К чаадаеву история создания кратко. Анализ стихотворения «К Чаадаеву» (А

Это послание в стихотворной форме Пушкина своему близкому другу Петру Чаадаеву. Поэт очень дорожил его дружбой, бесконечно ему доверял и делился с ним своими тайными мыслями и желаниями. Поэтому именно ему он пишет о произошедших с ним изменениях и вспоминает время юности, когда они много разговаривали и мечтали о славе и служении отечеству. А теперь все эти мечты рассеялись и разбились о горькую действительность.

Стихотворение написано во время царствования Александра I,который сначала позиционировал себя как либерал и реформатор, но все его правление сопровождалось жесткими репрессиями. И поэт понял, ничего хорошего не произойдет, пока в стране господствует самодержавие.

При этом он замечает, что в нем не погасло стремление изменить к лучшему судьбы Родины. И не все потеряно пока, есть желание и вера в свободу, которая обязательно придет. Поэт сравнивает свою любовь к Родине с чувством любовника перед первым свиданием. Он пребывает в радостном возбуждении и ожидании.

Эти стихи были написаны не для печати. Но когда Чаадаев прочитал его близкому кругу своих знакомых, то оно так понравилось, что его тут же начали переписывать, и передавать из рук в руки. В результате это послание стало ходить по стране, будоража умы. Оно стало своего рода гражданским посланием к лучшим представителям просвещенной молодежи. Здесь впервые Пушкин открыто призывает к свержению самодержавия.

Идея веры в победу над самовластием так вдохновляла, что это произведение стало неофициальным гимном декабристов, среди которых было много друзей поэта.

И позднее, после жестокого подавления восстания, Пушкин корил себя за то, что его послание сыграло определенную роль в окончательном решении членов тайного общества «Союз благоденствия» выйти на сенатскую площадь.

Анализ стихотворения К Чаадаеву Пушкина для 9 класса

Жанр данного стихотворения А.С. Пушкина – дружеское послание, которое адресовано его другу по Царскосельскому лицею Петру Яковлевичу Чаадаеву. Особенностью данного жанра является свободная форма выражения своих мыслей, кроме адресата чаще всего оно подразумевало обращение к читателю. Говоря о личности Чаадаева необходимо отметить, что он отличался демократическими взглядами, был защитником свободы личности.

Особенностью данного послания является то, что личный взгляд на события сочетаются в нем с патриотическими, гражданскими призывами. Поэт убежден в грядущей свободе.

Сюжет стихотворения – это становление личности, как гражданина, формирование его гражданской позиции. В начале стихотворения юношеские мечты и стремленья сталкиваются с реальной жизнью:

Любви, надежды, тихой славы
Недолго нежил нас обман,..
Они недолговечны и исчезают, как утренний туман.

Антитезой к первому четверостишью звучат все последующие строки стихотворения. У поэта и его современников не смотря на "гнет власти" есть желание послужить Отчизне.

Только теперь перед нами поэт-гражданин, который ждет минуты вольности, как молодой любовник ждет минут верного свиданья. А.С. Пушкин в этом стихотворении прямо выражает свою гражданскую позицию, призывая посвятить товарища и современников служению «Отчизне" своих душ "прекрасные порывы». Он надеется и призывает верить, что Россия способна пробудится ото сна, и наградой за служение Родине станет свобода и память о тех, кто боролся для достижения этой свободы.

И на обломках самовластья
Напишут наши имена!

Автор при написании послания широко гражданскую лексику близкую по духу декабристам («власть», "свобода", «отчизна», «самовластье», "товарищ" «гнет») и характерные для жанра послания обращения к собеседнику. Рифма стихотворения перекрестная, размер - четырехстопный ямб, придающий звучанию ясность, четкость и точность.

В стихотворении автором использованы художественные средства: эпитеты,«прекрасные порывы», олицетворение «Россия вспрянет», метафоры «звезда пленительного счастья», сравнения «как сон» и т.д. В произведении присутствуют такие стилистические фигуры, как инверсия («вольности святой») и единоначалие («пока… пока…»).

Анализ стихотворения К Чаадаеву по плану

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Край ты мой заброшенный Есенина

    Родившись в эпоху колоссальных политических потрясений, Есенин имел нелёгкую судьбу. Как любой творческий человек, он переживал происходящие события особенно остро. Он сильно и самоотверженно любил свою малую родину

    Произведение «Вдали огонек за рекою» было написано в 1842 году, оно открывается с перечисления обстоятельств, внутри которых происходит лирическая ситуация. Взгляд наблюдающего со стороны

История создания. Стихотворение написано в 1818 году - в петербургский период творчества Пушкина. Оно получило широкую известность, особенно в декабристских кругах, и стало распространяться в списках. Именно за такие стихи Пушкина постигла опала - он оказался в южной ссылке. Много позже в 1829 году без ведома поэта это стихотворение в искаженном виде было опубликовано в альманахе «Северная звезда».

Стихотворение адресовано конкретному человеку: Петру Яковлевичу Чаадаеву (1794-1856), одному из близких друзей Пушкина еще с лицейских лет. Кроме этого стихотворения, к нему обращены послания Пушкина «Чаадаеву» (1821), «Чаадаеву» (1824). Поэта связывала с Чаадаевым многолетняя дружба: их обоих характеризовали свободолюбивые настроения, стремление к изменению жизни в России, нестандартность мышления. Чаадаев, как и многие лицейские друзья поэта, был членом тайного декабристского общества «Союз благоденствия», хотя впоследствии отдалился от этого движения, заняв свою весьма своеобразную позицию в вопросе о государственной власти и дальнейшей судьбе России, За публикацию «Философического письма», в котором были изложены эти взгляды, Чаадаев был объявлен правительством сумасшедшим - так самодержавие боролось с инакомыслием и свободолюбием. Не всегда позиции Пушкина, особенно в зрелые годы, совпадали с мыслями Чаадаева, но в 1818 году юный поэт видел в старшем друге человека, умудренного жизненным опытом, наделенного острым и порой саркастическим умом, а главное - свободолюбивыми идеалами, столь отвечающими настроению Пушкина.

Жанр и композиция.
Для лирики Пушкина характерно стремление к трансформации устоявшихся жанров. В данном стихотворении мы видим проявление такого новаторства: дружеское послание, обращенное к определенному человеку, перерастает в гражданское обращение ко всему поколению, которое включает и черты элегии. Обычно стихотворение в жанре послания адресуется либо другу, либо возлюбленной и по тематике относится к интимной лирике. Меняя адресата своего стихотворения, Пушкин создает новое по жанру произведение - гражданское послание. Вот почему в основе его построения лежит обращение к товарищам: «Товарищ, верь...», по стилистике близкое к гражданским политическим стихам времен Великой Французской революции. Но в то же время композиция стихотворения, построенная как теза - антитеза, подразумевает наличие контраста. Именно так развивается поэтическая мысль: от элегического начала, проникнутого настроением грусти и печали, через противительный союз «но» («Но в нас горит еще желанье...») первая элегическая часть соединяется со второй, совершенно иной по настроению, чувству и мысли: здесь превалирует гражданская тематика, обличительный настрой. А завершение стихотворения, подводящее итог развития поэтической мысли, звучит ярким мажорным аккордом: «Мой друг, отчизне посвятим / Души прекрасные порывы!»

Основные темы и идеи. Главная идея стихотворения - призыв к единомышленникам отойти от частных интересов и обратиться к гражданским проблемам. С ней связана вера поэта в то, что свободолюбивые мечты будут реализованы, и «отчизна вспрянет ото сна». В концовке стихотворения звучит весьма редкая в творчестве Пушкина идея слома всей государственной системы, которая, по мысли поэта, произойдет в ближайшем будущем («И на обломках самовластья / Напишут наши имена!»). Поэт-государственник чаще призывал к постепенным преобразованиям, идущим прежде всего от самой власти, как в стихотворениях «Вольность» и «Деревня». Можно считать, что столь радикальная позиция автора в стихотворении «К Чаадаеву» - свидетельство юношеского максимализма и дань романтическим настроениям. Общий пафос стихотворения - гражданский, но в нем есть элементы романтического и элегического пафоса, особенно в первой части, что отражается в специфике ряда образов.

Впервые в этом стихотворении появляется характерное для дальнейшего творчества Пушкина соединение гражданской тематики с интимной - любовной и дружеской. В связи с этим поэт поднимает проблемы гражданского долга и политической свободы в соединении с вопросами индивидуальной свободы и частной жизни человека, что звучало в то время крайне необычно. Рассмотрим, как развивается поэтическая мысль. Начало проникнуто элегическими настроениями. Лирический герой, обращаясь к своему задушевному другу, с печалью вспоминает о том, что многие прежние его идеалы оказались «обманом», «сном»:

Любви, надежды, тихой славы
Недолго нежил нас обман,
Исчезли юные забавы,
Как сон, как утренний туман.

Вся поэтическая лексика, вся образность первого четверостишия построена в стиле романтических элегий: тихий, нежил, сон, утренний туман. Что же осталось от дней уходящей юности? Нет уже ни любви, ни надежды. Но, кажется, в этой привычной триаде не хватает какого-то слова? Конечно, нет первого из слов этого устойчивого сочетания - «веры». Это ключевое слово еще появится в стихотворении - оно оставлено для заключительной, ударной концовки, чтобы придать ей характер особого, почти религиозного воодушевления и убежденности. Но переход от пессимистической тональности к мажорному звучанию происходит постепенно. Этот переход связан с образами горения, огня. Обычно уподобление страстного желания огню было характерно для любовной лирики. Пушкин вносит в мотив огня совсем иное звучание: оно связано с гражданским призывом, протестом против «гнета власти роковой»:

Но в нас горит еще желанье,
Под гнетом власти роковой
Нетерпеливою душой
Отчизны внемлем призыванье.

Далее следует столь неожиданное сравнение, что далеко не все даже близкие по образу мыслей и духу друзья-декабристы приняли его. Считалось, что сопоставление гражданской жизни с частной, соединение высоких патриотических мотивов с сентиментальными недопустимы. Но Пушкин в этом стихотворении избирает поистине новаторский ход: он соединяет в единый и неразрывный образ понятия «свобода» и «любовь». Тем самым он показывает, что свободолюбие и гражданские устремления так же естественны и присущи каждому человеку, как и самые интимные его чувства - дружба и любовь:

Мы ждем с томленьем упованья
Минуты вольности святой,
Как ждет любовник молодой
Минуты верного свиданья.

И тогда уже вполне логичен переход образа горения из области любовных чувств в сферу гражданских побуждений:

Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы.

Теперь очевидно, что обращение к другу переросло в призыв к вере в идеалы свободы и возможность их достижения, адресованный всему молодому поколению России. Недаром в последнем четверостишии употреблено другое, более высокое слово - «друг» заменяется на «товарищ». А поэтический образ «звезды пленительного счастья», завершающий стихотворение, становится символом надежд на торжество идеалов гражданской свободы.

Художественное своеобразие. Послание «К Чаадаеву» написано излюбленным пушкинским размером - четырехстопным ямбом. Помимо жанрового новаторства, с которым связаны особенности развития авторской мысли и построения стихотворения, оно отличается необычной художественной образностью. Это отмеченное сравнение стремления к «вольности святой» и любви; метафорические образы «горения», эпитеты романтической окраски («под гнетом власти роковой», «минуты вольности святой»), метонимия высокого стиля («Россия вспрянет ото сна»). Особо следует подчеркнуть символический образ звезды - «звезда пленительного счастья», который вошел не только в русскую литературу, но и стал элементом сознания русского общества.

Значение произведения. Стихотворение стало этапным для творчества Пушкина, обозначив важнейшую для его поэзии тему свободы, а также ее особую интерпретацию. В истории русской литературы оно явилось началом традиции соединения гражданской, свободолюбивой и интимной тематики, что подтверждается творчеством Лермонтова, Некрасова, романистикой второй половины XIX века, а затем переходит к таким поэтам XX века, как Блок.

Известный философ своего времени, П. Я. Чаадаев в жизни А. С. Пушкина играл особенную роль. С этим человеком поэт полемизировал и спорил, но в одном порыве был един: они оба мечтали о свободной и прогрессивной России без деспотизма самодержавия. Поэтому имя отвергнутого и непризнанного таланта увековечено в послании, которое Александр Сергеевич написал в поддержку Петру Яковлевичу.

А.С. Пушкин не мог оставаться равнодушным к тем проблемам, что существовали в обществе после европейской кампании Александра I, в чём открыто признавался и после Декабрьского восстания. Революционными идеями с поэтом делился его близкий, ещё с лицейских лет, друг П. Я. Чаадаев, ему и посвящено стихотворение.

Датируется оно 1818-м годом, когда Пушкин жил в столице, еще не знал наказаний за вольные мысли со стороны властей. «К Чаадаеву» — одно из тех произведений, что спровоцировали первую, южную ссылку Пушкина в 1820 году. Не только это сочинение автор адресовал своему единомышленнику. Кроме «Любви, надежды, тихой славы», ещё существуют стихотворения «В стране, где я забыл тревоги прежних лет…» и «К чему холодные сомненья?..».

Жанр, размер, направление

Жанр произведения «К Чаадаеву» — послание. Для него свойственна прямая адресация стихотворения определённому человеку, изложение определённых идей, рекомендаций или надежд. До XIX века такой жанр назывался эпистолой, от латинского «письмо, «поручение».

«К Чаадаеву» написано четырехстопным ямбом. Данный стихотворный размер делает стих лёгким и воодушевляющим. Так Пушкин придаёт позитивную интонацию произведению о мечтах и надеждах. Эти качества необходимы вольнолюбивой лирике, к которой поэт обращался нередко, особенно в ранний период творчества. Революционное направление в русской литературе начала XIX века разрабатывали многие литераторы: Радищев, Рылеев, Бестужев, Глинка. Все собратья по перу боролись за общую идею – освобождение страны от гнёта «самовластья».

Продолжателями социального направления в лирике стали Лермонтов, Некрасов, Есенин, Блок.

Композиция

Композиция «К Чаадаеву» трёхчастна:

  1. Первая часть ограничивается начальным катреном, который пронизан лирическими интонациями, сожалениями об уходящей юности.
  2. Вторая часть вносит противоположное настроение в стихотворение. Здесь появляется некое чаяние возможного счастья: «Мы ждем с томленьем упованья// Минуты вольности святой».
  3. Третья часть, со слов «пока свободою горим», является кульминацией произведения. Она наполнена призывом, звучит наиболее напряженно и громогласно. Финал носит характер манифеста, побуждающего к героическим поступкам.

Главные герои и их характеристика

Лирический герой стихотворения обращается к своему другу с намерением пробудить в нём желание бороться за свободу. Можно предположить, что адресат подавлен, теряет былой энтузиазм, но его сотоварищ не поддаётся отчаянию. И движет им, главным образом, «отчизны … призыванье».

Этот голос помогает сохранять веру в лучшее, в этом он видит свою миссию, долг. Прислушаться к этому голосу поэт предлагает и собеседнику. Борец хорошо осознаёт, что они оба ещё слишком молоды, чтобы сдаваться. Он считает, что они должны посвятить себя благому делу освобождения, в надежде, что их имена останутся в истории.

Темы

  • Патриотизм. На нем зиждется тематика произведения. Стихотворение проникнуто духом патриотизма. Лирический герой ясно видит все проблемы, существующие в стране. Но это не служит причиной отказаться от родины, напротив, молодой человек намерен посвятить свою жизнь преображению отчизны, он верит в её светлое будущее. Автор слышит голос страждущей страны и жаждет спасти её.
  • Дружба . Поэт не остаётся равнодушным к пессимистичному настрою своего товарища. Он пытается развеять его тоску, обессмысливающую существование. Лирический герой всячески поддерживает своего друга, мотивирует на достижение новых целей. Поэт верит в потенциал своего единомышленника, потому и посвящает ему послание.

Проблемы

  • Самовластие. Поэт осознает бедственную ситуацию в своей стране, сложившуюся в связи с тираническим политическим режимом. Он ощущает гнёт «власти роковой» и жаждет избавления от него. Но герой понимает, что в одиночку ему не справиться, и призывает на помощь своего верного друга.
  • Отчаяние. Автор испытал на себе воздействие юношеский иллюзий, он уже знает, какое бывает разочарование, если обмануться мечтами. Об этом он пишет в первой части. Очевидно, подобные чувства испытывает и адресат послания. Но Пушкин сумел преодолеть сплин, теперь он хочет излечить от него и своего друга. Таковы проблемные вопросы стихотворения «К Чаадаеву».
  • Смысл

    Никогда противостояние не бывает простым, путь, ведущий к заветной цели, может быть тернист. Враг может быть как внешним – самовластье -, так и внутренним – разочарование. Обо всем этом Пушкин напоминает Чаадаеву.

    Идея Пушкина заключается в том, что бороться нужно до конца, проявляя настойчивость, смелость и отвагу. Нельзя усыплять свои силы тоской, нельзя отказываться от мечты при малейшем разочаровании. Подарить родине свободу – истинное счастье для молодого, импульсивного человека.

    Средства выразительности

    Для того чтобы сделать своё послание воодушевляющим и убедительным, Пушкин использует множество различных средств выразительности.

    В стихотворении встречается побудительные предложения с восклицательной интонацией. Интересно, что поэт использует в них глаголы будущего времени («посвятим», «напишут»). В отличие от повелительного наклонения, такие формы глаголов не обладают приказным характером. Так Пушкин ненавязчиво мотивирует своего адресата.

    Чтобы добиться наиболее успешного воздействия на своего читателя, Пушкин обращается к сравнительным оборотам. Наиболее ярким, из представленных в тексте, является сопоставление чаяние свободы с ожиданием свидания. И автор, и его друг на тот момент – молодые люди, со свойственными им сердечными порывами, и такое сравнение весьма актуально для них.

    На композиционном уровне можно наблюдать антитезу, так соотносятся между собой первая и вторая части.

    Критика

    Влиятельный литератор пушкинской эпохи Белинский относил «К Чаадаеву» к тем стихом, что прививает патриотизм, что в том числе помогает воспитать в читателе человека.

    Друзья-декабристы горячо приняли это стихотворение, они видели в нём провозглашение своих идей, к тому же не без восхищения мастерством и талантом самого Пушкина.

    В двадцатом веке С. Л. Франк в статье «Светлая печаль» подчеркивает двойственность пушкинского мышления: импульсивность и умиротворение, веселье и мука. Послание «К Чаадаеву» критик считает одним из тех стихотворений, что иллюстрируют эту особенность.

    Интересно? Сохрани у себя на стенке!

В русской поэзии первой трети XIX века распространенным жанром было дружеское послание. Популярность этого жанра во многом объяснялась относительно свободной формой выражения мыслей. Послание к другу напоминало непринужденную беседу, которая не ограничена строгими формальными рамками; часто это разговор на равных, обращение к читателю. Адресатом мог быть кто угодно: вполне реальное, близкое автору лицо или человек, с которым автор был лично знаком, им мог стать даже воображаемый герой.

Жанр послания возник в античные времена в творчестве Горация, после - Овидия, а затем пришел в европейскую литературу. В этом жанре писали М. Ломоносов и Д. Фонвизин , К. Батюшков и В. Жуковский. Послание часто бывает похоже на письмо, а так как наши соотечественники, жившие в XIX и ХХ веках, еще посылали близким и друзьям письма, то образцы лирических посланий можно встретить и в поэзии С. Есенина («Письмо матери» , «Письмо к женщине»), и в творчестве В. Маяковского («Письмо Татьяне Яковлевой» , «Письмо товарищу Кострову»).

Послание Александра Сергеевича Пушкина адресовано его лицейскому другу - Петру Яковлевичу Чаадаеву. Пушкин, уже живя в Петербурге и находясь в должности коллежского секретаря, часто приходил к своему товарищу на Мойку, в дом № 40. Он любил беседовать с Чаадаевым и старался не упускать возможности лишний раз повидаться с ним. У Чаадаева он учился независимости, достоинству, широкому взгляду на жизнь. Петр Яковлевич был последовательным защитником свободы: даже своих крепостных он отпустил на волю. Именно поэтому одно из лучших юношеских стихотворений Пушкина получило название «К Чаадаеву» .

Данное стихотворение по жанру с уверенностью можно отнести к дружескому посланию. Оно носит доверительный, более лирический характер. При этом глубоко личные мотивы сливаются в послании с возвышенными, патриотическими. Это настоящая лирика гражданского звучания, в ней звучит абсолютная убежденность в будущей свободе.

Сюжет послания «К Чаадаеву» развивает мысль о взрослении человека, прежде всего, гражданском. Начало стихотворения звучит удручающе: оказывается, «любовь, надежда, тихая слава» оказались всего лишь обманом. Юношеские мечты о славе и свободе при столкновении с реальностью обернулись сомнением. Неслучайно Пушкин сравнивает их со сном, с утренним туманом, которые имеют свойство рассеиваться в считанные секунды. Многие современники усматривали в этих строках отношение Пушкина к правлению Александра I, считавшего себя истинным либералом.

Вторая часть послания становится антитезой к первой, поэтому меняется ее звучание. Теперь герой «нетерпеливою душой» вслед за личными чувствами испытывает порывы свободолюбия. Они не менее пылкие, чем прежние, но теперь обращены не к собственной желаниям, а к нуждам своей родины. Для поэта такое обращение от частного к общему - вполне естественный шаг на пути взросления истинного гражданина и необходимое условие появления «вольности святой» . Герой уверен, что «Россия вспрянет ото сна» только тогда, когда проснется каждый искренне любящий ее гражданин.

Но при всей своей пылкости Пушкин прекрасно осознавал, что даже при неизбежности «пробуждения» человека и страны есть силы, препятствующие этому освобождению: «Гнет власти роковой» и «тяжесть самовластья» противостоят у него порывам «нетерпеливой души» . Поэтому лучшее время жизни, самую сильную и самостоятельную ее пору, по мнению юного поэта, надо «посвятить Отчизне» . Заслуженной наградой в этом случае станет громкая историческая слава, когда «на обломках самовластья напишут наши имена» .

Общественно-политическая лексика («честь» , «власть» , «гнет» , «отчизна» ), которой насыщено все стихотворение «К Чаадаеву», была характерна для ранней поэзии декабристов, особенно поэзии Рылеева. По этой причине стихотворение мало кому известного в 1818 году Александра Пушкина распространялось среди жителей Петербурга почти анонимно и только в 1829 году было напечатано в альманахе «Северная звезда» М. А. Бестужева в весьма искаженном виде. А режиссер Владимир Мотыль в 1975 году взял строчку из стихотворения - «Звезда пленительного счастья» - для названия своего фильма о трагической судьбе декабристов, вышедших в 1825 году на Сенатскую площадь.

  • «Капитанская дочка», краткое содержание по главам повести Пушкина
  • «Борис Годунов», анализ трагедии Александра Пушкина

История создания. Стихотворение написано в 1818 году - в петербургский период творчества Пушкина. Оно получило широкую известность, особенно в декабристских кругах, и стало распространяться в списках. Именно за такие стихи Пушкина постигла опала - он оказался в южной ссылке. Много позже в 1829 году без ведома поэта это стихотворение в искаженном виде было опубликовано в альманахе «Северная звезда».

Стихотворение адресовано конкретному человеку: Петру Яковлевичу Чаадаеву (1794-1856), одному из близких друзей Пушкина еще с лицейских лет. Кроме этого стихотворения, к нему обращены послания Пушкина «Чаадаеву» (1821), «Чаадаеву» (1824). Поэта связывала с Чаадаевым многолетняя дружба: их обоих характеризовали свободолюбивые настроения, стремление к изменению жизни в России, нестандартность мышления. Чаадаев, как и многие лицейские друзья поэта, был членом тайного декабристского общества «Союз благоденствия», хотя впоследствии отдалился от этого движения, заняв свою весьма своеобразную позицию в вопросе о государственной власти и дальнейшей судьбе России, За публикацию «Философического письма», в котором были изложены эти взгляды, Чаадаев был объявлен правительством сумасшедшим - так самодержавие боролось с инакомыслием и свободолюбием. Не всегда позиции Пушкина, особенно в зрелые годы, совпадали с мыслями Чаадаева, но в 1818 году юный поэт видел в старшем друге человека, умудренного жизненным опытом, наделенного острым и порой саркастическим умом, а главное - свободолюбивыми идеалами, столь отвечающими настроению Пушкина.

Жанр и композиция.
Для лирики Пушкина характерно стремление к трансформации устоявшихся жанров. В данном стихотворении мы видим проявление такого новаторства: дружеское послание, обращенное к определенному человеку, перерастает в гражданское обращение ко всему поколению, которое включает и черты элегии. Обычно стихотворение в жанре послания адресуется либо другу, либо возлюбленной и по тематике относится к интимной лирике. Меняя адресата своего стихотворения, Пушкин создает новое по жанру произведение - гражданское послание. Вот почему в основе его построения лежит обращение к товарищам: «Товарищ, верь...», по стилистике близкое к гражданским политическим стихам времен Великой Французской революции. Но в то же время композиция стихотворения, построенная как теза - антитеза, подразумевает наличие контраста. Именно так развивается поэтическая мысль: от элегического начала, проникнутого настроением грусти и печали, через противительный союз «но» («Но в нас горит еще желанье...») первая элегическая часть соединяется со второй, совершенно иной по настроению, чувству и мысли: здесь превалирует гражданская тематика, обличительный настрой. А завершение стихотворения, подводящее итог развития поэтической мысли, звучит ярким мажорным аккордом: «Мой друг, отчизне посвятим / Души прекрасные порывы!»

Основные темы и идеи. Главная идея стихотворения - призыв к единомышленникам отойти от частных интересов и обратиться к гражданским проблемам. С ней связана вера поэта в то, что свободолюбивые мечты будут реализованы, и «отчизна вспрянет ото сна». В концовке стихотворения звучит весьма редкая в творчестве Пушкина идея слома всей государственной системы, которая, по мысли поэта, произойдет в ближайшем будущем («И на обломках самовластья / Напишут наши имена!»). Поэт-государственник чаще призывал к постепенным преобразованиям, идущим прежде всего от самой власти, как в стихотворениях «Вольность» и «Деревня». Можно считать, что столь радикальная позиция автора в стихотворении «К Чаадаеву» - свидетельство юношеского максимализма и дань романтическим настроениям. Общий пафос стихотворения - гражданский, но в нем есть элементы романтического и элегического пафоса, особенно в первой части, что отражается в специфике ряда образов.

Впервые в этом стихотворении появляется характерное для дальнейшего творчества Пушкина соединение гражданской тематики с интимной - любовной и дружеской. В связи с этим поэт поднимает проблемы гражданского долга и политической свободы в соединении с вопросами индивидуальной свободы и частной жизни человека, что звучало в то время крайне необычно. Рассмотрим, как развивается поэтическая мысль. Начало проникнуто элегическими настроениями. Лирический герой, обращаясь к своему задушевному другу, с печалью вспоминает о том, что многие прежние его идеалы оказались «обманом», «сном»:

Любви, надежды, тихой славы
Недолго нежил нас обман,
Исчезли юные забавы,
Как сон, как утренний туман.

Вся поэтическая лексика, вся образность первого четверостишия построена в стиле романтических элегий: тихий, нежил, сон, утренний туман. Что же осталось от дней уходящей юности? Нет уже ни любви, ни надежды. Но, кажется, в этой привычной триаде не хватает какого-то слова? Конечно, нет первого из слов этого устойчивого сочетания - «веры». Это ключевое слово еще появится в стихотворении - оно оставлено для заключительной, ударной концовки, чтобы придать ей характер особого, почти религиозного воодушевления и убежденности. Но переход от пессимистической тональности к мажорному звучанию происходит постепенно. Этот переход связан с образами горения, огня. Обычно уподобление страстного желания огню было характерно для любовной лирики. Пушкин вносит в мотив огня совсем иное звучание: оно связано с гражданским призывом, протестом против «гнета власти роковой»:

Но в нас горит еще желанье,
Под гнетом власти роковой
Нетерпеливою душой
Отчизны внемлем призыванье.

Далее следует столь неожиданное сравнение, что далеко не все даже близкие по образу мыслей и духу друзья-декабристы приняли его. Считалось, что сопоставление гражданской жизни с частной, соединение высоких патриотических мотивов с сентиментальными недопустимы. Но Пушкин в этом стихотворении избирает поистине новаторский ход: он соединяет в единый и неразрывный образ понятия «свобода» и «любовь». Тем самым он показывает, что свободолюбие и гражданские устремления так же естественны и присущи каждому человеку, как и самые интимные его чувства - дружба и любовь:

Мы ждем с томленьем упованья
Минуты вольности святой,
Как ждет любовник молодой
Минуты верного свиданья.

И тогда уже вполне логичен переход образа горения из области любовных чувств в сферу гражданских побуждений:

Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы.

Теперь очевидно, что обращение к другу переросло в призыв к вере в идеалы свободы и возможность их достижения, адресованный всему молодому поколению России. Недаром в последнем четверостишии употреблено другое, более высокое слово - «друг» заменяется на «товарищ». А поэтический образ «звезды пленительного счастья», завершающий стихотворение, становится символом надежд на торжество идеалов гражданской свободы.

Художественное своеобразие. Послание «К Чаадаеву» написано излюбленным пушкинским размером - четырехстопным ямбом. Помимо жанрового новаторства, с которым связаны особенности развития авторской мысли и построения стихотворения, оно отличается необычной художественной образностью. Это отмеченное сравнение стремления к «вольности святой» и любви; метафорические образы «горения», эпитеты романтической окраски («под гнетом власти роковой», «минуты вольности святой»), метонимия высокого стиля («Россия вспрянет ото сна»). Особо следует подчеркнуть символический образ звезды - «звезда пленительного счастья», который вошел не только в русскую литературу, но и стал элементом сознания русского общества.

Значение произведения. Стихотворение стало этапным для творчества Пушкина, обозначив важнейшую для его поэзии тему свободы, а также ее особую интерпретацию. В истории русской литературы оно явилось началом традиции соединения гражданской, свободолюбивой и интимной тематики, что подтверждается творчеством Лермонтова, Некрасова, романистикой второй половины XIX века, а затем переходит к таким поэтам XX века, как Блок.

Похожие статьи

© 2024 liveps.ru. Домашние задания и готовые задачи по химии и биологии.