Местоимение друг друга. Помогите написать сочинение на тему местоимение и его роль в русском языке Сообщение на тему местоимение друг или враг

Выражающая отношение к двум и более лицам или предметам. Например: "Они давно знакомы друг с другом." (имеются в виду два человека), "Они часто видят друг друга." (имеется в виду несколько человек).

В конкретных языках

Взаимные местоимения в русском языке имеют довольно обширный список благодаря различным предлогам . Вот их полный возможный список комбинаций:

  • друг другу;
  • друг (о, в) друге;
  • один (у, за, на, из, из-под, для) другого;
  • друг (у, за, перед) дружкой;
  • друг (у, за, на, из, из-под, для) друга;
  • друг (с, за, над, под, перед) другом;
  • друг (о, в) друге;
  • один (у, за, на, из, для) другого;
  • один (в, за, на) один;
  • один к одному (другому);
  • один (в, за, на) один;
  • друг (с, за, под, перед) дружкой;
  • друг (у, из, из-под) дружки;
  • друг на дружке;
  • раз за (на) раз[ом];
  • от раза к разу;
  • раз к разу;
  • от случая к случаю;
  • каждый (у, за, на, из, для) каждого;
  • каждый за (над, под, перед) каждым.
  • каждый в каждом;
  • тот (у, в, за, на, из, из-под, для) [э]того;
  • от того к [э]тому;
  • в конце концов; от начала к началу; от первого ко второму; от противного к противному;

В английском языке существует только два взаимных местоимения: "each other" (один другого; относится к двум лицам или предметам) и "one another" (друг друга; относится к более чем двум лицам или предметам), которые могут указывать на два и более лиц или предметов, но различие между этими местоимениями часто не соблюдается - предлог , относящийся к "each other" или "one another", ставится перед "each" или "one": "about each other" (друг о друге), "for each other" (друг для друга). Примеры:

  • "We seldom write to each other." (Мы редко пишем друг другу.);
  • "We know everything about each other." (Мы знаем все друг о друге.).

В именительном падеже взаимные местоимения "each other" и "one another" употребляются в функции дополнения: "I think they love each other." (Я думаю, что они любят друг друга.), а в притяжательном падеже взаимные местоимения "each other"s" и "one another"s" употребляются в функции определения: "We couldn"t hear each other"s words for the wind." (Мы не могли расслышать слов друг друга из-за ветра.).

Местоимение "each other" употребляется гораздо чаще.


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Взаимные местоимения" в других словарях:

    Местоимение - Местоимение лексико семантический класс знаменательных слов, в значение которых входит либо отсылка к данному речевому акту (к его участникам, речевой ситуации или к самому высказыванию), либо указание на тип речевой соотнесённости слова с… …

    Местоимение самостоятельная часть речи, употребляемая вместо имени существительного, прилагательного, числительного, наречия или его характеристики и указывающая на них, их отношение к иным предметам, явлениям и т. д. Содержание 1 … Википедия

    А. Русский язык термин, употребляемый в двух значениях. Он обозначает: I) совокупность наречий великорусских, белорусских и малорусских; II) современный литературный язык Р., представляющийся в своем основании одним из великорусских наречий. I)… …

    У этого термина существуют и другие значения, см. Сандаве. Сандаве Страны: Танзания Регионы … Википедия

    Сандаве Страны: Танзания Регионы: район Кондоа, провинция Додома Общее число носителей: 40 000 (2000) Статус: благополучный Классификация … Википедия

    - (в лингвистическом смысле) в значении речи человеческой. Это название применяется в русском Я. переносно, метафорически, причем главный, видимый орган произношения, язык, берется в значении процесса, в значении деятельности и всей совокупности… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Класс слов, которые указывают на предмет (лицо) или признак, не выделяя никаких его постоянных свойств. Одно и то же М. соответствует разным предметам или признакам. В значение важнейших М. входит отсылка к речевой ситуации или к самому… … Большая советская энциклопедия

    Содержание: I. Физический очерк. 1. Состав, пространство, береговая линия. 2. Орография. 3. Гидрография. 4. Климат. 5. Растительность. 6. Фауна. II. Население. 1. Статистика. 2. Антропология. III. Экономический очерк. 1. Земледелие. 2.… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    I КАРТА ЯПОНСКОЙ ИМПЕРИИ. Содержание: I. Физический очерк. 1. Состав, пространство, береговая линия. 2. Орография. 3. Гидрография. 4. Климат. 5. Растительность. 6. Фауна. II. Население. 1. Статистика. 2. Антропология. III. Экономический очерк. 1 … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Семантика - (от греч. σημαντικός обозначающий) 1) всё содержание, информация, передаваемые языком или какой либо его единицей (словом, грамматической формой слова, словосочетанием, предложением); 2) раздел языкознания, изучающий это содержание, информацию; … Лингвистический энциклопедический словарь

Местоимение - это самостоятельная часть речи , которая указывает на предметы (вещи, лица, их количество), но не называет их: ты, они, столько . Местоимения отвечают на вопросы существительных кто? что?, прилагательных какой? чей? и числительных сколько? : я смеюсь, моя сестра, несколько лошадей.

Морфологические и синтаксические признаки местоимения зависят от того, какую именно часть речи в данном случае оно заменяет.

Разряды местоимений.

Разряды местоимений различаются по лексическим признакам и грамматическим признакам.

По лексическим признакам местоимения бывают:

  • личные местоимения : я, ты, он, она, оно, мы, вы, они . Личные местоимения указывают на участников диалога или беседы, а так же предметы.
  • притяжательные местоимения : мой, твой, наш, их, свой, его, её . Притяжательные местоимения указывают на принадлежность чего-либо кому-либо или чему-либо: мой дом, твоя кровать .
  • указательные местоимения : тот, этот, такой, таков, столько, и устаревшие сей и оный . Как можно догадаться из названия, эти местоимения указывают на количество или признак предмета: этот шкаф, столько рук .
  • возвратное местоимение : себя . Данное местоимение означает, что лицо или предмет, который выступает подлежащим, тождественен другому лицу или предмету (который и назван местоимением себя): Он себя очень любит.
  • вопросительные местоимения : что, кто, который, какой, чей, сколько . Эти местоимения служат для образования вопросов и указывают на предметы, лица, признаки или количество: Кто пришёл? Какие ученики? Сколько их?
  • относительные местоимения - те же вопросительные, но служат они не для образования вопросов, а для связи в сложноподчиненных предложениях, выступая в роли союзных слов: Я поняла, кто был моим тайным поклонником. Это был парень, который учился со мной на одном факультете.
  • определительные местоимения : самый, сам, всякий, весь, каждый, другой, любой, устаревшие - всяк и всяческий . Определительные местоимения указывают на признак предмета: самый лучший муж, всякий проходимец, каждый вторник.
  • отрицательные местоимения : ничто, никто, никого, некого, нечего, ничей, никакой, нисколько . Эти местоимения не указывают, а, наоборот, отрицают наличие предмета или признака: Я нисколько не обиделся. Никто не был виноват в моей рассеянности.
  • неопределенные местоимения : нечто, некто, некоторый, некий, несколько . Остальные неопределенные местоимения образуются при помощи суффиксов -то, -либо, -нибудь и основы вопросительного местоимения: сколько-нибудь конфет, кто-то постучался, дай хоть что-нибудь.

По грамматическим признакам местоимения можно поделить на:

  • Местоимения-существительные : я, ты, он, она, оно, они, мы, вы, они, кто-то, что-то, никто, себя и другие. Эти местоимения имеют свои особенности .
  1. Они указывают на предметы или лица.
  2. Они отвечают на те же вопросы, на какие отвечают существительные: кто?
  3. Склоняются по падежам: кто, кого, кому, кем и т.д.
  4. Имеют такие синтаксические связи в предложении, как существительное.
  • Местоимения-прилагательные : твой, мой, свой, наш, какой, такой, тот и др. Они также имеют свои особенности .
  1. Как и прилагательное, указывают на признак предмета.
  2. Отвечают на вопрос какой? чей?
  3. Изменяются по числам, родам и падежам по тому же типу, что и прилагательные.
  4. Связываются с существительными по типу прилагательных.
  • Местоимения-числительные : сколько, столько, несколько.
  1. Отвечают на вопрос числительных сколько?
  2. Указывают на количество предметов, но не называют его.
  3. Обычно склоняются по падежам.
  4. Взаимодействуют с существительными, как имена числительные.

Синтаксическая роль местоимения.

Местоимение может выступать в предложении в роли

  • Подлежащего : Ты придёшь на встречу?
  • Сказуемого : Это он .
  • Определения : Я хочу вернуть свою тетрадь.
  • Дополнения : Мама позвала меня .
  • Обстоятельства : Как это могло случиться?

Цели урока: научить учащихся "видеть" место местоимений в речи.

Задачи урока:

  • Определять семантику местоимений в данном предложении, тексте.
  • Определять морфологические, синтаксические признаки местоимений.
  • Воспитать у учащихся чувства гуманности через произведения детской классической литературы, поэтические произведения.

Оборудование:

  • Тексты рассказов Л.Н. Толстого "Старик сажал яблоню", В.Осеевой "Сыновья", А. Гайдара "Тимур и его команда", Л. Мартынова "Есть люди необычной красоты".
  • Иллюстрации к рассказам Л.Н. Толстого, В.Осеевой.
  • Перфокарты по теме "Разряды местоимений".
  • Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: 800 слов и фразеологических выражений /Российская академия наук им. В.В. Виноградова/С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. - М.: Азбуковик, 1999.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

Учитель подготавливает учащихся к уроку, настраивает их на работу.

Здравствуйте, ребята, уважаемые коллеги!

Давайте поговорим. (Обращается к учащимся.)

- О чем?

О самой загадочной части речи, в самом названии которой содержится указание на то, что она используется вместо имени. Мы попробуем прикоснуться к тайне этих слов и проследим, как они "ведут" себя в предложении, тексте.

II. Введение в тему

Послушайте отрывок из рассказа Л.Н. Толстого "Старик сажал яблоню".

1. Работа с текстом рассказа Л.Н. Толстого "Старик сажал яблоню".

(Ученик рассказывает наизусть отрывок из рассказа Л.Н. Толстого.)

Старик сажал яблони

Его кто-то спросил:

Зачем тебе эти яблони? Долго ждать с этих яблонь плода, и ты не съешь с него яблока.

Старик сказал:

- Ребята, что, по - вашему, мог ответить старик?

(Учащиеся продолжают текст 1-2 предложениями.) (Работа по группам.)

Учитель, выслушав учащихся, зачитывает, как Л.Н. Толстой закончил рассказ:

Я не съем, другие съедят, мне спасибо скажут.

- Сейчас я вам, ребята, хочу предложить несколько вопросов по данному тексту. В свои ответы, ребята, включайте местоимения, определяйте их разряд.

(Ребята рассматривают рисунок, где изображен старик, сажающий яблони)

- Для кого же старик сажает эти яблоки?

(Он сажает эти (указательное местоимение) яблони для других (определительное местоимение) людей, которые (относительное местоимение) будут жить после него).

- А какими, по вашему мнению, будут эти другие?

(Приветливыми, заботливыми, добрыми. Они, отведав плодов с яблони, не забудут вспомнить старика и его заботу о них, скажут ему "спасибо").

- А почему писатель не называет по имени человека, спросившего старика, а говорит о нем "кто-то"? Можете ли вы охарактеризовать его. Выскажите свое мнение.

(Индивидуальная работа)

Этот человек не понимает поступка старика. Зачем зря тратить силы на то, чем никогда не воспользуешься.

Может, он и завидует старику. Ему то никто не скажет"спасибо"

Таких людей неопределённое количество, поэтому Л.Н. Толстой и называет этого человека "кто - то".)

- А как бы вы назвали поступок старика?

(Добрым, сердечным:)

- Какова же главная мысль текста, и какие слова указывают на ее раскрытие? Какие это части речи?

(Личные местоимения: я, его, ты, мне - указывают на человека, который, несмотря на свой преклонный возраст, сажает яблони, делая людям добро).

- Так о каких же положительных душевных качествах мы говорим, обсуждая данный рассказ и поступки его героев?

(О доброте, внимании, заботе об окружающих).

Да, мы сегодня будем говорить о гуманности.

2. Работа с "Толковым словарем русского языка".

А вот что входит в данное понятие, мы узнаем, выяснив лексическое значение следующих слов:

Доброта - (общеславянское) - все положительное, хорошее, полезное; отзывчивость, сочувствие; дружеское расположение к людям.

Забота - (исконно - русское) - внимание, беспокойство за кого-нибудь.

Внимание - (общеславянское) - заботливое отношение к кому-нибудь.

(Учащиеся работают с "Толковым словарем русского языка" под редакцией С.И. Ожегова.)

- Какими местоимениями можно заменить эти слова?

(Учитель записывает на доске слова, которые входят в понятие гуманность. Должна

получиться запись:

доброта (она)

забота (она) гуманность

внимание (оно )

Для чего употребляют местоимения в речи? (Чтобы избежать повторов, чтобы уточнить смысл сказанного).

3. Работа с текстом В. Осеевой "Сыновья".

Так вот и мы, чтобы научиться избегать повторов, правильно употреблять местоимения в речи, будем работать по теме

Продолжая работать с предложениями и текстами, содержащими местоимения, мы должны будем подтвердить слова К. Чуковского:

(Записано на доске)

Местоимения, подобно
Ярким лучам солнца, озаряя,
Высвечивают все уголки
Родного языка.
К. Чуковский

Ребята, запишем сегодняшнее число и объясним правописание орфограмм в дате

Ше ст надцатое марта.

Класс ная работа.

Употребление местоимений в речи.

Мы всегда восхищаемся писателями, которые умело подбирают слова, когда пишут свои произведения. Вот и мы сейчас, ребята, попробуем себя в роли писателя. Ваша задача - восстановить текст В. Осеевой "Сыновья", на место пропусков вписать подходящие по смыслу текста местоимения, определить их разряд, объяснить орфограммы, данные в местоимениях.

На что указывают данные местоимения?

А. Самостоятельная работа.

У каждого учащегося есть текст рассказа.

В. Осеевой "Сыновья" с пропущенными в нём местоимениями.

Не сколько женщин брали воду из колодца.

И какой-(то) старичок на камушек отдохнуть присел. Вот говорит одна женщина:

Мой сынок ловок да силен, ни кто с ним не сладит.

А мой поет как соловей. Ни (у) кого голоса такого нет.

А третья молчит.

Что же ты про сво его сына ни чего не скажешь? - спрашивают ее соседки.

Что же сказать? - говорит женщина.

Ничего в нем особенного нет.

Вот набрали женщины полные ведра и пошли.

А старичок - за ними.

Идут женщины, останавливаются.

Болят руки, плещется вода, ломит спину.

Вдруг навстречу три мальчика выбегают.

Один из них через голову кувыркается, колесом ходит -

Любуются им женщины.

Другой песню поет, соловьем заливается -

Заслушались его женщины.

А третий к матери подбежал, взял у нее ведра тяжелые и потащил их.

Спрашивают женщины старичка:

Каковы наши сыновья?

А где же они? - отвечает старик. - Я только одного вижу.

Б. (Коллективная аналитическая работа учащихся по проверке выполненной самостоятельной работы.)

(На доске записываются только подходящие по смыслу текста местоимения, объясняется их правописание.)

Не сколько - неопределенное местоимение, указывает на неопределённое количество предметов.

Какой-то - неопределенное местоимение указывает на неопределённый признак.

Ни кто - отрицательное местоимение указывает на отсутствие предмета.

Ни у кого - отрицательное местоимение указывает на отсутствие предмета.

Сво его- притяжательное местоимение указывает на принадлежность определенному лицу.

Ни чего - отрицательное местоимение указывает на отсутствие предмета.

Наши - притяжательное местоимение указывает на принадлежность определённым лицам.

Хорошо. Ребята, вы правильно указали местоимения, подходящие по смыслу текста, и определили их семантическую роль, объяснили их правописание.

(Полностью восстановив текст, учащиеся читают рассказ В.Осеевой "Сыновья" по ролям.)

Местоимения, как и другие самостоятельные части речи, имеют грамматические признаки, которые зависят от того грамматического признака какой частью речи характеризуется местоимение.

Ребята, определите грамматические признаки данных местоимений, выполнив их морфологический разбор

В. Работа учащихся по вариантам с взаимопроверкой.

1 вариант -

Своего 3 (сына) - (чьего?) - местоимение, указывает на принадлежность к определенному лицу.

I. Н.ф. - свой.

II. Притяж., в муж. р., в ед. ч., в вин. п.

III. Своего (чьего?) -определение.

2 вариант

(За) ними 3 (за кем?) - местоимение, указывает на одушевлённый предмет.

I. Н.ф. - они.

II. Личное, 3 лицо, во мн. ч., в тв. п.

III. (За) ними (за кем?) - дополнение.

Г. Коллективная аналитическая работа учащихся.

- Ребята, какова же основная мысль данного текста?

(Только один сын любит свою маму, поэтому помогает ей.)

Какое отрицательное местоимение использовано для характеристики третьего сына?

(Ничего).

О чем это говорит?

- (О том, что ничего в нем особенного нет, он просто помогает маме)

А может ли он быть для кого-нибудь хорошим другом?

- Давайте определим лексическое значение слова "дружба".

(Ученик зачитывает лексическое значение слова "дружба" по "Толковым словарю русского языка" под редакцией С.И. Ожегова.)

Дружба - (общеславянское) - близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.

(Учитель добавляет слово "дружба" в слова, входящие в понятие "гуманность" и вместе с учащимися определяет местоимение, которое указывает на это существительное)

доброта (она)

забота (она) гуманность дружба (она)

внимание (оно)

- Ребята, подберите однокоренные слова к слову "дружба" и запишите их, выделив корни.

дружба дружный друг

дружить дружеские дружелюбие

4. Работа с текстом А. Гайдара "Тимур и его команда"

- Во многих произведениях, которые вы изучали, поднимется тема "дружбы". Одно из таких произведений написано А.П. Гайдаром. Назовите это произведение, в котором рассказывается о друзьях, которые помогали нуждающимся в помощи?

("Тимур и его команда")

- Ребята, выкажите свое отношение к поступкам Тимура и его друзей.

(Друзья помогали нуждающимся в помощи людям, приносили им добро)

- Да, Тимур со своими друзьями всегда думал о людях.

Прочитайте высказывание Ольги о Тимуре. Ты о людях всегда думал, и они тебе отплатят тем же.

В данном предложении определите синтаксическую роль местоимений

Чем же люди могут оплатить Тимуру за его заботу о них?

(Добром, дружбой)

III. Работа с перфокартой.

1. Индивидуальная работа учащихся

Продолжим разговор о дружеских отношениях, работая над перфокартой/

Какой человек может жить без друзей?

Жил он уединенно, лишь изредка кто-то заходил к нему.

Кто не знает дружбу, тот сам себе враг.

Каждая встреча была для друзей радостней.

Доверяйтесь своим друзьям.

2. Самопроверка перфокарты.

- Ребята, если немного пофантазировать, соединив точки, то какая получится часть речи?

Я - личное местоимение

Указ. Неопр. Вопр. Возвр. Опред. Притяж.

Ребята, можно ли сказать, что от этого местоимения зависит жизнь человека и окружающих его людей. Обоснуйте свой ответ.

(От того, как я буду относиться к другим, будет зависеть, какие будут возле меня люди)

- Да, ребята, человек должен быть внимателен, заботлив, дружелюбен, и люди будут относиться к нему так же.

3. Работа с предложением. Индивидуальная работа.

Ребята, выполните синтаксический разбор предложения:

Жизнь мне дается на дела добрые. (Повествовательное, невосклицательное, простое, распространенное, двусоставное)

Как вы понимаете смысл данного предложения?

(Если человек желает другому человеку добра, оно к нему и вернется.)

Да, ребята, об этом нужно помнить всегда. Послушайте отрывок из стихотворения Н. Рубцова. (Ученик читает наизусть, выразительно)

За все добро
Расплатимся добром.
За всю любовь
Расплатимся любовью:

IV. Работа по восстановлению текста с использованием слов для справок. (Коллективная работа учащихся)

Давайте восстановим текст пословиц.

Добро творить - :. веселить

Для другого:: не жаль.

Доброта побеждает:..

Слова для справок: ничего, все, себя

V. Итог урока.

- Итак, ребята, что же необходимо выполнять, чтобы "местоимения озаряли и высвечивали все уголки родного языка"?

(- Правильно использовать местоимения в тексте, предложении.

Правильно определять грамматические признаки местоимения.)

Уметь определять местоимения как слова с меняющимся конкретным содержанием, которое зависит от ситуации речи..)

- Да. Вы научились "видеть" место местоимений в тексте и, употребляя в речи местоимения различных разрядов, указывающих на предметы, признаки или количество предметов, через произведения русской литературы увидели, каким должен быть человек, как он должен относиться к окружающим его людям.

Какого человека можно назвать гуманным? (Учащиеся дают характеристику гуманному человеку. Ребята списывают с доски слова, входящие в понятие "гуманность".

доброта (она)

забота (она) гуманность дружба (она)

внимание (оно)

VI. Домашнее задание.

Ребята, знания, полученные вами на сегодняшнем уроке, вы используете при написании сочинений - миниатюр.

Чтобы понять, какова же будет тема сочинения, послушайте внимательно отрывок из стихотворения. (Ученица читает наизусть отрывок из стихотворения Л.Мартынова.)

Есть люди необычной доброты,
Ее всю без остатка отдавая,
Горят, как маленькие яркие костры,
Своим теплом нас согревая.

Ребята, так о ком вы расскажете в своих сочинениях - миниатюрах?

(О людях, которые совершили какое-либо доброе дело).

Правильно, ребята. В работе используйте изученные вами местоимения.

VII. Оценки за урок.

Рефлексия.

Ребята, был ли вам понятен материал, данный на уроке?

Довольны ли вы своей работой на уроке?

Ребята, устали ли вы за время урока?

Ребята, что данный урок дал вам для вашей дальнейшей жизни?

МЕСТОИМЕНИЕ-СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Местоимение он (она , оно ) при словоизменении формально не выражает различия между указанием на лицо или не-лицо: род. п.: Без него (профессора ) лекции не начинали ; Без него (электрического света ) лекцию не начинали ; вин. п.: Его (профеccopa ) провожали двое студентов ; Его (свет ) включили час назад .

При согласовании прилагательные и причастия, определяющие местоимение он (во мн. ч. – они ), последовательно в формах вин. п. указывают на одушевленность или неодушевленность заменяемых местоимением существительных: Я увидел его (дом ), высокий и красивый ; Она заметила их (кусты ), пышные , покрытые свежей зеленью , но: Я увидел его (товарища ), бледного и усталого ; Она заметила их (друзей ), веселых и оживленных .

Обобщенное значение приобретают местоимения я и ты в таких условиях контекста или в таких ситуациях, когда отнесенность к единичному и определенному лицу одновременно предполагает возможность – при сходной ситуации – отнесенности к любым другим лицам: Я человек и ничто человеческое мне не чуждо ; Услышишь суд глупца и смех толпы холодной , Но ты останься тверд , спокоен и угрюм . Ты царь : Живи один . Дорогою свободной Иди , куда влечет тебя свободный ум (Пушк.); Оказалось , что самое главное в певческом деле умение дышать . Расходовать дыхание . Ты набираешь полную грудь воздуха , а потом мало -помалу , медленно , очень медленно , как можно медленней выпускаешь его изо рта . Если ты не научишься этому , тебе никогда и ничего толком не спеть , потому что весь дух из тебя выйдет на первых же нотах и ты задохнешься на полуслове (Рекемч.).

Местоимение ты может быть употреблено говорящим в обращении к самому себе: Ты хотел вторично изведать счастья в жизни , – говорил он сам себе (Тург.).

В употреблении местоимения-существительного он (она , оно ) в большей мере, чем в употреблении слов я и ты , обнаруживается способность местоименных слов в своем конкретном значении применяться к той или иной ситуации. Так, он , она (чаще с отрицанием) может обозначать (именно тот, тот самый, кто нужен, о ком идет речь, кто подразумевается) : Жена моя обратила ко мне бледное свое лицо . Я хотел было ее поцеловать ... Она вскрикнула : "Ай , не он ! не он !" – и упала без памяти (Пушк.); Назовите же меня , назовите , кто я ? – Вы ?.. – Больной вдруг вперил глаза в лицо Лары и после долгого соображения ответил : Вы не она (Леск.).

Кроме того, местоимение он (она , оно ) имеет несколько специфических употреблений.

1) Местоимение он , она может быть употреблено в знач. (возлюбленный (возлюбленная)) , (герой (героиня) романа) (устар.): Но почему ж ты столько огорчен ? И кто виной ? Супруг , отец , конечно ... – Не то , мой друг ! – Но что ж ? – Я ей не он (Пушк.).

2) Местоимение он может замещать собой название лица (или совокупности лиц), а также название какого-либо существа (животного, человека), упоминание которого по тем или иным причинам нежелательно или запрещено (таковы слова неприятель , враг , а также черт , дьявол , нечистая сила ): Этот -то белый вал и есть неприятель он , как говорят солдаты и матросы (Л. Толст.); Сторож полез было по лесенке , чтобы открыть окно , но лесенка была плоха , и он , не долезши , упал . Глафире казалось , что это так и следует . В народе заговорили , что "он " не пущает , ее интересовало , кто это "он " (Леск.).

3) В разговорной речи и в просторечии местоимение он в форме сред. р. оно употребляется в знач. (это) : Пускай поэт Дурачится ; в осьмнадцать лет Оно простительно (Пушк.).

Парадигма

И. -
Р. себ - я
Д. себ - е
В. себ - я
Тв. соб - ой (- ою )
Пр. о себ - е

Падежные формы себе и собой вошли во фразеологические сочетания с различными квалифицирующими значениями: так себе , не по себе , ничего себе ; от себя (свободно, произвольно излагая, толкуя что-либо) , сам по себе , себе на уме , не в себе : Он был себе на уме (Дост.); [Ксения :] Он не в себе , у него сына убили (Горьк.); Стало вдруг как -то не по себе , как -то скучно и одиноко (Ю. Казак.); Мать моя , фельдшерица , всегда была занята , и я рос сам по себе (Гайдар).

Форма тв. п. собой также входит в ряд фразеологических сочетаний: быть самим собой , само собой (разумеется ). Устойчивый характер имеют сочетания, определяющие наружность, внешность человека: красавец собою , хорош собою , собой молодец : Богат , хорош собою , Ленский Везде был принят как жених (Пушк.); Собою парень молодец (Пушк.); А видел ли слона ? Каков собой на взгляд ? (Крыл.); Постарше тебя ..., а собой молодец (Некр.).

ВОПРОСИТЕЛЬНЫЕ
МЕСТОИМЕНИЯ-СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ

Выражение неопределенными и отрицательными местоимениями морфологических категорий рода и числа , а также отношение к значению одушевленности/неодушевленности не отличается от местоимений кто и что (см. § , ).

§ . Неопределенные и отрицательные местоимения-существительные не имеют морфологической категории рода. Местоимения с компонентом кто синтаксически (т. е. в соединении с формой согласуемого слова или глагола-сказуемого в прош. вр. и сослагат. накл.) ведут себя как сущ. муж. р. (1), а местоимения с компонентом что – так же, как сущ. сред. р. (2): 1) Настала ночь ; в телеге темной Огня никто не разложил , Никто под крышею подъемной До утра сном не опочил (Пушк.); У Ростовых всегда по воскресеньям обедал кое -кто из близких знакомых (Л. Толст.); Смотрел ли кто -нибудь из вас в окно ? – спросил становой (Чех.); Город сквернейший , – сказал некто , похожий на Джона Фальстафа (Горьк.); И вышло это так , словно спрашивал не он , а кто -то другой (Фад.). 2) А Иван Иванович тоже куда -то ходил , тоже где -то бывал , делал что -то свое , маленькое , чрезвычайно маленькое (Бунин); Не раз испытал я нечто чудесное (Бунин); Прыгнув в дыру , волчиха упала передними лапами и грудью на что -то мягкое и теплое , должно быть на барана , и в это время в хлеву что -то вдруг завизжало , залаяло и залилось тонким , подвывающим голосом (Чех .); Людей , похожих друг на друга , – нет , каждый имеет что -нибудь свое (Горьк.); Таня удивилась , почему молчит этот такой внимательный генерал . И вдруг увидела нечто такое , что заставило ее умолкнуть . Было что -то странное и тоскливое в этих умных зорких глазах (Казакевич).

Примечание . Местоимения кто -нибудь , кто -либо и кто -то при указании на лицо женского пола в не строго нормированной речи допускают определяющее слово в форме жен. р. или координацию с формой жен. р. прош. вр. и сослагат. накл. глагола-сказуемого: Была ли кто -нибудь из вас , хоть одна , довольна своей судьбой ? (разг. речь).

§ . Как и местоимения кто , что , неопределенные и отрицательные местоимения противопоставлены друг другу по признаку личности/неличности. Это противопоставление выражено рядами слов во всей совокупности их форм. Слова, образующие один ряд и обозначающие лицо (реже – вообще живое существо), – кто -нибудь , кто -то , кто -либо , кое -кто , некто , никто , некого – противопоставлены словам другого ряда, обозначающим предмет и (редко: местоимения что -то и нечто ) живое существо: что -нибудь , что -то , что -либо , кое -что , нечто , ничто , нечего .

Склонение неопределенных и отрицательных местоимений с компонентами кто и что различно: у местоимений с компонентом кто совпадают флексии род. и вин. п.; у местоимений с компонентом что – флексии им. и вин. п.

§ . Местоимения с компонентом что не выражают противопоставления по числу и имеют значение единичности: что -то непонятное , нечто странное , ничто человеческое мне не чуждо . Местоимения с компонентом кто преимущественно выражают единичность, но в отдельных случаях допускают синтаксическое указание на нескольких лиц: И никто , страшась Зевеса , Из богинь или богов Навещать его не смели , Бога лиры и свирели (Пушк.); По средам у ней собираются кое -кто из старых знакомых (Гонч.); Кой -кому , очень немногим интересующимся , стало известно по каким -то слухам , что Настасья Филипповна на другой же день после Екатерингофа бежала (Дост.).

§ . Категория падежа у отрицательных и неопределенных местоимений выражается рядами падежных форм с теми же флексиями (как по фонемному составу, так и по орфогр. виду), что и у падежных форм местоимений кто и что (см. § ). Изменения основ в падежных формах также полностью совпадают: кто кт -о -нибудь , кое -кт -о , ни -кт -о ; что чт -о -нибудь , кое -чт -о , ничт -о ; кого к -ого -нибудь , кое -к -ого , ник -ого ; чего нич -его , ч -его -нибудь , кое -ч -его ; кому ник -о -му ; чему нич -ему .

Местоимения не кого и не чего не имеют формы им. п. Местоимение некто имеет только форму им. п., а местоимение нечто – только форму им. и вин. п.: Он пел разлуку и печаль , И нечто , И туманну даль (Пушк.); Жил некто господин Долгов С женой и дочкой Надей (Некр.); Шубин подошел ко мне после стола и сказал : "Вот этот и некто другой (он твоего имени произнести не может ) – оба практические люди , а посмотрите , какая разница " (Тург.); Она так искренне верила , что я не человек , а нечто , стоящее неизмеримо ниже ее (Чех.).

Примечание . В роли косв. пад. местоимения некто в литературе иногда отмечается употребление соответствующих форм местоимен. прил. некий : некоего , некоему , некий (или некоего ), неким , о некоем : Некто ...сказал : "что ты за свинья , скотина ", готовясь продолжать назидания , а Лопухов сделал полный оборот к некоему , взял некоего в охапку и положил в канаву (Черн.); Видим как бы впервые нежный лик некоего в сером (Андр.). Такое употребление не отвечает современной норме.

В формах отрицательных и неопределенных местоимений с предлогами предлог ставится после префикса, т. е. между префиксом и корнем: не у кого , ни от кого , кое с кем ; не о чем , не к чему ; Мечтами детскими ни с кем я не делился , Ни от кого речей разумных не слыхал (Никит.); Еду кой с кем повидаться Чрез Николаевский мост (Некр.); [Лидия :] Нет , уж вам поневоле придется смотреть кой на что сквозь пальцы (А. Остр.).

Примечание 1. Местоимения никто и ничто употребляются как сущ. в знач. (

ничтожество) , ( ничтожная личность) , ( предмет, не имеющий цены) . В этих случаях мост. никто , ничто и косв. пад. предлогом не разделяются: Сделал из ничего полезную вещь ; Превратился в ничто ; Много шума из ничего ; И нас за никого считает (Гриб.); И в разговорах о ничём Ожесточаюсь я умом (Полонский); Вчера вечером порошило из ничего , как будто это со звезд падали снежинки (Пришв.).

Примечание 2. В разг. речи у неопределенных мест. с префиксом кое -, кой - предлог может стоять не только после префикса (кое с кем , кое к кому , кое на что ), но и перед ним: от кое -чего отказался , для кое -кого постарается сделать , о кое -чем попросил , с кое -кем посоветовался .

УДАРЕНИЕ
МЕСТОИМЕНИЙ-СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

§ . Все местоимения, за исключением отрицательного не кого , не чего , имеют неподвижное ударение на флексии: я (мен-я , мн -е , мен-я , мн -ой , обо мн-е ), ты (теб-я , теб-е , теб-я , тоб-о й , о теб-е ), мы (н -ас , н -ам , н -ас , н-а ми , о н -ас ), вы (в -ас , в -ам , в -ас , в-а ми , о в -ас ); он (оно , она ): его (её ), ему (ей ), его (её ), им (ей , ею ), о нём (о ней ); они (их , им , их , ими , о них ); себя [себ-я , себ-е , себ-я , соб-о й (-ою ), о себ-е ]; кто (кт -о , к -ого , к -ому , к -ого , к -ем , о к-о м ), что (чт -о , ч -его , ч -ему , чт -о , ч -ем , о ч -ём ), кто -то (к -ого -то , к -ому -то , к -ого -то , к-е м -то , о к-о м -то ), кое -кто (кое -к -ого , кое -к -ому , кое -к -ого , кое -к-е м , кое о к-о м ); никто (ник -ого , ник -ому , ник -ого , ник-е м , ни о к-о м ), ничто (нич -его , нич -ему , ничт-о , нич-е м , ни о чём ). Отриц. мест. не кого , не чего имеют постоянное ударение на префиксе не -: не кому , не чему , не о ком , не о чем . Префикс кое - может иметь побочное ударение: к`ое с ке м .

Похожие статьи

© 2024 liveps.ru. Домашние задания и готовые задачи по химии и биологии.