Конспект на тему периодическая система менделеева. "Периодический закон и периодическая система химических элементов Д

Урок химии

в 9 классе по теме:

«Периодический закон и периодическая система Д.И.Менделеева»

Выполнила: учитель химии, биологии

Коршунова Светлана Валерьевна

п. Голыщманово 2015

Тема: Периодический закон и периодическая система Д.И.Менделеева


Цель: Дать учащимся представление о законе Д.И.Менделеева и о структуре его периодической системы, выявить значение этого закона для развития химии и понимания научной картины мира в целом.
Задачи: Образовательные.
Сформировать знания о периодическом законе и периодической системе Д.И.Менделеева.
Научить учащихся работать с периодической системой (уметь определять положение элемента в периодической системе, свойства элемента в зависимости от положения его в периодической системе).
Продолжить формирование умений работать с учебником, тетрадью.Развивающие.
Развивать наблюдательность, память (при изучении физического смысла периодического закона и графического его отображения).
Развивать умение сравнивать (например, сравнение свойств элементов в зависимости от их положения в периодической системе).
Научить учащихся обобщать и делать выводы.Воспитательные.
Продолжить формирование мировоззрения учащихся на основе представлений о значении закона Д.И.Менделеева.Тип урока: изучение нового материала
Форма урока: работа с информационным текстом
Методы: 1. Перцептивный аспект (аспект восприятия): наглядно – практические методы.
2. Логический аспект (мыслительные операции при подаче и усвоении учебного материала); дедуктивные методы(от общего к частному); систематизация знаний.
3. гностический аспект(познание); эвристические(частично – поисковый) метод.
4. Управленческий аспект (степень самостоятельности ученика); самостоятельная учебная деятельность. Каналы общения : ученик – литературный источник; ученик – ученик; ученик – учитель.
Оборудование: система химических элементов Д. И. Менделеева, презентация по теме урока.

Ход урока:

Эпиграф на доске. «Периодическому закону будущее не грозит разрушением, а только надстройка и развитие обещаются» (Д.И.Менделеев)


Этапы урока Всем учащимся раздаётся текст в котором они должны постараться найти ответы на поставленные ими же самими вопросы. На работу с текстом отводится примерно 15 минут, после чего учитель возвращается к вопросам, записанным на доске и просит ребят ответить на них. (приложение)Затем ребятам даётся задание составить новый рассказ, но уже на основе прочитанного. Заслушать можно только один ответ, а ребятам предложить дополнить его.Контрольное тестирование.Учащиеся самостоятельно 5–7 мин отвечают на тестовые задания, которые заранее напечатаны и розданы каждому на стол.1. К щелочным металлам относятся элементы:
а) Na; б) Al; в) Ca; г) Li.2. Натрий хранят под слоем:
а) керосина; б) воды; в) песка; г) бензина.3. Самый активный среди элементов:
а) Li; б) Na; в) Сs; г) K.4. Среда, характерная для раствора NaOH:
а) кислая; б) щелочная; в) нейтральная.5. Установите соответствие:

Щелочной металл

6. Установите соответствие:

Оксид

7. К галогенам относятся:
а) Сl; б) Mn; в) Вr; г) Re.8. Выберите среду, характерную для водного раствора НСl:
а) щелочная; б) кислая; в) нейтральная.9. В основу классификации элементов Д.И.Менделеев положил:
а) массу; б) плотность; в) температуру.10. Допишите предложение:
«Д.И.Менделеев расположил элементы в порядке…»11. В перечне химических элементов Al, P, Na, C, Cu больше:
а) металлов; б) неметаллов.12. Малые периоды – это:
а) 1; б) 2; в) 5; г) 7.13. В главную подгруппу I группы входят:
а) Nа; б) Сu; в) K; г) Li.14. В главной подгруппе с уменьшением порядкового номера металлические свойства:
а) усиливаются; б) ослабевают; в) не меняются.Тем ученикам, которые активно работали при проверке тестов и правильно на них ответили, выставляются высокие оценки.

Периодический закон и периодическая система Д.И. Менделеева


Дмитрий Менделеев родился 8 февраля 1834 года в Тобольске в семье директора гимназии и попечителя народных училищ Тобольской губернии Ивана Павловича Менделеева и Марии Дмитриевны Менделеевой, урожденной Корнильевой.
Осенью 1841 года Митя поступил в Тобольскую гимназию.
Закончив в родном городе гимназию, Дмитрий Иванович поступил в Санкт-Петербурге в главный педагогический институт, после окончания которого с золотой медалью уехал на два года в научную командировку за границу. После возвращения его пригласили в Петербургский университет. Приступая к чтению лекций по химии, Менделеев не нашел ничего, что можно было бы рекомендовать студентам в качестве учебного пособия. И он решил написать новую книгу – «Основы химии». Открытию периодического закона предшествовало 15 лет напряженной работы. Ко времени открытия периодического закона было известно 63 химических элемента, существовало около 50 различных классификаций. Большинство ученых сравнивали между собой только сходные по свойствам элементы, поэтому не смогли открыть закон. Менделеев же сравнивал между собой все, в том числе и несходные элементы. В качестве главной характеристики атома при построении периодической системы была принята его атомная масса. Д. И. Менделеев обнаружил периодическое изменение свойств элементов с изменением значений их атомных масс, сравнивая между собой несходные естественные группы элементов. В то время были известны, такие группы элементов, как, например, галогены, щелочные и щелочноземельные металлы. Менделеев следующим образом выписал и сопоставил элементы этих групп, расположив их в порядке возрастания значений атомной массы. Все это дало возможность Д. И.Менделееву открытый им закон назвать «законом периодичности» и сформулировать следующим образом: «свойства простых тел, а также формы и свойства соединений элементов находятся в периодической зависимости (или, выражаясь алгебраически, образуют периодическую функцию) от величины атомных весов элементов. В соответствие этому закону и составлена периодическая система элементов», которая объективно отражает периодический закон. Весь ряд элементов, расположенных в порядке возрастания атомных масс, Д. И. Менделеев разбивает на периоды. Внутри каждого периода закономерно изменяются свойства элементов (например, от щелочного металла до галогена). Размещая периоды так, чтобы выделить сходные элементы, Д. И. Менделеев создал периодическую систему химических элементов. При этом у ряда элементов, были исправлены атомные массы, а для 29 еще не открытых элементов оставлены пустые места (прочерки).
Периодическая система элементов является графическим (табличным) изображением периодического закона
Дата открытия закона и создания первого варианта периодической системы - 1 марта 1869 г. Над усовершенствованием периодической системы элементов Д. И. Менделеев работал до конца жизни.
В настоящее время известно более 500 вариантов изображения периодической системы; это различные формы передачи периодического закона.
В периодической системе по горизонтали имеется 7 периодов (обозначены римскими цифрами), из них I, II и III называются малыми, а IV, V, VI и VII - большими. Все элементы периодической системы пронумерованы в том порядке, в каком они следуют друг за другом. Номера элементов называются порядковыми или атомными номерами .
В периодической системе по вертикали расположены восемь групп (обозначены римскими цифрами). Номер группы связан со степенью окисления элементов, проявляемой ими в соединениях. Как правило, высшая положительная степень окисления элементов равна номеру группы. Исключением являются фтор - его степень окисления равна -1; медь, серебро, золото проявляют степень окисления +1, +2 и +3; из элементов VIII группы степень окисления +8 известна только для осмия, рутения и ксенона.
Каждая группа делится на две подгруппы - главную и побочную , что в периодической системе подчеркивается смещением одних вправо, а других влево.
Свойства элементов в подгруппах закономерно изменяются: сверху вниз усиливаются металлические свойства и ослабевают неметаллические. Очевидно, металлические свойства наиболее сильно выражены у франция, затем у цезия; неметаллические - у фтора, затем - у кислорода.

Иркутская область

Киренский район

МКОУ «сош с.Макарово»

2014 у.г.

Учитель: Козлова Т.И.

Химия. 8 класс.

Тема урока: Периодическая система Д.И. Менделеева

Цель урока: формирование знаний о структуре периодической системы и её роли в мировом химическом сообществе.

Задачи урока:

    изучить строение п.с.х.э.

    показать значимость п.с.х.э. при изучении химии;

    познакомиться с современными вариантами периодических систем;

    доказать, что п.с.х.э. является великим открытием русской науки, в лице Д.И. Менделеева;

    формировать умения и навыки пользования таблицей, для извлечения, заложенной в ней информации;

Базовые понятия темы: — Д.И. Менделеев

— периодическая система

— периоды (малые и большие)

— группы(главные и побочные)

— варианты п.с.х.э.:

а) короткий вариант

б) полудлинный вариант

в) длинный вариант

Тип урока: комбинированный

Оборудование: портрет Д.И Менделеева, учебники химии 8кл., 11 кл. (Г.Е. Рудзитис); настенная п.с.х.э. Д.И.Менделеева; мультимедийное учебное пособие по химии (8кл).

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний:

Информация: к моменту открытия периодического закона (1896г. XIX в.) было известно 63 химических элементов. Изучив их особенности, Д.И. Менделеев сформулировал закон.

— эксспрес-опрос: сформулируйте периодический закон Д.И. Менделеева

3. Формулируем тему урока, цель, задачи

Задание: продолжите предложение: «Периодический закон стал базой для………»

Поэтому за темой урока «Периодический закон Д.И. Менделеева», должна следовать тема « ?» (называют учащиеся)

— ?: Попробуйте обозначить задачи и цели данного урока

4. Усвоение новых знаний:

Работа с тестом учебника § 36 Задача: заполнить таблицу, ответив на поставленные вопросы (таблица прилагается, см. стр. 5)

Вопрос

Ответ

2. Цель создания п.с.х.э.

Классификация химических элементов, согласно их свойствам.

3. Какова структура п.с.х.э?

П.с.х.э. состоит из горизонтальных рядов (периодов) и вертикальных столбцов (групп), пересечения которых образуют ячейки. Каждая ячейка соответствует определённому химическому элементу и имеет №/п.

4. Дайте описание периодам.

В таблице семь периодов. Различают малые (1,2,3) периоды. Они содержат не более 8 химических элементов.

Большие периоды (4,5,6,7) от 18 и более химических элементов. Седьмой период не завершён. До сих пор, периодически поступает информация об открытии новых химических элементов. На данный момент, открыто 118 химических элементов.

Любой период (кроме первого) начинается щелочным металлом и заканчивается благородным газом. № периода указывает на число энергетических уровней в атоме. В периоде слева на право металлические свойства х.э. ослабевают, а неметаллические – усиливаются.

6. Дайте описание группам.

В таблице 8 групп, обозначенных римскими цифрами. Каждая группа делится на две подгруппы: главную (А) и побочную (Б). Главная (А) подгруппа объединяет х.э. как малых, так и больших периодов. Побочная (Б) подгруппа содержит х.э. только больших периодов.

группы указывает на высшую валентность х.э., а также количество электронов на внешнем энергетическом уровне. В А- группе сверху в низ усиливаются металлические свойства х.э., а неметаллические ослабевают. В Б-группах такая закономерность соблюдается не всегда.

Все химические элементы расположены в периодической системе в порядке возрастания атомных весов, но есть исключения:

аргон — калий; кобальт – никель; теллур – иод.

9. Почему п.с.х.э. является великим открытием русской науки, в лице Д.И. Менделеева;

Периодическая закономерность, которая прослеживается в п.с.х.э. позволяет предсказать свойства не только химических элементов, но и образуемых ими простых и сложных веществ. Кроме того, она позволяет предсказать существование неизвестных химических элементов:

экабор – скандий;

экасилиций — германий

экаалюминий – галлий

Данная таблица является триумфом русской науки. Химическая наука использует её уже 145 лет. Поэтому п.с.х.э. по праву считается фундаментальной.

Вывод:

5. Первичная проверка правильности понимания нового материала, коррекция знаний (беседа по изученным вопросам, с использованием мультимедийного учебного пособия: Химия 8кл).

6. Рефлексия (тестирование , с использованием мультимедийного учебного пособия)

7. Подведение итогов урока.

8. Д/З § 36 с.125 №4

Тема урока:

Цели урока:

Знаю

Вопрос

Ответ

Знаю

1. Кто и когда создал периодическую систему химических элементов?

2. Цель создания п.с.х.э.

3. Какова структура п.с.х.э?

4. Дайте описание периодам.

5. Какую информацию несут периоды?

6. Дайте описание группам.

7. Какую информацию несут группы?

8. Какое несоответствие с периодическим законом Менделеева вы увидели в п.с.х.э.

9. Почему п.с.х.э. является великим открытием русской науки, в лице Д.И. Менделеева;

Вывод: сегодня на уроке я понял(а)

Внимание! Администрация сайта сайт не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.

Пояснительная записка

Данный урок проводится в основном курсе средней школы для обучающихся 8 класса в 1 полугодии.

Актуальность разработки урока на основе использования ресурса web-сайта «Самая необычная Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева» продиктована требованием ФГОС нового поколения, применением ИКТ-технологий, предусмотренных профессиональным стандартом педагога, включающим информационные умения учителя.

Практическая значимость разработки данной модели урока заключается в развитии ряда ключевых компетентностей, необходимых для целостности изучаемого курса химии.

Используемый web-сайт «Самая необычная Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева» является образовательным продуктом, разработанным моими учениками в 2013 году. Основной педагогической задачей данного ресурса является создание простой для пользователя интерактивной модели Периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева.

На данном уроке используются разнообразные формы и методы работы, цель которых развивать у обучающихся умения анализировать, сравнивать, наблюдать, делать выводы. В процессе урока учитель задает вопросы, возможные ответы на них выделяются в тексте курсивом. Материал урока соответствует программе, органично связан с предыдущими занятиями.

Эмоциональную окраску урока усиливает не только применение интерактивной Периодической системы, но и использование презентации с различными иллюстрациями, выполненной обучающимся, а также демонстрация собственных вариантов проекта «Моя таблица Менделеева», включение забавной песенки Тома Лерера.

У меня современный кабинет химии, в котором есть мультимедийный компьютерный класс. При наличии такой лаборатории на каждом рабочем столе есть ноутбук. Это позволяет максимально упростить работу на уроке для учеников, а для учителя – отследить ход выполнения заданий в парах на каждом рабочем месте.

Оценивание деятельности обучающихся . Количество оценок за описанный урок минимально: оцениваются только выступление ученика об открытии Периодического закона и отдельные участники урока, правильно ответившие на вопросы викторины, участвующие в оформлении таблицы в конце урока.

Проверить эффективность усвоенных знаний можно будет на следующем уроке, когда учащиеся сдадут домашнее задание – проект «Моя таблица Менделеева». Основная цель создания проекта: показать обучающимся, как фактически могло произойти открытие Периодического закона (вопреки сложившемуся мнению о том, что таблица Дмитрию Ивановичу приснилась), прочувствовать сложность классификации объектов.

Основные критерии оценивания таблиц могут быть такие:

  • Актуальность темы («химизм» создания таблицы, т.е. классификация химических понятий или веществ, биографий ученых, химиков-лауреатов Нобелевской премии разных лет и т.д.). Если ученик не может найти в предмете «Химия» объектов для классификации, он может обратиться к другим источникам, т.е. классифицировать и сопоставлять, например, города по численности населения и различным странам. При этом в «периоде» может быть страна, а в «группе» располагаются города по увеличению численности населения. Каждый «элемент» таблицы ученика должен иметь название, цифру, обозначающую численность населения, обозначаться символом. Например, в таблице городов предложен город Ростов-на-Дону. Символом его может быть Ro . Если встречаются несколько городов, начинающиеся на одну и ту же букву, то следует к заглавной букве добавлять следующую. Допустим, есть два города на букву «р»: Ростов-на-Дону и Ровно. Тогда для Ростова-на-Дону будет вариант Ro , а для города Ровно –Rb .
  • Оформление работы. Работа может иметь вариант рукописного оформления, набрана в Word или Excel (работы 2013 г.). Размер таблицы я не ограничиваю. Но предпочитаю формат А4. В моей картотеке таблиц есть, например, вариант, состоящий из двух листов ватмана. Работа обязательно должна быть красочной, иногда содержит картинки или фотографии. Аккуратность приветствуется.
  • Оригинальность работы.
  • Аннотация к работе включает следующие параметры: название работы, обоснованность принципа расположения выбранных «элементов». Ученик может также аргументировать цветовую палитру своей таблицы.
  • Презентабельность работы. Каждый ученик защищает свой проект, для чего я предусматриваю в программе 1 урок (это никак не нарушает изложению программного материала по химии, т.к. в конце года программа предусматривает до 6 уроков, отведенных на повторение курса через изучение биографий разных ученых, рассказы о веществах и явлениях).

Оценку периодической системе учащихся даю не только я. К обсуждению работ привлекаются старшеклассники, а также мои выпускники, которые могут оказывать практическую помощь восьмиклассникам при оформлении своей работы.

Ход оценивания работ обучающихся . Я и эксперты заполняем специальные листы, в которых проставляем оценки по заданным выше критериям по трехбалльной шкале: «5» - полное соответствие критерию; «3» - частичное соответствие критерию; «1» - полное несоответствие критерию. Затем баллы суммируются и выставляются обычные оценки в журнал. За этот вид деятельности ученик может получить несколько оценок. За каждый пункт критерия или только одну – суммарную. Неудовлетворительных отметок я не выставляю. В работе принимает участие ВЕСЬ класс.

Предложенный вид творческой работы предусматривает предварительную подготовку, поэтому учащиеся заранее получают задание на «создание своей системы». В этом случае я не объясняю принцип построения системы-оригинала, ребятам предстоит самостоятельно разобраться, как Дмитрий Иванович располагал известные в то время элементы, какими принципами руководствовался.

Оценка проекта обучающихся 8 класса «Моя таблица Менделеева»

Критерии

Оценка учителя

Оценка ученика

Суммарная оценка

Актуальность темы

Оформление работы

Оригинальность работы

Аннотация к работе

Презентабельность работы

Итоговая оценка

Основные понятия, используемые на уроке

  1. Атомная масса
  2. Вещество
  3. Группа (главная и побочная подгруппа)
  4. Металлы/неметаллы
  5. Оксиды (характеристика оксидов)
  6. Период
  7. Периодичность
  8. Периодический закон
  9. Радиус атома
  10. Свойства химического элемента
  11. Система
  12. Таблица
  13. Физический смысл основных величин Периодической системы
  14. Химический элемент

Цель урока

Изучить Периодический закон и структуру Периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева.

Задачи урока

  1. Образовательная:
  • Анализ базы данных о химических элементах;
  • Научить видеть единство природы и общих законов ее развития.
  • Сформировать понятие «периодичность».
  • Изучить структуру Периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева.
  1. Развивающая: Создать условия для развития у учащихся ключевых компетентностей: Информационной (извлечение первичной информации);Личностные (самоконтроль и самооценка);Познавательные (умение структурировать знания, умение выделять существенные характеристики объектов);Коммуникативной (продуктивная групповая коммуникация).
  2. Воспитывающая:способствовать развитию интеллектуальных ресурсов личности через самостоятельную работу с дополнительной литературой, интернет-технологиями; воспитание положительной мотивации обучения, правильной самооценки; умение общаться в коллективе, группе, строить диалог.

Тип урока

Урок изучения нового материала.

Технологии

ИКТ-технология, элементы технологии критического мышления , элементы технологии на основе эмоционально-образного восприятия.

Ожидаемые образовательные результаты

  • Личностные: формирование готовности учащихся к самообразованию на основе мотивации к обучению; формирование готовности к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории обучения с помощью составления плана работы на уроке; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с одноклассниками через парную работу.
  • Метапредметные: формирование умения самостоятельно определять цели своего обучения и развитие мотива своей познавательной деятельности через целеполагание на уроке; формирование умения вести диалог.
  • Предметные: формирование первоначальных систематических представлений о Периодическом законе и Периодической системе элементов Д.И. Менделеева, явлении периодичности.

Формы обучения

Индивидуальная работа учащихся, работа в парах, фронтальная работа учителя с классом.

Средства обучения

Диалог, раздаточный материал, задание учителя, опыт взаимодействия с другими.

Этапы работы

  1. Организационный момент.
  2. Целеполагание и мотивация.
  3. Планирование деятельности.
  4. Актуализация знаний.
  5. Обобщение и систематизация знаний.
  6. Рефлексия.
  7. Домашнее задание.

Ход урока

1. Организационный момент

Взаимное приветствие учителя и учеников.

: Личностные: самоорганизация; коммуникативные – умение слушать.

2. Целеполагание и мотивация

Вступительное слово учителя. С глубокой древности, созерцая мир вокруг и восхищаясь природой, человек задавался вопросом: из чего, из какого вещества состоят окружающие человека тела, сам человек, Вселенная.

Учащимся предлагается рассмотреть следующие изображения: сезоны года, кардиограмма сердца (можно использовать макет сердца), схема «Строение солнечной системы»; Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева (разных типов) и ответить на вопрос:«Что объединяет все представленные изображения?» (Периодичность).

Постановка цели. Как вы думаете, ребята, о каком вопросе у нас сегодня пойдет речь (ученики делают предположения, что речь на уроке пойдет о Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева)? В тетради следует запись темы урока: «Структура Периодической системы».

Задания для учащихся:

  1. Подберите примеры, указывающие на периодичность в природе. (Движение космических тел вокруг центра Галактики, смена дня и ночи).
    Предложите однокоренные слова и словосочетания к слову «периодичность» (период, периодические издания ).
  2. Кто «автор» Периодического закона (Д.И. Менделеев )? Можете ли Вы «создать» Периодическую систему (ответ на этот вопрос будет отсрочен, он дается ребятам в качестве домашнего задания )?
  3. Блеф-игра «Верите ли вы, что…»
  4. После окончания школы вас могут наградить алюминиевой кружкой? (В настоящее время это невозможно. А вот Дмитрию Ивановичу Менделееву за открытие им Периодического закона преподнесли чашу из алюминия, т.к. в то время стоимость алюминия превышала цену на золото и платину.)
  5. Открытие Д.И. Менделеевым Периодического закона можно считать подвигом? (Дмитрий Иванович Менделеев предсказал несколько неизвестных в то время элементов экабор (скандий), экаалюминий (галлий), экасилиций (германий), экамарганец (технеций). Ну предсказал и предсказал. А в чем подвиг-то? (Здесь уместно предложить детям пофантазировать на тему подвига УЧЕНОГО) Дело в том, что у первого же открытого элемента галлия (Л. Буабодран, Франция), была неверно определена плотность, а значит и масса элемента, причем Д.И. Менделеев указал не только ошибку ученого, но и ее причину – недостаточную очистку образца галлия. Если бы Дмитрий Иванович ошибся с расчетами, то пострадал бы сам, ведь его имя было бы опорочено навсегда).

Учитель. Ребята, перед изучением новой темы, я бы хотела вместе с вами «нарисовать» портрет ученого. Определить, какими качествами должен обязательно обладать ученый (далее следуют предположения учащихся о некоторых качествах ученого: интеллект, энтузиазм, настойчивость, усидчивость, амбиции, решительность, оригинальность).

Развиваемые универсальные учебные действия : предметные учебные действия: умение анализировать предложенные картинки, находить между ними сходство. Личностные: установление связи между целью деятельности и ее мотивом. Регулятивные: саморегуляция. Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование цели; доказательство своей точки зрения. Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог.

3. Планирование деятельности

8 февраля 2014 г. исполнилось 180 лет со дня рождения великого русского ученого Дмитрия Ивановича Менделеева. Сейчас мы посмотрим фрагмент фильма о великом ученом (далее следует фрагмент видеофильма «Русский да Винчи» или мультфильм «Три вопроса Менделееву») .

1 марта 1869 г . молодой и в то время мало кому известный русский ученый разослал химикам всего мира скромный печатный листок, озаглавленный «Опыт системы элементов, основанный на их атомном весе и химическом сходстве». Давайте окунемся в прошлое и узнаем немного о том, как был открыт Периодический закон. Далее следует рассказ ученика о разных вариантах Периодических систем (5-7 мин.) с использованием презентации.

Обучающиеся делают записи в тетради: формулировка Периодического закона и дата его открытия (по локальной сети учитель показывает сайт и раздел сайта Периодический закон).

Учитель. Как вы думаете, ребята, ученые сразу приняли Периодический закон? Поверили в него? Чтобы немного окунуться в ту эпоху, давайте прослушаем отрывок из стихотворения об открытии галлия .

Какие выводы следует сделать из этого отрывка (учащиеся предполагают, что для того чтобы поверить в новый закон, необходимы неопровержимые доказательства)?

Существует множество вариантов Периодических систем. Классификации подвергаются различные объекты: цветы, забракованные элементы, пищевые продукты и т.д. Все эти таблицы объединяют определенные принципы построения, т.е. структура.

Развиваемые универсальные учебные действия: регулятивные - составление плана и последовательности действий; познавательные – построение логической цепи рассуждений; коммуникативные – умение слушать и вступать в диалог, точно выражать свои мысли.

4. Актуализация знаний

Ко всем законам применим критерий сравнения – возможность предсказания нового, предвидения неизвестного. Сегодня Вам предстоит «открыть» для себя Периодическую систему, т.е. немного побыть учеными. Для этого необходимо выполнить задание.

Задание. У вас на рабочем столе - ноутбук с выходом в Интернет, есть инструкция (приложение 1) по работе с веб-сайтом «Самая необычная Периодическая система элементов Д.И. Менделеева». Проанализируйте интерфейс сайта, сделайте выводы; результаты отразите в карточке-инструкции (приложение 1).

При отсутствии мобильного компьютерного класса можно заготовить бумажные карточки-инструкции. В этом случае работу с сайтом учитель проводит вместе с учениками). Задание обучающимся учитель может: 1) разослать по локальной сети; 2) заранее оставить файл на рабочем столе каждого ноутбука. Обучающиеся могут дать ответ учителю, используя программу Paint или Word, т.к. другого вида обратной связи между главным (учительским) ноутбуком и мобильным классом (ученические ноутбуки) не предусмотрено.

Таблица для учащихся не содержит ответов. Работа выполняется в парах. На выполнение задания уместно отвести 10 минут. Учащиеся, первыми выполнившие задание, могут показать его всем по локальной сети (разрешить учащемуся показать демо).

Развиваемые универсальные учебные действия : личностные: понимание причин успешности учебной деятельности; регулятивные: нахождение ошибок с исправлением их самостоятельно или при помощи одноклассника, проявление настойчивости; коммуникативные: оценка действий партнера по выполнению задания, умение слушать и вступать в диалог.

5. Обобщение и систематизация знаний

Учитель проводит проверку работы учащихся и вместе с ними формулирует определение явления периодичности.

Учитель. Отличается ли структура Периодической системы, размещенной на сайте от табличной формы, предложенной Д.И. Менделеевым? Если да, то выделите сходные и отличительные признаки обеих таблиц (После выяснения общих признаков следует совместная формулировка явления периодичности).

Периодичность – закономерная повторяемость изменения явлений и свойств.

Развиваемые универсальные учебные действия : личностные: понимание причин успешности учебной деятельности; регулятивные: нахождение ошибок с исправлением их самостоятельно или при помощи одноклассника; коммуникативные – умение слушать и вступать в диалог.

6. Рефлексия

Развитие науки подтвердило слова самого Дмитрия Ивановича о развитии закона, эту фразу обучающиеся могли подготовить дома, отгадав ребус. Ответ: «Периодическому закону будущее грозит не разрушением, а только надстройки и развитие обещаются» . Здесь уместно также проверить знания на уроке с помощью коллекции ЦОР (проверка знаний периодов и групп).

В заключение урока звучит песня Тома Лерера.

Развиваемые универсальные учебные действия : предметные: проверка собственных знаний по предложенному тесту; регулятивные осознание полученных знаний и способов деятельности для достижения успешности; коммуникативные – участие в коллективном обсуждении.

7. Домашнее задание

  • §5, выполните письменные задания после параграфа: 1,4,5;
  • На уроке мы видели разные варианты Периодических систем. Дома я предлагаю Вам «создать» свою Периодическую систему. Данная работа будет выполнена в формате проекта. Название: «Моя таблица Менделеева». Цель: научиться классифицировать объекты, анализировать их свойства, уметь объяснять принцип построения своей системы элементов/объектов.

Самоанализ урока

Урок показал свою эффективность. Большинство проверенных домашних работ по созданию своей системы элементов полностью соответствовали критериям оценки, изложенным в тезисах, т.е. обучающиеся осознанно создавали табличные варианты своей системы выбранных элементов/объектов.

Проект «Моя таблица Менделеева», стартовавший как исключительно бумажный вариант, постепенно приобрел оцифрованную форму. Так появились презентации, табличные варианты в Excel и, наконец, ЦОР - сайт «Самая необычная Периодическая система элементов Д.И. Менделеева». Образцы работ обучающихся размещены на моем сайте, рубрика «Учащемуся», подрубрика «Работы моих учеников».

Критерии и показатели эффективности урока : положительный эмоциональный фон урока; кооперация обучающихся; суждения обучающихся относительно уровня собственных ответов и возможностей дальнейшего самообразования.


Тема. Периодический закон и периодическая система Д.И. Менделеева

Цель:

    Формировать у учащихся представления о том, что объективно существующая взаимосвязь между химическими элементами и образуемыми веществами подчинена периодическому закону и отражена в периодической системе; рассмотреть структуру периодической системы, сформировать понятие про периоды и группы;

    Развивать умения анализировать информацию и делать выводы, навыки использования Периодической системы для поиска информации о химических элементах и их свойствах;

    Воспитывать познавательный интерес к предмету.

Ход урока

І. Организационный момент

ІІ. Актуализация опорных знаний

Беседа

1. Что такое классификация?

2. Кто из ученых-химиков предпринимал попытки классификации химических элементов? Какие характеристики они брали за основу?

3. Какие группы химических элементов вам знакомы? Дайте их краткую характеристику. (Щелочные металлы, щелочноземельные металлы, галогены, инертные газы)

ІІІ. Изучение нового материала

1. История открытия Периодического закона

На прошлом уроке мы узнали, что середине XIX в. знаний о химических элементах стало достаточно, а число элементов возросло настолько, что в науке возникла естественная потребность в их классификации. Первые попытки классификации элементов оказались несостоятельными. Предшественники Д.И.Менделеева (И. В. Деберейнер, Дж. А. Ньюлендс, Л. Ю. Мейер) многое сделали для подготовки открытия периодического закона, но не смогли постичь истину.

Они использовали один из двух подходов к построению системы:

1. Объединение элементов в группы по сходству состава и свойств образованных ими веществ.

2. Расположение химических элементов в порядке увеличения их атомной массы.

Но ни один, ни другой подход не привели к созданию системы, объединяющей все элементы.

Проблема систематизации химических элементов заинтересовала и молодого 35-летнего профессора Педагогического университета Д.И. Менделеева. В 1869 году он работал над созданием учебника для студентов «Основы химии». Ученый хорошо понимал, что для того чтобы студенты лучше разобрались в разнообразии свойств химических элементов, эти свойства нужно систематизировать.

К 1869 году было известно 63 химических элемента, для многих из которых были неверно определены относительные атомные массы.

Менделеев расположил химические элементы в порядке возрастания их атомных масс и заметил, что свойства элементов повторяются через определенный промежуток – период, Дмитрий Иванович расположил периоды друг под другом, так, чтобы сходные элементы располагались друг под другом – на одной вертикали, так была построена периодическая система элементов.

В результате кропотливой работы в течение 15 лет по исправлению атомных масс и валентности элементов, а также по выяснению места еще не открытых химических элементов Д.И. Менделеев открыл закон, который назвал Периодическим законом.

Свойства химических элементов, простых веществ, а также состав и свойства соединений находятся в периодической зависимости от значений атомных масс.

1 марта 1869г. (18 февраля по старому стилю)- дата открытия Периодического закона.

К сожалению, сторонников периодического закона сначала было очень мало. Противников – много, особенно в Германии и Англии.
Открытие периодического закона – это блестящий образец научного предвидения: в 1870 г. Дмитрий Иванович предсказал существование трех еще неизвестных тогда элементов, которые назвал экасилицием, экаалюминием и экабором. Он сумел правильно предсказать и важнейшие свойства новых элементов. И вот через 5 лет, в 1875 г., французский ученый П.Э. Лекок де Буабодран, ничего не знавший о работах Дмитрия Ивановича, открыл новый металл, назвав его галлием. По ряду свойств и способу открытия галлий совпадал с экаалюминием, предсказанным Менделеевым. Но его вес оказался меньше предсказанного. Несмотря на это, Дмитрий Иванович послал во Францию письмо, настаивая на своем предсказании.
Ученый мир был ошеломлен тем, что предсказание Менделеевым свойств экаалюминия оказалось таким точным. С этого момента периодический закон начинает утверждаться в химии.
В 1879 г. Л. Нильсон в Швеции открыл скандий, в котором воплотился предсказанный Дмитрием Ивановичем
экабор .
В 1886 г. К. Винклер в Германии открыл германий, который оказался
экасилицием .

Но гениальность Дмитрия Ивановича Менделеева и его открытия - не только эти предсказания!

В четырёх местах периодической системы Д. И. Менделеев расположил элементы не в порядке возрастания атомных масс:

Ar – K, Co – Ni, Te – I, Th – Pa

Ещё в конце 19 века Д.И. Менделеев писал, что, по-видимому, атом состоит из других более мелких частиц. После его смерти в 1907 г. было доказано, что атом состоит из элементарных частиц. Теория строения атома подтвердила правоту Менделеева, перестановки данных элементов не в соответствии с ростом атомных масс полностью оправданы.

Графическим изображением периодического закона является периодическая система химических элементов. Это краткий конспект всей химии элементов и их соединений.

2. Структура Периодической системы

Существует длинный и короткий вариант таблицы

Каждый элемент находится в определённой клетке периодической системы.

    Какую информацию она несёт? (символ элемента, порядковый номер, название элемента, название простого вещества, относительная атомная масса)

Составными частями таблицы являются периоды и группы.

Учитель показывает период в таблице и просит учащихся самих сформулировать определение. Потом сравниваем с определением в учебнике (стр. 140).

Период - это горизонтальный ряд химических элементов, который начинается щелочным металлом и заканчивается инертным элементом.

Учитель показывает группу в таблице и просит учащихся самих сформулировать определение. Потом сравниваем с определением в учебнике (стр. 140).

Периоды бывают большие и малые.

    Какие периоды большие? Малые?

    Как изменяются металлические свойства в периоде слева направо? Усиливаются или ослабевают? Почему вы так считаете?

Металлические свойства в периоде слева направо ослабевают, следовательно, неметаллические усиливаются. Причину этого мы узнаем, изучив строение атома на последующих уроках.

    У какого элемента ярче выражены металлические свойства: А g - Cd ? Mg-Al ?

    У какого элемента ярче выражены неметаллические свойства: О- N ? S-Cl ?

Группа - это вертикальный столбик элементов, который содержит подобные по свойствам элементы. (записать в тетрадь)

Группа делится на главную (а) и побочную (в).

В главную подгруппу входят элементы как малых, так и больших периодов. В побочную- только больших. Побочные подгруппы содержат только металлические элементы (переходные металлы)

Назовите элементы второй группы, главной подгруппы.

    Назовите элементы пятой группы, побочной подруппы.

    Назовите элементы восьмой группы, главной подруппы. Как они называются?

IV. Обобщение и систематизация знаний

V .Подведение итогов урока, оценивание знаний учащихся

V І . Домашнее задание

Похожие статьи

© 2024 liveps.ru. Домашние задания и готовые задачи по химии и биологии.