«Троцкий. Мифы и личность», Юрий Емельянов

Красноречие Троцкого, его умение подавить аргументы оппонентов иронией или язвительной шуткой, внести в речь эмоциональные краски, добавив свои свежие впечатления, привезенные из Сибири и Юга России, позволили ему одержать бесспорную победу в дебатах, которые происходили в лондонском Уайт-Чепеле. Теперь Троцкий с яростью защищал марксизм, который он так долго атаковал во время дебатов в кружке Швиговского. Позже Троцкий насмешливо писал о поверженных им противниках: «Я искренне удивлялся тем ребяческим доводам, при помощи коих почтенные старцы сокрушали марксизм».

Троцкий вспоминал: «Я возвращался в очень приподнятом настроении, тротуара под подошвами совсем не ощущал». Паривший мысленно над землей Троцкий имел основание испытывать восторг. Неизвестно, сознавал ли он это или нет, но в ходе этого выступления у него впервые публично открылся ораторский талант, который ему верно служил на протяжении всей его остальной бурной политической жизни. Но тогда для Троцкого было ясно одно: после его успеха в Уайт-Чепеле его ораторские способности не только получили признание в высших кругах социал-демократии, но и оказались востребованными.

Ветераны социал-демократии были в восторге от успеха новичка. Руководители партии прекрасно знали, что Россия стоит на пороге великих революционных событий, а революционная партия все еще жила привычками к суховатым ученым дебатам в узких кружках единомышленников. В новой обстановке требовались люди, способные подавлять оппонентов насмешкой и презрением, зажигать сердца сомневающихся яркой речью и вдохновлять единомышленников красочными картинами светлого будущего.

Ленин и его коллеги могли ощутить в Троцком обостренную способность улавливать настроения аудитории, внушать доверие людям и направлять их мысли. Они не могли не признать, что не их рафинированный марксизм, а смесь из марксистских понятий и газетных клише о достижениях прогресса, общих рассуждений о вреде бесправия и отсталости в монологах Троцкого о России и революции была более понятна массовой аудитории.

Разумеется, Ленин, Засулич и другие не могли не заметить поверхностность познаний Троцкого в марксистской теории. В иных условиях они могли бы беспощадно атаковать вульгаризацию им идеологии, его неглубокое осмысление политического опыта партии. Но теперь на эти недостатки можно было закрыть глаза. Более того, безапелляционность суждений Троцкого, резкость его выражений и манер, воспринимались лидерами партии с точки зрения того, как это может быть использовано в борьбе за умы масс. Вывод почти всех опытных членов партии мог быть однозначным: эти недостатки превращались в достоинство для руководителя партии в условиях надвигавшейся революционной грозы.

Связь между общественными потрясениями и расцветом ораторского искусства давно была замечена. По этой причине еще Мишель Монтень сурово осуждал ораторское искусство, заметив: «Это орудие, изобретенное для того, чтобы волновать толпу и управлять неупорядоченной общиной, применяется, подобно лекарствам, только в нездоровых государственных организмах… Красноречие процветало в Риме больше всего тогда, когда его потрясали бури гражданской войны, подобно тому как на невозделанном и запущенном поле пышнее всего разрастаются сорные травы».

Не случайно французская революция выдвинула целую плеяду знаменитых ораторов, таких как Марат, Робеспьер, Дантон. В начале XX века блистательные ораторы появились прежде всего в тех странах, которые переживали острые общественно-политические кризисы.

Троцкий всю свою жизнь тщательно изучал особенности красноречия многих замечательных ораторов своего времени. Он начал изучение ораторского искусства еще в кружке Швиговского, когда, подражая своему кумиру Лассалю, обнаружил свое желание стать первоклассным оратором. Тогда он тщательно изучал приемы ораторского искусства по книге Шопенгауэра «Искусство ведения дебатов». Дейчер писал, что, кроме этой попытки овладеть красноречием с помощью Шопенгауэра, Троцкий не пытался специально обучаться ораторским приемам. Однако это не означало, что он не думал об ораторском поприще. Даже рассказ Мухина о том, как тот убеждал рабочих в необходимости начать борьбу против царского строя с помощью горсти фасоли, был взят Лейбой Бронштейном на заметку в качестве примера удачного выступления в массовой аудитории. Впоследствии он умножил свои наблюдения, собрав на протяжении своей жизни целую коллекцию из личных впечатлений об устных выступлениях различных ораторов. В своих зарисовках с натуры Троцкий старался обращать внимание на малейшие детали в их речах, нередко подробнейшим образом описывая жестикуляцию, мимику, речевые особенности оратора.

Вот как описывал Троцкий выступление Ленина: «Первые фразы обычно общи, тон нащупывающий, вся фигура как бы не нашла равновесия, жест не оформлен, взгляд ушел в себя, в лице скорее угрюмость и как бы даже досада – мысль ищет подхода к аудитории. Этот вступительный период длится то больше, то меньше – смотря по аудитории, по теме, по настроению оратора. Но вот он попал на зарубку. Тема начинает вырисовываться. Оратор наклоняет верхнюю часть туловища вперед, заложив большие пальцы рук за вырезы жилета. И от этого двойного движения сразу выступают вперед голова и руки… Руки очень подвижны, однако без суетливости и нервозности… Голос смягчался, получал большую гибкость и – моментами – лукавую вкрадчивость».

«Но вот оратор приводит предполагаемое возражение от лица противника или злобную цитату из статьи врага. Прежде чем он успел разобрать враждебную мысль, он дает вам понять, что возражение неосновательно, поверхностно или фальшиво. Он высвобождает пальцы из жилетных вырезов, откидывает корпус слегка назад, отступает мелкими шагами, как бы для того, чтобы освободить себе место для разгона, и – то иронически, то с видом отчаяния – пожимает крутыми плечами и разводит руками, выразительно отставив большие пальцы. Осуждение противника, осмеяние или опозорение его – смотря по противнику и по случаю – всегда предшествует у него опровержению. Слушатель как бы предуведомляется заранее, какого рода доказательство ему надо ждать и на какой тон настроить свою мысль. После этого открывается логическое наступление. Левая рука попадает либо снова в жилетный вырез, либо – чаще – в карман брюк. Правая следует логике мысли и отмечает ее ритм. В нужные моменты левая приходит на помощь. Оратор устремляется к аудитории, доходит до края эстрады, склоняется вперед и округлыми движениями рук работает над собственным словесным материалом. Это значит, что дело дошло до центральной мысли, до главнейшего пункта всей речи».

Совершенно ясно, что столь подробный анализ поведения оратора на трибуне мог делать либо автор пособия по красноречию, либо человек, который стремился постигнуть это искусство самостоятельным наблюдением. Подобным же образом Троцкий разбирал и выступления других ораторов начала XX века. Вот рассказ Троцкого о лидере французских социалистов Жоресе: «На трибуне он кажется огромным, а между тем он ниже среднего роста… Как оратор он несравним и несравнен. В его речи нет той законченной изысканности, иногда раздражающей, которой блещет Вандервель-де. В логической неотразимости он не сравнится с Бебелем. Ему чужда злая, ядом напоенная ирония Виктора Адлера. Но темперамента, но страсти, но подъема у него хватит на всех их… У французов ораторская техника – общее наследство, которое они берут без усилий и вне которого они немыслимы, как «культурный» человек без платья. Всякий говорящий француз говорит хорошо. Но тем труднее французу быть великим оратором. А таков Жорес. Не его богатая техника, не огромный, поражающий, как чудо, голос его, не свободная щедрость его жестов, а гениальная наивность его энтузиазма – вот что роднит Жореса с массой и делает его тем, что он есть».

Троцкий умел найти сильные стороны в самых разных ораторах и подробно анализировал их. Разбирая особенности ораторского искусства Виктора Адлера, он замечал: «Оратор Адлер совсем особенный. Кто ждет от оратора живописных образов, могучего голоса, разнообразия жестов, бурного пафоса, пусть слушает Жореса. Кто требует от оратора изысканной законченности стиля и такой же законченности жеста, пусть слушает Вандревельде. Адлер не даст ни того, ни другого. У него хороший, внутренний голос, но не сильный, и притом голосом Адлер не владеет: неэкономно расточает его и под конец речи хрипит и кашляет. Жесты его не богаты, хотя и очень выразительны. Нужно еще добавить, что Адлер довольно сильно заикается, особенно в начале речи. Но в то же время это один из самых замечательных ораторов Европы».

В чем же сила Адлера как оратора, по мнению Троцкого? «Сильнейшее орудие Адлера – его ирония, глубокая, ибо исполненная нравственного содержания, и в то же время общедоступная, житейски-меткая. Как оратор-полемист, Адлер недосягаем. Он не пренебрегает, разумеется, и случайным, второстепенным промахом противника, но главная его задача всегда – вскрыть основную капитальную глупость. Именно глупость… И когда он говорит, подбирая для своей мысли слова и сопровождая свою работу игрой лица, которое освещается вспышками иронии, тогда даже и органический дефект его речи кажется необходимостью: короткие паузы, уходящие на то, чтобы совладать с заиканьем, как бы приближают слушателя к творческой работе оратора, – точно материал упорствует, не сразу поддаваясь резцу».

В этих заметках Троцкого читатель не узнает почти ничего о содержании речей или их идейной направленности. Хотя в этих зарисовках можно узнать о тоне, тембре голоса, даже заикании ораторов, но не приведено ни слова из их речей. Очевидно, что содержательная часть речи не очень интересовала Троцкого. Это не случайно. Троцкий пришел к убеждению, что оратор должен произносить речи, которые дадут импульс не к мыслям, а действию. Он писал: «Разве в речи ценна какая-либо другая логика, кроме логики, понуждающей к действию?» «Логика, понуждающая к действию» присутствовала, по его мнению, прежде всего в жестах, ритме речи, ее эмоциональной окраске.

Опыт собственных выступлений убеждал Троцкого в том, что необходимые слова оратор находит интуитивно. Для этого было необходимо достичь эмоционального контакта с аудиторией. Позже, вспоминая свои выступления на митингах в 1917 году в петроградском цирке «Модерн», Троцкий писал: «Моментами казалось, что ощущаешь губами требовательную пытливость этой слившейся воедино толпы. Тогда намеченные заранее доводы и слова позабывались, отступали под повелительным нажимом сочувствия, а из-под спуда выходили во всеоружии другие слова, другие доводы, неожиданные для оратора, но нужные массе. И тогда чудилось, будто сам слушаешь оратора чуть-чуть со стороны, не поспеваешь за ним мыслью и тревожишься только, чтобы он, как сомнамбула, не сорвался с карниза от голоса своего резонерства».


С детства биография Троцкого была наполнена творчеством: он рисовал, много читал, сам писал (стихи). Эти увлечения позже использовались во время политической пропаганды – Троцкий помогал издавать газету, выступал на митингах. Арестован в 1898 году, на 4 года отправлен в ссылку в Сибирь. С 1900 года Лев Троцкий жил в Иркутской губернии. посетил Англию, Швейцарию, Германию, Францию, где распространял теорию марксизма. во время революции придерживался радикальной позиции. Тогда в биографии Л. Троцкого последовал еще один арест.


Во время заключения разработал теорию перманентной революции. После объявления вечной ссылки Троцкого в Сибирь, активный политический деятель сбежал. Троцкий обосновался в Вене, где издавал газету «Правда». Вернувшись в Россию в 1917 году, в своей биографии Л. Д. Троцкий вступил в ряды большевиков РСДРП. После очередного недолгого заключения возглавил Петроградский совет, а также военно- революционный комитет.


Когда к власти пришли большевики, Троцкий ненадолго занял должность наркома иностранных дел, затем наркома военно-морских дел. В 1920 году предложил отойти от политики военного коммунизма, что стало причиной ухудшения отношений с Лениным. Троцкого лишили всех занимаемых постов. В 1929 году его изгнали из СССР. Троцкий был убит в августе 1940 года, нападение совершил агент НКВД Р. Меркадер.


Различие в формуле "революционно- демократическая диктатура пролетариата и крестьянства" "диктатура пролетариата, опирающегося на крестьянство"


Немецкий госсекретарь фон Кюльманн о Троцком:фон Кюльманн «Поскольку я знал, что Троцкий особенно гордился своей диалектикой, я был полон решимости избежать всего, что могло бы дать ему материал для агитации среди немецких социалистов...» Троцкий, очевидно, хотел спровоцировать меня к диктаторскому выступлению, с ударами по столу и указаниями на военную карту.


Генерал Гофман о Троцком:Гофман «Троцкий хороший оратор, образованный, энергичный и циничный, создавал впечатление человека, который не остановится ни перед какими средствами, чтобы достичь того, чего хочет. Иногда я спрашивал себя, прибыл ли он вообще с намерением заключить мир, или ему была нужна трибуна, с которой он мог бы пропагандировать большевистские взгляды.»


Наиболее значимые работы Троцкого Преданная революция: Что такое СССР и куда он идет? Перманентная революция Их мораль и наша Наша первая революция. Часть I, IIНаша первая революция. Часть III История русской революции. Советская республика и капиталистический мир. Проблемы культуры. Культура старого мира Проблемы культуры. Культура переходного периода Проблемы международной пролетарской революции. Коммунистический Интернационал Проблемы культуры. Культура старого мира Проблемы культуры. Культура переходного периода Проблемы международной пролетарской революции. Коммунистический Интернационал Терроризм и коммунизм Между империализмом и революцией Моя жизнь


Наиболее значимые работы Троцкого Новый курс Немецкая революция и сталинская бюрократия Сталин. Том I IIСталин. Том I II Против Сталина: двенадцать лет оппозиции Ленин и старая Искра Национальное в Ленине О раненом (Ленине) Об умершем (Ленине)Об умершем(Ленине) Ленин и империалистическая война Лев Седов Обезглавление Красной армии Сталинизм и большевизм Умерла Крупская Условия социалистического строительства Шумиха вокруг Кронштадта








Достоинства Троцкого как оратора эффектная наружность, красивая широкая жестикуляция, могучий ритм речи, громкий, совершенно не устающий голос, замечательная складность, литературность фразы, богатство образов, жгучая ирония, парящий пафос, совершенно исключительная, поистине железная по своей ясности логика

Уретральные особи - природные вожаки, смысл существования которых сконцентрирован на сохранении и продвижении в будущее возглавляемого ими народа. У народа же, в свою очередь, есть готовность идти за этими вождями, отдавать жизни за принесённую ими мощную звуковую идею «равенства и братства»...

«...революция публична, эпична, катастрофична...»

Л. Д. Троцкий. Из статьи на смерть Есенина.

Нет необходимости судить историю. Это бесполезный труд. Так же, как оценивать с современных позиций поступки участников Октябрьского переворота и их последующие действия. Каждый человек, не исключая исторические личности масштаба Троцкого, создателя Красной Армии, проявляет себя в соответствии с характеристиками своих природных векторов.

Так, некоторые сочетания векторов дают в потенциале своим носителям заряд такой мощи, что при определённых условиях они способны внести грандиозные изменения во всемирный исторический процесс, который отразится на жизни не одного поколения и не в одной отдельно взятой стране, а будет перенесён через расстояния, взрывая затхлый обыденный повседневный мирок народов на всех континентах.

Уретрально-звуковая идея свободы, равенства и братства не имеет границ, и «коммунизма призрак по Европе рыскал» до тех пор, пока не нашёл своё пристанище, явившись «в Святую Русь, в кондовую и избяную...» Принесена была эта идея вождями большевиков - Лениным и Троцким. У полиморфа Троцкого наличествовал обширный набор векторов, полученных им от рождения, но прежде всего он - уретральный звуковик с оральностью. Такая связка уретральности и хорошего «верха» встречается крайне редко. Обладатель её способен изменить ход истории, внести в неё колоссальные перемены, повести за собой массы.

Обладает внутренней свободой - он над любым ограничением по факту своего рождения. Вынос этого состояния и распространение его на всю стаю выражается в приоритете внешнего над внутренним, общего над частным. В принятии этих ценностей - основы российского менталитета. Уретральные особи - природные вожаки, сам смысл существования которых сконцентрирован на сохранении и продвижении в будущее возглавляемого ими народа.

У народа же, в свою очередь, есть готовность идти за уретральными вождями, отдавать жизни за принесённую ими мощную звуковую идею, например, «равенства и братства», подниматься «на бой кровавый, святой и правый», всего лишь услышав воззвания Троцкого.

Великая Октябрьская Социалистическая Экспансия

Вожди революции понимали, что государственный переворот, успешно и почти бескровно проведённый в российской столице в октябре 1917-го, может захлебнуться, если не дойдет до самых удалённых окраин обширных российских просторов. Поддержанные городской беднотой и рабочим классом, они считали необходимым закрепление и удержание завоеваний революции.

Расколовшейся за время Гражданской войны Российской Империи требуется новое объединение. В 1919 году Троцкий - единственный, кто это понимает. Он выступает с чёткой, убедительной речью о необходимости воссоединения российских окраин: «Народ латышский...литовский... белорусский... хотят братского тесного союза... то же самое произойдет завтра с Эстляндией, Кавказом, Сибирью».

Дальновидность Троцкого заключалась в предложении создать Братский союз советских республик «без вражды, борьбы и свары одной нации с другой нацией». Этот союз, убеждал Лев Давидович, способен оказать поддержку Красной Баварии, из которой может разгореться пожар революции в остальной Германии, и как следствие будет создана «во всём мире единая советская республика всех народов!»

У Троцкого не было «спичрайтеров». Свои речи он писал сам вдохновенно и ярко, вкладывая в них всю уретральную страсть четырехмерного либидо, весь неуёмный темперамент и жар души, всю преданность революционного сердца, всю сумасшедшую веру в свою звуковую идею о мировой революции.

Продвижение уретральной революционной идеи одновременно с её физическим насаждением по принципу: «Кто не с нами, тот против нас» - был единственно возможной формой обеспечения победы большевиков повсеместно в России. Здесь речь шла не о выживании горстки участников переворота, а о кардинальном изменении жизни основной части населения страны - рабочих и крестьян.

Речевая экспрессия, решительный, краткий, понятный даже неграмотной массе слоган, упоение и убеждённость в правильности выбранной идеи выражались у Троцкого свойствами его орально-уретральной связки векторов, делая из него высококлассного «трибуна-главаря». Люди с хорошо развитым оральным вектором обладают «уникальным вербальным интеллектом» и способностью ухватить мысль на ходу, легко и убедительно выражая её в слове. Слово оральника способно разрушить любые препоны и сплотить миллионы.

Луначарский называл Троцкого едва ли не самым крупным оратором своего времени. Он мог вдохновенно выступать по 2-3 часа перед совершенно безмолвной, стоящей на ногах и зачарованно внимающей его политическим речам аудиторией. Если всякий оральник «способен превратить любую мысль, любую идею в предмет для всеобщего осмеяния», то в случае с Троцким идея революции была превращена им в предмет всеобщего поклонения.

Лозунги, придуманные выдающимся оратором, разлетались по всем фронтам, запоминались на митингах, распространялись дальше глашатаями Революции: «Ни мира, ни войны, а армию распустить», «Ни одной пяди земли без боя! Ни одной крупицы народного достояния врагу!»

«Наша армия ещё слаба», - объяснял Троцкий и тут же обращался с призывом:

«Пролетарии - на коня!»

1918 год. Молодая Советская Республика находится в кольце Антанты и белогвардейских движений. В стране не хватает оружия, солдат, профессионалов военного дела. Рабоче-Крестьянская Красная Армия уже давно «создана» на бумаге декретом за подписью Ленина. Большевики рассчитывали на высокую сознательность народных масс. За скудный паёк и денежное вознаграждение в 15 руб. в сутки в неё вяло записываются только безработные добровольцы.

Одновременно в России объявлен Красный террор. Ежедневно расстреливаются бывшие царские офицеры. Только что приехавший из Петрограда в Москву Троцкий назначается Лениным народным комиссаром по военным делам, способным решить трудности с созданием регулярной армии. Вновь назначенный нарком принимает неожиданное решение - провести амнистию и привлечь на свою сторону бывших царских офицеров.

Ставка была сделана верно: «Войной должны руководить профессионалы». Большинство младших офицеров, на которых делался упор, были выходцами из деревень и с фабричных окраин, дослужившихся «за царя и Отечество» от простых солдат до унтер-офицеров, пройдя хорошую школу в царской армии. Они говорили на одном языке с красноармейцами, смеялись над одними шутками, пели одни песни. Они были своими среди своих, таких же, как они сами, возвышаясь всего на несколько ступеней, благодаря личной отваге и храбрости, награждённые Георгиевскими крестами. Их авторитет был непререкаем.

Среди таких Георгиевских кавалеров, призванных унтерами в отряды Красной Армии, были , Георгий Жуков, Семён Буденный, Константин Рокоссовский, Родион Малиновский... будущие стратеги и маршалы Советского Союза.

Эта акция оказалась успешной. За Троцким, абсолютно невоенным человеком, с природным талантом уретрального вождя в облаке идейно-звукового ореола, подкреплённого убедительным оральным словом, не раздумывая пошло всё мышечное войско и уретральное офицерство, заложив фундамент для создания Красной Армии, ставшей впоследствии главной кузницей советских военных кадров.

Решение о заполнении вакансий старорежимными военными спецами встречает серьёзное сопротивление среди некоторых членов Политбюро. Они уверены, что от бывших царских офицеров, как от врагов и классово чуждых элементов, нужно отказаться, опираясь только на революционную армию. Этого же мнения придерживался . Несогласие в данном вопросе стало одним из камней преткновения в последующих отношениях между двумя большевиками.

Троцкого обвиняют в формировании заградотрядов, введении децимации - казни каждого десятого сбежавшего с поля боя, взятии в качестве заложников семей военнослужащих, в незаслуженной жестокости и репрессиях, не понимая, что уретральный вождь, каковым являлся Лев Давидович, не приемлет ограничений законом или моралью, если речь идёт о выживании стаи.

Введение жёстких мер для поддержания порядка и дисциплины в только что созданной Красной Армии было необходимым и единственно верным условием, чтобы отстоять дело Революции и избежать территориального дробления государства, не позволить растащить окружённую со всех сторон врагами Россию на куски. Жестокие расправы с предателями, саботажниками, дезертирами - это тоже своего рода уход «за флажки» принципов общечеловеческой нравственности и этики мирного времени. В условиях войны уретральный вождь диктует свои правила: уничтожению подлежит всё, что мешает или сопротивляется выживанию большинства.

За каждым перешедшим на сторону красных бывшим царским офицером устанавливался неусыпный контроль одного политкомиссара в трёх лицах - идеолога и пропагандиста для солдат, надсмотрщика за командиром, информатора для Председателя Реввоенсовета. Наиболее ярким примером в истории Гражданской войны является «дуэт» Василия Ивановича Чапаева и его политрука Дмитрия Фурманова.

Несомненно, полная победа на фронтах Гражданской войны и сохранение целостности недавно созданного государства - это заслуга Троцкого. Почти сразу после своего назначения он начинает широко применять различные моральные и материальные способы поощрения бойцов и командиров. Вводится новая красноармейская атрибутика, система наград, почётно-революционных знамён ВЦИКа. Комплект кожаного обмундирования, предназначенный для технических авиационных войск или красные кавалерийские шаровары, как ни забавно это сегодня звучит, были предпочтительнее любого ордена. При отсутствии единой униформы ими награждали особо отличившихся солдат и командиров.

Даже текст Воинской Присяги, написанный самим Троцким 95 лет назад, с некоторыми поправками существует до сих пор. Сегодняшние солдаты по нему присягают на верность своей Родине – Российской Федерации.

Любой уретральный вождь хорошо понимает психологию мышечного войска, его нехватки. Троцкий активно участвует в жизни Красной Армии, не оставляет её на фронтах. Его бронепоезд, оснащённый самыми современными средствами связи – телеграфом и радио - рассекает просторы России, оказываясь везде, где проложена железная дорога. Троцкий становится самым известным и популярным среди командиров и солдат. Присутствие наркома-вождя дополнительно поднимает моральный дух мышечного войска, делая его непобедимым.

Мы на горе всем буржуям мировой пожар раздуем

Имя Троцкого неразрывно связывают с идеей перманентной революции, которую необходимо «…сделать непрерывной до тех пор, пока все более или менее имущие классы не будут устранены от господства, пока пролетариат не завоюет государственной власти». Октябрьская революция 1917 года в России, по мнению Троцкого, не могла носить завершённый характер, а являлась только первым шагом на пути к всемирной социалистической революции.

Пролетариат представлял лишь незначительную часть от всего населения России, а преобладание «огромной массы мелкобуржуазного по своему характеру крестьянства» способно привести к «реставрация капитализма», - предупреждал Троцкий. Защитить эти завоевания можно было только в случае перманентной революции, которая перекинется на страны Европы, где победивший западный пролетариат поможет выстоять пролетариату России в классовой борьбе.

Ленин тоже считал мировую революцию «делом ближайших дней». Однако пассивность западного пролетариата, несговорчивость мелкой буржуазии, на которых собирались опираться будущие революционеры международного масштаба, появление бюрократических тенденций в Советском правительстве изменили планы. Идея мирового господства пролетариата была временно снята с повестки дня: «Революции не приносятся на штыках Красной Армии!» (Троцкий).

«Милитаризация труда». Трудармия Троцкого

У части историков складывается ложное впечатление, что после Гражданской войны Троцкий оказался не у дел, но это не так. Это не что иное, как умышленное замалчивание и сведение роли организатора и создателя РККА на нет. Троцкий фонтанирует идеями: трудармия, продналог, коллективизация, профсоюзы, строительство железных дорог, создание Братского союза... Многие из них потом (не всегда удачно) будут реализованы Сталиным.

Любая война оставляет после себя разрушенное хозяйство и неприкаянное войско, отвыкшее от мирного созидательного труда. Закончившаяся Гражданская «демобилизовала» более 50 тыс. мужчин, которых нужно было куда-то пристраивать: кормить, одевать, предоставлять жильё и работу. Во избежание начинавшегося мелкого грабежа и без того обнищавших городов и деревень, воровства и прочих преступных действий среди уволенных в запас красноармейцев - рабочих и крестьян, Троцкий предлагает создать Трудармию, называя этот процесс милитаризацией труда.

Прежде, чем мышечный бывший воин из состояния «ярость» перейдёт в своё второе состояние мирного пахаря - «монотонию», ему необходимо пройти некую адаптацию. Трудармейцы занимались строительством железных дорог, заготовкой леса, расчисткой территорий под новое строительство так, как это описано в романе Николая Островского «Как закалялась сталь». В тех условиях идея милитаризации труда сработала, встав буфером перед возможными массовыми беспорядками и бандитизмом.

Проанализировав работы и действия Троцкого, можно увидеть, что он один из немногих членов Правительства по-уретральному становится первопроходцем во всём, что касается перехода страны на мирные рельсы. Ему, много ездившему по фронтам в период Гражданской войны, не могло не бросаться в глаза бедственное положение крестьян, хозяйства которых были обложены продразвёрсткой. Это было настоящее ограбление деревни.

Несмотря на то, что продразвёрстка для содержания армии была более выгодна, Троцкий предлагает заменить ее продналогом. При такой форме отношений происходит заём зерна у крестьянина, его продажа, а на вырученные деньги становится возможной покупка промышленного оборудования для города. При этом Троцкий настаивает на обязательном возврате долга в деревню.

Он понимает, что Россия - страна аграрная, и на сознание нельзя делать ставку в вопросах государственной политики и хозяйствования. Опора любой экономики - пролетариат. Троцкий уверен, что «мощное развитие государственной промышленности» возможно только в рабоче-крестьянском союзе, но в первую очередь, нужно «обеспечить крестьянина всем необходимым, подготовить почву для включения крестьянина в общую систему социалистического хозяйства…»

Троцкий признавал рабоче-крестьянские отношения как основу смешанной экономики, которая до сих пор существует в России. Вот в этом и состоит пресловутое понятие слияния города и деревни.

«Пьяный бюджет... уступок быть не может»

В России не раз проводилась программа по продаже водки для укрепления государственного бюджета. В начале 1920-х Троцкий был единственным членом Политбюро, возражавшим против введения такой акции. Он считал неразумным и преступным спаивать рабочих ради пополнения государственной казны. Из системно-векторной психологии известно, что рабочий - это тот же мышечник, бывший сельский житель, переселившийся в город.

Сам по себе мышечник, не являясь пьяницей и не имея особой тяги к употреблению алкоголя, в определённых условиях, а именно ведомый , способен поддаться спаиванию. уже во втором поколении приводит к угасанию генофонда нации, а значит к серьёзным демографическим изменениям этноса. «Развить, укрепить, организовать, довести до конца антиалкогольный режим в стране возрождающегося труда - такова наша задача...Тут уступок быть не может», - призывал Троцкий.

Восьмичасовой рабочий день как завоевание революции вносит «радикальную перемену» в быт пролетариата, высвобождая «две трети суток от фабричного труда». Троцкий беспокоится о том, чем мышечнику, легко ведомому по своей природе, заполнить эту физическую пустоту. «Чем производительнее использованы восемь часов труда, тем лучше, чище, гигиеничнее могут быть обставлены восемь часов сна, тем содержательнее, культурнее - восемь часов свободных». Эти восемь часов не должны быть потрачены на пьянство.

Коллективизм - природный стержень мышечника, определяющего себя как «мы». Пользуясь этой особенностью российского менталитета, Лев Давидович видел воспитание человека нового образца и его дальнейшее существование только в группе, прививающей личности коллективные ценности. Надо сказать, что этот опыт удался, и в СССР был действительно сформирован новый тип людей с высокой сознательностью и «чувством локтя», иронично названный на Западе «Homo soveticus».

Троцкий даже предлагает ввести повсеместное общественное питание, считая его полезнее домашнего. В семейных и обычных столовых порицалось употребление алкоголя. Лев Давидович считал, что следует устранить всякий быт как пережиток крепостной семьи, при котором неизвестно, что творится за стенами жилища. Выведение человека из патриархальных семейных отношений наружу в общественную жизнь, приучение нового гражданина страны к новым советским обрядам, праздникам, традициям, здоровому и культурному образу жизни - стало одной из задач Комсомола, поставленной перед ним Троцким.

Это же касалось всех остальных, обслуживающих семью, общественных институтов - яслей, детсадов, школ и пр. Троцкий призывал Комсомол «поднять 135-миллионную семью Советского Союза» из традиционных форм быта, подключая культуру, образование и обязательно кинематограф для удовлетворения эстетических потребностей человека, потому что при «деловом подходе киномонополия может сыграть для оздоровления наших финансов роль, сходную с ролью водочной монополии для царской казны». Он предлагал соединить «высокие американские техники» с российским коллективизмом и на этой базе создать новую модель общественных отношений.

Троцкого нередко обвиняют в ненавистничестве к русской культуре, ссылаясь на то, что он видел её «жалким подражанием мировым стандартам». При этом мало кому известно, что Лев Давидович являлся, пожалуй, единственным из членов Политбюро, по-настоящему ценившим творчество русских-советских поэтов и писателей. Один из примеров тому - его восхищение поэзией Есенина, смерть которого произвела на Троцкого сильнейшее впечатление, выразившееся в некрологе словами: «Сорвалось в обрыв незащищённое человеческое дитя».

Психоанализ и педология Троцкого

В изменившейся модели государственного устройства новая идеология молодой Страны Советов предполагает формирование нового человека по определённому образу и подобию. Начало было положено антиалкогольной пропагандой, которая отражалась на взрослых. Новыми гражданами свободного социалистического общества должны были стать дети.

Находясь за границей, Лев Давидович познакомился с Фрейдом и заинтересовался его психоанализом, хотя сам психоанализ был известен в России ещё до революции. Позднее большевики пытались соединить его с идеей построения нового общества новыми людьми. Фрейдистская теория не противоречила революционной идеологии и естественным образом курировались руководством страны и самим Троцким.

В Советской России были созданы психоаналитические общества, располагавшиеся в Казани, Москве, Петрограде. Позднее они были объединены. Одной из самых заметных фигур советского психоанализа стала Сабина Шпильрейн. Благодаря ей, была создана Советская ассоциация психоаналитиков, вошедшая в международную фрейдистскую Психоаналитическую ассоциацию. Родившаяся на стыке фрейдизма и педологии, внедрение которой также активно поддерживалось Львом Давидовичем, идея коллективного воспитания детей позволила развить в СССР отличную систему яслей и детских садов.

Исследования проводились на базе экспериментального «Детского дома», где жили дети руководителей страны, которых Троцкий предлагал «разбавить» детьми из семей рабочих. На основе этих исследований была даже создана новая «специфически советская наука о методах переделки человека в детском возрасте» - отечественный вариант педологии. В школах проводились «психологическое тестирование, комплектации классов, организация режима».

Естественно, как всегда, не хватало специалистов, и, возможно, поэтому нельзя не отметить некоторые перекосы в работе исследователей. В то же время сложно исключить тот факт, что психоанализ сыграл свою позитивную роль в воспитании детей первых лиц страны, не оказавшихся, так называемой, «золотой молодёжью», а ставших учёными, врачами, профессиональными военными, лётчиками-испытателями, многие из которых, как и большинство советских людей их возраста, отдали свои жизни в борьбе с фашизмом.

После высылки Троцкого из СССР в 1936 году, психоанализ и любое о нём упоминание были запрещены, а издававшиеся в России с 1904 года работы Фрейда изъяты. Советская фрейдистская школа уничтожена. Сабина Шпильрейн и обе её дочери были расстреляны фашистами в Ростове в 1942 году.

Лев Троцкий - упущенный шанс русской революции?

Не исключено. Ведь он никогда не вёл закулисной борьбы и не претендовал на место главы государства, убирая соратников. Он просто выполнял работу, которую поручала ему ВКП(б), лучше других понимая потребности и нехватки советского народа. В мирное время именно он призывал к дискуссии в Правительстве вместо резких осуждений и кровавых репрессий, ведь в «состоянии мира» у уретрального вождя совсем другие заботы о стае.

Неизвестно, был ли кто-то еще в истории российского государства, кто бы столько же преуспел сделать за недолгий срок своего пребывания в Политбюро, как Троцкий.

Он был человеком, создавшим вместе с Лениным на огромной российской территории государство новой формации, просуществовавшее более 70 лет. Им были созданы Красная Армия, Наркомат путей сообщения, возглавлены научно-техническое управление при Высшем Совете Народного Хозяйства и концессионное управление, так как он считал, что нужно налаживать торговые отношения с внешним миром, он строил ДнепроГЭС, писал статьи о литературе и в собственных работах пытался проанализировать плюсы и минусы хода исторических и революционных событий.

По сей день существуют попытки выяснить, кем был один из самых выдающихся людей XX века Лев Давидович Троцкий - ангелом или демоном. Ему приписывают факты, которых не было, речи, которые им не произносились. При этом умышленно забывают о том, что он действительно сделал для отсталой аграрной России, в которой безграмотность среди крестьян составляла 80%, среди пролетариата – 60%, на национальных окраинах - 99,5%.

В России его имя по сей день овеяно ложью, поступки фальсифицированы, его лучшие деяния приписаны другим. На Западе Лев Троцкий один из самых популярных политиков и идеологов прошлого столетия. Его книги вдохновляли не одно поколение революционеров во всём мире, о нём спорят, обвиняя и разоблачая, восхищаясь и подражая. Троцкий - это человек великих талантов, недюжинных способностей. Таких титанов в нужный исторический момент способна рождать только русская степь. Они, подчиняясь своей бескорыстной уретрально-звуковой сверхзадаче «рывок в будущее для счастья всех людей», становятся во главе стаи и влекут её за собой в то самое светлое будущее, где сказка способна оказаться былью.

Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология »

Троцкий. Мифы и личность. Юрий Емельянов

Спасибо, что скачали книгу в бесплатной электронной библиотеке http://filosoff.org/ Приятного чтения!

Троцкий. Мифы и личность. Юрий Емельянов.
ПРЕДИСЛОВИЕ.
Первого мая в центре Москвы возле памятника Карлу Марксу, как всегда в этот день года, было многолюдно. Множество транспарантов, красных знамен, плакатов, сделанных от руки, свидетельствовали о том, что здесь проходит митинг. Однако это собрание не было однородным. На некотором удалении от участников митинга стояли группы людей, явно не разделявших взглядов большинства, но пришедших сюда, чтобы пропагандировать свои идеи. В одной из таких групп выделялся высокий парень славянской внешности с огромным красным флагом в руках. На его белой футболке красовался профиль пышноволосого человека в очках и с бородкой. Под портретом – подпись латинскими буквами: «Leon Trotsky». Здесь собрались последователи троцкизма.
А на плакатах «национал-державной партии» были проклятия в адрес «евреев-комиссаров, захвативших Россию» в октябре 1917 года, перечислялись их имена и первым значилось имя Троцкого.
Стремясь изобразить эпохальные события мировой истории, разные во всех отношениях художники, мексиканец Диего Ривера и русский Илья Глазунов, создали композиции, заполненные огромным количеством человеческих лиц и фигур. И создатель настенной росписи во Дворце изящных искусств в Мехико Ривера и творец картины «XX век» Глазунов сошлись в одном: в их работах присутствует изображение Троцкого. Художники выразили общую мысль: без Троцкого трудно представить себе бурные и противоречивые события недавно завершившегося столетия.

Через 60 с лишним лет после смерти Троцкого и через 70 с лишним лет после его изгнания из Москвы споры вокруг его личности не прекращаются. И это говорит о том, что многие проблемы и конфликты XX века перешли в новый век и новое тысячелетие. И не случайно фигура Троцкого и в XXI веке возбуждает острые и разноречивые суждения.

Имя Троцкого обрело всемирную известность осенью 1917 года. Описывая эти события в книге «Десять дней, которые потрясли мир», американский журналист Джон Рид оставил немало ярких зарисовок Троцкого, в которых он был изображен блистательным трибуном победившей революции. В первые годы после Октябрьской революции имя Троцкого гремело по всей России. В праздничных колоннах демонстранты несли огромные портреты Троцкого рядом с портретами Ленина, а речи на собраниях завершались здравицами в честь Ленина и Троцкого.

Однако прошло несколько лет и с середины 20-х гг. имя Троцкого стало склоняться в ходе острой полемики внутри правящей коммунистической партии в связи с обвинениями его в раскольнической деятельности. Слова «троцкизм» и «троцкист» стали синонимами идейно-политической неблагонадежности.

В середине же 30-х гг. Троцкий был обвинен в руководстве антигосударственным заговором с целью установления бонапартистской диктатуры, реставрации капитализма, расчленения СССР и передачи его территорий Германии и Японии. Карикатуристы того времени изображали «Иуду-Троцкого» с кровавым топором и в наполеоновской треуголке, пресмыкающегося перед руководителями гитлеровской Германии.

Впоследствии на протяжении всей советской истории в школах и высших учебных заведениях преподаватели рассказывали учащимся о вреде троцкизма, а те заучивали названия всевозможных оппозиционных групп, возглавлявшихся Троцким.

В это время иные оценки Троцкому высказывались лишь за пределами СССР. Историк Исаак Дейчер в своей трилогии («Вооруженный пророк», «Разоруженный пророк» и «Изгнанный пророк») попытался оправдать Троцкого. Окружив личность Троцкого ореолом пророка, Дейчер убеждал своих читателей в том, что троцкистская альтернатива развития Советской страны более отвечала социалистическому идеалу, чем восторжествовавший сталинский путь развития.

В конце 80-х – начале 90-х гг. эти идеи были подхвачены и в нашей стране. Наиболее полное выражение они нашли в трудах Вадима Роговина (например, в его книге «Была ли альтернатива? «Троцкизм»: взгляд через годы»).

Изменили отношение к Троцкому и те, кто не разделял идеи троцкизма и не верил в продуктивность троцкистской альтернативы. Хотя в своей серии «Вожди» Д.Д. Волкогонов осудил деятельность Сталина (за измену дела Ленина), затем и Ленина (за антигуманизм), в отношении Троцкого генерал и историк был не столь однозначен. Заметив, что «Троцкий – пленник ложной утопической идеи мирового революционного пожара», Волкогонов все же согласился с Дейчером, назвав Троцкого «оракулом и пророком» революции. Однако, по мнению Волкогонова, «главная заслуга Троцкого: он первым разглядел Сталина и сталинизм изнутри и боролся с ним до конца». Видимо, это обстоятельство во многом извиняло Троцкого в глазах Волкогонова за его приверженность к «ложной утопической идее» и позволило историку сказать немало теплых слов в его адрес.

Резкие перемены в оценках Троцкого в течение XX столетия вынуждали некоторых людей объявлять, что он остается еще неразгаданной личностью. Видимо, по этой причине книга Валерия Краснова и Владимира Дайнеса о Троцком, вышедшая в 2000 году, была опубликована под заглавием «Неизвестный Троцкий». В то же время авторы старались доказать, что собранные ими материалы не только заполняют вакуум в представлениях о Троцком, но и позволяют вынести ему высокую оценку: сравнение его полководческой деятельности в годы Гражданской войны с блистательными победами Наполеона на полях сражений.

Несмотря на различия в оценках Троцкого, у многих авторов нет сомнения в значительности этой фигуры в истории. Некоторые историки ставят его в один ряд с такими руководителями Советского государства, как Ленин и Сталин. Но ведь Троцкий не был основоположником большевистской партии, а боролся против большевизма начиная с 1903 года до середины 1917 года. Троцкий не находился столь долго в руководстве Советского государства, как Сталин, а боролся против Сталина с 1918 года до самой своей смерти в 1940 году. Видимо, высокая оценка Троцкого связана с тем, что, борясь то против Ленина, то против Сталина, он олицетворял несостоявшуюся альтернативу Ленину и Сталину. Поэтому его деятельность стала предметом самых различных гипотетических предположений о возможном троцкистском варианте развития истории нашей страны.

Следует также учесть, что Троцкий вышел на мировую авансцену в период бурных событий Октябрьской революции и Гражданской войны, а потому олицетворял страсти и иллюзии тех грозовых лет. Последствия этих эмоциональных оценок чувствуются и поныне. Все эти обстоятельства способствовали тому, что рассказ о реальной деятельности Троцкого оказался перегруженным домыслами, а сам Троцкий стал предметом мифотворчества, превратившись для некоторых в «пророка», а для других – в зловещего «демона революции».

Кем же был Троцкий? Какие силы вынесли его на гребень российских революционных волн, а затем превратили в фигуру мирового масштаба? К чему стремился Троцкий? Каковы были последствия его реальной деятельности и мифов, сложившихся вокруг него?

В настоящее время есть немало документальных свидетельств о жизни и деятельности Троцкого. Он написал автобиографию, в которой подробно описал свою жизнь. Большинство его наиболее значительных речей начиная с 1903 года были застенографированы. Его статьи, приказы и распоряжения были опубликованы еще при его жизни и изданы немалыми тиражами. Его замечания на заседаниях высших государственных органов власти были зафиксированы в протоколах. Многие люди оставили личные воспоминания о встречах с Троцким.

Но окончательная разгадка личности Троцкого еще впереди. Многое о связях Троцкого с сильными мира сего могли бы рассказать архивы главного наставника Троцкого и его соратника, одного из наиболее загадочных людей XX века Александра Парвуса (Израиля Гельфанда). Однако, когда наследники таинственного финансиста и социал-демократа России и Германии стали разбирать бумаги покойного, то оказалось, что в них почти ничего нет. Исчезли даже его личные фотографии. Видимо, покойник или его душеприказчики позаботились о том, чтобы ничто не могло раскрыть сокровенных тайн наиболее влиятельных всемирных финансовых и политических кругов.

Скрыты и документы масонских организаций, о связях Троцкого с которыми было немало сказано в печати. Неизвестно, сохранились ли еще документы в различных странах, которые могли бы осветить разнообразную международную деятельность Троцкого.

И все же на основе имеющихся свидетельств можно попытаться реконструировать подлинный портрет Троцкого, устранив ретушь, с помощью которой он и его поклонники старательно скрыли все неудобные черты его личности и компрометирующие его связи. Попытавшись понять истинную природу Троцкого, можно разгадать и природу мифов о нем, которые до сих пор прямо или косвенно влияют на современную жизнь.

СЫН ДРЕВНЕГО НАРОДА

Лев (Лейба) Давидович Троцкий (Бронштейн) родился в небольшой деревне Яновка в степях южной Украины 7 ноября 1879 года (по западноевропейскому календарю), ровно за 38 лет до начала Октябрьской революции. В своей автобиографии Троцкий напомнил, что в год его рождения в России произошли крупные теракты против царя Александра II, канцлер Германии Бисмарк добился принятия рейхстагом законов против социал-демократов и подписал договор с Австро-Венгрией, а Луи Блан и Виктор Гюго потребовали от французского парламента амнистии для парижских коммунаров. Однако, как замечал автор, «ни парламентские дебаты, ни дипломатические акты, ни даже динамитные взрывы не доносили своих отголосков до деревни Яновки, в которой я увидел свет и провел первые девять лет своей жизни».

Казалось, что судьба обрекла Лейбу Бронштейна на постоянное пребывание в изолированной от мира деревне и его жизнь могла стать такой же, как у Соломона, одного из обитателей постоялого двора на юге Украины, в котором побывал во время своего путешествия герой чеховской повести «Степь» Егорушка. Трудно сказать, встретил ли великий русский писатель во время поездки по южноукраинской степи в 1887 году человека, который внешне походил на будущего председателя Реввоенсовета Республики, однако нельзя отделаться от впечатления, что Чехов, описывая Соломона, держал перед глазами фотографию Троцкого, которая была воспроизведена на обложке первого тома биографической трилогии, написанной Исааком Дейчером: «Теперь при свете лампочки можно было разглядеть его улыбку; она была очень сложной и выражала много чувств, но преобладающим было одно – явное презрение. Он как будто думал о чем-то смешном и глупом, кого-то терпеть не мог и презирал, чему-то радовался и ждал подходящей минуты, чтобы уязвить насмешкой и покатиться со смеху. Его длинный нос, жирные губы и хитрые выпученные глаза, казалось, были напряжены от желания расхохотаться».

Именно эти черты – злая ирония, насмешливость – постоянно присутствуют в зарисовках Троцкого, сделанных под свежим впечатлением Джоном Ридом в 1917 году в его знаменитой книге: «Худое заостренное лицо Троцкого выражало мефистофельскую злобную иронию». Троцкий выступает на II Съезде Советов 26 октября: «На его губах блуждала саркастическая улыбка, почти насмешка». В тот же день: «На трибуну поднялся спокойный и ядовитый, уверенный в своей силе Троцкий». Злая ирония, ядовитый сарказм настолько были характерны для выражения лица Троцкого, что Джон Рид постоянно отмечал насмешливо-презрительную гримасу на его лице.

Казалось, что постоянная готовность делать ядовитые, презрительные заявления, закрепили на лице Троцкого соответствующую гримасу, подмеченную делегатом II съезда РСДРП Медемом: «Троцкий был похож на свою сестру (жену Каменева). Правда, она была черноглазой, а его глаза были светло-серыми, – но оба выражением лица напоминали хищную птицу. У него был сильно очерченный рот, большой, кривой, кусающий, наводящий страх… Он обладал острым языком, опережавшим его

pravda1917 в Троцкий как оратор

Раненый солдат стал рассказывать своим товарищам про вчерашний митинг в цирке Чинизелли, где с большой речью выступил Троцкий:
— Ну, братцы, и оратор же этот Троцкий. В голосе у него есть звон — как набат. Он говорил о мировом социализме... Тогда не будет ни бедных, ни богатых... Говорил еще про Временное правительство, которое является правительством капиталистов и помещиков, поэтому нам с ним не по дороге. Мы должны создать свое социалистическое правительство рабочих и крестьян. Троцкий еще сказал, что нужно отнять фабрики и землю и передать бесплатно рабочим и крестьянам в общее пользование.
Рассказ раненого солдата произвел впечатление на пассажиров. Он возымел такое действие, будто ударил гром среди ясного неба . Его окружили женщины и стали рассматривать серебряный крест и больную руку.

Вдруг раздался мощный голос дьякона, и все стихли:
— Православные, — сказал он. — Троцкий — человек не русский, а иудей. Он и веры не христианской, а иудейской. Опомнитесь, православные! Христианам нельзя идти за иудеем. Это нам запрещают Господь Бог и православная церковь. ..

В наступившей тишине сердца бились в тревоге. Однако в напряженной тишине раздался звонкий, молодой голос студента-путейца.

— Вы не правы, отче, — сказал он. — О человеке надо судить не по его национальности и вере в Бога, а по тому, что он сеет на земле — добро или зло. Иисус Христос тоже был иудей, а ему поклоняется половина человечества. Если Троцкий принес на землю добро, то за ним пойдут миллионы людей.

Люди облегченно вздохнули. Будто гроза прошла стороной. На студента смотрели с благодарностью. Он сумел погасить в душе слушателей упреки совести и разрешил сомнения, волновавшие их. Этот разговор в конке запомнился мне на всю жизнь и глубоко запал в мою юную душу. Я с большой радостью понял тогда, что у российского трудового народа есть мужественный защитник в лице Троцкого, который пойдет на смерть за народное счастье.

Однажды машина Троцкого заехала в расположение войск батьки Махно. Машину мгновенно окружили махновцы. Они предложили Троцкому, Глазману и водителю выйти из автомобиля. В эту минуту жизнь всех троих висела на волоске. Дула винтовок были в упор направлены на них, и только чудо могло спасти их от смерти.
И чудо произошло . Сверкая своими огненными глазами, Троцкий поднялся на крыло автомобиля. Все винтовки и пистолеты повернулись на него. А он быстрым жестом рассек воздух поднятой рукой и произнес короткую и пламенную речь. Результат был удивительный. Повстанцы кричали: «Да здравствует Троцкий!» Подняли его на руки и качали. После этого они все до одного перешли в Красную Армию — за Троцким.
Теперь это покажется невероятным, но тогда было так... (

Похожие статьи

© 2024 liveps.ru. Домашние задания и готовые задачи по химии и биологии.