Типы капителей. Значение слова «капитель


Хотите нечто подобное? Звоните обсудим… Девяткин Александр — скульптор

Колонна из бетона. Изготовление на заказ

Конструктивно, предлагаемые колонны, могут быть из двух половинок соединённых горизонтальным швом. Либо из сегментов, где руст (ствол колонны) скрепляется горизонтально, наставленными друг на друга сегментами. В первоначальном виде их делают из гипса. Потом формуют для изготовления архитектурных деталей из любого материала.

из сегментов выглядят массивно и внушительно. А также могут иметь абсолютно любую высоту.

Руст колонны может быть с каннелюрами (продольными резными желобками), гладким (без швов), или с рельефным орнаментом.

Колонны так же могут быть исполнены под или изготовлены банально из или . В руках мастера вы можете не отличить от натурального мрамора. В принципе, такие колонны, можно также назвать декоративными колоннами.

Подробнее о колоннах, а так же к какому ордеру они принадлежат можно узнать скользя вниз по странице.

Капители

Капители (верхние завершения колонн) могут быть вылеплены по желанию заказчика и по предлагаемым эскизам. Классические капители бывают в дорическом (простые в орнаментах), ионическом (сложнее) или коринфском (сложные) ордерах. Ажурные капители выполняется с наборными отдельно листьями и выглядит воздушно. Большие капители, выполненные в полимер бетоне, конструктивно легкие и прочные. Создают меньше сложностей с монтажом. О полимербетоне вы можете узнать на странице «Лепнина полимербетон».
Капители так же как и колонны, могут быть исполнены под искусственный (оселковый) мрамор.

ГРЕЧЕСКИЙ ДОРИЧЕСКИЙ ОРДЕР

Название дорического ордера происходит от наименования дорийских племен, вторгшихся в Эгейский мир с севера на рубеже XII-XI вв. до н.э. и поло¬живших конец преобладанию ахейцев в крито-микенской культуре. Дорийцы расселились, в основном, в материковой Греции, на этой же территории складывается и дорический ордер .

Каменные ордерные постройки как целостные и художественно выверенные композиции, обобщившие строительные традиции и образы деревянной архитектуры, появляются в начале VI в. до н.э. Традиционно все исследователи, начиная с Витрувия, образно сравнивают пропорциональный строй дорического ордера со строгой мужской красотой, подчеркивая тем самым его монументальный, мощный и торжественный характер. Витрувий писал, что дорический ордер подражает «голой и неокрашенной мужской красоте». Зная отношения греков к красоте человеческого тела, можно сказать, что Витрувий имел в виду красоту спортсмена-олимпийца, героя и, в конечном счете, олимпийского бога.

Дорический ордер скуп в применении декора , он сам является основным выразительным элементом строения - в той же степени, что и конструктивным.

Особенности греческого дорического ордера

В дорическом ордере колонны лишены базы, они устанавливаются непосредственно на стилобат. Дорические колонны достаточно массивны: в первоначальных каменных постройках отношение их диаметра к высоте колебалось около 1:4,5-1:5. В дальнейшем пропорцияколонны становились бо¬лее легкими, в величайших произведениях греческой архитектуры соотношение составляет 1:5,48 как в ордере Парфенона и Пропилеев, но никогда не достигает изящества ионического ордера. Стволколонны (фуст) суживается кверху от самого низа, но не равномерно. Заметное сужение начинается примерно с 1/3 высоты ствола, визуальная «припухлость» колонныв этой части называется энтазис.

Поверхность колонны усложнена каннелюрами (каннелюра - французское слово, дословно означающее «желобок»). В дорическом ордере каннелюры неглубокие, с острыми гранями, одна каннелюра непосредственно переходит в другую, не оставляя гладкой цилиндрической поверхности ствола. Обычное количество каннелюр в постройках классического периода - 20.

Капитель (от позднелатинского - головка) - венчающая часть колонны или пилястры, на которую визуально опираются расположенные выше несомые элементы. В дорическом ордере капитель отделяется от ствола горизонтальными врезами гипотрахелиона или шейки, таких врезов бывает от 1 до 4. Сама дорическая капитель состоит из двух частей: эхина и абаки.

Абака (по-гречески - стол) - квадратная в плане плита, изображающая элемент, который подкладывали под балку (архитрав) при сооружении деревянных предшественников ордера.

Эхин (по-гречески буквально «морской еж», из его раковины изготавливали сосуды, сходные по форме с данной частью капители) - круглый в плане элемент, напоминающий подушку или усеченный конус. Его роль заключается в передаче нагрузки от прямоугольных частей антаблемента на круглый ствол колонны. Нижняя часть эхина украшалась врезными профилированными поясками - ремешками, количество которых варьировалось от одного до пяти.

ГРЕЧЕСКИЙ ИОНИЧЕСКИЙ ОРДЕР

Название ионического ордера происходит от родственных дорянам ионийских племен, заселивших материковую Грецию. Ионический ордер складывается позже дорического. Хронологически более ранний, так называемый мало-азийский вариант в своем первоначальном виде (без фриза) появляется в середине VI в. до н.э.

Аттический вариант впервые возникает в 525 г. до н.э. в сокровищницах, построенных ионийскими городами в Дельфах. Дальнейшее развитие аттического ионического ордера происходит уже в V в. до н.э. при сооружении ансамбля Афинского Акрополя, где эта ордерная система получает свое наивысшее развитие (так же, как и дорический ордер).

В ионическом ордере исследователи традиционно усматривают подражание или, быть может, сходство с утонченной, изысканной женской красотой, дополненной разнообразными украшениями. В классическую эпоху греки не изображали женское тело обнаженным - такие произведения либо принадлежат эпохе эллинизма, либо вообще являются римской копией (репликой) греческих произведений.

Достоверно не известно, пытались ли греки передать в ордерных композициях принципы мужского и женского начала, можно лишь утверждать, что такие ощущения классические ордера вызывают у многих поколений исследователей и зрителей.

Особенности ионического ордера

Ионический ордер существует в двух основных вариантах: малоазийском и аттическом. Основным считается малоазийский ионический ордер, первоначально сложившийся без фриза. Аттический вариант появился позднее как модификация первоначального, малоазийского. Естественно, что у обоих вариантов есть много общих черт, объединяющих их в единую ордерную систему. Основанием ионического храма, так же как и дорического, служил стереобат. Чаще всего он имел три ступени, но иногда делался более высоким многоступенчатым, а в отдельных случаях мог иметь ступени только со стороны главного фасада, при этом с трех остальных сторон основание ограждалось вертикальными стенками. Такое основание получило распространение в римской архитектуре (поэтому оно называется латинским словом подий, что в переводе означает высокое основание).

Колонна ионического ордера, в отличие от дорического, делится на три части: база (т.е. основание - французское слово, восходящее к греческому первоисточнику), ствол, капитель.

База, являющаяся опорной частью колонны, нередко сама опирается на квадратную в плане плиту - плинт (что и означает по-гречески плита), который не считается обязательным элементом. База и в малоазийском, и в аттическом вариантах состоит из одних и тех же чередующихся выпуклых и вогнутых элементов. Выпуклые элементы базы - полувалы, или торусы, часто украшались орнаментальной порезкой («плетенкой») или горизонтальными желобками, по смыслу аналогичными каннелюрам.

Вогнутые элементы - скоции (что по-гречески означает «темнота») - обычно оставались гладкими. Образно база изображает сжимающее усилие, которое передается от ствола колонны основанию храма. За счет различного композиционного соподчинения скоций и торусов и за счет различных переходов от одного элемента к другому зодчие в Аттике и Малой Азии создавали очень различные по характеру базы, которые совершенно по-разному выражали тектонику работы основания колонны.

Ионическая колонна стройнее дорической по пропорциям: ее высота в эпоху архаики равнялась восьми диаметрам (1:8), а позднее превышала девять диаметров (например, 1:9,52 в портике восточного фасада Эрехтейона). Утонение ствола кверху также было меньше, чем в дорическом ордере, энтазис либо отсутствует, либо выражен очень слабо. Поверхность ствола колонны обрабатывалась 24 каннелюрами, представлявшими в плане половину окружности (или часть эллипса), причем борозды отделялись друг от друга полосками цилиндрической образующей ствола (дорожками). Благодаря более глубоким бороздам и выраженным граням дорожек, игра светотени на ионических колоннах гораздо эффектнее, чем на дорических.

В стремлении к легкости и изяществу ордерных композиций греческие зодчие расставляли колонны необыкновенно широко, вплотную приблизившись к предельным конструктивным возможностям материала. Так, в храме Геры Самосской, например, интерколумний достигал 8,47 м - для древности это очень значительный пролет.

Ионическая капитель, в отличие от достаточно однотипной дорической капители, встречается в значительном количестве вариантов. Капительсостоит из прямоугольной в плане абаки, которая только к концу VI в. до н.э. приближается к квадрату. Ионическая абака много тоньше дорической и выглядит почти как дощечка, подкладываемая под балку.

Под абакой располагаются подушка с волютами (волюта по-итальянски - завиток) и эхином. Волюты, называемые иногда завитками подушки, выглядят действительно как завитки со стороны фасада, по боковым же сторонам капители волюты соединяются между собой валами, называемыми балюстры (итальянский термин). Своим видом балюстры напоминают свиток.

Эхин располагается под подушкой и между волютами, он как бы выходит из-под волют. Получается, что эхин в ионической капителипредставлен только на главном фасаде и лишь некоторой своей частью. Эхин и абака ионической капители чаще всего украшены богатой порезкой, более мелкой у абаки и крупной, в виде иоников, у эхина. Ионики (греческий термин), иначе называемые овы, представляют собой орнамент из яйцеобразных элементов, чередующихся обычно с листьями и стрелками, например, в четвертных валах антаблемента.

В орнаментах, украшающих эхины ионических капителей, между овами присутствуют только стрелки. В связи с тем, что главный и боковой фасады ионической капители выглядят по-разному, возникла необходимость особого решения угловых капителей ордера. Начиная со второй половины V в. до н.э., впервые в Афинах, а затем повсеместно, начинают встречаться капители, у которых угловая волюта повернута и располагается под углом 45° к обоим фасадам.

Особенности коринфского ордера

Коринфский ордер, по суждению Витрувия, не был самостоятельным по происхождению. Все его отличие состояло в более высокой и пышной капители, происхождение которой связано с красивой легендой о Каллимахе, коринфском скульпторе, который увидел на могиле юной девы оставленную там корзинку с дорогими для усопшей вещами, накрытую черепицей. Проросший лист аканта увил ее как бы четырьмя волютами.

Восхитившись этой красотой, скульптор изваял первые капители, названные коринфскими. Альберти в вопросе об этом ордере следовал мнению Витрувия, но Серлио обратил внимание на замечательные и совершенно самостоятельные ордерные композиции памятников Рима. Особенно он выделял ордер Пантеона, который стал прототипом коринфского ордера и для Виньолы.

Коринфский ордер существовал в двух разновидностях. Более ранняя из них, характерная для эпохи республики, называется итало-коринфской. Древние и ренессансные авторы не отделяли итало-коринфский ордер от римско-коринфского, получившего распространение в период Империи.

База итало-коринфского ордера сходна с аттической базой ионического ордера . Отличие заключается в том, что она опиралась на квадратную плиту, не имела полочки под верхним валом, а скоция была сведена к двум почти пря¬мым линиям, пересекающимся под углом. Для предотвращения нижнего вала от скалывания при случайном перекосе колонны база опирается на подий лишь своей серединой, соответствующей диаметру колонны. По краю базы оставлялся круговой зазор. Каннелюры с промежуточными дорожками внизу близко подходят к базе, а наверху, напротив, оставляют достаточно высокую гладкую шейку. Каннелюры не имеют закруглений на концах вверху и внизу колонны, они обрезаны по горизонтальной линии.

Особенно выразительным и запоминающимся элементом в итало-коринфском ордере является капитель. Она была разработана и выполнялась в мягком туфе, а не в мраморе, как римско-коринфская, и, соответственно, не достигла такого совершенства, тонкости проработки, зато отличалась пышностью и исключительной сочностью форм. В этих капителях геометрический характер волют подчеркивался живостью и реалистичностью листьев аканта, которые были к тому же сильно загнуты, что отличает итало-коринфскую капитель от греческих образцов.

Ряды акантовых листьев практически равны по высоте, они образуют как бы двойную корону. Листья «растут» непосредственно от шейки капители - от этого уровня можно проследить практически все жилки листьев и завитков волют. Волюты велики и массивны. Их спирали, закручивающиеся к центру, сильно выступают из вертикальной плоскости. Между срезанным углом абаки и волютой помещался маленький листок аканта.

Особой отличительной и запоминающейся чертой данной капители служит громадный шести лепестковый цветок, прикрывающий середину каждой стороны капители от верха акантового венца до верха абаки. Высота цветка составляет почти половину высоты всей капители. Антаблемент итало-коринфского ордера в большей степени, чем другие его элементы, носит следы эллинистического влияния, которое сказывается в простоте и конструктивной четкости построения. Выносная плита сильно выступает за плоскость фриза, поддерживающая часть плиты не развита (она состоит из полочки и выкружки), так что тектонический смысл конструкции ясен с первого взгляда. Венчающий гусек большой, его вогнутая часть значительнее выпуклой.

Профилировка карниза исходит, в основном, из геометрических построений. Простота и четкость обломов хорошо контрастирует с великолепными, нарядными капителями, а также с богатством скульптурного фриза. Итало-коринфский ордер господствовал по всей Италии до середины I в. до н.э., когда вместе с переходом к мрамору он уступил место римско-коринфскому.

Первыми образцами, из которых родился римско-коринфский ордер, были храм Весты на Бычьем рынке и Кастора и Поллукса в Коре. Капитель классического коринфского ордера разделяется условно на три яруса - два яруса завитков аканта и верхний ярус волют. Цветок в этой капители небольшой, он точно укладывается в высоте абаки. Листы аканта гораздо более стилизованы, чем в итало-коринфском ордере. Фасции архитрава часто получают дополнительные орнаментальные украшения. В антаблементе получили развитие элементы, поддерживающие выносную плиту; иногда они настолько пышны, что плита теряет свой тектонический смысл.

Антаблемент может быть двух типов: модульонный и на зубчиках. Эти типы разработал Серлио, основываясь на трактате Витрувия. В качестве модульонного типа Серлио приводит ордер портика Пантеона. Образцами коринфского ордера с антаблементом на зубчиках служит обычно храм Кастора и Поллукса в Риме. В целом римско-коринфский ордер превосходил по пышности и итало-коринфский, и ионический ордера в эпоху Империи ему постепенно начинают отдавать предпочтение.

Последний из канонических ордеров - сложный, или композитный. Для Витрувия такой ордерной системы не существовало, он лишь констатировал, что были «и другие виды капителей, воздвигавшихся на тех же колоннах и носящих различные названия». Альберти оставил подробное описание сложной капители, представляющей сочетание ионической и коринфской вместе взятых. Самый ранний канон сложного ордера создал Серлио, основываясь на постулате Витрувия о возможности его построения в закономерностях любого ордера (Серлио отдал предпочтение закономерностям коринфского). На этих основах уже базировался Виньола, который оставил любопытное соображение по поводу происхождения композитной капители: «древние римляне… создали эту композицию, чтобы сочетать воедино как можно больше красоты».

К разряду сложных Виньола относил вообще всякие капители, не подчиняющиеся каноническим построениям и правилам. В составе композитного ордера, начиная с I в. н.э., появляются капители, в которых волюты заменяются фигурами реальных или мифических животных и птиц. Такие капители в чем-то были характерны для Рима, т.к. удовлетворяли главным требованиям - пышности и декоративности форм. Однако они не стали доминирующими в архитектуре Римской империи, а только наметили то направление в развитии зодчества, которое получило свое наивысшее воплощение в романской архитектуре средневековой Европы.

Древняя архитектура не перестает завораживать современного человека. Такие архитектурные элементы, как колонна, пилястра, капитель - это уже давно забытое прошлое. Здания, украшенные такими роскошными элементами, теперь можно увидеть, разве что на экскурсии по памятникам архитектуры. И все же, возможно, они найдут свое место в современных строениях, поэтому необходимо разобраться, что такое капитель и для чего она предназначена.

Архитектурный ордер

Прежде чем ознакомиться с понятием «капитель», необходимо разобраться, что такое архитектурный ордер. Архитектурный ордер - это множество частей несущей конструкции и систем перекрытий. Учитывая то, что эти элементы играли важную роль в устойчивости всей конструкции, они выполнялись с соблюдением четких пропорций.

Архитектурные ордеры бывают: вертикальные и горизонтальные. К вертикальным архитектурным ордерам относятся колонны и пилястры, к горизонтальным - антаблементы. Все эти сооружения берут свое начало в Древнем Риме и Греции. Именно там впервые появились эти декоративные элементы.

Что такое «капитель»?

Капитель относится к вертикальному архитектурному ордеру и является частью колонны. Такие изделия отличаются своей красотой и разнообразием. Если рассматривать точное определение, то капитель - это верхушка колонны, которая соединяет ее с антаблементом. Из этого следует, что функция капители не только эстетическая. На практике она расширяет площадь соединения колонны с балочным перекрытием, а также принимает и перераспределяет его вес. Поэтому верхушка колонны должна быть в форме трапеции, то есть узкое основание, постепенно расширяющиеся по направлению к антаблементу. Как правило, капитель состоит из трех элементов:

  • Абак.
  • Эхин.
  • Шейка.

Геометрическое строение капители обычно представлено в виде овальной сферы или куба. Капитель в виде куба может обладать ярко выраженными гранями, которые, в свою очередь, украшают архитектурными сколами.

Виды капителей

Значение слова «капитель» с латинского переводится, как «голова». Именно поэтому ей уделяли такое огромное значение. Разнообразные узоры, формы и орнаменты всегда украшали верхушку величественной колонны. Всего существует пять видов капителей, которые различают по их внешним особенностям и технике исполнения. Капители делятся на:

  • Капители дорического ордена;
  • Капители ионического ордена;
  • Капители коринфского ордера;
  • Византийские капители;
  • Готические капители.

Каждый из этих видов обладает своими уникальными свойствами и особенностями, с которыми нужно ознакомиться поподробнее.

Капители дорического ордена

Для дорического стиля свойственна простота и сдержанность. Капители дорического ордена имеют скромную структуру и не обладают особым разнообразием форм. Ее архитрав, как правило, имеет сглаженные края без нанесённого на него орнамента. Из-за такой сдержанности в формах данный вид капители приобрел название «мужской».

Капители ионического ордера

Полной противоположностью капителей дорического ордена является их ионический стиль исполнения. Для него характерна легкость и изящность структуры архитектурного элемента. Поэтому его именуют как «женскую». Основание ионической капители обладает сферической формой без нанесенного на нее орнамента. Как правило, капитель украшают иониками и четырьмя завитками, которые направлены вниз относительно антаблемента.

Капитель коринфского ордера

Этот стиль родом из Древней Греции. В его основу положены элементы ионического стиля с добавлением дополнительных декоративных элементов. По форме ионическая капитель напоминает колокол. Ее украшают всевозможными листьями, цветами и завитками. Ходит легенда, что создателя этого архитектурного стиля подтолкнула к созданию такого декоративного элемента корзина с цветами на гробнице мертвой молодой девушки. Поэтому украшения в виде листьев и цветов являются неотъемлемой частью коринфской капители.

Византийская капитель

Византийский стиль является абсолютно уникальным в плане технологии строительства и эстетики. Капители тех времен обладали четкими гранями, небольшими размерами и целостностью конструкции. Византийцы считали, что капитель - это целое искусство. Поэтому зачастую этот архитектурный элемент изготавливали из чистейшего белого мрамора и покрывали позолотой. Византийские колонны всегда отличались своим убранством и роскошью, что сделало их уникальными в своем роде.

Готическая капитель

Готический стиль свойственен архитектурным строениям, возведенным в Средневековье на территории Западной Европы. Он также обладает внешними особенностями, которые отличают его от всех остальных. Готическая капитель - это верхняя часть колонны, украшенная узорами, которые имеют округлую форму с уникальными, свойственными исключительно данному стилю, очертаниями. Готическому стилю, как и ионическому, также присущи украшения в качестве листьев. База капители напоминает природные формы с имитацией растущих на нем декоративных растений.

(от латинского capitellum – головка) часть ордера – верхний элемент колонны или пилястры, расположенный между фустом (стволом колонны) и антаблементом (горизонтальным перекрытием) либо пятой арки, свода. В нижней части колонна обрамляется базой. Чаще всего встречается именно капитель колонны . Верхняя часть капители (навершия колонны), создающая зрительный переход от вертикали колонны к горизонтали перекрытия, называется абак. Архитектурное исполнение различается в зависимости от стиля здания.

Виды капителей по стилям

Капители колонн различных ордеров отличаются по внешнему виду. Капители дорического ордера (от греч. dorikos - по наименованию племени) одного из древнейших ордеров античной архитектуры самые простые, характерно широкие и состоят из двух частей: каменной «подушки» – и квадратной плиты – .

Ионическая капитель (лат. ionica - по названию племени ионийцев) отличается от дорической наличием двух волют (архитектурная деталь в форме спирального завитка) по сторонам. Ионический ордер является воплощением легкого, изящного, утонченного и женственного стиля.

Коринфский ордер (от названия г. Коринф в Греции) один из трех классических древнегреческих архитектуры имеет пышную капитель колонны, напоминающую корзину с листьями аканта.

А архитектуре Древнего Рима был разработан композитный ордер (итал. composite, лат. соmpositum - составной, сложный) на основе коринфского и ионического. За основу взяли коринфскую капитель с декором листьев аканта и добавили завитки волюты капители ионического ордера и другие скульптурные детали.

Тосканский ордер (по названию центральной области Италии - Тосканы) древнеримский вариант греческого дорического ордера, является самым простым, мощным, тяжелым из пяти ордеров. Капитель колонны тосканского ордера похожа на капитель колонны дорического ордера .

Особенности капители колонны в современной архитектуре

Художественный образ современной строительной архитектуры, желающей воссоздать атмосферу классики, в качестве элемента декоративного оформления фасадов зданий и внутренних помещений использует капитель классических ордеров.

Название "капитель" происходит от латинского "голова, вершина" , что соответствует действительному расположению этой детали. Капители были не просто украшением колонны, но и принимали на себя вес балок или перекрытий, что увеличивало прочность конструкции в целом.

Капитель состоит из:

  • эхина - круглой подушки профиля,
  • абаки - верхней квадратной плиты.

Появившись в глубокой древности, колонные ордера сформировались в стили, которые в свою очередь дали основу для развития современных особенностей внешнего вида капителей и прочих деталей колонны.

Несомненная классика - греческие ордеры, среди которых:

  • тосканный,
  • дорический,
  • ионический,
  • коринфский.

Дорический ордер отличается от прочих простотой и лаконичностью, как правило, дорические капители состоят из двух частей - округлого эхина и прямоугольной абаки.

Ионическая капитель имела специфические завитки декора по сторонам - волюты, а также ее особенностью была полоска с орнаментом - киматием. Рельефный орнамент - характерный признак ионической капители, как и завитки. Этот ордер воплощает изящность и утонченность, легкость форм.



Яркая черта коринфского ордера - капитель в виде плодовой или цветочной корзины. Растительный орнамент повторял черты листьев репейника и аканта, причем не только с лицевой стороны, что можно считать признаком коринфского ордера. Мы не преувеличим, если скажем о том, что этот ордер - самый яркий и пышно украшенный.

Тосканный - древнеримский вариант греческого доринского ордера. Особенность капителей тосканного ордера - массивность, визуальная тяжесть элементов, минимум декора.



Римляне также создали и композитный ордер, взяв за основу черты ионического и коринфского. На коринфской капители появились волюты ордера ионического, а также дополнительные скульптурные детали.




Византийская капитель характеризуется четкими гранями, цельностью, небольшими размерами. С точки зрения эстетики и технологии византийские капители не имеют аналогов. В Византии считалось, что сотворить капитель – как родить произведение искусства. Именно поэтому византийские капители отличатся особенной роскошью.

Готическая капитель возводилась, как правило, на территории Западной Европы в Средние века. Готическую капитель легко узнать – её верхняя часть украшена округлыми узорами и листьями. Общий тандем напоминает природную форму, на которой разместились декоративные растения.



Современные капители

Современное архитектурное искусство ни в коем случае не отрицает классические колонны с выразительными капителями и надежными базами. Роскошные особняки украшаются аристократичными колоннами, чем подчеркивается вкус и статус обитателей дома.


Современные архитекторы и дизайнеры часто внедряю такой элемент, как капитель, при строительстве домов и проектировании интерьеров для них. Капители обычно украшают помещения и фасады, где есть колонны. Но встречаются и более интересные воплощения – например, осветительные приборы в форме капителей. В таком случае они выполняют исключительно эстетическую миссию, придавая интерьеру нотку величественности и роскоши.

Монументальная архитектура

Быть может, вы будете удивлены, но капители часто окружают вас в обычной жизни, стоит лишь немного присмотреться. Капитель - это детище великой древней архитектуры. Сложно сказать, как в или Риме люди, не имевшие оборудования и специальной техники, могли возводить настолько сложные монументальные постройки. А ведь они не только сохранились до наших дней, но и способны поразить своей величественной красотой даже самого искушенного современного архитектора.

Капитель - это верхняя часть колонны, которая является соединяющим элементом между горизонтальным сводом и самой колонной. Часто такой элемент используется и в венчающей части стоек или пилястр. Форма, размеры и орнамент таких изделий могут быть совершенно разными, от самых скромных и неброских до невероятно сложных и величественных. Вы наверняка уже видели подобные.

Они не просто красивы

На первый взгляд может показаться, что капитель - это всего лишь украшение колонны. Но это не совсем так. Данная часть строения несет в себе очень важное функциональное назначение. Имея форму трапеции, расширяющейся кверху, капитель увеличивала площадь соприкосновения с самой колонной, принимая на себя основную нагрузку. Благодаря такой надежной опоре, колонны получали лучшую устойчивость, а верхние своды не разрушались под тяжестью огромного веса.

В зависимости от того, в какое время возводилась постройка и кем, значительно отличалась и сама капитель. Архитектура каждого народа и времени несла в себе свой определенный стиль и Выполнялись элементы из разного материала, такого как дерево или камень.

Различные виды

Безусловно, время накладывало свой отпечаток на архитектуру. Менялись вкусы, мода и стиль построек, благодаря чему появились и различные виды капителей. На сегодняшний день выделяют несколько основных:

  • тосканский (самый скромный);
  • дорический (достаточно простой);
  • ионический (средней сложности);
  • коринфский (самый замысловатый).

Своеобразные виды появлялись в древней Мексике, Японии и даже в славянской архитектуре. Часто они были смешанного типа, сочетая классику с местными орнаментами, подчеркивая свой определенный стиль.

Капители сегодня

Капители популярны в современной жизни ничуть не меньше. Эти элементы часто украшают собой или любые просторные помещения, в которых есть колонны. И да, это именно они являются своеобразным отличительным знаком. Если капитель есть, значит, если нет, то обычный столб.

Капителям отводится важная роль не только при постройке домов. Многие дизайнеры переняли идею и начали украшать ими практически все что угодно. Можно встретить осветительные приборы в форме капителей, и ими даже обзавелась некоторая мебель и предметы декора. Основная задача - конечно же, эстетическая, такой элемент придает изделиям роскошь и свой определенный шарм.

Наши современники наиболее часто используют резные капители из дерева, камня или вылепливают их из глины и других материалов. Современное строительство редко применяет капители для поддержания потолочных балок, мы научились возводить достаточно прочные конструкции и без них. В основном такие элементы используются для украшения интерьеров или уличных фасадов.

Теперь вы точно знаете, что же такое капитель, откуда она появилась и как используется. Возможно, вскоре вам, так же как и вашему другу, повезет увидеть величественную роскошь византийской архитектуры и прародителей всех современных капителей.

Похожие статьи

© 2024 liveps.ru. Домашние задания и готовые задачи по химии и биологии.