья и энергии могут объединяться в лесопромышленные комплексы (ЛПК).


Перевод текста из одного вида в другой (коммуникативные навыки) Перевод учебного текста в художественный. Перевод учебного текста в художественный. Перевод художественного текста в учебный или научно-популярный. Перевод художественного текста в учебный или научно-популярный. Создание текста для слушателей разных категорий (дедушки, 5-летнего брата и т.д.). Создание текста для слушателей разных категорий (дедушки, 5-летнего брата и т.д.). Создание текста для трансляции по радио, ТВ, для публикации в печатном издании. Создание текста для трансляции по радио, ТВ, для публикации в печатном издании.


Работа с текстом Дождевой паводок. Н. Рубцов Дождевой паводок. Н. Рубцов Седьмые сутки дождь не умолкает, И некому его остановить. Все чаще мысль угрюмая мелькает, Что и деревню может затопить. Плывут стога, крутясь несутся доски, И погрузились медленно повозки, И потонуло черное гумно. И реками становятся дороги, И реками становятся дороги, Озера превращаются в моря, Озера превращаются в моря, И ломится вода через пороги, И ломится вода через пороги, Семейные срывая якоря. Семейные срывая якоря.


Работа с текстом Неделю льет. Вторую льет…Картина Такая – мы не видели грустней! Безжизненная водная равнина, И небо беспросветное над ней. Холмы и рощи стали островами, Холмы и рощи стали островами, И счастье, что деревни на холмах, И счастье, что деревни на холмах, И мужики, качая головами, И мужики, качая головами, Перекликаясь редкими словами, Перекликаясь редкими словами, Когда на лодках двигались впотьмах, Когда на лодках двигались впотьмах, И на детей покрикивали строго, И на детей покрикивали строго, Спасали скот, спасали каждый дом Спасали скот, спасали каждый дом И глухо говорили: - Слава богу! И глухо говорили: - Слава богу! Слабеет дождь… вот-вот… еще немного… Слабеет дождь… вот-вот… еще немного… И все пойдет обычным чередом. И все пойдет обычным чередом.


Текстовая интерпретация картографической или графической информации Создание текстовой интерпретации- Создание текстовой интерпретации- объяснение, объяснение, раскрытие смысла содержания раскрытие смысла содержания карты, схемы, карты, схемы, перевод содержания карты, схемы на более понятный язык перевод содержания карты, схемы на более понятный язык (толкование, истолкование). (толкование, истолкование).


Карта «Размещение населения» 9 класс Карта – мелкомасштабная, Карта – мелкомасштабная, тематическая. тематическая. Способом качественного фона показана плотность сельского населения на территории России от 100 человек до 1 и менее на кв. км. Способом качественного фона показана плотность сельского населения на территории России от 100 человек до 1 и менее на кв. км. Средняя плотность населения на территории России невысока и составляет в среднем 10 чел./кв. км. Средняя плотность населения на территории России невысока и составляет в среднем 10 чел./кв. км.


Карта «Размещение населения» 9 класс Четко выделяется главная полоса расселения, которая тянется клином от западных границ, переходя за Уралом в узкую полосу вдоль южных границ. Плотность населения в европейской части – человек и 10 – в Сибири. Четко выделяется главная полоса расселения, которая тянется клином от западных границ, переходя за Уралом в узкую полосу вдоль южных границ. Плотность населения в европейской части – человек и 10 – в Сибири. Наиболее плотно заселены ареалы вокруг крупных городов, таких как Москва, Казань, Ростов-на-Дону, Новороссийск, где плотность более 100 чел/кв.км. Наиболее плотно заселены ареалы вокруг крупных городов, таких как Москва, Казань, Ростов-на-Дону, Новороссийск, где плотность более 100 чел/кв.км. Более высокой плотностью, чем в целом по России, выделяются территории в долинах рек. Более высокой плотностью, чем в целом по России, выделяются территории в долинах рек.


«Размещение населения», 9 класс Пунсонами разной величины показаны населенные пункты с численностью населения от 4 млн.и выше до менее 100 тыс.человек. Пунсонами разной величины показаны населенные пункты с численностью населения от 4 млн.и выше до менее 100 тыс.человек. Наибольшее количество городов, в том числе и городов-миллионеров, расположено в главной полосе расселения. Наибольшее количество городов, в том числе и городов-миллионеров, расположено в главной полосе расселения.


«Размещение населения», 9 класс Способом ареалов показаны на территории России районы с разной степенью благоприятности условий жизни людей. Способом ареалов показаны на территории России районы с разной степенью благоприятности условий жизни людей. Эти районы сменяют друг друга, в основном, с севера на юг, протянувшись в широтном направлении. Эти районы сменяют друг друга, в основном, с севера на юг, протянувшись в широтном направлении. Самый благоприятный район занимает небольшую по площади территорию на западе страны, протянувшись с севера на юг по линии Псков-Москва-Липецк – Воронеж-Дербент Самый благоприятный район занимает небольшую по площади территорию на западе страны, протянувшись с севера на юг по линии Псков-Москва-Липецк – Воронеж-Дербент


Работа с различными текстами Прочтите описание степи (тайги, тундры) – А.П. Чехов «Степь»,Н.В. Гоголь «Тарас Бульба», И.С.Тургенев «Записки охотника», А.Леонов «Русский лес», К. Паустовский «Мещерская сторона», соотнесите информацию с тем, что уже известно вам об этих природных зонах. На основе описаний из различных источников составьте характеристику природной зоны. Чем можно объяснить ее особенности? Прочтите описание степи (тайги, тундры) – А.П. Чехов «Степь»,Н.В. Гоголь «Тарас Бульба», И.С.Тургенев «Записки охотника», А.Леонов «Русский лес», К. Паустовский «Мещерская сторона», соотнесите информацию с тем, что уже известно вам об этих природных зонах. На основе описаний из различных источников составьте характеристику природной зоны. Чем можно объяснить ее особенности? Покажите различия в передаче географической информации посредством художественно-публистических и учебных текстов, данных в учебнике и у писателя В.Арсеньева «В дебрях Уссурийского края». Покажите различия в передаче географической информации посредством художественно-публистических и учебных текстов, данных в учебнике и у писателя В.Арсеньева «В дебрях Уссурийского края». Сопоставь описание прикаспийской низменности (Л.Н. Гумилев «От Руси к России») с описанием в БСЭ. Объясни причины произошедших изменений. Сопоставь описание прикаспийской низменности (Л.Н. Гумилев «От Руси к России») с описанием в БСЭ. Объясни причины произошедших изменений.


Эссе Эссе Эссе (от фр. Essai)- прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, представляющее в непринужденной форме общие или предварительные соображения по конкретному поводу, вопросу и заведомо не претендующее на их исчерпывающую трактовку. Эссе (от фр. Essai)- прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, представляющее в непринужденной форме общие или предварительные соображения по конкретному поводу, вопросу и заведомо не претендующее на их исчерпывающую трактовку.


Синквейн- «белый стих», требующий синтеза информации в кратких выражениях. Синквейн (от фр. Пять) – 5 строк Существительное Существительное (тема) (тема) Прилагательное Прилагательное Прилагательное Прилагательное (описание темы) (описание темы) Глагол Глагол Глагол Глагол Глагол Глагол (описание действия) (описание действия) Ф р а з а Ф р а з а (отношение к теме) (отношение к теме) Существительное Существительное (синоним, определяющий суть темы) (синоним, определяющий суть темы)




Синквейн Тема «Почва» 8 класс Тема «Почва» 8 класс Почва Почва Плодородная структурная Плодородная структурная Образуется медленно имеет строение Образуется медленно имеет строение питает растения питает растения Величайшее природное богатство Величайшее природное богатство «Зеркало природы» «Зеркало природы»

Департамент образования г. Москвы Московский институт открытого образования Методическая лаборатория географии http://geo.metodist.ru ГЕОГРАФИЯ. 7 класс. Панасенкова Ольга Алексеевна, методист методической лаборатории географии, к.п.н. Тема: Северная Америка (15 - 25 часов) Темы уроков Северная Америка: географическое положение, история исследования, рельеф и полезные ископаемые (1 – 2 ч) Климат, внутренние воды (1 ч) Природные зоны, изменения природы (1 ч) Население и страны. Канада (1 ч) США (1 ч) Содержан ие уроков (ведущие содержате льные идеи) - Северный материк: расположение целиком в Северном полушарии - Вытянутость с севера на юг: на севере пересекается Северным полярным кругом, на юге – Южным тропиком разнообразие природных условий - История открытия и освоения: роль викингов, Испании (Кортес), Франции, Великобритании, России (Аляска) -Климатообразующие факторы: вытянутость по широте – разнообразие климатов (от арктического до субэкваториального). Особенности рельефа – свободное проникновение арктического воздуха на юг, а тропического на север. Особенности циркуляции воздушных масс: на западе умеренного пояса зимы мягче и осадков больше, чем на востоке - Факторы, определившие рисунок природных зон: северная, центральная и южная части материка. Особенности зоны тундры, тайги, смешанных и широколиственных лесов, степей (прерий), пустынь, саванн, переменно-влажных лесов - Изменение природы человеком: добыча полезных ископаемых, распашка земель, - Численность (третье место после Евразии и Африки), состав (коренное население и переселенцы) и размещение населения. - Политическая карта материка. Самые развитые страны мира – Канада, США; Мексика – страна древней индейской культуры; небольшие государства Центральной Америки и островов Карибского моря – «банановые республики» - Три части территории (Аляска, Гавайские острова, остальные 48 штатов). Разнообразие природы: от арктических пустынь Аляски до переменновлажных лесов Флориды, от высоких гор (Кордильеры с высочайшей точкой 6194 м) до приморских низменностей. - Освоение территории европейцами: путь от Атлантики до Тихого океана. Департамент образования г. Москвы Московский институт открытого образования - Внутренние силы как фактор формирования рельефа. Закономерность размещения крупных форм рельефа: в основе древняя Североамериканская платформа преобладание равнин; складчатые области на западе и востоке горные пояса Кордильер и Аппалачей. Граница Североамериканской и Тихоокеанской литосферных плит – землетрясения и вулканы на Западе. Закономерности размещения месторождений полезных ископаемых. - Внешние силы как фактор формирования рельефа. Роль древнего оледенения в создании рельефа северной части материка. - Оценка рельефа разных частей материка с позиций жизни и (сравнение климата полуостровов Аляска и Лабрадор); на востоке тропического пояса осадков больше, чем на западе (сравнение климата полуостровов Флорида и Калифорния). - Неблагоприятные климатические явления: ураганы, торнадо, засухи, суховеи, пыльные бури - Внутренние воды: характер течения, питание и режим крупнейших рек бассейна Северного Ледовитого, Атлантического, Тихого океанов. Великие озера - Оценка климата и внутренних вод разных частей материка с позиций жизни и хозяйственной деятельности человека Методическая лаборатория географии http://geo.metodist.ru вырубка лесов, прокладка дорог и трубопроводов, застройка. Охраняемые территории: первый в мире заповедник и первый в мире национальный парк - Канада – вторая по площади страна мира. Географическое положение: северная страна. Природа, население и хозяйство: Большая часть территории – нетронутая природа (арктические пустыни, тундра, тайга) с очагами добычи полезных ископаемых, лесозаготовок. Юго– запад: посевы пшеницы, животноводство. Юг вдоль границы с США крупнейшие города. Франко- и англоканадцы - Разнообразие этнического состава населения: «плавильный котел наций». Расселение населения: резкое преобладание городского населения; сельское население: фермеры - США – самое развитое государство мира. Внутренние различия: СевероВосток – большая плотность населения, самые старые города; Центральные равнины – «хлебная корзина», Великие равнины и Кордильеры – животноводство, добыча полезных ископаемых, национальные парки; Тихоокеанское побережье: большая плотность населения, садоводство, научные разработки, индустрия кино; Аляска: нетронутая природа и добыча полезных Департамент образования г. Москвы Московский институт открытого образования Методическая лаборатория географии http://geo.metodist.ru хозяйственной деятельности человека Основные требовани як подготовке учащихся – предметны е умения - Характеризовать географическое положение материка - Делать вывод о влиянии географического положения материка на его природу - Выявлять зависимость между строением земной коры материка и его рельефом по картам, объяснять закономерности распространения месторождений полезных ископаемых ископаемых; Гавайские острова: туризм - Объяснять влияние климатообразующих факторов на климат материка с помощью карт - Определять типы климата материка по климатограммам - Объяснять влияние рельефа и климата на внутренние воды материка - Объяснять расположение природных зон - Устанавливать взаимосвязь компонентов зональных природных комплексов - Оценивать природные условия с позиций жизни и хозяйственной деятельности человека Метапредметные умения:  ставить учебную задачу под руководством учителя,  планировать свою деятельность под руководством учителя,  оценивать работу одноклассников,  выявлять причинно-следственные связи,  определять критерии для сравнения фактов, явлений,  анализировать связи, соподчинения и зависимости компонентов,  работать с текстом: составлять логические цепочки, таблицы, схемы,  создавать объяснительные тексты  выслушивать и объективно оценивать другого, - Давать характеристику расового и этнического состава населения материка - Объяснять особенности размещения населения - Раскрывать своеобразие страны, устанавливать причинноследственные связи между ее природой, населением и хозяйством - Раскрывать своеобразие страны, устанавливать причинноследственные связи между ее природой, населением и хозяйством Департамент образования г. Москвы Московский институт открытого образования  Методическая лаборатория географии http://geo.metodist.ru уметь вести диалог, вырабатывая общее решение. Практичес кие работы Номенкла тура, персонали и Элементы  Построение профиля рельефа по параллели 40º с.ш. с соблюдением горизонтального и вертикального масштабов  Сравнение климата полуостровов Флорида и Калифорния, Аляска и Лабрадор и объяснение причин выявленных различий Реки: Миссисипи, Миссури, Святого Лаврентия, Маккензи, Колумбия, Колорадо. Озера: Великие (Верхнее, Мичиган, Гурон, Эри, Онтарио), Большое Соленое, Виннипег  Выявление и объяснение причин, влияющих на смену природных зон по параллели 40 ºс.ш.  Составление комплексной страноведческой характеристики Канады  Составление маршрута путешествия по США Полуострова: Йеллоустонский Канада, Монреаль, Нью-Йорк, ЛосФлорида, Калифорния, национальный парк Торонто, Оттава Анджелес, СанАляска, Лабрадор, Франциско, Юкатан; заливы: Вашингтон, Чикаго Мексиканский, Гудзонов, Калифорнийский, Аляска; острова: Канадский Арктический архипелаг, Антильские, Ньюфаундленд, Бермудские, Багамские, Алеутские; каналы: Панамский; горы: Кордильеры (в том числе Скалистые горы и Береговые хребты), Аппалачи; равнины: Великие, Центральные, Миссисипская низменность Географические особенности природы материков и океанов. Географическая специфика отдельных стран. Результаты Департамент образования г. Москвы Московский институт открытого образования содержани я, проверяем ые ЕГЭ Методическая лаборатория географии http://geo.metodist.ru выдающихся географических открытий и путешествий. Задания для текущего контроля 1. Определите географический объект, имеющий координаты: 23°с. ш. и 83° з.д. Название объекта: 2. Используя данные таблицы, определите верное высказывание. Населенный пункт Т ср. января, ºС Т ср. июля, ºС А В С -12 0 +20 +20 +25 +29 Среднегодовое количество осадков, мм 1090 927 1483 1) Пункт А расположен в умеренном поясе 2) Пункт В расположен в экваториальном поясе. 3) Пункт С расположен дальше от побережья океана, чем пункт В 4) На климат пункта А оказывает влияние теплое течение 3. Используя данные таблицы, определите, в каком населенном пункте годовая амплитуда температуры наибольшая: 1) А 2) В 3) С 4. В каждой паре подчеркните географический объект, расположенный восточнее: 1) полуостров Лабрадор – полуостров Юкатан 2) река Юкон – река Маккензи 3) Мексиканский залив – Калифорнийский залив 4) город Вашингтон – город Чикаго 5. Расположите формы рельефа Северной Америки с запада на восток. Департамент образования г. Москвы Московский институт открытого образования Методическая лаборатория географии http://geo.metodist.ru 1) Миссисипская низменность; 2) Великие равнины; 3) Аппалачи 6. Установите соответствие между страной и географическим объектом. СТРАНА 1) Мексика 2) США 3) Канада ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ ОБЪЕКТ А) Большое Соленое озеро Б) озеро Виннипег В) остров Ньюфаундленд 7. Установите связи между климатообразующими факторами и их следствием для климата Северной Америки. ФАКТОР СЛЕДСТВИЕ 1) Горы расположены на западе и востоке А) Материк расположен во всех климатических поясах материка кроме экваториального 2) Материк вытянут по широте от 9º с.ш. Б) Средние январские температуры и среднегодовое до 72º с.ш. количество осадков на полуострове Аляска выше, 3) Вдоль западных берегов материка в умеренном чем на полуострове Лабрадор поясе протекает теплое течение В) Арктические воздушные массы свободно перемещаются на юг, а тропические 8. Определите по описанию страну. на север. Здесь расположены высочайшие действующие вулканы; вблизи одного из них находится современная столица страны, расположенная там же, где находилась столица индейского государства. В состав этой страны входит полуостров, одноименный с заливом и штатом США. Ответ: 9. Определите по описанию город. Этот город расположен на берегу океана, его территория занимает как берег материка, так и острова. Это один из крупнейших городов страны и мира, но не столица. Столица государства расположена тоже на побережье океана, к югу от этого города. Ответ: Департамент образования г. Москвы Московский институт открытого образования Методическая лаборатория географии http://geo.metodist.ru 10. Сравните Канаду и США с точки зрения благоприятности природных условий для жизни и деятельности человека.

" Определение целей обучения (деятельностный подход)", Ким Э.В., Крылов А.И.

Предметные результаты изучения предметной области «Общественно-научные предметы»

СИСТЕМА ОСНОВНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ. Фундаментальное ядро содержания общего образования

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Определение целей обучения (деятельностный подход) Э.В. Ким, А.И. Крылов методическая лаборатория географии МИОО http://geo.metodist.ru “Великая цель образования - это не знания, а действия” Герберт Спенсер

Деятельностный поход в обучении. Деятельностный подход предполагает, что человек в процессе обучения должен не выучить что-то, а научиться чему-то, т.е. научиться осуществлять деятельность. На первый план здесь выходит деятельность, а знания являются условием выполнения этого дела. Задачей обучения является формирование способов действий, обеспечивающих результат учебной деятельности и способствующих развитию ключевых компетенций. В современном понимании знать – значит с помощью знаний осуществлять определенную деятельность, а не только помнить определенные знания.

Деятельностный подход в обучении. Деятельность преподавателя заключается не в «передаче» знаний, а в проектировании учебной деятельности, организации учебной деятельности, управлении учебной деятельностью.

Ясное определение целей обучения служит основой для оценки результатов обучения, для определения содержания и методов обучения, для активизации учебной работы обучаемых, превращения их в сознательных участников учебного процесса, а в конечном итоге - развитию личности учащегося.

Почему важно определение целей обучения Причина 1 . Ясное описание целей обучения помогает ученику сконцентрировать внимание на существенных сторонах учебного материала, сознательно направлять усилия на достижение целей в процессе обучения.

Почему важно определение целей обучения Причина 2 . Без явно заданных целей обучения трудно определить, научились ли учащиеся тому, что от них требуется.

Что значит “хорошо определить” цели обучения? Четко сформулировать: ясность «исполнения» - что именно сможет сделать обучаемый? определенность условий – при каких условиях он это сможет делать? информация о критериях – насколько хорошо он это сможет делать?

«Ясность исполнения» Формулировка цели всегда сообщает о том, что может сделать обучаемый. Она описывает процесс (выбирать) или результат исполнения (привести примеры) действий ученика, соответствующих поставленной цели.

Практикум (пример) Требования Стандарта: «В результате изучения географии ученик должен знать и понимать различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения» Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования, Часть 1.

Требования с ясно сформулированным исполнением "После изучения курса географии основной школы учащиеся могут: перечислить не менее трех отличий и сходства плана, глобуса и карты; указать в полученном списке географических карт те из них, которые относятся к тематическим, общегеографическим или являются планом местности; написать названия не менее десяти общих условных знаков и элементов для географической карты, плана и глобуса, и указать их роль в чтении географической карты, плана или глобуса; распознавать условные знаки (элементы легенды) на географической карте, плане, глобусе; соотносить объекты, отображённые на географической карте, плане, глобусе с их фотоизображениями; перечислить не менее трех способов картографического изображения объектов; обосновать принципы выбора картографического источника для решения поставленных учебных задач.

Описание действия Слова, описывающие " исполнение" "состояние" Перечислять Понимать Выбирать Знать Выделять Уметь Указывать Обладать Демонстрировать Ценить Написать Видеть Приводить примеры

Практикум (второй пример) «В результате обучения географии ученик должен знать и понимать специфику географического положения Российской Федерации». Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Часть I , «Основное общее образование»

Практикум (продолжение) Требования с ясно сформулированным исполнением Назвать и показать на карте крайние точки России; Рассчитать протяжённость территории с запада на восток и с севера на юг; Привести не менее четырёх примеров государств сопоставимых по площади с Россией; Перечислить и показать на карте страны, граничащие с РФ на суше; Назвать и показать по карте по две страны, граничащих с Россией на западе, юге и востоке. Обозначить их на контурной карте Привести не менее двух аргументов, подтверждающих, что Россия – северная страна; Дать оценку границ России с позиции безопасности или благоприятности для связи с другими странами; Отличать в представленном тексте определения местного, поясного и декретного времени; Привести не менее трёх причин по которым без учёта часовых поясов не может развиваться хозяйство страны; Сделать вывод о причинах, позволяющих назвать географическое положение России уникальным.

«Определенность условий» Формулировка цели сообщает (если это необходимо), при каких условиях ученик может исполнить заданное действие.

Условия исполнения " Обучаемый может определить показатель специализации экономического района по какому-либо виду продукции ". (Из программы…)

Определенность условий исполнения Обучаемый может определить показатель специализации экономического района по какому-либо виду продукции страны с помощью формулы, где П - доля продукции района в общем производстве страны (по данной отрасли); Н – доля населения района в общем населении

Определенность условий исполнения Сопоставив физическую карту и карту плотности населения определить закономерности … Используя политическую карту мира и таблицу статистических данных «Доля с\х в ВВП стран мира» определите …

«Информация о критериях» Формулировка цели сообщает (если это возможно), насколько хорошо может быть выполнено задание (каков его приемлемый уровень).

Критерии Перечислить не менее 3 отличий плана, карты и глобуса Привести не менее 3 аргументов, подтверждающих, что Россия – северная страна Сопоставить название страны с её столицей в списке из 30 пар названий за 10 минут ».

Таким образом, хорошо сформулированные цели обучения определяют… Что должен исполнить обучаемый, чтобы продемонстрировать успешность обучения? Какими источниками при этом может и/или не может пользоваться обучаемый? По каким параметрам определить, что исполнение действительно успешно, а цель обучения достигнута?

Практикум «В результате обучения географии ученик должен знать и понимать производственный потенциал машиностроения, географию отрасли, географические проблемы и перспективы развития». Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Часть I , «Основное общее образование»

Практикум. Примеры определения целей обучения Привести не менее трёх примеров наукоёмких, трудоёмких, металлоёмких отраслей машиностроения; Назвать и показать на экономической карте РФ основные районы и крупные центры автомобилестроения; Написать вывод (или привести не менее тех аргументов) о причинах выделения машиностроения как ведущей отрасли промышленности страны.

Э.В. Ким А.И. Крылов [email protected] [email protected] http://geo.metodist.ru

Предварительный просмотр:

Предметные результаты изучения предметной области «Общественно-научные предметы» должны отражать:

География:

1) формирование представлений о географиии, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны , в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;

2) формирование первичных компетенций использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нём;

3) формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах её географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;

4) овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды , в том числе её экологических параметров;

5) овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из языков международного общения;

6)овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;

7) формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

8) формирование представлений об особенностях деятельности людей ведущей к возникновению и развитию или решению экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде (ФГОС ООО с.11-13).

Предварительный просмотр:

СИСТЕМА ОСНОВНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

Фундаментальное ядро содержания общего образования (с.21-24)

Геoграфия

Пояснительная записка

Изучение географии в школе позволяет сформировать комплексное, системное и социально ориентированное представление о Земле как планете людей, являющееся одной из основ практической повседневной жизни. География — единственная наука, изучающая природные и общественные явления, структуру, функционирование и эволюцию географической оболочки в целом, отдельных ее частей, природных и природно-общественных геосистем и их компонентов в целях научного обоснования территориальной организации общества. Кроме того, география — единственная наука, которая знакомит учащихся с территориальным (региональным) подходом как особым методом научного познания и инструментом воздействия на природные и социально-экономические процессы.

Изучение курса географии в школе обеспечивает удовлетворение интеллектуальных потребностей индивида в знании природы, населения и хозяйства Земли (повышение уровня культуры в обществе), ознакомление с сущностью природных и техногенных процессов в целях личной безопасности.

Основные цели изучения географии в школе:

· познание на конкретных примерах многообразия современного географического пространства на разных его уровнях (от локального до глобального), что позволяет формировать географическую картину мира;

· познание характера, сущности и динамики главных природных, экологических, социально-экономических, социальных, геополитических и иных процессов, происходящих в географическом пространстве России и мира;

· понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития, значения охраны окружающей среды и рационального природопользования, осуществления стратегии устойчивого развития в масштабах России и мира;

· понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в связи с природными, социально-экономическими и экологическими факторами, зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических условий проживания;

· глубокое и всестороннее изучение географии России, включая ее геополитическое положение, природу, население, хозяйство, регионы, особенности природопользования в их взаимозависимости.

Методы научного географического познания

Система географических наук. История изучения Земли и развитие географии. Выдающиеся географические открытия. Знаменитые путешественники и исследователи. Глобус, географическая карта и план местности: различия по содержанию и масштабу, способам картографического изображения. Географические координаты. Аэрофотоснимки и космические снимки. Ориентирование на местности. Геоинформационные системы.

Географические методы изучения окружающей среды. Наблюдение, описание, измерение, эксперимент, моделирование.

Земля и Вселенная

Земля — часть Солнечной системы. Форма и размеры Земли. Причины смены дня и ночи, времен года. Пояса освещенности. Часовые пояса.

Литосфера

Внутреннее строение Земли и литосферы. Минералы, горные породы, полезные ископаемые. Геологическая история Земли. Зависимость рельефа от строения земной коры. Внутренние и внешние процессы, изменяющие поверхность Земли. Неблагоприятные и опасные явления в литосфере, меры предупреждения и борьбы с ними. Человек и литосфера.

Атмосфера

Состав и строение атмосферы. Радиационный баланс Земли. Атмосферное давление, ветры, осадки. Метеорологические приборы. Воздушные массы, погода и климат. Распределение тепла и влаги на поверхности Земли. Климатообразующие факторы, климатические пояса. Неблагоприятные и опасные климатические явления. Прогноз погоды. Человек и климат.

Гидросфера

Состав и строение гидросферы. Круговорот воды в природе. Мировой океан. Воды суши. Неблагоприятные и опасные явления в гидросфере, меры предупреждения и борьбы с ними. Мировой океан и его роль в формировании климатов Земли. Человек и гидросфера.

Биосфера

Определение и границы биосферы. Возникновение жизни. Биологический круговорот веществ. Широтная и высотная зональность растительного, почвенного покрова и животного мира, хозяйственной деятельности людей.

Человек и биосфера

Почвенный покров (педосфера). Почва как естественноисторическое образование. Строение и плодородие почвы. Главные факторы почвообразования, основные зональные типы почв. Человек и почвенный покров.

Географическая оболочка, географическая среда и территориальные комплексы

Строение, основные свойства и закономерности географической оболочки. Географическая зональность и секторность природы материков. Территориальные комплексы: природные, природно-антропогенные, антропогенные. Состав, строение и свойства природных комплексов суши и океана. Человек и географическая среда: взаимовлияние и взаимозависимость.

Природа и человеческое общество

Роль географической среды в жизни человека и развитии общества. Адаптация человека к окружающей среде.

Природные условия и природные ресурсы. Виды природных ресурсов, их классификации. Рациональное и нерациональное природопользование. Взаимовлияние хозяйственной деятельности человека и природы. Геоэкология. Ландшафтное планирование. Проблема сохранения ландшафтного и культурного разнообразия на Земле. Особо охраняемые природные территории и объекты Всемирного природного и культурного наследия. Стратегия устойчивого развития. Ноосфера. Географическая экспертиза и мониторинг.

Население

Динамика населения Земли, отдельных регионов и стран. Размещение населения. География рас, народов и религий. Миграции населения. Города и сельская местность. Урбанизация. Условия и образ жизни людей в различных типах поселений. География рынка труда и занятости. География качества жизни населения.

География мирового хозяйства

Географическая модель глобальной экономики, ее отраслевая и территориальная структура. Основные отрасли и регионы. Взаимообусловленность особенностей природы, размещения населения и хозяйства. Географические следствия глобализации.

Регионы и страны мира

Политическая карта мира, этапы формирования. Типологии современных государств. Геополитика. Комплексная географическая характеристика и различия крупнейших регионов и стран мира, в том числе своей Родины. Россия в мире.

Глобальные проблемы человечества

Сущность глобальных проблем, их взаимосвязь и географические аспекты.


Похожие статьи

© 2024 liveps.ru. Домашние задания и готовые задачи по химии и биологии.