Тема русской природы в творчестве есенина. Сочинение «Тема природы в творчестве Есенина

Сергей Есенин – самый популярный, самый читаемый в России поэт.

Творчество С. Есенина принадлежит к лучшим страницам не только русской, но и. мировой поэзии, в которую он вошел как тонкий, проникновенный лирик.

Поэзия Есенина отличается необыкновенной силой искренности и непосредственности в выражении чувств, напряженностью нравственных поисков. Его стихи - это всегда чистосердечный разговор с читателем, слушателем. "Мне кажется, что я свои стихи пишу только для своих доб­рых друзей", - говорил сам поэт.

Вместе с тем Есенин - глубокий и самобытный мысли­тель. Сложен и противоречив мир чувств, дум и страстей лирического героя его произведений - современника не­виданной эпохи трагической ломки человеческих отношений. Сам поэт тоже видел противоречия своего творчества и так объяснял их: "Я пел тогда, когда был край мой болен."

Верный и горячий патриот своей Родины, С. Есенин был поэтом, кровно связанным с родной землей, с народом, с его поэтическим творчеством.

ТЕМА ПРИРОДЫ В ТВОРЧЕСТВЕ ЕСЕНИНА

Природа - всеобъемлющая, главная стихия творчества поэта, и с ней лирический герой связан врожденно и пожизненно:

Родился я с песнями в травном одеяле.

Зори меня вешние в радугу свивали"

("Матушка в купальницу по лесу ходила...", 1912);

"Будь же ты вовек благословенно,

что пришло процвесть и умереть"

("Не жалею, не зову, не плачу...", 1921).

Поэзия С.Есенина (после Н.Некрасова и А.Блока) - самый значительный этап в формировании национального пейзажа, который наряду с традиционными мотивами грусти, запустелости, нищеты включает удивительно яркие, контрастные краски, словно взятые с народных лубков:

"Синее небо, цветная дуга,

<...>

Край мой! Любимая Русь и Мордва!";

"Топи да болота,

Синий плат небес.

Хвойной позолотой

Взвенивает лес";

"О Русь - малиновое поле

И синь, упавшая в реку..."

"синь сосет глаза"; "пахнет яблоком и медом"; "Ой ты, Русь моя, милая родина, Сладкий отдых в шелку купырей"; "Звени, звени златая Русь...".

Этот образ яркой и звонкой России, со сладкими запахами, шелковистыми травами, голубой прохладой, именно Есениным был внесен в самосознание народа.

Чаще, чем какой либо другой поэт, использует Есенин сами понятия "край", "Русь", "родина" ("Русь", 1914; "Гой ты, Русь, моя родная...", 1914; "Край любимый! Сердцу снятся...", 1914; "Запели тесаные дроги...", <1916>; "О верю, верю, счастье есть...", 1917; "О край дождей и непогоды...", <1917>).

По-новому изображает Есенин небесные и атмосферные явления - более картинно, изобразительно, используя зооморфные и антропоморфные сравнения. Так, ветер у него - не космический, выплывающий из астральных высей, как у Блока, а живое существо: "рыжий ласковый осленок", "отрок", "схимник", "тонкогубый", "пляшет трепака". Месяц - "жеребенок", "ворон", "теленок" и т.п. Из светил на первом месте образ луны-месяца, который встречается примерно в каждом третьем произведении Есенина (в 41 из 127 - очень высокий коэффициент; ср. у "звездного" Фета из 206 произведений 29 включают образы звезд). При этом в ранних стихах примерно до 1920 года, преобладает "месяц" (18 из 20), а в поздних - луна (16 из 21). В месяце подчеркивается прежде всего внешняя форма, фигура, силуэт, удобный для всякого рода предметных ассоциаций - "лошадиная морда", "ягненок", "рог", "колоб", "лодка"; луна - это прежде всего свет и вызванное им настроение - "тонкий лимонный лунный свет", "отсвет лунный, синий", "луна хохотала, как клоун", "неуютная жидкая лунность". Месяц ближе к фольклору, это сказочный персонаж, тогда как луна вносит элегические, романсовые мотивы.

Есенин - создатель единственного в своем роде "древесного романа", лирический герой которого - клен, а героини - березы и ивы. Очеловеченные образы деревьев обрастают "портретными" подробностями: у березы - "стан", "бедра", "груди", "ножка", "прическа", "подол", у клена - "нога", "голова" ("Клен ты мой опавший, клен заледенелый..."; "Я по первому снегу бреду..."; "Мой путь"; "Зеленая прическа..." и др.). Береза во многом благодаря Есенину стала национальным поэтическим символом России. Другие излюбленные растения - липа, рябина, черемуха.

Более сочувственно и проникновенно, чем в прежней поэзии, раскрыты образы животных, которые становятся самостоятельными субъектами трагически окрашенных переживаний и с которыми у лирического героя кровно-родственная близость, как с "братьями меньшими" ("Песнь о собаке", "Собаке Качалова", "Лисица", "Корова", "Сукин сын", "Я обманывать себя не стану..." и др.).

Пейзажные мотивы у Есенина тесно связаны не только с круговращением времени в природе, но и с возрастным течением человеческой жизни - чувством старения и увядания, грустью о прошедшей юности ("Этой грусти теперь не рассыпать...", 1924; "Отговорила роща золотая...", 1924; "Какая ночь! Я не могу...", 1925). Излюбленный мотив, возобновленный Есениным едва ли не впервые после Е.Баратынского, - разлука с отчим домом и возвращение на свою "малую родину": образы природы окрашиваются чувством ностальгии, преломляются в призме воспоминаний ("Я покинул родимый дом...", 1918; "Исповедь хулигана", 1920; "Эта улица мне знакома...", <1923>; "Низкий дом с голубыми ставнями...", <1924>; "Я иду долиной. На затылке кепи...", 1925; "Анна Снегина", 1925).

Впервые с такой остротой - и опять же после Баратынского - поставлена у Есенина проблема мучительных взаимоотношений природы с побеждающей цивилизацией: "живых коней победила стальная колесница"; "...сдавили за шею деревню // Каменные руки шоссе"; "как в смирительную рубашку, мы природу берем в бетон" ("Сорокоуст", 1920; "Я последний поэт деревни...", 1920; "Мир таинственный, мир мой древний...", 1921). Однако в поздних стихах поэт как бы заставляет себя возлюбить "каменное и стальное", разлюбить "бедность полей" ("Неуютная жидкая лунность", <1925>).

Значительное место в творчестве Есенина занимают фантастические и космические пейзажи, выдержанные в стиле библейских пророчеств, но приобретающие человекобожеский и богоборческий смысл:

"Ныне на пики звездные

Вздыбливаю тебя земля!";

"Возгремлю я тогда колесами

Солнца и луны, как гром...".

Есенинская поэзия природы, выразившая "любовь ко всему живому в мире и милосердие" (М.Горький), замечательна и тем, что впервые последовательно проводит принцип уподобления природы природе же, раскрывая изнутри богатство ее образных возможностей: "Золотою лягушкой луна // Распласталась на тихой воде..."; "не звенит лебяжьей шеей рожь"; "ягненочек кудрявый - месяц // Гуляет в голубой траве" и т.п.

ФОЛЬКЛОРНЫЕ МОТИВЫ В ТВОРЧЕСТВЕ С. ЕСЕНИНА

Любовь к родной крестьянской земле, к русской деревне, к при­роде с ее лесами и полями пронизывает все творчество Есенина. Образ России для поэта неотделим от народной стихии; большие го­рода с их фабриками, научно-технический прогресс, общественная и культурная жизнь не вызывают отклика в душе Есенина. Это, ко­нечно, не означает, что поэта совсем не волновали проблемы совре­менности или что он смотрит на жизнь сквозь «розовые очки». Все беды цивилизации он видит в отрыве от земли, от истоков народной жизни. «Воспрянувшая Русь» - это Русь деревенская; атрибутами жизни для Есенина выступают «краюха хлеба», «пастушеский рожок». Не случайно автор так часто обращается к форме народ­ных песен, былин, частушек, загадок, заклинаний.

Показательно, что в поэзии Есенина человек - органическая часть природы, он растворен в ней, он радостно и безоглядно готов отдаться во власть стихиям: «Я хотел бы затеряться в зеленях твоих стозвонных», «зори меня вешние в радугу свивали».

Многие образы, заимствованные из русского фольклора, в его стихах начинают жить своей жизнью. Природные явления предста­ют у него в образах животных, несут на себе черты повседневного деревенского быта. Такое одушевление природы роднит его поэзию с языческим мироощущением древних славян. Осень поэт сравни­вает с «рыжей кобылой», которая «чешет гриву»; месяц у него - серп; описывая столь обыденное явление, как свет солнца, поэт пишет - «льется солнечное масло на зеленые холмы». Излюблен­ным образом его поэзии становится дерево, один из центральных символов языческой мифологии.

Поэзия Есенина, даже облеченная в традиционные образы хрис­тианской религии, не перестает быть языческой по своей сути.

Пойду в скуфейке, светлый инок,

Степной тропой к монастырям.

Так начинается стихотворение, а заканчивается словами:

С улыбкой радостного счастья

Иду в другие берега,

Вкусив бесплотного причастья

Тема природы проходит через все творчество С. Есенина, является его основной составляющей. Например, в стихотворении «Русь» он очень ласково говорит о русской природе:

Заневестилася кругом
Роща елей и берез,
По кустам зеленым лугом
Льнут охлопья синих рос…

А как красиво поэт описывает зарю: «Выткался на озере алый свет зари…».
Месяц у Есенина - «кудрявый ягненочек», который «гуляет в голубой траве», «за темной прядью перелесиц, в неколебимой синеве».
Можно сказать, что тема природы раскрывается почти во всех стихотворениях С. Есенина, причем поэт не просто описывает все то, что его окружает, но и сравнивает природные явления с человеческим организмом: «васильками сердце светится, горит в нем бирюза».
Поэт «одурманен весной», когда «сыплет черемуха снегом, зелень в цвету и росе, в поле, склоняясь к побегам, ходят грачи в полосе». В стихотворении «Край любимый! Сердцу снятся…» С. Есенин говорит:

Край любимый! Сердцу снятся
Скирды солнца в водах лонных,
Я хотел бы затеряться
В зеленях твоих стозвонных…

Поэт с любовью описывает природу родного края, сравнивая ивы с кроткими монашками.

Над окошком месяц. Под окошком ветер.
Серебристый тополь серебрист и светел.

В стихотворениях С. Есенина природа живая, одухотворенная:

О сторона ковыльной пущи,
Ты сердцу ровностью близка,
Но и в твоей таится гуще
Солончаковая тоска.
Она о розовом тоскует небе и голубиных облаках.
Но не от холода рябинушка дрожит,
Не от ветра море синее кипит.
Напоили землю радостью снега…

Описания природы у Есенина не похожи ни на какие другие: у него «тучи с ожереба ржут, как сто кобыл», «небо словно вымя», «как пес, пролает за горой заря», «струится с гор зеленых златоструйная вода», «облаки лают, ревет златозубая высь…»
Родная природа для поэта - это «море голосов воробьиных» и «…золотеющая осень, в березах убавляя сок, за всех, кого любил и бросил, листвою плачет на песок».
Но Есенин говорит о себе, что он-то здесь «случайный гость» «на горах твоих, земля». А на земле «широки леса и воды, крепок взмах воздушных крыл, но века твои и годы затуманил бег светил».
Поэту в «окошко постучал сентябрь багряной веткой ивы» - он прощается с родной природой, которую любит до глубины души, ведь «все пройдет, как с белых яблонь дым», потому что «все мы, все мы в этом мире тленны, тихо льется с кленов листьев медь…» И просит поэт: «Не шуми осина, не пыли, дорога, пусть несется песня к милой до порога».
Читая стихи С. Есенина, чувствуешь, что слова в его стихотворениях идут от самого сердца, потому что только если очень любить природу своего края, своей Родины, можно написать такие слова:

Черная, потом пропахшая выть!
Как мне тебя не ласкать, не любить?
Выйду на озеро в синюю гать,
К сердцу вечерняя льнет благодать…

Описывая природу, С. Есенин подбирает для ее описания вроде бы простые слова, но они звучат, как песня:

Топи да болота,
Синий плат небес.
Хвойной позолотой
Взвешивает лес.
Тенькает синица
Меж лесных кудрей,
Темным елям снится
Гомон косарей…»
И слухают ракиты
Посвист ветряной…
Край ты мой забытый,
Край ты мой родной!

Можно сказать, что тема природы в произведениях С. Есенина раскрывается через душу природы, он сравнивает ее с человеком, с его чувствами. Картины природы, увиденные в детстве, навсегда остались в памяти поэта, потому и спрашивает он сестру: «Как живет теперь наша корова, грусть соломенную теребя?», «Отгорела ли наша рябина, осыпаясь под белым окном?»
Природа в стихотворениях С. Есенина живая, она думает, плачет, грустит и смеется. В заключение скажем словами С. Есенина:

Жить нужно легче, жить нужно проще,
Все принимая, что есть на свете.
Вот почему, обалдев, над рощей
Свищет ветер, серебряный ветер.

ВВЕДЕНИЕ

Сергей Есенин - самый популярный, самый читаемый в России поэт.

Творчество С. Есенина принадлежит к лучшим страницам не только русской, но и. мировой поэзии, в которую он вошел как тонкий, проникновенный лирик.

Поэзия Есенина отличается необыкновенной силой искренности и непосредственности в выражении чувств, напряженностью нравственных поисков. Его стихи - это всегда чистосердечный разговор с читателем, слушателем. "Мне кажется, что я свои стихи пишу только для своих доб-рых друзей", - говорил сам поэт.

Вместе с тем Есенин - глубокий и самобытный мысли-тель. Сложен и противоречив мир чувств, дум и страстей лирического героя его произведений - современника не-виданной эпохи трагической ломки человеческих отношений. Сам поэт тоже видел противоречия своего творчества и так объяснял их: "Я пел тогда, когда был край мой болен."

Верный и горячий патриот своей Родины, С. Есенин был поэтом, кровно связанным с родной землей, с народом, с его поэтическим творчеством.

ПРИРОДЫ В ТВОРЧЕСТВЕ ЕСЕНИНА

Природа - всеобъемлющая, главная стихия творчества поэта, и с ней лирический герой связан врожденно и пожизненно:

Родился я с песнями в травном одеяле.

Зори меня вешние в радугу свивали"

("Матушка в купальницу по лесу ходила...", 1912);

"Будь же ты вовек благословенно,

что пришло процвесть и умереть"

("Не жалею, не зову, не плачу...", 1921).

Поэзия С.Есенина (после Н.Некрасова и А.Блока) - самый значительный этап в формировании национального пейзажа, который наряду с традиционными мотивами грусти, запустелости, нищеты включает удивительно яркие, контрастные краски, словно взятые с народных лубков:

"Синее небо, цветная дуга,

<...>

Край мой! Любимая Русь и Мордва!";

"Топи да болота,

Синий плат небес.

Хвойной позолотой

Взвенивает лес";

"О Русь - малиновое поле

И синь, упавшая в реку..."

"синь сосет глаза"; "пахнет яблоком и медом"; "Ой ты, Русь моя, милая родина, Сладкий отдых в шелку купырей"; "Звени, звени златая Русь...".

Этот образ яркой и звонкой России, со сладкими запахами, шелковистыми травами, голубой прохладой, именно Есениным был внесен в самосознание народа.

Чаще, чем какой либо другой поэт, использует Есенин сами понятия "край", "Русь", "родина" ("Русь", 1914; "Гой ты, Русь, моя родная...", 1914; "Край любимый! Сердцу снятся...", 1914; "Запели тесаные дроги...", <1916>; "О верю, верю, счастье есть...", 1917; "О край дождей и непогоды...", <1917>).

По-новому изображает Есенин небесные и атмосферные явления - более картинно, изобразительно, используя зооморфные и антропоморфные сравнения. Так, ветер у него - не космический, выплывающий из астральных высей, как у Блока, а живое существо: "рыжий ласковый осленок", "отрок", "схимник", "тонкогубый", "пляшет трепака". Месяц - "жеребенок", "ворон", "теленок" и т.п. Из светил на первом месте образ луны-месяца, который встречается примерно в каждом третьем произведении Есенина (в 41 из 127 - очень высокий коэффициент; ср. у "звездного" Фета из 206 произведений 29 включают образы звезд). При этом в ранних стихах примерно до 1920 года, преобладает "месяц" (18 из 20), а в поздних - луна (16 из 21). В месяце подчеркивается прежде всего внешняя форма, фигура, силуэт, удобный для всякого рода предметных ассоциаций - "лошадиная морда", "ягненок", "рог", "колоб", "лодка"; луна - это прежде всего свет и вызванное им настроение - "тонкий лимонный лунный свет", "отсвет лунный, синий", "луна хохотала, как клоун", "неуютная жидкая лунность". Месяц ближе к фольклору, это сказочный персонаж, тогда как луна вносит элегические, романсовые мотивы.

Есенин - создатель единственного в своем роде "древесного романа", лирический герой которого - клен, а героини - березы и ивы. Очеловеченные образы деревьев обрастают "портретными" подробностями: у березы - "стан", "бедра", "груди", "ножка", "прическа", "подол", у клена - "нога", "голова" ("Клен ты мой опавший, клен заледенелый..."; "Я по первому снегу бреду..."; "Мой путь"; "Зеленая прическа..." и др.). Береза во многом благодаря Есенину стала национальным поэтическим символом России. Другие излюбленные растения - липа, рябина, черемуха.

Более сочувственно и проникновенно, чем в прежней поэзии, раскрыты образы животных, которые становятся самостоятельными субъектами трагически окрашенных переживаний и с которыми у лирического героя кровно-родственная близость, как с "братьями меньшими" ("Песнь о собаке", "Собаке Качалова", "Лисица", "Корова", "Сукин сын", "Я обманывать себя не стану..." и др.).

Пейзажные мотивы у Есенина тесно связаны не только с круговращением времени в природе, но и с возрастным течением человеческой жизни - чувством старения и увядания, грустью о прошедшей юности ("Этой грусти теперь не рассыпать...", 1924; "Отговорила роща золотая...", 1924; "Какая ночь! Я не могу...", 1925). Излюбленный мотив, возобновленный Есениным едва ли не впервые после Е.Баратынского, - разлука с отчим домом и возвращение на свою "малую родину": образы природы окрашиваются чувством ностальгии, преломляются в призме воспоминаний ("Я покинул родимый дом...", 1918; "Исповедь хулигана", 1920; "Эта улица мне знакома...", <1923>; "Низкий дом с голубыми ставнями...", <1924>; "Я иду долиной. На затылке кепи...", 1925; "Анна Снегина", 1925).

Впервые с такой остротой - и опять же после Баратынского - поставлена у Есенина проблема мучительных взаимоотношений природы с побеждающей цивилизацией: "живых коней победила стальная колесница"; "...сдавили за шею деревню // Каменные руки шоссе"; "как в смирительную рубашку, мы природу берем в бетон" ("Сорокоуст", 1920; "Я последний поэт деревни...", 1920; "Мир таинственный, мир мой древний...", 1921). Однако в поздних стихах поэт как бы заставляет себя возлюбить "каменное и стальное", разлюбить "бедность полей" ("Неуютная жидкая лунность", <1925>).

Значительное место в творчестве Есенина занимают фантастические и космические пейзажи, выдержанные в стиле библейских пророчеств, но приобретающие человекобожеский и богоборческий смысл:

"Ныне на пики звездные

Вздыбливаю тебя земля!";

"Возгремлю я тогда колесами

Солнца и луны, как гром...".

Есенинская поэзия природы, выразившая "любовь ко всему живому в мире и милосердие" (М.Горький), замечательна и тем, что впервые последовательно проводит принцип уподобления природы природе же, раскрывая изнутри богатство ее образных возможностей: "Золотою лягушкой луна // Распласталась на тихой воде..."; "не звенит лебяжьей шеей рожь"; "ягненочек кудрявый - месяц // Гуляет в голубой траве" и т.п.

«Моя лирика жива одной большой любовью — лю-бовью к родине»,— так говорил Сергей Есенин о своем творчестве. А образ родины для него неразрывно свя-зан с родной природой. Русская природа для Есени-на — это вечная красота и вечная гармония мира, вра-чующая людские души. Именно так воспринимаем мы стихи поэта о родной земле, именно так, возвы-шенно и просветленно, действуют они на нас: Вяжут кружево над лесом В желтой пене облака. В тихой дреме под навесом Слышу шепот сосняка. Поэт как бы говорит нам: остановитесь хотя бы на мгновенье, посмотрите на окружающий вас мир кра-соты, послушайте шелест луговых трав, песню ветра, голос речной волны, посмотрите на утреннюю зарю, предвещающую рождение нового дня, на звездное ночное небо. Живые картины природы в стихах Сер-гея Есенина не только учат любить красоту родной природы, они закладывают нравственные основы на-шего характера, делают нас добрее, мудрее. Ведь че-ловек, умеющий ценить земную красоту, уже не смо-жет противопоставить себя ей. Поэт любуется родной природой, наполняя свои строки нежным трепетом, отыскивая яркие, неожиданные и в то же время очень точные сравнения:

За темной прядью перелесиц,

В неколебимой синеве,

Ягненочек кудрявый — месяц

Гуляет в голубой траве.

Часто применяя характерный для его лирики при-ем олицетворения природы, Есенин создает свой не-повторимый мир, заставляя нас увидеть, как «месяц, всадник унылый, уронил повода», как «дремлет взрытая дорога», а «тонкая березка... загляделась в пруд». Природа в его стихах чувствует, смеется и гру-стит, удивляется и огорчается.

Сам поэт ощущает себя единым целым с деревьями, цветами, полями. Друг детства Есенина К. Цыбин вспоминал, что Сергей воспринимал цветы, как жи-вые существа, разговаривал с ними, поверяя им свои радости и печали:

А люди разве не цветы? О милая, почувствуй ты, Здесь не пустынные слова. Как стебель тулово качая, А эта разве голова Тебе не роза золотая? Душевные переживания поэта, важные события в его жизни всегда неразрывно связаны с изменениями в природе:

Листья падают, листья падают,

Стонет ветер, Протяжен и глух.

Кто же сердце порадует?

Кто его успокоит, мой друг?

В стихотворениях раннего периода Есенин часто использует церковно-славянскую лексику. Он пред-ставляет слияние земли и неба, являя природу венцом их союза. Состояние своей души поэт воплощает в картинах природы, полных ярких красок:

Выткался на озере алый свет зари.

На бору со звонами плачут глухари.

Плачет где-то иволга, схоронясь в дупло.

Только мне не плачется — на душе светло.

Но беспечная юность кончилась. Красочный, свет-лый пейзаж сменяют картины раннего увядания. В стихотворениях Есенина зрелость человека часто пе-рекликается с осенней порой. Краски не потускнели, они даже приобрели новые оттенки — багряные, золо-тые, медные, но это последние вспышки перед долгой зимой:

Отговорила роща золотая

Березовым, веселым языком,

И журавли, печально пролетая,

Не жалеют больше ни о ком.

И в то же время:

Горек запах черной гари,

Осень рощи подожгла.

В лирике еще более позднего периода в описании Есениным картин природы присутствует предчувст-вие безвременной гибели. Стихотворения этого пе-риода исполнены тоски по утраченной молодости, трагизма.

Снежная равнина, белая луна,

Саваном покрыта наша сторона.

И березы в белом плачут по лесам:

Кто погиб здесь? Умер?

Уж не я ли сам?

Воспринимая природу как единое целое с собой, поэт видит в ней источник вдохновения. Родная зем-ля наделила поэта удивительным даром — народной мудростью, которая была впитана со всей самобытно-стью родного села, с теми песнями, поверьями, сказа-ниями, которые он слышал с детства и которые стали главным источником его творчества. И даже экзоти-ческая красота далеких стран не смогла затмить скромную прелесть родных просторов. Где бы ни был поэт, куда бы ни занесла его судьба, сердцем и душой он принадлежал России.

есенин творчество природа образ

С. Есенин - выдающийся русский поэт, неповторимый талант которого признан всеми. Поэт знал Россию с той стороны, с какой видел ее народ, создал красочный и многоликий образ природы, воспел высокое чувство любви. Глубокая внутренняя сила его поэзии, совпадение пути с жизнью народа, с жизнью страны позволили Есенину стать по-настоящему народным поэтом. «Искусство для меня не затейливость узоров, а самое необходимое слово того языка, которым я хочу себя выразить», - писал Есенин.

Есенин - истинный поэт России; поэт, который к вершинам своего мастерства поднялся из глубин народной жизни. Его родина - Рязанская земля - вскормила и вспоила его, научила любить и понимать то, что окружает всех нас. Здесь, на рязанской земле, впервые увидел Сергей Есенин всю красоту русской природы, которую он воспевал в своих стихах. Поэта с первых дней окружал мир народных песен и сказаний:

Родился я с песнями в травном одеяле.

Зори меня вешние в радугу свивали.

С самого детства Сергей Есенин воспринимал природу как живое существо. Поэтому в его поэзии ощущается древнее, языческое отношение к природе.

Поэт одушевляет ее:

Схимник ветер шагом осторожным

Мнет листву по выступам дорожным

И целует на рябиновом кусту

Язвы красные незримому Христу.

Стихотворение «Сыплет черемуха снегом» Есенин написал в пятнадцать лет. Но как тонко чувствует поэт внутреннюю жизнь природы, какими интересными эпитетами и сравнениями наделяет он весенний пейзаж! Автор видит, как черемуха сыплет не лепестками, а снегом, как «никнут шелковые травы», чувствует, как пахнет «смолистой сосной»; слышит пение «птах».

В более позднем стихотворении «Край любимый, сердцу снятся…» мы чувствуем, что поэт сливается с природой: «я хотел бы затеряться в зеленях твоих стозвонных». У поэта прекрасно все: и резеда, и риза кашки, и вызванивающие ивы, и болото, и даже «гарь в небесном коромысле». Эти красоты снятся, причем сердцу. Все встречает и все приемлет поэт в русской природе, он рад слиться в гармонии с окружающим миром.

Самые ранние стихи Сергея Александровича (1913-1914 гг.) - удивительные по своей красоте пейзажные зарисовки, в которых Родина - прежде всего тот уголок мира, где родился и вырос поэт. Есенин делает природу одушевленной, чтобы как можно ярче отобразить красоту окружающего мира, его живую сущность. Все вокруг живет своей жизнью: «капустные грядки красной водой поливает восход», «березы стоят, как большие свечки». Даже «крапива обрядилась ярким перламутром» в стихотворении «С добрым утром».

Немногие поэты так видят, так чувствуют красоту родной природы, как Сергей Есенин. Она мила и дорога сердцу поэта, который сумел передать в своих стихах ширь и бескрайность деревенской Руси:

Не видать конца и края -

Только синь сосет глаза.

В стихах Есенина природа живет неповторимой поэтической жизнью. Она вся в вечном движении, в бесконечном развитии и изменении. Подобно человеку она поет и шепчет, грустит и радуется. В изображении природы поэт использует образы народной поэзии, часто прибегает к приему олицетворения. Черемуха у него «спит в белой накидке», вербы плачут, тополя шепчут, «пригорюнились девушки-ели», «заря окликает другую», «березы в белом плачут по лесам».

Природа России показана Сергеем Есениным как нечто одухотворенное, живое.

Вижу сад в голубых накрапах,

Тихо август прилег ко плетню.

Держат липы в зеленых лапах

Птичий гомон и щебетню.

Природа у поэта многоцветна, многокрасочна. Любимые его цвета - синий и голубой. Эти цветовые тона усиливают ощущение необъятности степных просторов России («только синь сосет глаза», «синь, упавшая в реку», «в летний вечер голубой»), выражают чувство любви и нежности («парень синеглазый», «голубая кофта, синие глаза»).

Еще одним излюбленным цветом Есенина является золотой, которым поэт подчеркивает силу или высоту высказывания («роща золотая отговорила милым языком»). Есенинская природа оказывается как бы выражением человеческих чувств, что позволяет поэту особенно глубоко передать чувство любви к жизни. Он сопоставляет явления природы с событиями человеческой жизни:

Как дерево роняет тихо листья,

Так я роняю грустные слова.

Для Есенина природа - это вечная красота и вечная гармония мира. Нежно и заботливо природа исцеляет людские души, дарит гармонию и снимает усталость.

Уже у раннего Есенина лирическое изображение природы, в ее голосах, красках, бесконечном разнообразии форм, обладает удивительной способностью передавать собственные настроения.

Именно поэтому в стихах Сергея Есенина жизнь природы неотделима от жизни человека:

Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник -

Пройдет, зайдет и вновь оставит дом.

О всех ушедших грезит конопляник

С широким месяцем над голубым прудом.

Через образ родной природы поэт воспринимает события жизни человека. Он блестяще передает свое душевное состояние, привлекая для этой цели простые до гениальности сравнения с жизнью природы:

Не жалею, не зову, не плачу,

Все пройдет, как с белых яблонь дым.

Увяданья золотом охваченный,

Я не буду больше молодым.

Всю свою очень недолгую жизнь поэта Есенин воспевал нежную красоту среднерусской природы. Это были картины действительно существовавшей красоты, по-особому увиденной зорким глазом большого художника. Иначе обстоит дело с пейзажем в персидском цикле. Некоторые современные критики вскоре после его появления объявили искусственными «экзотические» пейзажи. Но сам Есенин и не помышлял выдавать написанное за подлинные картину персидской природы. Более того, для эстетического совершенства цикла он стремился создавать именно сказочные пейзажи, подходящие для философских обобщений поэта, которым он хотел придать привкус восточной мудрости. Да и сама «Персия» в есенинском цикле своеобразное, волшебно-декоративное панно.

В одном из стихотворений цикла «Никогда я не был на Босфоре» поэт не только признается в своей красивой выдумке, но и использует ее в качестве художественного приема. Первые две строфы стихотворения и последняя вместе с первой, обрамляющей его, прямо сообщают:

Никогда я не был на Босфоре,

Ты меня не спрашивай о нем.

Пейзаж в «Персидских мотивах» нужен Есенину как Эдем, где усталый путник вкушает сладость отдыха, красоты и благоуханного воздуха. Краски в таком, чувствами созданном, пейзаже выдержаны в прозрачности голубых, сиреневых и бледно-желтых тонов. Почему же поэтическая палитра Есенина богата именно этими красками? На этот вопрос отвечает такая строфа:

Воздух прозрачный и синий,

Выйду в цветочные чащи.

Путник, в лазурь уходящий,

Ты не дойдешь до пустыни.

Воздух прозрачный и синий.

Лугом пройдешь, как садом,

Садом - в цветенье диком,

Ты не удержишься взглядом,

Чтоб не припасть к гвоздикам.

Лугом пройдешь, как садом.

Картина, созданная в этих двух строфах, обрамленных повторами, - эфемерно-идиллическая. Это спускающиеся сумерки, окрашенные в синие и лазурные тона.

В «Персидских мотивах» эти любимые краски поэта наложены не отдельными мазками, как в других лирических произведениях того же периода. В ряде стихотворений этого цикла краски придают особое звучание рефрену. В стихотворении «Никогда я не был на Босфоре» поэт увидел в глазах «персианки» море, «полыхающее голубым огнем», а в заключительной строке он говорит, что глаза ее, как море, «голубым колышутся огнем». Из этого стихотворения как бы переброшен «мостик» к стихам о родине. И краски тоже используются как связующая нить. Вспоминая о России, поэт спрашивает: «Разве ты не хочешь, персианка, увидать далекий синий край?»

В стихах персидского цикла есть и другая, любимая Есениным гамма красок, данная поэту природой. Это - золотисто-желтые тона, начиная с лунного и кончая медным, которые наиболее часто используются им и в пейзажах русской осени, когда листья обретают цвет меди. Этот спектр красок отличается у Есенина от сине-голубого своим значительным более широким и разнообразны применением. Вот некоторые примеры из персидского цикла: «шафранный край», «телесная медь», «месяца желтая прелесть», «золото холодное луны», «в лунном золоте», «листьев медь», «в волосах есть золото и медь», «месяца желтые чары».

Природа у Есенина - не застывший пейзажный фон: она живет, действует, горячо реагирует на судьбы людей и события истории. Она - любимый герой поэта. Она все время влечет Есенина к себе. Не пленяют поэта красота восточной природы, ласковый ветер; и на Кавказе не покидают думы о родине:

Как бы ни был красив Шираз,

Он не лучше рязанских раздолий.

Есенин ощущает себя частью природы, её учеником и собеседником:

Позабыв людское горе,

Сплю на вырубках сучья.

Я молюсь на алы зори,

Причащаюсь у ручья.

Поэтому у Сергея Есенина нет чисто пейзажных стихов. У него природа существует вровень с человеком, может быть, даже выше его.

Стихам, описывающим красоты родного края, выразительность придает нежная влюбленность Есенина в природу. Оригинальные, нового звучания метафоры, сравнения, лексические повороты встречаются особенно часто именно в этих стихах. Речка, протекающая по зеленому лужку, подсказывает ему прелестный образ:

Распоясала зарница

В пенных струях поясок.

Отказала в любви девушка, и поэт вновь находит утешение в природе:

Не пойду я к хороводу,

Там смеются надо мной,

Повенчаюсь в непогоду

С перезвонною волной.

Речка, луг, бор как-то непосредственно и живо сплавлены с душевными переживаниями поэта. Они для него близкие друзья, вносящие мир в его порой смятенную душу. Поэтому есенинский антропоморфизм лишен нарочитости. Поэт как бы частица природы, которой дана возможность поведать миру о напряженной и сокровенной жизни, о прекрасных превращениях, вечно в ней совершающихся. Сквозь все житейские неурядицы, все духовные тревоги и падения Есенин пронес чувство светлой любви к природе.

Похожие статьи

© 2024 liveps.ru. Домашние задания и готовые задачи по химии и биологии.