Коммуникативные особенности творческих людей.

Нейробиология рисует сложную картину творческого потенциала. Ученые теперь понимают, что природа креативности гораздо сложнее, чем различия в право- или левосторонней ориентации мозга (левое полушарие = рациональное и аналитическое, правое = творческое и эмоциональное). На самом деле, творчество, как полагают, связано с рядом познавательных процессов, нервных импульсов и эмоций, и мы до сих пор не имеем полного представления о том, как работает творческий разум.

С психологической точки зрения творческие типы личности с трудом поддаются определению. Они сложны, парадоксальны и, как правило, избегают рутины. И это не просто стереотип «замученного художника». Исследования показали, что креативность предполагает взаимодействие множества черт характера, поведения и социальных влияний в одном лице.

«На самом деле творческим людям тяжелее узнать себя, потому что они сложнее, чем нетворческие », - рассказал Huffington Post Скотт Барри Кауфман, психолог из Университета Нью-Йорка, который провел годы исследования творческого потенциала. «Что самое парадоксальное в творческой личности...у этих людей более хаотичный ум ».

Нет никакого «типичного» портрета творческой личности, но есть характерные особенности в поведении творческих людей. Вот 18 пунктов, которые им свойственны.

Они мечтают

Творческие личности это мечтатели, несмотря на то, что их школьные учителя, возможно, говорили, что мечтать это пустая трата времени.
Кауфман и психолог Ребекка Л. Макмиллан, она же соавтор документа под названием «Ода положительной созидательной мечтательности », считают, что блуждание ума способно помочь в процессе «творческой инкубации ». И, конечно, многие по опыту знают, что лучшие идеи посещают нас, когда мысленно мы находимся совсем в другом месте.

Нейробиологи обнаружили, что воображение включает те же мозговые процессы, которые связаны с фантазией и творчеством.

Они все замечают

Творческий человек видит возможности повсюду и постоянно впитывает информацию, которая становится пищей для творческого самовыражения. Как часто цитируют Генри Джеймса, писатель это тот, от кого «ничего не ускользает» .

Джоан Дидион всегда носила с собой блокнот и говорила, что она записывает наблюдения о людях и событиях, которые, в конечном счете, помогают ей лучше понять сложности и противоречия собственного ума.

У них свои часы работы

Многие великие мастера признаются, что свои лучшие работы они создают либо очень рано утром, либо поздно вечером. Владимир Набоков начинал писать сразу после того как просыпался в 6 или 7 утра, а Фрэнк Ллойд Райт взял за привычку просыпаться в 3 или 4 часа утра и работал в течение нескольких часов перед тем, как отправиться обратно в постель. Люди с высоким творческим потенциалом не придерживаются стандартного распорядка дня.

Они находят время для уединения

«Чтобы быть открытым для творчества, нужно иметь способность к конструктивному использованию уединения. Надо преодолеть страх перед одиночеством» , - писал американский экзистенциальный психолог Ролло Мэй.

Художники и креативщики часто стереотипно воспринимаются как одиночки, хотя на самом деле они ими могут и не быть. Уединение может быть ключом к созданию лучших работ. Кауфман связывает это с воображением - мы должны дать себе время просто помечтать.

«Вам нужно войти в контакт с внутренним голосом, чтобы иметь возможность самовыразиться. Сложно услышать свой внутренний творческий голос, если вы... не в контакте с самим собой и не размышляете о себе» , - говорит он.

Они «переваривают» жизненные преграды

Многие из самых культовых историй и песен всех времен творили под воздействием душераздирающей боли. Часто проблемы становились катализатором для создания выдающихся произведений. В психологии это называют посттравматическим ростом, который предполагает, что люди в состоянии использовать свои тяготы и ранние жизненные травмы для существенного творческого роста. Исследователи обнаружили, что травма может помочь человеку преуспеть в межличностных отношениях, в удовлетворенности жизнью, в росте духовности, личной силы и в открытии новых возможностей.

Они в поиске новых впечатлений

Творческие люди любят испытывать новые впечатления, ощущения и состояния ума, и это немаловажный предопределяющий фактор для творческого результата.

«Открытость новым переживаниям это самый сильный предиктор творческих достижений », - говорит Кауфман. «Здесь множество различных взаимосвязанных аспектов: интеллектуальная любознательность, поиск острых ощущений, открытость для эмоций и воображения. А все вместе - это двигатель для познания и исследования мира, как внутреннего, так и внешнего» .

Они терпят неудачу

Стойкость - практически необходимое качество для творческого успеха, говорит Кауфман. Неудача часто подстерегает творческого человека, как минимум, несколько раз, но креативщики - по крайней мере, успешные - учатся не сокрушаться по этому поводу.

«Творческие люди терпят неудачу, а по-настоящему хорошие терпят ее часто» , - написал в Forbes Стивен Котлер в отрывке о творческом гении Эйнштейна.

Они задают важные вопросы

Творческие люди ненасытно любознательны. Они, как правило, предпочитают исследовать жизнь и даже когда взрослеют, сохраняют интерес первооткрывателя. Через активные беседы или индивидуальные умственные размышления креативщики, глядя на мир, постоянно задают себе массу вопросов.

Они наблюдают за людьми

Природная наблюдательность и интерес к жизни других людей иногда помогает генерировать лучшие из идей.

«Марсель Пруст почти всю свою жизнь провел, наблюдая за людьми, он записывал свои замечания, и это нашло выход в его книгах» , - говорит Кауфман. «Для многих писателей очень важно наблюдение за людьми...».

Они рискуют

Отчасти творческая деятельность требует рискованности, и многим преуспевающим творческим личностям приходится рисковать в различных аспектах жизни.

«Существует глубокая и значимая связь между принятием риска и творчеством и это часто упускается из виду », - пишет Стивен Котлер в Forbes. «Творчество это акт создания чего-то из ничего. Оно требует обнародования того, что сначала существовало лишь в воображении. Такое занятие не для робких. Потраченное впустую время, запятнанная репутация, напрасно потраченные деньги - ... Это все побочные явления, когда творчество идет наперекосяк ».

Они все в жизни рассматривают как возможность для самовыражения

Ницше считал, что жизнь и мир следует рассматривать как произведение искусства. Творческие личности постоянно ищут возможности для самовыражения в повседневной жизни.

«Творческое выражение - это самовыражение. Творческий потенциал это не что иное, как частное выражение Ваших потребностей, желаний и уникальности» , - говорит Кауфман.

Они следуют своей истинной страсти

Творческие люди, как правило, имеют внутреннюю мотивацию. Это означает, что они действуют, руководствуясь каким-то внутренним желанием, а не стремлением к внешнему вознаграждению или признанию.

Психологи говорят, что творческие люди возбуждаются захватывающими видами деятельности, а это признак внутренней мотивации. Исследования показывают, что простые размышления о собственных причинах к деятельности могут быть достаточно стимулирующими, чтобы повысить творческий потенциал.

Они выходят за границы собственного разума

Кауфман утверждает, что способность мечтать еще необходима для того, чтобы помочь нам выйти за пределы привычного видения и исследовать другие способы мышления, которые могут быть важным активом для творчества.

«Мечтательность развивается, чтобы позволить нам отпустить настоящее », - говорит Кауфман. «Сеть мозга, связанная с мечтательностью, это сеть мозга, связанная с теорией разума. Мне нравится называть ее «сетью воображения» - она позволяет вам представить себя в будущем, а также представить чужие мысли» .

Они теряют чувство времени

Творческие личности могут обнаружить, что, когда они пишут, танцуют, рисуют или еще как-то самовыражаются, они оказываются «в состоянии потока », который помогает им творить на самом высоком уровне. Это психическое состояние, когда человек выходит за пределы сознательной мысли, чтобы достичь состояния повышенной концентрации и спокойствия. Тогда он практически не подвержен ни внутренним, ни внешним раздражителям, которые могут помешать его деятельности.

Вы оказываетесь «в состоянии потока », когда занимаетесь тем, что вам очень нравится, от чего чувствуете себя хорошо.

Они окружают себя красотой

Творцы, как правило, обладают превосходным вкусом и любят находиться в красивом окружении.

Исследование, недавно опубликованное в журнале «Psychology of Aesthetics, Creativity, and the Arts», показало, что музыканты, в том числе преподаватели музыки и солисты, демонстрируют высокую чувствительность и восприимчивость к художественной красоте.

Фактруму стало интересно, что же представляют собой такие нестандартно мыслящие люди, и с помощью ученых мы установили некоторые их черты.

1. Творческие личности постоянно витают в облаках

Если наблюдать за ними в шумной компании, где все общаются и веселятся, они будут сидеть в углу комнаты, что-то писать, рисовать, о чем-то размышлять. В школе такие дети могут замечтаться на уроке геометрии, пока Мария Ивановна объясняет теорему Пифагора. Они часто уходят в себя, забывая обо всем на свете, и именно в такие мгновения в их голове рождаются гениальные мысли.

2. Они хорошие наблюдатели, и у них неплохо получается анализировать то, что происходит вокруг

Источником новых идей для них может послужить что угодно: пейзажи, здания, элементы одежды или декора. Зацепившись за какую-нибудь мелочь, такие люди создадут шедевр, превратят слово в целую историю.

3. Распорядка дня не существует

Просыпаться в 7, обедать в полдень, полдничать в 16, ужинать в 19 и ложиться спасть в 22 - точно не удел творческих личностей. Они будут работать, когда захотят, поедят, если подвернется случай (а могут и совсем об этом забыть), и будут спать на чем угодно и как угодно - хоть за письменным столом.

4. Они обожают уединение

Многие боятся одиночества, но только не творческие создания. Для них это способ укрыться от агрессии окружающего мира, от формальностей, царящих в обществе. Оставшись наедине с собой, зная, что никто не потревожит и не прогонит их музу, творческие личности могут спокойно наслаждаться настоящим.

5. Им всегда хочется испытать что-то новое

Рутина - что это? Творческие люди об этом никогда не сышали. Однообразный ритм жизни - «работа - дом - сон» - самое страшное, что может с ними случиться. Им нужен адреналин, нужны движение, новые эмоции.

6. Они не боятся рисковать

Чтобы придумать что-то новое, порой нужно совершать неожиданные поступки, ставить все на карту. Чего бы это ни касалось: работы, личной жизни. Нельзя же создать что-то необычное, не рискнув.

7. Для них неудачи и промахи - огромная мотивация

Жизнь, как мы знаем, в черно-белую полоску. За невероятным успехом может следовать грандиозный провал. Все гениальные изобретатели и художники когда-нибудь да испытывают сомнения, ошибаются. Но, если другие забросили бы дело на полпути, не увидев вразумительных результатов, творческие люди все так просто не оставят. Безусловно, настойчивость свойственна не только нестандартно мыслящим личностям, но для последних это качество очень важно.

8. Они делают то, что их вдохновляет

Важнее всего для творческих людей - делать то, что действительно нравится. Не нужно им никакого признания. И придумывать что-то из-под палки они тоже не будут. Свобода создавать все новое и новое, работать все лучше и лучше - в этом счастье.

9. Творческие личности часто ставят себя на место других

Ведь это так интересно - познать еще чью-то философию, посмотреть на мир с другой точки зрения. На мгновение начать думать как другой человек - отличный способ саморазвиваться, а также учиться понимать окружающих.

10. Они замечают все

Эти люди обладают способностью соединять части в единое целое. Видят то, что не видят остальные, и используют свои наблюдения, чтобы лучше понять сущность того или иного явления.

Без таких людей мир был бы более скучным и тоскливым. Творческие личности побуждают нас развиваться, меняют нас в лучшую сторону. Говорить, что они на 100% отличаются от «нетворческих», неверно - просто у них есть желание создавать что-то новое. А оригинальничать и пытаться изобрести неизобретенное можно и нужно всем.

С детства нам твердят, что нужно вести себя хорошо, слушаться родителей, уважать старших, следовать советам, и всё будет так хорошо, как и представить себе нельзя. Потом мы идем в школу, и общество вносит коррективы в наши представления, предоставляя выбор: бороться за индивидуальность или не выделяться из толпы, чтобы стать менее заметным.

Индивидуальность берет верх и зачастую делает ребёнка объектом для насмешек. И вот, уже будучи студентом, человек либо начинает бояться своего потенциала и прячет его подальше от себя, либо прячет своё творчество от окружающих в страхе, что им будут гнушаться все, кому доведется с ним ознакомиться. Узнали себя? Тогда здесь девять причин, почему вам нелегко жить в ладу с окружающим миром.

  • Право обрезать веревку всегда за тем, кто её подвесил

Другими словами, вы бросаете вызов всему, что видите вокруг себя, и для вас это естественная реакция на конформизм и утилитарность. Таким образом, по теории многоуважаемого Михаила Афанасьевича Булгакова, вы подвешиваете веревку, и право обрезать ее, то есть показать окружающим, насколько обыденны их представления, просты души и незатейливы мысли, остается за вами. Вам скучно с миром, миру некомфортно с вами.

Однако стремление к тому, чтобы быть комфортным, зачастую оказывается последним в списке творческого человека
  • Режим нон-стоп

Жить по нормальным человеческим законам, а именно ложиться вечером, вставать рано утром, ходить на работу/учебу/стажировку оказывается для вас чем-то таким же сложным, как законы физики или исследования в робототехнике. Вам нравится творить до поздней ночи, затем спать до полудня, пить много кофе, встречаться с новыми людьми, постоянно делиться мыслями, которые никогда не бывают «просроченными», вести интеллектуальные беседы, постоянно вертеться как белка в колесе. Мир отвечает на такой образ жизни непониманием и, что ещё менее приятно, раздражением. Неприятно, но книга ведь сама себя не напишет, верно?

  • «Ты под нашей опекой, а значит должен делать то, что мы тебе говорим»

Да, родители и правда играют огромную роль в жизни каждого. Они растят нас с вами, вкладывают деньги и время в то, чтобы их чадо нашло себе место в каком – либо поприще, и очень переживают, когда все идет не по плану. Стоит сказать, что вы вольны жить так, как хотите, начинаются упреки и попытка усилить контроль за вашей жизнью. Как минимум, такое усиление сопровождается вкрадчивыми расспросами, попыткой получить от вас подробный отчет о проведенном дне и более частыми звонками. Такое поведение родителей зачастую вызывает обратную реакцию: их бесценный ребенок становится более закрытым для них, теряется доверие к родителям и обида на них, сопровождаемая мыслью: «Ну, раз вы в меня не верите, я не буду говорить что-либо вообще».

  • Слишком рассеянный, чтобы воспринимать всерьёз

Ваше внимание никогда не может быть сосредоточено на одном предмете. Если такого расклада требуют обстоятельства, удержание внимание требует от вас неимоверных усилий. Все просто: мыслей так много, что их односторонняя направленность невозможна в принципе, ведь столько всего еще необходимо обдумать. К сожалению, того, что на данный момент вы уже третью минуту не реагируете на голос преподавателя потому, что обдумываете очередную главу из «Отсутствующей структуры» Умберто Эко, не знает никто кроме вас. Отсюда все эти странные взгляды и перешептывания. Воспринимать творческого человека всерьёз способны только те, кто с ним близко общается. Остальные считают его не от мира сего из-за постоянно отсутствующего взгляда.

Но что поделать, если окружающая реальность настолько скучна, что уходить от нее мыслями подальше вы почитаете за гордость?
  • Популярность – хочется, но колется

Свою самобытность вы на нее не променяете, даже если будет очень хотеться. Творческий человек настолько остро чувствует свое несоответствие окружению, что ему и в самом деле претит мысль стать его частью. Почему? Потому что для него это не более чем серая масса. Вы даже не помните их по именам, и объяснением этому служит одинаковость этих людей. Поэтому вы скорее одиночка, нежели душа компании, потому что с собой гораздо сложнее, чем с любым из них, но от этого в сотни раз интереснее.

  • Генератор идей похож на постоянно вскипающую машину

Вы привыкли думать. Постоянно. Двадцать четыре часа в сутки. Даже во сне ваш мозг не отдыхает, и вы просыпаетесь от очередного сна, который был даже ярче, чем можно было себе представить. Всё, что вы видите, подвергается тщательному осмыслению, затем анализу, а потом и умозаключениям. Это мешает окружающим. Очень часто творческие люди могут слышать в свой адрес от друзей и знакомых такие восклицания, как «Да перестань уже думать! Ты слишком много думаешь!». Им невозможно понять, как вы не устаете от непрекращающихся мыслей в вашей голове, а вы от них действительно устаете. И непонимание с их стороны расцениваете как личное оскорбление.

  • Почему бы не говорить проще?

Потому что «книжный» ум выстраивает предложения так, как ему выгоднее всего – красочно, сочно, с картинками и примерами. Вы постоянно фантазируете и привираете, выдумываете небылицы, и делаете это не за тем, чтобы позабавить народ. Это нужно вам для того, чтобы проверить, на что ещё способно ваше воображение. Вы рассказываете истории и сопровождаете их картинками. Зачастую вы так многословны, что неподготовленному человеку такое поведение кажется дикостью.

Вы же считаете дикостью однообразное мышление, и это полностью ваше право
  • «Я – полнейшее ничтожество, и не смейте убеждать меня в обратном»

У творческих людей чаще всего случаются проблемы с принятием себя. Поверить в себя – как это? Что-то из области фантастики, ведь вокруг столько талантливых людей, как с ними тягаться? Вот это стандартный набор мыслей любого творческого человека. На тех, кто пытается убедить его в обратном, он смотрит свысока. Еще бы, ведь им не понять, насколько все сложнее, чем они думают.

  • Биполярное расстройство? Нет, нормальное состояние

Ваши постоянные скачки от печали к радости, а затем обратно, многие путают с биполярным расстройством. Поэтому опасаются вас и обходят стороной. Вы же видите это по-другому. Творческого человека определяет особая глубина восприятия самого себя, окружающих, существующих проблем. Отсюда и берутся эти резкие перепады настроения, которые для многих выглядят пугающе.

«Интересно быть оригинальным. Неоригинальность скучна» - такие слова можно услышать от каждого третьего человека. Услышать и решить, что он лишь задаётся. И останется обманутым самим же собой. Но в этом конкретном случае срабатывает известная поговорка «Сытый голодного не разумеет». Поэтому творческому человеку остается жить с самим собой и вести постоянную оборону. Людям же не творческого склада ума – и дальше «творцов» не понимать.

Каждый, кто испытывал депрессию, знаком с чувством одиночества и ненужности. За фрустрацией скрывается нечто большее, то, что не видно невооруженным глазом. Люди с развитым творческим мышлением воспринимают окружающий мир не так, как все остальные.

Появляются все новые доказательства взаимосвязи между творческими способностями, депрессией и различными психическими расстройствами. Но это вовсе не значит, что все гении безумцы, а все безумцы – гении. Хотя знаменитых творцов и их талант иногда и связывали с особенностями психики, наука доказывает – представители творческих профессий часто испытывают депрессию из-за особенностей восприятия окружающего мира. Некоторым художникам и писателям кажется, что они склонны к хандре сильнее других, на самом деле для них это естественное состояние.

«Другой» мозг

Нейробиолог Ненси Андреасен считает, что люди с менее выраженными творческими способностями быстрее адаптируются к новым ситуациям, смене места и окружения благодаря информации, полученной от авторитетных фигур. Им проще в жизни, потому что они доверяют мнению авторитета и редко подвергают сомнению то, что узнали от него.

Другое дело люди с креативным мышлением. Они переживают те же ситуации по-другому. Гибкость мышления – фундамент креативности. Она позволяет воспринимать вещи и события свежим, незамыленным взглядом. Но также это отражается на внутреннем мире творческих людей: он сложный и неоднозначный. В их мире много вопросов и мало простых ответов.

Окружайте себя похожими людьми. Тогда творческие способности будут расцветать

Если обычные люди быстро реагируют на новые ситуации в зависимости от того, что им раньше говорили родители, учителя, политики, пасторы, раввины или священники, творческий человек живет в более изменчивом и расплывчатом мире. Поэт смотрит на мир с другого ракурса: он все время сомневается, взвешивает, анализирует. Это вызывает ощущение изоляции, отчужденности или депрессии – писатели, композиторы, музыканты, художники ведь отличаются от большинства, поэтому чувствуют себя чужими и странными. Привычная для обычного человека среда у творческого человека может вызвать стресс.

Найдите «своих»

Ощущение изоляции и одиночества в той или иной степени знакомо и понятно каждому человеку. Но творческим нужно искать похожих на себя, чтобы испытать подлинную причастность. Политики чувствовали бы себя неуютно в танцевальной школе, точно так же креативные умы разочаровываются, пытаясь вписаться в общепринятые нормы. Чтобы осознать свои отличия от других и понять, что делает их такими особенными, нужны правильные стимулы и поддержка. Иначе велика вероятность уйти в себя.

Что же делать? Как не впасть в уныние?

Примите свою креативность

По мнению Ненси Андреасен, всем креативно мыслящим следует помнить несколько вещей: «Вы должны признавать свои способности, ни при каких обстоятельствах не давать им пропасть зря. Нужно ценить свои таланты и развивать их, словно вы ухаживаете за любимым садом. Если мы душим таланты, мы подавляем свою подлинную сущность, что приводит к глубокой депрессии. Также мы должны принять наши странности. Мы всегда будем казаться странными для менее оригинальных людей. Быть странным гораздо интереснее, нежели нормальным. Окружайте себя похожими людьми. Тогда творческие способности будут расцветать. Кроме того, вас будут любить и поддерживать такими, какие вы есть».

Если мы душим свои таланты, мы подавляем свою подлинную сущность, что приводит к глубокой депрессии

Ненси Андреасен признает – творческие люди действительно больше других склонны к психическим расстройствам, поскольку испытывают «сложности с фильтрацией и восприятием информации, поступающей в мозг». Некоторые из них избегают социальных контактов из-за высокой чувствительности своей натуры. Однако понимание и признание своей уникальности помогает продвинуться вперед в борьбе с депрессией.

Так что самое важное – найти свой круг или тех, кто поддерживает вас или разделяет с вами ваше мировоззрение.

Похожие статьи

© 2024 liveps.ru. Домашние задания и готовые задачи по химии и биологии.