Сферы применения психодиагностики. Основные области практического применения психодиагностики Содержание психодиагностики

1. расстановка кадров, профотбор и профориентация;

2. прогнозирование социального поведения, например, стабильности брака, законопослушности;

3. оптимизация обучения и воспитания;

4. консультативная и психотерапевтическая помощь;

5. судебная психолого-психиатрическая экспертиза;

6. прогнозирование психологических последствий изменения среды и др.

Итак, психологическая диагностика - основа деятельности любого практического психолога , чем бы он ни занимался - индивидуальным консультированием, профессиональной ориентацией, психотерапией и пр., в какой бы сфере он ни работал - в школе, клинике, на произ­водстве, в социальных службах, в агентстве по подбору кадров и т. д.

Основная цель психодиагноста - постановка диагноза, обеспечи­вающего решение практических задач. Все они, связанные с учетом психологических различий между людьми, требуют работы квалифи­цированного специалиста, использующего особый инструментарий - психодиагностические методики.

Психодиагностические методики - это специфические психоло­гические средства. Поскольку их используют в практических целях, они должны быть качественными настолько, насколько это возможно, чтобы исключить ошибки в диагнозе. Поэтому к психодиагностиче­ским методикам предъявляются особые требования, они разрабатыва­ются по определенным правилам и проверяются по ряду критериев.

Конструирование психодиагностических методик - это еще одна цель психодиагноста. Разработка диагностической методики - слож­ный процесс, существенно отличающийся от житейских представлений о том, что достаточно только создать задания или сформулировать вопросы. Профессиональный взгляд на этот процесс заключается в том, что диагностическая методика может принести ощутимые полез­ные результаты, если она будет иметь теоретическое обоснование и соответствовать установленным методическим критериям. Поэтому создание таких методик требует большой исследовательской и мето­дической работы.

Психологическая диагностика предполагает сравнение, благодаря которому устанавливаются критерии для оценки получаемых диагно­стических показателей и ставится диагноз, т. е. дается заключение либо о наличии-отсутствии психологического признака (по сравнению с другими индивидами), либо о степени выраженности признака (ран­ге, месте его среди других). Таким образом, методики психологической диагностики предназначены для классификации (т. е. разделения груп­пы) и ранжирования людей по психологическим и психофизиологи­ческим признакам.

Поэтому так важна в психодиагностике задача формализации диаг­ностических показателей . Измерение, квантификация психологиче­ских особенностей преодолевают ограниченность интуитивного позна­ния человека. По этой причине одна из задач, которую с самого начала если не прямо, то опосредованно пытались осуществить психодиагно­сты, состояла в том, чтобы при помощи тестов (одного из основных и первого в истории этой науки метода) ввести в психологию меру измере­ния, число и методы статистической обработки данных. Так, еще в 1911 г. В. Штерн писал о том, что тест должен обеспечить размещение испы­туемых по жестким рангам либо их группировку с высокой точностью, а Л. Кронбах определил его как метод, который должен позволить опи­сать человека с помощью количественной шкалы или системы категорий.

Однако формализация диагностических результатов не должна ве­сти к утрате связи с психологией, а математико-статистическими ме­тодами нельзя заменить психологическое мышление и знание психо­логических явлений и проблем.

Одной из острых проблем современной психологической практики является уровень профессиональной подготовки специалистов , в том числе и в области психодиагностики. В связи с этим принципиально важно понимать, к каким последствиям может привести использование психодиагностических методов непрофессионалами, дилетантами - людьми, далекими от психологии и психодиагностики.

Использова­ние диагностических методик неспециалистами приводит, в первую очередь, к неверным оценкам и выводам в отношении психологиче­ских возможностей людей и, как следствие, к утрате доверия к психо­логической диагностике и ее методам. Именно поэтому в настоящее время остро стоит вопрос подготовки квалифицированных психоди­агностов , а также тщательной и постоянной оценки качества работы тех психологов, которые используют диагностические методы. По су­ществу, это проблема валидности лиц, занимающихся психологиче­ской диагностикой.

Следует отметить, что один из симптомов непрофессионализма - так называемая диагностомания, проявляющаяся в стремлении во что бы то ни стало и как можно быстрее поставить диагноз, сделать выво­ды по неотчетливым и недостаточным признакам.

1. Диагностомания - это компенсация низкой квалификации психо­диагноста. Ее сопровождает чрезмерное, недостаточно осмысленное использование специальной психологической терминологии, неумение просто и доступно, ясными житейскими словами объяснить смысл диагностических показателей и сделать на их основе адекватные выводы.

2. Еще одно проявление непрофессионализма - представление о том, что если применяется психодиагностическая методика, то ее выводы могут использоваться в качестве безоговорочных рекомендаций. На­пример, при отборе работников, при распределении их по разным ви­дам работ, в консультировании и пр. Между тем специалист понимает, что результаты любой методики должны быть включены в комплекс­ную оценку, включающую другие данные об индивиде.

3. К непрофессионализму можно отнести и неправильное представ­ление о возможностях применяемых психодиагностических средств, абсолютизация получаемых с их помощью данных. Неквалифициро­ванный пользователь рассматривает диагностические показатели ис­пытуемого как имеющие абсолютное значение, окончательно опреде­ляющие всю его будущую деятельность, как бы предсказывая учебные и профессиональные успехи.

Специалист-психодиагност понимает возможности и ограничения своих методик, те допущения, которые были сделаны при их разработ­ке, связанные с ними границы выводов, которые на их основе можно сде­лать, возможные ошибки при использовании разных типов методов и вероятность их совершения. Он ориентируется в базовых теоретических проблемах психологической диагностики, среди которых - соотношение диагноза и прогноза, предсказательные возможности диагностических результатов, влияние социокультурного фактора на диагностические показатели.

Итак , все перечисленные и целый ряд других не менее важных вопросов относятся к теоретическим основам психологической диагностики . Без их понимания невозможно правильное применение диагностиче­ских методик.

Таким образом, психологическую диагностику можно определить как науку о конструировании методов измерения, классификации и ранжирования психологических и психофизиологических особен­ностей людей, а также об использовании этих методов в практиче­ских целях. При этом в понятие «конструирование» следует включать не только разработку самих заданий методик, но и уточнение требова­ний, которым они должны удовлетворять, формулирование правил их применения, определение границ выводов, на которые могут претен­довать получаемые диагностические результаты, совершенствование их интерпретации.

В настоящее время психологическая диагностика в России пережи­вает значительный подъем. Она начинает занимать заметное место в школах, вузах, на предприятиях, в учреждениях, фирмах, банках. Ди­агностические методики применяются во все новых областях практи­ческой деятельности индивидов - армии, спорте, судебной практике, социальной работе и др.

Понимая общественную значимость психологической диагностики и положительно оценивая интерес к ней в нашей стране на современ­ном этапе, нельзя вместе с тем не указать на некоторые распростра­ненные ошибки, присущие отечественной практической психологии, которых следует избегать .

1. Во-первых , это некритическое использование зарубежных методик , основанное на непонимании влияния фактора культуры на их резуль­таты.

2. Во-вторых , это использование методик без отчетливого понимания того, что они измеряют ; доверие к названию, «ярлыку» методики без попытки понять историю ее создания и развития (а иногда измене­ния) представления об измеряемых ею характеристиках.

3. В-третьих, это статический подход к исследуемым индивидам, фак­тическое отрицание развития при прогнозе и потому неоправданно категоричные выводы и заключения. Важно правильное понимание соотношения между относительной константностью и изменчивостью индивидуальности. Изменчивость индивида во времени, в процессе онтогенеза сочетается с относительной константностью условий раз­вития, обеспечивающих его стабильные взаимодействия с окружающей средой, сохраняющих константность структуры индивидуальности. Именно относительная константность личности позволяет психологу установить диагноз и прогноз ее поведения и переживаний.

4. Еще одной распространенной ошибкой отечественной психологи­ческой практики является использование методик неспециалистами , связанное с непониманием значения специального образования. Кро­ме того, встречается и чистая «любительщина», шарлатанство, прояв­ляющиеся в составлении «доморощенных», не прошедших серьезной проверки методик и использовании их на практике людьми, не име­ющими необходимых специальных знаний в области психологической диагностики, у которых вообще отсутствует психологическое образо­вание.

5. Настоящим бедствием для отечественной психологической диагно­стики является неконтролируемый поток изданий , в которых собраны диагностические методики. Эти издания безусловно следует считать пиратскими , поскольку собранные в них методики печатаются без со­гласия их авторов или тех, кто является их правопреемниками.

Для любого психодиагноста очевидным и незыблемым является требова­ние ограничения распространения своих методик - это одно из основ­ных требований, включенных в этический кодекс психодиагноста. Его соблюдение необходимо для того, чтобы:

*диагностические методики не попадали в руки непрофессионалов, а также тех, кто в дальнейшем будет подвергаться диагностированию.

*предварительное знакомство испытуемого с психологической методикой не позволит диагносту поставить правильный диагноз.

Следовательно , неконтролируемое распространение методик, их свободная продажа лишают профессио­нального диагноста его инструментария, делают его безоружным и бессильным в отношении специфических практических задач, требу­ющих выявления психологических особенностей. Именно поэтому у специалистов существует серьезное сомнение в профессионализме тех, кто отдает для публикации массовыми тиражами сборники диа­гностических методик.

Их непрофессионализм подтверждается и тем, что в издаваемых ими сборниках, как бы красиво они ни назывались - «Лучшие психо­логические тесты» (1992-1994), «Энциклопедия психологических те­стов» (1997), «Практическая психодиагностика» (2000),- неисчислимое количество ошибок, неточностей как в стимульном материале и ключах, так и в понимании и интерпретации результатов методик.

Отмеченные проблемы, связанные с использованием и разработкой психодиагностических методик, являются следствием того, что пси­хологическая диагностика как учебная дисциплина появилась в нашей стране сравнительно недавно - в 80-е гг. XX в. Спрос на специалистов в этой области значительно превысил предложение, и это привело к потоку неподготовленных людей, хлынувших в психологическую ди­агностику.

Сейчас положение меняется в лучшую сторону, чему немало спо­собствует введение курса психологической диагностики в программу обучения студентов факультетов психологии.

Вопрос

Психодиагностика – это область психологической науки, разрабатывающая теорию, принципы и инструменты оценки и измерения индивидуально-психологических особенностей личности" (Л.Д.Бурлачук).

ОСНОВНЫЕ ЭТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ В ПСИХОДИАГНОСТИКЕ
Профессионально-этические нормы работы в сфере психодиагностики сформулированы в ряде принципов. Они раскрываются и взаимодополняются в работах современных психологов А.А. Бодалева и В.В.Столина, а также А.Г Шмелева. Анализ и сопоставление позиций этих авторов позволил выявить восемь основопологающих этических принципов в психодиагностике. Рассмотрим их подробнее.
1. Принцип ответственности: предполагает ответственность психолога-диагноста за сохранение психического и физического здоровья, эмоционально-соматического комфорта, социального благополучия обследуемого в процессе диагностики.
2 . Принцип компетентности: предполагает, что психодиагностическое обследование выполняется всегда квалифицированными психологами, имеющими базовое высшие психологическое образование. Психодиагност берется за решение тех задач и вопросов, по которым он профессионально осведомлен.
3. Принцип конфиденциальности. Данной принцип предполагает неразглашение результатов без персонального согласия на это того лица, по отношению к которому проводилась психодиагностика. Исключение составляют случаи, когда психодиагностика проводится в научных целях как часть экспериментального исследования, но и в этом случае не рекомендуется указывать в публикациях точные имена и фамилии испытуемых.
4. Принцип научной обоснованности психодиагностической методики требует того, чтобы она, как минимум была валидной и надежной, то есть давала такие результаты, которым можно вполне доверять.
5. Принцип ненанесения ущерба предполагает, что результаты психодиагностики ни в коем случае нельзя использовать во вред тому человеку, который подвергается обследованию. Если психодиагностика проводится в целях конкурсного отбора или при приеме человека на работу, то данный принцип применяется вместе с принципом открытости результатов для обследуемого который требует информации о том, что и как у него будет тестироваться, каковы результаты его обследования, а также о том, кем и каким образом они будут использованы для решения его судьбы.
6. Принцип объективности выводов из результатов тестирования требует, чтобы они были научно обоснованными, то есть вытекали из результатов тестирования, проведенного при помощи валидных и надежных методик, и не определялись и никак не зависели от субъективных установок тех, кто проводит тестирование или пользуется его итогами. При подборе методик в программу обследования психолог не руководствуется субъективными предпочтениями в оценке методик, а исходит из требований максимальной эффективности диагностики – максимум надежности при минимуме затрат. Психолог обязательно рассматривает наряду с наиболее вероятной и альтернативную психодиагностическую гипотезу (интерпретацию данных), применяя в психодиагностике принцип, аналогичный «принципу презумпции невиновности» в судопроизводстве.
7. Принцип эффективности предлагаемых рекомендаций предполагает, что такие рекомендации обязательно должны быть полезными для того человека, которому даются.
8. Принцип комплексной диагностики – принцип сочетания различный методических приемов при диагностике одного и того же психического свойства, а также сочетаний методик, направленных на родственные психические свойства, для повышения валидности диагностического заключения. Психолог обеспечивает необходимый уровень надежности диагноза, применяя стандартизированные и нестандартизированные методики, а также метод независимых экспертных оценок.


Вопрос



Психодиагностический процесс – это диагностическая деятельность психолога, которая может быть представлена в виде разных этапов процесса переработки информации, ведущих к принятию решения, - диагнозу и прогнозу. Основные этапы диагностического процесса сводятся к сбору данных в соответствии с задачей исследования, их переработке, интерпретации и, наконец, вынесению решения (диагноз и прогноз). Этап сбора данных Сбору данных с помощью диагностических методик предшествует период ознакомления с некоторым комплексом объективных и субъективных показателей (беседа, история болезни, заключения других специалистов и т. д.) об обследуемом, в ходе которого формируется исследовательская задача. Авторы всех известных диагностических методик обращают особое внимание на тщательное предварительное изучение испытуемого, необходимость учета его прошлого и настоящего. Этим создается основной фон исследования, намечаются элементы рабочей картины личности, необходимой для диагноза и прогноза. Этап переработки и интерпретации Клинический подход опирается на анализ в основном качественных показателей, стремясь охватить их во всей полноте. Его существенной особенностью является доверие к «субъективному суждению» и профессиональному опыту. В «чистом» виде клинический подход недалеко уходит от суждений здравого смысла. Статистический подход предусматривает учет объективных (количественных) показателей, их статистическую обработку в виде, например, уравнения регрессии или факторного анализа. Роль субъективного суждения сводится к минимуму. П. Мил (Мееhl, 1954), опираясь на анализ значительного количества работ в этой области, приходит к заключению о том, что статистический прогноз оказывается значительно более эффективным, нежели клинический (приведен обзор 20 исследований, которые за вычетом одного свидетельствуют в пользу статистического подхода). В полноценном диагностическом исследовании необходимо сделать обоснованные психологические заключения, а тем самым осуществить выход за рамки статистических данных. «Чрезмерная боязнь так называемых субъективных моментов в толковании и попытка получить результаты наших исследований чисто механическим, арифметическим, путем ложны. Без субъективной обработки, т. е. без мышления, без интерпретации, расшифровки результатов, обсуждения данных нет научного исследования» (Выготский). В большинстве диагностических ситуаций необходимо гармоничное сочетание клинического и статистического подходов, а не их противопоставление.

Этап принятия решения Н. Сандберг и Л. Тайлер (Sandberg and Tyler, 1962) выделяют три уровня диагно- стических заключений (рис. 2.5).

На первом уровне диагностическое заключение производится непосредственно из имеющихся об обследуемом данных. Например, установлено, что успешность выполнения заданий методики позволяет сделать вывод об отсутствии расстройств мышления. Это и служит основой для отбора. При таком «селекционном» подходе психолога не интересует, почему отдельный испытуемый не смог выполнить заданий теста. Индивидуальный диагноз, а тем более прогноз, не осуществляется. Диагноз на этом уровне в известном смысле замкнут в порочный круг, он возвращает клинике ее же данные, но только выраженные в иной системе понятий.

Второй уровень предусматривает создание своего рода посредников между результатами отдельных исследований и диагнозом. В качестве таких посредников Н. Сандберг и Л. Тайлер указывают на описательное обобщение и гипотетический конструкт. Это означает, что, установив снижение уровня обобщения, замедленность темпа психических процессов, обобщают эти данные как расстройство мышления. В качестве гипотетического конструкта может выступать раскрытие психологической структуры расстройства. На этом уровне исследователь получает возможность планирования дальнейших этапов диагностической работы, выбора конкретных методов воздействия.

На третьем, высшем, уровне должен произойти переход от описательного обобщения, гипотетических конструктов к теории личности. Создается рабочая модель изучаемого случая, в которой конкретные особенности данного индивида представлены в целостности и сформулированы в понятиях, позволяющих наиболее точно и обоснованно раскрыть психологическую сущность явления, его структуру.


3. Психологический диагноз, заключение, требование к психологическому заключению.

Понятие психологического диагноза Психологический диагноз - это структурированное описание комплекса взаимосвязанных психических свойств - способностей, мотивов, устойчивых особенностей личности. Психологический диагноз - это не заключение о психической болезни или о предрасположенности к определенному психическому заболеванию. Под структурированностью психологического диагноза понимается приведение разнообразных параметров психического состояния человека в определенную систему: они группируются по уровню значимости, по родственности происхождения, по возможным линиям причинного взаимовлияния. Взаимоотношения различных параметров в структурированном диагнозе специалисты отображают в форме диагностограмм. Один из простейших вариантов "диагностограммы" - психодиагностический профиль. Психологический диагноз важен для психологического прогноза поведения (за исключением диагностики текущего психического состояния, что необходимо для выбора оптимального метода взаимодействия с человеком в этом состоянии).

Психологическое заключение - краткая психологическая характеристика состояния развития обследуемого на период обследования на основе данных объективного квалифицированного психодиагностического исследования.Основные требования к психологическому заключению Психологическое заключение должно соответствовать цели заказа, а также уровню подготовки заказчика к получению такого рода информации.Содержание заключения должно вытекать из целей диагностики.В содержание заключения должны входить конкретные рекомендации в зависимости от характера полученных данных, если таковые требовались заказчиком.Заключение должно включать краткое описание процесса психодиагностики, то есть используемые методы, полученные с их помощью данные, интерпретация данных, выводы.В заключении необходимо указывать наличие ситуационных переменных во время проведения исследования, таких как:состояние респондента;характер контакта испытуемого с психологом;нестандартные условия тестирования;др.

ВОПРОС 4: Области применения психодиагностики.

Психодиагностические методы и методики применяются в разных сферах практической деятельности человека. Перечислим некоторые из них.

1. Одной из основных является сфера образования и воспитания.

Психологическая диагностика выступает как обязательный этап и средство решения многих практических задач, возникающих в детских воспитательно-образовательных учреждениях. Среди них следует указать такие, как:

контроль за интеллектуальным и личностным развитием учащихся;

оценка школьной зрелости;

выявление причин неуспеваемости;

отбор в школы и классы с углубленным изучением определенных предметов;

решение проблем трудных детей (с отклоняющимся поведением, конфликтных, агрессивных и пр.);

профессиональная ориентация и др.

2. Психодиагностика активно используется в области медицины, в частности в психиатрических и неврологических клиниках.

Диагностические методы исследования психологических особенностей пациентов этих клиник рассматриваются как вспомогательные, подчиненные задачам и интересам клиники. Эти методы разрабатываются и развиваются в рамках особых отраслей психологии-патопсихологии и нейропсихологии.

Значительную роль в клиническом диагностическом обследовании играют методы наблюдения и беседы, позволяющие выявлять оттенки психического и физического состояний больного, некоторые особенности его личности, факты симуляции и диссимуляции и пр. Наряду с ними применяются и экспериментальные методики, направленные на выявление нарушений познавательной деятельности (восприятия, памяти, мышления), эмоционально-волевой сферы и некоторых других особенностей. Психодиагностическое обследование пациентов клиник проводится, во-первых, для уточнения или постановки диагноза заболевания; во-вторых, для оценки эффективности терапии; в-третьих, для целей трудовой, воинской и судебной экспертиз.

3. Еще одна область практического применения психодиагностики - психологическое консультирование, целью которого является оказание помощи в решении тех или иных психологических проблем. Подчеркнем, что речь идет о помощи индивидам, не имеющим патологических нарушений, т.е. находящимся в рамках медико-биологической нормы, но встретившимся с какими-либо трудностями психологического характера. Это могут быть проблемы детей (неуверенность в своих силах, негативизм, страхи и пр.), учащихся (школьная дезадаптация, неуспеваемость, отклоняющееся поведение), взрослых (утрата смысла жизни, низкая самооценка, конфликтные отношения с окружающими, нарушение детско-родительских отношений). Психологический диагноз в консультативной практике ставится на основе как данных наблюдения и беседы, так и показателей специальных методик; его правильность зависит от того, насколько успешным было взаимодействие психолога с клиентом, и обеспечивается рассмотрением диагностических результатов в контексте целостного процесса развития индивида.

Особое содержание имеет диагностика в психологическом консультировании применительно к нормальному детству. Как полагал Л.С. Выготский еще в начале 30-х гг. XX в., это должна быть диагностика развития, основной задачей которой является контроль за ходом психического развития ребенка. Для осуществления контроля требуется дать общую оценку психического развития ребенка на основе соответствия нормативным возрастным показателям, а также выявить причины психологических проблем ребенка. Последнее предполагает анализ целостной картины его развития, включающей исследование социальной ситуации развития, уровня развития ведущей для данного возраста деятельности (игры, учения, рисования, конструирования и др.). Совершенно очевидно, что такая диагностика невозможна без опоры на возрастную психологию развития. Кроме того, практика возрастно-психологического консультирования требует совершенствования уже существующего и поиска нового методического арсенала.

4. Психодиагностика широко используется для решения проблем, относящихся к сфере трудовой деятельности. Это проблемы профессионального отбора, профессионального консультирования, организации профессионального обучения, оптимизации профессиональной деятельности за счет рационального распределения кадров, выявления причин брака, производственного травматизма и пр. Роль психодиагностики в работе психолога, связанного с какой-либо профессиональной сферой, меняется в зависимости от типа профессии, но она должна являться обязательным этапом, выполняющим важнейшую функцию - помочь каждому найти свое место в сфере труда и стать в выбранной работе профессионалом высокого уровня.

5. Практическое применение психодиагностики получило широкое распространение в проведении судебно-психологических экспертиз.

Работа психолога - судебного эксперта требует не только владения диагностическими методами и методиками, но и знаний в области судеб-но-психологической и психиатрической экспертизы. Большая общественная значимость деятельности психолога - судебного эксперта определяет высокие требования к его личности, которые в целом можно обозначить как наличие личностной и культурной зрелости. От компетентности проведения и использования результатов судебно-психологической экспертизы во многом зависят качество судопроизводства, а также соблюдение прав и охраняемых законами интересов граждан.

6. Помимо перечисленных сфер практической деятельности людей, которые традиционно нуждаются в использовании психодиагностики, ее методы все чаще находят применение в армии, милиции, спорте, в коммерческих структурах, для повышения эффективности управленческой и групповой деятельности людей и т.д.

В последние десятилетия наблюдается усиление интереса к психодиагностике в нашей стране, что в немалой степени связано с развитием разных областей практики. Вместе с тем потребность в психодиагностических методиках велика и в психологических исследованиях, так как их отличает наибольшая точность и объективность по сравнению с другими психологическими инструментами.

Понимая общественную значимость психологической диагностики и положительно оценивая интерес к ней в нашей стране на современном этапе, нельзя вместе с тем не указать на некоторые распространенные ошибки, присущие отечественной практической психологии, которые следует преодолеть.

Во-первых, это некритическое использование зарубежных методик, основанное на непонимании влияния фактора культуры на их результаты.

Во-вторых, это использование методик без отчетливого понимания того, что они измеряют; доверие к названию, «ярлыку» методики без попытки понять историю ее создания и развития (а иногда изменения) представлений об измеряемых ей характеристиках.

В-третьих, это статический подход к исследуемым индивидам, фактическое отрицание развития при прогнозе и потому неоправданно категоричные выводы и заключения. Важно правильное понимание соотношения между относительной константностью и изменчивостью индивидуальности. Изменчивость индивида во времени, в процессе онтогенеза сочетается с относительной константностью условий развития, обеспечивающих ее стабильные взаимодействия с окружающей средой, сохраняющих константность структуры индивидуальности. Именно относительная константность личности позволяет психологу установить диагноз и прогноз ее поведения и переживаний.

И, наконец, в-четвертых, еще одной распространенной ошибкой отечественной психологической практики является использование методик неспециалистами, связанное с непониманием значения специального образования. Кроме того, встречается и чистая любительщина, шарлатанство, проявляющиеся в составлении доморощенных, не прошедших серьезной проверки методик и использовании их на практике людьми, не имеющими необходимых специальных знаний не только в области психологической диагностики, но у которых вообще отсутствует психологическое образование.

Настоящим бедствием для отечественной психологической диагностики является неконтролируемый поток изданий, в которых собраны диагностические методики. Эти издания безусловно следует считать пиратскими, поскольку собранные в них методики печатаются без согласия их авторов или тех, кто является их правопреемниками. Для любого психодиагноста очевидным и незыблемым является требование ограничения распространения своих методик - это одно из основных требований, включенных в этический кодекс психодиагноста. Его соблюдение необходимо для того, чтобы диагностические методики не попадали в руки непрофессионалов, а также тех, кто в дальнейшем будет подвергаться диагностированию. Предварительное знакомство испытуемого с психологической методикой не позволит диагносту поставить правильный диагноз. Следовательно, неконтролируемое распространение методик, их свободная продажа лишают профессионального диагноста его инструментария, делают его безоружным и бессильным в отношении специфических практических задач, требующих выявления психологических особенностей. Вряд ли поэтому можно считать психодиагностами тех, кто публикует сборники диагностических методик.

Их непрофессионализм подтверждается и тем, что в издаваемых ими сборниках, как бы красиво они ни назывались, - «Лучшие психологические тесты» (1992-1994), «Энциклопедия психологических тестов» (1997), «Практическая психодиагностика» (2000) - неисчислимое количество ошибок, неточностей как в стимульном материале и ключах, так и в понимании и интерпретации результатов методик.

Отмеченные проблемы, связанные с использованием и разработкой психодиагностических методик, являются следствием того, что психологическая диагностика как учебная дисциплина появилась в нашей стране сравнительно недавно - в 80-е гг. XX в. Спрос на специалистов в этой области значительно превысил предложение и это привело к потоку неподготовленных людей, хлынувших в психологическую диагностику.

Психодиагностика (греч. psyche - душа и diagnostikos - способный распознавать) - область психологической науки и одновременно важнейшая форма психологической практики, связанная с разработкой и использованием разнообразных методов распознавания индивидуальных психологических особенностей и перспектив развития человека.

Психодиагностические задачи можно рассматривать с трех позиций. Во-первых, в ситуации, когда клиент сам обращается к клиническому психологу с запросом психодиагностического обследования (он охотно идет на сотрудничество, старается выполнять как можно точнее все инструкции без намерений "приукрасить" себя или фальсифицировать результаты). Во-вторых, в ситуации экспертизы. В этом случае клиент, подвергаясь экспертизе, знает об этом и старается выдержать своеобразный "экзамен" (может контролировать свое поведение и ответы для получения приемлемого для себя результата, в некоторых случаях возможна симуляция, например, психического расстройства). В-третьих, в ситуации, в которой строго не оговорено кто и как будет использовать диагностические данные. В этом случае возможны следующие ситуации: (а) данные используются специалистом-смежником для постановки непсихологического диагноза. Эта ситуация типична для использования результатов психодиагностического обследования в медицине. Психолог при этом не несет ответственности ни за диагноз, ни за лечение, назначенное врачом. (б) Данные психодиагностического обследования используются самим психологом-диагностом для постановки психологического диагноза, но использовать их будут специалисты другого профиля.

Такова, например, ситуация при выявлении психологических причин школьной неуспеваемости. (в) Данные психодиагностического обследования используются самим психологом-диагностом для разработки, например, коррекционных программ. (г) Диагностические данные используются самим обследуемым в целях саморазвития, коррекции своего поведения и т. д. В этом случае психолог-диагност несет ответственность не только за качество проведенного психодиагностического обследования, но и за список тех данных, которые он считает возможным передать клиенту (важно соблюдать принцип "не навреди").

Психолог-диагност в своей работе применяет различные методы, методики, диагностические процедуры, которые прежде чем применяться, проходят эмпирическую проверку (выясняется их валидность, надежность и т. п.) в специальных исследованиях.

Существует ряд оснований для классификации психодиагностических методик, одно из них - мера "объективности - субъективности", которой обладают ее результаты (для "объективных методик" влияние психолога-диагноста на интерпретацию результатов является минимальным; для "субъективных методик" результаты интерпретации, наоборот, будут во многом зависеть от опыта психолога-диагноста). В соответствии с рассматриваемой классификацией выделяют следующие группы психодиагностических методик (А. Г. Шмелев, 1996): 1) Психофизиологические методики. Диагностически значимые показатели регистрируются по данным различных приборов. В качестве таких показателей могут быть: дыхание, пульс, кожно-гальванические реакции, мышечный тонус и т. д. Однако это не сами поведенческие реакции, а их физиологические индикаторы. Поэтому с точки зрения психологических показателей - это косвенный вид диагностики и чаще всего используется для диагностики функциональных состояний человека.

2) Аппаратурные поведенческие методики. В случае применения этого класса методик диагностируемые параметры считываются со шкал соответствующих приборов. Диагностируемыми параметрами могут быть: элементарные психические функции (например, чувство равновесия, психомоторная координация), свойства нервной системы, психологическая совместимость и срабатываемость ("гомеостат Горбова") и др. Частным случаем аппаратурных методик являются тесты-тренажеры для диагностики определенных профессиональных умений. С их помощью имитируются реальные условия профессиональной деятельности.

3) Объективные тесты. Психологический тест - это стандартизированный инструмент, предназначенный для объективного измерения одного или более аспектов личности. Наиболее существенными признаками тестов являются: (а) стандартизация предъявления и обработки результатов, (б) независимость результатов от влияния самой экспериментальной, (в) ситуации и воздействия психолога-диагноста, (г) сопоставимость индивидуальных данных с нормативными.

К объективным тестам относятся те методики, в которых в соответствии с социокультурными нормами возможны объективно "правильные" и "неправильные" ответы. Результаты тестирования обрабатываются по ключу, заданным соответствующим нормативом. В эту категорию попадает большинство тестов на интеллект, тесты специальных способностей, тесты достижений,

4) Тесты - опросники (предполагают набор пунктов, относительно которых обследуемый выносит суждения используя заданные варианты ответов). Пункты теста-опросника могут аппелировать либо непосредственно к опыту субъекта, либо к мнениям и суждениям, в которых косвенно проявляется его личный опыт или переживания.

Различают опросники-анкеты и личностные опросники. Опросники-анкеты дают возможность получить информацию об обследуемом, не отражающую его непосредственно личностные особенности (это могут быть биографические данные или некоторые установки, например, отношение к определенной социальной группе и т. д.). Личностные опросники ориентированы на измерение личностных особенностей обследуемого. Среди таких опросников выделяют несколько групп:

(а) Типологические опросники (позволяют отнести обследуемого к тому или иному типу, отличающемуся качественно своеобразными проявлениями), например, опросник Г. Ю. Айзенка. Часто к этой группе методик относят Миннесотский многопрофильный личностный опросник - MMPI.

(б) Опросники черт личности (позволяют измерять выраженность тех или иных личностных признаков). Один из наиболее распространенных 16-факторный личностный опросник Р. Кэттела.

(в) Опросники мотивов, ценностей, установок, интересов.

5) Методика субъективного шкалирования (обследуемый по предложенным ему шкалам или тем, которые он предлагает, сам оценивает внешние объекты или понятия, а выводы делаются о нем самом). Так, в частности, для диагностики когнитивного стиля используется методика "свободной сортировки Гарднера" (обследуемый оценивает объекты по номинальной шкале сходства): чем больше классов объектов в свободной классификации он изобрел, тем его понятийная система считается более дифференцированной.

6) Проективные методики. Принцип проекции, лежащий в основе этих методик, основан на том, что в разнообразных проявлениях индивида - в его творчестве, в интерпретации различных событий, предпочтениях и т. д. проявляется его личность, в том числе скрытые, неосознаваемые побуждения, стремления, переживания, конфликты.

Проективные методики предполагают создание для обследуемого достаточно неопределенной ситуации, оставляющей ему свободу действий (в рамках инструкций), что допускает выбор ответа в очень широких пределах. Ответами могут быть как целостные рисунки, так и тексты и не могут интерпретироваться как правильные или неправильные. Ответы обследуемого представляют для психолога-диагноста ценность как таковые, как индивидуальное проявления его личностных особенностей, о которых и делаются выводы.

Выделяют следующие группы проективных методик (Френк, цит. по Е. Т. Соколовой, 1980):

Методики структурирования. Содержанием работы обследуемого является придание смысла материалу, его структурирование. Это - тест чернильных пятен Роршаха, тест облаков, тест трехмерной проекции и др.

Методики конструирования: создание целого из отдельных частей (MAPS, тест мира и его разнообразные модификации и др.).

Методики интерпретации: обследуемый интерпретирует события предлагаемых ситуаций, изображений (TAT, тест фрустраций Розанцвейга, тест Зонди и др.).

Методики дополнения (неоконченные предложения, неоконченные рассказы, ассоциативный тест Юнга и др.).

Методики катарсиса: творческая деятельность обследуемого в особо организованных условиях. Это - психодрама, проективная игра и др.

Методики изучения экспрессии: анализ почерка, речевого общения, и др.

Методики изучения продуктов творчества (тест рисования фигуры человека - варианты Гуденау и Маховер, тест рисования дерева К. Коха, тест рисования дома и др.) С помощью этих групп методик выявляются наиболее существенные свойства личности в их взаимозависимости и целостности функционирования.

7) Стандартизированное аналитическое наблюдение. Психолог-диагност заранее знает, какие факты в поведении наблюдаемого объекта регистрировать и как на основании этих фактов оценивать латентные диагностические переменные.

8) Контент-анализ (анализ содержания). В материале наблюдения подсчитываются частоты появления определенных параметров, а затем по соотношению этих частот делаются психологические выводы.

9) Включенное наблюдение с последующим рейтинг-шкалированием. Часто не представляется возможным организовать наблюдение с привлечением независимых наблюдателей. В такой ситуации к вынесению суждений об объектах наблюдения могут быть привлечены сами участники рассматриваемого процесса. Мера выраженности оцениваемого свойства обеспечивается градацией субъективной оценки по определенной рейтинг-шкале (пятибалльной, семибалльной и т. д.).

10) Психологическая беседа (интервью). Этот метод кажется простым, естественным и эффективным. В действительности интервьюер оказывает на обследуемого воздействие, которым можно считать сами задаваемые им вопросы. Успех беседы зависит от того, устанавливаются или нет доверительный контакт между интервьюером и интервьюируемым. Беседа относится к классу интерактивных методов (методов прямого воздействия).

11) Ролевая игра - особая разновидность интерактивных методов, особенно эффективных для диагностики детей. В игре ребенок проявляет присущие ему черты поведения. Однако правила игры, распределение ролей и поведение конкретных участников могут оказывать серьезное воздействие на ребенка, которое приводит к изменению установок, тактики поведения и т. д. Методы с 6 по 11 являются субъективными методами экспертной оценки. Психолог-диагност по определенной процедуре оценивает либо само поведение обследуемого, либо продукты его деятельности. Результаты оценки оказываются зависимыми от его квалификации. Самым "уязвимым" методом в этом смысле является психологическая беседа. Традиционно выделяют также общую психодиагностику и частную.

И. М. Карлинская, И. Б. Ханина

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Слово "психодиагностика" означает буквально "постановка психологического диагноза", или принятие квалифицированного решения о наличном психологическом свойстве.

Обсуждаемый термин неоднозначен, и в психологии сложились два его понимания. Одно из определений понятия "психодиагностика" относит его к специальной области психологических знаний, касающейся разработки и использования в практике различных психодиагностических средств. Психодиагностика в этом ее понимании является наукой, в русле которой ставятся следующие общие вопросы:

1. Какова природа психологических явлений и принципиальная возможность их научной оценки?

2. Каковы сложившиеся на данный момент времени общие научные основания для принципиальной познаваемости и количественной оценки психологический явлений?

3. В какой мере применяемые в настоящее время средства психодиагностики соответствуют принятым общенаучным, методологическим требованиям?

4. Каковы основные методические требования, предъявляемые к различным средствам психодиагностики?

5. Каковы основания достоверности результатов практической психодиагностики, включая требования, предъявляемые к условиям проведения психодиагностики, средствам обработки полученных результатов и способам их интерпретации?

6. Каковы основные процедуры конструирования и проверки научности методов психодиагностики, включая тесты?

Второе определение термина "психодиагностика" указывает на специфическую сферу деятельности психолога, связанную с практической постановкой психологического диагноза. Здесь решаются не столько теоретические, сколько сугубо практические вопросы, относящиеся к организации и проведению психодиагностики. Она включает в себя:

1. Определение профессиональных требований, предъявляемых к психологу как к психодиагносту.

2. Установление перечня знаний, умений и навыков, которыми он должен обладать для того, чтобы успешно справляться со своей работой.

3. Выяснение минимума практических условий, соблюдение которых является гарантией того, что психолог действительно успешно и профессионально овладел тем или иным методом психодиагностики.

4. Разработка программ, средств и методов практической подготовки психолога в области психодиагностики, а также оценки его компетентности в этой области.

Оба комплекса вопросов - теоретические и практические - тесным образом взаимосвязаны. Для того чтобы быть специалистом высокой квалификации в этой сфере, психолог должен достаточно хорошо овладеть как научными, так и практическими основами психодиагностики. То и другое в отдельности, т.е. знание лишь научных основ методики или знание методики без понимания ее научного обоснования, не гарантирует высокого уровня профессионализма в этой области.

1. Психо диагностика: значение и понятие

психодиагностика педагогический личность диагноз

Понятие психодиагностики

Психологическая диагностика в переводе с греческого языка обозначает "распознание". Например, распознание сформированности у детей навыков самообслуживания, культуры поведения, умения общаться и т.д. Психологическая диагностика предназначена для того, чтобы улучшить содержание учебно-воспитательной работы с детьми, а также с родителями.

Предметом психологической диагностики является:

1. конструирование и апробация методик,

2. разработка требований, которым они должны удовлетворять,

3. выработка правил поведения обследования,

4. выработка способов обработки и интерпретации результатов,

5. обсуждение возможностей тех или иных методик

Психодиагностика - это область психологической науки, которая разрабатывает методы выявления индивидуально-психологических особенностей личности.

Термин психодиагностика появился в 1921 г. и принадлежит швейцарскому психологу Герману Роршаху (1874-1922). Долгое время психодиагностика отождествлялась с тестированием. Психодиагностика прочно вошла в психологию после применения не тестирования, не психометрии, а проективных методов, которые не ставили прямого диагноза.

Из-за слова "диагностика" эта наука чаще использовалась в клинике и даже определялась в энциклопедическом словаре медицинских терминов следующим образом: "Психодиагностика - оценка психического состояния больного с помощью экспериментально-психологического тестирования". За рубежом до сих пор редко употребляется термин "психодиагностика". Известные руководства называются следующим образом: "Психологическое тестирование" (Anastasi,1968 г., Анастази, 1982, 2001), "Сущность психологического тестирования", "Теория тестов", "Теория и практика психологического тестирования". В книге "Энциклопедия психологии",2000 г. (Encyclopedia of psychlogy), которая включает восемь томов, нет статьи, посвященной психодиагностике.

По словам Л.Д.Бурлачука, мы имеем дело с весьма любопытным, необычным для науки явлением - отсутствием ее названия при реальном существовании самой науки психодиагностики.

В ленинградской психологической школе Б.Г.Ананьевым был обоснован термин "психодиагностики". Согласно Б.Г.Ананьева, психодиагностика имеет целью "определение психофизиологических функций, процессов, состояний и свойств личности, установление структурных особенностей каждого из них и их констелляций, образующих сложные синдромы поведения, распознание состояний человека при действии различных стимуляторов, стрессоров, фрустаторов и сложных ситуаций, определение потенциала человеческого развития (работоспособности, одаренности, специальных способностей и т.д.)" (Ананьев Б.Г., 1968)

В учебном пособии "Психологическая диагностика" (Под редакцией К.М.Гуревича, Е.Е. Боршовой, Москва, 2000 г.) психодиагностика определена "как психологическая дисциплина, разрабатывающая методы выявления и изучения индивидуально-психологических и индивидуально-психофизиологических особенностей человека". Целью ее является сбор информации об особенностях человеческой психики". В "Кратком психологическом словаре", 1985 г. дается следующее определение психодиагностики: "психодиагностика - это область психологии, разрабатывающая методы выявления индивидуальных особенностей и перспектив развития личности".

Таким образом, в настоящее время содержание предмета психодиагностики направлено на разработку методов распознания индивидуально-психологических особенностей безотносительно к тому, являются ли они отклонением от нормы или отсутствием их.

Психодиагностика не вспомогательная дисциплина, а полноправная наука.

Психодиагностика - это область психологической науки, разрабатывающая теорию, принципы и инструменты оценки и измерения индивидуально-психологических особенностей личности" (Л.Д.Бурлачук).

Значе ние психологической диагностики

Психодиагностика появилась впервые после публикаций Г.Роршаха (1921 г.). В начале ХХ века выделилась в самостоятельную отрасль науки. Значение психологической диагностики состоит в следующем:

1. Без научно обоснованных диагностических методов нельзя определить уровень развития детей, следовательно, нельзя своевременно оказать помощь тем из них, кто в ней нуждается.

2. Без диагностических методов нельзя следить за развивающим эффектом обучения, а тем самым, оценивать сравнительную эффективность различных методов, форм и средств обучения.

3. Без диагностики уровня развития общих и специальных способностей, степени сформулированности различных качеств личности, обучаемости школьника нельзя дать школьнику обоснованные рекомендации, связанные с определенным выбором профессии.

4. Без использования диагностических методов нельзя установить уровень личностного, интеллектуального развития детей на различных возрастных этапах, получить данные об индивидуальных особенностях.

5. Без диагностики невозможно спланировать коррекционную работу с детьми.

6. Без изучения личностного развития сложно организовать соответствующее обучение.

7. Без диагностики нет максимального и эффективного использования индивидуальных возможностей ребенка.

8. Без диагностики нельзя оказать психологическую помощь родителям в воспитании детей, супругам в ситуации семейного кризиса, детям, у которых нарушен ход нормального развития личности.

9. Психологическая диагностика важна при оптимизации процесса обучения и воспитания.

10. В судебной практике необходимо использование экспертизы, в процессе которой дается определение о качествах личности.

Психолого-педагогическая помощь может быть оказана в форме:

1. психолого-педагогического консультирования;

2. в форме глубокого проникновения в личность обратившегося за помощью;

3. в форме сочувствия, сопереживания.

Значение психологической диагностики состоит:

1. в разработке игровых тренингов в системе взаимных контактов в среде "человек-человек" (субъект-субъект)

2. в предупреждении профориентационных ошибок. Так известный артист Юрий Никулин описывает эпизод, как его обследовали педологи. "Меня продержали очень долго. И они пришли к выводу, что способности мои очень ограничены…"

3. в помощи озадаченным людям, не умеющим найти выход в той или иной жизненной ситуации;

4. в психологической помощи педагогам. "Влияние личности воспитателя на молодую душу составляет ту воспитательную силу, которую нельзя заменить ни упреками ни моральными сентенциями ни системой наказаний и поощрений." (К.Д.Ушинский)

5. в корректировке стилей отношения педагога к детям. Учителя проявляют к учащимся симпатию, безразличие, антипатию. Между тем важно, чтобы к детям так относились педагоги, как А.С. Макаренко, который в каждом ребенке видел красавчика (и в Задорове, и в Карабанове, и в Чоботе). К сожалению, некоторые воспитатели детских садов так говорят о ребенке:" Внешний вид у него отвратительный, вечно испачкается, грязнуля". Вывод: опиши своего ученика, и я скажу, как ты к нему относишься. "Ах ты мой беленький",- говорит ворониха ворону.

6. в обобщении уровней педагогического мастерства, находок, новых технологий, методов и приемов обучения.

7. В психологической помощи заведующим, методистам в определении педагогов мастеров.

8. В принятии социального заказа и переработке его в психологическую задачу для работы с клиентами.

9. В определении главной проблемы при сложившихся условиях.

10. В определении наиболее эффективных способов решения психологических задач.

11. В систематизации результатов психологической помощи в работе с клиентом.

12. В создании системы психодиагностических, терапевтических, коррекционных, консультационно-просветительных основ и условий для продуктивного труда клиентов.

13. В выявлении причинно-следственных связей и мер по оптимизации деятельности.

14. Во влиянии на работу персонала в целях достижения им желаемого результата в труде и удовлетворения потребностей.

16. В организации психотерапевтической, коррекционной, консультационной, и развивающей работы с персоналом и другими клиентами.

17. В интерпретации результатов, выявлении особенностей личности и возможностей продуктивной деятельности.

18. В организации социально-психологической работы и личном участии в проведении адаптационных мероприятий.

19. В выявлении социально дезадаптивных клиентов, лиц с психическими отклонениями и проведении мероприятий психотерапевтической, психокоррекционной направленности.

20. В совершенствовании профессиональных качеств персонала, обеспечивающих умение правильно вырабатывать стратегию, тактику и технику эффективного труда.

21. В психологическом сопровождении клиентов в процессе их жизнедеятельности, контроле и предупреждении негативных отклонений.

22. В развитии общих способностей личности и их акмеологической культуры.

23. В помощи клиентам в их творческой самореализации.

24. В формулировании позитивной Я-концепции, самооценки, самопознания и самосовершенствования.

25. В проведении аттестации педагогических кадров.

Психологическая диагностика необходима при аттестации не только воспитателей, но и дошкольных учреждений. В настоящее время разработаны критерии - показатели эффективности деятельности дошкольных учреждений.

К ним относятся:

1. Личностно-ориентированный подход в воспитательном процессе.

2. Соответствие материальной базы профилю дошкольного учреждения.

3. Качество питания.

4. Развивающая среда.

5. Обеспечение права выбора программы.

6. Состояние делопроизводства.

7. Наличие оборудованных площадок для игр.

8. Осведомленность общественности об оказываемых образовательных услугах.

9. Степень открытости дошкольного учреждения.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Психодиагностика – метод психологического исследования. Измерение индивидуально-психологических особенностей личности. Зависимость между различными психологическими характеристиками. Область использования современной психодиагностики. Виды опросников.

    реферат , добавлен 23.12.2008

    Психодиагностика: понятие, цели. Классификация методов психологического исследования по Б.Г. Ананьеву. Характеристика методик, которые применяются для психодиагностики курсантов. Оценка коммуникативных способностей в процессе первичной профконсультации.

    реферат , добавлен 21.10.2009

    Понятие визуальной психодиагностики и ее значение при работе с клиентами. Конституционные типологии человека. Скрытая визуальная психодиагностика личности. Основные типологии распределения энергии. Особенности слабых сигналов визуальной психодиагностики.

    реферат , добавлен 13.12.2009

    Предмет и принципы психодиагностики в медицине, менеджменте, криминалогии. Основные методы психодиагностики: операционализация, верификация; их классификация. Понятие личности в психологии. Тесты как вид психодиагностики. Многофакторные тест-опросники.

    контрольная работа , добавлен 06.12.2007

    Психодиагностика личностных особенностей школьника в педагогической практике. Методы выявления проблем в общении ребенка со сверстниками, в его личности, психическом здоровье. Психокоррекционная работа в случаях нарушения психики и задержки развития.

    отчет по практике , добавлен 17.06.2014

    Зависимость морально-психологического климата от особенностей личности и стиля деятельности руководителя. Процедура и комплекс методов исследования индивидуально-психологических качеств и стиля деятельности руководителя.

    дипломная работа , добавлен 10.05.2003

    Психодиагностика как отрасль практической психологии. Стадии психодиагностики. Общепсихологические методы: наблюдение, тесты, опросники, интервью, анализ продуктов и результатов деятельности. Проективные методы. Опросники и анкеты. Виды диагностики.

    реферат , добавлен 03.02.2009

    Диагностирование развития и функционирования когнитивных психических процессов и состояний, индивидуальных нейрофизиологических особенностей. Изучение эмоционально-волевой и мотивационной сферы. Анализ индивидуально-психологических особенностей.

    курсовая работа , добавлен 24.06.2011

    Необходимость психологического вмешательства как основа деятельности практического психолога. Содержание психологической помощи клиентам, типы их взаимодействия с психологом. Этические элементы практической психологии и требования к личности психолога.

    контрольная работа , добавлен 18.06.2014

    Рассмотрение понятия и процесса развития психодиагностики. Анализ ответственности психолога-диагноста за сохранение психического и физического здоровья, эмоционально-соматического комфорта, социального благополучия обследуемого в процессе диагностики.

История психодиагностики.

Наиболее употребляемым термином, с помощью которого обозначалось (и обозначается до нынешнего дня) измерение индивидуально-психологических различий, был появившийся с первыми тестами и неоднократно нами используемый - «психологическое тестирование». Первоначально термин «психологическое тестирование» понимался очень широко, включая в себя фактически любые измерения в психологической науке. Позднее, по мере развития тестов, сфера психологического тестирования сужается до измерения личностных особенностей и когнитивных способностей.

Термин «психодиагностика» появляется в 1921 г. и принадлежит Г. Роршаху, назвавшему так процесс обследования с помощью созданного им «основанного на перцепции диагностического теста». Однако содержание этого термина вскоре существенно расширяется. Под психодиагностикой начинают понимать все то, что связано с измерением индивидуальных различий, по сути, используя это термин как синоним психологического тестирования

Достаточно давно высказывалось и мнение о том, что термин «диагноз» (соответственно психодиагноз) в психологии целесообразно использовать только для обозначения каких-либо расстройств, отклонений (Розенцвейг, 1949 и др.). Такой подход также отражен в современных справочных изданиях. Достаточно заглянуть в популярный словарь WEBSTER: «Психодиагностика - это наука и практика проведения оценки личности или диагностирования психических нарушений средствами клинической психологии» Читатель может сравнить данное определение со следующим: «Психодиагностика - оценка психического состояния больных с помощью экспериментально-психологических тестов»

Таким образом, понятие психодиагностики в современной психологической науке за рубежом:

Относится к методике Роршаха и другим проективным тестам;

Связывается с оценкой разного рода нарушений, отклонений психологическими средствами;

Иногда используется как синоним психологического тестирования, охватывающего все то, что связано с разработкой и применением разнообразных инструментов измерения индивидуальных различий

Основные понятия.

В психодиагностике существует ряд базовых понятий, представление о которых необходимо для понимания сути диагностической работы, грамотной постановки задачи и контроля за результатами деятельности психолога.
Тест психологический (от англ. test - проба, испытание, проверка) - специально сконструированная процедура для выявления, изучения и измерения одного или нескольких психологических качеств, характеристик человека. Непременным условием этой процедуры является неизменная структура стимульной ситуации (содержание задач, последовательность их предъявления, форма бланка и пр.). Для всех испытуемых тест всегда должен быть одинаков. Именно это условие позволяет измерять и сравнивать поведенческие реакции (особенности) различных людей.
«Тестовая батарея» - набор психологических тестов, разработанный для сбора необходимой с точки зрения принятия кадрового решения информации об испытуемом. «Тестовая батарея» создается на основе предварительного профессиографического исследования, в ходе которого осуществляется психологический анализ деятельности и выделяются индивидуально-психологические качества профессионалов, связанные с профессиональной успешностью. Общая продолжительность выполнения тестов должна быть не более трех часов.
Черта психологическая - устойчивое свойство человека, характеризующее обобщенный способ, стратегию его поведения относительно данного типа ситуаций. В психодиагностических методиках черта трансформируется в тестовые шкалы. Результат испытуемого по тестовой шкале показывает степень выраженности у него изучаемой черты.
Шкала тестовая - инструмент для численного измерения психологических свойств субъекта. Показатель по тестовой шкале свидетельствует о степени выраженности измеряемого психологического качества у испытуемого. В тестах чаще всего встречаются: шкала «стенов» (включает диапазон оценок от 1 до 10 баллов, используется в опроснике
Кэттелла 16РБ), Т-шкала (включает в себя диапазон оценок от 1 до 100 баллов, используется в Миннесотском многофакторном личностном опроснике в Миннесотском многофакторном личностном опроснике (ММР1). В тесте может быть от одной до нескольких сотен шкал. Так, в ММР1 их более двухсот.
Тестовая норма - результат статистического анализа и выделения характеристик показателей по данному психологическому тесту для выборки испытуемых с однородными социально-демографическими показателями (пол, возраст, образование, регион и т.д.).

Валидность - комплексная характеристика теста, дающая информацию, что измеряет данная методика и насколько хорошо. Может
определяться путем вычисления корреляций показателей (шкал) теста с эмпирическими критериями (экспертными оценками, эффективностью деятельности, сходными показателями других методик и т.д.). Валидность - один из важнейших параметров любой психодиагностической методики. Если тест «невалиден» , пользоваться им нельзя. Существует несколько подвидов валидности.
Прогностическая валидность - характеристика теста, позволяющая оценить качество прогноза в отношении испытуемого по результатам данного теста.
Содержательная валидность - характеристика теста, позволяющая оценить содержание и полноту методики с точки зрения особенностей измеряемой области психических качеств.
Надежность - характеристика, отражающая точность измерения индивидуальных психологических черт при помощи данного теста. Известно, что на результат тестирования влияют многие факторы: повышенное эмоциональное напряжение, утомление, особенности обстановки и личности диагноста, мотивация испытуемого. Условно факторы, являющиеся причиной разброса результатов, можно разделить на две группы: 1) факторы неустойчивости диагностической процедуры; 2) факторы нестабильности измеряемой черты во времени.
Для оценки точности теста используются два вида надежности: надежность-согласованность и надежность-устойчивость.
Надежность-согласованность - показатель методики, характеризующий уровень ее внутренней однородности относительно измеряемой черты. Определяется путем расщепления пунктов опросника на две группы и вычисления корреляций каждой группы с общим показателем теста (шкалы). Можно сказать, что надежность-согласованность показывает, насколько хорошо и слаженно «работают» пункты опросника в плане выявления данной черты.
Надежность-устойчивость (или ретестовая надежность) - показатель устойчивости результата теста во времени. Вычисляется как коэффициент корреляции результатов одной и той же группы испытуемых с перерывом в две недели.
Нормальное распределение - вид теоретического распределения переменных (функция вероятности результата).

Корреляционный анализ - набор методов математической статистики, которые используются для изучения взаимосвязи между переменными (показателями). Используется в психодиагностике при решении вопросов валидности и надежности тестов. Процедуры корреляционного анализа позволяют оценить уровень значимости связи изучаемых переменных
(другими словами - вероятность ошибки при выдвижении гипотезы о наличии взаимосвязи между переменными), а также меру и направление влияния одной переменной на другую. В ходе корреляционного анализа вычисляются коэффициенты корреляции - количественные показатели меры и направления влияния переменных.

Факторный анализ - комплекс методов математической статистики, направленный на выявление скрытых закономерностей в массиве переменных. Позволяет перейти от совокупности измеренных показателей изучаемого явления к обобщенным факторам, дающим возможность выдвигать гипотезы относительно структуры явления. Метод факторного анализа использовался при создании опросника 16 РБ Р. Кэттела и при выделении интегрального интеллектуального фактора проявляющегося при измерении интеллекта с помощью различных тестов (Ч. Спирмен, 1936).

Предмет психодиагностики очень обширен и включает:

1.Методологические и конкретные методические (практические)

принципы построения диагностических методик и формулирования

психодиагностических заключений.

2.Методы и конкретные психодиагностические методики.

3.Психометрику – математическую методологию обнаружения

индивидуальных различий.

4.Нормативные требования к методикам, их разработчикам и их

пользователям.

Общие задачи психодиагностического исследования

1.Психодиагностика позволяет установить и определить у человека те

или иные психические свойства или особенности поведения.

2.Психодиагностика устанавливает развитость данного свойства, его

выражение в качественных и количественных единицах.

3.Психодиагностика позволяет проводить описание диагностических

особенностей человека в тех случаях, когда это необходимо.

4. Психодиагностика позволяет сравнивать степень развитости

изучаемых свойств у разных людей.

Психодиагностические задачи могут различаться в зависимости от того,

в каких частных областях психологом ставится диагноз. Задачи

определяются также ограничениями в использовании методов и

характеристиками ситуации.

Выделяют два типа ситуаций: ситуация клиента и ситуация экспертизы.

Задачи могут также дифференцироваться с точки зрения дальнейшего

использования результатов диагностики

Области применения.

Психодиагностические методы и методики применяются в разных сферах практической деятельности человека. Перечислим некоторые из них.

1. Одной из основных является сфера образования и воспитания.

Психологическая диагностика выступает как обязательный этап и средство решения многих практических задач, возникающих в детских воспитательно-образовательных учреждениях. Среди них следует указать такие, как:

контроль за интеллектуальным и личностным развитием учащихся;
оценка школьной зрелости;
выявление причин неуспеваемости;
отбор в школы и классы с углубленным изучением определенных предметов;
решение проблем трудных детей (с отклоняющимся поведением, конфликтных, агрессивных и пр.);
профессиональная ориентация и др.

2. Психодиагностика активно используется в области медицины, в частности в психиатрических и неврологических клиниках.

Диагностические методы исследования психологических особенностей пациентов этих клиник рассматриваются как вспомогательные, подчиненные задачам и интересам клиники. Эти методы разрабатываются и развиваются в рамках особых отраслей психологии-патопсихологии и нейропсихологии.

Значительную роль в клиническом диагностическом обследовании играют методынаблюдения и беседы, позволяющие выявлять оттенки психического и физического состояний больного, некоторые особенности его личности, факты симуляции и диссимуляции и пр. Наряду с ними применяются и экспериментальные методики, направленные на выявление нарушений познавательной деятельности (восприятия, памяти, мышления), эмоционально-волевой сферы и некоторых других особенностей. Психодиагностическое обследование пациентов клиник проводится, во-первых, для уточнения или постановки диагноза заболевания; во-вторых, для оценки эффективности терапии; в-третьих, для целей трудовой, воинской и судебной экспертиз.

3. Еще одна область практического применения психодиагностики -психологическое консультирование , целью которого является оказание помощи в решении тех или иных психологических проблем. Подчеркнем, что речь идет о помощи индивидам, не имеющим патологических нарушений, т.е. находящимся в рамках медико-биологической нормы, но встретившимся с какими-либо трудностями психологического характера. Это могут быть проблемы детей (неуверенность в своих силах, негативизм, страхи и пр.), учащихся (школьная дезадаптация, неуспеваемость, отклоняющееся поведение), взрослых (утрата смысла жизни, низкая самооценка, конфликтные отношения с окружающими, нарушение детско-родительских отношений). Психологический диагноз в консультативной практике ставится на основе как данных наблюдения и беседы, так и показателей специальных методик; его правильность зависит от того, насколько успешным было взаимодействие психолога с клиентом, и обеспечивается рассмотрением диагностических результатов в контексте целостного процесса развития индивида.

Особое содержание имеет диагностика в психологическом консультировании применительно к нормальному детству. Как полагал Л.С. Выготский еще в начале 30-х гг. XX в., это должна быть диагностика развития, основной задачей которой является контроль за ходом психического развития ребенка . Для осуществления контроля требуется дать общую оценку психического развития ребенка на основе соответствия нормативным возрастным показателям, а также выявить причины психологических проблем ребенка. Последнее предполагает анализ целостной картины его развития, включающей исследование социальной ситуации развития, уровня развития ведущей для данного возраста деятельности (игры, учения, рисования, конструирования и др.). Совершенно очевидно, что такая диагностика невозможна без опоры на возрастную психологию развития . Кроме того, практика возрастно-психологического консультирования требует совершенствования уже существующего и поиска нового методического арсенала.

4. Психодиагностика широко используется для решения проблем, относящихся ксфере трудовой деятельности. Это проблемы профессионального отбора, профессионального консультирования, организации профессионального обучения, оптимизации профессиональной деятельности за счет рационального распределения кадров, выявления причин брака, производственного травматизма и пр. Роль психодиагностики в работе психолога, связанного с какой-либо профессиональной сферой, меняется в зависимости от типа профессии, но она должна являться обязательным этапом, выполняющим важнейшую функцию - помочь каждому найти свое место в сфере труда и стать в выбранной работе профессионалом высокого уровня.

5. Практическое применение психодиагностики получило широкое распространение впроведении судебно-психологических экспертиз.

Работа психолога - судебного эксперта требует не только владения диагностическими методами и методиками, но и знаний в области судеб-но-психологической и психиатрической экспертизы. Большая общественная значимость деятельности психолога - судебного эксперта определяет высокие требования к его личности, которые в целом можно обозначить как наличие личностной и культурной зрелости. От компетентности проведения и использования результатов судебно-психологической экспертизы во многом зависят качество судопроизводства, а также соблюдение прав и охраняемых законами интересов граждан.

6. Помимо перечисленных сфер практической деятельности людей, которые традиционно нуждаются в использовании психодиагностики, ее методы все чаще находят применение в армии, милиции, спорте, в коммерческих структурах , для повышения эффективности управленческой и групповой деятельности людей и т.д.

В последние десятилетия наблюдается усиление интереса к психодиагностике в нашей стране, что в немалой степени связано с развитием разных областей практики. Вместе с тем потребность в психодиагностических методиках велика и в психологических исследованиях, так как их отличает наибольшая точность и объективность по сравнению с другими психологическими инструментами.

Похожие статьи

© 2024 liveps.ru. Домашние задания и готовые задачи по химии и биологии.