««Проблемы семьи» и образ Анны Карениной. Главные герои и их характеристика

Сколько сердец, столько и родов любви.

Л. Толстой

«Я часто сажусь писать одно и вдруг перехожу на более широкие дороги, - при­знавался Толстой, - сочинение разрастается». Так случилось и с «Анной Карениной». В самом начале работы над романом автор говорил: «Сюжет романа - неверная жена и вся драма, происшедшая от этого». Но этот сюжет составлял только внешнюю, собы­тийную основу его книги. А внутренний смысл повествования вышел далеко за пределы семейной истории. В романе можно выделить несколько тем, волновавших Толстого: семья и брак, разрушение дворянского уклада жизни и попытки спасти его, пробле­мы взаимоотношения личности и общества, вопросы государственного устройства, хозяйственные реформы. Можно сказать, что в целом писатель стремится понять все «мироустройство человеческое», в котором, конечно, есть место и любви. Тему любви в романе Толстого нельзя отделить от других и рассматривать ее, не касаясь проблем нравственных, социальных. «Все смешалось в доме Облонских!» Эта фраза не только начинает роман «Анна Каренина», она отражает его характерную черту: в нем все сме­шалось, как в самой жизни, все переплелось и запуталось. В книге столько проблем, столько возникает вопросов! А ответов на них нет. И нет, наверное, другой такой сложной и глубокой книги о любви, о семье, о счастье.

Казалось бы, все логично и просто. Все мечтают о любви, ждут ее. Потому что лю­бовь - это первый шаг к счастью. И путь к нему - самый надежный и верный - лежит через семью. В романе Толстого все главные герои любят или хотя бы слегка влюблены, в кого-то: Вронский в Каренину, Анна во Вронского, Каренин любит свою жену, Долли Облонская - своего мужа, Левин - Кита Щербацкую и т. д. И этот период влюбленности и ожидания счастья, по-моему, самый счастливый в жизни героев. Но как трлько Толстой соединяет любящих друг с другом - начинаются проблемы. «Все счастливые семьи по­хожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему». В романе «Анна Каренина» все семьи несчастливые. Создается такое впечатление, что брак и семья - это Не мост между любовью и счастьем, а какая-то неодолимая преграда между ними. Но так не должно быть. Почему так сложно и болезненно происходит воссоединение даже тех, кто любит друг друга? И куда потом уходит любовь? Кто виноват в этом?

Может бьггь, дело в самой любви? Любовь у Толстого - понятие сложное. Это вовсе не светлое и радостное чувство, а очень тревожное, неспокойное, обязательно связанное со страданием и даже с ужасом. Так, Вронский накануне своего соединения с Анной, обещая ей любовь и всего себя, говорит: «Я не вижу впереди спокойствия ни для себя, ни для вас». Анна же испытывает «чувство стыда, радости, ужаса перед этим вступлением в новую жизнь». Чувство ужаса испытывает и Каренин «перед возможностью любви в его жене к кому-нибудь, кроме него». Затем к чувству ужаса и тревоги добавляются страда­ния от ревности, от непонимания, от неизбежной лжи. Потом приходит сознание своей вины перед теми, кого любишь, итеми, кого заставил страдать, лишив их своей любви. «Любовь. Я оттого и не люблю этого слова, - говорит Анна, - что оно для меня много значит, больше гораздо, чем вы можете понять». Наверное, это очень важно - уметь понять того, кого любишь. Ведь «сколько сердец, столько и видов любви», - считает героиня Толстого. Может быть, для того, чтобы любовь, семья и счастье соединились в единое понятие, нужно, чтобы два сердца совпали в своем представлении о любви и это не касалось бы больше никого и никому не мешало, не разбивало бы других сердец.

Мне кажется, что любовь Анны и Вронского закончиласьтрагедией не только потому, что героиня поздно встретила свою любовь и чувство вины перед сыном и мужем мешало ее счастью. Даже если бы они встретились раньше, финал мог остаться таким же. Ведь Анна и Вронский воспринимают это чувство по-разному. Для Вронского любовь - толь­ко часть его жизни, жизни внутренней, которая теперь «была наполнена страстью». Но жизнь «внешняя оставалась неизменной. В полку его любили и уважали. И он любил эту жизнь». Его жизнь - это служба, свет, любимое занятие (лошади) и любовь к Анне. Для нее же осталась только любовь. И чем она сильнее, тем меньше шансов на совпадение и больше простора для непонимания.

Прочитав роман, с уверенностью можно сказать только то, что любить - это так же непросто, как и жить. И, может быть, именно эта непостижимая сложность любви и жизни так притягивает нас. «Ежели бы мне сказали, - писал Л. Н. Толстой, - что я могу написать роман, которым неоспоримо установлю кажущееся мне воззрение на все вопросы, я бы не посвятил и двух часов труда на такой роман, но ежели бы мне сказали, что то, что я напишу, будут читать теперешние дети через двадцать лет и будут над ним плакать и смеяться, и полюблять жизнь, я бы посвятил ему всю свою жизнь и все свои силы».

Проблемы семьи и брака в романе «Анна Каренина»

Он говорил, что задача его сделать

эту женщину только жалкой, и не виноватой”.

С. Толстая

После окончания работы над романом “Война и мир” Лев Николаевич “увлекся” проблемами семьи и брака. Окружающая его действительность давала много материала о семейной жизни, и Толстой приступил к работе над новым романом “Анна Каренина”.

Выдвинутая вначале тема семьи оказалась взаимосвязанной с общественными, социальными, философскими вопросами - произведение постепенно разрослось до крупного социального романа, в котором писатель отразил современную ему жизнь. Завязка проста, даже банальна. Замужняя женщина, мать восьмилетнего ребенка, увлекается блестящим офицером. Но все просто лишь на первый взгляд. Анна вдруг осознала, что I не может себя обманывать, она мечтает о любви, что любовь и жизнь для нее синонимы. В этот решающий момент она не думает ни о ком, кроме Алексея Вронского. Неумение обманывать, искренность и правдивость героини вовлекают ее в серьезный конфликт с мужем и тем обществом, в котором она живет.

Анна сравнивает мужа с бездушным механизмом, называет его “злой машиной”. Каренин все чувства проверяет нормами, установленными государством и церковью. Он страдает от измены жены, но как-то очень своеобразно, хочет “отряхнуться от той грязи, которою она забрызгала его в своем падении, и продолжать идти по своему пути деятельной, честной и полезной жизни”. Он живет умом, а не сердцем. Именно его рациональность подсказывает путь жестокого отмщения Анне. Алексей Александрович Каренин разлучает Анну с горячо любимым сыном Сережей. Героине приходится выбирать, и она делает “шаг” в сторону Вронского, но это гибельный путь, он ведет к пропасти. Анна ничего не хотела менять в своей жизни, это рок все повернул. Она идет по уготованному ей пути, страдая и мучаясь. В единый узел противоречий сплелись любовь к оставленному сыну, страсть к Вронскому, протест против ложной морали общества. Анна не в силах решить эти проблемы. Она хочет уйти от них. Просто жить счастливо: любить и быть любимой. Но как недостижимо для нее простое человеческое счастье!

Разговаривая с женой брата, Анна признается: “Ты пойми, что я люблю, кажется, равно, но обоих больше себя, два существа - Сережу и Алексея. Только эти два существа я люблю, и одно исключает другое. Я не могу их соединить, а это мне одно нужно. А если этого нет, то все равно. Все, все равно...”

Анна с ужасом понимает, что для Вронского недостаточно одной страстной любви. Он человек “общества”. Ему хочется быть полезным, добиваться чинов и видного положения. Тихая же семейная жизнь не для него. Ради этого человека и его честолюбивых планов она пожертвовала всем: покоем, положением в обществе, сыном... Анна понимает, что сама себя загнала в тупик.

Писатель еще в эпиграфе: “Мне отмщение и аз воздам” заявил, что его героиню судить не светским ханжам, а Творцу. В романе эта мысль не раз подтверждается. Старая тетка Анны говорит в разговоре с Долли: “Их будет судить Бог, а не мы”. Кознышев в разговоре с матерью Вронского утверждает: “Не нам судить, графиня”. Таким образом Толстой противопоставил государственной и религиозной законности и светской морали, утверждавшим “зло, ложь и обман”, мудрость библейского изречения, взятого для эпиграфа.

Изначально автор хотел изобразить женщину, потерявшую себя, но не виноватую. Постепенно же роман вырос в широкое обличительное полотно, показывающее жизнь пореформенной России во всем ее многообразии. В романе представлены все слои общества, все классы и сословия в новых социально-экономических условиях, после отмены крепостного права.

Говоря же об Анне Карениной, Толстой показал, что ее волнуют лишь сугубо личные проблемы: любовь, семья, брак. Не найдя достойного выхода из сложившейся ситуации, Анна решает уйти из жизни. Она бросается под поезд, так как жизнь в теперешнем ее положении стала невыносимой.

Сам того не желая, Толстой вынес суровый приговор обществу с его лживой ханжеской моралью, доведшей Анну до самоубийства. В этом обществе нет места искренним чувствам, а лишь установленным правилам, которые можно обойти, но скрываясь, обманывая всех и себя. Искреннего, любящего человека общество отторгает, как инородное тело. Толстой осуждает такое общество и установленные им законы.

В романе «Анна Каренина» Толстой ставит актуальную проблему о соотношении в жизни человеческого эгоизма, естественного человеческого стремления к личному счастью и долгу человека перед другими себе подобными, перед обществом.

В период создания «Войны и мира» Толстой считает, что эгоизм в здоровой, свободно развивающейся человеческой личности не несет в себе ничего безнравственного (например, Наташа Ростова способна отказаться от личных интересов - отдает подводы раненым). В период написания «Анны Карениной» Толстой все более и более

Убеждается, что среди высших сословий стремление к счастью приобретает извращенный, идеалистический характер.

Трагедия «Анна Каренина» передает отступление главной героини от жизненной позиции обращенности, любви, долга перед другими людьми.

Нравственная проблема проходит через весь роман. Трагедия Анны осмысливается многогранно. Она отдается эгоистической страсти, презрев долг, заходит в нравственный и жизненный тупик. Героиня теряет естественность и обаяние. Все силы она сосредоточивает на то, как не потерять любовь Вронского, как сделать так, чтобы он принадлежал только ей. Она продолжает интересоваться

Жизнью, искусством. Но она не искренна и интересуется этим только для того, чтобы в глазах Вронского выглядеть глубокой натурой. Толстой, решая вопрос о том, что привело Анну к тупику, далек от упрощенных выводов. Вина полностью возложена им на общество.

Антиподом Анны в романе является Левин. Жизненные судьбы Анны и Левина сопутствуют друг другу в отрицании зла жизни, но резко расходятся в поисках добра. На протяжении всего романа Левин приближается к истокам народного бытия, Анна же самым роковым образом, шаг за шагом от них отходит. «Естественная и простая» в начале романа (Анна в первых главах говорит только по-русски, искренность ее поступков и мыслей противоречит условностям света, описание русской природы в глубоком психологическом подтексте сопутствуют ей), она постепенно утрачивает естественность и простоту (появляются французские румяна и английская, французская речь).

Заграничное путешествие с Вронским было для Анны попыткой бежать от самой себя. Анна чувствует внутреннюю опустошенность. Но, наделенная от природы правдивостью, честностью, она не может обманывать окружающих ее людей. Карениной кажется, что она похожа на какую-то злую машину. Она естественна и искренна по натуре, не может притворяться, не может жить полной фальши жизнью. Ее отношения с мужем все более запутываются, завязываются в узел, который разрешается крайней ситуацией - тяжко рожает дочь.

В минуты кажущегося наступления смерти Анна понимает самоотверженность и страдания своего мужа. Это для нее доказательство того, что он простил ее. Достоевский подчеркивал, что в этот момент она восторжествовала над всем. Все герои перед лицом смерти примиряются. Однако Анна, выздоровев, уходит к Вронскому. Каренин, под воздействием светских кругов, отказывается отдать сына. Анна поставлена ложной, противоестественной моралью перед выбором: любовь к сыну или любовь-страсть. Толстой показывает, что она выбрала любовь-страсть. Героиня вынуждена замкнуться в рамках своей страсти. Она пытается построить свое счастье на несчастье других. И ей приходится расплачиваться за это.

Толстой - гениальный психолог - исключительно воспроизводит последние часы жизни героини. Охваченная вихрем чувств, она понимает, что совершила страшную ошибку, но исправить ничего нельзя.

Толстой говорит о ее гибели в патетических тонах. Исследователи творчества писателя долго и много спорили, как он оценивает свою героиню. Многие считали, что Толстой отказывается судить героиню. Но в эпиграфе: «Мне отмщение и Аз воздам» присутствует элемент осуждения. Отмщение со стороны нравственной внешней силы - это осуждение. Осуждение того, что она презрела долг ради счастья.

Художественная литература, создавая живое и богатое изображение, предлагает множество мудрых раздумий, глубоких рассуждений, которые – собранные вместе – могли бы составить целые тома. Так роман «Анна Каренина», автор которого является великий Л.Н. Толстой, создавался в период 1873-1877 годов. Анна появляется в романе «ищущей и дающей счастье». Но на ее пути к счастью встают активные силы зла, под влиянием которых, в конечном счете, она и гибнет. Судьба Анны поэтому полна глубокого драматизма. Напряженным драматизмом проникнут и весь роман. Анна Каренина – замужняя женщина, мать восьмилетнего сына; она понимает, что Вронский не может и не должен интересовать ее. Однако на московском балу мы видим, что “Анна пьяна вином возбуждаемого ею восхищения…” Анна принимает решение покинуть Москву и вернуться домой, в Петербург, чтобы не встречаться с Вронским. Свое решение она выполнила, и на другой день брат провожал ее в Петербург. Но на остановке, выйдя из вагона, Анна встретила Вронского… Вронский страстно полюбил Анну, это чувство заполнило всю его жизнь. Аристократ и джентльмен, “один из самых лучших образцов золотой молодежи петербургской”, он защищает Анну перед светом, принимает на себя самые серьезные обязательства по отношению к любимой женщине. Решительно и прямо “объявляет он брату, что смотрит на свою связь с Карениной, как на брак…” Во имя любви он жертвует военной карьерой: выходит в отставку и вопреки светским понятиям и нравам уезжает с Анной за границу. Чем больше Анна узнавала Вронского, “тем больше она любила его”; и за границей она была непростительно счастлива. Но “Вронский, между тем, несмотря на полное осуществление того, что он желал так долго, не был вполне счастлив. Он скоро почувствовал, что в душе его появилась тоска”. Попытки заняться политикой, книгами, живописью не дали результатов, и, в конце концов, уединенная жизнь в итальянском городе показалась ему скучной; было решено ехать в Россию.

Открытую связь Анны и Вронского светское общество прощало Вронскому, но не Анне. Все дома прежних знакомых были для нее закрыты. Вронский же, найдя в себе силы пренебречь предрассудками своей среды, не порывает окончательно с этой средой даже тогда, когда светское общество стало травить любимую им женщину. Военно-дворцовая среда, в которой он долгое время вращался, повлияла на него не менее чем служебно-бюрократические сферы на Каренина. И как Каренин не мог и не хотел понять, что делалось в душе Анны, так и Вронский был очень далек от этого. Любя Анну, он всегда забывал то, “что составляло самую мучительную сторону его отношения к ней, - ее сына с его вопрошающим, противным, как ему казалось, взглядом. Мальчик этот чаще всех других был помехой их отношений”. В сцене свидания Анны с сыном Сережей Толстой с непревзойденным мастерством художника-психолога раскрыл всю глубину семейного конфликта. Чувства матери и любящей женщины, испытываемые Анной, Толстой показывает как равноценные. Ее любовь и материнское чувство-два великих чувства – остаются для нее несоединенными. С Вронским у нее связано представление о себе как о любящей женщине, с Карениным - как о безупречной матери их сына, как о некогда верной жене. Анна хочет одновременно быть и той и другой.

В полубессознательном состоянии она говорит, обращаясь к мужу:

«Я все та же... Но во мне есть другая, я ее боюсь - она полюбила того, и я хотела возненавидеть тебя и не могла забыть про ту, которая была прежде. Та не я. Теперь я настоящая, я вся». «Вся», т. е. и та, которая была прежде, до встречи с Вронским, и та, которой она стала потом. Но Анне еще не суждено было умереть. Она не успела еще испытать всех страданий, выпавших на ее долю, не успела она также испробовать и всех дорог к счастью, к которому так рвалась ее жизнелюбивая натура. Вновь сделаться верной женой Каренина она не могла. Даже на пороге смерти она понимала, что это было невозможно. Положение «лжи и обмана» она также не способна была более переносить.

Следя за судьбой Анны, мы с горечью замечаем, как рушатся одна за другой ее мечты. Рухнула ее мечта уехать с Вронским за границу и там забыть про все: не нашла своего счастья Анна и там. Действительность, от которой она хотела уйти, настигла ее и там. Вронский скучал от безделья и тяготился, а это не могло не тяготить Анну. Но самое главное на родине остался сын, в разлуке с которым она никак не могла быть счастливой. В России ее ожидали мучения еще более тяжкие, чем те, которые она переживала раньше. То время, когда она могла мечтать о будущем и тем самым в какой-то степени примирить себя с настоящим, прошло. Действительность теперь представала перед ней во всем своем страшном облике.

По мере развития конфликта открывается смысл всего происшедшего. Так, Анна, узнавая петербургскую аристократию, вскоре поняла, что все они лицемерят, притворяются, что добродетельны, а на самом деле злы и расчетливы. Анна порвала с этим кругом после своего знакомства с Вронским. Лицемерно было все общество, с которым сталкивалась Анна. С каждым поворотом своей трудной судьбы она все более убеждалась в этом. Она искала честного, бескомпромиссного счастья. Вокруг же себя видела ложь, лицемерие, ханжество, явный и скрытый разврат. И не Анна судит этих людей, а эти люди судят Анну. Вот в чем ужас ее положения.

Потеряв для себя сына, Анна осталась только с Вронским. Следовательно, привязанность ее к жизни наполовину уменьшилась, так как сын и Вронский были для нее одинаково дороги. Здесь разгадка того, почему она теперь стала так дорожить любовью Вронского. Для нее это была сама жизнь. Но Вронский с эгоистической природой не мог понять Анну. Анна была с ним, и потому мало интересовала его. Между Анной и Вронским теперь все чаще и чаще возникали недоразумения. Причем формально Вронский, как ранее и Каренин, был прав, а Анна не права. Однако суть дела заключалась в том, что поступками Каренина, а затем и Вронского руководило «благоразумие», как понимали его люди их круга; поступками же Анны руководило ее большое человеческое чувство, которое никак не могло согласоваться с «благоразумием». В свое время Каренин был напуган тем, что в «свете» уже заметили отношения его жены с Вронским и что это грозит скандалом. Так «неблагоразумно» вела себя Анна! Теперь общественного скандала боится Вронский и причину этого скандала видит все в том же «неблагоразумии» Анны.

В поместье Вронского разыгрывается, в сущности, заключительный акт трагической судьбы Анны Карениной.

Анна, человек сильный и жизнелюбивый, казалась многим и даже хотела самой себе казаться вполне счастливой. В действительности она была глубоко несчастна.

За несколько минут до смерти Анна думает: «Все неправда, все ложь, все обман, все зло!..» Поэтому ей и хочется «потушить свечу», т. е. умереть. «Отчего же не потушить свечу, когда смотреть больше не на что, когда гадко смотреть на все это?»

Исторически тема любви оказалась связанной с философией и другими науками. Ведь только в любви и через любовь человек постигает самого себя, свои потенциальные возможности и мир своего обитания. О том, что называется любовью, вечно размышляли, спорили, спрашивали друг друга и отвечали, снова спрашивали и никогда не находили точного ответа. Уж очень хотелось понять почему человеку невыносимо жить без любви и почему так трудно любить. Разные философские учения, различные религии стремятся понять и использовать в своих интересах эту уникальную способность человека любить. Однако и сегодня она – плохо осмысленная философией область человеческого бытия. Тема любви всегда была очень близка русской философской мысли. Много глубоких и удивительных страниц написали о любви Владимир Соловьев, Лев Толстой, В. Розанов, И. Ильин, Э. Фромм и многие другие.

Я человек, но так ли я велик,

Но так ли безупречен, совершенен?

В. Боков

Сравнивая «Войну и мир» с «Анной Карениной», Л. Толстой заметил, что в первом романе он любил «мысль народную», а во втором — «семейную». Проблема семейных отношений всегда волновала его, она присутствует почти во всех его произведениях.

Роман «Анна Каренина» начинается так: «Все счастливые семьи похожи одна на другую, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему». Этими словами автор подчеркнул, что главное его внимание будут занимать несчастливые семьи. И в самом деле: нет счастья ни в семье Облонских, ни в семье Карениных. Отчего так?

Литературные критики объясняют это бурным развитием капитализма в поре-форменной России, который рушил старые устои, разорял дворянство и был совер-шенно чужд Толстому. Я думаю, дело не только в этом. Семейное счастье зависит от самих людей, от их взаимопонимания. В семье Левиных тоже бывали ссоры, но они любили, понимали и уважали друг друга. Только эту семью в романе и можно назвать счастливой. Правда, сам Левин отличается от других и бесстрашно чест-ным умом, и добротой, и богатством внутреннего мира. Долли говорит о нем: «Это мало сказать, что прекрасный. Я не знаю лучшего человека».

С образом Левина связана очень важная для Толстого проблема самосовершен-ствования личности. Лучшие его герои всегда чрезвычайно требовательны к себе. Таков и Левин. Он считает, что не достоин Кити. Значит, надо стать лучше, найти свое истинное призвание, проявить в полной мере свою личность.

А главное его стремление — достигнуть такого положения, когда бы он мог пе-ред народом «чувствовать себя вполне правым». Так «мысль семейная» переплета-ется в романе с «мыслью народной».

Левин упорно занимается хозяйством, ходит с мужиками на косовицу и в то же время пишет книгу о землеустройстве в России, пытаясь выяснить тот путь, по которому должна развиваться деревня в новых условиях. С глубоким огорчением убеждается он в исторической обреченности дворянства. Можно было бы смирить-ся с обеднением дворян, если бы дворянские земли попадали в руки к мужикам. Но чаще всего за счет разорения дворянства наживались темные дельцы вроде купца Рябинина (как это знакомо нам сегодня!).

Симпатизируя крестьянам, Левин так и не перешел на их сторону и, сам того не замечая, переводит вопросы, которые его мучили, из социального плана в мораль-ный. Так возникает перед ним проблема смысла жизни, проблема смерти и бес-смертия. У постели умирающего брата Левин «ужаснулся не столь самой смерти, сколько жизни без малейшего знания о том, откуда, для чего, зачем и что оно та-кое». Мучительные вопросы и ни одного ответа. Это доводит его до отчаяния. Но вера в собственный и общечеловеческий разум спасает его от того шага, который был сделан Анной Карениной.

Анну и Левина сближает то, что они не подчиняются слепо общепринятым нор-мам жизни, а пытаются жить по-своему. Они постоянно сталкиваются с «нечест-ной действительностью», мучаются и страдают, но при этом духовно растут и все глубже познают окружающий их мир. Однако путь Левина идет по восходящей линии, а Карениной — по нисходящей. Мы оставляем Левина в конце романа сча-стливым человеком, для которого смысл жизни — творить добро.

Анна же была счастлива только в короткий период первых свиданий с Вронс-ким. Разлученная с сыном, оскорбляемая обществом, она с ужасом видит, что и любви, ради которой принесено столько жертв, уже нет. «Отчего же не потушить свечу, когда смотреть больше не на что?..» Материал с сайта

«Анна Каренина» — роман о людях большой и трудной судьбы, о прекрасной женщине, желавшей полноценного человеческого счастья, о величии и бесстрашии человеческого ума, способного дойти до истины и признать истину, чего бы это ни стоило. И хотя смерть в этой книге идет рядом с жизнью, жизнь неизменно берет верх. Ведь и сама Анна решила умереть только потому, что, кроме смерти, у нее не было средства защитить свою честь и чистоту своей жизни. Поэтому «Анна Каре-нина» — не трагедия, а жизнеутверждающий роман. Читая его, мы учимся нена-видеть ложь и праздную жизнь, постигаем красоту человеческих отношений, вов-лекаемся в мир духовных исканий, то есть ощущаем себя по-настоящему людьми.

В самые значительные минуты своей жизни мы, как и Левин, видим перед со-бой небо, высокое и бесконечно мудрое. И радость бытия наполняет душу. Прекра-сен этот мир! Значит, прекрасным должен быть и человек.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • анна каренина проблематика романа
  • нравственные и философские проблемы в романе анна каренина
  • проблематика роману анна каренина
  • бытовое и философское в романе анна каренина
  • философська тематика анна каренина
Похожие статьи

© 2024 liveps.ru. Домашние задания и готовые задачи по химии и биологии.