Ушинский проказы старухи зимы урок. Конспект развитие речи на тему проказы старухи зимы ушинский

Конспект НОД
в подготовительной к школе группе
для детей с ОНР
МБДОУ « Детский сад №222»
комбинированного вида
г. Барнаул Воспитатель Меркель Н.А

Тема: Пересказ сказки «Проказы старухи Зимы»
Программные задачи: Учить пересказывать сказку близко к тексту, связно, последовательно, выразительно с опорой на наглядность.
Учить подбирать (слова) определения к словам.
Упражнять, использовать распространенные предложения.
Ход занятия:
Дети сидят полукругом.
- Дети, какой сегодня день недели?
- Какой был, вчера, какой будет завтра?
- Ребята, какое время года наступило?
- По каким признакам вы определили, что наступила зима?
- Ребята, а вы любите слушать сказки?
- Назовите ваши самые любимые сказки.
- А сегодня мы прочитаем еще одну сказку, новую, которая называется «Проказы старухи зимы» - написал эту сказку Ушинский (запомните).
- Читаем сказку.
Вопросы по сказке:
- Как называется сказка?
- О чем говориться в сказке?
- Сначала до кого добралась зима?
(до птиц)
- Потом на кого зима накинулась?
- На зверей.
- На рыб.
- Рыбы что сделали?
- Ушли под лед, а там еще теплее.
- И зима подумала, кого мне еще донять?
- И стала донимать людей.
- Как люди спасались от мороза?
(Затопили печи, да над зимой посмеиваются).
- А если кто-то в лес идет за дровами, что на себя надевают?
(тулуп, валенки, рукавицы)
- А что самое обидное показалось зиме?
(Малые ребята и те ее не бояться)
- Что делают ребята?
- Катаются на санках, играют в снежки, лепят из снега, горы стоят.
- Ребята в сказке говорилось, разозлилась старуха – зима, значит, она какая была, какими другими словами можно сказать какая она? (сердитая, холодная, суровая)
Ребята изобразите, покажите гостям, какая она была злая, чтобы гости почувствовали и увидели злую старуху – зиму. А сейчас изобразите, чтобы гости почувствовали, как дети ее не боятся.
- Представьте, что вы гуляете, мороз стоит на улице, изобразите как вы замерзли, а как вам руки разогреть?
- Потереть.
- А если мороз за щечку ущипнет?
- За нос, за ушки – что делать будете?
(Потереть снегом)
- Ребята покажите, как ребята в сказке в снежки играли?
(Нагнулись, взяли снег, слепили снежок и бросили)
- Подуйте на гостей, как дула зима, напускала морозы на всех.

А сейчас ребята давайте вместе с вами перескажем сказку, а я вам помогу (----------материал, вот по этим картинкам вам будет легче пересказать сказку).
- 1-2 рассказа.
- Хорошо ребята, дома обязательно расскажите мамам и папам новую сказку.
- А сейчас поиграем с вами в слова. Я называю слова, а вы определения при этом правильно выделяйте окончания.
Зима (какая?)
Мороз, ветер, снег (какой?)
Небо, солнце (какое?)
Следующее упражнение: я буду начинать предложения, а вы заканчивать.
Коля не пошел в детский сад потому, что он …(полные ответы)
Дворник взял метлу, он будет….
Мама сказала дочке, что …
Мы завтра поедем в лес, если…
Осень пришла к нам и принесла…
Весна пришла к нам и принесла…
Зима пришла и принесла нам…
- Ребята представьте себе, что было бы если бы к нам никогда не пришла зима?
- Ребята, а как вы думаете, чем можно заняться в долгие, зимние вечера (смотреть телевизор, читать сказку, раскрашивать).
- Вам – то хорошо, вот у вас есть игрушки, телевизор, электричество у вас есть, магнитофоны, а когда ваши дедушки и бабушки были такими маленькими мальчиками и девочками как вы, зимними вечерами они тоже сидели дома, и чем – то тоже должны были заниматься, чем можно заниматься в зимние долгие вечера, вот горела у них одна свеча.
- Ну хорошо, я вам помогу.
Выключат сет, зажигают свечку.
- Подвожу детей к мысли, что можно рассказывать сказки. Лепить игрушки, пить чай.

ГКОУ КК школа-интернат с. Ванновского

Конспект

урока по чтению

в 3 классе

по теме: К.Д. Ушинский «Проказы старухи зимы»

учитель: М.Я. Попович

с. Ванновское

Цель: совершенствовать технику чтения на материале текста К.Д. Ушинского « Проказы старухи зимы».

Задачи:

Образовательные:

    Познакомить учащихся со сказкой К.Д. Ушинского « Проказы старухи зимы».

    Учить ориентироваться в содержании текста с помощью выборочного чтения с опорой на иллюстрацию

    Расширять представления учащихся о признаках зимы, об особенностях жизни животных, птиц в зимний период на основе текстов изучаемых произведений.

Коррекционно-развивающие:

    Корригировать и развивать связную устную речь, правильное произношение, обогащать пассивный и активный словарь обучающихся, через обсуждение изучаемого материала, беседу, знакомство с новыми словами и выражениями.

    Корригировать переключение внимания путем частой смены заданий (двигательных, слуховых, тактильно-двигательных).

    Развивать слуховое восприятие на основе аудирования текста сказки.

Воспитательные:

    Воспитывать мотивацию к учебной деятельности, через использование на уроке дидактических игр.

    Любовь и бережное отношение к природе, животным, птицам.

    Воспитывать уважение друг к другу, дружеские отношения и дух сотрудничества.

Оборудование: учебник « Книга для чтения» 3 класс, авторы составители З.Н. Смирнова, Г.М.Гусева, карточки со словами и текстами, ноутбук, выставка книг с произведениями К.Д. Ушинского.

Ход урока

I .Организационный этап

Отчет дежурного (Сегодня 8 февраля, урок чтения. К уроку готовы все. Присутствуют все. Дежурный….)

Игра «Волшебный микрофон»

Ребята, скажите в микрофон, с каким настроением вы пришли на урок и что вы ждете от него. (Дети по цепочке передают игрушечный микрофон и говорят в него свои пожелания)

II . Артикуляционная гимнастика

1-упражнение «Сдуй снежинку»

2-упражнение «Бегемотик»

3- упражнение «Улыбочка – трубочка» или «Лягушка - слонёнок»

4- упражнение «Лошадка»

5- упражнение «Скажи правильно»

III .Проверка домашнего задания

Ребята, как называется раздел учебника, который мы изучаем сейчас на уроках чтения? (Вот пришли морозы и зима настала…)

О чем говорится в разделе? (о зиме)

Как называется стихотворение, которое было заданно на дом? (Зимнее утро)

Что описывает Пушкин в своем стихотворении? (природу зимой)

Ребята, вам было заданно выучить это стихотворение наизусть и нарисовать к нему иллюстрацию. Кто хочет прочитать нам стихотворение и продемонстрировать свою иллюстрацию?

Поднимите руку кому понравился ответ (имя ученика)?

IV .Актуализация опорных знаний

А теперь будьте внимательны. О каких признаках зимы нам рассказывает А.С. Пушкин в стихотворении? (снег лежит, иней на деревьях, речка покрыта льдом)

Какие произошли еще изменения в природе зимой? (небо низкое и хмурое, день стал короче, а ночи длиннее)

Как звери подготовились к зиме? (сменили шубку с летней на зимнюю, подготовили запася еды, медведь, еж легли до весны в спячку)

А как птицы подготовились к зиме? (улетели на юг многие птицы) Назовите перелетных птиц. (ласточка, скворец, грач) Какие птицы остались? Назовите зимующих птиц. (воробей, синица, голубь)

Как мы можем помочь зимующим птицам пережить зиму? (построить для них кормушки)

Физ.минутка

Поиграем в игру и решим, что можно положить в кормушку птицам, а что нельзя.

Игра «Покорми птиц»

Если называю правильно – руки вверх и хлопнуть в ладоши, если нельзя - присесть.

(семечки, пшено, мороженное, ячмень, апельсины, хлебные крошки- конфеты, шоколад и т. д)

Молодцы, ребята! Вы хорошо знаете, чем любят полакомиться птицы.

V . Введение в тему урока с опорой на знания учащихся.

Посмотрите пожалуйста на доску. Зима перепутала все слоги в теме нашего урока. Давайте подумаем и соберем из слогов слова и узнаем тему урока.

(Дети собирают тему урока: «Проказы старухи зимы»)

(На доске появляется портрет К.Д. Ушинского)

Сегодня мы будем читать сказку «Проказы старухи Зимы». Написал сказку Константин Дмитриевич Ушинский(1824 – 1870). Знаменитый русский педагог. Но детей он учил не только в школе. Добру, справедливости и другим хорошим качествам учат его замечательные рассказы и сказки.

Посмотрите на выставку книг, которую я для вас подготовила. В них напечатаны произведения Ушинского. На переменке вы можете познакомиться с ними поближе.

А что значит сказка, чем сказка отличается от рассказа? (в сказке всегда есть волшебство)

VI .Подготовка к восприятию нового текста.

    ДУБРАВА - дубовая роща, лесок

    ЗАПОРОЩИЛА ПОЛЯ - выпал снег на поля

    ЛЮТЫЙ - злой, сердитый

    ОКОННИЦА - оконная рама со стеклами

    САЛАЗКИ – санки

    ПРОКАЗЫ - забавы, игры

    ХЛЕВ - сарай для скота

    ПОДСОБИТЬ – помочь

Прочитайте слово. Прочитайте с выделением ударного слога. Кто знает, что означает это слово?

VII .Работа над новой темой.

Теперь, с пониманием слов вы будете слушать сказку. Она называется «Проказы старухи зимы». Вы должны слушать внимательно и по окончании ответить на вопрос: О каких признаках зимы говорится в сказке?

Чтение сказки учителем

Какие проказы зимы описаны в сказке? (Сорвала листья с деревьев в лесу, запорошила снегом поле, морозы послала, покрыла льдом реки и озера, заморозила окна)

Подумайте, почему К.Д. Ушинский называет зиму старухой? (Старуха, потому, что злая. Зима в сказке описана злой, лютой, сердитой)

Физ.минутка

Мы на плечи руки ставим, начинаем их вращать.

Так осанку мы исправим. Раз-два-три четыре-пять!

Руки ставим перед грудью, в стороны разводим.

Мы разминку делать будем при любой погоде.

Руку правую поднимаем, а другую вниз опустим.

Мы меняем их местами плавно двигаем руками.

А теперь давайте вместе пошагаем все на месте.

А потом за парты сядем, ждут нас ручки и тетради.

VIII . Работа над новым текстом

Физ.минутка для глаз

Беседа по прочитанному:

Как зима решила расправиться с птицами?

Что сделали птицы?

Как звери спасаются зимой от мороза?

Что сделала зима с реками и озерами?

Как спрятались рыбы?

Как приготовились люди к зиме?

Почему не боятся зимы дети?

Почему зиме стало обидно?

Найдите и прочитайте отрывки, к которым можно подобрать следующие иллюстрации.

«Видит зима, что ничем ей не взять: заплакала со злости…»

Какой показана старуха-зима в начале сказки? (злой)

Изменилась ли старуха-зима к концу сказки? (Да, она стала грустной.)

Работа по карточкам

Давайте подберем к зиме признаки. Какая она, зима?

(Дети работают по карточкам.)

Какая зима?

ЗИМА: ХОЛОДНАЯ, СУРОВАЯ, СНЕЖНАЯ, КРАСИВАЯ, ЛЮТАЯ, МОРОЗНАЯ, ДОЛГОЖДАННАЯ, ДОЛГАЯ, БЕЛАЯ, ЖАРКАЯ, ДОЖДЛИВАЯ.

Резерв.

Работа по карточкам.

IX .Итог урока.

Поднимите руку кто любит зиму?

За что вам нравится зима?

Зима конечно суровое время года, но посмотрите сколько радости приносят нам зимние забавы. А как красива природа зимой! И сколько бы зима не злилась, не пугала нас морозами, вьюгами и метелями, мы все равно её любим. Любим, когда с неба, тихо кружатся и падают снежинки.

Ребята, наш урок подходит к концу.

С каким произведем мы познакомились сегодня?

Оценка деятельности учащихся

Вы сегодня очень хорошо постарались и очень этим меня порадовали. …..

Домашнее задание

Раздаются снежинки, на которых прикреплены карточки с домашним заданием:

    Нарисовать иллюстрацию, к отрывку, который вам больше всего понравился.

Конспект урока по чтению в 3 классе
Студентки 3 курса группа 3 «А» Макаревич О.Л.
Тема: К.Д. Ушинский. «Проказы старухи Зимы». Сказка.
Цели:
1. Отрабатывать навыки чтения, осознанность, выразительность; познакомить учащихся с новым произведением о зиме; выявить и обобщить знания учащихся о зиме, о признаках зимы.
2. Развивать устную речь, внимание, мышление, память.
3. Воспитывать мотивацию к учению.
Оборудование: портрет К.Д. Ушинского, выставка детских книг с произведениями К.Д. Ушинского, карточки с текстами, разноцветные слоги (Про- ка- зы, ста- ру- хи), пословицы «ЗИМА ЛЕТО ПУГАЕТ, ДА ВСЕ РАВНО ТАЕТ», «МОРОЗ НЕ ВЕЛИК, ДА СТОЯТЬ НЕ ВЕЛИТ» , карточки словакартинки о зиме, фишки- снежинки для поощрения.
Программа: программа для коррекционной школы 8 вида. Учебник: "Книга для чтения", учебник для 3 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида, авторы-составители З.Н. Смирнова, Г.М. Гусева.
Тип урока: урок получения новых знаний.
Форма урока: традиционная.

Ход урока.
Организационный момент.
Прозвенел звонок для нас. Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво, Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо Вижу класс наш хоть куда.
Мы начнём урок, друзья!
- Какой сейчас будет урок?
- Какое сегодня число?, месяц?, время года?
- Посмотрите за окно. Какая сегодня погода?
Я принесла вам волшебную коробочку. Если мы будем сегодня хорошо работать на уроке, то с помощью того, что лежит в этой коробочке- мы сможем совершить волшебство. Хотите узнать, что там? Тогда работайте хорошо и будьте внимательны.
II. Разминка.
1) Дыхательная гимнастика.
- Вдох - носом, выдох - через рот.
- Вдох, задержка дыхания, выдох.
- Вдох, выдох, задержка дыхания.
2
Б) Проверка домашнего задания
- чтение стихотворения А.С. Пушкина "Зимнее утро" наизусть,
- слабочитающие ученики - хорошее чтение стихотворения.
4. Введение в тему. Игра «Фотоглаз»
На доске картинки: – заяц, За 6 секунд сфотографировать слова,
- белка, которые записаны на доске.
- лисица,
- медведь,
- снежинка
- Сколько слов сфотографировали?
- Назовите эти слова.
- А что вы можете сказать об этих животных? (дикие- живут в лесу).
- Как мы должны к ним относится?
- Какое слово лишнее? (снежинка) Почему?
И сегодня на уроке за правильный ответ и хорошую работу, вы будете получать снежинки. Почему снежинки, они связаны с темой нашего сегодняшнего урока.
А) Беседа. - Мы продолжаем знакомиться с произведениями о зиме.
- Назовите зимние месяцы по порядку.
-Какой сейчас месяц? Какая погода?
Б) Работа с доской. - Давайте вспомним признаки зимы. (картинка зимы)
- Молодцы, хорошо знаете признаки зимы.
В) Работа по карточкам.
Карточки - для хорошо читающих учеников Карточки - для слабочитающих учеников
Зима. Побелели поля. Подул теплый свежий ветерок. По опушкам леса выросли грибы. Тонким льдом покрылась река, уснула, как в сказке. Ходит зима, поглядывает по сторонам. Запорошила сугробами лес и посылает мороз за морозом. Зайцам белые шубки подарила. А птицы стали строить гнезда. Ребята заливают каток водой. Скоро они будут кататься на гладком льду. Трава заблестит от росы. Зима. Побеле.. поля. Тонким льдом покрылась ре…, уснула, как в сказ…. Ходит зима, поглядывает по сторон…. Запорошила сугробами лес и посылает моро… за мороз….Зайцам белые шуб…. Подарила. Ребята заливают кат.. водой. Скоро они будут кататься на гладк… льду
Зада-ниеПрочитайте текст вполголоса. Зачеркните лишние предложения. объясните свой выбор. Прочитать вслух восстановленный текст. - Прочитать текст вместе с окончаниями. (запись на обратной стороне доски со вставленными буквами), проверка правильности выполнения задания)
Физминутка.
Игра « Ворота"
Учитель с одним из учеников держатся за руки, образуя ворота. Через эти ворота может пройти только тот, кто назовет слово, относящееся к зиме.
Подготовка к восприятию текста
Вывешивается портрет К. Ушинского
- Ребята, сегодня мы с вами будем знакомиться с творчеством замечательного писателя и педагога Константина Дмитриевича Ушинского(1824-1870) . Но детей он учил не только в школе. Добру, справедливости и другим хорошим качествам учили его замечательные рассказы и сказки. Он любил и ценил народное творчество и подражал ему в своих произведениях. Они написаны выразительно, живым и ярким языком. Этот человек жил очень давно, более 100 лет назад. За это время много всего произошло, но его рассказы и сказки читают до сих пор.
- А что мы будем читать сегодня, сейчас угадаем.
- В классе развешаны разноцветные слоги.
1 ряд соберите слоги синего цвета и составьте из них слово (Про- ка- зы)
2 ряд - красного, из них составьте слово (ста- ру- хи). Составленные слова вывешиваются на доску
- А последнее слово мы отгадаем вместе.
Загадка.
Тройка, тройка прилетела,
Скакуны в той тройке белы,
А в санях сидит царица
Белокоса, белолица.
Как махнула рукавом.
Все покрыла серебром. (зима)
На доске появляется надпись: ПРОКАЗЫ СТАРУХИ ЗИМЫ. (Сколько слогов в 1,2,3 слове) Молодцы. (получают снежинки и прикрепляют их к доске)
- Сегодня мы с вами читаем сказку "Проказы старухи Зимы".
- А что значит сказка, чем сказка отличается от рассказа?
3) Словарная работа.
- Прежде, чем начнем читать, давайте разберем некоторые слова, что они означают. Учитель вывешивает слова на доске, ученики ищут объяснения слова на карточке в конверте). Чтение слова и его значения.
ДУБРАВА - ДУБОВАЯ РОЩА, ЛЕСОК
ЗАПОРОШИЛА ПОЛЯ - ВЫПАЛ СНЕГ НА ПОЛЯ
ЛЮТЫЙ - ЗЛОЙ, СЕРДИТЫЙ
ОКОННИЦЫ - СТЕКЛА В ОКНАХ
САЛАЗКИ – САНКИ
ПРОКАЗЫ - ЗАБАВЫ, ИГРЫ
Чтение текста учителем. (стр. 130-132) Учащиеся следят по тексту за учителем.
5) Беседа по прочитанному.
- Как вы думаете, почему в этой сказке автор называет зиму старухой?
- Как зима решила расправиться с птицами?
- Что сделали птицы?
- Как звери спасаются зимой от мороза?
- Что сделала зима с реками и озерами?
- Как спрятались рыбы?
- Как приготовились люди к зиме?
- Почему не боятся зимы дети?
- Почему зиме стало обидно?
Физминутка
Разминка для глаз.
А) - зажмурьте глаза, а потом откройте.
- сделайте круговые движения глазами: налево- вверх- направо- вниз- направо- вверх- налево- вниз.
- вытяните вперед руку, следите взглядом за ногтем пальца, приближая его к носу, а потом медленно отодвиньте его обратно, 5 раз.
5. Закрепление.
Работа над текстом.
1) Найдите в тексте и прочитайте слова с «ь» на конце. 2) Найдите в тексте и прочитайте:
- как спасались от зимы птицы;
- что сделали звери, чтобы защититься от холода;
- как спрятались рыбы;
- как подготовились к зиме люди;
- о зимних забавах детей
3) Найдите и прочитайте отрывки, к которым можно подобрать следующие пословицы. Объясните смысл пословиц.
ЗИМА ЛЕТО ПУГАЕТ, ДА ВСЕ РАВНО ТАЕТ.
МОРОЗ НЕ ВЕЛИК, ДА СТОЯТЬ НЕ ВЕЛИТ.
4) Найдите и прочитайте отрывок, который вам больше всего понравился.
Релаксация.
Реснички опускаются, Глазки закрываются.
Мы спокойно отдыхаем, Сном волшебным засыпаем,
Дышится легко…ровно…глубоко… Наши руки отдыхают,
Ноги тоже отдыхают, Отдыхают, засыпают.
Шея не напряжена и расслаблена. Губы чуть приоткрываются,
Все чудесно расправляется. Дышится легко…ровно…глубоко. (пауза)
Мы спокойно отдыхали, Сном волшебным засыпали,
Но пора уже вставать. Крепче кулачки сжимаем,
Их повыше поднимаем. Потянуться! Улыбнуться!
Всем открыть глаза и красиво сесть.
6. Итог
- Какую сказку мы сегодня читали? О чем, о ком она?
- Что больше всего понравилось? Запомнилось?
- Давайте подберем к зиме признаки. Какая она, зима? (Дети собирают слова, развешанные на доске, относящиеся к зиме. СЛОВА: ХОЛОДНАЯ, СУРОВАЯ, СНЕЖНАЯ, КРАСИВАЯ, ЛЮТАЯ. МОРОЗНАЯ, ВЕТРЕННАЯ, ДОЛГОЖДАННАЯ, ДОЛГАЯ, БЕЛАЯ, ЖАРКАЯ, ДОЖДЛИВАЯ.
- Подойдите к тучкам, покажите, какое настроение у вас сейчас.
Домашнее задание. Выразительное чтение сказки
Выставление оценок

Литературное чтение Урок 51

Общеобразовательной школы № 33 Сидоренкова Любовь Григорьевна


  • Цель: способствовать развитию у детей эстетического восприятия, познавательного интереса, развивать любовь к музыке; развивать речь учащихся, детскую фантазию; расширять словарный запас; совершенствовать технику чтения; воспитывать навыки здорового раза жизни.

  • Обобщающая беседа по рассказу.
  • Во что зима нарядила лес?
  • Что за необыкновенный свет светил в окно?
  • Что нарисовал Мороз на окнах? Чем он еще занимался, чтобы разогнать скуку? Народная примета гласит: «Если дым стоит столбом - значит, будет хоро­шая погода».
  • Как об этом сказано в рассказе? Проверьте эту народную примету.

  • От какого слова образованы все выделенные в тексте слова?
  • Как называются такие слова?
  • Образуйте родственные слова от слова мороз.
  • Что сказочного в этом стихотворении?

Я даю вам рисунок-загадку.

Прочитайте на нем слово.


  • Беседа.
  • О каких зимних развлечениях
  • детей идет речь в стихотворении?
  • А во что еще вы любите играть зимой?

Чтение учащимися стихотворения JI. Квитко «На катке» «цепочкой»

Мчаться, мчаться, мчаться, мчаться!

С буйным ветром повстречаться,

Чтоб звенело, чтоб несло,

Чтобы щеки обожгло!

Раскатиться спозаранок

И на санках и без санок,

На поленьях, на бревне,

На коленях, на спине,

Лишь бы вниз, лишь бы в снег,

Лишь бы съехать раньше всех!

Шлет мороз снега-метели

Подымать ребят с постели.

Скучно в поле одному,


«Озорной и смелый,

Белый-белый-белый,

Ты приходишь из-за гор

Нас вытаскивать во двор.

Ты всю зиму с нами -

Мчишься за санями,

Больно щиплешь уши,

Все дороги сушишь.

На прудах,

У реки ты построил нам катки.

Их раскинул вширь и вдаль,

Сделал крепкими, как сталь!»

  • На чем еще можно кататься зимой по совету автора?
  • В каких строках стихотворения говорится о том, что ребята любят зиму Прочитайте.
  • Как ребята пытаются задобрить мороз?

  • Тройка, тройка прилетела.
  • Скакуны в той тройке белы.
  • А в санях сидит царица -
  • Белокоса, белолица.
  • Как махнула рукавом -
  • Все покрылось серебром.
  • Что это за царица?
  • Какая она?
  • Что же это за тройка?
  • Назовите зимние месяцы.

  • Декабрь год кончает, зиму начинает.
  • Январь - году начало, зиме - середина.
  • Февраль - месяц лютый, спрашивает, как обутый.
  • Объясните, как вы понимаете каждую из этих пословиц.

  • Я и туча, и туман,
  • И ручей, и океан,
  • И летаю, и бегу,
  • И стеклянной быть могу! (Вода)
  • В каких состояниях может пребывать вода?
  • (Жидком, твердом, газообразном.)
  • Какую воду можно носить в решете?

  • На первый снег взглянул щенок
  • и ничего понять не мог.
  • Откуда столько белых мух
  • набилось к нам во двор?
  • А может, это птичий пух
  • летит через забор?
  • Он пасть раскрыл -
  • и снегу хвать -
  • и стал задумчиво жевать...
  • Жует, жует, но вот беда
  • На языке одна вода
  • Совсем сконфузился щенок
  • И в конуру обратно лег
  • Он был не глуп, а просто мал
  • И снег впервые увидал….
  • Можно ли есть снег, лед? Почему?

  • Сконфузиться - засмущаться, почувствовать неловкость.

  • Было весело на горке Сане, Соне и Егорке,
  • А Маруся не каталась -
  • В снег упасть она боялась.

  • На фоне музыки П. И. Чайковского «Декабрь» учитель читает стихотворение И. Никитина «Зашумела непогода».
  • Зашумела, разгулялась
  • в поле непогода;
  • принакрылась белым снегом
  • гладкая дорога.
  • Белым снегом принакрылась
  • не осталось следа,
  • Поднялась метель и вьюга
  • не видать и света.
  • Подберите слова, близкие по значению к слову метель. (Снегопад, вьюга, за­вируха, буран.)

  • Познакомимся с рассказом К. Ушинского «Проказы старухи-зимы», узнаем, всегда ли зима такая добрая, поймем, почему писатель называет ее старухой.

  • Каким словом, близким по значению, вы бы заменили слово проказы ? (Проделки .)


  • Мы будем читать рассказ, делить его на части и составим план рассказа.
  • 1 часть. От начала и до слов «...и тот под стреху забился».
  • Как вы понимаете выражение «задумала всякое дыхание со света сжить»
  • Почему зима решила перво-наперво до птиц добраться?
  • Дополните предложение словами (предложение записано на доске):
  • Зима холодом..., листья... с лесов и дубрав и... их по дорогам.
  • Словарь: дубрава - участок леса, где растут дубы; стреха - край крыши.
  • Что решили сделать птицы?
  • Озаглавьте первую часть рассказа.

  • План
  • Зима решила добраться до птиц.
  • Накинулась «старуха» на зверей.
  • Зима пытается заморозить рыб.
  • Не удалось донять и людей.
  • Дети рады проказам старухи-зимы.

  • 2 часть. От слов «Видит зима, ...» и до слов «...теплое пойло пьют».
  • Самостоятельное чтение учащимися второй части шепотом.
  • На кого решила накинуться зима?
  • Что она сделала с полем (лесом, деревьями)?
  • Прочитайте, как злились морозы.
  • Почему звери не испугались их?
  • Как озаглавить вторую часть?

  • 3 часть. От слов «Пуще злится зима...» и до слов «...под ледяной кровлей ей теплее».
  • «Жужжащее» чтение третьей части.
  • До кого зима решила добраться на сей раз?
  • Как она посвирепствовала на реках и озерах?
  • Испугались ли ее рыбы? Почему?
  • Что значит «ледяная кровля»?
  • Придумайте название к этой части рассказа.

  • 4 часть. От слов: «- Ну, постой же,-...» и до слов «... морозцы похвали Чтение «цепочкой» (по одному предложению) четвертой части.
  • Кого решила донять зима?
  • Прочитайте, как это она пыталась сделать.
  • Испугались ли ее люди?
  • Озаглавьте эту часть рассказа.

  • 5 часть. От слов: «Обиднее всего...» и до конца.
  • Коллективное чтение последней части рассказа.
  • Почему стало обидно зиме?
  • Прочитайте о зимних развлечениях детей.
  • - Расскажите, как донимала ребят проказница-зима.
  • Почему зима заплакала?
  • Озаглавьте последнюю часть рассказа.

  • Работа с рисунком учебника
  • Рассмотрите рисунок в учебнике.
  • Расскажите, какой вы себе представляете старуху-зиму.
  • Пересказ рассказа «Проказы старухи-зимы» учащимися по составленному плану.
  • Творческая работа.
  • Как бы вы продолжили рассказ?
  • Обобщающая беседа.
  • Как проказничала старуха-зима?
  • Почему все ее дела названы проказами?
  • Что предвещало близость зимы?
  • Работа с учебником
  • Прочитайте загадки.
  • Как догадались, что это коньки (сосулька)?
  • (Учитель использует предметные картинки: коньки, сосулька.)

  • Знаете ли вы, почему коньки назвали коньками?
  • Раньше папы и дедушки делали коньки детям из дерева. Передняя часть коньков была сделана в виде головы коня. Так и стали называть эту вещь для катания по льду коньками.

  • Чему учились сегодня на уроке?
  • О чем расскажете дома, что вам показалось на уроке наиболее интересным?

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Подготовиться к пересказу рассказа по плану, подобрать загадки о зиме. На следующем уроке у нас будет конкурс загадок.

Похожие статьи

© 2024 liveps.ru. Домашние задания и готовые задачи по химии и биологии.