Урок и презентация по информатике на тему "истинность высказываний со словами "не", "и", "или". Урок и презентация по информатике на тему "истинность высказываний со словами "не", "и", "или" Высказывания со словами и или не

Тема урока: Истинность высказываний со словами «не», «и», «или»

Цель: формирование компьютерной грамотности
Задачи:
Дидактическая: закрепить представление о пересечении множеств, умение определять принадлежность элементов множеству; закрепить представление о высказываниях; формировать умение определять истинность высказываний со словами «не», «и», «или»
Развивающая: развивать логическое мышление, память, пространственное воображение, творческие способности; развивать логическое мышление, память, пространственное воображение, творческие способности; формировать навыки взаимоконтроля, самоконтроля, взаимооценки и самооценки;
Воспитательная: воспитывать чувство товарищества, взаимовыручки; совершенствовать навыки работы на компьютере.

Оборудование:

    компьютеры, мультимедийный проектор
    - программа «Мир информатики» - 3-4 год обучения
    - у учащихся - тетрадь Горячев А.В. «Информатика в играх и задачах» - 4 класс (часть 2)
    - алгоритм самостоятельной работы за компьютером

    План урока:

    Орг.момент
    - Фронтальный опрос
    - Объяснение нового материала
    - Работа с программой Мир информатики
    - Домашнее задание
    - Рефлексия

    Ход урока.

    Учащиеся класса разделены на две подгруппы. Одна подгруппа сидит за партами, другая - за компьютерами.
    - Орг.момент.
    - О чём говорили на прошлом уроке?
    - Что такое множество?
    - Что мы знаем о множестве?
    Вспомнить нам поможет стихотворная разминка.
    работает весь класс
    (Ответы учеников:
    - о множествах
    -это объединение предметов на основе общих свойств или признаков.)
    2. Стихотворная разминка (проверка Д/з)
    - Назовите элементы множества всех жителей избушки.
    - Назовите в этом стихотворении 2 множества.
    - Как называются такие множества?
    6 человек читают наизусть стихотворение Ю. Мориц «Трудолюбивая старушка»
    Ответы:
    - старушка, кошка, мышка, мушка, мальчишка
    - множество ленивых и трудолюбивых жителей
    - не пересекающиеся или параллельные
    - Назовите два множества персонажей, которые можно обозначить такими кругами.
    - Какое множество обозначает большой круг?
    - А маленький?
    - Почему?
    - Назовите два множества жителей избушки, которые
    можно обозначить такими кругами
    - Дайте название множеству на пересечении крутое.
    - Множествам слева и справа от области пересечения.
    - Сделайте вывод на основе сказанного.
    (Ответ учеников: - множество жителей избушки и множество людей
    - множество жителей избушки
    - множество людей
    - в этом стихотворении множество людей является частью множества жителей избушки
    - множество ленивых и летающих жителей
    - летающих лентяев
    - не летающих лентяев и не ленивых летунов
    - Множества могут существовать параллельно, пересекаться и быть вложенными)
    Проблемное задание:
    - Определите элементы множества, для которых истинны высказывания:
    - не летает
    - ленивый и летает
    - ленивый или летающий
    - Кому трудно было ответить на этот вопрос? Это задание новое для нас.
    - Как вы думаете, чему мы сегодня будем учиться, поставьте задачи на урок.
    Да, сегодня тема урока: Истинность высказываний со словами «не», «и», «или» .
    Ответы:
    - кошка, мышка, мальчик
    - мушка
    - кошка, мушка, мышка, мушка, мальчишка, старушка
    - определять истинность высказывании со словами «не», «и», «или»
    - закреплять знания о множествах

    Работа в группах
    Далее работа продолжается по подгруппам. Одна подгруппа работает в тетрадях под
    руководством учителя (изучение нового). Другая - самостоятельно за компьютером. Работа в обучающей программе Мир информатики 3-4 год обучения. В каждой подгруппе есть «консультант»- наиболее хорошо успевающий ученик. К нему обращаются за помощью дети, испытывающие затруднения во время самостоятельной работы за компьютером.
    - Группа 1 работает самостоятельно по алгоритму с программой «Мир информатики» (4 год обучения). Посмотрите алгоритм вашей работы. Есть вопросы?
    Консультант. Приступайте.
    2 группа работает с учителем.
    - Давайте вспомним, что мы знаем о высказываниях. Дополните предложения
    - Молодцы, а сейчас давайте, выполним новое задание.
    Ответы учеников: высказывание может быть истинным (правдивым) или ложным
    - истинность (ложность) высказывания можно выразить с помощью слов «да» и «нет» (подчёркнутые слова дети должны вставить)
    Задание 8 (рабочая тетрадь)
    - Прочитайте задание.
    - Какие знания из русскою языка нам понадобятся, чтобы правильно выполнить его?
    - Что на рисунке обозначает круг?
    - Какая фигура обозначает множество слов из 4 звуков?
    - С чего начнём выполнение задания?
    Какое множество находится здесь?
    (Ответы: читают: впиши в фигуры слова из списка. Закрась части фигур в таблице. Заполни таблицу высказываний.
    - знания о буквах и звуках
    - множество слов из 4 букв
    - трапеция
    - с пересечения фигур
    - «множество слов из 4 букв и 4 звуков».)
    Закрасьте пересечение в таблице. Это 5 строка таблицы.
    - Какое слово впишем в пересечение?
    - В круге, за пределами трапеции?
    Какое это множество?
    - В трапеции, за пределами круга?
    - В квадрате, за пределами круга и трапеции?
    - Где находится «множество слов не из 4 букв»?
    - Где же оставшееся «множество - слов из 4 букв или из 4 звуков»?
    - Сделайте вывод
    - Давайте заполним таблицу высказываний.

    - Запишите высказывание, которое истинно для приведённых слов
    Ответы учеников: часть задания выполняется коллективно, часть - самостоятельно используется взаимопроверка
    - вода
    - соль
    - «слов из 4 букв»
    - огонь и уголь
    - дрова и костёр
    - весь квадрат за пределами круга
    - весь круг и вся трапеция
    - если в названии множества есть слово «не», то его элементы находятся за пределами фигуры


    - Сделаем выводы.
    (Ответы учеников: - высказывание со словом «не», истинно тогда, когда такое же высказывание без слова «не» ложно, и наоборот
    -высказывание со словом «и» состоит из двух высказываний и истинно тогда, когда истинны обе «половинки» -высказывание со словом «или» тоже состоит из двух высказываний, но оно истинно тогда, когда истинна хотя бы одна «половинка»).
    - Что узнали нового? Расскажите 2 группе. несколько учеников делают выводы
    4. Смена групп. Физкультминутка.
    Все встают, 2 ученика проводят физкультминутки для глаз и на снятие напряжения с мышц плечевого пояса.
    - Сделайте вывод
    (Ответ учеников: - если в названии множества есть слово «не», то его элементы находятся за пределами фигуры
    - если в названии множества есть слово «и», то его элементы находятся на пересечении фигур
    - если в названии множества есть слово «или», то это означает, что его элементы находятся в нескольких фигурах).
    - Давайте заполним таблицу высказываний
    - Впишите во 2 столбик слова, для которых истинно высказывание, приведённое в 1 столбце.
    - Запишите высказывание, которое истинно для приведённых слов.
    - Работают самостоятельно, проверяют «в четвёрках», и оценивают себя и свою группу.
    - Если осталось время,. можно предложить дополнить. множества своими элементами.
    - Чтобы проверить, как вы усвоили новый материал, дополните предложения, поработите в парах
    Обсуждают задание
    - высказывание со словом «не», истинно тогда, когда такое же высказывание без слова «не» ложно, и наоборот
    -высказывание со словом «и» состоит из двух высказываний и истинно тогда, когда истинны обе «половинки» высказывание со словом «или» тоже состоит из двух высказываний, но оно истинно тогда, когда истинна хотя бы одна «половинка» (подчёркнутый текст учащиеся должны вставить).
    - Заканчиваем работу за компьютерами, выходим из программы.
    Учащиеся заканчивают работу за компьютерами, весь класс работает с учителем.
    - А теперь давайте снова вернёмся к героям стихотворения и определим истинность высказываний.
    - не летает
    - ленивый и летает
    - ленивый или летает
    - не ленивый и летает
    - не ленивый и не летает
    - ленивый или не летающий
    Ответ учеников: кошка, мышка, мальчишка мушка
    старушка, кошка, мышка, мальчишка
    мушка
    старушка
    - Это пустое множество
    кошка, мышка, мушка, мальчишка
    6. Подведение итогов:
    - Посмотрите, какие задачи мы ставили в начале урока. Выполнили мы их?
    Чему учились на уроке? Сделайте вывод.
    Ответ учеников:- закрепляли представление о пересечении множеств
    - определяли принадлежность элементов множеству
    - определяли истинность высказываний со словами «не», «и», «или»
    7 .Домашнее задание
    - Дома выполните задание № 7 в тетради. Посмотрите, есть вопросы?
    8. Рефлексия.
    - Чем особенно понравилось заниматься?
    - Кто доволен своей работой?
    - За что себя можете похвалить?
    - Консультанты, оцените самостоятельную работу детей за компьютером.
    - Я благодарна вам за хорошую работу на уроке и хочу подарить вам серию картинок «Птицы»

Разработки уроков (конспекты уроков)

Начальное общее образование

Линия УМК В. Н. Рудницкой. Математика (1-4)

Внимание! Администрация сайта сайт не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.

Цель урока

Создать условия для формирования умения определять истинность или ложность высказываний, в том числе, со словами «неверно, что».

Задачи урока

    Способствовать формированию умения определять истинность высказываний с последующим обоснованием на примерах.Способствовать формированию умения образовывать высказывания со словами «неверно, что».Продолжить формирование умения определять истинность высказывания со словами «неверно, что».Закреплять умение выполнять умножение однозначных и двузначных чисел.Закреплять умение использовать переместительное свойство умножения при вычислениях.Продолжить формировать навыки логических рассуждений.Развивать математическую речь учащихся.

Виды деятельности

    Определение истинности или ложности высказываний. Выбор из данных высказываний истинного или ложного высказывания. Преобразование данного высказывания в высказывание со словами «неверно, что». Определение истинности высказывания со словами «неверно, что». Выполнение умножения однозначных и двузначных чисел.

Ключевые понятия

    Высказывание, истинное высказывание, ложное высказывание, высказывание со словами «неверно, что».

КОНСПЕКТ УРОКА ИНФОРМАТИКИ

Тема урока: Истинность высказывания. Истинность высказывания со словами «И», «Или».

Вставка рисунка в Word.

Цель:

    познакомить с понятием «истинность высказывания»;

    учить определять истинность высказывания и выражать ее словами «да», «нет»;

    учить определять истинность высказывания со словом «не»;

    учить определять истинность сложных высказываний – с логическими связками «и» и «или».

Планируемые результаты

Предметные:

    формировать навыки работы с прямой и косвенной информацией;

    формировать навыки определения истинности сложных высказываний с логическими связками «не», «и», «или».

Личностные:

    принимать и осваивать социальную роль обучающегося;

    проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

    осознавать личностный смысл учения;

    развивать логическое мышление, интеллектуальные и коммуникативные общеучебные умения;

    воспитание трудолюбия, внимания, усидчивости;

    развивать наблюдательность, самостоятельность, инициативность в выборе решения.

Тип урока : комбинированный

Методы и формы обучения:

Оборудование: Учебник «Информатика в играх и задачах», 3 класс, часть 2, автор Горячев А.В.; ПО Microsoft Power Point, Microsoft Word , мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация.

Настройтесь на плодотворную и творческую работу. Присаживайтесь.

Переключают внимание на учителя. Настраиваются на работу.

Осознавать необходимость рабочего настроя на уроке.

Актуализация знаний

Фронтальная работа

Проверка домашнего задания.

Ребята, давайте вспомним, что мы знаем о множествах:

Что такое множество? (множество – это группа объектов, объединенных по какому-либо общему признаку )

Как называют объекты внутри множества? (Элементами множества ).

Сколько элементов может быть во множестве?Сколько элементов внутри множеств: «Носов у человека» (один ), «Ушей у человека» (два ), «Глаз у человека» (два ), «Пальцев на руке человека» (пять ), «Хвостов у человека» (ноль )

А сколько элементов внутри множества «Звёзд на небе» (бесконечное множество ). (от нуля до бесконечности). Хорошо.

Что такое вложение множества? (Это когда одно множество является частью другого). Как будет называться множество, которое мы вложили? (подмножество).

Что такое объединение множеств?

Что такое пересечение множеств?

Итак, молодцы, ребята, давайте проверим ваше домашнее задание, вам был задан №16 на стр 10

Откройте, свои тетради, я проверю и выставлю оценки.

Отвечают на вопросы учителя.

Извлекать необходимую информацию из рассказа учителя;

дополнять и расширять имеющиеся знания и представления о новом изучаемом предмете; сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям, находить закономерности, самостоятельно продолжать их по установленному правилу.

Мотивационный

(сообщение темы урока)

Сообщение темы урока. Определение цели урока.

(фронтальная работа)

Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока.

Ребята, посмотрите на экран, почему-то некоторые гласные слова исчезли и чтобы узнать тему урока, нам нужно поставить их на место.

В..сказ..ван..я. (Высказывания)

Да, правильно, тема сегодняшнего урока: «Высказывание. Истинность и отрицание высказывания».

Какие цели на урок мы поставим? (научиться определять истинность или ложность высказывания)

Обсуждают тему урока.

Отвечают на вопросы учителя.

Формулируют цель урока.

Устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Составлять план и последовательность действий.

Владеть монологичной и диалогичной речью.

Постановка учебной задачи и ее решение

(изучение нового материала)

Индивидуальная и фронтальная беседы

Организует работу по теме урока. Объясняет новый материал, отвечает на вопросы учеников, проверяет выполнение задания в рабочей тетради.

Ребята, вы знаете, что такое высказывание?

Высказывание – это повествовательное предложение, которое что-либо утверждает либо отрицает.

Давайте, проверим это. Посмотрим задание 18 на стр 11.

Кто прочтет задание? Что нам нужно сделать?

Как мы определим, какое высказывание истинное, а какое ложное? (истинное высказывание соответствует действительности, а ложное нет).

Давайте выполним это задание устно.

Молодцы, ребята, итак каким может быть высказывание? (высказывание может быть истинным или ложным).

Хорошо, молодцы, ребята, давайте посмотрим номер 19.

Прочитайте задание. Что нам нужно сделать? (определить истинность высказывания).

Хорошо, сейчас мы проверим истинность этих высказываний для первой рубашки. (рубашка белая-нет. У рубашки больше пяти пуговиц-нет. У рубашки меньше пяти пуговиц-нет. Есть карманы-да. Все пуговицы застегнуты-да).

Остальное выполняем самостоятельно. Давайте проверим. (проверяем устно).

Хорошо, молодцы.

Посмотрите на экран, вам нужно для картинки выбрать истинное высказывание.

дверь закрыта - дверь не закрыта (дверь открыта);

роза красная- роза не красная (желтая).

Ребята, что вы заметили? Почему высказывания с частицей «не», оказались истинными? (они меняют смысл высказывания). Давайте проверим это, выполнив задание 21.

Прочитайте задание. Что нам нужно сделать?

Хорошо, кто пойдет к доске?

Молодцы, ребята. Когда высказывание со словом «не» или «нет» истинно? (оно истинно тогда, когда оно ложно без не).

Молодцы, правильно. Высказывание со словом «не» или «нет» -это «высказывание- наоборот»: оно истинно тогда, когда ложно высказывание без слова «не».

Ребята, посмотрите задание 23. Назовите выделенные слова (не, и, или).

В начале урока, мы вспоминали пересечение и объединение множеств, что значит слово «и»? а что слово «или» ? (множества есть слово «И» ,

то каждый его элемент должен находиться на ПЕРЕСЕЧЕНИИ двух множеств, если есть слово или то элемент может находится в любом месте).

верно, так и с высказываниями, если в высказывании есть слово «и», то оно будет истинно только тогда, когда истинны обе его половинки, посмотрите в задании высказывание «нарисована кошка и собака», на каком из рисунков нарисована и кошка и собака? (на 3), значит, это высказывание будет верно лишь для 3 картинки.

А если в высказывании есть слово «или», значит оно будет верно тогда, когда хотя бы одна из половинок истинна, посмотрите на след.высказывание, для каких картинок оно будет верным? (1,3,4) почему? (потому что на этих картинках нарисован один из животных, кошка или собака).

Правильно, кто заполнит таблицу у доски? Хорошо, остальные самостоятельно.

Молодцы, ребята!

Сейчас выполняйте задание 25 самостоятельно.

Выполняют задания.

Отвечают на вопросы учителя.

Выполняют задания.

Отвечают на вопросы учителя.

Высказывают своё мнение.

Выполняют задания.

Отвечают на вопросы учителя.

Высказывают своё мнение.

Осознавать свои возможности в учении; судить осознано о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием; оценивать выполнение своего задания.

Уметь ориентироваться в учебнике;

Определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела, определять круг своего незнания;

Отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике.

Сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям, находить закономерности, самостоятельно продолжать их по установленному правилу;

Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы.

Осуществлять выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; проводить подведение под понятие, выведение следствий; устанавливать причинно-следственные связи; строить логические цепочки рассуждений.

Самостоятельно организовать свое рабочее место;

Уметь следовать режиму организации учебной деятельности; определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, план выполнения заданий на уроке под руководством учителя; соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем.

Участвовать в диалоге;

Слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения; оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом учебных ситуаций.

Физкультминутка

Физкультминутка в игровой форме

Организует физкультминутку. Читает стихотворение, показывает движение.

Для начала мы с тобой

Крутим только головой.

(Вращения головой.)

Корпусом вращаем тоже.

Это мы, конечно, сможем.

(Повороты вправо и влево.)

Напоследок потянулись

Вверх и в стороны.

Прогнулись.

(Потягивания вверх и в стороны.)

От разминки раскраснелись

И за парты снова сели.

(Дети садятся за парты.)

Выполняют элементарные физические упражнения (в соответствии с текстом стихотворения), повторяя их

за учителем.

Контролировать свои действия, соотнося их с действиями учителя и одноклассников.

Решение частных задач

(первичное осмысление и закрепление)

Сейчас мы поработаем в текстовом редакторе Word . Мы с вами будем учиться вставлять картинки в текст. Для этого нам нужно:

    В верхней панели инструментов заходим в функцию «Вставка».

    Выбираем кнопку- «Клип»

Выполняют дидактические упражнения.

Осознавать свои возможности в учении; судить осознано о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Определять в каких источниках можно найти необходимую информацию для выполнения задания. Определять план выполнения задний на уроке под руководством учителя.

Итоги урока.

Рефлексия

Обобщение полученных знаний

(фронтальная работа)

Давайте подведем итоги.
-С чем мы сегодня познакомились на уроке?
-Что мы научились делать?

Отвечают на вопросы учителя.

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке.

Проводят самооценку, рефлексию.

Оценивают свою работу

Понимать значение знаний для человека и принимать его;

Структурировать знания;

Выполнять осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

Прогнозировать результаты уровня усвоения изучаемого материла;

Осознавать качество и уровень усвоения; Оценивать результаты работы.

Домашнее задание

(фронтальная работа)

Проводит инструктаж по выполнению домашней работы.

Слушают учителя.

Записывают домашнее задние

Зартдинова Эльвира Мугалимовна, учитель начальных классов муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 22» городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан.

Аннотация к уроку информатики по теме ««Истинность высказываний со словами «не», «и», «или» (Программа «Информатика и ИКТ» (А.В.Горячев) Образовательная система «Школа 2100»)

Данный урок проводится в 3 классе при изучении раздела 3 «Множество» и направлен на закрепление представлений подмножества, объединения и пересечения подмножеств, а также формирование у детей начальных представлений об истинности высказываний, в том числе высказываний со словами «не», «и», «или». На уроке используется презентация, которая открывает большие возможности как для закрепления, так и для объяснения нового материала. Благодаря использованию ИКТ на протяжении всего урока удаётся сохранить не только интерес к изучаемому материалу, но и работоспособность учащихся. У детей развивается наглядно-образное мышление, интерес к систематизации. Структура урока классическая, но варианты урока предполагают как самостоятельную работу, так и работу в парах. Методы контроля могут быть как устные во время фронтальной работы, так и письменные во время групповой и индивидуальной.

Тема: « Истинность высказываний со словами "не", "и", "или" »

Цели урока:

    осознать понятие “высказывание”;

    развивать способность определять значение истинности сложного высказывания, проектировать схему сложного высказывания на кругах Эйлера;

    развивать самостоятельность, инициативность в выборе решения;

    воспитывать умение взаимодействовать друг с другом, стремление помогать товарищам.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация к уроку, карточки со схемами, круги Эйлера, опорные схемы, рабочие учебники-тетради учащихся (авторы Горячев А.В., Горина К.И., Суворова Н.И. Информатика в играх и задачах. 3 класс. Часть 2. Издательство “Баласс”)

Методы и приемы работы:

    объяснительно-иллюстративный;

    репродуктивный;

    проблемное изложение;

    частично-поисковый (эвристический).

Формы работы: парная, индивидуальная, фронтальная.

Ход урока

I . Организационный момент

Я рада видеть каждого из вас.
И пусть прохлада в окна дышит,
Нам будет здесь уютно, ведь наш класс
Друг друга любит, чувствует и слышит.

Ребята, о чём мы говорили на предыдущих уроках? (мы познакомились с понятиями «множество», «элементы множества», «подмножество», «пересечение и объединение множеств», «истинные и ложные высказывания»). (слайд 1)

Сегодня мы продолжим работу с множествами.

II . Актуализация знаний

Игра « Множества»

Эта игра направлена на отработку умения определять характер отношений между двумя заданными множествами, так как самостоятельная работа вызвала у вас затруднения.

На столе у вас лежат 2 кружочка (один побольше, другой поменьше). Я называю пару множеств, вы показывают их расположение.

Растения и хищники (слайд 2, щелчок)

Рыбы и хищные рыбы (слайд 3, щелчок)

Домашние животные и хищники (слайд 4, щелчок)

Птицы и рыбы (слайд 5, щелчок)

Буквы и гласные буквы (слайд 6, щелчок)

Четные числа и двузначные числа (слайд 7, щелчок)

Жадные числа (Работа в парах) (слайд 8)

У вас на партах схема, состоящая из 3-х множеств. В круге живут числа, в которых есть цифра “3”. В прямоугольнике – числа, в которых есть цифра “5”. Расположите правильно числа на рисунке: 73, 36, 35, 85, 51, 53, 28, 76, 15, 13, 23, 55.

Проверьте. (слайд 8, щелчок)

Что интересного заметили? (Некоторые числа попали и в круг, и в прямоугольник, т.е. в пересечение) (слайд 8, щелчок)

Что такое пересечение? (В пересечение попадают те элементы, которые обладают всеми заданными признаками) (слайд 8, щелчок)

Все ли числа нашли свое место? (Остались лишние 28 и 76) (слайд 8, щелчок)

В какое множество можно объединить эти числа? (Это двузначные четные числа).

Оцените работу пары. Если ошибок нет, поставьте 5, одна ошибка – 4, две – 3. Поднимите руки те, кто получил 5, 4. Остальные не расстраивайтесь, будьте внимательны на уроке и у вас всё получится.

III . Постановка учебной задачи ( Проблемная ситуация )

Игра « Верю – не верю»

Ребята, сегодня у нас с вами очень интересная тема, но я должна быть уверенна, что вы готовы её изучать. Проверим это с помощью игры «Верю – не верю»

Я буду называть высказывания, ваша задача: определить истинны данные высказывания или ложны. (Работа по цепочке)

Итак, начали!

Наша школа находится в 29 микрорайоне. (слайд 9, гиперссылка слайды 10-11)

Сейчас у нас НЕ урок информатики. (слайд 12, гиперссылка слайды 13-14)

Город Октябрьский – столица Республики Башкортостан. (слайд 15, гиперссылка слайды 16-17)

В городе все школы четырёхэтажные. (слайд 18, гиперссылка слайды 19-20)

Вы учащиеся 22-ой школы И третьеклассники. (слайд 21, гиперссылка слайды 22-23)

Дома 29 микрорайона относятся к улице Кортунова ИЛИ к улице Новосёлов. (слайд 24, гиперссылка слайды 25-26)

Почему вы не можете правильно выполнить задание? Какое слово вызывает у вас затруднение? (Это слово ИЛИ. Мы не знаем, какую операцию над множествами нужно выполнить).

Давайте же прочитаем тему нашего урока: Слова “не”, “и”, “или” (слайд 27)

Как вы думаете, что мы должны будем сделать на уроке, судя по данной теме? (Мы должны научиться употреблять слова “не”, “и”, “или” в правильном значении и знать какое действие над множествами соответствует каждому слову).

Кроме этого вам понадобится вспомнить всё, что вы знаете о высказываниях.

IV . Изучение новой темы «Истинность высказывания. Отрицание»

1. Подготовительная работа.

Игра «Волшебное дерево» (слайд 28)

- Ребята, посмотрите на экран, это дерево непростое, сказочное, на одной из его веток раз в 100 лет появляется бабочка, которая помогает узнавать, правду ли вам говорят. И сегодня как раз такой день. (слайд 28, щелчок)

- Достать волшебную бабочку нелегко, ведь у дерева много веток и нужно точно знать, на какой она появится.

- В дупле дерева спрятана подсказка. (слайд 28, щелчок)

Эта ветка находится слева от дупла. (слайд 28, щелчок)

(слайд 28, щелчок)

Она направлена вверх и на ней две ветки поменьше. (слайд 28, щелчок)

Она длиннее. (слайд 28, щелчок)

На ней есть белое кольцо. (перемещаясь по дереву, находим ветку и появляется бабочка) - Сегодня эта бабочка будет с нами на уроке. (слайд 28, щелчок)

- Обратите внимание на высказывания в подсказке. Что в них особенного? (Некоторые содержат сразу два высказывания)

- Разберём подробно высказывание: На ней есть сучок и нет змеи.

- Какие факты мы узнаём из этого высказывания? (Есть сучок; нет змеи)

- Из скольких высказываний оно построено? (2)

- Ребята, высказывания, которые состоят из нескольких высказываний, называются составными. В них утверждается не один, а несколько фактов. (слайд 29)

- Почему мы не пошли по этой ветке? (Со змеёй) Правильно змеи быть не должно.

2. Закрепление. (Работа по учебнику)

Задание 23 (с. 14)

- Рассмотрите рисунки. Ответим на вопросы таблицы.

- Истинны ли высказывания относительно рисунка № 1? Проверим.

- Соответствует ли истине высказывание: НЕ нарисована кошка (Нет, так как кошка нарисована)

- Прочитайте второе высказывание: Нарисована кошка И собака. Из скольких утверждений оно состоит? (Из двух)

- Назовите первое высказывание: нарисована кошка , истинно ли оно? (Да)

- Назовите второе высказывание: нарисована собака , истинно ли оно? (Нет)

- Какая связка соединяет высказывания? ( И )

- То есть на рисунке должна обязательно быть кошка и обязательно быть собака. Соответствует это действительности? (Нет, это высказывание ложное)

- Прочитайте следующее высказывание: Нарисована кошка ИЛИ собака . То есть на рисунке может быть что-то одно: кошка или собака. Истинно ли это высказывание? (Истинно, так как на рисунке есть кошка)

- Как вы понимаете последнее высказывание? (Не должно быть ни кошки, ни собаки)

- Проверьте истинность последнего высказывания: НЕ нарисован зверь .

- Что получилось? (высказывание ложное, так как нарисована кошка)

- Проверьте истинность данных высказываний для других рисунков. (По цепочке с объяснением)

Физминутка

- Поиграем в игру «Делай наоборот». Я произношу высказывание, а вы делаете всё наоборот.

Сидите.

Не прыгайте.

Не стойте.

Не поднимайте руки.

Плачьте.

Не топайте.

Молчите.

Не приседайте.

Не садитесь.

Не слушайте

Задание 24 (с. 14)

- Рисунки, которые мы рассматривали можно представить в виде множеств.

- Прочитайте названия множеств.

- Какие множества пересекаются? ( Рисунков с кошкой – рисунков с облаками)

(слайд 30)

- Какие рисунки могут находиться в этом пересечении? (№ 1) (слайд 30, щелчок)

( Рисунков с кошкой – рисунков с собакой )

Какие рисунки могут находиться в этом пересечении? (№ 3) (слайд 30, щелчок)

Куда вы запишете рисунок № 4, № 2? (слайд 30, щелчок)

Что может быть изображено на рисунке № 5, который вошёл в круг, но не пересекается с множеством рисунков с облаками и с собакой? (Только кошка) (слайд 30, щелчок)

Что может быть изображено на рисунке № 6? ((Просто небо и земля, что-нибудь другое; ни облака, ни кошки, ни собаки.) (слайд 30, щелчок)

Прочитайте задание, какое множество нужно закрасить?(Рисунков, на которых есть кошки и собаки) Что это за множество? (Пересечение множеств рисунков с кошкой и с собакой) (слайд 30, щелчок)

Переходим к следующему заданию на странице 15 № 25.

Задание 25 (с. 15)

Ребята, вас встречает весёлая зебра. Она всю неделю развлекалась. Рассмотрите её записную книжку. Что в ней нарисовано? Что это может означать? (Чем занималась зебра)

Заполним таблицу, в которой отмечены дни недели и даны два составных высказывания, причём одно со словом И , другое – со словом ИЛИ .

Прочитайте первое высказывание: зебра каталась на лодке И играла в футбол . Помните, что когда употребляется слово И должны выполняться оба условия.

Истинно ли это высказывание для понедельника?(Нет, так как выполняется только первое утверждение)

- Зебра развлекалась, то есть каталась ИЛИ играла , истинно для понедельника? (Да, так как выполняется одно из условий)

Ребята, как же определить, истинно ли высказывание со словом И ? (Если оба утверждения истинны, то и высказывание истинно)

Как определить, истинно ли высказывание со словом ИЛИ ? (Если истинно одно из высказываний, то составное высказывание тоже истинно)

Проверим истинность высказываний для других дней недели (по одному человеку с объяснением)

Рассмотрим внимательно таблицу истинности составных высказываний со словами И, ИЛИ, в каких случаях они истинны?

К какому выводу мы пришли?

Составное высказывание со словом И истинно, если оба утверждения истинны. (слайд 31)

Составное высказывание со словом ИЛИ истинно, если одно из утверждений истинно. (слайд 31, щелчок)

В каком случае они ложны?

Составное высказывание со словом И ложно, если одно из утверждений ложно. (слайд 32)

Составное высказывание со словом ИЛИ ложно, если оба утверждения ложны. (слайд 32, щелчок)

V . Рефлексия

- Ребята, какие высказывания мы сегодня называли составными? (Состоящие из нескольких утверждений)

- Какими словами могут соединяться такие высказывания? (И, ИЛИ)

Какие трудности вы испытали на уроке?

Над чем нам еще нужно поработать?

VI . Оценивание

VII . Домашнее задание (слайд 33)

Стр. 15 № 26

VII . Игра «Класс – встань»

Для того чтобы проверить насколько хорошо вы усвоили тему урока, я предлагаю провести игру, которая называется «Класс – встань». Я называю множество, все, кто в него входят, встают.

3 А! Встань!

Мальчик, встань!

Мальчик и девочка, встань!

Габдракипов, встань!

Родился весной или зимой, встань!

Голубоглазый и светловолосый, встань!

Лариса Викторовна или ученик, встань!

Темноволосый или зеленоглазый, встань!

Маша и Артур, встань!

Не ученик 3 А класса, встань!

Усвоившие тему урока, встань!

Похожие статьи

© 2024 liveps.ru. Домашние задания и готовые задачи по химии и биологии.

Название этапа Методический комментарий
1 1. Мотивация к учебной деятельности Прочитать равенства, выполнить вычисления. Отметить верные равенства. Назвать значения произведений, которые записаны неверно.
2 2. Актуализация опорных знаний Прочитать высказывания. Выполнить вычисления и определить истинность высказываний. Соединить истинные и ложные высказывания с соответствующими словами.
3 3. Самостоятельная работа с самопроверкой Определить истинность данных высказываний. Около истинных высказываний поставить букву «И», около ложных - букву «Л».
4 4. Применение знаний и умений в новой ситуации Рассмотреть фигуры на рисунке. Прочитать высказывания. Дополнить высказывания так, чтобы они стали истинными, - вставить номера фигур.
5 5. Обобщение и систематизация Прочитать высказывания и определить, истинны они или ложны. Отметить ложные высказывания.
6 6. Итог урока