Правописание ок ек в существительных. Правописание слов с суффиксами - ок, -ек

Слова с суффиксами -ек-/-ик- всегда вызывают массу вопросов у школьников. Более того, далеко не каждый взрослый человек знает, в каких случаях пишется та или иная морфема. Именно поэтому представленную статью мы решили посвятить данной теме.

Общие сведения

Назовите 2 слова с суффиксом -ик-. Следует отметить, что сделать это несложно, но только в том случае, если вам известно основное правило русского языка, которое объясняет правописание буквы «и» и «е» в данной морфеме. Ведь некоторая часть людей постоянно совершает одни и те же ошибки, и вместо «ключик» пишут «ключек», вместо «кустик» - «кустек», «мячик» - «мячек» и проч. Именно поэтому в школьной программе данной теме уделяется особое внимание.

Когда следует ставить букву «и»?

А какие слова с суффиксами -ек-/-ик- знаете вы? К ним относятся следующие: диванчик, внучек, сыночек, кирпичик, горошек, ножичек, карандашик, звоночек, листик, комочек, молоточек, цветочек, листочек, кустик, огонёчек, свисточек, стебелёчек, ключик, мальчик, носик, огурчик, стульчик, пальчик, кусочек, личико, мешочек, мячик, платочек, пирожочек, мостик, калачик, самолётик, винтик, бантик, дождик, орешек, садик, котёночек и пр.

Как вы могли заметить, каждое упомянутое слово с суффиксом -ик- вызывает большие сомнения по поводу его правильного написания. Ведь данная морфема стоит в безударном положении, а следовательно невозможно определить, какую гласную необходимо ставить в конце - «и» или «е» (а, может быть, и «о»?). Именно поэтому рекомендуем ознакомиться с соответствующими правилами русского языка.

Основное правило

Слово с суффиксом -ик- следует писать только в том случае, если при его склонении гласная буква «и» сохраняется. Для наглядности приведем конкретные примеры:

  • карандашик - карандашИка;
  • диванчик - диванчИка;
  • огурчик - огурчИка;
  • калачик - калачИка;
  • кустик - кустИка;
  • носик - носИка;
  • стульчик - стульчИка;
  • пальчик - пальчИка;
  • личико - личИка;
  • мальчик - мальчИка;
  • ключик - ключИка;
  • мячик - мячИка;
  • самолётик - самолётИка;
  • листик - листИка;
  • винтик - винтИка;
  • бантик - бантИка;
  • мостик - мостИка;
  • кирпичик - кирпичИка;
  • дождик - дождИка;
  • садик - садИка и пр.

Когда следует ставить букву «е»?

О том, как можно проверить слово с суффиксом -ик-, мы рассказали чуть выше. Однако следует отметить, что в русском языке нередко встречаются и такие лексические единицы, которые имеют морфему -ек-. И для того чтобы удостовериться, что в этих словах действительно пишется буква «е», их также рекомендуется просклонять. Если она является беглой (то есть выпадает), то следует ставить только суффикс -ек-.

Приведем наглядные примеры:

  • звоночек - звоноЧКа;
  • внучек - внуЧКа;
  • огонёчек - огонёЧКа;
  • горошек - гороШКа;
  • ножичек - ножиЧКа;
  • комочек - комоЧКа;
  • свисточек - свистоЧКа;
  • молоточек - молотоЧКа;
  • листочек - листоЧКа;
  • орешек - ореШКа;
  • сыночек - сыноЧКа;
  • стебелёчек - стебелёЧКа;
  • кусочек - кусоЧКа;
  • мешочек - мешоЧКа;
  • цветочек - цветоЧКа;
  • платочек - платоЧКа;
  • пирожочек - пирожоЧКа;
  • котёночек - котеноЧКа и проч.

Как видите, довольно легко определить, какое пишется слово с суффиксом -ик-, а какое - с суффиксом -ек-. Кстати, такие морфемы в русском языке называют чередующимися. В отличие от неизменяемых, их правописание зависит от тех или иных ситуаций (в данном случае от сохранности гласной при склонении слова).

с суффиксом -ок-

Выше мы рассмотрели слова с суффиксом -ик-. -Ок- так же является морфемой Однако во время словообразования такой суффикс не вызывает никаких сомнений. С чем это связано? Дело в том, что представленная морфема практически всегда занимает ударное положение. В результате, буква «о» в суффиксе -ок- слышится максимально отчетливо. Для наглядности приведем несколько примеров:

  • кулачОк;
  • волчОк;
  • сынОк;
  • молотОк;
  • стрелОк;
  • петушОк;
  • дурачОк;
  • бережОк;
  • мелОк;
  • знатОк;
  • снежОк;
  • крючОк;
  • теремОк и пр.

Суффиксы -ек- и -ок- после щипящих согласных

О том, какие слова с суффиксом -ик-, -ек- и -ок- существуют, вы знаете. Однако здесь возникает новый вопрос: "В каких случаях в двух последних морфемах после шипящих следует ставить букву «е», а в каких - «о»?" Ведь довольно сложно определить, как будет правильно: петушОк или петушЕк. С чем это связано? Дело в том, что во время произношения таких лексических единиц и буква «е», и буква «о» после шипящих согласных слышатся, как [о].

Правило правописания гласных «е» и «о» после шипящих

Если на суффикс, стоящий после шипящей согласной, падает ударение, то следует писать только морфему -ок-. Приведем наглядный пример:

  • бережОк;
  • петушОк;
  • кулачОк;
  • волчОк;
  • мужичОк;
  • волчОк;
  • старичОк;
  • червячОк;
  • сапожОк;
  • дурачОк;
  • прыжОк;
  • косячОк;
  • сынОк;
  • снежОк;
  • крючОк и другие.

Что касается суффикса -ек-, то он ставится лишь в тех словах, в которых на него не падает ударение, и если такая лексическая единица теряет гласную букву во время склонения.

Для наглядности приведем пример:

  • нОжичек
  • орЕшек
  • внУчек;
  • горОшек;
  • звонОчек;
  • комОчек;
  • молотОчек;
  • листОчек;
  • огонЁчек;
  • свистОчек;
  • сынОчек;
  • цветОчек;
  • стебелЁчек;
  • кусОчек;
  • мешОчек;
  • оврАжек;
  • платОчек;
  • пирожОчек;
  • котЁночек и другие.

Способы образования слов при помощи суффикса -ок-

Как образуются такие слова? Существительные с суффиксом -ик-/-ек- возникают при помощи добавления морфемы к В итоге мы получаем новую лексическую единицу, но в уменьшительно-ласкательном значении (например, диванчик, комочек, внучек, листочек, молоточек, звоночек и пр.).

Что касается суффикса -ок-, то он придает несколько другие значения:

  • Уменьшительность, сопровождаемая экспрессией ласкательности (приведем пример: чаёк, брато́к, зятёк, грибо́к, листо́к и пр.).
  • Действие (приведем пример: зево́к, бросо́к, пино́к, глото́к, рыво́к, мазо́к, толчо́к, прыжо́к, шлепо́к, скачо́к, щелчо́к, хлопо́к и пр.).
  • Предмет, а точнее результат действия (приведем пример: обло́мок, мото́к, обру́бок, набро́сок, сле́пок, отпеча́ток, стежо́к, посёлок, вы́селок и пр.).
  • Предмет, а точнее орудие действия (приведем пример: свисто́к, звоно́к, гудо́к и пр.).
  • Предмет, а точнее субъект действия (например, поплаво́к, движо́к, росто́к и пр.).
  • Место действия (като́к).
  • Уменьшительно-ласкательное или только ласкательное значение (например, Нино́к, Витёк, Лидо́к, Игорёк, Сашо́к и пр.).
  • Лицо, которое производит действие (например, ездо́к, едо́к, стрело́к, игро́к, ходо́к и пр.).
  • Лицо, которое возникает в результате действия (например, недоно́сок, вы́родок, переро́сток, недоро́сток, подро́сток и пр.).
  • Лица, характеризуемые качеством, которое заключено в мотивирующем слове (например, пре́док, пото́мок и пр.).
  • Предмет, характеризуемый признаком, который назван мотивирующим (например, дичо́к, бело́к, желто́к и пр.).
  • Вещество, которое названо мотивирующим именем существительным (например, мело́к).
  • Единица, которая выделяется в именах существительных и обозначает группу одинаковых предметов. При этом их ровно столько, сколько называется мотивирующим (например, пято́к, деся́ток и пр.).

Слова с суффиксами –ек-/-ик- всегда вызывают массу вопросов у школьников. Более того, далеко не каждый взрослый человек знает, в каких случаях пишется та или иная морфема. Именно поэтому представленную статью мы решили посвятить данной теме.

Общие сведения

Назовите 2 слова с суффиксом –ик-. Следует отметить, что сделать это несложно, но только в том случае, если вам известно основное правило русского языка, которое объясняет правописание буквы «и» и «е» в данной морфеме. Ведь некоторая часть людей постоянно совершает одни и те же ошибки, и вместо «ключик» пишут «ключек», вместо «кустик» — «кустек», «мячик» — «мячек» и проч. Именно поэтому в школьной программе данной теме уделяется особое внимание.

Когда следует ставить букву «и»?

А какие слова с суффиксами –ек-/-ик- знаете вы? К ним относятся следующие: диванчик, внучек, сыночек, кирпичик, горошек, ножичек, карандашик, звоночек, листик, комочек, молоточек, цветочек, листочек, кустик, огонёчек, свисточек, стебелёчек, ключик, мальчик, носик, огурчик, стульчик, пальчик, кусочек, личико, мешочек, мячик, платочек, пирожочек, мостик, калачик, самолётик, винтик, бантик, дождик, орешек, садик, котёночек и пр.

Как вы могли заметить, каждое упомянутое слово с суффиксом –ик- вызывает большие сомнения по поводу его правильного написания. Ведь данная морфема стоит в безударном положении, а следовательно невозможно определить, какую гласную необходимо ставить в конце — «и» или «е» (а, может быть, и «о»?). Именно поэтому рекомендуем ознакомиться с соответствующими правилами русского языка.

Основное правило

Слово с суффиксом –ик- следует писать только в том случае, если при его склонении гласная буква «и» сохраняется. Для наглядности приведем конкретные примеры:

  • карандашик – карандашИка;
  • диванчик – диванчИка;
  • огурчик – огурчИка;
  • калачик – калачИка;
  • кустик – кустИка;
  • носик – носИка;
  • стульчик – стульчИка;
  • пальчик – пальчИка;
  • личико – личИка;
  • мальчик – мальчИка;
  • ключик – ключИка;
  • мячик – мячИка;
  • самолётик – самолётИка;
  • листик – листИка;
  • винтик – винтИка;
  • бантик – бантИка;
  • мостик – мостИка;
  • кирпичик – кирпичИка;
  • дождик – дождИка;
  • садик – садИка и пр.
  • Когда следует ставить букву «е»?

    О том, как можно проверить слово с суффиксом –ик-, мы рассказали чуть выше. Однако следует отметить, что в русском языке нередко встречаются и такие лексические единицы, которые имеют морфему –ек-. И для того чтобы удостовериться, что в этих словах действительно пишется буква «е», их также рекомендуется просклонять. Если она является беглой (то есть выпадает), то следует ставить только суффикс –ек-.

    Приведем наглядные примеры:

  • звоночек – звоноЧКа;
  • внучек – внуЧКа;
  • огонёчек – огонёЧКа;
  • горошек – гороШКа;
  • ножичек – ножиЧКа;
  • комочек – комоЧКа;
  • свисточек – свистоЧКа;
  • молоточек – молотоЧКа;
  • листочек – листоЧКа;
  • орешек – ореШКа;
  • сыночек – сыноЧКа;
  • стебелёчек – стебелёЧКа;
  • кусочек – кусоЧКа;
  • мешочек – мешоЧКа;
  • цветочек – цветоЧКа;
  • платочек – платоЧКа;
  • пирожочек – пирожоЧКа;
  • котёночек – котеноЧКа и проч.
  • Как видите, довольно легко определить, какое пишется слово с суффиксом –ик-, а какое – с суффиксом –ек-. Кстати, такие морфемы в русском языке называют чередующимися. В отличие от неизменяемых, их правописание зависит от тех или иных ситуаций (в данном случае от сохранности гласной при склонении слова).

    Имена существительные с суффиксом –ок-

    Выше мы рассмотрели слова с суффиксом –ик-. –Ок- так же является морфемой имен существительных. Однако во время словообразования такой суффикс не вызывает никаких сомнений. С чем это связано? Дело в том, что представленная морфема практически всегда занимает ударное положение. В результате, буква «о» в суффиксе –ок- слышится максимально отчетливо. Для наглядности приведем несколько примеров:

    Суффиксы –ек- и –ок- после щипящих согласных

    О том, какие слова с суффиксом –ик-, -ек- и –ок- существуют, вы знаете. Однако здесь возникает новый вопрос: «В каких случаях в двух последних морфемах после шипящих следует ставить букву «е», а в каких – «о»?» Ведь довольно сложно определить, как будет правильно: петушОк или петушЕк. С чем это связано? Дело в том, что во время произношения таких лексических единиц и буква «е», и буква «о» после шипящих согласных слышатся, как [о].

    Правило правописания гласных «е» и «о» после шипящих

    Если на суффикс, стоящий после шипящей согласной, падает ударение, то следует писать только морфему –ок-. Приведем наглядный пример:

  • бережОк;
  • петушОк;
  • кулачОк;
  • волчОк;
  • мужичОк;
  • старичОк;
  • червячОк;
  • сапожОк;
  • дурачОк;
  • прыжОк;
  • косячОк;
  • сынОк;
  • снежОк;
  • крючОк и другие.
  • Что касается суффикса –ек-, то он ставится лишь в тех словах, в которых на него не падает ударение, и если такая лексическая единица теряет гласную букву во время склонения.

    Для наглядности приведем пример:

  • нОжичек
  • орЕшек
  • внУчек;
  • горОшек;
  • звонОчек;
  • комОчек;
  • молотОчек;
  • листОчек;
  • огонЁчек;
  • свистОчек;
  • сынОчек;
  • цветОчек;
  • стебелЁчек;
  • кусОчек;
  • мешОчек;
  • оврАжек;
  • платОчек;
  • пирожОчек;
  • котЁночек и другие.
  • Способы образования слов при помощи суффикса –ок-

    Как образуются такие слова? Существительные с суффиксом –ик-/-ек- возникают при помощи добавления морфемы к основе слова. В итоге мы получаем новую лексическую единицу, но в уменьшительно-ласкательном значении (например, диванчик, комочек, внучек, листочек, молоточек, звоночек и пр.).
    Что касается суффикса –ок-, то он придает несколько другие значения:

    Правило ок ёк

    § 54. Правописание суффиксов.

    1. -ик, -ек. Чтобы различить суффиксы -ик, -ек (-ок) , надо помнить, что при склонении слова суффикс -ик сохраняет гласный звук, а суффикс -ек (-ок) утрачивает гласный звук: ключ-ик – ключ-ик -а, огурч-ик – огурч-ик , но цветоч-ек – цветоч-к -а, огонёч-ек – огонёч-к .
    2. -ок, -ек. После шипящих под ударением пишется -ок : береж о к , волч о к , петуш о к , сапож о к . Суффикс -ек после шипящих пишется в том случае, если на него не падает ударение: н о жичек , ор е шек .
    Упражнения.
    3. -ец , -иц- а . Суффикс -ец бывает только в словах мужского рода, а суффикс -иц- а бывает только в словах женского рода: хлебец , старец , но: конниц а, лужиц а .
    Упражнение.
    4. -ец- о, -иц- е . В существительных среднего рода пишется -ецо , если ударение падает на окончание, и пишется -ице , если ударение падает на основу: письмецо , ружьецо , но платьице , креслице .
    Упражнения.
    5. инк -а, -енк- а . Суффикс -инк- а пишется в существительных, которые образованы от слов на -ин- а , имеющих значение единичности: соломин а – соломинк а, проталин а – проталинк а ; -енк- а пишется в словах, образованных от существительных, основа которых в род. пад. множ. числа оканчивается на -ен : пашн я – пашен (род. пад. множ. числа) – пашенк а; басн я – басен – басенк а; сосн а – сосен – сосенк а .
    Но: деревня – деревень – деревень ка; кухня – кухонь – кухонь ка .
    Упражнения.
    6. -ушк-, -юшк-, -ышк- . Суффикс -ышк- употребляется в существительных среднего рода: солнышк о, перышк о . Суффикс -ушк-, -юшк- пишется в словах мужского и женского рода: дедушк а, соседушк а, коровушк а, волюшк а, батюшк а, хлебушк о . Суффикс -юшк- пишется также в словах среднего рода с мягкой основой: поле – полюшк о, горе – горюшк о . 7. После суффиксов -ушк- (-юшк-), -ишк- пишется окончание или :
    а) В существительных женск. рода пишется всегда окончание ; головушка , волюшка , землишка .
    б) В существительных мужск. рода, если они обозначают одушевлённые предметы, пишется окончание : дедушка , сынишка ; если же они обозначают неодушевлённые предметы, то пишется окончание : хлебушко , дворишко .
    в) В существительных средн. рода пишется всегда окончание -о: полюшко , письмишко , стёклышко , крылышко .
    Упражнения.
    8. -ичк- а, -ечк- а . Суффикс -ичк- а (обычно с ударяемым и ) пишется в существительных, образованных от слов на -иц- а или -ик- а : стран и ца – стран и чк а, лис и ца – лис и чк а, л е стница – л е стничк а, землян и ка – землян и чк а . В остальных случаях пишется -ечк- а : ложка – ложечк а, бумажка – бумажечк а, скамейка – скамеечк а .
    Упражнения.
    9. -ёнк- а (-онк- а), -ёнок (-онок) . После шипящих под ударением вместо -ёнк- а, -ёнок пишется -онк- а, -онок : книж о нк а, медвеж о нок , мыш о нок , галч о нок .
    10. -еньк- а, -оньк- а . В ласкательных суффиксах -еньк-, -оньк- после н пишется ь: маменьк а, берёзоньк а .
    Упражнения.
    11. -ищ- е, -ищ- а . Суффикс -ищ- е (с окончанием ) пишется в словах мужского и среднего рода (склоняются по 2-му склонению): дом – домищ е, нос – носищ е, болото – болотищ е, бревно – бревнищ е. Суффикс -ищ- а (с окончанием ) пишется в словах женского рода (склоняются по 1-му склонению): скука – скучищ а, лапа – лапищ а, борода – бородищ а.
    Упражнения.

    12. -щик, -чик. После согласных суффиксы -шик и -чик в произношении трудно различаются. В сомнительных случаях нужно помнить, что в существительных, которые обозначают людей по характеру их занятий и действий, пишется суффикс -чик , если перед суффиксом стоит т, д, с, з, ж: летать – лётчик , переводить – переводчик , разносить – разносчик , возить – возчик , перебежать – перебежчик . После других согласных пишется -щик : наборщик , каменщик , пальщик . После т только несколько слов, главным образом иностранного происхождения, имеют суффикс -щик : флейтщик , ремонтщик , бриллиантщик и др.
    Перед суффиксами -щик и -чик мягкий знак пишется только после буквы л: стульчик , курильщик , пильщик (но: кончик , банщик , каменщик ).
    Упражнения.

    § 55. Правописание частицы не с существительными.

    Частица не пишется с существительными слитно:
    1) если без частицы не существительное не употребляется: невзгода, ненастье, неряха, негодование ;
    2) если прибавлением частицы не образуется новое слово, которое можно заменить другим, близким по значению словом: неприятель – враг, несчастье – беда .
    Частица не пишется при существительных раздельно, если имеется или подразумевается противопоставление: Это не правда (а ложь). Он мне не приятель (а только знакомый).
    Упражнения.

    stcreserv.narod.ru

    Урок русского языка в 3-м классе по теме «Учимся писать суффикс -ок- в именах существительных»

  • совершенствовать знания учащихся о написании суффикса -ок-,
  • развивать умения и навыки правописания суффиксов имен существительных, память, внимание, речь, умение слушать,
  • воспитывать трудолюбие, самостоятельность, интерес к предмету.
  • 1. Организационный момент

    Учебник на столе у вас?
    А ручки и тетрадки?
    Тогда урок начнем сейчас,
    Раз все у вас в порядке.
    Будьте внимательны,
    Послушны и наблюдательны.
    Чтобы русский язык познавать,
    Нужно серьезно все изучать.

    Птека, б.седа, б.л.то, дев.чка, з.бота, з.вод, м.рковь, к.л.ндарь, к.стрюля, .г.род, р.кета, тр.мвай, ш.к.лад, ш.фер.

    3. Изучение нового материала.

    Проблемная ситуация. Давай понаблюдаем за суффиксом – ок – адресок, башмачок, белок, бочок, бугорок, бычок, ветерок, вечерок, волосок, волчок

    Удалось ли тебе заметить особенности этого суффикса?

    Вывод делают дети: во– первых, этот суффикс всегда ударный, во-вторых, звук (о) после шипящих в этом суффиксе обозначается буквой о.

    4. Работа по учебнику с. 20 № 1. Образуй слова с суффиксом -ок-, которые бы называли маленькие предметы.

    башмак, бык, волк, друг, жук, каблук, луг, паук, пирог, рычаг, сапог, снег, творог, утюг, хомяк, шаг, язык. (Слайд 7 , проверка)

    5. Работа в тетради “Пишем грамотно” № 2

    №1.Добавь суффиксы -ек-, -ок-.

    6. Работа в парах.

    Составь и запиши десять слов, используя суффиксы -ек-, -ок-.

    сыр, друг, крюк, блинок, дружок, паук, человек, ветер, замок, пирог, дуб, снег.

    Задание: прочитай еще раз исходные слова и назови те, в которых уже были суффиксы(это слова блинок, дружок), что произошло при добавлении к этим словам суффмкса -ек-.

    Вывод делают учащиеся: в суффиксе -ок- произошло чередование к/ч.

    Утром бабочка проснулась,
    Потянулась, улыбнулась.
    Раз – росой она умылась,
    Два – изящно покружилась.
    Три нагнулась и присела,
    На четыре – улетела.

    Зарядка для глаз.

    Посмотрите вдаль в окно, закройте глаза, вновь посмотрите. Сделайте круговые движения глазами вправо и влево. Откройте глаза, посмотрите вдаль.

    8. Работа по учебнику. с. 21 № 5.

    Закрепление правописания существительных с суффиксами –ок-, -ек-, -ик– , отработка анализа состава слова.

    Выпиши группы родственных слов, записывая слова в таком порядке:

    снежок, голубок, свисток, снег, шажочек, голубочек, вечер, садик, свист, вечерок, звоночек, снежочек, голубь, свисточек, вечерочек, сад звон, шажок, садочек, звонок, шаг.

    xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

    Суффиксы с уменьшительно-ласкат­ ельным значением. Примеры суффиксов?

    Какие в русском языке есть суффиксы с уменьшительно-ласкательным значением?

    Уменьшительно-ласкательные суффиксы, или суффиксы субъективной оценки в русском языке не являются словообразовательными: они образуют формы слова, в основном имён существительных.

    Сгруппируем их по родам.

    Суффиксы имён существительных мужского рода :

    2) -ик- : листик;

    3) -чик- : чемоданчик;

    4) -ец- : народец;

    6) -ышк-/-ушк- : воробышек, камушек.

    Суффиксы имён существительных женского рода :

    1) -к- : ручка;

    2) -ц- : дверца;

    3) -ичк- : рукавичка;

    4) -очк-/-ечк- : иголочка, книжечка;

    5) -ньк- : реченька, Наденька;

    6) -ушк-/-юшк- : головушка, девчушка, нянюшка;

    7) -еночк- : девчоночка;

    8) —урк- : девчурка;

    9) -ус-// -ул- : мамуся, Ленуся; мамуля.

    Суффиксы существительных среднего рода :

    1) -к- : молочко;

    2) -ц-/-ец-/-иц- : зеркальце, пальтецо, платьице;

    3) -ышк-/-ишк- : гнёздышко, домишко;

    4) -ушк-/-юшк- : хлебушко, полюшко;

    5) -ечк- : словечко.

    Суффиксы имён прилагательных :

    -оньк/-еньк- : мягонький, сладенький.

    Словообразовательные суффиксы с уменьшительно-ласкательным значением:

    Оньк- полосонька, лисонька, Лизонька;

    Еньк- зоренька, дороженька, Сашенька, маменька, папенька;

    Иньк- заинька, баиньки, паинька;

    Ин+к- горошинка, ссадинка, соломинка;

    Енк- беженка, неженка, француженка;

    Ик- ключик, ножик;

    Ек- замочек, кусочек, мешочек;

    Ок- волчок, кулачок;

    Ец- письмецо, ружьецо;

    Иц- мителица, красавица, маслице,креслице;

    Ич+к лисичка, лестничка, луковичка.

    В русском языке с уменьшительно-ласкательным значением существует множество суффиксов.

    Существительным придадут уменьшительно-ласкательное значение следующие суффиксы :

    ножка, головка, голубка, ручка;

    -ик, -ек :

    столик, скверик, карандашик, веничек, веночек;

    ок-/ёк :

    башмачок, сундучок, крючок, пушок, пенёк, денёк;

    -ец-, -иц-:

    лужица, рожица, креслице, маслице, пальтецо, письмецо;

    -ечк-/очк :

    семечко, темечко, имечко, времечко, ситечко, утречко, звездочка, кисточка, весточка;

    -оньк-/-еньк-/ёньк- :

    головонька, лисонька, рученька, ноженька;

    -ышк-/-ишк -:

    перышко, солнышко, горлышко, мелочишка, стёклышко;

    -ушк-/-юшк- :

    старушка, девчушка, зимушка, полюшко, волюшка;

    -онк-/ёнк- :

    мальчонка, речонка, лавчонка, деньжонки, лошадёнка, головёнка;

    -чик- :

    карманчик, стаканчик, болванчик;

    -инк- :

    пылинка, слезинка, пушинка, росинка;

    -ашк- :

    У прилагательных заметим суффиксы с уменьшительно-ласкательным значением:

    еньк-/-оньк -:

    маленький, быстренький, шустренький, умненький, плохонький, лёгонький.

    Примеры существительных в уменьшительно-ласкательном значении с суффиксами:

  • — ик : домик, слоник, котик, коврик, ротик:
  • — ек : замочек, мешочек;
  • — ок : лужок, утюжок, сырок;
  • -онок : волчонок, мышонок;
  • -енок : тигренок, слоненок, львенок, котенок;
  • -еньк : доченька, реченька;
  • -онк : собачонка, девчонка, юбчонка;
  • — чик : мальчик, диванчик, стульчик, огурчик;
  • — ушк : матушка, девушка, бабушка, дедушка, лапушка;
  • — ышк : бревнышко, донышко, пятнышко;
  • — юшк : батюшка, полюшко;
  • — ошк : лукошко, гармошка;
  • — ичк : лисичка, луковичка, сестричка, синичка, пуговичка;
  • — ечк : чашечка, кошечка;
  • — очк : корзиночка, девочка, молочко, вилочка, юбочка;
  • — ушек : хлебушек, камушек;
  • — ул : бабуля, сынуля, мамуля, капризуля;
  • — ц : зеркальце, дельце, блюдце;
  • — иц : маслице, платьице.
  • Примеры прилагательных в уменьшительно-ласкательном значении с суффиксами.

    Слова с суффиксами -ек-/-ик- всегда вызывают массу вопросов у школьников. Более того, далековато не каждый взрослый человек знает, в каких случаях пишется та либо другая морфема. Вот поэтому представленную статью мы решили предназначить этой теме.

    Общие сведения

    Назовите 2 слова с суффиксом -ик-. Необходимо подчеркнуть, что сделать это нетрудно, но исключительно в том случае, если вам понятно основное правило российского языка, которое разъясняет правописание буковкы «и» и «е» в данной морфеме. Ведь некая часть людей повсевременно совершает одни и те же ошибки, и заместо «ключик» пишут «ключек», заместо «куст» – «кустек», «мячик» – «мячек» и проч. Вот поэтому в школьной программке этой теме уделяется повышенное внимание.

    Когда следует ставить буковку «и»?

    А какие слова с суффиксами -ек-/-ик- понимаете вы? К ним относятся последующие: диванчик, внучек, сыночек, кирпичик, горошек, ножичек, карандашик, звоночек, листик, комочек, молоточек, цветочек, листочек, куст, огонёчек, свисточек, стебелёчек, ключик, мальчишка, носик, огурчик, стульчик, пальчик, кусок, лицо, мешочек, мячик, платочек, пирожочек, мостик, калачик, самолётик, винтик, бантик, дождь, орех, садик, котёночек и пр.

    Как вы могли увидеть, каждое упомянутое слово с суффиксом -ик- вызывает огромные сомнения по поводу его правильного написания. Ведь данная морфема стоит в безударном положении, а как следует нереально найти, какую гласную нужно ставить в конце – «и» либо «е» (а, может быть, и «о»?). Вот поэтому советуем ознакомиться с надлежащими правилами российского языка.

    Основное правило

    Слово с суффиксом -ик- следует писать исключительно в том случае, если при его склонении гласная буковка «и» сохраняется. Для наглядности приведем определенные примеры:

    • карандашик - карандашИка;
    • диванчик - дивана;
    • огурчик - огурчИка;
    • калачик - калачИка;
    • куст - куста;
    • носик - носИка;
    • стульчик - стульчИка;
    • пальчик - пальчИка;
    • лицо - лица;
    • мальчишка - мальчугана;
    • ключик - ключИка;
    • мячик - мячИка;
    • самолётик - самолётИка;
    • листик - листИка;
    • винтик - винтИка;
    • бантик - бантИка;
    • мостик - мостИка;
    • кирпичик - кирпичИка;
    • дождь - дождя;
    • садик - садИка и пр.

    Когда следует ставить буковку «е»?

    О том, как можно проверить слово с суффиксом -ик-, мы поведали чуток выше. Но необходимо подчеркнуть, что в российском языке часто встречаются и такие лексические единицы, которые имеют морфему -ек-. И для того чтоб удостовериться, что в этих словах вправду пишется буковка «е», их также рекомендуется просклонять. Если она является беглой (другими словами выпадает), то следует ставить только суффикс -ек-.

    Приведем приятные примеры:

    • звоночек - звоноЧКа;
    • внучек - внуЧКа;
    • огонёчек - огонёЧКа;
    • горошек - гороШКа;
    • ножичек - ножиЧКа;
    • комочек - комоЧКа;
    • свисточек - свистоЧКа;
    • молоточек - молотоЧКа;
    • листочек - листоЧКа;
    • орех - ореха;
    • сыночек - сыноЧКа;
    • стебелёчек - стебелёЧКа;
    • кусок - куска;
    • мешочек - мешоЧКа;
    • цветочек - цветоЧКа;
    • платочек - платоЧКа;
    • пирожочек - пирожоЧКа;
    • котёночек - котеноЧКа и проч.

    Видите ли, достаточно просто найти, какое пишется слово с суффиксом -ик-, а какое - с суффиксом -ек-. Кстати, такие морфемы в российском языке именуют чередующимися. В отличие от неизменяемых, их правописание находится в зависимости от тех либо других ситуаций (в этом случае от сохранности гласной при склонении слова).

    Имена существительные с суффиксом -ок-

    Выше мы разглядели слова с суффиксом -ик-. -Ок- так же является морфемой имен существительных. Но во время словообразования таковой суффикс не вызывает никаких колебаний. С чем это связано? Дело в том, что представленная морфема фактически всегда занимает ударное положение. В итоге, буковка «о» в суффиксе -ок- слышится очень ясно. Для наглядности приведем несколько примеров:

    • кулачОк;
    • волчОк;
    • сынОк;
    • молотОк;
    • стрелОк;
    • петух;
    • дурачОк;
    • бережОк;
    • мелОк;
    • знатОк;
    • снежОк;
    • крючОк;
    • теремОк и пр.

    Суффиксы -ек- и -ок- после щипящих согласных

    О том, какие слова с суффиксом -ик-, -ек- и -ок- есть, вы понимаете. Но тут появляется новый вопрос: “В каких случаях в 2-ух последних морфемах после шипящих следует ставить буковку «е», а в каких - «о»?” Ведь достаточно трудно найти, как будет верно: петух либо петушЕк. С чем это связано? Дело в том, что во время произношения таких лексических единиц и буковка «е», и буковка «о» после шипящих согласных слышатся, как [о].

    Правило правописания гласных «е» и «о» после шипящих

    Если на суффикс, стоящий после шипящей согласной, падает ударение, то следует писать только морфему -ок-. Приведем приятный пример:

    • бережОк;
    • петух;
    • кулачОк;
    • волчОк;
    • мужичОк;
    • волчОк;
    • старичОк;
    • червячОк;
    • сапожОк;
    • дурачОк;
    • прыжОк;
    • косячОк;
    • сынОк;
    • снежОк;
    • крючОк и другие.

    Что касается суффикса -ек-, то он ставится только в тех словах, в каких на него не падает ударение, и если такая лексическая единица теряет гласную буковку во время склонения.

    Для наглядности приведем пример:

    • нОжичек
    • внУчек;
    • горОшек;
    • звонОчек;
    • комОчек;
    • молотОчек;
    • листОчек;
    • огонЁчек;
    • свистОчек;
    • сынОчек;
    • цветОчек;
    • стебелЁчек;
    • кусок;
    • мешОчек;
    • оврАжек;
    • платОчек;
    • пирожОчек;
    • котЁночек и другие.

    Методы образования слов с помощью суффикса -ок-

    Как образуются такие слова? Существительные с суффиксом -ик-/-ек- появляются с помощью прибавления морфемы к базе слова. В конечном итоге мы получаем новейшую лексическую единицу, но в уменьшительно-ласкательном значении (к примеру, диванчик, комочек, внучек, листочек, молоточек, звоночек и пр.).
    Что касается суффикса -ок-, то он присваивает несколько другие значения:

    • Уменьшительность, сопровождаемая экспрессией ласкательности (приведем пример: чаёк, брато?к, зятёк, грибо?к, листо?к и пр.).
    • Действие (приведем пример: зево?к, бросо?к, пино?к, глото?к, рыво?к, мазо?к, толчо?к, прыжо?к, шлепо?к, скачо?к, щелчо?к, хлопо?к и пр.).
    • Предмет, а поточнее итог деяния (приведем пример: обло?мок, мото?к, обру?бок, набро?сок, сле?пок, отпеча?ток, стежо?к, посёлок, вы?селок и пр.).
    • Предмет, а поточнее орудие деяния (приведем пример: свисто?к, звоно?к, гудо?к и пр.).
    • Предмет, а поточнее субъект деяния (к примеру, поплаво?к, движо?к, росто?к и пр.).
    • Место деяния (като?к).
    • Уменьшительно-ласкательное либо только ласкательное значение (к примеру, Нино?к, Витёк, Лидо?к, Игорёк, Сашо?к и пр.).
    • Лицо, которое производит действие (к примеру, ездо?к, едо?к, стрело?к, игро?к, ходо?к и пр.).
    • Лицо, которое появляется в итоге деяния (к примеру, недоно?сок, вы?родок, переро?сток, недоро?сток, подро?сток и пр.).
    • Лица, характеризуемые качеством, которое заключено в мотивирующем слове (к примеру, пре?док, пото?мок и пр.).
    • Предмет, характеризуемый признаком, который назван мотивирующим именованием прилагательным (к примеру, дичо?к, бело?к, желто?к и пр.).
    • Вещество, которое названо мотивирующим именованием существительным (к примеру, мело?к).
    • Единица, которая выделяется в именах существительных и обозначает группу схожих предметов. При всем этом их ровно столько, сколько именуется мотивирующим именованием числительным (к примеру, пято?к, деся?ток и пр.).

    Урок

    по русскому языку

    3 класс

    УМК «Школа России»

    учитель начальных классов

    МБОУ СОШ №22

    г.о. Химки

    Кузнецова И.А.

    ТЕМА УРОКА «Правописание суффиксов -ик-, -ек-,

    -ок-»

    ЦЕЛЬ УРОКА: закрепить правило написания суффиксов –ик-, -ек- и алгоритм его применения; познакомить с правописанием суффикса –ок- после шипящих.

    Универсальные учебные действия

    Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов;

    Коммуникативные: строить высказывания, аргументировать свои ответы, организация собственной деятельности;

    Регулятивные: применять на практике установленные правила.

    Личностные результаты

    Ориентируются на развитие навыков сотрудничества с учителем, сверстниками для выполнения совместной деятельности на уроке; осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке

    Образовательные ресурсы

    1.Учебник, рабочая тетрадь

    2. Карточки букв, слов

    3 Презентация

    Технологии : информационные, игровые, здоровьесберегающие, групповая работа.

    Организационная структура урока

    Мотивирование к учебной деятельности.

    Тихо сели, спинки прямо.

    Мы легонечко вздохнём

    И сейчас урок начнём.

    Проверьте вашу готовность к уроку.

    Откройте тетради, запишите число и классная работа.

    Приветствуют учителя. Организуют рабочее место.

    2.

    Чистописание.

    - Ребята, посмотрите, ваша задача по образцу правильно и аккуратно написать буквы: строчную е и строчную букву и.

    Молодцы, в ваши тетради приятно посмотреть, потому что вы все очень старательны и аккуратны.

    Но я знаю одного ученика, который совсем не старается и не хочет учиться.

    Может, кто-то из вас знает, как его зовут?

    А зовут его Виктор Перестукин. Он написал словарный диктант на двойку.

    Давайте проверим его, а я проверю вас .

    Слайд

    Дети пишут в тетрадях буквы е, и.

    Слайд с изображением Виктора Перестукина.

    3.

    4.

    5.

    Актуализация знаний

    Словарный диктант.

    - Первое слово « ученик ». Какую безударную гласную нужно написать? (Е ). Почему?

    Аналогичная работа со словами: вторник, среда, четверг.

    В слове столик наш герой написал букву е. Вы согласны? Покажите карточку, какую букву напишите вы?

    Ребята, каким правилом вы руководствовались при написании данного слова?

    Создание проблемной ситуации.

    Понаблюдайте над предложенными словами и попробуйте объяснить их написание.

    Достаточно ли у вас знаний для объяснения написания гласной в суффиксах данных слов? Какие слова вызвали затруднения?
    (Быч_к, друж_к.)

    Постановка учебной задачи.

    Итак, как бы хорошо вы ни работали на уроке, имеющихся у вас знаний о правописании суффиксов пока недостаточно для решения учебных задач.

    Поэтому сегодня мы продолжим работу с этой частью слова.

    Какая же тема нашего урока?

    Усвоение новых знаний и способов действий.

    Рассмотрите загадки, предложенные в упражнении 245 учебника.

    Попробуйте сформулировать правило о написании суффикса -ок- после шипящих.

    Прочитайте правило на с. 127 и сравните его с вашими предположениями.

    Выполните упражнение 246. Объясните написание гласной в суффиксе. Попробуйте определить, какое значение вносит суффикс - ок- .

    Обратите внимание на чередующиеся согласные в корне (лу к – лу ч ок) . Вспомните, что такое чередование.

    ФИЗМИНУТКА

    Работа по слайдам

    Потому что это словарное слово, его нужно выучить.

    Показывают гласные буквы (на карточках)

    Рассказывают правило и применяют алгоритм.

    На доске : быч_к, стульч_к,
    совоч_к, друж_к.

    Дети сообщают тему урока.

    Наблюдают над предложенным в упр. 245 языковым материалом.

    Самостоятельно формулируют орфографическое правило, после этого знакомятся
    с формулировкой, данной в учебнике.

    Письменно выполняют упр. 246, комментируя свои действия по цепочке.

    Определяют, какое значение вносит суффикс - ок- в лексическое значение слова

    6.

    7.

    8.

    Закрепление знаний и способов действий.

    Задание:

    Девочки выписывают слова с суффиксом –ик-, а мальчики с суффиксом -ек-.

    Проверка.

    дождик комочек

    кораблик сыночек

    винтик годочек

    гвоздик дубочек

    топорик молоточек

    плащик кружочек

    букетик

    Работа в группах.

    - Первая группа. Ваша задача выбрать карточки со словами родственными слову цвет; вторая – со словами родственными слову дождь, третья – лист. Среди них найдите слова на наше правило.

    Давайте посмотрим, что у вас получилось.

    1.Цвет, цветик, цветочек , цветочный.

    2.Дождь, дождик, дождичек , дождливый

    3.Лист, листик, листочек , листок.

    Молодцы! Вы хорошо усвоили правило написания суффиксов – ик- и ек-. Я надеюсь, что Виктор Перестукин тоже все выучил. Давайте его проверим.

    Игра «Помоги Виктору Перестукину» (алгоритм правила).

    Ребята, я вам приготовила сюрприз, а какой - вы отгадаете сами.

    Работа с кроссенсом .

    Сюрприз – книга Л. Гераскиной «В стране невыученных уроков».

    Кстати, книга о приключениях мальчика Вити, которую написала Лия Гераскина «В стране невыученных уроков», есть в нашей библиотеке, и я вам очень советую её прочитать, т.к. эта книга очень поучительна.

    Рефлексия учебной деятельности на уроке.

    Какое открытие сделали на уроке?

    Какой вид работы понравился больше?

    О чем хотели бы узнать подробнее?

    Домашнее задание

    (рабочая тетрадь упр. 244; творческое задание: составить рассказ о каком-либо растении
    по упр. 241 учебника)

    Самостоятельная работа

    Мальчики выписывают слова с суффиксом –ек-, а девочки – с –ик-.

    Двое детей работают у доски.

    Слайд

    Дети работают в группах.

    Фрагмент мультфильма

    Слайд. Кроссенс.

    Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие
    записи.

    цвет

    цветик

    цветочек

    цветочный

    листик

    глазок

    роза

    листок

    дождь

    дождик

    дождичек

    дождинка

    ножечек

    лужица

    лесок

    вечерок

    лист

    листик

    листочек

    листок

    годок

    корешок

    стебелёк

    глазочек

    Предмет:Русский язык

    Класс: 3

    Учитель: Горбачева Анна Александровна

    Программа: «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф.Виноградовой

    Тема: Учимся писать суффикс -ок- в именах существительных

    Тип урока:урок изучения нового материала

    Цель: создать условия для формирования у учащихся представления о правописании суффикса -ок- в именах существительных

    Задачи урока:

    Образовательные:

    Познакомить учащихся с правописанием суффикса -ок- в именах существительных;

    Отрабатывать написание суффикса -ок- в именах существительных;

    Повторить правописание суффиксов –ик-, -ек-

    Развивающие:

    Развивать умения рассуждать, анализировать, делать выводы;

    Способствовать обогащению словарного запаса учащихся;

    Создать условия для формирования компетенций, способствующих продуктивной коммуникации;

    Воспитательные:

    Создать условия для привития интереса к урокам русского языка;

    Воспитывать трудолюбие, самостоятельность, уважение к окружающим;

    Формирование универсальных учебных действий.

    Личностные УУД:

      формирование положительной учебной мотивации, готовности свободного выражения своих мыслей на уроке

      формирование осознания смысла своих учебных действий

    Регулятивные УУД:

      развитие умения осознавать и формулировать тему и цели урока

      контролировать и оценивать свою деятельность на уроке

    Познавательные УУД:

      развивать умение строить устные высказывания, проводить сравнение и обобщение

      формировать умение осознавать и формулировать проблему

    Коммуникативные УУД:

      формирование умения сотрудничать с соучениками и учителем в решении учебных задач

      развивать умение четко формулировать и доказывать собственное мнение, вести учебный диалог, строить развернутые высказывания

    Методические приёмы:

    Деятельностный подход;

    Создание проблемной ситуации;

    Побуждающий диалог;

    Оборудование:

    Учебник «Русский язык» 3 класс, 2 часть, С.В.Иванов и другие, Москва, «Вентана-Граф», 2011;

    Тетрадь на печатной основе «Пишем грамотно» 3 класс, 2 часть, М.И.Кузнецова, Москва, «Вентана-Граф», 2011;

    Рабочая тетрадь; раздаточный материал, маршрутный лист урока

    1. Организационный момент.

    Цель: Создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

    Учебник на столе у вас?
    А ручки и тетрадки?
    Тогда урок начнем сейчас,
    Раз все у вас в порядке.
    Будьте внимательны,
    Послушны и наблюдательны.
    Чтобы русский язык познавать,
    Нужно серьезно все изучать.

    Тихонечко сели на свои места.

    Я напоминаю Вам правило работы с маршрутным листом. Если вы выполняете задание правильно, то используете зелёный карандаш, если допустили небольшую ошибку, то используете жёлтый цвет, но если вы не смогли справиться с заданием и вам нужна помощь, то сигнализируете красным цветом.

    На маршрутном листе укажите настроение, с которым вы начинаете урок.

    Откройте тетради, запишите число, классная работа. Пишем красиво, не допускаем помарок и исправлений.

    2. Актуализация знаний.

    - У меня на доске записаны слова, определите, на какие группы можно распределить эти слова, запишите их по группам, устно приготовьтесь объяснить выбор.

    Ключ..к, п..ездка, вечероч..к, г..ловка, к..нюшня, н..резка.

    На сколько групп разделили слова, что вы использовали за основу для такого деления? (знание частей слова).

    А что объединяет все эти слова? (это имена существительные)

    3. Подготовка к восприятию нового материала.

    Цель: Создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность.

    Давай понаблюдаем за другой группой слов – адрес..к, бел..к, бугор..к, ветер..к, вечер..к, волос..к.

    К какой части речи относятся все эти слова? (имя существительное)

    В какой части слова пропущена орфограмма? (в суффиксе)

    - Какая буква пропущена?(буква о)

    - Сформулируйте тему сегодняшнего урока (Буква - о - в именах существительных)

    - Вы уже готовы сформулировать цель урока или даже правило на новую орфограмму?. Тогда ещё одна задачка:

    У вас на листочках записаны слова, вставьте пропущенную букву в эти слова: ЯЗЫЧОК, СНЕЖОК, КАБЛУЧОК.

    В какой части слова пропущена орфограмма? Какой согласный стоит перед суффиксом? Поставьте ударение в словах.

    А вот теперь кто-нибудь готов сформулировать цели урока и правило, по которому мы сегодня будем работать?

    Физкультминутка.

    А мы, как я вижу, немного притомились. Без физкультминутки не обойтись.

    1. Посмотрите налево, направо, вниз, вверх, нарисуйте глазами круг, закройте глазки, откройте, сильно-сильно зажмурьтесь, быстро поморгайте.

    4. Работа с новым материалом.

    Работа по учебнику с. 20 № 1. Образуй слова с суффиксом -ок-, которые бы называли маленькие предметы.

    Критерии по которым оценим свою работу (ученики отбирают только те, которые им необходимы, чтобы оценить работу с данным упражнением).

    1. Умею образовывать слова с суффиксом - ок- .

    2. Правильно записываю эти слова.

    3. Выделяю корень слова.

    4. Выделяю суффикс в слове.

    5. Ставлю ударение.

    - Проверка по эталону. Самооценка в маршрутном листе.

    5. Создание второй проблемной ситуации.

    Прочитайте слова, записанные на доске : дуб, ветер, пирог, друг

    Составьте и запишите в тетрадь цепочки слов, используя суффикс -ок- (дубок, ветерок, пирожок, дружок)

    Добавьте к получившимся словам суффикс -ек- (дубочек, ведерочек, пирожочек, дружочек)

    Что интересного заметили? (Что произошло с суффиксом -ок- при добавлении к этим словам суффикса -ек?)

    Прочитайте правило в учебнике на с. 21

    Работа по учебнику.с. 21 № 5.

    6. Закрепление правописания существительных с суффиксами –ок-, -ек-, -ик– , отработка анализа состава слова.

    7. Самостоятельная работа.

    Закрепление правописания слов с суффиксами –ек-, -ик-, -ок-. Работа в тетради “ Пишем грамотно” № 2, с. 4

    8. Рефлексия

    Прием незаконченного предложения:

    9. Д.з. c . 25 учить правило, упр. 4, 5

    Похожие статьи

    © 2024 liveps.ru. Домашние задания и готовые задачи по химии и биологии.