Личный враг Гитлера - русский конструктор танков Т34 Михаил Кошкин. Личный враг Гитлера - русский конструктор танков Т34 Михаил Кошкин Кошкин и другие


Детство и юность

Имя Михаила Ильича Кошкина стоит в ряду выдающихся личностей ХХ века. Вошел он в историю, как создатель легендарного танка Т-34, ставшего не только новым словом в этом виде боевой техники, но и сделавший переворот в мировом танкостроении. Его творческая жизнь на поприще конструктора, а затем главного конструктора исчисляется всего шестью годами, но и за этот относительно короткий период во всей полноте проявились его талант, незаурядные способности, умение быть организатором.

Родился Михаил Ильич 3 декабря 1898 года в небольшой деревне Брынчаги Переславского уезда, нынешней Ярославской области, в многодетной крестьянской семье. Отец его, бедный крестьянин, трагически погиб, когда мальчику было семь лет. Семья не имела ни лошади, ни коровы. Маленький клочок земли не мог ее прокормить, и мать работала батрачкой. С раннего детства Кошкину приходилось помогать ей по хозяйству. Учился он совсем немного – закончил лишь три класса.

В 11 лет, после окончания церковно-приходской школы, Михаил Ильич уехал в Москву на заработки, где приобрел профессию кондитера. Весной 1917 г., уже после Февральской революции, его призвали в армию и отправили на германский фронт, правда, воевать Кошкину пришлось совсем недолго – в августе, после ранения, он оказался в госпитале. Здесь застало его известие об Октябрьской революции, которую он принял сразу и полностью. Во время боев с юнкерами в Москве он сражался на стороне большевиков, а в апреле 1918 г. вступил добровольцем в Красную Армию; что подтверждается Военным билетом, дубликат которого хранится в домашнем архиве Кошкиных. В период службы он был принят в большевистскую партию, стал политработником.

Кошкин был знаком с Блюхером Василием Константиновичем. Командарм отзывался о Кошкине так: «Я был очарован душевностью этого человека. Он был идеалом многих. Бесстрашный боец с врагами советской республики, замечательный большевик, чудесный товарищ и талантливый командующий».

В годы Гражданской войны Михаил Ильич участвовал в обороне Царицына от войск генерала Краснова, потом оказался на севере – воевал против белогвардейских отрядов генерала Миллера и его английских союзников, участвовал в освобождении Архангельска. Весной 1920 г. его командировали на польский фронт, но до места назначения он не доехал, так как заболел тифом.

Годы учебы

После демобилизации в 1921 году Кошкин поступил в Коммунистический университет имени Я. М. Свердлова. По тем временам это было очень сильное учебное заведение, дававшее не только политическую, но и общеобразовательную подготовку. В 1924 году, по окончании университета, он получил назначение в Вятку на должность заведующего кондитерской фабрикой. Под его руководством фабрика вскоре из отстающей и нерентабельной превратилась в одно из лучших предприятий в городе.

Организаторские способности Михаила Ильича заметили и в 1925 г. его перевели на работу в промышленный отдел райкома партии. Позже он работал заведующим губернской партшколой и заведующим агитационно-пропагандистским отделом Вятского губкома. Таким образом, почти 10 лет, Кошкин отдал работе партийного функционера. Решительный перелом в его судьбе произошел в годы первой пятилетки, когда в Советском Союзе чрезвычайно остро встал вопрос о создании собственных инженерно-технических кадров. Тогда появилось решение руководства ВКП(б) о направлении в высшие технические заведения страны коммунистов, прошедших школу партийной работы. Кошкин, который давно мечтал стать инженером, засел за учебники – сам прошел весь школьный курс математики, физики и в 1929 году поступил в Ленинградский машиностроительный институт. На доме, где семья Кошкиных жила в этот период помещена мемориальная доска. Учился он прилежно, хотя время было непростым. Денег все эти годы катастрофически не хватало – Кошкин уже был женат и имел двоих детей; всем им приходилось жить на одну его стипендию. Пять лет учебы не только утвердили в нем правильность избранного пути, но и развили созидательность, чувство нового и желание творить. Наконец, в 1934 году, он получил диплом инженера, и с этого момента его жизнь оказалась неразрывно связана с танкостроением.

Из воспоминаний Веры Кошкиной, жены главного конструктора:

«Михаил Ильич очень любил семью, детей. Был жизнерадостный, здоровый. Мало только приходилось бывать с детьми и видеть их. Уезжал на работу рано, они спали. Приезжал поздно, видел их спящими. Только в выходной день все были вместе. Любил футбол, литературу, кино, театр, но не хватало на все времени. Проработал около 4 лет на заводе, не был в отпуску. Очень переутомлялся».

Работа над танком Т-32

Начало самостоятельной конструкторской деятельности Михаила Ильича положила работа над новым танком Т-28. Тогда впервые проявился инженерный талант Кошкина. От рядового конструктора он вырос до заместителя главного конструктора. В 1936 году М. И. Кошкина назначили главным конструктором Харьковского танкового завода. Вскоре ему была поручена работа над совершенно новым танком Т-11. Но Михаил Ильич уже тогда начал понимать, что будущее за танками с мощной броневой защитой. Однако усиление брони сразу увеличивало вес танка, требовало более мощного двигателя и порождало массу новых проблем. Далеко не все из них удалось разрешить в Т-11, но работа над ним помогла Кошкину накопить необходимый опыт. Затем Михаил Ильич создал танк Т-32. Разработанный им танк был снабжен чисто гусеничным движителем. Это позволило значительно сократить вес ходовой части, увеличив толщину брони и калибр орудия. Оставаясь по весу средним танком, машина Кошкина по толщине брони и огневой мощи стояла на уровне тяжелых танков. Вместо привычной для средних типов 45-мм пушки, конструкторы запланировали установить самую мощную из разработанных тогда – 76-миллиметровую.

Летом 1938 года проект нового танка предложили на обсуждение Главного военного совета. Новизна машины многим пришлась не по вкусу. Т-32 подвергли критике. Но Сталин, за которым оставалось последнее решающее слово, не дал запретить проект и приказал изготовить опытные образцы.

Генерал армии А. А. Епишев говорил:

«Хорошо помню, сколько трудностей пришлось испытать, преодолеть, прежде чем появились первые образцы новой боевой машины. И это понятно. Подобного аналога в мировой практике танкостроения не было. Не таким уж богатым был и собственный опыт... Поэтому конструкторам, инженерам, техникам во многом пришлось идти непроторенными тропами, проявляя творческую, техническую и определенную политическую смелость в поиске наиболее оптимальных решений».

В ходе работы над опытными образцами Кошкин решился еще на один эксперимент - сварная башня была заменена цельнолитой, что должно было значительно упростить серийное производство. В 1939 году Т-32 представили Государственной комиссии для ходовых испытаний. Весивший 26, 5 тонн танк показал прекрасную проходимость. Скорость его достигала 55 км/ч. Это произвело впечатление даже на заведомых противников.

Комиссия отметила, что новый танк «отличается надежностью в работе, простотой конструкции и легкостью в управлении». Но многим по-прежнему не нравился чисто гусеничный движитель. Но вскоре начавшаяся финская война заставила комитет обороны в середине декабря 1939 года принять новый танк на вооружение, при этом, как и задумывал изначально Михаил Ильич, предлагалось усилить толщину брони до 45 мм и установить на машине новую 76-мм пушку. В этом варианте танк получил новое наименование Т-34, под которым и вошел в историю.

Рождение «тридцатьчетверки»

Близкий друг Кошкина В. Васильев, который работал под его руководством в группе проектирования, где рождался Т-34, говорил: «Человек удивительной нравственной чистоты, живший в постоянном напряжении ума и воли, в активном и нетерпеливом действии, Кошкин был выдающимся конструктором и организатором, бесстрашным в достижении высокой цели – создать принципиально новый, небывалый в мире танк».¹

Впервые танк Т-34 был испытан на заводе в начале 1940 года. Главные испытания должны были проходить на полигоне под Москвой. По правилам перед тем, как предстать перед комиссией, танк должен был пройти не менее 3000 км. Времени для этого уже не было, и Кошкин решил вести танки в Москву своим ходом.

Вера Кошкина отзывалась о муже так:

«Кошкин был из тех, для которых дело прежде всего, которые везде хотят поспеть, берут на себя как можно больше. Во время перегона танков Т-34 на генеральные смотрины в Москву Михаил Кошкин решил ехать вместе с механиками и водителями, хотел воочию увидеть, как поведут себя машины на таком длительном марше. Благодаря этим качествам он очень быстро приобрел авторитет на заводе».

По воспоминаниям ветерана танкостроения А. Забайкина, "Михаил Ильич был прост в обращении и деловит. Не любил многословия. Как конструктор быстро входил в суть конструкции, прикидывая её надёжность, логичность, возможности массового изготовления. Внимательно выслушивал нас, технологов, и, если наши замечания были обоснованными, немедленно их использовал. Его любил коллектив".

В марте 1940 года два опытных Т-34 двинулись в путь и 17 марта предстали на полигоне перед комиссией, которую возглавлял сам Сталин. Т-34 произвел на него сильное впечатление: скорость, маневренность, проходимость, огневая и броневая мощь их действительно представлялись готовить танк к серийному производству. Обратный путь в Харьков конструктор проделал на своем танке. Он был полон творческих планов. Однако, осуществить их ему было не суждено. Сразу после возвращения на завод он слег в больницу и скончался от абсцесса легких в сентябре 1940 года.

Коллеги Кошкина говорили о нем: «Михаил Ильич Кошкин был беспредельно скромным человеком. Он жил для людей и погиб ради жизни на земле. Кошкин умело руководил большим коллективом умных и преданных делу людей, делу всей его жизни. И всегда говорил: «делаем вместе».

Кошкин не дожил до начала войны и поэтому не стал свидетелем колоссальной популярности своего танка. Единственной при жизни ему наградой был: «Орден Красной Звезды», боевой орден еще в мирное время за личный вклад в дело обороноспособности страны.

Как известно, Т-34 стал настоящей легендой Второй мировой войны, и ни одна из воюющих стран за пять лет так и не сумела создать более совершенного танка.

«Тридцатьчетвёрка прошла всю войну, от начала до конца, и не было лучшей боевой машины ни в одной армии. Ни один танк не мог идти с ним в сравнение – ни американский, ни английский, ни немецкий... До самого конца войны Т-34 оставался непревзойдённым». (И. С. Конев)

Из всех видов боевой техники, с которыми столкнулись германские войска во второй мировой войне, ни один не вызвал у них такого шока, как русский танк Т-34 летом 1941 года.

За годы войны танк Т-34 стал любимцем танкистов.

Вся страна помогала производству «тридцатьчетверок», еще на пяти заводах наладили выпуск «чудо-машин», а на Сталинградском тракторном заводе продолжался выпуск Т-34 даже во вражеском окружении. Всего за годы Великой Отечественной войны было выпущено свыше 66000 этих танков.

Технические характеристики Т-34-76

От множества бронированных машин в период Великой Отечественной войны средний танк отличало то, что, пройдя всю ее от самого первого дня и до Победы, он не устарел морально. Одним из его наиболее важных качеств были почти фантастические ремонтопригодность и восстанавливаемость после боевых повреждений. Эти высокие показатели в значительной степени были заложены в ходе глубокой проработки проекта Т-34 конструкторами и технологами под руководством главного конструктора машины Кошкина по максимальному упрощению систем, агрегатов, узлов и деталей, а также снижению трудоемкости их изготовления. Это позволяло инженерам и техникам из ремонтных батальонов, постоянно следуя за боевыми порядками войск, в полевых условиях проводить на Т-34 полный перечень ремонтно-восстановительных работ, включая и капитальный ремонт.

Т-34 стал классическим образцом среднего танка, и его конструкция определила пути развития современного танкостроения. До сих пор его технические решения служат примером для подражания.

Технические характеристики Т-34-76

Тип танка средний
Экипаж, чел. 4
Боевая масса, т 30,9
Длина, м 6,62
Ширина, м 3
Высота, м 2,52
Количество пушек/калибр, мм 1/76
Количество пулеметов/калибр, мм 2/7,62 мм
Броня лобовая, мм 45
Броня бортовая, мм 45
Двигатель В-2-34, дизельный, мощностью 450 л. с.
Максимальная скорость 51 км/ч
Запас хода, км 300

Память потомков

Он так и не узнал о своей славе! Все почести М. И. Кошкин заслужил уже потом, когда в боях за Родину прославился его танк, серийного производства которого он добивался в тяжелой и упорной борьбе в то сложное, тяжелое для страны время. Его имя вошло в Большой энциклопедический словарь: «Кошкин Михаил Ильич (1898-1940), советский конструктор. Член КПСС с 1919. Под руководством Кошкина создан средний танк Т-34 – лучший танк периода 2-й мировой войны 1939-45. Государственная премия СССР (1942, посмертно)». В книге «100 великих россиян» есть статья, посвящённая моему прадеду. Его именем была названа улица в Харькове. Раньше она называлась Червонный шлях – Красный путь, короткая и красивая, зеленая аллея – как была прекрасной и короткой его жизнь.

Елизавета Михайловна охарактеризовала жизнь отца так:

«Яркая вспышка молнии – зигзаг, прорезавший все трудности на пути во славу Родины» 2.

Улица Кошкина ведет путь от главной проходной завода, на котором был создан танк Т-34, которому он без остатка отдал свою мечту, свои помыслы, талант, силу ума, силу воли, свою жизнь». Здесь ему поставлен памятник в виде ствола танка, а вокруг – след от Т-34.

Бывшая улица Широкая в городе Переславль-Залесский около стадиона «Славич» получила имя М. И. Кошкина. На насыпном холме у стен древнего Горицкого монастыря установлен танк Т-34. Отсюда ежегодно уже много лет спортсмены Ярославской области проводят традиционный авто-мотокросс, посвященный знаменитому земляку. Стоит на постаменте «тридцатьчетверка» и в городе Ярославле. А на перекрестке Москва – Переславль-Залесский – Архангельск она возвышается над целым мемориальным архитектурным комплексом.

Его имя носит и улица на его родине в п. Брынчаги. В доме, где родился Кошкин местная администрация планирует открыть его музей

В ознаменование 40-летия Победы в Великой Отечественной войне открыт памятник-бюст М. И. Кошкина в Харькове.

Установлены мемориальные доски там, где жил и работал Михаил Ильич: в г. Кирове (Вятка), в Санкт-Петербурге (Ленинград), в Харькове.

Все было, когда его уже не было. А было очень много сказано хорошего о нем в газетах, журналах, потом на телевидении и в газетах.

И какими бы совершенными ни были современные танки, как бы ни мощна была их броня, и каким бы запасом хода они ни располагали, у всех участников войны не угасла любовь и признательность к легендарной «тридцатьчетверке». Эта признательность в благодарной памяти фронтовиков, ветеранов труда, конструкторов. Она в многочисленных постаментах у нас в стране и за рубежом, где в вечном карауле стоит танк Т-34. Как, например, в Волгограде на линии фронта сентября – ноября 1942 г.

 3 декабря (21 ноября) 1898 года родился Михаил Ильич Кошкин, советский конструктор, создатель легендарного танка Т-34 - лучшего танка второй мировой. Во время войны было выпущено 35 895 «тридцатьчетверок», а всего - около 68 тысяч.

Еще будучи студентом Ленинградского машиностроительного завода Кошкин попросился на практику в танковое КБ и вскоре письменно обратился к первому секретарю Ленинградского обкома С.М. Кирову с соображениями по усовершенствованию танков. Киров лично встретился с Кошкиным и оценил его идею. Это произошло в 1934 году за несколько месяцев до гибели Кирова. Именно тогда у Кошкина окрепла идея отказа от колесных систем и за счёт этого усилить вооружение и бронирование. Начинающий конструктор обещал Кирову создать такой танк и назвал его памятной цифрой по дате встречи с Кировым - «34». Работая в КБ уже инженером, он участвует в разработке Т-29, Т-35, Т-46-5, Т-III. За толстобронный T-III его в числе других в 1936 году награждают «Красной Звездой».

С 1937 года Кошкин по рекомендации Серго Орджоникидзе стал главным конструктором завода им. Коминтерна в Харькове. Здесь он совершенствует БТ-7, внедряя совершенно новый (авиационный) дизельный двигатель и беря на себя большую за него ответственность. Впоследствии все танки стали делать именно с такими двигателями.

Однако военные заказчики не хотели изменять прославленный на Хасане и воспетый в песнях колёсный вариант танка и выдали задание на разработку А-20 тоже в колесно-гусеничном варианте. Только прозорливость конструктора не позволила впасть в эту крайность. Он уговорил сподвижников и дирекцию сделать сверхпланово и без ущерба для А-20 ещё один танк, перспективный Т-32. Он был представлен Комиссии осенью 1939-го, вместе с А-20.

Бюрократические военные не приняли Т-З2. Только личное мнение Сталина позволило заводу сделать два экземпляра уже полнобронной машины, названной Т-34. Испытания Т-34 назначили на март 1940 года, а новые машины не прошли ещё испытаний ходовой части на проходимость по инструкции. Решили добираться от Харькова до Москвы своим ходом по бездорожью и этим набрать километры пробега. Простуженному в холодных цехах конструктору пришлось лично участвовать в перегоне машин и в результате он прибыл в Москву с воспалением лёгких.

17 марта 1940 года танки были восторженно оценены на полигоне под Москвой Правительственной комиссией. Ворошилов долго упрашивал Кошкина переименовать танк именем вождя, но конструктор был верен памяти С.М.Кирова и отказал Ворошилову. Видимо, это и сыграло роковую роль в судьбе машины и ее конструктора. Отношение к танку сразу же изменилось. Замнаркома обороны Кулик потребовал дополнительного испытания уже одобренной машины. Их могли отодвинуть на весну 1941 года.

Кошкин резонно опасался, что война может начаться раньше, чем будет освоено производство Т-34. Он принял решение возвращаться в Харьков своим ходом, чтобы «добрать» положенные для испытания три тысячи километров пробега. Больной пневмонией Кошкин больше недели возвращался в железной коробке в Харьков и прибыл на завод в полубессознательном состоянии. Его тут же доставили в больницу, но спасти уже не смогли.

Благодаря своим боевым качествам Т-34 был признан лучшим танком Второй мировой войны. Серийный выпуск Т-34 и его модификаций осуществлялся в военные и послевоенные годы. Во время войны было выпущено 35 895 «тридцатьчетверок», а всего - около 68 тысяч. До настоящего времени дошло большое количество этих танков различных модификаций в виде памятников и музейных экспонатов. Последняя (Т-34-85)- состоит на вооружении некоторых стран и по сей день.

Сущность танка - это огневая мощь, защита и маневренность. В 30-е годы в мировом танкостроении еще не сложилась теория, какому из этих трех качеств должно быть отдано предпочтение.

Конструктор Кошкин

Заслуга Кошкина, как это выяснилось позже, состояла в том, что он нашел их идеальное сочетание. Что это было? Крепкий здравый смысл, как считает английский специалист Орджилл, или смелость инженерной мысли, вспышка таланта и энергии, вызванная грандиозной перетряской революции? Но не только это.

Огромная заслуга Кошкина в том что он смог убедить высшее руководство в лице Сталина в необходимости создания опытного образца.

Окрыленным вернулся Кошкин на завод. В воздухе уже пахло грозой. Два опытных образца «Т-34» не успели испытать, когда в марте 1940 года встал вопрос о показе их в Кремле. Выход нашелся не сразу, было решено отправить танки своим ходом, ну и конечно же главный конструктор занял место внутри танка.

Так ли это было необходимо? Известно, что он был уже нездоров и директор завода Ю. Максарев отговаривал его. Но разве Кошкина отговоришь? Ему хотелось посмотреть танки на переходе, самому показать их членам Военного совета, тем более что судьба машины еще не была решена.

Конечно, он мог ехать в сопровождавшем фургоне, но хотел лично все проверить и довести танк до ума. Проект был одобрен Верховной ставкой.

Оставалось полгода до его смерти и чуть больше года до начала войны. Когда завыли фашистские бомбы, заводы страны уже начали выпуск «Т-34».

Так это случайность, что он умер так рано?

Нет, он сам погубил себя своей одержимостью, сгорел от своей же энергии,- утверждает Малоштанов, - Пожертвовал жизнью, чтобы доказать преимущество «Т-34».

Конструктор Морозов

После похорон Кошкина, КБ возглавил Александр Александрович Морозов. Техник по образованию, которого, приметив среди других, сразу по приезде назначил своим заместителем Кошкин.

Как и Кошкина, мы его мало знаем, фильмов о нем не снимали, не успел он написать воспоминаний, хотя сохранилось несколько больших блокнотов с записями.

А между тем правительство высоко оценило творческую мысль Морозова, дважды присвоив ему звание Героя Социалистического Труда.

Если Кошкин - стратег, то не знавший высшей математики, талантливый самородок из Бежицы. Морозов был, как говорится, конструктором от Бога. Он ловил идеи на лету, в схеме видел конструкцию, в чертеже - действующий механизм.

Обладая исключительной конструкторской интуицией, Морозов, по воспоминаниям Матюхина, быстро ориентировался и возвращал эскизы, требуя простоты, технологичности и экономичности деталей.

Недаром в годы войны «Т-34» (он стоил в 1943 году 100 тысяч рублей) могла купить и подарить фронту даже колхозница.

Особенно ярко проявился талант Морозова в драматические месяцы 1941 года, когда чаша весов колебалась и в ту и в другую сторону. Немецкая бомба уже снесла одну из комнат его квартиры, фашисты были под Харьковом, когда он вылетел на самолете в Москву, а затем на Урал, куда был эвакуирован завод.

Огромные пролеты корпусов были предназначены для изготовления вагонов. Еще не успели распечатать чертежи, а уже по памяти, по записям начали выпускать танки.

Конструктор Кучеренко

Третьим из отмеченных в 1942 году Государственной премией за создание «Т-34» после Кошкина (посмертно) и Морозова назван Н. Кучеренко. Он был заместителем Морозова, связывал КБ с производством, организовал массовый выпуск новых машин.

Именно этот контактный, широкий, добродушный человек обеспечивал творческую обстановку, бесперебойную работу конструкторов, когда эшелоны прибыли на уральский завод. Позже он работал в центральных органах. Ему посвятила свою «Книгу об отце» его дочь, поэтесса Лариса Васильева.

Высокую оценку надежному и простому в управлении «солдатскому танку», как его называли на фронте, дали маршалы Г. Жуков, И. Конев и другие наши полководцы. Нельзя не сказать и об угрюмом признании его качеств немецкими генералами, в том числе и теоретиком танковых войн .

Впервые увидел он русские танки с незнакомым ему силуэтом в первые дни войны у переправы через Березину, где «тридцатьчетверки» подбили несколько фашистских танков и заставили броситься на землю самого теоретика.

А в октябре развернулись ожесточенные танковые бои у Мценска, где его бронированные полчища, рвавшиеся к Туле и Москве, были остановлены бригадой М. Катукова.

Противостояние конструкторских бюро СССР и Германии

Жестокие бои шли не только на фронтах. Далеко в тылу продолжался незримый поединок, столь драматично начавшийся в предвоенные годы между танковыми КБ СССР и Германии.

Известно, что с истерической настойчивостью требовал добиться преимущества в танковом вооружении. Лихорадочно модернизировались старые машины, фирмы «Даймлер» и «Ман» спешно проектировали «пантеры».

Любимец Гитлера профессор Ф. Порше создавал на заводах Круппа своего монстра с устрашающим именем - тигр». При этом знаменитые профессора не погнушались позаимствовать формы у «тридцатьчетверки».

Интересно отметить, что американские конструкторы шли в свою очередь от немецких, и таким образом русская техническая мысль оказала решающее влияние на мировое танкостроение, которое и сейчас основной боевой машиной считает средний танк.

Противостояние Т-34 и немецких танков

Однако вернемся к решающей ставке Гитлера - хорошо бронированным « », « » и « », вооруженным пушкой, поражавшей «Т-34» с более длинной дистанции. Какой же упругой была конструкторская мысль создателей нашего танка, если в ходе войны, не останавливая производства, удалось увеличить башню и установить вместо 76-миллиметровой длинноствольную - 85-миллиметровую пушку, что вернуло «Т-34» их превосходство.

Уже в первый период войны наши еще немногочисленные и разрозненные «тридцатьчетверки» не раз путали карты упоенных победами гитлеровцев, задерживая их продвижение во встречных танковых боях.

Особенно разительно проявилась их сила в боях под Москвой и Сталинградом, в грандиозном сражении на Курской дуге, когда 12 июля навстречу танковой лавине фашистов в районе Прохоровки, ринулись «тридцатьчетверки» армии Ротмистрова.

Полторы тысячи машин, окутанные клубами пыли и дыма, сбились в гигантский клубок, и «Т-34» в упор, с дистанции сто метров, пробивали броню «пантер» и «тигров».

Только в этот день фашисты потеряли четыреста танков и самоходок. «Тридцатьчетверки» вселяли уверенность в наших солдат в наступательных боях на Украине, в Прибалтике и Восточной Прусии.

Именно эти, самые массовые танки нашей армии участвовали в стремительных прорывах и рейдах, преодолевали водные преграды, штурмовали укрепленные районы и первыми врывались в освобождаемые города.

А на заключительном этапе войны наряду с созданными конструкторским бюро Ж. Котина танками прорыва - тяжелыми «ИС» и самоходками - сыграли решающую роль в Висло-Одерской и Берлинской операциях, в спасении Кракова и Праги.

Так наши конструкторы и танковые полководцы в пух и прах развеяли миф о танковой мощи вермахта, посрамили самолюбивую элиту бронетанковых сил фашистской Германии. Но танк «Т-34» - основная ударная сила сухопутных войск - не единственное оружие, сеявшее ужас и смерть среди захватчиков.

35-тысячный «Т-34», выпущенный уральским заводом, был поставлен весной 1945 года на пьедестал. И, представьте себе, много лет спустя, когда потребовалось в связи с инженерными работами переместить его, мемориальный «Т-34» заправили горючим. Взревел дизель, пыхнул выхлоп, и на глазах изумленных людей танк перешел на новое место.

Кошкин Михаил Ильич прожил на свете 41 год, и значительную часть этих лет проработал кондитером. Он был хорошим семьянином и перспективным партийным работником. Однако истинно великим делом его жизни стал танк. Дело это стоило конструктору жизни. Имя его никогда не было широко известно, но детище знали и знают все.

Нет в , более знаменитого, чем Т-34. Им одинаково восхищались по обе стороны фронта. И каждый лестный отзыв о танке поневоле превращался в похвалу его создателю. Мало найдется инженеров, которых бы вспоминали так часто благодаря единственной разработке.

Кондитер из-под Ярославля

Долгое время биография будущего конструктора не давала оснований видеть в нем технического гения. Михаил Ильич Кошкин родился в 1898 году в деревне Брынчаги (Ярославская губерния) в семье малоземельного крестьянина. Главным источником доходов семьи были промыслы, но они стали и причиной несчастья. Михаилу было всего 7 лет, когда отец умер, надорвавшись на заготовке леса.

Сыну пришлось помогать матери, оставшейся вдовой с тремя маленькими детьми. Работа нашлась в столице на кондитерской фабрике (ныне «Красный октябрь»), куда он поступил в 14 лет. Вначале он ходил в учениках, но вскоре стал оператором в карамельном цеху.

«Кондитерская» биография продолжилась и после службы в армии и участия в гражданской войне.

В 1921-24 гг. будущий создатель Т-34 учился в Коммунистическом университете в Москве (как подающий надежды молодой партийный руководитель), а затем был отправлен в Вятку, где до 1929 года руководил кондитерской фабрикой.

Сохранившиеся документы свидетельствуют, что Кошкин был хорошим руководителем, подчиненные уважали его и отмечали его заслуги в поднятии показателей производства.

Кошкин и потребность страны в танках

Военная биография Михаила Ильича Кошкина достаточно короткая. Он был призван в армию перед самой Февральской революцией, служил при Керенском, затем вступил в Красную армию. Красноармеец Кошкин участвовал в боях под Архангельском и Царицыным, в разгроме Врангеля. Был ранен, переболел тифом, из-за чего и демобилизовался. Во время службы он стал большевиком и познакомился с военным железнодорожным делом.

Но вот обстоятельства появления у Кошкина интереса к танкам не вполне ясны. Вероятно, он заинтересовался ими под Архангельском – там танки были у интервентов-англичан.

Важнейшая цель индустриализации

В 1929 году в СССР объявили курс на индустриализацию. Одной из его главных задач было обеспечение обороноспособности страны, чего нельзя было сделать без развития тяжелой промышленности.

Собственного производства танков СССР на то время фактически не имел. Пропаганда заработала, объявив создание бронетанковых войск делом чести всех сознательных советских граждан. Но это не означало, что реализовать замысел было легко.

Требовалось не только создать с нуля производственные мощности, но и подготовить кадры.

Некоторые источники утверждают, что 30-летний Михаил Ильич Кошкин (семейный человек, успешный руководитель) сам попросил своего приятеля, видного партийного руководителя С.М.Кирова отправить его учиться на инженера. Для поступления на выбранную специальность в то время не всегда хватало знаний и желания, нужно было, чтобы направление считалось «политически правильным».

По другой версии, он стал студентом «по мобилизации», попав в число партийных «пятитысячников», направленных для целевого обучения. Ясно одно: в 1929 году Кошкин начал учиться сначала в ленинградском технологическом, а затем в политехническом институте. Изучая устройство автомобилей и тракторов.

Харьковский конструктор танков

Танк и трактор в СССР – понятия родственные. Дипломная работа «автомобилиста» Кошкина посвящалась коробке передач для среднего танка. По окончании учебы его приглашал на работу завод им. Молотова (ныне известен как ГАЗ), где он проходил практику.


Но выпускник настоял на своем определении в танковое КБ. Нарком тяжелой промышленности С.К.Орджоникидзе прислушался к мнению своего друга Кошкина, а не руководства завода. С Орджоникидзе (как и с Кировым) будущий конструктор познакомился и подружился во время учебы в коммунистическом университете.

Орджоникидзе в 1936 году и командировал его в Харьков. Там в танковом отделе при ХПЗ (харьковский паровозостроительный завод) возникли проблемы с модернизацией БТ-7, массового серийного танка. Кошкин, уже имеющий опыт работы в бюро в Ленинграде (он участвовал в создании Т-29 и Т-46-1), согласился возглавить отдел, по сути свой – танковое конструкторское бюро.

Человеческие качества имеют значение

Стоит отметить, что Михаил Ильич Кошкин дело всегда ставил на первое место, как это было принято в его время. Но это не значит, что он был лишь инженер, и ничего более.


В Вятке Михаил Ильич женился на В.Н.Катаевой. У них родились три дочери: Елизавета, Тамара, Татьяна. Супруга не обрадовалась необходимости переезжать из Ленинграда в Харьков, но не спорила. Семья смирялась с постоянной занятостью своего мужа и его частыми отлучками.

Сослуживцы тоже отдавали должное человеческим качествам Кошкина. Его характеризовали как человека, умеющего легко сходиться с людьми, отличного организатора. Сотрудники могли спорить с ним, и он всегда готов был изменить свое мнение под влиянием аргументов.


Из-за сложной обстановки в стране, когда развивалась карьера Кошкина, его, гораздо позже, уже в годы перестройки, обвиняли в интриганстве и чуть ли не в плагиате. Но вряд ли «критики» сами смогли бы во имя высшей цели спорить с маршалами, нарушать их прямые приказы и на себе тащить танки из болота. А Кошкин – мог.

Сложная биография «тридцатьчетверки»

В танковый отдел при КБ Харьковского паровозного завода Кошкин прибыл в начале 1937 года. В этой организации он проработал до смерти (сначала – руководитель отдела, затем – главный конструктор). Харьков стал колыбелью «тридцатьчетверки». Но биография у танка оказалась непростой.


1937-й год в советской истории знаменит печально началом репресий. Задел он и коллег Кошкина. Его предшественник А.Фирсов был арестован, едва успев передать дела. Поводом стали постоянные неполадки в работе БТ-7. Репрессировали и одного из лучших конструкторов бюро, А.Дика. Недоброжелатели из-за этого обвиняют Кошкина в том, что он присвоил их идеи, а его личный вклад в создание Т-34 незначителен.

Но период вообще был сложным для отечественного танкостроения. Идею формирования бронетанковых войск активно «пробивали» в свое время такие «враги народа», как Уборевич и Якир. Да и друг Кошкина С.К.Орджоникидзе «попал под раздачу» репрессивной системы. Поэтому удивляться арестам конструкторов не стоит.

А Кошкин, конечно, не один работал над танком и использовал некоторые наработки предшественников. Но именно он сумел «протолкнуть» их общее детище в производство, пожертвовав ради этого жизнью.

«Быстроходные самовары» и «калоши»

За год работы Кошкин сумел устранить некоторые недостатки танка БТ-7, но далее перед конструкторским бюро была поставлена новая задача – создать колесно-гусеничный средний танк, достаточно защищенный от вражеского огня, но при этом подвижный и быстрый.


И в этом вопросе Кошкин решительно не сошелся во мнении с руководством армии. Он видел эту машину гусеничной. Тогда советская конструкторская хитрость подсказала Кошкину выход – он начал разрабатывать сразу два проекта. А-20 представлял собой колесно-гусеничный, а А-32 – гусеничный танк. По весу и бронированию они были сравнимы.

С этого момента история создания Т-34 превратилась в приключенческий роман. Перед докладом создателя танков на Высшем военном совете заместитель наркома маршал Кулик прямо запретил Кошкину рассказывать о гусеничном проекте. Но оказалось, что сдвинуть с места танк легче, чем заупрямившегося Кошкина.

Конструктор Т-34 не стал говорить маршалу, что колесные машины потенциальный противник (немцы) непочтительно именует «быстроходными самоварами». Он просто нелегально протащил на доклад модель гусеничного танка, и выступление начал именно с его характеристики.

Кулик обозвал гусеницы «калошами» и настаивал на внедрении колесного танка. Большинство военных поддержали его. Но на стороне Кошкина внезапно выступила величайшая сила страны. И.В.Сталин лично велел конструктору изготавливать в Харькове опытные образцы обоих машин.

Вскоре (в 1939 году) на испытаниях они показали примерно одинаковые результаты, но А-34 демонстрировали лучшую проходимость. Испытания в условиях войны с финнами подтвердили: в бою «калоши» надежнее. В серию поступили обе машины, причем А-32 получил код Т-34.

Своим ходом в историю

Для окончательного ввода Т-34 в серию оставалась самая малость – пройти смотр в Москве, назначенный на 17 марта 1940 года. Танк был усовершенствован и доработан (в частности, увеличена до 45 мм броня). Но для допуска машины на смотр было необходимо, чтобы у нее имелся определенный техническими условиями пробег.


Кошкин справа

Первые попытки набрать его оказались неудачными – у одного из опытных танков сломался двигатель. Времени на обкатку не хватало. Решение нашел сам Кошкин: Т-34 наберут пробег, добираясь на смотр своим ходом.

Километраж Харьков – Москва для этой цели подходил. Но были другие сложности. Необходимо было не только успеть к сроку, но и соблюдать строгую конспирацию. Недоброжелатели пророчили бесславную гибель в снегах.

Танки бездорожья не боятся. Вне основных шоссе, избегая излишнего внимания, гнал Кошкин караван из 2 танков, передвижной мастерской и тягача-бытовки. Сам конструктор сидел за рычагами, сменяя механиков-водителей.

Было холодно, а Кошкин был сильно простужен. В пути часто случались мелкие поломки, но танки двигались дальше. Финальное испытание получилось на славу – танки шли по оврагам и перелескам, болотам и ручейкам Харьковщины, Белгородщины, Тульщины.

Они успели вовремя, набрав километраж и оставшись полностью на ходу. 17 марта 1940 года 2 «тридцатьчетверки» впервые исполнили на Красной площади нечто похожее на современный «танковый вальс». Сталин жал экипажу руки и называл танки «ласточками». Их судьба была решена.

Тяжелый путь домой

Высшее руководство страны благодарило конструктора и советовало срочно лечиться – страшный кашель не мог не привлечь внимания. Диагностировали воспаление легких.

Михаил Кошкин справа

Вместо больницы Кошкин опять уселся в танк и отправился по обратному маршруту.

В районе Орла один из танков по случайности попал в озеро. По грудь в воде, простуженный конструктор помогал ее вытаскивать, от чего пневмония усилилась.

Харьковские врачи позвали на помощь московских специалистов. Конструктору вырезали одно легкое. Но ничего не помогло – он умер на 42-м году жизни. О причине смерти не особо распространялись, написали – тромбоз.

Но весь завод нес цветы своему «Мише», умершему на посту. Его могила была на Первом кладбище Харькова. Она не сохранилась – уничтожена не то бомбами, не то гитлеровцами целенаправленно.

Легенда танкового строя

Т-34 не отличался какими-то уникальными техническими характеристиками. Танк был прост в изготовлении, обслуживании и ремонте. Главным в нем было удачно скомпонованное простое и надежное оборудование. Вот его некоторые характеристики.

  • Размеры корпуса: ширина – 3 м, длина – 5,92 м, высота – 2,405 м.
  • Общая масса – 25,6 т (позднее допускалось ее увеличение до 27,3 т).
  • Броня: 45 мм (лоб, низ бортов, башня); 40 мм (верхняя часть бортов, маска орудия); на днище и крыше корпуса и башни толщина брони составляла 15-20 мм. Главной особенностью были углы наклона броневых листов относительно вертикали (40-60 градусов) на бортах, лбу и корме, что способствовало рикошету снарядов.
  • Вооружение: пушка 76 мм (вначале Л-11, затем Ф-34, в 1940-41 гг. танки с обоими видами орудий выпускались одновременно), 2 пулемета ДТ калибр 7,62; мог устанавливаться и зенитный пулемет.
  • Дальность стрельбы – до 6 км.
  • Боезапас, снарядов – до 100 (с пушкой Ф-34).
  • Скорость максимальная: по шоссе – 54 км/ч; по бездорожью –36 км/ч.
  • Запас хода – 380 км (по шоссе).
  • Двигатель – дизельный В-2 мощность 500 л.с. Во время войны на танки нередко устанавливали бензиновые авиационные двигатели М-17. Выбор двигателя оказался особенной удачей конструктора.
  • Экипаж – 4 человека.

Танк мог преодолевать подъем в 36 градусов и брод глубиной более метра. Он оказывал незначительное давление на грунт (0,62 кг/кв. см), что обеспечивало высокую проходимость. Не то чтобы он был неуязвим – немецкие орудия часто пробивали его броню и легко сбивали гусеницы. Но попасть в него из-за скорости, маневренности и «приземленного» силуэта было непросто, а ремонтировался танк легко.


Стоит справа (в темном комбинезоне) на испытательном полигоне в 1938 году

Еще до войны начались работы по усовершенствованию танка (пример – смена орудия), немало модификаций появилось в военные годы. В деле принимали участие и сотрудники бюро Кошкина.

Танк Т-34 был рассчитан на производство в СССР, и более нигде.

Уральские танкостроители рассказывали, что немцы неоднократно пытались скопировать «тридцатьчетверки», но результат их трудов неизменно весил на несколько тонн больше и терял разом все преимущества.

Причина – в автоматизированной сварке.

Она давала более толстые швы на броневых листах. А харьковские, челябинские и нижнетагильские мастера варили швы вручную…

Весь мир единогласно признал Т-34 лучшим танком Второй мировой. Гитлеровские конструкторы обреченно заявляли, что слабых мест у него нет. Его конструктор даже был почтен повышенным вниманием лично фюрера.


Довоенные танки производства завода № 183. Слева направо: А-8 (БТ-7М), А-20, Т-34 обр 1940 г. с пушкой Л-11, Т-34 обр. 1941 г. с пушкой Ф-34.

Наслушавшись историй о страхе своих солдат перед Т-34, Гитлер объявил его создателя своим личным врагом (такая себе посмертная награда получилась). Возможно, по этой причине могила Михаила Кошкина в Харькове была уничтожена захватчиками (хотя это могло произойти и случайно).

Мы не ждали посмертной славы

Но вряд ли Михаила Кошкина волновала собственная посмертная репутация. Биография танка явно значила для него больше – иначе он никогда бы не жил так, как жил.


При жизни за свои работы в КБ в Ленинграде он был награжден орденом Красной Звезды. Посмертно, в 1942 году, ему была присуждена Сталинская премия. В 1990 году конструктор стал Героем Социалистического Труда. О Кошкине и его легендарном «пробеге на Москву» сняли фильм «Главный конструктор».

У него нет могилы. Но по количеству памятников себе этот человек смело может спорить с Мао Цзэдуном. Ибо в Харькове и Уфе, Берлине и Брянске, Киеве и Донецке, Луганске и Кенигсберге, и множестве иных городов и сел замерли на постаментах «тридцатьчетверки» – страшнейший ночной кошмар любого нациста.

Советский бард Михаил Анчаров в пронзительной балладе назвал их «любовью, застывшей на века». И лучшего памятника конструктору не надо…

Видео

Вторник, 14 Октября 2014 г. 19:07 + в цитатник

Михаил Ильич Кошкин

Доброго дня уважаемые читатели. Сегодня хотел бы рассказать о человеке который сделал своё детище, но так и не дожил до его триумфа. Я не знаю ни одного своего знакомого, который бы не знал танк Т-34. Многие знают кто его изобрёл, но мало знают его судьбу. Давайте сегодня я попробую рассказать хотя бы коротко об этом человеке.

Давайте немного переместимся во времени и посмотрим с чего начиналось отечественное танкостроение в молодой республике. 1918г., гражданская война, враги революции получают военную помощь из-за границы и в том числе, первые танки. Ни что так не пугало людей во время тех войн, как танки . Но однако, Красной Армии всё таки удалось захватить несколько танков, а уже к 1920г. данных трофеев было порядка 100. Военные поняли значимость танков на поле боя и Харьковский завод привлечён к ремонту данной техники. В этом же году с завода выходит первый отечественный танк. Но стоит отметить, хоть и ремонтировались танки противника, но в целом своего производственно-технической базы танкостроения не было. Но однако в 1929г Постановление ЦК партии и Совнарокомом "О состоянии обороны СССР" поставило важную задачу - получить опытные отечественные образцы танков и внедрению их в армию.

Ну, а теперь, о Михаиле Ильиче. Родился он в многодетной крестьянской семье 3 декабря 1898г, в деревне Брынчаги Ярославской губернии. Смерть отца усугубило положение семьи. Думаю не надо объяснять, что по большой части, семью надо было кормить. Уже в четырнадцать лет он уезжает в Москву, где устраивается подмастерьем в карамельный цех кондитерской фабрики. Позже его призывают в на службу в царскую армию.

Само собой, революция меняет всё и у всех, она не обходит стороной и Михаила Кошкина. Участие в боях по Царициным в рядах Красной Армии после ранения попадает в госпиталь. В 1921г. направляют на учёбу в Москву. После окончания Коммунистического университета имени Свердлова, он становится директором кондитерской фабрики в г. Вятке. Хотя работа у него есть, он продолжает учиться и в 1935г заканчивает политехнический институт г. Ленинграда. Во времена учёбы в "политехе" он работает в конструкторском бюро Ленинградского Кировского завода. После окончания института продолжает работать на постоянной основе. И уже здесь, начинается работа по созданию первых танков СССР. Стоит обратить внимание, что для наших конструкторов это было новое испытание. Для решения этого вопроса, на заводах Москвы, Ленинграда, Горького и Харькова, были переоборудованы бывшие тракторные цеха, созданы новые КБ. Так же за рубежом были закуплены опытные образцы танков: лёгкие "Виккерс-6т" (Англия) и быстроходные колёсно-гусеничные "Кристи" (США). Так же нужно сказать, что было принято Постановление ЦК ВКП (б) и Совнаркома "Об установлении дизелей на автомобили и тракторы", сыгравшее немалую роль в создании танкового дизеля. Уже в 1936г. Михаил Ильич становится директором Харьковского паровозостроительного завода, который был потом переименован завод №183. Нужно добавить, что по не по своей идеи Михаил Ильич переехал в на завод. Арест начальства завода №183 по причине массовых поломок шестерён в коробках передач на танках БТ-7.

Несмотря на всё это, завод всё таки уже на то время имел смелые наработки по созданию новых танков Т-12, Т-24, БТ. Придя на новую должность, и возглавив коллектив, менее чем за год решается проблема с коробкой передач. Так же, на этом заводе впервые был установлен дизельный двигатель. И уже к 1940 в Красную Армию поступают новые модернизированные танки БТ-7М в количестве 790 штук. Естественно работы на этом не останавливались, уже в 1937г. поступила задание на создание нового танка. Всё было бы не плохо, но встал вопрос, на каком ходу делать танк - гусеничный или колёсногусеничный. Колёсногусеничный имел особое значение, т.к. на дорогах хорошо и быстро, танк передвигался. Но попав на землю или целину его ход становился не возможен, он быстро застревал и портился. Получалась своего рода, неподвижная мишень. Здесь на заводе и решился вопрос на всегда какой должен быть ход у танка, выбор пал на гусеничный. Но не всё так просто было, выслушав все за и против данного проекта, было решено создать два образца танков и потом предоставить на испытание Государственной комиссии. Но финская война сказала своё слово. В условиях пересечённой местности эффективность танков на гусенице была неоспорима. Постановлениями Комитета обороны предписывалось изготовить два гусеничных танка на базе А-32 с учётом утолщённой до 45 мм брони и установки 76 мм пушки, а также именовать танк — Т-34.

Хотелось бы ещё рассказать небольшую байку, или слух ходящий про Т-34. Возможно это была и правда. Не всё так было просто с приёмом в армию танка Т-34. На испытаниях разных танков Т-34 не смог или не успел сделать испытательный пробег несколько тысяч километров и комиссия его практически забраковала. Проект находился на грани провала. Тогда Михаил Ильич, вместе ещё с одним механиком, на двух танках решили дойти до Москвы. Прибыв ночью на Красную площадь, танки были оставлены, а экипажи арестованы НКВД. Но пробыли они там не долго. Сталин, увидев танки на Красной площади, лично сам их осмотрел и поинтересовался экипажем. Обняв Кошкина сказал: "Спасибо". Естественно все были отпущены. Ещё раз повторюсь, что это возможно байка, а может и нет, т.к. у нас наверное всю легендарную технику принимали авось как. Вспомните как принимали "Катюшу".

А возможно всё было и стандартно, показ, демонстрация и выигрывал лучший проект. Так или иначе, Михаил Ильич из-за таких испытаний попал в госпиталь с пневмонией. Продолжая работать, болезнь обострилась и 26 сентября 1940г. конструктор скончался.

Теперь немного о том, что говорили об этом танке другие специалисты. Прежде всего рассказы немецких военных и специалистов. Появление среднего танка Т-34 было для немцев шоковым ударом, сенсацией № 1, откровением и загадкой. «Это дьявольское наваждение! — говорили они. — Нет, это даже не машина, а какой-то сказочный принц среди наших танков-плебеев...». Вызванный из лабораторий Нибелунгверке, приехал и знаменитый немецкий танкостроитель - Фердинанд Порше.

Это правда, - сказал он, - что Т-34 у противника еще недостаточно. Но вы, Паулюс, не забывайте предупреждений Бисмарка: русские долго запрягают, зато они быстро ездят. Из истории нам известно, что Россия всегда к войне не готова, но каким-то странным образом она оказывается победительницей...

Немецких специалистов больше всего поразил двигатель - дизель в 500 лошадиных сил, целиком сделанный из алюминия: «Русские плачутся, что у них не хватает материалов для самолётов, а на моторы для танков алюминий нашли...» Паулюс (на основании данных абвера) сказал, что Т-34 подвергался в Москве очень суровой критике, его даже не хотели запускать в серийное производство. Если это так, комиссии предстоит вывить слабые места в конструкции танка.

Увы... их не существует! - отвечал Порше.

Но русские-то раскритиковали свою машину.

Это вызвало смех главного конструктора:

Милый Паулюс, вы что, первый день на свете живёте? Должны бы знать, что у подлинных талантов всегда немало завистников, желающих опорочить его постижения. Только этим, и ничем другим, я объясняю критику этой машины...

В мире много прекрасных женщин, - сказал Порше. - Однако на конкурсах красоты выигрывает единственная и неповторимая. Так же с танком! Т-34 пока не имеет аналогов в мире: он - уникален, и скопировать его невозможно. Если же мы попробуем это сделать, мы сразу упремся в непрошибаемую стенку технических проблем, которые для Германии останутся неразрешимыми... А ваше мнение, Паулюс?

Я нашёл единственный недостаток, - сказал Паулюс. - Экипажу слишком тесно внутри танка, но русские очень любят обитать в тесноте коммунальных квартир, умудряясь всей семьей ночевать в одной комнатке... (Пикуль В.С. «Площадь павших борцов». - М.: Изд-во «Голос», 1996 (Часть первая. «Барбаросса». Глава 18. Первые кризисы), с. 158-161))

Даже после смерти, Михаил Ильич был назван "личным врагом" Гитлера. А его могилу сравняли с землёй, что бы стереть память о великом конструкторе.

Теперь, что говорят союзники капиталисты. Танк Т-34 идеальное соотношение как цена-качество. И действительно, сам танк имел литую башню, литой двигатель и многое что другое, что можно было быстро сделать и доставить на фронт. В ремонте танк также был не прихотлив, если конечно его не разрывало полностью от сдетанированного боекомплекта.

Вот такая короткая жизнь великого конструктора.

Похожие статьи

© 2024 liveps.ru. Домашние задания и готовые задачи по химии и биологии.