Учимся писать суффикс -ок- в именах существительных. Слово с суффиксом ик

Слова с суффиксами –ек-/-ик- всегда вызывают массу вопросов у школьников. Более того, далеко не каждый взрослый человек знает, в каких случаях пишется та или иная морфема. Именно поэтому представленную статью мы решили посвятить данной теме.

Общие сведения

Назовите 2 слова с суффиксом –ик-. Следует отметить, что сделать это несложно, но только в том случае, если вам известно основное правило русского языка, которое объясняет правописание буквы «и» и «е» в данной морфеме. Ведь некоторая часть людей постоянно совершает одни и те же ошибки, и вместо «ключик» пишут «ключек», вместо «кустик» — «кустек», «мячик» — «мячек» и проч. Именно поэтому в школьной программе данной теме уделяется особое внимание.

Когда следует ставить букву «и»?

А какие слова с суффиксами –ек-/-ик- знаете вы? К ним относятся следующие: диванчик, внучек, сыночек, кирпичик, горошек, ножичек, карандашик, звоночек, листик, комочек, молоточек, цветочек, листочек, кустик, огонёчек, свисточек, стебелёчек, ключик, мальчик, носик, огурчик, стульчик, пальчик, кусочек, личико, мешочек, мячик, платочек, пирожочек, мостик, калачик, самолётик, винтик, бантик, дождик, орешек, садик, котёночек и пр.

Как вы могли заметить, каждое упомянутое слово с суффиксом –ик- вызывает большие сомнения по поводу его правильного написания. Ведь данная морфема стоит в безударном положении, а следовательно невозможно определить, какую гласную необходимо ставить в конце — «и» или «е» (а, может быть, и «о»?). Именно поэтому рекомендуем ознакомиться с соответствующими правилами русского языка.

Основное правило

Слово с суффиксом –ик- следует писать только в том случае, если при его склонении гласная буква «и» сохраняется. Для наглядности приведем конкретные примеры:

  • карандашик – карандашИка;
  • диванчик – диванчИка;
  • огурчик – огурчИка;
  • калачик – калачИка;
  • кустик – кустИка;
  • носик – носИка;
  • стульчик – стульчИка;
  • пальчик – пальчИка;
  • личико – личИка;
  • мальчик – мальчИка;
  • ключик – ключИка;
  • мячик – мячИка;
  • самолётик – самолётИка;
  • листик – листИка;
  • винтик – винтИка;
  • бантик – бантИка;
  • мостик – мостИка;
  • кирпичик – кирпичИка;
  • дождик – дождИка;
  • садик – садИка и пр.
  • Когда следует ставить букву «е»?

    О том, как можно проверить слово с суффиксом –ик-, мы рассказали чуть выше. Однако следует отметить, что в русском языке нередко встречаются и такие лексические единицы, которые имеют морфему –ек-. И для того чтобы удостовериться, что в этих словах действительно пишется буква «е», их также рекомендуется просклонять. Если она является беглой (то есть выпадает), то следует ставить только суффикс –ек-.

    Приведем наглядные примеры:

    • звоночек – звоноЧКа;
    • внучек – внуЧКа;
    • огонёчек – огонёЧКа;
    • горошек – гороШКа;
    • ножичек – ножиЧКа;
    • комочек – комоЧКа;
    • свисточек – свистоЧКа;
    • молоточек – молотоЧКа;
    • листочек – листоЧКа;
    • орешек – ореШКа;
    • сыночек – сыноЧКа;
    • стебелёчек – стебелёЧКа;
    • кусочек – кусоЧКа;
    • мешочек – мешоЧКа;
    • цветочек – цветоЧКа;
    • платочек – платоЧКа;
    • пирожочек – пирожоЧКа;
    • котёночек – котеноЧКа и проч.
    • Как видите, довольно легко определить, какое пишется слово с суффиксом –ик-, а какое – с суффиксом –ек-. Кстати, такие морфемы в русском языке называют чередующимися. В отличие от неизменяемых, их правописание зависит от тех или иных ситуаций (в данном случае от сохранности гласной при склонении слова).

      Имена существительные с суффиксом –ок-

      Выше мы рассмотрели слова с суффиксом –ик-. –Ок- так же является морфемой имен существительных. Однако во время словообразования такой суффикс не вызывает никаких сомнений. С чем это связано? Дело в том, что представленная морфема практически всегда занимает ударное положение. В результате, буква «о» в суффиксе –ок- слышится максимально отчетливо. Для наглядности приведем несколько примеров:

      Суффиксы –ек- и –ок- после щипящих согласных

      О том, какие слова с суффиксом –ик-, -ек- и –ок- существуют, вы знаете. Однако здесь возникает новый вопрос: «В каких случаях в двух последних морфемах после шипящих следует ставить букву «е», а в каких – «о»?» Ведь довольно сложно определить, как будет правильно: петушОк или петушЕк. С чем это связано? Дело в том, что во время произношения таких лексических единиц и буква «е», и буква «о» после шипящих согласных слышатся, как [о].

      Правило правописания гласных «е» и «о» после шипящих

      Если на суффикс, стоящий после шипящей согласной, падает ударение, то следует писать только морфему –ок-. Приведем наглядный пример:

    • бережОк;
    • петушОк;
    • кулачОк;
    • мужичОк;
    • волчОк;
    • старичОк;
    • червячОк;
    • сапожОк;
    • дурачОк;
    • прыжОк;
    • косячОк;
    • сынОк;
    • снежОк;
    • крючОк и другие.
    • Что касается суффикса –ек-, то он ставится лишь в тех словах, в которых на него не падает ударение, и если такая лексическая единица теряет гласную букву во время склонения.

      Для наглядности приведем пример:

    • нОжичек
    • орЕшек
    • внУчек;
    • горОшек;
    • звонОчек;
    • комОчек;
    • молотОчек;
    • листОчек;
    • огонЁчек;
    • свистОчек;
    • сынОчек;
    • цветОчек;
    • стебелЁчек;
    • кусОчек;
    • мешОчек;
    • оврАжек;
    • платОчек;
    • пирожОчек;
    • котЁночек и другие.
    • Способы образования слов при помощи суффикса –ок-

      Как образуются такие слова? Существительные с суффиксом –ик-/-ек- возникают при помощи добавления морфемы к основе слова. В итоге мы получаем новую лексическую единицу, но в уменьшительно-ласкательном значении (например, диванчик, комочек, внучек, листочек, молоточек, звоночек и пр.).
      Что касается суффикса –ок-, то он придает несколько другие значения:

      Гласные после шипящих и ц

      2.2. О после шипящих в безударных слогах

      ЧА, ЩА пиши с А (чары, янычар, щавель, верещать);

      Примечание. В заимствованных словах написание совпадает с произношением, например:

      В русских словах буквы Я и Ю после Ц не пишутся. Однако такое написание возможно в словах иностранного происхождения:

      Примечание. В заимствованных словах О после Ц может писаться и в безударных слогах:

      б). Суффикс глаголов и существительных –ёвыва. Например:

      2.3. О после шипящих во всех остальных позициях

      В русском языке есть 4 шипящих звука: Ж, Ш, Щ и Ч. Исторически сложилось так, что два из них, Ж и Ш, всегда твердые, а другие два, Ч и Щ – всегда мягкие. Однако в правописании это проявляется с точностью до наоборот: еще с детства мы все знаем три основных правила:

      Множественное число

      Особенности при склонении некоторых групп существительных во мн. ч.
      Склонение существительных муж. р. - названий лиц на -анин, -янин и на -ин
      Все формы мн. ч. у названий лиц на -анин, -янин или на -ин образуются (за нек-рым исключением) от усеченной основы, в Им.п. они имеют особое окончание-е.

      Во мн. ч. последовательно выражается принадлежность слов к лексико-грамматическому разряду существительных одушевленных или неодушевленных. Исключение составляют формы вин. п. одушевленных существительных муж. и жен. р., совпадающие с формой им., а не род. п. мн. ч., в таких сочетаниях, как 1) выбрать в депутаты, поступить в машинистки, пойти в летчики; 2) играть в казаки-разбойники, в дочки-матери, в кошки-мышки.

      Существительные на -анин, -янин
      Существительные на -ин
      И. горожан-е крестьян-е бояр-е
      Р. горожан крестьян бояр
      Д. горожан-ам крестьян-ам бояр-ам
      В. горожан крестьян бояр
      Тв. горожан-ами крестьян-ами бояр-ами
      Пр. (о) горожан-ах (о) крестьян-ах (о) бояр-ах
      Исключения: семьянин - семьянины, семьянинов; барин - баре и бары; болгарин - болгары, болгар; татарин - татары, татар; господин - господа’, господ; индивидуальные образования: цыган - цыгане, цыган; хозяин - хозя’ева, хозяев.
      Склонение существительных муж. и ср. р.

      Второе склонение
      Во втором склонении так же, как и в первом, в зависимости от окончания основы выделяются твердый, мягкий и смешанный варианты склонения.

      Второе склонение
      И. сёстр-ы зе’мл-и воевод-ы
      Р. сестёр земе’ль воевод
      Д. сёстр-ам зе’мл-ям воевод-ам
      В. сестёр зе’мл-и воевод
      Тв. сёстр-ами зе’мл-ями воевод-ами
      Пр. (о) сёстр-ах (о) зе’мл-ях (о) воевод-ах

      И. ребят-а цыплят-а чертенят-а
      Р. ребят цыплят чертенят
      Д. ребят-ам цыплят-ам чертенят-ам
      В. ребят цыплят чертенят
      Тв. ребят-ами цыплят-ами чертенят-ами
      Пр. (о) ребят-ах (о) цыплят-ах (о) чертенят-ах
      И. лягушат-а
      Р. лягушат
      Д. лягушат-ам
      В. лягушат
      Тв. лягушат-ами
      Пр. (о) лягушат-ах
      Исключения: по этому же образцу образуют формы мн. ч. маслёнок - маслята, опёнок - опята (и опёнки); у слов бесёнок, чертёнок, лисёнок, а также щенок - усекается -ок основы: бесёнок - бесенята, чертёнок - чертенята, лисёнок - лисенята (и лисята), щенок - щенята (и щенки).
      Существительные, не образующие отдельных форм мн. ч.
      Не образуют Р. п. мн. ч.: башка, мга, мгла, мечта, мзда, мольба, тьма (‘мрак’), слова на согласную перед -ца: гнильца, ленца, пыльца, рысца, сольца, хрипотца, а также казна, камка, тоска, треска. Отклонения от общего правила и индивидуальные образования в словах: небо (небеса), чудо (чудеса); судно (‘корабль’) (суда’); цветок (цветы); курица (куры).

      Мужской род
      И. князь-я брать-я
      Р. князей брать-ев
      Д. князь-ям брать-ям
      В. князей брать-ев
      Тв. князь-ями брать-ями
      Пр. (о) князь-ях (о) брать-ях
      Средний род
      И. перь-я донь-я звень-я
      Р. перь-ев донь-ев звень-ев
      Д. перь-ям донь-ям звень-ям
      В. перь-я донь-я звень-я
      Тв. перь-ями донь-ями звень-ями
      Пр. (о) перь-ях (о) донь-ях (о) звень-ях
      Исключения: сын и кум образуют формы с наращением: сын - сыновья, кум - кумовья
      Вариантные парадигмы у слов: гроздь: гро’зди, гро’здей и гро’здья, гро’здьев; сук: сукu, суко’в и су’чья, су’чьев; уголь: у’гли, угле’й и (прост.) уголья, угольев; дядя (‘брат отца или матери’): дя’ди, дядей и дядья’, дядьёв.
      Склонение названий невзрослых существ на-ёнок, -онок
      Формы мн. ч. названий невзрослых существ образуются от основы на -ат, -ят.

      Во множественном числе не сохраняется характерная для изменения существительных в ед. ч. различие склонений, только две формы Им. и Р. п. имеют флексии, иногда различающиеся по типам склонений. Парадигма мн. ч. состоит из пяти различающихся падежных форм, две формы (Им. и В.п. или Р. и В.п.) совпадают; формы Д., Тв. и Пр.п. для существительных всех родов и склонений одинаковы. Во мн. ч. последовательно выражается принадлежность слов к разряду существительных одушевленных или неодушевленных. У неодушевленных существительных В.п. совпадает с Им.п. (Им. заводы, В. заводы), у одушевленных существительных В.п. совпадает с Р.п. (Р. жителей, В. жителей).

      Как правильно: «девчонки» или «девченки»? Правописание: «девчонки» или «девченки»

      Как правильно: «девчонки» или «девченки»? На этот вопрос мы ответили выше. Кстати, «девчонка» - это русское слово. Однако существуют и такие, которые были заимствованы из иностранного языка. В них после шипящих согласных всегда пишется буква «о». Приведем пример: шоу, пижон, харчо, мажор, шорты, шок, анчоус, джокер, Джоуль, Джон, Джойс и проч.

      Чаще всего русскоговорящее население нашей планеты делает ошибки в тех словах, где после шипящих ставятся гласные буквы. Например, правописание «девченки» или «девчонки» вводит в недоумение множество людей. Чтобы раз и навсегда понять, какую букву требуется использовать в данном слове («ё» или «о»), необходимо запомнить простое правило. Его мы представим немного ниже.

      Следует отметить, что данное правило действует только для тех частей речи, которые не образованы от глаголов.

      В русских именах и фамилиях обычно после шипящих согласных пишется буква «о». Например, Печора, Шолохов или Жора и проч.

      Если в имени существительном имеется суффикс -онок, -ок, -об, -онк, -чонок, -отк или -овщин , то после шипящих всегда пишется буква «о». Приведем пример:

      Если у таких частей речи имеется беглая гласная, то после шипящих согласных всегда пишется буква «о». Приведем пример: изжог, поджог (жгла, жгу), кишочки (кишки), рожон (рожна), очочки (очки), шов (шва), смешон (смешной). Однако в этом правиле есть свои исключения. В них входят следующие слова: расчёт, зачёт, счёт и учёт .

      Так как правильно: «девчонки» или «девченки»? Чтобы ответить на этот вопрос, следует разобрать данное слово.

    • посошок, мужичок;
    • арапчонок, галчонок;
    • мышонок, лягушонок;
    • собачонка, книжонка;
    • чащоба, трущоба;
    • поножовщина;
    • трещотка.
    • Как пишется: пятачёк, пятачок или пяточёк

      Вторая проблема связана с правописанием «о/ё» в суффиксе после «ж», «ш», «щ» и «ч»: под ударением в этой ситуации пишется «о», без ударения - «ё». В нашем слове ударение приходится как-раз на этот суффикс - значит пишем «о».

      Книгу про Винни-Пуха и всех-всех-всех английского писателя Алана Милна в переводе нашего советского Бориса Заходера они, видимо, не читали.

      Чтобы выбрать правильное написание слова, сначала установлю его морфемный состав:

      Но кроме указанных в вопросе, сомнение может вызвать и первая гласная в корне: «пЯтачок» или «пЕточок»? Для проверки используем однокоренное слово, где ударение падает на нашу сомнительную букву: и этим словом может быть слово «пять» - пишем «я».

      Правильное написание имени существительного «пятачок», действительно может вызвать несколько затруднений, связанных, буквально, с каждой гласной буквой в этом слове.

      Чтобы выбрать букву «ё» или «о» после шипящего, применю правило, что в суффиксах существительных, прилагательных и наречий под ударением пишется буква «о», например:

      Слово «пята к» проверит безударный суффикс -ач- (чередование согласных к//ч) в составе существительного «пятачок».

      Как правильно писать: девчЕнка или девчОнка? Выясняем вместе

      Итак, давайте разберемся вместе, как все-таки правильно пишется слово: «девченки» или «девчонки»? Словарь Даля В. И. для этого нам не понадобится. Ведь мы будем опираться только на существующие правила русского языка.

      Если в имени прилагательном имеется гласная после шипящего, то рекомендуется обратить внимание на то, есть ли в проверяемых словах ударные суффиксы -ов или же -он. Если они имеются, то в данных словах пишется только «о». Например, холщовый, камышовый, смешон и пр.

      Если после шипящих букв стоит гласная, то в первую очередь необходимо посмотреть, имеет ли данное слово такие суффиксы, как -овник (в современном русском языке он непродуктивен) или -овк. Если да, то требуется писать только «о». Приведем пару наглядных примеров: грушовник, хрычовка.

    • мячом, шалашом, карандашом, свечой, блиндажом и пр.;
    • большого, чужого и пр.
    • После представленного правила становится ясно, как следует писать: «девченки» или «девчонки». Орфография в этом случае требует проведения небольшого анализа.

      Таким образом, больше нет никаких причин задумываться над этим вопросом. Хотя следует отметить, что в русском языке существует и множество других слов, при написании которых у некоторых людей возникают аналогичные вопросы. Рассмотрим некоторые из них.

      Итак, «девчонка» - это имя существительное. Причем «девч» - выступает в качестве корня, «онк» - в качестве суффикса, а «а» - окончания.

      Если вам необходимо узнать, как следует правильно написать имя существительное «девчонка», то требуется вспомнить все те правила, которые касаются именно данной части речи, а точнее - суффиксов.

      Суффикс ок после шипящих правило

      Примечание. От написаний существительных мужского рода с суффиксом - ец - следует отличать написания слов заяц и месяц .

      Страдательные причастия от глаголов равнять и ровнять с приставками оканчиваются на -енный : выравненный («сделанный равным») и выровненный («сделанный ровным») и т. п.; от мерять , мучать страдательные причастия оканчиваются, как и от мерить , мучить , на -енный : меренный , мученный (ср. измеренный , измученный и т. п.).

      Приведённый свод правил русского правописания 1956 года действует до сих пор.

      В глаголах колону́ть (ср. колоть), захолону́ть (ср. холод), полосону́ть пишется о .

      Кроме того, необходимо иметь в виду следующие глаголы, оканчивающиеся на -ева́ть - -ева́ю (с ударением на -ва́ ):

      Примечание 1. Прилагательные, образованные от индивидуальных названий людей, пишутся со строчной буквы:

    • затмева́ю - затмева́ть ,
    • застрева́ю - застрева́ть ,
    • намерева́юсь - намерева́ться ,
    • обурева́ет - обурева́ть ,
    • продлева́ю - продлева́ть ,
    • растлева́ю - растлева́ть ,
    • увещева́ю - увещева́ть .
    • Однако в словах заинька , паинька , баиньки пишется -инька (-иньки ) , а в существительных, образованных от слов на -ыня , пишется -ынька , например: милостынька (от милостыня).

      ГДЗ Русский язык учебник Канакина, Горецкий 4 класс часть 1

      1. Подготовьтесь к проведению конференции на тему «Что мы узнали о словах русского языка». Для сообщения выберите любую группу слов (однозначные и многозначные слова, синонимы, антонимы, омонимы, устаревшие и новые слова, фразеологизмы). Для иллюстрации можно использовать словари, рисунки.

      Мишка, мишка! Что с тобой?
      Почему ты спишь зимой?
      - Потому что снег да лёд -
      Не малина и не мёд.

      Библиотека - учреждение, собирающее и хранящее книги для общественного пользования.
      Картотека - систематизированное собрание карточек с какими-либо сведениями справочного характера.
      Каталог - составленный в определённом порядке перечень каких-либо однородных предметов (книг, картин).

      Осень - удивительное время года. Деревья одеты в золотую и багряную листву, которая шуршит и шепчется на ветру. Но нарядные одеяния деревьев недолговечны. Проходит сентябрь, и листва начинает опадать. Желтые, красные, бурые листья медленно кружатся в нежном вальсе и вихрем проносятся мимо, гонимые ветром. Они укрывают пожелтевшую траву разноцветным ковром. Приятно пройтись по такому осеннему ковру, прислушиваясь к шороху листьев под ногами. Как приятно наслаждаться красотой осеннего листопада!

      Белый - чёрный; ласка - ласка; красивый, прекрасный; месяц - месяц; месяц, луна; сладкий - горький; багаж, вещи; ветер, ураган; горячий - холодный; почки - почки; пеночка - пеночка; друг, товарищ; зло - добро; бросать, кидать.

      Определите тему и главную мысль текста.
      Закончен ли текст? О чём можно сказать в заключительной части? Озаглавьте текст.
      Составьте план текста. Подготовьтесь написать по плану изложение. Выпишите трудные для написания слова.
      Напишите изложение. Проверьте себя.

      3. Предложите маме, бабушке, дедушке, брату, сестре и просто знакомым произнести слова из заданий 1 и 2, употребив их в указанных формах.
      Как люди произнесли эти слова? С каким ударением? Запишите слова так, как их произносили люди, обозначьте в словах ударение.

      juridicheskij.ru

      Суффикс ок ек после шипящих правило

      § 54. Правописание суффиксов.

      1. -ик, -ек. Чтобы различить суффиксы -ик, -ек (-ок) , надо помнить, что при склонении слова суффикс -ик сохраняет гласный звук, а суффикс -ек (-ок) утрачивает гласный звук: ключ-ик – ключ-ик -а, огурч-ик – огурч-ик , но цветоч-ек – цветоч-к -а, огонёч-ек – огонёч-к .
      2. -ок, -ек. После шипящих под ударением пишется -ок : береж о к , волч о к , петуш о к , сапож о к . Суффикс -ек после шипящих пишется в том случае, если на него не падает ударение: н о жичек , ор е шек .
      Упражнения.
      3. -ец , -иц- а . Суффикс -ец бывает только в словах мужского рода, а суффикс -иц- а бывает только в словах женского рода: хлебец , старец , но: конниц а, лужиц а .
      Упражнение.
      4. -ец- о, -иц- е . В существительных среднего рода пишется -ецо , если ударение падает на окончание, и пишется -ице , если ударение падает на основу: письмецо , ружьецо , но платьице , креслице .
      Упражнения.
      5. инк -а, -енк- а . Суффикс -инк- а пишется в существительных, которые образованы от слов на -ин- а , имеющих значение единичности: соломин а – соломинк а, проталин а – проталинк а ; -енк- а пишется в словах, образованных от существительных, основа которых в род. пад. множ. числа оканчивается на -ен : пашн я – пашен (род. пад. множ. числа) – пашенк а; басн я – басен – басенк а; сосн а – сосен – сосенк а .
      Но: деревня – деревень – деревень ка; кухня – кухонь – кухонь ка .
      Упражнения.
      6. -ушк-, -юшк-, -ышк- . Суффикс -ышк- употребляется в существительных среднего рода: солнышк о, перышк о . Суффикс -ушк-, -юшк- пишется в словах мужского и женского рода: дедушк а, соседушк а, коровушк а, волюшк а, батюшк а, хлебушк о . Суффикс -юшк- пишется также в словах среднего рода с мягкой основой: поле – полюшк о, горе – горюшк о . 7. После суффиксов -ушк- (-юшк-), -ишк- пишется окончание или :
      а) В существительных женск. рода пишется всегда окончание ; головушка , волюшка , землишка .
      б) В существительных мужск. рода, если они обозначают одушевлённые предметы, пишется окончание : дедушка , сынишка ; если же они обозначают неодушевлённые предметы, то пишется окончание : хлебушко , дворишко .
      в) В существительных средн. рода пишется всегда окончание -о: полюшко , письмишко , стёклышко , крылышко .
      Упражнения.
      8. -ичк- а, -ечк- а . Суффикс -ичк- а (обычно с ударяемым и ) пишется в существительных, образованных от слов на -иц- а или -ик- а : стран и ца – стран и чк а, лис и ца – лис и чк а, л е стница – л е стничк а, землян и ка – землян и чк а . В остальных случаях пишется -ечк- а : ложка – ложечк а, бумажка – бумажечк а, скамейка – скамеечк а .
      Упражнения.
      9. -ёнк- а (-онк- а), -ёнок (-онок) . После шипящих под ударением вместо -ёнк- а, -ёнок пишется -онк- а, -онок : книж о нк а, медвеж о нок , мыш о нок , галч о нок .
      10. -еньк- а, -оньк- а . В ласкательных суффиксах -еньк-, -оньк- после н пишется ь: маменьк а, берёзоньк а .
      Упражнения.
      11. -ищ- е, -ищ- а . Суффикс -ищ- е (с окончанием ) пишется в словах мужского и среднего рода (склоняются по 2-му склонению): дом – домищ е, нос – носищ е, болото – болотищ е, бревно – бревнищ е. Суффикс -ищ- а (с окончанием ) пишется в словах женского рода (склоняются по 1-му склонению): скука – скучищ а, лапа – лапищ а, борода – бородищ а.
      Упражнения.

      12. -щик, -чик. После согласных суффиксы -шик и -чик в произношении трудно различаются. В сомнительных случаях нужно помнить, что в существительных, которые обозначают людей по характеру их занятий и действий, пишется суффикс -чик , если перед суффиксом стоит т, д, с, з, ж: летать – лётчик , переводить – переводчик , разносить – разносчик , возить – возчик , перебежать – перебежчик . После других согласных пишется -щик : наборщик , каменщик , пальщик . После т только несколько слов, главным образом иностранного происхождения, имеют суффикс -щик : флейтщик , ремонтщик , бриллиантщик и др.
      Перед суффиксами -щик и -чик мягкий знак пишется только после буквы л: стульчик , курильщик , пильщик (но: кончик , банщик , каменщик ).
      Упражнения.

      § 55. Правописание частицы не с существительными.

      Частица не пишется с существительными слитно:
      1) если без частицы не существительное не употребляется: невзгода, ненастье, неряха, негодование ;
      2) если прибавлением частицы не образуется новое слово, которое можно заменить другим, близким по значению словом: неприятель – враг, несчастье – беда .
      Частица не пишется при существительных раздельно, если имеется или подразумевается противопоставление: Это не правда (а ложь). Он мне не приятель (а только знакомый).
      Упражнения.

      stcreserv.narod.ru

      Урок русского языка в 3-м классе по теме «Учимся писать суффикс -ок- в именах существительных»

    • совершенствовать знания учащихся о написании суффикса -ок-,
    • развивать умения и навыки правописания суффиксов имен существительных, память, внимание, речь, умение слушать,
    • воспитывать трудолюбие, самостоятельность, интерес к предмету.
    • 1. Организационный момент

      Учебник на столе у вас?
      А ручки и тетрадки?
      Тогда урок начнем сейчас,
      Раз все у вас в порядке.
      Будьте внимательны,
      Послушны и наблюдательны.
      Чтобы русский язык познавать,
      Нужно серьезно все изучать.

      Птека, б.седа, б.л.то, дев.чка, з.бота, з.вод, м.рковь, к.л.ндарь, к.стрюля, .г.род, р.кета, тр.мвай, ш.к.лад, ш.фер.

      3. Изучение нового материала.

      Проблемная ситуация. Давай понаблюдаем за суффиксом – ок – адресок, башмачок, белок, бочок, бугорок, бычок, ветерок, вечерок, волосок, волчок

      Удалось ли тебе заметить особенности этого суффикса?

      Вывод делают дети: во– первых, этот суффикс всегда ударный, во-вторых, звук (о) после шипящих в этом суффиксе обозначается буквой о.

      4. Работа по учебнику с. 20 № 1. Образуй слова с суффиксом -ок-, которые бы называли маленькие предметы.

      башмак, бык, волк, друг, жук, каблук, луг, паук, пирог, рычаг, сапог, снег, творог, утюг, хомяк, шаг, язык. (Слайд 7 , проверка)

      5. Работа в тетради “Пишем грамотно” № 2

      №1.Добавь суффиксы -ек-, -ок-.

      6. Работа в парах.

      Составь и запиши десять слов, используя суффиксы -ек-, -ок-.

      сыр, друг, крюк, блинок, дружок, паук, человек, ветер, замок, пирог, дуб, снег.

      Задание: прочитай еще раз исходные слова и назови те, в которых уже были суффиксы(это слова блинок, дружок), что произошло при добавлении к этим словам суффмкса -ек-.

      Вывод делают учащиеся: в суффиксе -ок- произошло чередование к/ч.

      Утром бабочка проснулась,
      Потянулась, улыбнулась.
      Раз – росой она умылась,
      Два – изящно покружилась.
      Три нагнулась и присела,
      На четыре – улетела.

      Зарядка для глаз.

      Посмотрите вдаль в окно, закройте глаза, вновь посмотрите. Сделайте круговые движения глазами вправо и влево. Откройте глаза, посмотрите вдаль.

      8. Работа по учебнику. с. 21 № 5.

      Закрепление правописания существительных с суффиксами –ок-, -ек-, -ик– , отработка анализа состава слова.

      Выпиши группы родственных слов, записывая слова в таком порядке:

      снежок, голубок, свисток, снег, шажочек, голубочек, вечер, садик, свист, вечерок, звоночек, снежочек, голубь, свисточек, вечерочек, сад звон, шажок, садочек, звонок, шаг.

      xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

      • Правила предоставления дополнительного отпуска по уходу за ребенком-инвалидом Родители, занимающиеся воспитанием ребенка-инвалида, имеют право пользоваться большим количеством государственных льгот. Все это связано с […]
      • Заявление на РВП нового образца 2018 года - бланк и образец заполнения Иностранный гражданин, приехавший в Россию с целью трудоустройства и продолжительного проживания, обязан оформить разрешение на временное […]
      • Уголовное право. Ст. 111 УК РФ, ч. 1, ч. 2, ч. 3, ч. 4: наказание, срок Одной из самых противоречивых категорий современного уголовного права считается такое понятие, как "вред здоровью". Обусловлено это главным […]
      • Как сменить прописку: какие нужны документы, процедура, сроки Государственная услуга смены регистрации часто откладывается «на потом»: боязнь долгих очередей, подготовки бумаг, слабое понимание последовательности […]
      • На каком расстоянии от забора на даче можно сажать и строить? Изменилось ли что-то в нормах размещения построек и растений на дачном участке после принятия нового дачного закона? Или всё осталось по-прежнему? Отвечает […]
      • Администрация Ленинградской области Реестры действующих лицензий Ленинградской области Информация о действующих лицензиях (реестр лицензий Ленинградской области) находится в разделе: "Документы по теме" Документы по […]

    2 вариант

    1 . Укажите в каком существительном суффикс написан неправильно.

    а)дружок б) жучёк в) пастушок

    2. Укажите существительное, в суффиксе которого не пишется буква -о-.

    а)луж.к б) волч.нок в) ореш.к

    3. Найти ряд с пропущенной –о-:

    1) чулоч..к, петуш…к, горш..к

    2) прут..к, цвет..к, кирпич…к

    3) языч..к, стиш…к, горош…к

    4) луж…к, пастуш..к, снеж…к

    4. Укажите существительное, в суффиксе которого пишется буква -о-.

    а)овраж.к б) жуч.к в) горош.к

    5. Укажите существительные с суффиксом –ок-

    а) старич…к, б) жуч..к, в) дубоч…к, г) кусоч…к,

    д) гребеш…к, е) ящич…к.

    1. К данным прилагательным подберите имена существительные трёх родов и множественного числа.(например: маленький ученик, маленькое дерево, маленькая девочка, маленькие дети.)

    2. У прилагательных выделите окончания и определите число и род.

    Голубой –

    Красивый –

    Самостоятельная работа по теме:

    « Изменение имен прилагательных по родам и числа»

    1. Подберите к данным прилагательным существительные, подходящие по смыслу.

    2. Определи число и род прилагательных и выделите окончания.

    Яркое, ласковое, весеннее ____________.

    Мягкий, теплый, пушистый __________.

    Дальняя, трудная, незнакомая __________.

    Смешной, забавный, короткий ________.

    1 вариант

    А) и б) е в) ё г) о

    2. В слове шалаш...к на месте пропуска пишется буква

    А) и б) е в) ы

    3. Какой гласный звук выпал в слове бараш...к?

    А) ы б) и в) е

    4. Какой гласный звук выпал в слове песоч...к?

    5. В каком слове не выпал гласный звук?

    6. В каком слове на месте пропуска пишется буква и?

    7. В каком слове на месте пропуска пишется буква е?

    8. Укажите ряды слов, в которых на месте пропуска пишется буква е:

    9. Укажите ряды слов, в которых на месте пропуска пишется буква и:

    Тест №17. "Гласные в суффиксах существительных ек и ик"

    2 вариант

    1.В суффиксах ек и ик при выпадении гласного следует писать букву:

    А) и б) е в) ё г) о

    2. В каком слове не выпал гласный звук?



    а) замоч...к б) ножич...к в) дождич...к г) куст...к

    3. В каком слове на месте пропуска пишется буква и?

    а) комоч...к б) мешоч...к в) диванч...к г) котёноч...к

    4. Укажите ряды слов, в которых на месте пропуска пишется буква и:

    а) зайч...к, чайнич...к б) дружоч...к, овальч...к

    в) чемоданч...к, мальч...к г) замоч...к, ореш...к

    5. В слове шалаш...к на месте пропуска пишется буква

    А) и б) е в) ы

    6. Какой гласный звук выпал в слове бараш...к?

    А) ы б) и в) е

    7. Какой гласный звук выпал в слове песоч...к?

    8. В каком слове на месте пропуска пишется буква е?

    а) шар...к б) сад...к в) цветоч...к г) зонт...к

    9. Укажите ряды слов, в которых на месте пропуска пишется буква е:

    а) осколоч...к, внуч...к б) карманч...к, комоч...к

    в) фонар...к, горош...к г) ящич...к, листоч...к

    1 вариант.

    1. Вставь пропущенные окончания прилагательных и выдели их. Укажи род, число, падеж имен прилагательных.

    На гладк…… льду______________________________________

    в дальн….. дорогу______________________________________

    сладк…… конфетку____________________________________

    син….. лента____________________________________________

    весенн….. солнышко_______________________________________

    стар…… рояль___________________________________________

    из перв…… ряда___________________________________________

    с маленьк…… братом_____________________________________

    перед ранн….. весной_________________________________________

    о нужн…… вещи_____________________________________________

    столов……. прибором________________________________________

    мягк…… диван___________________________________________

    под строг….. взглядом _________________________________________

    2. Определи в тексте падеж, число и род прилагательных. Окончание выдели.

    В лесной () глуши звери и птицы живут спокойно. Рыжая () белочка ловко прыгает с дерева на дерево. Она ищет спелые () орешки и сладкие()ягодки. Деловито ползает по ели серый () поползень в поисках

    пищи. Стучит пёстрый () дятел по сухому() стволу старого() дуба.Течёт тихо и размеренно жизнь в лесной () чащобе.

    Проверочная работа по теме «Имя прилагательное».



    2 вариант.

    1. Определи в тексте падеж, число и род прилагательных. Окончание выдели.

    В чистом() небе горят звёзды. В августе звёздный () дождь часто падает на тёмную()землю. Обильная() роса играет в их свете. Полночную

    ()охоту начали совы. Маленькая() мышка поспешно шмыгнула в высокую() травку.

    2. Вставь пропущенные окончания прилагательных и выдели их. Укажи род, число, падеж имен прилагательных.

    От давн… встречи____________________________________________

    на ранн… зорьке_____________________________________________

    о проезж.. человеке___________________________________________

    к растущ… ветке_____________________________________________

    на пахуч… ромашку___________________________________________

    в узеньк… окошко_____________________________________________

    неуклюж… животное___________________________________________

    под снежн… шубой____________________________________________

    о субботн… передаче___________________________________________

    син… ленту___________________________________________________

    Слова с суффиксами -ек-/-ик- всегда вызывают массу вопросов у школьников. Более того, далеко не каждый взрослый человек знает, в каких случаях пишется та или иная морфема. Именно поэтому представленную статью мы решили посвятить данной теме.

    Общие сведения

    Назовите 2 слова с суффиксом -ик-. Следует отметить, что сделать это несложно, но только в том случае, если вам известно основное правило русского языка, которое объясняет правописание буквы «и» и «е» в данной морфеме. Ведь некоторая часть людей постоянно совершает одни и те же ошибки, и вместо «ключик» пишут «ключек», вместо «кустик» - «кустек», «мячик» - «мячек» и проч. Именно поэтому в школьной программе данной теме уделяется особое внимание.

    Когда следует ставить букву «и»?

    А какие слова с суффиксами -ек-/-ик- знаете вы? К ним относятся следующие: диванчик, внучек, сыночек, кирпичик, горошек, ножичек, карандашик, звоночек, листик, комочек, молоточек, цветочек, листочек, кустик, огонёчек, свисточек, стебелёчек, ключик, мальчик, носик, огурчик, стульчик, пальчик, кусочек, личико, мешочек, мячик, платочек, пирожочек, мостик, калачик, самолётик, винтик, бантик, дождик, орешек, садик, котёночек и пр.

    Как вы могли заметить, каждое упомянутое слово с суффиксом -ик- вызывает большие сомнения по поводу его правильного написания. Ведь данная морфема стоит в безударном положении, а следовательно невозможно определить, какую гласную необходимо ставить в конце - «и» или «е» (а, может быть, и «о»?). Именно поэтому рекомендуем ознакомиться с соответствующими правилами русского языка.

    Основное правило

    Слово с суффиксом -ик- следует писать только в том случае, если при его склонении гласная буква «и» сохраняется. Для наглядности приведем конкретные примеры:

    • карандашик - карандашИка;
    • диванчик - диванчИка;
    • огурчик - огурчИка;
    • калачик - калачИка;
    • кустик - кустИка;
    • носик - носИка;
    • стульчик - стульчИка;
    • пальчик - пальчИка;
    • личико - личИка;
    • мальчик - мальчИка;
    • ключик - ключИка;
    • мячик - мячИка;
    • самолётик - самолётИка;
    • листик - листИка;
    • винтик - винтИка;
    • бантик - бантИка;
    • мостик - мостИка;
    • кирпичик - кирпичИка;
    • дождик - дождИка;
    • садик - садИка и пр.

    Когда следует ставить букву «е»?

    О том, как можно проверить слово с суффиксом -ик-, мы рассказали чуть выше. Однако следует отметить, что в русском языке нередко встречаются и такие лексические единицы, которые имеют морфему -ек-. И для того чтобы удостовериться, что в этих словах действительно пишется буква «е», их также рекомендуется просклонять. Если она является беглой (то есть выпадает), то следует ставить только суффикс -ек-.

    Приведем наглядные примеры:

    • звоночек - звоноЧКа;
    • внучек - внуЧКа;
    • огонёчек - огонёЧКа;
    • горошек - гороШКа;
    • ножичек - ножиЧКа;
    • комочек - комоЧКа;
    • свисточек - свистоЧКа;
    • молоточек - молотоЧКа;
    • листочек - листоЧКа;
    • орешек - ореШКа;
    • сыночек - сыноЧКа;
    • стебелёчек - стебелёЧКа;
    • кусочек - кусоЧКа;
    • мешочек - мешоЧКа;
    • цветочек - цветоЧКа;
    • платочек - платоЧКа;
    • пирожочек - пирожоЧКа;
    • котёночек - котеноЧКа и проч.

    Как видите, довольно легко определить, какое пишется слово с суффиксом -ик-, а какое - с суффиксом -ек-. Кстати, такие морфемы в русском языке называют чередующимися. В отличие от неизменяемых, их правописание зависит от тех или иных ситуаций (в данном случае от сохранности гласной при склонении слова).

    с суффиксом -ок-

    Выше мы рассмотрели слова с суффиксом -ик-. -Ок- так же является морфемой Однако во время словообразования такой суффикс не вызывает никаких сомнений. С чем это связано? Дело в том, что представленная морфема практически всегда занимает ударное положение. В результате, буква «о» в суффиксе -ок- слышится максимально отчетливо. Для наглядности приведем несколько примеров:

    • кулачОк;
    • волчОк;
    • сынОк;
    • молотОк;
    • стрелОк;
    • петушОк;
    • дурачОк;
    • бережОк;
    • мелОк;
    • знатОк;
    • снежОк;
    • крючОк;
    • теремОк и пр.

    Суффиксы -ек- и -ок- после щипящих согласных

    О том, какие слова с суффиксом -ик-, -ек- и -ок- существуют, вы знаете. Однако здесь возникает новый вопрос: "В каких случаях в двух последних морфемах после шипящих следует ставить букву «е», а в каких - «о»?" Ведь довольно сложно определить, как будет правильно: петушОк или петушЕк. С чем это связано? Дело в том, что во время произношения таких лексических единиц и буква «е», и буква «о» после шипящих согласных слышатся, как [о].

    Правило правописания гласных «е» и «о» после шипящих

    Если на суффикс, стоящий после шипящей согласной, падает ударение, то следует писать только морфему -ок-. Приведем наглядный пример:

    • бережОк;
    • петушОк;
    • кулачОк;
    • волчОк;
    • мужичОк;
    • волчОк;
    • старичОк;
    • червячОк;
    • сапожОк;
    • дурачОк;
    • прыжОк;
    • косячОк;
    • сынОк;
    • снежОк;
    • крючОк и другие.

    Что касается суффикса -ек-, то он ставится лишь в тех словах, в которых на него не падает ударение, и если такая лексическая единица теряет гласную букву во время склонения.

    Для наглядности приведем пример:

    • нОжичек
    • орЕшек
    • внУчек;
    • горОшек;
    • звонОчек;
    • комОчек;
    • молотОчек;
    • листОчек;
    • огонЁчек;
    • свистОчек;
    • сынОчек;
    • цветОчек;
    • стебелЁчек;
    • кусОчек;
    • мешОчек;
    • оврАжек;
    • платОчек;
    • пирожОчек;
    • котЁночек и другие.

    Способы образования слов при помощи суффикса -ок-

    Как образуются такие слова? Существительные с суффиксом -ик-/-ек- возникают при помощи добавления морфемы к В итоге мы получаем новую лексическую единицу, но в уменьшительно-ласкательном значении (например, диванчик, комочек, внучек, листочек, молоточек, звоночек и пр.).

    Что касается суффикса -ок-, то он придает несколько другие значения:

    • Уменьшительность, сопровождаемая экспрессией ласкательности (приведем пример: чаёк, брато́к, зятёк, грибо́к, листо́к и пр.).
    • Действие (приведем пример: зево́к, бросо́к, пино́к, глото́к, рыво́к, мазо́к, толчо́к, прыжо́к, шлепо́к, скачо́к, щелчо́к, хлопо́к и пр.).
    • Предмет, а точнее результат действия (приведем пример: обло́мок, мото́к, обру́бок, набро́сок, сле́пок, отпеча́ток, стежо́к, посёлок, вы́селок и пр.).
    • Предмет, а точнее орудие действия (приведем пример: свисто́к, звоно́к, гудо́к и пр.).
    • Предмет, а точнее субъект действия (например, поплаво́к, движо́к, росто́к и пр.).
    • Место действия (като́к).
    • Уменьшительно-ласкательное или только ласкательное значение (например, Нино́к, Витёк, Лидо́к, Игорёк, Сашо́к и пр.).
    • Лицо, которое производит действие (например, ездо́к, едо́к, стрело́к, игро́к, ходо́к и пр.).
    • Лицо, которое возникает в результате действия (например, недоно́сок, вы́родок, переро́сток, недоро́сток, подро́сток и пр.).
    • Лица, характеризуемые качеством, которое заключено в мотивирующем слове (например, пре́док, пото́мок и пр.).
    • Предмет, характеризуемый признаком, который назван мотивирующим (например, дичо́к, бело́к, желто́к и пр.).
    • Вещество, которое названо мотивирующим именем существительным (например, мело́к).
    • Единица, которая выделяется в именах существительных и обозначает группу одинаковых предметов. При этом их ровно столько, сколько называется мотивирующим (например, пято́к, деся́ток и пр.).

    Предмет: Русский язык

    Класс: 3 Д

    Программа: «Начальная школа XXI века» под редакцией

    Тема: Учимся писать суффикс - ок - в именах существительных

    Тип урока: урок изучения нового материала

    Цель: создать условия для формирования у учащихся представления о правописании суффикса - ок - в именах существительных

    Задачи урока:

    Образовательные:

    Познакомить учащихся с правописанием суффикса - ок - в именах существительных;

    Отрабатывать написание суффикса - ок - в именах существительных;

    Повторить правописание суффиксов –ик-, - ек -

    Развивающие:

    Развивать умения рассуждать, анализировать, делать выводы;

    Способствовать обогащению словарного запаса учащихся;

    Создать условия для формирования компетенций, способствующих продуктивной коммуникации;

    Воспитательные:

    Создать условия для привития интереса к урокам ;

    Воспитывать трудолюбие, самостоятельность, уважение к окружающим;

    Методические приёмы:

    Деятельностный подход;

    Создание прблемной ситуации;

    Побуждающий диалог;

    Оборудование:

    (Образец на доске)

    Какие ещё можно было образовать слова, которые бы называли маленькие предметы? Что надо добавить?

    Составляют и записывают слова

    Лучок, крючок, сапожок, утюжок, жучок, блинок старичок, сырок, бычок, паучок, грибок, хомячок лужок, язычок, снежок.

    Проверяют работу.

    Надо добавить два суффикса: - ок - и - ек-

    Учебно-познавательная

    Самостоятельная работа

    Гимнастика для глаз

    Прочитайте слова, записанные на доске. Составьте и запишите в тетрадь цепочки слов, используя суффиксы - ок - и - ек- Обозначьте суффиксы.

    Друг, ветер, пирог, дуб,

    Поменяйтесь тетрадями, обсудите получившиеся цепочки, оцените работу друг друга.

    Возьмите свои тетради. Проверим, какие получились цепочки слов.

    Что интересного заметили? (Что произошло с суффиксом - ок - при добавлении к этим словам суффикса - ек?

    Прочитайте правило в учебнике на с. 21

    друг - дружок – дружочек

    ветер – ветерок – ветерочек

    пирог – пирожок – пирожочек

    дуб – дубок – дубочек

    Меняются тетрадями, обсуждают, оценивают работу друг друга.

    Зачитывают слова, называя суффиксы.

    В суффиксе - ок - произошло чередование к/ч.

    Читают правило.

    Учебно-познавательная

    Коммуникативная


    Самостоятельная работа

    Работа в парах

    Физминутка (Физическая и эмоциональная разрядка)

    Из слов составьте пословицу (слова: дела, вершок, с, на, мешок на карточках размещены по стенам) - Запишите её в тетрадь. - Как вы понимаете эту пословицу?

    Работа со словами вершок и мешок. - Как вы думаете, подходят ли эти слова к нашей теме?

    Исторически: вершок – от слова верх (росток), старорусская мера длины равная примерно 4,5 см; мешок – маленький мех. Сейчас эта связь утеряна (произошло упрощение состава слов: вершок, мешок – корни)

    Составляют пословицу: Дел на вершок, а слов с мешок

    Записывают пословицу.

    Высказывают свои мнения.

    Высказывают свои предположения.


    Фронтальная работа

    Работа с учебником (упр. 3). Повторить правописание суффиксов –ик -, - ек-

    Предлагаю работу по выбору. Выполните упр.3 в учебнике или упражнение 3 в ТПО.

    Направляю и консультирую (на местах)

    Выполняют упражнения по выбору.


    Компетенция личностного самосовершенствования

    Учебно-познавательная

    Фронтальная работа

    Самостоятельная работа

    Игра «Найдите свои слова». Каждый ряд (группа) получает карточки со словами: снежок, голубок, свисток, снег, шажочек, голубочек, вечер, садик, свист, вечерок, звоночек, снежочек, голубь, сад, звон, свисточек, вечерочек, шажок, садочек, звонок, шаг, творог, творожок, творожочек. - Проверим выполненное задание

    Каждая группа выбирает слова, соответствующие данной модели.

    Выходит представитель первой команды со словом, к нему подходят ещё по одному от каждой команды с родственными словами, выстраивают словообразовательную цепочку (закрепляют на доске) и т. д. (8 цепочек)

    Коммуникативная

    Учебно-познавательная

    Групповая работа

    Рефлексия

    Что нового узнали?

    Достигли ли мы поставленной цели?

    Где вам пригодятся эти знания?

    Давайте вернёмся в начало урока. Исправьте ошибки в словах, записанных на доске. Докажите.

    Домашнее задание: учебник с 22, упр.6

    Спасибо за урок!

    Отвечают на вопросы.

    1 человек работает у доски. Исправляет ошибки: паучок, снежок, каблучок. Доказывают.

    Записывают задание.

    Учебно-познавательная

    Фронтальная работа

    Актуализация знаний

    Урок русского языка в 3-м классе по теме "Учимся писать суффикс - ок - в именах существительных"

    Учитель

    Статья отнесена к разделу: Преподавание в начальной школе

    Цели урока:

      совершенствовать знания учащихся о написании суффикса - ок-, развивать умения и навыки правописания суффиксов имен существительных, память, внимание, речь, умение слушать, воспитывать трудолюбие, самостоятельность, интерес к предмету.

    Ход урока

    1. Организационный момент

    Учебник на столе у вас?
    А ручки и тетрадки?
    Тогда урок начнем сейчас,
    Раз все у вас в порядке.
    Будьте внимательны,
    Послушны и наблюдательны.
    Чтобы русский язык познавать,
    Нужно серьезно все изучать.

    2. Словарная работа (Приложение 1, слайд 5 ,6)

    Птека, б. седа, б. л.то, дев. чка, з. бота, з. вод, м. рковь, к. л.ндарь, к. стрюля, .г. род, р. кета, тр. мвай, ш. к.лад, ш. фер.

    3. Изучение нового материала.

    Проблемная ситуация. Давай понаблюдаем за суффиксом – ок – адресок, башмачок, белок, бочок, бугорок, бычок, ветерок, вечерок, волосок, волчок

    Удалось ли тебе заметить особенности этого суффикса?

    Вывод делают дети: во– первых, этот суффикс всегда ударный, во-вторых, звук (о) после шипящих в этом суффиксе обозначается буквой о.

    4. Работа по учебнику с. 20 № 1. Образуй слова с суффиксом - ок-, которые бы называли маленькие предметы.

    башмак, бык, волк, друг, жук, каблук, луг, паук, пирог, рычаг, сапог, снег, творог, утюг, хомяк, шаг, язык. (Слайд 7, проверка)

    5. Работа в тетради “Пишем грамотно” № 2

    №1.Добавь суффиксы - ек-, - ок-.

    6. Работа в парах.


    Составь и запиши десять слов, используя суффиксы - ек-, - ок-.

    сыр, друг, крюк, блинок, дружок, паук, человек, ветер, замок, пирог, дуб, снег.

    Задание: прочитай еще раз исходные слова и назови те, в которых уже были суффиксы(это слова блинок, дружок), что произошло при добавлении к этим словам суффмкса - ек-.

    Вывод делают учащиеся: в суффиксе - ок - произошло чередование к/ч.

    7. Физкультминутка

    Утром бабочка проснулась,
    Потянулась, улыбнулась.
    Раз – росой она умылась,
    Два – изящно покружилась.
    Три нагнулась и присела,
    На четыре – улетела.

    Зарядка для глаз.

    Посмотрите вдаль в окно, закройте глаза, вновь посмотрите. Сделайте круговые движения глазами вправо и влево. Откройте глаза, посмотрите вдаль.

    8. Работа по учебнику. с. 21 № 5.

    Закрепление правописания существительных с суффиксами –ок-, - ек-, - ик– , отработка анализа состава слова.

    Выпиши группы родственных слов, записывая слова в таком порядке:

    снежок, голубок, свисток, снег, шажочек, голубочек, вечер, садик, свист, вечерок, звоночек, снежочек, голубь, свисточек, вечерочек, сад звон, шажок, садочек, звонок, шаг.

    (Приложение 1. Слайд 8. Проверка)

    9. Самостоятельная работа.

    Закрепление правописания слов с суффиксами –ек-, - ик-, - ок-. Работа в тетради “ Пишем грамотно” № 2, с. 4

    10. Дифференцированная работа на доске и в тетрадях.

    Запись слов под диктовку в два столбика: в первый– слова с ь на конце после шипящих, во второй– слова без ь.

    Диктуемые слова: пейзаж, чертеж, помощь, речь, ландыш, вещь, лещ, сторож, глушь, товарищ, шалаш, ночь, полночь, дочь, карандаш.

    11. Проверка (Приложение 1 , слайд № 9).

    12. Домашнее задание: с. 22 № 6, правило с. 20.

    Записать слова в два столбика в зависимости от места орфограммы.

    Шепот, паучок, черный, щелка, жучок, шорты, бычок, шов, шорох, шажок, пчелы, капюшон.

    адресок, башмачок, бочок, бугорок, ветерок, вечерок, волосок, волчок, пушок, пирожок

    адресок, башмачок, бочок, бугорок, ветерок, вечерок, волосок, волчок, пушок, пирожок

    адресок, башмачок, бочок, бугорок, ветерок, вечерок, волосок, волчок, пушок, пирожок

    адресок, башмачок, бочок, бугорок, ветерок, вечерок, волосок, волчок, пушок, пирожок

    адресок, башмачок, бочок, бугорок, ветерок, вечерок, волосок, волчок, пушок, пирожок

    адресок, башмачок, бочок, бугорок, ветерок, вечерок, волосок, волчок, пушок, пирожок

    адресок, башмачок, бочок, бугорок, ветерок, вечерок, волосок, волчок, пушок, пирожок

    адресок, башмачок, бочок, бугорок, ветерок, вечерок, волосок, волчок, пушок, пирожок

    адресок, башмачок, бочок, бугорок, ветерок, вечерок, волосок, волчок, пушок, пирожок

    адресок, башмачок, бочок, бугорок, ветерок, вечерок, волосок, волчок, пушок, пирожок

    адресок, башмачок, бочок, бугорок, ветерок, вечерок, волосок, волчок, пушок, пирожок

    адресок, башмачок, бочок, бугорок, ветерок, вечерок, волосок, волчок, пушок, пирожок

    снежок голубок свисток снег шажочек голубочек вечер

    свист вечерок звоночек снежочек голубь

    звон свисточек вечерочек шажок садочек звонок

    творожок творожочек

    Суффикс – ок- всегда под ударением.

    а) сверчок , жучок

    37. Написание суффикса –ец- и –иц- и сочетания – ичк- и –ечк-.

    1) В именах существительных мужского рода пишется суффикс – ец -.

    а) братец , красавец

    б) придумай и запиши еще 3 слова с этой орфограммой

    2) В именах существительных женского рода пишется суффикс иц -.

    а) девиц а, красавиц а

    б) придумай и запиши еще 3 слова с этой орфограммой

    3) Сочетание –ичк- пишется в словах, образованных от слов на – ица.

    а) сестрица – сестричк а, лисица - лисичк а

    б) запиши проверочное слово

    4) В остальных случаях пишется сочетание –ечк-.

    а) дочка- дочечк а, чашка – чашечк а

    б) запиши проверочное слово

    38. Написание сочетаний –инк-, -енк-.

    1) Сочетание – инк- пишется в словах, образованных от слов с суффиксом –ин- и окончанием и окончанием –а.

    а) вершин а – вершинк а, трещин а - трещинк а

    б) запиши проверочное слово

    2) Сочетание – енк- пишется в словах, образованных от слов на – на, -ня .

    а) вишня- вишенк а, сосна -сосенк а

    б) запиши проверочное слово

    39. Написание окончаний имён существительных после шипящих и ц.

    В окончаниях имён существительных после шипящих и ц под ударением

    пишется буква о , а без ударения в этих же окончаниях пишется буква е .

    а) свечо"й ту"ч ей, карандаш о"м -ду"ш ем

    б) запиши слово, поставь ударение, подчеркни орфограмму.

    40. Перенос слов.

    1) При переносе слов нельзя оставлять в конце строки или переносить на другую строку часть слова, не составляющую слога.

    Нельзя переносить: ст-рах, просмо-тр.

    Нельзя отделять согласную от следующей за ней гласной.

    2) Нельзя отрывать буквы «Ъ» и «Ь» от предшествующей согласной.

    3) Нельзя отрывать «Й» от предшествующей гласной.

    4) Нельзя оставлять в конце строки или переносить на другую строку одну букву.

    5) При переносе слов с приставками нельзя разбивать односложную приставку, если за приставкой идет согласная.

    6) При переносе слов с приставками нельзя оставлять в конце строки при приставке начальную часть корня, не составляющую слога.

    7) При переносе сложных слов нельзя оставлять в конце строки начальную часть второй основы, если эта часть не составляет слога.

    8) Нельзя оставлять в конце строки или переносить в начало следующей две одинаковые согласные, стоящие между гласными. Это правило не относится к двойным согласным второй основы в сложных словах, например: ново-введение.

    9) Нельзя разбивать переносом односложную часть сложносокращенных

    10) Нельзя разбивать переносом буквенные аббревиатуры, как пишушиеся одними прописными, так и пишущиеся частью строчными, частью прописными или прописными с цифрами,

    например: СССР, КЗоТ, ТУ-104.

    11) Многие слова можно переносить различными способами; при этом

    шу-мный, шум-ный; дет-ский, детс-кий;

    лов-кий, ло-вкий;

    класс-ный, клас-сный; дерз-кий, дер-зкий, дерзкий; бит-ва, би-тва;

    род-ство, родст-во, родс-тво;

    скольз-кий, сколь-зкий, ско-льзкий

    кресть-янин, крестья-нин, кре-стьянин, крестьянин.

    12) Некоторые слова не подлежат переносу, например:

    Азия, узнаю, фойе.

    13) Нельзя разбивать переносами условные графические сокращения типа:

    и т.п., и пр., т.е. ж.д., о-во.

    14) Нельзя переносить на другую строку пунктуационные знаки, кроме ти-

    ре, стоящего после точки или после двоеточия перед второй частью

    прерванной прямой речи.

    15) Нельзя оставлять в конце строки открывающую скобку или открываю-

    щие кавычки.

    Перенеси слово правильно, запиши еще 3 слова с переносом, запиши еще 3 слова, которые нельзя переносить.

    Анализируем слово как часть речи

    1. Название части речи; на какой вопрос слово отвечает; что обозначает(при затруднении выясняй, как оно может изменяться).

    Имя существительное

    Имя прилагательное

    Глагол

    2. Начальная форма:

    им. п., ед. ч.

    кто? что?

    им. п., ед. ч., м. р.

    неопр. ф. гл.

    что (с)делать?

    3. Постоянные признаки:

    склонение

    спряжение

    4. Форма, в которой слово употреблено:

    число

    падеж

    число

    падеж

    (Узнай их по слову-

    командиру: ×)

    время

    число

    (для прош. вр. ед. ч.)

    лицо

    (для наст.и буд. вр.)

    5. Роль в предложении: каким членом является; если второстепенным, выпиши словосочетание, в

    которое оно входит как зависимый член, покажи

    Похожие статьи

    © 2024 liveps.ru. Домашние задания и готовые задачи по химии и биологии.