Урок по ИЗО на тему «Убранство русской избы». Конспект,презентация по изобразительному искусству на тему Убранство русской избы (5 класс) Конспект занятия на тему убранство русской избы

Тема: «Убранство русской избы»

Тип урока: урок изучения нового материала

Цель :

  • Научиться понимать и объяснять целостность образного строя традиционного крестьянского жилища, выраженного в его трехчастной структуре и декоре.

Задачи:

  • формирование общекультурной, учебно-познавательной, информационной компетенций учащихся;
  • научиться раскрывать символическое значение, содержательный смысл знаков-образов в декоративном убранстве избы;
  • познакомиться со структурой и декором крестьянского жилища;
  • научиться определять и характеризовать отдельные детали декоративного убранства избы как проявление конструктивной, декоративной и изобразительной деятельности..

Зрительный ряд:

  1. Слайды с элементами русской избы
  2. Мультимедийная презентация
  3. Учебник Н.А. Горяева, О.В. Островская «Изобразительное искусство 5 класс. ДПИ в жизни человека», М.: «Просвещение, 2013

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация «Убранство русской избы»;

Словарь : Клеть – крытый прямоугольный деревянный сруб с окнами, дверью, полом.

Ход урока:

I. Организация урока. (3 мин)

1. Приветствие.

2. Проверка готовности учащихся к уроку.

II. Введение в тему. (6 мин.)

Ребята! Семьи на Руси были большие, под одной крышей собирались и отцы, и деды, и внуки. Вместе легче дом держать, в поле работать, на промысел ходить.

Древние славяне вкладывали глубочайший смысл в постройку дома, ведь человек при этом уподобляется богам, создавшим Вечную Вселенную. Человек же строил свой мир, создавая что-то новое, чего не было в природе и что должно служить и оберегать весь род.

Изба это русский деревянный срубный дом (преимущественно сельский, но до XVII-XVIII вв. и городской).

Какие же виды домов существовали?

  1. Дом «брус» - дом, покрытый двускатной симметричной крышей,
  2. Дом «кошель» - изба и двор стоят рядом, покрытые общей двускатной крышей.
  3. Дом «глаголь» - дом, в котором хозяйственная часть располагается сбоку и сзади сеней. В плане напоминает букву «Г».

А теперь давайте подумаем, как в народных представлениях делился дом?

Как вы думаете, с чем в народных представлениях связывалась крыша? (с небом)

А клеть? (с землей).

Подклет (подполье)? (с подземным миром).

Крестьянский дом становился словно маленькой Вселенной, символизирующей связь человека с космосом.

А сейчас мы познакомимся с декоративным убранством избы.

III. Изучение нового материала. (8 мин.)

Тема урока «Убранство русской избы»

Начнем с крыши. Её венчает конь-охлупень – олицетворение силы, добра и красоты, символизировал солнце, движущееся по небу.

Доска-полотенце – украшает спереди верхнюю часть избы; доски-причелины – спускаются по краю крыши. На них изображались символы солнца (круглые розетки), символы земли (круг с ромбом внутри, ромбы, прямоугольники).

Солнечные знаки на полотенце символизируют полуденное солнце, на конце причелины с левой стороны – утреннее восходящее, а с правой вечернее заходящее солнце.

На страницах 24-26 посмотрите иллюстрации. Так украшались избы Поволжья. Обратите внимание, какие нарядные фронтон и наличники окон. Здесь мы видим и растительные орнаменты и изображения фантастических существ: полулюди-полурыбы, волшебные птицы, добродушные львы.

IV. Подведение итогов. (2 мин.)

Сегодня мы познакомились с вами с русским народным деревянным зодчеством на примере крестьянской избы.

И давайте повторим, какие символические образы можно увидеть в узорном убранстве изб? (символические образы солнца, земли, птиц, растений, животных, фантастических существ)

V Задание (19 мин)

Выполните графический рисунок фрагмента украшения деревянного дома.

VI Проверка задания (2 мин)


Тема: «Убранство русской избы»

Тип урока: урок изучения нового материала

Цель :

    Научиться понимать и объяснять целостность образного строя традиционного крестьянского жилища, выраженного в его трехчастной структуре и декоре.

Задачи:

    формирование общекультурной, учебно-познавательной, информационной компетенций учащихся;

    научиться раскрывать символическое значение, содержательный смысл знаков-образов в декоративном убранстве избы;

    познакомиться со структурой и декором крестьянского жилища;

    научиться определять и характеризовать отдельные детали декоративного убранства избы как проявление конструктивной, декоративной и изобразительной деятельности..

Зрительный ряд:

    Слайды с элементами русской избы

    Мультимедийная презентация

    Учебник Н.А. Горяева, О.В. Островская «Изобразительное искусство 5 класс. ДПИ в жизни человека», М.: «Просвещение, 2013

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация «Убранство русской избы»;

Словарь : Клеть – крытый прямоугольный деревянный сруб с окнами, дверью, полом.

Ход урока:

I. Организация урока. (3 мин)

1. Приветствие.

2. Проверка готовности учащихся к уроку.

II. Введение в тему. (6 мин.)

Ребята! Семьи на Руси были большие, под одной крышей собирались и отцы, и деды, и внуки. Вместе легче дом держать, в поле работать, на промысел ходить.

Древние славяне вкладывали глубочайший смысл в постройку дома, ведь человек при этом уподобляется богам, создавшим Вечную Вселенную. Человек же строил свой мир, создавая что-то новое, чего не было в природе и что должно служить и оберегать весь род.

Изба это русский деревянный срубный дом (преимущественно сельский, но до XVII - XVIII вв. и городской).

Какие же виды домов существовали?

    Дом «брус» - дом, покрытый двускатной симметричной крышей,

    Дом «кошель» - изба и двор стоят рядом, покрытые общей двускатной крышей.

    Дом «глаголь» - дом, в котором хозяйственная часть располагается сбоку и сзади сеней. В плане напоминает букву «Г».

А теперь давайте подумаем, как в народных представлениях делился дом?

Как вы думаете, с чем в народных представлениях связывалась крыша? (с небом)

А клеть? (с землей).

Подклет (подполье)? (с подземным миром).

Крестьянский дом становился словно маленькой Вселенной, символизирующей связь человека с космосом.

А сейчас мы познакомимся с декоративным убранством избы.

III. Изучение нового материала. (8 мин.)

Тема урока «Убранство русской избы»

Начнем с крыши. Её венчает конь-охлупень – олицетворение силы, добра и красоты, символизировал солнце, движущееся по небу.

Доска-полотенце – украшает спереди верхнюю часть избы; доски-причелины – спускаются по краю крыши. На них изображались символы солнца (круглые розетки), символы земли (круг с ромбом внутри, ромбы, прямоугольники).

Солнечные знаки на полотенце символизируют полуденное солнце, на конце причелины с левой стороны – утреннее восходящее, а с правой вечернее заходящее солнце.

На страницах 24-26 посмотрите иллюстрации. Так украшались избы Поволжья. Обратите внимание, какие нарядные фронтон и наличники окон. Здесь мы видим и растительные орнаменты и изображения фантастических существ: полулюди-полурыбы, волшебные птицы, добродушные львы.

IV . Подведение итогов. (2 мин.)

Сегодня мы познакомились с вами с русским народным деревянным зодчеством на примере крестьянской избы.

И давайте повторим, какие символические образы можно увидеть в узорном убранстве изб? (символические образы солнца, земли, птиц, растений, животных, фантастических существ)

V Задание (19 мин)

Выполните графический рисунок фрагмента украшения деревянного дома.

VI Проверка задания (2 мин)

КРОССВОРД «РУССКИЙ ДОМ»

Как назывался русский традиционный дом?

Дети:

- ИЗБА

Ребята, а какой материал использовали при строительстве русской избы?

Дети:

- ДЕРЕВО

Учитель:

Избы рубили из дерева. Отсюда и название «деревня». Русские люди умели ценить удивительную красоту и теплоту дерева, его спокойную силу.

Посмотри-ка ты на дом

И найди окошки в нем.

Вот и красное окно,

Все украшено оно.

Учитель:

- Как назывались резные доски, которые украшали окна?

Дети:

-НАЛИЧНИКИ

Учитель:

Окна – глаза дома. А какая резная доска расположилась над окнами? Назовите ее?

Дети:

- ЛОБОВАЯ ДОСКА

Учитель:

Ребята, кто из вас помнит название узорной доски, которая располагается в центре крыши?

Дети:

- ПОЛОТЕНЦЕ

Учитель:

Взгляните на крышу. Ее венчает бревно-охлупень в форме головы коня. Как оно называется?

Дети:

- КОНЕК КРЫШИ

Учитель:

- Хорошо украшен дом

И от зла обережен.

Узорные доски не только придавали дому нарядный, праздничный вид. Но оберегали и защищали его.

Учитель:

Узоры могут быть разные: растительные, геометрические, зооморфные - они могут изображать фантастических существ (русалок, львов, сказочных птиц и др.)

Вспомните о значении симметрии при изображении узора, который украсит ваше окно.

Конспект урока изобразительного искусства в 5 классе по теме:

«Убранство русской избы»

Цели урока:

Развитие интереса к народной культуре, воспитание чувства сопричастности к истории и культуре своего народа.

Ознакомление учащихся с внешним убранством русской избы;
-углубление знаний учащихся о традиционных народных строениях;
-развитие чувства патриотизма, интереса к истории и культуре своего народа, к сокровищам народного творчества.
Задачи:
Образовательная: расширение знаний учащихся о резных и расписных элементах, применяемых для украшения русской избы
Развивающая: развитие творческого воображения, фантазии, умения понимать и ценить прекрасное.
Воспитательная: способствование эстетическому восприятию действительности через познавательную и практическую деятельность; - воспитание уважительного отношения к культуре и обычаям своего народа, желания приумножить духовно-нравственные традиции.

Оборудование

А) учитель
Образцы резных и расписных украшений дома
Презентация

Б) учащиеся

Бумага, краски, кисти. палитра
Музыкальный ряд: русская народная музыка.

План урока

1.Организационный момент.
2.Мотивация учащихся. Актуализация имеющихся знаний.

3.Объяснеие новой темы. Самобытность искусства народов, проживающих в разных климатических зонах страны. Особенности строения крестьянской избы
Своеобразие декора.
Отличие декоративного убранства русской избы в Поволжской зоне и на Севере России.
4.Самостоятельная работа.

5.Итог урока
3. Объяснение темы урока.
Русский человек жил в тесном содружестве с природой, окружающим миром, выражал свои представления о нем в символических образах, как бы призывая в союзники, могущественные силы природы. Самобытность искусства народов, проживающих в разных климатических зонах страны влияли на особенности строения крестьянской избы и своеобразие декора.
Помыслы, мечты, надежды любого человека связаны с настоящим и обращены к будущему. Благодаря тому, что думая о будущем, мы обращаемся к прошлому, существуют народные традиции, народное искусство, в том числе искусство строения жилища.Искусство каждого народа начинается с архитектуры. Когда-то на Руси леса тесной стеной окружали деревни и села. В русском зодчестве хранится память народная. Память помогает нам полнокровно жить, творить, утверждать новое.
Один из известных специалистов В.С. Воронов писал: «искусство, рожденное народным коллективом, всегда гениально, всегда сохраняет в себе огромную плодотворную и неумирающую энергию воздействия на индивидуальность и всегда является ей примером величия и силы подлинного творчества».
Народное искусство сегодня представляет собой стержень, соединяющий современную художественную культуру с истоками человеческой цивилизации.
Русская изба…
Что такое дом, изба для человека?
Каким должен быть для человека дом (жилище)?
Человек, чувствуя себя незащищенным от внешних сил, стремился создать свой мир, свой дом - добрый и уютный. И поэтому неслучайно, если вы обратите внимание на крестьянские дома в деревнях и селах вы не сможете найти два одинаковых по внешнему убранству дома.
Как вы думаете, почему? (потому что каждый хозяин дома старался, чтобы его дом был красивым, уютным, отличался своим резным или расписным убранством, то есть имел свое индивидуальное «лицо».
Интересны и загадочны сами названия конструкций, декоративных элементов
Фронтон избы- чело, передняя часть-лицо, окна-глаза. Удивительно, что так очеловечен облик избы.Чудесной резьбой покрывали мастера не только предметы интерьера, но и саму избу.
Крестьянский дом называли родной, родимый, как называют дорогого человека. Дом – кров по своей значимости находился в одном ряду таких понятий, как жизнь, добро, родная земля.
Русская изба состояла из трех частей:
верхняя часть – жизнь души, поэтому самая яркая, красивая, нарядная;
конек – охлупень (небесная колесница);
сруб – с него начинали строить, это жизнь человека.
клеть – комната без окон, в ней хранились бочки с вареньем и соленьем (в северных районах нашей страны).
Для чего сажал русский человек конька на крышу дома?
Только ли ради украшения или в этом есть более глубокий смысл?
Тем более что одному человеку водрузить конька было просто не под силу. Всем миром, всей деревней устанавливали огромное бревно лиственницы, с вырезанным из корневища обликом коня или птицы, всем миром радовались успешному завершению дела. Вот что по этому поводу писал великий русский поэт С.А. Есенин: «Конь в греческой, римской, египетской и русской мифологии есть знак устремления но только один русский мужик догадался посадить его к себе на крышу, уподобляя свою хату под ним- колеснице».
Оказывается, для русского человека образ коня на крыше значил гораздо больше, чем украшение, он олицетворял солнце, становился солнечным знаком, под защитой которого и находился дом, крестьянская семья.
Русская культура вся обереговая, предназначена оберегать человека.
Одним из распространенных изображений русской избы является образ русалки – берегини Свои наблюдения за движением солнца по небосводу наши предки сумели запечатлеть в образном строе фронтона дома.
Доски - полотенца украшают спереди фронтон избы.
Символы солнца и земли на резных полотенцах крестьянских изб.
Левый конец причелин символизировал – утреннее восходящее солнце, а правый – вечернее заходящее. Почему в орнаментах (резных и расписных) крестьяне чаще всего изображали солнце?
Потому что от солнца зависело благополучие в семье крестьянина-землепашца. Мечта о солнце объяснялось еще и тем, что оно было зачастую редким и оттого таким желанным в суровых северных краях.
Причелины- «хляби» изб (заклинательная орнаментика).
На окнах изб были наличники с вырезанными цветами, травами или изображениями разных животных.
Через передние окна в избу входили свет солнца, новости деревенской жизни. Окно связывало мир домашней жизнь с внешним миром, и поэтому так торжественно – наряден был декор окон.
На наличниках можно было увидеть фигурки птиц, клюющих виноград, изображения фантастических животных.


«Ты лучами к полям прикасалось,
Улыбалось веселым огнем,
Ты и кругом и ромбом казалось,
Представлялось ты даже конем»,- писал поэт Б. Дубровин.
4 .Задание для творческой работы. (на выбор)
- выполнить эскиз украшения фронтона дома-1 вариант
- выполнить эскиз декоративного оформления окна (с резными наличниками-2 вариант)
- выполнить декоративного оформления окна со ставнями-3 вариант
- выполнить эскиз декоративного убранства: причелины или лобовой доски или полотенца.
5.
Педагогическое руководство творчеством учащихся.
6. Подведение итогов урока.
- Что мы узнали сегодня на уроке?
- Чему научился на уроке?
7.
Анализ работ учащихся, выставление оценок .
Вопросы для рефлексии:
- Зачем люди украшают свои жилища?
- О чем может рассказать декор крестьянской избы?
- Назовите элементы избы.
Источники для подготовки к уроку:
Н.А. Горяева О.В. Островская. Декоративно – прикладное искусство в жизни человека. М. Просвещение, 2006 г.
М.А. Некрасова Народное искусство России. Народное творчество как мир целостности
. М., 1983

Конспект урока изобразительного искусства в 5 классе по теме: «Убранство русской избы»

Шамсутдинов Рамиль Фарукович, учитель изобразительного искусства МБОУ СОШ № 75, г. Ульяновск.
Описание материала. Предлагаю вам конспект урока изобразительного искусства в 5 классе. Материал данного урока направлен на развитие интереса к народной культуре, воспитание чувства сопричастности к истории и культуре своего народа.
Конспект урока: «Убранство русской избы ».
Цели урока:
-ознакомление учащихся с внешним убранством русской избы;
-углубление знаний учащихся о традиционных народных строениях;
-развитие чувства патриотизма, интереса к истории и культуре своего народа, к сокровищам народного творчества.
Задачи:
Образовательная: расширение знаний учащихся о резных и расписных элементах, применяемых для украшения русской избы
Развивающая: развитие творческого воображения, фантазии, умения понимать и ценить прекрасное.
Воспитательная: способствование эстетическому восприятию действительности через познавательную и практическую деятельность; - воспитание уважительного отношения к культуре и обычаям своего народа, желания приумножить духовно-нравственные традиции.

Материалы к уроку:
- Образцы резных и расписных украшений дома
- Слайды с элементами русской избы
- Краски, палитры
- Презентация
Музыкальный ряд: русская народная музыка.

План урока

1.Организационный момент.
2.Мотивация учащихся. Актуализация имеющихся знаний.
Самобытность искусства народов, проживающих в разных климатических зонах страны. Особенности строения крестьянской избы
Своеобразие декора.
Отличие декоративного убранства русской избы в Поволжской зоне и на Севере России.
3. Подготовка к творческой работе.
4. Изложение нового материала.
Помыслы, мечты, надежды любого человека связаны с настоящим и обращены к будущему. Благодаря тому, что думая о будущем, мы обращаемся к прошлому, существуют народные традиции, народное искусство, в том числе искусство строения жилища.Искусство каждого народа начинается с архитектуры. Когда-то на Руси леса тесной стеной окружали деревни и села. В русском зодчестве хранится память народная. Память помогает нам полнокровно жить, творить, утверждать новое.
Один из известных специалистов В.С. Воронов писал: «искусство, рожденное народным коллективом, всегда гениально, всегда сохраняет в себе огромную плодотворную и неумирающую энергию воздействия на индивидуальность и всегда является ей примером величия и силы подлинного творчества».
Народное искусство сегодня представляет собой стержень, соединяющий современную художественную культуру с истоками человеческой цивилизации.
Русская изба…
-Что такое дом, изба для человека в этом беспредельном мире?
- Чем является для русского человека дом (жилище)? (небесной колесницей)
-Почему?
Человек, чувствуя себя незащищенным от внешних сил, стремился создать свой мир, свой дом - добрый и уютный. И поэтому неслучайно, если вы обратите внимание на крестьянские дома в деревнях и селах вы не сможете найти два одинаковых по внешнему убранству дома.
- Как вы думаете, почему?(потому что каждый хозяин дома старался, чтобы его дом был красивым, уютным, отличался своим резным или расписным убранством, то есть имел свое индивидуальное «лицо».
Интересны и загадочны сами названия конструкций, декоративных элементов
Фронтон избы- чело, передняя часть-лицо, окна-глаза. Удивительно, что так очеловечен облик избы.(показ слайдов)
Чудесной резьбой покрывали мастера не только предметы интерьера, но и саму избу.
Крестьянский дом называли родной, родимый, как называют дорогого человека. Дом – кров по своей значимости находился в одном ряду таких понятий, как жизнь, добро, родная земля.
Русская изба состояла из трех частей:
верхняя часть – жизнь души, поэтому самая яркая, красивая, нарядная;
конек – небесная колесница;
сруб – с него начинали строить, это жизнь человека.
клеть – комната без окон, в ней хранились бочки с вареньем и соленьем (в северных районах нашей страны).
- Ребята, скажите, как называется элемент украшения, находящейся на самой крыше? (конь, конек).(Беседа сопровождается демонстрацией слайдов).
- Для чего сажал русский человек конька на крышу дома?
- Только ли ради украшения или в этом есть более глубокий смысл?
Тем более что одному человеку водрузить конька было просто не под силу. Всем миром, всей деревней устанавливали огромное бревно лиственницы, с вырезанным из корневища обликом коня, всем миром радовались успешному завершению дела. (показ слайда)
Вот что по этому поводу писал великий русский поэт С.А. Есенин: «Конь в греческой, римской, египетской и русской мифологии есть знак устремления но только один русский мужик догадался посадить его к себе на крышу, уподобляя свою хату под ним- колеснице».
Оказывается, для русского человека образ коня на крыше значил гораздо больше, чем украшение, он олицетворял солнце, становился солнечным знаком, под защитой которого и находился дом, крестьянская семья.
Русская культура вся обереговая, предназначена оберегать человека.
Одним из распространенных изображений русской избы является образ русалки – берегини (показ слайда).
Свои наблюдения за движением солнца по небосводу наши предки сумели запечатлеть в образном строе фронтона дома.
Доски - полотенца украшают спереди фронтон избы(демонстрация слайда).
Символы солнца и земли на резных полотенцах крестьянских изб.
Левый конец причелин символизировал – утреннее восходящее солнце, а правый – вечернее заходящее.
-Почему в орнаментах (резных и расписных) крестьяне чаще всего изображали солнце?
Потому что от солнца зависело благополучие в семье крестьянина-землепашца. Мечта о солнце объяснялось еще и тем, что оно было зачастую редким и оттого таким желанным в суровых северных краях.
Причелины- «хляби» изб (заклинательная орнаментика).
На окнах изб были наличники с вырезанными цветами, травами или изображениями разных животных.
Через передние окна в избу входили свет солнца, новости деревенской жизни. Окно связывало мир домашней жизнь с внешним миром, и поэтому так торжественно – наряден был декор окон.
На наличниках можно было увидеть фигурки птиц, клюющих виноград, изображения фантастических животных.
«Ты лучами к полям прикасалось,
Улыбалось веселым огнем,
Ты и кругом и ромбом казалось,
Представлялось ты даже конем»,- писал поэт Б. Дубровин.
5.Постановка творческой задачи.
- выполнить эскиз украшения фронтона дома-1 вариант
- выполнить эскиз декоративного оформления окна (с резными наличниками-2 вариант)
- выполнить декоративного оформления окна с отавнями-3 вариант
- выполнить эскиз декоративного убранства переднего фасада дома (фронтона, красного окна, окон с резными элементами на переднем фасаде дома) -4 вариант.
- презентовать свой рисунок одноклассникам.
6.Педагогическое руководство творчеством учащихся.
7.Подведение итогов урока.
- Что нам удалось сегодня на уроке?
- Что не удалось и почему?
- Чему научился на уроке?
8. Анализ работ учащихся, выставление оценок.
Русский человек жил в тесном содружестве с природой, окружающим миром, выражал свои представления о нем в символических образах, как бы призывая в союзники, могущественные силы природы.
Вопросы для рефлексии:
- Зачем люди украшают свои жилища?
- О чем может рассказать декор крестьянской избы?
- Назовите элементы избы.
Источники для подготовки к уроку:
Н.А. Горяева О.В. Островская. Декоративно – прикладное искусство в жизни человека. М. Просвещение, 2006 г.
М.А. Некрасова Народное искусство России. Народное творчество как мир целостности. М., 1983

Внеклассное занятие или классный час по теме «Убранство русской избы» рекомендуется к проведению и включает в себя помимо подробного сценария, также и наглядную презентацию.

Немалую роль имеет воспитательный момент внеклассного занятия «Убранство русской избы», в ходе которого воспитывается уважительное отношение к традициям, старине, интерес к национальной культуре русского народа.

Убранство русской избы — описание хода мероприятия

Поприветствовав учащихся, учитель, прежде, чем сказать тему внеклассного мероприятия «Убранство русской избы», загадывает ребятам загадку, ответом на которую и является слово — изба. Именно в русскую крестьянскую избу и предстоит виртуально, и в ходе диалога, окунуться школьникам вместе с учителем.

Учащиеся начальной школы приглашаются на своеобразную в обычный русский дом и знакомство с его традиционным убранством, а также предметами крестьянского обихода и быта.

В сопровождении слайдов презентации учитель рассказывает о том, что порог в избу обычно делался высоким, а дверь — низкой. И сооружалось это с той целью, чтобы с улицы меньше дуло в холодное время года. При входе не было принято стучаться, и, как правило, пришедший изрекал: «Мир вашему дому» или же «Здорово живёте» . А если же хозяева были заняты работой, то приветственным изречением были слова «Бог в помощь» .

Печь как важнейший атрибут убранства русской избы

В обычной русской избе, зачастую, жила всего одна семья, но в количестве до 10-12 человек. Ещё две загадки задаются школьникам про один из наиболее важных атрибутов избы — печь. И, несмотря на то, что в русской избе располагалась только одна комната, практически половину её занимала именно печь.

Считалось, что без печи и изба — не изба. Кашу приготовить, хлеб испечь, тепло на всю избу и, даже спать на печи можно. И неспроста длинными зимними вечерами и млад, и стар, коротали время, рассказывая друг другу сказки и прибаутки. А кого уже одолеет болезнь, считалось лучшим средством — попариться в русской печи.

На этом этапе можно предложить младшим школьникам вспомнить: — В каких русских народных сказках печь является одной из главных героинь? Вспоминаем сказку «Гуси-лебеди» , в которой девочка просила помощи у печи — укрыть её, за что должна была съесть испечённые печью пирожки.

В другой сказке описывается изба, углы которой затрещали, и крыша также зашаталась. А стена даже вылетела под натиском печи, что пошла самостоятельно по дороге к царю. Конечно же, ребята вспомнят сказку «По щучьему велению» про Емелю и щуку.

Кроме того, в сопровождении слайдов презентации, вспоминаем ещё одну сказку о печи — «Жихарка» . В ней хитрая лиса сама попала в печь, уступив маленькому мальчику в хитрости, сев на лопату.

Домовой и Красный угол — также элементы убранства русской избы

Продолжая рассказ о печи, нельзя не вспомнить и домового, которого считали покровителем домашнего очага, живущего за печью. Теперь можно и немного поиграть. Игровую физминутку выбирает учитель на своё усмотрение, а автор данного сценария предлагает для выбора водящего в игре, использовать считалочку про Домового.

Продолжаем рассказ об атрибутах избы, сообщая присутствующим о самом почётном месте в ней, которое именовали «красным углом» . Название «красный» происходит от слова «красивый» или «главный» . Располагался этот красный угол напротив печи на солнечной стороне, чтобы входящий у самого входа в избу смог увидеть это место. По этой причине в красный угол помещались образы святых, иконы, красивые вышитые полотенца, свечи или лампадки, букет из вербы. Сажали в этом месте наиболее дорогих из гостей, а за обеденным столом обычно здесь сидел глава семьи.

В старые времена окна избы не занавесились, и любой прохожий мог легко заглянуть внутрь с , что не считалось неприемлемым. За исключением лишь печи, всё находящееся в русской избе было изготовлено из дерева. Мебель, как неотъемлемая часть, составляющая «Убранство русской избы», была представлена следующими предметами: стол, скамьи, посудные полки, лавки, сундуки, колыбели (люльки ) и другое.

Похожие статьи

© 2024 liveps.ru. Домашние задания и готовые задачи по химии и биологии.