Скачать презентацию крестьянская реформа 1861. Закрепление изученного материала

Урок истории 8 класс

Васильева Наталья Ивановна, учитель истории и обществознания КОУ «Ермаковская СОШ» Тарского муниципального района Омской области, высшая квалификационная категория.

Тема урока: Крестьянская реформа 1861 года. Отмена крепостного права в России.

Тип урока: комбинированный, урок формирования знаний, универсальных учебных действий с элементами исследовательской работы.

Технология: работа с историческими источниками,

Цель урока:

1. Сформировать у учащихся представление о ходе процесса отмены крепостного права в России, определить роль крестьянской реформы для дальнейшего развития страны.

2. Развивать способность представлять события с различных точек зрения, описывать его в различных жанрах, умение анализировать исторические документы, статистические данные, извлекать из них информацию. Высказывать свою точку зрения на события с разных позиций, ставить перед собой и группой проблему, намечать пути её решения, обобщать; формировать социально-личностные компетенции.

3. Воспитывать уважение к истории своего Отечества, уважение к людям, посвятившим жизнь реформированию России.

Задачи урока:

1. Выяснить основные положения реформы отмены крепостного права, историческое значение реформы для развития страны.

2. Продолжить работу над развитием умений работать с историческими источниками, решать тесты, подбирать недостающую информацию, соотносить информацию из различных источников, отбирать наиболее оптимальные пути для решения проблемы, анализировать результаты индивидуальной и групповой работы.

3. Воспитывать умение понимать, сочувствовать, сопереживать людям, ставить себя на их место.

Понятийный аппарат: крестьянская реформа, рескрипт, дарственный надел, уставная грамота, мировые посредники, выкупные операции, временнообязаннные крестьяне, реформа, прирезки, отрезки, манифест.

Даты: 1842 г., 1797 г., 1803 г., 2 апреля 1854 г., 29 января 1855 г., весна-лето 1856 г., 19 февраля 1861 г.

Оборудование: видеопроектор, учебник «История России XIX век» для 8 класса, авторы А.А.Данилов, Л.Г. Косулина, раздаточный материал: карточки-инструкции, карточки-задания, тесты, словарное лото.

Литература:

1. Отрывок из поэмы Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?»

Ход урока

    Организация класса.

………………….

1. Работа с документом.

- Отрывок из поэмы Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?»:

Слайд 1 картина + стихи

В каком году – рассчитывай,

В какой земле - угадывай,

На столбовой дороженьке

Сошлись семь мужиков:

Семь временнообязанных

Подтянутой губернии,

Уезда Терпигорева,

Пустопорожней волости,

Из смежных деревень-

Заплатова, Дырявина,

Разутова,

Горелова, Неелова,

Неурожайка тож.

Это строки из поэмы Николая Алексеевича Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

Беседа по вопросам:

Обратите внимание, как называются губерния, уезд и деревни, из которых были мужики?

Названия говорят о бедственном положении крестьянства.

…………………………..

Как вы считаете, когда могло происходить действие поэмы?

……………………….

А почему Некрасов героев своей поэмы назвал временнообязанными?

……………………..

С 1861 до 1881 гг. до издания закона, когда всех оставшихся временнообязанных крестьян обязательно переводили на выкуп.

Сегодня мы вместе с вами и попробуем выяснить, кто такие временнообязанные и с каким историческим процессом связано появление этого понятия.

Для этого нам предстоит пролистать страницы журнала «Крестьянская реформа 1861г.»

Что соответствует теме нашего урока. На страницах журнала мы с вами познакомимся с такими понятиями, как: крестьянская реформа, рескрипт, дарственный надел, уставная грамота, мировые посредники, выкупные операции, реформа, прирезки, отрезки, манифест. Слайд.

Сегодня на уроке вы будете работать группами, при этом роль вашей группы будет меняться в зависимости от предложенных заданий, за выполнение которых вы будете зарабатывать баллы. Сегодня у нас на уроке будут работать эксперты, которые будут проверять и оценивать выполненные вами задания. Результаты будут заноситься в оценочную таблицу. На протяжении всего урока вы будите видеть заработанные вами балы. И самостоятельно сможете оценить результативность работы вашей группы.

На столах у вас лежат пронумерованные бланки для выполнения заданий.

Обратите внимание на таблицу с баллами

Дорогие ребята, я надеюсь, что работа наша будет дружной и плодотворной.

Итак, начнем!

1 страница нашего устного журнала называется «Предпосылки отмены крепостного права» Слайд.

1. Переход к изучению новой темы. Актуализация знаний.

Беседа с учащимися.

Давайте вспомним, что такое крепостное право? Слайд. Вопрос - ответ

Форма зависимости крестьян, при которой они наделяются землёй, неся за пользование ею различные повиности барщину, оброк и подчиняются судебной и административной власти помещика. Крестьянин является собственностью барина.

Как относился к крепостному праву Николай I . Слайд. Портрет Николая I . Вопрос. Следующий слайд – ответ.

Николай I говорил, что крепостное право является злом. Но его отмена, по мнению императора, была бы ещё большим злом, т.к. нарушила бы общественное спокойствие.

Вспомните, предпринимались ли в России попытки отмены крепостного права? Слайд. Вопрос - ответ

В Латвии и Эстонии в 1816 г. было отменено крепостное право. Крестьяне получили личную свободу, но без земли.

Давайте вспомним, какие законы, подрывавшие устои крепостничества, постепенно принимались верховной властью, выполнив задание.

Выполняя роль аналитиков, решите задание № 1. Соотнесите имя, дату и название указа.

Ребята работаем быстро, не более 3-х мин., выполненные задания сдаем на проверку экспертам

Слайд. Задание.

Павел I

1842 г.

об «обязанных крестьянах»

Александр I

1797 г.

«о трёхдневной барщине»

Николай I

1803 г.

«о вольных хлебопашцах»

Пока эксперты проверяют, обратите внимание на правильные ответы

Ответ: Слайд.

Имя императора

Год издания указа

Название указа

Павел I ,

1797,

«о трехдневной барщине»

Александр I ,

1803,

«о вольных хлебопашцах»

Николай I ,

1842,

об «обязанных крестьянах»

    Изучение новой темы.

2. Итак, ребята подошло время перехода ко второй странице.

Слайд. Портрет Александра II . Название «Александр II »

Вы уже знаете, что в самый разгар Крымской войны внезапно умер император Николай I и на престол вступил его сын Александр II .

Поэтому следующая страница нашего журнала посвящена личности Александра II .

Прослушайте сообщение об императоре Александре II .

Пожалуйста ….

Сообщение ученика. Александр II .

Спасибо, …., присаживайся!

- Учитель. Александр II незаурядная личность, он получил довольно разностороннее образование. Особое внимание уделялось истории. Жуковский считал, что «история из всех наук самая важнейшая, важнее философии, ибо в ней заложена лучшая философия, то есть практическая, следовательно, полезная», «сокровищница просвещения царского есть история, наставляющая опытами прошедшего или объясняющая настоящее и предсказывающая будущее…». Обстановка и атмосфера, в которой рос наследник, отличалась доброжелательностью, искренностью в отношениях между членами большой семьи Николая I , а также учителями и наставниками и их воспитанниками.

Воспитатели отмечали в нем сердечность, чувствительность, веселый нрав, любезность, общительность и естественность поведения среди множества людей, хорошие манеры, храбрость, красивую внешность.

Прослушав сообщение, вы много узнали нового про императора Александра II , и теперь вам предстоит проявить свои творческие способности, в качестве поэтов выполнив задание № 2.

Вы знаете, что такое синквейн?

Синквейн в пер. с фр. – пятистишие, т.е. стихотворение, состоящее из 5 строк. Написанное по особому правилу. Обратите внимание на алгоритм написания синквейна.

Первая строчка

Вторая

Третья

Четвертая

И пятая

Прослушайте, синквейн про Николая I .

Николай I .

Решительный, беспощадный

Правил, создавал, наказывал

Любитель военных парадов

Император.

Сейчас вы попробуете написать стихотворение-синквейн об Александре II по алгоритму. Слайд. Алгоритм синквейна. И памятки на столах.

    Одно слово (центральное понятие темы, существительное)

    Два слова (прилагательные, характеризующие главное слово)

    Три слова (глаголы, объясняющие, что произошло с главным словом)

    Фраза или предложение (вывод) 3-5 слов

    Одно слово (оценка всего того, что раскрыто ранее, восклицание, соответствующее первой строке, может быть существительным, синонимом и т.д.).

Работаем быстро, время на выполнение задания не более 5 мин???., сразу же готовимся к зачитыванию синквейнов.

Итак, время истекло, пожалуйста, кто первый, эксперты внимательно слушают и выставляют заработанные баллы.

Молодцы, ребята, вы успешно справились с поставленной задачей, я надеюсь, что многие из вас смогут стать поэтами – синкветийстами.

3 страница нашего журнала называется «Крестьянский вопрос»

Учитель: Впервые о необходимости отмены крепостного права в России Александр II официально заявил в краткой речи, произнесённой им 30 марта 1856 года, перед представителями московского дворянства. При этом он, зная настроения большинства дворян, подчеркнул, что будет гораздо лучше, если отмена крепостного права произойдёт сверху, нежели ждать, когда это свершится снизу.

Как вы понимаете слова Александра II , что крепостное право лучше отменить «свыше, нежели снизу»?

По мнению Александра II , крепостное право должна отменить сама власть и как можно скорее, поскольку затягивание этого вопроса может привести к волнениям, восстаниям со стороны крестьян и даже к революции.

Правительство желало в первую очередь узнать мнения помещиков о том, каким образом лучше отменить крепостное право. От помещиков ожидали инициативы в деле подготовки реформы. В итоге помещики Виленской, Ковенской и Гродненской губерний изъявили желание начать обсуждение будущей реформы. В ответ Александр II издал рескрипт генерал-губернатору В.И.Назимову о разрешении создать в каждой губернии комитеты для обсуждения вопроса отмены крепостного права. Слайд Рескрипт – письмо монарха к подданному

В течение 1858г. рескрипты были даны и остальным губернаторам и губернские комитеты начали свою работу.

Учитель: При подготовке проекта отмены крепостного права наиболее горячие дискуссии вызывал вопрос: «Освободить крестьян за выкуп или нет? Наделять ли крестьян землей при освобождении. Кто и в каком размере должен компенсировать помещикам потерю части земли ».

Подписание законодательных актов об отмене крепостного права было приурочено к 19 февраля 1861г. – шестой годовщине восшествия Александра II на престол

Мы переходим к изучению следующей страницы под названием «Крестьянская реформа»

    страница «Крестьянская реформа» Слайд

    «Манифест об освобождении помещичьих крестьян от крепостной зависимости»;

    «Положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости».

А сейчас, ребята вам предстоит поработать самостоятельно с историческими документами в роли ученых исследователей и выполнить ряд заданий. Это задание № 3. и задание № 4. Выполнив задания, вам предстоит подготовиться к ответу, поэтому в нашей оценочной таблице, есть 5 задание, где эксперты будут оценивать лаконичность речи выступающего.

Эксперты в это время ознакомятся с «Манифестом об освобождении помещичьих крестьян от крепостной зависимости»;

И «Положениями о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости».

Время на выполнение задания ________ мин.

Самостоятельная работа в группах с учебником (с. 141-142). и документы

Первая группа

Карточка – задание для группы № 1.

    Изучите материал учебника § 20 п. «Основные положения крестьянской реформы» и документы « Манифест об освобождении помещичьих крестьян от крепостной зависимости», «Положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости».

- Какую власть над крестьянами потерял помещик?

Какие гражданские права получили крестьяне? (выписать в тетрадь)

Ответ: помещик не мог больше продать, заложить, подарить крестьян с семьёй или отдельно от неё.

Гражданские права:

1. производить сделки с движимым и недвижимым имуществом (покупка, продажа и т.д.)

2. открыть торговые и промышленные предприятия

3. выступать от своего имени в суде

4. не могут подвергаться телесному наказанию иначе как по приговору суда или законному распоряжению поставленных над ними властей

5. переходить в другие сословия

3. Решите тест: Отметьте права, приобретённые крестьянами по Положению 19 февраля 1861 года:

    помещик не имел права распоряжаться крестьянами;

    крестьяне получили право собственности на землю;

    крестьянские общества могли создавать собственную полицию;

    крестьяне могли переходить в другие сословия;

    крестьяне могли вступать в брак без разрешения помещика;

    крестьяне могли избирать земства;

    крестьяне могли избираться в земства;

    крестьяне получили право поступать в учебные заведения;

    крестьяне получили право поступать на службу;

    крестьяне получили право избирать присяжных заседателей.

(ответы:1, 4, 5, 8, 9)

Вторая группа

Карточка – задание для группы № 2.

    1. Изучите материал учебника § 20 п. «Основные положения крестьянской реформы» и документы « Манифест об освобождении помещичьих крестьян от крепостной зависимости», «Положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости».

      1. Подготовьте ответы на вопросы:

Что говорилось в Манифесте о собственности крестьян на землю?

Обладал ли крестьянин достаточными денежными средствами для выкупа земли?

Выпишите в тетрадь, какие крестьяне назывались временнообязанными.

С какого времени могло прекратиться временнообязанное положение крестьян, и что для этого было необходимо?

Ответ: крестьяне освобождались с землёй. Однако в Манифесте говорилось, что помещики сохраняют право собственности на всю принадлежащую им землю. Следовательно, крестьянин должен был выкупить землю. Но для выкупа земли у крестьянина не было денежных средств. Поэтому до перевода крестьян на выкуп, т.е. до начала выкупной операции, крестьяне были временнобязанными, т.е. должны были исполнять все свои прежние обязанности перед помещиком

3. Решите тест: закончите предложения по смыслу, результаты запишите в таблицу.

А) крестьяне должны были заплатить выкуп для того, чтобы…

1. стать лично свободными;

2. стать собственниками земли;

3. уйти от помещика.

Б) размеры выкупа…

1. превосходили стоимость земли;

2. отражали реальную стоимость земли.

В) крестьяне считались временнообязанными…

1. до заключения выкупной сделки;

2. после уплаты выкупа;

3. до выплаты долга государству.

Г) Временнообязанные крестьяне…

1. принадлежали помещику;

2. работали на земле помещика;

3. платили оброк или исполняли барщину.

Д) Размер повинностей…

1. произвольно устанавливался помещиком;

2. утверждался крестьянским сходом;

3. твёрдо регламентировался законом.

Третья группа

Карточка – задание для группы № 3.

1.Изучите материал учебника § 20 п. «Основные положения крестьянской реформы» и документы « Манифест об освобождении помещичьих крестьян от крепостной зависимости», «Положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости».

    Подготовьте ответы на вопросы:

Как вы думаете, почему переход крестьян на выкуп так затянулся?

Вспомните, что такое крестьянский надел?

Сформулируйте определение терминов «отрезки» и «прирезки».

Ответ: без согласия помещика крестьянин не мог перейти на выкуп, а часть помещиков была заинтересована в сохранении существующей системы эксплуатации крестьянства. С другой стороны, для начала выкупной операции далеко не все крестьяне обладали необходимыми денежными средствами.

Крестьянский надел – это земельный участок, предоставлявшийся в пользование крестьянину помещиком или государством за различные повинности(надельное землепользование.) После крестьянской реформы 1861 превращался в общинную собственность.

Отрезки - часть находившихся в пользовании крестьян земель, отрезанных после крестьянской реформы 1861г. в пользу помещиков. Производились, если надел превышал высшую норму, установленную Положениями 19 февраля 1861г.

Прирезки – земля, которая добавлялась к крестьянскому наделу при освобождении, если он был меньше низшей нормы.

3. Решите тест. З акончите предложения по смыслу, результаты запишите в таблицу.

А) Размер крестьянских наделов определялся…

1. крестьянами;

2. помещиками;

3. по соглашению крестьян с помещиками с учётом норм, установленных государством.

Б) Размеры отрезков были больше на землях…

1. чернозёмной зоны;

2. нечернозёмной зоны;

3. степной полосы.

В) После реформы количество земли во владении крестьян…

1. увеличилось;

2. уменьшилось;

3. не изменилось.

Г) Отрезки - это часть…

1. крестьянских наделов;

2. помещичьих земель;

3. земель крестьян, отбираемых в пользу помещика.

Д) Прирезки – это часть

1. помещичьих наделов;

2. земель помещиков, отбираемых в пользу крестьянина;

3.земель крестьян, отбираемых в пользу помещика.

Четвёртая группа

Карточка – задание для группы № 4

1. Изучите материал учебника § 20 п. «Основные положения крестьянской реформы» и документы « Манифест об освобождении помещичьих крестьян от крепостной зависимости», «Положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости».

2. Подготовьте ответ на вопрос . Используя справочные материалы.

Что такое дарственный надел?

Уставная грамота?

Мировые посредники?

Ответ: дарственный надел – ¼ часть от высшей нормы земельного надела, которую крестьянин мог получить бесплатно.

Размер выкупаемого надела и условия выкупа фиксировались в уставной грамоте. Таким образом, уставная грамота - это договор помещика с крестьянином.

За соблюдением условий уставных грамот, урегулированием споров между крестьянами и помещиками следили мировые посредники, назначаемые Сенатом из потомственных дворян. Среди мировых посредников были такие известные люди, как Л.Н.Толстой, некоторые декабристы.

Мировые посредники – должностное лицо в период проведения крестьянской реформы 1861 г. назначался из дворян для составления и утверждения уставных грамот и разбора споров между крестьянами и помещиками. Обладал судебно-административной властью.

3. Проанализировать статистические данные: Отрезка была проведена в отдельных губерниях у 40-65% крестьян. Прирезка - у 3-15% крестьян. Отрезки в среднем по стране составили 20% от крестьянского надела; в некоторых губерниях-30-40% от крестьянского надела.

Подумайте, о чём свидетельствуют эти данные?

Ответ: у большинства крестьян землю отрезали, причем количество отрезанной земли составляло от 1/5 до 1/3 всего крестьянского надела. Таким образом, после реформы малоземелье крестьянства приобрело ещё более тяжелые формы. Лишь у небольшой части крестьян наделы были увеличены, однако их размеры все равно были крайне малы.

-

Отчет групп о проделанной работе, оценивание результатов в баллах.

Пожалуйста, ребята ваши устные выступления. Эксперты приготовились внимательно слушать и оценивать лаконичность речи.

Молодцы, ребята, вы успешно справились с поставленной задачей. Я попрошу вас сдать письменные ответы на задания № 3 и № 4 группе экспертов.

А теперь нас ждет

5 страница под названием, «Вспомним что узнали»,

Где вам предстоит выполнить последнее задание, помните в начале урока, мы с вами говорили о том, что узнаем, кто такие временнообязанные крестьяне, что такое крестьянская реформа, рескрипт, дарственный надел, уставная грамота, мировые посредники, выкупные операции, реформа, прирезки, отрезки, манифест. В ходе работы с документами вы познакомились с данными понятиями.

Поэтому чтобы проверить ваши знания, я предлагаю вам поиграть в «Лото», соотнесите понятия и их значение. Как только справитесь с заданием, сразу же сдаём его на проверку экспертам. Работаем быстро, дружно…

1. Дарственный надел

2. Мировые посредники

3. Временнообязанные крестьяне

4. Прирезки

5. Уставная грамота

6. Выкупные операции

7. Отрезки

8. Реформа

9. Рескрипт

10 Манифест

1. ¼ часть от высшей нормы земельного надела, которую крестьянин мог получить бесплатно.

2. Должностное лицо в период проведения крестьянской реформы 1861 г. назначался из дворян для составления и утверждения уставных грамот и разбора споров между крестьянами и помещиками. Обладал судебно-административной властью.

3. Лично свободные крестьяне, несущие повинности в пользу помещика.

4. Земля, которая добавлялась к крестьянскому наделу при освобождении, если он был меньше низшей нормы.

5. Договор помещика с крестьянином, определяющий размер крестьянского надела.

6. Плата крестьян за получаемый надел земли в период проведения и после крестьянской реформы 1861 г.

7. Часть находившихся в пользовании крестьян земель, отрезанных после крестьянской реформы 1861г. в пользу помещиков. Производились, если надел превышал высшую норму, установленную Положениями 19 февраля 1861г.

8. Преобразование какой-либо стороны общественной жизни

9. Письмо монарха к подданному

10. Форма правового акта главы государства или высшего органа государственной власти, обращенный к населению.

Ребята, сдаем ответы.

6 страница подведем итог «Историческое значение крестьянской реформы»

Учитель. К рестьяне благодаря реформе проведенной Александром II получили личную свободу, гражданские и имущественные права. Реформа 1861 года вызвала недовольство и помещиков и крестьян. Однако, несмотря ни на что, отмена крепостного права имела огромное значение для России. Теперь все россияне становились свободными. Было уничтожено право собственности на труд и личную свободу людей. Перед нашей страной открылась возможность развития новых хозяйственных отношений.

Александр II за эту историческую реформу получил почётное звание царь-освободитель.

Крестьянская реформа способствовала развитию России по капиталистическому пути. Однако она сохранила множество феодальных пережитков, которые тормозили буржуазное развитие деревни.

Крупное помещичье землевладение, беднота и малоземелье крестьян оставались ещё долго и обостряли решение так называемого крестьянского вопроса, который в будущем станет, по сути дела, главным вопросом предстоящих трех русских революций.

Как вы понимаете слова Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?»:

Порвалась цепь великая,

Порвалась-расскочилася:

Одним концом по барину,

Другим по мужику…

Итог урока. Рефлексия

Итак, ребята мы с вами видим, что наши эксперты уже подвели итоги. На основании заработанных вами баллов я могу судить об уровне усвоения материала на уроке. Мне хотелось бы поздравить группу № …., они сегодня у нас победители, и все получают честно заработанные пятерки, совсем немного отстала группа № …. Я попрошу не унывать группу ребят № … сегодня не очень, а завтра может быть все хорошо.

А, теперь я хотела бы узнать, с какими трудностями, вы столкнулись на уроке, почему ….

Наверное стоит на эти вопросы обратить внимание дома.

IV . Домашнее задание: параграф 20,

Используя текст учебника на с.139-140 составьте таблицу. Слайд

Учреждения, занимавшиеся подготовкой реформы

Обязанности

Спасибо, ребята за урок всем до свидание

Пояснительная записка Преподаватель: Твердова Светлана Николаевна Образовательное учреждение: МОУ СОШ 8 п.Комсомольский, Гулькевичский район, Краснодарский край. Название: урок –презентация Крестьянская реформа 1861 года. 8-й класс Предмет: история Класс: 8 класс Цель: Познакомить учащихся с личностью Александра II. -Сформировать представления о предпосылках и причинах отмены крепостного права. -Путем анализа основных положений реформы выявить ее прогрессивные и крепостнические черты. -Способствовать развитию информационной культуры учащихся, познакомить их с возможностями ПК. -Содействовать воспитанию уважения к истории России. Образовательная: расширить кругозор учащихся Воспитательная: прививать интерес к предмету и правителям Российской империи. Продолжительность: минут Авторский медиапродукт: мультимедийная презентация Средства обучения: компьютер, мультимедиа проектор, экран


Цели и задачи урока: Познакомить учащихся с личностью Александра II. Сформировать представления о предпосылках и причинах отмены крепостного права. Путем анализа основных положений реформы выявить ее прогрессивные и крепостнические черты. Способствовать развитию информационной культуры учащихся, познакомить их с возможностями ПК. Содействовать воспитанию уважения к истории России.


План урока 1. Введение. 2. Основная часть урока: Личность императора Александра II. Предпосылки отмены крепостного права. Причины отмены крепостного права. Подготовка крестьянской реформы. Основные положения крестьянской реформы. Значение отмены крепостного права. 3. Заключительная часть урока. 4. Домашнее задание.


Знакомство учащихся с личностью Александра II. Александр Николаевич из династии Романовых родился 17 апреля 1818 года и получил блестящее воспитание как будущий император. Вошел в русскую историю как Александр II Освободитель.Он не был назван современниками и историками Великим, подобно Петру или Екатерине, но реформы его осознаны и определены как Великие.






Как воспитание Александра II повлияло на его характер? Как личные качества царя могли отразиться на ходе исторических событий? Вопрос об отмене крепостного права давно волновал российское общество. Вспомните, когда и кто из правителей пытался решить этот вопрос? В совместной работе учитель и ученики составляют хронологию предпосылок отмены крепостного права.


Предпосылки отмены крепостного права XVIII в.– А.Н.Радищев Путешествие из Петербурга в Москву 1797 г. – Указ Павла I о трехдневной барщине 1803 г. – Указ Александра I о вольных хлебопашцах 1816–1819 гг. – Закон Александра I о полной отмене крепостного права в 3-х прибалтийских губерниях (Эстляндии, Курляндии, Лифляндии) 1842 г. – Закон Николая I об обязанных крестьянах (реформа Киселева) 1847 г. – Николай I даровал крепостным право выкупа на свободу в случае продажи имения их владельца


Проблема отмены крепостного права постоянно обсуждалась в российском обществе. Прежде всего, она имела моральную, человеческую сторону. Какое было отношение в русском обществе к крепостному праву? Вспомните, кто из русских писателей обличал ужасы крепостного права? Какие тайные общества и организации выступали за отмену крепостного права? В середине XIX века в России сложились все предпосылки для отмены крепостного права, тем не менее, принять решение об его отмене Александр II был вынужден под воздействием не столько внутренних сколько внешних обстоятельств.


Ученики заполняют таблицу Причины отмены крепостного права. Поражение в Крымской войне Военно-техническое отставание России от европейских государств Социально-экономическая отсталость России в сравнении с Западной Европой Массовое Крестьянское движение Изменение атмосферы в российском обществе


Александр II г. Александр II выступил с речью перед московским дворянством, где впервые заговорил о необходимости отмены крепостного права: …лучше, если это произойдет сверху, нежели ждать, когда это свершиться снизу.


Подготовка к отмене крепостного права г. – образование Секретного комитета для обсуждения мер по устройству быта помещичьих крестьян. Октябрь 1857 г. – виленский генерал-губернатор В.Н.Назимов от лица дворян просит разрешения обсудить вопрос об освобождении крестьян без наделения их землей г. – Александр II издает рескрипт об учреждении из числа дворян губернских комитетов для обсуждения условий освобождения крестьян. Февраль 1858 г. – Секретный комитет переименован в Главный комитет по крестьянскому делу. Председателем назначен великий князь Константин Николаевич. Март 1859 г. – учреждена Редакционная комиссия. Председателем назначен генерал Я.И.Ростовцев. Главная задача: рассмотреть все материалы, поступившие из губерний и составить на их основе общий проект закона об освобождении крестьян


Как вы думаете, почему Александр II добивался, чтобы инициатива в отмене крепостного права исходила от дворян? Какую роль в этих реформах он отводил себе? Проблемное задание: сразу же после речи императора перед дворянством министр внутренних дел С.С. Ланской поручил своему помощнику А.И. Левшину собрать все имеющиеся в предыдущем царствовании проекты, записки, мнения по крестьянскому вопросу. Изучив их, министр пришел к выводу, что придется выбирать из трех возможных вариантов освобождения крестьян. Каковы были эти варианты?


Варианты освобождения крестьян, представленные «Редакционной комиссией». Освобождение крестьян без земли Освобождение крестьян с землей за выкуп Освобождение крестьян с землей без выкупа Дворяне в губернских комитетах Либеральные чиновники и помещики, выступающие за сохранения помещичьего землевладения Революционно настроенная часть общества Как вы думаете, какой вариант и почему избрал Александр?


Завершение работы над проектом крестьянской реформы. Основные положения крестьянской реформы. 19 февраля 1861 г. Александр II подписал манифест О даровании крестьянским людям прав состояния свободных сельских обывателей и об устройстве их быта. В документе было записано: Крепостное право на крестьян, водворенных в помещичьих имениях, и на дворовых людей отменяется навсегда.


«Основные положения манифеста». Пункт 2 – Порядок личного освобождения. Крестьяне: лично свободны; наделены общегражданскими и имущественными правами. НО! сохранилось: сословное деление; подать от крестьян; рекрутские наборы; зависимость от общины. Пункт 6 – Порядок наделения землей. Сохранялось помещичье землевладение. Крестьяне наделялись землей, но в ограниченном размере и за выкуп на особых условиях. Размер выкупной нормы составлял от 3 до 12 десятин. За землю лично свободные крестьяне должны были отбывать барщину и оброк до полного ее выкупа Крестьяне, заключившие договор на выкуп земли (9 лет) назывались временнообязанными. Размер надела, оброка(барщины) определялся Уставной грамотой. Срок ее подписания – 2 года. Выкупная операция: 25% стоимости земли крестьянин платит помещику; 75% стоимости земли помещику возмещает государство. На 49 лет государство выдает крестьянину кредит с начислением 6% годовых на сумму долга. После этого оказаться от выкупной операции нельзя! Пункт 17 – Порядок управления крестьянской общиной. Государство вело расчет за землю с крестьянской общиной. Контроль над этим лежал на мировых посредниках.


Как вы думаете, какие настроения в народе вызвал манифест? Как восприняли крестьяне известие об отмене крепостного права? Стал ли русский крестьянин собственником своей земли благодаря манифесту? В апреле 1861 г. в деревне Бездна Казанской губернии войска жестоко подавили выступления крестьян, требовавших полной воли и немедленного предоставления земли. В конце 1861 г. в обществе происходит разочарование непоследовательностью реформ.


Значение отмены крепостного права. Отмена крепостного права наносила удар прежней системе крепостного произвола и создавала условия для победы свободных договорных отношений. Реформа 1861 г. способствовала развитию капитализма в России. В результате реформы было освобождено 20 млн. крестьян.


Каковы прогрессивные черты реформы? Какие крепостные черты она сохранила? Прогрессивные черты реформы Сохранение крепостных пережитков Домашнее задание. Творческое задание: написать письмо от лица освобожденного крестьянина или помещика, отпустившего крестьян на свободу, на имя императора Александра II. Памятник в Москве АЛЕКСАНДР11


Церковь Спаса на Крови в Санкт- Петербурге. Другое название храм Воскресения Христова. Построен на месте, где 1 марта 1881 был смертельно ранен Александр II. Архитекторы И. В. Макаров, А. А. Парланд. Здание в духе русского узорочья вв. по образцу московского храма Василия Блаженного отличается сложным живописным силуэтом, богатым многоцветным декоративным убранством. Особенно замечателен крупнейший по масштабам ансамбль мозаик на фасадах и в интерьере (В. М. Васнецов, М. В. Нестеров, М. А. Врубель, А. П. Рябушкин и др.). Фото Я. Г. Гершовича

“…Крепостное право на крестьян отменяется навсегда” (Александр II)

(Урок-презентация на тему “Крестьянская реформа 1861 года”. 8-й класс)

Цели и задачи урока:

    Познакомить учащихся с личностью Александра II.

    Сформировать представления о предпосылках и причинах отмены крепостного права.

    Путем анализа основных положений реформы выявить ее прогрессивные и крепостнические черты.

    Способствовать развитию информационной культуры учащихся, познакомить их с возможностями ПК.

    Содействовать воспитанию уважения к истории России.

Оборудование урока:

    Компьютер и проектор.

    CD – “Энциклопедия истории России 1862–1917 гг. ”

Литература

    Учебник А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной “История государства и народов России XIX век”, М., 2002.

    Поурочные разработки к учебнику “История государства и народов России XIX век”, М., 2001.

    Корнилов А.А. Курс истории России XIX века. М., 1993.

    Ключевский В.О. Собрание сочинений. Том V. М, 1989.

    Чулков Г.И. Императоры: психологические портреты. М., 1991.

    Урок строится по схеме презентации, созданной в программе PowerPoint.

В ходе урока-презентации новый материал представлен в виде ряда слайдов с текстом, таблицами и иллюстрациями, позволяющими оживить рассказ учителя и организовать обсуждение предлагаемых вопросов.

Вся презентация состоит из 18 слайдов. По ходу урока на экран поэтапно выводится необходимый материал, и рассматриваются основные вопросы данной темы.

Первый слайд презентации является опорным планом урока.

Ход урока

1. В начале урока учитель знакомит учеников с темой урока, его целями и задачами.

2. Основная часть урока.

Знакомство учащихся с личностью Александра II.

Александр II

Учитель: 18 февраля 1855 года при весьма загадочных обстоятельствах, в самый разгар Крымской войны, умирает император Николай I. Существует версия, что это было самоубийство человека, осознавшего, что страна находится на грани катастрофы, и своей смертью открывавшего путь новому поколению правителей. “Сдаю тебе мою команду, но, к сожалению, не в таком порядке, как желал. Оставляю тебе много трудов и забот” – говорил, умирая, Николай I.

Николай I

Рассматривается слайд с изображением Александра II, его жены Марии Александровны и его отца Николая I.

Ученики отвечают на вопрос: Какие же проблемы оставил Александру II его отец?

Учитель: Александр Николаевич родился 17 апреля 1818 года и получил блестящее воспитание как будущий император. Поэт В.А. Жуковский был главным наставником цесаревича, старался привить ему либеральные взгляды на общество.

В.А. Жуковский

М.М. Сперанский преподавал ему право.

М.М. Сперанский

Е.Ф. Канкрин – экономику.

Е.Ф. Канкрин

Рассматривается слайды с изображением преподавателей Александра II – В.А. Жуковского, М.М. Сперанского, Е.Ф. Канкрина.

Во время путешествия заграницу Александр II познакомился со своей женой, а, побывав в Сибири, просил отца проявить милость к декабристам.

Жена Александра II

Рассматривается слайд с изображением Александра II.

Ученики отвечают на вопросы: Как воспитание Александра II повлияло на его характер? Как личные качества царя могли отразиться на ходе исторических событий?

Учитель: Вопрос об отмене крепостного права давно волновал российское общество. Вспомните, когда и кто из правителей пытался решить этот вопрос?

В совместной работе учитель и ученики составляют хронологию предпосылок отмены крепостного права.

Рассматривается слайд “Предпосылки отмены крепостного права” по ходу составления хронологии.

Учитель: Проблема отмены крепостного права постоянно обсуждалась в российском обществе. Прежде всего, она имела моральную, человеческую сторону.

Ученики отвечают на вопросы: Какое было отношение в русском обществе к крепостному праву? Вспомните, кто из русских писателей обличал ужасы крепостного права? Какие тайные общества и организации выступали за отмену крепостного права?

Рассматривается слайд “Отношение к крепостному праву в российской печати”.

Ученики обсуждают цитаты из периодической печати тех лет: К.Д.Кавелин “Записки об освобождении крестьян”, А.И.Герцен журнал “Полярная звезда”, А.И.Герцен, Н.П.Огарев “Колокол”.

Учитель совместно с учениками приходит к выводу: В середине XIX века в России сложились все предпосылки для отмены крепостного права, тем не менее, принять решение об его отмене Александр II был вынужден под воздействием не столько внутренних, сколько внешних обстоятельств.

Ученики заполняют таблицу “Причины отмены крепостного права”.

Поражение в Крымской войне

Военно-техническое отставание России от европейских государств

Социально-экономическая отсталость России в сравнении с Западной Европой

Массовое крестьянское движение

Изменение атмосферы в российском обществе

После заполнения таблицы работа проверяется по заранее составленному слайду.

Подготовка к отмене крепостного права.

Александр II

Учитель: 30.03.1854 г. Александр II выступил с речью перед московским дворянством, где впервые заговорил о необходимости отмены крепостного права: “…лучше, если это произойдет сверху, нежели ждать, когда это свершиться снизу”.

Рассматриваются слайды “Подготовка к отмене крепостного права”.

3.01.1857 г. – образование Секретного комитета “для обсуждения мер по устройству быта помещичьих крестьян”.

Октябрь 1857 г. – виленский генерал-губернатор В.Н.Назимов от лица дворян просит разрешения обсудить вопрос об освобождении крестьян без наделения их землей

20.11.1857 г. – Александр II издает рескрипт об учреждении из числа дворян губернских комитетов для обсуждения условий освобождения крестьян.

Февраль 1858 г. – Секретный комитет переименован в Главный комитет по крестьянскому делу. Председателем назначен великий князь Константин Николаевич.

Март 1859 г. – учреждена Редакционная комиссия. Председателем назначен генерал Я.И.Ростовцев. Главная задача: рассмотреть все материалы, поступившие из губерний и составить на их основе общий проект закона об освобождении крестьян

Ученики отвечают на вопросы: Как вы думаете, почему Александр II добивался, чтобы инициатива в отмене крепостного права исходила от дворян? Какую роль в этих реформах он отводил себе?

Учитель ставит перед учениками проблемное задание: сразу же после речи императора перед дворянством министр внутренних дел С.С. Ланской поручил своему помощнику А.И. Левшину собрать все имеющиеся в предыдущем царствовании проекты, записки, мнения по крестьянскому вопросу. Изучив их, министр пришел к выводу, что придется выбирать из трех возможных вариантов освобождения крестьян. Каковы были эти варианты?

Рассматривается слайд “Варианты освобождения крестьян, представленные Редакционной комиссией”.

Освобождение крестьян без земли

Освобождение крестьян с землей за выкуп

Освобождение крестьян с землей без выкупа

Дворяне в губернских комитетах

Либеральные чиновники и помещики, выступающие за сохранения помещичьего землевладения

Революционно настроенная часть общества

Ученики отвечают на вопрос: Как вы думаете, какой вариант и почему избрал Александр II?

Рассматривается слайд “Завершение работы над проектом крестьянской реформы”.

Основные положения крестьянской реформы.

Учитель: 19 февраля 1861 г. Александр II подписал манифест “О даровании крестьянским людям прав состояния свободных сельских обывателей и об устройстве их быта”. В документе было записано: “Крепостное право на крестьян, водворенных в помещичьих имениях, и на дворовых людей отменяется навсегда”.

Ученики начинают работу с основными положениями манифеста:

Рассматриваются слайды “Основные положения манифеста”.

Пункт 2 – Порядок личного освобождения.

Крестьяне:

    лично свободны;

    наделены общегражданскими и имущественными правами.

НО! сохранилось:

    сословное деление;

    подать от крестьян;

    рекрутские наборы;

    зависимость от общины.

Пункт 6 – Порядок наделения землей.

    Сохранялось помещичье землевладение.

    Крестьяне наделялись землей, но в ограниченном размере и за выкуп на особых условиях.

    Размер выкупной нормы составлял от 3 до 12 десятин.

    За землю лично свободные крестьяне должны были отбывать барщину и оброк до полного ее выкупа

Крестьяне, заключившие договор на выкуп земли (9 лет) назывались временнообязанными .

Размер надела, оброка(барщины) определялся Уставной грамотой. Срок ее подписания – 2 года.

Выкупная операция:

    25% стоимости земли крестьянин платит помещику;

    75% стоимости земли помещику возмещает государство.

    На 49 лет государство выдает крестьянину кредит с начислением 6% годовых на сумму долга.

После этого оказаться от выкупной операции нельзя!

Пункт 17 – Порядок управления крестьянской общиной.

    Государство вело расчет за землю с крестьянской общиной.

    Контроль над этим лежал на мировых посредниках.

Ученики отвечают на вопросы: Как вы думаете, какие настроения в народе вызвал манифест? Как восприняли крестьяне известие об отмене крепостного права? Стал ли русский крестьянин собственником своей земли благодаря манифесту?

Учитель: В апреле 1861 г. в деревне Бездна Казанской губернии войска жестоко подавили выступления крестьян, требовавших “полной воли” и немедленного предоставления земли. В конце 1861 г. в обществе происходит разочарование непоследовательностью реформ.

Ученики отвечают на вопросы:

“Распалась цепь великая,
Распалась и ударила
Одним концом – по барину,
Другим – по мужику”.

    Как вы понимаете эти строки Н.А.Некрасова?

    Как вы оцениваете эти события? (учитель должен попытаться привести учащихся не только к историческим, но и затронуть нравственные оценки)

    Значение отмены крепостного права.

Рассматривается слайд “Значение отмены крепостного права”.

3. Заключительная часть урока.

Ученики получают задание: ответьте на вопросы и заполните таблицу.

    Каковы прогрессивные черты реформы?

    Какие “крепостные черты” она сохранила?

Прогрессивные черты реформы

Сохранение крепостных пережитков

4. Домашнее задание.

Учебник параграф 17, задание № 2 (устно), выучить новые понятия.

Творческое задание: написать “письмо” от лица освобожденного крестьянина или помещика, отпустившего крестьян на свободу, на имя императора Александра II.

Милагина Марина Васильевна

МОУ «Шестаковская ООШ»

Московская область

Волоколамский район


«Я хочу остаться наедине со своей совестью». Император попросил всех выйти из кабинета. Перед ним на столе лежал документ, который должен был перевернуть всю русскую историю - Закон об освобождении крестьян. Его ждали долгие годы, за него сражались лучшие люди государства. Закон не только ликвидировал позор России - крепостное право, но и давал надежду на торжество добра и справедливости. Подобный шаг для монарха - трудное испытание, к которому он готовился всю жизнь, из года в год, с самого детства…

Гусиное перо, которым Александр II Подписал Манифест об отмене крепостного права в России


Причины отмены крепостного права

Кризис феодально-крепостнической

системы: низкая производительность

труда, нехватка наемных рабочих,

отставание от стран Европы

Рост крестьянских выступлений

вследствие их рабского положения

Военно-экономическая отсталость

России: поражение в Крымской войне


Манифест «О всемилостивейшем

даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей и об устройстве их быта»,

«Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости»

Крестьяне, принадлежавшие помещикам, перестали быть собственностью, стали свободными и получили гражданские права.

Помещики не имели права покупать, продавать, дарить крестьян и распоряжаться ими

как вещью.


Крестьяне без разрешения помещика могли:

  • вступать в брак,
  • заключать договоры и сделки,
  • заниматься торговлей и предпринимательством,
  • переходить в другое сословие,
  • приобретать имущество и передавать его по наследству

Ранее деревней управлял помещик. После реформы:

Сельский сход Сельский староста (на 3 года)

Крестьяне

Волостной сход Волостной старшина

Сельское общество

Сельское общество

Сельское общество

ВОЛОСТЬ


Крестьяне оставались неполноправным сословием:

  • они платили подушную подать,
  • подвергались телесным наказаниям,
  • их забирали в рекруты

Крестьяне получили надел земли (кроме дворовых, мануфактурных). Его размер устанавливался законом:

от 3 десятин (черноземные губернии) до 12 десятин (нечернозёмные губернии).

Ели до реформы у крестьянина был больший надел, разницу отбирали в пользу помещика.

В нечерноземной губернии:

до реформы – 8 десятин

по реформе – 3 десятины

отрезок - 5 десятин


1437 дес. (9,9%) 3825 дес. (26,2%)

45500 дес. 14619 дес.

15 нечернозёмных губерний 21 чернозёмная губерния

Количество земли у крестьян до реформы

Отрезано земли у крестьян после реформы


Помещик оставлял себе лучшие земли, леса, луга.

Крестьянская земля располагалась кусочками между помещичьими землями, и крестьяне арендовали пути к лугам, водопою и пашням на невыгодных условиях.

Помещичья земля


Почему крестьян отпустили на волю с землёй?

  • Могло вспыхнуть восстание крестьян.
  • Крестьяне платили налоги государству.

3. Помещики были не готовы вести хозяйство на основе наемного труда.


ВЫКУП за ЗЕМЛЮ

Бесплатно крестьяне могли получить 1\4 установленного законом надела.

ВЫКУПНАЯ СУММА

20-25 % крестьянин

сразу платил помещику

75-80 % помещику

выплачивало государство

Помещик получал всю сумму выкупа.

Крестьяне возвращали долг государству в течение 49 лет с уплатой 6 % годовых.

До выкупа надела крестьянин считался временнообязанным (оброк или барщина в пользу помещика).

9 лет крестьянин не мог отказаться от надела.


Выкупные платежи по реформе 1861 года

Скрытая надбавка за выкуп крестьянами своей личности

Ценность земли по продажам

Черноземные губернии

Нечерноземные губернии

Государство вело расчет с крестьянской общиной, поэтому земля становилась не личной собственностью, а собственностью общины.


Значение отмены крепостного права

Положительное:

  • Крестьяне стали свободными людьми и получили определенные права.
  • Крестьяне получили наделы земли.

Отрицательное:

  • Крестьяне остались неполноправным сословием.
  • Крестьяне платили выкуп за земли больше его стоимости и оставались временнообязанными.
  • Крестьяне получили небольшие наделы худшей земли.
  • Крестьяне не получили землю в полную собственность.

Почему было принято окончательное решение об освобождении крестьян с землёй?

Почему крестьяне нечернозёмных губерний получили земли больше, чем в Черноземье?

Почему многие крестьяне в Поволжье предпочитали не выкуп платить, а взять 1\4 надела бесплатно?

Средний надел крестьянина до реформы – 4,4 десятины, после реформы – 3,6 десятины.

Почему уменьшились крестьянские наделы после реформы?

Является ли отмена крепостного права прогрессивным событием для России? Почему?


Сопоставьте следующие данные и сделайте вывод:

В Московской губернии крестьянская семья в среднем должна была заплатить за землю 500 руб. Изба стоила – 30-40 руб., лошадь – 15-20 руб.

20 % стоимости земли крестьяне платили сразу, 80% за них платило государство.

Стоимость крестьянской земли – 500 млн. Крестьяне заплатили за неё 1,5 млн.

Чем объяснить, что выкуп был выше стоимости земли?


Домашнее задание:

распечатка

Министерство образования Республики Беларусь Белорусский государственный университет исторический факультет кафедра истории России Красноармейская 6, к. 17 327-45-11 http://www.hist.bsu.by E-mail: [email protected] Автор: канд. ист. наук, доцент В. В. Сергеенкова, Минск, 2013 Реакция «верхов» на подготовку обнародования реформы Подписание Положений и манифеста проходило в обстановке охватившего «верхи» страха, и даже ужаса перед «грозным и неизвестным будущим». Сенатор Лебедев записал в эти дни: «Общий страх от ожидаемого 19 числа обнародования манифеста о свободе, страх, доходящий до соглашений о соединении в этот день нескольких семейств вместе, до замены замков и запоров и до заготовления оружия на случаи нападения». Возможность взрыва народного возмущения казалась все неизбежнее. Опасаясь последствий объявления воли, правительство затягивало его, ориентируясь на время после окончания масленицы. Были предприняты меры для подготовки и дислокации воинских частей на случай предполагаемых волнений в обеих столицах и в сельских местностях. В обстановке глубочайшей секретности готовилась публикация материалов реформы. Набор материалов производился в типографии ІІ отделения с.е.и.в. канцелярии. Работало четыре типографии, в которых в течение 9 дней печатались разделенные на четыре части материалы. Их работа была ограждена строжайшими мерами безопасности. В обстановке таинственности состоялось 2 марта 1861 г. общее собрание Сената, на котором был оглашен манифест. Манифест был обнародован 5 марта – в последний день масленицы, в «прощеное воскресение» в Петербурге и в Москве. По телеграфу об обнародовании манифеста было сообщено во все губернские центры. Указ Сенату, манифест, собственно «Положения» были сброшюрованы в одну книгу и продавались в столицах в «съезжих домах и во всех лавках». За день их было распродано 25 тысяч. 41 флигель-адъютант Александра ІІ выехал в тот же день – 5 марта – во все концы России, получив от царя полномочия по усмирению предполагавшихся вол-нений воинской силой. Вслед за губернскими центрами Положения распространяли в деревнях, где один пакет вручался помещику, другой – крестьянскому «миру». Обнародование манифеста продолжалось до 2 апреля 1861 г. Состав законоположений 19 февраля 1861 г. Помимо «Общего положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости», 19 февраля 1861 г. было утверждено еще 16 законов, неразрывно связанных с первым. Сюда относится 4 общих «Положения», распространявшиеся на все помещичьи имения, 4 «Положения» о поземельном устройстве крестьян в главных районах империи (в Великороссии, на Украине, в Беларуси и Литве) и 8 специальных законов, носивших дополнительный характер (о крестьянах мелкопоместных владельцев, о горнозаводских рабочих и т. д.). В манифесте и во «Введении» к «Общему положению» были изложены главные принципы реформы. Все «Положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости», касались двух важнейших сторон крестьянского быта: личной зависимости крестьян от помещиков и поземельных отношений. «Положения» 19 февраля распространялись на 45 губерний, в которых насчитывалось 10 528 724 души мужского пола крепостных крестьян (в том числе 723 725 дворовых), принадлежавших 100 528 помещикам. Ликвидация крепостной зависимости крестьян – это длительный процесс, растянувшийся на несколько десятилетий. Полное освобождение крестьяне получали не сразу с момента обнародования манифеста и положений. В манифесте объявлялось, что в течение двух лет (до 1863 г.) крестьяне обязаны отбывать те же самые повинности, которые они несли при крепостном праве. Но и после 1863 г. крестьяне долгое время находились на положении «временнообязанных», т. е. продолжали нести феодальные повинности: платить оброк или выполнять барщину за пользование полевой землей. Завершающим актом ликвидации крепостных отношений являлся перевод крестьян на выкуп. После выкупа крестьяне становились юридически собственниками своих наделов, За наделы они вносили выкупные платежи уже не помещику, а государству, взявшему на себя проведение выкупной операции. Правовое положение крестьян На основании «Общего положения» крестьянин получал личную свободу. Крестьяне переходили в разряд «свободных сельских обывателей» и получали ряд гражданских прав. Теперь бывший крепостной приобретал ряд гражданских прав. Крестьянин мог выступать в суде как юридическое лицо, заключать всякого рода сделки, заниматься торговлей и промышленностью, владеть движимым и недвижимым имуществом. Все это способствовало более интенсивному развитию крестьянского предпринимательства, росту отхода на заработки. Однако вопрос о личном освобождении крестьян не получил полного, последовательного разрешения. Черты внеэкономического принуждения крестьян продолжали сохраняться. На период временнобязанного положения крестьян помещик сохранял права вотчинной полиции: ему были в полицейском отношении подчинены сельские должностные лица, он мог требовать смены этих лиц, вмешиваться в решения сельских и волостных сходов. Сохранялась сословная неравноправность крестьян, прикрепление их к месту жительства, к общине, оставалась и круговая порука. Наделы крестьян Центральным вопросом реформы 1861 г. был вопрос о земле. Положения 19 февраля признавали всю землю в имении, в том числе и крестьянскую надельную, собственностью помещиков. Крестьяне объявлялись лишь пользователями этой земли, обязанными отбывать за неё установленные Положениями повинности (оброк и барщину). Чтобы стать собственником своей надельной земли, крестьянин должен был выкупить её у помещика. При наделении крестьян землёй: правительство исходило из двух принципиальных соображений: 1) из интересов сохранения крестьянского хозяйства как объекта эксплуатации и 2) из интересов обеспечения безопасности в стране: власти великолепно знали, что требование предоставления земли занимало главенствующее место в крестьянском движении предреформенных лет. Следовательно, полное обезземеление крестьян было для правительства экономически невыгодно, опасно и социально. Наделение крестьян землей носило принудительный характер. Проводился принцип обязательности получения крестьянином надела. В течение 9 лет (до 1870 г.) крестьянин вообще не мог отказаться от надела. Но и по истечении этого срока право отказа от надела было обставлено такими условиями, что фактически сводилось на нет. По закону отказаться от надела мог только тот крестьянин, который не перешел еще на выкуп. К 1870 г. большинство крестьян (66,6 %) уже было переведено на выкуп. В большинстве губерний России земля предоставлялась не отдельному двору, а общине. При проведении реформы правительство исходило из принципа сохранения общины как фискальнополицейской единицы. Выход из общины был крайне затруднен. Необходимо было уплатить за год вперед помещику, казенные, мирские и пр. сборы, погасить недоимки и т.д. Выход из общины, связанный с большими материальными расходами, могли осуществить лишь зажиточные крестьяне. Затруднительность выхода из общины еще более привязывала крестьянина к наделу, т.е. в конечном счете связывала его с помещичьим хозяйством. Положения 19 февраля 1861 г. устанавливали большое разнообразие норм наделов, с учетом особенностей не только губерний, но и уездов и даже частей уездов. В пределах этих территориальных единиц устанавливались «высшая» и «низшая» (1/3 «высшей») нормы наделов. В степных губерниях действовала одна «указная» норма. Закон предусматривал отрезку от крестьянского надела, если он превышал установленную для данной местности «высшую» норму, и прирезку, если надел не достигал «низшей» нормы. Закон предусматривал отрезку и в тех случаях, когда у помещика оказывалось менее 1/3 земли, в степных губерниях – менее 1/2 земли. Значительный разрыв между высшей и низшей нормой сделал отрезки правилом, а прирезки исключением. Размеры отрезки в десятки раз превосходили размеры прирезки, причем отрезались лучшие земли, а прирезались худшие. Тяжесть отрезки заключалась не только в ее абсолютных размерах, но и в качестве отрезаемой земли, а также в хозяйственной необходимости ее для крестьян. Имело значение не только то, сколько земли у крестьян было отрезано, но и то, какие земли были отрезаны. Как правило, отрезались наиболее ценные для крестьян угодья: луга, выгоны, водопои и пр., без которых невозможно было нормальное функционирование крестьянского хозяйства. Крестьянин вынужден был арендовать эти, крайне ему необходимые земли на кабальных условиях. Арендная плата за эти земли значительно превосходила их рыночную стоимость. В тяжелом положении оказались и «дарственники». «Дарственники» – это крестьяне, которые согласились вместо выкупа надела получить бесплатно «в дар» 1/4 «высшего» надела. Формально, по закону, помещик не мог принудить крестьян взять дарственный надел. Получение дарственных наделов освобождало крестьян от высоких выкупных платежей Закон предоставлял помещику право произвести разверстание земель в течение 6 лет после введения уставных грамот (т.е. с 1863 по 1869 гг.) и перенести, если помещику было необходимо, крестьянские усадьбы. Разверстание явилось в руках помещиков дополнительным средством нажима на крестьян. При разверстании происходило дальнейшее ухудшение качества крестьянского надела вследствие обмена на худшую по качеству землю, и в результате изменений в неблагоприятную для крестьян сторону состава угодий в крестьянском наделе. Однако и после разверстания земель, если крестьяне еще не перешли на выкуп и продолжали оставаться во временнообязанном положении, помещик сохранял право обмена крестьянских земель. Это разрешалось в том случае, если это диктовалось хозяйственными соображениями помещика: земля оказалась для помещика необходимой для устройства дороги, пристани, прогона скота или на ней открылись полезные ископаемые и т. п. Вплоть до выкупа помещик продолжал оставаться юридически собственником предоставленной в надел крестьянам земли. Получив надел по уставной грамоте, крестьянин еще не становился его полноправным хозяином: он не имел права на своей земле заводить торги и ярмарки, да и сама земля в любой момент подлежала обмену. В результате реформы 1861 г. крестьяне лишались сервитутов. Теперь за пользование сервитутами, особенно лесом, помещик стал взимать с крестьян дополнительные платежи. Установленные Положениями нормы наделов, даже «высшие», не обеспечивали нормального развития крестьянского хозяйства только за счет земледелия. Недостаток необходимой земли крестьяне вынуждены были пополнять кабальной арендой, покупкой земли или дополнительными заработками. Повинности крестьян Помещик обязан был предоставить крестьянам земельный надел не в собственность, а в «постоянное пользование». За пользование землей крестьяне должны были нести повинности. Отходящая к крестьянам земля юридически оставалась помещичьей собственностью до заключена выкупной сделки. До этого времени крестьяне считались «временнообязанными». Размеры и формы повинностей определялись местными «Положениями». «Положения устанавливали два вида повинностей: оброк и барщину. Положения устанавливали следующие нормы оброка: за полный (т.е. высший) душевой надел крестьяне ближайших к Петербургу имений должны были платить 12 руб. в год, в промышленных губерниях – 10 руб., в остальных губерниях – 8–9 руб. Кроме того, Положения предусматривали проведение через 20 лет так называемой «переоброчки», т. е. увеличение оброка в связи с ожидавшимся ростом арендных и продажных цен на землю. Дореволюционный оброк оброчных крестьян нельзя было увеличить, если не увеличивался надел. Однако в связи с сокращением надела в результате отрезков происходило фактическое увеличение оброка в расчете на 1 десятину. Установленные Положениями нормы оброка превышали доходность с земли. Достигалось это и так называемой системой «градаций», при которой половина оброка приходилась на первую десятину надела, четверть – на вторую и остальная четверть раскладывалась равномерно на последующие десятины. Пример: надел – 9 десятин, оброк – 12 руб. 6 руб. 3 руб. 43 коп. 43 коп. 43 коп. 43 коп. 43 коп. 43 коп. 43 коп. Следовательно, чем меньшим был размер надела, тем выше был оброк в расчете на 1 десятину, т. е. тем дороже обходился надел крестьянину. Если размеры оброка в результате реформы практически остались прежними, то весьма значительные изменения произошли в барщинной системе. Барщина сковывала хозяйственную деятельность крестьян, препятствуя торгово-промысловым занятиям, уходу на заработки и т. п. Согласно Положениям барщина составляла в год с тягла 70 дней (40 мужских и 30 женских). После реформы резко сократилось число барщинных крестьян из-за интенсивного перевода их на оброк. На отработку барщины крестьяне должны были являться как и до реформы со своим инвентарем. Барщинной повинности подлежали мужчины с 18 до 55 лет, а женщины – с 17 до 50 лет. Отбывание барщины также регулировалось путем градации. Большую часть барщинных дней (3/5) крестьяне должны были отрабатывать в период от весны до сбора урожая осенью, который крестьянину был особенно дорог для работы на себя. Помещик мог потребовать крестьян на работу в любой день, за исключением праздников. Если крестьянин не мог работать по болезни, то за него должны были отработать другие крестьяне или он сам по выздоровлении. Коли крестьянин болел более 6 месяцев, то мог быть лишен земельного надела. Продолжительность рабочего дня была установлена в 12 час. летом и 9 час. зимой. Таковы основные условия крестьянской реформы 1861 г.

Похожие статьи

© 2024 liveps.ru. Домашние задания и готовые задачи по химии и биологии.