Урок литературы "Степь как образ родины в повести Н. Гоголя "Тарас Бульба" (6 класс)

Описывая степь, Гоголь выступает великолепным мастером словесной живописи, создающим удивительно яркий зрительный образ степи. Из этой особенности гоголевского пейзажа мы и исходим. Гоголь дает описание украинской степи днем, вечером и ночью. После того как описание степи прочитано в классе, предлагаем учащимся выразить своими словами богатство чувств Гоголя, выявить гамму оттенков, передающих его отношение к степи. Приводим некоторые высказывания: «Гоголь любит степь, любуется ее красотой и просторами»; «Гоголь с восхищением рассказывает о том, как величественна и прекрасна степь»; «Гоголь изумляется, удивляется сказочному великолепию степной природы, испытывает восторг перед нею»; «Степь кажется Гоголю невероятно, неправдоподобно красивой».

Итак, любование и любовь, восхищение, изумление и восторг - вот какие сильные чувства переполняют душу автора. Описание степи в высшей степени эмоционально, оно не только лирически окрашено, но и патетически взволнованно.

В чем же видит Гоголь чарующую красоту степи, чем он восхищается и как передает свое восхищение? Так, прочитав описание степи днем, спрашиваем: Какой вид искусства напоминает этот пейзаж? Значительная часть читателей отвечает: «живопись»; «картину художника-живописца»; «У Гоголя все словно нарисовано. Краски очень яркие. Кажется, словно видишь перед собой большую картину».

Кроме необъятности, безбрежности, чем еще поражает гоголевская степь?-Буйством красок. Пестрота и яркость красок, их многообразие буквально слепят взор. Основной фон степной поверхности на картине «зелено-золотой», но по нему «брызнули миллионы разных цветов». Фиксируем внимание читателей па этом образе: сквозь траву видны «голубые, синие и лиловые волошки», «желтый дрок» с пирамидальной верхушкой, .«белая кашка», наливающийся колос пшеницы, белая чайка, «роскошно» купающаяся «в синих волнах воздуха», мелькающая в вышине черной точкой. И все это сверкает на солнце, залито его живительным светом. Такого количества оттенков цвета природа не знает, и совершенно очевидно, что автор стремился передать здесь в первую очередь не многообразие оттенков цветов, а впечатление (удивительно много, невероятно много!).

Как оке все это перенести на картину? Картину, изображающую степь днем, можно условно разделить как бы на две части: зелено-золотистая поверхность земли - собственно степь - и бездонное, безбрежное небо над нею.

На фоне зелено-золотистого океана, уходящего вдаль, на переднем плане, тщательно выписываем все перечисленные в описании цветы (ведь известны и их названия, и их форма, и их цвет). Здесь же помещаем и куропаток, шныряющих под тонкими корнями пшеницы.

Вообще птиц в степи великое множество. «Тысячу разных птичьих свистов» не передать на картине, но сами птицы выписаны у Гоголя необычайно рельефно. Обращаем внимание читателей на неподвижно стоящих в небе ястребов с распластанными крыльями и устремленными в траву глазами. Мы видим даже направление их взгляда, следовательно, смотрим на них с относительно близкой дистанции.

«Тучу диких гусей» темным пятном все располагают на заднем плане; движутся они «в стороне», где-то далеко. (Отмечаем попутно, что «туча» гусей, так же как и «тысяча свистов», передают опять-таки не количество, а впечатление - много! очень много!)

И, наконец, поднимающаяся из травы чайка. Фиксируем на картине два момента: полет птицы и превращение ее в точку где-то далеко в вышине.

А как изобразить едущих по степи Тараса с сыновьями? Может быть, вообще не изображать? Ведь «уже и черных шапок нельзя было видеть: одна только быстрая молния сжимаемой травы показывала бег их». Предлагаем учащимся объяснить образ - «молния сжимаемой травы». Образ зрительный, поэтому шестиклассники легко справляются с ним: «Издали движение скачущих в траве казаков кажется зигзагообразным, по форме напоминает молнию. Кроме того, трава, раздвинутая бегущими лошадьми, сжимается со стремительной, молниеносной быстротой».

Но все справедливо приходят к выводу, что «молнию сжимаемой травы» на картине передать трудно. Лучше взять начало описания, когда «козачьи черные шапки одни мелькали» между колосьями высокой травы, принявшей казаков «в свои зеленые объятия». После такой предварительной работы словесные картины, рисующие степь днем, обычно бывают удачны. Все вводят в свой рассказ яркие словесные образы, употребляют гоголевские гиперболы. А главное - стремятся передать чувства, настроения, владеющие автором, так отчетливо выраженные в конце описания: «Черт вас возьми, степи, как вы хороши!»

Как преображается степь вечером и ночью, все прослеживают самостоятельно. Они замечают, что в этих описаниях много места уделяется музыке, звучащей в степи вечером и ночью, запахам растений (цветы и растения ночью пахнут сильнее, чем днем; звуки ночью слышнее). Поэтому ночная музыка совсем особенная: днем мы не услышим свиста сусликов и трещания кузнечиков. В этих описаниях все сказочно прекрасно, необыкновенно и таинственно. На первом плане здесь не сама картина, а впечатление от картины: степь вечером и ночью великолепна и фантастична.

«Тарас Бульба» является своеобразный синтез реалистического и романтического. Из романтической поэтики к Гоголю пришла повышенная эмоциональность повествования, особенно ярко обнаруживающаяся в картина; природы с их высокой патетикой, мощью и неожиданностью гипербол, блеском метафор.

Примеры гоголевского текста: «вся степь курилась благовонием»; ветерок, «обольстительный, как морские волны»; крик лебедя, «как серебро, отдавался в воздухе»; «красные платки летели по темному небу» (о веренице лебедей, освещенной дальним заревом) и т. д. Все чувствуют красоту и неожиданность этих образов, их эмоциональный подтекст. Затруднение вызывает лишь сравнение крика лебедей с серебром. Предлагается такое объяснение: «Лебедь- красивая, гордая птица, серебро - красивый, благородный металл». Это сравнение как бы объединяет красоту и благородство звука. В беседе все вспоминают и о том, что во время езды па тройках к дуге средней лошади привязывали серебряный колокольчик, издававший очень красивый звон, мелодичный и чистый. Вспоминаем, что на Руси, отливая колокола для церквей, желая добиться красивого звона, добавляли в металл серебро. чем выше был процент серебра, тем благороднее и чище звон.

В описании украинской степи отчетливо выступает связь картин природы с настроением героев, с их внутренним миром. Учащимся предлагается доказать это текстуально. Вначале «все три всадника ехали молчаливо». Тарас думал «о давнем», вспоминал погибших товарищей, «слеза тихо круглилась на его зенице, и поседевшая голова его уныло понурилась». Оста» «душевно был тронут слезами бедной матери, и это только его смущало и заставляло задумчиво опустить голову». Андрий, и повесив голову и потупив глаза в гриву коня своего», грустил о разлуке с панночкой.

Но простор благоухающей степи, ее необозримые пространства близки и дороги сердцу казаков. Степь - их родина-мать, и, как мать, принимает она несколько опечаленных сыновей «в свои зелёные объятия», чтобы подбодрить и утешить их, влить в них жизненную силу и энергию. И вот Тарас, отбросив грустные воспоминания, весело окликнул сыновей. Они увидели родную степь, облитую живительным солнечным светом, и все, что «смутно и сонно было на душе у казаков, вмиг слетело, сердца их встрепенулись, как птицы.

Каждое лето в садах, лугах, полях и даже на клумбах можно увидеть тихонько качающиеся на ветру головки ромашек. Многие любят эти цветы с солнечно-желтой серединкой и белыми продолговатыми лепестками, придающими ромашке вид маленького нарядного зонтика. Садовые ромашки, которые растут на даче у моей бабушки, крупные и высокие, с длинным стеблем и резными зелеными листьями. Из них получаются очень красивые букеты. Срезанные ромашки, поставленные дома в вазу с водой, могут простоять очень долго. А есть ромашки совсем другие - мелкие, низкорослые, невзрачные. Пройдешь мимо - и не заметишь, а зря

Иван Сергеевич Тургенев - величайший русский классик, которого называли «певцом дворянских гнезд». Писатель в черновой рукописи пометил, что «Дворянское Гнездо», задуманное в 1856 году, «вылилось» в роман в 1858 году. Новое произведение писателя не осталось незамеченным. Восторг перед романом был единодушным. «Дворянское гнездо», по признанию автора, имело самый большой успех, который когда-либо выпадал писателю на долю. В произведении читателей, критиков покоряла «светлая поэзия, разлитая в каждом звуке этого романа». Одной из главных тем романа являются чувства и переживания главных персонаж

Радость трубите всеми голосами! Мы все на земле солдаты одной, жизнь созидающей рати. В. Маяковский. Революция. В советском литературоведении Владимир Маяковский считался «адептом» социалистической революции, поэтом, который полностью принял переворот 1917 года и добровольно посвятил свой талант «правому делу трудящихся». Сейчас мы понимаем, что, наверное, все не так однозначно и прямолинейно было во взглядах великого поэта. Однако, действительно, в его творчестве очень большое место занимают произведения, посвященные Октябрьской революции. В литературу Маяковский в

ОсеньОсень - позитивное настроение, но и в то же время легкая грусть. Даже тоска иногда. Самые цветные сны, самые честные разговоры, самые легкие воспоминания. Дожди. Много дождей, лучших в мире собеседников и приятелей. Туманы. В голове и на улице. И температура воздуха что надо. Спешит, торопится осень, всё новые и новые краски находит она для своей картины. Серыми тучами покрывает небо. Смывает холодным дождём пёстрый убор листьев. Для своей работы взяла осень самые яркие краски и принялась за свою картину. Берёзы и тополя покрыла она лимонной желтизной. А листы осинок и клёна разрумянила,

Образ Родины и героизм ее защитников в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба».

Цели:
Обучающие: ознакомить школьников с исторической основой повести, помочь понять основную идею произведения.
Развивающие: совершенствовать навыки анализа текста, чтения прозаических отрывков наизусть и выразительного чтения эпизодов, умение работать в группах.
Воспитательные: воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной, уважения к ее истории, развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем, формирование нравственных чувств личности.
Тип урока: урок изучение нового материала.
Оборудование: портрет Н.В. Гоголя, презентация, мультимедийные средства.

Ход урока.

1. Слово учителя.
Сегодня мы продолжаем изучение одного из сложных по своей проблематике произведения Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». Человеческий и творческий лик Гоголя не однозначен по своей сути, поэтому вот уже на протяжении полутора столетий не утихают споры о феномене Гоголя, загадке его искусства, тайне его личности, о направлении и смысле его духовного и художественного развития. Творчество писателя было полно жаждой познания России, истоков характера русского человека. Загадку личности Гоголя может постигнуть только тот, кто, оставшись наедине с писателем не просто прочитает, а переживет его произведения. Итак, давайте все вместе попытаемся осмыслить основную идею повести «Тарас Бульба» и ответим на вопрос:
- Как в повести отразилась любовь Н.В. Гоголя к своей Родине? Почему Н.В. Гоголь, родившийся в Малороссии, считал своей Родиной Россия, а себя русским писателем?
2. Презентация на тему «Образ Родины и героизм ее защитников в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба».
3. Выразительное чтение наизусть учащимся фрагмента из повести «Описание степи днем».
Ответ на вопросы:
- Почему Белинский сказал о Гоголе: «Гоголь не пишет, а рисует; его изображения дышат живыми красками действительности. Видишь и слышишь их…?»
- Какие слова и выражения из описания степи особенно живописны?
4. Образ Запорожской Сечи. (групповая работа)
- Каковы обычаи и законы Сечи?
- Каков характер запорожцев?
- Какие черты в запорожцах привлекают и отталкивают?
С одной стороны, это была республика, как замечает Н.В. Гоголь, странная республика согласно потребностям того века. В общественном устройстве Сечи нет сословной и зависимости людей друг от друга, нет имущественных оков. Это была военная организация вольного народа, противопоставленная миру вражды и рабства. Здесь народ избирает правителей, защищающих их интересы. Воинская служба в Сечи – это не принуждение, а добровольное служение Отечеству.
С другой стороны, Н.В. Гоголь не идеализирует казаков. Сечь населяют самые разные люди: бывшие преступники, образованные и необразованные, богатые и бедные, желающие самоутвердиться и любящие воевать. Казацкая жизнь – принципиально бессемейная. История в гоголевской повести творится мужчинами, причем достаточно жестокими в отношении друг к другу.
5. Прославление боевого товарищества. Аналитическая беседа.
- Что служит объединяющим началом для казаков? (Всех их объединяет товарищество и православная вера).
- Прочитайте выразительно речь о товариществе (глава IX). Читает подготовленный ученик.
- Что заставило героя произнести эту речь?
- Какие убеждения, высказанные Тарасом можно считать высоконравственными?
- Почему Бульба обращается к казакам с этой речью перед сражением?
Проанализируйте лексику, синтаксис и интонацию речи.
Во-первых, он хотел избавить товарищей от уныния, а во-вторых, хотел, чтобы они достойно встретили мученическую смерть. Недаром именно в смерти, по словам Тараса, сказывается величие русской души: .
Приведите примеры анафоры, риторического обращения, параллелизма, антитезы, сравнения.
6. Героическая смерть казаков (глава IX). Речь героев (групповая работа). Аналитическая беседа.
- Каково влияние речи Тараса на запорожцев?
- Проанализируйте предсмертные реплики казаков. Что общего в этих репликах?
- Почему Н.В. Гоголь делает высказывания похожими?
- Какие вопросы Тарас троекратно задает запорожцам?
- Какой смысл имеют эти слова?
- Какие элементы фольклора созвучны боевым репликам Тараса?
Речь Тараса производит на запорожцев сильнейшее впечатление: в них заговорило лучшее, «что бывает в сердце у человека». Героизмом в бою с поляками, самоотверженностью, готовностью прийти на помощь товарищу запорожцы подтвердили слова Тараса. Их предсмертные слова похожи потому, что запорожцы составляют единое целое, сражаются и умирают не за себя, а за веру, за Родину, за товарищей. Поэтому в их предсмертных речах о себе нет ни слова. В этом казаки сходны с героями русского эпоса.
7. Предательство Андрия (глава VI, IX). Групповая работа.
- Почему Андрий изменил своей отчизне?
- Проанализируйте монолог Андрия со слов «На что мне отец, товарищи, отчизна?» до конца главы VI.
- Какими речевыми средствами передано душевное состояние влюбленного героя?
- Какие слова, синтаксические конструкции и интонации говорят о его решительности?
Сопоставьте монолог Андрия с авторским отступлением в последнем абзаце главы VI.
- Почему автор называет Андрия рыцарем?
Причины предательства Андрия кроются в его характере. Душа Андрия открыта всему миру: он способен видеть прекрасное, сострадает человеку, даже если он враг. Он не может жить только войною, он выбирает ценности мирской жизни красоту и любовь. Рыцарство для Тараса – воинская отвага, верность казацкому долгу и отвращение к нежбе. Рыцарство для Андрия – это преклонение перед возлюбленной, желание служить ей. Переход Андрия на сторону противника с точки зрения запорожцев – измена, предательство, потому что они ценили коллективистские ценности. Но с точки зрения вечных ценностей Андрий делает совй выбор ради любви, во имя служения женщине. Это его индивидуальный выбор. Переживания любви связано с религиозными переживаниями Андрия:. Автор осуждает предательство Андрия: . С точки зрения Тараса, Остапа, других казаков, Андрий заслуживает смерти, потому что предательство достойно самого резкого осуждения. Тарас сожалеет о сыне, но не сожалеет о его смерти.
8. Смерь Остапа (глава 11). Две жизни – две судьбы. Групповая работа.
- Почему автор описывает подробно жизнь Остапа?
- Что дало Остапу силы выстоять?
- Почему Остап в свой смертный час обращается к отцу?
- Какого человека хотел он видеть перед смертью?
- Как относится Тарас к смерти сына?
В поведении Остапа перед смертью есть сознание своей правоты, героическая самоотверженность, твердость духа. Он не издает «ни крика, ни стону», несмотря на жестокие пытки. Хотя перед смертью .
Остап просит о духовной поддержке, и она к нему приходит, потому что он умирает смертью героя. В этом и заключается главное отличие гибели двух братьев: один гибнет как герой, а другого казнят как преступника.
9. Смерть Тараса Бульбы (глава XII). Групповая работа.
Аналитическая беседа (продолжение).
- Прочитайте выразительно фрагмент взятия в плен и смерти Тараса (глава XII).
- Как Н.В. Гоголь описывает его духовную мощь и преданность Родине?
- Найдите детали психологического портрета Тараса. Почему они важны для понимания его характера?
Даже перед лицом смерти Тарас проявляет истинное величие: он не думает о себе, все мысли его – о товарищах, Родине, смерти он не боится. Так он сам следует словам, сказанным когда-то о товариществе. Умирает Тарас духовно не побежденный. В образе Тараса господствует одна психологическая черта6 преданность общему делу, этому отдаются все душевные и физические силы фольклорного богатыря. Однако судьба Тараса не только героична, но и трагична. Он лишается сыновей и однополчан, поэтому не случаен в финальной сцене образ дерева без вершины: счастья победы Бульба так и не испытал, личного счастья тоже.
10. Подведение итогов урока.
Итоговый вопрос:
- В чем патриотический пафос повести «Тарас Бульба»?
В повести мы видим героическое и поэтическое прошлое Украины. Основное содержание повести – борьба запорожцев за свою независимость. Образ Родины в повести связывается с героическим эпосом, а казаки предстают как свободный и гордый народ – настоящие богатыри. Отношение друг к другу основано на боевом братстве, им свойственны истинные ценности: сила, смелость, красота, любовь, патриотизм, стремление к подвигу. В этом заключается актуальность произведения в наши дни.
11. Рефлексия.
- Чему научила нас повесть Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»?
Литература.
1. Беляева Н.В. Уроки литературы в 7 классе. Поурочные разработки: пособие для учителей образовательных организаций. – М.: Просвещение, 2013
2. Егорова Н.В. Поурочные разработки по литературе. 7 класс. – М.: Вако, 2015
3. Гоголь Н.В. Собрание сочинений в девяти томах. Т.2. М.: «Русская книга», 1994
4. Манн Ю.В., Самородницкая Е.И. Гоголь в школе. – М.: Вако, 2007
5. Турьянская Б.И., Комиссарова Е.В., Холодкова Л.А. Литература в 7 классе: Урок за уроком. – М.: ООО «ТИД» Русское слово – РС, 2000

УРОК ЛИТЕРАТУРЫ

7 КЛАСС

Тема: Любовь к Родине в повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»

Цели: 1) убедиться, что Н.В. Гоголь продолжает традиции устного народного творчества, духовной литературы и традиции русских классиков;

2) доказать, что «Тарас Бульба» есть эпизод из великой жизни целого народа»

(В.Г.Белинский);

3) развитие любви к историческому прошлому своей родины, к художествен-

ному слову, развитие навыков анализа художественного произведения, выра-

зительного чтения, развитие навыков самостоятельного исследования художественного произведения.

Эпиграфы

Мужество делает ничтожными удары судьбы.

Демокрит

Мужество – добродетель, в силу которой люди в опасностях совершают прекрасные дела.

Аристотель

Истинное мужество обнаруживается во время бедствия

Безумству храбрых поем мы славу

М.Горькия

…Нет героев от рожденья –

Они рождаются в боях.

А Твардовский

…Смерть героев подобна закату солнца.

Теория литературы: гипербола, художественная деталь, метафора, экранизация.

Оборудование: портреты Н.В.Гоголя, В.Г.Белинского, С.И.Гуляева, иллюстрации к повести «Тарас Бульба», презентация исследовательского сообщения, эпизод из

фильма «Тарас Бульба», учебник литературы (7 класс) В.Я.Коровиной.

Ход урока

    Организационный момент.

    Слово учителя.

Эпиграф выражает тему или идею того, о чем говорят или пишут.

Прочитайте эпиграфы и определите тему урока, его цели.

(Чтение учащимися эпиграфов и определение темы урока. Учитель конкретизирует тему. Запись темы урока в тетрадях учащихся.)

    Цели урока , конкретизированные учителем, записываются в тетради в виде схемы.

«Тарас Бульба»

выражение любви продолжение традиций У.Н.Т.,

писателя к своей родине, духовной литературы,

к своему народу традиций русских классиков

4. Аналитическая беседа, включающая исследовательские сообщения учащихся, работу с текстом, выразительное чтение учащимися поэтических и эпических текстов.

Что мы можем сказать о Н.В. Гоголе как о писателе и о человеке, познакоми-

вшись с его «Вечерами на хуторе близ Диканьки» и с повестью «Тарас Бульба»?

(Любил свою родину, так как описал быт, жизнь и традиции народа, его подвиги)

Что использовал Гоголь в этих произведениях?

(Мистику, легенды, предания, героическое прошлое своей страны, гиперболу, художественные детали)

Дайте определение гиперболе и художественной детали.

Гипербола – (от греч. – преувеличение) чрезмерное преувеличение тех или иных свойств изображаемого предмета или явления. Средством гиперболы автор усиливает впечатление того, что он прославляет.

Художественная деталь – деталь интерьера, пейзажа, внешности героя, его речи, которая помогает глубже понять образ или идею произведения.

Почему повесть Гоголя является исторической?

Что же прославляет писатель в своем произведении? ( героизм казаков, борьбу за свободу своей земли, за веру Христову )

В какие моменты проявляется героическое в повести? (В описании боевых действий,

сражений, в описании жестоких пыток и казней казаков )

В каких еще произведениях мы с вами встречались с изображением героических сражений русского народа за свою свободу? (А.С.Пушкин «Полтава». М.Ю.Лермонтов «Бородино»)

Давайте вспомним эти произведения с помощью наших товарищей.

Выразительное чтение эпизодов из стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино», из поэмы А.С.Пушкина «Полтава»

(Учащиеся читают эпизоды с описанием сражений)

Прослушав выразительное чтение учащихся, мы убедились, что Гоголь продолжает традиции наших классиков в изображении героических сражений.

Обратимся к тексту писателя. В учебнике на страницах 196 -198 найдите слова, произносимые казаками во время своей гибели. (Учащиеся зачитывают слова казаков)

Итак, ключевыми здесь являются фразы «За свою Русскую Землю. За веру Христову». Так писатель доказывает, что защита своей земли – это священный долг христианина.

Почему украинские рыцари произносят слова «За Русскую Землю»?

(Киевская Русь была центром Древней Руси )

мы, славяне, - братья. Поэтому так дорог нам Н.В.Гоголь и его произведение не только читается до сих пор, но и не раз экранизировано.

ЭКРАНИЗАЦИЯ – это воплощение произведения художественной

литературы средствами киноискусства

Посмотрим же, как удалось режиссеру воплотить страницы героической битвы.

ПРОСМОТР эпизода сражения из художественного фильма «Тарас Бульба» В. Бортко (2008 г.). (Взять эпизод на 2 минуты. Эпизод, в котором звучат слова «За Русскую Землю»)

Почему эти предсмертные слова казаков у автора написаны с большой буквы?

Мы увидели жестокость сражения на экране. У Гоголя нам помогает это передать метафорическая гипербола. Найдите ее на странице 198.

(«И рванулись козаки..», «Червонили уже всюду красные реки ; высоко гатились мосты из козацких и вражьих тел »)

Гиперболизированы и герои повести. Казаков и Тараса Бульбу писатель изображает как русских богатырей, которые всегда были у русского народа его защитниками. Сравним богатырей былин, которые записал на территории нашего Алтайского края известный фольклорист С.И.Гуляев, с героями Гоголя.

Сообщение учащегося. (Заранее подготовленный ученик сравнивает гоголевских героев с русскими богатырями из былин алтайского фольклориста С.И.Гуляева, делая упор на гиперболизацию как средство прославления украинских борцов за свою землю )

На странице 209-ой прочтите последние слова Тараса и авторскую оценку его гибели («Прощайте,товарищи!.. пересилила русскую силу» стр.210 ).

Итак, последние слова героя обращены к своим товарищам. Но почему же автор придумал такой страшный конец для своего героя – сожжение на костре?.

Послушаем исследовательское сообщение нашего товарища.

СООБЩЕНИЕ учащегося, в котором он излагает свои мысли по поводу данного вопроса. (В своей работе ученик опирается на значение символа огня как очистительной силы, взяв примеры из библейских и из языческих легенд и мифов. Вывод делается такой: Тарас искупает свой грех отца- сыноубийцы, искупает грехи своих товарищей, мстивших врагам за гибель родных и близких. А также своей смертью герой спасает товарищей)

Мы видим, как у автора переплелось библейское и мистическое. Эту линию потом будут продолжать и другие русские писатели. Например, Булгаков в романе «Мастер и Маргарита», близкий последователь гоголевских традиций.

Товарищество и любовь к своей земле – это самое святое, что есть на свете, слышим мы от писателя, через его героического «Тараса Бульбы».

Есть великий критик русской литературы - В.Г.Белинский. Он поможет нам понять, в чем смысл гоголевского творчества.

ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ учащимся, заранее подготовленным, отрывка из статьи В.Г.Белинского «О русской повести и повестях г.Гоголя («Арабески» и «Миргород»). (Текст берется в сокращении)

«…Этот богатырь Бульба с своими могучими сыновьями; эта толпа запорожцев, дружно отдирающая на площади трепака, этот козак, лежащий в луже, для показания своего презрения к дорогому платью, и как бы вызывающий на драку каждого дерзкого, кто бы хотел дотронуться до него хоть пальцем; этот кошевой, поневоле говорящий красноречивую, витиеватую речь о необходимости войны с бусурманами…; эта мать, которая является как бы мимоходом, чтобы заживо оплакать детей своих, как всегда являлась в тот век женщина и мать

в козацкой жизни… А жиды и ляхи, а любовь Андрия и кровавая месть Бульбы, а казнь Остапа, его воззвание к отцу и «слышу» Бульбы и, наконец, героическая гибель старого фанатика, который не чувствовал своих ужасных мук, потому чувствовал одну жажду мести к враждебному народу? …И какая кисть, широкая, размашистая, резкая, быстрая! Какие краски, яркие и ослепительные! И какая поэзия, энергическая, могучая, как эта запорожская сечь, «то гнездо, откуда вылетают все те гордые и крепкие, как львы, откуда разливается воля и казачество на всю Украйну!..»

Как оценил великий критик творчество Гоголя?

Мы убедились с вами в том, что на основе устного народного творчества, духовной литературы, традиций русских классиков Гоголь изображает священную любовь к Родине через изображение героической борьбы украинских казаков.

5.ИТОГИ урока.

6. Д.З. Выучить отрывок описания украинской степи со слов «Степь, чем далее..» до слов «Черт вас возьми, степи, как вы хороши!»

Урок литературы в 6 классе на тему:
«БРАННОЕ, ТРУДНОЕ ВРЕМЯ...»
СТЕПЬ КАК ОБРАЗ РОДИНЫ В ПОВЕСТИ ГОГОЛЯ
Цели
1) Воссоздание картины эпохи, изображенной в повести; выявление качеств характера героев и обстоятельств, оказавших влияние на их становление.
2) Формирование навыка анализа эпического произведения, выразительного чтения и пересказа, работы с текстом, чтения по ролям.
3) Развитие нравственно-эстетических представлений учащихся в ходе выявления значения образа степи как образа родины в повести.
Задачи:
1) формирование нравственного сознания
2) воспитание и развитие нравственных чувств
3) выработка умений и привычек нравственного поведения
Используемые методы:
1. метод устного изложения знаний (рассказ учителя, объяснение, сообщение учителя, беседа);
2. метод работы с печатным словом (объяснительное чтение материала);
3. Этические беседы
ХОД УРОКА
1. Орг. Момент.
2. Обращение к домашнему заданию.
Рассказ об истории создания повести и исторической основе произведения. Чтение эпизода встре¬чи Тараса с сыновьями по ролям.
3. . Анализ первой главы повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба».
О чем свидетельствует внутреннее убранство хаты Тараса Бульбы?
Выразительное чтение от слов «Все было чисто, вымазано цветной гли¬ною...» до слов «...и потому, что не в обычае было позволять школярам ез¬дить верхом».
Добротная хата Тараса свидетельствует о рачительности хозяйки; раз¬личные предметы на стенах, по полкам и углам - о полной мужества и доблести бранной жизни хозяина.
Какие приметы времени проявляются в описании отношения Тараса к жене?
Выразительное чтение эпизода от слов «В самом деле, она была жал¬ка...» до слов «...в этом сборище безженных рыцарей, на которых раз¬гульное Запорожье набрасывало суровый колорит свой».
Высшей ценностью для мужчины той эпохи были бранные подвиги. Время требовало твердости и даже жестокости, порой несовместимых с нежными чувствами к жене, детям, родному дому.
Чтение по ролям эпизода от слов «А поворотись-ка, сын! Экий ты смешной какой!» до слов «Козак не на то, чтобы возиться с бабами».
Что является главным достоинством настоящего казака? Почему встреча отца и сыновей после долгой разлуки обернулась потасовкой?
Для Тараса Бульбы и Остапа физическая сила и способность к поедин¬ку - достоинство первостепенное («...что за человек ты в кулаке!»).
Какими предстают Остап и Андрий в этой сцене?
Остап не может терпеть насмешки Тараса. Чувство собственного достоинства, готовность постоять за себя побуждают его проучить обидчика. Внутреннее состояние Андрия в этом эпизоде неясно. Мы отчетливо видим его позу: «Что стоишь и руки опустил?» Тарас дразнит его («Что ты, собачий сын, не колотишь меня?»), называет «мазунчиком».
Какие чувства испытывает Андрий в этот момент?
Продолжите ряд слов: волнение, страх...
Как раскрывается характер Андрия в эпизоде? Почему он не откликнулся на поддразнивания Тараса?
Андрий - натура нервная, чуткая, впечатлительная. Драка в счастливый момент встречи кажется Андрию неуместной. Поднять руку на Тараса не позволяет ему уважение к отцу. Андрий уже в этом эпизоде обособлен, замкнут.
Сопоставление иллюстрации Т.Г. Шевченко «Встреча Тараса с сыновьями» и П.П. Соколова «Возвращение из бурсы».
На рисунке Т. Г. Шевченко Тарас добродушно-ироничен, задирист, притворно изумлен, даже артистичен; он и внешне являет собой фигуру весьма колоритную. Остап угрожающе засучивает рукава, отнюдь не собираясь прощать обиду; огорченная мать робко стоит в стороне, с упреком мольбой смотрит она на Тараса. На иллюстрации П.П. Соколова изображена потасовка между отцом и сыном в разгаре; разошедшийся Тарас приглашает принять в ней участие и младшего сына; мать обнимает Андрия со страхом и укоризной глядя на мужа.
Встреча отца с сыновьями характерна для того «бранного, трудного времени, когда начали разыгрываться схватки и битвы на Украине», и является как бы своеобразной прелюдией к произведению.
В чем проявляется внутреннее сходство между Остапом и Тарасом?
Решительность, открытость, искренность в проявлении чувств свойственны и отцу, и сыну.
Почему Тарас так пренебрежительно относится к книжкам, букварям «философиям», хотя его замечания выдают в нем человека образованного?
Воинская отвага и доблесть для него выше интеллектуальных занятий и страсти к познанию.
Как характеризует героя его приказ принести к столу не пампушек, всего барана, «медов сорокалетних», чистой горелки побольше, чтоб «играла и шипела, как бешеная»?
Герой не признает полумеры ни в чем. Способность много съесть и вы¬пить - один из признаков героя-богатыря.
Как раскрывается характер Тараса в авторской характеристике?
Выразительное чтение эпизода от слов «Тарас был один из числа коренных, старых полковников...» до слов «Когда враги были бусурманы и турки, против которых он считал во всяком случае позволительным поднять оружие во славу христианства».
Лексическая работа
Какое значение приобретает в данной характеристике слово коренной?
Характер героя складывается в постоянной борьбе не только за собственную честь, но и за достоинство тех, кто нуждался в защите. В такой борьбе не может быть компромисса, она требует умения не давать никому пощады, принимать жесткие решения.
Почему Тарас принимает решение ехать в Сечь вместе с сыновьями?
Выразительное чтение эпизода: «Он сначала хотел было отправить их одних. Но при виде их свежести, рослости, могучей телесной красоты вспыхнул воинский дух его, и он на другой же день решился, ехать с ними сам, хотя необходимостью этого была одна упрямая воля».
Воинский дух силен в старом Тарасе. Хотя он резок, крут, упрям, его поступки иногда граничат с самодурством, но Тарас любит родную землю, ценит людей мужественных, смелых и отважных и стремится участвовать и общем деле.
Какова авторская позиция по отношению к братьям?
Выразительное чтение эпизода от слов «Бурсаки вдруг преобрази¬лись...» до слов «...они были хороши под черными бараньими шапками с золотым верхом».
Автор любуется своими героями, никому из них не отдавая своего пред¬почтения.
Как отзываются герои на слезы матери?
Мать кинулась к Андрию, в его лице она прочла «более какой-то неж¬ности». Эта маленькая деталь позволяет предположить, что Андрий мяг¬че, сердечнее Остапа.
Обращение к домашнему заданию. Зачитываются предложения, в кото¬рых особо подчеркнуто чувство матери при расставании с сыновьями.
«Одна бедная мать не спала».
«Она глядела на них вся, глядела всеми чувствами, вся превратилась в одно зрение и не могла наглядеться».
«И слезы остановились в морщинах, изменивших ее когда-то прекрас¬ное лицо».
«Она все сидела в головах милых сыновей своих, ни на минуту не сво¬дила с них глаз своих и не думала о сне».
«Она со слезами готовила все, что нужно к завтраку...»
«Бедная мать! Она как увидела их, она и слова не могла промолвить, и слезы остановились в глазах ее».
«Мать, слабая как мать, обняла их, вынула две небольшие иконы, наделила им, рыдая, на шею».
«Она схватила его за стремя, она прилипнула к седлу его и с отчаяньем во всех чертах не выпускала его из рук своих».
«Она со всею легкостью дикой козы, несообразной ее летам, выбежала за ворота...»
Назовите глаголы, передающие переживания матери в первой главе по¬вести. Охарактеризуйте чувства героини
Не спала, превратилась в одно зрение, терпела, не сводила глаз, не могла промолвить слова, выбежала за ворота...
Глубокое страдание, боль, отчаяние, беспомощность испытывает бед¬ная женщина, расставаясь с сыновьями. Душа ее полна страшных пред; чувствий, но остановить беду не в ее силах. Законы того времени не по¬зволяли женщине перечить мужу.
4. Степь как образ родины в повести Гоголя.
Обращение к домашнему заданию. Выразительное чтение описания степи.
Чтение фрагментов, в которых переданы краски степи, звуки и запахи степи, описания обитателей степи, воздуха, неба над степью Днепра.
Краски степи. Зеленая, девственная пустыня. «Все пестрое простран¬ство ее охватывалось последним ярким отблеском солнца и постепенно) темнело, так что видно было, как тень перебегала по нем, и она становилась темно-зеленою». «Неизмеримые волны диких растений; зелено-золотой океан, по которому брызнули миллионы разных цветов». «Сквозь тонкие, высокие стебли травы сквозили голубые, синие и лиловые волошки; желтый дрок выскакивал вверх своею пирамидальною верхушкою; белая кашка зонтикообразными шапками пестрела на поверхности; занесенный Бог знает откуда колос пшеницы наливался в гуще».
Запахи и звуки степи. «Испарения подымались гуще, каждый цветок, каждая травка испускала амбру, и вся степь курилась благовонием». «Пестрые суслики оглашали степь свистом. Трещание кузнечиков станови лось слышнее. Иногда слышался из какого-нибудь уединенного озер! крик лебедя и, как серебро, отдавался в воздухе... Весь их треск, свис стрекотанье, - все это звучно раздавалось среди ночи, очищалось в свежем воздухе и убаюкивало дремлющий слух».
Обитатели степи. «Одни только кони, скрывавшиеся в них, как в лес вытаптывали их. <...> Под тонкими их корнями шныряли куропатки, вы тянув свои шеи. Воздух был наполнен тысячью разных птичьих свистов.
В небе неподвижно стояли ястребы, распластав свои крылья и неподвиж¬но устремив глаза свои в траву. Крик двигавшейся в стороне тучи диких гусей отдавался Бог весть в каком дальнем озере. Из травы подымалась мерными взмахами чайка и роскошно купалась в синих волнах воздуха. Вон она пропала в вышине и только мелькает одною черною точкою. Вон она перевернулась крылами и блеснула перед солнцем...»
Воздух, небо, над степью. «По небу, изголуба-темному, как будто исполинскою кистью наляпаны были широкие полосы из розового золота; из¬редка белели клоками легкие и прозрачные облака, и самый свежий, обольстительный, как морские волны, ветерок едва колыхался по верхуш¬кам травы и чуть дотрагивался до щек. <...> На них прямо глядели ночные звезды. Иногда ночное небо в разных местах освещалось дальним заревом от выжигаемого по лугам и рекам сухого тростника, и темная вереница лебедей, летевших на север, вдруг освещалась серебряно-розовым светом, и тогда казалось, что красные платки летали по темному небу».
Днепр. «Вот он сверкает вдали и темною полосою отделился от гори¬зонта. Он веял холодными волнами и расстилался ближе, ближе и, нако¬нец, обхватил половину всей поверхности земли. Это было то место Дне¬пра, где он, дотоле спертый порогами, брал наконец свое и шумел, как море, разлившись по воле; где брошенные в средину его острова вытесня¬ли его еще далее из берегов и волны его стлались широко по земле, не встречая ни утесов, ни возвышений».
Итоги работы
Степь у Гоголя необъятна, как море. Растений в степи бесконечное мно¬жество, ветер приводит их в движение, и взору представляется живая вол¬нообразная поверхность, создающая впечатление бесконечности.
Пестрота и яркость красок, их многообразие слепят взор. Основной фон степной поверхности - «зелено-золотой», с брызгами миллионов разных циетов. Мир степи живет своими законами. Эта жизнь проявляется во всем: в крике лебедя, в полете чайки, в величественном течении Днепра, в сиянии звезд. Автор стремился передать не само по себе многообразие зву¬ков, красок, а целостное впечатление, возникающее при виде этой картины.
Какова внутренняя связь между описаниями мыслей и характеров ге¬роев и величественной картиной степи?
Герои погружены в свои мысли. Степь, как мать, принимает своих сыно¬вей, пытаясь утешить, передать им свою неиссякаемую энергию. Степь и ка¬шки близки друг другу. Казаки сродни птицам, стремительным и быстрым, живущим в степных просторах, привыкшим к воле, к воздуху и солнцу.
В каких словах передано отношение автора к степи?
«Степь чем далее, тем становилась прекраснее. Ничего в природе не мо¬гло быть лучше. Черт вас возьми, степи, как вы хороши!.. Нигде не попадались им деревья, все та же бесконечная, вольная, прекрасная степь».
Какие чувства испытывает автор?
Любовь, восхищение, изумление, восторг переполняют душу автор
Описание степи в высшей степени эмоционально, оно не только лирически окрашено, но и патетически взволнованно.
Только ли красота природы вызывает эти чувства?
И необыкновенная красота природы, и осознание того, что это удиви тельное место на земле - милая сердцу родина, вызывает восторг автор и его героев. Степь - обобщенный образ родины. Ради нее казаки совершают свои подвиги.
Степь - мать для героев повести Н.В. Гоголя. Какими качествами характера должны обладать сыновья, чтобы быть достойными такой матери.
Только лишь мужественные, сильные, гордые люди, наделенные широкой душой и щедрым сердцем, могут быть достойны матери-степи.
5. Итоги урока.
Можно ли считать Тараса с сыновьями и других запорожцев именно такими героическими натурами, сильными, мужественными, готовыми к подвигу?
Тарас с сыновьями и другие герои повести Н.В. Гоголя - люди своего времени. Их характеры складывались в борьбе за свободу и независи¬мость родины. Мужество, сила духа, отвага, героизм - основные качеств характера героев.
В чем источник силы героев?
Источник силы - родные места, степь, родина, взрастившая эти богатыр¬ские характеры. С ней герои, как с родной матерью, связаны кровными узами.
6. Домашнее задание.
Найти эпизоды, в которых наиболее отчетливо проявились характер героев.

Воплощено большое количество типичных сторон украинского казачества. В одноименной повести он раскрывается со всех сторон: и как семьянин, и как военачальник, и как человек в целом. Тарас Бульба - народный герой, он не выносит спокойного домашнего существования и живет бурной жизнью, полной тревог и опасности.

Бульба как семьянин

Главный герой является суровым мужем и отцом. К относится с определенной снисходительностью. Он считает ее просто «бабой», бесконечно ничтожным существом, у которого нет никакого авторитета. Своих сыновей гоголевский герой также приучает не подчиняться влиянию матери. Образ Тараса Бульбы в повести «Тарас Бульба» сначала кажется немного жестоким. Он не признает мягкую а даже наоборот - видит в ней большую опасность для настоящего казака. Он считает, что нельзя поддаваться чарам женской любви, даже если это так как можно «обабиться».

Бульба как отец

Таким же суровым представлен Тарас и как отец. В отношении с двумя сыновьями он не допускает ни капли ласки или мягкости, сразу пытается стать им старшим товарищем. Даже когда сыновья возвращаются домой, Бульба при первой встрече вступает в драку с одним из них. Таким способом он пытается определить силу и темперамент сына, чтобы узнать, каким боевым товарищем он станет в будущем.

Бульба как военачальник

Образ Тараса Бульбы в повести «Тарас Бульба» раскрывает перед читателем неутомимую, энергичную и предприимчивую личность. Главный герой не ведает, что такое усталость и страх. Он прекрасно знает своих подчиненных, умеет повлиять на них и делом, и словом. Когда нужно, может уместно пошутить или зажечь сердца воинов, проговорив воодушевленную патриотическую речь.

Главный герой прозорлив и хитер, он ловко управляет психологией казаков и без затруднений может добиться назначения кошевого атамана. Именно Тарас оказывается самым дальновидным, когда между поляками и казаками якобы возникает перемирие.

Дух товарищества

Образ Тараса Бульбы в повести «Тарас Бульба» наиболее раскрывается в отношениях с его ратными товарищами. К ним он относится по-братски, именно здесь Гоголь показал всю нежность главного героя, на которую только он был способен. Наиболее широко демонстрируется дух товарищества Тараса Бульбы в сцене, когда он умирает мучительной смертью, но при этом не думает о себе, а переживает за своих ратных товарищей, которые еще могут спастись. В последние минуты жизни он все же находит в себе силы, чтобы указать путь спасения братьям-казакам.

Тарас Бульба - народный герой

Главный герой повести - это олицетворение всех национальных черт, которые автор представляет в разных персонажах данного произведения. В главном герое сосредоточены упорство титана, героическое спокойствие и суровый юмор. Образ Тараса Бульбы в повести «Тарас Бульба» - это как будто вылитая из стали фигура, но в то же время мятежная и страстная. Он - непреклонный и гордый, в один момент суровый и жестокий, а в другой - великодушный.

Подвиг Тараса Бульбы

«Я тебя породил, я тебя и убью», - такой была последняя фраза Бульбы в момент расправы над своим младшим сыном за предательство. Тарас уже не считал Андрия своим ребенком, так как он предал не только родную землю, но и всех близких. Бездыханное тело сына главный герой покидал с тяжелым сердцем.

После того как не стало младшего отпрыска, Тарас все больше проникался любовью к старшему - Остапу. В одном бою Бульба не смог уберечь своего сына. Здесь читатель уже может заметить страдания главного героя, когда душа Тараса раскрывается совсем с другой стороны. Он обманом пробирается в Варшаву, чтобы найти Остапа. И находит его на площади, где тот подвержен пыткам и издевательствам. Изо всех своих последних сил Остап обращается к отцу с вопросом: «Где ты? Слышишь ли?» В этот момент Тарасу грозит огромная опасность, но он об этом забывает, откликаясь на зов родной кровинки: «Слышу!»

Это был последний подвиг Тараса Бульбы. Враги поймали его, но он не потерял гордость и честь и достойно встретил свою смерть. Когда Тараса сжигали на костре, он уже чувствовал приближение неминуемой гибели, но при этом смотрел на своих казаков, убегающих от ляхов, и кричал: «Хлопцы, к берегу!»

О повести

«Тарас Бульба» - произведение, в котором рассказывается о борьбе украинского народа против В своем произведении автор показывает узы дружбы, которые связывают два братских народа (украинский и русский). Николай Васильевич Гоголь не случайно упоминает «русскую силу» казачества. Казачество для него - сбежавшие от своих господ холопы, выходцы из русских княжеств, которые объединились, чтобы бороться за свою независимость.

Характеристика повести «Тарас Бульба» сосредоточена на главном герое. Автор не пытался его идеализировать, в образе Тараса Бульбы перемешаны малое с великим, грубость с нежностью. Гоголь пытался передать героический характер, и у него это получилось. Даже после гибели Тараса его любовь к родной земле и товарищам, его воля остались несокрушимыми.

Благодаря таким самоотверженным и наша страна выстояла и сохранила свою независимость. Это произведение и на сегодняшний день сохраняет свою актуальность. Повесть «Тарас Бульба» для многих является одной из любимых. Сильные характеры, героическое время - современным людям есть чему поучиться!

Похожие статьи

© 2024 liveps.ru. Домашние задания и готовые задачи по химии и биологии.