Все про алфавит. Презентация "Живая азбука































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

  • создать условия для работы в парах, при изучении нового материала;
  • развивать интеллектуальные умения: анализировать, систематизировать, делать выводы;
  • познакомить с новым звуком и буквой;
  • развивать речевые умения, наблюдательность, творческие способности;
  • воспитывать интерес к родному языку.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Технология: дифференцированная, мультимедиа.

Методы: эвристический, словесный, наглядный.

Оборудование: мультимедиа проектор, презентация, буквари, прописи, книга Э.Успенского “Крокодил Гена и его друзья”.

Ход урока

I. Организационный момент. (Слайд 1)

Прозвенел веселый звонок
Мы начинаем наш урок
Я знаю, что вы любознательные дети
Обо всем хотите узнать на свете.
Ребята, улыбнитесь друг другу,
Ведь хорошее настроение – залог успеха.

II. Актуализация знаний. (Слайд 2)

На доске буквы: а, у, е, и, е, я, ш.
– Назовите буквы.
– Какая буква лишняя? Почему?
– Назовите гласные.
– На какие группы их можно разделить?

III. Изучение нового. (Слайд 3)

– Сегодня к нам на урок пришли герои одного мультфильма. Посмотрите внимательно отрывок.
– Как вы думаете, с каким новым звуком хочет нас познакомить Чебурашка?
– Почему?

– Давайте сформулируем тему урока.(Слайд 4)

Давайте вместе сформулируем цели сегодняшнего урока. Я буду начинать, а вы, отталкиваясь от темы урока, попытайтесь продолжить мою мысль.

– Рассмотрите картинки. (Слайд 5)
– Какое слово лишнее? Почему?
– Какой первый звук в этих словах?
– Произнесем хором.
– Дадим характеристику звуку.
– Гласный или согласный?
– Звонкий или глухой? (Закроем ушки произнесем 1 раз.)
– Твердый или мягкий? (Произнесем сначала мягко, теперь твердо, есть ли отличия?)
– Как же оденем звуковичка? (Слайд 6) Куда его поселим? Есть ли у него пара?

Доскажите словечко:

Всех перелетных птиц черней,
Чистит пашню от червей.
Целый день по пашне вскачь,
А зовется птица… (грач). (Слайд 7)

– Выполните звуковой анализ слова.

Отгадайте загадку:

Пушистая вата плывет куда-то
Чем вата ниже, тем дождик ближе (Туча.) (Слайд 8)

– Чебурашка решил нам помочь и составил схему этого слова.
– Давайте ее проверим. О чем забыл Чебурашка?

– Буква, которая обозначает звук [ч], называется буква ЧЕ.
– Откройте буквари. Рассмотрите эту букву. На что она похожа?

Да, вы правильно решили:
Ч мы пишем как четыре
Только с цифрами, друзья,
Буквы путать нам нельзя! (Слайд 9)

– Познакомим букву Ч с гласными. Прочитаем слоги. (Слайд 10)
– С какими гласными буквами не составили слогов? (я, ю) Вот об этом нас и хочет предупредить буква Ч.
– Послушайте сказку и подумайте, какие правила нам приготовила Ч? (Слайды 11–15)

Сказка: Однажды буквы Я, Ю, А и У позвали играть в прятки букву Ч. Они посчитались и выпало искать букве Ч. Остальные побежали прятаться. Сидят буквы в потайных местах, ждут, когда их искать начнут. Вот буква Ч уже все обошла, нашла А и У, а Я и Ю все никак не найдет. Искала, искала, так и не нашла, обиженная решила пойти домой. Проходит буква Ч мимо соседнего домика, видит Ю и Я,как ни в чем не бывало, сидят на крылечке. Обиделась Ч и с тех пор у них дружба врозь. Никогда не стоят они вместе. А вот с буквами А и У, буква Ч подружилась. С тех пор Ча и Чу пишутся только с А и У.

Итак, буква Ч – особенная. Она приготовила 2 правила:
ЧА – пиши с А,
ЧУ – пиши с У.

– Прочитаем слова в букваре цепочкой. Какие родственные слова встретили?

Работа в прописи:
– Напишите ч .

Пальцы делают зарядку, чтобы меньше уставать.
А потом они в тетрадке будут буковки писать

– Прочитаем слоги.
– Какое соединение у всех слогов?
– На какие слоги надо обратить особое внимание? Напишите.
– Прочитаем обратные слоги. Какое соединение будет с ч ? (Верхнее.)

IV. Физкультминутка.

Однажды крокодил Гена и Чебурашка решили посадить цветы. Давайте им поможем. Встаньте в проходы.

Мы в саду цветы сажаем,
Их из лейки поливаем.

Я буду перечислять названия цветов. Если в них есть звук [ч], изображайте, как вы их поливаете, если нет, поднимайте руки вверх и хлопайте:

Одуванчик, василек, розочка, георгинчик, астра, ландыш, колокольчик, ромашечка, мак, иван-чай.

– Молодцы, Теперь цветочки обязательно вырастут.

V. Задание в парах.

– Прочитайте слова на листочках и вставьте пропущенные буквы.
– Проверим с объяснением на слайде. (Слайд 16)

VI. Работа над лексическим значением слова.

1) – Чебурашка хорошо учился в школе, но однажды прочитал слово и задумался. (Слайды 17–18)
– Давайте поможем ему определить значение.
– Какое это слово? (Многозначное.)
– Составим предложения с этим словом.
– Запись предложений с комментированием. (Слайд 19)

2) – Послушайте еще одну загадку:

На стене висит тарелка,
По тарелке ходит стрелка.
Стрелка там не для красы –
Время скажут вам… (Часы.) (Слайды 20–29)

Стихотворение читает подготовленный ученик:

Говорят: часы стоят.
Говорят: часы спешат.
Говорят: часы идут.
Но немножко отстают.
М смотрели с Мишкой вместе
А они висят на месте.
(В.Орлов)

– О чем идет речь? (О времени.)
– Какая орфограмма спряталась в отгадке?
– Есть часы разные: башенные, настенные, уличные, вокзальные, корабельные. Есть часы карманные, но чаще наручные. Бывают даже песочные часы. Но все они должны показывать точное время.

– Вот и время нашего урока подходит к концу. Наши герои Чебурашка и крокодил Гена решили к себе пригласить гостей. А чем угощать не знают. Давайте подберем угощения, в которых будет звук [ч]: чай, печенье, чебуреки, чернослив, черешня, черника, сочник, чипсы, чупа-чупс, калачи и т.д. (Слайд 30)

– Молодцы!
– Достигли мы поставленных целей?
– Какие эмоции вызвал у вас сегодняшний урок? Выберите и покажите.
– Чебурашка и крокодил Гена тоже довольны вашей работой и говорят вам: “Чудесно! Очаровательно! Умнички! До встречи!” И ждут с вами встречи на страницах книги Эдуарда Успенского “Крокодил Гена и его друзья”. (Слайд 31)

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Проект «Живая азбука: буква Ч» ГБПОУ «1-й МОК» г. Москвы февраль 2017 г. Живая Азбука: буква Ч

2 слайд

Описание слайда:

ГБПОУ «1-й МОК» г. Москвы февраль 2017 г. Живая Азбука: буква Ч Буква Ч – 25 буква русского алфавита. Звук [ч’] – согласный, непарный, глухой, всегда мягкий Ч – чудесная, честная и чёткая буква! А еще она ласковая, поэтому помогает делать уменьшительные слова (зайчик, ключик, собачка и другие)

3 слайд

Описание слайда:

ГБПОУ «1-й МОК» г. Москвы февраль 2017 г. Живая Азбука: буква Ч На что похожа буква Ч? Да, вы правильно решили: Ч мы пишем как четыре. Только с цифрами, друзья, Буквы путать нам нельзя.

4 слайд

Описание слайда:

ГБПОУ «1-й МОК» г. Москвы февраль 2017 г. Живая Азбука: буква Ч Пошли однажды буквы в лес за грибами. Когда вернулись, буква Я расхвасталась: «Я больше всех грибов набрала, я, я, я, грибы у меня самые лучшие я, я, я..». Буквы рассердились: «Мы так дружно жили, никто у нас не зазнавался». И решили буквы наказать букву Я, отправили её в самый конец алфавита. Но тут заюлила Буква Ю, стала защищать букву Я. Буквы и её отправили в конец алфавита. Тогда вышла буква Ч и сказала, что никогда не встанет рядом с зазнайками Я и Ю, будет дружить с А и У. Запомните, ребята, слог ЧА пишем с буквой А, слог ЧУ пишем с буквой У. Сказка про букву Ч

5 слайд

Описание слайда:

ГБПОУ «1-й МОК» г. Москвы февраль 2017 г. Живая Азбука: буква Ч Что хранится в запертом тёмном чулане? Чемодан без ручки. А в чемодане Чайник без крышки, Четыре книжки, Чепец и чулочки Подросшей дочки, Черепки тарелок, Часы без стрелок, Обычные тапочки И чудесные тряпочки – Чей ты, ручей? – Черных грачей, Чечётки, чирка, Чижа, червячка, Чащобы дремучей И речки под кручей. Первой букве в слове «чтение» – Букве Ч мое почтение! Черепаха, не скучая, Час сидит за чашкой чая. Черепаха всех смешит, Потому что не спешит. А куда спешить тому, Кто всегда в своем дому? Чёрной ночью чёрный кот Прыгнул в чёрный дымоход. В дымоходе чернота, Отыщи-ка там кота! Часовщик, прищурив глаз, Чинит часики для нас Весёлые стихи

6 слайд

Описание слайда:

ГБПОУ «1-й МОК» г. Москвы февраль 2017 г. Живая Азбука: буква Ч Скороговорки В четверг четвёртого числа, в четыре с четвертью часа, четыре чёрненьких чумазеньких чертёнка чертили чёрными чернилами чертёж чрезвычайно чисто. Чащи чаще в нашей пуще, В нашей пуще чащи гуще. В ночи не кирпичи лопочут на печи. Лопочут на печи в опаре калачи. У черепашьего черепашонка на черепашьей спинке черепашья рубашонка. Чёрной галке Чёрный дрозд Подарил черники горсть. Чёрная галка Чернику склевала, Только, представьте, Чернее не стала. Галдят грачата на галчат, Галдят галчата на грачат.

7 слайд

Описание слайда:

ГБПОУ «1-й МОК» г. Москвы февраль 2017 г. Живая Азбука: буква Ч Загадки По земле ползёт шнурок. У него ни рук, ни ног. *** Что за странная водица? Не умыться, не напиться! *** Ног нет, а хожу, Рта нет, а скажу, Когда спать, когда вставать, Когда работу начинать. *** Будто снежный шар бела, По весне она цвела, Нежный запах источала. А когда пора настала, Разом сделалась она Вся от ягоды черна. На лугу среди букашек Поднялся переполох. Оттеснил семью ромашек Великан.... *** Вырастает он в земле, Убирается к зиме, Головой на лук похож. Если только пожуёшь Даже маленькую дольку - Будешь пахнуть очень долго. *** Без ног, а стоит, огород сторожит. Руками машет, с ветром пляшет. Птицы боятся, на грядки не садятся. Ответы: Червяк, Чернила, Часы, Черёмуха, Чертополох, Чеснок, Чучело

Цель занятия: изучаем букву Ч, формирование навыка чтения, развитие речевого умения, совершенствование фонематического слуха, основ элементарного графического навыка.

  • познакомить дошкольника с буквой Ч, правильным произношением звука;
  • научить писать печатную букву Ч по клеточкам;
  • сформировать интерес к обучению стихотворениями и загадками.

Назови, что нарисовано на картинках снизу:

Чайник Черепаха Часы Чайка

  • Какой звук есть и в слове ЧАЙКИ, и в слове МЯЧ?
  • В начале, в конце или в середине слова звук [ч] в слове ЧАЙКА? — БОЧКА? — КАЛАЧ? — ДОЧКА?

Когда мы произносим звук [ч], кончик языка стукает по «бугоркам» за верхними зубами. Произнеси: Ч! Кончик языка стукает по «бугоркам» и мешает воздуху свободно выходить изо рта, когда мы произносим звук [ч].

  1. Гласный или согласный звук [ч]?
  2. Звонкий или глухой этот звук?
  3. Почему?

Рассмотри букву Ч. Нашили букву Ч в воздухе и один раз в тетради аккуратно по клеточкам простым карандашом или шариковой ручкой.

В тех случаях, когда ребенку предлагается написать целую строку буквы, слога или слова - взрослый дает образец написания в начале строки.
Если у дошкольника возникают трудности, то взрослый может провести две ориентировочные линии, либо поставить опорные точки, которые ребенок соединит линиями, либо напишет буквы целиком, а ребенок их просто обведёт другим цветом. Каллиграфии на данном этапе обучения требовать не следует.

Продолжи фразу

У них усы не для красы -
Они показывают время
И называются… (часы).

Когда лежу на месте.
Не раскрывая рта,
Во мне, скажу по чести,
Такая пустота!
Скорей, скорей бы лето!
И люди будут класть
Дорожные предметы
В мою большую пасть.
Мне, видно, от рожденья
Такой характер дан,
Что я люблю движенье,
На то я … (чемодан).

Кто же это ходит
В каменной рубахе?
В каменной рубахе
Ходит … (черепаха).

Вышел еж с сапожной щеткой,
Занялся работой… (четкой).

Заяц волка замещает,
Всех косых не … (замечает).

Вдоль по улице мощеной
Мчится вскачь арбуз… (моченый).

А волна реки, плеща,
Пену сбросила с … (плеча).

Сказка про букву Ч

Кто живет в часах

Я знаю, что чайки живут в море, чабаны - в горах, а чайники - на кухне. Черепахи живут в песке, червяки - в земле, а чучело - на огороде. Кроме того, я знаю, что чиж живет в гнезде, сверчок - на чердаке, а в старом чемодане - мыши. Я даже знаю, хотя ни разу не видел, что в черном чулане живет какое-то черное чудовище. Я слышал, как оно там чешется и чихает от сырости.

Но вот кто живет в часах, я до сих пор не знаю. Сколько раз их ни развинчивал, ничего, кроме колесиков и винтиков, там нет. Кто же тогда там тикает? Чудеса!

Загадки для детей на букву Ч

Из горячего колодца
Через нос водица льется.
(Чайник)

Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,
Больше греться не хочу.
Крышка громко зазвенела:
Пейте чай, вода вскипела!»
(Чайник)

Мы, когда идем, стоим,
А стоять умеем лежа,
Даже если убежим.
Мы не двигаемся тоже.
(Часы)

Мы ходим ночью, ходим днем,
Но никуда мы не уйдем.
Мы бьем исправно каждый час,
А вы, друзья, не бейте нас.
(Часы)

Нет ног, а хожу, рта нет, а скажу,
Когда спать, когда вставать,
Когда работу начинать.
(Часы)

Идут круглые сутки,
Не стоят ни минутки,
А все на одном месте.
(Часы)

Мой хвост не отличишь от головы.
Меня всегда в земле найдете вы.
(Червяк)

Пословицы и поговорки на букву Ч

Недоученный хуже неученого.
Почитай учителя, как родителя.
Скучен день до вечера, коли делать нечего.
Ученику - удача, учителю - радость.
Хочешь есть калачи - не сиди на печи.
Чего себе не хочешь, того и другому не делай.
Чем дальше в лес, тем больше дров.
Чем полнее бочка, тем меньше звона.
Что в воду упало, то пропало.

Веселые стихи про букву Ч для детей

Говорят: часы стоят.
Говорят: часы спешат.
Говорят: часы идут,
Но немножко отстают.
Мы смотрели с Мишкой вместе,
Но часы висят на месте.
(В. Орлов)

Черепаха
До болота идти далеко,
До болота идти нелегко.
«Вот камень лежит у дороги,
Присядем и вытянем ноги».
И на камень лягушки кладут узелок.
«Хорошо бы на камне прилечь на часок!»
Вдруг на ноги камень вскочил
И за ноги их ухватил.
И они закричали от страха:
«Это — ЧЕ!
Это — РЕ!
Это — ПАХА!
Это — ЧЕЧЕРЕ!
ПАПА!
ПАПАХА!»
(К. Чуковский)

На часок мы зашли
К черепашке.
Черепашка подала
Чайник, чашки.
Поползла потом к соседке
За чаем.
Что-то долго
Мы хозяйку
Ожидаем.
(Г. Сапгир)

Говорит Чечетке Чиж:
- Ты когда на юг летишь?
- За чижами наш черед,
За чижами наш черед,
За чижами наш черед,
Вот!
(М. Яснов)

Чижик был в гостях у тетки,
Он на чай летал к чечетке.
Чудо - чай вечерком
Да вприкуску с червячком
Сахарным!
(А. Пудваль)

Четыре Анюточки
Не устав ничуточки,
Пляшут третьи суточки
Все под прибауточки:
Чок-чок, каблучок,
Чуки-чуки-чуки,
Чок!
(Е. Благинина)

Итоги урока:

  1. Произношение новых слов увеличивает словарный запас дошкольника, развивает речь и память.
  2. Упражнения по клеточкам развивают мелкую моторику рук.
  3. Загадки развивают в детях сообразительность, умение анализировать и доказывать. Педагоги применяют загадки при обучении детей для повышения заинтересованности во время выполнения сложных задач.
  4. Стихотворения влияют не только на развитие памяти. Доказано, что если ежедневно учить несколько строк, в мозге возникают новые нейронные связи, повышается общая способность к обучению.

Вычислить шпиона

Иностранца в России можно распознать по тому, как он произносит слова, в которых есть буква Ч, например «чудо» или «ночной». У англичанина или немца звук [ч] распадется на две составляющие - [т] и [ш]. Дело в том, что звук [ч] - аффриката. Он состоит из двух звуков, произносимых слитно. В английском тоже своя аффриката - [j]. Она состоит из [д] и [ж] и напоминает звуки, произносимые нами на стыке слов «вот же». Но английское J - звонкое и твердое. А наше Ч - противоположность, мягкое и глухое. Поэтому слово «чудо» мы произносим как [чюдо], а в сочетании ЧН у неграмотного человека рука тянется поставить мягкий знак. Иностранцу воспроизвести [ч] очень сложно, вместо этого выходит твердое [тш].

Родственные связи

Свое очертание Ч, по одной из версий, заимствовало от греческого Y (ипсилон). Но в греческом языке такого звука нет, и создателям кириллической азбуки пришлось придумать для Ч новый знак. В древнерусском письме буква очень похожа на Ц - тот же двурогий церковный подсвечник. Это неудивительно, ведь и звук [ц] по свойствам похож на [ч]: тоже аффриката, только твердая. В говорах русского языка эти два звука иногда меняются местами или вытесняют один другой. Так, в России есть регионы, в которых вместо «черт» говорят «цорт», а где-то вместо «церковь» произносят «черква».

Аз есмь начало и конец

Многие слова на Ч в русском языке восходят еще к древнему индоевропейскому языку (на нем говорили 7–5 тысячелетий назад). Вот, к примеру, «чадо» - слово устаревшее, но все еще нам понятное. Праславянское čędo происходит от корня со значением «начинать». Этот корень, в свою очередь, соотносится с индоевропейским ken. Звук [k], стоящий перед [i] и [e], еще в общеславянском дал звук [ч], [еn] перешло в [ę] (Э носовое), а потом в [а]. Так и возникло наше слово «чадо». Получается, что ребенок - «тот, кто только начинается». С этим же корнем связана другая интересная история. Задумывались ли вы, откуда происходят слова «начало» и «конец»? Время - это петля, всякий конец означает начало чего-нибудь, а всякое начало в итоге приводит к концу. Корень ken/kon имел значение времени. Один его вариант привел к появлению слова «на-ЧА-ло» (то же самое изменение звуков, что и в слове «чадо»), а второй - к возникновению слова «КОНец». Подобное чередование в корне гласных Е и О довольно часто использовалось в индоевропейском языке для образования новых слов с похожим значением.

Правило сплошных исключений

В русском языке [ч] может восходить к разным звукам. Во-первых, он возникает на месте [k] там, где несколько тысяч лет назад перед ним были [i] и [e], как в слове «начало». Во-вторых, [ч] оказался на мес те сочетаний tj, kj. Именно поэтому мы говорим «свеча» - она «светит» и «я плачу» - от «плакать». Еще одна удивительная особенность буквы Ч: несмотря на то, что она всегда мягкая, мы пишем ее так, будто она твердая. Рядом с ней идут гласные, которые обычно «командуют» твердыми звуками: А, О, У (а не Я, Ё, Ю). Зато для И и Е сделано исключение: вспомните хоть одно слово с ЧЫ и ЧЭ. Трудно? Практически невозможно. Зато ЧИ и ЧЕ - сколько угодно: «чистюля», «читатель», «чебурек», «черемуха» и т. д. Этому есть простое объяснение: когда-то в русском языке всякий согласный звук был либо мягким, либо твердым. От гласных он не зависел. Но потом это правило перестало работать, и за одной и той же буквой начали скрываться два звука. Перед «твердыми» гласными - твердый, перед смягчающими, которые пришлось специально для этого придумать, - мягкий. Букву Ч это не коснулось - никакого твердого [ч] у нас не было и нет до сих пор. ЧА, ЧУ, ЧО нельзя прочитать иначе, чем [чя], [чю], [чё], а потому смягчающие буквы не понадобились - факт, который осчастливил школьников правилом «ЧА пиши с буквой А».

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Презентация « Звук Ч.Б уква Ч». Работа ученика 1 «А» класса ГБОУ СОШ № 49 Куликова Сергея

Буква Ч Да, вы правильно решили: Ч мы пишем как четыре. Только с цифрами, друзья, Буквы путать нам нельзя.

Слова на букву Ч Чиполлино Чеснок Чайник Черепаха Чемодан Чашка Черника

Звук Ч - согласный, глухой, всегда мягкий.

Живет спокойно, не спешит, На всякий случай носит щит. Под ним, не зная страха, Гуляет...

Они стоят, они идут, Они спешат, и отстают, И говорят за шагом шаг То «тик», то «так». Хотя ни языка, ни ног Найти бы ты у них не смог, Они нужны не для красы – Диктуют время нам …

Я пыхчу, пыхчу, пыхчу, Больше греться не хочу. Крышка громко зазвенела: «Пейте чай, вода вскипела!»

Скороговорки с буквой Ч У четырех черепашек четыре черепашонка. Чукча в чуме чистит чуни. Чистота у чукчи в чуме. В четверг четвертого числа В четыре с четвертью часа Четыре черненьких чумазеньких чертенка Чертили черными чернилами чертеж. Чрезвычайно чисто.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект: "Весёлая азбука. Буква Ю".

Проект "Весёлая азбука" - это совместное творчество родителей и детей. Материалы проекта дают возможность сделать урок интереснее. Проект - одна из форм системно-деятельностного подхода....

Проект: "Весёлая азбука. Буква Б".

Проект - одна из форм системно-деятельностного подхода. Проект "Весёлая азбука" - совместный проект учеников и родителей. Тематика проекта даёт возможность включить первоклассников в проектную деятель...

Проект: "Весёлая азбука. Буква П".

Проект - одна из форм системно - деятельностного подхода. Проект "Весёлая азбука" - совместный проект родителей и учщихся....

Проект: "Весёлая азбука. Буква Л".

Проект - одна из форм системно-деятельностноо подхода. Проект: "Весёлая азбука" - совместный проект родителей и учеников". Он помогает сделать уроки обучения грамоте более интересными и интенсивными....

Проект: "Весёлая азбука. Буква А".

Проект "Весёлая азбука" даёт возможность сделать уроки обучения грамоте более интересными и эффективными. Ведь ученики выступают в роли учителя. Проект - совместное творчество родителей и детей....

Похожие статьи

© 2024 liveps.ru. Домашние задания и готовые задачи по химии и биологии.