Церковь рождества богородицы на малой дмитровке. Храм успения пресвятой богородицы в путинках

Церковь Рождества Богородицы в Путинках является уникальным памятником архитектуры XVII века, это один из последних шатровых храмов, построенных на Руси. Церковь Рождества Богородицы в Путинках словно одета в каменное кружево и, конечно, служит настоящим украшением Малой Дмитровки, старинной улицы в центре Москвы.

Церковь Рождества Богородицы в Путинках расположена в историческом центре столицы . Она находится в том месте, рядом с которым когда-то стояли Тверские ворота Белого города (Тверские ворота являлись частью московской крепостной стены, разрушенной при Екатерине II).

Из истории

До сих пор нет единого мнения о происхождении названия «Путинки». Историки считают, что от Тверских ворот Белого города начинался путь в Тверь и Дмитров, и название «Путинки» происходит от слова «путь». Другие исследователи полагают, что это место назвали Путинкой, поскольку узкие переулки, как паутинка, расходились, от Тверских ворот.

Первая церковь Рождества Богородицы в Путинках была построена в 1625 году, это было деревянное строение, не простоявшее и четверть века. Храм сгорел в пожаре и на его месте в 1649 году начинается сооружение новой трех шатровой церкви Рождества Богородицы.

Средства на ее возведение собирали прихожане, но бо́льшую часть денег, 800 рублей, выделил из казны государь Алексей Михайлович. Работы велись три года, и в 1652 году строительство завершилось, а уже в следующем году патриарх Никон своим указом запретил сооружение шатровых храмов, считая их «неканоническими».

Первоначально церковь Рождества Богородицы в Путинках была трех шатровым храмом (прямоугольным в плане), включающим небольшую трапезную с западной стороны и шатровую колокольню. С севера был возведен придел в честь Рождества Богородицы, также с шатром.

Только в конце XVII века была сооружена трапезная с приделом в честь Святого мученика Феодора Тирона. Крыльцо с шатром с западной стороны было пристроено в XIX веке.

В 1935 году храм закрыли, его помещения заняли различные конторы, а затем здесь шли репетиции «Цирка на сцене». Долгие годы в церковном здании обучали цирковому искусству собак и обезьян.

В 1990 году храм возвратили Русской Православной церкви, настоятелем был назначен игумен Серафим (в миру Сергей Петрович Шлыков). Однако, в феврале 1991 года в своей московской квартире он был убит. Убийца до сих пор так и не найден. Первое богослужение в храме прошло спустя полгода в августе 1991 года.

Краткое описание

Церковь Рождества Богородицы на Малой Дмитровке выделяется прежде всего своими небольшими декоративными шатрами. Они венчают не только основной объем храма, но и его придел, и восьмигранную колокольню. Причем, мастера при оформлении шатров проявили большую фантазию - каждый шатер имеет свое декоративное убранство, а венчают их голубые главки, поставленные на небольшие барабаны. Основания барабанов и шатров опоясывают узорчатые кокошники.

Глядя на уникальное сооружение, Вы заметите, что его стены почти полностью покрыты замысловатой каменной резьбой.

Основной объем опоясан ложными закомарами с килевидными завершениями (в русской архитектуре закомара - это полукруглое или килевидное завершение наружного участка стены, повторяющее очертание свода). Под закомарами сооружен декоративный фриз - красочная композиция в виде горизонтальной полосы.

Особенно примечательно украшение шатра придела. Под его барабаном устроено три ряда кокошников. Звонница кажется ажурной, благодаря проемам в ярусе звона, так называемым «слухам».

Церковь Рождества Богородицы в Путинках - это один из красивейших старинных храмов, посвященных важному православному празднику, который отмечается 21 сентября (по новому стилю). Возрождение храма связано с именем актера Александра Абдулова.

С конца 80-х годов Александр Абдулов со своими друзьями проводил во дворе Московского государственного театра имени Ленинского комсомола благотворительный фестиваль “Задворки”, все средства от которого шли на реставрацию храма. И в итоге церковь Рождества Богородицы в Путинках (расположена рядом с Ленкомом) была полностью восстановлена. Здесь же в январе 2008 года состоялось отпевание одного из самых ярких, талантливых и красивых актеров российского кино.

В Храм Рождества Богородицы в Путинках

Нарядный белоснежный храм Рождества Богородицы в Путинках в стиле "русского узорочья" виден от самого начала Малой Дмитровки. После завершения строительства храма в 1653 году патриарх Никон издал запрет на строительство шатровых храмов на Руси. Таким образом, эта церковь оказалась последим шатровым каменным храмом в Москве. В настоящее время это и единственное сохранившееся старинное украшение Пушкинской площади, а ранее Страстной.

Шатровые храмы - особый архитектурный тип, появившийся и ставший распространённым в русском храмовом зодчестве. Каменные шатровые храмы появились на Руси в начале XVI века и не имеют аналогий в архитектуре других стран. Ярчайший пример роли шатра в русском узорочье - церковь Рождества Богородицы в Путинках в Москве.
1. Церковь Рождества Богородицы в Путинках, что на старом Посольском дворе, была построена в 1649-1652 годах. Строить новое каменное здание храма начали после пожара, уничтожившего предыдущую деревянную трёхшатровую церковь Рождества Богородицы 1625 года. Название Путинки слобода получила от расходящихся отсюда, от Тверских ворот Москвы старинных путей на Тверь и Дмитров. За храмом располагался путевой Посольский двор, а вокруг - дворы выходцев из Дмитровской слободы (нынешней Большой Дмитровской улицы), от которой получила название разросшаяся Малая Дмитровская слобода.

2. На строительство из государевой казны была выделена очень большая по тем временам сумма в 800 рублей и прислан кирпич для строительства. Строительство новой церкви велось, как это было со многими древнерусскими храмами, не по инженерным чертежам, а по рисункам, отчего композиция здания получилась динамичной и живописной.

3. Необычно в композиции храма то, что здание было рассчитано на обзор со всех четырех сторон. Разнообразно декоративное убранство всех частей храма - от шатров до нижних окон. На всех фасадах храма практически невозможно отыскать ровной поверхности - так он изукрашен разнообразной резьбой и каменным кружевом.

4. Самая заметная черта - маленькие декоративные шатры, венчающие и основной объем, и придел храма, и его колокольню. Шатры непохожи один на другой - маленькие шатры поставлены на стройные изукрашенные барабаны и увенчаны луковичными главками на барабанах меньшего размера. Основания всех шатров и барабанов, на которые они опираются, окружены рядами кокошников, перекликающихся по форме между собой. Сами барабаны основного объема опоясаны аркатурой с остроконечными завершениями. Маленькие барабанчики под главками также опоясаны кокошниками.

5. По краю основной объем украшен рядом ложных закомар с килевидными завершениями, а под закомарами проведен широкий резной фриз. Еще более замечателен декор шатра на приделе. Его световой барабан ýже, чем сам шатер, основание которого как бы вынесено за пределы барабана, прорезанного к тому же узкими высокими оконцами, а под барабаном высится горка кокошников в три яруса.

6. Красивая восьмигранная колокольня с резными проемами яруса звона кажется еще более легкой и ажурной благодаря ряду отверстий-"слухов" в шатре. На колокольне в числе колоколов находился один работы знаменитого мастера Ивана Моторина 1715 года.

7. Пристроенная в конце XVII века широкая трапезная с приделом Феодора Тирона украшена уже более скромно, в стиле барокко, а не узорочья. Тогда же была сооружена сторожка с ходом на колокольню. В 1864 году выстроили новое западное крыльцо с шатром на узком барабане, близкое по виду к остальным шатрам. Это крыльцо было разобрано в ходе реставрации 1957 года и заменено новым, стилизованным под XVII век. Внутри храма сохранились фрагменты старинных росписей XVII века.

8. После революции храм закрыли не сразу, а только в 1935 году. В 1930-х годах там служила братия Высокопетровского монастыря. Сначала после закрытия в нём устроили конторские помещения, потом репетиционный зал московской дирекции "Цирк на сцене".

9. В 1990 году было принято решение о передаче храма верующим. Большой вклад в его восстановление внёс театр им. Ленинского комсомола, в котором по инициативе Александра Абдулова с конца 1980-х годов проходил фестиваль "Задворки", средства от которого направлялись на восстановление Храма Рождества Богородицы.

Эта церковь, расположенная в начале Малой Дмитровки, – последняя в своем роде. С ее возведением кончилась целая архитектурная эпоха в храмовом зодчестве России, а в ХХ веке она осталась и вовсе единственной в Москве, имеющей завершение в виде трех шатров. Строительство обошлось местным жителям в весьма внушительную сумму.

В этой части улицы находился Посольский двор с путевым дворцом, где останавливались направлявшиеся в Кремль иностранные послы. Отсюда и старое название всей местности – «Путинки». Деревянная церковь во имя Рождества Богородицы упоминается впервые в 1625 году, есть версия, что уже тогда она была трехшатровой. В 1648 году храм сгорел, через год было заложено новое каменное здание. Местные жители вместе с причтом через находившегося тогда в Москве Иерусалимского патриарха Паисия просили у царя Алексея Михайловича камень для строительства и денег на работы. Казна выделила материалы и 300 рублей. Этой суммы не хватило, и после повторного обращения прихожане получили еще 400 рублей. Денег снова оказалось недостаточно, в 1652 году было выдано дополнительно 100 рублей. В результате церковь обошлась в 800 рублей, немыслимую сумму для середины XVII века. Но и храм был выстроен необычный.

Важной архитектурной особенностью церкви Рождества Богородицы в Путинках является ее бесфасадность: здесь нет одного ярко выраженного основного фасада, ее можно рассматривать с любой точки, со всех сторон она богато декорирована. Ее структура также нетривиальна: четверик вытянут с севера на юг (а не с запада на восток), колокольня поставлена не с запада, как обычно, а с северо-востока, рядом с тремя шатрами основной части, поставленными в ряд. Эти шатры не открыты изнутри, как делалось первоначально в шатровых храмах, а надстроены поверх сводов церкви и несут исключительно декоративную функцию. То же можно сказать и о четвертом шатре, венчающем придел Неопалимой Купины, возведенный с севера в виде отдельного куба. Основания всех барабанов и поставленных на них шатров окружены большими и малыми кокошниками.

Церковь Рождества Богородицы освятили в 1652 году, а уже в следующем году патриарх Никон запретил строительство каменных шатровых церквей в России, отдав предпочтение пятикупольным. Впрочем, для зодчих была оставлена небольшая «лазейка»: так как в указе ничего не говорилось о колокольнях, то их продолжали строить шатровыми вплоть до начала XVIII в. Так церковь на Малой Дмитровке стала последним шатровым храмом Москвы.

В конце XVII в. с юго-запада была расширена трапезная с приделом великомученика Феодора Тирона, получившая более скромный декор по сравнению с основной частью. Еще одно изменение произошло в 1864 году, когда к визиту императора Александра II с запада пристроили новое закрытое крыльцо, увенчанное шатриком в стилистике основного храма. В 1911 году с юга был выстроен доходный дом, частично перекрывший вид на церковь.

В советскую эпоху другие московские храмы подобной архитектуры середины XVII в. были либо вовсе уничтожены, либо утратили свои завершения. Здание храма Рождества Богородицы в Путинках, несмотря на прекращение богослужений после 1935 года, не было перестроено, сохранив декор фасадов. Лишь крыльцо во время реставрации 1957 г. было снова переделано: оно стало открытым и теперь напоминало вход в палаты XVII в. Внутренне убранство оказалось уничтожено, в церкви долгие годы находилась репетиционная база московской дирекции «Цирк на сцене».

В 1990 году храм вернули верующим, большую помощь в его восстановлении оказал актер Александр Абдулов. Именно здесь 5 января 2008 года прошло его отпевание. Церковь имеет статус патриаршего подворья.

Церковь Рождества Богородицы в Путинках – один из немногих не разрушенных до наших дней шатровых храмов. Он выдержал испытание временем, французским нашествием, московскими пожарами и гонениями советской власти. Более 50 лет у северо-западного въезда в российскую столицу сооружение встречало иностранных послов и путешественников, которые останавливались в расположенном рядом посольском дворе. Некогда Путинки были окраинной слободой, с тех пор Москва значительно разрослась и сейчас стройное, изящное здание отлично украшает одну из улиц исторического центра Москвы.

Благодаря удобному расположению, церковь, посвященную Рождеству Богоматери, посещают жители и гости первопрестольной в религиозные праздники, выходные дни и просто во время прогулок по центру города.

Вконтакте

Описание и месторасположение

Храм в Путинках, посвященный Рождеству Божьей Матери, возведен и оформлен в традиционном стиле русского узорочья. Он был закончен всего за год до реформирования системы богословия патриархом Никоном и наложения запрета на строительство религиозных сооружений шатрового типа.

Церковь Рождества Богородицы в Путинках – уникальный образец архитектуры . Во многих чертах она не похожа на другие религиозные сооружения XVI-XVIII веков. Так, главного фасада в здании нет. С любой стороны он выглядит очень красиво и богато. При осмотре сооружения ни одна деталь не выдается наружу и не выделяется.

Четверик в здании протянулся не с запада на восток (как это сделано в большинстве церквей), а с севера на юг. Колокольня расположена не западнее, а северо-восточнее основной части храма, рядом с тремя шатрами. Каждый из них сделан из дерева, имеет небольшой (до 3 метров) диаметр, изнутри закрыт и является только декоративным украшением.

Четвертый шатер, который построен севернее основной тройки в виде отдельного куба, прикрывает придел Неопалимой Купины. Все барабаны шатров обведены тремя ярусами больших и малых кокошников. Основной объем церкви украшают ложные закомары, под которыми сделан резной фриз.

Обратите внимание: церковь Рождества Богородицы в Путинках находится в Тверском районе Москвы, в самом начале улицы Малой Дмитровки, в доме под номером 2. Расстояние до Кремля составляет 2 км, до 3-х станций метро, сооруженных под Пушкинской площадью, – 100-150 метров. GPS-координаты здания: 55.76705, 37.60687.

Колокольня церкви построена в виде восьмигранника. В ее шатре сделано множество отверстий-слухов, которые вместе с большими резными окнами делают эту часть храма легкой и ажурной. Всего на ней подвешено 9 звонов. Ежедневно используется 1-2 из них. Остальные применяются только по большим церковным праздникам.

История храма

Исток московского храмового зодчества отделен от нас веками: первый храм возле Тверских ворот Москвы был построен в 1625 году из дерева.

Причиной для начала работ по сооружению здания послужил пожар. Огонь уничтожил старый храм Рождества Богородицы дотла.

Возведение новой церкви окончилось в 1652 году. Тогда же состоялось ее освящение.

Интересный факт: строительство велось на средства, отпущенные из казны царем Алексеем Михайловичем. Всего царь дал на создание молельни 800 рублей. Из них 400 на начало работ, 300 на их продолжение и 100 на завершение.

Ходатайствовал о выделении денег на храм патриарх Иерусалимский Паисий. Также от правителя земли русской поступали камень, известь и другие материалы. Небольшую часть необходимых для сооружения средств пожертвовали прихожане.

Феодор Тирон

В конце XVII века к зданию были пристроены большая зала для трапез и комната в честь Феодора Тирона, оформленные в стиле барокко. В этих сооружениях жили и питались монахи и церковные служки. В то же время была воздвигнута комната для сторожей и вход на звонницу. В 1715 году, во время одного из ремонтов, на последней был повешен колокол известного мастера Ивана Моторина, который отливал огромные звоны для храмов Киева и Санкт-Петербурга. В 1781 сооружение было окружено металлическим забором (до наших дней не сохранился).

В 1812 году, при знаменитом пожаре, храм уцелел и не получил никаких повреждений. В 1864 возле западной стены молельни было построено небольшое крыльцо. В 1897 церковь была отреставрирована. Руководителем обновления выступил архитектор Н.Н. Султанов. В 1911 году возле храма был сооружен жилой дом, который заслонил вид на шатры и колокольни с юга.

С 1918 до 1938 года церковь Рождества Богородицы была открыта для прихожан. С начала 30-х годов религиозные обряды и службы в сооружении проводили монахи Высокопетровского монастыря. В июне 1935 в храме прошло рукоположение монаха Алексия (настоятеля) в епископа Каширского. Позже этот священник стал епископом Алма-Атинским и Казахстанским.

Богослужения в храме были прекращены в конце 1935 года. Окончательно молельня была закрыта советскими властями Москвы в 1938. После прекращения религиозной деятельности в здании молельни размещалось несколько контор и складов.

В 1957 году под руководством архитектора Н. Н. Свешникова и при участии члена-корреспондента Академии архитектуры Д. П. Сухова в храме проводились реставрационные работы. Во время их осуществления крыльцо, выстроенное в 1864 году, было разрушено, а на его месте возведено новое, стилизованное под период начала строительства храма — середину XVII века. С этой паперти открыт выход на Малую Дмитровку.

Важно знать : известно, что Советская власть стремилась уничтожить и осквернить всякую святыню. Так, в 70-е годы прошлого века, сооружение было передано московскому отделению «Цирка на сцене» и вплоть до лета 1990 служило репетиционной базой этой организации. Оно использовалось для тренировок с участием собак.

2 января 1990 года состоялась передача храма служителям православной церкви. Ранним утром 2 февраля 1991 первый настоятель – 33-летний игумен Серафим был зверски убит ударом тупого предмета в голову в собственной квартире. Для совершения богослужений и православных обрядов и треб здание было открыто в августе 1991 года.

С конца восьмидесятых годов Александр Абдулов, известный российский актёр, активно жертвовал на восстановление сооружения . Он инициировал создание и организацию фестиваля «Задворки». Все деньги, полученные от этого мероприятия, шли на ремонт здания. Сборы от картины «Задворки-3» были потрачены на оплату работ по реконструкции. После смерти Александра Абдулова, 5 января 2008 года, в церкви прошло его отпевание, на котором присутствовало несколько десятков известных актеров, музыкантов, певцов.

Современное состояние

Сейчас храм восстановлен и отремонтирован. Его внешний вид соответствует экстерьеру конца XVII века. Стены и барабаны шатров покрыты штукатуркой и побелены, крыша окрашена в темно-зеленый, а купола – в темно-синий цвет. Большая часть росписей внутри церкви современные, но несколько ликов сохранилось с XVII века. На стенах расположены иконы. Возле них установлены подсвечники. Доступ прихожан в церковь осуществляется через накрытое шатром крыльцо с улицы Малая Дмитровка. Одновременно сооружение может вместить не более 2000 человек.

Освещение внутренних помещений храма обеспечивают несколько люстр, которые подвешены на высоте 4-6 метров. Внешний вид Богородичной церкви ночью подчеркивают желтые лампы, установленные в оконцах колокольни, и синие фонари, закрепленные у оснований куполов.

Организационно храм входит в Московский патриархат как приходская церковь. За сооружением закреплен статус патриаршего подворья. Его здание состоит в реестре объектов культурного наследия Российской Федерации под № 7710206000. При церкви работает воскресная школа. Возле здания открыты автомобильная парковка и киоск монастырской выпечки.

Информация для паломников и туристов

  • Как добраться

Добраться до церкви Рождества Пресвятой Богородицы можно с помощью подземных электричек:

  • Серпуховско-Тимирязевской (серой) линии (станция «Чеховская»);
  • Таганско-Краснопресненской (фиолетовой) ветки (станция «Пушкинская»);
  • Замоскворецкой (темно-зеленой) линии (станция «Охотный ряд»).

Адрес: ул. М. Дмитровка, 4

Что на старом Посольском дворе, была заложена в 1649г. и закончена в 1652г. Строить новое каменное здание храма начали после пожара, уничтожившего предыдущую деревянную церковь Рождества Богородицы. Деревянный трехшатровый храм был построен в Путинках в 1625г. Слобода получила свое название от расходящихся отсюда, от Тверских ворот Москвы старинных путей на Тверь и Дмитров. Еще есть предположение, что слово «Путинки» образовалось от «Паутинки» – тесного и причудливого переплетения узеньких переулков у Тверских ворот. За храмом располагался путевой Посольский двор, а вокруг – дворы выходцев из Дмитровской слободы (нынешней Большой Дмитровской улицы), от которой получила название быстро разросшаяся Малая Дмитровская слобода.

После пожара деревянной церкви здесь был выстроен великолепный трехшатровый каменный храм Рождества Пресвятой Богородицы, на который из государевой казны была выделена очень большая по тем временам сумма в 800 рублей и прислан кирпич для строительства. Средства выделялись постепенно: сначала по просьбе прихожан и ходатайству Иерусалимского Патриарха Паисия из казны выдали 300 рублей, потом, когда денег не хватило, добавили еще бóльшую сумму – 400 рублей, и напоследок, под конец работ, были отпущены еще 100 рублей. Остальные средства собирались прихожанами.

Строительство новой церкви велось, как это было со многими древнерусскими храмами, не по инженерным чертежам, а по рисункам, отчего композиция здания получилась очень динамичной и живописной. Самая заметная черта – маленькие декоративные шатры, венчающие и основной объем, и придел храма, и его колокольню. Первоначально был построен только основной объем с тремя шатрами – небольшое прямоугольное в плане здание с маленькой трапезной, северным приделом Иконы Божией Матери «Неопалимая купина» (также увенчанным шатром) и шатровой колокольней. Необычно в композиции храма то, что здание рассчитано на обзор со всех четырех сторон; даже апсиды практически скрыты в прямоугольнике и почти не выдаются наружу. Необычайно красиво декоративное убранство всех частей храма – от шатров до нижних окон. Самая заметная часть – шатры – непохожи один на другой, строители проявили в их декоре богатейшую фантазию и изобретательность. Маленькие шатры поставлены на стройные изукрашенные барабаны и увенчаны луковичными главками на барабанах меньшего размера. Основания всех шатров и барабанов, на которые они опираются, окружены рядами кокошников, перекликающихся по форме между собой. Сами барабаны основного объема опоясаны аркатурой с остроконечными завершениями. Маленькие барабанчики под главками также опоясаны кокошниками. По краю основной объем украшен рядом ложных закомар с килевидными завершениями, а под закомарами проведен широкий резной фриз. Еще более замечателен декор шатра на приделе. Его световой барабан ýже, чем сам шатер, основание которого как бы вынесено за пределы барабана, прорезанного к тому же узкими высокими оконцами, а под барабаном высится «огненная» горка кокошников в три яруса.

Красивая восьмигранная колокольня с резными проемами яруса звона кажется еще более легкой и ажурной благодаря ряду отверстий-«слухов» в шатре. На колокольне в числе колоколов находился один работы знаменитого мастера Ивана Моторина 1715 года.

На всех фасадах храма практически невозможно отыскать ровной поверхности – так он изукрашен разнообразной резьбой и каменным кружевом.

После завершения строительства храма, в 1653г., патриарх Никон издал запрет на строительство шатровых храмов на Руси. Таким образом, церковь Рождества Богородицы в Путинках оказалась последим шатровым каменным храмом в Москве.

Пристроенная в конце XVII века широкая трапезная с приделом Феодора Тирона украшена уже более скромно, в стиле барокко, а не узорочья. Тогда же была сооружена сторожка с ходом на колокольню. В 1864г. выстроили новое западное крыльцо с шатром на узком барабане, близкое по виду к остальным шатрам. Это крыльцо было разобрано в ходе реставрации 1957г. и заменено новым, стилизованным под XVII век. Внутри храма сохранились фрагменты старинных росписей XVII века.

После революции храм закрыли не сразу, а только в 1935г. В 1930-х гг. там служила братия Высокопетровского монастыря. Сначала после закрытия в нем устроили конторские помещения, потом репетиционный зал московской дирекции «Цирк на сцене». В 1990г. было принято решение о передаче храма верующим. Сейчас храм полностью отреставрирован, при нем открыта воскресная школа. Стройное изящное храмовое здание, видное от самого начала Малой Дмитровки, необычайно хорошо смотрится, хотя теперь и не со всех четырех сторон, как было первоначально, и является лучшим украшением одной из старинных улиц исторического центра Москвы.

Похожие статьи

© 2024 liveps.ru. Домашние задания и готовые задачи по химии и биологии.