Из каких частей состоит сцена. Термины пола сцены - сценический ленолиум

Продолжая путешествие по театральному миру, мы с вами сегодня попадем в мир закулисья и узнаем значение таких слов, как рампа, авансцена, декорации, а также познакомимся с их ролью в спектакле.

Итак, войдя в зал, каждый зритель сразу обращает свой взор на сцену.

Сцена – это: 1) место, где происходит театральное представление; 2) синоним слово «явление» – отдельная часть действия, акта театральной пьесы, когда состав действующих лиц на сцене остается неизменным.

Сцена – от греч. skene – балаган, подмостки. В эпоху зарождения греческого театра skene была клеткой или палаткой, пристроенной позади orchestra.

Skene, orchectra, theatron составляют три основополагающих сценографических элемента древнегреческого спектакля. Оркестр или игровая площадка связывали сцену и публику. Skene развивалась в высоту, включая theologeon или игровую площадку богов и героев, и на поверхности вместе с просцениумом, архитектурным фасадом, предшественником стенного декорума, который позднее создаст пространство авансцены. На протяжении истории смысл термина «сцена» постоянно расширялся: декорация, игровая площадка, место действия, временной отрезок в течение акта и, наконец, в метафорическом смысле – внезапное и яркое зрелищное событие («устроить кому-либо сцену»). Но не все из нас знают, что сцена делится на несколько частей. Принято различать: авансцену, арьерсцену, верхнюю и нижнюю сцену. Давайте попробуем разобраться с этими понятиями.

Авансцена – пространство сцены между занавесом и зрительным залом.

В качестве игровой площадки авансцена широко используется в оперных и балетных спектаклях. В драматических театрах авансцена служит основным местом действия для небольших сцен перед закрытым занавесом, которые связывают картины спектакля. Некоторые режиссеры выносят на авансцену основное действие, расширяя сценическую площадку.

Невысокий барьер, отделяющий авансцену от зрительного зала, называется рампа . Кроме того, рампа прикрывает со стороны зрительного зала приборы для освещения сцены. Часто этим словом называют и саму систему театральной осветительной аппаратуры, помещаемой за этим барьером и служащей для освещения пространства сцены спереди и снизу. Для освещения сцены спереди и сверху используют софиты – ряд ламп, расположенных по бокам от сцены.

Арьерсцена – пространство позади основной сценической площадки. Арьерсцена является продолжением основной сцены, используется для создания иллюзии большой глубины пространства, служит резервным помещением для установки декораций. На арьерсцене размещаются фурки или вращающийся накатный круг с заранее установленными декорациями. Верх арьерсцены оборудуется колосниками с декорационными подъемами и световой аппаратурой. Под полом арьерсцены размещают склады навесных декораций.

Верхняя сцена – часть сценической коробки, находящаяся выше зеркала сцены и ограниченная сверху колосниковой решеткой. Она оборудована рабочими галереями и переходными мостиками, служит для размещения навесных декораций, приборов верхнего освещения, различных сценических механизмов.

Нижняя сцена – часть сценической коробки ниже планшета, где расположены сценические механизмы, суфлерская и светорегуляторная будки, подъемно-опускные устройства, приспособления для сценических эффектов.

А еще у сцены, оказывается, есть карман! Боковой карман сцены – помещение для динамичной смены декораций с помощью специальных накатных площадок. Боковые карманы располагаются с двух сторон сцены. Их размеры позволяют полностью уместить на фурке декорацию, занимающую всю игровую площадку сцены. Обычно к боковым карманам примыкают декорационные склады.

Названная в предыдущем определении «фурка», наряду с «колосниками» и «штанкетами», входит в техническое оборудование сцены. Фурка – часть сценического оборудования; передвижная площадка на роликах, служащая для перемещения на сцене частей декорационного оформления. Передвижение фурки осуществляется электромотором, вручную или при помощи троса, один конец которого находится за кулисами, а другой крепится к боковой стенке фурке.

– решетчатый (деревянный) настил, расположенный над сценической площадкой. Он служит для установки блоков сценических механизмов, используется для работ, связанных с подвеской элементов оформления спектакля. Колосники сообщаются с рабочими галереями и сценой стационарными лестницами.

Штанкет – металлическая труба на тросах, в которой крепятся кулисы, детали декораций.

В академических театрах все технические элементы сцены скрыты от зрителей декоративным обрамлением, в которое входят занавес, кулисы, задник и падуга.

Входя в зал до начала спектакля, зритель видит занавес – полотнище ткани, подвешенное в зоне портала сцены и закрывающее сцену от зрительного зала. Его еще называют «антрактно-раздвижной» или «антрактный» занавес.

Антрактно-раздвижной (антрактный) занавес является постоянным оборудованием сцены, закрывающим ее зеркало. Раздвигается перед началом спектакля, закрывается и открывается между актами.

Занавесы шьются из плотной окрашенной ткани на плотной подкладке, украшаются эмблемой театра или широкой бахромой, подшитой к низу занавеса. Занавес позволяет сделать невидимым процесс перемены обстановки, создать ощущение промежутка во времени между действиями. Антрактно-раздвижной занавес может быть нескольких типов. Наиболее часто применяются вагнеровский и итальянский.

Состоит из двух половин, закрепленных наверху с наложениями. Оба крыла данного занавеса открываются при помощи механизма, который тянет нижние внутренние углы к краям сцены, зачастую оставляя нижнюю часть занавеса видимой для зрителей.

Обе части итальянского занавеса раздвигаются синхронно с помощью тросов, прикрепленных к ним на высоте 2-3 метров и тянущих занавес к верхним углам просцениума. Сверху, над сценой, располагается падуга – горизонтальная полоса ткани (иногда выступающая в роли декораций), подвешенная на штанге и ограничивающая высоту сцены, скрывая верхние механизмы сцены, световые приборы, колосники и верхние пролеты над декорациями.

Когда занавес открывается, зритель видит боковое обрамление сцены, выполненное из полос ткани, расположенных вертикально – это кулисы .

Арьерсцену от зрителей закрывает задник – расписной или гладкий фон из мягкой ткани, подвешенный в глубине сцены.

На сцене располагаются декорации спектакля.

Декорация (лат. «украшение») – художественное оформление действия на театральной сцене. Создает зрительный образ действия средствами живописи и архитектуры.

Декорация должна быть полезной, эффективной, функциональной. Среди основных функций декорации – иллюстрация и изображение элементов, предположительно существующих в драматическом универсуме, свободное конструирование и изменение сцены, рассматриваемой как игровой механизм.

Создание декораций и декоративное оформление спектакля – целое искусство, которое называется сценография. В разные времена значения этого слова менялись.

Сценография у древних греков – искусство оформления театра и живописная декорация, проистекающая из этой техники. В эпоху Возрождения сценографией называлась техника разрисовки холста задника. В современном театральном искусстве это слово представляет науку и искусство организации сцены и театрального пространства. Собственно декорация – результат работы сценографа.

Этим термином все чаще заменяется слово «декорация», если существует необходимость выйти за рамки понятия оформления. Сценография знаменует собой стремление быть письмом в трехплоскостном пространстве (к которому следует добавить еще и временное измерение), а не просто искусством разукрашивания холста, чем довольствовался театр вплоть до натурализма.

В моменты расцвета современной сценографии художники-декораторы сумели вдохнуть жизнь в пространство, оживить время и игру актера в совокупном творческом акте, когда трудно вычленить режиссера, осветителя, актера или музыканта.

В сценографию (декорационное оснащение спектакля) входят реквизит – предметы сценической обстановки, которыми актеры пользуются или манипулируют по ходу действия пьесы, и бутафория – специально изготовленные предметы (скульптуры, мебель, посуда, украшения, оружие и др.), употребляемые в театральных спектаклях вместо настоящих вещей. Предметы бутафории отличаются дешевизной, прочностью, подчеркнутой выразительностью внешней формы. При этом бутафоры обычно отказываются от воспроизведения не видимых зрителю деталей.

Изготовление бутафории представляет собой большую отрасль театральной технологии, включающую работы с бумажными массами, картоном, металлом, синтетическими материалами и полимерами, тканями, лаками, красками, мастиками и пр. Не менее разнообразна и номенклатура бутафорских изделий, требующих специальных знаний в области лепных, картонажных, отделочных и слесарных работ, росписи тканей, чеканки по металлу.

В следующий раз узнаем подробнее о некоторых театральных профессиях, представители которых не только создают непосредственно спектакль, но и обеспечивают его техническое сопровождение, работают со зрителями.

Определения представленных терминов взяты с сайтов.

Пространство сцены

Если бы у нас была возможность посмотреть на строящееся театральное здание, которое не успели закрыть крышей, то, глядя сверху вниз, мы могли бы увидеть отдельные составляющие зрелищного пространства в плане.

Авансцена. Это участок сцены, выходящий в зрительный зал перед занавесом, используется для игры актеров в непосредственной близости от зрителей. Авансцена дает возможность режиссеру использовать “крупный план”, создать эффект “стены”, живого занавеса, вывести актера на прямое общение со зрителем, вырвать его из мира оптических иллюзий. Авансцена имеет и свои недостатки: небольшую глубину, отсутствие элементов машинизации как снизу, так и сверху, наличие нейтрального по отношению к сюжету фона при закрытом занавесе. Хотя эти недостатки легко превращаются в достоинства. Вот несколько советов: следует изготовить два-три разборных станка со съемными настилами, с помощью которых в необходимых случаях можно выдвинуться в зрительный зал на нужную глубину, построив небольшие легкие платформы на роликах (фурки), можно разместить на них элементы трансформирующихся декораций (малая механизация).

Игровая часть или собственно сцена. Это площадка, на которой происходит действие и монтируются декорации. Точных границ она не имеет, так как декорации могут заходить и за кулисы. Поэтому принято считать границей сцены проекцию боковых рабочих площадок, а задней частью – линию соприкосновения планшета сцены с задником. Игровая часть сцены делится на планы, которые определяются кулисами или рядами софитов. Границей между авансценой и первым планом сцены служит красная линия - черта, по которой проходит занавес.

Игровая часть сцены дает возможность сосредоточения основного оборудования для сценических эффектов и трюков, освещения, подъемно-опускных площадок, поворотного круга, верхового оборудования, штанкетов, индивидуальных подъемов, полетных устройств и т.д. Имеется возможность использования для создания разнообразных эффектов закулисного пространства. К недостаткам игровой части сцены можно отнести удаленность от зрителя и ограниченность обзора портальной стеной.

Вот несколько полезных советов. При небольшой глубине и ширине сцены следует установить несколько разновысотных станков, ступеньки или пандусы (наклонные станки). Они не только зрительно, но и объективно увеличат сцену. Можно диафрагмировать пространство жесткими или мягкими кулисами, сближая их к горизонту, что создаст иллюзию большей глубины, а также осветить задник рассеянным светом, подсветить кулисы. При отсутствии механизации сцены ее легко создать. В условиях любительского домашнего театра для этого подойдут мебельные ролики, шарикоподшипники, колеса от детских машин и конструкторов. Установленные на ролики небольшие накладные поворотные круги, лестницы-стремянки, ступеньки, стулья, ширмы вполне заменят дорогостоящие и редко используемые в практике сложные сооружения больших театров.



Арьерсцена или задняя сцена. Это отдельное замкнутое пространство, примыкающее к задней части сцены. Служит для монтировки декорационного оформления, установки осветительного и проекционного оборудования, работающего на просвет.

Арьерсцена может служить дополнительной игровой площадкой, когда требуется особенно большая глубина сценического пространства. Может быть использована для создания приема “наезд камерой”. Для этого актера в окружении декораций или без них помещают на фурку и вывозят на передние планы. Арьерсцена может быть использована при создании выразительных средств теневого театра.

К недостаткам арьерсцены можно отнести: ухудшение визуальных и акустических характеристик на большом расстоянии от зрителей.

Можно посоветовать закрепить задник сцены, оставляя 80-100 см между ним и задней стеной, либо сделать задник из нескольких раздельных полос, что обеспечит большую маневренность зрелищу с небольшим запахом для выходов актеров в середине и по бокам. Можно использовать в качестве арьерсцены имеющиеся в задней стене двери, проемы, ниши. Для рирпроекции (теневого театра) можно использовать затянутый с одной стороны просвечивающей тканью короб с установленными в нем лампами. Он легко диафрагмируется непрозрачным материалом, создавая причудливые световые силуэты.

Карманы. Это дополнительные площадки по бокам сцены, служащие для заготовки декораций, собранных на накатных площадках - фурках, которые, как правило, размещаются в зоне первых планов сцены.

Карманы значительно расширяют монтировочные возможности при смене декораций во время представления. Очень плохо, если карманы, как и арьерсцена, используются в качестве хранилища для различного хлама. Советуем использовать карманы по назначению, тем самым умножая палитру выразительных средств пространства. Отсутствие карманов компенсируется имеющимися дверями, проходами. Не забудьте предварительно перекрыть их плотными занавесами от случайных шумов, света, сквозняков. Изготовьте раскладывающиеся платформы (по аналогии с солнечными батареями).

Теперь, после краткого анализа строения сцены, по плану мысленно уберем одну из боковых стен зрелищного сооружения и посмотрим, из каких частей состоит сценическая коробка по вертикали.

Трюм. Это пространство под сценой, которое соответствует размерам планшета сцены. Трюм представляет собой универсальное пространство для создания различного рода эффектов с помощью оборудования, располагаемого в нем (подъемно-опускные площадки, люки, механизм поворота вращающегося планшета сцены, поворотного кольца). Трюм дает возможность незаметно для зрителей подвести воду к фонтанчикам на сцене, подсветить декорации снизу, осуществить неожиданное появление или исчезновение актеров и декораций в люки-провалы. В то же время трюм - ненужный резонатор, усиливающий звуки шагов по сцене и скрип досок настила. Для того чтобы погасить акустический эффект трюма, следует использовать половик, который к тому же эстетизирует некрашеный планшет сцены. Если нет специального устройства спуска в трюм, необходимо изготовить ступеньки или уложить на пол в трюме мешки, набитые поролоном. На них по ходу представления можно спрыгнуть через люк.

Верхняя сцена или колосники. Таковым является пространство, которое находится выше падуг и заканчивается потолком сцены. Как правило, верх сцены оканчивается колосниковой решеткой из деревянных брусьев, на которую монтируются различные блоки и передаточные механизмы. Верхняя сцена имеет несколько галерей. Первая - осветительная, на которой располагаются приборы освещения, вторая и третья - рабочие, которые служат для крепления различного декорационного оформления и других работ.

На задней стене располагается рабочая площадка для крепления задника, горизонта, панорамы. Колосники значительно увеличивают возможности формирования пространства средствами декорации как по вертикали, так и по горизонтали, как в глубину, так и в ширину.

К сожалению, все штанкетное оборудование ориентировано параллельно зеркалу сцены, что обедняет ракурсность подвесных элементов оформления. При отсутствии верхней сцены (колосников) и при малой высоте зрелищного пространства следует окрасить потолок черной бархатистой краской, закрепить подвесную конструкцию из сетки рабицы, натянутой на каркас, что позволит обойтись без штанкетного хозяйства для размещения на сцене подвесных элементов декораций, в том числе и одежды сцены. Изготовьте портативные блоки, которые можно крепить на подвешенной конструкции и используйте их в качестве индивидуальных подъемов декораций.

Если вам необходимы такие эффекты, как падающий снег, проливающаяся вода, осыпающиеся листья, срывающиеся “облака” шаров, то можно самостоятельно изготовить всевозможные опрокидыватели, наполненные измельченными фольгой, полиэтиленом, пенопластом или различными по размеру воздушными шарами. В качестве таких опрокидывающихся устройств можно использовать коробки со смещенным центром тяжести, зонты, тубусы, сетки и т.п.

АВАНЛОЖА - места в зрительном зале, помещение перед входом в ложу.

АВАНСЦЕНА - передняя часть сцены (между занавесом и рампой).

АКТ - законченная часть драматического произведения или театрального представления; то же, что и действие.

АКТЕР , актриса - исполнитель (исполнительница) ролей.

АМПЛУА - сходные по характеру роли, соответствующие дарованию и внешним данным определенного актера.

АМФИТЕАТР - 1) античное сооружение для зрелищ: овальная арена, вокруг которой уступами располагались места для зрителей; 2) места в зрительном зале, расположенные за партером.

АНГАЖЕМЕНТ - приглашение актера на определенный срок для участия в спектаклях или концертах.

АНОНС - объявление о предстоящих гастролях, спектаклях, концертах.

АНТИГЕРОЙ - нарочито сниженный, дегероизированный персонаж в спектакле, занимающий одно из главных мест.

АНТРАКТ - перерыв между действиями (актами) спектакля, между отделениями концерта.

АНТРЕПРЕНЕР - владелец, содержатель, арендатор частного театра.

АНТРЕПРИЗА - частный театр.

АНШЛАГ - объявление о том, что все билеты (на спектакль, представление) проданы.

АПОФЕОЗ - торжественная завершающая массовая сцена спектакля или праздничной концертной программы.

АРЬЕРСЦЕНА - наиболее удаленная от зрительного зала часть сцены.

БАЛАГАН - театральное представление комического характера, показываемое на ярмарках и народных гуляньях (в России с XVIII в.).

БАЛКОН - места в зрительном зале, расположенные амфитеатром в различных ярусах.

БЕЛЬЭТАЖ - первый ярус балконов над партером и амфитеатром в зрительном или концертном зале.

БЕНЕФИС - 1) театральное представление в честь одного актера; 2) спектакль, сбор от которого поступал я пользу одного или нескольких актеров, а также других работников театра.

БЕНУАР - театральные ложи на уровне сиены или несколько ниже по обеим сторонам партера.

БЕРИКАОБА - грузинский импровизационный народный театр масок. Существовал с древнейших времен до начала XX в.

БУРЛЕСК - преувеличенно комическое изображение на сцене.

БУТАФОР - театральный работник, ведающий бутафорией. Изготовляет ее художник-бутафор.

БУТАФОРИЯ - предметы, специально изготовляемые и употребляемые вместо настоящих вещей в театральных постановках.

БУФФОН - амплуа актера, использующего для исполнения роли шутовские приемы.

БУФФОНАДА - 1) представление с применением клоунских приемов; 2) подчеркнутое внешне комическое преувеличение, иногда окарикатуривание персонажей.

ВЕРТЕП - народный украинский кукольный театр, получивший распространение в XVII-XIX вв. Куклы, укрепленные на проволоке внутри двухъярусного ящика - вертепа, приводились в движение вертепщиком. Сцены на библейские сюжеты. Сатирические интермедии сопровождались музыкой.

ГАЛЕРКА - верхний ярус зрительного зала.

ГАСТИОН - актер в Древнем Риме.

ГАСТРОЛИ - выступление актеров на выезде в других театра.

ГЕРОЙ - главное действующее лицо в спектакле.

ГЕНЕРАЛЬНАЯ РЕПЕТИЦИЯ - последняя перед спектаклем, концертом.

ГРАНДАМ - амплуа актрисы, исполняющей роли знатных дам.

ГРАНДКОКЕТ - роль взрослой знатной дамы.

ГРИМ - 1) искусство изменения внешности актера (преимущественно лица) с помощью специальных красок, наклеек, парика, прически и др.; 2) краски и другие принадлежности для гримирования.

ГРИМЕР - специалист, занимающийся гримировкой актеров.

ГРИМ-УБОРНАЯ - комната для гримирования и переодевания актеров.

ДЕЙСТВИЕ - законченная часть спектакля. То же, что и акт.

ДЕКЛАМАЦИЯ - четкое выразительное чтение вслух.

ДЕКОРАЦИЯ - художественное оформление места действия на театральной сцене, создающее зрительный образ спектакля.

ДЗЁРУРИ - вид театра кукол в Японии. Пьесы дзёрури ставятся на сцене театра кабуки.

ДИВЕРТИСМЕНТ - музыкальное или драматическое представление из ряда отдельных номеров, обычно даваемое в дополнение к спектаклю.

ДРАМАТУРГИЯ - 1) драматическое искусство, теория построения драматических произведений; 2) совокупность таких произведений; 3) сюжетно-композиционная основа отдельного театрального произведения.

ЗЛОДЕЙ - амплуа актера, играющего отрицательных героев.

ИНЖЕНЮ - амплуа актрисы, играющей роль наивной девушки.

ИНТЕРМЕДИЯ - небольшая пьеса, исполняемая между актами драматического или оперного спектакля; вставная сцена.

КАБУКИ - один из видов классического театра в Японии. Включает музыку, танцы, драму, сложился в XVII в. С 1652 г. в таких труппах выступают только мужчины.

КАРТИНА - часть акта в драме.

КЛАКА - специальная группа людей, нанимаемых для создания искусственного успеха или провала спектакля, актера.

КОКЕТ - амплуа актрисы, выступающей в роли красивой девушки.

КОЛОСНИКИ - верхняя (невидимая зрителю) часть сцены для установки блоков, сценических механизмов и подвески элементов декораций.

КОМИК - амплуа актера, исполняющего комедийные роли.

КОНФИДАНТ - актер, играющий роль приближенного главного героя.

КОТУРНЫ - род сандалий на очень толстой подошве у древнегреческих и римских актеров для увеличения роста.

КУЛИСЫ - плоские части декорации (мягкие, натянутые на рамы), располагаемые по бокам сцены.

ЛИРИК - амплуа актера, играющего лирические персонажи.

ЛИЦЕДЕЙ - название актера в Древней Руси.

ЛОЖА - группа мест в зрительном зале (вокруг партера и на ярусах), отделенная перегородками или барьерами.

МАРИОНЕТКА - театральная кукла, которую кукловод приводит в движение при помощи нитей.

МИЗАНСЦЕНА - расположение актеров на сцене в тот или иной момент спектакля. Искусство мизансцены - один из важнейших элементов режиссуры.

МИМ - актер пантомимы.

МИМИКА - один из важных элементов искусства актера, выразительное движение мышц лица.

МОНОЛОГ - речь актера, обращенная к слушателям или самому себе.

МЮЗИК-ХОЛЛ - вид эстрадного театра, соединяющий эстрадные, цирковые, танцевальные и музыкальные жанры. Первые мюзик-холлы возникли в Великобритании в середине ХIХ в.

НАРОДНЫЙ ТЕАТР - 1) театр, бытующий в народе, органически связанный с устным народным творчеством; 2) профессиональный театр второй половины XIX в., деятельность которого была адресована широкому зрителю; 3) непрофессиональный любительский театр (в России появился в середине XIX в.).

НОО - один из видов традиционного японского театра. Включает музыку, танец, драму. Характерные черты: условность декораций, главные персонажи - в масках, костюм лишен бытовой конкретности.

ПАДУГА - полоса занавеса по верху сценической площадки.

ПАНТОМИМА - вид сценического искусства, в котором художественный образ создается без помощи слов, средствами выразительного движения, жеста, мимики.

ПАРТЕР - плоскость пола зрительного зала с местами для зрителей, обычно ниже уровня сцены.

ПЕЛЖЕНТ - передвижная сцена в виде большой повозки в средневековом театре. Применялась при постановке мистерий, мираклей, процессий.

ПЕТИМЕТР - образ щеголя в сатирической комедии.

ПЕТРУШКА - главный персонаж русских народных кукольных представлений; известен с первой половины XVII в.

ПОДМОСТКИ - синоним слова «сцена».

ПОСТАНОВКА - творческий процесс создания спектакля; то же, что и спектакль.

ПРЕМЬЕР (ПРЕМЬЕРША) - актер, актриса, занимающие ведущее положение в труппе, играющие главные роли.

ПРЕМЬЕРА - первый (или один из первых) публичный платный показ нового спектакля.

ПРИМАДОННА - актриса, исполняющая главные роли.

ПРОСТАК - амплуа актера, исполняющего простодушного человека.

РАМПА - осветительная аппаратура на полу сцены по ее переднему краю, скрытая от публики бортом.

РЕВЮ - эстрадное или театральное представление, состоящее из нескольких номеров, объединенных одной темой.

РЕЖИССЕР - постановщик спектаклей, на основе собственного замысла создает новую сценическую реальность, объединяя работу актеров, художника, композитора.

РЕЗОНЕР - амплуа актера, высказывающего нравоучительные суждения.

РЕКВИЗИТ - предметы, используемые в театральных постановках.

РЕПЕТИЦИЯ - основная форма подготовки театрального представления.

РЕПЕРТУАР - совокупность произведений, исполняемых в театре.

РЕПЛИКА - краткое высказывание, произносимое одним актером в ответ на слова другого.

СКЕНА - помещение для переодевания и выхода актеров театра в Древней Греции.

СОЛИСТ - ведущий актер в спектакле.

СОФИТ - часть осветительной аппаратуры в театре, светильники рассеянного света, освещающие сцену спереди и сверху.

СПЕКТАКЛЬ - театральное представление. Создается на основе драматического или музыкально-сценического произведения в соответствии с замыслом режиссера совместными усилиями актеров, художника и др.

СТАТИСТ - актер массовки, исполняющий роль без слов.

СУБРЕТКА - роль находчивой служанки.

СУФЛЕР - работник театра, следящий за ходом репетиций и спектакля по тексту пьесы и в случае необходимости подсказывающий актерам слова роли.

ТЕАТР - род искусства, специфическим средством выражения которого является сценическое действие, возникающее в процессе игры актера перед публикой.

ТЕАТР КУКОЛ - вид театрального зрелища, в котором действуют куклы, управляемые актерами-кукловодами.

ТЕАТР МИНИАТЮР - вид театра, в котором ставятся произведения так называемых малых форм (одноактные пьесы, пародии, сценки, скетчи).

ТЕАТР ТЕНЕЙ - вид театрального зрелища, основанный на использовании плоских кукол, которые находятся между источником света и экраном или накладываются на него.

ТЕЛАРИИ - приспособления для смены декораций в старинных театрах Западной Европы.

ТРАВЕСТИ - амплуа актрисы, исполняющей роли подростков.

ТРАГИК ~ амплуа актера, исполняющего трагедийные роли.

ТРУППА - актерский состав театра.

ТРЮМ - помещение под сценой.

ФАТ - амплуа актера, играющего эффектных, самовлюбленных и ограниченных людей (преимущественно молодых).

ФИГУРАНТ - актер, играющий роль без слов; то же, что и статист.

ФИНАЛ - завершающая часть спектакля.

ФУРКИ - приспособления для перемещения на сцене декораций.

ЭТУАЛЬ - актриса развлекательного жанра.

ЭТЮД - в современной театральной педагогике упражнение для развития и совершенствования актерской техники.

ЯРУС - один из средних или верхних этажей в зрительном зале.

выдвинутая в зрительный зал.

Авансцена занимает пространство, равное по ширине портальной арке,

от красной линии сцены до рампы. В оперных и балетных спектаклях

авансцена часто используется в качестве игровой площадки. В

драматическом театре авансцена служит преимущественным местом

действия для небольших сцен перед закрытым занавесом, являющихся

связующим звеном между основными картинами спектакля.

    Антрактный занавес - театральный занавес, снабженный клапаном,

прикрывающим широкое отверстие, проделанное в центре занавеса. При

выходе актера на вызов зрителя рабочие оттягивают этот клапан в

глубину первого плана сцены.

    Аппаратура бокового освещения

Аппаратура бокового освещения в театре - осветительные приборы

прожекторного типа, устанавливаемые на портальных кулисах, боковых

осветительских галереях и пр.

    Аппаратура верхнего освещения

Аппаратура верхнего освещения - в театре - осветительные приборы,

подвешиваемые над игровой частью сцены в несколько рядов по ее

    Аппаратура выносного освещения

Аппаратура выносного освещения в театре - рампа, а также прожекторы,

установленные вне сцены, в различных частях зрительного зала.

    Аппаратура горизонтного освещения

Аппаратура горизонтного освещения в театре - осветительные приборы,

служащие для освещения театральных горизонтов.

Механооборудование сцены.

    Арьерсцена (от фр.Arriere - сзади) в театре - пространство позади основной сценической площадки.

Арьерсцена является продолжением основной сцены,

используется для создания иллюзии большой глубины пространства и

служит резервным помещением для установки декораций, которые создают иллюзию пространства большой глубины. На арьерсцене размещаются фурки или вращающийся накатный круг, с заранее установленными декорациями. Верх арьерсцены оборудуется колосниками с декорационными подъемами и световой аппаратурой. Под полом арьерсцены размещают склады навесных декораций.

    Асфалейя система - система устройства подвижного планшета сцены,

предполагающая разделение планшета на подъемно-опускные планы,

делающие его подвижным. Каждый план, в свою очередь, может

разделяться на несколько подвижных частей. Для приведения в действие

подвижного планшета в трюме устанавливается гидравлическая силовая

установка.

    Боковой карман сцены

Боковой карман сцены - помещение для динамичной смены декораций с

помощью накатных площадок (фурок). Боковые карманы располагаются с

двух сторон сцены на уровне планшета за пределами боковых стен

основной коробки сцены. Размеры кармана позволяют полностью уместить на фурке декорацию, занимающую всю игровую площадку сцены. Обычно к боковым карманам примыкают декорационные склады.

    Верхняя сцена

Верхняя сцена - часть сценической коробки, находящаяся выше зеркала

сцены и ограниченная сверху колосниковой решеткой. Она оборудована

рабочими галереями и переходными мостиками, служащая для размещения навесных декораций, приборов верхнего освещения, различных сценических механизмов. На боковых стенах верхней сцены располагаются в несколько ярусов рабочие галереи.

    Внутренний просцениум - пространство сцены, заключенное внутри

декоративного портала сцены.

    Декоративный портал сцены - временное обрамление первого плана

сцены. Декоративный портал имеет боковые проходы, специальный

занавес и потолок. Он представляет собой часть декорационного

оформления спектакля и используется для сокращения размеров зеркала сцены.

    Выносной софит - группа осветительных приборов, расположенных в один или два ряда в зрительном зале сверху перед порталом сцены.

    Высота сцены - расстояние от планшета сцены до колосников. Обычно

высота сцены в 2.5-3 раза превышает высоту зеркала сцены, что

позволяет менять декорации путем их подъема и спуска.

    Грузоподъемные машины - подъемные краны всех типов,

краны-экскаваторы, тали и лебедки для подъема груза и людей.

Индивидуальный подъем (сценический подъем)

Индивидуальный подъем - механизм, состоящий из лебедки с тросом,

прокинутым через передвижные блоки, позволяющий опустить трос в

любом (нужном для монтировки) месте планшета сцены.

Он предназначен для подъема и спуска декораций, софитов, занавесов и другого сценического оборудования.

    Дымовой люк - специальное сценическое устройство, служащее для

выпуска дыма и газов при пожаре на сцене. Дымовые люки располагаются в верхней части сцены над колосниками и состоят из собственно люков, закрывающих клапанов и системы приводов с лебедками и противовесами.

    Закулисные пространства - пространства сцены:

где устанавливаются декорации для следующей картины спектакля

куда транспортируются декорации прошедшей картины

где находятся пульты управления сценическими механизмами

где помещаются:

    светоаппаратура спектакля

    пульт режиссера музыкального театра, ведущего спектакль

    площадка хормейстера

    место машиниста сцены и др.

    Зеркало сцены (портальное отверстие) - плоскость видимого зрителю игрового пространства сцены.

В драматическом театре зеркало сцены ограничено портальной

аркой и настилом пола сцены. В кукольном театре зеркало цены

ограничено ширмой, порталами и портальной аркой.

    Ковер-самолет

Ковер-самолет - площадка, подвешенная на тросах в центре сцены и

задрапированная под ковер и служит для горизонтального пролета

одного или нескольких артистов с одной стороны сцены на другую.

Обычно «пролет на ковре-самолете» применяется в темных картинах

перед самым закрытием занавеса.

    Колосники (колосниковая решетка)

Колосники - решетчатый (деревянный) настил, расположенный над

сценической площадкой. Над колосниками помещаются дымовые люки.

Колосники служат для:

    установки блоков сценических механизмов

    используются для работ, связанных с подвеской элементов оформления

спектакля

    сообщаются с рабочими галереями и сценой стационарными лестницами.

    Колосниковое пространство - пространство над колосниками,

ограниченное сверху перекрытием.

    Ковровая щель - узкая щель в планшете cцены, расположенная за

красной линией параллельно портальной арке и закрытая деревянной

планкой. Ковровая щель служит для закрепления передней кромки

декоративных «ковров», которые растягиваются на сцене, чтобы они не

сбивались во время действия.

    Красная линия (красная черта) в театре - граница между авансценой и нулевым планом сцены. На красную линию опускается противопожарный занавес.

    Люк-провал - сценическое устройство, предназначенное для подъема из

трюма до уровня планшета сцены отдельных исполнителей спектакля или

деталей сценического оформления, а также для их спуска с уровня

планшета в трюм. Люк-провал состоит из:

    проема в планшете с выдвижным щитом и запирающим механизмом

    подъемно-опускного устройства с жесткими направляющими

    контргрузом

    приводом

    Нижняя сцена (Трюм голл.Truim) в театре - часть сценической коробки ниже планшета, где расположены:

    сценические механизмы

    суфлерская и светорегуляторная будки

    подъемно-опускные устройства

    приспособления для сценических эффектов.

    Часто нижняя сцена состоит из нескольких этажей - верхнего первого

    трюма, расположенного непосредственно под ним, второго трюма и т.д.

    Одежда сцены - совокупность, образованная падугами кулисами и завесами сцены.

    Осветительное оборудование театральной сцены

Осветительное оборудование театральной сцены:

    аппаратура верхнего освещения

    аппаратура горизонтного освещения

    аппаратура бокового освещения

    аппаратура выносного освещения

    переносная осветительная аппаратура

    специальные осветительные и проекционные приборы.

    Осветительный прибор - устройство, содержащее элементы, необходимые для крепления, подключения и защиты ламп.

    Переносная осветительная аппаратура в театре - осветительные

приборы, устанавливаемые для каждого действия спектакля.

    Пистолет - осветительный прибор, предназначенный для высвечивания узким и сильным световым пучком отдельных актеров и части декораций.

31. Планшет сцены (от фр.Planche - доска) в театре - пол сцены, состоящий из отдельных съемных щитов, плотно прилегающих друг к другу. Щиты изготавливаются из сосновых досок высшего качества, с твердой (мелкослойной) древесиной. Различают горизонтальные планшеты покатые планшеты с уклоном от арьерсцены к рампе.

32. Плунжер - механизированная поднимающаяся часть плана сцены.

      Полетная фурка - часть сценического оборудования; платформа,

предназначенная для передвижения на сцене частей декорационного

оформления вверх и вниз.

      Рабочая галерея (машинная галерея) в театре - галерея, расположенная по правой или левой боковым стенам верхней сцены. Рабочие галереи имеют несколько ярусов и сообщаются между собой и со сценической площадкой

лестницами, лифтами и переходными мостиками.

На рабочих галереях находятся:

    рабочие сцены, поднимающие и опускающие декорации

    осветители

    сценические механизмы

    пульты управления и т.п.

    План сцены (от лат.Planum - плоскость) - часть сценической площадки,

расположенная параллельно рампе на ширину расстояния межу софитами. Планы отсчитываются от портальной арки начиная с нулевого номера. Каждый план оборудован комплектом штанкетных и индивидуальных подъемов.

    Поворотный круг сцены - вращающаяся часть сценической площадки,

позволяющая быстро сменять картины на сцене и создать реальное

ощущение непрерывности сценического действия. Основными частями

поворотного круга являются:

    центральная опорная пята, состоящая из неподвижной и вращающейся

    ровная горизонтальная дорога, по которой катятся колеса круга

    парные отклоняющие блоки для плавного перехода горизонтального

    движения тягового каната в вертикальное движение

    ручной или машинный привод

    противовес, обеспечивающий вращение круга без проскальзывания

Различают накладные поворотные круги, которые монтируется на

планшете сцены непосредственно перед спектаклем и - стационарные

поворотные круги непосредственно врезанные в планшет сцены.

    Подъемное оборудование сцены - совокупность механизмов, с помощью

которых осуществляется подъем и спуск декораций, осветительных

приборов и т.п.

    Портал сцены (лат.Portale От лат. Porta – ворота) - архитектурный портал, отделяющий сверху и с боков сцену от зрительного зала и образующий портальное отверстие (зеркало сцены). Обычно портал сцены имеет форму прямоугольника с закругленными верхними краями. С внутренней стороны арки портала помещается подъемный или раздвижной занавес. Размеры портала определяются характером представления, вместимостью зрительного зала и особенностями его структуры.

    Просцениум (лат.Proscaenium) - часть сцены, выступающая в сторону зрительного зала и расположенная перед занавесом.

    Рампа (фр.Rampe От фр.Ramper)

Рампа в театре - система осветительных приборов рассеянного света,

установленная на планшете по переднему краю авансцены и

предназначенная для освещения пространства сцены спереди и снизу.

Скрыта от зрителей низким бортиком (рампой).

    Световая проекция - метод светового оформления спектакля, с помощью которого создаются:

    динамические проекционные эффекты: облака, волны, дождь, падающий

    снег, огонь, взрывы, вспышки, летающие птицы, самолеты, плывущие

корабли и пр.

    статические изображения, заменяющие живописные или некоторые

детали декорационного оформления (светопроекционные декорации).

    Световые сценические эффекты - сценические эффекты, имитирующие

дневное, утреннее, ночное и другое естественное освещение с помощью

трехцветной системы освещения или создающие иллюзии льющегося дождя, движущихся облаков, полыхающего зарева пожара, падающих листьев, струящейся воды и т.д. с использованием светопроекции

    Светорегулирующая установка

Светорегулирующая установка - система централизованного управления

осветительным оборудованием театральной сцены, позволяющая включать, выключать и изменять световой поток в отдельных осветительных устройствах. Регулирование светового потока происходит за счет изменения силы тока или напряжения в цепях электропитания осветительных устройств.

    Сценическая лебедка - механизм, служащий для натяжки тросов для

горизонтального и вертикального перемещения тех или иных элементов

оформления спектакля, для приведения в действие различных

сценических механизмов и эффектов.

    Софит - театральная осветительная аппаратура, подвешенная под

мостиками верхней сцены и предназначенная для освещения сцены сверху и спереди. Софиты подвешиваются параллельно порталу на границах между планами сцены.

    Средняя сцена - часть сценической коробки от уровня планшета до

верха портального отверстия, где происходит театральное действие.

    Сцена (лат.Scaena)

Сцена в широком смысле - площадка, на которой происходит театральное

представление.

    Театральная сцена - основная часть театрального здания, замкнутая

коробка (сценическая коробка), примыкающая к зрительному залу и

соединенная с ним портальным отверстием. Все основные конструкции и перекрытия сцены выполняются из металла и железобетона. По высоте сценическая коробка подразделяется на нижнюю, среднюю и верхнюю сцены. По глубине сценическая коробка делится:

    на авансцену и на просцениум

    на игровую часть, подразделяемую на отдельные планы

    на закулисные пространства и на арьерсцену.

    Театральный занавес - полотнище, закрывающее сцену от зрительного

зала. Занавесы шьются из плотной окрашенной ткани, на плотной

подкладке. Занавесы украшаются эмблемой театра или широкой бахромой, подшитой к низу занавеса. Занавес позволяет:

    сделать невидимым процесс перемены обстановки

    создать ощущение промежутка во времени между действиями.

Занавес подвешивается в виде драпировки с внутренней стороны

портальной арки. Занавесы бывают: поднимающиеся, раздвигающиеся и

подбирающиеся по диагонали к углам зеркала сцены (греческий

занавес).

    Театральный прожектор - осветительный прибор с узким углом рассеяния света, служащий для освещения отдельных участков сцены, предметов и действующих лиц.

    Художник по свету - театральный художник, разрабатывающий совместно с художником-постановщиком стилистику художественного светового оформления спектакля. Художник по свету составляет светомонтировку спектакля, разрабатывает световые эффекты, необходимые технические средства и документацию.

    Портал (нем.Portal От лат.Porta - вход) - парадный вход; архитектурно оформленный и украшенный резьбой дверной проем монументального здания.

    Портальная арка (портальное зеркало) - основная часть конструктивного оформления современной сцены, состоящая из:

    архитектурной арки - проем в капитальной стене, отделяющего сцену от зрительного зала и имеющего обычно постоянное художественное оформление и постоянную величину раскрытия;

    игровой портальной арки, раскрытие и оформление которой меняется в зависимости от изображаемого на сцене места действия. Обычно игровая портальная арка по своим размерам меньше архитектурной рамки. Она составляется либо из комплекта портальных кулис и падуги, либо из подвижных портальных башен и мостика.

    Портальная башня - часть игровой портальной арки сцены, жесткая

металлическая или деревянная конструкция, которая может двигаться

параллельно архитектурному порталу. На портальных башнях монтируется осветительная аппаратура и пульты управления помощника режиссера, осветителя, машиниста сцены. Со стороны зрительного зала портальные башни закрываются нейтральными или специальными драпировками или деталями оформления.

    Противопожарный занавес - дымонепроницаемая конструкция с

нормируемым пределом огнестойкости, выполненная из негорючих

материалов и опускаемая при пожаре для отделения сцены от

зрительного зала.

    Фурка - часть сценического оборудования; передвижная площадка на

роликах, служащая для перемещения на сцене частей декорационного

оформления. Передвижение фурки осуществляется электромотором,

вручную или при помощи троса, один конец которого находится за

кулисами, а другой крепится к боковой стенке фурки.

Фурки накатные.

    Штанкетный подъем - система, состоящая из трубы/бруса (штанкета),

подвешенной на тросах, перекинутых через блоки, постоянно

смонтированные на колосниках. Другие концы тросов прикрепляются к

противовесу. Штанкетный подъем служит для ручного или механического подъема и опускания деталей оформления. Вес декораций, прикрепленных к штанкету, уравновешивается грузами на противовесе.

    Электроосветительский цех - театральный цех, ведающий:

    осветительной аппаратурой

    электробутафорией: люстрами, настольными лампами, подсвечниками и другими источниками света.

Материалы лекций «Сценография», 3 курс заочное обучение,

СПбГУКИ, кафедра режиссуры театрализованных представлений и праздников.

σκηνή , букв. «палатка, шатёр») - часть театра, подмостки, место основного театрального действия. В древнегреческом театре изначально представляла собой шатёр, в котором готовились к выступлению актёры , затем стала частью театрального антуража, изображая фасады зданий, задние планы (само театральное действие проходило в орхестре , позднее - в проскении).

Современный театр обычно использует сцену закрытого типа, которую называют сценой-коробкой . Главным признаком её является наличие замкнутого пространства, отделённого от зрительного зала стеной. Сообщение между сценой и залом осуществляется посредством отверстия в передней стене сцены. Образующаяся при этом архитектурная арка носит название портала сцены (от лат. porta - ворота, вход), а пространство, заключённое внутри арки, называется зеркалом сцены .

По горизонтальному сечению сценическая площадка слагается, как правило, из трёх частей: авансцены, сцены и арьерсцены - соответственно, передней, основной и задней частей сцены. Арьерсцена, как правило, примыкает к основной коробке, как пристройка, и служит для хранения декораций, их быстрой смены с помощью накатных площадок - фурок , создания разнообразных световых и др. эффектов. Помимо этого, сцена делится на игровую часть - лежащую в пределах видимости из зала, и боковые закулисные пространства. С боков также имеются пристройки, именуемые карманами , и также обычно оборудованные накатными площадками.

Сцену от зала в случае пожара должен отделить пожарный занавес .

См. также

  • Поворотный круг (театр)
  • Поворотное кольцо

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Сцена" в других словарях:

    сцена - ы, ж. лат. scène нем. Szene, пол. scena <гр. skene шатер, палатка. 1. Специальная площадка, где происходит представление. БАС 1. <Онегин>С мужчинами со всех сторон Расклянялся, потом на сцену В большом рассеяньи взглянул, Отворотился и… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    СЦЕНА, сцены, жен. (лат. scena от греч. skene, букв. шатер). 1. Место, где происходит театральное представление. Оборудование сцены. Сцена отделена от зрительного зала занавесом. || только ед., перен. Театр, театральная деятельность. Полвека на… … Толковый словарь Ушакова

    - (лат. scena). 1) возвышенное место в театре, на котором представляется пьеса. 2) то же, что явление, часть акта оперы или иного драматическ. представления. 3) происшествие в действительности или изображение его на картине. Словарь иностранных… … Словарь иностранных слов русского языка

    См. случай, театр делать сцену... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. сцена случай, театр; сценическая площадка, сценка, педжент, подмостки, картина, объяснение, зрелище,… … Словарь синонимов

    - (иноск.) театръ. Ср. Онъ обладаетъ феноменальнымъ голосомъ... есть у него и наружность, пригодная къ сценѣ... Кажется, чего больше?... Тяпъ ляпъ и выйдетъ корабль; взялъ, костюмъ надѣлъ, да и дѣйствуй хоть въ «Пророкѣ». П. Боборыкинъ. На ущербѣ.… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

    Жен., франц. явленье, происшествие в лицах, или изображенье его на картине; | часть драматического представленья, выход, явленье; | место, где что либо происходит, поприще, со всею обстановкой, особ. помост в театре. Явиться на сцену, выдти,… … Толковый словарь Даля

    - (латинское scaena, от греческого skene), 1) площадка, на которой происходит представление (театральное, эстрадное, концертное и др.). Древнейший вид европейской сцены древнегреческая орхестра. Тип театральной сценической площадки, близкий… … Современная энциклопедия

    - (лат. scaena от греч. skene),1) площадка, на которой происходит представление (театральное, эстрадное, концертное и др.).2) В пьесе, спектакле часть действия, акта.3) В широком смысле то же, что театр … Большой Энциклопедический словарь

    СЦЕНА, ы, жен. 1. Специальная площадка, на к рой происходит представление (в 3 знач.). Вращающаяся с. Освещение сцены. 2. перен. Театр, театральная деятельность. Деятель сцены. Жизнь, отданная сцене. Сойти со сцены (также перен.: оставить поле… … Толковый словарь Ожегова

    См.: Акт Аппетит В. В. Виноградов. История слов, 2010 … История слов

    сцена - СЦЕНА1, картина, устар. явление СЦЕНА2, площадка, подмостки, эстрада … Словарь-тезаурус синонимов русской речи

Книги

  • Сцена , Дорошевич В.М. , "В нашем новом проекте вы найдете как книги из «золотого фонда» классической русской литературы, так и редкие, почти забытые, произведения авторов, оставшихся в тенисвоих великих… Категория: Литературоведение. Проза. Поэзия. Драма Серия: Издатель: T8RUGRAM ,
  • Сцена между землей и небом. Театральные дневники XXI века , Токарева Марина Евгениьевна , Марина Токарева - известный театральный критик, обозреватель "Новой газеты", автор книги" Константин Райкин. Роман с Театром" ."Сцена между землей и небом" посвящена режиссуре. Ее, книги,… Категория:
Похожие статьи

© 2024 liveps.ru. Домашние задания и готовые задачи по химии и биологии.