Враг внутри: чем опасен диалог с самим собой. Что значит, если человек говорит сам с собой

ФОТО Getty Images

Каждый из нас когда-нибудь да разговаривает сам с собой. Напрягите свое воображение, и вы услышите приглушенный хор шепчущих – восхваляющих или бичующих себя. Есть мнение, что мышление как таковое – это форма разговора с самим собой, рассказывает колумнист Сара Слоат (Sarah Sloat). Короче говоря, мы познаем сами себя так же, как узнаем других людей, – с помощью диалога.

Вот какое определение разговору с самим собой дает исследующий эту тему психолог Джеймс Харди (James Hardy): «Диалог, с помощью которого индивид интерпретирует свои чувства и представления, регулирует и меняет оценочные суждения и убеждения, дает самому себе инструкции и подбадривает себя».

Некоторые психологи полагают, что наше «Я» состоит из двух частей: одна из них контролирует наш разум и восприятие, а другая просто действует. Разговор с самим собой может стать мостиком между этими двумя частями.

Эти разговоры могут быть исключительно полезны или же вредны, в зависимости от того, как вы к этому подходите. У каждого эти беседы ведутся на свой лад, но вот три приема, которые могут превратить их в полезное упражнение.

Ты, а не я

Имеет значение, обращаетесь ли вы к себе на «ты» или говорите «я». Лучше обращаться к себе, используя местоимение не первого, а второго лица, то есть называть себя «ты» и к тому же по имени. Изменив таким образом обращение к себе, мы можем лучше регулировать свое поведение, мысли и чувства. Говоря себе «ты» или называя себя по имени, мы создаем необходимую психологическую дистанцию, позволяющую рассуждать о происходящем с нами как бы немного со стороны. Такой прием также позволяет снизить стресс у людей, страдающих социофобией, и помогает успокоиться, когда вы обдумываете события постфактум.

Будьте с собой помягче

Диалог с собой создает пространство для рефлексии, но не всегда она нам на пользу. Лучший вариант – это подбадривать себя. Доказано, что попытки мотивировать себя, например, помогают спортсменам поддерживать необходимый уровень энергии и повышают выносливость. Позитивные разговоры с собой улучшают настроение и эмоционально поддерживают нас. И наоборот, разговор с собой в критическом ключе, как показывают исследования, снижает самооценку и повышает вероятность повторения таких же разговоров в будущем. Психологи утверждают, что человек способен выбирать, как ему мыслить, и во многом это зависит от того, как мы с собой говорим. Поэтому для вашего благополучия важно, чтобы вы хотя бы разговаривали с собой по-доброму.

Использовать в экстренных ситуациях

Внутренний голос помогает нам контролировать свое импульсивное поведение. Например, когда мы говорим себе: «Просто возьми и сделай это!» или: «Даже не смотри на этот кусок пирога!» Участников эксперимента просили нажимать на кнопку, если они увидят определенный символ. При этом они должны были все время повторять одно и то же слово, что делало невозможным внутренний диалог. В этом случае они вели себя намного более импульсивно и хуже себя контролировали, чем в другой части эксперимента, где ничто не мешало звучать их внутреннему голосу.

Считается также, что внутренний диалог помогает, когда вы учите что-то новое. Ключ к успеху тут в том, чтобы ваши утверждения были короткими, четкими и не противоречили одно другому. Психолог Антонис Хатциджеорджиадис (Antonis Hatzigeorgiadis), изучающий этот вопрос, поясняет: «Беседуя с самим собой, вы стимулируете и направляете свои действия, а потом оцениваете результаты».

Но, наверное, самое ценное то, что разговоры с собой формируют самоконтроль и мотивацию, необходимые для успеха. Если мы говорим себе, что можем быть успешными, шансы добиться успеха значительно повышаются.

Подробнее см. на сайте сервиса Inverse.

Раздумья вслух наедине с собой совершенно не говорят о том, что вы сошли с ума. Как это не покажется странным, подобные беседы могут принести ощутимую пользу. Мы расскажем о том, почему так важно хотя бы иногда вслух порассуждать с самим собой.

Давно подмечено, что разговоры вслух это одна из характерных примет умнейших людей. Многих гениев отличала такая особенность. Это подтверждается не только историческими фактами, но отражено и в произведениях литературы, живописи, и даже в научных трудах. Известно, Альберт Эйнштейн рассуждал вслух при обдумывании своих теорий, Иммануил Кант говорил: «Мыслить - значит говорить с самим собой… слышать самого себя».

Что это за явление и для чего оно нужно человеку? Оказывается, почти всем людям свойственно разговаривать вслух с самим собой. И это случается довольно часто – хотя бы один раз в несколько дней. Психологи из американского Университета Висконсин-Медисон утверждают, что такая привычка не является отклонением, а наоборот, позитивно сказывается на работе мозга.

Оставшись сам с собою, присмотрись к обоим.
Станислав Ежи Лец

Если тебе скучно наедине с собой, значит, ты в дурном обществе.
Жан-Поль Сартр

В результате разговоров вслух человека с самим собой, мозг начинает работать более эффективно, и поэтому человек:

1. Может быстрее найти предметы

Был проведен эксперимент, в котором участникам предложили найти утерянные предметы. Подобная деятельность, по мнению исследователей, провоцирует людей на разговоры с самим собой. При выполнении задания одна группа должна была помалкивать, а участники второй группы могли рассуждать с самим собой без ограничений. В итоге, вторая группа справилась с заданием более успешно, ее участники быстрее нашли потерянные вещи. Ученые объясняют это тем, что речь существенно увеличивает внимание, ускоряет восприятие и мыслительный процесс, что помогает мозгу быстрее найти нужное решение.

Проговаривая название предмета и рассуждая с самим собой о своих предыдущих действиях, мы активизируем не только работу памяти, но и лучше концентрируемся.

2. Быстрее учится и быстрее соображает

Давно замечено, что математическая (например) задача, прочитанная вслух самим учеником, решается быстрее. Дело в том, что задействуются два канала восприятия – аудиальный и визуальный, плюс – чтение вслух несколько медленнее, чем чтение «про себя», и таким образом мозг лучше воспринимает условие задачи и решение приходит быстрее. Поэтому, дети в процессе обучения, часто проговаривают и повторяют то, что они делают. Это дает возможность запомнить на будущее способы решения тех проблем, что возникают.

При повторении вслух учебного материала происходит тоже самое, – мозг лучше усваивает и запоминает информацию (за счет нескольких каналов восприятия), происходит ее структурирование, а также развиваются и приспосабливаются артикуляционные мышцы к произнесению новых слов, что облегчает воспроизведение на уроке выученного материала. В результате, улучшается память, развивается речь и вербальное оперирование сложными понятиями.

3. Успокаивается, успешно организовывает и структурирует мысли

В минуты эмоционального напряжения (а иногда и в спокойном состоянии) мысли человека беспорядочно скачут и мечутся, в голове полная неразбериха. Проговаривание в слух того, что волнует, тормозит процесс беспокойства, замедляет бег мыслей. Это позволяет успокоиться и прояснить мысли. Ведь в спокойном состоянии легче разложить все по полочкам, прийти к разумному, хоть временами и непростому, решению.

4. Быстрее достигает цели

Хоть раз в жизни каждый из нас говорил себе: «всё, с понедельника начинаю новую жизнь – сажусь на диету, учу английский, иду в спортзал». Но хоть раз в жизни, каждый из нас так ничего и не предпринимал. Но если мы договорились бегать по утрам со своим другом-приятелем, то от договора отступить уже сложнее.

Проговаривая вслух намеченные цели мы договариваемся сами с собой начать что-то делать, мы берем на себя своеобразные обязательства, нарушить которые уже труднее. Вот так интересно работает психика.

В то же время, обсуждая с собой каждый шаг, мы подготавливаем мозг и психику, тем самым снимаем внутреннее сопротивление и облегчаем себе задачу, делаем всё менее сложным, более ясным и конкретным. У нас меньше уходит сил на борьбу с собой, значит остаётся больше энергии для достижения цели, это дает возможность видеть вещи в перспективе, тверже и увереннее двигаться вперед.

5. Избавляется от одиночества

Мысли вслух произносятся чаще всего, когда человек один в помещении. Если человек одинок или не привык находиться один, то это один из бессознательных способов избавиться от одиночества.

6. Избавляется от неуверенности в себе

Проговаривая вслух произошедшие события, человек успокаивается и начинает анализировать. Такие монологи помогают снять эмоциональное напряжение, скоординировать действия и привести в порядок мысли. Но самое главное, они помогают услышать себя, а не только принимать негативное мнение окружающих. А также, прийти к выводу, что не все так плохо, как показалось в первый момент.

Читайте также:

Причина возникновения внутренней речи

Внутренние диалоги, говорятся они вслух или нет, – это нормально. Ученые предполагают, что человек разговаривает сам с собой, в среднем, около 70% всего времени. Как же возникло подобное общение с самим собой, откуда берется наш внутренний голос, причем такой как он есть?

1. Негативный внутренний диалог. Если родители считают, что ребенка надо держать в «ежовых рукавицах», постоянно делать замечания, запрещать, ругать и наказывать, то и внутренний голос будет рассказывать вам, что вы неумеха, лентяй, растяпа или неудачник. Такие дети часто вырастают пессимистичными, неинициативными, неуверенными в себе, агрессивными, и даже неудачниками. По мнению ученых, чаще всего подобный внутренний голос у ребенка формируют люди, несущие в реальной жизни негатив и осуждение.

Но есть и хорошая новость! Она состоит в том, что свой внутренний голос можно перенастроить на позитивную стратегию. И наконец услышать похвалу и поддержку от самого себя. Как же работать над собой?

Во-первых, научиться вовремя отключать внутренний голос, особенно тогда, когда вы начинаете не просто себя ругать, а просто «грызть» за оплошность. Для этого нужно постараться сосредоточиться, например, на одновременном отслеживании ощущений в трех различных точках тела, или воспринимать три звука из вашего окружения. При такой загрузке сознания внутреннему голосу с негативной информацией будет вас не достать.

Во-вторых, научиться позитивно подходить к себе. На собственную критику в свой адрес научитесь задавать себе вопрос: «А что хорошего и позитивного было в том, что я сделал или в том, что произошло. Неужели было все так безнадежно?». Научитесь видеть и ценить все сто ящее, что есть у вас. Оценивая событие, в первую очередь думать о том, а что было сделано правильно и хорошо? И тогда у внутреннего критика-ругателя не будет власти над вами.

2. Позитивный внутренний диалог. Если от родителей ребенок будет слышать в свой адрес, что его любят и им дорожат, ему оказывают поддержку и предлагают помощь, или если это по силам – призывают решить проблему самому, а затем высказывают содержательную похвалу (например, «как ты аккуратно и быстро сделал!», а не просто – «молодец!»), то и внутренний голос будет поддерживающим, ободряющим, конструктивным и настраивающим на поиск решения возникших задач или проблем.

Внутренний голос, основанный на высокой, но адекватной самооценке, основанный на любви, поддержке и самоуважении, поможет в достижении намеченных целей, создании внутренней гармонии, спокойствия, увеличения внутренней силы. Наш внутренний диалог должен помогать в личной жизни, работе и в процессе саморазвития. Он должен быть кратким и конструктивным, не запугивать, не навевать тревогу, не вводить в панику, не снижать самооценку. А также, уметь вовремя замолчать, чтобы не отвлекать от окружающего мира и реальной жизни.

Патология

Все вышесказанное, конечно, не относится к патологическим состояниям, когда человек разговаривает с невидимым собеседником, тем более, если это длится продолжительное время. Такое странное поведение близкого человека должно насторожить, это повод обязательно обратиться за профессиональной помощью. Тем более, что это не насморк – само не пройдет. Будьте здоровы!

В психологии внутренний диалог - это одна из форм мышления, процесс общения человека с самим собой. Он становится результатом взаимодействия разных эго-состояний: «ребенка», «взрослого» и «родителя». Внутренний голос часто критикует нас, дает советы, апеллирует к здравому смыслу. Но прав ли он? T&P узнали у нескольких человек из разных областей, как звучат их внутренние голоса, и попросили психолога это прокомментировать.

Внутренний диалог не имеет ничего общего с шизофренией. Голоса в голове есть у всех: это мы сами (наша личность, характер, опыт) говорим с собой, ведь наше Я состоит из нескольких частей, а психика устроена весьма сложно. Мышление и рефлексия невозможны без внутреннего диалога. Не всегда, впрочем, он оформлен как беседа, и не всегда часть реплик как бы произносят голоса других людей - как правило, родных близких. «Голос в голове» также может звучать как собственный, а может «принадлежать» совсем постороннему человеку: классику литературы, любимому певцу.

С точки зрения психологии внутренний диалог представляет проблему, только если он так активно развивается, что начинает мешать человеку в повседневной жизни: отвлекает его, сбивает с мысли. Но чаще этот молчаливый разговор «с самим собой» становится материалом для анализа, полем для поиска больных мест и испытательным полигоном для развития редкой и ценной способности - понимать и поддерживать себя самого.

Роман

социолог, маркетолог

Мне сложно выделить какие-то характеристики внутреннего голоса: оттенки, тембр, интонации. Я понимаю, что это мой голос, но слышу его совсем по-другому, не так, как остальные: он более гулкий, низкий, грубоватый. Обычно во внутреннем диалоге я представляю себе действующую ролевую модель какой-то ситуации, скрытую прямую речь. Например, - что бы я сказал той или иной публике (притом, что публика может быть очень разной: от случайных прохожих до клиентов моей компании). Мне их нужно убедить, донести до них свою мысль. Обычно я также проигрываю интонации, эмоции и экспрессию.

В то же время, как таковой дискуссии нет: есть внутренний монолог с размышлениями вроде: «А что, если?». Бывает ли, что я сам называю себя идиотом? Бывает. Но это не осуждение, а, скорее, нечто среднее между досадой и констатацией факта.

Если мне нужно стороннее мнение, я меняю призму: например, стараюсь вообразить, что сказал бы один из классиков социологии. По звучанию голоса классиков ничем не отличаются от моего: я вспоминаю именно логику и «оптику». Ярко чужие голоса я различаю только во сне, и они точно моделируются реальными аналогами.

Анастасия

специалист препресса

В моем случае внутренний голос звучит как мой собственный. В основном, он говорит: «Настя, перестань», «Настя, не тупи» и «Насть, ты дура!». Этот голос появляется нечасто: когда я чувствую себя несобранной, когда собственные действия вызывают у меня недовольство. Голос не сердитый - скорее, раздраженный.

Я ни разу не слышала в мыслях ни маминого, ни бабушкиного, ни чьего-либо еще голоса: только свой. Он может меня ругать, но в определенных рамках: без унижений. Этот голос, скорее, как мой тренер: нажимает на кнопки, которые побуждают меня к действию.

Иван

киносценарист

То, что я слышу мысленно, не оформлено как голос, однако я опознаю эту личность по строю мыслей: она похожа на мою мать. И даже точнее: это «внутренний редактор», который объясняет, как сделать так, чтобы понравилось матери. Для меня как для потомственного киношника это нелестное название, поскольку в советские годы для творческого человека (режиссера, писателя, драматурга) редактор - это туповатый ставленник режима, не очень образованный работник цензуры, упивающийся собственной властью. Неприятно осознавать, что подобный тип в тебе цензурирует мысли и подрезает крылья творчеству во всех областях.

Многие свои комментарии «внутренний редактор» дает по делу. Однако вопрос заключается в цели этого «дела». Он, если резюмировать, говорит: «Будь как все и не высовывайся». Он кормит внутреннего труса. «Нужно быть отличником», потому что это избавляет от проблем. Это всем нравится. Он мешает понять, чего хочу я сам, нашептывает, что комфорт - это хорошо, а остальное потом. Этот редактор на самом деле не дает мне быть взрослым в хорошем смысле этого слова. Не в смысле унылости и отсутствия пространства игры, а в смысле зрелости личности.

Я слышу внутренний голос, в основном, в ситуациях, которые напоминают мне о детстве, или когда необходимо прямое проявление творческой составляющей и фантазии. Иногда я поддаюсь «редактору», а иногда нет. Самое главное - вовремя распознать его вмешательство. Потому что он хорошо маскируется, прикрываясь псевдологичными умозаключениями, которые на самом деле не имеют смысла. Если я его опознал, то пытаюсь понять, в чем проблема, чего хочу я сам и где правда на самом деле. Когда этот голос, например, мешает мне в творчестве, я стараюсь остановиться и выйти в пространство «полной пустоты», начав все с начала. Сложность заключается в том, что «редактора» бывает сложно отличить от простого здравого смысла. Чтобы сделать это, нужно послушать интуицию, отойти от смысла слов и понятий. Часто это помогает.

Ирина

переводчик

Мой внутренний диалог оформлен как голоса бабушки и подруги Маши. Это люди, которых я считала близкими и важными: у бабушки я жила в детстве, а Маша оказалась рядом в сложное для меня время. Бабушкин голос говорит, что у меня кривые руки и что я неумеха. А голос Маши повторяет разные вещи: что я снова связалась не с теми людьми, веду неправильный образ жизни и занимаюсь не тем, чем нужно. Они обе всегда осуждают меня. При этом голоса появляются в разные моменты: когда у меня что-то не получается - «говорит» бабушка, а когда у меня все получается и мне хорошо - Маша.

Я реагирую на появление этих голосов агрессивно: стараюсь заставить их умолкнуть, мысленно спорю с ними. Я говорю им в ответ, что лучше знаю, что и как делать со своей жизнью. Чаще всего у меня получается переспорить внутренний голос. Но если нет, я чувствую себя провинившейся, и мне плохо.

Кира

редактор прозы

Мысленно я иногда слышу голос матери, который осуждает меня и обесценивает мои достижения, сомневается во мне. Этот голос всегда бывает мною недоволен и говорит: «Да ты что! Ты в своем уме? Займись лучше прибыльным делом: ты должна зарабатывать». Или: «Ты должна жить, как все». Или: «У тебя ничего не получится: ты никто». Он появляется, если мне предстоит совершить смелый шаг или пойти на риск. В таких ситуациях внутренний голос как бы пытается за счет манипуляции («мама расстроена») склонить меня к максимально безопасному и максимально непримечательному образу действий. Чтобы он был доволен, я должна быть незаметной, старательной, и всем нравиться.

Также я слышу и свой собственный голос: он называет меня не по имени, а прозвищем, которое придумали мои друзья. Обычно он звучит немного раздраженно, но дружелюбно, и говорит: «Так. Прекрати», «Ну что ты, детка» или «Все, давай». Он побуждает меня сосредоточиться или начать действовать.

Илья Шабшин

психолог-консультант, ведущий специалист «Психологического центра на Волхонке»

Вся эта подборка говорит о том, о чем психологи хорошо знают: у большинства из нас очень силен внутренний критик. Мы общаемся сами с собой в основном на языке негатива и грубых слова, методом кнута, и навыков самоподдержки у нас практически нет.

В комментарии Романа мне понравился прием, который я бы даже назвал психотехникой: «Если мне нужно стороннее мнение, я стараюсь вообразить, что сказал бы один из классиков социологии». Этот прием могут использовать люди разных профессий. В восточных практиках даже существует понятие «внутреннего учителя» - глубинного мудрого внутреннего знания, к которому можно обращаться, когда тебе трудно. У профессионала за плечами обычно есть та или иная школа или авторитетные фигуры. Представить себе одну из них и спросить, что бы сказал или сделал он, - это продуктивный подход.

Наглядная иллюстрация к общей теме - это комментарий Анастасии. Голос, который звучит, как собственный, и говорит: «Настя, ты дура! Не тупи. Перестань», - это, конечно, по Эрику Берну, Критикующий Родитель. Особенно плохо, что голос появляется, когда она чувствует себя «несобранной», если собственные действия вызывают недовольство, - то есть, когда, по идее, человека как раз надо поддержать. А голос вместо этого утаптывает в землю… И хотя Анастасия пишет, что он действует без унижений, это небольшое утешение. Может, как «тренер» он нажимает не на те кнопки, и побуждать себя к действиям стоит не пинками, не упреками, не оскорблениями? Но, повторюсь, такое взаимодействие с собой - это, к сожалению, типично.

Побудить себя к действию можно, сначала убрав страхи, сказав себе: «Настя, все в порядке. Ничего страшного, мы сейчас разберемся». Или: «Вот, смотри: получилось хорошо». «Да ты молодец, ты справишься!». «А вспомни, как тогда ты здорово все сделала?». Такой метод подойдет любому человеку, который склонен себя критиковать.

В тексте Ивана важен последний абзац: здесь описывается психологический алгоритм борьбы с внутренним критиком. Пункт первый: «Распознать вмешательство». Такая проблема возникает часто: нечто негативное маскируется, прикрываясь полезными утверждениями, проникает человеку в душу и наводит там свои порядки. Дальше включается аналитик, пытаясь понять, в чем проблема. По Эрику Берну, это взрослая часть психики, рациональная. У Ивана даже есть авторские приемы: «выйти в пространство полной пустоты», «послушать интуицию», «отойти от смысла слов и все понять». Отлично, так и нужно! На основе общих правил и общего понимания о том, что происходит, необходимо находить свой подход к происходящему. Как психолог я аплодирую Ивану: он хорошо научился говорить с собой. Ну, а то, с чем он борется, - классика: внутренний редактор - это все тот же критик.

«В школе нас обучают извлекать квадратные корни и проводить химические реакции, но вот нормально общаться с самим собой не учат нигде»

У Ивана есть и еще одно интересное наблюдение: «Нужно не высовываться и быть отличником». То же самое отмечает и Кира. Ее внутренний голос также говорит, что она должна быть незаметной и всем нравиться. Но этот голос вводит свою, альтернативную логику, поскольку, можно либо быть самым лучшим, либо не высовываться. Однако такие утверждения взяты не из реальности: все это внутренние программы, психологические установки из разных источников.

Установка «не высовываться» (как и большинство других) берется из воспитания: в детском и подростковом возрасте человек делает выводы о том, как ему жить, дает себе инструкции на основе того, что слышит от родителей, воспитателей, учителей.

В этой связи печально выглядит пример Ирины. Близкие и важные люди - бабушка и подруга - говорят ей: «У тебя кривые руки, и ты неумеха», «ты неправильно живешь». Возникает замкнутый круг: бабушка осуждает ее, когда что-то не получается, а подруга - когда все хорошо. Тотальная критика! Ни когда хорошо, ни когда плохо, нет никакой поддержки и утешения. Всегда минус, всегда негатив: или ты неумеха, или с тобой еще что-нибудь не так.

Но Ирина молодец, она ведет себя как боец: заставляет голоса умолкнуть или спорит с ними. Так и надо действовать: власть критика, кем бы он ни был, нужно ослаблять. Ирина говорит, что чаще всего голоса получает переспорить, - по этой фразе можно предположить, что соперник сильный. И в этом плане я бы предложил ей попробовать другие способы: во-первых (поскольку она слышит это как голос), представить себе, что он исходит из радио, и она поворачивает ручку громкости в сторону минимума, так что голос затихает, его становится хуже слышно. Тогда, вероятно, его власть ослабеет, и его станет легче переспорить, - или даже просто отмахнуться от него. Ведь такая внутренняя борьба создает довольно большое напряжение. Тем более, Ирина пишет в конце, что чувствует себя провинившейся, если не получается переспорить.

Негативные представления глубоко проникают в нашу психику на ранних этапах ее развития, особенно легко - в детстве, когда они исходят от больших авторитетных фигур, с которыми, по сути, спорить невозможно. Ребенок маленький, а вокруг него - огромные, важные, сильные хозяева этого мира - взрослые, от которых зависит его жизнь. Тут особенно не поспоришь.

В подростковом возрасте мы также решаем сложные задачи: хочется показать себе и другим, что ты уже взрослый, а не маленький, хотя на самом деле в глубине души понимаешь, что это не совсем так. Многие подростки становятся ранимыми, хотя внешне выглядят колючими. В это время утверждения о себе, о своей внешности, о том, кто ты и какой, западают в душу и позже становятся недовольными внутренними голосами, которые ругают и критикуют. Мы разговариваем с собой так плохо, так гадко, как никогда не стали бы говорить с другими людьми. Другу ты ни за что не скажешь ничего подобного, - а в твоей голове твои голоса по отношению к тебе запросто себе это позволяют.

Чтобы корректировать их, прежде всего, нужно осознать: «Не всегда то, что звучит в моей голове, - это дельные мысли. Там могут оказаться мнения и суждения, просто усвоенные когда-то. Они мне не помогают, мне это не полезно, и ни к чему хорошему их советы не ведут». Нужно научиться их распознавать и разобраться с ними: опровергнуть, приглушить или другим способом убрать из себя внутреннего критика, заменив его на внутреннего друга, оказывающего поддержку, особенно, когда плохо или трудно.

В школе нас обучают извлекать квадратные корни и проводить химические реакции, но вот нормально общаться с самим собой не учат нигде. А нужно культивировать в себе вместо самокритики здоровую самоподдержку. Конечно, рисовать вокруг собственной головы нимб святости не нужно. Нужно, когда сложно, уметь себя подбодрить, поддержать, похвалить, напомнить себе об успехах, достижениях и сильных сторонах. Не унижать себя как личность. Говорить себе: «В конкретной области, в конкретный момент я могу сделать ошибку. Но к моему человеческому достоинству это не имеет отношения. Мое достоинство, мое положительное отношение к себе как к человеку - это незыблемый фундамент. А ошибки - это нормально и даже хорошо: я извлеку из них урок, буду развиваться и двигаться дальше».

Иконки: Justin Alexander from the Noun Project

Все мы ведем внутренние диалоги с собой, как в известной песне: «Тихо сам с собою, тихо сам с собою я веду беседу». И такие «беседы» ни у кого из окружающих людей не вызывают удивления, потому что никто их не слышит. Но иногда приходится сталкиваться с кем-то, кто очень увлеченно разговаривает с невидимым собеседником вслух. Явно видно, что такой человек даже не понимает, что он не просто обдумывает какой-то серьезный вопрос, как делаем все мы, «разговаривая» с собой в уме, а именно ведет диалог, отвечая на слова, которые, как ему кажется, исходят извне. Почему люди разговаривают сами с собой и почему они не замечают, что на самом деле никакого собеседника у них нет?

Разговор с собой – признак психоза

Когда человек разговаривает сам с собой, не ожидая ответа, то это может быть ранним симптомом шизофрении. Конечно, если он что-то бормочет себе под нос всего лишь день или два, то это еще вовсе не обязательно признак патологии. А вот если кто-то смеется без всякой на то причины, или если ведет беседы вслух в течение довольно длительного периода, и все это наряду с другими поведенческими отклонениями – такими как галлюцинации, социальная изоляция, эмоциональные расстройства, странное поведение, - то этот человек, без сомнения, нуждается в срочной консультации психиатра.

Наиболее характерное проявление психоза – наличие галлюцинаций. Галлюцинация – это ложное восприятие действительности в любой из пяти сенсорных модальностей, когда внешнего раздражителя в действительности не существует, но люди, подверженные галлюцинациям, видят, слышат или ощущают несуществующий объект. Галлюцинации могут возникать в сумеречном состоянии между сном и пробуждением, в бреду, белой горячке или при истощении; они так же могут быть вызваны под гипнозом. Наиболее часто галлюцинации бывают именно визуальными.

Стойкие галлюцинации характерны для шизофрении. При одном из видов этого заболевания больные люди считают, что слышат обвиняющий командный голос, на который они реагируют в полной панике, с проявлением полного послушания либо с попыткой самозащиты или даже самоубийства. Несколько отличаются от галлюцинаций иллюзии – если галлюцинации возникают без какого-либо стимула извне, то для иллюзий характерно ложное восприятие фактического стимула.

Шизофрения – это тяжелое психическое заболевание, которое характеризуется разнообразными симптомами. Среди них можно назвать потерю контакта с реальностью, уже называвшееся выше странное поведение, неорганизованные мышление и речь, снижение эмоциональной выразительности и социальную изоляцию. Обычно у одного больного встречаются не все, а только некоторые из симптомов, и у каждого человека комбинация этих симптомов может быть индивидуальной.

Сам термин «шизофрения» происходит от греческих слов «шизо» (что означает «расщепляю») и «френо» («ум, душа»), и его можно перевести как «разделение души». Однако, вопреки довольно распространенному мнению, шизофрения не может быть отнесена к человеку с раздвоением личности или с синдромом множественной личности.

В чем разница между шизофренией и раздвоением личности?

Часто шизофрению и раздвоение личности путают, и некоторые люди считают, что это одно и то же. На самом деле это два совершенно разных заболевания. Шизофрения – это расстройство функционирования мозга; некоторые люди уже рождаются с таким расстройством, ведь его можно унаследовать. Но симптомы заболевания обычно не развиваются в течение многих лет. У мужчин симптомы начинают проявляться в позднем подростковом возрасте или в возрасте двадцати лет; для женщин характерно проявление симптомов между двадцатью и тридцатью годами. Бывает, конечно, что симптомы шизофрении появляются в детском возрасте, но случается такое крайне редко.

Когда человек страдает шизофренией, он испытывает галлюцинации и бред, видит вещи, которых не существует, разговаривает с кем-то, кого видит вполне отчетливо, верит в вещи, которые никоим образом не соответствуют действительности. Например, он может видеть демонов, которые садятся вмести с ним за стол во время обеда; или может вполне искренне верить, что он является божьим сыном. Люди с такими нарушениями также страдают от неупорядоченного мышления, снижения концентрации внимания и от проблем с фокусировкой. Они также теряют способность проявлять инициативу и составлять и осуществлять какие-то планы. Как правило, такие люди не могут быть социально адаптированы.

Зачастую человек, страдающий шизофренией, считает, что голоса, которые он слышит, существуют для того, чтобы контролировать его или причинить вред. Ему, вероятно, становится очень страшно, когда он слышит их. Он может часами сидеть без движения и говорить, говорить… Человек здравомыслящий, наблюдая за больным шизофренией, не уловит ни капли смысла в его речи. Некоторые люди с подобным расстройством выглядят вполне адекватными; но это только до тех пор, пока они не начнут говорить, и чаще всего – говорить сами с собой. Еще шизофрения отмечена неуклюжими, нескоординированными движениями и неспособностью заботиться о себе в достаточной мере.

Основным различием между шизофренией и раздвоением личности является то, что последнее нарушение не является врожденным. Это психическое состояние вызывается определенными событиями, которые происходят в жизни человека, и связаны они, как правило, с некоторыми психологическими травмами, полученными в детстве. Это может быть, например, физическое или сексуальное насилие. У людей с этим заболеванием как бы развиваются дополнительные личности, как способ справиться с травматическим событием. Чтобы было диагностировано раздвоение личности, человек должен иметь по крайней мере одну альтернативную личность, которая значительно контролирует его поведение.

Всего у одного больного может развиться до ста личностей, но в среднем их число составляет десять. Это могут быть «дополнительные» личности того же пола, другого пола либо обоих полов одновременно. Иногда разные личности одного и того же человека даже принимают различные физические характеристики, такие как определенный способ передвижения или разный уровень здоровья и выносливости. Но вот депрессия и попытки членовредительства могут стать общими для всех граней личности одного и того же человека.

Есть несколько признаков, которые одинаковы и для шизофрении, и для раздвоения личности. Пациенты с шизофренией могут иметь галлюцинации; в то время как люди с раздвоением личности не всегда их испытывают, все же примерно у трети пациентов галлюцинации тоже отмечаются. Раздвоение личности может вызвать проблемы с поведением и трудности с концентрацией во время учебы в юном возрасте; это может сбить с толку специалистов, которые иногда путают такое расстройство с шизофренией, так как она развивается и проявляется тоже чаще всего в подростковом возрасте.

Как видите, если человек разговаривает вслух с невидимым собеседником, это может быть признаком весьма серьезного состояния. Поэтому вы должны сделать все возможное, чтобы близкий вам человек как можно скорее получил необходимую помощь – иначе он может нанести себе непоправимый вред!

К норме относят поведение, при котором человек в процессе умственного напряжения или нагрузок, проговаривает информацию, чтобы легче ее усвоить. Например, заучивая термины и определения, производя вычислительные действия и других.

Однако, если человек ведет диалог с воображаемым собеседником, слышит несуществующие голоса и страдает иными галлюцинациями, следует говорить о расстройстве психики. Предварительный диагноз ставится врачом при анализе поведения человека и его жалоб.

В настоящее время человек постоянно находятся в стресса и тревог. Как правило, сознание человека непрерывно занято решением проблем, вследствие которых нарушается режим отдыха и сон, поэтому организм работает с повышенной нагрузкой. Образ жизни, при котором человек постоянно находится в состоянии психического напряжения, продолжающийся длительное время, вероятнее всего приведет к истощению нервной системы и невротическим реакциям.

Продолжительные депрессии, трагические события и иные душевные потрясения могут вызвать нервно-психические расстройства. Таким образом, подобные расстройства сопровождаются поведением человека, когда он разговаривает сам с собой. Следует отметить, что женщины, за счет характерной для них эмоциональности, повышенной чувствительности и беспокойства, более склоны к неврозам.

Причины невротических расстройств и их последствия

Отсутствие радости и отдыха, неправильное питание, пессимизм, непрерывные нагрузки и ответственность, высокая тревожность и иные могут привести к невротическому расстройству, например депрессии. Тревожное, подавленное состояние человека негативно отражаются также на работе внутренних органов. Сбой в работе организма опасен тем, что может привести к различным заболеваниям.

Любые расстройства психики должны наблюдаться врачом, который назначит необходимое лечение. Не следует принимать лекарственные успокоительные средства, например, антидепрессанты, без рекомендации врача. Поскольку у каждого расстройства своя схема лечения, а у лекарственных препаратов имеются побочные действия.

Важно беречь свое душевное здоровье, вовремя отдыхать, избегать стресса, не перегружать организм нагрузками, тщательно следить за общим самочувствием. Следует наполнять свою жизнь увлечениями и хобби, окружать себя близкими и друзьями, любить жизнь и радоваться, не смотря на проблемы.

Похожие статьи

© 2024 liveps.ru. Домашние задания и готовые задачи по химии и биологии.