5 предложений с буквой э. Обучение грамоте

Урок обучения грамоте по теме: "Заглавная буква Э. Чтение слов, предложений, текста с изученными буквами"

Мавлютова Гузалия Самигулловна учитель начальных классов

Цель:

Познакомиться с заглавной буквой Э , с людьми искусства, с энциклопедиями.

Задачи:

  1. Обеспечить закрепление умения находить в словах звук [э], читать слова с заглавной буквой Э. Учить анализировать слова.
  2. Развивать познавательный интерес путём создания проблемных ситуаций.
  3. Воспитывать желание учиться и делать открытия.

Оборудование: цветные мелки , карточки с заглавными и строчными буквами гласных звуков , магниты, ватманы (2), ИКТ (презентация).

ХОД УРОКА.

I. Актуализация знаний (мотивационный момент) .

- Рассмотрите «звуковички», что вы о них можете сказать? (гласные звуки)

Почему вы так считаете? (Держатся за руки, их 6, вчера изучали гласный звук [э]). Выходят два ученика закрашивают башмачки «звуковичков» в красный цвет.

Что вы знаете о гласных звуках? (Бывают ударные, безударные)

Какую работу выполняют? (образуют слог, указывают на мягкость и твёрдость согласных звуков)

Составляется схема (Приложение 1). Один ученик проговаривает, всё, что вспомнили о гласных звуках по схеме.

Учитель (ВЫВОД + ЗАПИСЬ НА ДОСКЕ): - «ПОВТОРИЛИ …»

II. Постановка проблемы (Приложение 2) .

Заселите «звуковички» их буквами (мелом).

К доске ученица и ученик (работают сообща).

Теперь подумайте, чьи имена начинаются с этих звуков? (время на раздумье)

Встаньте и подойдите к своим «звуковичкам» (дети выходят к доске)

С какого звука начинаются ваши имена? (спросить у каждой группы ребят)

Какими буквами вы обозначите эти звуки на письме? Возьмите эти буквы (на столе учителя несколько строчных и заглавных букв. Берут, показывают и закрепляют на «звуковичках», а сидящие, проверяют и исправляют)

Возникает ПРОБЛЕМА: нет заглавной буквы Э! (только строчная). Почему?

Дети: - не изучали заглавную букву Э.

Так какова ЦЕЛЬ нашего урока?

То есть, о чём мы с вами будем говорить на уроке?

Дети: - о заглавной букве Э.

III. Работа над образом этой буквы (Приложение 3) .

Скажите, а вам приходилось видеть эту букву в жизни? Где? На что она похожа? Посмотрите, как ребята видят эту букву и с чем СРАВНИВАЮТ (ЩЕЛЧОК) . Дома попробуйте создать свой рисунок с этой буквой и я надеюсь, что вы запомните её и не станете путать с другими буквами алфавита.

IV. Чтение слов и предложений. «Работа» заглавной буквы Э (Приложение 4) .

(ЩЕЛЧОК)

Прочитайте (Эдвард Григ, Эдисон Денисов )

Дети читают сначала про себя, потом вслух.

Что это за слова?

Дети: - фамилии и имена людей

Может быть, вы слышали эти имена и фамилии людей? Кто они?

Дети делятся своими мнениями. При затруднении попросить прочитать предложения данные ниже столбиков в учебнике.

Что значит наш «соотечественник»? Посмотрите на 3 столбик слов. Что это за слова?

Дети: - однокоренные

От какого слова произошло это слово?

Дети: - Отечество

А наше с вами Отечество это ….. (Россия).

– Как называют наших соотечественников, если мы жители России?

Дети: - россияне.

Значит, Эдисон Денисов российский композитор (ЩЕЛЧОК - фото) . А как называются соотечественники Эдварда Грига?

Дети: - норвежцы (ЩЕЛЧОК - фото) .

Послушайте произведение Эдварда Грига (Звучит фрагмент из оперы Э. Грига "Пер Гюнт""Танец Анитры").

Прочитайте следующие имена (ЩЕЛЧОК Эдуард Успенский, Эмма Мошковская )

Кто они? (известные детские писатели (ЩЕЛЧОК - фото) )

Может быть вспомните названия их произведений? ((ЩЕЛЧОК, обложки их книг )

– Прочитайте про себя второе предложение. О ком там говорится? (ЩЕЛЧОК, Эрнест Хемингуэй, Эдгар По)

– Что вы узнали про этих людей?

– Что значит зарубежные ? (ЩЕЛЧОК – фото писателей)

– Можно ли их назвать нашими соотечественниками?

– В старших классах вы будете знакомиться с творчеством этих писателей, для кого-то они станут любимыми!

– Прочитайте последние 2 слова с учебника (Эквадор, Эллада (ЩЕЛЧОК ). Слышали где-нибудь?

(Варианты ответов детей)

Узнайте, что названо этими словами, дома. Где будете искать информацию? (ЩЕЛЧОК)

Но несмотря на то, что вы не знаете и не слышали о них, что вы можете сказать наверняка (точно)?

Дети: - записаны с заглавной буквы.

– Посмотрите, какие трудные слова мы прочитали! (ЩЕЛЧОК, все И.Ф известных людей)

– Что же у них общего? (Звук [э] .) Какой буквой обозначен этот звук? (заглавной буквой Э)

– В каких случаях необходима заглавная буква?

Дети (ВЫВОД): для записи имён собственных + 1 ученик снова повторяет этот вывод

- (имя ученика…..) скажи, пожалуйста, для тебя эта информация была новой? (ВСПОМНИЛИ)

А что было новым?

Дети: - информация об этих людях (УЗНАЛИ)

V. Работа с текстом (Приложение 5) .

А) до чтения (ЩЕЛЧОК)

Книга обо всём на свете.

Прочитайте. О какой книге идёт речь?

Дети: - об энциклопедии.

Как догадались? Попробуйте доказать, что она действительно «обо всём на свете».

(выслушиваются мнения детей)

А верны ли наши предположения, мы узнаем прочитав текст в учебнике (ЩЕЛЧОК) .

Б) чтение

Энциклопедия – это книга-справочник. (Понимаете значение? Следующее предложение прочитайте про себя.) Из неё мы узнаём обо всём, что нас интересует: о человеке и животных, об истории человечества и нашего Отечества (то есть о каком государстве?) , о звёздах и планетах, машинах, великих учёных (люди, которые прославили своё имя великими открытиями) и их открытиях, о писателях и их книгах, об экологии (что это?) , этике (что это?) и о многом другом. (Дальше дети читают самостоятельно до конца абзаца.) В библиотеке можно найти разные энциклопедии, в том числе и для детей. Самая полная – «Детская энциклопедия» в 15 томах. Вот их названия: «Всемирная история», «Биология», «Астрономия», «История России»,

«История искусств» и другие. (А какие другие? Из скольких томов самая полная? А том – это книга.)

– 2-й абзац текста прочитайте про себя. Энциклопедии – это кладовые знаний. Недаром обширные знания получили название «энциклопедические». В старину человека с такими знаниями называли энциклопедистом.

В) после чтения

– Почему энциклопедию называют кладовой знаний?

– А как же называются обширные знания? (Энциклопедическими.)

Наши догадки были верны?

ВЫВОД: мы УЗНАЛИ, что энциклопедию, действительно, можно считать книгой обо всём на свете.

А вы пользовались энциклопедией? Когда? Скажите, а вот сегодня на уроке мы могли бы воспользоваться материалами энциклопедии? Где (когда?)? В каких моментах?

(ЩЕЛЧОК , показ нескольких энциклопедий на слайде)

VI. Домашнее задание.

– Может ли человек владеть энциклопедическими знаниями?

– Как называют такого человека? (ЭРУДИТ)

– В нашем классе есть такие ребята?

А хотелось ли вам стать ЭРУДИРОВАННЫМИ?

Что для этого необходимо?

Дети: - «Лекарственные растения»

Откуда взята информация?

Дети: - из «Детской энциклопедии»

Прочитайте его дома, обсудите с родителями, или же можете почитать другую энциклопедическую информацию. Надеюсь, на следующих уроках вы поделитесь своими впечатлениями и новыми знаниями.

VII. Итог урока.

Какова была цель нашего урока?

Дети: - Познакомиться с заглавной буквой Э.

Что мы для этого с вами делали?

Дети: - ПОВТОРИЛИ …(о гласных звуках)

СРАВНИВАЛИ … (заглавную букву Э с другими буквами и предметами)

ВСПОМНИЛИ … (что с заглавной буквы пишутся имена собственные и начало предложений)

УЗНАЛИ … (интересную информацию о писателях, композиторах, энциклопедии)

Эмиль, Элина, теперь вы сможете найти недостающую букву вашего имени?

Дети: - да! (выходят к доске и показывают заглавную букву Э)

VIII. Рефлексия.

Довольны ли вы тем, как работали на уроке?

1. На уроке я работал
2. Своей работой на уроке я
3. Урок для меня показался
4. За урок я
5. Мое настроение
6. Материал урока мне был

7. Домашнее задание мне кажется

активно / пассивно
доволен / не доволен
коротким / длинным
не устал / устал
стало лучше / стало хуже
понятен / не понятен
полезен / бесполезен

Цель урока: формировать знания детей о том, что гласная буква Э обозначает твёрдость согласного; продолжить деление слов на слоги; составлять предложения, учить работать с текстом, способствовать интеллектуальному развитию детей; бережному отношению к животным.

Оборудование: шаблоны птиц (воробьи), иллюстрации животных, книга стихов С. Я. Маршака, CD “Лучшие песни для детей”, магниты.

Ход урока

I. Оргмомент.

а) Прозвенел звонок для нас
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
(Повернулись, поздоровались друг с другом)

б) Ноги на пол мы поставим,
Спинки все мы разогнём,
Локотки на стол поставим,
Домик к носу повёдём.
Руку левую на стол
Сверху правую кладём.

Разминка.

в) – улыбнитесь друг другу
– надуйте щёчки и выпустите медленно воздух
– покатайте карамельку во рту
– высуньте язык лопаткой, трубочкой
– произнесём звуки звуки [ы], [и], [а], [о], [у], [э]

– Какой звук произнесли последний? [э]

– Какой это звук?

Цель нашего урока – продолжить работу над звуками и буквами; делить слова на слоги, составлять предложения. Уметь работать над текстом и обогащать нашу речь новыми словами; воспитывать бережное отношение к животному миру.

II. Повторение

пройденного материала.

– На какие 2 группы делятся звуки? (согласные и гласные)

– Какие гласные обозначают мягкость согласного?

(я, и, е, ё, ю )

– Какие из гласных особенные? Почему?

(я, е, ё, ю )

а) в начале слова обозначают 2 звука – юла, ёлка Юля
б) (после гласных – моё, даю, красивая )
в) (после мягкого знакапьёт, льёт, вьют )

– Какие гласные обозначают твёрдость согласного?

(а, о, у, ы, э )

– Назовите одну из этих букв в этих словах?

(на доске смотрят и читают )

– Составить схему слова эму.

– А теперь прочитайте “сладкое” слово.

– А кого называю поэтом? (человека, который пишет стихи)

– А каких вы знаете поэтов? (К. Чуковский, А. Пушкин, А.Барто, С. Маршак, В. Маяковский)

– Составьте предложения с этими словами.

г) Разбор схемы слова – эму.

– Расскажи нам Артём , что ты составил?

(Эму – 2 слога, 3 буквы, 3 звука, 1 слог ударный)

– Расскажи стихотворение: Я про страуса

Про Эму
Написал бы вам поэму
Но никак я не пойму
Эму он или эму?

– Ребята, а что такое эхо ? (отзвук, звучит только часть слова)

– А где можно услышать эхо ? (в лесу, на реке, в пустой комнате)

Давайте поиграем в эхо: я называю слово, а вы мне его концовку (вслух)

машина – шина
смех – мех
коса – оса
экран – кран
олень – лень

– И расскажем стихотворение:

За рекой то тут, то там
Кто-то бродит по кустам.
– Эхо, эхо, это ты?
Отвечает эхо: – Ты…

– Ребята, а где в словах, чаще всего пишется буква Э ? (в начале и середине слова)

– Но звук [э] бывает невидимкой, потому что он скрывается в какой букве? (е).

– Давайте прочитаем слова с буквой Е вслух так, чтобы мы услышали этот звук: зверей, обеде, отрубей, медведя

– На что указывает в них буква е ?

– Ребята, кроме названного зверя, каких ещё знаете зверей?

– А могли бы вы дать им характеристику, какие они по характеру: (Заяц – трусливый, медведь – неуклюжий, волк – злой, лиса – хитрая)

– Почитай на доске слова, что одинаковое в этих словах заметили?

хитрость
схитрить
перехитрить
бесхитростный

– Что заметили в словах? (общую часть, которую называют корнем)

– А как называется эта часть слова перед корнем? (приставка)

– Ребята, а как вы понимаете слово бесхитростный? (добрый, простой)

– А можно лису назвать бесхитростной ?

– Это слово бесхитростный является противоположным словам хитрость, схитрить .

– Ребята у нас есть кроссворд, я буду записывать в него зверей и вывешивать картинку животного.

– А кто же это?

1. Он зимой под вьюжный вой

Спит в берлоге снеговой (медведь) (4)

2) Кто имеет один рог. Отгадайте… (носорог) (5)

3) Соберите слово м о ж р (1)

4) Больше всех на свете он
Очень, очень, добрый. (слон) (6)

5) Я в зелёнку угодил!
Горько плачет!... (крокодил) (8)

6) Шалунишек за проказы
Мама в сумку прячет сразу (кенгуру) (7)

7) Его называют царём лесов. У него острый слух и зрение, и только у самца есть грива, а у самки нет. Кто это? (лев) (9)

8) Прочитай по “ленте” слово (указкой указываю буквы) (журавль) (2)

– Прочитай слово, которое будет обобщающим для всех этих зверей? (животные)

А как называют слова, которые отвечают на вопрос Кто? (одушевлённые)

III. Физминутка.

А сейчас мы разомнемся, физкультурою займемся

Лучшие качели
Гибкие лианы.
Это с колыбели, знают обезьяны
Кто весь век качается
Да – да – да!
Тот не обижается
Ни – ког – да!

IV.

Работа над новым материалом.

– Ребята, а где можно увидеть разных животных?

(В зоопарке, цирке)

– Для чего создают зоопарки? / Да зоопарки создают, чтобы мы смотрели на зверей, так как мы не можем побывать в Африке, Австралии и ещё для сохранения их от нападения хищников и отлова браконьерами.

Сейчас отправляемся в наш зоопарк, но не одни, а чтобы узнать с кем, прочитаем слова и найдём ключевое слово.

в одица (на доску)
о труби
р ешётка
кро кодил
поб ывал
зубастей

– Что обозначает слово отруби? (Корм из остатков зерна, когда его переламывают)

– Итак, кто с нами отправляется в зоопарк? (воробей)

– Что знаете про воробьёв? (Они бывают городские и деревенские. Городские более нахальнее и крикливее. Деревенские спокойнее. Они очень прожорливы и всегда голодны. Они съедали и целые поля посевов, а люди их гнали и кричали: “ Вора бей!” Так и получила название это птичка ВОРОБЕЙ. Они не строят гнёзд, а захватывают чужие гнёзда у скворцов и ласточек, и выгнать его уже невозможно).

– Многие поэты писали про птиц стихи, песни, рассказы, не исключением стала и птица – воробей.

– Поэт С. Як. Маршак написал про него стихотворение. А что вы знаете про С. Маршака.

(Родился более 100 лет назад. Рано начал писать стихи и печатать в журналах. Долгое время жил в Англии. Много писал и переводил с английского языка. Любил детей и писал не только стихи для них, но сказки.)

– Послушайте стихотворение, и скажите, где обедал воробей?

– Откройте учебники на странице 184 и прочитайте в полголоса стихотворение, запомните, где он побывал.

– Чем он угощался у зверей?

– Когда его посещение в зоопарке чуть было не кончилось печально?

– А кому обычно задают вопросы? (людям)

– А как называются такие предложения? (вопросительные)

– А кому задан вопрос в стихотворении?

– Что он ответил? (побывал в зоопарке)

– Давайте прочитаем 1 строчку так, как будто встретили кого-то и хотите узнать, где он был?

– Подумайте, какое у него было настроение вначале, когда он думал, где он будет обедать? (грустное)

– А когда он стал припоминать, какое у него было настроение?

V. Инсценировка стихотворения (выходят четыре школьника и читают по 2 строчки “цепочкой”)

– Чему учит это стихотворение? (Не забывать о животных, особенно зимой. И не думать о том, что кто-то из них или страшный или добрый – все хотят жить, все они важны и нужны. И не все, конечно, животные гостеприимны и нужно опасаться тех, кто может обидеть).

VI. Творческая работа .

Итак, мы прочитали и узнали, как воробышки добывают себе пищу, мы узнали, что они наелись, стали весёлыми. Перед вами шаблоны этих птиц.

Пожалуйста, разукрасьте их, показав, какие они сытые, довольные, весёлые (Под музыку песни “Не дразните собак” дети разукрашивают шаблоны воробушек).

VII. Итоги работы.

Поместите своего воробья к тому животному на кроссворде, которого вы считаете более добрым (вывешивают воробушек на кроссворд с/п магнитов к тому животному, который им симпатичен).

– Чему вас научил сегодняшний урок?

– Какие открытия вы сделали?

VIII. Домашнее задание.

Прочитайте стихотворение и придумайте продолжение этой истории.

Литература:

  1. Горецкий В.Г. Русская азбука, М. “Просвещение”. 2004.
  2. Маршак С.Я. Где обедал воробей? М.: Малыш, 1987.

    Абдуллаева Л.С.

    УМК «Школа России»

    Предмет: письмо + чтение

    Класс 1

    Тема: Буквы Э,э Звук (э)

    Планируемые результаты

Предметные: продолжать учить различать и обозначать при письме звук (э), буквами Э.э;

характеризовать звук (э), находить место соответствующей букве;

писать слова, предложения с изученными буквами;

работать с текстом.

Метапредметные:

    Познавательные УУД : осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

строить речевое высказывание в устной форме; основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов; осуществлять анализ объектов; устанавливать аналогии; строить речевое высказывание в устной форме.

    Регулятивные УУД : принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные ориентиры действия в новом учебном материале; уметь составлять план работы; оценивать правильность выполнения действия своего и товарища.

    Коммуникативные УУД : учитывать разные мнения; формировать собственное мнение и позицию; строить понятные высказывания; адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач; осуществлять взаимный контроль.

Личностные : учебно – позновательный интерес к основному учебному материалу; способность к самооценке.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный

Друг на друга посмотрите. Улыбнитесь друг другу. Начинаем урок.

Проверяют готовность к уроку.

2. Постановка целей и задач.

Мотивация к учебной деятельности

Посмотрите на экран. В словах пропущена буква. Нужно вставить букву и прочитать эти слова.

Знакомы ли мы с буквой э?

Как вы думаете, какой урок у нас сегодня будет?

Что мы будем делать на этом уроке?

(после того, как учащиеся самостоятельно проговорили тему и цель урока на слайде появляется запись:- продолжать учиться читать и писать слова с буквой э;

Развивать навык работы с текстом;

Тренироваться составлять схемы слов и предложений;

Работать со всеми ранее изученными буквами;

Продолжать развивать умение проверять и оценивать себя и товарища.)

Определяют, что пропущена буква э.

Читают слова.

Отвечают на поставленные вопросы, определят тему и цель урока.

3. Разминка

На экране 1 слайд

Упражнение «Составь новое слово»

Задание: нужно составить новое слово, взяв из первого столбика первый слог, а из слов второго столбика второй слог.

2 слайд

Упражнение “Найди животное”.

Задание: найти спрятавшееся название животного среди строчек стихотворения

Составляют новые слова и находят слова в предложениях

4. Работа по тексту

5.Физминутка

6. Индивидуальная работа

А теперь ребята посмотрите на листочки перед вами. На них напечатан текст, с которым мы сегодня будем работать.

Я читаю вслух, все за мной читают в полголоса.

Учитель задает вопросы по тексту.

О чем говорится в тексте?

Как можно озаглавить этот текст?

Есть ли незнакомые слова уже с пояснением? Прочитайте их.

Слово «экзотика» с какой буквы начинается? Подчеркните это слово красным карандашом.

А вы знаете, что обозначает слово «экспедиция»?

Подчеркните это слово красным карандашом.

Найдите в тексте слово «экипаж» подчеркните. Найдите толкование этого слова в словаре.

Где мы можем узнать толкование слова?

Какие имена собственные вам встретились?

А всегда ли слово «Земля» будет писаться с большой буквы?

Найдите словосочетание «интересных снимков», в каком числе оно употреблено.

Посчитайте сколько предложений в тексте.

Найдите второе предложение, прочтите в нем местоимение.

В каких еще предложениях это местоимение встречается?

Найдите местоимение во множественном числе, в каком оно предложение назовите?

Найдите предложение, где записано число. Прочитайте его

В каком предложении говорится о транспорте? Прочитайте его.

Вертолет, к какому виду транспорта относится?

Встаньте покажите как лопасти вертолета работают.

А теперь садитесь. Продолжим урок.

Найдите предложение, в котором говорится о том, чем будет заниматься папа после экспедиции.

А теперь вернитесь к второму предложению. Сколько слов в этом предложении?

Сколько слов с большой буквы?

Найдите слово – предлог.

Спишите это предложение в тетрадь.

Найдите слово, отвечающее на вопрос «кто?»

Найдите слово действия.

Задайте вопрос к этому слову.

Подчеркните его.

Составьте схему этого предложения.

А сейчас работаем на листочках.

Выпишите слова, начинающиеся с буквы «э». С этими словами проведем следующую работу: поставить ударение, сделать звуковую запись, составить схему.

(слабые учащиеся выписывают все слова, но работу проводят только с одним)

Как только выполните работу, я раздам образцы, и вы красным карандашом проведете самопроверку и поставите себе оценку.

Закончили работу сдайте мне листочки. Обратите внимание на экран. Вернемся к тому слайду где записаны наши задачи и посмотрим все ли пункты мы выполнили.

Учащиеся читают текст за учителем.

Отвечают на вопросы.

Экзотика, метеоролог.

Учащиеся работают с толковым словарем.

(11). Над каждым предложением ставят цифру.

Дети находят и зачитывают предложения.

Встают и повторяют за учителем движения

Один учащийся у доски.

Индивидуальные листочки, на которых выполняют работу.

Сверяют свою работу с образцом. Выставляют себе оценку.

Читают каждый пункт

Красным карандашом отмечают самооценку, синим товарища.

Цель:

Задачи:

  1. познакомить детей с новым словарным словом - магазин, метро.

Предметные:

Метапредметные:

Личностные:

Оборудование: компьютер, проектор.

Ход урока

Учитель

Слайд 1.

Учитель: (Ответы детей)

э в начале слова.

Характеристика звука.

Произнесите ещё раз имя девочки, которая пришла к нам сегодня на урок? (Эля)

Назовите первый звук в имени ([э]). Ещё раз ([э]).

Встречает ли воздух преграду при его произношении или проходит через горлышко свободно?

Попытайтесь его попеть, потянуть. Расскажите всё, что знаете о звуке [э] (

Молодцы.

III. Минутка чистописания.

Учитель:

Учитель: Ребята, а жили наши герои - Эля и Эдик - в городе Санкт-Петербурге. Это город на реке Нева.

Основал город Петр 1 Слайд

IV. Работа по теме урока

Учитель:

Рученька-ручища, Что в земле ты ищешь? - Ничего я не ищу, Землю рою и тащу.

Кто догадался, что за машину встретили дети? слайд

А кто знает, как будет называться профессия человека, который работает на этой машине? (экскаваторщик)

Запишите это слово с красной строки в тетради и подчеркните букву э в слове.

Учитель: Посмотрели дети и отправились дальше. Смотрят: на пути большой магазин, в котором можно купить всё что угодно: и вещи, и продукты - универмаг. Зашли ребята внутрь и отправились к движущейся вверх лестнице, которая называется: эскалатор.

А ещё такую лестницу можно встретить в аэропорту, метро. Но передвигаясь по ней, нужно помнить и соблюдать простые правила безопасности: не толкаться, быть внимательным.

Запишите это слово себе в тетрадь, запомните, что оно обозначает. Разделите это слово на слоги. Как легко определит количество слогов в слове? Сколько в слове гласных, столько и слогов.

Учитель: Побродили дети по магазину, купили себе мороженое на палочке, которое называется - эскимо.

Учитель вывешивает на доску карточку с соответствующей надписью.

Запишите это слово в тетради, поставьте ударение. Кто сможет устно придумать предложение с этим словом?

V. Физкультминутка

Давайте немного отдохнём и сделаем зарядку для глаз.

Головку держим ровно, посмотрели наверх, налево, направо, вниз.

Глазками начертите круг, треугольник, квадрат.

Закройте глазки.

А теперь открываем глаза и продолжаем работу.

Какие буквы вы здесь видите? Есть знакомая буква?

2. Работа по карточке.

Учитель: электричке.

Учитель: Вернулись ребята, хорошо погуляли, много интересного увидели, а уроки - то не сделаны. И сели они домашнее задание выполнять. Не хотите им помочь?

3. Игра «Доскажи словечко».

Я начинаю, а вы подсказываете мне в рифму последнее слово. Даю вам подсказку: слово-отгадка начинается на букву Э.

В горах блуждая за тобой, Откликнусь я на зов любой. (Эхо) К дальним сёлам, городам Кто идёт по проводам? Светлое величество, Это … (Электричество)

А можно ли баловаться с электричеством? Почему?

VII. Итог урока

Учитель:

VIII. Домашнее задание

IX. Рефлексия

Учитель:

Кому надо постараться, подтянуться?

Каким героям скажем сегодня «Спасибо»?

Что им пожелаем? Этого же я желаю и вам: быть внимательными, много читать, слушаться взрослых, вовремя выполнять домашнее задание и хорошо учиться.

Приложение.

Карточка.1

Карточка 2.

Карточка 3.

Вставь пропущенные буквы?

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка во 2 классе на тему: "Слова с буквой Э"»

Тема: Урок русского языка во 2-м классе по теме "Слова с буквой Э"

Цель: закреплять навык различия и правильного произношения звука [э], а также письма слов с буквой э.

Задачи:

    развивать умения различать звук [э] в словах и обозначать его на письме соответствующей буквой;

    совершенствовать навыки грамотного письма, фонематический слух;

    коррегировать зрительное восприятие, концентрацию внимания;

    обогащать словарный запас школьников путём знакомства с новыми словами «экскаватор», «эскалатор», «эскимо»;

    познакомить детей с новым словарным словом – магазин, метро.

    воспитывать тудолюбие, аккуратность, толерантность при работе в коллективе.

Предметные:

    работать со словами, содержащую букву э:

    работать над произношением звука э.

    развивать речь учащихся при составления предложенй;

Метапредметные:

1.формитровать навыки литературного произношения.

Личностные:

    1. Формировать интерес и чувство любви к родной стране.

      Формировать уважение к друг другу.

Оборудование: компьютер, проектор.

Ход урока

I. Организационный этап урока

Учитель : Какое прекрасное утро. Я рада вас видеть. Я хочу подарить вам свою улыбку, а вы улыбнитесь мне, друг другу.

II. Сообщение темы и целей урока

Слайд 1.

Учитель: Сегодня на уроке к нам пришли ваши ровесники («А кто такие ровесники?») Эдик и Эля. С какого звука начинаются их имена? (Ответы детей) значит какую цель к уроку можно поставить? Что мы будем делать?

Цель: узнаем новые слова с буквой Э, повторим об этой букве.

Значит сегодня на уроке мы повторите всё, что знаете о звуке [э], узнаете новые слова с этой буквой, будете выделять звуки и букву э в начале слова.

Характеристика звука.

– Произнесите ещё раз имя девочки, которая пришла к нам сегодня на урок? (Эля)

– Назовите первый звук в имени ([э]). Ещё раз ([э]).

– Встречает ли воздух преграду при его произношении или проходит через горлышко свободно?

– Попытайтесь его попеть, потянуть. Расскажите всё, что знаете о звуке [э] (Он гласный, может быть ударным или безударным, может образовывать слог).

– Молодцы.

III. Минутка чистописания.

Учитель: Сегодня мы будем писать с вами букву Э, э. На что похожа буква э? (На ласточку, на растянутый лук, на букву с только наоборот, на рот с торчащим языком).

Напишем в тетради 5 штук э и 5 штук Э

э- строчная, Э- заглавная. А как пишутся имена наших героев? Почему?

Знакомство с новым словарным словом

Учитель: Ребята, а жили наши герои – Эля и Эдик – в городе Санкт-Петербурге. Это город на реке Нева.

Основал город Петр 1 Слайд

IV. Работа по теме урока

Наблюдение над словами с буквой Э.

Учитель: Наши герои Эдик и Эля были такие любопытные, что решили отправиться вдвоём на экскурсию по городу. А можно ли гулять детям одним? Почему?

Только вышли они из дома, смотрят, огромная машина с большущей рукой. Ребята и спрашивают:

– Рученька-ручища,
Что в земле ты ищешь?
– Ничего я не ищу,
Землю рою и тащу.

– Кто догадался, что за машину встретили дети? слайд

Учитель вывешивает на доску карточку с соответствующей надписью.

– А кто знает, как будет называться профессия человека, который работает на этой машине? (экскаваторщик)

– Запишите это слово с красной строки в тетради и подчеркните букву э в слове.

Учитель: Посмотрели дети и отправились дальше. Смотрят: на пути большой магазин, в котором можно купить всё что угодно: и вещи, и продукты – универмаг. Зашли ребята внутрь и отправились к движущейся вверх лестнице, которая называется: эскалатор.

Учитель вывешивает на доску иллюстрацию с изображением эскалатора и карточку с соответствующей надписью.

– А ещё такую лестницу можно встретить в аэропорту, метро. Но передвигаясь по ней, нужно помнить и соблюдать простые правила безопасности: не толкаться, быть внимательным.

– Запишите это слово себе в тетрадь, запомните, что оно обозначает. Разделите это слово на слоги. Как легко определит количество слогов в слове? Сколько в слове гласных, столько и слогов.

Учитель: Побродили дети по магазину, купили себе мороженое на палочке, которое называется – эскимо.

Учитель вывешивает на доску карточку с соответствующей надписью.

– Запишите это слово в тетради, поставьте ударение. Кто сможет устно придумать предложение с этим словом?

V. Физкультминутка

– Давайте немного отдохнём и сделаем зарядку для глаз.

– Головку держим ровно, посмотрели наверх, налево, направо, вниз.

– Глазками начертите круг, треугольник, квадрат.

– Закройте глазки.

– А теперь открываем глаза и продолжаем работу.

VI. Закрепление пройденного материала

1. Задание «Сцепленные буквы» на концентрацию внимания.

– Какие буквы вы здесь видите? Есть знакомая буква?

2. Работа по карточке.

Учитель: Вышли ребята из магазина, а на улице вечере. Пора домой возвращаться. И они поехали на электричке. Вот и электрические лампочки зажглись в домах.

Учитель: Вернулись ребята, хорошо погуляли, много интересного увидели, а уроки – то не сделаны. И сели они домашнее задание выполнять. Не хотите им помочь? Самостоятельная работа (парами. Вставить пропущенные буквы в словах)

3. Игра «Доскажи словечко».

– Я начинаю, а вы подсказываете мне в рифму последнее слово. Даю вам подсказку: слово-отгадка начинается на букву Э.

В горах блуждая за тобой,
Откликнусь я на зов любой. (Эхо)

К дальним сёлам, городам
Кто идёт по проводам?
Светлое величество,
Это … (Электричество)

– А можно ли баловаться с электричеством? Почему?

VII. Итог урока

Учитель: С какой буквой сегодня работали? А звуком? Сколько новых слов записали с буквой Э? Слова с буквой Э в нашей речи мы упоминаем не очень часто, поэтому многие из вас слышали новые слова впервые, и они оказались для вас непонятными. В русском языке великое множество слов, постоянно появляются новые. Чтобы их все знать, надо очень много читать, быть любознательным. Поэтому читайте больше, общайтесь друг с другом, со взрослыми, задавайте вопросы и вы тоже будете много знать.

VIII. Домашнее задание

Выучить новое словарное слово и выполнить упражнение 72 на странице 55 нашего учебника.

IX. Рефлексия

Учитель: Вы хорошо поработали. Кто считает кто из вас работал хорошо.. Почему?

– Кому надо постараться, подтянуться?

– Каким героям скажем сегодня «Спасибо»?

– Что им пожелаем? Этого же я желаю и вам: быть внимательными, много читать, слушаться взрослых, вовремя выполнять домашнее задание и хорошо учиться.

Приложение.

Карточка.1

    Вставь пропущенные буквы: е или э?

….скимо, ….таж, …лектрик, по…т, …кран, ….хо.

Карточка 2.

Поставь пропущенные буквы: э или е? Придумай предложение с любыми из них.

…..дик, …льза, …велина, …нже, ….мма, …лиза.

Карточка 3.

Вставь пропущенные буквы?

Мо… дру… ,..дик ж…вет в Эстонии. Мы ч…сто зв…ним дру… другу.

Летом …дик прилетит в Москву. Я поеду в аэропорт встречать его.

Екатерина Шабалина
Тема «Звук и буква э»

Цель : Правильное произношение звука Э , знакомство с буквой Э . Выкладывание, преобразование, чтение слогов, слов и предложений из букв разрезной азбуки . Печатание предложений. Составление схем предложений. Чтение слов по карточкам с определением слогового состава слова и выделением ударного слога. Усвоение несклоняемых существительных Упражнение в словообразовании относительных прилагательных. Развитие мелкой и крупной моторики, развитие наблюдательности, обогащение словарного запаса и знаний об окружающем.

Оборудование : предметные картинки со звуком Э , пластмассовые (эбонитовые) палочки, кусочки шерстяной ветоши, кусочки бумаги для экспериментирования; буквенные кассы , буквы Э , э, схемы для звукового анализа , карточки для чтения, тетради, карандаши.

Ход занятии

1. Оргмомент. Эксперимент «Электричество» .

Ребята, кто хочет поучаствовать в эксперименте, подойдите к столу.

Возьмите бумагу и порвите ее на мелкие кусочки. Теперь возьмите ветошь и сильно потрите ею палочки. А теперь, внимание, эксперимент! Прикоснитесь палочками к кусочкам бумаги. Что произошло?

Все верно, если потереть кусочек эбонита, пластмассы, янтаря, который по-гречески называется электроном, то в нем появляется сила, притягивающая к себе маленькие бумажки и ниточки. Эту силу назвали электричеством. Электричество может обогреть и накормить нас, заморозить в холодильнике продукты, перенести куда угодно по телефону наш голос, показать по телевизору кинофильм, натереть полы в нашей квартире, и многое другое может наш верный и сильный друг. Но, всегда нужно помнить, что электричество большой силы - это опасно. И все эксперименты, например, такие как сегодня нужно проводить только с взрослыми.

11. Сообщение темы занятия

А теперь, ребята, рассаживайтесь поудобнее и расскажите мне какой звук слышался в словах :эксперимент, электричество, электрон, эбонит? (Звук э .) Сегодня мы будем учиться четко произносить слова со звуком э , познакомимся с буквой э .

1. Характеристика звука э по артикуляционным и акустическим признакам

2. Знакомство с буквой Э : показ, рассматривание, контур.

Выставляются заглавная и строчная буква Э .

С открытым ртом

И большущим языком.

Нахождение буквы э в алфавите .

3. Развитие фонематического восприятия и слуховой памяти. (Хлопните в ладоши, если услышите звук Э ) . Экран, этаж, какао, елка, юбка, ива, дятел, эскимо, эврика, вода, щетка, этот, книга, элеватор, экскурсия, электричество, диван, эра, эхо.

4. Составление из букв разрезной азбуки слогов, слов, чтение их : эс, эт, Эл, эк, эх, пэ, сэ, кэ, мэ, нэ, хэ, тэ, эта, это, этот, эти, эхо, Эмма, эму, поэт, поэты, поэма, эскимо, эскимос.

5. Усвоение несклоняемых существительных. Мы с вами выкладывали интересные слова эскимо, эхо. Эти слова интересны тем, что не изменяются.

Словесный эксперимент!

Логопед : Мы купили много. (эскимо) . Чем мы друга угостим?. Эскимо.

Съели одно. (эскимо) . Съели много… эскимо. Есть немало неизменяемых слов : кофе, пальто, Буратино. А мы с вами отправимся на прогулку с эхо.

6. Пантомима «Прогулка в лес» .

Дети изображают ходьбу по высокой траве, бурелому и кочкам.

Мы зашли далеко в лес и заблудились.

Заблудились мы в лесу, (грустно) Закричали все : «Ау!» (громко)

Никто не отзывается, (печально)

Это эхо каждый раз

Вот потеха.

Передразнивает нас.

Наше эхо возвращается к нам тихо : «Ay! Ay!» E. Благинина

Нашли тропинку, возвращаемся домой. А там недавно произошла целая история с мальчиком Эдиком. Вот послушайте.

6. Чтение рассказа Г. Юдина «Экскаваторщики» .

(Запомните как можно больше слов со звуком [э] .)

ЭКСКАВАТОРЩИКИ

Вбегает вчера ко мне Эдик с пятого этажа.

Бросай свои этикетки! - кричит. - У нас во дворе настоящий эскалатор работает!

Я говорю :

Экскаватор, наверное, эскалаторы только в метро бывают.

Выбежали мы во двор, а там и в самом деле стоит экскаватор. Мотор работает, а экскаваторщик куда-то ушел. Влезли мы потихоньку в кабину. А Эдик взял и нечаянно какую-то ручку тронул. Экскаватор вдруг как дернется, как поедет! А впереди - электрический столб. Экскаватор по этому столбу - р-р-раз! Столб на бок - два! И все провода оборвались. Во всем нашем доме сразу электричество погасло и перестали работать электроутюги, холодильники, пылесосы, телевизоры и все, что питается электричеством.

Тут экскаваторщик прибежал, раскричался и из кабины нас выгнал. А вечером пришел папа и. Ну, про это мне вовсе не интересно вспоминать.

а) Свободные высказывания детей по содержанию рассказа.

б) Назовите слова, которые вам запомнились, со звуком [э] .

в) Рассуждения детей о соблюдении правил безопасности.

9. Физминутка «Колодец» Т. Боровик Работа над силий голоса, выразительностью речи. Развитие координированных движений рук, пальцев.

Вот колодец большой с чистой свежей водой

Прилетали к нему птицы : «Дай колодец нам напиться!»

«Пейте, милые сестрицы! У меня полно водицы!»

Эти птицы воду пьют, эти зернышки клюют,

Эти птицы воду пьют, эти зернышки клюют.

Вот и кончилась игра, птицам прочь лететь пора.

10. Печатание буквы Э , слогов, слов, предложений.

11. Составление схем этих предложений.

12. чтение слов по карточкам с определением слогового состава и выделением ударного слога.

11. Словообразование относительных прилагательных, согласование их с существительными – договаривание предложений.

Я предлагаю продолжить наши эксперименты, только теперь словесные. Давайте рассмотрим предметы нашего эксперимента.

Эта ветошь из шерсти – Значит, это (шерстяная) ветошь.

Мы натрем (шерстяной) ветошью палочки.

Эта палочка из пластмасса – Значит это (пластмассовая) палочка.

Мы берем в руки (пластмассовые) палочки.

Мы прикоснемся к кусочкам бумаги (пластмассовыми) палочками.

Эти кусочки из бумаги – Значит это (бумажные) кусочки.

Мы проводили эксперимент с (бумажными) кусочками, (пластмассовыми) палочками и (шерстяной) ветошью.

Я предлагаю вам продолжить вместе с родителями эти эксперименты.

111. Итог занятия. Что нового узнали? Произнесение характеристика звука Э . Припоминание слов со звуком Э .

Похожие статьи

© 2024 liveps.ru. Домашние задания и готовые задачи по химии и биологии.